Складирование лестничных маршей на строительной площадке. Складирование конструкций. Способы обвязки, зацепки и схемы строповки грузов

Доставленные на строительную площадку материальные элементы складируют на приобъектных складах, предназначенных для их временного хранения - создания производственного запаса.

Различают два основных вида производственного запаса: текущий и страховой. Текущий запас составляет материальный ресурс между двумя смежными поставками. В идеальном случае текущий запас должен быть достаточен для обеспечения производства работ. Однако, учитывая возможные срывы в поставке материальных элементов, создают страховой запас. Страховой запас компенсирует неравномерность пополнения текущего запаса.

Уровень производственного запаса зависит от принятой организации работ (например, монтаж «с колес» или со склада), отдаленности объекта от центральных баз обеспечения, вида транспорта и других факторов. Для ориентировочного определения уровня запаса в строительстве действуют специальные нормативы.

Приобъектные склады устраивают закрытыми, полузакрытыми и открытыми.

Закрытые склады служат для хранения материалов дорогостоящих или портящихся на открытом воздухе (цемента, извести, гипса, фанеры, гвоздей и других материалов). Их сооружают надземными и подземными, одно- и многоэтажными, отапливаемыми и неотапливаемыми.

Полузакрытые склады (навесы) сооружают для материалов, не изменяющих своих свойств от перемены температуры и влажности воздуха, не требующих защиты от прямого воздействия солнца и атмосферных осадков (деревянных изделий и деталей, рубероида, шифера и др.).

Открытые склады предназначены для хранения материалов, не требующих защиты от атмосферных воздействий (кирпича, бетонных и железобетонных элементов, керамических труб и др.). Склады, как правило, располагают в зоне действия монтажного крана, обслуживающего объект. Это позволяет использовать его для разгрузки поступающих грузов, в основном в нерабочие монтажные смены. В монтажные же смены для разгрузочных работ целесообразно применять более легкие (менее мощные) краны.

При расположении открытых складов на некотором удалении от строящегося объекта процессы разгрузки и укладки на складскую площадь осуществляют специальными разгрузочными кранами: козловыми, стреловыми, на железнодорожном, пневмоколесном и гусеничном ходу и башенными кранами-погрузчиками. Эти же краны используют для элементов и погрузки материальных элементов на транспортные средства для подачи к местам укладки (монтажа). Ширину складских площадок назна чают из условия возможности обслуживания их кранами. При этом тяжелые грузы укладывают ближе к крановым путям, а легкие - дальше, так как их можно поднимать кранами на большем вылете крюка.

Для каждого материала, сборных и других изделий отводят зоны для промежуточного хранения. Зоны складирования отделяют одну от другой сквозными проходами шириной не менее 1 м. В каждой зоне материальные элементы складируют с соблюдением определенных правил.

Обычный кирпич складируют отдельно по сортам и маркам, а лицевой, керамические стеновые и облицовочные камни дополнительно группируют по цвету лицевой поверхности. Кирпич, доставляемый на объект без контейнеров или пакетов, разгружают ручным способом и укладывают с перевязкой на поддоны или в штабеля высотой до 1,6 м. Кирпич, имеющий несквозные пустоты, укладывают пустотами вниз для того, чтобы в них не застаивалась вода, которая при замерзании может привести к разрушению кирпича. Кирпич, прибывающий в пакетах или на поддонах, укладывают на складе штабелями в один или два яруса.

Сборные железобетонные изделия и детали располагают в соответствии с рекомендациями рабочих чертежей на деревянных инвентарных подкладках и прокладках, места укладки которых должны соответствовать рискам на элементах. При укладке изделий в штабель прокладки между ними располагают одна над другой строго по вертикали. Сечение подкладок и прокладок обычно квадратное со стороной 6...8 см. Размеры подбирают таким расчетом, чтобы вышележащие сборные элементы не опирались на монтажные петли или выступающие части нижележащих элементов.

Сборные бетонные и железобетонные изделия укладывают в штабеля.

Фундаментные подушки и блоки стен подвалов располагают штабелями высотой до 2,3 м на подкладках и прокладках, которые укладывают на расстоянии 300...500 мм от торцов блоков.

Прямоугольные ригели, прогоны, перемычки высотой до 600 мм укладывают в штабель на нижнюю плоскость с подкладками и прокладками на расстоянии 500... 1000 мм от торцов. Высота штабеля не должна превышать трех рядов по высоте. Элементы верхнего ряда для большей устойчивости скрепляют между собой проволокой за монтажные петли.

Многопустотные плиты перекрытий и покрытий укладывают в штабели высотой до 2,5 м по высоте до 8... 10 рядов. Подкладки и прокладки располагают перпендикулярно пустотам на расстоянии 250...400 мм от краев плиты.

