Отметьте у каких растений зелеными до заморозков. Осенние посиделки. Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью

Каждое время года по-своему прекрасно. Погода за окном оказывает большое влияние на все живое, что нас окружает. Поэтому и зима и весна, и лето, и осень играют большую роль в жизни растений.

Весна

Растения, цветущие весной

Весной дни становятся длине, а солнечные лучи все теплее. Именно в этот период абсолютно все растения начинают расти, пускать почки и тянуться к солнечному свету. Для того, чтобы рост растений был прогрессивным, необходимо частое и обильное увлажнение, особенно если зама была не снежной.

Самыми первыми весенними цветами являются мелколучковичные, например, галантусы, карликовые ирисы, крокусы, хионодоксы и пушкинии.

А в апреле начинают цвести нарциссы, ботанические тюльпаны, гиацинты, а также пролески сибирские и рябчик императорский.

Ближе к маю распускаются прекрасные многолетки: примулы, пролески дубравная и лютичная, лесные хохлатки и медуницы сахарные.

Жизнь кустарников также восстанавливается в весеннюю пору. Самыми ранними являются: волчье лыко, форзиция, бузина красная и спирея японская. Ближе к середине весны начинает цвести айва японская, магония падуболистная, миндаль степной и луизеания трехлопастная.

Май является самым красочным месяцем в жизни растений. Начинают цвести луковичные - тюльпаны, нарциссы, мышиный гиацинт мускари. Поражает своей красотой лук декоративный и лук гигантский.

Также представителями весеннего цветения являются незабудки, маргаритки, виолы. А ближе к лету в права вступают: бадан, белоснежный ландыш, бруннера, дицентра и дороникум.

Конечно, стоит отметить деревья, цветущие в весенний период - абрикос, яблоня, груша, вишня, слива и многие другие.

Лето

Жизнь растений летом

Лето является жизненным пиком практически всех растений. Теплая погода, долгие солнечные дни и увлажнение способствуют не только благоприятному росту, но и возможности накопить полезные вещества для того, чтобы пережить зиму.

Уже летом, тюльпаны, камелии, цикламены, гиацинты и нарциссы начинают готовиться к следующему цветению, набираясь сил и энергии в летнюю пору.

Это время года является периодом цветения многих сортов: клеомы колючей, роз, бегонии вечноцветущей, настурции, газании, львиного зева, бархатцев и петуний. Своими красками и ароматом радуют: резеда, смолевка, маттиола, кларкия, гацания и многие другие цветы.

Очень красивы кустарники, цветущие в летнюю пору - будлея, жасмин, кустовая роза, гортензия мельчатая, рододендрон и спирея. Кареоптерис, каликант, олеандр, лапчатка, ладанник, скумпия кожевенная и клетра - все эти кустарники цветут в теплый летний период.

В начале лета на лугах вырастают и зацветают васильки, колокольчики, ромашки, а на лесных опушках появляется малина. На водоемах виднеются кувшины. Начинают созревать плоды земляники, и появляются первые грибы.

В середине лета воздух пропитывается ароматами цветущий липы. А вишня, малина, черника, смородина и крыжовник покрываются многочисленными плодами.

Осень

Изменение жизни растений осенью

Практически для всех растений осень является периодом успокоения или окончания жизненного цикла. Солнечных дней становится все меньше, а температура воздуха постепенно понижается. Однолетние растения, такие как, горох, цветная капуста, укроп и другие заканчивают свои рост и высыхают. Тоже самое происходит и с однолетними цветами - календулой, лютиком, льном, незабудками и другими.

Осенью у березы листья становятся светло-желтыми, у рябины - пунцово-красными, у осины - оранжевыми, а у ольхи - мутно-зелеными. Большинство деревьев сбрасывают свою красочную листву.

Цвет трав также приобретает особый пигмент. Голубика и сныть становятся фиолетовыми, а черника - ярко-желтой.

Листопад является неотъемлемой и не малозначимой частью жизни растений. Покров, образуемый упавшими листьями, защищает деревья от зимних заморозков и насыщает корни полезными веществами.

