Анализ наблюдения за комнатными растениями в старшей. Ознакомление детей дошкольного возраста с комнатными растениями уголка природы. Методический материал для воспитателей ДОУ. Посадка семян на рассаду

Цель: развивать процессы преднамеренного запоминания и припоминания, творческую активность, чувство ответственности за порученное дело, формировать навык критического отношения к результатам своей деятельности.

Методика руководства детской деятельностью

1. Воспитатель не дает дробного показа новой трудовой операции, а объясняет весь процесс целиком.

2. Затем этот процесс делится на логические этапы (проложить борозду, посадить семена, засыпать землей, полить).

3. По ходу выполнения работы воспитатель напоминает последовательность этапов, эффективность использования оборудования, оценивает качество выполнения трудовой операции.

4. Отмечаются ошибки, предлагаются пути их исправления.

5. Воспитатель и дети рассматривают и объясняют значимость и необходимость труда. Почему нужно выполнить то или иное трудовое действие, если: в горшках с цветами сухая земля, на листьях цветов пыль, в аквариуме мало воды, в клетке у хомячка грязный песок и т.д.

Все обитатели уголка природы можно разделить на две группы: временные и постоянные. Постоянные представители живой природы находятся в группе целый год: комнатные растения, рыбы, птицы и т.д.

Временные - лишь определенные отрезок времени. Это связано с тем, что жизнедеятельность отдельных растений и животных местного края особенно ярко проявляется в определенный период года.

Соблюдение правил безопасности при работе с живым объектом

Наблюдения проводятся только за знакомыми объектами.

Нельзя брать для наблюдения ядовитые растения, грибы или ядовитых животных.

Для наблюдения необходимо подбирать живой объект только со спокойным характером (без признаков возбудимости или заторможенности).

Во время проведения наблюдения необходимо соблюдать спокойную обстановку всем присутствующим.

Педагог должен прогнозировать поведение животного и предупреждать возникновение опасных моментов.

Если животное стало вести себя беспокойно или агрессивно, педагог прекращает наблюдение, устраняет возможные опасные ситуации.

Перспективное планирование на год

Сентябрь

Уголок природы в группе . Рассматривание и называние растений уголка природы, их отличительные признаки: окраска, размер, форма листьев, цветков, стебля. Умение выделять разнообразные свойства и качества, устанавливать различия и сходства, обобщать по тем или иным признакам (фуксия, бальзамин, аукуба, китайский розан, камелия, алоэ или агава, аспарагус, несколько видов бегонии и герани). Красивый букет из срезанных цветов с участка в вазе. На подносе дары осени - плоды: овощи и фрукты и семена, из которых они произросли.

Октябрь

Аквариум и его обитатели . Рассматривание, наблюдение и называние обитателей аквариума, отличающихся по внешнему виду и повадкам (медлительный прудовой карась и юркая верхоплавка, или разновидности золотой рыбки: вуалехвост, телескоп и рыбка местного водоема). Их отличительные особенности: внешнее строение, повадки, место обитания, размер. Вместе с воспитателем уход за рыбками и кормление рыбок.

Ноябрь

Уход за растениями . Обрезание сухих листочков, рыхление земли, полив. Уход за растениями требует от детей средней группы навыка и знания приема поддержания растения в чистоте в зависимости от характера листьев: обливание или опрыскивание растений с мелкими листьями, обтирание влажной кисточкой или щеткой резных листьев, сухой кисточкой - листьев, имеющих пушок. Основные функции частей растения: корень держит и кормит растение, листья улавливают свет, стебель передает пищу из земли другим частям растения. Отметить изменения растений в последний месяц осени: растения замирают, обычно не цветут, у некоторых могут облететь листья. Определяются условия, необходимые для роста растений (тепло, вода, свет, почва).

Декабрь

Уход за домашними животными . Морская свинка и хомячок. Называние животных, особенности внешнего вида, яркие проявления поведения. Определение сходства и различий животных. Установление несложной, наглядно представленной связи между особенностями внешнего строения и поведения животного (строение рта и характер пищи, способ ее добывания; строение конечностей и способ передвижения и т.д.). Отметить активность животных зимой: вялость, сонливость, мало бегают, мало едят, больше спят.

Январь

Огород на окне . Посадка лука, уход, рыхление и полив. Выращивание овса и зелени для животных. Наблюдение за ростом герани на окне: как ведут себя листочки, если растение поворачивать (растениям требуется свет).

Февраль

Обитатели живого уголка. Птицы (канарейка, волнистый попугай), которые живут в группе - рассматривание, уход, кормление. Сравнить поведение, питание птиц в домашних условиях и на улице. Поставить в вазу срезанные веточки сирени. Наблюдать за распусканием почек на срезанных веточках и на деревьях.

Март

Уход за обитателями аквариума . Рыбы живые, они двигаются, дышат, питаются и требуют ухода: свет и тепло, влагу и пищу. Особенности ухода за рыбками: кормление по определенной мерке, проявление заботы и оказание помощи во время смены воды в аквариуме. Наблюдение за мальками гуппи и сравнение их со взрослой рыбкой по внешнему виду и поведению.

Апрель

Красная книга нашей группы . Растения и животные, которые нуждаются в защите.

Комнатные растения на участке . Пересадка герани на участок и посев семян цветов. Посадка семян огородных растений (лук, горох, бобы, салат, редис, кабачок). Кустики клубники: уход, рыхление и полив. Наблюдение за стадиями роста растений: появление ростка, бутона, листьев. Превращение бутона в цветок, а цветка в плод и т.д. В ходе наблюдения отмечают изменения растущего растения и те признаки, которые остаются неизменными (форма листьев, цвет бутона, характер стебля и т.д.)

Татьяна Оськина
Картотека «Наблюдение за комнатными растениями, труд» средняя группа

, труд . Средняя группа .

Карточка1

Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями .

Цель :

Формировать понятие «комнатные растения » , выделяя основные признаки : растут дома , в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначений комнатных растений : они красивые, украшают комнату .

Работа в уголке природы совместно с воспитателем : при поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения - подержать лейку, поставить ее на место и т. п.

Карточка 2

НАБЛЮДЕНИЕ 2 . ЗА ПОЛИВОМ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ .

ЦЕЛЬ : Познакомить детей со способом ухода за комнатными растениями – поливом , предметами для работы. Показать, как нужно правильно поливать растения (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно, под растение ).

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

На окне в такую рань,

Распустилась герань.

Круглые листочки

Пышные цветочки

Индивидуальная работа по обучению правильному поливу растений (на первых порах держа руку ребенка с лейкой)

Карточка 3

ПОКАЖЕМ ДЮЙМОВОЧКЕ НАШ УГОЛОК ПРИРОДЫ.

ЦЕЛЬ : Закреплять умение детей ориентироваться в групповой комнате , знать, где расположены игрушки, предметы для изодеятельности, книги и т. п. Формировать представление об уголке природы : это место, где находятся растения и животные . В уголке природы созданы условия для удовлетворения потребностей растений и животных в свете , тепле, питании. Учить детей заботливому отношению к обитателям уголка природы.

Карточка 4

КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ УКРАШАЮТ НАШ ДОМ .

ЦЕЛЬ : Формировать понятие «комнатные растения » , выделяя основные признаки : растут дома , в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначении комнатных растений : они красивые, украшают комнату

При поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения : подержать лейку, поставить ее на место и т. п.

Карточка 5

МЫ НАУЧИЛИСЬ ПОЛИВАТЬ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ .

ЦЕЛЬ : Уточнить и закрепить представления о частях растения : листья стебель, цветок, корень. Дать первоначальное представление о потребностях растения в воде , свете, тепле, почвенном питании; об уходе – создании необходимых условий (прежде всего своевременном поливе) . Воспитывать желание помогать воспитателю в уходе за комнатными растениями .

НАБЛЮДЕНИЕ – ОПЫТ 3 . С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ.

ЦЕЛЬ : Формировать понятия о потребностях растений , выделить факторы внешней среды для роста и развития растений (вода) .

НАБЛЮДЕНИЕ 4 . Результаты опыта «С водой и без воды» .

Полив растений совместно с детьми . В процессе работы воспитатель объясняет детям, что поливают растения для того , чтобы они лучше росли.

Карточка 6

Беседа о необходимости растений в групповой комнате .

Цель :

Карточка 7

Наблюдения за комнатными растениями

Цель :

Продолжать учить различать среди природных объектов растения . Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой, удалять пыль с растений влажной тряпкой ). Формировать интерес к комнатным растениям . Вызывать желание ухаживать за ними, любоваться ими. Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.

Предложить детям найти в групповом помещении растения и подойти к ним . Обратить внимание на листья (какого цвета) и цветы (красивые, дать возможность понюхать их.

Показать растения с чистыми и пыльными листьями. На какое растение приятнее смотреть ? Почему? Какому растению трудно дышать ?

Что надо сделать, чтобы ему помочь? Предложить протереть листья, полить растение .

Подвести к обобщению : растение живое , о нем надо заботиться, ухоженное растение здоровое и красивое .

Карточка 8

«Уход за комнатными растениями »

Цель :

Продолжать привлекать ребят к труду в уголке природы , поддерживать интерес к уходу за растениями . Продолжать учить ухаживать за растениями .

