Вопрос: Сказка про строение побега,функциях значение. Побег и его строение Вегетативное размножение растений

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПОБЕГА (6 класс)

ЦЕЛЬ : 1. Повторить и закрепить знания, полученные по данной теме.

2. Показать целостность растительного организма, взаимосвязь корня и побега.

3. Формирование экологического мировоззрения.

4. Развитие чувства прекрасного.

ОБОРУДОВАНИЕ : таблицы: «Строение листа», «Строение ветки липы», спилы дерева, гербарий, набор карточек.

ЭПИГРАФ: «Сотри случайные черты и ты увидишь — мир прекрасен».

ХОД УРОКА.

Величественна и прекрасна природа, нуждается она в защите от человека. А чтобы что-то беречь, нужно знать, что мы охраняем, какова «цена» оберегаемого. Для этого мы изучаем строение растений, процессы идущие в них. Знакомство началось со строения и функций корня, а данным уроком мы завершаем тему, посвященную побегу.

«У дедушки Дерева

Добрые руки.

Большие, зеленые, добрые руки.

Наверно их сто или сто двадцать пять,

Чтоб всех покачать,

Чтоб всех покатать»

Задание 1.

А) Дайте определение понятию «побег».

Б) Используя карточки и таблицы на доске, охарактеризуйте внешнее строение побега.

(Таблица с буквенным обозначением частей побега, карточки с перечнем этих частей. При правильном ответе образуется слово «клубень».)

«На ветках дерева

Как плотные комочки

Уснули до весны

Малышки-почки»

Задание 2.

А) Что такое почка, на какие две группы они делятся?

Б) Зарисуйте на доске вегетативную и генеративную почку.

«Смотри, как листьем молодым

Стоят, обвеяны березы»

Задание 3 .

А) Используя гербарий, расскажите о внешнем строении листа и рассортируйте в зависимости от внешнего строения на группы.

Результат объясните.

Б) Перед вами два растения, можно ли по их внешнему виду определить к какому классу они относятся.

В) Рассмотрите таблицу и охарактеризуйте внутреннее строение листа.

Задание 4.

Давайте вспомним слова Тимирязева: «Когда-то, где-то на Землю упал солнечный луч, но упал он не на бесплодную почву, он упал на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез…»

А) Какой процесс охарактеризован этими словами, дайте ему определение и объясните, что для его протекания необходимо.

Задание 5.

На протяжении столетий каждый ученый пытался решить вопрос о роли растений на планете.

Перед вами опыт, поставленный ученым – химиком Джозефом Пристли. Как вы думаете, к какому выводу пришел ученый после его проведения. (На картинках: мышь под колпаком, мышь и растение под колпаком).

Задание 6.

Вслушайтесь в строчки Всеволода Рождественского:

«И дышит сад легко, глубоко

Всей грудью яблонь, груш и слив».

Сравните два процесса (фотосинтез и дыхание) идущие в растении, заполнив таблицу.

Задание 7.

«От цветов на поляне

Льется запах кругом,

И сияет роса на траве серебром»

О чем говорится в стихотворении Сурикова, каково значение этого процесса?

Задание 8.

«В лесу рыжеватом у кочки

Раскрылась росянка — краса,

На крохотном красном листочке

Прозрачная блещет роса»

Отберите рисунки растений с видоизмененными листьями, с чем связаны эти превращения.

Задания 9.

И вот, наконец:

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный»

Расскажите о листопаде, для чего он необходим.

Задание 10.

Каждый листочек растения растет на стебле.

Используя таблицу, расскажите о внутреннем строении стебле.

Задание 11.

«Как-то в летний полдень на корчевье

Повстречал я племя пней лесных.

Автобиографии деревьев, кольцами написаны на них»

А можете ли вы что-либо сказать о дереве, используя спил?

Задание 13.

«В весенний день мальчишки злой

Пронзил ножом кору березы.

И капли сока, точно слезы,

Текли прозрачной струей»

Задание 14.

