Складирование лестничных маршей и площадок. Складирование конструкций Складирование лестничных маршей на строительной площадке

Конструкции и изделия устанавливают на деревянные инвентарные подкладки и прокладки, располагая их в местах, предусмотренных рабочими чертежами и обозначенных на элементах.

Прокладки между изделиями, укладываемыми в штабель, располагают одну над другой, строго по вертикали. Толщину прокладок подбирают с таким расчетом, чтобы вышележащие элементы не опирались на петли или выступающие части нижележащих элементов. Подкладки под штабеля изделий обычно имеют сечение не менее 100 Х 100 мм.

Бетонные u железобетонные элементы укладывают в штабеля по следующим схемам:

Многопустотные плиты перекрытий (см. схему ниже, поз. а) и плиты покрытий укладывают в штабеля высотой не более 2,5 м плашмя до 8 ... 10 рядов в зависимости от прочности основания склада; прокладки и подкладки располагают перпендикулярно пустотам на расстоянии 25 .. .40 см от краев плиты. При укладке изделий в штабеля следят, чтобы прокладки располагались по одной вертикали - неправильное складирование приводит к разрушению конструкций (см. схему ниже, поз. б).

Лестничные марши складируют ступенями вверх; высота штабелей 5 ... 6 рядов. Подкладки и прокладки располагают вдоль маршей на расстоянии 15 ... 20 см от их краев. Лестничные площадки размещают в горизонтальном положении высотой не более четырех рядов, подкладки и прокладки устанавливают на расстоянии 15 ... 20 см от торцов.

Крупнопанельные перегородки , стеновые панели и сплошные плоские панели перекрытий размером на комнату хранят в вертикальном или слегка наклонном положении в кассетах или пирамидах. Опорные части пирамид имеют небольшой наклон в сторону пирамиды, за счет чего образуется прямой угол между пирамидой и опорой. Благодаря этому устанавливаемые в пирамиду панели опираются на настил опор пирамиды всей площадью грани, а не ребром, что исключает повреждение граней панелей. С этой же целью при складировании панелей наружных стен (см. схему ниже, поз. в) под опорную часть их укладывают деревянный брус 2 сечением 150 х 150 мм, а между панелями - прокладки 4 сечением 50 х 50 мм, предохраняющие лицевой слой панелей от повреждения.

Перемычки укладывают в штабель высотой до 1,5 м, располагая прокладки на расстоянии 20 .. .40 см от концов.

Схемы складирования железобетонных конструкций (а, в, г, д) и разрушение плит при неправильном складировании

А - многопустотных плит перекрытий, б - плоских плит и панелей, в - г - панелей и блоков стен, д - навесных панелей стен; 1 - склзд-пирамида, 2 - опорный брус, 3 - панель стеновая, 4 - прокладка.

Крупные бетонные блоки наружных (см. схему выше, поз. г) и внутренних стен высотой более 1 м размещают в один ряд вертикально в проектном положении на подкладках из досок монтажными петлями вверх. При установке рядом двух блоков наружных стен их располагают фактурным слоем наружу (показано пунктиром).

Фундаментные и горизонтальные стеновые блоки высотой до 800 мм укладывают в несколько ярусов на подкладках с отступом от граней блока не менее чем на 50 мм (во избежание повреждения фактурного слоя и образования наледи). Общая высота штабеля не должна превышать 2,5 м.

Колонны хранят в штабелях в 3 .. .4 ряда на прокладках, обычно на расстоянии 1/5 ... 1/6 длины колонны от торцов. Так же укладывают в штабеля железобетонные ригели .

Стеновые навесные панели (см. схему выше, поз. д) высотой от 800 до 1800 мм и длиной 6000 и 12 000 мм хранят в кассетах в вертикальном положении.

