Новорожденного следует купать только в кипяченой воде, т.к. кожные покровы у него очень нежные, а простая водопроводная вода жесткая, а также для того, чтобы избежать попаданий инфекций в пупочную ранку. Если пупочная ранка еще не зажила и не покрылась кожей, в воду для купания можно добавить несколько кристаллов калия перманганата (так, чтобы вода была бледно-розовой). Перед применением такой ванны нужно проконсультироваться с педиатром (он даст рекомендации по концентрации раствора, подходящего именно для Вашего малыша).
Необходимо проследить, чтобы в ванной комнате не было повышенной влажности. Оптимальный вариант - сухо и тепло. Если температура воздуха в ванной комнате прохладная, лучше прогреть помещение обогревателем, а не продолжительным включением горячей воды, так как влажность негативно влияет на органы дыхания ребенка. В другом случае можно проводить купание в комнате.
Итак, для ванны Вам потребуется:
10л охлажденной кипяченой воды
- 10л горячей кипяченой воды
- детская ванночка
- водяной термометр
- детское мыло
- чистая пеленка или полотенце (желательно сразу с капюшоном)
- сухое белье
- стерильные ватные шарики
- стерильное масло (можно специальное детское)
- фланелевая рукавичка
- кувшин
План действий:
- Тщательно вымыть ванночку детским мылом.
- Обдать ее кипятком.
- Налить в ванночку холодной воды.
- Положить в ванночку водяной термометр.
- Добавить горячей воды до температуры 37-38С.
- Подготовить кувшин с водой температурой 37С.
- Раздеть ребенка.
- Положить ребенка на руку так, чтобы его голова находилась на локтевом сгибе, а рукой можно было захватить его ногу под колено.
- Опустить ребенка в воду так, чтобы головка была над водой.
- Поливать ребенка в течение 3-5 мин.
- Надеть и намылить фланелевую рукавичку.
- Намылить тельце ребенка рукавичкой.
- Помыть все складки тельца ребенка.
- Помыть голову.
- Обмыть ребенка водой из ванны.
- Перевернуть ребенка спинкой кверху.
- Обмыть чистой водой из кувшина.
- Завернуть ребенка в полотенце.
- Осушить тело мягкими движениями.
- Положить ребенка на чистое белье.
- Обработать складки детским маслом.
- Завернуть ребенка в чистое белье/одеть ребенка.
- Осушить слуховые проходы, глаза, очистить носовые проходы.
После каждого купания рукавичку необходимо кипятить! В кипяченой воде купать ребенка следует как минимум до заживления пупочной ранки.
Во время купания ласково разговаривайте с ребенком, чтобы успокоить его. Купание следует проводить вдвоем по принципу – один держит ребенка, другой поливает. Если во время первых ванн малыш плачет, будьте терпеливы и ласковы, это не повод отказываться от купаний. Со временем ребенок привыкнет, будет чувствовать себя свободно, и ванна станет удовольствием не только для него, но и для Вас.
Купание лучше проводить вечером, между кормлениями. Старайтесь не купать ребенка сразу после еды (чтобы избежать срыгивания), а также непосредственно перед кормлением (чтобы малыш не чувствовал голод и не нервничал). Лучшее время для купания – промежуток перед вечерним, но не перед ночным кормлением. В этом случае ребенок, разомлевший после водных процедур, мало покушает в вечернее кормление (быстро устанет и заснет), и в ночное у него будет полноценное кормление и последующий хороший сон.
Цель:
Соблюдение гигиены тела;
Обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;
Формирование навыков чистоплотности;
Закаливание ребенка.
Показания:
Правильный гигиенический уход за кожей ребёнка.
Противопоказания:
Повышение температуры тела;
Заболевания ребёнка;
Нарушение целостности кожных покровов.
Оснащение:
Ванночка для купания;
Пеленка для ванны;
Кувшин для воды;
Водный термометр;
Махровая или фланелевая рукавичка;
Детское мыло
Флакон с 5% раствором перманганата калия*;
Большое махровое полотенце;
Чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столике;
Стерильное растительное масло или детский крем;
Дезинфицирующий раствор, ветошь;
Мешок для грязного белья.
Первую гигиеническую ванну проводить после заживления пупочной ранки;
Не купать сразу после кормления;
При купании обеспечить в комнате температуру 22-24°С;
Определять температуру воды для купания только с помощью термометра
(не допускается определение температуры воды путем погружения локтя в воду).
Техника безопасности: - не оставлять ребёнка одного без присмотра в ванночке или на пеленальном столике во избежание опасности аспирации воды или падения;
Обращать внимание на состояние ребенка, дыхание, цвет кожи, движения.
