Дизайн проектов гостевых домов для дачи. Домики для отдыха или гостевые места на вашем участке. Утепление и отделка

памятник архитектуры (федеральный) Дом с башнями в Санкт-Петербурге, также известный как дом Розенштейна - Белогруда - здание на площади Льва Толстого, обращённое центральной частью к Каменноостровскому проспекту и выходящее боковыми фасадами на Большой проспект и улицу Льва Толстого. Благодаря двум мощным шестигранным башням-эркерам здание стало архитектурной доминантой площади Льва Толстого. Этот доходный дом принадлежал К. И. Розенштейну и был построен им самим совместно с А. Е. Белогрудом в стиле историзм (с элементами неоготики).

Предыстория

В середине XIX века этот участок принадлежал наследникам чиновника А. Копейкина и был незастроенным, затем на этом участке до стоял деревянный дом с садом прусской подданной К. Ф. Фелькель (её брат С. Ф. Фелькель владел складом какао). На свободной территории участка с 1895 года располагался велодром и каток, где в 1898 году состоялся первый в России матч по хоккею с мячом, а также (31 мая 1898 года) первый показательный матч по боксу. К 1899 году владение перешло к Ф. Ф. Фелькелю, и со стороны Архиерейской улицы был сооружён пятиэтажный дом с перпендикулярным флигелем вдоль межевой линии в стиле эклектики с элементами романской архитектуры. Здание не выходило на площадь, а было обращено к ней круглой башней с гранёным куполом. В здании размещалось женское начальное городское училище. В 1909-1910 годах Большой проспект был продлён до реки Карповки, что сопровождалось большими планировочными работами, в которых участвовал К. И. Розенштейн. Ему и отошло бывшее владение В. К. Фелькель, существенная часть которого отошла под Архиерейскую площадь.

Строительство и особенности здания

В 1909 году территория двора дома Фелькеля была сокращена за счёт продления Большого проспекта в сторону Карповки. От Ф. К. Фелькель, вдовы Ф. Ф. Фелькеля, участок перешёл к К. И. Розенштейну, который принимал участие в составлении новой распланировки этого района. Он сам начал проектирование доходного дома, составил планировочное решение, но затем пригласил к сотрудничеству архитектора А. Е. Белогруда. Последний в то время увлекался средневековьем и стилизовал здание под английский замок. Белогруд отказался от ордерной схемы и внёс в композицию разнообразие, смело сочетая элементы неоренессанса и неоготики. Симметричные шестигранные башни вздымаются выше основного массива здания. Разнообразны очертания оконных проёмов. Окна третьего и пятого этажей со стороны ул. Льва Толстого намеренно сдвинуты по отношению к другим этажам. Углы башен Белогруд подчеркнул рустовкой, а в стене одной из них поместил декоративный циферблат со знаками Зодиака. На фасаде со стороны улицы Льва Толстого выступают два эркера. Оформление этой части здания со смещёнными рядами окон обусловлено тем, что с этой стороны в новое здание был включён существовавший пятиэтажный дом, который сохранил также и ряд элементов оформления: «романские» окна во дворе, литые ограждения и двери лестничных клеток. При всей своей живописности здание строилось с повышенным…

Благодаря увлечению архитектора А.Белогруда средневековыми традициями, спроектированный им Доходный дом Розенштейна в Санкт-Петербурге напоминает старинный английский замок. Изящное здание с могучими шестигранными башнями, воплотившими традиции английской готики, эффектно расположилось на нынешней площади Льва Толстого. Полное название здания дом Розенштейна-Белогруда часто заменяют более коротким, зато емким именем Дом с башнями.

История дома Розенштейна в Санкт-Петербурге

Участок, на котором сегодня находится Доходный дом Розенштейна, несколько раз переходил из рук в руки разных хозяев. В 19 веке здесь проводили соревнования на велодроме летом и катались на коньках и играли в хоккей с мячом зимой.
В 1912 году инженер К.Розенштейн собственноручно разработал проект будущего здания. Через некоторое время он решил разделить ответственность за его внешний облик с архитектором А.Белогрудом, по замыслу которого он был стилизован под средневековой замок. В композиции здания были соединены элементы неоклассицизма и неоренессанса, а главным украшением стали башни, которые возвышались над основной частью дома.
Несмотря на внешнюю элегантность, Дом с башнями Розенштейна отличался добротностью и прочностью. Его внутреннее оснащение отвечало всем бытовым требованиям, которые существовали на ту пору. Газовые плиты, удобные ванны, встроенные шкафы, приспособления для сушки полотенец, гаражи обеспечивали комфортный уровень проживания. По окончанию строительства Белогруд сам поселился в здании, на верхнем этаже. Здесь также проживали известные писатели и актеры.

