Кустарники японии. Цветы в японском стиле "комоно". Работайте с ограниченной палитрой цвета


Японское название Ajisai . Большинство видов гортензии – кустарники высотой 1-3 м. Цветы собраны на конце стебля в шарообразные соцветия. У наиболее популярной гортензии крупнолистовой (более 600 сортов) – цветы могут быть белого, синего, сиреневого, розового, красного цвета (зависит от кислотности почвы). В Японии временем пика цветения гортензии является сезон дождей (середина июня). Вокруг многих храмов и святилищ произрастает множество кустов гортензии (иногда до 150 тысяч): Meigetsu-in в Камакуре, Fujimori Jinja, Tofukuji в . В сезон цветения в святилищах и парках Японии проходят Фестивали Гортензии (Ajisai Matsuri).

Ликорис / Higanbana

Ликорис цветет – и помереть невозможно в такую пору. (с) Танэда Сантока

Ликорис (Higanbana ), латинское название – Lycoris radiata (луковичное растение семейства амариллисовых). Оно ведет свое происхождение из греческой мифологии – нереида Ликорис славилась своей красотой. В английском языке часто встречаются названия Red Spider Lily (Красная паучья лилия) и Hurricane Lily (Ураганная лилия) – из-за того, что цветет перед началом периода ураганов. На японском же основное название этого цветка – Higanbana (Хиганбана) . Цветет он в сентябре – как раз в период осеннего равноденствия – Хигана (Aki no Higan) . Но кроме этого у ликориса еще множество имен: shibito-bana – «цветок умерших», yuurei-bana – «цветок призраков», tengai-bana – «цветок, который похож на тэнгай» (украшение купола буддийского храма), yome no kanzashi — «цветок, который похож на (традиционная шпилька) невесты», doku-bana – «ядовитый цветок», manjushage (на санскрите – «manjusaka») – «небесный цветок» (в буддийских сутрах есть упоминание о падающих с неба красных цветах, приносящих радость), jigoku-bana –»адский цветок», kamisori-bana – «цветок-бритва», kizune-bana – «лисий цветок». Так загадочно и неоднозначно. И все бы ничего, и на фото цветы красивые, однако около домов ликорис не сажают – это цветок, посвященный мертвым. Он любит расти на полях сражений, где пролилась кровь воинов. Традиционно ликорис сажают на кладбищах (не только как украшение, но и для защиты от животных из-за его ядовитости). Считается, что если принести цветы в дом, это может навлечь пожар. А вот на границах рисовых полей японцы высаживали ликорис специально. Во-первых, луковицы укрепляли почву, не позволяя ей выветриваться и размываться водой. Кроме того, ядовитые растения защищали посевы от грызунов. И, наконец, во время неурожая луковицы и стебли употребляли в пищу (яд можно было вымыть большим количеством воды). Стебли ликориса появляются из земли осенью и на них расцветают ярко-красные цветы. Потом цветы увядают и появляются листья, которые остаются до начала лета. Так цветы и листья никогда нельзя увидеть вместе. В Корее ликорису дали название «сан чо» – «цветы скучают по листьям, а листья по цветам».

Глициния / Wisteria / Fuji


Японское название Fuji – род листопадных лиан. В природе они растут в Китае, Корее и Японии, а также в юго-восточных районах США. Наиболее известны китайская и пышноцветущая (или японская) глицинии. Лиана может подниматься вверх до 20 метров, закручиваясь вокруг ствола поддерживающего дерева или искусственной опоры. Цветет глициния весной или в первой половине лета (в зависимости от вида). Соцветия душистых цветов лилового, белого, розового, синего цвета могут быть до 1 метра в длину. Глициния используется в ландшафтном дизайне. На фестивалях ею часто украшают повозки или «цветочные зонтики».

Камелия / Camellia / Tsubaki


Японское название Tsubaki . Относится к семейству чайных. В Японии (да и за ее пределами) наиболее известна Камелия японская (Camellia japonica) , ведущая свое происхождение из Юго-Западного Китая. Дикая камелия представляет собой вечнозеленый кустарник высотой 6-9 метров с красными цветками диаметром 5-8 см, имеющими пять-шесть лепестков и густые тычинки. Выведено также множество гибридов красного, розового, кремового и др. цветов. Некоторые из них – махровые, похожи на розы или пионы. Одно из названий камелии – «зимняя роза». В районах с мягким климатом она может цвести и среди зимы, продолжительность цветения 4-5 месяцев. Камелия широко применяется для озеленения парков, садов и помещений.

Сакура / Sakura


(яп. — Sakura ) – . Дикая сакура произрастает в Китае, Корее и Японии, но в Японии с давних пор выводят новые разновидности (их существует несколько сотен). Наиболее популярный вид сакуры – Somei Yoshino . Ее лепестки чисто белые, только чуть розоватые у основания цветка. Fuyuzakura — зимняя сакура начинает цвести осенью, а также иногда – и зимой. У Yaezakura большие цветки с темно-розовыми лепестками. Shidarezakura (плакучая вишня) имеет свисающие вниз длинные ветви с каскадом розовых цветов. Мелкие плоды сакуры в пищу не употребляют. В кулинарии используют засоленные или маринованные цветы (для придания блюдам аромата), а также листья, в которые заворачивают сакура-моти – сладкие рисовые колобки с пастой из сладких бобов.

Токкобана — цветок камикадзе / Ookinkeigiku / Tokkobana


Кореопсис. Японцы называют этот цветок Ookinkeigiku , что означает куриная хризантема. Кореопсис принадлежит к семейству Астровые (Asteraceae), его родственниками являются хорошо известные нам ромашка, одуванчик, астра и подсолнечник. Это многолетнее травянистое растение, стебли ветвистые до 60 см высотой. Листья черешковые, ланцетные или почти линейные, поднимаясь по стеблю почта сходят на нет. Язычковые цветки бывают от золотисто-желтых до темно-желтых, они очень красиво цветут с июля примерно два месяца. Растение любит солнечный свет, в Японии его часто можно увидеть вдоль взлетно-посадочных полос аэродромов. В Стране восходящего солнца есть и второе название этого цветка, японцы называют его Tokkobana, что означает «цветок камикадзе».

