Гигиеническая ванна ребенку грудного возраста. Техника проведения гигиенической ванны новорожденному ребенку Проведение гигиенической ванны ребенку

Туалет пупочной ранки

Цель: профилактика гнойно – септических заболеваний новорожденного

Обеспечение:

1. лекарственные средства- 3%раствор перекиси водорода,70%спирт,5% р-р калия перманганата или 1% р-р бриллиантового зеленого;

2. стерильный материал (деревянные палочки с ватными тампонами, ватные шарики)в биксах или в крафт- пакетах;

3. латок для стерильного материала;

4. латок для использованного материала;

5. пинцет;

6. пеленки;

7. перчатки;

8. фартук;

9. пипетка стерильная.

Подготовительный этап выполнения манипуляции:

1. распеленать ребенка в кроватке или не «нестерильном» пеленальном столике.

2. вымыть, просушить и обработать руки (перчатки) антисептическим раствором.

3. подмыть ребенка (при необходимости) и уложить на пеленальный столик.

Основной этап выполнения манипуляций:

4. вымыть, просушить и обработать руки (перчатки) антисептическим раствором.

5. развести края пупочного кольца.

6. с помощью пипетки или ватного тампона, взятого пинцетом, обильно покрыть пупочную ранку в 3% раствором перекиси водорода.

7. через 20-30 секунд просушить ранку, тушируя ее ватным тампоном на палочке.

8. обработать ранку и кожу вокруг деревянной палочкой с ватным тампоном, смоченным 70% этиловым спиртом.



9. другой палочкой с ватным тампоном, смоченным 5% р-ре калия перманганата или в 1% р-ре бриллиантового зеленого, обработать только ранку, не касаясь кожи вокруг.

Заключительный этап выполнения манипуляции:

10. запеленать ребенка.

11. уложить ребенка в кроватку.

12. вымыть и просушить руки в перчатках.

13. снять и обеззаразить перчатки и фартук.

14. использованные пеленки сбросить в бак для грязного белья.

15. вымыть и просушить руки.

Измерение окружности головы и грудной клетки ребенку.

Оснащение: сантиметровая лента, дезинфицирующий раствор, температурный лист, ручка.

Алгоритм:

1. Объяснить ребенку ход манипуляции.

2. Взять сантиметровую ленту.

3. Наложить ее горизонтально на голову ребенка через затылочный бугор сзади и надбровные дуги спереди. Отметить результат.

4. Затем наложить сантиметровую ленту на грудную клетку под углами лопаток сзади и по нижнему краю околососковых кружков спереди. Отметить результат.

5. Записать данные в температурный лист.

6. Сантиметровую ленту обработать 1% раствором хлоромина.

Измерения длины тела ребенка до 1 года.

Цель: оценка физического развития

Оснащение : ростомер, дезраствор, ветошь, емкости, пеленку.

Алгоритм:

1. Обработать ростомер дезраствором.

2. Покрыть ростомер пеленкой так, чтобы шкала осталась открытой.

3. Уложить ребенка на ростомер так, чтобы голова касалась неподвижной планки.

4. Попросить маму зафиксировать голову ребенка в этом направлении.

5. Выпрямить ножки ребенка нажатием левой ладони на колени.

6. Придвинуть к подошвам ребенка подвижную планку ростомера.

7. Зафиксировать на шкале цифру длины тела ребенка.

8. Снять ребенка с ростомера.

9. Убрать ребенка с ростомера.

10. Протереть ростомер дезраствором.

Гигиеническая ванна ребенку грудного возраста.

Цель:

- профилактика инфекционных заболеваний кожи новорожденного

Обеспечить комфортные условия

Оснащение:

ванночка, теплая кипяченая вода температура 37С, фланелевая рукавичка (марлевая салфетка), водяной термометр, фланелевая пеленка, 5% раствор перманганата калия, кувшин с теплой водой для ополаскивания, полотенце (пеленка) для вытирания, чистый комплект белья, стерильное растительное или вазелиновое масло, детское мыло(применяют 1-2 раза в неделю).

Алгоритм:

1. Ванночку вымыть с мылом, ополоснуть горячей водой.

2. Налить теплую кипяченую воду Т 37С.

