Шиномонтажные и шиноремонтные работы. Программа дополнительного образования «Шиномонтаж, ремонт камер и покрышек легковых автомобилей, балансировка колес Проверка качества шиномонтажных работ

1. Для чего нужна балансировка колёс?

2. Чем отличаются динамическая и статическая балансировка?

3. Рассказать процесс балансирования колёс.

4. Для чего применяются разные программы балансирования колёс?

8. Отчёт по работе

В отчёт по работе включить:

1. Рисунок 5.1, 5.2

2. Описание вводимых размеров колеса.

3. Описать и зарисовать схемы прикрепления грузов у всех программ балансирования.

4. Заполнить протокол по работе.

Протокол проведения балансировки колеса

Марка шины колеса и размер .

Вид диска и диаметр .

Расстояние до внутренней стороны диска А, мм. .

Ширина диска L , дюймов.

Величина дисбаланса на внутренней стороне колеса .

Величина дисбаланса на наружной стороне колеса .

Работа № 6. Монтаж и демонтаж шин легковых

АВТОМОБИЛЕЙ

1. Оборудование, приборы и инструменты

1. Шиномонтажный стенд W– 500;

2. Колесо диаметра 10´´ – 18´´;

3. Компрессор.

2. Задание

1. Изучить устройство и принцип работы шиномонтажного стенда W– 500;

2. Проверить техническое состояние колёс автомобиля;

3. Провести демонтаж и монтаж шин.

3. Техника безопасности при выполнении работы

1. Работы по шиномонтажу проводить в спецодежде;

2. Не включать прибор без преподавателя или учебного мастера;

3. Во время зажима не помещать руки между ободом колеса и кулачками;

4. Следить, чтобы обод шины был прочно зажат кулачками;

5. Давление в шине должно быть в пределах, указанных заводом – изготовителем;

4. Техническая характеристика стенда

Максимальный диаметр колеса

Максимальная ширина колеса

Размер обода по наружному зажиму

Размер обода по внутреннему диаметру

Максимальный раствор лопаты отжима покрышки

Рабочее давление воздуха питания

Максимальный момент вращения монтажного стола

Напряжение питания

Мощность электропривода

5. Устройство стенда

Рисунок 6.1 Общий вид стенда W– 500

1 – педаль отжима покрышки; 2 – педаль отжима кулачков; 3 – педаль вращения стола; 4 – монтажный стол; 5 – кулачки; 6 – монтажная головка; 7 – штанга; 8 – стрела;9 – блокировка; 10 – стойка; 11 – регулятор давления; 12 – лопата отжима; 13 – буфер; 14 – монтажная лопатка

Рисунок 6.2 Монтажный стол

1 – монтажный стол; 2 – кулачки; 3- салазки.

Рисунок 6.3 Регулятор давления

1 – винт ручной регулировки; 2 – быстросъёмная муфта; 3 – манометр; 4 – ёмкость для масла.

Рисунок 6.4 Органы управления

1 – педаль поворота монтажного стола; 2 – педаль отжима кулачков; 3 – педаль отжима покрышки.

Не стоит забывать, что этот операция непосредственно касается безопасности вашего передвижения на автомобиле. Мастер шиномонтажа должен владеть набором специфических знаний, дабы качественно и обслужить клиента, и дать ему полезные рекомендации.

Предлагаем своеобразные уроки правильного шиномонтажа . Надеемся, что они будут полезными не только желающим овладевать этой профессией, но и более опытным. Да и обычному автолюбителю не помешает знать кое-какие вещи, дабы уехать со станции шиномонтажа абсолютно уверенным что весь необходимый комплекс работ по обслуживанию вашего автомобиля выполнен на должном уровне и вы можете спокойно отправляться в дорогу.

Парковка

Для правильной парковки необходима специальная разметка. Если речь идет о смене четырех колес, то автомобиль ставится на платформу. Задача мастера - помочь водителю правильно поставить автомобиль. Мастер также должен в обязательном порядке убедиться, что автомобиль стоит стабильно, надежно закреплен. То есть поставлен ли он на ручник, поставлен ли под колесо «башмак».

Возможные ошибки
На большинстве станций «башмак» не ставят. Считают это пустой тратой времени.

Поддомкрачивание автомобиля

Домкрат необходимо установить на определенное место и убедиться в этом. Желательно использовать при этом резиновые прокладки, дабы не повредить кузов автомобиля.