* вместо раствора перманганата калия можно использовать отвар ромашки или череды
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1.Объяснить маме цель и ход проведения процедуры | Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком |
2. Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение четкости выполнения процедуры |
3. Поставить ванночку в устойчивое положение | Обеспечение безопасности проведения процедуры |
4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
5.Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором Вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком | Обеспечение инфекционной безопасности |
6. Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и положить на него пеленку | Обеспечение инфекционной безопасности Создание комфортных условий для ребенка |
7. Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на боковые стенки ванночки) | Создание комфортных условий Сохранение правильного положения пеленки в ванночке |
8.Положить в ванну водный термометр Наполнить ванну водой на 1/2 или 1/3 t 36-37 о C Примечание: а) при заполнении ванны водой чередовать холодную и горячую воду; б) до эпителизации пупочной ранки купать ребенка в кипяченой или пропущенной через фильтр воде; в) проводить контроль температуры воды только с помощью термометра; г) при необходимости добавить в ванну несколько капель 5% раствора перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды | Профилактика ожогов у ребенка Обеспечение безопасности ребенка Исключение образования водяного пара в большом количестве |
9.Набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребенка | За время купания вода в кувшине остывает на 1-2" С и обеспечивает закаливающий эффект |
10.Раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой) | Подготовка ребенка к процедуре |
11.Сбросить одежду в мешок для грязного белья | Предупреждение загрязнения окружающей среды |
Выполнение манипуляции | |
1. Взять ребенка на руки, поддерживая одной рукой спину и затылок, правой – ягодицы и бедра | Наиболее удобная фиксация ребенка |
2.Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем – верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии сосков ребенка, верхняя часть груди остается открытой Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребенка над водой | Обеспечивается максимальное расслабление мышц Исключается перегревание ребенка Наиболее удобная фиксация малыша при проведении процедуры Предупреждается попадание воды в слуховые ходы ребенка |
3. Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости намылить ее детским мылом) и помыть ребенка в следующей последовательности: голова (от лба к затылку) – шея – туловище – конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последними обмыть половые органы и межъягодичную область | Исключение травмирования кожи Предупреждение попадания воды и мыла в глаза, уши Предупреждение переноса инфекции из наиболее загрязненных участков кожи на другие ее поверхности |
4.Снять «рукавичку» Приподнять ребенка над водой Перевернуть ребенка лицом вниз Ополоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 35-36» С) Примечание: желательно иметь помощника | Достижение инфекционной безопасности Уменьшение вероятности попадания воды в глаза и уши Обеспечение закаливающего эффекта |
5.Накинув полотенце, положить ребенка на пеленальный столик Осушить кожные покровы промокательными движени-ями | Предупреждение переохлаждения Обеспечение безопасности ребенка Предупреждение появлений раздражения кожных покровов ребенка |
Завершение манипуляции | |
1.Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом или детской присыпкой | Предупреждение появления опрелостей |
2. Одеть ребенка и уложить в кроватку | Обеспечение комфортного состояния |
3.Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья («рукавичку» обязательно прокипятить) Слить воду из ванночки и сполоснуть ее Обработать внутреннюю поверхность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Примечание: - первую гигиеническую ванну проводят после отпадения пуповинного остатка;
В первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняют ежедневно, во втором – через день, после года – 2 раза в неделю;
Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5-7 мин., на втором году 8-10 мин., для детей старше 2-х лет – 10-15 мин.;
Мыло при купании детей первого года жизни используют 2 раза в неделю, у старших – 1 раз в неделю;
Гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10-15 минут до него, за 1-1,5 часа до сна;
Предметы, необходимые для проведения ванны и ухода за ребенком, нужно приготовить заранее, чтобы купание, уход за кожей и пеленание проходили как можно быстрее;
Температура воздуха в помещении должна быть 22-24 градуса, двери и окна следует закрыть;
При необходимости рядом с ванночкой и столом для пеленания включают обогреватель.
Гигиеническую ванну проводят при приеме пациентов в стационар и в лечебном отделении, при длительном постельном режиме. Больного следует мыть в ванне или под душем не реже 1 раза в неделю.
Оснащени е: водный термометр, мочалку, мыло, полотенце, чистое нательное белье, щетку и 0,5% хлорамин.
Алгоритм действия:
1. Вымыть ванну щеткой мылом или чистящим средством, ополоснуть раствором хлорамина.
2. Закрыть форточки, около ванны поместить деревянную решетку.
3. Наполнить ванну сначала 1/3 холодной водой и на 2/3 – горячей.
