Что относится к диким растениям. Дикорастущие растения: виды, названия, отличие от культурных

Дикорастущие и культурные растения

Дети, а замечали ли вы, что где бы вы не находились, везде нас окружают различные растения? Вы их видите, идя и возвращаясь со школы, гуляя в парке, отдыхая у речки или находясь в лесу. Растения есть везде. Они растут вдоль тропинок, на лугах, полях, огородах, в степях и даже высоко в горах. Растения даже можно встретить в безводных пустынях, в озерах, топких болотах и даже в Антарктиде.

Но сегодня мы с вами поговорим о тех растениях, которые растут на просторах нашей страны.

Растительный мир очень разнообразный по строению, месту обитания и по использованию растений человеком.

А задумывались ли вы о том, в чем сходство и в чем различие, например, между сосной и яблоней, или помидором и одуванчиком?

Конечно же, вы знаете, что и сосна и яблоня – это деревья, а одуванчик и помидор относятся к травянистым растениям. Но, их отличие заключается в том, что за яблоней и помидорами нужен уход, а вот сосна с одуванчиком могут расти сами по себе.

Дикорастущие растения

Вы знаете, что некоторые растения растут на полях, огородах, а некоторые на лугах, вдоль рек и озер, в парках и лесах. А как вы думаете, есть ли существенные различия между растениями, которые выращивает человек на своем огороде, саду или на поле? И чем эти растения отличаются от тех, которые можно встретить на лужайках, вдоль тропинок или в лесу? А все очень просто. Оказывается, все растения, которые вырастают сами по себе и без вмешательства человека называются дикорастущими растениями.

Теперь давайте поближе познакомимся с такими растениями. Среди дикорастущих растений могут быть не только травяные, но и к ним также относятся деревья, кустарники. Одним словом это те растения, которые растут везде и сами по себе.

Культурные и дикорастущие растения



Все те растения, которые мы можем встретить на нашей планете, делятся на две большие группы.

К первой такой группе относятся растения, которые выращивает человек и за которыми он ухаживает. Такие растения называют культурными.

Ко второй группе относятся деревья, кустарники и травяные растения, за которыми не нужно ухаживать, так как они растут где угодно и сами по себе. Эти растения являются дикорастущими.

Теперь попробуем более подробно рассмотреть, в чем же заключается разница между этими растениями.

Все дикорастущие растения произрастают, как правило, без вмешательства человека и на тех территориях, где для них созданы природой подходящие условия или же к этим условиям растения смогли приспособиться сами. Кроме того, за дикорастущими растениями, никто не ухаживает, и они растут сами по себе.

А вот за культурными растениями необходимо ухаживать. Такие растения человек сеет или сажает и чтобы получить хороший урожай культурных растений, человеку необходимо тщательно о них заботиться.

Как возникли культурные растения

Раньше, в древние времена, все растения, которые росли на земле, были дикорастущими. Человек, собирая их плоды, ягоды, травы и коренья, много времени тратил на их поиски. Потом люди поняли, чтобы за пищей не ходить за тридевять земель, можно ее иметь рядом со своим жилищем. Так по истечения какого-то времени, человек начал высаживать дикорастущие растения около своего дома и чтобы они прижились и дали хороший урожай, люди стали ухаживать за этими растениями. Со временем эти растения под зорким вниманием человека стали изменятся. Вот таким способом и появились культурные растения. Ведь, в переводе с латинского языка, термин «культура» переводится, как возделывать, или обрабатывать.

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
Подписи к слайдам:

учитель начальных классов

МОУ СОШ №1 г. Камешково

Курова Татьяна Владимировна

Окружающий мир 2 класс

УМК «Школа России»

Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности: уровень А – базовый, уровень В – средней сложности, уровень С – повышенной сложности. Задания уровней А и В предполагают один верный ответ, в заданиях уровня С может быть как один, так и несколько правильных ответов.

Каждое верно выполненное задание

уровня А оценивается в 1 балл,

уровня В – в 2 балла,

уровня С – в 3 балла.

80 – 100% — оценка «5»;

60 – 80% — оценка «4»;

40 – 60% — оценка «3»;

0 — 40% — оценка «2».

Какое растение является дикорастущим?

Какой кустарник является культурным?

Найди плодовое культурное растение.

Какой цветок может расти только в саду?

3. вероника дубравная

Название какого декоративного растения переводится с греческого как «звезда»?

Какое культурное растение человек использует для получения ткани?

Какая зерновая культура лучше всего переносит холод?

Дикорастущие и культурные растения мира: разнообразие, использование человеком

В мире существуют дикорастущие и культурные растения. Главное их отличие заключается в том, что культурные человек выращивает целенаправленно, выводит внутри видов разнообразные сорта.

Однако это ненаучная классификация представителей флоры.

