Архитектурная азбука огюста перре. Значение перре огюст в большой советской энциклопедии, бсэ Здания министерства вмф в париже перре

Перре Огюст Перре́ Огюст

(Perret) (1874-1954), французский архитектор. Одним из первых применил железобетонные каркасные конструкции; индустриальные методы и стандартизацию строительства использовал при реконструкции Гавра (с 1947).

ПЕРРЕ Огюст

ПЕРРЕ́ (Perret) Огюст (1874-1954), французский архитектор. Одним из первых применил железобетонные каркасные конструкции; индустриальные методы и стандартизацию строительства использовал при реконструкции Гавра (с 1947).


Энциклопедический словарь . 2009 .

  • Перпиньян
  • Перрен Жак

Смотреть что такое "Перре Огюст" в других словарях:

    Перре Огюст - (Perret) (1874 1954), французский архитектор. Почетный президент Международного союза архитекторов (с 1948). Учился в Школе изящных искусств в Париже. Преподавал в Специальной школе архитектуры в Париже (с 1928). Работал совместно с… … Художественная энциклопедия

    Перре Огюст - Перре (Perret) Огюст (12.2.1874, Брюссель, ‒ 4.3.1954, Париж), французский архитектор. Учился в Школе изящных искусств в Париже у Л. С. Бернье и Ж. Гюаде. Профессор Специальной школы архитектуры в Париже (с 1928). Почётный президент… …

    Перре, Огюст - (1874 1954) французский архитектор, первым целенаправленно занимавшийся художественным осмыслением железобетонных конструкций. В своих ранних постройках, например, в жилых домах на улице Франклина в Париже (1902 1903), сочетал железобетонные… … Архитектурный словарь

    Перре - Перре: Перре (Португалия) район (фрегезия) в Португалии, округ Виана ду Каштелу. Перре (Эн) коммуна во Франции, департамент Эн. Перре, Огюст французский архитектор (1874 1954) … Википедия

    ПЕРРЕ (Perret) Огюст - (1874 1954) французский архитектор. Одним из первых применил железобетонные каркасные конструкции; индустриальные методы и стандартизацию строительства использовал при реконструкции Гавра (с 1947) … Большой Энциклопедический словарь

    Перре - (Perret) Огюст (12.2.1874, Брюссель, 4.3.1954, Париж), французский архитектор. Учился в Школе изящных искусств в Париже у Л. С. Бернье и Ж. Гюаде. Профессор Специальной школы архитектуры в Париже (с 1928). Почётный президент… … Большая советская энциклопедия

    Перре О. - ПЕРРÉ (Perret) Огюст (1874–1954), франц. архитектор. Одним из первых применил железобетонные каркасные конструкции; индустриальные методы и стандартизацию стр ва использовал при реконструкции Гавра (с 1947) … Биографический словарь

    неоклассицизм - (от нео... и классицизм), общее название художественных течений второй половины XIX и XX вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. В 1870 1880 х гг. немецкие «неоидеалисты» живописцы… … Энциклопедический словарь

    Гавр - (Le Havre), город во Франции, 197 тыс. жителей (1990). Аванпорт Парижа в устье р. Сена; грузооборот свыше 54 млн. т в год (1996). Судостроение, нефтеперерабатывающая, химическая, цементная, хлопчатобумажная промышленность. Океанографический… … Энциклопедический словарь

    Ле Корбюзье Шарль Эдуар - (Le Corbusier), настоящая фамилия Жаннере (Jeanneret) (1887 1965), французский архитектор и теоретик архитектуры. В современной технике и серийности индустриального строительства видел основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить… … Энциклопедический словарь

Огюст Перре - архитектор, впервые сделавший железобетон материалом зодчества, был в то же время последовательным выразителем классической традиции во Франции. Начало его творчества относится еще к первому десятилетию XX века, но роль одного из лидеров современной архитектуры он сохранил в течение всей долгой жизни.

Огюст Перре родился в Брюсселе в семье французского эмигранта 12 февраля 1874 года. Первые архитектурные знания и навыки получил в строительной фирме, которую основал в Париже его отец. Первое здание Огюст спроектировал и построил в возрасте шестнадцати лет. До 1901 года он учился в Школе изящных искусств в Париже вместе с братом Жоржем. Огюст учился блестяще, но ушел из школы, не защитив диплома, когда этого потребовали дела фирмы. Вместе с братьями он продолжал дело отца, соединив в своем творчестве согласно давней традиции труд архитектора, конструктора, строителя.