Этот цветок, растущий , называется tokkobana на японском языке. Tokkobana буквально означает «цветок специальной атаки», но это слово также может быть переведено как «цветок камикадзе». По легенде, они появились здесь, потому что эти цветы уронили из своих самолетов, когда пролетали над горой Kaimon над самой южной точкой материковой Японии на пути к Окинаве. Кроме того, желтый токкобана обильно цветет в мае и июне вблизи взлетно-посадочной полосы авиабазы Kanoya, которая во время войны служила в качестве базы для вылета наибольшего число пилотов-смертников. Когда появились эти цветы в Японии остается загадкой. Есть несколько предположений. Наиболее правдоподобная, что самолеты возвращались во время Второй мировой войны на базу и принесли семена цветов на своих колесах. Другие считают, что пилоты, которым было по 18-20 лет, по большому счету еще дети, любили красоту природы и сами привезли цветы.

Цветы токкобана играют центральную роль в телевизионном фильме Я. Маири «A Moon Twenty-six Days Old» (Луна Двадцать шесть дней). Трое молодых летчиков камикадзе поселились в маленькой гостинице накануне их вылета, они становятся друзьями восьмилетней девочки на постоялом дворе. Когда они уходят утром, девочка дает каждому из них букет желтых цветой токкобана, которые трое пилотов сбрасывают на нижних склонах горы Kaimon, где сегодня растет огромное поле этих цветов.

Японские сады выглядят привлекательными в течение всего года – в отличие от английских миксбордеров, ярко расцветающих в летние месяцы, но исчезающих из сада поздно осенью.

В японских садах используют много вечнозеленых растений; такие сады создаются для того, чтобы успокаивать и умиротворять, а не будоражить наше восприятие. Они хороши на небольших пространствах и могут быть очень просты в уходе. В основе философии японского садоводства лежит воссоздание естественного ландшафта Японии в миниатюре (обычно в виде горного пейзажа с водопадами и ручьями). «Взгляд на природу со стороны» как раз и делает этот стиль садового искусства таким, каким он предстает перед нами сегодня. Обычно говоря о японском саде, мы сразу представляем себе камни и воду . Похоже людям действительно нравится использовать эти элементы в садовом дизайне.

Существует великое множество растений , присущих не только природе Азии, но и умеренной зоне климата, которые могут быть использованы в японских садах. Вы можете попробовать создать на своем участке такой сад, руководствуясь основными внутренними принципами, которые должен понять каждый, кто хочет ощутить дух японского сада.

Например, Вы никогда не найдете в дикой природе квадратный пруд, так что не создавайте его в своем саду. Вы можете создать водопад, но не фонтан. Другим важным условием являемся баланс, или « суми ». Нам всегда хочется иметь большего на маленьком пространстве. Но если скала смотрится гармонично на берегу бескрайнего моря, представьте, как она будет выглядеть на 6-ти сотках земли? Так что с особой тщательностью подбирайте элементы дизайна.

Камень может олицетворять собой целую гору, прудик предстанет горным озером. Крошечное пространство, засыпанное песком, станет безграничным океаном. Без всякого сомнения, фраза « Меньше – значит лучше » впервые прозвучала из уст мастера садового искусства. Откажитесь от разнообразия. Повторение отдельных элементов в различных частях сада создает чувство целостности, что особенно важно для малых пространств.

Работайте с ограниченной палитрой цвета

Позвольте оттенкам зеленого доминировать в течение всего года. Этот стиль большее значение придает форме, нежели изобилию и роскоши. Вспышки ярких цветов и ягод в саду могут применяться лишь для того, чтобы подчеркнуть течение времени, смену времен года.

Используйте контраст

Это опять же игра форм и текстур: широкие резные листья клена соседствуют с острыми иголками сосны.

Спланируйте свой сад так, чтобы он выглядел привлекательным во все времена года. Вечнозеленые кусты составляют основу японских садов; многие из них, кроме того, дарят нам бесподобное сезонное цветение. Некоторые виды многолетних цветов, таких как ирисы или морозник , привлекательны в течение всего сезона формой своей листвой. Если Вы решите использовать такие травянистые растения, как хосту или папоротник , размещайте их в расщелины камней, чтобы скрыть пустые неопрятные места, остающиеся на месте отмирающей осенью листвы.

Изучите базовые технологии выращивания бонсай . Их можно применять при выращивании сосны или других деревьев не только для того, чтобы ограничить их размер для маленького сада, но и достичь состаренных, искривленных форм, характерных для данного стиля.

Время и пространство

Первое, что бросается в глаза европейцу при взгляде на японский сад – это некоторая «пустота». Это вызывает чувство беспокойства у садовников, привыкших заполнять все свободное пространство в саду для придания ему пышности и помпезности, но эта « пустота » – ключевой элемент японского садового искусства.

Пустое пространство , или « ма », определяет и подчеркивает элементы вокруг него, и, наоборот, окружающие его предметы определяют само пространство. Это как раз те полярные и переходящие друг в друга силы, которые известны нам как два начала, определяемые китайскими словами « инь » и « ян ». Без ничего невозможно получить что-то. Это сложный для осознания, но главный принцип философии японского сада.

Еще одним ключевым моментом, требующим серьезного обдумывания и понимания, являются понятия « ваби » и « саби ». Как и многие слова японского языка, эти слова не имеют точного перевода на русский язык. «Ваби» может быть определено как что-то « единственное в своем роде », или дух чего-либо. «Саби» определяет время или идеальный образ чего-либо; наиболее близко по-русски это звучит как « налет времени ». Бетонный фонарик может быть своего рода единственным, но он не соответствует идеальному образу этого элемента японского сада. Камень может быть старым и покрытым мхом, но если это всего лишь круглый булыжник, у него нет «ваби». Вы должны постараться ощутить этот баланс.

Все эти понятия – «ма», «ваби» и «саби» – взаимосвязаны со временем и пространством. В то время как пространство сада принадлежит нам, время предстает перед нами сменой времен года. В отличие от западных ландшафтных дизайнеров (которые покидают сад осенью с тем, чтобы вернуться в него весной) японские мастера преданы своему саду и восхищаются им во все времена года.

Весной они получают удовольствие от яркой зелени распускающихся почек и цветения рододендронов. Летом их привлекает контраст разноцветного орнамента листвы и холодных теней на земле. Осень ошеломляет яркими красками опадающей листвы, которые сменяются зимней тишиной и степенностью укутанного снегом сада. Зима для японцев такой же «садовый» период, как и весна. Японцы говорят о шапках снега на ветвях как о деревьях в весеннем цвету.

Так что даже этот «мертвый» для европейских садовников период в саду для японцев полон жизни. Возможно это восточное понимание смерти как неизбежного этапа жизни (или западный страх перед смертью?), которые разделяют западную и восточную философию.

