Создание новых центров в исторически сложившихся городах (Гавр, Ковентри, Кассель). Архитектурная азбука огюста перре Смотреть что такое "Перре Огюст" в других словарях

В Йенском дворце в Париже открылась выставка «Огюст Перре. Восемь шедевров!/?». Интригующей и одновременно ожидаемой деталью стало участие в подготовке выставки бюро ОМА/АМО и самого Рема Колхаса.

информация:

Восклицательный и вопросительный знаки даны в названии выставки «на выбор». Конечно, организаторы не сомневаются в том, что восемь представленных ими работ французского архитектора Огюста Перре – подлинные шедевры мировой архитектуры. Но вопросительный знак как бы намекает: несмотря на то, что творчество этого пионера строительства из железобетона достаточно хорошо изучено, публике есть еще над чем подумать и что открыть для себя.


Выбор Йенского дворца (Palais d"Iéna) для размещения экспозиции также вполне понятен: это здание – одна из построек Перре, возведенная в 1937 для размещения в ней Национального музея гражданского строительства. В 1959 это здание перешло к Экономическому и социальному совету Франции (CESE), который, совместно с фондом Prada, выступил организатором нынешней выставки. Таким образом, наряду с чертежами, фотографиями и макетами зданий, возведенных Перре, посетители могут увидеть и подлинную постройку мастера.


Научным куратором выступил исследователь Жозеф Абрам (Joseph Abram), а художественное руководство выставкой было поручено давнему партнеру фонда Миуччи Прады – бюро OMA, точнее, его подразделению АМО, причем команду проекта возглавил сам Рем Колхас. Напомним, что АМО – эта своего рода исследовательская лаборатория, занимающаяся, помимо прочего, вопросами моды, дизайна, медиа и организацией выставок. АМО работает с пространством Йенского дворца с 2011, принимая участие в оформлении и организации проходящих там мероприятий Prada (например, ). Поэтому сценография нынешней выставки – это и результат долгого исследования этого пространства, и современное переосмысление архитектуры Перре. То, что в итоге предстало перед взорами публики – это настоящая архитектура в архитектуре.


Пространство зала-гипостиля Йенского дворца разделено на несколько зон. Вдоль всей его левой продольной стены расположена железная решетчатая конструкция, на которой выставлены материалы, посвященные восьми «шедеврам» архитектурной мастерской Перре. Это постройки в Париже и его окрестностях – жилой дом на улице Франклина (1903), театр Елисейских полей (1913), церковь Нотр-Дам де Ренси (1923), концертный зал Корто в Школе музыки (1928), здание министерства государственного имущества Франции (Mobilier National, 1934) и Йенский дворец (1937), а также ратуша (1950) и церковь Святого Иосифа (1951) в Гавре. Каждый проект проиллюстрирован чертежами, планами, разрезами, эскизами и историческими фотографиями, сделанными во время и по окончании строительства. Также в параллель к каждому зданию выбраны постройки и проекты, предшествовавшие ему по времени и развивающие те же архитектурные идеи.


Основной задачей выставки кураторы называют не столько анализ архитектурного наследия Огюста Перре (и так уже хорошо изученного), сколько проникновение в его «творческую кухню». Выбранные ими постройки – ключевые работы мастера, которые позволяют проследить эволюцию его отношения к стилю и к «работе» материала в архитектуре. Эта эволюция шла от увлечения идеями Виолле-ле-Дюка и стилем модерн к конструктивной архитектуре из железобетона и к решению масштабных градостроительных задач на примере послевоенной реконструкции исторического центра Гавра, завершенной уже после смерти мастера. «Все подвижное или неподвижное, что заполняет пространство, относиться к области архитектуры,» – писал Перре.


Четко чувствуя связь между материалом и характером архитектурного сооружения, Перре не спешил ниспровергать искусство прошлого, однако понимал, что при наличии современных материалов и технологий – в первую очередь, железобетона – подражать ему сложно, да и бессмысленно; в этом конфликте идей – причина стилевой консервативности его работ по сравнению с их новаторским инженерным решением.


Представленные на выставке макеты были позаимствованы из различных музеев Франции и изготовлены в разное время: есть среди них и работы 1950-х годов, и современные – первых лет XXI столетия: этот временной разброс позволяет, помимо прочего, проследить эволюцию архитектурного моделирования за прошедшее время. В подразделе выставки, посвященном зданию Mobilier National, показана мебель, выполненная по эскизам Огюста Перре.


В центре зала расположен ряд горизонтальных витрин, обитых искусственным материалом наподобие белой замши: это делает их одновременно оригинальными как объект дизайна и невероятно приятными на ощупь. Здесь, в разделе «Биография», выставлены письма, личные вещи и фотографии Перре: рисованный портрет Перре, выполненный Антуаном Бурделем, письма от Андре Жида и Луи Арагона, книги по архитектуре из личной библиотеки мастера и даже его необыкновенно современно выглядящий эскиз оправы очков. В этих же витринах можно найти публикации о постройках бюро Перре и личные блокноты и записные книжки архитектора, а завершается этот раздел аппаратом со стереоскопическими фотографиями из его семейного архива, а также скульптурными и живописными портретами Перре работы Бурделя, Ханы Орловой и других мастеров: так кураторы поместили фигуру выдающегося архитектора в контекст художественной среды того времени.