Огюст начал свою деятельность в годы господства эклектики и брожения идей, когда новаторские предложения в области строительных конструкций неизменно связывались с использованием металлического каркаса, а стилистическое течение "Ар нуво" еще не успело сойти со сцены. В то время во Франции Перре, по свидетельству Ле Корбюзье, "был единственным на пути нового направления".

В 1903 году он построил жилой дом на улице Франклина, вошедший в историю архитектуры как здание, в котором железобетонная каркасная конструкция, органически связанная с планом здания и с организацией внутреннего пространства, впервые получила тектоническое выражение.

Перре первым попытался использовать железобетон как средство архитектурного выражения, и многие его качества послужили стимулом дальнейшего развития архитектуры. Железобетонный каркас обнажен, а не скрыт. В здании на улице Франклина почти полностью отсутствует фасад в прежнем значении этого слова - фасад-украшение. Ряд изящных выступов и углублений на фасаде придает ему легкость. Шесть этажей здания свободно выступают из плоскости фасада.

Дом напоминает некие металлические конструкции, которые становятся все легче по направлению к основанию. Это впечатление хрупкости имело свои последствия. Банки отказывались выдавать деньги под закладную на многоквартирный дом Перре, так как эксперты предсказывали, что он быстро обвалится.

Ограничив количество несущих вертикальных элементов небольшим числом стоек, Перре получил возможность произвольным размещением перегородок решать планировку каждого этажа по-разному. Это был первый шаг к свободной, не обусловленной расположением несущих стен планировке. Изящество архитектурной трактовки и стройность несущих конструкций этого дома восхищают и сегодня.

Каждая из последующих работ Перре связана с выявлением конструктивных и художественных возможностей нового материала: гараж Пон-тье в Париже (1905), театр Елисейских полей там же (1911-1913).

В проекте гаража на улице Понтье открытая каркасная конструкция является одновременно и архитектурной формой. Здесь конструкции и форма едины. В свободных участках между выходящими на фасад элементами конструкции размещены большие окна, чем усиливается контраст между железобетонным каркасом и плоскостями остекленных заполнений.

В построенном Перре перед самой мировой войной театре на Елисейских полях, железобетонный рамный каркас был скрыт на фасаде за мраморной облицовкой и декоративными панелями. Каркасная структура приняла вид традиционной стоечно-балочной системы.

Перре много строил в годы между двумя мировыми войнами: промышленные сооружения, церкви, в том числе получившую широкую известность церковь в Ле Ренси (1923), ряд особняков и вилл, театры, музыкальную школу и большие общественные здания - Морское министерство, Государственное хранилище мебели. Музей общественных работ.

Церковь Ле Ренси стала вершиной его творчества. Покрытие, цилиндрические своды которого в среднем нефе имеют продольные, а в боковых - поперечное направление, покоится на тонких стойках. Наружные стены церкви представляют собой ажурные железобетонные решетки с цветными стеклами, интерьер отличается неожиданным сочетанием современности и мистической приподнятости. Мастерство Перре, полное изобретательности и новаторства в решении частных проблем, было основано на признании незыблемости основных принципов архитектуры, на системе мышления, идущей от классицизма. Перре - прежде всего, мастер конструкции, которая в его постройках нередко подчиняет себе художественный образ и ограничивает его тектоническим выражением структуры сооружения. Наибольшей цельности архитектурного облика и чистоты конструктивного решения Перре достиг в зданиях утилитарного назначения. Таковы доки в Касабланке (1915), где были впервые применены тонкие железобетонные оболочки, или швейная фабрика Эдер в Париже (1919), поражающая обилием света и легкостью железобетонных арок двадцатиметрового пролета. Это также мастерские театральных декораций (1923), литейный завод в Монтатере (1923 и 1927), алюминиевый завод в Иссуаре (1939), с мощным железобетонным каркасом и тщательно выисканными пропорциями. Здесь вырабатывался его архитектурный язык и накапливались художественные средства, которые он затем использовал при создании общественных сооружений.