4. Измерить температуру воды, опустив термометр в ванну (должна быть 37ºС).
5. Помогите больному раздеться и:
а). удобно расположиться в ванне так, чтобы вода доходила до мечевидного отростка.
б.) вымыться мочалкой с мылом (сначала голову, потом туловище) и вытереться.
в). выйти из ванны, переодеться в чистое белье.
Примечание
1. Продолжительность ванны 15-30 минут.
2. Во время гигиенической ванны медсестра должна следить за самочувствием больного, его внешним видом и пульсом.
3. Для приема гигиенического душа в ванну поставить табурет, на который будет садиться больной.
Кожу тяжелобольного пациента необходимо ежедневно, не менее 2 раз, обтирать.
Обтирание
Оснащение : перчатки, таз с теплой водой, рукавичка или ватный тампон, полотенце.
Алгоритм действия :
1. Вымойте руки, наденьте перчатки.
2. Смочите рукавичку или ватный тампон (можно воспользоваться концом полотенца) в теплой воде.
3. Оботрите последовательно грудь и живот пациента.
4. Затем насухо промокните кожу полотенцем. Особенно тщательно протрите и высушите складки кожи под молочными железами у женщин (особенно у тучных), подмышечные впадины.
5. Поверните пациента на бок и оботрите спину, делая при этом легкий массаж. Затем высушите.
6. Уложите удобно пациента, накройте одеялом.
7. Снимите перчатки, вымойте руки.
Запомните! Особенно тщательного ухода требуют естественные складки кожи и места возможного образования пролежней.
Гигиенический душ – компонент санитарной обработки в приемном отделении при поступлении больного в стационар, в лечебном отделении 1 раз в 7-10 дней.
Оснащение : термометр для измерения температуры воздуха, мыло, полотенце, чистое нательное белье, щетка, 0,5% раствор хлорной извести.
Алгоритм действия:
1.Вымойте ванну;
2.Поставьте в ванну небольшую скамейку и усадите на нее пациента;
3.Включите душ, отрегулируйте температуру воды и помогите пациенту помыться в той же последовательности, что и в ванной;
4.Помогите пациенту выйти из ванны или душа, вытереться полотенцем, одеться и дойти до палаты. При необходимости воспользуйтесь креслом-каталкой.
Занятие №7. Уход за лихорадящими больными.
Цели занятия:
Студент должен знать:
· Физиологические механизмы поддержания температуры внутренней среды организма;
· Виды медицинских термометров; устройство ртутного термометра;
· Правила хранения термометров;
· Правила пользования термометром;
· Способы обработки термометров после их использования;
· Области тела, используемые для измерения температуры;
· Виды температур, показания к их регистрации;
· Время измерения температуры тела, суточные колебания;
· Правила построения температурной кривой;
· Лихорадка: понятие, виды;
· Периоды лихорадки;
· Клинические проявления в 1-м, 2-м, 3-м периодах лихорадки;
· Особенности ухода за больными на разных периодах лихорадки;
Студент должен уметь:
· Измерить температуру тела;
· Регистрировать результаты измерения температуры в температурном листе;
· Оказывать помощь пациенту в 1-м, 2-м и 3-м периодах лихорадки;
· Обработать термометры после использования;
Этико-деонтологический аспект темы. Если у вас возникают сомнения в правдивости пациента в отношении его температуры, повторите измерение температуры в своем присутствии, ссылаясь на возможную неисправность термометра.
Меры предосторожности . При работе с термометром мел-сестра может нечаянно его разбить. Пары ртути опасны для здоровья человека. Попросите пациентов выйти из помещения. Соберите ртуть и поместите ее в герметически закрытый сосуд, после чего вымойте руки.
Терморегуляция
Терморегуляцией называют совокупность процессов регуляции теплообразования и теплоотдачи. Поддержание определенного равновесия между этими процессами обеспечивает у здорового человека относительно постоянную температуру тела.
Теплообразование осуществляется за счет окислительных процессов в мышцах и внутренних органах: чем выше интенсивность метаболизма, тем оно больше.
Теплоотдача осуществляется путем теплопроведения, теплоизлучения и испарения (потоотделение).
При повышении температуры окружающей среды кровеносные сосуды кожи расширяются, увеличивается ее теплопроводность и теплоизлучение, усиливается потоотделение, что приводит к повышению теплоотдачи и предотвращает перегревание.
При снижении температуры окружающей среды уменьшается теплоотдача за счет уменьшения теплопроводности кожи и сужения ее кровеносных сосудов, повышается теплопродукция вследствие усиления сократительной активности скелетных мышц (мышечная дрожь), что предотвращает снижение температуры тела и переохлаждение.
