Другое название иван да марья. Иван-да-марья: лечебные свойства цветка и противопоказания. От заболеваний кишечника и желудка

Легенды и мифы о растениях [Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания, библейские истории] Мартьянова Людмила Михайловна

Иван-да-марья

Иван-да-марья

Широко распространенное и хорошо всем знакомое растение иван-да-марья (melampyrum nemorosum) получило свое народное название за контрастную (противопоставление Иван-Марья, мужчина-женщина) и весьма привлекательную окраску: золотисто-желтые цветы хорошо смотрятся на фоне сине-фиолетовых кроющих листьев. Цветочная трубка красно-бурая. Губа цветков также со временем краснеет.

Издали кажется, что иван-да-марья (марьянник дубравный) цветет сразу и желтыми и синими цветами. Но подойдешь поближе – и увидишь, что цветки у этого растения желтого цвета, а над ними красивые синие листочки, которые как бы прикрывают собой эти желтенькие цветы. Желтые цветы и синие листочки над ними и делают иван-да-марью очень нарядной травой.

Но главная ипостась символа заключается в священном соединении огня и воды, земного и небесного.

Сочетание желтого и синего цвета отражает купальские значения огня и воды, широко используемые во время праздника. В этом качестве цветок представлялся как звено, соединяющее людей и с богами, и между собой. Не случайно союзы, заключенные на Купалу, считались нерушимыми, даже если совершались без ведома родителей и родни. Новобрачные, взявшись за руки, прыгали через костер, а затем совершали ритуальное омовение перед актом физической любви. Таков был обряд заключения сакрального брака, а символом его был цветок, в котором желтый цвет (огонь) соотносился с женихом, а синий (вода) – с невестой. Этот же смысл проводился в обряде спускания (скатывания) в воду подожженного колеса от телеги, а также сжигания в костре куклы, обряженной в синее платье.

Иван-да-марья – одна из распространенных в России сильных трав. На мысли человека практически не воздействует, поэтому применяется лишь в настоях. Эта трава позволяет организму достичь гармонии инь и янь-энергии, помогают человеку достигнуть счастья в жизни, притягивает к нему то, чего ему недостает. Нечисть она убирает за счет того, что ликвидирует с помощью резервов самого организма энергетические дыры, в которые проникает зло. Успокаивает нервную систему, при постоянном применении этой травы человек заметно хорошеет.

Но свои силы эта трава хранит очень недолго. Собрав ее близ дня Купалы (когда она созревает), вы сможете ею полноценно пользоваться не больше полного лунного месяца. В засушенном виде она с каждым лунным месяцем теряет около 10 % своих исцеляющих свойств, хотя химический состав ее остается прежним. Но тем более постарайтесь не пропустить возможность помыться веничком из иван-да-марьи вечером 7 июля (в день Купалы), чтобы смыть с себя те сущности, которые, прилепившись к вам, сжирают красоту и благополучие.

Люди, любуясь этим цветком, сочинили красивую легенду. В сухую, солнечную погоду пошли в лес по грибы Иван да Марья. Но не успели они дойти до леса как налетел ветер, набежали тучи, засверкала молния, началась гроза. Негде было спрятаться, и храбрый Иван заслонил красавицу Марью. Как только стихла непогода, Иван и Марья вернулись домой, а на том месте, где он спасал девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые, как Иван Марью, защищали от непогоды желтые цветы. Вот и пошло отсюда название иван-да-марья.

Другая легенда рассказывает, что жил в лесу кривоногий, с копытцами, очень кудряво взъерошенный Леший.

Жил по-своему, горевал по-своему и радовался тоже по-своему. Одиночества он не боялся, друзей не имел, что такое любовь не знал. Так бы оно и шло впредь, но вдруг Леший влюбился. Увидел как-то по весне под кустиком глазастенькую желтенькую фиалочку – Марьюшку и пропал совсем. Фиалочка стоит, цветет, красуется, на Лешего даже не смотрит. А Леший, стараясь обратить на себя внимание, давай хвастаться, будто все умеет, все знает. Но фиалка на него не смотрит. Решил Леший сделать ей предложение, мол выходи за меня замуж. А фиалка в ответ: «Ивана люблю, за него замуж пойду». Это она для цветущего рядом фиолетового Ивана так сказала. Пришло время, поженились две фиалки, желтенькая и фиолетовая, и зажили вместе одним домиком, одним цветком. В цветке том желтые лепестки – Марьюшка, а фиолетовые – Иванушка. И не стало в лесу ни Марьюшки, ни Иванушки по отдельности, а есть единый лесной цветок иван-да-марья. А Леший до сих пор в лесу шатается, горюет и всем жалуется. Цветки ивана-да-марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом. Очень интересно приспособился цветок иван-да-марья к распространению семян – помогают ему в этом муравьи. Дело в том, что семена, похожие на пшеничные зерна, имеют мешочек с ароматными маслами. Для муравьев эти масла – лакомство, поэтому и перетаскивают они семена. А цветку только этого и нужно. А еще интересен этот цветок тем, что на корнях у него есть присоски, прикрепляющиеся к корням других растений. Так цветок подкармливается соком чужих растений. Этот цветок ядовит! А еще он обладает лечебными свойствами: заживляет раны, лечит сердце, кожу. Подумать только, маленький цветок, а как многим он нужен: семена для муравьев, цветочная пыльца для пчел, настойки из листьев для лекарств людям. Да и просто посмотреть на цветок, полюбоваться приятно.

