Викторина удивительная жизнь растений. Викторина: « В мире растений. Блиц «Такие разные растения»

Тема: « В мире растений»

Форма проведения: Викторина

Цели и задачи:

Повторить и расширить знания воспитанников о растениях;

Развивать познавательные процессы, сообразительность и смекалку;

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

ОФОРМЛЕНИЕ: стенд с картинами растений и станциями путешествия.

Ход мероприятия.

Вступительное слово воспитателя:

Прекрасна природа России, неповторима и многолика. Испокон веков любили русские люди Родину, свой край, родную природу. «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»- писал Л.Н. Толстой.

Сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие в мир растений. Растения – живые организмы, без которых невозможна была бы жизнь на нашей планете. Растений существует огромное множество, их можно встретить в любой точке земного шара. Как много загадок таится в растительном мире! И чтобы растения не исчезли с Земли, важно научиться их любить, знать и охранять.

Сегодня мы проведем викторину « В мире растений», которая поможет вам поближе узнать и полюбить природу. Викториной называется игра, заключающаяся в постановке вопросов и дачи на них правильных ответов. Выигрывает тот, кто дал наибольшее количество правильных ответов. Игра будет проходить по станциям. Итак, мы начинаем.

1 станция: «Деревья»

1.О каком дереве идет речь?

Во время рассеивания семян пух в большом количестве носится в воздухе, засоряя все кругом.

Бывает черный, бывает белый.

За относительно вертикальное положение ствола получило широкое распространение в озеленении улиц и аллей.

Почки этого дерева покрыты клейкой смолой и прилипают к подошвам обуви или одежде. (Тополь.)

2. Веники, сделанные из его ветвей, самые популярные, обладают лечебными свойствами.

Из его древесины самые лучшие дрова.

Из его коры делают много полезных вещей.

Это самое любимое русское дерево. (береза)

3. С его цветков пчёлы собирают самый лучший мед.

Из него его древесины делают ложки, а из лыка плетут лапти.

Оно цветет летом и очень душистое.

4. Отвар цветков незаменим при простуде. (Липа.)

2 станция: «Природная аптека»

Надо будет правильно подобрать к каждому растению его лечебные качества.

1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

2. Хорошее средство от кашля, верхняя сторона листа гладкая и холодная, а нижняя сторона листа мягкая и теплая (Мать-и-мачеха).

3. Одно из самых пахучих деревьев, ягоды используют как вяжущее средство (Черемуха).

4. И если случится тебе простудиться,

Появится кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар (Ромашка).

5. Самая горькая и популярная трава в медицине, ее применяют для поднятия аппетита (Полынь).

6. На Руси – это одно из самых эффективных средств при простуде. Применяют их в бане, ими парятся (Березовые веники).

3 станция: «Мир цветов»

1.Испокон веков это цветок символизирует русскую природу, а еще на нём любят гадать. Что же это за растение? (Ромашка),

3.Однажды богиня цветов Флора опустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Одарила всех и хотела удалиться, но услышала слабый голосок: "Ты забыла меня, Флора! Дай мне, пожалуйста, имя!" Флора еле-еле разглядела в разнотравье маленький голубой цветок. "Хорошо!" - сказала она Я дам тебе имя, а еще я наделю тебя чудесной силой: ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою Родину. – Ребята, вы догадались, какое имя дала цветку Флора? (Незабудка).

4.Существует много легенд о происхождении этого цветка. Но я хочу рассказать вам именно эту. Эти цветы выросли из бусинок, рассыпавшегося ожерелья Белоснежки. Они служат фонариками для гномов. В них живут маленькие лесные человечки – Эльфы, в них прячутся на ночь солнечные зайчики. О каком цветке идет речь? (Ландыш)

5 . Почему нельзя рвать первоцветы - подснежники, ландыши и др. ? (Многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу)

4.Станция « Легенды о ЦВЕТАХ»

1. Молодой Пан - бог лесов и лугов- однажды повстречал прекрасную речную нимфу Сирингу, нежную вестницу утренней зари, и так залюбовался её нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала, Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Пан неутешно плакал возле куста и с тех пор стал печальным, гуляя по лесным чащам в одиночестве, и всем старался делать добро. А имя Сиринги стало латинским названием данного цветка. (Сирень)

2. В Турции его называют тулипа, что означает «чалма», «тюрбан». А как это растение называют у нас? (Тюльпан)

3. Индейцы называли этот цветок падающей звездой, а древние римляне - просто звездой. Соцветие этого растения и в самом деле напоминает яркую звезду. Как этот цветок называют сейчас? (Астра)

4. В 1500 г. в Италии в провинции Кампании во время прогулки епископ Паулиний обратил внимание на красоту данного цветка. Ему казалось, что, качаясь от ветерка, он издает мелодичный звон. Епископ приказал отлить такой цветок из меди. На латинском языке данный цветок называется компанула. О каком цветке идет речь? (колокольчик)

5 станция «Растения».