Камерность японских садов

Еще одной особенностью, присущей всем японским садам, является их камерность, закрытость от внешнего мира. Как мы уже говорили, сад является моделью мира в миниатюре. Для того, чтобы сад стал поистине уединенным местом, мы должны оградить его от внешнего мира. А раз он отделен от внешнего мира, мы должны создать метод (в том числе и в наших мыслях), чтобы входить и покидать наш микромир. Японский сад невозможно представить без изгородей и калиток так же, как и без кленов и фонариков.

Как и большинство элементов, ассоциируемых с японским садом, изгороди и калитки имеют глубокую символику. Мы пытаемся смотреть на сад как на отдельный мир, в котором нет места печалям и переживаниям. Изгороди отделяют нас от внешнего мира, а ворота становятся той границей, за которой мы оставляем свои ежедневные проблемы, а при выходе готовим себя встретиться лицом к лицу с миром внешним.

Ограды – это также и инструмент для усиления еще одного принципа « миегакуре », или «скрывать и воспроизводить». Существующие виды оград служат не более, чем визуальными экранами, часто увиваемые лианами, сквозь которые можно лишь частично увидеть сад. Иногда дизайнеры вырезают небольшое оконце в сплошной стене забора, чтобы мельком приоткрыть прохожим привлекательную красоту сада, расположенного по ту сторону изгороди. Вы можете быть уверены, что увидите лишь узенькую полоску того, что находится за оградой.

И даже если Вы зайдете в ворота дома, то скорее всего перед Вами откроется не весь сад, а лишь еще одни ворота-арка , иногда пристроенные непосредственно к дому, которые скрывают сад. Чтобы увидеть сад целиком, Вам нужно войти в эту арку и только тогда Вы останетесь один на один с садом. Последний шаг в истинном восприятии сада, это когда человек «растворяется» в нем, когда время и сам по себе человек больше не имеют значения.

Компоненты японского сада

Камни в японском саду

Японцы считали, что те места, где много камней, избираются богами (ками) для своего пребывания. Камни этих мест являлись объектами особого поклонения, так как были, по убеждению японцев, священны, а, значит, – наиболее чисты и надёжны именно в силу пребывания там божеств.

Такое отношение к камням привело к тому, что эстетическая основа японских садов, появившихся много лет спустя как вид искусства, стала формироваться в большей степени камнями.

Камни составляют «скелет» японского сада. Если Вы правильно разместите камни в Вашем саду, все остальное выстроится само собой. Ниже мы приведем Вам описание нескольких видов основных камней в японском саду, а также базовые принципы их размещения.

Основными камнями в японском саду являются высокий вертикальный камень, низкий вертикальный, изогнутый, наклонный и горизонтальный камни . Обычно эти камни размещаются триадами, но это не является обязательным условием. Два схожих камня (например, два вертикальных), один из которых чуть меньше другого, могут размещаться по соседству, как мужчина и женщина, но обычно в композиции используют три, пять или семь камней.

Следует избегать использовать следующие три вида камней: «больные» камни (деформированный верх), «мертвые» камни (камни, вертикально сориентированные в природе, положенные горизонтально, и наоборот, подобно телу умершего человека), а также камни, диссонирующие со всеми остальными камнями сада. В композиции используйте только один камень из каждой группы основных камней (композиция может дополняться некрупными камнями, которые не несут большой смысловой нагрузки). Из камней может быть выложена скульптура, они могут быть использованы в качестве дорожки или мостика.

Применение камней в японском саду весьма обширно :

построение из них интересных композиций;

оформление водоёмов; создание дорожек, мостов и мостиков, подпорных стенок;

создание из гравия символических водных ландшафтов;

использование каменных фонарей и пагод.

Чтобы композиция из камней была сбалансирована, в Японии применяется приём её построения в форме соразмерного треугольника. Причём, это касается не только каменных композиций.

В каждой композиции сада (будь то кустарниковая, древесная или композиция с архитектурными формами) баланс достигается, в том числе, и за счёт вписывания элементов сада в сомасштабный треугольник, где обязательно будет главный элемент и один или несколько подчинённых.

Этот канонический приём несёт красоту и гармонию одновременно.
Но в каждом конкретном случае, конечно же, могут быть отступления от канонических норм.

Соблюдение других основополагающих приёмов и принципов создания садов в японском стиле сделает эти отступления незаметными.

Некоторые основные правила работы с камнями :

Если вы создаёте композиции из групп камней , то они составляются в основном из нечётного количества камней (три, пять, семь).

Устанавливая камень на постоянное место, его надо углубить, так что он должен врасти в землю и соединиться с ней, но не лежать на поверхности.

Глубина, на которую вкапывают камень в землю, зависит от характера рельефа: на плоском месте углублять камень нужно значительно меньше, нежели на склоне.

При установке камней главный принцип достижения баланса – расстановка их в форме соразмерного треугольника, где главный камень («сюсеки») должен быть грамотно соотнесён с первым второстепенным («фукусеки») и вторым второстепенным («киакусеки»). Другими словами, в группе не должно быть камней одинакового размера. Иначе композиция из камней будет неинтересной и скучной.

Для баланса энергии Инь-Ян , расположенных горизонтально камней должно быть больше, чем вертикальных. Потому что окружающих вертикальных линий в каждом саду довольно много (вертикали заборов, деревьев, строений). Их перевес будет нарушать гармонию, вызывая ощущение тревоги. Но в каждом конкретном случае могут быть и исключения. Главное – соотнести вертикали и горизонтали сада в разумном балансе.

Камнем можно изменить очертания водоёма, если по какой-то причине он перестал вас устраивать. Для этого вы можете красиво «вживить» камень нужного размера в береговую линию. От величины и формы камня будет зависеть новая линия берега.

Создавая дорожки из камня, учитывайте, что на них в саду возложено несколько функций одновременно.

Дорожки из камня

Дорожки в японском саду символизируют дороги жизни, путешествие по жизни. Они соединяют различные Картины Сада и его точки в единое целое. Дорожки указывают путь, по которому мы можем пройти к каждой Картине Сада. Но, в то же время, зачастую главная функция дорожек – это основа пути. А основа должна быть прочной, удобной, красивой.

Поэтому к обустройству дорожек нужно подходить серьёзно, начиная с тщательно продуманного эскиза линий дорожек до расположения камней в дорожке. Ведь, изменив только разворот камня, мы можем изменить ощущение движения энергии по дорожке.

Дорожки в саду японского стиля не должны быть прямыми или чёткой геометрической формы .

Плавными, мягко-извилистыми линиями дорожки будут подводить нас к той или иной точке обзора сада.

Дорожки не должны «кричать» о своей красоте или оригинальности материала, из которого они сделаны, а должны стать неотъемлемой, гармоничной частью общей композиции.

