Презентация на тему "мхи и папоротники". Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему «Водоросли, мхи, лишайники, папоротники никогда не цветет

Педагог. Что такое водоросли?

Дети . Это водные растения.

Педагог. Правильно, у них нет корней. Какого цвета бывают водоросли?

Дети отвечают. Зеленого, красного, бурого. Как они используются?

Дети делают предположения. Как удобрения: из них получают йод, лекарство, так как они содержат необходимые человеку и животным витамины.

Дети рассматривают водоросли в аквариуме, описывают их.

Педагог. Что такое мох?

Дети отвечают.

Это низкорослое растение, растущее обычно в сырых местах на земле, деревьях, камнях. Летом, когда жаркое солнце подсушит болота, появляются среди осинок и березок островки «снега».

Дети. Это мох.

Педагог . Правильно. Он высох от жары и вместо зеленого стал белым. Растение не погибло, просто оказалось в неблагоприятных для себя условиях. А пройдет дождь — и мох, как губка, впитает в себя влагу и снова станет прежним.

У мхов нет настоящих корней, но есть стебель и очень мелкие листочки. Круглый год мхи остаются зелеными. Но самые добрые времена наступают для них, когда идет дождь.

Мох сухим может быть несколько лет. Мхи любят сосняки и ельники. Во время войны мох использовали вместо ваты, он заменял также йод.

Дети рассматривают мох на участке, описывают его.

Что такое папоротник?

Дети. Это травянистое растение с крупными листьями.

Педагог. Где встречаются папоротники?

Дети . В лесах, во влажных местах.

Педагог . Что есть у папоротника?

Дети . Стебель, листья, корневище.

Педагог. Листья у папоротника растут верхушкой. Папоротник — многолетнее растение.

Что такое лишайники?

Дети предлагают варианты ответов.

Лишайники — это растение, состоящее из водоросли и грибка, растущее на почвах, камнях, коре деревьев.

Лишайники способны расти там, где никакое другое растение не может выжить: на камнях, в самых суровых условиях Арктики или высокогорий, в тундре, на песках, на таких малопригодных для жизни предметах, как стекло, железо, кирпичи и т.д.

Именно лишайники первыми осваивают непригодную для других растений среду обитания и прокладывают дорогу другим видам.

Лишайники легко переносят очень сильные морозы (—50 °С) и жару (+60 °С), а также отсутствие дождей. Однако они очень чувствительны к состоянию окружающей среды. Если в воздухе содержатся загрязняющие вещества, то лишайники исчезают.

В тундре лишайники служат кормом северным оленям.

Если нет наглядного образца лишайника, дети рассматривают их изображения в «Энциклопедии для детей» (биология).

Дидактическая игра «Раздели на группы»

Предложить по иллюстрациям, а по возможности и живым объектам, классифицировать водоросли, мхи, папоротники, лишайники.

Дидактическая игра «Что есть у растения?»

Дети по очереди перечисляют части растений: корень, ствол (стебель), ветки, почки, листья, цветы, плоды, семена.

Дидактическая игра «Кто где растет?»

Педагог называет среду обитания, дети перечисляют характерные для нее растения:

— в поле: ромашка, клевер, мятлик...;

— в лесу: сосна, береза, ель...;

— в помещении: фикус, колиус, бальзамин и т.д.

Затем наоборот: педагог называет растения, дети говорят, где оно обычно встречается.

Педагог . Вы теперь много знаете о растительном мире. Скажите, что значит природа для нас?

Дети отвечают. Педагог обобщает их ответы.

Жизнь человека нельзя представить без деревьев, кустарников, трав, цветов. Зеленые насаждения обогащают воздух кислородом, очищают его от пыли, снижают уровень шума. Из древесины изготавливают мебель, бумагу, ткань, строят дома. Природа щедро преподносит нам свои дары: грибы, ягоды, орехи и т.д.

Знайте, что мир растений — это волшебное царство, в котором обычное сочетается с необычным, явное с тайным. В нем все прекрасно, чудесно и одновременно загадочно. Природу надо изучать, познавать внимательно и кропотливо, чтобы своими действиями не причинять ей вреда.

Природа должна быть прежде всего объектом познания, удовлетворения этических и эстетических потребностей человека и только затем — объектом человеческого потребления.

Помните! Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому, что она самоценна.

1 слайд

Учитель биологии МБОУ «Лицей №1» г. Тулы Белякова Александра Анатольевна Папоротники

2 слайд

3 слайд

Вечер накануне Ивана Купала (Н.В. Гоголь) «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя.» Почему же так и не посчастливилось ботаникам найти чудесный цветок?

4 слайд

Происхождение Произошли от псилофитов. Что это за растения? Иллюстрация из книги «Kunstformen der Natur» Эрнста Геккеля (1904).