1. . Почему нельзя собирать лекарственные травы на одном месте несколько лет подряд? (Чтобы они не исчезали, а успевали восстанавливаться)

2. Какое растение в Китае и Японии считается священным?

(Лотос)

3. Что такое паприка?

(Красный перец)

4. Есть ли у кактусов листья?

(Да, это иголки. Они в процессе приспособления к засушливому

климату приобрели такую форму)

6 Станция загадки «Загадки »

1.Голубым все поле стало, словно небо, вниз упало. (Лен).

2. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)

3.Синенький звонок висит, никогда он не звонит. (Колокольчик)

4.Стоит он задумчивый в желтом венце,

5.Темнеют веснушки на круглом лице. (Подсолнух).

7. Станция « В мире сказок»

1. Какие цветы рвала девочка в сказке “Двенадцать месяцев”? (Подснежники)

2. За какими цветами ухаживали Кай и Герда? (Розы. “Снежная Королева” Г. Х Андерсен)

3. В чашечке какого цветка “на зеленом стульчике сидела крошечная девочка”? (Тюльпан “Дюймовочка” Г. Х Андерсен).

4. Веточку этого растения принято дарить женщинам в их весенний праздник (мимоза)

8. станция: « Историческая»

1. Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов. (Ромашки)

2. Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращен юноша с ярко-синими глазами. Цветок назвали по имени юноши. (Василек)

3. Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача (Пеона), который лечил людей отварами цветов. (Пион)

4. Название этого красивого крупного цветка переводится с латинского как "меч". По легенде, он вырос на месте гибели двух друзей-гладиаторов. (Гладиолус)

9. станция: «Растения-доктора»

1. Растение, которым сводят бородавки (Чистотел)

2. Лекарственное растение, гарантирующее продолжительную жизнь, ближайший родственник Кощея (Бессмертник)

3. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях (Липа)

4. Из этого витаминного растения варят зеленые щи (Крапива, щавель)

5. У русского народа это лекарственное растение получило название «столетник». А как звучит его научное название? (Алоэ)

6. Целебный кустарник - предок всех роз. (Шиповник)

10. станция «Удивительный растительный мир»

1. Это дерево в России символ чистоты, верности (Береза)

2. Плоды этого дерева - любимый корм свиней и кабанов (Дуб)

3. Плоды этого дерева хоть и горьки на вкус, но это любимая еда снегирей и свиристелей (Рябина)

4. Самый вкусный мед пчелы собирают с цветов этого дерева (Липа)

11.станция: « Призовая».

Подведение итогов. Награждение.

Воспитатель: Спасибо всем за игру. Берегите природу !

1. Это дерево — ближайший родственник тополя, его иногда называют «тополь дрожащий». Дрожащий — потому что его листья дрожат на ветру: черешки у них не цилиндрические, а плоские и сгибаться могут только в одной плоскости. (Осина)

2. Дерево или крупный кустарник, главная особенность которого — очень красивые белые, розовые и желтоватые цветки с великолепным запахом. А его листья содержат алкалоиды и эфирное масло, снижающие кровяное давление. Настоящим царством этих тропических растений, получивших название в честь известного французского ботаника, является Черноморское побережье Кавказа, в частности курортный город Сочи (Краснодарский край). Назовите это растение. (Магнолия)

3. Наши предки использовали этот колючий сорняк из семейства сложноцветных, чтобы отваживать чертей и другую нечисть, что и отразилось в его русском названии. Растение является национальным символом Шотландии; в этой стране даже существует орден, носящий имя его цветка, девиз на котором гласит: «Никто не уйдет безнаказанным». В просторечии некоторые виды этого растения часто называют репейником. Вспомните его второе название. (Чертополох)

4. Назовите самые распространенные в мире фрукты: ежегодно их производится в мире свыше шестидесяти миллионов тонн. (Апельсины)

5. Латинское название этого дерева Abies alba происходит от индо-германского слова «изобиловать». Скорее всего люди, давшие ей имя, имели в виду необычное для семейства сосновых сильное ветвление почти от земли. Самый известный лечебный продукт, который делают из этого дерева, — эфирное масло. {Пихта)

6. Этот плод дал основание для создания такой регалии, как держава, или, по старой русской терминологии, «яблоко державное». А кроме того, для создания короны в виде зазубренной шапочки без верха. Что это за плод? (Гранат. Остатки цветка [шипок] на верхней стороне плода граната дали повод так изображать короны со времен Средневековья)