У правой стены гипостиля, близ входа в зал расположилась деревянная структура наподобие амфитеатра: на ее ступеньках на специальных подставках разложены альбомы с фотографиями восьми зданий – героев выставки, выполненные Жильбером Фастенакенсом (Gilbert Fastenaekens). Это место неизменно притягивает детей: они карабкаются и ползают по ступенькам конструкции и увлеченно листают страницы альбомов.


В дальнем конце зала – второй такой же амфитеатр. Его ступени – места для зрителей. Здесь можно посмотреть фильм «25 Bis» авторов Ила Бека (Ila Bêka) и Луизы Лемуан (Louise Lemoine) о нынешней жизни дома на улице Франклина и его обитателей. По субботам же для любителей фортепианной музыки эта часть экспозиции на полчаса превращается в небольшой концертный зал.


Ступени этого амфитеатра ведут к небольшой площадке под самым потолком зала: здесь представлены работы учеников высших архитектурных школ Нанси и Версаля, переосмысляющие творческое наследие Огюста Перре. Это в высшей степени необычные объемные конструкции, напоминающие макеты фантастических зданий и городских пространств, в которых, вместе с тем, читаются отсылки к стилю и творческому методу именитого архитектора.


Между двумя амфитеатрами расположены объекты, символизирующие интерьеры зданий и наполняющие их предметы: так организаторы возвращаются к идее обживания, использования человеком архитектурного пространства, поднятую лентой «25 Bis». Здесь факсимиле афиш «Русских сезонов» Дягилева, проходивших в Театре Елисейских полей, стеклоблоки необычной формы, украшающие лестничные пролеты жилого дома на улице Франклина и т.д. Залу Корто соответствует рояль: кроме роли экспоната, он также используется по назначению на субботних концертов.


Лекции, экскурсии, перформансы – неотъемлемая часть любой парижской выставки. Не обойдется без них и на этот раз: насыщенная культурная программа ждет посетителей экспозиции, которая продлится до 19 февраля 2014. Поэтому работы Огюста Перре – не только как экспонаты выставки, но и как неотъемлемая часть городского ландшафта – а также оформление экспозиции бюро ОМА/АМО – вполне солидный повод посетить Париж этой зимой!

Опубликовано: Январь 17, 2017

Огюст Перре (12 февраля 1874 - 25 февраля 1954) - французский архитектор и предприниматель, работавший в сотрудничестве с двумя младшими братьями Клодом и Гюставом Перре. Был одним из пионеров архитектурного использования железобетона и построил первые жилые здания из этого материала. Его основные работы включали Театр Елисейских Полей, первое здание в стиле ар-деко в Париже. Другими значительными работами были: церковь Нотр-Дам-дю-Ренси (1922-1923); «Государственное имущество» (Mobilier Nationale) в Париже (1937) и здание Экономического, социального и экологического совета Франции в Париже (1937-1939). После Второй мировой войны Перре создал группу зданий в центре портового города Гавр, который был почти полностью разрушен во время войны. В 2005 году его послевоенная реконструкция этого города была объявлена Всемирным наследием ЮНЕСКО.

Огюст Перре в 1921 году

Ранний период жизни и работы (1903-1930)

Огюст Перре родился в городе Иксель (Бельгия), где его отец, каменщик, нашёл убежище после Парижской коммуны. Архитектурное образование получил в семейной фирме. Был принят на архитектурный курс в Национальную высшую школу изящных искусств в Париже, вместе с двумя братьями, Гюставом (1876-1952) и Клодом (1880-1960), где он учился у Жюльена Гаде, неоклассика изящных искусств, который сотрудничал с Шарлем Гарнье во время строительства Парижской оперы. Помимо неоклассического рационализма, о котором он узнал от Гаде, Перре особо интересовался архитектоникой зданий и использованием новых материалов, таких как бетон. Несмотря на то, что он считался блестящим студентом, Перре покинул школу без получения диплома и пошел работать в семейную фирму.

Огюст Перре сразу же начал экспериментировать с бетоном. Его первым важным проектом был жилой дом на улице Франклина в Париже (1903), где бетонная конструкция, вместо того, чтобы быть скрытой, была четко видна и являлась частью внешнего дизайна. Ещё более радикальный эксперимент он совершил при строительстве гаража на улице Понтье (1906) (ныне разрушен) с упрощенной кубической структурой, выражающей интерьер, большими выступами окон и отсутствием декора, который напоминал более поздний интернациональный стиль.