Не все деревья сбрасывают с себя листву, например, сосна, ель и можжевельник являются вечнозелеными видами. Также в холодную пору зелеными остаются: вереск, багульник, клюква, брусника и другие растения.

Деревья подготавливаются к зиме, вырабатывая защитные вещества на своих ветвях - кожистые чешуи, волосистый покров и смолистые, восковые вещества.

Пережить зиму и начать жизненный цикл весной способны брусника, багульник, одуванчик, маргаритка, чистотел, медуница, подорожник. В виде луковиц сохраняется мать-и-мачеха. А в виде семян остаются мокрицы, ярутки, пастушьи сумки, лебеды и крапива жгучая.

Зима

Как растения живут зимой

Зима является самым сложным периодом в жизни растений. Осенью происходит подготовка к холодам, ветрам и снегу, меняется химический состав деревьев и кустарников. Опавшие листья защищают корни от мороза и насыщают растения питательными веществами.

Однолетние растения не доживают до зимнего периода, а многолетние успевают подготовиться. Снежный покров становится для них неким одеялом, способным сохранить тепло и поддерживать уровень влаги.

Растения, сбросившие листья, впадают в зимнюю спячку. А вечнозеленые виды: пихта, ель, сосна, можжевельник, кедр - не засыпают, а живут за счет того, что в их иголках содержится достаточное количество влаги и минералов. Это позволяет им пережить самые сильные морозы.


1 вариант
1. Выпишите цифры, соответствующие однодольным растениям:
№ 1 – мочковатая корневая система
№ 2 – две семядоли
№ 3 – одна семядоля
№ 4 – околоплодник
№ 5 – семенная кожура
№ 6 – один зародышевый листок
№ 7 – два зародышевых листка
2. Дайте определение понятия: узел, междоузлие

I. Черешковые
A. Береза
Б. Клен
B. Смородина
Г. Алоэ
Д. Рябина
Е. Овес
Ж. Кукуруза

I. Простые
A. Липа
Б. Шиповник
B. Пшеница
Г. Клевер
Д. Дуб
Е. Акация
5. Кожица листа – это ткань:
А. Покровная
Б. Механическая
В. Проводящая
Г. Запасающая
6. Световой лист, в отличие от теневого:
A. Имеет более светлую окраску
Б. Содержит меньше хлорофилла
B. Имеет несколько слоев столбчатых клеток
Г. Все утверждения верны
7. Выпишите цифры, соответствующие:
I – столбчатой ткани,
II – губчатой ткани.
№ 1 – клетки прилегают к верхней кожице
№ 2 – клетки округлые и неправильной формы
№ 3 – клетки плотно прилегают друг к другу
№ 4 – клетки удлиненной формы
№ 5 – межклетники заполнены воздухом
№ 6 – в цитоплазме клеток особенно много хлоропластов
8. Найдите соответствие. Выпишите цифры, обозначающие видоизменения листьев, характерных для растений (буквы).
A. Барбарис
Б. Кактус
B. Горох
Г. Облепиха
Д. Росянка
№ 1 – колючки
№ 2 – иголки
№ 3 – шипы
№ 4 – усы
№ 5 – волоски с клейкой жидкостью