Железобетонные и стальные фермы и балки (см. схему ниже, поз. а) высотой более 600 мм складируют в вертикальном или слегка наклонном положении с вертикальными упорами, обеспечивающими устойчивость конструкций, и с вертикальными прокладками между ними. В таком же положении хранят стальные фермы фонарей , оконные переплеты , лестницы и другие конструкции.

Двутавровые балочные или двустеночные балочные конструкции и колонны размещают горизонтальными рядами на прокладках (см. схему ниже, поз. б).

Стальные балки , прогоны , элементы фахверка (прокатные и составные) при вертикальном положении стенок рекомендуется укладывать штабелями с перекрестным расположением рядов балок в штабеле на двух прокладках (см. схему ниже, поз. в).


А - ферм, оконных переплетов, лестниц, б - балок, колонн, двустеночных элементов, в - балок и прокатных элементов при вертикальном положении стенок.

5.4. Требования к площадкам для складирования груза, подкладкам и прокладкам Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны размещаться на специально отведенной территории с ровным твер­дым покрытием или твердым грунтом, способным воспринимать нагрузки от грузов и подъемно-транспортных машин. Площадки для производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь уклон не более 5°; при применении авто- и электропогрузчиков - не более 3°.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть ограждены специальными ограждениями и оборудованы знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026-76.

Ширина подъездных путей должна быть не менее 6,2 м при двустороннем движении транспортных средств и не менее 3,5 м при одностороннем движении.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь освещенность не менее 10 лк.

Метеорологические условия для производства погрузочно-раз­грузочных работ должны определяться по ГОСТ 12.1.005-78.

На площадках должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними. Не допускается размещать груз в проходах и проездах.

В зоне разгрузочной площадки не должны находиться действу­ющие электрические линии.

На погрузочно-разгрузочных площадках расстояния между транс­портными средствами для погрузки или разгрузки грузов должны быть не менее:

1 м - в глубину колонны транспортных средств;

1,5 м - по фронту склада;

1 м - от штабеля груза.

Крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны укладываться в один ряд на подкладки прямоугольной формы.

Высота подкладок при штабелировании грузов должна быть не менее чем на 20 мм больше высоты монтажных петель или других выступающих частей.

Подкладки и прокладки в штабелях располагают в одной плос­кости во избежание местных перегрузок. Их длина должна быть не менее чем на 100 мм больше габарита опирания конструкции.

Запрещается применять подкладки и прокладки из твердокруглого сечения.

Подкладки должны быть прямоугольной формы.

5.5. Способы обвязки, зацепки и схемы строповки грузов

Строповка - это совокупность методов обвязки и зацепки гру­зов для их подъема и перемещения грузоподъемными машинами (кранами).

К строповке конструкций предъявляют следующие требования:

Строповые устройства, их крепление к поднимаемой конст­рукции и грузоподъемному крану должны быть надежными;

Трудоемкость и продолжительность операции строповки и расстроповки должны быть минимальными;

Использование строповых приспособлений, устройств долж­но быть многократным (приспособления должны быть инвентар­ными);

Расстроповка должна производиться на расстоянии (без подъема стропальщика к месту строповки);

Строповка должна исключать нарушение формы и прочно­сти конструкции, а также ее падение и опрокидывание.

Для строповки различных строительных грузов для разового подъема вместо специальных грузозахватных устройств можно при­менять обычные канаты путем вязки их в узлы и петли. Наиболее простые и надежные способы обвязки грузов приведены в табл. 2.1.

Для предохранения канатов от перетирания при обвязке грузов с острыми кромками следует устанавливать предохранительные подкладки.

При свободной укладке груза на петлевые стропы его переме­щение (независимо от числа петель на стропе) допускается только при наличии элементов, предотвращающих смещение в продоль­ном направлении.

При перемещении канатными стропами грузов, имеющих ост­рые ребра, необходимо между ребрами и канатами размещать про­кладки, предохраняющие последние от повреждений. Прокладки изготавливаются из дерева, разрезанной трубы, резинотканевых шлангов, плоских ремней и т.д.