Лестничные марши складируют ступенями вверх, высота штабеля 5...6 рядов. Прокладки при перемещениях маршей краном располагают вдоль маршей на расстоянии 150... 200 мм от их краев, а при перемещениях вилочным захватом - поперек маршей. Лестничные площадки размещают горизонтально, в штабель не более 4 элементов, прокладки - на расстоянии 150...200 мм от торцов.

Стеновые панели и крупнопанельные перегородки, сплошные плоские панели перекрытий размером на комнату целесообразно складировать в вертикальном или слегка наклонном положении в кассетах или пирамидах. Опорная часть пирамид устроена с некоторым наклоном в сторону пирамиды. Это позволяет при установке сборных элементов опирать их всей нижней плоскостью, а не ребром, что исключает повреждение граней панелей.

Фермы и балки перекрытий высотой более 0,6м складируют в вертикальном или слегка наклонном положении с обеспечением упорами их устойчивости.

Стальные конструкции - одностеновые балки прогоны, стоики фахверка - укладывают штабелями с перекрестным расположением рядов в штабеле на двух прокладках. Элементы высотой более 600 мм устанавливают вертикально с устройством вертикальных упоров.

На приобъектных складах перед подачей элементов на монтаж осуществляют устранение дефектов, восстановление или нанесение маркировки и рисок, проверяют наличие закладных деталей при необходимости их очищают, подготавливают монтажные петли Для ряда элементов каркаса одноэтажных промышленных зданий (например, и ферм) осуществляют при необходимости монтажное усиление, а также обустройство навесными площадками, лестницами и др.

ТИПОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РАБОТ

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА МОНТАЖ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

МОНТАЖ КОНСТРУКЦИЙ КРУПНОПАНЕЛЬНОГО ЖИЛОГО
9-ЭТАЖНОГО ДОМА СЕРИИ 90

6307030131

5. МОНТАЖ ЛЕСТНИЧНЫХ ПЛОЩАДОК И МАРШЕЙ

РАЗРАБОТАНА

СОГЛАСОВАНО

Институтом "Оргюгстрой" Минюгстроя РСФСР

Управлением механизации и технологии строительства Госстроя СССР

Главный инженер института

А.А. Редькин

Письмо от 26.01.1993 № 12-33

Начальник отдела ТС-3

А.С. Выприков

Введена в действие с 1.03.1990 г.

Главный технолог

И.А. Шурыгин

МОСКВА - 1990

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта разработана на монтаж лестничных площадок и маршей типовой блок-секции крупнопанельного 9-этажного жилого дома серии 90.

1.2. В состав работ, рассматриваемых в карте, входят:

монтаж лестничных площадок;

монтаж лестничных маршей;

электродуговая сварка монтажных стыков;

заделка бетоном ниш опирания и замоноличивание стыков.

1.3. Все работы по монтажу лестничных площадок и маршей выполняют в три смены. Картой предусматривается монтаж лестничных площадок и маршей башенным краном КБ-405.1А грузоподъемностью 10 т при и высоте здания до 30 м.

1.4. При привязке типовой технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства принятый в карте порядок выполнения работ по монтажу лестничных площадок и маршей, размещение машин и оборудования, объемы работ, средства механизации уточняют в соответствии с проектными решениями.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1. До начала монтажа лестничных площадок и маршей должен быть выполнены организационно-подготовительные мероприятия в соответствии со СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства".

Кроме того должны быть выполнены следующие работы:

смонтированы наружные, внутренние стеновые панели и плиты перекрытий;

на опорных поверхностях установлены маяки и нанесены установочные риски;

доставлены на площадку и подготовлены к работе механизмы, инвентарь и приспособления;

рабочие и ИТР ознакомлены с технологией работ и обучены безопасным методам труда.

2.2. Монтаж надземной части здания, в том числе лестничных площадок и маршей, рекомендуется выполнять башенными кранами.

Расположение башенного крана и расстояние подкрановых пугей от здания устанавливается при привязке карты в зависимости от объемно-планировочного решения здания и марки крана. Максимальное расстояние от оси движения крана до стены определяется его технической характеристикой, минимальное - условиями безопасности работ в соответствии со СНиП III-4-80. Схема расположения монтажного крана приведена на , .

2.3. Транспортирование лестничных маршей и площадок осуществляют бортовыми автомобилями в соответствии с транспортно-монтажными картами с выгрузкой на приобъектный склад. Транспортировать и хранить марши и площадки следует в штабелях в горизонтальном положении на подкладках и прокладках, при этом лестничные марши следует располагать ступенями вверх. Подкладки и прокладки между рядами маршей и площадок должны быть толщиной не менее 30 мм и установлены в местах расположения строповочных отверстий или монтажных петель. Высота штабеля при хранении маршей и площадок не должна превышать 2,5 м (, ).

Раствор и бетон готовят централизованно и доставляют на объект при помощи автотранспортных средств: авторастворовозов, автобетоновозов и автобетоносмесителей.