2 вариант
1. Выпишите цифры, соответствующие двудольным растениям:
№ 1 – стержневая корневая система
№ 2 – две семядоли
№ 3 – одна семядоля
№ 4 – околоплодник
№ 5 – семенная кожура
№ 6 – один зародышевый листок
№ 7 – два зародышевых листка
2. Дайте определение понятия: побег, лист
3. Найдите соответствие между названиями растений и типом листорасположения у них:
I. Сидячие
A. Береза
Б. Клен
B. Смородина
Г. Алоэ
Д. Рябина
Е. Овес
Ж. Кукуруза
4. Найдите соответствие. У каких растений листья простые, а у каких – сложные.
I.Сложные
A. Липа
Б. Шиповник
B. Пшеница
Г. Клевер
Д. Дуб
Е. Акация
5. Проводящие пучки листа состоят из клеток ткани:
А. Механической
Б. Проводящей
В. Механической и проводящей
Г. Запасающей
6.Теневой лист, в отличие от светового:
A. Имеет более тёмную окраску
Б. Содержит больше хлорофилла
B. Имеет один слой столбчатых клеток
Г. Все утверждения верны
7. Выпишите соответствующие цифры, обозначающие признаки листьев растений влажных и засушливых мест.
№ 1 – листья крупные
№ 2 – небольшой размер листьев
№ 3 – густое опушение листовой пластинки
№ 4 – большое количество устьиц
№ 5 – восковой налет на внешней стороне листа
№ 6 – небольшое количество устьиц
Растения влажных мест – №...
Растения засушливых мест – №...

8. Вставьте пропущенные слова.
1. Замыкающие клетки, в цитоплазме которых содержатся..., и щель между ними образуют...
2. Через устьичную щель в лист проникает... и происходит...

Ключ
1 вариант
1. 1,3,6
3. А,Б,В,Д
4. А,В,Д
5. А
6. Г
7. I- 1,3,4,6 II- 2,5
8. А-3, Б-2, В-4, Г-1, Д-5

2 вариант
1. 1,2,5,7
3. Г,Е,Ж
4. Б,Г,Е
5. В
6. Г
7. I-1,4; II- 2,3,5,6
8. хлоропласты, устьичный аппарат;
Углекислый газ, фотосинтез


































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений;
  • обеспечить условия для развития речи учащихся, развития произвольного внимания;
  • создать условия для эмоциональное восприятие осенней природы.

Задачи

предметные:

1) формировать представления детей об осенних изменениях в жизни растений.

2) показать связь осенних изменений в мире растений с признаками осени в неживой природе;

метапредметные:

3) развивать умения анализировать, сравнивать и находить необходимую информацию в тексте;

4) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, делать выводы;

5) развивать умение работать со схемой, пользоваться словарем;

личностные:

6) развивать эмоциональное восприятие осенней природы;

7) воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.

8) формировать умение работать в группе

Оборудование:

  • Персональный компьютер, интерактивный комплект
  • Учебник "Окружающий мир" 3 класс, О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин
  • Рабочая тетрадь №1, 3 класс, О.Т.Поглазова
  • Раздаточный материал (Карточки с заданиями для работы в группах, зелёные и жёлтые листочки из цветной бумаги, полоски с отрезками для теста)

Ход урока

1. Оргмомент.

Здравствуйте, садитесь.

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

2. Эмоциональный настрой.

Видеофильм “Осень в лесу” (Слайд №2)

С каким настроением смотрели фильм? (Хорошее, радостное)

Что создаёт хорошее настроение? (Очень яркие краски, хорошая музыка)

С хорошим настроением мы гуляем по осеннему лесу.Слайд №3

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)

В своих замечательных стихах И.Бунин назвал лес расписным теремом. А кто же его расписал? (Осень)

3. Постановка темы урока.

Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об осени в лесу, об осенних листьях)

Верно, тема нашего урока “Осенние изменения в жизни растений”.

Сегодня мы поговорим о том, как изменилась жизнь растений с приходом осени.(Слайд №4)

4. Актуализация знаний.

Как вы поняли, что в лесу наступила осень? (Изменилась окраска листьев)

Мудрая Сова приготовила вам задание. Распределите картинки по группам и ответьте на вопросы: -Какая осень изображена в каждой группе? Почему? (Слайд №5)

Что же заставило осень изменить окраску листьев? Назовите причины.

(Слайд №6 - солнышко, термометр, дождь)

1. Солнце ниже - мало света и тепла, дни становятся короче ночи

2. Понижение температуры воздуха и воды, появление инея на земле. А дальше и первые заморозки.

3. Изменение осадков: туманы, затяжные дожди, первый снег

Правильно. Именно эти причины заставили осень изменить жизнь растений.