Железобетонное многоквартирное жилое здание на 25 rue Benjamin Franklin, Париж, 1903 год, фото: Guilhem Vellut, лицензия Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0)

Театр Елисейских Полей, Париж, 1913 год, фото: Coldcreation, лицензия Attribution 3.0 Unported

Основные работы (1913-1939)

Его самым известным зданием был Театр Елисейских Полей, проект которого он перенял от архитектора, работавшего в стиле модерн Анри ван де Вельде. Фасад простой и украшен только скульптурным барельефом Антуана Бурделя. Угол здания был гладким и округлым, предвосхищая стиль стримлайн модерн три десятилетия спустя. Благодаря использованию бетонных столбов интерьер вестибюля и сам театр был просторным и открытым, незагороженный колонами. Оформление интерьера отличалось произведениями художников-модернистов того времени: купол Мориса Дени, картины Эдуарда Вюйара и Жаклин Марваль и занавес Кер-Ксавье Русселя.

В более поздних работах, Перре использовал бетон художественными способами для достижения функциональности зданий, сохраняя при этом классическую гармонию, симметрию и пропорции. Его основные работы включали в себя здание Экономического, социального и экологического совета Франции, первоначально построенного для Музея гражданского строительства Парижской выставки 1937 года; и «Государственное имущество Сакле» (Mobilier Nationale de Saclay), национальное хранилище мебели в Париже. Он также создал современные индустриальные здания, включая склад в Касабланке, накрытый тонким бетоном (1915) и необычную бетонную церковь Нотр-Дам-дю-Ренси (1922-1923), где внутренние колонны оставили неукрашенными, а бетонные своды потолка стали наиболее характерной декоративной особенностью. Он экспериментировал с бетонными формами для достижения лучшей акустики концертного зала Нормальной школы музыки в Париже (1929).

Поздние работы (1930-1954)

1. Часовня Непорочного зачатия в Аркей

2. Большая лестница Социального и экономического совета Франции, Париж (1937), сейчас украшена портретом Перре

3. Центр ядерных исследований в Сакле (CEA), парижский пригород Эсон (1952)

4. Шпиль собора Святого Иосифа, Гавр (1951-1958)

Послевоенные работы (1945-54)

В 1952 году было завершено строительство Центра ядерных исследований Сакле в парижском пригороде Эссон. Он описал это здание как «Малый Версаль ядерных исследований». Большинство ранних ядерных реакторов Франции были построены в пределах этого места.

Другими крупными послевоенными проектами были: реконструкция центра порта Гавр, который был почти полностью разрушен во время войны. Его первый план был отвергнут как слишком амбициозный, но измененные планы были воплощены и позднее вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Последней основной работой, законченной после его смерти, был собор Святого Иосифа в Гавр (1951-1958), наиболее выразительным элементом которого была башня, напоминающая маяк, 107 метров в высоту, видная с моря. Он также участвовал в послевоенной реконструкции порта Марселя и Амьене.

Знаменитые ученики и старость

Среди многих молодых архитекторов, работавших в бюро Перре в 1908-1910 годах был Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, который позже стал известен как Ле Корбюзье; это был его первый опыт в архитектурном бюро. С 1940 года Перре преподавал в Национальной высшей школе изящных искусств. Он выиграл Королевский золотой медалью в 1948 году и золотую медаль ИАА (Институт американских архитекторов) в 1952 году.

Перре также был членом жюри с Флоренс Майер Блюменталь на присвоении Премии Блюменталь, гранта, предоставляемого в 1919-1954 годах молодым французским художникам, скульпторам, декораторам, гравёрам, писателям и музыкантам.

Интерьер Театра Елисейских Полей, 1913 год, фото: Pierre LANNES, лицензия Attribution-ShareAlike 2.0 Generic (CC BY-SA 2.0)

Архитектурная деятельность

1. Многоквартирный дом на улице Франклина, 1902-1904 года

2. Гараж Рю-де-Понтье, Париж, 1907 год

3. Театр Елисейских Полей, Париж, 1913 год

4. Бетонный собор в Ле-Ренси, Франция, Церковь Нотр-Дам-дю-Рэнси, 1923 год, витражи Маргариты Урэ

5. Концерт-холл Нормальной школы музыки, Париж, 1929 год

6. Гостиница «Сент-Джордж», Бейрут, Ливан, 1932 год

7. Дом Ланге на 9 place de la Porte-de-Passy, Париж, 1929-1932 года

8. Главное управление кораблестроения и вооружения ВМС на 8 boulevard du General-Martial-Valin (15 округ), Париж, 1929-1932 года; пример конструкции из открытых бетонных колонн

9. Здание на 51-55 rue Raynouard (16 округ), Париж, 1932 год, где у Перре были офисы

10. Йенский дворец, Париж, 1937 год, изначально построен как Музей гражданского строительства для Парижской выставки 1937 года, сейчас в нём находится Экономический, социальный и экологический совет Франции

11. Расширение Национальной высшей школы изящных искусств, Париж, 1945 год

12. Здание городского совета, собор Святого Иосифа и дальнейшая реконструкция Гавра после, того как более 80,000 жителей этого города остались бездомными вследствие Второй мировой войны, 1949-1956 года

13. Вокзал Амьена, 1955 год

14. Вилла Агьон в Александрии (частичная попытка разрушения 28 августа 2009 года. Полностью разрушена 21 января 2016 года)

15. Башня Перре, Гренобль

Интерьер церкви Нотр-Дам-дю-Рэнси, 1922-1923 года, фото: PMRMaeyaert, лицензия Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)