Первое купание новорожденного ребенка в ванночке следует проводить после отпадения остатка пуповины и заживления пупочной ранки. Обычно, это происходит на 2-ой неделе жизни. Для купания ребенка Вам понадобятся: ванночка (лучше эмалированная, но можно и пластмассовую), детское мыло, мягкая губка, водяной термометр, кувшин или другая емкость с теплой водой для ополаскивания ребенка, пеленка и полотенце.
Частота купания детей:
В течение первых 6-ти месяцев - ежедневно;
- с 6 мес до 1,5 лет - через день;
- до 3-х лет - 2 раза в неделю;
- старше 3-х лет - не реже 1-го раза в неделю.
Температура воды в ванной:
В течении первого месяца жизни - 37,5-37 0 С. При этом, новорожденного купают в кипяченой воде, которую остужают до нужной температуры.
- до 6 мес.- 36,5-37 С;
- с 6 мес. до 12 мес. 36,0-36,5 С.
Продолжительность принятия ванны:
До 12 месяцев - 5-10 минут
- с 12 месяцев до 2-х лет - 8-10 минут
- после 2-х лет - 10-15 минут
Продолжительность ванны наращивают постепенно, начинают от нескольких минут и с каждым последующим приемом увеличивают время.
Поэтапность процедуры:
1. Перед купанием ванночку тщательно промывают с мылом и щеткой, затем ополаскивают горячей водой;
2. Положение ребенка в ванной. Голову и верхнюю часть туловища поддерживают одной рукой, другой рукой фиксируют ягодицы и бедра. Поддерживая ноги ребенка, его осторожно помещают в воду.
В этом положении обеспечивается наибольшее расслабление мышц ребенка. Для купания так же можно использовать специальную подставку. До 6 месяцев, положение ребенка в ванне - лежа. Так,чтобы голова была несколько выше туловища (вода не должна попадать в наружные слуховые проходы). Для этого нужно придерживать голову ребенка на своей руке. Вода должна быть на уровне сосков ребенка, верхняя часть груди остается открытой. После 6 месяцев - дети могут сидеть в ванночке, свободно, без напряжения, погруженные до уровня сосков.
3. Итак, одной рукой поддерживают голову и спинку ребенка, другой намыливают шею, туловище, ягодицы. Особое внимание уделите складкам в области шеи, в локтевых сгибах, паховой области, за ушами, под коленными сгибами и между ягодицами;
4. Затем ребенка приподнимают над водой, поворачивают спинкой кверху и обливают чистой водой из отдельной посуды;
5. В согретую пеленку заворачивают ребенка и легкими промокательными движениями обсушивают кожу ребенка;
7. Запеленать (или одеть) ребенка и уложить в кроватку.
Следует помнить, что:
Ванну проводят в определенные, желательно в одни и те же, часы. Не раньше чем через час после кормления или за 40-45 мин до него, а так же за 1-1,5 часа до сна;
После ванны ребенку необходим отдых в течение 20-30 минут;
Мыло при купании новорожденного используют не чаще 2 раз в неделю.
Возможные проблемы:
У некоторых детей ежедневные купания могут вызвать раздражение кожи (особенно если жесткая вода).
Рекомендации:
искупать ребенка с добавлением крахмала - 100-150 гр крахмала развести теплой водой и влить в ванную полученную взвесь;
Иногда после частого мытья с мылом волосы становятся сухими.
Рекомендации:
смазать волосы после купания растительным маслом. После обработки маслом волосы протирают сухи ватным тампоном;
Если на коже малыша появились элементы потницы.
Рекомендации:
в ванну добавить настой череды или ромашки. Для приготовления настоя берется 1 столовая ложка травы на стакан воды (200 мл) - настаивать 10 минут.
Туалет пупочной ранки
Цель: профилактика гнойно – септических заболеваний новорожденного
Обеспечение:
1. лекарственные средства- 3%раствор перекиси водорода,70%спирт,5% р-р калия перманганата или 1% р-р бриллиантового зеленого;
2. стерильный материал (деревянные палочки с ватными тампонами, ватные шарики)в биксах или в крафт- пакетах;
3. латок для стерильного материала;
4. латок для использованного материала;
5. пинцет;
6. пеленки;
7. перчатки;
8. фартук;
9. пипетка стерильная.
Подготовительный этап выполнения манипуляции:
1. распеленать ребенка в кроватке или не «нестерильном» пеленальном столике.
2. вымыть, просушить и обработать руки (перчатки) антисептическим раствором.
3. подмыть ребенка (при необходимости) и уложить на пеленальный столик.