Хранение бетонных и растворных смесей на строительной площадке может производиться в ящиках-контейнерах, в поворотных бадьях, в бункерах, в узлах и установках приема, перемешивания и выдачи смесей.

2.4. Строповку лестничных маршей осуществляют вилочным захватом конструкции ЦНИИОМТП и четырехветвевой универсальной траверсой ().

Строповку лестничных площадок при разгрузке осуществляют четырехветвевой универсальной траверсой (). Для строповки лестничных площадок, имеющих строповочные отверстия, применяют петлевые захваты.

2.5. Междуэтажные лестничные площадки подают к месту установки в наклонном положении четырехветвевой универсальной траверсой с подстропниками и устанавливают с опиранием выступов площадки на опорные ниши внутренних стеновых панелей. Положение площадки рихтуют при помощи стальных пластинок, устанавливаемых под опорные выступы площадки.

Закрепляют междуэтажные лестничные площадки электродуговой сваркой закладных деталей лестничных площадок к закладным деталям внутренних стеновых панелей (Узлы 47, 47а, 48, 48а).

Этажные лестничные площадки к месту укладки подают в горизонтальном положении и устанавливают на слой цементно-песчаного раствора толщиной не более 20 мм по ранее установленным маякам и рискам. Правильность установки площадки проверяют специальным шаблоном, имеющим форму продольного сечения лестничного марша. Проверку выполняют в двух точках.

Правильность установки площадки по высоте контролируют нивелиром, а горизонтальность - рейкой с уровнем в 2-х взаимно перпендикулярных направлениях.

После выверки положения производят крепление лестничных площадок с помощью скоб и накладок электродуговой сваркой к плитам перекрытия (узлы 43, 44).

Швы примыканий лестничной площадки к стенам и плитам перекрытия заполняют раствором.

Заделку ниш опирания междуэтажных лестничных площадок выполняют бетоном на мелком заполнителе марки М200. Подвижность бетонной смеси в момент укладки должна быть равна 5 - 8 см осадки конуса.

Укладку бетонной смеси в нишу выполняют вручную.

2.6. После выверки и полного закрепления лестничных площадок устанавливают лестничный марш на постель из раствора. К месту установки марш подают в положении, близком к проектному с небольшим (до 100 мм) превышением верхнего конца марша, обеспечивая этим сначала опирание нижнего конца марша, а затем верхнего.

Во время укладки марша монтажники находятся на ранее смонтированных лестничных площадках.

Сразу же по окончании монтажа верхнего (в пределах монтируемого этажа) марша на верхней площадке и лестничных маршах устанавливают временные ограждения.

2.7. Сварка металлических соединений в стыках лестничных площадок должна выполняться в соответствии c указаниями СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции".

Закладные и соединительные детали перед сваркой очищают до чистого металла в обе стороны от кромок и разделки на 20 мм от ржавчины, жиров, краски, грязи, влаги. Воду, снег и лед с поверхности закладных и соединительных деталей удаляют путем нагревания их пламенем газовой горелки до температуры не более 100°С.

Соединение лестничных площадок выполняют ручной электродуговой сваркой.

Длина монтажных сварных швов с каждой стороны должна быть не менее 40 мм, а высота h шва = 6 мм. Марка электрода должна соответствовать проекту.

Во избежание нарушения сцепления закладных деталей с бетоном сварку рекомендуется производить с перерывами, чтобы нагрев этих деталей продолжался не более 5 мин.

2.8. При производстве работ в зимнее время необходимо руководствоваться указаниями СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции", а также действующими инструкциями, руководствами и специальными указаниями проекта.

Зимние условия работ определяют среднесуточной температурой наружного воздуха ниже 5°С и минимальной суточной температурой ниже 0°С (СНиП 3.03.01-87 ).

Монтажные работы в зимних условиях следует выполнять, используя те же инструменты, приспособления и инвентарь, что и в летний период.

Все такелажные и монтажные приспособления должны содержаться в очищенном от наледи состоянии и просушиваться. Муфты и винтовые соединения должны быть смазаны маслом.

Подготовка лестничных маршей и площадок к монтажу включает очистку конструкций от снега и наледи, особенно тщательно в местах стыков. Очистку следует выполнять с помощью скребков или стальных щеток. По окончанию удаления наледи стыкуемые поверхности следует просушить струей горячего воздуха.

Не допускается применять для очистки стыкуемых поверхностей пар, горячую воду или раствор поваренной соли.

Ручную электродуговую сварку конструкций при температуре до минус 30°С следует производить по обычной технологии, но при этом следует повышать сварочный ток на 1% при понижении температуры воздуха на каждые 3°С (от 0°С).

Монтаж лестничных маршей и площадок в зимних условиях может выполняться на растворах и бетонах с противоморозными добавками, обеспечивающих их твердение на морозе.