От того, насколько правильно вы устроите дорожку в саду, будет зависеть и степень удобства передвижения по ней.

Из камня в саду могут быть сделаны и мосты, которые, как и дорожки, играют несколько ролей одновременно. Мосты являются продолжением дорожки, соединяют два берега, могут быть основой какой-то композиции сада.

Мост в японском саду – это символичный элемент. В зависимости от общей концепции сада, он может означать переход от одного периода жизни к другому, из одной среды в другую, из настоящего в неизвестность.

В Японии очень ценятся мосты из цельной природной глыбы. Особое очарование саду в японском стиле придадут мосты выгнутые , с красивыми природными вертикальными камнями на разных берегах у начала моста.

Но опять-таки, должна быть мера во всём – представьте себе большой мост на площади маленького сада…

А вот небольшой оригинальный мостик из природных камней можно вписать практически в любую площадь сада, оформив его соответствующими растениями, камнем, гравием, фонарём.

В японских садах распространено применение камня и в виде фонарей, пагод .

Очень важным моментом создания сада в японском стиле является правильная компоновка камней и растений . Мы должны соединить их так, чтобы ни у кого не вызывало сомнений – камень этот лежит здесь всю его каменную жизнь, символизируя постоянство Вселенной.

А вот растения периодически сменяются, так как они символизируют природное непостоянство, изменчивость жизни.

Прекрасно получится это совмещение, если «подсмотреть» подобные образцы у живой природы: в лесу, на берегу озера, в горах.

В Японии ценят камни не только за природную красоту, но и за их чистое звучание.

Правильно созданный японский сад вызывает ощущение старины и вечности. Ничто не сможет так «состарить» камень, как выросший на нем мох . Во влажном климате мох сам поселится на камнях со временем. Но если Вы нетерпеливы, можно ускорить этот процесс, бережно перенеся мох из леса. Необходимо постоянно увлажнять вновь пересаженный мох, пока он полностью не приживется на Ваших камнях.

Вода в японском саду

Япония – островное государство, поэтому совершенно не удивительно, что вода является обязательным элементом любого сада. Вода в японских садах используется лишь в форме естественных водоемов. Это может пруд, бегущий ручей или водопад , но никак не фонтан. Вода привнесет новое измерение в Ваш сад, мягко поглощая нежелательные звуки и привлекая живую природу.

Если создание водоемов нецелесообразно по каким-либо причинам, сухой ручей может символизировать воду. Сухие ручьи создают из гравия и гладких камней. С точки зрения дизайна, такой ручей несет в себе ту же смысловую нагрузку, что и вода – не только создать контраст по соседству с растущими по берегам растениями, но подчинить ландшафт единому лейтмотиву, позволяя использовать растения, которые в природных условиях растут возле воды. Умело созданный, сухой ручей может создавать ощущение, что вода в нем только что высохла, и случайный дождь вновь вернет его к жизни.

Больше забот чем сухой ручей Вам доставит созданное из гравия море. Выполненный на гравии рисунок как бы имитирует маленькие водовороты и завихрения воды вокруг камней.

Использование воды имеет очень глубокий смысл в японских садах. Созерцание и звук ее непрерывного потока напоминают нам о скоротечности времени. Часто водоемы пересекаются мостами . Как и тропинки, мосты обозначают путешествие. В японском языке слово, означающее «мост», значит еще и «край». Мосты символизируют переход от одного мира к другому – неотъемлемая тема всего японского искусства.

Растения японского сада

Хотя растения играют второстепенную после камней роль в японском саду, они все же является его неотъемлемой частью. Если камни символизируют собой неизменность и постоянство, то деревья, кустарники и цветы помогают увидеть сезонные перемены.

В классическом японском саду, как мы уже отмечали, основное значение придается воссозданию природного ландшафта , обычно с использованием воды и камня. Растениям же отведена роль как бы изящной «обертки», украшающей рельеф сада. Вот почему растения следует подбирать очень бережно и экономно и ни в коем случае не стремиться создать коллекционный сад, густо заполненный экзотическими японскими видами. Используемых растений может быть совсем немного - в Японии можно встретить сады из одних только рододендронов!

Нет и необходимости сажать только любимые японцами виды. Очень часто они оказываются чувствительными к нашим морозам. Обычно им легко подобрать замену из растений, более приспособленных к нашим условиям. Например, основными хвойными породами в японском саду являются сосна Тунберга (Pinus thunbergii) и сосна густоцветковая (Pinus densiflora). Их лучше заменить более привычными для нашего региона породами, тем более что сосна густоцветковая является близкой родственницей нашей хорошей знакомой - сосны обыкновенной (Р. silvestris). Главное - найти удачный баланс из нескольких декоративных деревьев и кустарников с вкраплениями красивоцветущих многолетников, злаков, бамбуков и папоротников.

Из деревьев японцами ценятся плакучие формы , имеющие сферические контуры, а из декоративных и красивоцветущих кустарников предпочтение отдается растениям, легко поддающимся стрижке, чтобы, опять же, придать им вид полусфер. В качестве акцентов, нарушающих монотонность сферических форм, в композицию включают высокие злаки, папоротники и бамбук .

Растений, которые можно применять для создания японского сада в условиях умеренного климата, большое множество, вот некоторые, как считается, наиболее популярные из них:

Декоративные деревья :

Вишня обыкновенная

Многие всенепременно желают иметь в саду сакуру, дабы совершать весенний обряд любования японскими вишнями. Конечно, сакуры растут не только в субтропиках, но в наших краях и все же бывает не комфортно. Так что, жителям нашего региона лучше вспомнить о своих родных вишнях. Особенно близка к южным сакурам Вишня обыкновенная ф. Ракса .

Клен дланевидный

Почти все виды клена представляют интерес как очень декоративные растения. Красивый рисунок различных по форме листьев, яркая осенняя окраска, оригинальные соцветия и плоды, рисунок коры и окраска побегов - издавна привлекают к ним внимание людей. Почти все виды хорошие медоносы. В целях озеленения начали применяться с первых шагов развития садоводства. Используются в одиночных и групповых посадках, невысокие формы высаживают в кадках. Хорошо сочетается с темными хвойными породами.

Сосна обыкновенная

Приоритет в японском саду, без сомнения, принадлежит сосне. Она - символ долговечности, мужества, силы воли. Выбор сосен для посадки в японском саду зависит от его величины. Площади садов в Японии очень малы, поэтому издавна принято формировать деревья, ослабляя их рост и придавая кроне выразительную форму. В современных японских садах иногда используют сосну горную без формировки, сохраняя природный полегающий облик. Сосны составляют структурную основу сада, служат его скелетными растениями.