Общепринятая классификация дикорастущих и культурных растений

Ученые делят все растения на два подцарства: низшие и высшие. Первая группа состоит из четырех отделов: бурые, зеленые, красные и диатомовые водоросли. К высшим относятся такие отделы: моховидные, хвощевидные, плауновидные, псилотовидные, папоротниковидные, голосеменные и покрытосеменные. Первые пять групп растений размножаются при помощи спор, а последние две - семенами. Голосеменные отличаются от покрытосеменных тем, что у них есть цветы, поэтому растения данного отдела еще называются цветковыми. В основном культурные растения мира принадлежат к отделу покрытосеменных. И вообще, цветковые и голосеменные являются на сегодняшний день наиболее многочисленными группами растений.

Разнообразие покрытосеменных

Дикорастущие и культурные растения, размножающиеся семенами, очень разнообразны и многочисленны.

Давайте сначала рассмотрим научную классификацию этих представителей флоры. Итак, дикорастущие и культурные растения, принадлежащие к отделу цветковых, делятся на два класса в зависимости от строения семян: однодольные и двудольные. К однодольным принадлежат такие семейства, как злаковые и лилейные. Такие растения в большинстве случаев являются культурными. К двудольным можно отнести такие семейства, как березовые, ивовые, пасленовые, крестоцветные, бобовые, сложноцветные, розоцветные. Среди них также есть множество культур, которые выращиваются человеком.

Многообразие голосеменных

Во всех перечисленных выше семействах выделяют роды и виды.

Другие классификации растений

В зависимости от жизненной формы, дикорастущие и культурные растения можно разделить на восемь групп:

Дикорастущие и культурные растения, примеры которых можно увидеть на картинках, также можно разделить на группы в зависимости от продолжительности их жизни. Так, выделяют однолетние, двулетние и многолетние растения. Однолетние и двулетние в основном травянистые растения, а многолетние могут быть кустарниками, полукустарниками, деревьями и др.

Дикорастущие и культурные растения: примеры

Рассмотрим культурные и дикорастущие растения, которые используются человеком в различных сферах.
Их демонстрирует представленная ниже таблица.

Дикорастущие кустарники: виды и названия

Природа нашей планеты чрезвычайно разнообразна. Каждый континент, часть света, страна, область, край и город могут похвастаться прекрасными представителями флоры, которые не только украшают собой все окружающее пространство, но еще и способствуют очищению воздуха.

Большую роль в природе и жизни человека играют разные жизненные формы растений, в том числе такие, как дикорастущие кустарники. Именно о них пойдет речь в статье.

Дикорастущие растения

Таковыми принято называть те растения, которые обитают в естественных природных условиях и не окультурены человеком. Они заселяют поля и луга, степи и саванны, пустыни и леса. Отнести к ним можно:

То есть все существующие жизненные формы растений. Конкретно дикорастущие кустарники составляют основную часть подлеска, чащи, окраины лугов и полей, обочины дорог, ландшафта городских массивов. Именно такие формы используют для создания живых изгородей перед жилыми зданиями, торговыми точками и прочими сооружениями.

Дикорастущие деревья, кустарники, травы — это неотъемлемая прекрасная часть природы России. Именно они еще на въезде в нашу страну говорят о ее красоте, статности и великолепии.

Кустарники России

Дикорастущие кустарники нашего края отличаются большим видовым разнообразием. Они распространены во всех полосах и широтах, формируют лиственные и отчасти хвойные леса, выстилают сопки и горные массивы. Также среди них есть множество представителей, которых человек использует в декоративных целях для садово-огородных участков. Ягоды некоторых видов активно употребляются в пищу и ценятся за свои витаминные компоненты. Даже лекарственные формы дикорастущие кустарники России имеют.

Самыми распространенными видами, растущими в дикой природе, являются:

  • спирея;
  • боярышник;
  • снежноягодник;
  • калина лесная;
  • багульник болотный;
  • барбарис обыкновенный;
  • лимонник китайский;
  • бересклет бородавчатый;
  • волчеягодник;
  • жимолость обыкновенная;
  • карагана древовидная;
  • кизильник черноплодный;
  • клюква болотная;
  • лещина обыкновенная;
  • малина обыкновенная;
  • пузыреплодник;
  • венгерник русский;
  • сирень;
  • шиповник;
  • чубушник и другие.
  • Дикорастущие кустарники нашего края очень красивы, разнообразны по своей роли в природе и значении для человека. Существует ряд таких видов, которые люди стремятся посадить и размножить у себя на земельных участках с разными целями: декоративной, питательной, ландшафтно-дизайнерской. К таким представителям можно отнести следующие дикорастущие деревья и кустарники: черемуха, черника, яблоня, ясень, шиповник, туя, сосна, ель, смородина, слива, сирень, рябина, ракитник, паслен, ольха, облепиха, можжевельник, малина, груша, орешник, калина, барбарис, виноград, липа, лимонник, крыжовник, крушина, клен, жимолость, дуб и другие.

    Пожалуй, один из самых ценных кустарников как в дикой, так и в культурной форме. Высота растения — до 2 м, ветви красно-коричневые, блестящие, покрыты загнутыми шипами. Цветки розовые, яркие. Данное растение относится к семейству Розоцветные. Листья округлые, собраны по несколько штук на одном черешке. Край мелкоизрезанный. Плоды шиповника ярко-оранжевые, эллиптической или округлой формы.