В качестве противоморозных добавок, вводимых в растворы и бетоны следует применять нитрит натрия (NaNO 2 ), комплексную добавку НКМ (нитрит натрия + мочевина), поташ (K 2 CО 3 ) и совмещенную добавку поташа и нитрата натрия.

Применение противоморозных добавок нитрата натрия рекомендуется при температуре наружного воздуха до минус 15°с, НКМ - до минус 20°С, поташа и смеси нитрита натрия с поташом - до минус 30°с.

Количество противоморозных добавок в зависимости от температуры наружного воздуха следует назначать в соответствии с "Руководством по монтажу крупнопанельных жилых домов с малым шагом", ЦНИИЭП Жилища 1980.

При выполнении монтажа при температуре ниже минус 20°С раствор следует применять на одну марку выше проектной.

Раствор под очередную монтируемую конструкцию должен расстилаться непосредственно перед ее установкой на место.

Использование замерзшего и отогретого горячей водой раствора не допускается.

На строительной площадке обычную бетонную (растворную) смесь необходимо хранить в утепленной таре, расположенной в специально отведенном месте, защищенном от ветра и попадания атмосферных осадков.

Хранение бетона (раствора) с добавкой нитрита натрия при температуре до минус 15°С, с поташом - до минус 30°С допускается в неутепленной таре.

В журнале производства работ должны фиксироваться температура наружного воздуха, количество вводимой в раствор добавки и другие данные, оказывающие влияние на процесс твердения растворов и бетонов.

Таблица 1

Наименование комплекта машин и оборудования

Вариант (фасет-код)

Техническая характеристика

Марка

Количество

Кран монтажный

Кран башенный грузоподъемностью до 10 т

МСК-10-20

КБ-405.1А

КБ-405.2

Транспортные средства

Бортовой автомобиль грузоподъемностью 5 т

ЗИЛ-130

ЗИЛ-133

Бортовой автомобиль грузоподъемностью 8 т

КамАЗ-5320

Оборудование

Трансформатор сварочный потребляемой мощностью 32 кВ А

ТД-500

3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ

Производство и приемку работ по монтажу лестничных площадок и маршей следует выполнять согласно требованиям СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции". Контроль качества монтажа лестничных площадок и маршей включает:

входной контроль качества конструкций и используемых материалов;

операционный контроль качества выполняемых работ;

приемочный контроль выполненных работ.

Входной контроль конструкций на строительной площадке производится инженерно-техническими работниками монтирующей организации. Изделия должны иметь паспорт, хорошо видимую маркировку и штамп ОТК завода с датой изготовления. Проверяется соответствие паспортных данных проектным и осуществляется внешний осмотр и обмер конструкций.

Лестничные площадки и марши, поступающие на строительную площадку, должны соответствовать требованиям ГОСТ 9818-85* и рабочих чертежей.

Технические критерии и средства контроля операций и процессов приводятся в табл. 2.

Приемочный контроль смонтированных лестничных площадок и маршей производят в процессе поэтажной приемки смонтированных конструкций на захватке. При приемке работ предъявляют журналы монтажных, сварочных работ и заделки стыков, документы лабораторных анализов и испытаний при сварке и заделке ниш бетоном, акты освидетельствования скрытых работ.

Таблица 2

Наименование процессов, подлежащих контролю

Предает контроля

Инструмент и способ контроля

Время контроля

Ответственный контролер

Технические критерии оценки качества

Подготовительные предмонтажные работы

Соответствие геометрических размеров проектным, наличие внешних дефектов

Рулетка металлическая, визуально

До начала монтажа

Мастер

Отклонения размеров по ГОСТ 9818-85* по длине до 400 м ±5 мм;

по ширине ±5 мм; по толщине ±3.

Размеры ребер, полок, выступов, отверстий, каналов ±5 мм.

Положение выступов, выемок, отверстий ±5 мм. Положение закладных изделий: в плоскости поверхности закладных изделий до 100 мм - 5 мм, свыше 100 мм 10 мм, из плоскости поверхности 3 мм

Положение опорных поверхностей под монтаж лестничных площадок

Нивелир, рулетка металлическая

То же

Отметки опорных поверхностей должны соответствовать проектным

Монтаж лестничных площадок и паршой

Выверка положения лестничной площадки

Рулетка металлическая, линейка металлическая, нивелир

В процессе монтажа

Мастер

Предельные отклонения отметки верха лестничной площадки 8 мм. Отклонение от симметричности (половина разности глубины опирания концов площадки) 5 мм

Выверка положения лестничного марша

Рулетка металлическая, метр складной стальной

То же

Опирание должно осуществляться на всю длину прилива площадки с зазором не более 10 мм