3. Добавить раствор перманганата калия до слаборозового цвета воды. Размешать.

4. На дно положить свернутую фланелевую пеленку.

5. Измерить Т воды термометром.

6. На правую руку надеть рукавичку и взять ребенка на предплечье левой руки лицом вверх. Правой рукой поддерживать ребенка под коленями.

7. Опустить в воду сначала ножки, ягодицы, затем туловище, чтобы уровень воды доходил до середины груди ребенка.

8. Намылить рукавичку детским мылом.

9. Намылить волосистую часть головы, шею, туловище спереди и сзади, ноги.

10. Водой из ванны смыть мыло в той же последовательности.

11. Вынуть ребенка из воды.

12. Обдать водой из кувшина (температура воды на 1С ниже,чем в ванне).

13. Завернуть ребенка в полотенце.

14. Осушить кожу осторожными промокательными движениями.

15. Обработать кожные складки вазелиновым маслом (профилактика опрелостей).

16. Запеленать ребенка в чистое белье.

17. Ребенка накормить, уложить спать.

ЗАПОМНИТЕ!!! Лицо водой из ванны не моют во избежание заноса инфекции.

Продолжительность ванны: до 1 года -5-7 минут

1-2 года- 8-10 минут

с 2 лет- 10-20 минут

Частота: до 6 мес – ежедневно

с 6 мес до 1 года – через день

с 1 года до 2х лет - 2р в неделю

с 2х лет- 1р в неделю

Гигиеническую ванну проводят при приеме пациентов в стационар и в лечебном отделении, при длительном постельном режиме. Больного следует мыть в ванне или под душем не реже 1 раза в неделю.

Оснащени е: водный термометр, мочалку, мыло, полотенце, чистое нательное белье, щетку и 0,5% хлорамин.

Алгоритм действия:

1. Вымыть ванну щеткой мылом или чистящим средством, ополоснуть раствором хлорамина.

2. Закрыть форточки, около ванны поместить деревянную решетку.

3. Наполнить ванну сначала 1/3 холодной водой и на 2/3 – горячей.

4. Измерить температуру воды, опустив термометр в ванну (должна быть 37ºС).

5. Помогите больному раздеться и:

а). удобно расположиться в ванне так, чтобы вода доходила до мечевидного отростка.

б.) вымыться мочалкой с мылом (сначала голову, потом туловище) и вытереться.

в). выйти из ванны, переодеться в чистое белье.

Примечание

1. Продолжительность ванны 15-30 минут.

2. Во время гигиенической ванны медсестра должна следить за самочувствием больного, его внешним видом и пульсом.

3. Для приема гигиенического душа в ванну поставить табурет, на который будет садиться больной.

Кожу тяжелобольного пациента необходимо ежедневно, не менее 2 раз, обтирать.

Обтирание

Оснащение : перчатки, таз с теплой водой, рукавичка или ватный тампон, полотенце.

Алгоритм действия :

1. Вымойте руки, наденьте перчатки.

2. Смочите рукавичку или ватный тампон (можно воспользоваться концом полотенца) в теплой воде.

3. Оботрите последовательно грудь и живот пациента.

4. Затем насухо промокните кожу полотенцем. Особенно тщательно протрите и высушите складки кожи под молочными железами у женщин (особенно у тучных), подмышечные впадины.

5. Поверните пациента на бок и оботрите спину, делая при этом легкий массаж. Затем высушите.

6. Уложите удобно пациента, накройте одеялом.

7. Снимите перчатки, вымойте руки.

Запомните! Особенно тщательного ухода требуют естественные складки кожи и места возможного образования пролежней.

Гигиенический душ

Гигиенический душ – компонент санитарной обработки в приемном отделении при поступлении больного в стационар, в лечебном отделении 1 раз в 7-10 дней.

Оснащение : термометр для измерения температуры воздуха, мыло, полотенце, чистое нательное белье, щетка, 0,5% раствор хлорной извести.

Алгоритм действия:

1.Вымойте ванну;

2.Поставьте в ванну небольшую скамейку и усадите на нее пациента;

3.Включите душ, отрегулируйте температуру воды и помогите пациенту помыться в той же последовательности, что и в ванной;

4.Помогите пациенту выйти из ванны или душа, вытереться полотенцем, одеться и дойти до палаты. При необходимости воспользуйтесь креслом-каталкой.