    С самой древности это растение считалось целебным источником важных веществ и витаминов. Еще Авиценна называл шиповник средством от болезней печени. Сегодня это растение ценится не только за свои лекарственные свойства, но и за красивый внешний вид и неприхотливость к условиям обитания. Нежные малиновые розы никого не оставляют равнодушными. Цветение продолжается с середины мая до конца июня.

    Для изготовления лекарственных препаратов используются все части растения, кроме листьев: плоды, корни, стебли и цветки. Самыми ценными веществами в составе растения считаются каротиноиды, витамины группы В и РР, флавоноиды, органические кислоты, эфирные масла.

    Дикорастущие кустарники рода Спирея включают в себя около 90 видов. Часть из них была уже давно окультурена людьми и очень широко используется для ландшафтного дизайна участков.

    Данное растение от 2 метров и больше в высоту. Окраска цветков, листьев, их форма и размеры — все это зависит от конкретного вида. Чаще всего встречаются белоцветковые или розовоцветковые формы, реже с фиолетовой окраской венчика.

    Виды спиреи средней, самой распространенной в природе России, представляют собой красивые дикорастущие кустарники, фото которых можно увидеть ниже.

    Также большой популярностью пользуются следующие представители:

  • Японская.
  • Тунберга.
  • Ниппонская.
  • Дубравколистная.
  • Городчатая.
  • Вангутта.
  • Аргута.
  • Серая.
  • Эффектные, усыпанные ароматными яркими соцветиями кусты мало кого могут оставить равнодушными, этим и объясняется такая популярность растения. Лекарственного значения практически не имеет.

    Кустарники Подмосковья: названия

    К данной группе можно отнести не только одомашненные культурные растения. Дикорастущие кустарники Подмосковья также широко заселяют местные биотопы. Самыми распространенными среди культурных форм, заполоняющих дачные и садовые участки, являются плодово-ягодные виды.

  • Виноград различных сортов.
  • Айва и разносортные сливы.
  • Голубика.
  • Жимолость.
  • Крыжовник.
  • Малина.
  • Рябина.
  • Смородина.
  • Йошта.
  • Ежевика.
  • Среди дикорастущих организмов данной группы можно выделить такие, как бересклет, волчеягодник, кизил мужской, пузыреплодник, клен, сирень, вейгела Миддендорфа, бузина, ракитник, дерен, рододендрон, форзиция, лох, пион, рябина, розы, миндаль, боярышник, ива, барбарис и другие.

    Большая часть из приведенных названий — родовые. Это значит, что каждое растение имеет разнообразное количество разновидностей. Поэтому общая численность кустарниковых форм Подмосковья достаточно серьезна. Это приносит огромную пользу, так как растения очищают и обновляют воздух, способствуют нормализации его состава.

    Бересклет европейский

    И дикорастущее, и культурное кустарниковое растение. В некоторых районах нашей страны возделывается как промышленный объект, так как корни бересклета содержат гуттаперчу.

    Высотой такие дикорастущие кустарники до 3 метров и выше. Листья достаточно крупные (до 10 см), овальной формы. Цветки собираются в соцветия, поэтому становятся хорошо заметны. Окраска венчика — розовая с белым. После отцветания формируются плоды, красные или темно-розовые. Они ядовиты, однако используются как лекарственные.

    Декоративное значение бересклета заключается в его плодах и красивых плотных листьях. Из него хорошо выстраиваются эффектные живые изгороди, поэтому он применяется в ландшафтном дизайне.

    Волчеягодник

    Невысокие растения, высота до 1,5 метров. Распространены в Сибири, Западной и Восточной. Очень яркие плоды дают такие дикорастущие кустарники. Названия растениям из-за них и было дано. Это сочная ярко-красная костянка, выглядящая, как ягода. Однако в пищу употреблять их нельзя, так как они не слишком, но ядовиты.

    Цветки нежно-розовые, сидячие. Источают очень приятный аромат благодаря содержащимся эфирным маслам, поэтому привлекают множество насекомых. Листья волчеягодника некрупные, округлые или слегка заостренные, опушенные.

    В медицине применяются ягоды этого растения, а также части коры. Основные болезни, от которых помогают препараты на волчеягоднике,- подагра, ревматизм, паралич.

    Дикорастущие кустарники Урала

    Флора Урала, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока по видовому составу кустарниковых форм имеет большое сходство. Так, распространенными видами на данных территориях являются такие, как айва, барбарис, бузина, вейгела, волчеягодник, дерен, дрок, жимолость, ива и другие растения.

    Все они формируют общий вид природы полей и лугов, лесных массивов. Благодаря таким растениям, как дикорастущие кустарники и деревья, картина естественного местообитания животных и людей становится полной, емкой, прекрасной и разнообразной.

    Можно привести краткий список тех видов Урала, которые являются основными для этих мест. Это дикорастущие кустарники, названия которых приведены ниже.