Сварочные работы

Качество подготовки закладных деталей к сварке

Штангенциркуль, линейка металлическая, визуально

До начала сварки

Отсутствие дефектов закладных и соединительных деталей. Очистка свариваемых элементов конструкций до чистого металла в обе стороны от кромок на 20 мм

Контроль сварных соединений, в процессе их выполнения

Линейка металлическая, лупа с 5-кратным увеличением, визуально

Два раза в смену, не менее 3-х сварных соединений

Мастер


1 м 3

0,77

ЕНиР

§ Е 1-7

№ 9 (а+3в)

(б+3г)

0,87

0,14

0-55,6

0-39,6

0,67

0,34

0-43

0-31

0,34

0-231

4. Установка лестничных маршей массой до 2,5 т

1

на 1-6 этажах

1 элемент

ЕНиР

§ Е 4-1-10

№ 5а, б

0,42

1-24

0-44,5

18,70

4,62

13-64

4-90

4,62

4-90

на 7-9 этажах

1 элемент

№ 5 а, б

К=1,1(ВЧ-2)

0,42

1-24

0-44,5

9,35

2,31

6-82

2-45

2,31

2-45

5. Установка лестничных площадок массой до 4,5 т

на 1-6 этажах

1 элемент

ЕНиР

§ Е 4-1-10

№ 6 а, б

0,55

1-61

0-58,3

24,20

6,05

17-71

6-41

6,05

6-41

на 7-9 этажах

1 элемент

№ 6 а, б

К=1,1(ВЧ-2)

0,55

1-61

0-58,3

14,52

3,63

10-23

3-85

3,63

3-85

6. Электродуговая сварка монтажных стыков лестничных площадок катетом 6 мм, с длиной шва до 0,1 м электро-

дом марки Э-42

10м шва

3,07

ЕНиР

§ Е 22-1-6

№ 1, 4 г

K 1 =1,25

(ВЧ-6) К 2 =0,9

(ТЧ-4) общая часть

п. 5

К расц.=1,12

-

2-28

-

8,63

-

8-82

7. Заделка бетоном ниш опирания междуэтажных лестничных площадок

на 1-6 этажах

I 3

0,34

ЕНиР

§ Е 4-I-3I

К=1,1(ВЧ-2)

1-07

0,51

0-36

на 7-9 этажах

1 м 3

0,20

1-07

0,33

0-24

Итого:

80,77

18,82

60-71

19-62

18,82

16-62


IV-2-82 § 28

табл. 7-44

Наименование фактора

Обоснование

Код

Значение фактора

12 м

§ Е 1-7 № 9 а, б

По калькуляции

18 м

То же № 9 в+г

Н.вр. и расц. умножать на: 1,2037

24 м

"№ 9-2 в, г

1,4074

АНО-5

Тоже (T Ч-1)

Н.вр. и расц. умножать на: 0,70

АНО-4

"(ТЧ-5)

0,95

УОНИ-13/55К

"(ТЧ-7)

1,15

МР-3

"(ТЧ-8)

1,20

0,75

Марши массой более 1 т

То же

0,60



строительный погрузочный складирование

Элементы сборных конструкций, предназначенные для складирования у строящегося объекта в зоне действия монтажного крана, разгружают преимущественно автомобильными кранами, кранами на пневмоколесном и гусеничном ходу. Использовать для разгрузки на склад монтажный кран в рабочие монтажные смены не следует. Это можно допускать только в те смены, когда монтажные работы не производятся.

Если элементы сборных конструкций, доставляемые для раскладки у места монтажа, имеют очень большую массу и для их разгрузки нецелесообразно завозить на стройку дополнительно разгрузочный кран большой грузоподъемности, их разгружают монтажным краном.

Площадки для складов конструкций планируют с уклоном для стока воды в водоотводные каналы, оборудуют с освещением для работы в темное время суток и располагают по одну или обе стороны железнодорожных путей или автодорог, по которым конструкции завозят на склады и перемещают разгрузочные монтажные краны. Ширину складских площадок назначают из условия возможности обслуживания их кранами. Более тяжелые элементы укладывают поближе к крановым путям, а легкие - дальше.

Размеры площадей складов назначают с учетом необходимого запаса конструкции на складе для подготовки их к монтажу и бесперебойного производства монтажных работ. При этом исходят из договорных условий снабжения и транспортирования конструкций с заводов на строительство. Нормы складирования элементов стальных и железобетонных конструкций на 1 м2 площади склада определяются нормативными документами.

Элементы сборных конструкций в большинстве случаев укладывают на складах в том положении, в котором их перевозили в транспортных средствах. Исключение составляют крупные блоки стен высотой более 1,25 м, которые перевозят в горизонтальном положении, а укладываются на складе в вертикальном положении.

