Презентация роль бактерии. Отрицательная роль бактерий. Бактерии брюшного тифа

«Хемосинтез» - Метанобактерии. Некоторые хемосинтетики (в частности, серобактерии) используются для очистки сточных вод. Хемосинтез открыт в 1887 С. Н. Виноградским. Хемосинтез – это… Хемосинтез. Железобактерии. Нитрифицирующие бактерии. Подобный способ получения энергии используется только бактериями. Информационное обеспечение урока.

«Строение и значение бактерий» - Клетки многих бактерий имеют нехромосомные генетические элементы - плазмиды. Бактерии играют огромное значение и в биосфере, и в жизни человека. Открыт в 1887 году С.Н.Виноградским. Физиология бактерий. Жгутики. Источником водорода для восстановления углекислого газа является вода. Человек использует бактерии и для очистки сточных вод.

«Хемосинтез бактерий» - Появившийся в атмосфере Земли молекулярный кислород выступал в качестве сильного окислителя. Нитрифицирующие бактерии – окисляют аммиак до нитратов. Анаэробные хемоавтотрофы. В дело вступают так же бактерии, работающие с водородом, соединениями азота и метаном. Ещё в 1887 г. русский микробиолог С.Н. Виноградский открыл бактериальный хемосинтез.

«Грибы и бактерии» - Грибы. Постановка целей и задач урока, знакомство с планом урока. 2.Разминка. Водоросли. «Пятый лишний». Ответить на вопросы. Повторить и обобщить знания, полученные по теме. 1.Организационный момент. Содержание урока: Спирогира, хлорелла, улотрикс, ульва, ламинария. Гифы, мицелий, базидии, склероции, ризоиды.

Изучение нового материала

1.Сообщение темы и постановка задач урока совместно с учащимися (2 минуты)

Чтобы узнать тему урока вам нужно угадать загадку: полон хлевец белых овец (зубы)…

Какие ассоциации у вас возникают в связи со словом зубы? (учитель записывает на доске все слова предложенные учащимися)

О чем мы можем говорить на уроке? (формулировка задач урока совместно с детьми)

2. Актуализация знаний (3 минуты)

Так как тема нашего урока "Строение, функции и гигиена зубов" давайте вспомним, что мы узнали по этому вопросу из прошлых курсов. Вы изучали системы органов в 7 классе, знакомились с системами органов животных, поэтому давайте вспомним, виды зубов у млекопитающих.

Мы видим, что зубы дифференцированы только у млекопитающих. И их форма зависит от способов питания животного. Функция зубов млекопитающих сказалась на характере их прикрепления к челюстям и на особенностях смены зубов. Обычно зубы млекопитающих сидят в альвеолах челюстей и укрепляются при помощи окружающей зубы соединительной ткани.

Примечание для учителя:

(дополнительный материал, о зубах животных представленный в конспекте урока учитель использует в полном объеме, если позволяет уровень сформированности ЗУН класса)

У представителей различных отрядов млекопитающих число зубов сильно варьирует: уменьшение или увеличение числа зубов объясняется приспособлением животных к различным объектам питания. У хищных число зубов не превышает 44, а вот у парнокопытных или у грызунов количество зубов сильно варьирует. У некоторых неполнозубых 18–20 зубов; у некоторых видов сумчатых может быть до 58 зубов, а у представителей зубатых китообразных семейства дельфиновых – 250 зубов. Зубы, выполняющие различные функции, у разных отрядов млекопитающих и развиваются в разной степени. Так, например, у хищных развиваются мощные клыки, у грызунов – резцы и коренные зубы, а клыки и часто предкоренные, утрачиваются. Функция зубов млекопитающих сказалась на характере их прикрепления к челюстям и на особенностях смены зубов. Обычно зубы млекопитающих сидят в альвеолах челюстей и укрепляются при помощи окружающей зубы соединительной ткани. Сменяются у млекопитающих резцы, клыки и предкоренные зубы и очень редко коренные (у сумчатых меняется только последний коренной зуб). У неполнозубых и зубатых китообразных зубы вовсе не сменяются, и в течение всей жизни у них функционируют молочные зубы. Только у слонов и ламантинов происходит постоянная продольная смена стирающегося зуба новым, который закладывается позади старого и постепенно его вытесняет.

