Какой срок поверки счетчиков воды? Периодичность проверки счетчика воды. Счетчики горячей и холодной воды — как часто по закону их надо менять? Выбор счётчика воды

По Москве гуляет миф о том, что Прокуратура Москвы заставила Правительство Москвы отменить обязательную поверку приборов учета воды (индивидуальный прибор учета, ИПУ ХВС и ГВС). Причиной этого мифа стала проверка, проведенная Хорошёвской межрайонной прокуратурой города Москвы, которая выявила, что постановление Правительства Москвы от 10.02.2004 №77-ПП в части установления сроков поверочных интервалов для приборов учета холодной и горячей воды (ИПУ ХВС и ГВС) не соответствует действующему законодательству. В адрес Правительства Москвы было выдано предписание о необходимости привести в соответствие действующее законодательство, что и было сделано – принято постановление от 26.12.2012 №831-ПП, согласно которому, помимо прочего, вносилось изменение в постановление №77-ПП об отмене ранее установленных сроков межповерочных интервалов ИПУ ХВС и ГВС.

Теперь ещё раз обратите внимание: прокуратура признала не соответствующим действующему законодательству установление сроков поверочных интервалов для ИПУ ХВС и ГВС региональными властями. И это верно. Но здесь нет ни слова о том, что незаконна сама периодическая поверка ИПУ. А поверка ИПУ регулируется уже не региональным законодательством, а федеральным. Основные документы следующие:

Федеральный закон от 26.06.2008г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (с изменениями на 21 июля 2014 года) – документ общего характера по средствам измерения;

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждённых постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354).

В пункте 34 Правил предоставления коммунальных услуг указано следующее (жирным я выделил основное).

34. Потребитель обязан :
г) в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета , распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку ;
д) обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета , предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

(При этом решением Верховного Суда РФ от 5 декабря 2014 г. N АКПИ14-1211, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12 февраля 2015 г. N АПЛ15-17, подпункт "д" пункта 34 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству в части, возлагающей на нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и членов их семей обязанность по обеспечению проведения обслуживания, поверок, замены индивидуальных и коллективных приборов учета)

И ещё обращаю внимание: в случае истечения срока поверки ИПУ, расчёты на основе его показаний ПРИОСТАНАВЛИВАЮТСЯ до момента проведения поверки (подпункт а, пункт 59 Правил предоставления коммунальных услуг).

Таким образом, выводы из указанных документов следующие :

1. Хорошёвская прокуратура города Москвы абсолютно законно потребовала от Правительства Москвы НЕ РЕГУЛИРОВАТЬ межповерочные интервалы для индивидуальных приборов учета ХВС и ГВС. И Правительство Москвы устранило незаконный пункт регионального законодательства.

2. Потребитель коммунальных услуг ОБЯЗАН поверять используемые ИПУ ХВС и ГВС в сроки, указанные в технической документации к прибору. Как правило, они составляют 6 лет для ИПУ ХВС и 4 года для ИПУ ГВС, но этот вопрос обязательно нужно уточнить, ознакомившись с техническим паспортом прибора.

А поэтому НЕ ВЕРЬТЕ журналистам, которые пишут всякую белиберду, не разбираясь в предмете, и, брызжа слюной, орут, что отменена поверка приборов учёта воды. Это – не так. Кто хочет в этом убедиться – напишите запрос в прокуратуру.

PS. В дополнение. Очень прошу не путать термины «поверка » и «проверка » прибора учета. «Поверка » – это выяснение вопроса насколько верно прибор измеряет, а «проверка » – это выяснение состояния прибора учета, сохранности пломб и тому подобное. «Проверка» упоминается в тех же самих Правилах предоставления коммунальных услуг и сроки там совершенно другие:

34. Потребитель обязан :
ж) допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия , а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев .

Удачи вам и не слушайте всех подряд, а всегда знакомьтесь с нормативными документами.