Для обеспечения безопасной работы по перемещению грузов кранами на стройке разрабатываются схемы строповки перемеща­емых грузов, которые обязательно приводятся в ППР.

Строповка балок и труб показана на рис. 5.2, 5.3.

При выгрузке труб из полувагонов и погрузке их на трубовозы автотранспортное средство устанавливается параллельно рельсо­вому пути.

Кран располагают между трубовозом и полувагоном. Безопас­ность погрузочно-разгрузочных работ во многом определяется пра­вильным выбором грузозахватных устройств.

Подъем труб может осуществляться с применением торцевых захватов, состоящих из двух и более канатов с крюками на концах.

Для подъема длинномерных труб применяются специальные траверсы, имеющие крюки, которые могут фиксироваться в раз­личных положениях по длине в зависимости от длины труб, а так­же клещевые захваты.

Строповка металлопроката показана на рис. 5.4.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владель­цем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей машин и узлов машин, пе­ремещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также спо­собов безопасного кантования грузов, когда такая операция про­изводится с применением крана.

Рис. 5.2. Строповка балок:

а - металлической (в обхват); б - железобетонной (в обхват); в - металлической (траверсой с клещевыми захватами); 1 - проставка

Особенно необходимо разрабатывать схемы строповки грузов, если:

Груз не имеет специальных устройств (петель, цапф, рымов и т.п.) для строповки;

Груз снабжен специальным устройством для строповки, но не может быть поднят с его помощью;

Груз представляет собой детали и узлы машин, перемещае­мые кранами во время монтажа, демонтажа или ремонта.

Рис. 5.3. Строповка труб:

а - торцевыми захватами; 6 - двухпетлевыми стропами со втулкой; в - балочной траверсой; г - клещевым захватом; д - полотенчатыми стропами; е - кольцевым стропом на удавку; ж - двухпетлевыми стропами (пакет труб); 1 - проставка

Если не имеется разработанных схем строповки, то подъем гру­за должен осуществляться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Рис. 5.4. Строповка металлопроката:

а - одиночный груз; б - пакет листовой стали; в - бухты проволоки; г - пакет двутавровых балок; д - пакет листовой стали (захваты располагают симметрично относительно центра тяжести пакета на расстоянии 1/3 длины от края); е - экс­центриковые зажимные устройства; 1 - струбцина; 2 - скоба монтажная; 3 - проставка.

Схемы строповки грузов должны вывешиваться в местах производства работ либо выдаваться на руки стропальщикам или крановщикам.

При разработке схем строповки грузов необходимо соблюдать следующие правила:

Крюки стропов должны свободно заходить в зев петли, цапфы, рымы или другого грузозахватного устройства на грузе (см. рис. 1.8);

Крюки необходимо заводить с внутренней стороны изделий в сторону их центра тяжести;

Изделия должны крепиться за все петли (цапфы, рымы);

Ветви стропов во время подъема должны иметь одинаковое натяжение;

Угол между ветвями стропов не должен превышать 90°;

Неиспользованные концы стропа необходимо укреплять так, чтобы они при перемещении груза не задевали встречающиеся на пути предметы;

Заведенный в монтажную петлю (цапфу, рым) крюк стропа не должен соприкасаться с поверхностью стропуемого груза.

Фермы стропят либо непосредственно за верхние узлы, либо, при наличии строповочных отверстий, с помощью пальцев, встав­ляемых в эти отверстия.

Фермы (рис. 5.5) до 18 м обычно стропят за две точки, при длине свыше 18 м - за четыре точки или применяют траверсы решеточного типа различных конструкций, снабженные балансирными блоками, которые обеспечивают одинаковое натяжение ка­натов стропов во время подъема.

Ветви стропа не должны сильно отклоняться от вертикали, чтобы не создавалось излишнее сжатие в верхнем поясе фермы.