7. Как называются маленькие зародыши растений, из которых вырастают новые растения? (Семена)

8. Как называется часть растения, из которой образуются плоды и семена? (Цветок)

9. О чем эта загадка: «В полосатом домике сто братьев живут, все друг на друга похожи»? (Арбуз)

10. Как называются деревья, на которых растут бобы для приготовления шоколада? (Какао)

11. О чем эта загадка: «Пока было в коже, не было гоже; вылезло из кожи — всем стало гоже»? (Об орехах)

12. Какие деревья должны преобладать в лесу, где строятся санатории для больных с легочными заболеваниями? (Сосны)

13. О каком растении наших огородов говорили, что оно помогает от семи недугов? (Лук — от семи недуг)

14. Какое растение имеет самые крупные семена? (Сейшельская пальма)

15. Какое дерево называют царем тайги? (Кедр. Если собрать весь урожай, который дают кедры за год, и переработать его, то можно удовлетворить мировую потребность в масле)

16. Какое дерево России — чемпион по морозостойкости (переносит морозы ниже —60 °С), чемпион по скорости роста — за 10 лет вырастает на 10 метров, и по площади хвойных лесов оно тоже занимает первое место? (Лиственница)

17. В российском «Лесном словаре» XIX века записано: «Дерево это поставлено на той же ступени, на какой лев находится между четвероногими, а также орел между птиц». О каком дереве идет речь? (О дубе)

18. В сказке говорится: «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная». Из какого же дерева была сделана заячья избушка? (Из липы. Твердый верхний слой липовой коры назывался «луб»)

19. Из какого злака мексиканцы пекут свои национальные лепешки, а румыны и молдаване готовят свою любимую мамалыгу? (Из кукурузы)

20. Изображение какого растения и его цветка, часто стилизованное, служит в ряде стран Азии и Северной Африки с древнейших времен символом жизни и счастья? (Лотос)

21. Символом какой страны является цветущая ветка сакуры? (Японии)

22. В Пекине этот напиток называют «соком от всех болезней» (язва, заболевания печени, почек, сердца, от гипертонии и так далее). Пьют его за 30—60 минут до еды утром и вечером. Он не очень вкусный, поэтому в него можно добавить немного фруктового сока. Из какого овоща китайцы делают «сок от всех болезней»? (Из картофеля)

23. Это дерево называли в старину деревом четырех дел. Первое дело — мир освещать. Второе дело — чистоту соблюдать. Третье дело — крик утешать. Четвертое дело — больных исцелять. Что это за дерево? (Береза)

24. Дерево это на Руси особо ценили. Без него не мыслил жизни ни один крестьянин. И чай из его цветков заваривали, и лыко на лапти драли, и мочало из него делали для веревок, кулей, циновок, из коры изготовляли лубки для покрытия домов, обивки саней, для изготовления коробов. (Липа)

25. Это хвойное дерево непременно сохраняет свою замечательную особенность. Спелая шишка на нем всегда сидит вертикально. (Пихта)

26. Почему у сосны нижние веточки высыхают? (Сосна очень светолюбива. Оттого, что верхние ветки закрывают солнце, нижние засыхают)

27. В старину, когда искали место, где рыть колодец, втыкали в землю прутик одного дерева. Если прутик не упадет, распрямится, надо рыть, вода будет. (Ива)

28. Это дерево по скорости роста может сравниться с бамбуком. Из него делают спички, так как его древесина очень пористая. Высушенная, она быстро загорается. А вот в лесу это дерево загорится последним, так как все поры его ствола заполнены влагой. (Осина)

29. Какое дерево в России одевается листвой позже всех? (Дуб)

30. Какие наши деревья «плачут» весной? (Клен, береза)

31. Какие деревья и кустарники не меняют цвета листьев осенью? (Сирень и акация)

32. Какое дерево тонет в воде, почти не поддается гниению, из него строят опоры мостов, плотины и вся Венеция стоит на нем? (Лиственница)

33. Если у этого дерева обрезать вершину, оно уже никогда не вырастет, зато боковые ветви очень разрастаются. Такие деревья превращаются в живой щит и хорошо задерживают снег, поэтому их высаживают вдоль железной дороги как защитную полосу. (Ель)

34. На земном шаре есть дерево, которое гибнет, если его польешь. Что это за дерево? (Один из символов пустыни — саксаул)

35. Какое растение может расти со скоростью до одного метра в сутки? (Бамбук)

36. Стойкой сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха. А чего, кроме пожара, боится сосна? (Темноты)

37. Как отличить черную и красную смородину, если ягоды еще не поспели? (Растереть листочек, у черной смородины запах своеобразный, а у красной нет запаха)