    1. Калина.
    2. Кизильники разных видов.
    3. Клематис.
    4. Княжик сибирский.
    5. Лох серебристый.
    6. Магония падуболистная.
    7. Малина душистая.
    8. Паслен сладко-горький.
    9. Ракитник русский.
    10. Разные виды рододендронов.
    11. Розы всех видов.
    12. Спиреи.
    13. Сирени.
    14. Чубушник и другие.
    15. Это, естественно, далеко не полный список, однако включающий самые распространенные виды Урала. Большая часть из них является источником питания для лесных животных, человека. Также многие — лекарственные формы растений.

      Самый распространенный вид данного кустарника на Урале — барбарис обыкновенный. Высота растения — до 2 метров. Стебли обильно снабжены шипами, листья густо оплетают ветви, имеют очень красивую темно-пурпурную окраску. Благодаря этому создается очень эффектный контраст с желто-оранжевыми цветками и ярко-красными плодами ягодами. Поэтому барбарис охотно используется людьми в качестве садового кустарника.

      Кизильник блестящий

      Широко распространенное на Урале растение. Часто встречается как в естественной природе, так и в садах, на дачных участках. Получило такую известность за привлекательный внешний вид: высокие кусты (до 3 метров) с раскидистой интересной по форме листьев кроной.

      Основное преимущество — морозостойкость и засухоустойчивость. Свое название кизильник блестящий получил за соответствующие поверхности листочков. Цветки собраны в соцветия, мелкие, белые или розоватые. Плоды ярко-красные, не ядовитые. Являются источником корма для многих птиц и животных.

      В декоративных целях используются виды кизильника для создания живых изгородей с красивыми гроздьями свисающих плодов черного или красного цвета.

      Сирень обыкновенная

      Данное растение — это только один вид из множества, относящихся к общему роду Сирень семейства Маслинные. Этот кустарник знаменит не только на Урале, но и практически по всей территории нашей страны.

      Красивые пахучие соцветия, состоящие из множества кистей мелких нежных цветочков, привлекают не только насекомых-опылителей, но и животных, птиц, людей. Окраска венчиков различна: от белоснежной до сиренево-розовой. Используются в декоративных целях и лекарственных.

      Дикорастущие и культурные растения

      Презентация к уроку

      Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

      Цели урока: охарактеризовать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений, их разнообразие, значение для человека; научить различать жизненные формы растений и культурные растения по их назначению.

      Оборудование: мяч, флажки разного цвета (красный и зеленый).

      1. Введение в тему.

      – Что такое растения? (ответ детей).

      Растения – это организмы, способные перерабатывать энергию солнечных лучей в строительный материал для своих клеток. Этот сложный процесс называется фотосинтезом. Фотосинтез происходит в особых структурах растительных клеток – в хлоропластах, в которых находится зеленый пигмент – хлорофилл, окрашивающий листья и стебли растений в зеленый цвет. В процессе фотосинтеза неорганические вещества (вода и углекислый газ) превращаются под действием солнечных лучей в органические вещества – сахар и крахмал, – тот самый строительный материал растительных клеток. При этом растения выделяют кислород, необходимый нам для дыхания. Поэтому растительный мир (флора) Земли – это “легкие” нашей планеты.

      Большинство растений имеют стебель, корень и листья. Стебель с листьями называется побегом. У деревьев стебель называется стволом. Листья и корни – кормильцы растений. Корни помогают растению удержаться на земле. Многие из растений выработали способы защиты от травоядных животных, при этом защитниками являются, как правило, листья и стебли. Листья растений могут быть горькими и даже ядовитыми, как у полыни и белены, или жгучими, как у крапивы, либо жесткими и острыми, как у осоки. Стебли часто вооружаются колючками или шипами. Все эти приспособления помогают растениям выжить, сокращая количество желающих употребить их в пищу.

      – Как вы думаете, ребята, давно ли появились растения на Земле?

      – Расскажите, как выглядела наша планета миллиарды лет назад? (Если дети затрудняются ответить, то учитель приходит на помощь.)

      – 3,8 млрд. лет назад теплые моря покрывали почти всю поверхность земного шара, но простейшие растения уже были в то время.

      – Где жили эти растения? (В морях).

      Итак, много миллионов лет назад жизнь была сосредоточена в морских водах. Именно водоросли ухитрились выжить и стать наземными растениями.

      2. Изучение нового материала.

      Беседа с опорой на знания учащихся.

      Теперь растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат; более 300 тыс. видов растений населяет Землю. Растения приспособились ко всем климатическим условиям. Они растут везде: могут жить в пустыне, где практически не бывает дождей, в арктической зоне, где царит страшный холод.

      – Кто поливает эти растения? Рыхлит почву? Подкармливает удобрениями? Кто ухаживает за ними?

      – Это дикорастущие растения.

      Приведите пример дикорастущих растений.

      – На какие три группы можно разделить такие растения? (Деревья, кустарники, травянистые)

      – Рассмотрите рисунки на страницах 54-55.

      – Назовите все растения, укажите, какие являются дикорастущими.

      – Как вкусна и полезна овсяная каша, овсяные хлопья, пряники!

      – Где растет овес?