Возможные ошибки
Неправильно установлен домкрат. Мастер не убедился в этом.

Дополнительная информация
Для качественного снятия колеса на станции должны быть несколько видов домкратов. Оптимальный вариант - гидравлический и воздушный. Отличаются они грузоподъемностью и клиренсом. Для обслуживания «низких» машин необходим гидравлический домкрат. Также его используют в случае выезда к клиенту.

Откручивание гаек

Мастер должен сорвать гайки. Если на станции нет гайковерта, а используется обычный ключ, то срывание гаек происходит на опущенном автомобиле. Мастер должен в обязательном порядке проверить, какие отверстия в диске, чтобы взять необходимый инструмент - то ли крестообразный ключ, то ли тонкостенную головку, или голову в пластике. Необходимо также проверить наличие «секретки». Если она есть, взять у клиента. На станции должен быть в наличии комплект головок.

Возможные ошибки
Основные ошибки - разбитое посадочное место и срывание резьбы. Не проверяется посадочное отверстие. В качестве примера: на тюнингованых автомобилях оно очень маленькое. Некоторые пытаются открутить гайку стандартной, а не тонкостенной головкой. Вариант похуже - пытаются набить головку молотком.

Дополнительная информация
Часто на шиномонтаже присутствует информация, что станция не несет ответственности за сорванные шпильки. Ее срывание может произойти и в случае, если хозяин автомобиля будет самостоятельно проделывать эту операцию. Естественно, во внимание берется случай, когда откручивание происходит с помощью стандартного, заводского инструмента, а никак не с помощью, скажем, трубы. Причины повреждения шпильки - давно не снималось колесо, а на металл постоянно воздействует вредная для него внешняя среда, то есть соль, грязь, вода. Или - плохое качество металла, из которого сделана шпилька. Да, иногда такая неприятность происходит по причине, если предыдущий мастер неправильно наживил гайку и закрутил ее. Подмечено, что особенно часто шпильки ломаются на японских автомобилях - Митцубиси, Тойота. Скорее всего, из-за низкого качества металла. Нельзя шпильку смазывать. Например, солидолом, негролом, маслом. Дело в том, что при закручивании гайки вся эта смазка сжимается, образуя своеобразную прокладку. Материал смазки со временем застывает, а потом попросту осыпается. Таким образом, гайка остается недозакрученной. Шпильку можно только промывать соляркой, но потом обязательно вытереть насухо. Лучше - почистить металлической щеткой.

Очистка колеса

Обязательный элемент технологического процесса. Чистое колесо - залог того, что балансировка колеса произойдет более точно. Моют колесо или в ванной вручную, что не очень эстетично, или в помывочной машине, что более эффективно.

Возможные ошибки
При очистке колеса щеткой возможно повреждение диска

Дополнительная информация
Мойка в машине исключает повреждение диска, так как колесо моется пластиковыми шариками, да и все трущиеся детали здесь резиновые. В зависимости от размера колеса и степени его загрязненности выставляется разный временной режим помывки - от 30 до 120 секунд.

Отжим шины

Вентиль выкручивается специальной отверткой, один конец которой позволяет выкрутить золотник, второй - колпачок. Сначала отжимается наружная сторона, затем - внутренняя. Во время отжима важно обращать внимание на положение вентиля. На нем может быть размещен датчик давления. Если не проследить, то он может быть легко поврежден. Нельзя отжимать покрышку до самого конца - можно повредить. Немного отжал - провернул колесо на 90-120 градусов.

Возможные ошибки
Для экономии времени шиномонтажа на некоторых станциях процесс отжима начинают при накачанном колесе. В таком случае вполне вероятно повреждение борта шины, а также непосредственно самого отжимного оборудования.

Демонтаж/монтаж шины

Колесо устанавливается на шиномонтажный станок и закрепляется зажимами. Во время бортирования необходимо следить за тем, чтобы борта шины ушли с посадочного места. Если, допустим, противоположная сторона не ушла с посадочного места, то можно повредить каркас.
Монтаж шины начинается с внутренней стороны.

Возможные ошибки
Если мастер невнимателен и не следит в достаточной мере за процессом бортировки, вполне реален вариант повреждения металлического каркаса.