5 слайд

Папоротникообразные наивысшего расцвета достигли в каменноугольный период. На рис. изображен ландшафт леса того времени. Гигантские древние папоротники, древовидные хвощи и плауны сигиллярии с узорной корой обвивались папоротникообразными лианами. Подлесок составляли травянистые формы папоротникообразных. Деревья достигали 30-4ом высоты и более 2 м толщины.

6 слайд

7 слайд

Строение Папоротниковидные – отдел высших растений, известный с девона. В отличие от моховидных папоротники имеют проводящую ткань, доставляющую воду и питательные вещества ко всем органам. У папоротников есть хорошо развитые листья и стебель, у многих - корневище (с придаточными корнями), однако нет ни цветков, ни семян. Работа с учебником (стр. 77-78) 1. Каковы особенности строения папоротника? 2. Сравните папоротники с мхами. Найдите признаки сходства и различия. 3. Обоснуйте принадлежность папоротников к высшим растениям.

8 слайд

Лист папоротника – вайя Какие функции совмещает лист папоротника? фотосинтеза и спороношения

9 слайд

Спорофит Спорофит - всем известное зеленое растение - образует спорангии, часто выглядящие как красновато-бурые бугорки на нижней стороне обычных листьев или на специализированных листьях (спорофиллах). Спорангии рассеивают тысячи спор, каждая из которых в благоприятных условиях прорастает в гаметофит. КОЧЕДЫЖНИК ЖЕНСКИЙ - один из самых обычных папоротников в лесах умеренной зоны.

10 слайд

Споры На нижней стороне листа созревают споры, иногда собранные в группы – сорусы.

11 слайд

12 слайд

Гаметофит Гаметофит, называемый заростком - тонкая зеленая пластинка диаметром обычно ок. 6 мм. На нем развиваются мужские и женские половые органы - антеридии и архегонии. Когда они созревают, сперматозоиды из антеридиев плывут по покрывающей заросток пленке воды в архегонии и оплодотворяют здесь яйцеклетки. Из зиготы образуется новый спорофит.

13 слайд

14 слайд

15 слайд

16 слайд

17 слайд

18 слайд

Значение папоротников в природе и жизни человека В природе Образуют среду обитания для других организмов Являются звеном в цепи питания Источник кислорода Зарастание водоемов В жизни человека Многие папоротники используют в медицине. Являются своеобразными зелеными удобрениями Употребляются в пищу Декоративные растения Части листа папоротников используются для различных поделок. Каменный уголь, образовавшийся из отмерших древовидных папоротников

19 слайд

Использование каменного угля человеком 1. источник энергии 2. химическое сырьё для получения пластмасс, тканей, смол 3. краски, красители 4. взрывчатые вещества 5. вещества, используемые в парфюмерной промышленности 6. кокс 7. смазочные масла 8. лекарства

20 слайд

Закрепление Заполните пропуски в тексте, используя полученные знания: Папоротники произошли от потомков _______________________ и представляют собой одну из древних групп ___________________ растений. В настоящее время отдел Папоротниковидные насчитывает более __________ видов. Они растут как на __________ , так и в ___________________________. В жизненном цикле чередуются _______________________ и _______________________ поколения. Употребляют в _____________. Применяют в ______________, для изготовления лекарств. Выращивают в домах, как __________________ растение. Образуют залежи ____________________ угля.

21 слайд

Закрепление Определите основные элементы строения папоротника. Поместите их названия на правильные места, проверь их мышкой. корни корневище вайи сорусы 1 2 3 4

22 слайд

Закрепление Соотнесите изображения папоротников с их названиями: Сальвиния Адиантум Страусник

23 слайд

Готовимся к ЕГЭ В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков. - У папоротников появились корни. - У папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань. - В цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком.

24 слайд

Готовимся к ЕГЭ Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их. Папоротники растут только в тропических лесах. 2) Они закрепляются в почве только корневищами. 3) В жизненном цикле папоротников преобладает спорофит – бесполое оплодотворение. 4) Гаметы у папоротников образуются в сорусах со спорами. 5) Для оплодотворения папоротников необходима вода. 6) После оплодотворения из зиготы вырастает молодой гаметофит – заросток. 7) После отмирания заростка развивается новое листостебельное растение. 1 2 3 4 5 6 7

Слайд 1

Папоротники, мхи и водоросли

Окружающий мир 2 класс ПНШ

Выполнила учитель БОУ г.Омска «СОШ № 31 с УИОП» Лазаревич Ирина Геннадьевна

Слайд 2

Папоротники, мхи и водоросли.

Папоротники, мхи и водоросли – травянистые растения. Но они отличаются от цветковых тем, что не цветут и не имеют семян.