"Характер и стиль - это два качества, - писал Перре, - необходимые для произведения искусства, но даже если эти качества абсолютно необходимы, то являются ли они исчерпывающими? Нам, быть может, скажут, что нужно еще украшение.

Этот вопрос сегодня выдвинут чрезмерной оголенностью современных сооружений. Конечно, могущественные конструктивные средства сегодняшнего дня открыли путь для новых исканий, но поиски нового ради самой новизны завели многих авторов слишком далеко.

Вернем, прежде всего, нашим сооружениям то, что у них несправедливо было отнято, закрепим за ними части, несущие нагрузку, выделим те части, которые служат только заполнением между несущими частями, снабдим наши сооружения деталями, необходимыми для защиты от непогоды: карнизами, мулюрами, плинтусами, поясными карнизами, благодаря которым фасад под потоком дождя, смешанного с пылью, остается таким, каким его хотел видеть художник-архитектор, и вопрос будет решен.

Нужно, конечно, чтобы архитектор осмысливал элементы красоты, заключенные в его произведении, умел их выявить. Это то, что отличает архитектора от инженера".

После второй мировой войны Перре получил очень крупные заказы. Это реконструкция центральной части Гавра (начатая в 1947 году), реконструкция вокзальной площади в Амьене. Комплекс Центра атомных исследований в Саклэ (1947-1953), раскинувшийся на территории 150 гектаров, - последняя большая работа Перре.

В произведениях этого времени особенно ярко проявились характерные для творчества Перре черты: глубокое освоение свойств материала и следование классической традиции в общем строе сооружения; известная ограниченность средств архитектуры и их постоянное совершенствование. Верность материалу, конструкции, принципиальное уничтожение границ между сферами утилитарного и монументального строительства сближали Перре с поборниками рационалистической архитектуры функционализма. Но в самом новаторстве Перре был продолжателем, а не подрывателем основ. В эпоху полного пересмотра старых представлений, находясь, по выражению Ле Корбюзье, "между двух сражающихся армий", он не примкнул ни к одной из них. В годы, когда распространялся вненациональный функционализм, Перре был и остался французским архитектором, перенесшим в XX век исторические традиции зодчества своей страны.

Перре не был теоретиком. Его творчество связано с несколькими фундаментальными идеями, почерпнутыми из опыта и опытом проверенными. Но они составляли как бы свод принципов, которым он следовал бескомпромиссно и до конца. Его мысли об архитектуре изложены в миниатюрной книжке, написанной в 1952 году - за два года до смерти: Перре скончался в 25 февраля 1954 года в Париже.

Перре умел точно и емко выразить свои мысли. Вот некоторые из его афоризмов:

"Архитектура есть и конструирование и скульптура одновременно.
Руины архитектуры прекрасны, потому что, обнажаясь, они открывают истину.
Декоративность архитектуры должна уподобиться декоративности растущего дерева.
Каково бы ни было назначение здания, каковы бы ни были материалы, принципы остаются незыблемыми.
В силу привычки мы нередко повторяем в искусстве то, что утратило уже всякую пользу.
Композиция - это искусство заключения самых сложных функций в простейший объем: яйцо.
Применяя извечные законы, художник, сам того не замечая, творит современное искусство".

Следующее поколение архитекторов в целом развивало дальше то, что было достигнутом Перре.

Архитектор.

Ро-дил-ся в се-мье ка-ме-но-тё-са из Бур-гун-дии Кло-да Ма-ри Пер-ре, ос-но-вав-ше-го в 1882 году стро-ительную фир-му в Па-ри-же. В 1891 году по-сту-пил в Шко-лу изящ-ных ис-кусств в Па-ри-же, где учил-ся у Ж. Га-де, вос-при-няв от не-го прин-ципы ра-цио-на-ли-стической ар-хи-тек-ту-ры; влия-ние на Перре ока-за-ли воз-зре-ния Э.Э. Ви-ол-ле-ле-Дю-ка на го-ти-ку и нео-го-ти-ку (в том числе идея «че-ст-ной кон-ст-рук-ции»). Не за-вер-шив обу-че-ния, Перре вме-сте с бра-том и впо-след-ст-вии по-сто-ян-ным со-ав-то-ром Гюс-та-вом Пер-ре (1876-1952 годы) ра-бо-тал в фир-ме от-ца, с конца 1890-х годов так-же функ-цио-ни-ро-вав-шей как ар-хитектурное бю-ро [по-сле смер-ти от-ца (1905 год) административное ру-ко-во-дство ком-па-ни-ей при-нял 3-й брат Перре - Клод (1880-1960 годы)].