Другие легенды, связанные с Иваном и Марьей, повествуют о запретной любви.

По одной версии, брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за нарушение обычая они были обращены Богом в цветок. По другой – превращение состоялось по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться. Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил. В качестве предсмертной воли девушка попросила посадить на могиле этот цветок.

Иваном-да-марьей называют порой и трехцветную фиалку, а иногда – живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок. Почему? У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).

По другой легенде жили-были брат Иван да сестра Марья в избенке на берегу озера.

Озеро тихое, а слава дурная. В этом озере водился Водяной.

Как наступит ночь Водяной начинает воду будоражить, тину со дна поднимать. В такие лунные ночи выходят из воды русалки и прячутся от Водяного в деревьях. И зовут их тогда древяницами.

И наказывал брат Иван сестре Марье в случае его отлучки не выходить из избы, кабы лиха не случилось. Велел ей тихо сидеть и песен не петь. Ушел Иван в лес на охоту. Марья работу по дому выполнила и стало ей скучно. Села у окна и запела песню. Вдруг слышит тонкий голос зовет ее на улицу выйти. Выглянула Марья за дверь, и ахнула. Там русалки хороводы ведут. Увидели Марью и зовут к себе. Надели венок на голову и признали ее своей царицей.

Вдруг из кустов выглянула страшная голова Водяного и его корявые руки потянулись к Марьюшке.

Вернулся Иван с охоты, а Марьюшки нет дома. Везде искал он ее, но не нашел. Настала купальская неделя.

И решил Иван сплести себе новые лапти и идти искать сестру.

Нашел за озером липку, ободрал, сплел лапти и пошел Марью искать.

Шел, шел, видит – стоит голая липка, с которой он лыко драл. Пошел дальше искать. Но куда ни пойдет везде находит эту липку. Рассердился Иван и решил срубить ободранную им липку. Замахнулся топором, а липка говорит человеческим голосом: «Не руби меня Иван, я сестра твоя Марья. Царь водяной меня в жены взял, теперь я древяница, а с весны опять русалкой буду. Чтобы я опять стала Марьей, тебе надо найти полынь-траву и бросить ее мне в лицо». Только она это проговорила, как лапти понесли Ивана далеко в лес. Нашел он полынь-траву. И бросил Иван в липку полынь-траву, вышла из липки сестрица Марья, обняла брата, заплакала. Бросили они домик у озера, уехали жить далеко-далеко.

И живут неразлучно до сих пор и кличут их всегда вместе – Иван да Марья.

Из книги 100 великих картин автора Ионина Надежда

ИВАН ГРОЗНЫЙ И СЫН ЕГО ИВАН Илья Репин Проблема героя всегда была важнейшей в русской исторической живописи. При этом слово «герой» имело двоякое значение: герой - положительный образ, воплощающий нравственные ценности, и герой, как главное действующее лицо

Из книги Крестная сила автора Максимов Сергей Васильевич

XXX. ИВАН КУПАЛА Изучая народные купальские песни, польские историки XVII века вывели скороспелое заключение о существовании какого-то особого славянского, бога Купалы. Но дальнейшие исследования ученых показали, что заключение это основано на простом искажении некоторых

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Из книги Погаснет жизнь, но я останусь: Собрание сочинений автора Глинка Глеб Александрович

Иван Катаев «Боремся мы для будущих поколений, им суждено воспользоваться плодами нашей борьбы. А мы должны себя бестрепетно принести в жертву. И вы, и я - только агнцы заклаемые, и нечего нам добиваться от жизни для самих себя чего-нибудь светлого. Это просто мешает

Из книги Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина автора Курукин Игорь Владимирович

Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

Иван Бунин Памятный бал Было на этом рождественском балу в Москве все, что бывает на всех балах, но все мне казалось в тот вечер особенным: это все увеличивающееся к полночи нарядное, возбужденное многолюдство, пьянящий шум движения толпы на парадной лестнице, теснота

Из книги Народный быт Великого Севера. Том II автора

Иван глиняный В некотором селе жил старик со старухою. Однажды старик сказал старухе: старуха, принеса-ка мне глины, я слеплю мальчика, так он будет нам заместо сына. Старуха принесла глины, размочила ее и они стали лепить, слепили и положили в печку сохнуть, а старуха села у

Из книги Народный быт Великого Севера. Том I автора Бурцев Александр Евгениевич

АНФИЙ ДА МАРЬЯ Жил-был Анфий да Марья; детей у них не было. Раз Анфий и говорит Марье: свари-ка мне три десятка яиц, я пойду да продам! А дело было перед Пасхой и яйца очень дороги. Марья сварила яйца, он выкрасил их и понес продавать. Взял он по рублю за яйцо, денег у него стало

Из книги Говорят что здесь бывали… Знаменитости в Челябинске автора Боже Екатерина Владимировна

ИВАН КУПЕЦКОЙ СЫН Не в котором царстве, не в котором государстве, не именно в том, в котором мы живем, жили-были два брата и имели они по двенадцати лавок и по трехэтажному каменному дому. У младшего брата был мальчик годов пяти или шести. Младший брат помер, а его молодая

Из книги Русский Галантный век в лицах и сюжетах. Kнига вторая автора Бердников Лев Иосифович

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Легенды и мифы о растениях [Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания, библейские истории] автора Мартьянова Людмила Михайловна

Из книги Бесы: Роман-предупреждение автора Сараскина Людмила Ивановна

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Иван-чай Кипрей традиционно использовался на Руси в качестве повседневного чайного напитка, придающего бодрость и хорошее самочувствие. Участники взятия Казани и покорения Астрахани, ратники Минина и Пожарского, гулящая вольница Степана Разина пили иван-чай, который

Из книги автора

В КАКОМ СТАВРОГИНЕ РАЗОЧАРОВАЛАСЬ МАРЬЯ ТИМОФЕЕВНА? Единственная в романе сцена свидания Ставрогина с Марьей Тимофеевной наедине имеет исключительно важное значение для понимания «основного мифа» «Бесов».Визит Николая Всеволодовича к Лебядкиной был третьим и

Из книги автора

Иван Купала По преданиям, ночь с 6 на 7 июля – это время разгула нечистой силы. Считалось, что ведьмы могли испортить праздник. В эту ночь старались провести обряд очищения: мылись и разводили костры, в которых старались сжечь все плохое, что осталось с прошлого года.Славяне

Иван да Марья народное название нескольких травянистых растений, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, всего чаще жёлтой и синей или фиолетовой. Обычно это название объясняется… … Википедия

Иван да Марья народное название нескольких травянистых растений. Иван да Марья (фильм) Детективное агентство «Иван да Марья» (телесериал) … Википедия

- «ИВАН ДА МАРЬЯ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1974, цв., 88 мин. Мюзикл, музыкальная сказка. По мотивам русских народных сказок. О необыкновенных приключениях в царстве вздорного царя самодура Евстигнея XIII, в поединке с которым мудрый… … Энциклопедия кино

- (И и М прописные), Иван да Марьи, мн. нет, жен. (бот., обл.). Луговой цветок с желтыми и фиолетовыми лепестками. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Народное название нескольких травянистых растений,цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствиемдвух резко различаемых окрасок, всего чаще желтой и синей илифиолетовой. Наиболее популярны два растения. 1) И. да Марья,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ИВАН ДА МАРЬЯ, иван да марьи, жен. Травянистое растение с жёлтыми цветками и фиолетовыми листками. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Иван да Марья, Иван да Марьи … Орфографический словарь-справочник

Однолетнее растение из рода марьянник. Синяя или фиолетовая окраска его прицветников контрастирует с жёлтым венчиком цветков. И. да М. нередко наз. также анютины глазки (один из видов фиалки) и др. растения с неодинаково окрашенными лепестками… … Биологический энциклопедический словарь

Книги

  • Иван да Марья , Л. Рябикина, В. Давыдов. Во время войны и после ее окончания отношение Сталина к военнопленным, их русским женам и детям было…
  • Иван-да-Марья , Зуров Леонид Федорович. Роман Леонида Зурова ИВАН-ДА-МАРЬЯ был написан в 60-х годах прошлого века и при жизни автора так и не был…

С давних времен синие и желтые соцветия Ивана-да-Марьи символизируют верность. Одна из распространенных легенд гласит, что двое возлюбленных только после свадьбы узнали о кровной связи между ними. И чтобы не предавать друг друга, превратились в красивые цветы, которые трудно спутать с какими-либо иными растениями.