3. Зубы человека, их число, классификация. Смена зубов. (5 минут)

Рассмотрите слайд, сколько зубов имеет человек?

Одинаковы ли они по своему внешнему виду?

Каковы функции каждого типа зубов? Как связано их строение с выполняемыми функциями?

Что вам известно о молочных зубах и зубах мудрости? (ответы)

Первые молочные зубы появляются у человека в 6-9 месяцев. Молочные зубы имеют некоторые особенности: они меньше размерами, имеют меньше бугорков и расходящиеся корни, между которыми лежат зачатки постоянных зубов. Число корней у молочных и постоянных зубов одинаково. С 6-7 лет происходит смена зубов. Их зачатки формируются у корней выпадающих зубов. Они сдавливают корни молочных зубов и преграждают путь крови к ним.

Почему зубы мудрости так называют? (ответы)

Когда зуб мудрости начинает расти, ему часто не хватает места в сложившемся ряду зубов, что может вызывать осложнения. Неправильное прорезывание зуба может сопровождаться воспалительными заболеваниями. В мягкие ткани, окружающие зуб, при травмировании может проникнуть инфекция. Воспаление может перейти на глубокие ткани, вызывая пародонтит. Признаком воспаления являются покраснение и распухание десны вокруг зуба, появление неприятного запаха, сильная боль.

4. Строение зуба (3-4 минуты)

Прочитайте статью учебника о строении зубов, выпишите в тетрадь, термины соответствующие номерам на слайде 11.

Зуб состоит из дентина, коронка покрыта эмалью, шейка и корень - цементом. Дентин и цемент - видоизмененная костная ткань.

Примечание для учителя: проверка задания слайда 11 осуществляется щелчком мыши по номерам в прямоугольниках. Возможно объяснение учителя по данному слайду. По ходу объяснения постепенно открываются необходимые термины.

5.Физкультминутка: выполнение упражнений стоя (потягивание и т.д.) для смены позы. (2 минуты)

5.Заболевания и гигиена зубов (12 минут)

Вспомните из курса 5 класса, что происходит с горными породами на солнце и морозе. (ответы)

5.1. Модельный эксперимент

Попробуем накалить стекло в пламени спиртовки, а затем опустим его в воду.

Что стало со стеклом и почему?

Почему нельзя после горячей пищи сразу употреблять холодные напитки или мороженое? (Эмаль зубов может также растрескаться от резкой смены горячей и холодной пищи. Берегите эмаль зубов от резкой смены температуры.)

5.2.Заболевания зубов

При болезни зубов нарушается пищеварение, так как в этом случае в желудок попадает недостаточно пережеванная и неподготовленная к дальнейшей химической обработке пища. Вот почему так важно постоянно следить за зубами. Большой вред зубам и деснам наносит никотин, выделяющийся во время курения; ни в коем случае не следует грызть твердые предметы, нельзя сразу после приема горячей пищи пить холодную воду или есть мороженое. Это ведет к появлению трещин в эмали и кариесу (разрушению эмали и дентина). Появляется неприятный запах изо рта, происходит пожелтение и разрушение эмали, разрушение тканей десны около зубов –пародонтоз.Кариес вызывается бактериальным зубным налетом. Бактерии вырабатывают из сахара кислоту. Кислота разрушает зубную эмаль и образуется «дырка». Бактерии достигают пульпы, поражают нервы и кровеносные сосуды. Идет разрушение пульпы, воспаление корня зуба и десневого кармана. Появляется опасность распространения гноя по всему организму.Проникновение инфекции �в организм через больной зуб. Болезнетворные микроорганизмы могут вызвать воспалительные процессы в кишечнике, печени и т.д.