8-этаж-ный жи-лой дом на улице Бенд-жа-ми-на Франк-ли-на в Па-ри-же (1903 год) Перре спро-ек-ти-ро-вал с железобе-тонным не-су-щим кар-ка-сом, под-чёрк-ну-тым на фа-са-де с по-мо-щью об-ли-цов-ки из ке-ра-мической плит-ки. За-тем братьями Пер-ре ста-ли спе-циа-ли-зи-ро-вать-ся на про-ек-ти-ро-ва-нии и строи-тель-ст-ве из же-ле-зо-бе-то-на. Га-раж на улице Пон-тьё в Па-ри-же (1907 год; не сохранился) со-че-тал вы-ве-ден-ный на фа-сад железобе-тонный кар-кас с за-пол-не-ни-ем из стек-ла; там впер-вые у Перре поя-ви-лись ком-по-зиционные приё-мы в ду-хе не-о-клас-си-циз-ма , от-ли-чаю-щие боль-шин-ст-во по-стро-ек Перре. В зда-нии Те-ат-ра Ели-сей-ских По-лей (1911-1913 годы) братья Пер-ре соз-да-ли на ос-но-ве проекта архитектора Х. ван де Вел-де соб-ст-вен-ный про-ект с от-кры-тым в ин-терь-ер кар-ка-сом и пе-ре-кры-ти-ем в фор-ме сво-да-обо-лоч-ки, ко-то-рые по-зво-ли-ли раз-мес-тить на не-боль-шой пло-ща-ди 3 зри-тель-ных за-ла.

Опыт, при-об-ре-тён-ный при ра-бо-те над ря-дом промышленных по-стро-ек (за-во-ды «Voi-rin» и «Marinoni» в Мон-та-те-ре в Пи-кар-дии, 1919-1921 годы, и др.), Перре ис-поль-зо-вал в од-ном из сво-их главных со-ору-же-н-ий - церковь Нотр-Дам-дю-Рен-си (1922-1923 годы) в Ле-Рен-си, близ Па-ри-жа. В ней от-кры-тый кар-кас из железобе-тонных опор и тон-ко-стен-ных сво-дов-обо-ло-чек со-че-та-ет-ся с за-пол-не-ни-ем стен в фор-ме ре-шёт-ки из сбор-ных бе-тон-ных эле-мен-тов, про-ёмы в ко-то-рой за-кры-ты цвет-ны-ми стек-ло-бло-ка-ми (от-сыл-ка к го-тическим вит-ра-жам). Так-же Перре по-стро-ил се-рию особ-ня-ков для ху-дож-ни-ков - Кас-сан-д-ра в Вер-са-ле (1924-1925 годы), Ж. Бра-ка в Па-ри-же (1927 год) и др., ко-то-рые со-че-та-ли но-ва-тор-скую кон-ст-рук-тив-ную ос-но-ву с кон-сер-ва-тив-но-стью фор-маль-но-го ре-ше-ния, что ха-рак-тер-но для все-го твор-че-ст-ва Перре.