Декоративные формуемые кустарники

Барбарис Тунберга

Красивейший из листопадных барбарисов, с желтоватыми, ярко-красными или пурпурово-красными, позже пурпурово-коричневыми побегами. Барбарисы используют в солитерных и групповых посадках, в альпинариях, в качестве почвопокровного растения. Разнообразие сортов дает просто неограниченный простор фантазии садовника.

Боярышник

Боярышник незаменим в декоративном садоводстве. Весной он красив во время цветения своими щитковидными соцветиями, состоящими из многочисленных цветков, летом при созревании плодов, имеющих разнообразную окраску - оранжевую, желтую, красную, бордовую, черную, и осенью, когда его листва становится желтой, ярко-красной, оранжевой или сохраняет зеленый цвет. Обычно боярышник высаживают отдельно стоящими деревьями или группами. Многие виды эффектны в штамбовой форме.

Кизильник

Главная привлекательность кизильников - в сочетании сильного ветвления, оригинальной листвы и разнообразных форм роста. Мелкие цветки белого или розового цвета мало декоративны, зато ценится густая крона из темно-зеленых блестящих листьев, краснеющих осенью. Эти кустарники легко формируются, долго сохраняют приданную им форму. К тому же в конце лета их декоративность усиливается благодаря обилию ярко-красных или черных плодов, долго висящих на ветках.

Красивоцветущие многолетники

Пион древовидный

Выдающийся по красоте кустарник, достигающий высоты 1,5-2 м, с крупными ярко-зелеными листьями. На одном кусте может быть от 30 до 70 цветков. Диаметр каждого от 20 до 25 см. Окраска лепестков белая, розовая, малиновая, сиреневая с темно-малиновым пятном в основании. Хорошо заметны крупные многочисленные тычинки с ярко-желтыми пыльниками. Есть формы с махровыми и полумахровыми цветками. Растение декоративно и после цветения из-за необычной формы листьев и плодов.

Рододендрон

Рододендрон - декоративное древесное растение, яркий и рано цветущих кустарник, который по изяществу, богатству окрасок цветов и пышности цветения может соперничать с розами. Рододендроны смотрятся очень эффектно во время цветения. В одном пышном соцветии может быть до 15-25 цветков. Во время цветения ветка растения выглядит как букет. Красоту цветков оттеняют глянцевых кожистые листья.

Хризантема

У культуры декоративных садовых хризантем - тысячелетняя история. В Японии они считаются национальным цветком. Хризантему традиционно изображают на монетах и государственной эмблеме Японии, а одна из высших наград страны - орден Хризантемы. Праздник хризантем в стране Солнца - это особый ритуал: исполняя его, надо любоваться каждым оттенком соцветий, при этом необходимо глубоко раздумывать о пройденном пути и смысле жизни.

Злаки, бамбуки, папоротники

Адиантум стоповидный

Один из самых красивых папоротников, хорошо растущих в условиях Средней России. Это необыкновенно изящное ажурное растение из широколиственных лесов Северной Америки и Восточной Азии, до 60 см высотой с плоскими, веерообразными листьями на тонких, блестящих, черных черешках. По красоте не уступает тропическим представителям рода. Хорошо смотрится как одиночно, так и в групповой посадке. Адиантум настолько красив, что сажать его нужно на виду.

Мискантус

Один из самых популярных в садоводстве декоративных злаков. Ни один вид не может конкурировать с ним по красоте растений, разнообразию сортов и форм и способам применения в садовом дизайне. Практически все мискантусы имеют длительный период декоративности - с весны до поздней зимы. Осенью их листва окрашивается в различные оттенки желтого, коричневого, бордового цветов. Необыкновенно красивые соцветия мискантуса используют при создании сухих флористических композиций.

Саза

Один из самых холодостойких бамбуков, единственный род бамбуков, произрастающий в диком виде в России. Естественно бамбуки предпочтительнее высаживать в садах, созданных в восточном стиле, на фоне декоративных бассейнов и ручьев. Высокие бамбуки можно использовать как характерную деталь японских садов. Негниющие, прочные и красивые бамбуковые палки - замечательный поделочный материал для оформления японского сада. Обязательное растение для композиций, имитирующих в российских условиях японские сады.

Главный сад

Главный сад – это сад для приятного времяпровождения всех членов семьи. Его желательно располагать поближе к жилым комнатам, но он может устраиваться и в связи с чайной комнатой , гостиной или образовывать главную часть большого сада в качестве зоны отдыха. Это сад, являющийся центром домашней жизни , поэтому он требует наиболее широкого пространства и хорошей солнечной освещённости. В главный сад часто выходит терраса или веранда, но надо иметь в виду, что если сам главный сад не слишком велик, то за счёт террасы он будет казаться ещё меньше. При стеснённой площади на участке разбивается только главный сад. Порой он становится универсальным, включая в себя и элементы других садов.

Участок сада перед гостиной, используемый для приёма гостей, может быть выделен в отдельную функциональную единицу, но чаще он входит в состав главного сада, придавая ему более деловой характер. Туда можно вынести стол и стулья и принимать гостей вне дома.

Тип главного сада является важным моментом формирования жилой территории в целом. Сад оказывает влияние и на дом как таковой. В зависимости от его типа сад может выглядеть лучше или хуже.
Этапы планировки японского сада мало отличаются от европейского.

Передний сад

Передним садом называется зона от ворот до входа в дом , включающая в себя дорожку и растения по обе её стороны. Это самое оживлённое место, так как по нему проходят все приходящие в дом и уходящие из него, и на его оформление следует обращать особое внимание. Именно по стилю, характеру, настроению переднего сада, новый гость составляет себе представление об участке, доме и о хозяевах. В некотором смысле он подобен родзи на пути к чайному павильону , поэтому лучше, если проход от ворот до прихожей будет не слишком коротким. Иногда с этой целью его делают несколько изогнутым, декорируя растениями, что способствует также созданию иллюзии большего пространства.

Основным требованием к дорожке является удобство ходьбы по ней. Особенно внимательно за этим надо следить при использовании естественных камней, поверхность которых редко бывает совершенно ровной. Если дорожка укладывается из тобииси , желательно, промежутки между камнями не должны быть слишком большими. Важно согласование с шириной шага не только этих промежутков, но и расстояний между центрами камней . В случае применения обтёсанных камней или бетонных плит предпочтительнее делать их длиной в два шага. Если перед входом в дом есть мощёная площадка, то обычно её делают из того же материала, что и дорожку, но при этом, пожалуй, лучше избегать тёмных камней и материала, на котором легко заметна грязь.

