Сказки и рассказы о посуде для детей. Сказка о мальчике саше, который не любил мыть посуду. Занятие «Собери осколки»


В детскую посудку играют не только девочки, но и мальчики. Посудкой для игр может быть почти любой предмет из подходящего ассортимента, в том числе и обычная, так называемая, взрослая посуда. Дети с удовольствием пьют воображаемый чай из игрушечных чашек или варят кашу в игрушечном ведерке с песком. Малыши лепят куличики из песка, кормят родителей и потчуют друзей. И вот имея такой огромный спектр и широкий ассортимент из такого рода игрушек, почему бы и не выучить 1-2 стишка на эту тему, а деткам постарше понравятся стишки про мытье посуды, которые они с гордостью будут декларировать во время оказания помощи маме.

В нашей коллекции максимально полно представлены стихи для детей всех возрастов: для малышей в возрасте около 3-х лет вы найдете несколько четверостиший, для дошкольников собраны короткие стихи, но и дети школьного возраста для уроков чтения подберут подходящие произведения.

Стихи про посуду – детскую игрушечную и взрослую обычную

С. Буслова
Я с посудой осторожна –
Ведь разбить посуду можно.
Я носить, и ставить буду
Аккуратно всю посуду!

Н. Радченко
Заварочный чайник
Воспитан прекрасно —
Ему не к лицу
Кипятиться напрасно!
А если он чайную
Чашку встречает,
Отвесив поклон,
Предлагает ей чаю.
И чайная чашка
Мила, утончённа,
На ней, как кольцо,
Ободок золочёный.
Она благородна,
Хрупка, чуть капризна —
Достойная дочь
Дорогого сервиза.
Ну как же с такой
Благородной посудой
Я плохо вести за столом
Себя буду?!

А, если бы чайники
Нос задирали,
А ложки и вилки
Под стол удирали,
А чашки бы чай
Проливали повсюду,
Вы есть бы хотели
Из этой посуды?!

Н. Нищева
Машина каша
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Все до крошки раздала.

Е. Николаева
Я сейчас готовить буду.
Соберу на стол посуду.
Вот, КАСТРЮЛЯ, ПОВАРЁШКА,
СКОВОРОДКА, ВИЛКА, ЛОЖКА.
Небольшой столовый НОЖИК
Мне понадобится тоже.
Вот, с узорами ТАРЕЛКИ,
ЧАШКА с БЛЮДЦЕМ на салфетке.
И, конечно, неслучайно
На плите дымится ЧАЙНИК —
Кукол чай пить усажу,
О ПОСУДЕ расскажу.

Коренфельд Б.
В магазин приходим с внучкой.
Тянет пухленькую ручку.
«Мне купи такое дед,
Чтоб могла сварить обед!»

Я упрямится не буду
И куплю набор посуды.
Пусть внучоночка играет
И к хозяйству привыкает.

Что же здесь? Посмотрим вместе:
Вилка, нож на видном месте
И посуды много разной.
Расскажу об этом связно.

Ну, а кто захочет сам,
Слово высказаться дам!..

И. Бель
Вилка с ложкой поругались
Не могли понять никак
Кто нужнее человеку
Чей ко рту важнее шаг.
Вилка, хвастаясь, сказала,
Что котлеты и грибы
Человеку помогает
Съесть она без суеты.
“Ну а кто же помогает
Есть бульоны и супы?-
Ложка вилочку спросила –
Может это тоже ты?”
“Хватит сориться, соседки –
Нож пробормотал в ответ –
Каждый в этом доме знает,
Что Меня важнее нет!
Если помогать не буду
Людям я варить обед
Человек о вас забудет,
Словно вас на кухне нет!”
Помирились вилка с ложкой
Только мучает вопрос:
“Разве, правда, что на кухне
Всех важнее – это нож?”

Нищева Н.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.

Г. Шагалиева
На кухне раскричались ложки,
Кастрюли, вилки, поварешки.
И ножи не отстают,
Будто в бой они идут.
Чайник вдруг как засвистит. —
Стоп! — Посуде говорит.
Нам нужно вместе, братцы,
Спокойно разобраться!
Без кастрюли суп не сваришь –
Это ясно всем вокруг.
Поварешкой наливать.
Что тут можно вам сказать?
Только если нет тарелки,
Из чего все будут есть?
Главных нет на кухне, точно.
Это можно рассмотреть.
Суп давно налит в тарелку,
Чем же можно его есть?
Может вилкой? Что вы — ложкой!
Это ясно вам теперь?
Хлеба ложкой не нарезать.
Здесь нужны одни ножи.
Ну, а если на тарелку
Положили винегрет, —
Поварешкой вам не скушать.
Это, в общем, не секрет.
Здесь нужна простая вилка.
Ну, а сок пить из бутылки?
Это право же смешно!
Некрасиво и грешно.
Нужен будет вам стакан –
И не кружка, и не таз.
Просветил немного вас?
Так что вы не суетитесь,
Не ругайтесь, не деритесь.
Вы на кухне все нужны
И для каждого важны.

Я выросла

Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой —
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком...
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса...
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.

Е. Ярышевская
Днём раздался звон и шум:
«Дзынь! Дзынь! Дзынь! Бум! Бум! Бум!»
Это Чайник – генерал
В кухне войско собирал.
Он гудел и фыркал паром:
«Чашки, блюдца, встать по парам!
Вы, полковник Заварной,
Как всегда, возглавьте строй!
Ложки, смирно! Не толкаться!
По порядку рассчитаться!
Все на месте? Ровно шесть?
Сахар в сахарнице есть?
Правый фланг займут ватрушки!
Левый- булочки и сушки!
А салфеток где у нас
Стратегический запас?
Диспозиция ясна?
Все готовы? Тишина!
Пригласить сюда ребят!
Начинаем наш парад».

Хохлома
Посуда не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она-
Золотая Хохлома.

Стихи про мытье посуды

Стишки про мытье посуды можно начинать читать или заучивать с детьми 4-5 лет, то есть с возраста, когда они начинают помогать мамам. А также здесь представлены стихи для детей старшего возраста, для утренников в детском саду или для тематических школьных уроков.


Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами –
Помогали нашей маме!

Л. Алейникова
Я посуду мыла,
Чашечку разбила,
Мама не ругала,
Так и с ней бывало.

Г. Хамаль
Ловко, скоро, быстро, бойко –
Я сейчас – посудомойка.
Ах как ложка хороша –
Мою ложку не спеша,
Мою спинку, мою ножку –
Ай да ложка – чудо-ложка!
Мойся, вилка-вилочка,
Вилочка-колилочка.
Ай! Колилка-вилка,
Полезай в сушилку!
Вот и нож, нож хорош.
Острый нож, меня не трожь!
Чашка-чашка-чашечка,
Чашка-замарашечка,
Чашечка-бренчашечка,
Звеняшечка,
Стекляшечка…
Бойко, бойко,
Ой как бойко –
Я сейчас
Посудобойка!

***
Посуду за собой помой,
Будешь точно ты герой!

В. Соркин
Мама вымыла посуду —
Кушать я теперь не буду.
А иначе — как же быть,
Снова нам посуду мыть?