38. Подмечено, что в одни деревья молнии ударяют чаще, в другие реже, а третьи почти не трогают. Особенно значительны «шрамы» у дуба и у сосны. Почему молния часто повреждает дубы и сосны и почти не повреждает березу, тополь, вяз, орешник? (Основные корни дуба и сосны залегают очень глубоко, тем самым притягивают электрический разряд и проводят его в землю)

39. Какое из живых существ на земле в настоящее время самое старое? (Деревья живут гораздо дольше, чем любые другие растения или животные. Старейшее из живущих сейчас деревьев и, соответственно, старейшее из всех известных нам живых существ на земле — это одна из сосен, растущих в Калифорнии. Ее возраст более 4 600 лет)

40. Какое растение ядовито для человека и животных и совершенно безвредно для птиц? (Вороний глаз)

41. Соком какого растения выводятся бородавки? (Чистотел)

42. Какое растение применяли во время войны при перевязках вместо ваты и антисептика? (Мох)

43. Из корней какого растения вы добудете муку для хлеба? Если корни отварите — у вас будет второе блюдо, молодые побеги заменят капусту, свежие листья пойдут на салат, а высушенные листья дадут ароматную заварку. (Иван-чай)

44. Это удивительное растение называют медвежьим луком, растет оно в южной части России. Оно появляется, едва сойдет снег. Едят его в салатах, в супах и пельменях. Но лучше всего оно с хлебом и солью. В ста граммах его листьев витамина С больше, чем в одном килограмме лимона. Если съедать по 15 граммов этого растения в течение 15 дней, то восстанавливаются все витамины, потерянные организмом за зиму. (Черемша)

46. Жители Камчатки из волокон этого растения сотни лет делали одежду, паруса, вязали сети. По крепости и способности противостоять гниению, такие сети могли бы соперничать с капроновыми. Не случайно героиня сказки Андерсена Элиза плела рубашки своим братьям из волокон этого растения. (Крапива)

47. Доктор Любих из швейцарского исследовательского института транспортной медицины утверждает, что тот, кто ест эту ягоду, ночью видит лучше. Известно, что во время войны ее специально давали английским летчикам ночной авиации. (Черника. Голубика тоже улучшает зрение)

48. Как растет виноград без косточек? (У винограда, в котором нет косточек, нет, соответственно, и семян, из которых могли бы вырастать новые лозы. Поэтому размножаться он может только с помощью человека. Лоза отрезается от такого винограда и прививается к стеблю винограда другой разновидности)

49. Какое дерево является символом силы, мощи, долголетия, мужества и доблести? (Дуб)

50. Какое вечнозеленое дерево символизирует вечность жизни? (Ель)

51. Какое растение стало символом навязчивости и прилипчивости? (Лопух)

52. Какой колючий кустарник, дающий вкусные и полезные ягоды, со времен Париса, присудившего яблоко Афродите, стал символом и эмблемой одиозного, пикантного места? (Малина. Именно в зарослях малины Афродита, Гера и Афина стояли обнаженными перед Парисом, чтобы он мог решить, кто из них прекрасней)

53. Из всех вечнозеленых деревьев Древней Эллады ветви одного дерева стали символом мира, во-первых, потому, что после войн и пожарищ этому дереву требуется для роста больше всего времени, а во-вторых, потому, что венком из ветвей этого дерева греки награждали победителей Олимпиад, на время проведения которых прекращались все войны. Так что это за дерево? (Олива)

54. Согласно мифу, бог солнца, зари и поэзии — Аполлон, преследовал нимфу Дафну, которая, убегая от него, превратилась в куст. Ветвями этого куста Аполлон украсил свою голову и лиру. С тех пор ветви этого кустарника стали наградой тому, кто достиг славы. Назовите этот символ славы. (Лавр по-гречески — «дафн»)

55. Дерево это получило свое название за клейкий сок, а за мягкую древесину оно стало символом женственности, мягкости, податливости и нежности. Назовите это дерево. (Липа)

56. В дореволюционной России ветка этого дерева с плодом использовалась для знаков, отмечающих «мирные заслуги чиновничества, добропорядочную службу». А сейчас этот символ в геральдике не употребляется. Что это за дерево? (Груша)

57. Назовите один из древнейших символов плодородия и изобилия, а также жизненной силы и жизнерадостности. (Виноград)

Гульнур Исхакова
Игра-викторина «Волшебный мир растений»

ГБОУ МКЛ № 1310

Дошкольное отделение

Игра -викторина с детьми подготовительной группы

на тему «Волшебный мир растений » .

Разработала и провела :

воспитатель ГБОУ МКЛ № 1310

Исхакова Г. Х.