Лестничные марши (рис. 5.6) с площадками складируют на ребро на подкладках 100 х 150 мм с упорами. Лестничные марши без площадок или ступени укладывают плашмя на подкладках 200 х 150 мм и прокладках 80 х 80 мм, не выше чем в 5 рядов.

Рис. 5.5. Строповка (а) и складирование ферм на металлических опорах (б)

Рис. 5.6. Строповка лестничных маршей при погрузке - выгрузке (а), мон­таже (б), с удлинителем и вилочными захватами (в) и складирование лестничных маршей с площадками (г) и лестничных маршей без площа­док или ступеней (д):

1 - строп; 2 - удлинитель; 3 - вилочный захват; 4 - петля; 5 - страховочный винт

Рис. 5.7. Полужесткие стропы для пиломатериалов

(а - длинномерных; б - короткомерных; в - круглых короткомерных; г - длинномерных в паке­тах) и траверсы для лесоматериалов (д - короткомерных; е - длинномер­ных; ж - штабелей)


Рис. 5.8. Строповка оборудования:

а - сосуда двумя двухпетлевыми стропами; б - за­движки двухпетлевым стропом; в - агрегата двумя двух­петлевыми стропами; г - цилиндрического резервуара двумя двухпетлевыми стропами; д - короба двумя двух­петлевыми стропами; е - детали станка двумя двухпет­левыми стропами; ж - оборудования в деревянной таре двумя двухпетлевыми стропами

Строповка лесоматериалов показана на рис. 5.7, 5.8.

При строповке лесоматериалов обычные стропы не могут в пол­ной мере отвечать требованиям при производстве работ. При расцепке и вытаскивании стропов из-под пачки происходит раскаты­вание лесоматериалов.

Более рационально применять полужесткие стропы с тра­версами.

Находят применение и грейферные захваты, навешиваемые на автопогрузчики.

Складирование сборных элементов

Склады размещают на спланированной площадке с учетом стока ливневых и талых вод. Склады делят на центральные у путей прибытия грузов и приобъектные.

Величина запаса сборных конструкций зависит от условий доставки и может изменяться от полного объема элементов на здание практически до нуля, когда монтаж здания осуществляют с транспортных средств. Обычный запас конструкций - на 3…7 дней работы монтажных кранов. В отдельных случаях запас конструкций может быть доведен до 1 месяца.

При хранении конструкций на приобъектном складе необходимо:

раскладывать сборные элементы и размещать штабеля в зоне действия монтажного крана с учетом последовательности монтажа;

конструкции, имеющие большую массу (или парусность), располагать вблизи монтажного крана;

хранить сборные элементы в условиях, исключающих их деформирование и загрязнение;

на территории склада установить указатели проездов и проходов; использовать в местах опирания деревянные прокладки размером 6 х 6 и 8 х 8 см

с учетом соосности их расположения.

С целью сокращения площади склада конструкции обычно хранят в штабелях. Проходы между штабелями устраивают в продольном направлении через каждые два смежных штабеля, в поперечном - не реже чем через 25 м. Ширина поперечных проходов должна быть не менее 0,7 м, а разрывы между штабелями - не менее 0,2 м. Складирование элементов необходимо организовать так, чтобы был доступ к любой конструкции для возможности определения ее маркировки и подготовки к монтажу.

Площадки под штабеля на складах предварительно выравнивают, грунт уплотняют, чтобы прокладки не проседали, иначе изделие будет опираться не на подкладки, а на грунт и сломается из-за неправильного распределения нагрузок.

Сборные бетонные и железобетонные элементы укладывают в штабеля по следующим схемам.

Рисунок 1. Штабеля железобетонных конструкций: а - фундаментные плиты, б - ригели, в - плиты перекрытий, г - лестничные марши.

Плиты фундаментов (рис. 1а) и блоки стен подвалов располагают штабелями высотой не более 2600мм на подкладках и прокладках, которые устанавливают на расстоянии 30...500 мм от торцов блоков.