Дополнительная информация
Шиномонтажный станок должен быть снабжен всеми необходимыми приспособлениями для качественного бортирования шин. Например, пластиковые накладки на все трущиеся детали. Лучше иметь, конечно же, станок-автомат, где есть функции фиксирования монтажной головки. В таком случае исключается возможность повредить диск. Так как при фиксации головки мастером, она автоматически отходит на 3-5 мм. Монтировки, используемые при бортировке, должны быть специально предназначенные для этого, то есть кончики у них должны быть загнуты под определенным углом. Также можно пользоваться специальными приспособлениями, которые значительно облегчают работу мастера. Это так назваемые мультироллеры, которые особенно актуальны при бортировке низкопрофильной резины.

Визуальный осмотр, смазывание

Мастер должен оценить состояние шины, посмотреть, есть ли видимые повреждения. Особенно, если покрышка не новая. Также необходимо оценить степень износа резины. Если индикатор износа уже виден, мастер должен посоветовать клиенту обязательно поменять резину. Смазывать шину перед бортированием надо только монтажной пастой, а никак не мылом, и уж тем более - машинным маслом, которое попросту разрушает покрышку.

Возможные ошибки
Невнимательный визуальный осмотр. Использование для смазки нерекомендуемых материалов.

Накачивание шин

По рекомендации производителей шин она накачивается до 4 атмосфер, что позволяет ей «сесть» на посадочное место. Далее давление доводится до необходимого для той или иной покрышки показателя. Накачка шин производится по желанию клиентавоздухом или газом. В последнем случае можно использовать дополнительную насадку, позволяющую перед накачкой газом создать в колесе вакуум.
Для точного определения необходимо иметь профессиональный манометр. Следует помнить, что это точный прибор, требующий к себе бережного отношения. Он боится ударов, встряски. Содержать его необходимо в чистоте.

Возможные ошибки
Невнимательность в процессе накачки шин. Использование некачественного манометра.

Дополнительная информация
Надо помнить, что водителю совсем не обязательно знать, какое давление у него должно быть в шинах. Мастер должен знать, либо знать, где посмотреть. Рекомендуемое давление показано на крышке заправочного бака автомобиля, или - на арке водительской двери.

Установка колеса

Сначала необходимо осмотреть тормозной диск. Если есть шпильки, в случае необходимости почистить их металлической щеткой. Следить за тем, чтобы колесо село на необходимые отверстия. Наживление болтов производится вручную. Если болт пошел на перекос, то никакой инструмент это не «почувствует». Он «забьет» болт не по резьбе. Обтягивание происходит также вручную - крест-накрест. Нет надобности использовать трубы. Опускаем автомобиль и еще раз обтягиваем - до характерного металлического звука. Затягивать можно динамометрическим ключом. Он должен быть выставлен на необходимое усилие. Затягивается до характерного щелчка.

Возможные ошибки
Колесо не ставится на нужные отверстия. Наживление болтов происходит с помощью ключа, что может привести к неправильному (не по резьбе) закручиванию. Использование в качестве инструмента трубы…
Естественно, процесс шиномонтажа невозможен без проведения балансировки колес.

Рекомендации, которые мастер должен дать клиенту:
хотя бы визуально каждое утро следить за давлением в шинах;
после посещения шиномонтажа через 500-1000 км пробега вновь приехать на шиномонтажную станцию и перебалансировать колеса;
приезжать на перебалансировку через каждые 3-5 тыс. км пробега в зависимости от стиля езды, условий эксплуатации автомобиля;
при сезонной замене шин обязательно рекомендовать клиенту менять вентили.
Связано это с тем, что летом он подвергается разрушению с помощью ультрафиолетовых лучей, зимой – под воздействием снега, воды, изменяющейся температуры окружающей среды. Кроме того, рекомендовать производить замену всех четырех шин;
при необходимости обращать внимание клиента на несоответствие размера шин и диска;
рекомендовать клиенту менять резину в случае, если уже виден индикатор износа шин.

Вариант 1

1. Способность материала сопротивляться поверхностному разрушению под действием внешнего трения.

а) износостойкость

б) твердость

в) пластичность

г) прочностью

д) упругость

2.Круглый металлический или пластмассовый футляр, в котором заключена измерительная лента с нанесенными на ней делениями, выраженными в метрах, сантиметрах, миллиметрах

а) складной метр

б) метр

в) рулетка

г) линейка

д) ерунок

3. Инструмент используется для измерения внутренних диаметров отверстий. Применяется при изготовления токарных изделий с внутренними полостями

а) кронцируль

б) штангенциркуль

в) делитель окружности

г) нутромер

д) циркуль

4.Инструмент применяется для разметки многогранников, определения центра окружности токарных заготовок и др.