Основной этап выполнения манипуляций:
4. вымыть, просушить и обработать руки (перчатки) антисептическим раствором.
5. развести края пупочного кольца.
6. с помощью пипетки или ватного тампона, взятого пинцетом, обильно покрыть пупочную ранку в 3% раствором перекиси водорода.
7. через 20-30 секунд просушить ранку, тушируя ее ватным тампоном на палочке.
8. обработать ранку и кожу вокруг деревянной палочкой с ватным тампоном, смоченным 70% этиловым спиртом.
9. другой палочкой с ватным тампоном, смоченным 5% р-ре калия перманганата или в 1% р-ре бриллиантового зеленого, обработать только ранку, не касаясь кожи вокруг.
Заключительный этап выполнения манипуляции:
10. запеленать ребенка.
11. уложить ребенка в кроватку.
12. вымыть и просушить руки в перчатках.
13. снять и обеззаразить перчатки и фартук.
14. использованные пеленки сбросить в бак для грязного белья.
15. вымыть и просушить руки.
Измерение окружности головы и грудной клетки ребенку.
Оснащение: сантиметровая лента, дезинфицирующий раствор, температурный лист, ручка.
Алгоритм:
1. Объяснить ребенку ход манипуляции.
2. Взять сантиметровую ленту.
3. Наложить ее горизонтально на голову ребенка через затылочный бугор сзади и надбровные дуги спереди. Отметить результат.
4. Затем наложить сантиметровую ленту на грудную клетку под углами лопаток сзади и по нижнему краю околососковых кружков спереди. Отметить результат.
5. Записать данные в температурный лист.
6. Сантиметровую ленту обработать 1% раствором хлоромина.
Измерения длины тела ребенка до 1 года.
Цель: оценка физического развития
Оснащение : ростомер, дезраствор, ветошь, емкости, пеленку.
Алгоритм:
1. Обработать ростомер дезраствором.
2. Покрыть ростомер пеленкой так, чтобы шкала осталась открытой.
3. Уложить ребенка на ростомер так, чтобы голова касалась неподвижной планки.
4. Попросить маму зафиксировать голову ребенка в этом направлении.
5. Выпрямить ножки ребенка нажатием левой ладони на колени.
6. Придвинуть к подошвам ребенка подвижную планку ростомера.
7. Зафиксировать на шкале цифру длины тела ребенка.
8. Снять ребенка с ростомера.
9. Убрать ребенка с ростомера.
10. Протереть ростомер дезраствором.
Гигиеническая ванна ребенку грудного возраста.
Цель:
- профилактика инфекционных заболеваний кожи новорожденного
Обеспечить комфортные условия
Оснащение:
ванночка, теплая кипяченая вода температура 37С, фланелевая рукавичка (марлевая салфетка), водяной термометр, фланелевая пеленка, 5% раствор перманганата калия, кувшин с теплой водой для ополаскивания, полотенце (пеленка) для вытирания, чистый комплект белья, стерильное растительное или вазелиновое масло, детское мыло(применяют 1-2 раза в неделю).
Алгоритм:
1. Ванночку вымыть с мылом, ополоснуть горячей водой.
2. Налить теплую кипяченую воду Т 37С.
3. Добавить раствор перманганата калия до слаборозового цвета воды. Размешать.
4. На дно положить свернутую фланелевую пеленку.
5. Измерить Т воды термометром.
6. На правую руку надеть рукавичку и взять ребенка на предплечье левой руки лицом вверх. Правой рукой поддерживать ребенка под коленями.
7. Опустить в воду сначала ножки, ягодицы, затем туловище, чтобы уровень воды доходил до середины груди ребенка.
8. Намылить рукавичку детским мылом.
9. Намылить волосистую часть головы, шею, туловище спереди и сзади, ноги.
10. Водой из ванны смыть мыло в той же последовательности.
11. Вынуть ребенка из воды.
12. Обдать водой из кувшина (температура воды на 1С ниже,чем в ванне).
13. Завернуть ребенка в полотенце.
14. Осушить кожу осторожными промокательными движениями.
15. Обработать кожные складки вазелиновым маслом (профилактика опрелостей).
16. Запеленать ребенка в чистое белье.
17. Ребенка накормить, уложить спать.
ЗАПОМНИТЕ!!! Лицо водой из ванны не моют во избежание заноса инфекции.
Продолжительность ванны: до 1 года -5-7 минут
1-2 года- 8-10 минут
с 2 лет- 10-20 минут
Частота: до 6 мес – ежедневно
с 6 мес до 1 года – через день
с 1 года до 2х лет - 2р в неделю
с 2х лет- 1р в неделю