5.3. Профилактика повреждения зубов

Прочитать статью «Здоровые зубы- важное условие сохранения здоровья человека» и составить памятку для учащихся младших классов о том как следует поступать для сохранения здоровых зубов. Примерные правила: не разгрызать кости и твердые конфеты; не раскусывать орехи; не пить холодную воду и не есть мороженое сразу после горячей пищи; не курить, никотин вреден зубам и деснам; посещать стоматолога два раза в год и т.д.

5.2 Уход за зубами

Примечание : щелчком мыши по изображению на слайде 11 можно увеличить размер иллюстрации. Правила гигиены можно прокручивать многократно, щелчком мыши по кнопке с надписью «нажми»

Слайд 1

Курганская область, Петуховский район, МОУ «Новогеоргиевская СОШ»

Выполнила: учитель биологии и химии первой квалификационной категории Яковлева Лариса Александровна

Значение бактерий в природе и жизни человека

Слайд 2

Классификация бактерий

Бактерии разложения и гниения; - почвенные бактерии; - молочнокислые бактерии; - болезнетворные бактерии.

Слайд 3

1. Бактерии разложения и гниения

Слайд 4

В почве содержится огромное число бактерий – сотни миллионов в 1г. В бедных тундровых почвах или песчаных почвах пустыни их насчитывается, в слабоподзолистых – до миллиарда, а в богатом органическим веществом чернозёме – до 2 миллиардов и выше. Это составляет около 35 сухой массы почвы.

Слайд 5

Бактерии принимают участие в выветривании горных пород и минералов. Так, железобактерии сформировали крупные отложения железных руд.

Слайд 6

2. Азотфиксирующие (почвенные) бактерии

Слайд 7

КЛУБЕНЬКОВЫЕ БАКТЕРИИ - род бактерий, образующих на корнях многих бобовых растений клубеньки и фиксирующих молекулярный азот воздуха в условиях симбиоза с растением. Вступают в симбиоз с бобовыми растениями. Поселяясь в корнях бобовых, они вызывают образование на них клубеньков, за что и получили название клубеньковых бактерий. Растение поставляет бактериям необходимые им для роста и развития углеводы и минеральные соли, а взамен получает азот, который клубеньковые бактерии способны фиксировать.

Слайд 8

3. Молочнокислые бактерии

Слайд 9

Молочнокислые бактерии участвуют в создании кисломолочных продуктов. Кисломолочные продукты - группа молочных продуктов, вырабатываемых из цельного коровьего молока или его производных (сливок, обезжиренного молока и сыворотки) путём сквашивания заквасками. Молочнокислые продукты изготовляются также из молока овец, коз, кобыл и других животных.

Слайд 10

Кисломолочные продукты

Айран; - ацидофилин; -кефир; - йогурт; -ряженка; - варенец; -мацони; -кумыс.

Слайд 11

Айра́н - разновидность кисломолочного напитка или разновидность кефира у тюркских и кавказских народов. В разных языках и у разных народов точный смысл названия и технология приготовления немного различаются, но общим является то, что это молочный продукт, получаемый при помощи молочнокислых бактерий. Имеет разный уровень жирности. Башкиры любят утолять им жажду во время покосов.

Слайд 12

Вырабатывается из молока, сквашенного заквасками чистых культур, одна из которых – ацидофильная палочка. В 1910 году русский ученый Гартье Э.Э. доказал, что ацидофильную палочку можно с успехом применять с лечебными профилактическими целями в борьбе с желудочно-кишечными заболеваниями, и что эта бактерия очищает кишечник от гнилостных и некоторых болезнетворных микробов.

Слайд 13

Кефи́р - кисломолочный напиток, получаемый из цельного или обезжиренного коровьего молока путем кисломолочного и спиртового брожения с применением кефирных «грибков» - симбиоза нескольких видов микроорганизмов: молочнокислых стрептококков и палочек, уксуснокислых бактерий и дрожжей

Кефирная закваска

Слайд 14

Йо́гурт (кисломолочный продукт, который производится из цельного молока путем его сквашивания специальными культурами - Lactobacillus bulgaricus (болгарская палочка) и Streptococcus thermophilus (термофильный стрептококком).