Описание цветка

Иван-да-Марья – однолетнее травянистое растение , вырастает до полуметровой высоты. Корневая система имеет специфические присоски, благодаря которым цветок прикрепляется к другой растительности и живится ее соками. Прямостоячий стебель, покрытый белыми волосками, характеризуется разветвлениями. Яйцевидно-ланцетные листья отличаются длиннозаостренными формами.

Каждый желтый цветок дополнительно украшен прицветным листом синего, фиолетового, малинового или ярко-лилового окраса. По окончании периода цветения, который длится на протяжении всего лета, образуются плоды яйцевидных форм. В дальнейшем продолговатые семена, содержащиеся в коробках, служат пищей для лесных обитателей.

Другие названия цветка

Все понимают, что название в честь влюбленных Ивана и Марьи относится к народным. Помимо этого, можно услышать множество других наименований: Иванова трава, желтушка, меткая трава , желтяница, луговой звонец. В научной же литературе однолетнее растение встречается, как марьянник дубравный.

Ареал произрастания и «характер» растения

Сбор и целебные свойства травы

В качестве лечебного средства используют всю надземную часть иван-да-марьи: стебли, листья, цветки, плоды. Сбор начинается в конце весны и заканчивается в сентябре. Изначально собранный материал сушат в хорошо проветриваемом помещении, в дальнейшем хранят отдельно от других трав. Также стоит помнить, что марьянник дубравный очень быстро теряет свои качества и пригоден к употреблению с пользой на протяжении первых десяти месяцев.

В медицине траву используют в качестве ранозаживляющего и противовоспалительного средства. Приготовленный отвар из иван-да-марьи применяют при сердечных и желудочных заболеваниях. Добавление целебного растения в ванны способствует избавлению от ревматизма, экземы и туберкулеза кожи.

Эффективные рецепты с использованием цветка:

  1. Отвар на основе марьянника дубравного поможет избавиться от кожных высыпаний, чесотки или золотухи. Для приготовления на литр кипяченой воды разводят 3 ст. ложки целебной травы. По истечении двух часов настой процеживают и добавляют в ванную или используют для местных протираний.
  2. Для лечения гипертонии, сердечных заболеваний, для избавления от частых головокружений и приступов эпилепсии концентрация ингредиентов меняется. В этом случае 1 ст. л. иван-да-марьи заливают стаканом кипятка, настаивают около получаса и процеживают. Для эффективного лечения отвар употребляют дважды в день по половине стакана.
  3. Измельченное молодое растение, а также порошок иван-да-марьи способствует быстрому заживлению ран.

Противопоказания к применению

Столкнувшись с необходимостью применить в лечении иван-да-марью, всегда важно помнить о токсичных качествах травы . Это, в первую очередь, касается орального применения. Аукубин (глюкозид ринантин), содержащийся в семенах марьянника дубравного, оказывает раздражающее воздействие на организм, что чаще всего выражается ощущениями слабости, снижением сердечной деятельности, постоянной сонливости. При проявлении этих симптомов после применения препаратов на основе иван-да-марьи обязательно обратиться к врачу.

Комнатная разновидность Ивана-да-Марьи

Марьянник дубравный – представитель дикой растительности, хотя это не мешает заядлым цветоводам называть другие виды комнатных растений именами Ивана и Марьи. К одной из таких разновидностей относится бегония клубневая также ее называют кампанула или «жених и невеста». Домашний цветок во многом отличается от своего:

Иван да Марья



Многие еще с детства знают, как выглядит цветок Иван-да-Марья, другие просто о нем слышали, но никогда его не видели. Но что это за растение, и почему оно получило такое название? Также будет полезно рассмотреть, как оно применяется в народной медицине, и какими полезными свойствами обладает Иван-да-Марья.

Цветок: описание и другие его названия

Это растение может носить разные народные «имена», такие как желтушка, желтяница, Иванова трава, липняк, меткая трава, луговой звонец и Иван-да-Марья. Но это далеко не все названия, поскольку эта трава за долгие годы привлекла внимание многих людей, которые с радостью дарили ей новые «прозвища». Но по-научному ее именуют как марьянник дубравный из рода марьянник, семейства норичниковых. Но в народе в основном прижилось название Иван-да-Марья.