Москва, 2016г.

Игра - викторина с детьми подготовительной группы

на тему «Волшебный мир растений » .

Программные задачи :

Обобщить знания и расширить кругозор детей о разных видах растениях ;

Закрепить знания о разновидностях комнатных растений и об их уходе .

Воспитать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование :карандаши,разрезные картинки с растениями ,иллюстрации с комнатными расстениями,эмблемы для участников команд.

Виды деятельности :

позновательно-исследовательская.

В :-ребята сегодня мы с вами будем играть в игру викторину . И тема наша называется волшебный мир растений .

В :- я буду вам называть разные,интересные вопросы, а вы будете на них правильно отвечать.

Организуется приветствие команд «Фиалки» «Ромашки» . Каждая команда читает свой девиз.

В :- Капитаны каждой команды представьте своих команд,

Первым представляет свою команду, капитан команды «ФИАЛКА»

Капитан команды- наша команда - (ФИАЛКА)

- наш девиз :

Опять фиалка на окне

Нам подарила свой букетик

С фиалкой щедрой на ровне

Я для тебя цвету на свете.

Я лишь прошу меня укрой.

Рукой, полей водой прощения

Не пережить мне и снег и зной

Ведь я -домашнее растение .

В :- следующую команду представит капитан команды «Ромашки.»

капитан команды - наша команда (Ромашки)

наш девиз : Золотая середина

И лучи идут кругом

Это может быть картина

Солнце в небом голубом.

Нет не солнце, на бумажке

На лугу цветок ромашки.

В- ребята как вы уже знаете растения бывают разными : по месту произрастания они бывают комнатные луговые,полевые. Они могут быть декоративные,лекарственные. И подробнее мы с вами сегодня про них будем рассказывать.

В :- первый конкурс. Каждая команда должна назвать 3 растения комнатные и луговые .

Ответы : команда фиалки

Бальзамин

Команда ромашки Крапива.

Подорожник.

В :- Второй конкурс. На какие 2 вида делятся комнатные растения .

(тенелюбивые, светолюбивые) . Назовите растения которые относятся к тенелюбивым и светолюбивым.

Тенелюбивые растения -бегония ,кливия, традэсканция. Они любят тень и на солнце эти растения высыхают .

Светолюбивые растения -фикус , колеус, бальзамин. Эти растения без света и солнца они погибают, а бальзамин не расцветает.

В :-Третий конкурс. Назовите из каких частей может состоят растения ?

В : -ребята, перед вами на столах лежат конверты в которых находятся разрезная картинка с изображение цветущих растений . Ваша задача собрать изображения и называть для чего нужны растению следующие части :

1 команда : корень 2 команда : стебель

листья. Цветок.

В :- четвертый конкурс. Игра «Четвертый лишний»

В :- ребята лежат картинки, нужно выбрать среди растений

лишнию растению , и сказать почему, обосновать свой выбор. (у детей на столах картинки в перемешку с растениями тенелюбивыми и светолюбивыми, среди них нужно выбрать растения светолюбивые ; Картинки с комнатными растениями в перемешку с дикорастущими , нужно выбрать дикорастущие растения ; Цветущие растения в перемешку с нецветущими растениями , нужно выбрать среди них нецветущие растения ; Лекарственные растения в перемешку с обычными растениями , среди них выбрать обычные растения .)

В :- ребята давайте сейчас после конкурса, немножко отдохнем, поиграем физкультминутку , будем имитировать движения.

Физкультминутка.

Выросли в саду цветки (руки плавно поднять, верх потянуться)

распустили лепестки.

Вдруг повеял ветерок-(легкий бег)

Ветерок их оторвет

И на землю их вернет (приседание)

В :- пятый конкурс. Дети получают 2 карточки на команду, на которых изображено растения . (бегония, алоэ) .И детям нужно опредилить в каком способе ухода нуждаются эти растения .

(Дети рисуют карандашами разные способы ухода за растениями )

В :- шестой конкурс. Загадки. Какая команда быстрее отгадает загадки про растения .

1. Не огонь а жжется. (крапива)

2. Стоит в саду кудряшка белая рубашка (ромашка)

3. Стоит мокрый Ванек, а вкудрях огонек. (Ванька мокрый)

4. Всю зиму всю лето в красное платье одета. (бегония)

5. Просит у меня дружок

Фиалетовый цветок

Мне отдать его не жалко

Подарю дружку фиалку. (фиалка)

6. Хороши веера,

Из зеленого пера

В горшке стоят

На меня глядят (Пальма.)

Подведение итогов. Викторина заканчивается с песней «Зеленый мир» .муз. Перцехоладзе.