5. Изучение нового.

1) Изменение окраски листьев-очень красивое явление в жизни растений. Давайте разберёмся, как это происходит?

(Слайд №7) Летом все деревья имеют одну окраску - зеленую. Зелёный цвет листьям придаёт хлорофилл. Конечно, зелёный цвет имеет разные оттенки, но кажется, что их покрасили одной кистью. А вот осенью те же самые листья приобретают разную окраску. Откуда берутся эти цвета?

Почему осенью меняется окраска листьев? (Слайд №8)

Учебник: с.46, 1обзац (ответы детей)

(Слайд №9) Летом день долгий. Хлорофилл успевает разрушиться и восстановиться. Поэтому листья всё время зелёные. Осенью дни короткие, света мало, и хлорофилл не успевает восстанавливаться. Другие красящие вещества становятся ярче.

А какие вещества влияют на окраску листьев? Что ещё влияет на яркость красок?

Слайды № 10-16 (дополнительная информация-рассказ учителя)

Слайд №10 В листьях есть вещество “ксантофилл”, которое делает лист желтым.

Жёлтые пигменты довольно стойки, и осенью листья многих растений становятся жёлтыми. Однако у листьев некоторых деревьев жёлтые красящие вещества отсутствуют. Поэтому осенью, когда с понижением температуры деятельность листа замирает, проступают багряные, оранжевые и фиолетовые пигменты.

Слайд №11 Каротин придаёт листьям оранжевый оттенок.

Слайд №12 Существует еще антоцианин, придающий сахарному клену и красному дубу их яркие красные оттенки.

Кроме того, осенью уменьшается отток органических веществ из листьев, и в них идёт образование разных веществ, меняющих окраску листьев.

Слайд №13 Яркость и прочность окраски во многом зависят и от погоды. Сухая солнечная осень дарит нам не только хорошее настроение, но и сочно окрашенные листья.

Слайд № 14 На яркость осенних тонов влияет и возраст дерева. Чем оно моложе, тем свежее у него листья, тем крепче они держатся на ветках.

Слайд №15 Благоволит к ярким нарядам и теплая умеренно влажная осень.

Слайд №16 Напротив, в дождливую, пасмурную осень изменение окраски листьев происходит медленнее. В холод и дождь краски леса не такие яркие и быстро исчезают.

А теперь повторим причины изменения окраски листьев

Слайд №17 Называем последовательность причин и следствийизменений:

  • Уменьшается световой день
  • Не успевает восстановиться хлорофилл
  • Изменяется окраска листьев

Слайд №18 Физминутка для глаз “Осень"

2) Слайд №19. Работа в печатной тетради.Ученики выполняют задание № 7 - кроссворд (ель, вишня, абрикос, яблоня, шиповник, рябина, дуб).

Назовите и впишите названия растений.

Назовитеключевое слово (листопад)

Что такое листопад? (Ответы детей)

К листопаду растения готовятся заранее. Сначала изменяется окраска листьев. Но не у всех деревьев и кустарников это происходит. Листья сирени, ольхи опадают зелёными. Половина листьев осины опадёт с дерева, пока побагровеют оставшиеся листья

Слайд №20. - Почему опадают листья?

Ответ в учебникена с.46-47.

(Для справки . Корни дерева всасывают воду из почвы. А через листья идёт испарение воды из растения. Стоит температуре воздуха чуть понизиться, как всасывание замедляется, а испарение идёт примерно с той же скоростью. Дерево начинает терять влаги больше, чем получает. Если так будет продолжаться долго, то дерево погибнет от обезвоживания – высохнет. Чтобы этого не случилось, дерево с самого начала похолодания начинает защищаться. Выделяет особые клетки, которые направляются в черешки листьев, заполняют их основания. Образуется плотная разъединительная ткань, которая прекращает доступ влаги к листу. Лист больше не связан с деревом,он мертвеет. Дереву это и надо – оно больше не дорожит листьями, они даже мешают ему. А опавшие листья ещё помогут ему в зимние морозы сохранить корни дерева, помогут пережить зиму.)