      – Как долго приходится людям искать овес, чтобы приготовить детям хлопья из овсяной крупы, испечь пряники из овсяной муки? (Овес не ищут, его выращивают специально на полях).

      – Что значит выращивают?

      (Готовят почву, сеют, удобряют, борются с сорняками и вредителями, вовремя собирают урожай.)

      То есть человек сам заботится о том, чтобы получить богатый урожай овса, и делает для этого все возможное. Такие растения называются культурными.

      – Приведите пример культурных растений.

      – Люди начали интересоваться выращиванием растений около 10 000 лет назад. Этот процесс был вызван стремлением облегчить проблему добывания пищи.

      3. Физкультминутка.

      4. Классификация культурных растений.

      Вопросы к учащимся.

      – Где растут сливы, смородина, огурцы?

      – Значит, на какие группы можно разделить культурные растения?

      – Рассмотрите схемы на страницах 54-56 учебника и закончите их, назвав по 2-3 культурных растения каждой группы.

      5. Игра “определи растение” (используются флажки).

      Оговаривается условие игры: красный цвет – культурное растение, зеленый – дикорастущее.

      Учитель называет разные растения, дети флажком соответствующего цвета показывают к какой группе оно относится.

      6. Разгадывание кроссворда.

      1. Синий мундир,
      Белая подкладка,
      А в середине – сладко. (Слива)

      3. Весной веселит,
      Летом холодит,
      Осенью питает,
      Зимой согревает. (Дерево)

      4. Маленький мужичок,
      Костяная шубка. (Орех)

      5. Две сестры летом зелены,
      К осени одна краснеет,
      Другая – чернеет. (Смородина)

      2. Какую траву и слепой знает? (Крапива)

      6. Дышит, растет,
      А ходить не может. (Растение)

      7. Итог урока.

      Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы познакомились лишь с некоторыми представителями дикорастущих и культурных растений.

      – Почему культурные (дикорастущие) растения так назвали. (Ответы учащихся)

      Домашнее задание: с.62-65.

      Важной полевой культурой среди злаков является овес. Вкусный и питательный овес легко усваивается и поэтому рекомендован для детского и диетического питания. Это давно оценили англичане, каждое утро завтракающие овсяной кашей. Недаром изготовленные из овсяной крупы хлопья назвали именем древнегреческого героя, отличавшегося недюжинной силой, – “Геркулес”. Кушайте овсяную кашу, и у вас прибавится сил.

      Тысячу лет назад вошли в пищу человека овощи – травянистые растения. Они выращиваются во всех странах мира, не только вкусны, но и полезны. Овощи не только помогают сохранить людям здоровье, но и вернуть его тем, кто заболел. На земном шаре известно более 100 видов овощных растений.

      Человек начал выращивать морковь еще 4000 лет назад в Средиземноморье. Интересно, что вначале морковь применяли исключительно как лекарственное растение, а ее вкусовые качества человечество оценило гораздо позже. Главное богатство моркови – провитамин А, или каротин. Недостаток этого витамина в организме ведет к повышенной утомляемости, снижению аппетита, увеличивает риск простудных и инфекционных заболеваний. Морковь хороша для диетического питания при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, печени и почек, но ее не рекомендуют употреблять во время обострения язвенной болезни и при воспалении тонкой кишки. Именно каротин придает окраску корнеплодам моркови, его используют и как пищевой краситель для окраски различных жиров, масла, маргарина, кондитерских кремов. Морковь незаменима для приготовления супов, гарниров, соусов, салатов.

      Очень ценное культурное растение. Все 2000 сортов сливы домашней произошли от скрещивания двух диких видов: терна и алычи. В культуре слива известна с 4 в. до н.э.. Сливу употребляют в пищу в свежем виде, готовят компоты, варенья, а так же сушат.

      Скрещивая разные виды смородины, человек получил немало сортов, которые можно разделить на три группы: красная, белая и черная (по цвету ягод). Все ягоды содержат много витаминов, но самая полезная – черная смородина. Причем полезны не только ягоды, но и почки и даже листья. Богатые витаминами и минеральными веществами плоды, листья и почки смородины помогут снять воспаление, избавиться от целого ряда грибковых инфекций, окажут положительное воздействие при ревматизме, атеросклерозе, излечат головную боль. Ванны с отваром листьев и почек помогают при диатезах и дерматитах, примочки с этим отваром лечат глазные болезни. Смешанные с сахаром ягоды черной смородины хранятся всю зиму, являясь превосходным источником витаминов. Но мало кто знает, что это лакомство еще и снижает артериальное давление. Сок из свежих ягод лечит язву, болезни печени, нормализует обмен веществ. Вот как много дает человеку черная смородина!

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Презентация на тему: Дикорастущие и культурные растения

      Дикорастущие и культурные растения Филиппова Марина Владимировнаучитель начальных классов МОУ «Общеобразовательная средняя школа № 7» г. Няндома

      Дикорастущие и культурные растения. Цель: изучить особенности культурных и дикорастущих растений

      На какие группы делятся растения?