По Москве гуляет миф о том, что Прокуратура Москвы заставила Правительство Москвы отменить обязательную поверку приборов учета воды (индивидуальный прибор учета, ИПУ ХВС и ГВС). Причиной этого мифа стала проверка, проведенная Хорошёвской межрайонной прокуратурой города Москвы, которая выявила, что постановление Правительства Москвы от 10.02.2004 №77-ПП в части установления сроков поверочных интервалов для приборов учета холодной и горячей воды (ИПУ ХВС и ГВС) не соответствует действующему законодательству. В адрес Правительства Москвы было выдано предписание о необходимости привести в соответствие действующее законодательство, что и было сделано – принято постановление от 26.12.2012 №831-ПП, согласно которому, помимо прочего, вносилось изменение в постановление №77-ПП об отмене ранее установленных сроков межповерочных интервалов ИПУ ХВС и ГВС.

Теперь ещё раз обратите внимание: прокуратура признала не соответствующим действующему законодательству установление сроков поверочных интервалов для ИПУ ХВС и ГВС региональными властями. И это верно. Но здесь нет ни слова о том, что незаконна сама периодическая поверка ИПУ. А поверка ИПУ регулируется уже не региональным законодательством, а федеральным. Основные документы следующие:

Федеральный закон от 26.06.2008г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (с изменениями на 21 июля 2014 года) – документ общего характера по средствам измерения;

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждённых постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354).

В пункте 34 Правил предоставления коммунальных услуг указано следующее (жирным выделенно основное).

34. Потребитель обязан:
г) в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку;
д) обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

(При этом решением Верховного Суда РФ от 5 декабря 2014 г. N АКПИ14-1211, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12 февраля 2015 г. N АПЛ15-17, подпункт "д" пункта 34 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству в части, возлагающей на нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и членов их семей обязанность по обеспечению проведения обслуживания, поверок, замены индивидуальных и коллективных приборов учета)

И ещё обращаю внимание: в случае истечения срока поверки ИПУ, расчёты на основе его показаний ПРИОСТАНАВЛИВАЮТСЯ до момента проведения поверки (подпункт а, пункт 59 Правил предоставления коммунальных услуг).

Таким образом, выводы из указанных документов следующие :

1. Хорошёвская прокуратура города Москвы абсолютно законно потребовала от Правительства Москвы НЕ РЕГУЛИРОВАТЬ межповерочные интервалы для индивидуальных приборов учета ХВС и ГВС. И Правительство Москвы устранило незаконный пункт регионального законодательства.

2. Потребитель коммунальных услуг ОБЯЗАН поверять используемые ИПУ ХВС и ГВС в сроки, указанные в технической документации к прибору. Как правило, они составляют 6 лет для ИПУ ХВС и 4 года для ИПУ ГВС, но этот вопрос обязательно нужно уточнить, ознакомившись с техническим паспортом прибора.

А поэтому НЕ ВЕРЬТЕ журналистам, которые пишут всякую белиберду, не разбираясь в предмете, и, брызжа слюной, орут, что отменена поверка приборов учёта воды. Это – не так. Кто хочет в этом убедиться – напишите запрос в прокуратуру.

PS. В дополнение. Очень прошу не путать термины «поверка» и «проверка» прибора учета. «Поверка» – это выяснение вопроса насколько верно прибор измеряет, а «проверка» – это выяснение состояния прибора учета, сохранности пломб и тому подобное. «Проверка» упоминается в тех же самих Правилах предоставления коммунальных услуг и сроки там совершенно другие:

34. Потребитель обязан:
ж) допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев.

Счетчики воды позволяют экономить и оплачивать только потребленные кубометры холодной/горячей воды. Установите их, и вам будут нипочем общедомовые расходы, случайные порывы, невнимательные соседи, забывшие закрыть кран. Вы сможете сами регулировать, когда и сколько воды использовать. В случае, если в квартире или доме стоит прибор учета, то в квитанции будет только сумма за израсходованную воду - но только при условии, что контролирующие организации будут уверены в реальности показаний. А для этого нужно, чтобы счетчики своевременно прошли поверку. Что это такое и как часто необходимо? Давайте разбираться.