Занятие №7. Уход за лихорадящими больными.

Цели занятия:

Студент должен знать:

· Физиологические механизмы поддержания температуры внутренней среды организма;

· Виды медицинских термометров; устройство ртутного термометра;

· Правила хранения термометров;

· Правила пользования термометром;

· Способы обработки термометров после их использования;

· Области тела, используемые для измерения температуры;

· Виды температур, показания к их регистрации;

· Время измерения температуры тела, суточные колебания;

· Правила построения температурной кривой;

· Лихорадка: понятие, виды;

· Периоды лихорадки;

· Клинические проявления в 1-м, 2-м, 3-м периодах лихорадки;

· Особенности ухода за больными на разных периодах лихорадки;

Студент должен уметь:

· Измерить температуру тела;

· Регистрировать результаты измерения температуры в температурном листе;

· Оказывать помощь пациенту в 1-м, 2-м и 3-м периодах лихорадки;

· Обработать термометры после использования;

Этико-деонтологический аспект темы. Если у вас возникают сомнения в правдивости пациента в отношении его температуры, повторите измерение температуры в своем присутствии, ссылаясь на возможную неисправность термометра.

Меры предосторожности . При работе с термометром мел-сестра может нечаянно его разбить. Пары ртути опасны для здоровья человека. Попросите пациентов выйти из помещения. Соберите ртуть и поместите ее в герметически закрытый сосуд, после чего вымойте руки.

Терморегуляция

Терморегуляцией называют совокупность процессов регуляции теплообразования и теплоотдачи. Поддержание определенного равновесия между этими процессами обеспечивает у здорового человека относительно постоянную температуру тела.

Теплообразование осуществляется за счет окислительных процессов в мышцах и внутренних органах: чем выше интенсивность метаболизма, тем оно больше.

Теплоотдача осуществляется путем теплопроведения, теплоизлучения и испарения (потоотделение).

При повышении температуры окружающей среды кровеносные сосуды кожи расширяются, увеличивается ее теплопроводность и теплоизлучение, усиливается потоотделение, что приводит к повышению теплоотдачи и предотвращает перегревание.

При снижении температуры окружающей среды уменьшается теплоотдача за счет уменьшения теплопроводности кожи и сужения ее кровеносных сосудов, повышается теплопродукция вследствие усиления сократительной активности скелетных мышц (мышечная дрожь), что предотвращает снижение температуры тела и переохлаждение.

Цель: профилактическая: профилактика заболеваний кожи

Показания: ежедневное купание здорового ребёнка.

Противопоказания: острые заболевания ребенка, гнойничковые заболевания кожи.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка,

Техника безопасности:

Не оставлять ребенка без присмотра,

Устойчивое положение детской ванны для купания

Температура воды не должна быть выше 38,5 0 С

Температура воздуха в помещении должна быть 22-24 0 С

Уровень воды в ванне должен доходить примерно до мечевидного отростка грудины ребёнка.

Не мыть лицо ребенка водой из ванны.

Мыть ребенка с мылом необходимо не чаще 1 раза в неделю.

Купать ребенка первого месяца жизни необходимо в кипяченой воде.

Продолжительность купания не более 5-10 минут.

Купание ребёнка лучше осуществлять вдвоём.

Подготовка пациента:

Раздеть ребёнка в кровати

При необходимости подмыть ребёнка

Оснащение:

Детская ванна для купания ребёнка

Водный термометр

Махровая рукавичка или мягкая тряпочка или губка

Детское мыло, детский шампунь

Чистая пелёнка или подставка в ванну

Фланелевая пеленка или мягкое полотенце

Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка

- Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом

Стерильные ватные шарики и стерильный пинцет в крафт-пакете или биксе.

Лоток для сброса, использованных шариков материала

- Ёмкость для сброса, использованного белья.

- Ёмкость с дез раствором и чистая ветошь, ёмкость для сброса ветоши.

- Ёмкость для сброса, использованной рукавички (мягкой тряпочки или губки).