Для ме-ж-ду-народной вы-став-ки в Гре-ноб-ле (1925 год) Перре воз-вёл 95-мет-ро-вую смот-ро-вую баш-ню (1924 год). Раз-ра-бо-тал ген-план ком-плек-са Все-мир-ной вы-став-ки 1937 год в Па-ри-же и при-ле-гаю-щих улиц (1933-1934 годы; не реа-ли-зо-ван). Им по-строе-ны в Па-ри-же об-щественные зда-ния: Кон-церт-ный зал имени А. Кор-то Пе-да-го-гической музыкальной шко-лы (1928-1929 годы), кор-пус Морского министерства (1929-1932), государственный ком-плекс по производству, хра-не-нию и экс-по-зи-ции ме-бе-ли «Mobilier national» (1935-1937 годы), Му-зей гражданского строи-тель-ст-ва (дво-рец Йенá; 1936-1946 годы; до-стро-ен в 1960-1962 и 1990-х годах). Все они вы-дер-жа-ны в рус-ле «струк-тур-но-го клас-си-циз-ма». По-сле Второй ми-ро-вой вой-ны Перер соз-дал про-ек-ты вос-ста-нов-ле-ния го-ро-дов: ан-самбль при-вок-заль-ной пло-ща-ди в Амь-е-не (в том числе «Баш-ня Пер-ре», 1950-1952 годы, высота 110 м), центр Гав-ра (ген-план 1945 года; Ра-ту-ша, 1952-1958 годы; церковь Сен-Жо-зеф, 1951-1957 годы, до-строе-на в 1964 году, с ко-ло-коль-ней высота 107 м; вклю-чён в спи-сок Все-мир-но-го на-сле-дия). Воз-вёл так-же ком-плекс ла-бо-ра-то-рий ядер-ных ис-сле-до-ва-ний в Сак-ле (1948-1953 годы). Его изу-че-ние воз-мож-но-стей железобе-тонной кон-ст-рук-ции и её вы-ра-зительный свойств в со-че-та-нии с пре-по-да-ва-тель-ской дея-тель-но-стью спо-соб-ст-во-ва-ли рас-про-стра-не-нию но-вых ме-то-дов ра-бо-ты с этим стро-ительным ма-те-риа-лом, что во мно-гом оп-ре-де-ли-ло раз-ви-тие ар-хи-тек-ту-ры XX века. Член-ос-но-ва-тель и пер-вый почётный пре-зи-дент Ме-ж-ду-народного СА (МСА; 1948-1954 годы), имя Перре но-сит ме-даль МСА, вру-чае-мая с 1961 года за вне-дре-ние но-вых тех-но-ло-гий в ар-хитектурную прак-ти-ку.

В 1903 году он построил жилой дом на улице Франклина (рис.5,6), вошедший в историю архитектуры как здание, в котором железобетонная каркасная конструкция, органически связанная с планом здания и с организацией внутреннего пространства, впервые получила тектоническое выражение .

Перре первым попытался использовать железобетон как средство архитектурного выражения, и многие его качества послужили стимулом дальнейшего развития архитектуры. Железобетонный каркас обнажен, а не скрыт. В здании на улице Франклина почти полностью отсутствует фасад в прежнем значении этого слова - фасад-украшение. Ряд изящных выступов и углублений на фасаде придает ему легкость. Шесть этажей здания свободно выступают из плоскости фасада.

Дом напоминает некие металлические конструкции, которые становятся все легче по направлению к основанию. Это впечатление хрупкости имело свои последствия. Банки отказывались выдавать деньги под закладную на многоквартирный дом Перре, так как эксперты предсказывали, что он быстро обвалится.

Ограничив количество несущих вертикальных элементов небольшим числом стоек, Перре получил возможность произвольным размещением перегородок решать планировку каждого этажа по-разному. Это был первый шаг к свободной, не обусловленной расположением несущих стен планировке. Изящество архитектурной трактовки и стройность несущих конструкций этого дома восхищают и сегодня.

Рис. 5. Жилой дом на улице Франклина в Париже

Рис. 6. Жилой дом на улице Франклина в Париже

В проекте гаража на улице Понтье открытая каркасная конструкция является одновременно и архитектурной формой. Здесь конструкции и форма едины. В свободных участках между выходящими на фасад элементами конструкции размещены большие окна, чем усиливается контраст между железобетонным каркасом и плоскостями остекленных заполнений.

Башня Перре, которая находится прямо напротив вокзала (рис. 7), была спроектирована архитектором в ходе работ по реконструкции и амьенского вокзала, сильно пострадавшего во время Второй Мировой войны. Составляя 104 метра (без учета шпиля) в высоту и имея 30 этажей, башня Перре, строительство которой было закончено в 1950 году, долгое время являлась самым высоким небоскребом Западной Европы. Сейчас в ней находятся как жилые помещения, так и офисы .

Рис. 7. Башня Перре

Церковь де Ренси (рис. 8-10) стала вершиной его творчества. Необходимость завершить строительство в короткий срок и минимальными затратами явилось главным основанием для постройки церкви из бетома без каких-либо облицовок и других отдельчных материалов.