а) кронцируль

б) штангенциркуль

в) делитель окружности

г) уровень с отвесом

д) циркуль

5.Инструмент предназначен для вырубания узких канавок и шпоночных пазов, срубания заклепок

а) зубило

б) канавочник

в) ножовка

г) молоток

д) крейцмейсель

6.При .............. ударе рука движется в плече, при этом получается большой замах и максимальной силы удар с плеча

а) локтевом

б) плечевом

в) правом

г) кистевом

д) левом

7. Для глютиновых клеев температура в помещении должна быть не ниже

а) 15°С

б) 25°С

в) 20°С

г) 35°С

д) 30°С

8. Часть машины или механизма, выполненная из одного куска материала.

а) машина

б) деталь

в) механизм

г) узлы

д) звено

а) 60 градусов

б) 45 градусов

в) 35 градусов

г) 30 градусов

д) 40 градусов

10.Используются для демонтажа наружных и внутренних подшипников, снятия шкивов и шестерен с валов и прочих деталей установленных с натягом

а) прижимы

б) зажимы

в) тиски

г) хомут

д) съемник

11.Классификация чугуна по состоянию углерода

а) шаровидный, хлопьевидный

б) ферритный, перлитный

в) свободный или связанный

12Чугун, в котором основное количество углерода (более 0,8 %) находится в виде цементита

а) серый

б) белый

в) половинчатый

г) высокопрочный чугун

д) ковкий чугун

13.Сплав системы Fe-C-Si, содержащий в качестве примесей марганец, фосфор, серу.

а) серый

б) белый

в) половинчатый

г) высокопрочный чугун

д) ковкий чугун

14.Стали содержащие дополнительно хром X, вольфрам В, ванадий Ф, кремний Г и некоторые другие элементы

а) легированные

б) конструкционные

в) углеродистые

г) нержавеющие

д) быстрорежущие

15.Применяется для предупреждения протекания воды, а также для уплотнения воздушных трубопроводов с небольшим давлением

а) резина

б) кожа

в) картон и бумага

г) прессшпан

д) паронит

16. .Комплекс процедур по поддержанию работоспособности и исправности оборудования при его эксплуатации

а)

б) корректирующее техническое обслуживание

в) плановые ремонты по графику

г) ремонты по состоянию оборудования

д) модернизация оборудования

17.Применяется для уплотнения соединений водопровода, холодильника, водяных насосов и др.

а) в ойлок

б) б резент

в) фетр

г) фибра

д) резина

    Ремонт производится в случае неожиданного выхода из строя машины или механизма и связанной с этим остановки производства

а) плановый

б) аварийный

в) текущий

г) внеплановый

д) предупредительный

19.Подшипники качения, зубчатые колеса и шкивы снимаются при помощи

а) зубила

б) молотка

в) съемников

г) керосина

д) ключей

20.При ремонте тяжелых и больших объектов применяются

а) молотки

б) съемники

в) грузоподъемные средства

г) ключи

д) вспомогательные материалы

21. Важнейшие детали всякой электрической машины

а) подшипники

б) болты

в) электропривод

г) розетка

д) вспомогательные материалы

22. Два последовательно соединенных между собой проводника, расположенных под соседними разноименными полюсами

а) катушка

б) катушечная группа

в) обмотка

г) виток

д) электропривод

23. Ремонт включает очистку их теплопередающей поверхности, устранение негерметичности, регулирование распределительных устройств, тарировку предохранительных клапанов, испытание на прочность и плотность

а) котельных агрегатов

б) теплообменных аппаратов

в) насосов

г) арматуры

д) трубопроводов

24. производится один раз

а) 3-4 месяца

б) 2-3 месяца

в) 3-5 месяца

г) 3-5 месяца

д) 1-3 месяца

25. В объем технического обслуживания вентиляционного оборудования входят

а) мелкий ремонт

б) осмотры оборудования

в) подтяжка креплений

г) ремонт фиксаторов

д) все ответы верны

Вариант 2

1.Предназначен для разметки углов, проверки прямоугольности элементов столярных изделий и состоит из основания, в которое под прямым углом вмонтирована линейка

а) складной метр

б) метр

в) рулетка

г) линейка

д) угольник

2. Восстановление работоспособности, точности, мощности, скорости и других параметров машины, определяющих ее служебное назначение.