Публикации по теме:

Игра-викторина «Что за прелесть - эти сказки!» Цель: обобщение знаний по сказкам Задачи: образовательные: вспомнить и закрепить знания о героях и названиях детских сказок; развивающие:.

Игра-викторина «Карусель здоровья» Игра – викторина «Карусель здоровья». Цель: формировать мотивацию к укреплению и сохранению своего здоровья. Задачи: развивать и совершенствовать.

Игра-Викторина. Любимый сказочный герой. Интеграция образовательных областей:"Коммуникация","Художественное творчество"(лепка,"Чтение художественной литературы","Социализация".

Игра-викторина по сказкам Программное содержание:расширить знание детей о хорошо знакомых сказках, формировать художественно-речевые способности;развивать память;.

Эта викторина-игра на знание растений, деревьев и др. Интересные вопросы о жизни растений. Все вопросы с ответами.

Викториной называется игра, заключающаяся в постановке вопросов и даче на них правильных ответов. Она организуется с участием нескольких человек. Выигрывает тот, кто дал наибольшее количество точных ответов.

В царстве растений «Знаешь ли ты эти растения?»

■ Как называется наука о растениях? Ботаника.

■ Какие бобы легко превратить в конфеты, гусятину, курятину и даже молоко? Бобы, сои можно превратить во многие продукты питания.

■ Какое масло не дает дыма? Кокосовое масло.

■ Почему полено трудно разрубить поперек и сравнительно легко вдоль? Поперек мы рассекаем стенки сосудов, а вдоль — отделяем одну группу сосудов от другой.

■ Из чего ученые с помощью микроорганизмов (плесени, дрожжей) получили питательные жиры? Эти жиры могут использоваться как лекарство, для производства маргарина, туалетного мыла. Древесные стружки.

■ Меж клюквы и морошки

Жилец лесных болот.

Он снизу седоватый,

Повыше — зеленей.

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей. Мох.

■ Что представляют собой вздутия галлы на листьях дуба и какое применение им находят? Галлы образуются в результате откладывания в мякоть листа яиц насекомых — галлиц, из них можно получить черную краску для лица, применяемую в косметике.

■ Какие ядовитые растения вам известны? Белена, волчье лыко, плоды ландыша, вороний глаз, болиголов.

■ Каждый лист разбит на дольки.

Подсчитай-ка, долек сколько?

8, 10, 20, 30...

Тут легко со счета сбиться.

У кого желанье есть дольки снова перечесть? Тысячелистник, лекарственное растение, препараты которого применяются при различных заболеваниях желудка, применяют для остановки внутренних и наружных кровотечений.

■ Что послужило основанием для выражения «Дрожит как осиновый лист»? Листья осины имеют очень длинные черешки, легко дрожат от малейшего ветерка.

■ Почему орешник цветет весной, а липа — летом? Орешник опыляется ветром, а липа — пчелами.

■ О каком растении говорят:

«Эй, брат комарик, берегись!

На куст ее ты не садись —

Придется с жизнью распрощаться:

Раз сядешь — вновь уж не подняться»? Росянка, это растение питается мухами и комариками. Из нее готовят лекарство от бородавок.

■ На какой год созревают шишки у сосны? А у ели? У сосны на 2-й год, у ели на 1-й.

■ Сколько лет может жить дуб? До 2000, а в среднем 400-500.

■ Как определить возраст спиленного дерева? По количеству колец на стволе.

Блиц «Такие разные растения»

■ Плод дуба. Желудь.

■ Густой лес. Чаща.

■ Дубовый лес. Дубрава.

■ Злак с толстым стеблем и желтыми зернами, собранными в початок. Кукуруза.

■ Тина на дне пруда. Ил.

■ Растение, отпугивающее запах моли. Герань.

■ Самое долговечное дерево. Дуб.

■ Самая высокая трава на Земле. Бамбук.

■ Малюсенькие растения на поверхности воды. Ряска.

■ Из него вырастет колос, если его не склюет курочка. Зерно.

Сушеная трава, зимний корм коровы. Сено.

■ Растение, у которого вместо листьев — колючки. Кактус.

■ Огород для арбузов и дынь. Бахча.

■ Воздушное лакомство, любимое детьми. Кукуруза.

Викторина «Эти удивительные растения» Ифутина Л.Н. 3А класс

Цели: Воспитывать бережное отношение к миру растений, обогащать знания детей о живой природе, развивать у детей потребность в чтении познавательной и справочной литературы, воспитывать сдержанность и чувство такта по отношению к другой команде.

Оборудование: Картинки растений, муляжи фруктов, кроссворд, цветик-семицветик.