Сад за дверьми – это примерно то, что в европейских странах называется зимним садом или озеленением интерьера. Он располагается внутри помещения, обычно помещения общего пользования типа гостиной, столовой, прихожей, и всё активнее входит в быт японцев, поскольку по причине растущей урбанизации другой возможности внести природу в городской дом просто нет. Часто при создании сада за дверьми ограничиваются красивой расстановкой растений в контейнерах.

Уход за японским садом

При выборе типа сада не надо забывать о последующем его обслуживании . Любителям больших деревьев следует помнить, что со временем они могут стать слишком большими, создавая загущения и нарушая первоначальную композицию. Если эти деревья вечнозелёные, они будут давать слишком много тени, и сад может стать мрачным и угрюмым. Если же деревья листопадные, то осенью под ними скапливается очень много листвы, создающей трудности при уборке, особенно, если рядом имеются поверхности, покрытые гравием или водоёмы.

Сначала правильно разместите камни, потом деревья, затем кусты.

Следуйте основным принципам создания японского сада. Это поможет Вам воссоздать его атмосферу и передать настроение.

Если сад создан в Японии – это японский сад. Все, что мы может сделать у нас, – это создать сад в японском стиле .

Растения для японского сада не обязательно должны быть японского происхождения, тем более что подавляющее большинство из этих островных неженок просто не выживет в нашем климате.

Но многие наши растения отлично подходят для японского сада, и стиль последнего не вызовет никаких сомнений.

Скелет его, как, впрочем, и многих других садов, составляют деревья и кустарники. Среди них клены, мелколистные рододендроны и многочисленные формы хвойных находятся, несомненно, в первых рядах.

Основную же массу составят травянистые многолетники , многие из которых столь прочно ассоциируются с японским садом, что немыслимо и представить себе, что во вновь создаваемом японском саду не найдется места хотя бы для некоторых из них.

Ирис

Прежде всего, это, конечно, ирисы .

Для японского сада подходят все виды ирисов, но в первую очередь обычно речь идет о крупноцветковых видовых ирисах, например, ирис мечевидный, другое его название - ирис Кемпфера (Iris ensata, Iris kaempferi).

Они предпочитают влажную, чуть кисловатую почву, отлично удаются по берегам естественных и искусственных водоемов, причем сажать их смело можно так, чтобы корневище располагалось ниже уровня воды.

Астильба

Астильба - излюбленный цветовой акцент в японском саду.

Для японского садика подойдут астильба Тунберга (Astilbe thunbergii), астильба Арендса (Astilbe Х arendsii), астильба японская (Astilbe Х japonica), астильба гибридная (Astilbe Х hybrida) и другие.

Отлично развивается и цветет в полутени, не требует особенного ухода.

В настоящее время существует бесчисленное множество сортов, отличающихся по окраске цветков (от белого до темно-пурпурного), по высоте листьев и соцветия, отношению к освещенности, срокам и продолжительности цветения. Выбирайте на свой вкус.

Сныть

Всем известна сныть обыкновенная - растение из семейства зонтичных, явление самое обычное под пологом наших широколиственных лесов. Те, чьи сады располагаются на богатых нейтральных суглинистых почвах, хорошо знают, какой это злостный сорняк.

Сныть отлично мирится с довольно густой тенью. Но упомянули мы ее в связи с ее культурной формой с бело-окаймленными листьями - Aegopodium podagraria "Variegata".

Она занимает ту же экологическую нишу: предпочитает легкую полутень, не любит кислых почв, так же быстро распространяется, но, к счастью, не так агрессивно, как ее дикая родственница.

По своему облику она очень подходит для японского уголка и, действительно, довольно часто используется в настоящих японских садах.

Морозник

Морозник (например, морозник черный - Helleborus niger) - удивительное раннецветущее растение, незаслуженно редко встречающееся в наших садах.

Его белые, зеленоватые или красноватые «лепестки» держатся иногда несколько месяцев. У некоторых видов листья уходят зелеными под снег и сохраняются до весны; они равно красивы и в вешней росе, и в осеннем инее.

Лилейник

Всем известные (по крайней мере, внешне) лилейники , или красодневы, (Hemerocallis) могут быстро заполнить проблемные углы своими длинными радостно-зелеными ланцетными листьями.

Благодаря тонкой ажурной структуре эти восточно-азиатские пришельцы гармонично смотрятся в японских садах даже в небольшом количестве, но особенно хороши в массе.

Среди многочисленных гибридов (Hemerocallis Х hybrida) разнообразие оттенков их эфемерных цветков огромно, от бледно-желтого до винно-красного, но мы рекомендуем использовать видовые лилейники, в первую очередь - довольно крупный лилейник буро-желтый (Hemerocallis fulva) и изящный лилейник малый (Hemerocallis minor) с душистыми цветками.

Нельзя не упомянуть хосту , или функию (Hosta). При умелом использовании хосты, как никакие другие растения, способны придать восточный привкус вашему саду. Недаром многие виды хост родом из Японии и Китая.

Они неприхотливы, удивительно разнообразны по величине и окраске листьев и долго сохраняют декоративность. Пожалуй, единственный их недостаток - долгое время «набора декоративности» весной: листья разворачиваются как будто неохотно, и растение приобретает законченный вид только к середине июня. Чувствуется, что родом они из более мягкого климата.

Пион

Травянистые пионы, к которым мы привыкли (с огромными махровыми цветками), выглядят слишком «кричаще» в японском саду. Лучше подбирать дикорастущие виды пионов, например пион тонколистный (Paeonia tenuifolia), пион Делавея (Paeonia delavayi), пион Вейча (Paeonia veitchii), и другие пионы с простыми цветками, относящиеся к группе так называемых имперских, или японских, пионов с изысканными в своей простоте цветками.

Особого внимания заслуживают (Paeonia suffruticosa) тем более что они родом из Японии.

Мы упомянули лишь некоторые яркие растения, с помощью которых можно легко и быстро достигнуть нужного эффекта. Но вовсе не обязательно следовать точь-в-точь нашим рекомендациям.

Проникнувшись идеей японского сада, вы непременно почувствуете, какие именно растения будут наиболее подходящими в условиях вашей «миниатюрной Японии».

Разумеется, только собственный вкус и художественное чутье (и некоторое упорство) приведут к результату, которым можно гордиться.

В конце концов, никогда не стоит забывать о нашей общей цели - делать жизнь красивее - и об удовольствии, которое мы получаем от игр с нашими садами.

Цветы. Жители Поднебесной бережно следят за природой. Для Востока вообще свойственна привязанность ко всему свежему, настоящему, к чуду зарождающейся жизни.

Превознося естественность

Многие ботаники придерживаются того мнения, что мир флоры Поднебесной - один из самых богатых и красочных на планете. Показателем является японский парк цветов под названием «Асикага», расположенный на острове Хонсю. Здесь растет нежная глициния разных оттенков, ракитник и слива, нарциссы и мускари. Пестрой палитрой поражают посетителей парка тюльпаны, азалии и рододендроны, а также розы, гортензии, петунии, ирисы и клематисы. Кроме того, увидеть восхитительное буйство природы можно, направившись в Токио, где расположен сад «Кавати Фудзи», или в парк «Хатачи-Сисайд» в городе Хитачинака.

Если вы попадете в это замечательное государство, то убедитесь, как на его территории ценят и оберегают природу.

Большинство жителей увлекаются цветоводством, на их грядках можно увидеть необычный для европейцев цветок. Японский менталитет имеет положительные особенности: этим людям с самого детства прививается желание оберегать окружающую среду. В других государствах многие из здешних растений найти невозможно.

В стране мягкий климат, что способствует произрастанию многих видов флоры. Также здесь достаточно влаги и солнца, за счет чего и рождаются такие природные шедевры. Местные ботаники стараются улучшить натуральные растения, экспериментируют, создавая новые оттенки, делая бутоны более пышными.

Национальные традиции

Многие люди знают о таком хобби, как икебана. Зародилось это искусство как раз на территории Японии, где любители впервые начали красиво аранжировать цветы. Тщательное внимание уделяется в Поднебесной так называемому искусству флоры. Оно включает в себя верования здешних жителей, граничащие с мистикой. Есть особые культы, центром которых является цветок.

Японский человек живет со знанием о том, что любование цветами должно быть неотъемлемой частью его жизни, ведь такое времяпрепровождение помогает ощущать восторг, наслаждаться мгновениями расцвета природы. Этому процессу есть свое название - ханами. Его совмещают с трапезой. На столы во время обеда ставят традиционные японские цветы.

Экзотика близко

Неоднократно каждый из нас видел в местных широтах японские цветы. Названия некоторых также очень хорошо известны, например хризантема, которая любима во всем мире. Если у нас цветок растет летом и осенью, то на его родине экзотическая красавица радует взгляды уже в первые месяцы весны.

Есть много видов этого растения, которые порой затмевают даже розы по своей красоте. Имеется много авторов, воспевающих этот цветок. Японский язык передает всю нежность и трепет, с которым люди относятся к этому чуду природы. Им можно не только любоваться, но и делать элементом блюд и чаев, которые цветок отлично дополняет. Проводятся интересные выставки в честь этого растения, где как раз можно взглянуть на прекрасные композиции, которые поражают воображение неискушенного ценителя искусства.

Садовая красавица

Хризантему можно держать в домашних условиях. Она имеет компактные размеры из-за того, что в вазоны цветы рассаживают, забрав из оранжерей, где они вырастают из семян. Чтобы остановить рост, вводят специальные препараты. Также благодаря им растение обретает декоративный внешний вид.

Покупая черенок, можно в итоге получить довольно большой отросток, который больше подойдет для садовой обстановки. Для того чтобы этого избежать, нужно знать тонкости ухода. Размножаются они разными путями: черенкованием, разделением куста, истинные любители этих растений берут японские семена цветов.

Два первых способа очень просты. Необходимо взять 3-5 черенков и посадить в один горшок. После цветения ветки нужно обрезать. Зимовка должна протекать при температурных условиях, близких к нулю. Лучше всего поставить горшок в погреб. появятся побеги. Это отличное время для пересадки в новую землю. Если цветок стар, можно обойтись и без этого, хотя свежая обстановка всегда пойдет растению на пользу. Если хризантема развилась хорошо, можно заняться сбором черенков, которые будут использованы для выращивания новых кустов. Это прекрасный и неприхотливый цветок, дарящий радость каждому, кто украсит им свое жилище.

Утонченная красота

Также восхищения заслуживает сакура - самое популярное японское дерево. Цветок его имеет необычайно нежный цвет. Ханами, как правило, посвящается именно ему. По телевидению можно увидеть прогнозы времени цветения деревьев в отдельных городах. Таким образом, граждане готовятся к любованию, словно к церемонии.

Есть огромное количество парков и садов, засаженных этими растениями. Выглядят они воистину сказочно, дарят восхищение и умиротворение. Сакура - это или же остропильчатая. Дерево может достигать высоты 25 метров, имеет большие листья, которые в осеннюю пору обретают темно-пурпурный или даже коричневый окрас. В каждой кисти, имеющей длину 5 см, находится около 8 цветов.

Тонкости обращения

Цветение наблюдается в марте-июне. Образуются зачастую розовые цветки, хотя в Японии можно встретить не только их. Есть парки, в которых находятся по несколько десятков видов этого дерева. Оно способно выдерживать холодную погоду, растет постепенно. Когда появляются почки, лучше поливать корни дополнительно, особенно если дождей мало.

Земле иногда не хватает калия и азота, веществ органического типа, из-за чего рост может затрудниться. Чтобы решить эту проблему, используют навоз и перегной, органические и минеральные удобрения. Кроме того, стоит обрезать ветки, которые высохли и отягощают крону. Это лучше всего делать в весеннюю пору, пока не начал двигаться по стволу сок. Данную операцию должен проводить специалист, чтобы не навредить сакуре.

Чтобы получить новые деревья, нужно проводить размножение с помощью семян или отростками корней. Также подойдут черенки и прививка, если речь идет о сортовых сакурах.

Прекрасные дети земли

Бенибана - еще один необычный и интересный цветок. Японский народ любит ее за яркий алый окрас. Когда она цветет летом, кажется, будто красный ковер устлал горы, подобно маку в наших полях. Растение принадлежит к хризантемовым, а по внешним чертам похоже на чертополох.

Еще одним замечательным цветком является орхидея, которая часто изображается на картинах японских мастеров. Интересно, что в Поднебесную она попала из Южной Америки. Климат здесь для нее вполне подходящий. Японские ученые ставят эксперименты, в ходе которых меняется окрас, форма лепестков или же происходит размножение новым способом.

Секреты успешного садовода

Чтобы орхидея росла хорошо, нужно поработать над правильно организованным освещением. Оно должно быть рассеянным. Прямые лучи солнца только навредят. Если все сделать грамотно, то вы сможете регулярно видеть прекрасные цветы этого растения. Когда допускаются ошибки, листья обретают желтый оттенок и вытянутую форму. Летом не стоит оставлять орхидею на подоконнике, лучше убрать ее в легкую тень, иначе может появиться ожог. Она очень медленно адаптируется к яркому освещению после зимних холодов. Можете использовать пластик или плёнку.