Карточка 9

«Растения , которые живут в нашей группе » (3, 65)

Цель : Уточнить представления детей о двух уже знакомых им комнатным растениях (бальзамин, фикус, колеус, аспидистра, дать другие их названия (огонек, крапивка, дружная семейка) . Учить различать листья, стебли, цветы, знать, что корни в земле. Расширять представление о растениях : они живые, им нужно хорошие условия – вода, питательные вещества, тепло, много света. В таких условиях они себя хорошо чувствуют, не болеют, (у них не сохнут и не вянут листья) . Весной их надо подкармливать удобрениями, они корнями высасывают влагу и питательные вещества, потом цветут, становятся еще красивее. Всем : детям и взрослым - на них приятно смотреть, ими можно любоваться

Материалы : кукла доктор Айболит на машине с зеленым крестом, мешочек с удобрениями, лейки.

Карточка 10

НАБЛЮДЕНИЕ 5 . ЗА ПРОТИРАНИЕМ ШИРОКИХ ЛИСТЬЕВ ФИКУСА.

ЦЕЛЬ : Знакомить детей со способами ухода за комнатными растениями , инвентарем. Учить осторожно, протирать влажной тряпочкой широкие листья растений .

Д/игра «БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»

ЦЕЛЬ : Закреплять знания детей о характерных особенностях внешнего вида комнатных растений , их названия. Закрепить понятия «большие» «маленькие» . (Найти растения с большими и маленькими листочками, большое и маленькое растение , растения в большом и маленьком горшочке и т. п.)

Поручения под руководством воспитателя : полив влаголюбивых растений , уборка инвентаря.

Карточка 11

МЫТЬЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ .

ЦЕЛЬ : Закрепить названия растений и знания детей о них. Познакомить детей с новым растением с большими листьями , но отличающееся от фикуса строением (АСПИДИСТРА, КАЛАТЕЯ, МАРАНТА, КАЛЛЫ) . Дать представление о функциях листьев, уточнить способ содержания листьев в чистоте. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к растениям и желание ухаживать за ними. Побуждать к использованию слов : ухаживать, поливать, протирать листья.

Карточка 12

НАБЛЮДЕНИЕ 6 . Посещение старшей группы для наблюдения за работой детей в уголке природы по уходу за комнатными растениями .

Д/игра «НАЙДИ ПОХОЖЕЕ»

ЦЕЛЬ : Упражнять детей в названии растений , учить их несложному описанию внешнего вида растения . (Нади растение похожее на травку , дерево; найди растение похожее на картинку , модель, как на фото; найди два похожих растения и т . п.)

Поручения при поливе растений : налить в лейку воды, уборка инвентаря на место. Упражнять детей правильно держать лейку при поливе.

Карточка 13

"Путешествие в страну цветов"

Цель :

Формирование элементарные представления о комнатных растениях и способах ухода за ними.

Вводная часть : приглашение детей в путешествие, в удивительную Страну цветов. _

Дидактическая игра "Раз, два, три - цветок найди"_

Заполнение «Волшебной пустографки» .

Пальчиковая гимнастика «Цветочек» .

Словесная игра "Скажи наоборот".

Самостоятельная деятельность детей.

Заключительная часть : беседа о путешествии в Страну цветов.

Карточка 14

«Знакомство с геранью»

Цель :

Учить среди множества растений выделять цветущие , называть и показывать части растения , находить герань.

Сюрпризный момент : приходит кукла и прячется за геранью. Предложить найти её и сказать, за каким растением она спряталась . Дети вместе с куклой любуются красотой цветущей герани, делятся своими ощущениями (красиво, приятно пахнет, легко дышать) . Спросить, как надо заботиться о герани, и предложить полить её. В заключении кукла дарит детям фотографию цветущей герани и предлагает поставить её рядом с цветком. В течение дня спрашивать детей : Где спряталась кукла? Какой цветок самый красивый? Где он?

Карточка 15

Рассматривание герани его цветков, листьев.

Цель :

Закреплять представление об отличительных свойствах герани (зелёные, душистые, круглые, пушистые листья, белые и красные цветы, учить находить её среди других растений , продолжать приучать к трудовым операциям по уходу за растениями .

Сюрпризный момент : приходит матрёшка и просит детей показать белую и красную герань. Рассматривает растения вместе с детьми .

Матрёшка : чем вы дышите? (носом) . А что делаете в детском саду? Значит вы живые. А что ещё «пьёт» воду и дышит? Вы мне показали герань с белыми и красными цветами. У этого растения зелёные , круглые, пушистые и душистые листья. А у герани есть корни? Я хочу посадить ещё одну герань. Посмотрите : внизу у неё тонкие белые ниточки – это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землёй и полью. Корни будут пить воду, и у герани вырастут новые листья и цветы, потому что она живая. Растения очень любят солнце , поэтому их ставят поближе к свету. Трогать растения нельзя , о них нужно заботиться, за ними надо ухаживать.

Карточка 16

НАБЛЮДЕНИЕ 3 . ЗА ЦВЕТУЩИМИ РАСТЕНИЯМИ .

ЦЕЛЬ : Привлекать детей к , изменениями в их развитии. Закреплять знания цветов и оттенков. Развивать сенсорный опыт.

(данные наблюдения проводить по мере зацветания растений в течение года )

Поручения во время ухода за комнатными растениями : полив растений , наполнение леек водой, затирание лужиц воды после полива, уборка инвентаря.

Карточка 17

«Знакомство с фикусом»

Цель :

Дать представление о фуксии. Учить находить фуксию среди других растений . Закреплять навыки полива. Формировать бережное, заботливое отношение к растениям .

Сюрпризный момент : приходит кукла в яркой красной кофточке и белой юбочке. Она предлагает найти в уголке природы растение , цветы которого похожи на её одежду. Дети рассматривают фуксию; сопоставляют одежду куклы и цветы фуксии. Подвести детей к выводу : фуксия – растение , похожее на маленькое деревце с зелёными листьями и красными цветами; фуксия – красивое растение , у него много цветов, оно требует ухода.

Карточка 18

Рассматривание фикуса (стебель, листья) .

Цель :

Знакомить с фикусом – растением , у которого плотный ствол, как у небольшого деревца, крупные, зелёные, гладкие листья. Закреплять навыки полива растений . Продолжать воспитывать бережное отношение к ним.

Сюрпризный момент : приходят куклы Маша и Ваня.

Маша : мы с Ваней вышли на улицу и хотели помыть листья дерева, но пошёл дождь и сделал это за нас. Тут прилетела птичка. Она рассказала, что у вас в уголке природы растёт зелёное деревце с крупными листьями. Они запылились, их надо помыть. Помогите найти это деревце. Рассматривают, протирают листья, поливают. Куклы дарят детям картинки с изображением фикуса.

Карточка 19

Наблюдения за комнатными растениями

Цель :

Познакомить с хлорофитумом – растением , похожим на зелёную травку.

Показываю бумажную бабочку на тонкой резинке, которая позволяет имитировать её полёт. Обращаю внимание на растение , на котором расположилась бабочка. Рассматриваем хлорофитум : растение похожее на зелёную травку – листья гладкие, зелёные, длинные. Провожу игру «Куда улетела бабочка?» (бабочка садится на цветы, дети называют цветок, показывают как за ним ухаживать).

Карточка 20

Цель :

Обобщить и закрепить знания детей о растениях , с которыми уже познакомились, умение находить и показывать их; напомнить о необходимости 2-3 условий для жизни растений . Закрепить навыки полива растений

Стук в дверь. Входит кукла в косынке и фартуке, в руках у неё лейка.

Кукла : я узнала, что у вас в уголке природы много комнатных растений . Взяла лейку. Чтобы их полить. А тряпочкой хочу протереть листья у фикуса. Ребята, а зачем вы поливаете растения и моете у них листья? Покажите, как вы умеете ухаживать за растениями .

Карточка 21

«Знакомство с бегонией»

Цель :

Познакомить детей с комнатным растением бегонией и с его характерными признаками цветков и листьев. Учить сравнивать бегонию с травкой. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям .

Карточка 22

«Мои зелёные друзья»

Цель :

Повторить названия, уже знакомых детям, комнатные растения , их части (стебель, цветок, лист) . Учить уметь замечать изменения в развитии знакомых комнатных растении . Продолжать формировать интерес и любовь к растениям , желание ухаживать за ними. Продолжать учить поливать растения , правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой, под руководством воспитателя.

1. Рассматривание паспорта комнатных растений . Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за зелёными друзьями.

Карточка 23

«Знакомство с примулой»

Цель :

Познакомить детей с комнатным растением примулой и с его характерными признаками цветков и листьев. Научить правильно, выполнять работу по уходу за примулой, совместно с воспитателем. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям . 1. Рассматривание комнатного растения , примулы.

2. Д/игра : «Загадай, мы отгадаем» .

3. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за примулой.

Карточка 24

«Комнатные растения , похожие на кустик»

Цель :

Познакомить детей, ещё с одной растительной группой - куст . Научить выделять из группы комнатных растении , похожие на куст. Продолжать учить различать растительные группы : дерево, трава, куст. 1. Наблюдения на прогулке за растительными группами : деревьями, кустиками.

2. Труд в уголке природы по уходу, за комнатными растениями .

3. Д/игры : «Продайте то, что назову» , «Найди, о чём расскажу» , «Найди растение по названию » .

Карточка 25

«Знакомство с традесканцией»

Цель :

Познакомить детей с контрастным видом комнатного растения , традесканцией, с его характерными признаками. Научить правильно, ухаживать за традесканцией в ходе наблюдении детей за действиями воспитателя по уходу за растением . Продолжать формировать бережное отношение к растениям . 1. Рассматривание комнатного растения , традесканции.

2. Д/игра : «Найди, о чём расскажу» .

3. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за традесканцией.