Т. Петухова
Мыть посуду – не пустяк.
Блюдца мокрые скользят,
Ложки, падая, звенят,
Помогая нашей маме,
Мы посуду моем сами.
Сами чашки вытираем,
Сами ставим их на полки,
Сами дружно подбираем
На полу потом … осколки.

Т. Ситникова
Мы посуду с братом мыли,
На пол миску уронили,
И накрыла миска та
сверху нашего кота!
Кот тихо-онько
полз от страха,
получилась...
черепаха!

Л. Буртан
Чайный мыли мы сервиз,
Дружно делали сюрприз.
Чашек было много.
Помогли немного.
Маме легче стало:
Их осталось мало.

П. Иванов
Вот и ночка наступает.
Что мы делаем теперь?
Мама окна закрывает,
Папа запирает дверь.
Моем мы с сестрой посуду:
«Раз, два, три, четыре, пять...»
Перемыв тарелок груду,
Всей семьей ложимся спать.

Т. Наумова
Чтобы поставить микробам преграду,
Вымыть посуду, конечно же, надо.
Чтобы не есть, как свинья из корыта,
До блеска посуда должна быть умыта.
Вспомним ещё про «Федорино горе»:
Мойте посуду, и нечего спорить.

Корней Чуковский
(отрывок из стиха «Федорино горе»)
Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.

С. Сон
Нет, кушать я не буду,
Всё потому, что лень
Мыть за собой посуду
Под краном — каждый день!
Ах, лучше бы я рыбкой
Аквариумной стал,
Я плавал бы с улыбкой,
Раз в сутки корм глотал!
Надев очки и ласты,
Бабуле подмигнул:
— Теперь я – рыбка! Баста!
И — в ванну занырнул.
Из ванны вышел грустным
Я через полчаса…
А просто пахли вкусно
Пирог и колбаса!
Мне рыбкой быть не надо!
Не рыбка я совсем!
За стол я быстро сяду
И всё — до крошки! — съем!
Согласен – кушать буду
И кашу! И пельмень!
И мыть посуду – буду
Четыре раза в день!

Томпакова Т.
Чашку моем от микробов.
Мы за ними смотрим в оба.
Спасем тебя мы, чашка —
Чумазая бедняжка.

А. Попцов
Кран я открыл, засучил рукава —
Давай веселее лейся вода!
Посуда под струйкой водочки звенит,
Вода по тарелкам, хохочет, бежит,
Тарелка, тарелка, ложка за ложкой…
Прибавлю горячей воды я немножко.
Поднимется пар от посуды клубами —
Наверно станет потом облаками.
Добавлю холодной воды я в струю,
Холодное море с посудой налью…
Айсберги мимо меня проплывают,
Пингвины со льдин в это море Ныряют,
Чашка за чашкой, блюдце за блюдцем…
Белые чайки кружат и смеются,
А я всё посуду мою и мою...
Море исчезнет, лишь кран я
Закрою.

***
Очевидно, я чудак
И всегда им буду:
Обожаю вечерком
Перемыть посуду.
Слева в кране - кипяток,
Справа - кран холодный.
Руки заняты,
Зато! —
Голова свободна.

Н. Бацанова
Солнце спатки клонится,
Аня в дом торопится!
Распахнула настежь двери...
А в квартире... Что за звери?!
Мошек — туча, легион!
И ползут со всех сторон...
Разрыдалась тут Анюта:
«Что случилось? Вы откуда?!»
А в окно стучат березки:
«Успокойся, Вытри слёзки!
Убери огрызки, крошки —
Улетят из дома мошки!
Мой посуду поскорей
От непрошенных гостей!
Мой тарелки из-под кашки,
Чтоб не ползали букашки.
Если чисто будет всюду —
Тараканы дом забудут!»
И теперь моя Анютка
Прослыла чистюлей жуткой.
Чисто моет, убирает,
Тараканов не пускает.
С той поры все стаи мошек
Ищут дом, где много крошек.
А букашки-таракашки
Знают, где не мыты чашки!

***
Вымою посуду, это я люблю,
Это успокаивает злую кровь мою.
Если бы не этот скромный жизни путь,
Быть бы мне убийцей иль вовсе кем-нибудь.
Кем-нибудь с крылами и огненным мечом,
А так — вымою посуду, и вроде бы ничо!

***
А у Вас чиста посуда?
Вы не ждете в жизни чуда?!

В. Пузырев
Отобедала семья-
Папа с мамочкой и я.
Ели суп, компотик пили
И тарелки изгрязнили.
Помогать я маме буду,
Перемою всю посуду.
Мне помогут мастерицы:
Губка, щетка и водица.
Мылом скользким, как лягушка,
Я помою миску, кружку.
И на донышке тарелки
Улыбнутся мне две белки.
Полотенцем вытру ложку
И передохну немножко.
После положу на полку,
Чтоб красиво, чтобы с толком.
Улыбнется мне мамуля, —
Скажет: »Дочка. Ты чистюля».

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Посуда»

Цели:

Расширить знания детей о посуде, ее назначении.
Учить детей называть предмет и возможные с ним действия.
Закрепить знания о цвете, величине, количестве.
Продолжать учить детей считать предметы; учить понимать понятие «половина».
Формировать умение различать неречевые звуки: удары ложкой по пластику, дереву, металлу, керамике.
Пополнить лексический запас детей по теме.
Закрепить навыки наклеивания, лепки, рисования пальчиками.
Развивать память, внимание, мелкую моторику, координацию движений.

Оборудование:

«Чудесный мешочек» с кукольной посудой: кастрюлей, чашкой, тарелкой, сковородой, ложкой, ножом, чайником.
Тарелка деревянная, пластиковая, керамическая, металлическая.
Тарелки желтого, красного, зеленого и синего цветов. Цветные силуэтные картинки зеленых огурцов, красных яблок, желтых груш, синих слив.
Листы бумаги с нарисованным столом, тарелкой и салфетками. Вырезанные из цветной бумаги силуэты чашек и чайника. Желтый пластилин. Мак.
Лист бумаги с изображением кастрюли (чайника). Пальчиковые краски.
Картонные заготовки «вилка» без зубцов, разноцветные прищепки.
Платок, салфетки, стаканчики.
Вырезанные из бумаги картинки «муха».
Листы бумаги с темными силуэтами и аналогичные цветные картинки посуды.
Пластиковые овощи из двух половинок, скрепленных липучкой, ножи.
Пирамидка в виде стаканчиков.
Вырезанные из черного картона силуэты сковородок, соленое тесто, ножи, дощечки.
Игрушечный набор «Продукты питания», игрушечные плиты, кастрюли и сковородки.
Строительный материал: кубики и кирпичики. Маленькие матрешки. Маленькая игрушечная посуда.
Картинка с изображением чашки. Пластилин.
Аудиозаписи «Кыш, муха, улетай», «Мы посудою звеним», «Мишка ложечкой звенит».

Игровая ситуация «А что в мешочке?»