Ведущий: Природа удивительна и разнообразна. Восхитительными созданиями природы являются растения. Вы не раз с замиранием сердца рассматривали их удивительную окраску, любовались их причудливыми формами, восхищались неповторимым ароматом.

Сегодня мы с вами поговорим о растениях. Поэты всех времён восхваляли их в своих стихах. Послушаем их. (Дети читают стихи.)

С.Баруздин «Подорожник»

Есть множество цветов

Красивых, осторожных,

Но мне приятней всех

Обычный подорожник.

Ему, быть может,

И трудней расти,

Но всё же он с людьми

Находится в пути.

Т.Белозёров «Кувшинка»

Тишина. Лишь кое-где

Скрипнет камышинка.

Спит на розовой воде белая кувшинка.

Спит и видит, что не спит,

А за стаей вольной

Белой уточкой летит

Над водой раздольной.

З.Александрова «Ромашки»

Маленькое солнце на моей ладошке,-

Белая ромашка на зелёной ножке.

С белым ободочком жёлтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки.

Зацвели ромашки-наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты.

В глиняном кувшине, вазе или чашке

Весело теснятся крупные ромашки.

В.Товарков «Сирень»

Цветёт сирень, благоухает.

Посёлок дачный весь в цвету.

И пруд тенистый отражает

Лиловых гроздьев красоту.

Сирень вокруг, сирень над нами.

Как будто бы издалека

На нас плывут между домами

Сиреневые облака.

Ведущий: Сейчас мы проведём викторину «Эти удивительные растения». Слайд 1. У нас две команды: «Колокольчики» и «Розочки».

1 конкурс «Легенды о растениях»

Растения с давних пор были помощниками и друзьями человека. О них сложено немало легенд. Вы должны отгадать название растения, а я расскажу о нём легенду.

1. Этот цветок похож на перевёрнутый головной восточный убор. (тюльпан)

Существует легенда, что в бутоне жёлтого тюльпана будто бы заключено счастье. До него никто не мог добраться. Не было силы, которая бы открыла бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребёнком. Малыш вырвался из рук матери, подбежал со звонким смехом к цветку, и бутон раскрылся. И к людям пришло счастье.

2. Этот цвеок называют сестрой милосердия.В народе- поповник, белоголовник, Иванов цвет. Считается национальным цветком России.(ромашка)

Есть предание: стоит будто бы весеннему солнцу притронуться к снежинкам, как они превращаются в милых ромашек. А отшумит лето, отдохнёт осень- ромашки снова снежинками станут. Закружатся, запляшут волшебной метелью. Так и живут, не расставаясь с людьми!

3. В народе цветок называют бобыльником, переполохом, звоновой травой. Хлеборобы не очень любят этот цветок, так как он- сорняк.(василёк)

Полюбили друг друга Русалочка и красивый парень Василий. Да не сложилось у них счастье. Русалочка не могла жить без воды, а Василий без земли.И превратила Русалочка своего любимого в голубой цветок. Думала, что пойдут дожди и унесут цветок в водную пучину. Но Вася-Василёк пустил крепкие корни. Так и живёт на земле.

4. Цветок неприхотливый до крайности. Ему и обочина дороги подходит, и лесные опушки, и сады.и огороды он не обходит. В народе его называют «теремок», «пухлянка».

(одуванчик)

Однажды Солнце взмахнуло рукавом, и брызнули на Землю золотые одуванчики. И весело стало на Земле. А.Зима рассердилась на Солнце, махнула рукавом и запорошила весёлые огоньки снегом. С той поры братцы-одуванчики и щеголяют: сначала в жёлтом платье,потом в пушистой шубке. Слайд 2.

Музыкальная пауза (песня «Волшебный цветок»)

2 конкурс «Доскажи словечко»

1.Злая, как волчица,

Жжётся, как горчица;

Что это за диво?

Это же….(крапива)!

2.Не видна из грядки,

Играет с нами в прятки.

И никто бы не нашёл,

Да гляди, торчит хохол!

Потяните крепко,

Вятащится…(репка)

3.Набирай скорее в миску

Краснощёкую …(редиску)

4.Золотой и молодой За неделю стал седой. А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший…(одуванчик)

5.Захотелось плакать вдруг-

Слёзы лить заставил …(лук)

6.Под кустом копнёшь немножко-

Выглянет на свет …(картошка)

Физминутка «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Потянулся, встрепенулся,

Вдруг вспорхнул и полетел.

3 конкурс Кроссворд

4

По горизонтали:

1.У какого растения молодые листья завёрнуты, как улитка? (папоротник)

2.О каком дереве говорят «могучий», «богатырский»? В благоприятных условиях доживает до 1000 лет.(дуб)

По вертикали:

3. У какого дерева даже в самый жаркий день кора остаётся прохладной? (берёза)

4.Сок, какого растения закапывают в нос при насморке? (алоэ)

5.Название какого цветка в переводе с греческого означает «звезда»?