Карточка 26

«Описание комнатного растения »

Цель :

растения , отмечая при этом различие и сходство между ними, и наиболее характерные признаки внешнего вида (их части, форма листьев, на какую растительную группу похожи , величина и окраска листьев и цветов). Учить описанию по плану, предложенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растении . 1. Составление рассказа о своём любимом растении , по плану. (индивидуально в утренний отрезок времени)

2. Д/игра : «Опишите, я отгадаю» .

3. Совместная работа в уголке природы по уходу за комнатным растением .

4. Фото на память с любимыми зелёными друзьями.

Карточка 27

«Поможем зелёному другу»

Цель :

Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям растения . Формировать понятие, что растение живое : оно растет растения из маленького горшка в более просторный. Познакомить детей с одним из способов размножения (из одного растения – два ) растения . 1. Наблюдение за рассаживанием комнатного растения .

2. Д/игра : «Цветовод»

3. Опыт : «Кому лучше?»

4. Создание альбомов : «цветы-как травка» , «цветы-как дерево» , «цветы-как кустик»

Карточка 28

НАБЛЮДЕНИЕ 7 . ЗА ЦВЕТУЩИМ РАСТЕНИЕМ .

ЦЕЛЬ : Привлекать детей к наблюдениям за комнатными растениями , за изменениями в их развитии. Учить видеть красоту в цветах, развивать сенсорный опыт.

(Данные наблюдения за цветущими растениями проводятся по мере их цветения.)

Д/игра «ОДИН И МНОГО»

ЦЕЛЬ : Учить детей несложному описанию внешнего вида растений , развивать наблюдательность . Учить моделировать растения . (К растению с одним цветком подобрать изображение; найти растение , у которого много).

Индивидуальная работа по обучению протиранию широких листьев растений (фикуса, каллы, аспидистры и т. п.)

Карточка 29

«Знакомство с бальзамином»

Цель :

Продолжать обучать детей описывать растения , отличая при этом различия и сходство между ними и наиболее характерные признаки внешнего вида. Учить описанию по плану, предположенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растений .

Познакомить их с новым растением - бальзамином , дать его бытовое название «огонек» .

Объяснить название растения . Поддерживать и укреплять интерес детей к комнатным растениям и наблюдениям за ними .

Ход занятия :

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель – Ребята, к нам в гости пришел Мишка. Он говорит, что совсем ничего не знает о комнатных растениях . Давайте ему немного расскажем (дети : «давайте» ). Мишка садись удобнее и слушай внимательно.

Воспитатель – Посмотрите и скажите, что стоит на моем столе? (ответы детей) .

Как называются эти комнатные растения ? (ответы детей, например (герань, фикус) . Какие у них листья по форме, размеру, цвету, поверхности? Есть ли у растений цветки ?

Какие они и сколько их? (ответы детей) .

Воспитатель – Ребята, посмотрите внимательно и скажите мне, какое комнатное растение я держу в руках ? Правильно, это фикус, а давайте рассмотрим его.

Воспитатель – Какого он размера? (ответ детей : «большой, похож на дерево» , отвечая на вопросы воспитателя, дети устанавливают, что стебель у этого растения прямой , высокий, листья большие, по форме овальные, темно – зеленого цвета.

Воспитатель – Что можно еще сказать о листе? (предлагая потрогать листок)

Какой он на ощупь? (ответы детей : гладкий, блестящий) .

После этого подводят итог : что сказал о растениях каждый , как можно охарактеризовать растение в целом .

Воспитатель предлагает детям также рассказать о других растениях , сравнить их между собой по размеру, форме и окраске листьев и другим признакам.

Воспитатель – Молодцы, ребята! Вот видишь Мишка, сколько ребята знают.

Мишка – Да, молодцы! Благодаря вам ребята, я очень много узнал о растениях . Чем они отличаются друг от друга, какие у них листья, какого цвета. Я раньше думал, что все растения одинаковые , оказывается это совсем не так.

Воспитатель – Ребята, а у меня для вас сюрприз. Я принесла вам новое комнатное растение , хотите с ним познакомиться? (ответ детей – конечно Н Е Т) . А ты Мишка?

Воспитатель – Тогда смотрите и слушайте внимательно. Ладно? Я в руках держу новое растение , которое называется «Бальзамин» , а в народе его называют просто «Огонек» .

Мишка смеется над названием «огонек»

Воспитатель – Да, Мишка, ты не смейся, этот цветок, так и называют «Огонек» . А хотите узнать почему? (ответы детей) . Потому что, у него много маленьких красных цветочков.

Мишка – Ну, теперь понятно.

Воспитатель – Ребята, посмотрите на цветок и расскажите о нем так же, как вы рассказывали о других растениях . (Дети рассматривают «огонек» , описывают его).

Воспитатель – Нравиться вам, «огонек» ? Он останется у нас в группе . Какое место мы найдем для него? (ответы детей) .

Правильно, «огонек» будет хорошо расти там , где много света и солнца. А теперь сравним «огонек» и другое растение – дружную семейку . Похожи они? Чем они похожи? Какие у них листья? (ответы детей) .

Задавая вопросы, воспитатель побуждает детей к характеристике каждого растения в целом , а сравнение его с другими даёт возможность уточнить признаки, характерные для каждого растения . В конце занятия проводиться дидактическая игра.

Воспитатель – Сейчас мы с вами поиграем. Хотите? (ответ детей :….)

Один из детей «водит» , а другие дети прячут какое - нибудь растение .

Ребенок, поворачиваясь должен отгадать какое растение убрали . В конце занятия воспитатель даёт оценку знаниям детей, ребята ставят небольшие растения на свои места .

Воспитатель – Ну вот Мишка, мы с ребятами тебе и рассказали о комнатных растениях . Тебе понравилось?

Мишка – ДА! Спасибо большое ребята. Теперь, я много всего могу рассказать своим друзья, про комнатные растения .

Карточка 30

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ (КЛИВИЯ, ЗЕФЕРАНТЕС)

ЦЕЛЬ : Познакомить детей с новым комнатным растением , имеющим нетипичное строение, отличающиеся от предыдущих. Выделить отличительные особенности внешнего вида (похожие на травку) . Упражнять детей в умении отвечать на вопросы, составляя несложное описание комнатных растений , учить сравнивать их между собой.

Привлекать к уходу за комнатными растениями : полив растений

Карточка 31

НАБЛЮДЕНИЕ – ИССЛЕДОВАНИЕ 8 . НАДО ЛИ ПОЛИВАТЬ РАСТЕНИЕ ?

ЦЕЛЬ : Формировать у детей избирательный подход к поливу растений одним из способов : по осязанию (сырая земля липкая, сухая – сыпучая) . Развивать сенсорный опыт (рассматривание образцов сырой и сухой почвы)

Д/игра «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»

ЦЕЛЬ : Закреплять знания детей о комнатных растениях . Учить узнавать растения по фотографии , картинке , модели. Учить объяснять свой выбор, сравнивая фото и объект.

Привлекать к уходу за комнатными растениями : полив растений , протирание широких листьев фикуса и длинных листьев кливии

Карточка 32

ПОМОЖЕМ ЗЕЛЕНОМУ ДРУГУ

ЦЕЛЬ : Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям , закреплять знания о строении и функциях частей растения . Формировать понятие, что растение живое : оно растет . Продемонстрировать пересадку растения из маленького горшка в более просторный. Учить детей сравнивать предметы по величине, употреблять слова «больше» , «меньше» .

комнатных растений

Карточка 33

«Комнатные растения - наши друзья »

Цель :

Развивать у детей познавательный интерес к природным объектам;

Формировать положительное отношение к объектам природы, навыки бережного обращения;

Учить детей выделять отдельные части растений ;

Расширять круг наблюдений за трудом взрослых ;

Воспитывать трудолюбие .

Интеграция образовательных областей : труд , коммуникация, познание, социализация, безопасность, чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование : комнатные растения группы , лейка с водой, влажные тряпочки.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Воспитатель предлагает детям обратить внимание на уголок природы, подводит детей к подоконнику, на котором стоят горшки с комнатными цветами .

2. Основная часть. Рассматривание комнатных растений . Воспитатель (обращается к детям) . На подоконнике стоят горшочки с комнатными растениями . Посмотрите, какие они красивые! Они украшают нашу группу и делают воздух чистым. Давайте рассмотрим, из каких частей состоит каждое растение .

Игра «Принесла я вам цветок» .

Воспитатель показывает детям цветок и рассказывает, из каких частей он состоит :

Принесла я вам горшок,

А в горшке растет цветок ,

Вот зеленый листок,

Вот зеленый стебелек.

Воспитатель предлагает детям индивидуально еще раз назвать и показать части комнатного растения .

Посмотрите, у каждого растения есть листья , они разные. У этого растения (показывает спацефиллум) они короткие и широкие, а у другого (показывает щучий хвост) листья длинные и узкие. (Далее следуют хоровые и индивидуальные ответы детей с показом. «Какие листья?» - длинные, короткие, узкие, широкие) .

Чтобы наши растения хорошо росли , цвели и не болели, мы должны за ними ухаживать. А как? Мы поливаем цветы. А что нам для этого нужно?

(Указывает на лейку и поливает цветок) . Ребята, помогите мне, пожалуйста, полить наши цветочки.

Чтобы листики были чистыми и на них не было пыли, мы протираем их влажной тряпочкой очень аккуратно (демонстрирует) .

3. Речевая подвижная игра «Вырастут у нас цветы » .

Воспитатель предлагает детям поиграть – посадить цветы. Произносит четверостишие, сопровождая его движениями. Дети повторяют игру несколько раз.