Зал Корто, концертный зал Нормальной школы музыки в Париже, 1929 год, фото: Uatema , лицензия Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)



- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарий:

ПЕРРЕ ОГЮСТ

(Perret) Огюст (12.2.1874, Брюссель, - 4.3.1954, Париж), французский архитектор. Учился в Школе изящных искусств в Париже у Л. С. Бернье и Ж. Гюаде. Профессор Специальной школы архитектуры в Париже (с 1928). Почётный президент Международного союза архитекторов (с 1948). Одним из первых начал строить целиком железобетонные здания. Стремясь эстетически осмыслить каркасные системы (обращаясь при этом к мотивам фахверковых готических построек), П. добивался полного соподчинения архитектурной формы и конструкции (жилой дом на улице Франклина, 1903; гараж на улице Понтьё, 1905-1906, разобран в 60-е гг.; театр на Елисейских полях, 1911-13; церковь Нотр-Дам в Ле-Ренси, 1922-23; все - в Париже). Решая преимущественно утилитарные задачи, П. придавал промышленным объектам предельную простоту и рациональность [доки в Касабланке, 1915; завод в Монтатере (департамент Уаза), 1920; завод в Иссуаре (департамент Пюи-де-Дом), 1939]. Попытки совместить рациональные конструктивные приёмы с неоклассической стилистикой, появившейся в работах П. в 20-30-е гг., привели в дальнейшем к сухости форм [комплекс Центра атомных исследований в Сакле (департамент Эссонн), 1947-53]. В последние годы жизни П. приступил к осуществлению крупных градостроительных проектов (застройка разрушенной части Гавра, начата в 1947).

Соч.: Contribution à une theorie de l"architecture, P., .

Лит.: Rogers E., A. Perret, Mil., 1955; Zahar M., D"une doctrine d"architecture: A. Perret, P., .