Прямоугольные ригели (прогоны) (рис. 1б) высотой до 600мм укладывают на ребро, не более трех рядов по высоте, с подкладками и прокладками, расположенными на расстоянии 500... 1000мм от торцов; ригели верхнего ряда в штабелях скрепляют между собой за монтажные петли.

Многопустотные плиты перекрытий (рис. 1в) и плиты покрытий укладывают в штабеля высотой не более 2500мм плашмя до 8... 10 рядов в зависимости от прочности основания склада; прокладки и подкладки располагают перпендикулярно пустотам на расстоянии 250...400мм от краев плиты.

Лестничные марши (рис. 1г) складируют ступенями вверх; высота штабелей 5...6 рядов. Подкладки и прокладки располагают вдоль маршей на расстоянии 150...200мм от их краев. Лестничные площадки размещают в горизонтальном положении не более чем в четыре ряда по высоте, подкладки и прокладки устанавливают на расстоянии 150...200мм от торцов.

При укладке изделий в штабеля следят, чтобы изделия и прокладки располагались правильно в соответствии со схемами - неправильное складирование сборных элементов (рис. 2а, б) неизбежно приводит к их разрушению.

Рисунок 2. Разрушение железобетонных плит при неправильном складировании: а - подкладки расположены не по одной вертикали, б - три подкладки вместо двух и не по одной вертикали.

Крупнопанельные перегородки размером на комнату (рис. 3) хранят в вертикальном или слегка наклонном положении в кассетах или пирамидах. Опорные части 4 пирамид имеют небольшой наклон в сторону каркаса 1 пирамиды, за счет чего образуется прямой угол между пирамидой и опорой.

Рисунок 3. Складирование панелей перегородок: 1 - каркас пирамиды, 2 - стремянка и ограждения, 3 - панели перегородок, 4 - опорная часть

Благодаря этому устанавливаемые в пирамиду панели 3 опираются на настил опор пирамиды всей площадью торцовой грани, а не ребром, что исключает повреждение граней панелей.

Нетиповые изделия (лестничные площадки, перемычки, детали ограждений) завозят на стройки в контейнерах и хранят на складе в отдельных штабелях.

Железобетонные и бетонные детали и блоки размещают так, чтобы их заводскую маркировку можно было легко прочитать со стороны прохода или проезда, а монтажные петли изделий, уложенных в штабеля, были обращены кверху.

Изделия хранят в условиях, исключающих возможность их деформации, загрязнения и повреждения лицевых поверхностей (фактур).

Зимой не разрешается укладывать конструкции и детали на подкладки и прокладки, покрытые льдом; чтобы на конструкциях не застаивалась вода, их укладывают с небольшим уклоном. Сквозные отверстия в изделиях из бетона закрывают от попадания снега и образования наледи. Железобетонные детали периодически очищают от снега, не допуская их обледенения.

строительный погрузочный складирование

Элементы сборных конструкций, предназначенные для складирования у строящегося объекта в зоне действия монтажного крана, разгружают преимущественно автомобильными кранами, кранами на пневмоколесном и гусеничном ходу. Использовать для разгрузки на склад монтажный кран в рабочие монтажные смены не следует. Это можно допускать только в те смены, когда монтажные работы не производятся.

Если элементы сборных конструкций, доставляемые для раскладки у места монтажа, имеют очень большую массу и для их разгрузки нецелесообразно завозить на стройку дополнительно разгрузочный кран большой грузоподъемности, их разгружают монтажным краном.

Площадки для складов конструкций планируют с уклоном для стока воды в водоотводные каналы, оборудуют с освещением для работы в темное время суток и располагают по одну или обе стороны железнодорожных путей или автодорог, по которым конструкции завозят на склады и перемещают разгрузочные монтажные краны. Ширину складских площадок назначают из условия возможности обслуживания их кранами. Более тяжелые элементы укладывают поближе к крановым путям, а легкие - дальше.