Ребятки, сегодня в чудесном мешочке есть для вас что-то интересное. Опускайте ручку и доставайте. Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, ложка, чашка,нож. Все эти предметы можно назвать одним словом - посуда.

Дидактическое упражнение «Что это?»

Это кастрюля. В ней можно сварить суп.
Это тарелка. В нее можно положить еду.
Это ложка. Ложкой можно набирать еду и класть в рот.
Это чашка. В нее можно налить чай и выпить его.
Это нож. Им можно резать хлеб.
Это сковорода. На ней можно пожарить котлетки.

Дидактическая игра «Разложи продукты по тарелкам»

Посмотрите, какие продукты есть у нас: зеленые огурцы, красные яблоки, желтые груши, синие сливы. Нужно разложить эти продукты на тарелки такого же цвета.

Аппликация и лепка «Чайный сервиз»

Перед вами стол (рисунок).

Покажите, где на столе тарелка, большая салфетка, меленькие салфетки. Сколько больших салфеток? Одна большая салфетка. Сколько маленьких салфеток? Две маленькие салфетки. Возьмите коробочки и посмотрите, что в них. Чайник и чашки.

Сколько чашек? Две чашки. Сколько чайников? Один чайник. Расставьте ан салфетки чайник и чашки. Чайник один и он большой, поэтому вы поставили его на одну большую салфетку. А чашки две и они маленькие, поэтому вы расположили их на двух маленьких салфетках. А теперь приклейте чайник и чашки.

Теперь хорошо бы к чаю сделать бублики. Возьмите пластилин и раскатайте из него тоненькую колбаску. Возьмите ее за концы двумя руками и заверните в кольцо. Концы соедините. Получился бублик. Приложите его к тарелочке и придавите ладонью. Сверху посыпьте маком и прижмите его пальчиком. Таким же образом сделайте еще один бублик.

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Вот перед вами стоит посуда: кастрюля, чашка, ложка, тарелка. Запомните их. Сейчас я накрою посуду платочком, а когда открою, чего-то не будет хватать. Чего не хватает?

Дыхательное упражнение «Кыш, муха, улетай»

Муха прилетела, на посуду села. - Кыш, муха, улетай! Нечего тебе делать на нашей посуде. Подуйте на муху, чтобы она улетела.


(Вырезанные рисунки мух раздаются детям. Упражнение повторяется несколько раз).

Пальчиковая гимнастика «Помощник»

Посуду моет наш Антошка.
(Потирать ладони друг от друга)

Моет вилку, чашку, ложку.
(Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца)

Вымыл блюдце и стакан.
И закрыл покрепче кран.
(Имитирующее движение кистью руки)

Игра с прищепками «Вилка»

Вот вилка без зубцов. Сделайте вилке зубцы с помощью прищепок.

Дидактическая игра «Сервируем стол»

Перед вами на картинке темные пятна - тени. Нужно сверху положить на каждую тень подходящую по форме посуду: тарелку, вилку, нож, ложку.

Дидактическая игра «Сортируем посуду по размеру»

Мы посуду чисто мыли
Посушить не позабыли:
Чашки, блюдца в ряд стоят
И на солнышке блестят.

Сложите пирамидку из стаканчиков. Затем сложите стаканчики друг в друга.

Музыкально-ритмическое упражнение «Мы посудою звеним»

Дети издают звуки с помощью различной посуды под песню «Мы посудою звеним».

Рисование пальчиками «Кастрюля»

Раскрасьте кастрюлю: в пустые круги поставьте отпечаток пальчика, а полосы закрасьте.

Чтение стихотворения «Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила,
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице.
Масло должно быть в масленке.
Хлебушек должен быть в хлебнице.
А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Лепка барельефная «Укрась чашки»

Чашки новая для Мити.
Чтобы чаю мог попить он,
Молока и лимонаду.
Нам украсить чашки надо.

Отщипываем кусочки пластилина и скатываем шарики. Прикладываем к чашке и прижимаем.

Музыкально-ритмическое упражнение «Мишка ложечкой звенит»

(Проводится под одноименную песенку).

Конструирование «Ждем гостей»

К нам в гости собираются прийти матрешки. Матрешки маленькие и за наш большой стол их усадить не получится, значит нужно сделать для матрешек маленькие столы и стулья.
Возьмите куб, поставьте его перед собой, а сверху на куб положите кирпичик. Вот так. Получился стол. Теперь сделаем стул. Поставьте поставьте его возле стола, а сзади приставьте кирпичик. Вот так. (Вертикально). Получился стул со спинкой.
А вот и матрешки! Усаживайте их на маленькие стулья. А на стол ставьте посуду.

Рассматривание тарелок, изготовленных из различных материалов

Вот перед вами тарелки. Посчитаем их. Один, два, три, четыре. Сколько всего тарелок? Четыре тарелки. Все тарелки разные. Вот хорошо знакомая всем тарелка керамическая. Постучите по ней ложечкой и послушайте, какой звук получится. Вот тарелка металлическая. Постучите ложечкой и по ней тоже. Вот тарелка пластиковая. Постучите по ней. А вот тарелка деревянная. Постучите и по этой тарелке тоже.

Дидактическое упражнение «Хитрая ложечка»

Будем с ложечкой играть и посуду называть.

Глазки закрывайте, ну-ка, угадайте,
По какой тарелке стучит ложечка.

Дидактическая игра «Разрежь на две половинки»

Пластиковыми ножиками дети «разрезают» овощи на половинки (скрепленные липучкой).

На сколько частей вы разрезали свой продукт? Посчитаем: один, два. Вы разрезали на две половинки.

Лепка из соленого теста «Оладьи на сковороде»

Раскатайте тесто прямым раскатыванием в толстую колбаску. Нарежьте колбаску ножом на кусочки. Сдавите каждый кусочек между указательным и большим пальцем, приложите к сковороде и прижмите.

Упражнение «Готовим обед»

Перед вами посуда: кастрюля и сковорода. Берите продукты, складывайте их в кастрюлю или сковороду и несите ставить на плиту.

Кухня молодой хозяйки Елены всегда была в чистоте и порядке. В ней всегда все лежало на своих местах. В шутку даже говорили, что она обладает магией, ведь что бы она ни готовила, все выходило вкусно. А посуда, на которой подавалась еда, сверкала чистотой.

И возможно так бы и продолжалось, если бы не в один прекрасный день, когда за окном светило солнце, а птицы щебетали песенки, посуда ожила. Ложки и вилки повыскакивали со своих мест. Алюминиевый засвистел, хотя плита была выключена. А кастрюли от большой до малой попадали на пол, недовольно звеня.

- Вы серьезно считаете, что самые важные на кухне? - это был первый вопрос, заданный как не странно ложкой, обращающейся к ножам, которые находились в подставке, которые являлись виновниками всей этой баталии.

Конечно! - один из ножей, для резки мяса, возмущенно сверкнул своим лезвием. - Без нас не готовилась бы еда!

Тоже мне нашлись! Важничают тут! - чайная ложка подпрыгнула со своего места, воинственно становясь на кончик. - Вот без нас точно никак нельзя! Нами едят!

- И нами тоже! - поддакнули ей вилки, хором позвякивая.