А. Д. Сарабьянов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕРРЕ ОГЮСТ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПЕРРЕ
    (Perret) Огюст (1874-1954) французский архитектор. Одним из первых применил железобетонные каркасные конструкции; индустриальные методы и стандартизацию строительства использовал при реконструкции …
  • ОГЮСТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Auguste) Август Леонтьевич (наст. имя Огюст Пуаро Poireau) (ок. 1780-1844), танцовщик и балетмейстер. По происхождению француз; с 1798 работал в …
  • ПЕРРЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Жан-Батист-Эммануэль (Perr?e, 1761—1800) — французский моряк; контр-адмирал. Во время революционных войн захватил множество неприятельских судов; после Абукирского сражения спас остатки …
  • ПЕРРЕ
    (Реrret) Огюст (1874-1954), франц. архитектор. Одним из первых применил жел.- бетон. каркасные конструкции; индустр. методы и стандартизацию стр-ва использовал при …
  • ОГЮСТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОЃЮСТ (Auguste) Август Леонт. (наст. имя и фам. Огюст Пуаро, Poireau) (ок. 1780-1844), танцовщик и балетмейстер. По происхождению француз; с …
  • ПЕРРЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Жан-Батист-Эммануэль (Perr e e, 1761?1800) ? французский моряк; контр-адмирал. Во время революционных войн захватил множество неприятельских судов; после Абукирского сражения …
  • ПЕРРЕ
    (Perret) Огюст (1874-1954) , французский архитектор. Одним из первых применил железобетонные каркасные конструкции; индустриальные методы и стандартизацию строительства использовал при …
  • ОГЮСТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Auguste) Август Леонтьевич (наст. имя Огюст Пуаро, Poireau) (ок. 1780-1844), танцовщик и балетмейстер. По происхождению француз; с 1798 работал в …
  • РОДЕН, ОГЮСТ
    (1840-1917) - французский …
  • РЕНУАР, ОГЮСТ в Датах рождения и смерти известных людей:
    (1841-1919) - французский …
  • КОНТ, ОГЮСТ в Датах рождения и смерти известных людей:
    (1798-1857) - французский …
  • ДЕТЁФ, ОГЮСТ в Датах рождения и смерти известных людей:
    (1883-1947) - французский промышленник, экономист, …
  • ШУАЗЕЛЬ МАРИ-ГАБРИЭЛЬ-ФЛОРАН-ОГЮСТ в Краткой биографической энциклопедии:
    Шуазель (Мари-Габриэль-Флоран-Огюст, граф Choiseul Gouffier, 1752 - 1817) - французский дипломат и археолог, член французской академии. Ученик аббата Бартелеми, он …
  • ЭНГР ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК
    (Ingres), Жан Огюст Доминик (29.8.1780, Монтобан, - 14.1.1867, Париж), французский живописец, рисовальщик и музыкант. Ученик Ж. Л. Давида. Учился …
  • ФРОМАНТЕН ЭЖЕН САМЮЭЛЬ ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Фромантен-Дюпё (Fromentin-Dupeux) Эжен Самюэль Огюст (24.10.1820, Ла-Рошель, - 27.8.1876, Сен-Морис, близ г. Ла-Рошель), французский живописец, писатель и историк искусства. В …
  • ФРАНК СЕЗАР ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Franck) Сезар Огюст (10.12.1822, Льеж, v 8.11.1890, Париж), французский композитор и органист. По происхождению бельгиец. Занимался в Парижской консерватории у …
  • ФОРЕЛЬ ОГЮСТ АНРИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Forel) Огюст Анри (1.9.1848, Ла-Грасьёз, кантон Во, v 27.7.1931, Иворн, там же), швейцарский невропатолог, психиатр, энтомолог и общественный деятель. Окончил …
  • ТУ ЖАК ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    де Ту (de Thou, лат. Thuanus) Жак Огюст (8.10.1553, Париж, - 7.5.1617, там же), французский государственный деятель, историк. Получил юридическое …
  • СЕРРАЙЕ ОГЮСТ ДАНИЕЛЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Serraillier) Огюст Даниель (27.7.1840, Драгиньян, департамент Вар, - г. смерти неизвестен), французский социалист. Подростком был увезён отцом из Франции в …
  • РОДЕН РЕНЕ ФРАНСУА ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Rodin) Рене Франсуа Огюст (12.11.1840, Париж, - 17.11.1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор. Сын мелкого чиновника. Учился в Париже в …
  • РЕНУАР ПЬЕР ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Renoir) Пьер Огюст (25.2.1841, Лимож, - 17.12.1919, Кань-сюр-Мер, близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор, один из основателей импрессионизма. …
  • ПОЛИНЬЯК ОГЮСТ ЖЮЛЬ АРМАН МАРИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Polignac) Огюст Жюль Арман Мари (14.5.1780, Версаль, - 2.3.1847, Париж), граф, затем князь, французский политический деятель монархического направления. С первых …
  • ПИККАР ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Пикар (Piccard) Огюст (28.1.1884, Лютри, Во,- 25.3.1962, Лозанна), швейцарский физик, конструктор стратостатов и батискафов. На стратостате собственной конструкции П. …
  • ПИКАРА ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Piccard) Огюст, см. Пиккар …
  • МИШЕЛЬ-ЛЕВИ ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Michel-Levy) Огюст (7.8.1844, Париж, - 24.9.1911, там же), французский петрограф, член французской АН (1896). Один из первых использовал поляризационный микроскоп …
  • МИНЬЕ ФРАНСУА ОГЮСТ МАРИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Mignet) Франсуа Огюст Мари (8.5.1796, Экс-ан-Прованс, - 24.3.1884, Париж), французский историк, член Академии моральных и политических наук (1833), член Французской …
  • МАРМОН ОГЮСТ ФРЕДЕРИК ЛУИ ВИЕС ДЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Marmont) Огюст Фредерик Луи Виес де (Viesse de) (20.7.1774, Шатийон-сюр-Сен, Бургундия, - 2.3.1852, Венеция), маршал Франции (1809), герцог Рагузский (1808). …
  • МАРИЕТ ФРАНСУА ОГЮСТ ФЕРДИНАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Mariette) Франсуа Огюст Фердинан (11.2.1821, Булонь, - 19.1.1881, Каир), французский египтолог-археолог, член Академии надписей (1878). В 1851 во время раскопок …
  • ЛОРАН ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Laurent) Огюст (14.11.1807, Ла-Фоли, - 15.4.1853, Париж), французский химик-органик, член-корреспондент Парижской АН (1845). Окончил в 1829 Горный институт в Париже. …
  • ЛЕДРЮ-РОЛЛЕН АЛЕКСАНДР ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Ledru-Rollin) Александр Огюст (2.2.1807, Париж, - 31.12.1874, Фонтене-о-Роз), французский политический деятель, мелкобуржуазный демократ. Адвокат. Избранный в 1841 в палату депутатов, …
  • ЛЕВАЛЛУА-ПЕРРЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Levallois-Perret), город во Франции, промышленный пригород Парижа, на р. Сена, в департаменте О-де-Сен. 59 тыс. жителей (1968). Автомобильная, электротехническая, химическая, …
  • ЛАППАРАН АЛЬБЕР ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Lapparent) Альбер Огюст (30.12.1839, Бурж, департамент Шер, - 5.5.1908, Париж), французский геолог, член Парижской АН (1897). Окончил Высшую горную школу …
  • БАРБЬЕ ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Barbier) Огюст (29.4.1805, Париж, - 13.2.1882, Ницца), французский поэт; член Французской академии (1869). Славу Б. принёс его первый и лучший …
  • КОНТ, ОГЮСТ в Словаре Кольера:
    (Comte, Auguste) (1798-1857), французский философ, основатель позитивизма и социологии. Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье Конт родился в Монпелье 19 января …
  • КOHT в Новейшем философском словаре:
  • КОНТ в Словаре постмодернизма:
    (Comte) Огюст (1798-1857) - французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор, оставивший …
  • НЕОКЛАССИЦИЗМ, НЕОКЛАССИКА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - термин, обозначающий художественные явления последней трети XIX-XX вв., которым присуще обращение к традициям античного искусства, искусства эпохи Возрождения или …
  • ФИЛИПП V
    Этолийцы, обеспокоенные ростом могущества Филиппа, стали опять проситься в число римских союзников. Римляне в свою очередь отравили Филиппу запрещение на …
  • ПЕРСЕЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Царь Македонии в 179-168 гг. до Р.Х. Сын Филиппа V. Род. в 213 г. до Р.Х. Умер 166 г. до …
  • ПЕРСЕЙ в биографиях Монархов:
    Царь Македонии в 179—168 гг. до Р.Х. Сын Филиппа V. Род. в 213 г. до Р.Х. Умер 166 г. до …
  • НЕОКЛАССИЦИЗМ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. neo-classicisme) общее название художественных течений 2-й пол. 19 и 20 вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и …
  • ФРАНЦУЗСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    коммунистическая партия (ФКП; Le Parti Communiste Français), основана в декабре 1920, когда на съезде в Type Французская социалистическая партия (СФИО) …
  • ФРАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ТАБЕТ АНТУАН ЖОРЖ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Антуан Жорж (Табит Антун) (13.6.1907, Бхамдун, Ливан, - 16.5. 1964, Москва), ливанский архитектор и общественный деятель, публицист. Родился в семье …
  • РАЦИОНАЛИЗМ (В АРХИТЕКТУРЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в архитектуре, совокупность архитектурных направлений 1-й половины 20 в., программно осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле Р. …