Зачем нужна поверка и что это такое?

Вся коммунальная сфера, включая поставку и плату воды, регулируется законодательно. В различных актах и постановлениях указываются обязанности и права поставщиков и потребителей коммунальных услуг. В частности, в них указано, что потребители должны контролировать правильность работы счетчиков и своевременно передавать приборы учета на поверку.

Поверка - это специальная процедура, во время которой проверяется точность замеров и работоспособность прибора. В паспорте каждого устройства есть граничные пределы точности: если при проведении замеров выявлена большая погрешность, то счетчик считается не прошедшим поверку. Если же все в пределах нормы, то прибор можно эксплуатировать и дальше - вплоть до следующего межповерочного интервала или пока срок службы прибора не закончится.

Как регулируют сроки поверки

Периодичность поверки водомеров регулируется на законодательном уровне - и муниципальными, и федеральными законами. Также этот период указан в документах на счетчик - в том паспорте прибора, который предоставляет производитель.

Однако следует учесть, что для разных приборов периоды поверки разные:

Такая разница обусловлена тем, что в системе горячей воды механизм (крыльчатка и прокладки) изнашиваются быстрее, поскольку приходится работать в условиях повышенных температур, от 70 до 90 градусов.

Но всегда стоит помнить, что эти сроки, в общем-то, ненормируемые. Ведь последний муниципальный закон рекомендует проводить поверку по тем интервалам, что указаны в паспорте прибора учета производителем. Об этом говорит и правительственное постановление 354. Как правило, для отечественных приборов эти значения не отличаются от общих установленных норм, а вот для устройств иностранных производителей могут отличаться.

Основные виды счетчиков

В коттеджах и многоквартирных домах могут устанавливать два вида счетчиков - отечественные (простая механическая конструкция) и импортные (электронные, с высокой точностью замеров). Среди отечественных самыми популярными считаются: Водоприбор, Берегун, Пульсар, ТеплоВодомер, Метер, Старорусприбор (СГВ) и Газэлектроника (СВК). Поскольку все они производятся по ГОСТ, то и межповерочные интервалы указываются одинаковые, вне зависимости от названия, от 4 до 6 лет. Импортные (немецкие, польские, корейские и американские) представлены брендами Сименс, Зеннер, Minomess. Все они работают благодаря встроенному компьютерному чипу. В таких счетчиках надежнее защита и качественнее материалы корпуса, служат они почти в 2 раза дольше (межповерочный интервал по паспорту может достигать 10-16 лет), но и стоят в 5 раз дороже. Именно по причине высокой цены они недостаточно популярны.

Сегодня считается, что межповерочный интервал определяется не законодательно, а по паспорту прибора. То есть нужно ориентироваться на ту информацию, что указана в документации. Так, компании ПК Прибор и ТеплоВодомер устанавливают межповерочный интервал для универсальных приборов учета 6 лет, а счетчики воды типа СГВ должны проверяться каждые 4 года при работе на холодной воде или каждые 6 лет при работе на горячей.

Нюансы проведения поверки - обязательна ли она и можно ли ее избежать?

О том, что вашему водомеру понадобится поверка, нужно побеспокоиться еще в момент покупки. Ведь межповерочный интервал начинает отсчитываться не с момента установки, а с даты выпуска счетчика, его упаковки на заводе. Если вы приобретете прибор, который 3 года пролежал на складе, то уже через год после установки его придется снимать и отдавать на поверку. А это - дополнительные затраты.

А может, можно вообще избежать поверки? Нет, эта процедура обязательна. Норма, утверждающая поверку, есть и в законодательстве, действующем на государственном уровне, и в технических документах на прибор учета. Если вы проигнорируете сроки выполнения поверки, то показания счетчика не могут приниматься контролирующей организацией как достоверные. Получится, что все замеры, сделанные по истечению межповерочного интервала, считаются недействительными. И вам придется оплачивать счета по среднему нормативу потребления, рассчитанному для всей семьи, проживающей в одной квартире. Сумма счета может увеличиться в 3-5 раз, а это намного выше, чем вы заплатили бы за поверку и утвержденные документы, позволяющие пользоваться счетчиком и дальше.