Все это время молчавшие, сгруппировались в кучу, застучав своими крышками.

- Вы малышня ничего не понимаете, - самая большая кастрюля хлопнула крышкой, призывая к молчанию. - Если говорить о важности - то мы главные. В нас варят почти все, начиная от каш и заканчивая супами.

И этим же и заканчивая, - дверца духовки открылась и из нее лениво высунулась , сверкая чистотой. - То ли дело сковородки - на них жарятся самые вкусные блюда.

Зато в кастрюлях варится низкокалорийные, и не страшно будет поправится от всей этой жирности, которую потом еще нужно будет отмывать. - не остались в долгу кастрюли, отворачиваясь от наглой сковороды, которая опять спряталась в духовке, не желая больше продолжать спор.

Чайник, все это время свистевший, наконец, закончил свою свистопляску и важно так забулькал.

Уважаемая посуда, прошу вас всех сохранять спокойствие. Всем и так понятно, что самый важный на кухне является чайник, ведь его чаще всех используют.

Нет! - сразу же послышалось отовсюду. Даже сковорода опять вылезла из духовки, показывая свое негодование.

Тогда уже нас! - зазвенели ложки и вилки.

Нет, нас! - отстаивали свое .

Нас чаще! - кастрюли стояли на своем, а чайник только лишь больше засвистел.

Их ссора могла продолжаться еще долго, если бы один из ножей не услышал шаги.

Шухер! - и каждый быстро оказался на своем месте, только кастрюли продолжая ворчать, не успели заскочить на свою полку, сиротливо стоя возле плиты.

Елена вошла на кухню, надевая свой желтый фартук. Взгляд ее остановился на кастрюлях, и она задумчиво приложила ладошку к лицу, вспоминая, стояли ли они на полу, когда она уходила.

Странно как-то. - пробормотала она, поднимая кастрюли, протирая их влажной тряпочкой и ставя на свое законное место. Затем проверила ножи, вилки, ложки. Улыбнулась чуть искаженному изображению от чайника и принялась за готовку.

И зазвучала мелодия посуды. Словно паря над ними, она нарезала, мешала, жарила, варила. И даже чайник свистел в эти моменты с особенным звуком.

А после обеда, когда все было вымыто и снова поставлено на место, все молчали. Даже всегда всем недовольные ножи сохраняли спокойствие.

А знаете, - чуть погодя произнесли , - Мне кажется, что самым главным на кухне является хозяйка.

И все дружно согласились.


Чтение сказки «Как посуда чуть не перессорилась»

Ожидаемый результат: дети должны знать, что каждый пред-мет посуды имеет свое назначение в приготовлении и хранении пищи; уметь отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассуж-дать о правоте или неправоте героев, драматизировать отрывки из сказки.

Цели: развивать воображение, умение высказывать суждение, вы-разительность речи и пантомимики; формировать интерес к сказ-кам, бережное отношение к посуде, аккуратность.
* * *

Педагог читает сказку и задает вопросы по ее содержанию.

В уютной квартире, в центре большого города, жила семья из четырех человек: мама, папа, малышка дочка и бабушка. Семья была очень дружной, поэтому в квартире часто звучал смех, от которого становилось еще светлее и теплее и так в чистых и уютных комна-тах.

Мама и бабушка были хорошими хозяйками. Каждый день они для всей семьи готовили что-нибудь вкусненькое. На кухне было все необходимое для этого. Женщины славились не только тем, что готовили аппетитную еду, но и тем, что были аккуратными и чис-топлотными. Каждая вещь на кухне была на своем месте, посуда блестела, как зеркало, на окнах висели белоснежные занавески, а на подоконнике цвела розовая герань.

Каждую ночь, когда все в квартире засыпали, на кухне творилось что-то сказочное - посуда оживала и начинала разговаривать, об-суждать прошедший день. Грубым голосом басили большие кастрю-ли, глухим - отвечали сковородки, позвякивали столовые приборы, нежно пели фарфоровые чашечки. Посуда так любила своих хозяек, что каждый предмет наперебой рассказывал о том, какое блюдо в нем сегодня готовили или подавали на стол, как он помогал хозяй-кам приготовить что-нибудь вкусное и полезное.

Они старались говорить тихо, чтобы не разбудить хозяев, но иногда разгорались такие споры, что некоторые из них даже сваливались с полок и крючков!

На громкий стук прибегали мама и бабушка, которые никак не могли понять, почему падают предметы на кухне.

О чем же спорила посуда?

Каждый хотел быть главным на кухне и управлять остальными. Но никак не могли определить, кто из них важнее. Поэтому спор продолжался каждую ночь.

Что вы спорите! - басили кастрюли. - Без нас хозяйки не смогли бы сварить ни первое, ни второе блюдо, ни компот, ни кисель. Посмотрите, сколько нас на полках! От самой маленькой до самой большой. А в чем малышке варят кашу, кипятят молоко? Любимый борщ хозяина не сварить в сковороде или ковше. И бабушкину любимую вермишель готовят тоже в нас. Мы уже не говорим о варениках и пельменях, которые любят все. Вы заметили, как хозяйки ухаживают за нами? В нас же вместо зеркала смот-реться можно!

Кастрюли так раскипятились, что самая большая со звоном упала с полки на пол и больно ударилась дном. Хорошо, что на полу был коврик, который смягчил удар, а то бы и эмаль могла треснуть, а в такой кастрюле варить было бы уже нельзя. Испугалась большая кастрюля, в глазах у нее потемнело, сердце сильно забилось. Что же делать? Но сестренки не оставили ее в беде. Связали кухонные по-лотенца и втащили большую кастрюлю обратно. После этого на полке с кастрюлями стало потише.


  • Вы особенно-то не воображайте, - вступали в спор сковоро-ды. - Без нас хозяйкам как без рук. Только на нас можно к супу обжарить овощи, потомить их в бульоне, чтобы стали вкусными, а суп наваристым. А кто не любит жареной картошки, отбивных, со-лянки, блинчиков и яичницы? В какой кастрюле можно пригото-вить эти блюда? Хозяйки не успевают нас мыть. То одно надо сготовить, то другое. Отдельно - сковороды для блинчиков с не- пригораемой поверхностью, металлические - для того, чтобы ту-шить овощи, третьи, из чугуна, - для жарки. И крышки у нас есть. Посмотрите, какие красивые - из толстого стекла или блестящего металла.
Сковороды говорили хором и в такт раскачивались. Одно плохо: когда они разгорячились, то стали раскачиваться сильнее и стучать-ся друг о друга. Вот уж зазвенело тогда на кухне, словно духовой оркестр заиграл! Зашикали на них все, побоялись, что всю семью разбудят. Еле угомонили. А сковороды так разошлись, что еще долго позвякивали, перешептываясь друг с другом.