А теперь на одно мгновение представим, что мы на «Звездном шансе».

Поднимите карточки с изображением видоизмененных побегов.

Обобщение урока:

Мы повторили основные понятия о побеге, а теперь давайте установим взаимосвязь побега и корня.

«Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается,

От любого ветерка качаются.

Почему-то осыпались и вянут?»

А) Объясните, почему, имея побег, растения все равно погибли?

Б) Какие общие функции выполняют побег и корень, поднимите карточки с номерами ответов.

В) Каково же значение растений?

Итог урока:

А закончить урок я хочу словами:

«Не дарите любимым черемухи стон,

Боль сирени и вопли жасмина.

Будьте щедры душой, не тревожа кустов,

Подарите звезду в небе синем.»

Сказка про строение побега,функциях значение

Ответы:

Побег - это вегетативный орган, который возник у растений как приспособле­ние к жизни в воздушной среде суши. По строению побег более сложный, чем корень. Он состоит из стебля, листьев и почек. Стебель - ось побега. Он приспособлен к вы­полнению очень важной функции - передвижению веществ по растению. Стебель удерживает на себе листья. Лист - боковая часть побега. Основными функциями ли­ста являются фотосинтез и испарение воды, или транспирация. Благодаря почкам, побег может ветвиться и образовывать системы побегов, увеличивая площадь пита­ния растений. Побег, который развивается из зародыша, называют главным. У большинства растений на стебле хорошо видно узлы и междоузлия. Узел - место, где листья отходят от стебля, а междоузлие - расстояние между соседними узлами. Воображаемый угол между стеблем и листом называют листовой пазухой На верхушке стебля и в листовых пазухах находятся почки. Те, что располагаются на верхушках побегов, называют верхушечными, а те, что располага­ются в пазухах, - боковыми, или пазушными. Нарастание побега обеспечивается деятельностью образовательной ткани, кото­рая находится на верхушке стебля - осевой части побега. За счет верхушечной ночки по­бег растет в высоту, а за счет боковых - вет­вится. Таким образом, почка - это зачаточ­ный побег. Различают почки вегетативные и генеративные. Почку, из которой могут образовываться новые побеги, называ­ют вегетативной. Почку, из которой раз­вивается цветок или соцветие, называют генеративной. Одни почки у растений развиваются еже­годно. Другие могут развиваться на протяже­нии нескольких лет, тогда их называют спящими. Важное значение в жизни растений имеют и придаточные почки, которые могут образовываться не только на побегах, но и на корнях.

Организм цветкового растения — это система корней и побегов. Главная функция надземных побегов — создание органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии. Этот процесс называют воздушным питание растений.

Побег — сложный орган, состоящий из стебля, листьев, почек образовавшийся в течение одного лета.

Главный побег — побег, развившийся из почки зародыша семени.

Боковой побег — побег, появившийся из боковой пазушной почки, за счёт которого происходит ветвление стебля.

Удлинённый побег — побег, с удлинёнными междоузлиями.

Укороченный побег — побег, с укороченными междоузлиями.

Вегетативный побег — побег, несущий листья и почки.

Генеративный побег — побег, несущий репродуктивные органы — цветки, затем плоды и семена.

Ветвление и кущение побегов

Ветвление — это образование боковых побегов из пазушных почек. Сильно разветвлённая система побегов получается, когда на одном («материнском») побеге вырастают боковые, а на них, следующие боковые и так далее. Таким способом захватывается как можно больше среды для воздушного питания. Разветвлённая крона дерева создаёт громадную листовую поверхность.

Кущение — это ветвление, при котором крупные боковые побеги вырастают из самых нижних почек, находящихся у поверхности земли или даже под землёй. В результате кущения формируется куст. Очень плотные многолетние кусты называют дерновинами.

Типы ветвления побега

В ходе эволюции ветвление появилось у талломных (низших) растений; у этих растений точки роста просто раздваиваются. Такое ветвление называется дихотомическим , оно свойственно допобеговым формам — водорослям, лишайникам, печёночникам и антоцеротовым мхам, а также заросткам хвощей и папоротников.

С появлением развитых побегов и почек возникает моноподиальное ветвление, при котором одна верхушечная почка сохраняет своё господствующее положение на протяжении всей жизни растения. Такие побеги упорядочены, а кроны стройны (кипарис, ель). Но при повреждении верхушечной почки этот тип ветвления не восстанавливается, и дерево теряет свой типичный внешний вид (габитус).

Наиболее поздний по времени возникновения тип ветвления — симподиальный , при котором любая ближайшая почка может развиться в побег и заменить предыдущую. Деревья и кустарники с таким типом ветвления легко поддаются обрезке, формированию кроны и через несколько лет обрастают новыми побегами, не теряя своего габитуса (липа, яблоня, тополь).

Разновидность симподиального ветвления ложнодихотомическое , которое свойственно побегам с супротивным расположением листьев и почек, поэтому взамен предыдущего побега вырастают сразу два (сирень, клён, чебушник).

Строение почек

Почка — зачаточный, ещё не развернувшийся побег, на верхушке которого находится конус нарастания.

Вегетативная (листовая почка) — почка, состоящая из укороченного стебля с зачаточными листьями и конуса нарастания.

Генеративная (цветочная) почка — почка, представленная укороченным стеблем с зачатками цветка или соцветия. Цветочная почка, заключающая 1 цветок, называется бутоном.

Верхушечная почка — почка, расположенная на верхушке стебля, прикрытая молодыми зачатками листьев, налегающими друг на друга. За счёт верхушечной почки побег нарастает в длину. Она оказывает тормозящее действие на пазушные почки; удаление её приводит к активности спящих почек. Тормозные реакции нарушаются, и почки распускаются.

На верхушке зачаточного стебля находится ростовая часть побега — конус нарастания . Это верхушечная часть стебля или корня, состоящая из образовательной ткани, клетки которой постоянно делятся путём митоза и дают прирост органу в длину. На верхушке стебля конус нарастания защищён почечными чешуевидными листьями, в нём закладываются все элементы побега — стебель, листья, почки, соцветия, цветки. Конус нарастания корня защищён корневым чехликом.

Боковая пазушная почка — почка, возникающая в пазухе листа, из которой образуется боковой побег ветвления. Пазушные почки имеют такое же строение, как и верхушечная. Боковые ветви, следовательно, также растут своими верхушками, и на каждой боковой ветви конечная почка также является верхушечной.

На вершине побега обычно располагается верхушечная почка, а в пазухах листьев — пазушные почки.

Кроме верхушечных и пазушных почек, у растений часто образуются так называемые придаточные почки . Эти почки не имеют определенной правильности в расположении и возникают из внутренних тканей. Источником их образования могут быть перицикл, камбий, паренхима сердцевинных лучей. Придаточные почки могут образовываться и на стеблях, и на листьях, и даже на корнях. Однако по строению эти почки ничем не отличаются от обычных верхушечных и пазушных. Они обеспечивают интенсивное вегетативное возобновление и размножение и имеют большое биологическое значение. В частности, при помощи придаточных почек размножаются корнеотпрысковые растения.

Спящие почки . Не все почки реализуют свою возможность вырасти в длинный или короткий годичный побег. Некоторые почки не развёртываются в побеги в течение многих лет. При этом они остаются живыми, способными при определённых условиях развиться в листовой или цветоносный побег.

Они словно спят, поэтому их и назвали спящими почками. Когда главный ствол замедляет свой рост или его спиливают, спящие почки трогаются в рост, и из них вырастают облиственные побеги. Таким образом, спящие почки — это очень важный резерв для отрастания побегов. И даже без внешних повреждений старые деревья за счёт них могут «омолаживаться».

Спящие почки, очень характерные для лиственных деревьев, кустарников и ряда многолетних трав. Эти почки не превращаются в нормальные побеги в течение многих лет, нередко они спят в течение всей жизни растения. Обычно спящие почки ежегодно нарастают, ровно настолько, насколько утолщается стебель, именно поэтому они не погребаются нарастающими тканями. Стимулом для пробуждения спящих почек служит обычно гибель ствола. При порубке березы, например, из таких спящих почек образуется пневая поросль. Особую роль спящие почки играют в жизни кустарников. От дерева кустарник отличается своей многоствольностью. Обычно у кустарников главный материнский стволик функционирует недолго несколько лет. При затухании роста главного стволика пробуждаются спящие почки и из них формируются дочерние стволики, которые в росте обгоняют материнский. Таким образом, сама кустарниковая форма возникает в результате деятельности спящих почек.

Смешанная почка — почка, состоящая из укороченного стебля, зачаточных листьев и цветков.

Почка возобновления — зимующая почка многолетнего растения, из которой развивается побег.

Вегетативное размножение растений

Способ Рисунок Описание Пример

Ползучими побегами

Ползучие побеги или усы, в узлах которых развиваются маленькие растеньица с листьями и корешками

Клевер, клюква, хлорофитум

Корневищем

С помощью горизонтальных корневищ растения быстро захватывают большую площадь, иногда в несколько квадратных метров. У корневищ постепенно отмирают и разрушаются более старые части, а отдельные ветви разъединяются и становятся самостоятельными.

Брусника, черника, пырей, ландыш

Клубнями

Когда клубней недостаточно, можно размножать частями клубня, глазками-почками, ростками и верхушками клубней.

Топинамбур, картофель

Луковицами

Из боковых почек на материнской луковице образуются дочерние – детки, которые легко отделяются. Каждая дочерняя луковица может дать новое растение.

Лук, тюльпан

Листовыми черенками

Листья сажают во влажный песок, и на них развиваются придаточные почки и придаточные корни

Фиалка, сансевьера

Отводками

Весной молодой побег пригнуть так, чтобы его средняя часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх. На нижней части побега под почкой надо надрезать кору, в месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землёй. К осени образуются придаточные корни.

Смородина, крыжовник, калина, яблоня

Побеговыми черенками

Отрезанную веточку с 3-4 листьями ставят в воду, или сажают во влажный песок и накрывают, чтобы создать благоприятные условия. На нижней части черенка образуются придаточные корни.

Традесканция, ива, тополь, смородина

Корневыми черенками

Корневой черенок – это отрезок корня длиной 15-20 см. Если отрезать лопатой кусочек корня одуванчика, на нём летом образуются придаточные почки, из них – новые растения

Малина, шиповник, одуванчик

Корневыми отпрысками

Некоторые растения способны образовывать почки на корнях

Прививка черенком

Сначала выращивают из семян однолетние сеянцы – дички. Они служат подвоем. С культурного растения нарезают черенки – это привой. Затем соединяют стеблевые части привоя и подвоя стараясь соединить их камбии. Так ткани легче срастаются.

Плодовые деревья и кустарники

Прививка почкой

С плодового дерева срезают однолетний побег. Удаляют листья, оставляя черешок. Ножом делают надрез коры в виде буквы Т. Вставляют развившуюся почку с культурного растения длиной 2-3 см. Место прививки туго обвязывают.

Плодовые деревья и кустарники

Культурой ткани

Выращивание растения из клеток образовательной ткани, помещённых в особую питательную среду.
1. Растение
2. Образовательная ткань
3. Разделение клеток
4. Выращивание культуры клеток на питательной среде
5. Получение проростка
6. Посадка в грунт

Орхидея, гвоздика, гербера, Жень-шень, картофель

Видоизменения подземных побегов

Корневище — подземный побег, выполняющий функции отложения запасных веществ, возобновления, а иногда и вегетативного размножения. Корневище не имеет листьев, но имеет хорошо выраженную метамерную структуру, узлы выделяются либо по листовым рубцам и остаткам сухих листьев, либо по листовым рубцам и остаткам сухих листьев, либо по живым чешуевидным листьям и по расположению пазушных почек. На корневище могут формироваться придаточные корни. Из почек корневища вырастают его боковые ответвления и надземные побеги.

Корневища характерны преимущественно для травянистых многолетников — копытень, фиалка, ландыш, пырей, земляника и др., но бывают у кустарников и кустарничков. Длительность жизни корневищ колеблется от двух-трёх до нескольких десятков лет.

Клубни — утолщённые мясистые части стебля, состоящие из одного или нескольких междоузлий. Бывают надземными и подземными.

Надземные — утолщение главного стебля, боковых побегов. Часто имеют листья. Надземные клубни являются вместилищем запасных питательных веществ и служат для вегетативного размножения, на них могут находиться метаморфизированные пазушные почки с зачатками листьев, которые опадают и служат также для вегетативного размножения.

Подземные клубни — утолщение подсемядольного колена или подземных побегов. На подземных клубнях листья редуцированы до чешуек, которые опадают. В пазухах листьев находятся почки — глазки. Подземные клубни обычно развиваются на столонах — дочерних побегах — из почек, расположенных у основания основного побега, выглядят как очень тонкие белые стебельки, несущие маленькие бесцветные чешуевидные листья, растут горизонтально. Клубни развиваются из верхушечных почек столонов.

Луковица — подземный, реже надземный побег с очень коротким утолщённым стеблем (донцем) и чешуевидными мясистыми, сочными листьями, запасающие воду и питательные вещества, в основном сахара. Из верхушечной и пазушных почек луковиц вырастают надземные побеги, а на донце образуются придаточные корни. В зависимости от размещения листьев различают луковицы чешуевидные (лук), черепитчатые (лилия) и сборные или сложные (чеснок). В пазухе некоторых чешуек луковицы есть почки, из которых развиваются дочерних луковицы — детки. Луковицы помогают растению выжить в неблагоприятных условиях и являются органом вегетативного размножения.

Клубнелуковицы — внешне похожи на луковицы, но их листья не служат запасающими органами, они сухие, плёнчатые, часто это остатки влагалищ отмерших зелёных листьев. Запасающий орган — стеблевая часть клубнелуковицы, она утолщена.

Надземные столоны (плети) — недолговечные ползучие побеги, служащие для вегетативного размножения. Встречаются у многих растений (костянка, полевица, земляника). Обычно они лишены развитых зелёных листьев, стебли их тонкие, хрупкие, с очень длинными междоузлиями. Верхушечная почка столона, загибаясь вверх, даёт розетку листьев, которая легко укореняется. После укоренения нового растения столоны разрушаются. Народное название этих надземных столонов — усы.

Колючки — укороченные побеги, имеющие ограниченный рост. У некоторых растений формируются в пазухах листьев и соответствуют боковым побегам (боярышник) или образуются на стволах из спящих почек (гледичия). Характерны для растений жарких и сухих мест произрастания. Выполняют защитную функцию.

Побеги суккулентов — надземные побеги, приспособленные для накопления воды. Обычно с образованием суккулентного побега связана потеря или метаморфоз (превращение в колючки) листьев. Сочный стебель выполняет две функции — ассимиляционную и водозапасающую. Характерны для растений, живущих в условиях длительного недостатка влаги. Стеблевые суккуленты наиболее представлены в семействе кактусовых, молочайных.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №193" Ленинского района г.Саратова

Конспект проведения комплексного занятия

по художественной литературе и рисованию

в подготовительной группе

воспитателя Володиной С.В.

Тема: «Сказка о берёзке. Рисование молодого побега».

Программное содержание.

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героине сказки (берёзке). Помогать объяснять детям основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Продолжать упражнять в согласовании слов в предложении. Помогать правильно строить сложноподчинённые предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.). Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Активизировать словарь словами: заступ (большая металлическая лопата для земляных работ), побег (молодая ветка, стебель растения с листьями и почками), прищеп (вставить черенок в расщеплённый сучок для прививки растения).

Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументировано и развёрнуто оценивать изображения, созданные как самим ребёнком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей. Учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании. Продолжать учить детей передавать различия в величине изображаемого предмета. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании.

Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности.

Предшествующая работа.

Наблюдения, рассматривание иллюстраций, проведение занятий, чтение стихотворений, сказок о берёзе.

Материал.

Альбомный лист, простой карандаш, краски (цветные карандаши или фломастеры).

Ход занятия.

Сказка о берёзке.

Росла в берёзовой роще очень красивая берёза, очень тоненькая, с красивыми ветками. Когда пришла весна, на ней появились красивые золотистые сережки. А поздней весной, когда осыпались серёжки, налетел ветер и унёс далеко вглубь леса, последнюю, самую красивую серёжку. Она упала в ямку и пролежала там до осени.

Затем наступила зима. Зиму серёжку пролежала под снегом, а весной, когда солнышко пригрело мокрую землю, зерно от серёжки стало прорастать: пустило вниз корешок, а кверху выгнало 2 первых листика. Из листочков выбежал стебелёк с почкой, а из почки, наверху, вышли зелёные листочки.

Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой – и лет через пять хорошенькая берёзка стояла на том месте, где упала серёжка.

Пришёл в лес садовник с заступом, увидал берёзку и говорит: «Вот хорошее деревцо, оно мне пригодится!» Задрожала берёзка, когда садовник стал её выкапывать, и думает: «Пропала я совсем!» Но садовник выкопал берёзку осторожно, корешков не повредил, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю.

Загордилась берёзка в саду! «Должно быть, я редкое дерево, - думает она, - когда меня из лесу в сад перенесли», и свысока посматривает вокруг на маленьких ребятишек. Не знала она, что попала в детский сад №193 «Калинка». В этом саду росли самые красивые деревья и диковинные цветы, и прилетали сюда самые красивые певчие птицы. В других садах не было такого райского сада и воспитатели с детьми завидовали детскому саду №193, так как дети этого садика были друзьями природы. Они знали, что если отломить ветку, выстрелить из рогатки в птицу, или задавить муравья, то через некоторое время может погибнуть всё живое на земле, в том числе и человек.

На другой год пришёл садовник с кривым ножом и стал берёзку резать. Задрожала берёзка и думает: «Ну, теперь-то я совсем пропала!»

Срезал садовник всю зелёную верхушку деревца, оставил один пенёк, да и тот ещё расщепил сверху: в трещину воткнул садовник молодой побег от хорошей берёзы, закрыл рану замазкой, обвязал тряпочкой, обставил новую прищепу колышками и ушёл.

Прихворнула берёзка; но была она молода и сильна, скоро поправилась и срослась с чужой веточкой. Пьёт веточка соки сильной берёзки и растёт быстро: выкидывает почку за почкой, листок за листком, выгоняет побег за побегом, веточку за веточкой, и года через три зацвело деревце золотистыми серёжками.

Опали серёжки, но на берёзе остались молодые зелёные листочки. И такая-то хорошенькая удалась берёзка, что из других детских садов приходили брать от неё побеги для прищеп.

Вопросы к сказке:

О чём рассказывается в сказке?

Как называется место, где растут берёзы?

Что произошло с берёзовой серёжкой?

Что сделал садовник с молодой берёзой?

А что потом произошло с берёзой в детском саду?

Рисование молодого побега.

Дети, вам понравилась сказка? А вам хочется, чтобы во всех садах были красивые берёзы?

Давайте, детям других детских садов нарисуем молодые побеги для прищеп, из которых потом вырастут красивые берёзы.

Дети под музыку рисуют молодые побеги. Затем воспитатель вывешивает рисунки, анализирует их вместе с детьми. Даёт итог занятию:

Вам понравилась сказка?

Что понравилось на занятии?

Что нужно делать, чтобы у нас всегда было хорошо и красиво в детском саду?

Занятие окончено.