Большое число элементов сборных конструкций, например: балки, ригели, колонны, плиты, панели перекрытия, лестничные марши, плиты балконов укладываются на складах в многоярусные штабеля горизонтальными рядами. Каждый штабель укладывают на два лежня или подкладных бруса, между рядами штабелей устраивают по две прокладки. Прокладки располагают строго в двух вертикальных плоскостях с подкладками. Расстояние между подкладками, а следовательно, и прокладками принимают такими, чтобы в элементах конструкций не возникало недопустимых остаточных деформаций и перенапряжений. Для таких элементов как железобетонные колонны, которые укладывают на складах в отличном от проектного положений, места расположения подкладок определяют расчетом при проектировании этих элементов, производя проверку их на прочность при транспортировании и складировании. Эти места отмечают на элементах при их изготовлении. У колонн обычно в этих местах располагают петли для подъема.

Несколько иначе укладываются в штабеля одностенчатые стальные прокатные и составные балочные элементы конструкций и колонны при горизонтальном положении их стенок. Под штабеля таких элементов и между рядами в них укладывают по несколько подкладок и прокладок с расстоянием между ними 3-4 м.

Высота штабелей, исходя из условий их устойчивости, техники безопасности, сохранности конструкций и удобства строповки элементов, не должна превышать: стальных конструкций - 1,5 м; блоков фундаментов и стен подвалов, колонн, лестничных площадок - четырех рядов; балок (на ребро) - трех рядов; плит и настилов перекрытий до десяти рядов (2,5 м), лестничных маршей - пяти рядов.

При расположении штабелей на складах между каждыми двумя их рядами оставляют проходы не менее 70 см. Такие же проходы оставляют через каждые 25 м рядов штабелей. Промежутки между смежными штабелями в рядах оставляют не менее 20 см. Расстояние от штабелей до ближайшего рельса железнодорожного пути принимают не менее 2 м. Элементы конструкций укладывают в штабеля нанесенными на них марками в сторону проходов, а подъемными петлями вверх.

Неустойчивые при установке на склад в вертикальном положении элементы сборных конструкций складируют в кассетах различной конструкции, прислоненными в слегка наклонном состоянии к вертикальным упорам-стойкам.

При приеме доставленных конструкций осуществляют их наружный осмотр, проверяют основные размеры, расположение закладных деталей, выпусков арматуры, фиксаторов, подъемных петель, монтажных отверстий, а также наличие дефектов заводского изготовления и дефектов, могущих возникнуть в процессе транспортирования. Элементы несущего каркаса (колонны, подкрановые балки, фермы и балки перекрытий и т.д.) проверяются поштучно. Остальные элементы проверяют выборочно.

При обнаружении отклонений от проектных размеров, превышающих допустимые, регламентированные СНиП, а также при обнаружении других заводских или транспортных дефектов составляют соответствующий акт с вызовом в необходимых случаях представителей завода или транспортной организации. На основании этого акта решается вопрос о возможности использования дефектных конструкций или их исправление силами завода, транспортной организации или за счет строительно-монтажной организации.

Принятые конструкции сортируют и укладывают на складе по объектам и маркам, сверяют их наличие с накладными и регистрируют в комплектовочной ведомости.

Конструкции и изделия устанавливают на деревянные инвентарные подкладки и прокладки, располагая их в местах, предусмотренных рабочими чертежами и обозначенных на элементах.

Прокладки между изделиями, укладываемыми в штабель, располагают одну над другой, строго по вертикали. Толщину прокладок подбирают с таким расчетом, чтобы вышележащие элементы не опирались на петли или выступающие части нижележащих элементов. Подкладки под штабеля изделий обычно имеют сечение не менее 100 Х 100 мм.

Бетонные u железобетонные элементы укладывают в штабеля по следующим схемам:

Многопустотные плиты перекрытий (см. схему ниже, поз. а) и плиты покрытий укладывают в штабеля высотой не более 2,5 м плашмя до 8 ... 10 рядов в зависимости от прочности основания склада; прокладки и подкладки располагают перпендикулярно пустотам на расстоянии 25 .. .40 см от краев плиты. При укладке изделий в штабеля следят, чтобы прокладки располагались по одной вертикали - неправильное складирование приводит к разрушению конструкций (см. схему ниже, поз. б).

Лестничные марши складируют ступенями вверх; высота штабелей 5 ... 6 рядов. Подкладки и прокладки располагают вдоль маршей на расстоянии 15 ... 20 см от их краев. Лестничные площадки размещают в горизонтальном положении высотой не более четырех рядов, подкладки и прокладки устанавливают на расстоянии 15 ... 20 см от торцов.

Крупнопанельные перегородки , стеновые панели и сплошные плоские панели перекрытий размером на комнату хранят в вертикальном или слегка наклонном положении в кассетах или пирамидах. Опорные части пирамид имеют небольшой наклон в сторону пирамиды, за счет чего образуется прямой угол между пирамидой и опорой. Благодаря этому устанавливаемые в пирамиду панели опираются на настил опор пирамиды всей площадью грани, а не ребром, что исключает повреждение граней панелей. С этой же целью при складировании панелей наружных стен (см. схему ниже, поз. в) под опорную часть их укладывают деревянный брус 2 сечением 150 х 150 мм, а между панелями - прокладки 4 сечением 50 х 50 мм, предохраняющие лицевой слой панелей от повреждения.