Мы копаем, мы копаем,

В землю семена бросаем.

Сделай, сделай ямку ты,

Вырастут у нас цветы .

4. Итог занятия.

Карточка 34

НАБЛЮДЕНИЕ 9 . ЗА РАССАЖИВАНИЕМ ЦВЕТКА.

ЦЕЛЬ : Познакомить детей с одним из способов размножения комнатных растений – делением куста (из одного растения – два ) . Уточнить знания о подземной части растения .

Д/игра «ЦВЕТОВОД»

ЦЕЛЬ : Закреплять знания детей о строении и характерных особенностях внешнего вида растений , их названия. Учить составлять модели комнатных растений .

Поручения и совместная работа детей и воспитателя по пересадке остальных комнатных растений : набрать в горшочек земли, убрать инвентарь на место.

Карточка 35

МЫ НАУЧИЛИСЬ УХАЖИВАТЬ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ .

ЦЕЛЬ : Обобщить и закрепить знания детей о комнатных растениях , их потребностях и элементарных способах ухода за ними. Уточнить знания о строении растения и о функциональном значении его частей. Закрепить названия известных растений . Воспитывать интерес к комнатным цветам и желание за ними ухаживать в дальнейшем.

Поручения отдельным детям по уходу за комнатными растениями : полив растений , протирание листьев, наполнение леек водой, уборка инвентаря.

Уголок природы - обязательная часть развивающей среды детского сада. Невозможно представить группу любого возраста без комнатных растений, разнообразного и увлекательного игрового, демонстрационного материала на природоведческие темы. Особенно важно правильно организовать и наполнить необходимым содержимым уголки природы в группах старшего дошкольного возраста, где воспитываются будущие школьники.

Цель создания уголков природы в старшей группе детского сада

Дети шестого года жизни стоят на пороге школьной жизни. От того, как сумеют воспитатели привить им любовь и бережное отношение к природе, научат понимать и уважать её законы, соблюдать правила целесообразного поведения в природе, зависит не только успешное обучение ребёнка в школе, овладение новыми знаниями в сфере природоведения и экологии, но и будущее нашей планеты. Ведь современные дошкольники - это будущие взрослые, которым предстоит жить в XXI веке, заботиться о сохранности нашей планеты для следующих поколений.

Любовь к природе, впрочем как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства.

И.С. Соколов-Микитов

Старший дошкольный возраст - период вдумчивого, серьёзного восприятия информации. Если четырёхлетки ещё не вполне могли справиться со своим темпераментом и усваивали в большей мере то, что им было интересно, захватывало, то старшие дошкольники способны управлять своим вниманием, запоминая даже ту информацию, которая не является занимательной, удивительной, поражающей воображение, но полезна и нужна. Значительно увеличивается и объём знаний, который могут усвоить дети. На качественном и количественном изменении психических процессов детей шестого года жизни строятся возросшие программные требования. Чтобы воспитать в ребёнке любовь к природным явлениям, неживым объектам и живым существам, необходимо в первую очередь вооружить его обширными знаниями о природе, её многообразии, взаимосвязях и закономерностях, которые в ней существуют.

С пониманием того, что в природе нет ничего «лишнего», «вредного» или «плохого» придёт умение ценить её богатства, стремление хранить их.

Детям шестого года жизни также доступно понимание взаимосвязей в экологических системах, таких как «лес», «луг», «водоём», у них высоко развита любознательность, стремление к исследовательской и опытной деятельности, интерес к детской научной литературе.

Любовь к природе у дошкольников формируется на основе познания её законов и умения видеть её красоту

Не менее важно развивать в детях эстетическое восприятие окружающего. Научив ребёнка видеть чудо, которое скрывается и в огромном облаке, и в малой капле росы, педагог сумеет достучаться до чуткой детской души и заложит основы гуманного отношения к окружающему миру. Ведь любить и беречь нужно не только то, что приносит пользу, но и то, что радует нас своей красотой.

Учитывая это, уголки природы в старших группах детского сада, служат отличным подспорьем для воспитателя при осуществлении программных задач в области ознакомления с природой и воспитания экологической культуры (по примерной образовательной программе «От рождения до школы»):

  • Ознакомление с природой и природными явлениями.
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
  • Формирование элементарных экологических представлений.
  • Формирование понимания того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
  • Воспитание умения правильно вести себя в природе.
  • Воспитание любви к природе, желания беречь её.

Обычно уголки природы очень красивы. Пышная зелень, цветы, яркие грозди рябины, букеты осенних листьев украшают и оживляют помещении группы. Но эстетическая функция, хоть и важна, не является главной целью при организации уголка природы. В первую очередь уголки природы создаются в групповых комнатах для того, чтобы воспитанники имели возможность ежедневно общаться с миром природы, наблюдать доступные живые и неживые объекты не на картинках, а в их реальном виде, знакомиться с ними с помощью всех органов чувств.

Помимо развивающих и воспитательных задач, уголок природы выполняет и санитарную: способствует очищению помещения от пыли, создаёт благоприятный микроклимат

Общие требования к организации уголков природы в дошкольных учреждениях

Прежде чем приступить к обустройству и наполнению уголка природы, воспитатель должен ознакомиться с СанПиН и другими нормативными документами. Создавая уголок, нужно учесть такие моменты:

  • Содержание животных (млекопитающих, птиц, рыб, пресмыкающихся) в групповом помещении современными санитарными нормами запрещено.
    • В тех детских садах, где всё же решают оставить животных, чтобы дети могли наблюдать за ними, для попугайчиков, хомячков и прочих питомцев отводят отдельную комнату. Животных в клетках оттуда приносят в младшие группы для наблюдений. Дети старшего возраста могут посещать живой уголок, кормить любимцев, наблюдать за их поведением в привычной для животных обстановке.
    • Чистят клетки, меняют подстилки и выполняют прочие работы по уходу за животными только взрослые. Привлечь детей старшего дошкольного возраста к труду можно, поручив им сбор корма для питомцев (например, попросить сорвать листья капусты на огороде для морской свинки).
  • Оборудование и экспонаты уголка природы не должны представлять опасность для детей.
    • Воспитателю следует ответственно отнестись к подбору инструментов, исключить острые, режущие, колющие.
    • Также нужно знать, какие растения ядовиты, и не допустить их появления в уголке природы.
    • Не рекомендуется разводить колючие растения. Дежуря в уголке, выполняя трудовые действия, дети могут пораниться о них.
    • Мебель, полки, крупные части оформления необходимо как следует закрепить, проверить на отсутствие острых углов, мелких деталей, которые дети могут отсоединить.
    • Материалы для самостоятельной исследовательской деятельности не должны быть мелкими настолько, чтобы дети могли их засунуть в ухо, нос. Даже на шестом году жизни ребятишки иногда проявляют свои таланты исследователей во вред собственному здоровью. Поэтому перед работой с природным материалом необходимо каждый раз проводить инструктаж, напоминать детям, как обращаться с пособиями и материалами. Мелкие семена, ракушки, камушки дают для рассматривания в прозрачных пластиковых пакетах, ёмкостях, которые наглухо запаяны или закрыты.
    • Нельзя использовать для опытов бьющиеся стеклянные пробирки, стаканы и пр. Их заменяют пластиковой прозрачной посудой.
    • Если у кого-то из детишек замечена аллергия на определённые растения, от живого объекта следует отказаться и заменить другим растением.
  • Эстетичность и гармоничность. Цвет мебели, а также оформление календарей природы, наблюдений должны сочетаться с общим дизайном группы. Растения в уголке природы размещают здоровые, хорошо облиственные, обильно цветущие, что радует детей и способствует воспитанию любви к живой природе. Украшают и повышают интерес детей к уголку рисунки и поделки детей на природоведческую тематику.

С любовью и вкусом оформленная природоведческая зона послужит украшением группы и любимым местом игр и отдыха малышей

Оборудование уголка природы в старшей группе

Уголок природы в старшей группе оснащают разнообразным оборудованием, которое помогает педагогу решать требования программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). В первую очередь, это живые объекты (растения) и всевозможные инструменты и приспособления по уходу за ними.

Растения в уголке природы для старшей группы и уход за ними

Образовательные программы («Истоки», «От рождения до школы», «Детство») предъявляют к педагогам такие требования:

  • расширять представление детей о комнатных растениях;
  • учить разным способам ухаживать за растениями в зависимости от их внешнего вида;
  • дать представление о вегетативных способах размножения комнатных растений.

В уголке одновременно могут находиться до 10 различных видов растений (из которых дети называют 6–7). Подбирать их нужно так, чтобы дошкольники могли исследовать и сравнивать различную форму и особенности листьев (крупные или мелкие, цельные или рассечённые, опушённые или гладкие), положение стебля (прямостоячий, стелющийся, вьющийся), форму корней и корневищ (мочковатая, клубень, луковица).

Поскольку растения в уголке природы пополняются с самой младшей группы, их состав к старшей группе будет очень разнообразен:

  • обыкновенная герань;
  • фуксия;
  • бегония вечноцветущая;
  • примула;
  • камелия;
  • китайский розан;
  • колеус;
  • аралия;
  • алоэ;
  • агава;
  • бегония-рекс;
  • аспарагус;
  • душистая герань;
  • традесканция;
  • комнатный виноград;
  • вьющийся плющ;
  • примула;
  • кливия.