Дом Розенштейна в Санкт-Петербурге: кинотеатр и театры

После революции в здании был создан кинотеатр. Он работал не один год, периодически меняя название, а в 50-е годы приобрел статус памятника архитектуры, охраняемого государством. В его стенах работали студии Ленинградского телевидения. В 1978 году здание было в очередной раз переоборудовано под театр «Эксперимент».
После закрытия театра здание было передано другому театральному коллективу под названием «Русская антреприза» имени Андрея Миронова. Любопытный факт: дед Миронова перед самой революцией приобрел часть здания, но по всей видимости, не успел им распорядиться.

С середины XIX века участок, где сегодня располагается дом Розенштейна, принадлежал различным хозяевам. Так, например, здесь в 1895 году был построен велодром, куда в дни больших соревнований приходило до десяти тысяч человек. Зимой же на этом участке размещался Северный каток, на льду которого 8 марта 1898 года состоялся первый в России матч по хоккею с мячом.

Дому Розенштейна или «Дому с башнями» принадлежит решающая роль в архитектурном оформлении площади Льва Толстого. Здание было построено в 1913 – 1915 годах. На этом месте с 1898 года располагался дом прусского поданного, владельца склада голландского какао С. Фелькеля. В 1912 году разрешение на постройку дома на этом участке получил инженер и архитектор К. Розенштейн. Первоначально он начал строительство по собственному проекту, но, не обладая должным опытом, вынужден был пригласить к сотрудничеству архитектора А. Белогруда, у которого за плечами уже было несколько небольших построек. Белогруд принялся за работу, когда в его распоряжении оказался остов недостроенного Розенштейном здания с бельведерами по углам. Белогруд увлекался средневековой архитектурой, поэтому бельведеры по углам здания, вынесенные на площадь, он превратил в настоящие башни, подобные башням замка Мэкстоук в английском графстве Уорвикшир.

Большое внимание при постройке здания было уделено прорисовке деталей фасада – балконов, окон, стрельчатых арок. Оконные проемы дома разнообразны: круглые, полукруглые, прямоугольные, двойные полукруглые, разделенные тонкими колоннами. Детали здания подчеркнуты коричневым цветом, в то время как стены дома окрашены в желто-серый. В стене одной из башен Белогруд разместил декоративный циферблат со знаками зодиака. Внутреннее оснащение дома не уступало его живописности. Так, в квартирах были: газовые плиты, утопленные в пол ванны, калориферы для сушки полотенец, встроенные шкафы; во дворе дома имелся также гараж. «Дом с башнями» является по существу единственной крупной работой талантливого и яркого архитектора. В этом здании в разное время жили сам А. Белогруд, писатель Л.Н. Андреев, певец А.М. Давыдов.

После революции, начиная с 1921 года, на первом этаже «Дома с башнями» размещались, сменяя друг друга, кинотеатры «Элит», «Конкурент», «Резец», «АРС». В 50-е годы здание было объявлено памятником архитектуры и взято под государственную охрану. В 1978 году нижний этаж дома был переоборудован под театральное помещение и 1985 году здесь разместился театр «Эксперимент» со зрительным залом на 220 человек. С 17 октября 1996 года в помещениях бывшего кинотеатра разместился и начал работать театр «Русская антреприза имени Андрея Миронова».

В начале двадцатого века активно застраивалась Петроградская сторона Петербурга. Архитектурной доминантой площади Льва Толстого стал так называемый Дом с башнями. Участок, на котором сейчас возвышается это фантастически красивое здание, с средины 19 века часто менял хозяев. В 1909 году он перешел во владение инженера К. И. Розенштейна, принимавшего участие в перепланировке этого района. Им же был начат проект доходного дома, составлено планировочное решение. Но почувствовав, что не сможет один справиться с такой работой, Розенштейн приглашает к сотрудничеству архитектора А. Е. Белогруда, который в тот момент увлекался средневековьем, поэтому предложил вариант стилизации проектируемого здание под английский замок. Белогруд смело сочетал в своём проекте элементы неоготики и неоренессанса.