Последовательность действий:

Получите согласие родителей ребёнка на проведение манипуляции.

  1. Приготовьте на пеленальном столе, (обработанном ветошью, смоченной дез. раствором), комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья
  2. Вымойте ванну горячей водой.
  3. Наполните ванну сначала холодной водой, затем горячей.
  4. Измерьте водяным термометром температуру воды в ванне (38-38,5 о С).
  5. Наполните кувшин водой на 1 о С ниже, чем вода в ванной и поставьте его рядом с ванной
  6. Постелите на дно ванны чистую пеленку или специальную подставку
  7. Осторожно погрузите ребенка в ванну, придерживая левой рукой голову и плечи, так, чтобы вода в ванне доходила до мечевидного отростка грудины ребёнка.
  8. Вымойте ребенка правой рукой с помощью махровой рукавички (тряпочки или губки), начиная с волосистой части головы. Сбросьте использованную рукавичку (тряпочку или губку) в специальную ёмкость для их сброса.
  9. Выньте ребенка из ванны двумя руками, таким образом, чтобы его лицо было обращено к вам, ладонями обхватите грудную клетку ребёнка в области подмышечных впадин, фиксируя пальцами его спину и заднюю поверхность шеи.
  10. Положите ребёнка к себе на левое предплечье, лицом вниз.
  11. Возьмите кувшин правой рукой и облейте ребенка чистой водой. Верните кувшин на прежнее место.
  12. Возьмите правой рукой чистую фланелевую пеленку (полотенце) и накройте ею ребенка
  13. Просушите кожу ребенка осторожными промокательными движениями.
  14. Перенесите ребёнка на пеленальный стол, снимите с него мокрую фланелевую пеленку (полотенце) и сбросьте пеленку (полотенце) в ёмкость, для сброса, использованного белья
  15. Обработайте естественные кожные складки, согласно алгоритму
  16. Запеленайте ребёнка согласно алгоритму или оденьте его.
  17. Дайте попить ребёнку.
  18. Положите ребёнка в кровать, на бок.

Примечание:

  1. После проведения гигиенической ванны в детском учреждении детскую ванну для купания дезинфицируют.

Манипуляция №14

Техника измерения температуры тела у детей различного возраста.

Графическая запись

Цель: диагностическая.

Показания: измерить температуру тела по назначению врача.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка, чувство тревоги и страха, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра, проверить целостность термометра.

Подготовка пациента:

Оснащение:

Последовательность действий:

1. Просушить кожу в месте постановки термометра (детям старшего возраста термометр ставить в подмышечную впадину, малышам – в паховую).

2. Стряхнуть ртутный столбик, если он выше 35°С.

3. Поместить ртутный резервуар термометра в подмышечную (паховую) область так, чтобы он полностью охватывался кожной складкой и не соприкасался с бельём.

4. Фиксировать руку (плечо прижать к грудной клетке) или ногу ребёнка (нога несколько согнута в тазобедренном суставе)

5. Засечь время и через 10 минут извлечь термометр и определить его показания.

6. Зафиксировать температуру в температурном листе (каждая клеточка температурного листа соответствует 0,2°С. Точку, фиксирующую температуру, необходимо ставить в центре, а не по краям клеточки)

7. Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар.

8. Полностью погрузить термометр в лоток с дез.раствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дез.раствора)

9. Вынуть термометр из дез.раствора, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой.

10. Поместить термометр в футляр или в стеклянную банку, на дно которой уложена вата.

Примечание.

  1. Возможно измерение температуры в прямой кишке (по показаниям). Перед этим ребёнку предварительно ставят очистительную клизму. Ребенка укладывают на бок, левой рукой раздвигают ягодицы, а правой вводят в прямую кишку смазанный вазелином ртутный резервуар на глубину 2 сантиметра. Затем ягодицы ребенка сжимают и удерживают в течение 5 минут. Нужно помнить, что температура в прямой кишке на 0,5 градуса выше, чем в подмышечной впадине. Противопоказаниями являются заболевания прямой кишки, запоры, поносы.
  2. В стационаре измерение температуры проводят два раза в день: в 7-8 утра и в 17-18 вечера. По показаниям иногда температуру измеряют каждые 2-3 часа.
  3. В домашних условиях можно измерять температуру тела пероральным и внутриушным электронными термометрами, не забывая их обрабатывать. Желательно, чтобы такой термометр был индивидуальным.
  4. Без особой необходимости нельзя будить ребёнка в утренние часы или в другое время суток, чтобы измерить у него температуру.
  5. Не следует обсуждать результаты термометрии в присутствии детей дошкольного и школьного возраста.
  6. Не рекомендуется измерять температуру у детей через короткое время после психоэмоционального возбуждения, приёма пищи, значительных мышечных нагрузок, физиотерапевтических процедур.