а) ремонт

б) демонтаж

в) разбор

г) сборка

д) осмотр

3.Инструмент применяют для проверки горизонтального или вертикального расположения поверхностей строительных элементов и конструкций

а) чертежный угольник

б) метр

в) уровень

г) кронцируль

д) циркуль

4.Инструмент предназначен для разметки и измерения углов 45° и 135

а) складной метр

б) метр

в) рулетка

г) линейка

д) ерунок

5.Инструмент применяют для вырубания профильных канавок: полукруглых, двугранных

а) зубило

б) канавочник

в) ножовка

г) молоток

д) крейцмейсель

6.При........... ударе замах молотком осуществляют только за счет изгиба кисти правой руки

а) локтевом

б) плечевом

в) правом

г) кистевом

д) левом

7.Процесс образования отверстий в сплошном материале режущим инструментом - спиральным или перовым сверлом

а) резание

б) рубка

в) сверление

г) отбивание

д) зенкерование

8.Приспособления для станочного сверления:
а) переходные втулки

б) быстросменные машинные тиски

в) трёхкулачковый патрон

г) рычажно-кулачковый зажим

д) все ответы верны

9. Рукоятка молотка, на который насаживается ударник

а) не расклинивается

б) расклинивается металлическим клином, на котором делают насечки

в) расклинивается деревянным клином, смазанным столярным клеем

г) зависит из какой древесины сделана рукоятка

д) правильный ответ б и в

10.Один из видов вспомогательных , используемый для фиксации каких-либо деталей в момент обработки либо для плотного прижатия их друг к другу

а) прижимы

б) зажимы

в) тиски

г) кляммер

д) струбцины

11.Чугун, в котором весь углерод находится в связанном состоянии в виде цементита Fe 3 C

а) серый

б) белый

в) половинчатый

г) высокопрочный чугун

д) ковкий чугун

12.Для изготовления малоответственных ненагруженных деталей машин применяют

а) перлитные чугуны

б) ферритные и ферритно-перлитные чугуны

в) модифицированные чугуны

г) вермикулярным графитом

д) магниевый чугун

13.Стали содержащие 0,9… 1,3% углерода

а) легированные

б) конструкционные

в) углеродистые

г) нержавеющие

д) быстрорежущие

14.Применяется для изготовления прокладок в соединениях водяных трубопроводов и воздухопроводах низкого давления

а) резина

б) кожа

в) картон и бумага

г) прессшпан

д) паронит

15. Комплекс организационно-технических мероприятий предупредительного характера, проводимых в плановом порядке для обеспечения работоспособности парка машин в течение всего предусмотренного срока службы.

а) плановое техническое обслуживание

б) система планово-предупредительного ремонта

в) система периодических ремонтов

г) система послеосмотровых ремонтов

д) система стандартных ремонтов

16. Операция разборки машины или оборудования на сборочные единицы, узлы и детали

а) ремонт

б) демонтаж

в) разбор

г) сборка

д) осмотр

17. Несколько витков, уложенных в два паза и соединенных последовательно. Части катушки, лежащие в пазах, называются пазовыми или активными, вне пазов - лобовыми.

а) катушка

б) катушечная группа

в) обмотка

г) виток

д) электропривод

18. В состав ремонтно механических мастерских большинства типов пищевых предприятий входят следующие отделения:

а) станочное

б) слесарное

в) кузнечно-сварочное

г) электроремонтное

д) все ответы верны

19. В цехе проводятся испытания и ремонт всех типов электрооборудования.

а) малярный цех

б) цех ремонта моторов

в) механический цех

г) электротехнический цех

д) технический цех

20. В проекте производства монтажных работ разрабатывают:

а) календарные планы

б) план площади монтажа

в) планы и разрезы цехов

г) установочные чертежи

д)все ответы верны

21. Подготовительный период монтажа включает:

а) приемку оборудования и хранения

б) разметочные работы

в) распаковка оборудования

г) сборка оборудования с расконсервацией

д) все ответы верны

22. Оборудование грузоподъемностью до 3-х т поднимается и перевозится:

а) кранами

б) погрузчиками

в) тракторами.