  • Конечно, вы очень важные, - просвистел чайник. - А я вроде как и не нужен. Но воду для чая почему-то все кипятят во мне. Чай любят все члены семьи, пьют его несколько раз в день, поэтому меня даже с плиты не снимают и на полку не убирают, как вас. А смотреться в меня тоже можно. Вон как я начищен! Одно удо-вольствие жить с такими хозяйками! Они меня не только снаружи чистят, но и внутри от накипи. Недавно хозяин купил мне брата - электрический чайник. Стало полегче. Мы с ним дружим, вместе стараемся напоить всех чаем. Есть у нас и маленький братик - заварочный чайник. Только в нем воду не кипятят и на огонь его не ставят. В нем заваривают чай. Каждый из нас делает свое дело. Не обойтись без нас. Главные - это мы!
_ Что-то совсем заважничала кухонная посуда, - зароптал сто-ловый сервиз, - из кастрюли никто не будет есть, а из чайника пить чай. Столовая посуда самая главная! Каждый день нас на стол пода-ют. Только поросята едят из лохани, а люди - из тарелок столовыми приборами. Вас можно по пальцам пересчитать, а нас много. В серви-зе может быть от шести до двенадцати глубоких, мелких и десерт-ных тарелок, блюдец и чашек, салатница, соусница, селедочница, суп-ница. А какие мы все красивые! Не чета вам. Сделаны из фарфора, фаянса, расписаны разными узорами, цветами. На нас, как на картину, можно любоваться. Мы из высшего общества, хрупкие, изящные, тон-кие, не то, что вы, сковороды. Нас хозяйка моет бережно, каждый предмет вытирает. А недавно хозяин купил посудомоечную машину, так что теперь мы каждый день принимаем душ с душистой пеной, а потом греемся и сушимся. Одно удовольствие!

  • И я, и я тоже нужен! - пропищал чайный сервиз из шкафчика на стене."- Как же без меня?! Я с чайником дружу. Мы вместе всю семью балуем чайком. Я еще изящнее, чем столовый сервиз. Тонкие изогнутые ручки на чашечках, золотая кайма на блюдечках, прелест-ный носик на молочнике, кокетливая шляпка-крышка на сахарнице. Ах, как меня не поставить на первое место! Без меня никак нельзя!
Посуда из чайного сервиза закружилась в вальсе, тихо напевая знакомую мелодию. Но полка была такая гладкая и скользкая, что чашечки чуть не свалились вниз, когда от вальса у них закружилась голова. Заварочный чайник едва успел их поймать.

  • Ну что ты так противно пищишь? - откликнулся кофейный сервиз. - А я чем хуже? Только из меня пьют не чай, а кофе. Я еще более изящен. Мои чашечки совсем маленькие, а вместо чайника - кофейник. Хозяйка так бережно берет чашечку в руки, что даже не дышит. Какое удовольствие у нее на лице, когда она пьет свой ут-ренний кофе со сливками! Я чувствую себя просто царственной особой.

  • Какие же вы все хвастливые! - хором закричали столовые приборы. - Да без нас люди бы вообще есть перестали. Конечно, если они культурные. Как можно есть суп без ложки, а макароны без вилки, мясо без ножа, а компот без маленькой ложки? Ну хоро-шо. Вы все сварите, разольете, разложите, а есть руками нельзя, нужны мы - столовые приборы. Да еще к каждому блюду свои. Значит, мы главные!
Все столовые приборы выпрыгнули из ящика, построились, как солдаты, и стали маршировать по обеденному столу. «Стук-стук, дзынь-дзынь», - только и слышалось в тишине. - Мы главные, главные, главные! - маршировали и кричали столовые приборы.

Пришлось столу накинуть на них скатерть, чтобы они никого не разбудили. Только после этого все обитатели кухни спокойно вздох-нули.


  • На нас даже никто не взглянул! - сердито проворчали дурш-лаг, терка, половник и ковшик. - А мы на кухне совсем не послед-ние. Мы, конечно, и в первые не лезем, но и забывать о нас не стоит.

  • Как же я от вас устал! - спросонья простонал обеденный стол. - Сколько можно спорить?! Все вы нужны на кухне. Каждого из вас хозяйка любит и использует по назначению. Она здесь самая главная. А вы все ей подчиняетесь. Не будете дружить, хозяйка купит новую по-суду. Так что успокойтесь и поспите немного. Утром снова за работу. Хозяйке не нужна сонная посуда.
Угомонилась, успокоилась посуда и заснула.

А утром на кухню пришла бабушка и сказала:


  • Доброе утро! Пора за дело приниматься: кормить малышку, готовить завтрак для мамы и папы.

  • С удовольствием! - ответила посуда. Но бабушка ее не услы-шала.

  • О чем спорила посуда в сказке? Кто победил в споре?

  • Почему нельзя выбрать из посуды самый главный предмет?

  • Почему за посудой надо ухаживать? Как?

  • Почему в споре люди часто не находят выход из проблемы?

  • Почему лучше дружить, чем ссориться?

Контрольные вопросы и задания


  • Что такое посуда? (Хозяйственная утварь, предметы, в которых готовят еду и хранят съестные припасы.)

  • Какая посуда бывает по назначению?

  • Для чего используется кухонная посуда? Столовая? Чайная?

  • какую кухонную посуду вы знаете?

  • Из чего может быть изготовлена кухонная посуда"

  • Как ее использует ваша мама?

  • Для приготовления каких блюд используется кастрюля? Сковорода?-

  • Почему у половника длинная ручка и глубокое основание?

  • Какую столовую посуду вы знаете?

  • Какую чайную посуду вы знаете?

  • Из чего может быть изготовлена столовая посуда?

  • Какие предметы столовой посуды имеют конкретные предназначения? От названия каких продуктов они стали называться"

  • Какие правила учитываются при сервировке стола"

  • Как называется комплект столовой или чайной посуды, сде-ланный из одного материала и с одинаковым рисунком? (Сервиз.)

  • Чем отличаются предметы кофейного и чайного сервизов?

  • Назовите части, которые есть у какого-либо конкретного пред-мета посуды.

  • Какая посуда используется за обедом? Завтраком? Полдником? Ужином?

  • Какие предметы посуды относятся к столовым приборам?

  • Какие бывают ложки? Вилки? Ножи?

  • Для чего они предназначены?

  • Из чего сделаны столовые приборы?

  • Какого ухода и обращения требует разная посуда?

  • Почему после каждого приема пищи столовую посуду моют?

  • Почему стеклянная и фарфоровая посуда требует очень береж-ного отношения?

  • Почему во время отдыха на природе лучше использовать посу-ду, сделанную из пластмассы?

  • Почему посуду из стекла и пластмассы нельзя ставить на огонь?

  • Почему прежде чем использовать пластмассовую посуду, надо прочитать, для каких продуктов она предназначена?

  • Почему нельзя есть из битой и потрескавшейся посуды?

  • Почему при сервировке стола чашку надо держать за ручку?

  • Почему чашку и блюдце называют чайной парой?

  • Почему в стеклянную посуду нельзя наливать кипяток?