Осенью следует устранить затемнение, поскольку естественный свет уже не такой сильный. В это время наступает период, когда орхидея переживает покой, наливаются побеги и почки для будущих цветов. Также важна не только сила, но и длительность освещения. Данное растение должно находиться под лучами света не менее половины суток. Нельзя оставлять его в тени на долгое время. Чтобы решить эту проблему, стоит использовать искусственный свет.

Качественный уход

Всегда хочется, чтобы красоты было больше, поэтому садоводы задаются вопросами размножения этого прекрасного цветка. Чтобы сделать все правильно, необходимо иметь солидный запас знаний. Можно разделить более крупное растение. Некоторые отсоединяют побеги, выросшие по бокам. Черенки сверху тоже хорошо подойдут для пересадки. В этих целях также пригодны луковицы.

Или можно пойти более сложным путем и вырастить цветок из семени. Когда разрушается почвенный ком, растение может повредиться, поэтому нужно действовать с крайней аккуратностью, чтобы не задеть волоски корней, ведь именно благодаря им орхидея питается.

Иногда можно разрезать горшок, чтобы сделать всё правильно, зато корневая система останется невредимой. Ювелирной работой является срезание старых частей. Верхушка субстратом не покрывается. Когда дело доходит до обрезки цветоноса, от него можно избавиться полностью или частично в той части, где рос цветок. У растения имеются почки, которые находятся в спящем состоянии. Из них появляются боковые цветоносы и потомство.

Нужно действительно любить природу, чтобы изучить все тонкости обращения с ней и обеспечить человеку взаимопонимание с окружающей средой. Это хорошо получается у японцев, от которых мы позаимствовали большое количество прекрасных растений, дарящих наслаждение и душевный покой при одном лишь взгляде на них. Поднебесная - край духовного развития и тесного взаимодействия с природным естеством.

В японском саду мало внимания уделяется растительному разнообразию и, тем более, заморским, редким или ценным видам. Японский садовник - скорее художник, нежели садовод или ботаник.

Растения для японского сада подбираются и смешиваются им как мазки краски на большом холсте, а не как отдельные тюбики с краской, пусть и очень выразительного цвета, уложенные в коробку. Предпочтение всегда отдается местным, японским видам деревьев, кустарников и трав.

Хвойные породы - а именно в большинстве случаев сосны - чаще всего составляют растительную основу японского сада. Из дюжины видов сосен, дико встречающихся в Японии, чаще других используются два - сосна Тунберга (Pinus thunbergii, в Японии называемая куромацу - черная сосна) и сосна густоцветковая (Pinus densiflora, известная в Японии как акамацу - красная сосна).

Первая в природе растет по берегам моря на скалистых утесах. Ее часто искривленные под силой ветра стволы принимают самые причудливые формы, она неприхотлива и долговечна.

Вторая встречается в лесах, покрывающих холмы во внутренних районах страны, она более требовательна и тонка, олицетворяет женское начало и выглядит рядом с черной сосной как изнеженная девушка рядом в бывалым, обветренным моряком. Обе сосны редко оставляют в садах в их естественном состоянии и часто «приручают» с помощью стрижки, обрезки, выщипывания «лишних» хвоинок и прочих, иногда серьезных насильственных операций. В результате формируется дерево заданной формы, «правильного» облика, а из молодого дерева может до срока получиться «старое» со всеми присущими ему признаками: многоэтажной кроной, плоско расположенными или опущенными боковыми ветвями и причудливо искривленным стволом.

Из лиственных пород деревьев безусловное первенство в японском саду принадлежит кленам, а среди них наибольшим почитанием пользуется изящный и мелколистный клен дланевидный (Acer palmatum, ямамомидзи), его разновидности и сорта. Клены если и стригут, то так, что бы этого ни в коем случае нельзя было заподозрить (как в искусстве бонсай): они хороши именно в своем естественном состоянии, равно как и в любое время года.

Надо ли говорить, что сакура (собирательное название для множества видов и гибридов рода Prunus), культовое дерево японцев, выращивается повсеместно ради краткого - не дольше недели - но чрезвычайно выразительного весеннего цветения. Сакуру тоже никогда не стригут, позволяя принимать естественную форму.

В почти субтропическом климате Киото, где сконцентрировано больше всего японских садов всех стилей, отлично себя чувствуют многочисленные вечнозеленые лиственные деревья и кустарники, благодаря которым облик садов принципиально не меняется в течение года. Среди них самые многочисленные - мелколистные азалии. Они часто являются структурными растениями сада - это именно их стригут шарами и волнами, причем часто в ущерб обильности цветения. В то время как свободно растущая азалия цветет так безудержно, что бывает не видно листьев, стриженая подушка, когда наступает время, бывает лишь «окраплена» отдельными цветками.

Вслед за азалиями по популярности идут цветущие ранней весной камелии (из них самая любимая японцами - камелия сасанква (Camellia sasanqua, садзанка). Из осеннецветущих вечнозеленых кустарников особняком стоит душистый османтус (Osmanthus fragrans var. auranticus, кин-мокусей), который чаще всего можно увидеть в храмовых японских садах - иногда в свободном виде, иногда в стриженом. Впрочем, о том, что зацвел османтус, никому не приходится напоминать - его божественный запах сам напоминает о себе, наполняя сады и прилегающие улицы в безветренную погоду.

Разные виды бамбука часто используются в японских садах не только как строительный материал для построек, всевозможных оград и заборов, зонтиков, музыкальных инструментов и трубочек, по которым струится чистая вода в каменную чащу в чайном саду, но и но и как декоративное растение (особенно в южных районах страны).

Ценятся не только грациозные формы и силуэт бамбука, но и звуки - мягкий шум листьев и глухой стук стволов, качающихся на ветру. Бамбуки, абсолютное большинство из которых у нас, к сожалению, не зимует, в Японии представлены и гигантами по 10 м высотой с толщиной стебля до 15 см и карликами не выше щиколотки, которые используют в японских садах в качестве почвопокровных растений и даже стригут как газон.

В японском саду, где царит строгость и контроль, где каждый опавший лист, каждая хвоинка тут же сметается специальным веничком, лишь немногим растениям позволяется сорить вокруг себя: опавшие на мох лепестки сакур, цветки камелий и кленовые листья считаются украшением сада; долго не убирают и покрывающие землю оранжевым ковром опадающие цветки османтуса, ведь тогда к и без того ошеломительному персиковому запаху прибавляется густая и томная пудреная нота.