6.У какого дерева осенью листья красные? (клён)

7.Растение с жёлто-коричневыми или сине-фиолетовыми цветами. Название в переводе с греческого означает «радуга». (ирис)

8.У какого растения вместо листьев колючки? (кактус)

Физминутка «Цветы»

(Дети изображают розу, рогоз, василёк, тюльпан, ромашку.)

4 «Конкурс капитанов»

Игра «Выбери нужное слово»

1.Какое из этих комнатных растений похоже на дерево?

Фиалка, традесканция,фикус, хлорофитум.

2.Из какого дерева делают спички?

Дуб, осина , берёза,сосна.

3.Какое комнатное растение своим резким запахом отпугивает моль?

Декабрист, папоротник, кактус, герань .

4.Как называют дикую розу?

Шиповник , пион, флокс, хризантема.

5 конкурс Сказочный»

Помните слова из сказки Валентина Петровича Катаева «Цветик-семицветик»?

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли

Быть по - моему вели!

Цветик-семицветик перед вами. Он поможет вам вспомнить, в каких сказках встречаются цветы.

(Дети из каждой команды отрывают по очереди лепесток, читают задание на обратной его стороне и называют сказку.)

1. Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок. Только она его посадила, зёрнышко сразу дало росток, а из ростка сразу вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан. (Г.Х.Андерсен «Дюймовочка») Слайд 3.

2. Из ларца достали чудесную розу.

Но принцесса потрогала розу и чуть не заплакала.

Фи, папа! Она не искусственная, она настоящая! (Г.Х.Андерсен «Свинопас») Слайд 4.

3. На пригорочке зелёном цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Запах от цветка по всему саду ровно струя бежит. (Аксаков «Аленький цветочек») Слайд 5.

4. Старушка повела девочку всвой цветник. У девочки разбежались глаза. Тут были цветы всех стран и всех времён года. Она играла среди цветов, пока не село солнце. Потом её уложили в чудесную постель с красными шёлковыми пушинками, набитыми голубыми фиалками. (Г.Х.Андерсен «Снежная королева») Слайд 6.

5. Чтобы передохнуть, мальчик вылезна большой лист водяной лилии. Сел на нём, плотно обхватил коленки и сказал, стуча зубами: «Дайте поесть чего-нибудь, лягушки!»

(А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино») Слайд 7.

6. Сейчас же беги к человеческим хижинам в долину и возьми кусочек красного цветка, который они хранят там. Тогда у тебя будет более сильный друг, чем я. Он хранится в ма- леньких горшочках, и его боятся все звери. (Р.Киплинг «Маугли») Слайд 8.

7. Старуха обращается к падчерице:

Что, отдохнула? Обогрелась? Надо тебе ещё кое – куда сбегать.

Куда же это, далеко?

В лес, за подснежниками. (С. Я.Маршак «Двенадцать месяцев») Слайд 9.

6 конкурс «Что где растёт?»

(На доске 2 столбика слов. Нужно соединить стрелками название растения и место его произрастания.)

астра на болоте

овёс на лугу

колокольчик в огороде

камыш в саду

укроп в лесу

ландыш в поле

Ведущий : - Ребята, все вы знаете и любите растения. Но нужно не только знать и любить, но и охранять эти удивительные создания природы! Слайд 10. это удивительное растение только при достижении 150 ... 2015 учебном году Сроки проведения викторины Викторина «Зеленая академия» проводится в...

  • Викторина по математике для 9-х классов к "Неделе математики"

    Викторина

    Классов к "Неделе математики" План проведения викторины : Приветствие команд: а) эмблема; б) ... домашних. Но даже из этого удивительного для нас соединения дарований... ? 1-й: Окружающий нас мир. Животных, растений . 2-й: Они реально существуют? 1-й: Да...

  • Викторина «Удивительные открытия и изобретения человечества»

    Викторина

    Движения планет, открытие клеточного строения растений , пересадка сердца… Великие изобретения и открытия... в энциклопедиях. Именно этим вопросам и будет посвящена наша викторина ; таким, как: 1. Удивительные изобретения человечества...

  • Викторина по физике, истории, литературе, обж, биологии «Что? Где? Когда?»

    Викторина

    Времени, отведенного на викторину , количества команд. Викторину можно использовать в... назад благодаря конкистадорам. Без этого растения не обойтись в парфюмерии, ... Кирпичин против знатоков. Это удивительное инженерное сооружение повергло противников...