Слайд 3

Папоротник

Папоротник имеет корень, стебель, лист, но не имеет цветков. У папоротника никогда не бывает плодов и семян.

Папоротники появились около 400 млн. лет назад

Слайд 4

Папоротники – очень древние растения. Когда на Земле жили гигантские динозавры, папоротники были основными растениями нашей планеты

Слайд 5

Сравнение размеров древнего папоротника, динозавра, слона, человека и 10 этажного дома.

Слайд 6

Мох – растение без корней

Мох растет на стволах деревьев, на камнях, в текучей воде но никогда не цветет. Мхи такие же древние, как папоротники.

Слайд 7

Водоросли

Водоросли не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков. Водоросли можно встретить везде: в водоемах, в горах, в почве. Водоросли еще более древние растения Земли, чем папоротники и мхи.

Слайд 8

Проверь себя

Как цветет папоротник? Какой корень имеет мох? Где можно встретить водоросли? Какого цвета лист у водорослей? Как размножаются папоротники?

Слайд 9

Древнийпапоротникhttps://commons.wikimedia.org/wiki/File:Haeckel_Filicinae_92.jpg?uselang=ru

Тираннозаврhttps://commons.wikimedia.org/wiki/File:Tyrannosaurus_BW.jpg?uselang=ru

Слонhttps://commons.wikimedia.org/wiki/File:African_Bush_Elephant.jpg?uselang=ru

10этажныйдомhttp://www.google.ru/imgres?imgurl=http%3A%2F%2Fwww.pi-ngp.ru%2Fvar%2Fimage_cache%2F500pxxq90files_flib_1137.jpg&imgrefurl=http%3A%2F%2Fwww.pi-ngp.ru%2Fgallery%2Fid%2F259%2F&h=375&w=500&tbnid=AdaZlXrfnix9sM%3A&zoom=1&docid=yEG_-w-ypMndwM&itg=1&ei=VDtzVMnVIcXaPL6wgegD&tbm=isch&ved=0CEEQMygbMBs&iact=rc&uact=3&dur=1610&page=2&start=15&ndsp=20

Мохhttps://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%9C%D0%BE%D1%85,_%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BD%D0%B8.jpg?uselang=ru

Листпапоротникаhttps://commons.wikimedia.org/wiki/File:Fern.jpg?uselang=ru

Водорослиhttps://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ulva_lactuca.jpeg?uselang=ru

Слайд 1

Мхи и папоротники
Работу выполнила ученица 5 класса МКОУ СОШ п.Бор Сабурова Александра

Слайд 2

Мхи
Моховидные распространены во всех климатических зонах суши. В наше время известно свыше 25 тыс. видов мхов. Это преимущественно многолетние, реже однолетние травянистые растения. Зеленые стебли особей полового поколения у разных видов бывают длиной от 1–2 мм до одного метра

Слайд 3

Мхи растут на поверхности почвы практически повсеместно – от болот до пустынь, некоторые виды освоили пресные водоемы. Наибольшее количество видов произрастает в хорошо увлажненных местах – влажных лесах, на лугах и т. д. На болотах и в тундре мхи составляют основу растительных сообществ. Часто они поселяются на деревьях и скалах. Мхи, растущие в пустынях, на протяжении нескольких лет могут сохранять жизнеспособность, находясь в высушенном состоянии.

Слайд 4

Мхи не требовательны к условиям произрастания, они могут поселяться там, где отсутствуют другие растения. Выделяя кислоты, мхи вызывают постепенное разрушение скал, а их отмершие части накапливаются между обломками. Так возникают первичные почвы, на которых со временем поселяются и другие растения. Интересно, что животные почти не питаются мхами. Это способствует накоплению их остатков в почве и, таким образом, увеличению запасов перегноя.
Использование человеком

Слайд 5

Люди используют некоторые виды как лекарственные растения и декоративные растения. Споры плаунов применяют в фасонном литье, пиротехнике. Хвощ полевой является индикатором кислых почв и злостным сорняком. Вымершие хвощи и плауны образовали значительные залежи каменного угля.

Слайд 6

Обманчивый сфагнум
Андрея скальная

Слайд 7

Папоротник - одно из древнейших растений, сохранившихся на нашей планете. На Земле существует более 10 тыс. различных видов папоротников. Существуют как травянистые, так и древесные формы. В тропических лесах папоротники растут не только на земле, их можно встретить на ветках и стволах деревьев.
Папоротник

Слайд 8

Многие папоротники используют в медицине. Например, из корневищ щитовника мужского делают противоглистные препараты; лигодиум мелколистный используют для лечения открытых ран, схизею вильчатую, при лечении кашля и болезней горла. Лекарственным растением является папоротник орляк.
Использование человеком