Фотогалерея: растения дл я уголка природы в старшей группе

Листья агавы нужно очищать от пыли влажной жёсткой кисточкой Примечателен аспарагус тем, что может расти и развиваться даже в тени Неприхотливый в уходе бальзамин порадует детей своими нежными цветами На примере камнеломки дошкольники ознакомятся с растением, которое размножается отростками, «детками» Сравнивая колеус нескольких цветов, дети убедятся в многообразии растительного мира Традесканция - довольно прихотливое и требующее внимания растение, но отблагодарит за заботу пышной и красивой листвой В младших группах дети только ухаживали за фикусом, а воспитанники старших групп могут описать его внешний вид и даже нарисовать Красота цветущего цикламена не оставит детишек равнодушными

Разумеется, все эти объекты иметь необязательно. Воспитатель выбирает те, которые может приобрести, обращается за помощью к родителям, и они охотно помогут наполнить уголок необходимыми растениями. Возможен также обмен между группами, когда красивое, привлекательное растение по очереди содержат в уголке природы нескольких групп, чтобы наблюдать за ним в течение 2–3 недель.

Дети старшей группы должны уметь сравнивать свойства и особенности внешнего вида объектов природы, поэтому в уголке природы одновременно размещают и очень похожие растения (два вида бегоний, колеуса), и различные (традесканция и алоэ), обращая внимание на их отличия и сходства.

Дошкольники шестого года жизни уже способны выполнять такие виды работ по уходу за растениями:

  • очищение листьев от пыли;
  • удаление сухих листьев, частей стебля;
  • полив и рыхление почвы;
  • перевалка в горшки большего объёма, пересадка;
  • размножение растений отпрысками, частями корневищ, листовыми черенками, луковицами.

Первые три действия дети выполняют самостоятельно, перевалку и разведение - при непосредственном участии и контроле воспитателя. Воспитанники могут под руководством педагога готовить и посадочный материал (ставить листовые черенки на проращивание, разделять и очищать луковицы).

Вместе с воспитателем дети могут и развести рассаду для огорода, и комнатные цветы пересадить

Чтобы дети могли сами ухаживать за «зелёными друзьями», им нужно предоставить инструменты, обустроить место и дать знания об особенностях различных растений. Что необходимо иметь:

  • Фартуки и нарукавники из непромокаемой ткани для защиты одежды от загрязнений. Поскольку в уголке природы проводится и коллективный труд, желательно иметь 10–15 комплектов. Сшить фартуки помогут мамы воспитанников, это не потребует большого вложения средств.
  • Клеёнку, ею застилают стол, если намечена перевалка и пересадка в помещении.
  • Лейки, тазики, горшки разных размеров, запас грунта, совки, лопатки, дренаж (керамзит, пластиковые крышки и т. д.)
  • Палочки для рыхления почвы, деревянные, удобные для детской руки, с закруглёнными краями, толщиной около 1,5–2 см.
  • Инструменты для удаления пыли с листьев. Они различаются в зависимости от особенностей листовой пластины. Для широких гладких листьев, как у фикуса, используют влажные губки. Для плотных игольчатых типа алоэ - жёсткие влажные кисточки на длинной ручке (можно использовать широкие для клея или самые маленькие для хозяйственных работ). Пыль с фиалки и других растений, у которых есть опушение, но сам лист нежный, осторожно удаляют сухой мягкой кистью. Это может быть большая рисовальная кисть.
  • Схемы процесса работы. Помимо словесной инструкции педагога, детям старшей группы предлагают использовать схемы, на которых указаны основные этапы работы, которую необходимо выполнить. Использовать их можно тогда, когда дети хорошо усвоили словесные инструкции, для развития памяти, образного и абстрактного мышления.
  • Тряпочки для протирания полок и стола, щётка и совок для пола.

Детворе очень нравится ухаживать за растениями, проявлять доброту и заботу

Воспитателю необходимо с самого начала приучать детей доводить начатое дело до конца и наводить порядок. Некоторые воспитанники считают работу законченной, как только выполнена основная задача (пересажено или полито растение, обрезаны сухие листья), и они забывают об уборке или теряют интерес к завершающему этапу деятельности. Таких детей не ругают, не заставляют убрать за собой. Лучше попросить желающих помочь, убрать и расставить инвентарь на места.

Однако следует обращать внимание на тех ребятишек, кто стремится навести порядок после труда в уголке природы, хвалить их за аккуратность, любовь к чистоте, приводить в пример остальным: «Посмотрите, ребята, как постарались Оля и Алёша! Они не только цветы рассадили, но и всё чисто убрали, ни соринки не оставили. Нашим новым цветам так приятно будет жить на чистой полке, в порядке, уюте. Они тоже благодарят Олю и Алёшу, кивают своими листочками». Вскоре поддержание порядка и чистоты в уголке природы станет увлекательным делом для всех ребят.

Календари и дневники наблюдений

Не менее важными задачами организации уголка природы являются:

  • Совершенствование представлений о временах года, сезонных изменениях в живой и неживой природе, месяцах, частях суток.
  • Формирование понятий о связях между живой и неживой природой.
  • Развитие наблюдательности, любознательности, познавательной активности детей.

Решению этих задач служит такой важный элемент уголка природы как календарь наблюдений. Основным видом наблюдений в природе в старшей группе является наблюдение за погодой. Следовательно, на ярком информационном стенде, каким является календарь наблюдений в старшей группе, основное место отводится отображению состояния погоды.

Наблюдение за погодой проводят после утреннего приёма или во время дневной прогулки. Чтобы определить состояние погоды, дети должны хорошо знать её характеристики и пользоваться соответствующими терминами: «Солнечная, дождливая, пасмурная, облачная и т. д.» Возвратясь в группу, воспитанники заносят результат наблюдений в календарь, используя упрощённые изображения (солнышко, облако, тучу с дождевыми каплями, снежинку).

Для записи ежедневных наблюдений воспитатель расчерчивает альбомный лист на столько частей, сколько дней в месяце, и подписывает название месяца, указывает числа. Дети рисуют определённый значок в нужной клетке или вклеивают заранее подготовленную картинку. Чтобы ребятишки лучше ориентировались в днях недели, быстрее находили их, один и тот же день на разных неделях обозначают одинаковым цветом.

Возможен вариант календаря, данные в который вносят не за месяц, а за неделю, обозначая её дни условным цветом, а ветер, дождь, температуру воздуха - знаками (туча, дерево, человечек).

Календарь наблюдений за погодой должен содержать множество обозначений, которые дети рисуют сами или с помощью педагога, закрепляя свои знания о погодных явлениях

Кроме наблюдений за погодой, проводятся наблюдения за объектами живой и неживой природы, результат которых также заносят в календарь. Для этого на календаре размещают несколько окошек небольшого формата, а воспитатель готовит набор картинок для каждого времени года, которые дети будут выставлять по мере того, как увидят то или иное явление на прогулке.

Для осени это могут быть: гроздь рябины, каштан в колючей кожуре, лужа, большие грозовые тучи, золотые листья; зимой: заснеженное дерево, снегирь, сугроб, воробьи у кормушки. Вполне возможно, на прогулке детвора увидит явление природы, которого нет на картинке: радугу, редкую птицу (иволгу, сойку) или заинтересуется мхом на стволе дерева, овощами на огороде. В таком случае интерес ребят нужно поддержать и закрепить, предложив после прогулки нарисовать увиденное.

Среди множества готовых календарей природы для детских садов лучше выбрать тот, на котором предусмотрено место для рисунков воспитанников

Кроме наблюдений за погодой и объектами природы на прогулке, в старшей группе детского сада ведутся наблюдения за птицами (какие именно прилетали к кормушке или к окну в зимние дни), ростом лука, гороха или овса в огороде на окне. Такие наблюдения длятся не дольше двух-трёх месяцев, но их результаты заносятся в дневник, альбом или тетрадь, которые потом хранятся в уголке природы.

Оборудование для познавательно-экспериментальной деятельности

Исследование природы и познание её тайн тесно связано с опытной, экспериментальной и исследовательской деятельностью. Чтобы стимулировать познавательную активность детей, уголок природы должен быть оснащён оборудованием и материалами для экспериментирования и опытов. В первую очередь, это простые и в то же время занимательные предметы, соединив которые попарно, воспитатель даст ребёнку и увлекательное занятие, и пищу для размышлений:

  • Магнит и алюминиевые, медные, железные предметы (безопасные для детей). Почему не все они притягиваются, хотя звенят, если постучать ими друг о друга?
  • Увеличительное стекло и ткань, бумага, кожа, мех в небольших лоскутках. Как выглядит их поверхность при увеличении? Какой из материалов наиболее похож на наши ладони, чем, почему?
  • Трубочки от коктейля и пёрышки, шарики для пинг-понга, салфетки, камушки, монеты. Почему одни катятся или улетают, если на них подуть? Камень падает громко, а перо тихо. Камень можно бросить далеко, а шарик из салфетки нельзя. Почему?
  • Таз с водой и бумажные кораблики, полоски бумаги, салфетки, монеты, камни. Одни плавают, другие тонут. А что случится с пёрышком? С мячиком для пинг-понга? Дети способны сделать правильное предположение на основе полученного опыта и испытают огромную радость, когда их догадка подтвердится.

Обычно материалы для опытов и экспериментирования располагают рядом с уголком природы, потому что наблюдения в природе и экспериментирование тесно связаны

Помимо вышеперечисленных, в уголке природы могут находиться такие предметы и объекты естественного происхождения:

  • песок, глина;
  • сахар и соль (их не пробуют на вкус, а изучают растворимость в воде);
  • каштаны, жёлуди, шишки;
  • обрезки дерева, опилки в плотно закрытой таре;
  • чай, кофе (чтобы рассмотреть, растворяются ли они в воде, окрашивают ли её, и провести беседу с опорой на опыт детей);
  • крупы, мука;
  • семена растений.