Размеры площадей складов назначают с учетом необходимого запаса конструкции на складе для подготовки их к монтажу и бесперебойного производства монтажных работ. При этом исходят из договорных условий снабжения и транспортирования конструкций с заводов на строительство. Нормы складирования элементов стальных и железобетонных конструкций на 1 м2 площади склада определяются нормативными документами.

Элементы сборных конструкций в большинстве случаев укладывают на складах в том положении, в котором их перевозили в транспортных средствах. Исключение составляют крупные блоки стен высотой более 1,25 м, которые перевозят в горизонтальном положении, а укладываются на складе в вертикальном положении.

Большое число элементов сборных конструкций, например: балки, ригели, колонны, плиты, панели перекрытия, лестничные марши, плиты балконов укладываются на складах в многоярусные штабеля горизонтальными рядами. Каждый штабель укладывают на два лежня или подкладных бруса, между рядами штабелей устраивают по две прокладки. Прокладки располагают строго в двух вертикальных плоскостях с подкладками. Расстояние между подкладками, а следовательно, и прокладками принимают такими, чтобы в элементах конструкций не возникало недопустимых остаточных деформаций и перенапряжений. Для таких элементов как железобетонные колонны, которые укладывают на складах в отличном от проектного положений, места расположения подкладок определяют расчетом при проектировании этих элементов, производя проверку их на прочность при транспортировании и складировании. Эти места отмечают на элементах при их изготовлении. У колонн обычно в этих местах располагают петли для подъема.

Несколько иначе укладываются в штабеля одностенчатые стальные прокатные и составные балочные элементы конструкций и колонны при горизонтальном положении их стенок. Под штабеля таких элементов и между рядами в них укладывают по несколько подкладок и прокладок с расстоянием между ними 3-4 м.

Высота штабелей, исходя из условий их устойчивости, техники безопасности, сохранности конструкций и удобства строповки элементов, не должна превышать: стальных конструкций - 1,5 м; блоков фундаментов и стен подвалов, колонн, лестничных площадок - четырех рядов; балок (на ребро) - трех рядов; плит и настилов перекрытий до десяти рядов (2,5 м), лестничных маршей - пяти рядов.

При расположении штабелей на складах между каждыми двумя их рядами оставляют проходы не менее 70 см. Такие же проходы оставляют через каждые 25 м рядов штабелей. Промежутки между смежными штабелями в рядах оставляют не менее 20 см. Расстояние от штабелей до ближайшего рельса железнодорожного пути принимают не менее 2 м. Элементы конструкций укладывают в штабеля нанесенными на них марками в сторону проходов, а подъемными петлями вверх.

Неустойчивые при установке на склад в вертикальном положении элементы сборных конструкций складируют в кассетах различной конструкции, прислоненными в слегка наклонном состоянии к вертикальным упорам-стойкам.

При приеме доставленных конструкций осуществляют их наружный осмотр, проверяют основные размеры, расположение закладных деталей, выпусков арматуры, фиксаторов, подъемных петель, монтажных отверстий, а также наличие дефектов заводского изготовления и дефектов, могущих возникнуть в процессе транспортирования. Элементы несущего каркаса (колонны, подкрановые балки, фермы и балки перекрытий и т.д.) проверяются поштучно. Остальные элементы проверяют выборочно.

При обнаружении отклонений от проектных размеров, превышающих допустимые, регламентированные СНиП, а также при обнаружении других заводских или транспортных дефектов составляют соответствующий акт с вызовом в необходимых случаях представителей завода или транспортной организации. На основании этого акта решается вопрос о возможности использования дефектных конструкций или их исправление силами завода, транспортной организации или за счет строительно-монтажной организации.

Принятые конструкции сортируют и укладывают на складе по объектам и маркам, сверяют их наличие с накладными и регистрируют в комплектовочной ведомости.