      Какое значение для человека имеют растения? Растения кормят человека. Растения одевают человека. Мебель. Строительство. Топливо.

      Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека

      Сравним Деревья Ель Растёт в лесу. Никто не ухаживает. Яблоня Растёт в саду. Ухаживает человек.

      Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? Где растёт? Кто ухаживает?

      Кустарники. крыжовник можжевельник Растение сада. Растение леса. Ухаживает человек. Не ухаживает человек.

      Травянистые растения Мать-и-мачеха растёт повсюду. Помидор растёт в огороде, человек ухаживает, собирает урожай

      На какие же группы можно поделить все растения?

      Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. например:

      Отгадайте загадку, о каком цветке пойдёт речь: Колосится в поле рожь, Там во ржи цветок найдёшь Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый.

      васильки Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и всё-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василёк народом придумано много песен и легенд.

      А теперь мы узнаем, какие ещё бывают растения?

      Разделите эти культурные растения на группы.

      Рожь и пшеница. Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.

      Груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах. И называются плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды. Смородина, малина, земляника.

      Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях и в огороде. Такие растения называют овощные. Свёкла, капуста, морковь, чеснок.

      Лён, хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное бельё, вафельные полотена.

      Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты. Они называются декоративными растениями. Например, флоксы, тюльпаны, гладиолусы.

      Заполните схему (впишите 3-4 растения каждой группы).

      Ответь на вопросы. Как называются растения, специально выращиваемые человеком? Какие ещё бывают растения? Какие группы культурных растений вы запомнили? Приведи примеры.

      Главное их отличие заключается в том, что культурные человек выращивает целенаправленно, выводит внутри видов разнообразные сорта.

      Однако это ненаучная классификация представителей флоры.

      Общепринятая классификация дикорастущих и культурных растений

      Ученые делят все растения на два подцарства: низшие и высшие. Первая группа состоит из четырех отделов: бурые, зеленые, красные и К высшим относятся такие хвощевидные, плауновидные, псилотовидные, папоротниковидные, голосеменные и покрытосеменные. Первые пять групп растений размножаются при помощи спор, а последние две — семенами. Голосеменные отличаются от покрытосеменных тем, что у них есть цветы, поэтому растения данного отдела еще называются цветковыми. В основном культурные растения мира принадлежат к И вообще, цветковые и голосеменные являются на сегодняшний день наиболее многочисленными группами растений.

      Разнообразие покрытосеменных

      Дикорастущие и культурные растения, размножающиеся семенами, очень разнообразны и многочисленны.

      Давайте сначала рассмотрим научную классификацию этих представителей флоры. Итак, дикорастущие и культурные растения, принадлежащие к отделу цветковых, делятся на два класса в зависимости от строения семян: однодольные и двудольные. К однодольным принадлежат такие семейства, как злаковые и лилейные. Такие растения в большинстве случаев являются культурными. К двудольным можно отнести такие семейства, как березовые, ивовые, пасленовые, крестоцветные, бобовые, сложноцветные, розоцветные. Среди них также есть множество культур, которые выращиваются человеком.

      Многообразие голосеменных

      Во всех перечисленных выше семействах выделяют роды и виды.

      Другие классификации растений

      В зависимости от жизненной формы, дикорастущие и культурные растения можно разделить на восемь групп:

      Дикорастущие и культурные растения, примеры которых можно увидеть на картинках, также можно разделить на группы в зависимости от продолжительности их жизни. Так, выделяют однолетние, двулетние и многолетние растения. Однолетние и двулетние в основном а многолетние могут быть кустарниками, полукустарниками, деревьями и др.

      Дикорастущие и культурные растения: примеры

      Рассмотрим культурные и дикорастущие растения, которые используются человеком в различных сферах.

      Их демонстрирует представленная ниже таблица.

      Дикорастущие и культурные растения: группы, примеры, использование
      Выращивание Группы Примеры
      Дикорастущие лекарственные календула, валериана, шиповник, ромашка полевая, хвойные
      для целлюлозно-бумажной и мебельной отраслей ель, береза, сосна
      для употребления в пищу брусника, ежевика, черника, голубика
      сорняки лебеда, мятлик, крапива, осот
      Культурные декоративные нарцисс, роза, тюльпан, орхидея
      бобовые соя, фасоль, горох
      зерновые кукуруза, пшеница, рис, овес, пшено
      сахароносные свекла сахарная
      крахмалоносные картофель
      волокнистые лен, хлопчатник, конопля, кенаф
      масличные подсолнух
      бахчевые арбуз, дыня
      плодовые яблоня, груша, слива
      овощные помидор, огурец, капуста, редис, редька, репа
      стимулирующие кофе, чай, табак
      кормовые свекла кормовая, турнепс

      Теперь вы знаете, какими бывают культурные и дикорастущие представители флоры и на какие группы они делятся.

      1. Заполните таблицу. Приведите не менее трёх примеров в каждом столбце.

      2. Укажите стрелками, к каким группам относятся эти культурные растения.