Перемычки укладывают в штабель высотой до 1,5 м, располагая прокладки на расстоянии 20 .. .40 см от концов.

Схемы складирования железобетонных конструкций (а, в, г, д) и разрушение плит при неправильном складировании

А - многопустотных плит перекрытий, б - плоских плит и панелей, в - г - панелей и блоков стен, д - навесных панелей стен; 1 - склзд-пирамида, 2 - опорный брус, 3 - панель стеновая, 4 - прокладка.

Крупные бетонные блоки наружных (см. схему выше, поз. г) и внутренних стен высотой более 1 м размещают в один ряд вертикально в проектном положении на подкладках из досок монтажными петлями вверх. При установке рядом двух блоков наружных стен их располагают фактурным слоем наружу (показано пунктиром).

Фундаментные и горизонтальные стеновые блоки высотой до 800 мм укладывают в несколько ярусов на подкладках с отступом от граней блока не менее чем на 50 мм (во избежание повреждения фактурного слоя и образования наледи). Общая высота штабеля не должна превышать 2,5 м.

Колонны хранят в штабелях в 3 .. .4 ряда на прокладках, обычно на расстоянии 1/5 ... 1/6 длины колонны от торцов. Так же укладывают в штабеля железобетонные ригели .

Стеновые навесные панели (см. схему выше, поз. д) высотой от 800 до 1800 мм и длиной 6000 и 12 000 мм хранят в кассетах в вертикальном положении.

Железобетонные и стальные фермы и балки (см. схему ниже, поз. а) высотой более 600 мм складируют в вертикальном или слегка наклонном положении с вертикальными упорами, обеспечивающими устойчивость конструкций, и с вертикальными прокладками между ними. В таком же положении хранят стальные фермы фонарей , оконные переплеты , лестницы и другие конструкции.

Двутавровые балочные или двустеночные балочные конструкции и колонны размещают горизонтальными рядами на прокладках (см. схему ниже, поз. б).

Стальные балки , прогоны , элементы фахверка (прокатные и составные) при вертикальном положении стенок рекомендуется укладывать штабелями с перекрестным расположением рядов балок в штабеле на двух прокладках (см. схему ниже, поз. в).


А - ферм, оконных переплетов, лестниц, б - балок, колонн, двустеночных элементов, в - балок и прокатных элементов при вертикальном положении стенок.

Элементы сборных конструкций, предназначенные для складирования у строящегося объекта в зоне действия монтажного крана, разгружают преимущественно автомобильными кранами, кранами на пневмоколесном и гусеничном ходу. Использовать для разгрузки на склад монтажный кран в рабочие монтажные смены не следует. Это можно допускать только в те смены, когда монтажные работы не производятся.

Если элементы сборных конструкций, доставляемые для раскладки у места монтажа, имеют очень большую массу и для их разгрузки нецелесо­образно завозить на стройку дополнительно разгрузочный кран большой грузоподъемности, их разгружают монтажным краном.

Площадки для складов конструкций планируют с уклоном для стока во­ды в водоотводные каналы, оборудуют с освещением для работы в темное время суток и располагают по одну или обе стороны железнодорожных путей или автодорог, по которым конструкции завозят на склады и пере­мещают разгрузочные монтажные краны. Ширину складских площадок назначают из условия возможности обслуживания их кранами. Более тяже­лые элементы укладывают поближе к крановым путям, а легкие - дальше.

Размеры площадей складов назначают с учетом необходимого запаса конструкции на складе для подготовки их к монтажу и бесперебойного производства монтажных работ. При этом исходят из договорных условий снабжения и транспортирования конструкций с заводов на строительство. Нормы складирования элементов стальных и железобетонных конструкций на 1 м 2 площади склада определяются нормативными документами.

Элементы сборных конструкций в большинстве случаев укладывают на складах в том положении, в котором их перевозили в транспортных средст­вах. Исключение составляют крупные блоки стен высотой более 1,25 м, ко­торые перевозят в горизонтальном положении, а укладываются на складе в вертикальном положении.