г) автобусами

д) правильный ответ а и б

23. Оборудование грузоподъемностью свыше 6 т поднимается и

перевозится:

а) погрузчиками

б) кранами

в) кранами-тележками

г) автопогрузчиками

д) транспортерами

24. Перемещение машины внутри цеха производится:

а) тележкой

б) лебедкой

в) на катках

г) электропогрузчиком

д) все ответы верны

25. Проверка размеров фундамента производится в зависимости:

а) от веса фундамента

б) от веса машины

в) от коэффициента нагрузки на фундамент

г) от размеров машин

д) правильный ответ б,в,г

Вариант 3

1.Инструмент применяют для перенесения размеров заготовки и для очерчения круглых разметок

а) кронцируль

б) штангенциркуль

в) делитель окружности

г) нутромер

д) циркуль

2.Способность материала сопротивляться деформации или разрушению под действием внешних сил.

а) износостойкость

б) твердость

в) пластичность

г) прочностью

д) упругость

3.Применяют для нанесения линий, параллельных сторонам заготовок

а) делитель окружности

б) угольник

в) уровень

г) кронцируль

д) рейсмус

4. Этот вид ремонта предназначен для поддержания оборудования в работоспособном состоянии и проводится путем замены или ремонта отдельных деталей (кроме корпусных и базисных) при минимальном объеме разборочно-сборочных работ

а) текущий ремонт

в) средний ремонт

г) капитальный ремонт

д) техническое обслуживание

5.Слесарная операция, при которой с помощью режущего (зубила, крейцмейселя и др.) и ударного (слесарного молотка) инструмента с поверхности заготовки (детали) удаляются лишние слои металла, пробиваются отверстия или заготовка разрубается на части

а) резание

б) рубка

в) сверление

г) отбивание

д) измерение

6. Применяется для повышения износостойкости, твердости, коррозионной стойкости и жаропрочности деталей

а) сульфидирование

б) цианирование

в) анодирование

г) фосфатирование

д) азотирование

7.Слесарная операция обработки входной или выходной части отверстия специальным инструментом

а) резание

б) рубка

в) сверление

г) отбивание

д) зенкерование

8.Какие инструменты относятся к слесарным?

а) молотки, зубила

в) съемники, шаберы

г) напильники, ножовки

д) все ответы верны

9. или для фиксирования детали при различных видах обработки (пиление, сверление, строгание и т. д.).

а) прижимы

б) зажимы

в) тиски

г) хомут

д) съемник

10. Эта обработка применяется для устранения задиров, рисок, наработки и других дефектов поверхности, а также для получения необходимой чистоты поверхности.

а) механическое упрочнение

б) термическая обработка

в) слесарно-механическая обработка

г) химико-термическая обработка

д) гальваническая обработка

11.Классификация чугуна по типу структуры металлической основы

а) шаровидный, хлопьевидный

б) ферритто-перлитный

в) свободный или связанный

г) нелегированные и легированные

д) пластинчатый, вермикулярный

12.Получающийся из белого путем отжига, при котором углерод переходит в свободное состояние в виде хлопьевидного графита.

а) серый

б) белый

в) половинчатый

г) высокопрочный чугун

д) ковкий чугун

13.Сплав меди с цинком, обозначается буквой Л и двузначным числом, показывающим процентное содержание меди в сплаве.

а) свинец

б) бронза

в) латунь

г) алюминиевые сплавы

д) олово

14.Из этих сталей изготавливают инструменты для механизированных методов слесарной обработки

а) легированные

б) конструкционные

в) углеродистые

г) нержавеющие

д) быстрорежущие

15.Мягкий, плотный картон серого или желтого цвета, пропитанный изолирующими веществами

а) резина

б) кожа

в) картон и бумага

г) прессшпан

д) паронит

16.Высококачественный, дорогостоящий тонкошерстный войлок; используется для уплотнений в виде сальников и прокладок в ответственных узлах и соединениях там, где нет повышенных температур и давлений

а) в ойлок

б) б резент

в) фетр

г) фибра

д) кожа

17. В этом отделении производят: механическую обработку валов при их восстановлении, а также изготовление новых валов, их балансировку; расточку цилиндров, вкладышей и корпусов подшипников, муфт; нарезку резьбы; сверление, зенкерование и развертывания отверстий; строгание шпонок, фрезерование шпоночных канавок; нарезку зубьев зубчатых колес и др