Сезонные объекты в уголке природы

В разное время года в уголок природы вносятся сезонные, сменные объекты:

  • букет осенних листьев;
  • корзинка с овощами или фруктами;
  • грозди рябины (следует подчеркнуть в беседе с малышами, что после того, как рябина «погостит» у них, её отдадут на корм птицам и ягоды не пропадут зря);
  • еловая или сосновая ветвь;
  • макет (поделка) снегиря на ветке;
  • макет снеговика;
  • полянка с подснежниками (поделка) и так далее.

В уголке природы может также находиться сказочный герой, который будет давать детям задания, загадывать загадки, помогать советами

Разнообразие сезонных объектов зависит от фантазии и творческого потенциала воспитателя группы. Многие сезонные поделки он может изготовить вместе с детьми или провести конкурс среди семей воспитанников на лучшую зимнюю, весеннюю, осеннюю поделку, рисунок, аппликацию. И ребятишки будут увлечены полезным делом, и родители проведут время с малышами, обучая их труду и усидчивости. А развивающая среда группы пополнится замечательными произведениями семейного творчества.

Дидактические игры и пособия

Как любая развивающая зона в группе детского сада, уголок природы невозможен без разнообразных развивающих и обучающих игр. Это игры на природоведческую и экологическую тематику, которые призваны закреплять и углублять представления детей:

  • О диких и домашних животных, особенностях их поведения, повадках, отличиях и схожих чертах (волк похож на собаку внешним видом, но собака - друг человека, помогает ему, защищает, а волк - дикое животное, живёт в лесу, опасен для человека).
  • О растительном мире ближайшего окружения (деревьях, травах, кустарниках).
  • Об экосистемах «лес», «луг», «сад», их особенностях.
  • О представителях животного мира: насекомых, земноводных, пресмыкающихся.
  • О растениях и животных разных климатических зон (Арктика, Антарктика, пустыня, джунгли).
  • О связях между сезонными изменениями в природе и переменами в жизни людей.
  • О влиянии факторов природы (свежий воздух, солнце, вода) на здоровье человека, об использовании даров природы человеком.
  • О природе космоса, небесных телах, исследовании космоса человеком.

Чтобы знания на эти темы постоянно могли совершенствоваться и развиваться в индивидуальной и групповой работе с детьми, в уголке природы необходимо иметь настольно-печатные игры: «На огороде и в саду», «Кто где живёт, какую пользу приносит?», «Маленькие друзья человека (о полезных насекомых)», «Экологическая ромашка», «Экологическое солнышко», «Мы путешествуем», «С какой ветки эти детки?», «Выстрой цепочку», «Друзья природы» и др.

Таблица: примеры игр на экологическую тематику для детей 6-го года жизни

Название и оборудование игры Задачи Ход игры
Экологическое солнышко.
Плакат с изображением солнышка, в центре и на концах лучей которого расположены кармашки. Предметные картинки: 3–4 «центральные» и по 6 зависящих по смыслу. Конверты (мешочки).
Формировать у детей представление о взаимосвязях между живой и неживой природой, совершенствовать умение высказывать своё мнение, воспитывать экологически целесообразное поведение. Воспитатель располагает плакат так, чтобы он находился на уровне глаз детей и был всем хорошо виден. Достаёт из мешочка «центральную» картинку и укрепляет в центре солнышка.
- Дети, кто изображён на картинке? (Корова). Корова - очень полезное животное, а чем же она полезна? (Она даёт много молока, из которого делают вкусные витаминные, полезные для здоровья продукты). А какие явления природы помогают корове давать молоко? Давайте расскажем. Из другого мешочка (конверта) педагог или ребёнок по одной извлекает и устанавливает в кармашках на концах лучей солнышка картинки с изображением объектов природы, дети поясняют, как то или иное связано с коровой (Одуванчики и клевер - еда, которую корова ест, чтобы давать молоко. Пчёлы опыляют цветы, которые ест корова. Камни - из камней построен тёплый коровник и т. д.)
Выстрой цепочку.
Карточки с изображением явления природы, живого объекта (начального), цепочки из стрелок 2–3 пустых окошек, ведущих к другому объекту (завершающему). Предметные картинки.
Закрепить знание взаимосвязи между явлениями природы, миром животных и растений, развивать связную речь, умение строить предложения, воспитывать интерес к миру природы, любовь к животным, растениям. Детям раздают карточки, на которых изображено животное, растение, явление природы, просят рассмотреть, что было вначале и что стало потом. Когда ребёнок опишет свою карточку, ему предлагают достать из конверта ещё 2–3 картинки, связанные по смыслу с его карточкой, разложить их в окошки и описать, что же произошло с героем.
Например, на карточке в первом окошке изображён серый зайчик, а в последнем - белый. Ребёнок рассказывает: «Сначала зайчик был серый, а потом стал белый, сменил шубку». Достав из конверта картинки с изображением снегопада, лисы, серого зайчика, который прячется под кустом, ребёнок выстраивает цепочку и поясняет: «Осенью зайчик был в серой шубке, но выпал снег, всё стало белым. Лиса ищет зайчика, хочет поймать. Зайчик в своей серой шубке боится выйти на снег. Но природа подарила ему белую шубку, чтобы прятаться на снегу от волка и лисы».
«Найди дом для животных».
Большие карточки с изображением луга, леса, поля, сада. Предметные картинки с изображением растений и животных-обитателей этих природных зон.
Закрепить знания о растениях и животных леса, луга, сада, поля. Развивать познавательный интерес, представление об экосистемах ближайшего окружения. Воспитывать любовь к родной природе. Игра проводится по принципу лото. Детям раздают большие карточки, просят внимательно рассмотреть и назвать, что на них изображено. Ведущий достаёт из мешочка или конверта предметные картинки и показывает детям, и тот, кто узнал «обитателя» своей экосистемы, забирает карточку себе. Если ребёнок ошибся и никто из детей не знает правильного ответа, на ошибке внимание заострять не нужно, карточку откладывают и повторяют действия с ней, когда конверт (мешочек) опустеет.

Большое значение в развитии детей имеют наглядные пособия: плакаты, сюжетные картины, серии картин о природе. Дети старшей группы, в отличие от младших, могут хорошо усваивать изображения на фотографиях, поэтому красочные, вызывающие удивление и радость фото нерукотворных сокровищ нашей планеты также могут содержаться в уголке природы.

О красоте некоторых природных явлений невозможно рассказать словами - их только можно запечатлеть на фото

Пособия для изучения различных климатических зон педагог может изготовить самостоятельно или с помощью детей: приобрести игрушки, изображающие экзотических животных, обустроить в коробке или на подставке африканский или арктический уголок. В дело пойдут блёстки, пайетки, пенопласт, картон. Такие макеты получаются очень красочными, интересными, но для ежедневных игр не подходят: хрупкие и недолговечные.

Выйти из положения и удовлетворить одновременно и потребность детей в игре, и желание создавать новое можно, предложив воспитанникам старшей группы моделирование.

Для обозначения и поддержания игрового сюжета необходимы фигурки зверей определённой природной зоны. Допустим, сегодня дети моделируют Арктику. Значит, им понадобится набор, состоящий из полярных лисиц, белых медведей, моржей. А создавать арктические торосы, снега и холодный океан дети могут из одноразовых стаканчиков белого и голубого цвета, ватных дисков, кусков голубой и синей плёнки, даже из ткани. Эти материалы не очень долговечны, но лёгкие, пластичные, а стоят совсем недорого.

Перед игрой нужно повторить, как обращаться с материалами: не рвать, не разбрасывать, использовать только для игры, делиться с товарищами.

Моделировать можно лес, пустыню, океан, используя соответствующие игрушки и бросовый материал нужного цвета. После игры всё складывают в коробку, а игрушки-животные возвращаются в уголок природы, на свои макеты.

Прекрасными наглядными пособиями могут стать папки, которые педагог оформит сам или с помощью коллег и родителей: «Наше лето», «Собираем урожай», «Что растёт и кто живёт у нас в парке?», «Знай родной край». Они послужат материалом не только для развития детей, но и для воспитания любви к своей малой родине, городу или селу.

В рамках экологического проекта дети совместно с педагогом и родителями изготавливают рисунки, придумывают и иллюстрируют сказки, стихи, рассказы о природе. По окончании проекта эти материалы также можно хранить в уголке и использовать для работы с дошкольниками.

Для знакомства с миром экзотических, удалённых природных зон в старшей группе ДОУ используют макеты и моделирование

Подбор литературы для уголка природы в старшей группе ДОУ

Дети старшей группы любят рассматривать иллюстрации в книгах, а многие ребятишки уже читают сами. Поэтому в уголке природы нужно иметь книги: детские энциклопедии, сборники рассказов, стихов, загадок о природе, её явлениях, растениях и животных для чтения детям воспитателем, а также книги с крупным шрифтом и одним-двумя небольшими произведениями для самостоятельного чтения. Книги меняют в зависимости от сезона.

Паспорт уголка природы в старшей группе ДОУ

Всё оборудование и объекты уголка природы заносят в специальный паспорт.