Цветок (фото показано выше) является однолетним и может вырастать от 15 до 60 сантиметров. Его стебли опущены, листья заостренные, зеленые. Цветки ярко-желтого цвета собраны в несколько соцветий, каждый из них имеет двугорбую, неправильную форму. Цветки украшены фиолетовыми прицветниками зубчатого вида. После цветения появляется небольшой яйцевидный плод. В коробочке созревают продолговатые семена и приобретают бурый, почти черный тон. Они являются пищей для лесной дичи. Благодаря обильному выделению нектара цветок относится к медоносу.

«Характер» растения

Почему назвали Иван-да-Марья

Большинство растений не обладают такой контрастной окраской, именно поэтому цветок Иван-да-Марья оброс легендами и поверьями. Каждый народ рассказывал свою версию появления цветка, но в любой такой истории были влюбленные, которые хотели остаться вдвоем. Именно этот яркий цветок стал символом верности. Еще с давних лет считалось, что синий - это цвет мужчин, а желтый, соответственно, женский. Но даже имена Иван и Марья были не случайными, ведь в те времена именно они были самыми распространенными и могли символизировать любую влюбленную пару.

Распространенные легенды

Первая история связана с двумя влюбленными, которых звали Иван и Марья. Пара пошла в лес, чтобы собирать грибы. Но неожиданно налетели тучи, засверкала молния, полил дождь. Красавица Марья испугалась, но Иван ее заслонил от ненастья. После того как гроза окончилась, влюбленные побежали домой. Спустя время на этом месте, где парень оградил девушку от ненастья, вырос прекрасный желтый цветок, а над ним склонился фиолетовый листочек, который его «окутывал», как Иван заслонял Марью.

Есть другая легенда о цветке Иван-да-Марья. В одном лесу жил лохматый Леший, который не имел друзей и пугал прохожих. Но однажды весной он заметил красивую желтую фиалку, в которую сразу влюбился. Ее звали Марьюшка. Леший ею любовался, а фиалка даже не смотрела на него. Однажды он не выдержал и признался, что очарован, и предложил ей выйти за него замуж, но Марьюшка просто отвернулась. Он обещал ей звезды собрать, но красавица сказала, что ничего от него не хочет. Она любила цветущего рядом сиреневым цветом Иванушку. И эти две фиалки поженились и стали жить вместе на одном стебельке. А леший ушел горевать. Вот такие истории сочинял народ в прошлые времена. Но помимо легенд цветок Иван-да-Марья славится своими целебными свойствами.

Лечебные характеристики растения

Растение имеет свойство оказывать противовоспалительное и ранозаживляющее воздействие. Травники используют отвар из марьянника для лечения желудочных и сердечных болезней. Также его настой можно добавлять в ванны для избавления от экзем, ревматизма, туберкулеза кожи.

Сбор травы

Для приготовления лекарственных средств используют все наземные части: плоды, цветы, листья и стебли. Сбор растения начинается в мае и оканчивается в сентябре. Плоды можно найти с июля по сентябрь. Растение нужно сушить в проветриваемой комнате. После этого его держат отдельно от остальных трав. Стоит помнить, что растение быстро растрачивает свои целебные свойства, поэтому его предельный срок хранения составляет 10 месяцев.

Предостережение

Всем, кто решил использовать цветок Иван-да-Марья для лечения, нужно помнить, что он является ядовитым, поэтому важно проявлять осторожность, особенно принимая растение внутрь. Семена содержат в своем составе аукубин. Он способен воздействовать как наркотическое средство, а также оказывать раздражающее действие. Обычно это выражается в сонливости, понижении сердечной деятельности и слабости. Если после применения этого препарата вы заметили перечисленные симптомы, стоит сразу обратиться к доктору.

Рецепты настоев

Если имеется чесотка, сыпь или золотуха, можно приготовить отвар, который добавляется в ванную или используется для местного протирания. Для приготовления необходимо залить литром кипятка три ложки травы. Настаивать нужно два часа, после чего средство процеживается.

Если у человека наблюдаются головокружения, гипертония, эпилепсия, болезни сердца, невралгии, проблемы с ЖКТ, готовится другой настой из этой же травы. Для приготовления стакан кипятка выливают в емкость со столовой ложкой марьянника дубравного. После того как пройдет полчаса, средство процеживается. Принимать нужно два раза в день по полстакана.

Для того чтобы быстрее заживить раны, можно воспользоваться свежей молотой травой. Таким же действием обладает порошок из Иван-да-Марьи.

Если нужно избавиться от вредных насекомых, готовится отвар из плодов.