а) станочное

б) слесарное

в) кузнечно-сварочное

г) электроремонтное

18. Что относится к дополнительной разметке машины:

а) ее оси

б) отверстия для болтов крепления

в)технологические трубопроводы

г) ответы б,в

д) нет правильного ответа

19.Оборудование небольшого веса с невысокой скоростью рабочего

органа устраивается на:

а) пяточки

б) ножки

в) регулируемые ножки

г) анкерные болты

д) правильного ответа нет

20. Параллельность валов можно проверять:

а) при помощи скоб;

б) струны;

в) щупа;

г) лекальной линейки

д) правильный ответ а,в

21. Технологические трубопроводы после монтажа:

а) промывают

б) продувают

в) испытывают на герметичность

г) испытывают на прочность

д) правильный ответ а,б,в

22. Опробование насоса после монтажа будет производиться:

а) на холостом ходу

б) под нагрузкой

в) вручную

г) автоматический

д) на ходу

23. При ревизии оборудования перед пуском производится:

а) смазка трущихся поверхностей

б) смазка подшипников

в) заливка редукторов

г) смазка поверхностей

д) правильный ответ а,б,в

24. При ремонте жидкостного сепаратора выходят из строя:

а) фрикционные накладки

б) пружины

в) подшипники

г) тарелки

д) все ответы верны

25. Основным причинам ремонта теплообменных трубчатых аппаратов является:

а) нарушение герметичности развальцовки труб

б) нарушение теплоизоляции

в) выходят из строя трубки.

г) нарушение герметичности труб

д) правильный ответ а,в

Вариант 4

1.Предназначен для определения центра у цилиндрического предмета. К угольнику при

креплена линейка. В верхней части он скреплен планкой

а) чертежный угольник

б) столярный угольник

в) угольникцентроискатель

г) линейка

д) угольник

2. Операция соединения деталей в сборочные единицы и узлы таким образом, чтобы после сборки они составили машину, годную к эксплуатации и отвечающую ее служебному назначению

а) ремонт

б) демонтаж

в) разбор

г) сборка

д) осмотр

3. Требует полной разборки и ремонта всех базовых деталей, замены изношенных деталей и узлов, восстановление части деталей, проверки их на точность.

а) текущий ремонт

б) планово-предупредительный ремонт

в) средний ремонт

г) капитальный ремонт

д) техническое обслуживание

4.Простейший режущий инструмент, в котором форма клина выражена особенно четко

а) крейцмейсель

б) канавочник

в) молоток

г) ножовка

д) зубило

5.Масса молотка для студента 16...17 лет должна быть

а) 600 г

б) 900г

в)400г

г) 500 г

д) 600 -800 г

6. При капитальном ремонте фасовочно-укупорочной машины ремонтируют:

а) карусель розлива

б) карусель укупорки

в) загрузочные звездочки.

г) ориентатор;

д) все ответы верны

7.К универсальным мерительным инструментам относятся –

а) молотки, зубила

б) постоянные и раздвижные ключи

в) линейки, штангенциркули

г) напильники, ножовки

д) съемники, шаберы

8.Все машины и детали в процессе эксплуатации в результате износа или других неисправностей становятся непригодными.

а) дефекты

б) износ

в) дефектация

г) ремонт

д) поломка

9.Сплав железа с углеродом и другими элементами, содержащими более 2,14 % С.

а) медь

б) алюминий

в) металл

г) чугун

д) сталь

10.Классификация чугуна по химическому составу

а) шаровидный, хлопьевидный

б) ферритто-перлитный

в) свободный или связанный

г) нелегированные и легированные

д) пластинчатый, вермикулярный

11.Чугун в котором графит имеет шаровидную форму

а) серый

б) белый

в) половинчатый

г) высокопрочный чугун

д) ковкий чугун

12.Сплав меди с оловом, алюминием, марганцем, кремнием и другими элементами.

а) свинец

б) бронза

в) латунь

г) алюминиевые сплавы

д) олово

13.Материал, изготовляемый из асбеста, каучука и минеральных наполнителей.