Таблица: примерное содержание паспорта уголка природы

Раздел паспорта Содержание
Название уголка «Мы и природа», «Окошко в природу», «Как прекрасен этот мир», «Удивительный мир природы» и т. д.
Ответственное лицо Воспитатель группы
Пояснительная записка Раскрываются цели и задачи работы уголка, ожидаемые результаты его функционирования.
Растения Название и характеристики растений (из какого региона происходит, потребность в свете, поливе, особенности ухода).
Материал и оборудование для экспериментирования Перечисляется материал для опытов и экспериментов, инструменты, оборудование, даётся краткое описание, как ими пользоваться.
Природный материал Перечень объектов
Дидактические игры Перечень игр
Пособия, литература Перечень пособий и книг с кратким описанием

Фотогалерея: примеры оформления паспортов растений

Герань

Деятельность старших дошкольников в уголке природы

Кроме наблюдений, экспериментирования, игр и моделирования, дошкольники 6-го года жизни выполняют в уголке природы трудовую деятельность в форме коллективного труда, дежурств и поручений, а также занимаются, изучая живые объекты и правила ухода за ними.

Труд в уголке природы

Коллективный труд в уголке природы целесообразно проводить не более 1 раза в месяц. Во время этой деятельности выполняются такие виды работ:

  • тщательно осматриваются растения, удаляются все сухие листья и стебли;
  • протираются горшки и полки;
  • чистится и приводится в порядок оборудование;
  • просматриваются игры, книги, наглядные пособия, отбираются те, которые нуждаются в ремонте;
  • обновляется и пополняется запас природного материала.

Дежурства по уголку природы ведутся ежедневно. Дежурных могут назначать на неделю, два-три дня, но наиболее удобно и прижилось в детских садах назначение дежурных на один день. Дежурные приводят в порядок оборудование уголка природы, поливают растения, рыхлят землю в горшках, в некоторых дошкольных учреждениях и погоду за день тоже отмечают дежурные. В конце дня, когда дежурство окончено, воспитатель оценивает работу дежурных, хвалит за старание, отмечает, что им удалось сделать наиболее успешно.

Поскольку дети не могут уследить за всем, что находится в уголке природы, воспитатель может привлечь для помощи им одногруппников, давая эпизодические поручения: «Наташа и Валя, помогите разложить эти картинки по коробкам для игр, они перепутались. Игорь, помоги нашим дежурным сложить магниты и увеличительные стёкла». Некоторые дети любят действовать с оборудованием для опытов, предметами и игрушками из уголка природы, но складывать вещи после игр предоставляют дежурным. Воспитатель напоминает малышам, что правило: «Поиграл - положи на место» действует и в уголке природы, хотя там и есть дежурные.

Организовывая дежурство в уголке природы, нельзя допускать переутомления детей, нагружать их скучной монотонной работой. Главная цель дежурств - не только воспитание трудолюбия и ответственности, но и любви к живой природе, желания беречь и защищать её, радости от общения с нею.

Дежурство всегда должно быть в радость и вызывать положительные эмоции

Непосредственная образовательная деятельность в природоведческой зоне старшей группы

Занятия собственно в уголке природы проводятся не очень часто, 3–4 раза в год: в начале учебного года детей знакомят с обустройством и объектами, которые находятся в нём, в течение года 1–2 занятия посвящены повторению правил ухода за растениями, знаний об их особенностях, а в конце года проводят обобщающее занятие, на котором закрепляют изученное. Но материал из уголка природы используется практически ежедневно, для наблюдений, индивидуальной работы, игр и занятий.

Длительность занятия не должна превышать 25 минут.

Таблица: конспект НОД «Дежурство в уголке природы», разработала О. Ю. Левенец

Этап НОД Содержание этапа
Задачи Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями. Закрепить знания структуры трудового процесса, упражнять в практических навыках поливки, рыхления растений.
Воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам.
Материалы Посылка с принадлежностями для дежурства в уголке природы: фартуки, леечки с водой, лопатки для рыхления почвы, кисти для ухода за мохнатыми листьями, влажные салфетки.
Организационная часть В группу пришла посылка от Золотой Рыбки (хозяйки экологической тропы) с принадлежностями для дежурства в уголке природы.
Воспитатель предлагает рассмотреть, что в посылке.
- Каждому дежурному нужно своё оборудование. Сегодня дежурить буду я, а вы мне будете помогать. Будьте внимательны, следите за тем, что я делаю и учитесь. Кто хочет мне помогать?
Основная часть Воспитатель приглашает одного ребёнка. С помощью взрослого ребёнок надевает фартук и демонстрирует, как правильно поливать растения, касаясь носиком лейки края горшка.
Воспитатель комментирует действия ребёнка:
- Комнатные растения нуждаются в разном уходе: одни любят солнце, другие нужно убирать в тень. Одни нуждаются в обильном поливе, другие боятся излишней влаги. Одни растения нужно поливать под корень, а другим наливать воду в поддон.
Нужно убирать старые засохшие и заболевшие листья, аккуратно и неглубоко рыхлить почву, протирать твёрдые листья влажной салфеткой и мохнатые листья мягкой кисточкой.
Дети с помощью взрослого демонстрируют способы ухода за растениями (на примере одного растения).
Воспитатель напоминает, что все предметы, которые дети использовали во время дежурства, нужно помыть и убрать на место.
Воспитатель:
- В уголке природы не бывает точного повторения одних и тех же действий, поэтому вы должны постоянно проявлять смекалку и инициативу.
- Ребята! Вам понравилась посылка рыбки? (Дети отвечают). Какие необходимые предметы прислала вам рыбка! (Заглядывает в посылку).
- Ой, да здесь ещё какие-то карточки с заданиями. Давайте поможем рыбке?
Проводится игра «Угадай по описанию» (комнатные растения).
Заключительная часть Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием рыбки. На память о рыбке у нас в группе останутся морские камешки, они пополнят нашу коллекцию.

Анализ оформления и работы уголка природы

Анализ уголка природы проводит методист дошкольного учреждения во время плановой тематической проверки («Состояние работы по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию») или же сам воспитатель во время смотра-конкурса уголков, когда коллеги из всех групп приходят друг к другу, чтобы ознакомиться с проведённой работой и перенять опыт.

Анализ уголка включает в себя такие пункты:

  • Безопасность.
  • Соответствие возрасту детей. Поскольку уголок природы расположен в старшей группе, то в нём должны быть не только уже известные детям объекты, изображения, но и картинки, энциклопедии, другой материал, который расскажет о новых, незнакомых детям обитателях экзотических природных зон: океана, австралийского континента. Это компоненты опережающего развития, которые стимулируют познавательную активность, пытливость и стремление к новым знаниям.
  • Наполнение уголка (наличие разнообразных растений, материалов, игр и т. д.) в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Доступность для детей, функциональность, практичность (возможность использовать оборудования и материалов на занятии, в игре).
  • Наличие календаря природы, его вид, постоянно ли он ведётся.
  • Способствует ли развитию творчества, фантазии (наличие детских поделок, рисунков, развивающей литературы, пособий).
  • Имеется ли сезонный материал.
  • Эстетичность и креативность оформления.

Перенимая опыт старших коллег, молодые педагоги учатся создавать в своей группе развивающую среду, которая способствует всестороннему развитию воспитанников, поэтому анализ и взаимодействие педагогов в рамках ДОУ очень важно и необходимо.

Уголок природы - важная и полезная зона в групповом помещении детского сада, особенно если речь идёт о детях шестого года жизни. Формирование экологической культуры, вооружение будущих школьников разнообразными знаниями о мире природы, воспитание любви к живому миру нашей планеты начинается с непосредственного общения с природой. А для многих детишек, особенно городских, такие уголки - порой главное средство общения, настоящее «окошко в природу».

Цикл наблюдений за комнатными растениями в старшей группе Знакомство с комнатными растениями.

учить различать среди природных объектов растения; закреплять знания об их строении; учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой), формировать интерес к комнатным растениям, вызывать желание ухаживать за ними; формировать представление о них как о живых существах.

Предложить найти в группе самое красивое место и подойти к нему. Полюбоваться растениями. Обратить внимание на листья (какого цвета?) и цветы (красивые!), дать понюхать. Подвести к выводу, что место, где много растений, называют уголком природы; растения живые, о них надо заботиться, ухоженные растения здоровые и красивые. Предложить полить растения.

Наблюдение за геранью.

Цель: учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растения (листья, цветы), находить герань.

Ход.

Сюрпризный момент: на занятие «приходит» кукла Катя и прячется за геранью с красными цветами. Воспитатель предлагает найти её и сказать, за какими растениями она спряталась.

Дети вместе с куклой любуется красотой цветущей герани (красиво, приятно пахнет, легко дышать). Как надо заботиться о ней (полить)? В заключении Катя дарит детям «фото» (картинку с геранью) и предлагает поставить её рядом с этим растением.

Подойди, поближе стань,

Полюбуйся на герань.

Красные цветочки, круглые листочки.

Очень весело цветет,

Хоть высокой не растет!

Наблюдение за геранью.

закрепить представление об отличительных свойствах герани (зелёные, круглые, пушистые, душистые листья, красные и белые цветы), учить находить её среди других растений; продолжать приобщать к трудовым операциям по уходу за растениями.

Сюрпризный момент: «приходит» Матрёшка и просит детей показать красную и белую герань. Рассматривает растение вместе с детьми.

Матрёшка. Чем вы дышите? (носом). А что делайте в детском саду? (Играем, бегаем). Значит, вы живые. А что ещё « пьёт» воду и дышит? У герани зелёные, круглые, пушистые и душистые листья. А у герани есть корни? Я хочу посадить ещё одну герань (показать). Посмотрите: внизу у неё тонкие белые ниточки - это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землёй и полью. Корни будут «пить» воду, вырастут листья и цветы. Трогать растения нельзя, за ними надо ухаживать. (Подарить каждому картинку с геранью).