^ ЧЕЛОВЕК (5-6 ЛЕТ) 3
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Дети должны знать:


  • о строении человеческого тела, назначении отдельных его час-тей;

  • внешние отличия людей;

  • названия и количество пальцев на руках и ногах;

  • о коже, крови, мозге, нервах человека, как работают желудок, кишечник;

  • правила личной гигиены и ухода за телом;

  • что делать, чтобы сохранить здоровье;

  • что надо бережно относиться к своему здоровью;

  • какая мимика лица соответствует определенному эмоциональ-ному состоянию;

  • что у каждого человека есть мама и папа, и их значение в жизни ребенка;

  • что люди имеют разный цвет кожи;

  • о гомологичности органов людей и животных;

  • что пол человека необратим;

  • обо всех возрастных периодах человека: детстве, юности, зрело-сти, старости.
Дети должны уметь:

  • ориентироваться в строении собственного тела;

  • соблюдать правила личной гигиены тела;

  • находить сходство в строении человека и животных;

  • дифференцировать на начальном уровне понятия «здоровье» и «болезнь»;

  • связывать состояние здоровья с поведением и соблюдением гигиенических требований;

  • соблюдать правила безопасности в быту, в процессе труда и во время занятий без посторонней помощи;

  • поддерживать уважительное отношение к людям, имеющим необычный внешний вид или физические недостатки, стремиться им помочь.

^ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ПО ТЕМЕ

Названия: тело, туловище, голова, глаза, уши, нос, ноздри, рог, зубы, губы, язык, нёбо, затылок, волосы, виски, веки, щеки, лицо, лоб, брови, ресницы, подбородок, руки, пальцы, запястье, ладони, ногти, ноги, ступня, пятка, колени, плечи, предплечье, спина, грудь, живот, пояс, бедро; цвет, форма, величина, размер; люди, мужчина, женщина, папа, мама, родители, дети, девушка, юноша, старик, старуха, девочка, маль-чик; вкус, зрение, слух, обоняние, осязание, голос, речь, движение, действие; здоровье, болезнь, органы, правила гигиены, расческа, мыло, губка, мочалка, одежда, зеркало, врач, спорт, физкультура, закалива-ние.

Признаки: здоровый, больной, закаленный, слабый, сильный, вы-сокий, низкий, худой, полный, молодой, старый; левая, правая, ниж-няя, верхняя; детский, взрослый; опасный, безопасный; большой, указательный, средний, безымянный, маленький (пальцы); чис-тый, грязный, лохматый, причесанный, аккуратный; умный, глу-пый; веселый, радостный, восхищенный, счастливый, грустный, злой, угрюмый, обидчивый, гневный, возмущенный, удивленный, виноватый.

Действия: стоять, лежать, ходить, жить, делать, действовать, трудиться, заниматься, сохранять, лечиться, выздоравливать, слушать, смотреть, нюхать, пробовать, дотрагиваться, трогать, щупать, двигать, ловить, показывать, носить, дышать, чувствовать расти, мыть, вытирать, закалять, заботиться, ухаживать, купаться, плавать, расчесывать, сгибать, разгибать, думать, по-нимать, родиться, соблюдать, не нарушать.

^ ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ (ВАРИАНТЫ)

Доктор Айболит, Мойдодыр, доктор Пилюлькин, «кроха сын» из книги В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» и др.
^ Варианты содержания дня

Веселая зарядка

Ожидаемый результат : дети должны знать части своего тела, уметьпо^ьшатъ их на себе, четко и быстро выполнять упражнения

Цель: развивать координацию движений, внимание; формиро-вать положительно-эмоциональный настрой.

Педагог проговаривает текст. Дети выполняют соответствующие движения.

На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся.

Ножки в стороны и вкось,

Ножки вместе, ножки врозь.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх! Правую вверх!

В стороны, накрест,

Это успех!

Вниз опустили и дышим ровно.

Воздух вдыхаем грудью мы полно.
Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И кружимся потом.

Мы топаем ногами: топ-топ-топ

Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп

Мы руки разведем

И побежим кругом.

Все вместе, активно и дружно, ребята,

Займемся сейчас веселой зарядкой.
К тяжелым вещам переходим не вдруг

И для начала - разминка рук.
Пальцы, ладошки, запястья помнем,

С этих движений зарядку начнем.
Мы уделили вниманье кистям,

Ну а теперь переходим к локтям!
Руки до уровня плеч поднимите

И, что есть духу, в локтях покрутите.
Локти, конечно, надо беречь.

А мы переходим к разминке плеч,
Словно пловцы в Мировом океане

Машем синхронно своими руками.
Зарядка - как цепь. В ней движения - звенья

Нужно теперь усложнить упражненья.
Непринужденно - движенья легки-

Мы начинаем руками рывки.
К шее от рук перейдем постепенно,

Чтоб влево и вправо крутилась отменно.
Наклоны вперед и назад проведем,

Активней, активнее каждый наклон.
Есть у зарядки почти что закон -

В ней должен быть непременно наклон.
Влево и вправо, вперед и назад,

Наклоны полезны - так все говорят.
Спасибо, ребята, за ваше старанье!

Но, прежде чем вам говорить «до свиданья"»

Запомните крепко добрый совет:

Зарядка поможет прожить много лет!

Дружно встали. Раз, два, три!

Мы теперь - богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.
И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще

Через левое плечо.
Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

(Дети стоят в кругу.

Движения повторяются с увеличением темпа под музыку песни «Петушок».)

Мы сейчас пойдем направо. Раз, два, три!

А теперь пойдем налево. Раз, два, три!

Быстро к центру соберемся. Раз, два, три!

Также быстро разойдемся. Раз, два, три!

Мы тихонечко присядем. Раз, два, три!

И легонечко привстанем. Раз, два, три!

Попляшите, наши ножки- Раз, два, три!

И похлопайте, ладошки. Раз, два, три!

Малыши, малыши вышли на зарядку.

Вот так, вот так! Вышли на зарядку!

Малышам, малышам закаляться нужно -

Вот так, вот так!

Малыши, малыши, потянитесь дружно -

Вот так! бот так!

Сели и привстали. Раз, два, три! Раз, два, три!

Ноги крепче стали. Раз, два, три! Раз, два, три!

Ноги поднимайте. Раз, два, три! Раз, два, три!

Веселей шагайте. Раз, два, три! Раз, два, три!

Потянитесь дружно. Раз, два, три! Раз, два, три!

Вам расти всем нужно. Раз, два, три! Раз, два, три!

Малыши, малыши - дружные ребятки.

Малыши, малыши сделали зарядку.
^ Оздоровительные занятия

«Радуга здоровья», «Зеленая аптека», «Приключения в королев-стве микробов», «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Королева Зуб-ная Щетка», «Как медвежонок стал сильным», КВН «Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу!», беседы: «Почему мы двигаемся», «Берегите нос», «Ушки на макушке», «Чтобы уши не болели», «Кто такие микробы» и др.

Ожидаемый результат: дети должны знать назначение частей тела, уметь по действию определять часть тела, называть ее в риф-му.

Цели: развивать внимание, речь, быстроту реакции; формировать интерес к играм, в которых можно проверить свои знания.

Педагог читает текст, а дети угадывают окончание строчки, пока-зывая на соответствующую часть тела (вариант 1) или изображая (имитируя) соответствующее действие (вариант 2). Выбывает тот, кто ошибается.