      1) Вишня → Деревья
      Малина → Кустарники
      Огурец → Травянистые растения

      2) Баклажан → Овощные культуры
      Абрикос → Плодовые культуры
      Хлопок → Прядильные культуры
      Гладиолус → Декоративные культуры
      Овёс → Зерновые

      3. Наш Попугай - любитель и знаток фруктов. Выполни его задание.
      В жарких странах выращивают много замечательных фруктов. Вот некоторые из них. Знаешь ли ты их названия? Пронумеруй в соответствии со списком. Устно опиши вкус плодов, которые тебе довелось попробовать.

      1. Гранат. 2. Папайя. 3. Манго. 4. Финики.

      Если тебе интересно, найди в дополнительной литературе, Интернете сведения о любом из этих растений. Подготовь сообщение.

      4. Здесь ты можешь записать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении, придуманную по заданию учебника.

      Легенда о винограде

      Однажды ветер занёс в сад одного старика семечко дикого винограда. Прошло несколько недель и старик заметил в своём саду незнакомый росток. Он принёс воды, полил его и через некоторое время росток разросся и его новые молодые побеги стали стелиться по земле. Старик принёс ветки сухого дерева и сплёл ограду вокруг винограда. Растение окрепло, стало тянуться к солнцу и ему захотелось вырваться на свободу. Тогда Виноград обратился к Ветру: "Смог бы ты, друг Ветер, сломать мою ограду и выпустить меня на свободу?" Ветер гулял повсюду и видел много растений, которые растут без ограды, сами по себе, и решил исполнить просьбу Винограда. Он подул с такой силой, что сломал ограду и выпустил Виноград на свободу. Побеги вновь упали на землю, почувствовав свободу. Но недалеко от дома старика паслись коровы, они увидали зелёные побеги винограда и пришли попробовать молодое растение. В это время старик возвращался с поля и увидел, что нет его ограды, и что коровы хозяйничают на его участке. Он побежал и стал отгонять коров, которые вытоптали уже почти весь виноград. Старик принёс новые сухие ветки и смастерил новую ограду, прочнее прежней и подвязал оставшиеся ветки винограда к ограде. На следующее утро налетел ветер, стал трепать листья Винограда, но Виноград попросил его утихнуть, чтобы тот не сломал ограду. Ветер удивился и напомнил ему, что тот совсем недавно молил о свободе. Виноград ответил, что, когда о тебе есть кому позаботиться, это ценнее всякой свободы.























      Назад Вперёд

      Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

      Цели урока: охарактеризовать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений, их разнообразие, значение для человека; научить различать жизненные формы растений и культурные растения по их назначению.

      Оборудование: мяч, флажки разного цвета (красный и зеленый).

      Ход урока

      1. Введение в тему.

      – Что такое растения? (ответ детей).

      Растения – это организмы, способные перерабатывать энергию солнечных лучей в строительный материал для своих клеток. Этот сложный процесс называется фотосинтезом. Фотосинтез происходит в особых структурах растительных клеток – в хлоропластах, в которых находится зеленый пигмент – хлорофилл, окрашивающий листья и стебли растений в зеленый цвет. В процессе фотосинтеза неорганические вещества (вода и углекислый газ) превращаются под действием солнечных лучей в органические вещества – сахар и крахмал, – тот самый строительный материал растительных клеток. При этом растения выделяют кислород, необходимый нам для дыхания. Поэтому растительный мир (флора) Земли – это “легкие” нашей планеты.

      Большинство растений имеют стебель, корень и листья. Стебель с листьями называется побегом. У деревьев стебель называется стволом. Листья и корни – кормильцы растений. Корни помогают растению удержаться на земле. Многие из растений выработали способы защиты от травоядных животных, при этом защитниками являются, как правило, листья и стебли. Листья растений могут быть горькими и даже ядовитыми, как у полыни и белены, или жгучими, как у крапивы, либо жесткими и острыми, как у осоки. Стебли часто вооружаются колючками или шипами. Все эти приспособления помогают растениям выжить, сокращая количество желающих употребить их в пищу.

      – Как вы думаете, ребята, давно ли появились растения на Земле?

      – Расскажите, как выглядела наша планета миллиарды лет назад? (Если дети затрудняются ответить, то учитель приходит на помощь.)

      – 3,8 млрд. лет назад теплые моря покрывали почти всю поверхность земного шара, но простейшие растения уже были в то время.

      – Где жили эти растения? (В морях).

      Итак, много миллионов лет назад жизнь была сосредоточена в морских водах. Именно водоросли ухитрились выжить и стать наземными растениями.

      2. Изучение нового материала.

      Беседа с опорой на знания учащихся.

      Дикорастущие растения.

      Теперь растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат; более 300 тыс. видов растений населяет Землю. Растения приспособились ко всем климатическим условиям. Они растут везде: могут жить в пустыне, где практически не бывает дождей, в арктической зоне, где царит страшный холод.

      – Кто поливает эти растения? Рыхлит почву? Подкармливает удобрениями? Кто ухаживает за ними?

      – Это дикорастущие растения.

      Приведите пример дикорастущих растений.