Наблюдение за фуксией.

дать представление о фуксии, учить находить ее среди других растений, закреплять навыки полива, воспитывать бережное отношение к растениям.

Приходит кукла в красной кофте и белой юбке. Предлагает найти в уголке природы растение, цветы которого похожи на ее одежду. Дети рассматривают фуксию. Фуксия – растение, похожее на маленькое деревце с зелеными листьями и красными цветами. Предложить полить растение.

Рассказать, что растения, как и люди, любят солнышко: «Наши растения очень рады солнышку, они повернулись к нему, листочки блестят, словно улыбаются».

Воспитатель предлагает игру: дети – цветы, а он – солнце. Дети садятся на корточки, воспитатель с макетом солнца ходит вокруг: «Свечу, свечу, вас погреть хочу! Цветочки, поворачивайте головки, протягивайте листочки, я вам посвечу. И тебе герань, и тебе фуксия, и тебе фикус».

Наблюдение за фикусом.

познакомить с фикусом, учить находить его среди других растений; продолжать приобщать к трудовым операциям по уходу за растениями.

Рассматривая фикус с детьми, воспитатель говорит: «Ой, какой высокий этот зеленый великан – фикус! Попробуй закрыть листочек ладошкой. Только осторожно. Да, не хватило ладошки. Я попробую: еле – еле закрыла. Листья большие – большие. Проведем по листочку пальчиком. Какие листья? (Гладкие). Какого цвета?»

Знают все наверняка:

Фикус – добрый великан;

И листочки огромные, гладкие и темные,

Наверху торчит росток –

Там тоже вырастет листок!

Наблюдение за хлорофитумом.

познакомить с хлорофитумом, закреплять навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.

Воспитатель обращает внимание детей на бабочку, которая села на лист растения. Дети рассматривают хлорофитум: похож на зеленую травку, листья длинные, гладкие.

Наблюдение за бегонией.

познакомить с бегонией, закреплять навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.

Воспитатель обращается к детям: «Посмотрите, какое чудесное растение! На листочках - ладошках светлые пятнышки. Эту красавицу так и зовут – бегония пятнистая. Давайте скажем ласково «бегония пятнистая».

Стоят на подоконнике

Красавицы – бегонии

Листики – ладошки

Подставляют солнышку.

Предложить обтереть пыль с листьев, полить.

Наблюдение за бальзамином.

познакомить с бальзамином, закреплять навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.

Воспитатель обращает внимание детей на бабочку, которая села на лист растения. Дети рассматривают бальзамин: похож на маленькое дерево с зелеными листьями, красивыми цветами.

Воспитатель обращает внимание на сухую землю в горшках: «Дети, посмотрите, цветы загрустили, головки опустили, листочки поникли. Как вы думаете, почему? Земля сухая, ее надо полить. Поливаем не стебель, а землю, низко и ближе к краю горшка».

В завершение труда еще раз обращаем внимание на растения, которые напились воды и говорят «спасибо».

У меня живет цветок,

Он бы море выпить мог.

Дам водички – он глотает

И немножко расцветает!

Контрольное наблюдение за растениями.

обобщить знания о растениях, закрепить умение находить и называть их, навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.

В гости приходит кукла Аленка с лейкой в руках: «Я узнала, что в уголке природы много растений, хочу, чтобы вы познакомили меня с ними, научили ухаживать».

Дети называют названия растений, показывают, как их надо поливать, обтирать пыль.

Кукла благодарит их, предлагает поиграть в игру «Назови цветок».

Кукла прячется за растение, дети называют его.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №35 «Малышок»

Цикл наблюдений за комнатными растениями

Воспитатель: Усынина М.В.

г. Шадринск

1. Знакомство с комнатными растениями.

Цель: учить различать среди природных объектов растения; закреплять знания об их строении; учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой), формировать интерес к комнатным растениям, вызывать желание ухаживать за ними; формировать представление о них как о живых существах.

Ход.

Предложить найти в группе самое красивое место и подойти к нему. Полюбоваться растениями. Обратить внимание на листья (какого цвета?) и цветы (красивые!), дать понюхать. Подвести к выводу, что место, где много растений, называют уголком природы; растения живые, о них надо заботиться, ухоженные растения здоровые и красивые. Предложить полить растения.

2. Наблюдение за геранью.

Цель: учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растения (листья, цветы), находить герань.

Ход.

Сюрпризный момент: на занятие «приходит» кукла Катя и прячется за геранью с красными цветами. Воспитатель предлагает найти её и сказать, за какими растениями она спряталась.

Дети вместе с куклой любуется красотой цветущей герани (красиво, приятно пахнет, легко дышать). Как надо заботиться о ней (полить)? В заключении Катя дарит детям «фото» (картинку с геранью) и предлагает поставить её рядом с этим растением.

Подойди, поближе стань,

Полюбуйся на герань.

Красные цветочки, круглые листочки.

Очень весело цветет,

Хоть высокой не растет!

3. Наблюдение за геранью.

Цель: закрепить представление об отличительных свойствах герани (зелёные, круглые, пушистые, душистые листья, красные и белые цветы), учить находить её среди других растений; продолжать приобщать к трудовым операциям по уходу за растениями.

Ход.

Сюрпризный момент: «приходит» Матрёшка и просит детей показать красную и белую герань. Рассматривает растение вместе с детьми.

Матрёшка. Чем вы дышите? (носом). А что делайте в детском саду? (Играем, бегаем). Значит, вы живые. А что ещё « пьёт» воду и дышит? У герани зелёные, круглые, пушистые и душистые листья. А у герани есть корни? Я хочу посадить ещё одну герань (показать). Посмотрите: внизу у неё тонкие белые ниточки - это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землёй и полью. Корни будут «пить» воду, вырастут листья и цветы. Трогать растения нельзя, за ними надо ухаживать. (Подарить каждому картинку с геранью).

4. Наблюдение за фуксией.

Цель: дать представление о фуксии, учить находить ее среди других растений, закреплять навыки полива, воспитывать бережное отношение к растениям.

Ход.

Приходит кукла в красной кофте и белой юбке. Предлагает найти в уголке природы растение, цветы которого похожи на ее одежду. Дети рассматривают фуксию. Фуксия – растение, похожее на маленькое деревце с зелеными листьями и красными цветами. Предложить полить растение.

Рассказать, что растения, как и люди, любят солнышко: «Наши растения очень рады солнышку, они повернулись к нему, листочки блестят, словно улыбаются».

Воспитатель предлагает игру: дети – цветы, а он – солнце. Дети садятся на корточки, воспитатель с макетом солнца ходит вокруг: «Свечу, свечу, вас погреть хочу! Цветочки, поворачивайте головки, протягивайте листочки, я вам посвечу. И тебе герань, и тебе фуксия, и тебе фикус».

5. Наблюдение за фикусом.

Цель: познакомить с фикусом, учить находить его среди других растений; продолжать приобщать к трудовым операциям по уходу за растениями.

Ход.

Рассматривая фикус с детьми, воспитатель говорит: «Ой, какой высокий этот зеленый великан – фикус! Попробуй закрыть листочек ладошкой. Только осторожно. Да, не хватило ладошки. Я попробую: еле – еле закрыла. Листья большие – большие. Проведем по листочку пальчиком. Какие листья? (Гладкие). Какого цвета?»

Знают все наверняка:

Фикус – добрый великан;

И листочки огромные, гладкие и темные,

Наверху торчит росток –

Там тоже вырастет листок!

6. Наблюдение за хлорофитумом.

Цель: познакомить с хлорофитумом, закреплять навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.

Ход.

Воспитатель обращает внимание детей на бабочку, которая села на лист растения. Дети рассматривают хлорофитум: похож на зеленую травку, листья длинные, гладкие.

7. Наблюдение за бегонией.

Цель: познакомить с бегонией, закреплять навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.

Ход.

Воспитатель обращается к детям: «Посмотрите, какое чудесное растение! На листочках - ладошках светлые пятнышки. Эту красавицу так и зовут – бегония пятнистая. Давайте скажем ласково «бегония пятнистая».

Стоят на подоконнике

Красавицы – бегонии

Листики – ладошки

Подставляют солнышку.

Предложить обтереть пыль с листьев, полить.

8. Наблюдение за бальзамином.

Цель: познакомить с бальзамином, закреплять навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.

Ход.

Воспитатель обращает внимание детей на бабочку, которая села на лист растения. Дети рассматривают бальзамин: похож на маленькое дерево с зелеными листьями, красивыми цветами.

Воспитатель обращает внимание на сухую землю в горшках: «Дети, посмотрите, цветы загрустили, головки опустили, листочки поникли. Как вы думаете, почему? Земля сухая, ее надо полить. Поливаем не стебель, а землю, низко и ближе к краю горшка».

В завершение труда еще раз обращаем внимание на растения, которые напились воды и говорят «спасибо».

У меня живет цветок,

Он бы море выпить мог.

Дам водички – он глотает

И немножко расцветает!

9. Контрольное наблюдение за растениями.

Цель: обобщить знания о растениях, закрепить умение находить и называть их, навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.

Ход.

В гости приходит кукла Аленка с лейкой в руках: «Я узнала, что в уголке природы много растений, хочу, чтобы вы познакомили меня с ними, научили ухаживать».

Дети называют названия растений, показывают, как их надо поливать, обтирать пыль.

Кукла благодарит их, предлагает поиграть в игру «Назови цветок».

Кукла прячется за растение, дети называют его.