Вариант 1

Чем мы топаем?.. Ногами.

Чем рисуем мы?.. Руками.

Чем же смотрим мы?.. Глазами.

А чем слушаем?.. Ушами.

Нюхаем и дышим?.. Носом.

Я задам еще вопросы.

А едим и пьем мы чем?..^ Ртом.

И язык во рту зачем?.. Говорить.

Чем мы думаем, друзья?.. Головой.

Это точно голова.

Что на голове растет

Непрерывно круглый год?.. Волосы.

Чем мы узелок завяжем.

И куда идти покажем?.. Пальцами.

Чем мы можем наклониться,

А потом и распрямиться.

Вправо, влево повернуться

И опять к земле нагнуться?.. Телом.
Вариант 2

Мы ногами... топаем,

Мы руками... хлопаем,

Мы глазами... смотрим,

Ничто не просмотрим.

Мы ушами... слушаем,

Головой мы... думаем,

Носом... нюхаем и дышим,

Пальцами письмо... напишем.

Ртом едим и... говорим,

И за вкусом мы... следим.
Дидактическая игра «Узнай по голосу»

Ожидаемый результат: дети должны знать, что тембр голоса у всех людей разный и по нему можно узнать человека; уметь только по голосу, без визуальной опоры, узнавать, кто говорит.

Цели : развивать слуховое внимание; формировать интерес к ин-дивидуальным особенностям сверстников.

Дети стоят в стороне. Назначается водящий (из детей), который поворачивается к остальным спиной. Педагог на ушко договарива-ется с одним ребенком, который будет звать водящего. Если водя-щий правильно называет имя этого ребенка, тот встает на его место. Если неправильно, то играет еще один кон. При повторном отгады-вании можно одному и тому же ребенку менять фразы, силу и высо-ту голоса.
^ Дидактическая игра «Чем люди отличаются друг от друга»

Ожидаемый результат: дети должны иметь представление о том, что люди отличаются ростом, цветом и формой глаз, цветом кожи, волос, овалом лица, формой губ, полом, возрастом; уметь находить и называть эти отличия.

Цели: развивать внимание, зрительное восприятие, умение срав-нивать; формировать интерес к отличительным особенностям свер-стников.

Материалы: фотографии, вырезки из журналов и т.п. с изобра-жением лиц людей с внешними различиями: одной и разных наци-ональностей, в полный рост, разного пола, возраста.

Педагог предлагает детям устроить соревнование, чтобы выбрать самого внимательного. Дети должны найти как можно больше отли-чий при сравнении двух сверстников или фотографий людей одной или разных национальностей. Выигрывает тот, кто больше получит фишек. При сравнении сверстников педагог предлагает назвать от-личия без визуальной опоры.
^ Дидактическая игра «Найди сходство»

Ожидаемый результат: дети должны знать отличительные осо-бенности внешнего вида сверстников в группе ДОУ; уметь отгады-вать по описанию или картинке-шаблону, о ком из сверстников идет речь.

Цели: развивать внимание, память; формировать интерес к свер-стникам.

Материалы : картинки-шаблоны губ, глаз, носов, овалов лица, при-чесок разных форм и цвета.
* * *

Педагог предлагает поиграть в игру-загадку. Он будет описывать одного ребенка из группы, а дети должны отгадать, о ком вдет речь. Затем покажет один из шаблонов, а дети должны найти, кому он больше подходит.

Загадывать и подбирать шаблоны может и ребенок, а остальные дети отгадывают. После отгадки проверяют, правильное ли описание подходит ли оно к конкретному ребенку, о каких особенностях внеш-него вида не было сказано в загадке. Тот ребенок, который опишет сверстника наиболее подробно, получает звание и отличительный знак главного художника.
^ Дидактическая игра «От младенца до старика»

Ожидаемый результат: дети должны иметь общие представле-ния обо всех возрастных периодах человека (а также периоде, в котором находятся они): детстве, юности, зрелости и старости; уметь находить внешние различия у людей разного возраста, называть некоторые отличия в поведении, деятельности и образе жизни

Цели: развивать наблюдательность, внимание, зрительное воспри-ятие, умение сравнивать, речь; формировать самосознание.

Материалы: фотографии людей от младенческого возраста до старости, семейные альбомы детей.

Педагог предлагает детям «прокатиться в "машине времени"». Сначала назвать, в каком возрасте дети находятся сейчас, сколько им лет Затем «отправиться в прошлое», найти свои фотографии в мла-денческом и раннем возрасте, разложить их в возрастающей после-довательности, начиная с самой ранней.

Потом из предложенных фотографий людей разного возраста выложить «поезд жизни» от младенца до старика. Дети могут полу-чить по одной фотографии, построиться в порядке возрастания лет и рассказать каждый об особенностях «своего» возраста.
^ Дидактическая игра «Человек и животное» (5-6 лет)

Ожидаемый результат: дети должны понимать гомологичность органов людей и животных: руки и ноги равноценны лапам живот-ных, волосы - шерсти и т.п.; видеть сходство в строении человека и животных, уметь называть, в чем оно выражается.

Цели: развивать наблюдательность, память, речь, умение сравни-вать, обобщать; формировать экологическую культуру.

Материалы: картинки с изображением животных-млекопитающих.
* * *

Педагог предлагает детям выбрать картинку с изображением жи-вотного и хорошо ее рассмотреть. Затем «волшебной палочкой» «пре-вращает» каждого ребенка в животное, которое тот выбрал и предлага-ет отправиться в удивительный мир фауны.

Педагог. Между человеком и животными очень много общего. Но знают ли это они, животные? Я назову часть тела или орган, который у меня есть, а вы должны ответить, есть ли это у вас. У меня есть голова, а у вас?

Дети. Я - лев. У меня тоже есть голова.

Педагог. У меня есть две руки и две ноги, с помощью которых я могу все делать, ходить, бегать, прыгать, лазать.

Дети. Я - кошка. У меня есть передние и задние лапы. Я могу передними лапами ловить мышей, катать клубочек, что-то подви-нуть к себе, а на четырех лапах - бегать, прыгать, лазать.

За каждое правильное сравнение ребенок получает фишку. Выиг-рывает тот, кто найдет больше сравнений.
^ Дидактическая игра «Человек и животное» (6-7 лет)

Ожидаемый результат: дети должны видеть параллели в разви-тии человека и животных, уметь об этом рассказывать.

Цели: развивать умение сравнивать и обобщать, речь; формиро-вать экологическую культуру.

Материал: картинки с изображением животных и человека (от рождения до взрослого).
* * *

Педагог предлагает детям выбрать картинки с изображением животных и людей на разных возрастных этапах, рассказать, как развиваются животные и человек от рождения, в чем сходство и различие. Изобразить поведение животного и человека, когда они только родились, чуть подросли, научились ходить и т.д. Изобразить взрослых животных и детенышей, взрослых людей и детей в конк-ретных ситуациях, старых животных и людей. Можно начальной точкой выбрать картинки с изображением беременной женщины и животного.
^ Дидактическая игра «Мальчики и девочки»

Ожидаемый результат: дети должны понимать, что пол необра-тим, что мальчики будут папами, а девочки мамами, что люди разно-го пола отличаются друг от друга; уметь находить сходство и разли-чие между детьми и взрослыми разного пола во внешнем виде, по-ведении и деятельности.