Иван-да-Марья: цветок комнатный, многолетний

Некоторые любители растений хотели бы завести в своем цветнике этот красивый цветок. Сразу стоит сказать, что марьянник является дикой травой. Но существуют другие виды комнатных цветов, которые домохозяйки называют Иван-да-Марья. Можно отметить, что они во многом отличаются от марьянника. Среди таких домашних растений может быть бегония клубневая. Также Иван-да-Марьей называют кампанулу. Но у нее есть и другое имя -«Жених и невеста». Цветок Иван-да-Марья комнатный (фото показано выше) отличается от настоящего еще и тем, что он многолетний и размножается не только семенами, но и черенками.



Известно, что цветок Иван-да-марья получил свое название в честь двух любящих сердец - молодца Ивана и красавицы Марьи. Народное предание гласит, что Иван и Марья обернулись в прекрасные цветки, дабы никогда не разлучаться друг с другом. Именно поэтому у растения всегда присутствуют цветы двух резко различаемых окрасок: у Ивана - лиловая рубаха, а у Марьи - желтый платочек. В данной публикации, будет рассмотрено общее описание иван-да-марьи, химический состав, применение иван да марьи в народной медицине, а также способы заготовки и хранения растения.
В простонародье растение иван-да-марья (Melampyrum nemorosum L.) имеет еще несколько названий: братка, брат и сестра, желтушка, желтяница, иванова травка, луговой звонец, марьянник дубравный, медунка, медянка, огнецвет, трехцветная трава. Однако большую известность получило название адам и ева (иван да марья)…На праздновании дня Купало проводятся гадания с применением венков, выполненных из четырех разных цветов - атрибутов. В состав такого венка входит также иван-да-марья.

Раньше существовало поверье, что, если на Купалу 21-22 июня собрать цветы иван да марьи, то они целый год будут охранять дом от разной нечисти, а трава оберегает семейный очаг и способствует обретению долгой и крепкой любви между супругами. Следует отметить и тот факт, что благоухающие сочные семенные мешочки очень нравятся муравьям. Эти лесные труженики растаскивают семена по лесу, способствуя, тем самым, распространению растения.

Магическое применение: антидемоническая трава. Нечисть она убирает за счет того, что ликвидирует с помощью резервов самого организма энергетические дыры, в которые проникает зло. На мысли человека эта красивая трава практически не воздействует. Иван-да-марья применяется лишь в настоях.
Эта трава позволяет организму достичь гармонии Инь и Янь-энергии, помогает человеку достигнуть счастья в жизни, притягивает к нему то, чего ему недостает.
Успокаивает нервную систему, при постоянном применении этой травы человек заметно хорошеет. Но свои силы эта трава хранит очень недолго. Собрав ее близ дня Купала (когда она созревает), вы сможете ею полноценно пользоваться не больше полного лунного месяца. В засушенном виде она с каждым лунным месяцем теряет порядка 10 процентов своих исцеляющих свойств, хотя химический состав ее остается прежним. Но тем более постарайтесь не пропустить возможность помыться веничком из иван-да-марьи вечером 21-22 июня (в день Купала), чтобы смыть с себя те сущности, которые, прилепившись к вам, пожирают красоту и благополучие.
Много легенд было сложено славянами об этом распространенном на русских полях и в лесах цветке.
Это мифические брат и сестра, которые, по одному варианту, не ведали о своем родстве и вступили в брак. За нарушение обычая они были превращены богом в цветок.
По-другому - превратились сами, чтобы не разлучаться.
По-третьему - брат намеревался убить сестру, потому что она хотела соблазнить его, а она попросила посадить цветок на ее могиле.
Есть ещё одна красивая легенда: как-то раз пошли в лес за грибами Иван да Марья. Пришли они в лес, и тут началась гроза. Грибникам негде было спрятаться, и Иван заслонил собой Марью. Гроза стихла, и Иван да Марья вернулись домой целые и невредимые. А на том месте, где юноша спас девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые защищают непогоды желтые цветочки, так же как Иван защитил от грозы Марью.
Сочетая в себе желтый и голубой цвет, цветок отражал купальские значения огня и воды, столь широко используемых во время празднества. Центральными персонажами в обрядах и песнях были Иван и Марья. Праздник наивысшего расцвета природных сил стал апофеозом человеческой любви, поэтому и этот цветок явился воплощением сильной любовной страсти. Даря друг другу этот цветок, признавались тем самым в любви, преданности и верности.
Не совсем точно цветок отождествляют с трехцветной фиалкой, или анютиными глазками. Анютины глазки - это название имеет свое мифологическое объяснений. Якобы это девушка, которая была превращена в цветок за излишнее любопытство к чужой жизни.