Большое число элементов сборных конструкций, например: балки, ри­гели, колонны, плиты, панели перекрытия, лестничные марши, плиты бал­конов укладываются на складах в многоярусные штабеля горизонтальными рядами. Каждый штабель укладывают на два лежня или подкладных бруса, между рядами штабелей устраивают по две прокладки. Прокладки распола­гают строго в двух вертикальных плоскостях с подкладками. Расстояние между подкладками, а следовательно, и прокладками принимают такими, чтобы в элементах конструкций не возникало недопустимых остаточных деформаций и перенапряжений. Для таких элементов как железобетонные колонны, которые укладывают на складах в отличном от проектного поло­жений, места расположения подкладок определяют расчетом при проекти­ровании этих элементов, производя проверку их на прочность при транс­портировании и складировании. Эти места отмечают на элементах при их изготовлении. У колонн обычно в этих местах располагают петли для подъема.

Несколько иначе укладываются в штабеля одностенчатые стальные прокатные и составные балочные элементы конструкций и колонны при горизонтальном положении их стенок. Под штабеля таких элементов и ме­жду рядами в них укладывают по несколько подкладок и прокладок с рас­стоянием между ними 3-4 м.

Высота штабелей, исходя из условий их устойчивости, техники безопасности, сохранности конструкций и удобства строповки элементов, не должна превышать: стальных конструкций - 1,5 м; блоков фундаментов и стен подвалов, колонн, лестничных площадок - четырех рядов; балок (на ребро) - трех рядов; плит и настилов перекрытий до десяти рядов

(2,5 м), лестничных маршей - пяти рядов.

При расположении штабелей на складах между каждыми двумя их ря­дами оставляют проходы не менее 70 см. Такие же проходы оставляют че­рез каждые 25 м рядов штабелей. Промежутки между смежными штабелями в рядах оставляют не менее 20 см. Расстояние от штабелей до ближайшего рельса железнодорожного пути принимают не менее 2 м. Элементы конст­рукций укладывают в штабеля нанесенными на них марками в сторону проходов, а подъемными петлями вверх.

Неустойчивые при установке на склад в вертикальном положении эле­менты сборных конструкций складируют в кассетах различной конструк­ции, прислоненными в слегка наклонном состоянии к вертикальным упо­рам-стойкам.

При приеме доставленных конструкций осуществляют их наружный осмотр, проверяют основные размеры, расположение закладных деталей, выпусков арматуры, фиксаторов, подъемных петель, монтажных отверстий, а также наличие дефектов заводского изготовления и дефектов, могущих возникнуть в процессе транспортирования. Элементы несущего каркаса (колонны, подкрановые балки, фермы и балки перекрытий и т.д.) проверя­ются поштучно. Остальные элементы проверяют выборочно.

При обнаружении отклонений от проектных размеров, превышающих допустимые, регламентированные СНиП, а также при обнаружении других заводских или транспортных дефектов составляют соответствующий акт с вызовом в необходимых случаях представителей завода или транспортной организации. На основании этого акта решается вопрос о возможности использования дефектных конструкций или их исправление силами завода, транспортной организации или за счет строительно-монтажной организации.

Принятые конструкции сортируют и укладывают на складе по объектам и маркам, сверяют их наличие с накладными и регистрируют в комплекто­вочной ведомости.

Литература:

Контрольные вопросы:

1. Виды и классификация строительных грузов.

2. Виды и назначение транспорта в строительстве.

3. Выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

4. Порядок и правила складирования материальных элементов на стройплощадке.

Задания и тесты ответов:

1. Определить норму выроботки рабочего каменщика за 1 час и за одну смену. При кладке стен толщиной 2 кирпича с расшивкой, средней сложности.

Находим норму времени по ЕНиР сб. 3 Н.врем. = 3,5 ч. на 1м 3 кладки.

По известной формуле (1.1) находим норму выроботки:

За 1 час. Н.выр. = 1/3,5 = 0,286 м 3 ;

За одну смену (8 часов) Н.выр. = 8/3,5 = 2,3 м 3 .

2. Определить норму выработки за 1 час и за 1 смену рабочего землекопа при разработке грунта III группы (суглинок) в ручную, в траншеях глубиной до 1,5 м.

3. Определить норму выработки за 1 час и за 1 смену рабочего штукатура при выполнении обычной улучшенной штукатурки стен вручную.

4. Выполнить классификацию следующих процессов строительного производства по технологическим признакам: заготовительные, ведущие, разгрузочные, простые, сложные, транспортные, механизированные, комплексные, вспомогательные, основные, подготовительные, ручные, полумеханизированные, совмещённые, монтажно-укладочные, трудовые.

(4 ответа верные).

5. Назовите действующие формы оплаты труда рабочих в строительстве из ниже перечисленных: сдельная, премиальная, поурочная, повременная, аккордная, безнарядная, бригадная, индивидуальная, договорная, ежедневная, ежемесячная. (3 ответа верные).

6. Распределить по циклам подземному, надземному, отделочному следующие виды работ: установка оконных и дверных блоков, монтаж панелей стен, устройство фундаментов, кровельные работы, кладка стен и перегородок, штукатурные, молярные, отмостка, остекление.

Раздел второй. Технология устройства земляных и заглубленных в грунт сооружений