Кто предупредит вас о сроках? Не забывайте, что обязанность своевременно обеспечить поверку лежит на вас, на потребителе. Конечно, многие управляющие компании ведут учет, и могут уведомить вас о наступлении сроков, но это их право, а не обязанность. Лучше всегда сверяться с имеющимися на руках документами (паспортом водомера, где проставлены все даты и интервалы), чем внезапно оказаться в ситуации, когда обслуживающая организация автоматически прекратит расчет по показаниям и выполнит начисления по нормативам.

И последний момент - что нужно, чтобы осуществить поверку? Можно обратиться в водоканал, но счетчик придется демонтировать. В этом случае вы получите еще и длительное ожидание, и массу бумажной волокиты. А можно обратиться в аттестованную организацию и пригласить специалиста, который сможет проверить ваш счетчик на выезде. Стоит это совсем недорого, а все поверочные процедуры выполняются по закону, с подписанием необходимых актов и отметке в паспорте.

Компании мошенники по поверке водосчетчиков

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 22.05.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг...

VII. Порядок учета коммунальных услуг с использованием

приборов учета, основания и порядок проведения проверок

состояния приборов учета и правильности снятия их показаний

80. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

81. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В заявке указывается следующая информация:

сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);

предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;

сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;

показания прибора учета на момент его установки;

дата следующей поверки.

К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

81(1). Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.

При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

81(2). В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

81(3). В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.

81(4). В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность прибора учета.

81(5). Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(6). По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:

а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;

б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;

в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;

г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;

д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);

е) дата следующей поверки.

81(7). Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(8). Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

81(9). Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

81(10). Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

81(11). Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

Наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.

В случае если размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется без учета показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, то нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, не признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Стоимость потребления коммунальных ресурсов при несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета потребителем в нежилом помещении взыскивается ресурсоснабжающей организацией.

(см. текст в предыдущей редакции)

81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механического повреждения прибора учета;

г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

81(13). Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

81(14). Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

82. Исполнитель обязан:

а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;

б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

83. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.

(см. текст в предыдущей редакции)

84. При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

85. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем в следующем порядке, если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное:

VII. Порядок учета коммунальных услуг с использованием
приборов учета, основания и порядок проведения проверок
состояния приборов учета и правильности снятия их показаний


80. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

81. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация:
– сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);
– предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
– тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
– сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;
– показания прибора учета на момент его установки;
– дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

81(1). Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

81(2). В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

81(3). В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.

81(4). В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.

81(5). Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(6). По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
е) дата следующей поверки.

81(7). Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(8). Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

81(9). Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

81(10). Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

81(11). Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.

81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

81(13). Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

81(14). Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

82. Исполнитель обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

83. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.

84. При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.

85. Проверка, указанная в пункте 82 настоящих Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;
б) потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для потребителя дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения проверки;
в) при невыполнении потребителем обязанности, указанной в подпункте "б" настоящего пункта, исполнитель повторно направляет потребителю письменное извещение в порядке, указанном в подпункте "а" настоящего пункта, а потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию, указанную в подпункте "б" настоящего пункта;
г) исполнитель в согласованные с потребителем в соответствии с подпунктом "б" или "в" настоящего пункта дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами;
д) если потребитель не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 и более раза не допустил исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение в согласованные потребителем дату и время и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета. Акт об отказе в допуске исполнителя к приборам учета, расположенным в жилом или в нежилом помещении потребителя, подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами. В акте указываются дата и время прибытия исполнителя для проведения проверки, причины отказа потребителя в допуске исполнителя к приборам учета (если потребитель заявил исполнителю о таких причинах), иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) потребителя, препятствующих исполнителю в проведении проверки. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта потребителю;
е) исполнитель обязан в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности допустить исполнителя в помещение для проверки провести проверку, составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами.