Для того чтобы в холодный зимний период обеспечить в жилом помещении необходимые условия для проживания, нужна система, которая помогала бы поддерживать нужный температурный режим. Система отопления является наиболее удачным инженерным решением данной проблемы. Отопительная система поможет поддерживать в доме комфортные условия на протяжении всего холодного периода, но следует знать, какие бывают системы отопления в современности.
Системы отопления могут различаться в зависимости от разных критериев. Существуют такие основные виды систем отопления, как: воздушное отопление, электрическое отопление, водяное отопление, водяные теплые полы, и другие. Несомненно, важным вопросом является выбор вида системы отопления для своего жилища. Классификация систем отопления включает множество видов. Рассмотрим основные из них, а также проведем сравнение видов топлива для отопления.
Водяное отопление
Среди всей классификации систем отопления наибольшей популярностью пользуется водяное отопление. Технические преимущества такого отопления были выявлены в результате многолетней практики.
Несомненно, на вопрос, какие виды отопления бывают, именно водяное отопление первым приходит на ум. Водяное отопление обладает такими преимуществами, как:
- Не очень большая температура поверхности различных приборов и труб;
- Обеспечивает одинаковую температуру во всех помещениях;
- Экономится топливо;
- Повышены эксплуатационные сроки;
- Бесшумная работа;
- Простота в обслуживании и ремонте.
Главным компонентом системы водяного отопления является котел. Такое устройство необходимо для того чтобы нагревать воду. Вода является в таком виде отопления теплоносителем. Она циркулирует по трубам замкнутого типа, а потом тепло передается в различные отопительные компоненты, а от них уже обогревается все помещение.
Наиболее простым вариантом является циркуляция естественного типа. Такая циркуляция достигается благодаря тому, что в контуре наблюдается разное давление. Однако такая циркуляция может быть и принудительного характера. Для подобной циркуляции водяные варианты отопления должны быть оснащены одним или несколькими насосами.
После того, как теплоноситель проходит по всему контуру отопления, он полностью охлаждается и возвращается назад в котел. Здесь он снова нагревается и, таким образом, снова позволяет отопительным приборам выделять тепло.
Классификация систем водяного отопления
Водяной тип отопления может различаться по таким критериям, как:
- метод циркуляции воды;
- расположение магистралей разводящего типа;
- конструкционные особенности стояков и схема, по которой соединяются все приборы обогрева.
Наибольшую популярность обретает система отопления, где циркуляция воды происходит посредством насоса. Отопление с циркуляцией воды естественного плана в последнее время применяется крайне редко.
В насосной отопительной системе нагрев теплоносителя может иметь место и благодаря водогрейной котельной, или термо воды, которая поступает из ТЭЦ. В отопительной системе вода может нагреваться даже посредством пара.
Прямоточное соединение используют тогда, когда допустима в системе подача воды с очень высокой температурой. Такая система будет стоить не так дорого, расход металла будет несколько меньше.
Минусом прямоточного присоединения считается зависимость теплового режима от «обезличенной» температуры теплоносителя в подающем тепловоде наружного типа.
Воздушное отопление
Такие виды отопления различных помещений считаются одними из самых старых. Впервые подобную систему применяли еще до нашей эры. На сегодняшний день такая отопительная система получила широкое распространение – как в общественных помещениях, так и производственных.
Популярностью для обогрева зданий также пользуется нагретый воздух. При рециркуляции такой воздух может подаваться в помещение, где происходит процесс смешивания с внутренним воздухом и, таким образом, воздух охлаждается до температуры помещения и снова нагревается.
Воздушное отопление может быть местного характера, в случае если в здании нет центральной приточной вентиляции, или же если поступающее количество воздуха меньше, чем необходимо.
В системах воздушного отопления нагревание воздуха происходит за счет калориферов. Первичный отопитель для таких компонентов является горячий пар или вода. Для того чтобы прогреть воздух в помещении, можно использовать и другие приборы для отопления или любые источники тепла.
Местное воздушное отопление
При вопросе, какое бывает отопление, местное отопление часто приравнивается только к производственным помещениям. Приборы местного отопления используются для таких помещений, которые используются лишь в определенные периоды, в помещениях вспомогательного характера, в помещениях, которые сообщаются с наружными воздушными потоками.
Главными приборами системы местного отопления являются вентилятор и нагревательный прибор. Для воздушного отопления могут применяться такие устройства и приборы, как: воздушно-отопительные устройства, тепловые вентиляторы или тепловые пушки. Такие приборы работают на принципе воздушной рециркуляции.
Центральное воздушное отопление делается в помещениях любого плана, если здание располагает центральной системой вентиляции. Такие типы систем отопления можно организовать по трем различным схемам: с прямоточной рециркуляцией, с частичной или полной рециркуляцией. Полная рециркуляция воздуха может использоваться, в основном, в нерабочие часы для дежурных видов отопления, или для того чтобы обогреть помещение перед началом рабочего дня.
Однако отопление по такой схеме может иметь место, если оно не противоречит никаким правилам противопожарной безопасности или основным требованиям гигиены. Для такой отопительной схемы должна быть использована система приточной вентиляции, но воздух будет забираться не с улицы, а с тех помещений, которые отапливаются. В центральной воздушной отопительной системе применяются такие конструктивные виды приборов отопления, как: радиаторы, вентилятор, фильтры, воздуховоды и другие приборы.
Воздушные занавесы
Холодный воздух может поступать в большом количестве с улицы, если в доме слишком часто открываются входные двери. Если не предпринять ничего для того чтобы ограничить количество холодного воздуха, который проникает в помещение, или не обогревать его, то он может негативно сказаться на температурном режиме, который должен соответствовать норме. Чтобы предотвратить данную проблему, можно в открытом дверном проеме создать воздушный занавес.
Во входах зданий жилого или офисного плана можно установить низкорослый воздушно-тепловой занавес.
Ограничить количество поступающего холодного воздуха снаружи здания имеет место благодаря конструктивным изменением входа в помещение.
Все большей популярностью в последнее время пользуются воздушно-тепловые занавесы компактного типа. Самыми эффективными занавесами считаются занавесы «щиберующего» вида. Такие занавесы создают струйную воздушную преграду, которая защитит открытый дверной проем от проникновения холодных воздушных потоков. Как показывает сравнение видов отопления, такой занавес позволяет сократить потери тепла почти в два раза.
Электрическое отопление
Нагрев помещения имеет место благодаря распределению воздуха, проходящего через приборную панель без того, чтобы нагревалась ее лицевая сторона. Это полностью обезопасит от различных ожогов и предотвратит любое возгорание.
Посредством электрических конвекторов можно обогреть любой тип помещения, даже если у вас имеется всего один источник энергии, такой как электричество.
Такие виды систем отопления зданий не требуют больших затрат для установки или ремонта, к тому же, могут обеспечить максимальный комфорт. Электрический конвектор можно просто поставить в определенное место и подключить его к питанию сети. Делая выбор системы отопления, можно обратить внимание на данный тип – довольно эффективный.
Принцип действия
Холодный воздух, который находится в нижней части здания, проходит через нагревательный компонент конвектора. Затем его объем увеличивается и он уходит вверх через выходные решетки. Обогревательный эффект имеет место и благодаря дополнительному излучению тепла с передней стороны панели электрического конвектора.
Уровень комфорта и экономичность такой обогревательной системы достигается благодаря тому, что в электрических конвекторах применяется электронная система, которая помогает поддерживать определенную температуру. Нужно всего-навсего установить необходимый температурный показатель и датчик, который установлен в нижней области панели начнет через заданный период времени определять температуру воздуха, который проникает в помещение. Датчик подаст сигнал на термостат, который в свою очередь подключит или наоборот выключит обогревательный элемент. Посредством такой системы для поддержания определенной температуры, которая даст возможность соединить электрические конвекторы в разных помещениях, для того чтобы обогреть целое здание.
Какая система лучше
Конечно же, вопрос какая система отопления лучше является нецелесообразным, так как та или иная система является эффективной в определенных условиях. Сравнение систем отопления следует производить, учитывая все их плюсы и минусы, ориентируясь на условия установки и собственные возможности.
Рассмотрев, какие системы отопления существуют, можно сделать для себя определенные выводы. Но в целом, лучшим вариантом станет посоветоваться с профессионалами.
УРБОЭКОЛОГИЯ, ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ В ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЯХ
Отметьте правильные логические окончания следующих утверждений.
Строительные материалы должны обладать:
а) низкой теплопроводимостью и высокой воздухопроводимостью;
б) высокой теплопроводимостью и низкой воздухопроводимостью;
в) высокой теплопроводимостью и высокой воздухопроводимостью.
Оптимальные нормативы микроклимата жилищ в отличие от допустимых:
а) не зависят от возраста и климатического района;
б) не зависят от возраста и зависят от климатического района;
в) зависят от возраста и не зависят от климатического района.
Индикаторным показателем для оценки эффективности вентиляции служит:
а) окисляемость; б) пыль;
в) окислы азота; г) двуокись углерода.
С гигиенической точки зрения оптимальной системой отопления жилых помещений является:
а) воздушное; б) панельное;
в) водяное; г) паровое.
Для обеспечения теплового комфорта жилища для человека имеют важное значение следующие показатели:
а) температура воздуха и величина перепадов температуры по горизонтали и высоте помещения, температура внутренних поверхностей стен;
б) температура воздуха и величина перепадов температуры по высоте;
в) влажность воздуха жилого помещения.
Микроклимат помещений характеризуется следующими показателями:
а) температурой воздуха;
б) влажностью воздуха;
в) химическим составом воздуха;
г) скоростью движения воздуха.
а) юго-запад; б) юго-восток;
в) северо-запад; г) северо-восток.
а) южная; б) северная;
в) восточная; г) западная.
В палатах ЛПУ целесообразны системы отопления типа:
а) водяного; б) парового;
в) панельного; г) воздушного.
Раздел 6
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Элементы здорового образа жизни:
а) рациональное питание;
б) отсутствие вредных привычек;
в) занятия физической культурой;
г) рациональный режим труда и отдыха.
Основные гигиенические требования к одежде:
а) сохранение теплового комфорта;
б) не затруднять движения человека;
в) быть модной и красивой;
г) легко очищаться от загрязнений.
Для гигиенической оценки физкультурных занятий с детьми используются следующие показатели:
а) общая продолжительность и структура занятия;
б) общая и моторная плотность занятия;
в) показатели реакции организма на физическую нагрузку;
Проявлениями гиподинамии у детей и подростков являются:
а) снижение количества локомоций;
б) снижение функциональных возможностей органов и систем;
в) снижение резистентности организма;
г) изменение качественного состава локомоций.
К основным принципам закаливания относятся:
а) учет состояния здоровья и степени закаленности;
б) постепенность;
в) комплектность;
г) доступность.
Раздел 7
ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Состав помещений групповой ячейки детского сада:
а) игровая-столовая; б) групповая с буфетной;
в) спальня; г) раздевалка.
Длительность активного внимания у детей 7-10 лет:
а) 10 мин.; б) 15-20 мин.; в) 30 мин.
Особенность построения урока в начальной школе:
а) разнообразие видов деятельности;
б) наглядность;
в) эмоциональность;
г) проведение физкультминутки.
Общие требования, предъявляемые к школьной мебели:
а) соответствие росту учащихся; б) окраска в светлые тона;
в) легкость; г) окраска в темные тона.
Условие, способствующее развитию близорукости у детей и подростков:
а) недостаточность освещения рабочего места;
б) неравномерность освещения;
в) слепящая яркость;
г) неправильная посадка.
Основные гигиенические требования к мастерским:
а) достаточная площадь;
б) изолированное размещение;
в) достаточное освещение;
г) правильная расстановка оборудования.
151. Основные гигиенические требования к классной комнате:
а) ориентация: юг, юго-восток, восток;
б) ориентация: запад, юго-запад;
в) достаточность естественного освещения;
г) достаточная площадь.
Составные элементы участка детского сада:
а) групповые площадки;
б) сад-огород-ягодник;
в) зона отдыха;
г) зона зеленых насаждений.
Санитарно-эпидемологический надзор за условиями обучения детей включает:
а) гигиеническую оценку состояния школьных зданий (достаточность площадей, степень благоустройства);
б) оценку соблюдения норм учебной нагрузки;
в) оценку режима учебного дня;
г) контроль организации медицинского обеспечения школ.
Облегченным в расписании учебных занятий в школе при обучении учащихся по 5-дневной рабочей неделе должен быть:
а) понедельник; б) вторник;
в) среда; г) четверг;
д) пятница.
Гигиеническая рациональность организации урока определяется по следующим показателям:
а) плотность урока;
б) количества продолжительности и чередования видов деятельности;
в) применение ТСО;
г) наличие физкультурных минуток.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Устройство, оборудование и содержание жилых помещений должно быть направлено на создание комфортных и благоприятных санитарно-гигиенических условий для проживания людей.
Одним из важных условий для этого, является обеспечение оптимальных параметров микроклимата в жилых помещениях.
Оптимальные параметры микроклимата
Оптимальные и допустимые параметры микроклимата в помещениях жилых зданий содержатся в санитарных правилах СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ.
В тёплый период года в жилых комнатах за оптимальные параметры микроклимата принята температура воздуха 22-25 °C при относительной влажности воздуха 60-30 % и скорости движения воздуха 0,2 м/с.
В холодный период года в жилых комнатах оптимальные параметры микроклимата - температура воздуха 20 - 22 °C при относительной влажности воздуха 45-30 % и скорости движения воздуха 0,15 м/с.
Санитарные правила СанПиН 2.1.2.2645-10 устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
Требования этих санитарных правил не распространяются на условия проживания в зданиях и помещениях гостиниц, общежитий, специализированных домов для инвалидов, детских приютов, вахтовых поселков, и предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять .
Комфортные условия микроклимата и воздушной среды жилого помещения нам обеспечивают системы отопления и вентиляции здания.
Системы отопления
Системы отопления жилого помещения должны обеспечивать равномерное нагревание воздуха в течение всего отопительного периода, при этом не создавая запахов и не загрязняя воздух вредными веществами, выделяемыми в процессе эксплуатации.
Система отопления не должна создавать дополнительного шума и быть доступной для текущего ремонта и обслуживания. Нагревательные приборы системы отопления (korado и другие) должны быть легко доступными для уборки, причём температура поверхности нагревательных приборов при водяном отоплении не должна превышать 90 °C, а для приборов с температурой нагревательной поверхности более 75 °C уже необходимо предусматривать защитные ограждения.
Санитарные правила и нормы "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", требуют организации системы отопления для равномерного прогрева поверхности полов в помещениях первых этажей жилых зданий, расположенных в I климатическом районе.
При соблюдении гигиенических требований к качеству атмосферного воздуха населенных мест, гигиенических нормативов по шуму и вибрации, допускается устройство для теплоснабжения жилых зданий автономных котельных.
Вентиляция
Естественная вентиляция жилых помещений очень важна и должна осуществляться путем притока наружного воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы.
Вытяжные каналы должны предусматриваться на кухнях, в ванных комнатах, туалетах и сушильных шкафах, причём объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов с жилыми комнатами не допускается. Устройство системы вентиляции жилого помещения также должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую.
Концентрация различных химических веществ в воздухе жилых помещений не должна превышать среднесуточных предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных для атмосферного воздуха населенных мест.
При размещении в жилых зданиях общественных помещений, система вентиляции последних должна быть автономной, хотя и допускается присоединять к общей вытяжной системе жилого здания вытяжную вентиляцию общественных помещений, не имеющих вредных выбросов. Шахты систем вытяжной вентиляции должны выступать над коньком крыши здания на высоту не менее 1 м.
При эксплуатации не допускается использование жилого помещения для целей, не предусмотренных проектной документацией, хранение и использование в жилых помещениях и в помещениях общественного назначения, размещенных в жилом здании, опасных химических веществ, загрязняющих воздух, выполнение работ, являющихся источниками повышенных уровней шума, вибрации, загрязнения воздуха либо нарушающих условия проживания граждан в соседних жилых помещениях, а так же захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.
Обсуждение (комментариев 0) :
Порой случается так, что возникает необходимость докричаться до другого человека, находящегося на большом расстоянии, а мобильного телефона под рукой нет. Или он находится вне зоны доступа сети. Обычно приходится складывать руки рупором и надрывать голосовые связки, чтобы таким образом пытаться докричаться до удалённого собеседника или даже до целой группы людей.
Факторинг представляет собой комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. Отдельные черты факторинга можно найти ещё в Древней Месопотамии эпохи царя Хаммурапи - около 2000 лет до нашей эры, и в Древнем Риме, когда торговцы применяли его в своей деятельности. Определённый этап в развитии факторинга связан с появлением в Англии в XVII веке «Дома факторов», когда многие крупные европейские торговые дома имели своих представителей в колониях-факториях. Бурное развитие факторинговой деятельности наблюдалось в Северной Америке во второй половине XIX века.
Срубами на Руси назывались деревянные сооружения, стены которых собирались из обработанных брёвен. Так строились избы, храмы, башни деревянных кремлей и другие сооружения деревянного зодчества. Строится дом-сруб и различные ограждения из дерева для террасы из брёвен хвойных и лиственных пород. Такая древесина должна быть сухой, без гнили, трещин, грибка и не заражёна жуком-древоедом.
Прошли времена, когда в СССР гражданам выделялись участки земли от 4 до 6 соток под огороды, на которых разрешалось строить одноэтажный домик размером не более 3 на 5 метров - своеобразный хозблок дачный для хранения садового инвентаря и другой дачной утвари круглогодично. Зато ещё тогда ко многим огородным участкам подводилось электричество, а водоснабжение на огородах обеспечивалось подведением труб с водой или рытьём колодцев.
В помещениях, где человек отдыхает или работает, микроклиматические условия должны обеспечивать хорошее тепловое самочувствие и нормальное течение физиологических процессов.
Совершенство терморегуляционных механизмов позволяет человеку сохранять тепловое равновесие и приспосабливаться к различным температурным условиям окружающей среды. Однако возможности терморегуляции не безграничны. Длительное воздействие на организм человека неблагоприятных метеорологических условий нарушает тепловое равновесие и представляет опасность для здоровья.
Установлено, что для человека, одетого в легкую одежду и находящегося в покое, наиболее благоприятной температурой воздуха является 18-20° при относительной влажности 30-60% и скорости движения воздуха 0,2 м/сек. В зависимости от времени года и индивидуальных особенностей человека указанные границы могут несколько сдвигаться в ту или другую сторону. При этом весьма существенно, чтобы температура воздуха в помещении была равномерной как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении (от окон до противоположной стены колебания температуры не должны превышать 2°, а от пола до потолка - 3°). Необходимо также, чтобы температура воздуха была равномерной и в течение суток и чтобы разница между температурой внутренней поверхности стен и температурой воздуха в помещении была не более 5°. Все эти температурные условия может обеспечить рациональное отопление, к которому предъявляются, кроме того, следующие гигиенические требования: 1) температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 85°, в противном случае происходит пригорание осевшей пыли, сопровождающееся выделением газообразных продуктов, раздражающих слизистые оболочки и обладающих неприятным запахом; 2) отопление должно исключать возможность загрязнения воздуха дымом, сажей, золой, угольной пылью и вредными газами (окисью углерода, углекислым газом, сернистым газом); 3) система отопления должна быть бесшумной, безопасной в пожарном отношении, дешевой, простой по обслуживанию и уходу, обеспечивающей возможность регулирования отдачи тепла поверхностью отопительных приборов.
Большое гигиеническое значение имеет вид топлива, применяемого при отоплении помещений, так как сжигание различных сортов топлива вызывает загрязнение в большей или меньшей степени атмосферного воздуха и воздуха внутри помещений. Так, при сжигании твердого топлива (дрова, каменный уголь, торф, сланцы) атмосферный воздух загрязняется золой, дымом, окисью углерода (при неполном сгорании), сернистым газом (при большом содержании в топливе серы). Жидкие сорта топлива (мазут и др.) при сгорании дают много копоти. С гигиенической точки зрения наиболее целесообразным является газообразное топливо (природный и искусственный светильный газ), однако при неумелом пользовании этим топливом воздух может загрязняться окисью углерода и сернистым газом. Существует местное и центральное отопление. Местная система распространена в сельской местности и небольших городах и осуществляется при помощи печей. Наилучший тепловой эффект обеспечивают печи большой теплоемкости (голландская печь - рис. 23), которые, имея внутри систему вертикальных и горизонтальных каналов (дымооборотов) с проходящими по ним горячими дымовыми газами, медленно нагреваются и поддерживают более или менее равномерную температуру в течение суток при однократной топке. Эти печи могут быть использованы и для вентиляции помещения.
Рис. 23. Схема голландской печи.
В последние годы находят применение печи затяжного горения, в которых емкость топливника увеличена, а количество воздуха, поступающего в топку, сведено к минимуму. Благодаря этому процесс горения значительно замедляется и отдача тепла в стечение суток становится более равномерной.
Печи малой теплоемкости делаются из чугуна или стали, внутренние стенки топливника обкладывают кирпичом.
К этой категории относятся и небольшие переносные керамические печи. Печи малой теплоемкости быстро нагреваются и через 1-2 часа охлаждаются, поэтому они пригодны для кратковременного обогревания людей в помещениях временного характера. Печное отопление имеет ряд гигиенических недостатков: загрязнение помещения во время топки золой и топливом; возможность поступления в воздух помещения окиси углерода при несвоевременном закрытии печи; неравномерный нагрев поверхности, особенно в нижней части; большая площадь; опасность в пожарном отношении и др.
Более целесообразным является центральное отопление. Существуют различные системы центрального отопления: водяное, паровое, воздушное, радиационное (лучистое).
Рис. 24. Схема водяного отопления.
В современном строительстве наибольшее распространение получило водяное отопление низкого давления (рис. 24). При этой системе вода нагревается в расположенных в котельной котлах и по трубопроводам подается в нагревательные приборы (радиаторы), которые устанавливаются в помещениях под подоконниками, чтобы ослабить действие холодных токов от окон и наружных стен. Отдав тепло, вода по другой системе труб возвращается в котел и вновь нагревается. Водяное отопление низкого давления с гигиенической точки зрения является благоприятной системой, поскольку оно обеспечивает в помещении необходимый температурный режим и дает возможность регулировать температуру нагреваемой воды, учитывая температуру наружного воздуха, и не допускать нагрева поверхности радиаторов свыше 85°. В ряде случаев (например, в отдельном здании аптеки) можно оборудовать местную систему водяного отопления, нагревая воду или в небольшом чугунном котле на кухне, или в котле, вмонтированном в плиту, или, наконец, в змеевиках, заделанных в дымоходы плиты. Отсюда нагретая вода поступает по трубопроводам в установленные в помещениях радиаторы (рис. 25).
Рис. 25. Схема местной системы водяного отопления для небольших зданий.
Паровое отопление отличается от водяного тем, что вместо воды в радиаторы поступает пар. Ввиду этого поверхность радиаторов сильно нагревается, благодаря чему возможно пригорание пыли, а при прикосновении - ожог кожи.
При паровом отоплении часто происходит перегрев помещения и наблюдается сухость воздуха.
Воздушное отопление находит применение главным образом в общественных учреждениях (кино, театры, столовые и др.) и часто совмещается с вентиляцией. В качестве теплоносителя служит воздух, который нагревается до определенной температуры и по каналам в стенах через закрытые решетками отверстия подается в помещение.
Весьма целесообразным с гигиенической точки зрения является радиационное отопление. При этой системе в толщу строительных ограждений (стен, потолка, пола) закладывают нагревательные устройства (в виде труб с циркулирующей в них горячей водой или паром, каналов с горячим воздухом или электроспиралей), которые излучают тепло и нагревают их. Рекомендуются следующие температуры обогреваемых поверхностей: пола - 24-34°, потолка - 28-33°, стен - 45° (Строительные нормы и правила II-Г.7-62).
Радиационное отопление имеет ряд преимуществ перед прочими системами: оно обеспечивает равномерное распределение тепла в помещении, благодаря наличию больших нагревательных поверхностей уменьшает отдачу тепла излучением, не занимает полезного пространства помещения.
Однако система лучистого отопления обходится пока еще дороже, чем центрального водяного и сложна в отношении оборудования; особенно большие трудности создаются при ремонте.
В настоящее время при устройстве центрального отопления вместо существовавших ранее отдельных небольших домовых котельных строят центральные котельные, снабжающие теплом группы зданий или целые рабочие поселки и небольшие города. Весьма перспективным является централизованное теплоснабжение от теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), производящих тепло и электроэнергию. С гигиенической точки зрения использование мощных ТЭЦ для централизованного теплоснабжения имеет большие преимущества, так как ТЭЦ обычно располагаются за пределами жилых кварталов и имеют очистные сооружения для очистки дымовых выбросов - все это значительно уменьшает загрязнение атмосферного воздуха населенных мест.
Тестовые задания
к комплексному междисциплинарному экзамену
(по дисциплинам: «Медицинская генетика»,
«Микробиология», «Гигиена и экология человека»)
по дисциплине «Гигиена и экология человека»
для студентов специальностей:
«Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело»
2 курс, 4 семестр
Тесты обновлены в сентябре 2009 года № 133-166
Инструкция: выбери 1 правильный ответ.
Раздел 1. Предмет гигиены и экологии человека
- Основоположник отечественной гигиены в России:
- Термин «Экология:
- Абиотический фактор:
- Имя ученого, первым предложившего термин «экология»:
- Термин «гигиена»:
- Раздел экологии, изучающий факторы среды:
- Причиной кислотных дождей является повышенная концентрация в атмосфере:
- Химическое соединение, в высоких концентрациях вызывающее образование злокачественных опухолей:
- Оптимальная относительная влажность воздуха в жилом помещении в %:
- Прибор, используемый для непрерывной, автоматической записи температуры воздуха:
- Часть солнечного спектра, оказывающая бактерицидное действие:
- Источником оксида углерода в воздухе является:
- Противопоказания к искусственному облучению УФЛ:
- Парниковый эффект связан с повышением концентрации в атмосфере:
- Биологическим действием УФО солнечного спектра является:
- Фактор, не влияющий на микроклимат:
- К метеотропным заболеваниям относятся:
- Цифровой показатель концентрации кислорода в атмосфере:
- Цифровой показатель кислорода в барокамере:
- Химическое соединение в высоких концентрациях вызывающее отек легких:
- Химическое соединение, вызывающее разрушение озонового слоя:
- Антирахитическим действием обладают:
- Барометр – анероид применяют для оценки:
- Наибольшее значение в загрязнении воздуха городов в настоящее время играет:
- Соединения серы, находящиеся в воздухе способствуют:
- Кессонная болезнь возникает в результате изменения концентрации:
- Фактор, влияющий на интенсивность естественного УФО являются:
- Показания для искусственного УФО с профилактической целью:
- Условия, при которых человек подвергается воздействию повышенного атмосферного давления:
- Для оценки влажности используют:
- Для оценки температурного режима используют:
- Заболевания и состояния человека, при которых применяется лечение в барокамере:
- Цифровой показатель концентрации азота в атмосфере:
- Виды действия соединений серы, находящихся в воздухе городов, на организм человека:
- Причиной развития у человека метгемоглобинемии может быть внесение в почву:
- Микроорганизм не образует в почве споры:
- Инфекционное заболевание, фактором передачи которого является почва:
- Первый этап самоочищения почвы:
- Заболевания жителей эндемическим зобом связано:
- Наличие метгемоглобина в крови связано:
- Попадание в рану человека загрязненной почвы, может явиться причиной развития:
- Показатель санитарного состояния почвы:
- Микроорганизм, образующий в почве споры:
- Передача возбудителей кишечных заболеваний человеку из почвы происходит:
- Заболевания жителей кариесом связаны:
- Заключительная стадия самоочищения почвы:
- Заболевания жителей флюорозом связаны:
- Недостаток или избыток микроэлементов в почве приводит:
- Химическое соединение, входящее в состав питьевой воды, вызывающее диспепсию:
- Микроэлемент, отсутствие или малое количество которого вызывает кариес зубов:
- Микроэлемент, отсутствие или малое количество которого вызывает флюороз зубов и других костных образований:
- Химическое соединение, используемое в качестве коагулянта при обработке воды:
- Допустимое микробное число питьевой воды:
- Употребление воды с высоким содержанием хлоридов вызывает:
- Для питания хозяйственно питьевых водопроводов используют:
- Летальный исход вызывает потеря организмом количества воды (в %):
- Норма водопотребления в полностью канализованных крупных населенных пунктах:
- Основной источник йода для человека:
- Ионы, обуславливающие жесткость воды:
- Какова оптимальная жесткость воды:
- Химические соединения, вызывающие метгемоглобинемию:
- Микроэлемент, недостаток которого приводит к возникновению эндемического зоба:
- Жесткая вода имеет следующие свойства:
- Вещества, характеризующие загрязнение воды белковыми органическими соединениями:
- Метод осветления воды:
- Преимущество озона перед хлором при обеззараживании воды:
- Основной источник фтора для человека:
- Суточная потребность человека в белке (в г) в сутки:
- Суточная потребность человека в углеводах (в г) в сутки:
- Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе людей, занимающихся тяжелым физическим трудом:
- Основная, функциональная роль водорастворимых витаминов:
- Витамина «С» больше всего содержится:
- Болезнь «бери – бери» возникает при недостатке в организме витамина:
- Пищевые вещества содержащие витамины A,D,E,K:
- продукт, являющийся основным источником фосфора:
- Основная биологическая роль углеводов:
- Условия, способствующие разрушению витамина «С» в продуктах:
- Витамин «С» сохраняется лучше:
- Симптом «холероподобный понос», относится к группе болезней питания:
- Продукт, вызывающий отравление соланином:
- Возбудитель пищевых токсикоинфекций:
- Продукт являющийся источником витамина В1:
- Отметьте правильное утверждение:
- Суточная потребность человека в жире (в г) в сутки составляет:
- Основная, функциональная роль белков как питательных веществ:
- Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе людей, занимающихся умственным трудом:
- Появление на коже и слизистых трещин, является признаком гиповитаминоза:
- Недостаток витамина «А» в организме вызывает:
- Продукт, являющийся источником витамина «А»:
- Источником кальция в пище является:
- Основная биологическая роль жиров:
- Оптимальное распределение калорийности пищи в % (при 3 – х разовом питании):
- Потеря витамина «С» при кулинарной обработке составляет (в %):
- Какое заболевание возникает при употреблении перезимовавшего под снегом зерна:
- Корень растения (сладкого вкуса, ароматный) содержащий ядовитое вещество цикутотоксин:
- Продукт чаще всего являющийся причиной ботулизма:
- Продукты, являющиеся источниками железа:
- Продукт, содержащий полноценный белок:
- Температура, необходимая для хранения молочных продуктов:
- Продукты и блюда, при неправильном хранении которых, может возникнуть стафилококковое отравление:
- Стафилококковое отравление чаще протекает:
- Количество и качество питания зависит:
- Потребность людей в витамине «С» значительно увеличивается при:
- Средство индивидуальной профилактики пневмокониозов:
- Меры профилактики профессиональных отравлений:
- Вид излучения, обладающий самой высокой проникающей способностью:
- Принцип защиты при работе с радиоактивными веществами в закрытой зоне:
- К общим мерам по профилактике шума на производстве относятся:
- Производственные источники вибрации:
- При вибрационной болезни в первую очередь поражаются:
- Общие меры профилактики пневмокониозов:
- Наиболее опасный путь поступления ядов в организм на производстве является
- Выведение из организма токсических веществ, хорошо растворимых в воде, осуществляется через:
- Орган, имеющий важное значение, в дезинтоксикации и трансформации химических соединений в организм
а) кишечник;
б) печень;
в) железы внутренней секреции;
г) костная ткань. - Индивидуальные средства защиты от шума:
- Производственный шум воздействует:
- Общие меры профилактики вибрационной болезни:
- При поражении дыхательной системы производственной пылью имеют значение:
- Влияние производственной пыли на организм проявляется в возникновении:
- Вредное влияние производственной пыли зависит:
- Стохастические, или вероятностные эффекты возникают при воздействии:
- Строительные материалы должны обладать:
- Для обеспечения теплового комфорта жилища для человека имеют важное значение следующие показатели:
- Рекомендуемая ориентация жилых помещений Зауралья:
- В палатах ЛПУ целесообразны системы отопления типа:
- Оптимальные нормативы микроклимата жилищ:
- С гигиенической точки зрения, оптимальной системой отопления жилых помещений, являются:
- Микроклимат помещений характеризуется следующим показателем:
- Рекомендуемая ориентация окон операционных:
- Требования, предъявляемые к искусственному освещению:
- Отрицательная сторона урбанизации:
- Положительная сторона урбанизации:
- 135. Основные принципы градостроительства:
- Не относят к видам загрязнения окружающей среды:
- К физическому загрязнению окружающей среды относятся:
- Планировочные мероприятия по охране окружающей среды включают в себя:
- Неотносится к функциям, выполняющим зелеными насаждениями:
- Промышленную зону размещают:
- Предельно-допустимое содержание СО2 в жилом помещении не должно превышать:
- Естественная вентиляция- это воздухообмен, происходящий под влиянием:
- Естественное освещение в помещении не зависит от:
- Световой коэффициент- это:
- 145. Гигиеническая норма КЕО в жилых помещениях
- Глубина жилой комнаты не должна превышать
- Элементы здорового образа жизни:
- Доля значения образа жизни в формировании здоровья населения:
- Понятие «Гигиеническое воспитание» – это:
- Объект гигиенического воспитания – это:
- Факторы, влияющие на здоровье:
- По определению ВОЗ здоровье – это:
- Фактор, оказывающий наибольшее влияние на формирование здоровья населения:
- Первичная медико-социальная помощь (ПМСП) ориентирует личность в вопросах здоровья:
- Здоровье человека зависит от его образа жизни на:
- Пути улучшения качества оказания медицинской помощи населению:
- Понятие «низкая физическая активность» (гиподинамия) включает в себя:
- Принцип систематичности:
- Принцип стимулирования сознательности и активности:
- Принцип актуальности:
- Принцип последовательности:
- Цель гигиенического воспитания – восполнить:
- Профилактика заболеваний и укрепление здоровья – цель гигиенического воспитания:
- Медицинская сестра в своей профессиональной деятельности занимается обучением:
- Медицинский работник по гигиеническому воспитанию проводит:
- Гигиеническое воспитание проводится:
- Для гигиенической оценки физкультурных занятий с детьми используются следующие показатели:
- Не относится к гигиеническим требованиям в одежде :
- Основные принципы закаливания:
- Состав помещений групповой ячейки детского сада:
- Особенность построения урока в начальной школе:
- Условие, способствующее развитию близорукости у детей и подростков:
- Основные гигиенические требования в классной комнате к освещенности:
- Санитарно – эпидемиологический надзор за условиями обучения детей включает:
- Элемент, не являющийся основным в гигиенической рациональности организации урока в старших классах:
- 176.Общие требования, предъявляемые к школьной мебели:
- Основные гигиенические требования к мастерским:
- Составные элементы участка детского сада:
- 179.Режим дня и учебных занятий должен соответствовать гигиеническим нормам:
- Ускорение темпов роста и развития детей называется:
а) Доброславин А.П.;
б) Семашко Н.А.;
в) Соловьев З.П.;
г) Чарльз Дарвин.
а) биогеография;
б) наука о жилище;
в) наука о земле;
г) наука о поведении животных.
а) Гумбольдт;
б) Дарвин;
в) Геккель;
г) Энглер.
а) наука о жилище;
б) наука о форме и строении человека;
в) наука о правильном и рациональном образе жизни;
г) наука о жизнедеятельности живого организма.
а) популяционная;
б) учение об экосистемах;
в) факториальная экология;
г) экология организмов.
Раздел 2. Гигиена окружающей среды
а) окислы серы; б) озон;
в) кислород;
б) азот.
а) окись углерода;
б) окислы серы;
в) бенз(а)пирен;
г) двуокись углерода.
а) 15 – 20 %;
б) 20 – 30 %;
в) 40 – 60 %;
г) 80 – 90 %.
а) барограф;
б) термограф;
в) психрометр;
г) гигрограф.
а) видимый свет;
б) инфракрасные лучи;
в) ультрафиолетовые лучи;
г) все части спектра.
а) транспорт;
б) уличная пыль;
в) дыхание;
г) промышленное предприятие, выбрасывающее с дымом сернистый газ.
а) активная форма туберкулеза;
в) наличие пигментных пятен;
г) все перечисленное верно.
а) окислов серы;
б) окислов азота;
в) углекислого газа;
г) озона.
а) угнетающее действие;
б) витаминообразующее;
в) снижение остроты зрения;
г) образование метгемоглобина.
а) освещенность;
б) температура воздуха;
в) влажность воздуха;
г) скорость движения воздуха.
а) бронхиальная астма;
б) гипертоническая болезнь;
в) ревматизм;
г) все перечисленное верно.
а) 78%;
б) 21%;
в) 0,93 %;
г) 0,04%.
а) 16%;
б) 21%;
в) 40–60%;
г) 78%.
а) сероводород;
б) окислы азота;
в) фотооксиданты;
г) углекислый газ.
а) оксиды серы;
б) фреоны;
в) оксиды углерода;
г) оксиды железа.
а) инфракрасные лучи;
б) синие лучи;
в) ультрафиолетовые лучи;
г) красные лучи.
а) температуры;
б) влажности;
в) скорости движения воздуха;
г) атмосферного давления.
а) автотранспорт;
б) отопительные приборы;
в) промышленные предприятия;
г) несанкционированные свалки.
а) раздражению дыхательных путей;
б) образование метгемоглобина;
в) образованию карбоксигемоглобина;
г) заболеванию кариесом.
а) азота;
б) оксида углерода;
в) соединения серы;
г) кислорода.
а) полярная ночь;
б) солнечная активность;
в) низкое стояние солнца над горизонтом;
г) пасмурная погода.
а) активной формы туберкулеза;
б) заболевания щитовидной железы;
в) наличие пигментных пятен;
г) гиповитаминоз «Д»
а) работы при высоких температурах;
б) водолазные работы;
в) восхождение в горы;
г) полеты на летательных аппаратах.
а) термометр;
б) барометр;
в) анемометр;
г) психрометр.
а) термометр;
б) барометр;
в) анемометр;
г) катотермометр.
а) заболевания ССС;
б) кессонная болезнь;
в) бронхиальная астма;
г) все перечисленное верно.
а) 4 %;
б) 16 %;
в) 78 %;
г) 0,93 %.
а) канцерогенное;
б) раздражающее дыхательные пути;
в) силикоз;
г) гонадотропное.
а) калийных удобрений;
б) фосфорных удобрений;
в) азотных удобрений;
г) пестицидов.
а) гигроскопичность;
б) воздухопроницаемость;
в) химический состав почвы;
г) количество яиц гельминтов в грамме почвы.
а) возбудитель сибирской язвы;
б) возбудитель столбняка;
в) возбудитель дизентерии;
г) возбудитель ботулизма.
а) сыпной тиф;
б) грипп;
в) чесотка;
г) сибирская язва.
а) образование гумуса;
б) нитрификация;
в) минерализация;
г) оксигенация.
б) с пониженным содержанием йода в почве воде;
а) с наличием кислорода в воздухе;
б) с наличием нитратов в пище и воде;
в) с наличием диоксида углерода в воздухе;
г) с наличием углекислого газа в воздухе.
а) холеры;
б) сальмонеллеза;
в) ботулизма;
г) газовой гангрены.
а) количество яиц и куколок мух в 0,25 м 2;
б) гигроскопичность;
в) воздухопроницаемость;
г) химический состав почвы.
а) возбудитель брюшного тифа;
б) возбудитель дифтерии;
в) возбудитель ботулизма;
г) возбудитель малярии.
а) через пищевые продукты;
б) через поврежденную кожу;
в) через укус клеща;
г) воздушно-капельным путем.
а) с повышенным содержанием фтора в почве и воде;
б) с пониженным содержанием йода в почве и почве;
в) с повышенным содержанием йода в почве и воде;
г) с пониженным содержанием фтора в почве и воде.
а) образование гумуса;
б) нитрификация;
в) минерализация;
г) оксигенация.
а) с повышением содержания фтора в почве и воде;
б) с понижением содержания йода в воде и почве;
в) с повышением содержания йода в почве и воде;
г) с понижением содержания фтора в почве и воде.
а) к недостатку или избытку их в организме человека;
б) нарушению промежуточного обмена веществ;
в) возникновению заболеваний;
г) все перечисленное верно.
а) фториды;
б) сульфаты;
в) нитраты;
г) хлориды.
а) свинца;
б) селена;
в) цинка;
г) фтора.
а) меди;
б) мышьяка;
в) фтора;
г) йода.
а) CuSO4;
б) KMnO4;
в) Al2 (SO4)3;
г) HOCl.
а) 50;
б) 120;
в) 150;
г) 200.
а) снижение секреции желудка;
б) повышение температуры тела;
в) метгемоглобинемию;
г) кариес.
а) атмосферные воды;
б) воды морей;
в) воды болот;
г) открытые водоемы.
а) 3 – 5 %;
б) 7 – 10 %;
в) 15 – 20 %;
г) 25 – 30 %.
а) 250 – 350 л/сутки;
б) 40 − 60 л/сутки;
в) 170 л/сутки;
г) 10 л/сутки.
а) пища;
б) вода;
в) воздух;
г) все перечисленное верно.
а) железо, хлор;
б) кальций, магний;
в) натрий, кальций;
г) медь, магний.
а) 3,5 мг экв/л;
б) 7,0 мг экв/л;
в) 10 мг экв/л;
г) 14 мг экв/л.
а) хлориды;
б) нитраты;
в) сульфаты;
г) фториды.
а) цинка;
б) меди;
в) мышьяка;
г) йода.
а) может привести к отекам;
б) повышает аппетит;
в) ускоряет приготовление пищи;
г) влияет на сердечную деятельность.
а) хлориды;
б) фтор;
в) нитриты;
г) селен.
а) озонирование;
б) кипячение;
в) фильтрация;
г) хлорирование.
а) осветляет воду;
б) охлаждает воду;
в) более эффективен по отношению к патогенным простейшим;
г) более дешевый способ.
а) пища;
б) вода;
в) воздух.
Раздел 3. Экологические и гигиенические проблемы питания.
а) 15 – 20;
б) 30 – 40;
в) 50 – 70;
г) 80 – 100.
а) 50 – 80;
б) 150 – 200;
в) 350 – 400;
г) 500 – 700.
а) 1 – 0,8 – 3;
б) 1 – 1,3 – 6;
в) 1 – 1 – 4;
г) 1 – 1 – 5.
а) калорическая;
б) каталитическая;
в) пластическая;
г) энергетическая.
а) в капусте;
б) в моркови;
в) в черной смородине;
г) в шиповнике.
а) В1 (тиамин);
б) РР (никотиновая кислота);
в) D (кальциферол);
г) К (филлохинон).
а) жиры;
б) белки;
в) витамины;
г) минеральные соли.
а) курага, урюк;
б) горох, фасоль;
в) рыба;
г) печень говяжья, яйца.
а) являются источником энергии;
б) являются структурными элементами клеток и тканей;
в) играют защитную роль;
г) являются источником витаминов.
а) естественный продукт;
б) кислая среда;
в) кислород;
г) хранение в герметичной таре.
а) при приготовлении пюре;
б) жарение в жире;
в) при варке в «кожуре»;
г) закладка при варке в холодную воду.
а) алиментарные токсикозы (отравление грибами);
б) болезни пищевой неадекватности;
в) энзимопатии;
г) болезни избыточного веса.
а) мухомор;
б) белена черная;
в) проросший, позеленевший картофель;
г) «пьяный хлеб».
а) возбудитель дизентерии;
б) возбудитель туберкулеза;
в) кишечная палочка;
г) возбудитель дифтерии.
а) квашеная капуста;
б) рыба;
в) сливочное масло;
г) хлеб.
а) ботулизм возникает при употреблении жареных грибов;
б) ботулизм возникает при употреблении консервированных грибов.
а) токсикоинфекции чаще возникают при массивном обсеменении продуктов
микроорганизмами;
б) токсикоинфекции чаще возникают при попадании в продукты и блюда единичных микроорганизмов.
а) 30–40;
б) 50–70;
в) 80–100;
г) 100–120.
а) энергетическая;
б) пластическая;
в) литическая;
г) каталитическая.
а) 1–1–5;
б) 1–1–4;
в) 1–0,8–3;
г) 1–1,3–6.
а) тиамина (В1);
б) рибофлавина (В2);
в) никотиновой кислоты (РР);
г) токоферол (Е).
а) снижение прочности костей;
б) «куриную слепоту»;
в) порозность капилляров;
г) снижает свертываемость крови.
а) рыба;
б) сыр;
в) сливочное масло;
г) все перечисленное.
а) творог;
б) печень говяжья;
в) картофель;
г) изюм.
а) источник энергии;
б) источник фосфатов и жирных кислот;
в) источник жирорастворимых витаминов;
г) источник витаминов группы «в».
а) 30–45–25;
б) 15–50–35;
в) 20–60–20;
г) 25–50–25.
а) 10–15 %;
б) 30 %;
в) 40 %;
г) 50 %.
а) алиментарно-токсическая алейкия;
б) эрготизм;
в) ботулизм;
г) афлатоксикоз.
а) белена черная;
б) белладонна;
в) вех ядовитый;
г) болиголов пятнистый.
а) молоко;
б) овощные консервы;
в) сухофрукты;
г) сливочный крем.
а) творог;
б) печень;
в) рыба;
г) изюм.
а) квашеная капуста;
б) гранат;
в) сливочное масло;
г) мясо.
а) – 2° С;
б) – 20° С;
в) + 4° С - + 6° С;
г) 0° С.
а) консервированные огурцы;
б) орехи;
в) творог;
г) ядовитые грибы.
а) с понижением артериального давления и температуры;
б) с субфебрильной температурой.
а) от возраста;
б) пола;
в) климатических условий;
г) все перечисленное верно.
а) инфекционных заболеваниях;
б) туберкулезе;
в) болезнях ЖКТ;
г) все перечисленное верно.
Раздел 4. Влияние производственных факторов на состояние здоровья и жизнедеятельность человека.
а) респираторы;
б) очки;
в) рукавицы;
г) вытяжные устройства на рабочем месте.
а) контроль, над состоянием воздушной среды в воздухе рабочей зоны;
б) автоматизация и герметизация вредных производственных процессов;
в) гигиеническая стандартизация сырья и готовых материалов;
г) все перечисленное верно.
а) α-излучение;
б) β-излучение;
в) рентгеновское излучение;
г) все перечисленное верно.
а) защита количеством и временем;
б) использование индивидуальных средств защиты;
в) все перечисленное верно.
а) изменение технологии производств;
б) вентиляция;
в) герметизация;
г) все перечисленное верно.
а) погружение на большие глубины;
б) работа при высоких температурах;
в) формы для виброуплотнения бетона;
г) работа с химическими веществами.
а) капилляры кончиков пальцев;
б) сосуды мозга;
в) центральная неравная система;
г) сердечно – сосудистая система.
а) механизация и автоматизация;
б) контроль за ПДК окиси углерода в воздухе помещения для работы;
в) сухое бурение;
г) нормальное освещение на рабочем месте.
а) желудочно-кишечный тракт;
б) дыхательные пути;
в) кожные покровы;
г) слизистые оболочки рта, глаз.
а) ЖКТ;
б) почки;
в) органы дыхания.
а) противогаз;
б) защитные очки;
в) наушники.
а) на слуховой аппарат;
б) на ЖКТ;
в) на кожные покровы;
г) костно-мышечную систему.
а) технический контроль вентиляции;
б) установка ПДК загазованности;
в) влажная уборка;
г) применение пультов.
а) размер пылевых частиц;
б) растворимость пылевых частиц;
в) химическая структура;
г) все перечисленное верно.