Называем последовательность причин и следствий изменений:

1. Понижение температуры

2. Замедление движения соков

3. Пробковый слой

4. Листопад

3) Слайд №21 - Зачем опадают листья?

Листопад (причина) - уменьшение испарения спасает от засухи (следствие)

Избавление от лишних минеральных солей (следствие)

4) - Вернитесь к кроссворду. Какоерастение вы отметите как лишнее? (Ель)

Почему? (Листопад у лиственных деревьев, а у хвойных его нет.)

- Почему у хвойных деревьев нет листопада?

Ответ на этот вопрос есть в учебнике: с.47,2обзац.

Слайд №22 Называем ответы:

1. Восковой налёт хвоинок спасает от “зимней засухи”

2. Ненужные дереву вещества накапливаются медленно, смена хвои идёт постепенно

Лиственница-исключение у хвойных деревьев.

Почему хвоя лиственницы осенью опадает?

Слайд №23 Ответ:

(У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя)

5) - Что происходит осенью с травянистыми растениями? Слайд №24

Ответ с.48. (Устные ответы детей)

6. Физминутка Слайд №25

7. Тест (графический диктант) Растения осенью Слайд №26

001 - У вас на парте есть полоски с короткими одинаковыми отрезками. Я читаю утверждение. Одни из них верные, другие-неверные. Где верное-дорисовываете “ ”,где неверное- просто пропускаем отрезок.

1. Листья клёна бывают и красные, и жёлтые. +

2. Листья сирени опадают жёлтыми. -

3. Листики осины постоянно дрожат, даже если нет ветра. +

4. У ивы резные листочки. -

5. У рябины листья краснеют. +

6. Дуб дольше других не сбрасывает листвы. +

7. У берёзы листья жёлтые. +

8. Ясень желтеет последним. -

9. У клёна, как и берёзы, берут сладкий сок. +

10. Все хвойные деревья остаются зелёными. –

Сравнили свои ответы с моим (появляется в презентации). Оцените свою работу по критериям оценивания.

А теперь узнаем верные утверждения. (Учитель читает утверждения, ученики называют правильные ответы, где утверждения неверные.)

8. Работа в группах Слайд №27

Каждая группа получила карточку, которая разделена на три части: картинка, название, текст. Текст уже напечатан. Это отрывок из рассказа об осени. Внимательно прочитайте его и определите о каком периоде осени рассказал писатель. Подберите и наклейте название текста и картинку-иллюстрацию к нему

1 группа

Тургенев Иван Сергеевич

Погода была непостоянная. То шёл мелкий дождик, то из-за раздвинутых туч показывалось солнышко. Роща то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось, то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли и украдкой начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.

Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня.

2 группа

Скребицкий Георгий Алексеевич

Взяла Художник-Осень самые яркие краски и отправилась в лес рисовать свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила.
Могучему дубу подарила медную кованую броню, а липам убор из золотой парчи. Остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

3 группа

Паустовский Константин Георгиевич

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я хотел услышать, как шуршат падающие листья. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека.

Как-то поздним вечером я увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки клёна красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал я шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот.

Выступление представителей каждой группы, показ страниц с иллюстрациями.

(пример: слайд №28)

9. Итог урока Слайд №29

О каких осенних изменениях в жизни растений вы узнали?

О каких периодах осени шла речь на уроке? (Ранняя осень, золотая осень,поздняя осень)

Чем они различаются?

10. Домашнее задание (слайд №30):

Творческое (по желанию):

Составить небольшие рассказы: “Осень в лесу”, “Осенняя пора”, “Листопад в нашем городе”;

Найти стихи об осени;

Рисунок по теме.

11. Рефлексия Слайд№31

На доске берёза без листьев

У вас на столах лежат листики: зелёный и желтый. Выберите один.

  • ЖЁЛТЫЙ: урок был мне интересен и полезен.
  • ЗЕЛЁНЫЙ: урок прошел без пользы для меня.