Слайд 15

Ря́женка - кисломолочный напиток, получаемый из коровьего топлёного молока совместным молочнокислым и спиртовым брожением. Заквашивание производится термофильными молочнокислыми стрептококками и чистыми культурами болгарской палочки, сквашивается в течение 3-6 часов. Имеет желтовато-буроватый оттенок и традиционный кисломолочный вкус. Фактически является одной из разновидностей йогурта без вкусовых добавок.

Слайд 16

Варенец, наряду с простоквашей, – это старинный русский кисломолочный напиток. Для приготовления варенца использовали топленое молоко, выпаренное в русской печи в глиняных крынках. Подготовленное топленое молоко сквашивали сметаной. Особый вкус варенцу придавали молочные пенки на поверхности напитка. В современной молочной промышленности для приготовления варенца используют топленое молоко, которое сквашивают кисломолочными культурами и ацидофильной палочкой.

Слайд 17

Мацу́н или мацони - армянский и грузинский йогурт из кипяченого коровьего, буйволиного, овечьего, верблюжьего или козьего молока. Основная микрофлора этих напитков - болгарская палочка и теплолюбивые молочнокислые стрептококки. Молоко заквашивают при повышенных температурах (48-55 °С) и сквашивают в устройстве, сохраняющем тепло, примерно 3-4 часа.

Слайд 18

Кумы́с - кисломолочный напиток беловатого цвета из кобыльего молока, полученный в результате молочнокислого и спиртового брожения при помощи болгарской и ацидофильной молочнокислых палочек и дрожжей.

Возможно ли существование
современной биосферы и
человека в ней без бактерий?

Задание 1. Подпишите основные органоиды
бактериальной клетки.
Включения с
запасными
питательным
и веществами
Оболочка
Ядерное
вещество
Жгутики
Цитоплазма

Задание 2. Подпишите название форм бактериальных клеток.

1.
Кокки
Бациллы
2.
Вибрионы
Спириллы
3.
4.

Бактерии гниения и разложения

Органические
вещества отмерших
организмов
Перегной
Минеральные
вещества

Почвенные бактерии

В верхнем слое почвы содержится от 100 000
до 1 000 000 000 бактерий на 1 г, т. е.
примерно 2 т на гектар

Азотофиксирующие бактерии

Поглощают азот из воздуха.
Клубеньковые бактерии вступают в симбиоз с
бобовыми растениями.

Молочно-кислые бактерии

САХАР
МОЛОЧНАЯ
КИСЛОТА

Молочно-кислые бактерии

Различные виды бактерий вызывают порчу пищевых продуктов. Ботулизм - заболевание, вызываемое, продуктами, зараженными палочками ботулизм

Различные виды бактерий вызывают
порчу пищевых продуктов.
Ботулизм - заболевание, вызываемое,
продуктами, зараженными палочками
ботулизма.

Бактерии портят сено в стогах. От них страдают книги в книгохранилищах.

Болезнетворные бактерии

Бактерии-паразиты проникают в другие
организмы и вызывают заболевания.
Поражают
человека.
растения,
животных
и

Бактериальные болезни растений

1- корневой рак
плодовых; 2, 3- чёрная
ножка картофеля;4кольцевая гниль
картофеля; 5-бактериоз
листьев сои; 6- чёрный
бактериоз пшеницы; 7бактериоз фасоли; 8бактериоз огурца (побег,
лист, плод); 9- гоммоз
хлопчатника (побег,
лист, коробочка); 10бактериальная рябуха
табака.

1- бактериальный ожог
лимона (ветвь и плод);
2- рак цитрусовых (лист
и ветвь грейпфрута); 3бактериальный ожог
груши; 4- бактериальная
пятнистость
косточковых (лист
персика); 5бактериальный рак
томата; 6бактериальный ожог
ствола яблони и плодов
(завязи); 8- бактериоз
капусты; 9- бактериоз
клевера; 10- вершинная
гниль томата.