Цветок иван да марья имеет кистевидное соцветие, состоящее из множества отдельных цветков. Каждый цветок находится на своей цветоножке, спрятанной в пазухах верхних листьев. Все цветки обращены в одну сторону. Верхние прицветные листья окрашены в фиолетовый, ярко-лиловый, малиновый или синий цвет. Причем верхушка прицветного листа имеет более насыщенный окрас. Чашечка волосистая, венчик ярко-желтый. Плоды иван-да-марьи представляют собой продолговатые коробочки, которые при раскрытии делятся надвое. Зацветает иван да марья обычно в конце весны и цветет до самой осени.

Местообитание растения
Иван-да-марья является лекарственным растением и встречается в основном на полянах, опушках, по кустарникам и светлым лесам европейской части России, а также на Северо-западе и Западе лесостепи Украины, на Кавказе, и даже в Сибири.

Заготовка и хранение растения
Растение иван да марья (листья, плоды, стебли, цветки) используется для приготовления лекарственных препаратов. Для этого плоды растения запасают в июле - сентябре, а надземную часть - в мае - сентябре. Сушить траву следует в тени, а хранить - отдельно от других растений и не более 10 месяцев.

Химический состав растения
Растение содержит такие элементы, как гликозид дульцит, алкалоиды, а его семена - ядовитый гликозид аукубин.

Применение иван да марьи в народной медицине
Растение медунка обладает инсектицидным, противовоспалительны м и хорошим ранозаживляющим действием.
Настой травы нашел применение в народной медицине. Его применяют внутрь при гипертонической болезни, головокружении, болезнях сердца, невралгиях, эпилепсии, заболеваниях желудка и органов желудочно-кишечного тракта и наружно в виде обмываний и ванн при туберкулезе кожи, чесотке, диатезах, экземах, различных сыпях, заболеваниях органов грудной клетки, ревматизме и как ранозаживляющее.
Измельченная свежая трава иван-да-марьи, способствует быстрому заживлению ран. Отвар плодов этого растения применяется для уничтожения вредных насекомых.

Рецепты приготовления настоев

Настой для наружного применения:
В посуду положить 3 ст. л. измельченной травы растения и залить 1 литром горячей кипяченой воды. Настаивать 2 часа, после чего процеженный настой применять в качестве местных обмываний и ванн при заболеваниях кожи.

Настой травы иван-да-марья используют как эффективное средство для ванн и местных обмываний при лечении золотухи, различных сыпей и чесотки. Для его приготовления 3 ст. л. марьянника заливают 1 литром кипятка и, настояв около 2 часов, процеживают.

При лечении гипертонической болезни, головокружения, болезней сердца, невралгии, эпилепсии, заболеваний желудка и желудочно-кишечного тракта применяют другой настой марьянника дубравного. Для его приготовления 1 ст. л. травы заливают стаканом кипятка, затем настаивают полчаса и, процедив, принимают дважды в день по половине стакана.

С помощью свежей измельченной травы и ее порошка ускоряют процесс заживления ран, а отваром плодов уничтожают вредных насекомых.

Настой для применения при эпилепсии:
В посуду положить 1 ст. л. измельченной травы растения и залить 1 стаканом горячей кипяченой воды. Настаивать 30 минут, после чего процеженный настой пить по пол стакана два раза в день.

Противопоказания
Внимание! В состав растения входят ядовитые гликозиды, поэтому его применение требует большой осторожности!


Давно это было. Мхом забвения поросли события, когда - то случившиеся и канули в Лету даже слухи о них.

В одной деревне жил юноша, молодец - красавец. А по соседству проживала девушка, рядом с которой и звезда сияла ярче, такая она была прекрасная.

Ладненько всё было, жили, не тужили, пока в одно хмурое утро, в недобрый час случилась беда - зверь лютый из окрестных лесов да болотных топей похитил красну девицу. А для чего, то лишь ему ведомо.

Загоревал юноша, ведь любил он свою Марьюшку больше всего на свете. К великим Магам пошёл, чтобы помогли ему в деле нелёгком. Но они покивали головами, что, мол, знаем о твоём горе, но помочь не сможем, ибо нужна помощь не магическая, а иного рода.

Накинул юноша плащ на плечи, взял лук да стрелы, чтобы убить зверя непрошенного, да и двинулся в путь.

А недалеко от села, так сказать, в пригороде, жил старичок, седенький, худенький. Но на все руки мастер. И коня подковать, и по душам потолковать он мог.

Вот и привела тропинка юношу к старику. Попросил парень о помощи, на что старик ему ответил -

Любовь стреножит любого коня и дикого вепря превратит в ягнёнка кроткого, нужно лишь проявить чувство во всей полноте его так, как будто это и не зверь вовсе, а раненный в самое сердце злобой лютой человек, решивший отомстить всему миру за своё неразделённое чувство.

И рассказал старик о том, что давно, очень давно, жила в этом лесу фея, красавица и чаровница - чародейка. Приглянулась она Леснику, что жил неподалёку. Сколько он приложил стараний, чтобы быть услышанным ею, сколько стрел любовных выпустил он из сердца своего, о том нам не ведомо, лишь известно, что на погибель его души метила волшебница, а не ответным чувством одарить хотела.

Заклятие сработало. Поработилась душа Лесника злобою, а злодеяния превратили его в зверя. Не смогла растопить его сердца ни одна красавица, ибо похищенная любовь и не любовь вовсе.

Так и жил зверь, растерзавший сердце своё и мстивший каждому, кто хотя бы чуточку счастлив любовью ответной.

Выслушал юноша и призадумался.

Как быть?
Ведь теперь не лютый зверь перед ним встал, а сердце, горечью разбитое.
И решил он просить помощи
У Света Ясного, Солнца прекрасного,
У Водицы - Молодицы,
У Ветра - Богатыря
И у надёжи и опоры всем добрым людям - Землицы - Заступницы.

Троекратно помолившись, Четырём Сторонам Света поклонившись, призвал Силы Добра и Порядка и сумел заручиться их поддержкой в деле нелёгком.

И с попутчиками добрыми -
Водой Живой, струящейся Потоком,
Нисшедшей из Небесного Истока,
Святой Землёй и Ветром сизокрылым,
Что наполняет бодростью и силой,
А главное - умением ДАВАТЬ
ЛЮБОВЬ, и результата ждать
Лишь там, где Свет проявлен в полной силе
Огней ЛЮБВИ, даруя людям крылья.

И, троекратно Богу помолившись,
Его поддержкой в деле заручившись,
В лес пошагал на испытание смело,
И всё, скажу вам, сладилось умело,
Покрыл он зверя солнечной кольчугой,
Сказал, что даст любовь ему, как другу,
А Ветер напоил их ароматом
Цветов чудесных, и волшебным Платом
Покрыл жилище тёмное, убогое,
Тем высветлив его, и в путь - дорогу
Он улетел, тем сделав добрым дело -
Спасение души, Мудрец умелый!

А юноша, радея с каждым разом,
Стал наполняться солнечным алмазом
Из Света восходящего Светила,
Рассветом Славно - Жаркого Ярила!
О! Как Луч Света темень разгоняет,
И этот Луч из сердца посылает
Юнец отважный, и пронзает сердце зверя
Своей любовью! Разве быть потере?
Ведь обладает малый сердца Лучик
Былинной Силой, Доблестью Могучей!!!

И в миг возрос Росток из сердца зверя,
Наполнился надеждой и доверием
К тому, кто безраздельно смог
Узреть в сем чудище чудесный Огонёк!

Вернулась Красна - Девица к Ивану,
Они по чести славной, без обмана,
Взошли под Белокаменные Своды
В Любви, Надежде, Вере и Свободе!
Супругами назвались они радо,
Друг другу стали пламенной наградой,
Тепло их поздравляли, хлеб с вином
Вкушали, вдруг зашёл в их дом
Скиталец, чьи дороги ветром сшиты,
Отвесил им поклон, прочёл молитвы,
И пожелал им быть судьбой хранимыми
И на века бескрайние - Любимыми!

Сей путник смог постичь простой закон -
Любимым сможешь стать, коль сам влюблён
В поля бескрайние, леса и чисты реки,
Влюбиться важно и остаться Человеком,
Что, даже если чувство не разделят,
Не нужно мстить,а то явишься зверем!

КОМУ ДАНО ЛЮБИТЬ, ТОТ СЧАСТЛИВ БУДЕТ,

И ЭТОТ СВЕТ ПОДАРИТ ДОБРЫМ ЛЮДЯМ!!!

Наталия Ковалёва

/my8.imgsmail.ru/mail/ru/images/my/compass/icon-s6bdbb4381a.png" target="_blank">http://my8.imgsmail.ru/mail/ru/images/my/compass/icon-s6bdbb4381a.png); background-attachment: initial; background-size: initial; background-origin: initial; background-clip: initial; background-position: 0px -2878px; background-repeat: no-repeat;">ЗЕЛЁНАЯ СИЛА МАКОШИ