      – На какие три группы можно разделить такие растения? (Деревья, кустарники, травянистые)

      – Рассмотрите рисунки на страницах 54-55.

      – Назовите все растения, укажите, какие являются дикорастущими.

      Культурные растения.

      – Как вкусна и полезна овсяная каша, овсяные хлопья, пряники!

      – Где растет овес?

      – Как долго приходится людям искать овес, чтобы приготовить детям хлопья из овсяной крупы, испечь пряники из овсяной муки? (Овес не ищут, его выращивают специально на полях).

      – Что значит выращивают?

      (Готовят почву, сеют, удобряют, борются с сорняками и вредителями, вовремя собирают урожай.)

      То есть человек сам заботится о том, чтобы получить богатый урожай овса, и делает для этого все возможное. Такие растения называются культурными.

      – Приведите пример культурных растений.

      – Люди начали интересоваться выращиванием растений около 10 000 лет назад. Этот процесс был вызван стремлением облегчить проблему добывания пищи.

      3. Физкультминутка.

      4. Классификация культурных растений.

      Вопросы к учащимся.

      – Где растут сливы, смородина, огурцы?

      – Значит, на какие группы можно разделить культурные растения?

      – Рассмотрите схемы на страницах 54-56 учебника и закончите их, назвав по 2-3 культурных растения каждой группы.

      5. Игра “определи растение” (используются флажки).

      Оговаривается условие игры: красный цвет – культурное растение, зеленый – дикорастущее.

      Учитель называет разные растения, дети флажком соответствующего цвета показывают к какой группе оно относится.

      6. Разгадывание кроссворда.

      По горизонтали:

      1. Синий мундир,
      Белая подкладка,
      А в середине – сладко. (Слива)

      3. Весной веселит,
      Летом холодит,
      Осенью питает,
      Зимой согревает. (Дерево)

      4. Маленький мужичок,
      Костяная шубка. (Орех)

      5. Две сестры летом зелены,
      К осени одна краснеет,
      Другая – чернеет. (Смородина)

      По вертикали:

      2. Какую траву и слепой знает? (Крапива)

      6. Дышит, растет,
      А ходить не может. (Растение)

      7. Итог урока.

      Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы познакомились лишь с некоторыми представителями дикорастущих и культурных растений.

      – Почему культурные (дикорастущие) растения так назвали. (Ответы учащихся)

      Домашнее задание: с.62-65.

      Дополнительный материал.

      Важной полевой культурой среди злаков является овес. Вкусный и питательный овес легко усваивается и поэтому рекомендован для детского и диетического питания. Это давно оценили англичане, каждое утро завтракающие овсяной кашей. Недаром изготовленные из овсяной крупы хлопья назвали именем древнегреческого героя, отличавшегося недюжинной силой, – “Геркулес”. Кушайте овсяную кашу, и у вас прибавится сил.

      Тысячу лет назад вошли в пищу человека овощи – травянистые растения. Они выращиваются во всех странах мира, не только вкусны, но и полезны. Овощи не только помогают сохранить людям здоровье, но и вернуть его тем, кто заболел. На земном шаре известно более 100 видов овощных растений.

      Человек начал выращивать морковь еще 4000 лет назад в Средиземноморье. Интересно, что вначале морковь применяли исключительно как лекарственное растение, а ее вкусовые качества человечество оценило гораздо позже. Главное богатство моркови – провитамин А, или каротин. Недостаток этого витамина в организме ведет к повышенной утомляемости, снижению аппетита, увеличивает риск простудных и инфекционных заболеваний. Морковь хороша для диетического питания при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, печени и почек, но ее не рекомендуют употреблять во время обострения язвенной болезни и при воспалении тонкой кишки. Именно каротин придает окраску корнеплодам моркови, его используют и как пищевой краситель для окраски различных жиров, масла, маргарина, кондитерских кремов. Морковь незаменима для приготовления супов, гарниров, соусов, салатов.

      Очень ценное культурное растение. Все 2000 сортов сливы домашней произошли от скрещивания двух диких видов: терна и алычи. В культуре слива известна с 4 в. до н.э.. Сливу употребляют в пищу в свежем виде, готовят компоты, варенья, а так же сушат.

      Смородина.

      Скрещивая разные виды смородины, человек получил немало сортов, которые можно разделить на три группы: красная, белая и черная (по цвету ягод). Все ягоды содержат много витаминов, но самая полезная – черная смородина. Причем полезны не только ягоды, но и почки и даже листья. Богатые витаминами и минеральными веществами плоды, листья и почки смородины помогут снять воспаление, избавиться от целого ряда грибковых инфекций, окажут положительное воздействие при ревматизме, атеросклерозе, излечат головную боль. Ванны с отваром листьев и почек помогают при диатезах и дерматитах, примочки с этим отваром лечат глазные болезни. Смешанные с сахаром ягоды черной смородины хранятся всю зиму, являясь превосходным источником витаминов. Но мало кто знает, что это лакомство еще и снижает артериальное давление. Сок из свежих ягод лечит язву, болезни печени, нормализует обмен веществ. Вот как много дает человеку черная смородина!