Бактериальные болезни животных и человека

Чума

Первая задокументированная эпидемия
возникла в 6 веке в Византийской империи и
охватила многие страны, погубив за 50 лет
около 100 000 000 человек.

Источники заражения

Инфекцию переносят
грызуны - крысы и мыши,
а также белки и дикие
собаки. Передается людям
через укус животного или
блох, живущих на нем.
Заразиться можно
также контактным
и воздушно-капельным
путями от больного
человека.

Холера

Холера - острая кишечная инфекция вызывает обезвоживание организма и
может убить даже совершенно здорового
человека.

Источники заражения

Сибирская язва

Острое заразное заболевание животных,
поражающее и человека..

Источники заражения

Человек заражается
спорами при
контакте с больным
животным или
продуктами
животноводства, а
также воздушнопылевым путем.

Туберкулез - одно из древнейших инфекционных заболеваний

Туберкулез называют "главным
инфекционным убийцей человечества".
Сейчас в мире
каждые 10 секунд умирает от туберкулеза 1
человек,
каждые 4 секунды заболевает 1 человек.
Ежегодно в мире заболевает
туберкулезом 10 000 000 человек,
3 000 000 умирают в течение года.

Факторы, способствующие заболеванию туберкулезом

Cкученность.
Антисанитария.
Несвоевременная диагностика.
Отсутствие лекарств.
Недостаточное питание.
Стресс.

Пути заражения

Воздушно-капельный.
Воздушно-пылевой путь.
Бытовой путь.

Профилактика инфекционных заболеваний

Контроль за источниками воды и
пищевыми продуктами.
Своевременное выявление и лечение
больных. Карантин...
Соблюдение правил личной гигиены.
Дезинфекция.
Прививки..

Ответ: Жизнь без бактерий на Земле невозможна. а) бактерии сыграли ключевую роль в создании почвы. б) бактерии разлагают органические вещес

Вопрос:
Возможно ли существование
современной биосферы и человека в ней
без бактерий?
Ответ:
Жизнь без бактерий на Земле невозможна.
а) бактерии сыграли ключевую роль в
создании почвы.
б) бактерии разлагают органические
вещества до минеральных, способствуя
круговороту веществ.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БАКТЕРИЙ

Бактерии появились на Земле 3,5 миллиарда лет назад.

Первая почва была создана гетеротрофными бактериями.

Состав воздуха на Земле определили цианобактерии.

Бактерии поучаствовали в создании природного газа и нефти.


КЛУБЕНЬКОВЫЕ БАКТЕРИИ

КЛЕВЕР

ФАСОЛЬ

ГОРОХ

Бактерии улучшают плодородие почвы, переводя атмосферный азот в формы, доступные для растений.

Взаимовыгодное существование организмов разных видов называют симбиозом.


БАКТЕРИИ ГНИЕНИЯ

Гетеротрофные бактерии повышают плодородие почв перерабатывая животные, растительные и бытовые отходы, и переводя органические вещества в неорганические, доступные для растений.

Внешний вид бактерий гниения


БАКТЕРИИ БРОЖЕНИЯ

Участие бактерий в процессе брожения, делает их незаменимыми в производстве.

Внешний вид бактерий брожения

КВАШЕНАЯ КАПУСТА

СМЕТАНА

ПРОСТОКВАША

УКСУС


ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ БАКТЕРИИ

Человек может использовать строго определенные виды специально выведенных бактерий для получения нужного продукта.

АНТИБИОТИКИ

КЕФИР

ЙОГУРТ


ВРЕДНЫЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА БАКТЕРИИ

ПРИМЕРЫ

БАКТЕРИИ ЧУМЫ

БАКТЕРИИ, ВЫДЕЛЯЮЩИЕ ЯД БОТУЛИН

БАКТЕРИИ ХОЛЕРЫ

БАКТЕРИИ БРЮШНОГО ТИФА

БАКТЕРИИ ТУБЕРКУЛЕЗА

БАКТЕРИИ СТОЛБНЯКА