Манипуляция № 15

Определение частоты дыхательных движений,

Измерение артериального давления.

Исследование пульса.

Цель: диагностическая, оценка состояния дыхательной системы.

Показания: согласно назначению врача.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребёнка, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра.

Подготовка пациента: успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры. Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.

Оснащение:

  • Секундомер или часы с секундной стрелкой
  • Фонендоскоп
  • Температурный лист, ручка

Последовательность действий:

  1. Успокоить ребёнка или подождать, когда он заснёт (у детей раннего возраста ЧДД лучше считать во сне, поднеся фонендоскоп к носу ребёнка).
  2. Придать ребёнку удобное положение (сидя или лёжа).
  3. Вымыть руки. Сесть лицом к лицу ребёнка.
  4. Взять его руку в области пульса и положить вторую руку на живот или грудную клетку ребенка, не фиксируя его внимание на производимом подсчете.
  5. Подсчитать количество дыхательных движений за 1 минуту (делая вид, что считает пульс с целью отвлечения ребёнка).
  6. Записать полученные данные в температурный лист или в лист наблюдения и сравнить с возрастной нормой.

Примечание:

  1. Подъём температуры тела сопровождается увеличением частоты дыхания:

на каждый градус её повышения ЧДД увеличивается на 4 дыхательные движения

Соотношение частоты дыхания к пульсу: новорождённый 1: 2,5-3

у более старших 1: 3,5-4

у взрослых 1: 4

  1. Чем моложе ребёнок, тем поверхностнее у него дыхание.
  2. В первые 2-3 недели у новорождённого ребенка отмечается аритмия дыхания.
  3. Тип дыхания:в раннем возрасте брюшной, в 3-4 года преобладает грудное дыхание,

в период полового созревания: у мальчиков брюшной тип, у девочек - грудной тип дыхания.

Возрастные нормы ЧДД

Цель: профилактическая: профилактика заболеваний кожи

Показания: ежедневное купание здорового ребёнка.

Противопоказания: острые заболевания ребенка, гнойничковые заболевания кожи.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка,

Техника безопасности:

Не оставлять ребенка без присмотра,

Устойчивое положение детской ванны для купания

Температура воды не должна быть выше 38,5 0 С

Температура воздуха в помещении должна быть 22-24 0 С

Уровень воды в ванне должен доходить примерно до мечевидного отростка грудины ребёнка.

Не мыть лицо ребенка водой из ванны.

Мыть ребенка с мылом необходимо не чаще 1 раза в неделю.

Купать ребенка первого месяца жизни необходимо в кипяченой воде.

Продолжительность купания не более 5-10 минут.

Купание ребёнка лучше осуществлять вдвоём.

Подготовка пациента:

Раздеть ребёнка в кровати

При необходимости подмыть ребёнка

Оснащение:

Детская ванна для купания ребёнка

Водный термометр

Махровая рукавичка или мягкая тряпочка или губка

Детское мыло, детский шампунь

Чистая пелёнка или подставка в ванну

Фланелевая пеленка или мягкое полотенце

Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка

- Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом

Стерильные ватные шарики и стерильный пинцет в крафт-пакете или биксе.

Лоток для сброса, использованных шариков материала

- Ёмкость для сброса, использованного белья.

- Ёмкость с дез раствором и чистая ветошь, ёмкость для сброса ветоши.

- Ёмкость для сброса, использованной рукавички (мягкой тряпочки или губки).

Последовательность действий:

Получите согласие родителей ребёнка на проведение манипуляции.