А теперь закрепите свои листики на берёзе.

Посмотрите, какая нарядная стала наша берёза. Теперь мы все видим, что встретила берёза свою золотую осень.

(Пример: слайд № 33)

12. В заключение. Слайд №32

Любуясь осенней природой, я написала такое стихотворение:

Осень.

Снова осень взялась за краски
И вовсю золотит листву.
Прекратив на время осадки,
Она спешит показать красоту.
Красоту осенних деревьев,
Красоту тёплых дней осенних,
Чтоб в холодные дни у печки
Было что вспоминать о них.
Кнышова М.Е.
9.10.2013 г.

Желаю и вам творческого осеннего вдохновения!

СПАСИБО ЗА РАБОТУ! (Слайд №33 )

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

  1. Видеофильм “Осень в лесу” Янкова Ирина Викторовна http://viki.rdf.ru/cat/vremena_goda/?page=8#list;
  2. Идея графического диктанта (в тесте) взята в журнале “Начальная школа” №6, 2013г., с.25.
  3. Источник шаблона: Шевляк Ирина Алексеевна, http://pedsovet.su/
  4. Картинки http://images.yandex.ru/
  5. Физминутка “Осень” Галкиной И.А., http://pedsovet.su/load/244-1-0-2616
  6. Физминутка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Велижская средняя общеобразовательная школа №2

Экскурсия

«Осенние явления в жизни растений»

6 класс

Выполнила:

Кудряшова Екатерина Вячеславовна,

учитель биологии и химии

Цели:

образовательная – развивать у учащихся понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды; осенняя окраска листьев, листопад, распространение семян, особенности внешнего строения цветковых растений разных мест обитания, подготовка растений к зиме; формировать общеучебное умение по оформлению письменного отчета об экскурсии.

развивающая – развивать любознательность, познавательный интерес к сезонным изменениям природы и творческие способности детей.

воспитательная – развивать диалектико-материалистическое мировоззрение, раскрывая причины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде; формировать у учащихся эстетическое восприятие природы.

Оборудование:

папка для гербаризации листьев;

карточки – задания;

дидактический материал с изображением деревьев и кустарников;

полиэтиленовые мешочки для сбора семян и плодов;

лупа, линейка, блокнот, карандаши.

Методы обучения:

    наблюдение;

    беседа;

    рассказ;

    распознавание объектов.

План:

I. Вступительное слово учителя.

II . Самостоятельная работа учащихся по карточкам.

III . Итоги экскурсии.

IV . Домашнее задание.

Проведение экскурсии.

I . Учитель: Ребята, вот мы с вами и на месте. Посмотрите вокруг, какое сейчас время года?

Ученики: Осень

Учитель: Правильно! Не правда ли прекрасное время года. Сколько о нем написано стихов, сколько нарисовано картин, даже и не счесть. Послушайте стихотворение И. Бунина «Листопад»:

« Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца...»

Раскрываю для детей тайны удивительных вещей природы.

Учитель: Ребята, я просила вас найти какие-нибудь стихотворения, рассказы, пословицы, загадки на тему «Осень». Давайте проверим, что вы подготовили.

Ученик:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(А.С. Пушкин)

Учитель: Молодец! Кто-нибудь из вас подготовил еще стихи?

Ученик 1: Стихотворения про осень

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(А.С. Пушкин)

Ученик 2: Пословицы про осень:

Осенью скот жиреет, а человек добреет.

Осень хвастлива, весна справедлива.

Осень прикажет, а весна свое скажет.

Осень - запасиха, зима - подбериха.

Осень - время собирать урожай.

Осень - погоды перемен восемь.

Брюзжит, что худая муха в осень.

В осень и у вороны копна хлеба.

Придет осень, за все спросит.

Цыплят по осени считают.

В осень и у воробья пир.

Осенью и воробей богат.

Осень непогодь несет.

Ученик 3: Загадки про осень:


Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я - ...
(Осень)

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.