Огюст Перре родился в Брюсселе в семье французского эмигранта 12 февраля 1874 года. Первые архитектурные знания и навыки получил в строительной фирме, которую основал в Париже его отец. Первое здание Огюст спроектировал и построил в возрасте шестнадцати лет. До 1901 года он учился в Школе изящных искусств в Париже вместе с братом Жоржем. Огюст учился блестяще, но ушел из школы, не защитив диплома, когда этого потребовали дела фирмы. Вместе с братьями он продолжал дело отца, соединив в своем творчестве согласно давней традиции труд архитектора, конструктора, строителя.

Огюст начал свою деятельность в годы господства эклектики и брожения идей, когда новаторские предложения в области строительных конструкций неизменно связывались с использованием металлического каркаса, а стилистическое течение «Ар нуво» еще не успело сойти со сцены. В то время во Франции Перре, по свидетельству Ле Корбюзье, «был единственным на пути нового направления».

В 1903 году он построил жилой дом на улице Франклина, вошедший в историю архитектуры как здание, в котором железобетонная каркасная конструкция, органически связанная с планом здания и с организацией внутреннего пространства, впервые получила тектоническое выражение.

Перре первым попытался использовать железобетон как средство архитектурного выражения, и многие его качества послужили стимулом дальнейшего развития архитектуры. Железобетонный каркас обнажен, а не скрыт. В здании на улице Франклина почти полностью отсутствует фасад в прежнем значении этого слова – фасад-украшение. Ряд изящных выступов и углублений на фасаде придает ему легкость. Шесть этажей здания свободно выступают из плоскости фасада.

Дом напоминает некие металлические конструкции, которые становятся все легче по направлению к основанию. Это впечатление хрупкости имело свои последствия. Банки отказывались выдавать деньги под закладную на многоквартирный дом Перре, так как эксперты предсказывали, что он быстро обвалится.

Ограничив количество несущих вертикальных элементов небольшим числом стоек, Перре получил возможность произвольным размещением перегородок решать планировку каждого этажа по-разному. Это был первый шаг к свободной, не обусловленной расположением несущих стен планировке. Изящество архитектурной трактовки и стройность несущих конструкций этого дома восхищают и сегодня.

Каждая из последующих работ Перре связана с выявлением конструктивных и художественных возможностей нового материала: гараж Понтье в Париже (1905), театр Елисейских полей там же (1911–1913).

В проекте гаража на улице Понтье открытая каркасная конструкция является одновременно и архитектурной формой. Здесь конструкции и форма едины. В свободных участках между выходящими на фасад элементами конструкции размещены большие окна, чем усиливается контраст между железобетонным каркасом и плоскостями остекленных заполнений.

В построенном Перре перед самой мировой войной театре на Елисейских полях, железобетонный рамный каркас был скрыт на фасаде за мраморной облицовкой и декоративными панелями. Каркасная структура приняла вид традиционной стоечно-балочной системы.

Биография

Родился в семье каменотеса, имевшего успешный бизнес в Париже. Изучал архитектуру в Школе изящных искусств в Париже, делал большие успехи, но покинул её не получив диплома и стал работать в семейном деле. В 1904 году построил жилой дом 25bis, rue Benjamin Franklin в Париже, который, вероятно, стал первым жилым домом, построенным из железобетона. В 1905 году совместно с братьями Густавом (тоже архитектор, соавтор большинства проектов Огюста) и Клодом основал фирму, специализирующуюся на строительстве из железобетона. В этой фирме в 1909 году несколько месяцев работал и изучал основы технического черчения Ле Корбюзье .