1. Приготовьте на пеленальном столе, (обработанном ветошью, смоченной дез. раствором), комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья

2. Вымойте ванну горячей водой.

3. Наполните ванну сначала холодной водой, затем горячей.

4. Измерьте водяным термометром температуру воды в ванне (38-38,5 о С).

5. Наполните кувшин водой на 1 о С ниже, чем вода в ванной и поставьте его рядом с ванной

6. Постелите на дно ванны чистую пеленку или специальную подставку

7. Осторожно погрузите ребенка в ванну, придерживая левой рукой голову и плечи, так, чтобы вода в ванне доходила до мечевидного отростка грудины ребёнка.

8. Вымойте ребенка правой рукой с помощью махровой рукавички (тряпочки или губки), начиная с волосистой части головы. Сбросьте использованную рукавичку (тряпочку или губку) в специальную ёмкость для их сброса.



9. Выньте ребенка из ванны двумя руками, таким образом, чтобы его лицо было обращено к вам, ладонями обхватите грудную клетку ребёнка в области подмышечных впадин, фиксируя пальцами его спину и заднюю поверхность шеи.

10. Положите ребёнка к себе на левое предплечье, лицом вниз.

11. Возьмите кувшин правой рукой и облейте ребенка чистой водой. Верните кувшин на прежнее место.

12. Возьмите правой рукой чистую фланелевую пеленку (полотенце) и накройте ею ребенка

13. Просушите кожу ребенка осторожными промокательными движениями.

14. Перенесите ребёнка на пеленальный стол, снимите с него мокрую фланелевую пеленку (полотенце) и сбросьте пеленку (полотенце) в ёмкость, для сброса, использованного белья

15. Обработайте естественные кожные складки, согласно алгоритму

16. Запеленайте ребёнка согласно алгоритму или оденьте его.

17. Дайте попить ребёнку.

18. Положите ребёнка в кровать, на бок.

Примечание:

1. После проведения гигиенической ванны в детском учреждении детскую ванну для купания дезинфицируют.

Манипуляция № 16.

Техника проведения оздоровительного массажа и гимнастики

Ребёнку грудного возраста

Цель: повышение эмоционального тонуса ребенка, стимуляция физического и нервно-психического развития.

Показания: здоровый ребёнок в возрасте от одного месяца.

Противопоказания: различные заболевания ребёнка.

Возможные проблемы: нет

Техника безопасности:

Не оставлять ребенка без присмотра на пеленальном столе.

Медсестра должна снять кольца, часы и иметь коротко остриженные ногти.

Температура воздуха в помещении должна быть около 20-22 о С.

Продолжительность сеанса не более 5-7 мин.

Подготовка пациента:

Не раньше, чем через час после приёма пищи

Раздеть или распеленать ребёнка.



Успокоить ребенка.

Оснащение:

Пеленальный стол

- Ёмкость с дез раствором, чистая ветошь и ёмкость для использованной ветоши

    стерильный лоток;

    лоток для отработанного материала;

    крафт-пакет с ватными шариками, помазками и марлевыми салфетками;

    пинцет в дез. растворе;

    лекарственные средства: 3% раствор пероксида водорода, 5% раствор калия перманганата, 70% спирт.

    Проверить наличие чистых пеленок;

    Обработать дезинфицирующим раствором (макроцид-ликвид, терралин, сайдекс) пеленальный матрац;

    Открыть бак для использованного белья.

    Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

    Расстелить на пеленальном столике пеленки.

    Распеленать ребенка в кроватке. (Подмыть его, кожу просушить- если есть необходимость).

9. Положить ребенка на подготовленный пеленальный столик. Выполнение манипуляции

    Левой рукой развести края пупочного кольца.

    Помазок смочить 3%р-ром перекиси водорода путем полива над лотком для использованного материала.

    Обильно покрыть пупочную ранку перекисью водорода, одним движением, вводя помазок перпендикулярно к пупку ранку, вращая помазок на 360°, движением похожим на запятую.

    Левой рукой развести края пупочного кольца, сухим помазком просушить ранку (вводя помазок перпендикулярно к пупку ранку движением похожим на запятую).

    Помазок сбросить в лоток для отработанного материала.