Главный фасад здания украшают две симметричные шестигранные башни, возвышающиеся над основным массивом здания. На стену одной из башен зодчий поместил декоративный циферблат со знаками зодиака. Стены дома окрашены в желто-серый цвет, а его детали здания выделены коричневым колером. Очень разнообразны оконные проёмы, которые намеренно по-разному сдвинуты на разных этажах по отношению к другим этажам. Необыкновенно разнообразны и красивы наличники окон: стрельчатые, круглые, прямоугольные, полуциркульные.

С улицы Льва Толстого в новое здание включили построенный ранее пятиэтажный дом, который был спроектирован в стиле романтизма. От него остались литые ограждения, романтические окна во дворе, двери лестничных клеток. Помимо несомненной красоты здание обладало еще и высоким запасом прочности, так как его межэтажные перекрытия изготавливались по специальному заказу. Здание с точки зрения инженерного оснащение отвечало самым высоким стандартам того времени: в квартирах были утопленные в пол ванны, газовые плиты, встроенные шкафы, калориферы для сушки полотенец. Во дворе был гараж. Внутренняя планировка была компактна и функциональна.

После революции Дом с башнями часто менял хозяев. Здесь размещались кинотеатры "Элит", "Конкурент", "Резец", "АРС". С 1950-х годов здание приобрело статус памятника архитектуры. С 1972 года помещение было передано Ленинградской студии телевидения. В 1978 году нижний этаж здания был перестроен под театральное помещение со зрительным залом на 220 мест. С 1996 года и по сей день здесь работает театр "Русская антреприза имени А. Миронова".

Пример сочетания оригинальности архитектурных решений при одновременном следовании классическим традициям - это проект дома с башенками. Построенное на его основе здание способно реализовать самые смелые мечты владельца. При этом уровень современных строительных технологий позволяет воспроизвести средневековый замковый стиль на новом, более высоком уровне.

Проект №10-36 Проект №49-85 Проект №31-37

Особенности проектов домов с башенками

Проекты домов с башней обладают рядом особенностей:

Главная часть рассматриваемых сооружений - башня. Она может выполняться прямоугольной или квадратной, но классическим вариантом считается круглая конструкция. Последний вариант башни менее практичен и технологически более сложный, однако, наилучшим образом соответствует стилю загородного коттеджа. При этом в разных проектах башня выдвигается за контуры здания или «утапливается» в нем.

Примеры

Типичный пример дома с башенкой - проект №34-56 . Доминирующий архитектурный элемент - возвышающаяся над постройкой башня классической круглой формы. Она вынесена за контуры коттеджа как в горизонтальной, так и вертикальной проекции. С функциональной точки зрения ее использование традиционно - внутри расположена винтовая лестница.

Проект №34-56. Коттедж из камня и кирпича

Еще одна характерная черта проектов с башнями - использование для отделки облицовочного кирпича и искусственного камня. Причем последний придает фасаду загородной постройки оригинальность, благодаря применению при облицовке колонн и крыльца. Изюминка проекта - расположенная в верхней части башни комната с панорамным остеклением. Учитывая ее размещение фактически на 4-м этаже, оттуда открывается прекрасный вид на окрестности.

Другой пример применения башни в архитектуре частного коттеджа - проект №47-47 . Конструкция башни также возвышается над зданием, но вписана в его контур. В отделке применяются как декоративный камень, так и кирпич. Важный архитектурный элемент - оригинальный зеленый цвет покрытия крыши из черепицы, имитирующей натуральную. Расположение башни по отношению к другим конструкциям сооружения - стандартное угловое.

Проект №47-47. Дом с зелёной крышей из красного кирпича

Применение квадратной башни показано в проекте загородного коттеджа №50-23 . Ее конструкция почти полностью утоплена в здание, однако возвышается над ним. Отделка искусственным камнем на всю высоту башни акцентирует внимание, еще более выделяя оригинальный архитектурный элемент. На верхнем этаже башни размещена комната с большими окнами.