Покрытие, цилиндрические своды которого в среднем нефе имеют продольные, а в боковых - поперечное направление, покоится на тонких стойках. Наружные стены церкви представляют собой ажурные железобетонные решетки с цветными стеклами, интерьер отличается неожиданным сочетанием современности и мистической приподнятости. Мастерство Перре, полное изобретательности и новаторства в решении частных проблем, было основано на признании незыблемости основных принципов архитектуры, на системе мышления, идущей от классицизма .

рис. 8. Церковь де Ренси

Рис. 9. Церковь Нотр-Дам де Ренси.

Рис. 10. Церковь Нотр-Дам де Ренси.

Театр Елисейских Полей (рис. 11-13) - это одно из первых зданий в Париже, построенное в 1913 году из железобетона повышенной прочности, но его интерьеры выглядят более легкими благодаря мраморным рельефам работы Бурделя.

Основанный в 1913 году театр является одним из ярчайших примеров "ар-деко" в Париже. Также в проектировке принимали участие Антуан Бурдель (барельеф), Морис Дени (свод), Жан Эдуар Вюйар (роспись).

Несмотря на свое название, театр находится не на Елисейских Полях, а на авеню Монтень, в VIII округе Парижа .

Рис. 11. Театр Елисейских полей в Париже

Рис. 12. Театр Елисейских полей в Париже

Рис. 13. Театр Елисейских полей в Париже

Центр Гавра, французского города-порта, заново отстроенный после ужасов Второй мировой войны – это настоящее произведение искусства в городском масштабе. В отличие от других городов, овеянных сокрушительным дыханием Третьего рейха, Гавр восстановили по совершенно новой методике, предложенной Огюстом Перре

Применив ультрасовременные методы в строительстве, Перре удалось реализовать смелый замысел, при котором в старых и новых зданиях Гавра прослеживается определенное единообразие, несмотря на различие в их истории и назначении. Новый городской центр, реконструировавшийся 20 лет – гордость гаврских жителей.

Главная достопримечательность Гавра – собор Святого Иосифа (рис. 14, 15). Его неоготическая башня простирается ввысь на 107 метров и напоминает Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке. Служащая маяком для судов, она прекрасно подошла бы для съемок очередной части Стар Трека или экранизации какой-либо антиутопии .

Одна из построек Перре, возведенная в 1937 для размещения в ней Национального музея гражданского строительства – Йенский дворец в Париже (рис. 16, 17). В 1959 это здание перешло к Экономическому и социальному совету Франции (CESE), который, совместно с фондом Prada, выступил организатором экспозиции выставки "Огюст Перре. Восемь шедевров!/?". Таким образом, наряду с чертежами, фотографиями и макетами зданий, возведенных Перре, посетители могут увидеть и подлинную постройку мастера .

Рис.14. Церковь Святого Иосифа в Гавре

Рис.15. Церковь Святого Иосифа в Гавре

Рис. 16. Йенский дворец в Париже

Пространство зала-гипостиля Йенского дворца разделено на несколько зон. Вдоль всей его левой продольной стены расположена железная решетчатая конструкция, на которой выставлены материалы, посвященные восьми «шедеврам» архитектурной мастерской Перре. Это постройки в Париже и его окрестностях – жилой дом на улице Франклина (1903), театр Елисейских полей (1913), церковь Нотр-Дам де Ренси (1923), концертный зал Корто в Школе музыки (1928), здание министерства государственного имущества Франции (Mobilier National, 1934) и Йенский дворец (1937), а также ратуша (1950) и церковь Святого Иосифа (1951) в Гавре. Каждый проект проиллюстрирован чертежами, планами, разрезами, эскизами и историческими фотографиями, сделанными во время и по окончании строительства. Также в параллель к каждому зданию выбраны постройки и проекты, предшествовавшие ему по времени и развивающие те же архитектурные идеи .

Основной задачей выставки кураторы называют не столько анализ архитектурного наследия Огюста Перре (и так уже хорошо изученного), сколько проникновение в его «творческую кухню». Выбранные ими постройки – ключевые работы мастера, которые позволяют проследить эволюцию его отношения к стилю и к «работе» материала в архитектуре. Эта эволюция шла от увлечения идеями Виолле-ле-Дюка и стилем модерн к конструктивной архитектуре из железобетона и к решению масштабных градостроительных задач на примере послевоенной реконструкции исторического центра Гавра, завершенной уже после смерти мастера. «Все подвижное или неподвижное, что заполняет пространство, относиться к области архитектуры» – писал Перре.