Цели: развивать умение сравнивать, обобщать, речь, внимание; формировать любознательность.

Материалы: картинки с изображением детей и взрослых разно-го пола с выделением особенностей внешнего вида, одежды, деятель-ности; картинки с изображением разных видов женской и мужской одежды, предметов деятельности.
* * *

Педагог предлагает двум группам детей посоревноваться в наблю-дательности. Дети должны из серии предложенных картинок выбрать те, на которых изображены лица определенного пола, деятельность, которой они занимаются преимущественно, предметы быта, одежды и игрушки; рассказать, почему выбраны именно эти картинки. Выиг-рывает та группа, которая выполнила задание быстрее и правильнее.

Далее педагог сам группирует картинки, специально делая ошиб-ки, которые дети должны увидеть и назвать (например, к картинке с изображением мужчины подбирается женская одежда, к мальчику - кукла и т.п.).
^ Дидактическое упражнение «Найди следствие»

Ожидаемый результат: дети должны знать правила личной ги-гиены и сохранения здоровья; уметь достраивать предложение, оп-ределяя следствие события.

Цели : развивать логическое мышление, фразовую речь; формировать внимательное отношение к собственному организму и здоровью.
* * *

Педагог предлагает детям закончить начатое им предложение, определив следствие события.

Если не чистить зубы, то...

Если не умываться, то...

Если не причесываться, то...

Если не стричь ногти, то...

Если не мыться, то... "

Если есть одни сладости, то...

Если целый день смотреть телевизор, то...

Если сутулиться, то...

Если неправильно сидеть за столом, то...

Если во время еды разговаривать, то...

Если в холодную погоду ходить раздетым, то...

Если в жаркую погоду тепло одеться, то...

Если по лужам ходить в туфлях, то...

Если зимой есть снег и лизать сосульки, то...

Если пить холодную воду, то...

Если пить горячую воду, то...

Если играть с колющими и режущими предметами, то...

Если не заниматься физкультурой, то...

Если громко кричать, то...

Если прыгнуть с большой высоты, то...

Если поздно ложиться спать, то...

Если в жаркую погоду ходить без панамы, то...

Если находиться рядом с больным человеком то

Если в холодную ветреную погоду гулять без шапки, то...

Если не закаляться, то... <

Если не делать прививки, то...

Если бояться врачей, то... >

Если с больным зубом не пойти к врачу, то...

Если есть грязные овощи и фрукты, то...

Если не мыть руки перед едой и после туалета, то...
^ Дидактическое упражнение «Найди причину»

Ожидаемый результат: дети должны уметь находить причину с соблюдением правил личной гигиены и сохранения здоровья.

Цели: развивать умение находить причинно-следственные связи; формировать внимательное отношение к собственному организм и здоровью.

Детские стихи про посуду:

С. Буслова

Я с посудой осторожна –
Ведь разбить посуду можно.
Я носить, и ставить буду
Аккуратно всю посуду!

Н. Радченко

Заварочный чайник
Воспитан прекрасно -
Ему не к лицу
Кипятиться напрасно!
А если он чайную
Чашку встречает,
Отвесив поклон,
Предлагает ей чаю.
И чайная чашка
Мила, утончённа,
На ней, как кольцо,
Ободок золочёный.
Она благородна,
Хрупка, чуть капризна -
Достойная дочь
Дорогого сервиза.
Ну как же с такой
Благородной посудой
Я плохо вести за столом
Себя буду?!

А, если бы чайники
Нос задирали,
А ложки и вилки
Под стол удирали,
А чашки бы чай
Проливали повсюду,
Вы есть бы хотели
Из этой посуды ?!

Е. Николаева

Я сейчас готовить буду.
Соберу на стол посуду .
Вот, КАСТРЮЛЯ, ПОВАРЁШКА,
СКОВОРОДКА, ВИЛКА, ЛОЖКА.
Небольшой столовый НОЖИК
Мне понадобится тоже.
Вот, с узорами ТАРЕЛКИ,
ЧАШКА с БЛЮДЦЕМ на салфетке.
И, конечно, неслучайно
На плите дымится ЧАЙНИК -
Кукол чай пить усажу,
О ПОСУДЕ расскажу.

И. Бель

Вилка с ложкой поругались
Не могли понять никак
Кто нужнее человеку
Чей ко рту важнее шаг.
Вилка, хвастаясь, сказала,
Что котлеты и грибы
Человеку помогает
Съесть она без суеты.
“Ну а кто же помогает
Есть бульоны и супы?-
Ложка вилочку спросила –
Может это тоже ты?”
“Хватит сориться, соседки –
Нож пробормотал в ответ –
Каждый в этом доме знает,
Что Меня важнее нет!
Если помогать не буду
Людям я варить обед
Человек о вас забудет,
Словно вас на кухне нет!”
Помирились вилка с ложкой
Только мучает вопрос:
“Разве, правда, что на кухне
Всех важнее – это нож?”

Г. Шагалиева

На кухне раскричались ложки,
Кастрюли, вилки, поварешки.
И ножи не отстают,
Будто в бой они идут.
Чайник вдруг как засвистит.-
Стоп! - Посуде говорит.
Нам нужно вместе, братцы,
Спокойно разобраться!
Без кастрюли суп не сваришь –
Это ясно всем вокруг.
Поварешкой наливать.
Что тут можно вам сказать?
Только если нет тарелки,
Из чего все будут есть?
Главных нет на кухне, точно.
Это можно рассмотреть.
Суп давно налит в тарелку,
Чем же можно его есть?
Может вилкой? Что вы - ложкой!
Это ясно вам теперь?
Хлеба ложкой не нарезать.
Здесь нужны одни ножи.
Ну, а если на тарелку
Положили винегрет, -
Поварешкой вам не скушать.
Это, в общем, не секрет.
Здесь нужна простая вилка.
Ну, а сок пить из бутылки?
Это право же смешно!
Некрасиво и грешно.
Нужен будет вам стакан –
И не кружка, и не таз.
Просветил немного вас?
Так что вы не суетитесь,
Не ругайтесь, не деритесь.
Вы на кухне все нужны
И для каждого важны.

Е. Ярышевская

Днём раздался звон и шум:
«Дзынь! Дзынь! Дзынь! Бум! Бум! Бум!»
Это Чайник – генерал
В кухне войско собирал.
Он гудел и фыркал паром:
«Чашки, блюдца, встать по парам!
Вы, полковник Заварной,
Как всегда, возглавьте строй!
Ложки, смирно! Не толкаться!
По порядку рассчитаться!
Все на месте? Ровно шесть?
Сахар в сахарнице есть?
Правый фланг займут ватрушки!
Левый- булочки и сушки!
А салфеток где у нас
Стратегический запас?
Диспозиция ясна?
Все готовы? Тишина!
Пригласить сюда ребят!
Начинаем наш парад».