В 1913 году по проекту Перре было построено здание Театра Елисейских Полей - замечательный образец зарождающегося стиля ар-деко . Эта постройка принесла Огюсту известность, он строит промышленные и жилые здания, дома-студии для художников и скульпторов, церкви. Церковь Богоматери (фр.) в Ле Ренси (1922-1923) стала первым храмом Франции, полностью построенным из железобетона. В 1931 году принимал участие в конкурсе на проект Дворца Советов в СССР .

С 1923 года руководил специализирующейся на бетоне мастерской при Школе изящных искусств. C 1928 года преподавал в специальной школе архитектуры. С 1943 года руководил Ассоциацией архитекторов и преподавал в Академии изящных искусств . После войны получил заказ на восстановление центральной части разрушенного города Гавр . Умер в 1954 году, через два года после смерти брата Густава. Строительство в Гавре по проектам Перре продолжалось до 1964 года.

После смерти Огюста Перре считали самым значимым архитектором Франции, сравнивали с Ле Корбюзье, а потом надолго забыли. Только в 1985 году после книги Джозефа Абрама (Joseph Abram) творчество мастера было заново открыто для общества. В 1990-е наследие братьев Перре было основательно изучено, в начале 2000-х вышло несколько монографий, посвященных Перре, а в 2002-2004 годах была организована передвижная выставка «Перре, поэтика бетона». Наконец, ЮНЕСКО оценило реконструкцию Гавра как выдающийся пример архитектуры и городского планирования в послевоенном строительстве и 15 июля 2005 внесло Гавр в список объектов всемирного наследия.

Избранные постройки

    Вид на центр Гавра

    Tour Perret Amiens.jpg

    «Башня Перре» в Амьене

    Église Notre-Dame du Raincy - Le Raincy - Seine-Saint-Denis - France - Mérimée PA00079948 (20).jpg

    Церковь Богоматери в Ле Ренси

Награды

  • Королевская золотая медаль (англ.) , 1948 - ежегодная награда Королевского института британских архитекторов за вклад в международную архитектуру.
  • (англ.) , 1952 - награда, вручаемая за значительный вклад, оказавший влияние на теорию и практику архитектуры.

Память

Напишите отзыв о статье "Перре, Огюст"

Примечания

Ссылки

  • http://archiwebture.citechaillot.fr/fonds/FRAPN02_PERAU/inventaire?cid=chapitre-34 (фр.) - Фонд Перре, полный каталог проектов.
  • http://www.flickr.com/photos/51366740@N07/sets/72157627001613180/with/5905137063/ - Фотографии построек.
  • http://www.flickr.com/groups/auguste_perret/pool/with/5917172025/ - Фотографии построек.

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Перре, Огюст

И вспомнив что-то, о чём обязательно хотела узнать, спросила:
– Скажите, Ваше святейшество, известна ли Вам правда о Иисусе и Магдалине?
– Вы имеете в виду то, что они жили в Мэтэоре? – я кивнула. – Ну, конечно же! Это было первое, о чём я у них спросил!
– Как же такое возможно?!.. – ошеломлённо спросила я. – А о том, что они не иудеи, Вы тоже знали? – Караффа опять кивнул. – Но Вы ведь не говорите нигде об этом?.. Никто ведь об этом не знает! А как же ИСТИНА, Ваше святейшество?!..
– Не смешите меня, Изидора!.. – искренне рассмеялся Караффа. – Вы настоящий ребёнок! Кому нужна Ваша «истина»?.. Толпе, которая её никогда не искала?!.. Нет, моя дорогая, Истина нужна лишь горстке мыслящих, а толпа должна просто «верить», ну, а во что – это уже не имеет большого значения. Главное, чтобы люди подчинялись. А что им при этом преподносится – это уже является второстепенным. ИСТИНА опасна, Изидора. Там, где открывается Истина – появляются сомнения, ну, а там где возникают сомнения – начинается война... Я веду СВОЮ войну, Изидора, и пока она доставляет мне истинное удовольствие! Мир всегда держался на лжи, видите ли... Главное, чтобы эта ложь была достаточно интересной, чтобы смогла за собой вести «недалёкие» умы... И поверьте мне, Изидора, если при этом Вы начнёте доказывать толпе настоящую Истину, опровергающую их «веру» неизвестно во что, Вас же и разорвёт на части, эта же самая толпа...
– Неужели же столь умного человека, как Ваше святейшество, может устраивать такое самопредательство?.. Вы ведь сжигаете невинных, прикрываясь именем этого же оболганного, и такого же невинного Бога? Как же Вы можете так бессовестно лгать, Ваше святейшество?!..
– О, не волнуйтесь, милая Изидора!.. – улыбнулся Караффа. – Моя совесть совершенно спокойна! Не я возвёл этого Бога, не я и буду его свергать. Но зато я буду тем, кто очистит Землю от ереси и блудодейства! И поверьте мне, Изидора, в день, когда я «уйду» – на этой греховной Земле некого будет больше сжигать!
Мне стало плохо... Сердце выскакивало наружу, не в состоянии слушать подобный бред! Поэтому, поскорее собравшись, я попыталась уйти от понравившейся ему темы.
– Ну, а как же то, что Вы являетесь главою святейшей христианской церкви? Разве не кажется Вам, что ваша обязанность была бы открыть людям правду об Иисусе Христе?..
– Именно потому, что я являюсь его «наместником на Земле», я и буду дальше молчать, Изидора! Именно потому...
Я смотрела на него, широко распахнув глаза, и не могла поверить, что по-настоящему всё это слышу... Опять же – Караффа был чрезвычайно опасен в своём безумии, и вряд ли где-то существовало лекарство, которое было в силах ему помочь.
– Хватит пустых разговоров! – вдруг, довольно потирая руки, воскликнул «святой отец». – Пройдёмте со мной, моя дорогая, я думаю, на этот раз мне всё же удастся Вас ошеломить!..
Если бы он только знал, как хорошо это ему постоянно удавалось!.. Моё сердце заныло, предчувствуя недоброе. Но выбора не было – приходилось идти...