    Новый помазок смочить 70% этиловым спиртом.

    Левой рукой развести края пупочного кольца, обработать ранку движением похожим на точку, вводя помазок перпендикулярно к пупку.

    Помазок сбросить в лоток для использованного материала.

    По назначению врача: помазком, смоченным 5% раствором калия перманганата обработать только ранку, не касаясь кожи; точечным движением. Помазок сбросить.

Заключительный этап выполнения манипуляции

    Запеленать ребенка.

    Уложить в кровать.

    Обработать пеленальный столик дез. раствором.

    Снять перчатки, вымыть и высушить руки.

Схематическое изображение манипуляции

1)  Н2О2 2) сухо 3) спирт 70 ° 4 ) ●К М n О4 5%

Проведение гигиенической ванны новорожденному ребенку

Первая гигиеническая ванна проводится на 2-е сутки после выписки из роддома; До заживления пупочной ранки используют кипяченую воду или раствор перманганата

калия (2-3 недели);

в 1-ой половине года купают ежедневно по 5-10 минут,во 2-ой половине года можно купать через день.

Температура воды в ванне 37-38,0 С;мыло используется 1раз в неделю.

Т воздуха в помещении- 22-24 С.

Купают перед предпоследним кормлением.

Техническая подготовка

    Две емкости - с холодной и горячей водой (или вода из под крана).

    Раствор калия перманганата (95 мл. воды - 5 г. кристалликов К Мn О4, приготовленный раствор процеживают через марлю, причем кристаллы не должны

попасть в ванну).

    Кувшин для ополаскивания.

    Ванночка.

    Водный термометр.

    "Рукавичка" из махровой ткани (фланели).

7.Детское мыло (детский шампунь).

8.Стерильное масло (детский крем, растительное).

9.Пеленки,распашонки. 10.Пеленальный столик.

11.Дез. раствор

Подготовительный этап

    Вымыть и высушить руки.

    На пеленальном столике разложить пеленки.

    Поставить в устойчивое положение ванночку (предварительно обработанную дез. раствором или вымытую с детским мылом).

    Ванну заполняют - на 1/2 или 1/3 ее объема.

    Добавляют 5% раствор перманганата калия до слабо-розового раствора.

    Измерить Т ° воды термометром.

Выполнение манипуляции:

    Раздеть ребенка. После дефекации подмыть проточной водой. Грязное белье бросить в бак для использованного материала.

    Взять ребенка двумя руками: положить ребенка на левую руку взрослого, согнутую в локте, так, чтобы голова ребенка находилась на локтевом сгибе; этой же рукой захватить левое плечо ребенка.

    Поместить ребенка в ванночку, начиная с ножек так, чтобы вода доходила до линии сосков ребенка.

    Ножки после погружения остаются свободными. Уровень погружения - до сосковой линии.

    В течение нескольких минут обмывать шею и грудь ребенка.

    Мытье туловища:

    надеть рукавичку;

    намылить рукавичку гелем, или мылом, или шампунем;

    бережно намылить тело ребенка;

    помыть складки ребенка намыленной рукавичкой;

    ополоснуть ребенка.

Мытье головы:

    голову желательно мыть в последнюю очередь, так как эта процедура может вызвать негативную реакцию ребенка).

    смочить волосы (ото лба к затылку), поливая их водой из ковша (кувшина);

    нанести шампунь или пену на волосы;

    бережно массируя голову, вспенить шампунь или пену;

    смыть мыльную пену водой по направлению ото лба к затылку так, чтобы мыльная вода не попала в глаза;

    перевернуть ребенка над ванночкой спиной вверх;

    ополоснуть ребенка водой из кувшина

    Извлечь ребенка из воды в положении - лицом книзу.

    Ополоснуть водой из кувшина и умыть.

    Набросить полотенце или пеленку на ребенка, положить на пеленальный столик и осушить кожу. Мокрую пеленку бросить в бак.

    Заключительный этап

    Обработать кожные складки растительным маслом.

    Обработать пупочную ранку, провести туалет носовых и слуховых ходов.

    Запеленать ребенка.

    Слить воду и обработать ванночку.

    Вымыть и высушить руки.