(Береза)

Ученик 4:

Сидит – зеленеет,

Летит – пожелтеет,

Упадет – почернеет.

(Лист)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Лес)

Учитель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо подготовились.

Ребята, как вы думаете, а почему не которые люди не любят осень?

Ученик: осенью, опадают листья, отцветают растения, все становится желтым и идет дождь.

Учитель: Правильно. Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?

Ученик: бумажки, бутылки, битое стекло.

Учитель: весь этот мусор не нужен природе. А как вы думаете почему?

Ученик: этот мусор не нужен природе, потому что он долго разлагается и загрязняет окружающую среду.

Учитель: Верно. Например, полиэтиленовые пакеты разлагаются около 100 лет. Ребята, если мы пришли в лес на пикник, что мы должны сделать при уходе?

Ученик: Все отходы мы должны взять с собой, а то, что легко разлагается закопать.

Учитель: Все верно. Сегодня мы пришли сюда, чтобы разобраться, почему растения сбрасывают листву, почему желтеют листья и многое другое. Итак, какие же изменения произошли при смене лета на осень?

Ученики: уменьшился день, понизилась температура воздуха, увеличилась влажность, выпадает большое количество осадков.

Учитель: Все правильно. А какие изменения произошли с растениями?

Ученики: Трава потемнела, пожелтели листья деревьев и кустарников, опадают листья, некоторые растения отцвели, а на некоторых уже появились семена.

Учитель: Верно.

II . Учитель: Ребята, после экскурсии нам надо будет ответить на вопросы: Почему сезонные изменения погодных условий влияют на жизнь растений осенью и как растения приспосабливаются к изменениям условий внешней среды и как они готовятся к зиме?

Для того чтобы ответить на все эти вопросы нам необходимо выполнить ряд заданий. Для работы нам нужно разделиться на 5 групп по 4 человека и каждая группа получает свое индивидуальное задание на карточке.

Задания предусматривают выполнение двух видов работ:

Первый вид работы направлен в основном на ознакомление учащихся с многообразием видов древесных растений, выявление признаков приспособленности растений к осенним условиям.

Второй вид работы направлен на формирование эстетических ценностей природы.

Перед выполнением заданий провожу инструктаж.

Привожу пример 2 карточек (всего их было 5).

Карточка 1

Изучить процесс листопада.

1.Отметьте изменения в жизни деревьев, кустарников, трав. Какой стала окраска у большинства растений, а у каких растений осталась зеленой до самых заморозков.

2.Отметьте в таблице виды растений и сроки их листопада: частично сбросили, полностью освободились от листвы, оставили на зиму (+).

Листопад

Растение

Частично сбросили

Полностью сбросили

Оставили на зиму

3.С помощью лупы рассмотрите, основание черешка опавшего листа и найдите слой ткани способствовавшей его отделению.

4.Соберите листья различной окраски и сделайте из них гербарий с подписями названий растений.

5.Рассмотрите окраску листьев у различных деревьев и кустарников и внесите данные в таблицу.

Окраска листьев

Название растения

Окраска листьев

6.Одинакова ли продолжительность листопада у разных видов деревьев и кустарников?

7.Написать не большой рассказ на тему: «Осень».

Карточка 2

Изучить многообразие плодов.

1. Соберите плоды, которые распространяются ветром (ясень, клен, липа, береза).

2. Соберите плоды, которые распространяются птицами (рябина, калина, бузина).

3. Соберите плоды, которые распространяются человеком (череда, гравилат, подорожник, ромашка, репейник).

4.Соберите плоды, которые распространяются саморазбрасыванием (акация).

5.Заполните таблицу.

Название растения

Тип плода

Особенности строения плода

Способы распространения

Дуб

желудь

Коричневого цвета, окружен плюской.

С помощью животных и человека

6. Почему у растений на плодах образуются волоски, крылья? С чем это связано?

7. Составьте 2 синквейна на тему: «Осень».

      1. При подведении итогов в обобщающей беседе выясняю, как учащиеся усвоили материал по данной теме.