а) бронхитов;
б) пневмокониозов;
в) аллергических проявлениях;
г) все перечисленное верно.
а) от концентрации пыли в воздухе;
б) длительности действия в течение смены;
в) длительности действия профессионального стажа;
г) все перечисленное верно.
а) пороговых доз;
б) малых доз;
в) все перечисленное верно.
Раздел 5. Урбоэкология. Гигиенические требования к окружающей среде в жилых и общественных зданиях.
а) низкой теплопроводимостью и высокой воздухопроводимостью;
б) высокой теплопроводимостью и низкой воздухопроводимостью;
в) высокой теплопроводимостью и высокой воздухопроводимостью.
а) температура воздуха и величина перепадов температуры по горизонтали и
высоте помещения, температура внутренних поверхностей стен;
б) температура воздуха и величина перепадов температуры по высоте;
в) влажность воздуха жилого помещения.
а) северная;
б) юго-восточная;
в) северо-западная;
г) северо-восточная.
а) водяного;
б) парового;
в) панельного;
г) воздушного.
а) не зависят от возраста и климатического района;
б) не зависят от возраста и зависят от климатического района;
в) зависят от возраста и не зависят от климатического района.
а) воздушное;
б) панельное;
в) водяное;
г) паровое.
а) температурой воздуха;
б) атмосферным давлением;
в) химическим составом воздуха;
г) освещенностью.
а) южная;
б) северная;
в) восточная;
г) западная.
а) соответствовать назначению помещения;
б) быть достаточным, регулируемым и безопасным;
в) не оказывать слепящего действия;
г) все перечисленное верно.
1) коммунальное благоустройство
2) высокий уровень культуры
3) интенсивное загрязнение воздушной среды
4) высокий экономический потенциал
1) интенсивное загрязнение окружающей среды
2) изменение микроклиматических условий
3) высокий уровень культуры
4) уменьшение интенсивности солнечной радиации
1) зонирование территорий населенного пункта
2) оптимальный выбор территории
3) учет розы ветров
4) все перечисленное
1) природное
2) физическое
3) биологическое
4) химическое
1) тепловое
2) шумовое
3) электромагнитное
4) все перечисленное
1) создание санитарно-защитной зоны
2) создание малоотходных технологий
3) замену вредных веществ менее вредными
4) природоохранительное законодательство
1) улучшают микроклимат
2) поглощают углекислый газ и другие токсины
3) усиливают солнечную радиацию
4) придают эстетичность
1) с подветренной стороны по отношению к жилой зоне
2) на расстоянии от жилой зоны
3) ниже жилой зоны по течению реки
4) все перечисленное
1) 0,1 %
2) 1%
3) 2%
4) 0,5 %
1) влажности
2) разницы давлений
3) ветрового напора
4) разницы температур наружного и комнатного воздуха
1) вида осветительной арматуры
2) устройства окон
3) вида штор
4) окраски стен и мебели
1) отношение не застекленной поверхности окон к площади пола в помещении
2) отношение застекленной поверхности окон к площади пола
3) отношение не застекленной поверхности окон к земле
4) отношение площади пола помещений к застекленной поверхности окон
1) не менее 1,5 %
2) не более 2%
3) не менее 0,5 %
4) не более 5%
1) 10м
2) 6м
3) 3м
4) 15м
Раздел 6. Здоровый образ жизни и личная гигиена.
а) рациональное питание;
б) отсутствие вредных привычек;
в) занятия физической культурой;
г) все перечисленное верно.
а) 49 – 53%
б) 10%
в) 20%
а) теория и практика оформления, сохранения и укрепления здоровья индивида
б) закономерности влияния факторов среды на здоровье людей
а) внешняя среда
б) здоровый человек
а) генетические предпосылки
б) особенности питания
в) личная гигиена
г) адекватная самооценка>
д) все перечисленное
а) отсутствие болезней
б) нормальное функционирование систем организма
в) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и дефектов физического развития
г) состояние организма человека, когда функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения
а) образ жизни
б) уровень и качество медицинской помощи
в) наследственность
г) окружающая среда
а) на пассивное воспитание
б) на личную ответственност
а) 50%
б) 20%
в) 10%
а) создание крупных больниц, диагностических центров
б) увеличение сроков обучения медицинских работников
в) обеспечение условий для здорового образа жизни
а) отказ от занятий спортом
б) занятия в группах здоровья
в) малоподвижную деятельность на протяжении более чем 50% времени
а) предусматривает постоянный, регулярный характер его осуществления
б) выражает его направленность на повышение активности личности, группы лиц
а) ориентирует на наиболее важную и своевременную гигиеническую информацию
б) предусматривает выделение основных этапов и их логической преемственности
а) отсутствующие умения и навыки здорового безопасного образа жизни
б) социальную политику по увеличению потенциала здоровья
а) ближайшая
б) долгосрочная
а) пациентов и их семей
б) студентов-практикантов
в) младшего медперсонала
г) коллег
д) все перечисленное
а) лекции
б) беседы
в) кружковую работу
а) в поликлинике
б) на участке
в) в инфекционном очаге на дому
г) все перечисленное
Раздел 7. Гигиена детей и подростков.
а) общая продолжительность и структура занятия;
б) общая и моторная плотность занятия;
в) показатели реакции организма на физическую нагрузку;
г) все перечисленное верно.
а) сохранение теплового комфорта;
б) не затруднять движений человека;
в) быть модной;
г) легко очищаться от загрязнений.
а) учет состояния здоровья и степени закаленности;
б) постепенность;
в) комплексность;
г) все перечисленное верно.
а) игровая – столовая;
б) групповая с буфетной;
в) раздевалка;
г) все перечисленное верно.
а) разнообразие видов деятельности;
б) наглядность;
в) проведение физкультминутки;
г) все перечисленное верно.
а) недостаточность освещения рабочего места;
б) правильная ориентация окон;
в) наличие арматуры на лампах;
г) достаточное освещение.
а) ориентация: юг, юго-восток, восток;
б) ориентация запад, юго-запад;
в) ориентация на север;
г) установка цветных стекол.
а) гигиеническую оценку состояния школьных зданий (достаточность площадей, степень благоустройства);
б) оценку соблюдения норм учебной нагрузки;
в) оценку режима учебного дня;
г) контроль организации медицинского обеспечения школ;
д) все перечисленное верно.
а) плотность урока;
б) количество продолжительности и чередования видов деятельности;
в) применение ТСО;
г) наличие физкультурных минуток.
а) соответствие росту учащихся;
б) окраска в светлых тонах;
в) легкость;
г) все перечисленное верно.
а) достаточная площадь;
б) изолированное размещение;
в) достаточное освещение;
г) правильная вентиляция;
д) все перечисленное верно.
а) групповые площадки;
б) сад – огород – ягодник;
в) зона отдыха;
г) все перечисленное верно.
а) длительности сна;
б) бодрствования разных возрастных групп;
в) проведение занятий и оздоровительных мероприятий;
г) все перечисленное верно.
б) дистрофия;
в) ожирение;
г) акселерация.