Довольно улыбаясь, Караффа буквально «тащил» меня за руку по длинному коридору, пока мы наконец-то не остановились у тяжёлой, украшенной узорчатой позолотой, двери. Он повернул ручку и... О, боги!!!.. Я оказалась в своей любимой венецианской комнате, в нашем родном фамильном палаццо...
Потрясённо озираясь вокруг, не в состоянии придти в себя от так неожиданно обрушившегося «сюрприза», я успокаивала своё выскакивающее сердце, будучи не в состоянии вздохнуть!.. Всё вокруг кружилось тысячами воспоминаний, безжалостно окуная меня в давно прожитые, и уже частично забытые, чудесные годы, тогда ещё не загубленные злостью жестокого человека... воссоздавшего для чего-то здесь(!) сегодня мой родной, но давно утерянный, счастливый мир... В этой, чудом «воскресшей», комнате присутствовала каждая дорогая мне моя личная вещь, каждая любимая мною мелочь!.. Не в состоянии отвести глаз от всей этой милой и такой привычной для меня обстановки, я боялась пошевелиться, чтобы нечаянно не спугнуть дивное видение...
– Нравится ли вам мой сюрприз, мадонна? – довольный произведённым эффектом, спросил Караффа.
Самое невероятное было то, что этот странный человек совершенно искренне не понимал, какую глубокую душевную боль он причинил мне своим «сюрпризом»!.. Видя ЗДЕСЬ (!!!) то, что когда-то было настоящим «очагом» моего семейного счастья и покоя, мне хотелось лишь одного – кинуться на этого жуткого «святого» Папу и душить его в смертельном объятии, пока из него не улетит навсегда его ужасающая чёрная душа... Но вместо того, чтобы осуществить так сильно мною желаемое, я лишь попыталась собраться, чтобы Караффа не услышал, как дрожит мой голос, и как можно спокойнее произнесла:
– Простите, ваше святейшество, могу ли я на какое-то время остаться здесь одна?
– Ну, конечно же, Изидора! Это теперь ваши покои! Надеюсь, они вам нравятся.
Неужели же он и в правду не понимал, что творил?!.. Или наоборот – прекрасно знал?.. И это всего лишь «веселилось» его неугомонное зверство, которое всё ещё не находило покоя, выдумывая для меня какие-то новые пытки?!.. Вдруг меня полоснула жгучая мысль – а что же, в таком случае, стало со всем остальным?.. Что стало с нашим чудесным домом, который мы все так сильно любили? Что стало со слугами и челядью, со всеми людьми, которые там жили?!.
– Могу ли я спросить ваше святейшество, что стало с нашим родовым дворцом в Венеции?– севшим от волнения голосом прошептала я. – Что стало с теми, кто там жил?.. Вы ведь не выбросили людей на улицу, я надеюсь? У них ведь нет другого дома, святейшество!..
Караффа недовольно поморщился.
– Помилуйте, Изидора! О них ли вам стоит сейчас заботиться?.. Ваш дом, как вы, конечно же, понимаете, теперь стал собственностью нашей святейшей церкви. И всё, что с ним было связано – более уже не является Вашей заботой!
– Мой дом, как и всё то, что находится внутри него, Ваше святейшество, после смерти моего горячо любимого мужа, Джироламо, принадлежит моей дочери Анне, пока она жива! – возмущённо воскликнула я. – Или «святая» церковь уже не считает её жильцом на этом свете?!
Внутри у меня всё кипело, хотя я прекрасно понимала, что, злясь, я только усложняла своё и так уже безнадёжное, положение. Но бесцеремонность и наглость Караффы, я уверена, не могла бы оставить спокойным ни одного нормального человека! Даже тогда, когда речь шла всего лишь о поруганных, дорогих его сердцу воспоминаниях...
– Пока Анна будет жива, она будет находиться здесь, мадонна, и служить нашей любимой святейшей церкви! Ну, а если она, к своему несчастью, передумает – ей, так или иначе, уже не понадобится ваш чудесный дом! – в бешенстве прошипел Караффа. – Не переусердствуйте в своём рвении найти справедливость, Изидора! Оно может лишь навредить вам. Моё долготерпение тоже имеет границы... И я искренне не советую вам их переступать!..