Итак, ребята подойдите ко мне и ответьте на вопрос: Когда начинается календарная и астрономическая осень?

Ученики: календарная осень начинается 1 сентября, а астрономическая - после 23 сентября.

Учитель: А ботаническая осень всегда приходит как-то неожиданно с появлением массового пожелтения листвы у березы и липы. Однако, настоящая осень наступает даже не тогда, когда все листья на деревьях стали желтыми, а с того времени когда начинается листопад. Как вы думаете, ребята, почему это явление очень важно для растений?

Ученики: Именно в этот период растение готовится к неблагоприятному периоду - зиме. Именно с опадением листвы уменьшается испарение.

Учитель: А что случилось бы, если бы листва не опадала?

Ученик: При сохранении листвы испарение бы продолжалось, корни не могли бы восполнять потери влаги из-за промерзания почвы, и это привело бы к гибели растения. Сбрасывание листьев предохраняет растение от механического повреждения, т.к. Под тяжестью снега на широкой листовой пластинке ветви бы сломались. Вместе с листьями растение удаляет вредные вещества, которые к осени из стволов и стеблей переходят в листья.

Учитель: Все правильно. Скажите, ребята, а одинакова ли продолжительность листопада у разных видов деревьев?

Ученики: Нет, она различна.

Учитель: А как же происходит листопад?

Ученики: К осени у основания черешка листа образуются особые мелкие клетки, напоминающие пробку - это отделительный слой.

Учитель: Как называется место на стебле, где был прикреплен лист?

Ученик: Это место называется листовым рубцом.

Учитель: в период листопада листья, меняют свою окраску на желтую, красную, фиолетовую, чем объясняется это многообразие цветов?

Ученики: Это объясняется тем, что помимо хлорофилла в листьях находятся и другие окрашивающие вещества. Но весной зеленый пигмент их покрывает и не дает им проявляться. Осенью хлорофилл разрушается и начинает преобладать другое вещество – антоциан, от которого листья становятся красными или фиолетовыми.

Учитель: Молодцы, все правильно. А как вы думаете, почему хвойные деревья не сбрасывают на зиму хвою?

Ученик: Сосна и ель - засухоустойчивые растения, испаряющая поверхность их хвоинок очень мала и они покрыты восковым налетом, который почти не пропускает влагу.

Учитель: В конце беседы отмечаю смышленых, наблюдательных, организованных ребят.

Итак, ребята, мы сегодня с вами проделали огромную работу, пронаблюдали, как растения готовится к зиме, листопад.

Делаю вывод, придав материалу целостность.

IV . Напоминаю о сроках письменного отчета. Каждая группа
школьников представляет выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы.

По результатам экскурсии провожу обобщающий урок. К этому уроку в кабинете биологии монтирую выставку наиболее удачных творческих работ учащихся: сочинения - миниатюры, стихи собственного сочинения, рисунки, коллекции плодов и семян, гербарные листы, поделки из природного материала.

Свои восхищения явлениями природы, свои чувства, любовь дети выражают в рисунке, в написании стихов, синквейнов, кроссвордов, эссе, рассказов.

Отчеты проверяю и оцениваю:

На обобщающем уроке подводим итог экскурсии по двум видам работ, предусмотренных в карточках. Ребята читают свои ответы на вопросы, показывают рисунки, читают стихи, обмениваются мнениями, ведут дискуссии.

Опыт проведения таких обсуждений показывает роль и значение экскурсий: ребята становятся активнее, заинтересованнее в изучаемом и обсуждаемом материале, они с удовольствием делятся наблюдениями и впечатлениями. Наблюдая живописные уголки природы, школьники учатся понимать красоту, у них развивается любовь к русской природе.

Экскурсии дают хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания, экологических связей, единства и целостности природных комплексов.

Источники

Пасечник В.В. Биология, грибы, растения. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2010.

Интернет ресурсы:

1. А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

2. А.С. Пушкин «Унылая пора»

3. И.Бунин «Листопад»

4. пословицы про осень

5 . загадки про осень