а) резина

б) кожа

в) картон и бумага

г) прессшпан

д) паронит

14. Образовании на поверхности деталей тончайших слоев окиси с последующим отшелушиванием этих слоев

а) нормальный износ

б) химический износ

в) физический износ

г) тепловой износ

д) механический износ

15. Здесь выполняют столярные, плотницкие, бондарные, жестяницкие, малярные и другие работы

а) станочное

б) слесарное

в) кузнечно-сварочное

г) электроремонтное

д)ремонтно-строительное отделение

16. Какие неисправности встречаются в трубопроводах:

а) нарушение герметичности

б) поломка муфт

в) поломка фланцев

г) износ прокладок

д) все ответы верны

17. Детали, требующие ремонта, отмечаются:

а) краской

б) биркой

в) оформлением дефективной ведомости

г) красной краской

д) правильный ответ а,б,в

18. Каков испытательный срок работы машины после текущего ремонта:

а) 8 часов

б) 16 часов

в)10 часов

г) 2 часа

д) 12 часов

19. Перед разборкой оборудования:

а) изучают особенности конструкции

б) намечают порядок ее разработки

в)производят снятие сборочных единиц

г) производят разработку деталей и ее дефектацию

д) все ответы верны

20. Кто входит в отдел главного механика

а) главный механик

б) конструкторский отдел

в) бригада монтажников

г) ремонтно-механические мастерские

д) все ответы верны

21. Каково время обработки оборудования

а) 30 мин

б) 2 часа

в) 8 часов

г) 6 часов

д) 60 минут

22. Комплекс работ, выполняемых в период подготовки и проведения индивидуальных испытаний и в период комплексного опробования оборудования

а) наладочные работы

б) ремонтные работы

в) монтажные работы

г) пусконаладочные работы

д) наладочные работы

23. Работы по перемещению оборудования, узлов, секций, блоков, деталей, а также работы по установке такелажных средств

а) строительные работы

б) такелажные работы

в) монтажные работы

г) пусконаладочные работы

д) наладочные работы

24. Комплект документов, которые необходимы при сооружении и сдаче в эксплуатацию данного объекта.

а) исполнительная документация

б) техническая документация

в) документация сдачи работ

г) дефектная документация

д) накладная документация

25. Запорный орган, устанавливаемый на трубопроводах малого диаметра. Изготавливают краны из чугуна, бронзы, пластмасс

а) краны

б) задвижки

в) вентили

г) регулирующей арматурой

д) предохранительная арматура

Ответы

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Ввариант 4


Шиномонтажные и шиноремонтные работы включают , текущий ремонт дисков колес и балансировку колес в сборе, а также ремонт камер. Ремонт покрышек, как правило, производится на специализированных шиноремонтных заводах или в мастерских.

Для вывешивания при снятии колес с шинами грузовых автомобилей применяют гидравлические подъемники, а для отвертывания гаек крепления - электромеханические или пневматические гайковерты. Колеса снимают со ступиц и транспортируют к месту демонтажа при помощи тележек или электротельферов.

Для наружной очистки шин от грязи перед разборкой применяют скребки, щетки и смоченную водой ветошь. Демонтируют шины на стендах, описанных ранее.

Рис. Ручной борторасширитель модели 6108:
1 и 4 - штуцеры; 2 - трехходовой кран; 3 - воздушный шланг; 5 - поршень; 6 - корпус цилиндра; 7 - шток; 8 - неподвижная пластина; 9 - подвижная пластина

Разобранные шины дефектуют. Покрышки осматривают с применением ручных пневматических борторасширителей или спредеров. Для определения мест повреждений (проколов) камер их подкачивают воздухом, погружают в ванну с водой н следят за выходом пузырьков воздуха, показывающих место прокола. Ободья колес очищают от коррозии, спекшейся резины и грязи на стенде. Обод очищается вращающимся с большой скоростью (2000 об/мин) барабаном с кардолентой, при этом сам обод также вращается, но с меньшей скоростью (14 об/мин), что обеспечивает большую относительную скорость в месте касания и быструю очистку обода. После очистки ободья окрашивают.

Рис. Схема стенда для очистки ободьев колес

Монтируют на стендах, после чего их накачивают воздухом до нормального давления и устанавливают на ступицы колес с применением указанных выше подъемников и гайковертов.

Во избежание несчастных случаев при накачивании шин (вследствие соскакивания запорного кольца), смонтированных на плоский обод, применяют различные предохранительные приспособления в виде скоб, вставляемых в отверстия в диске колеса, металлических клеток или «пауков».

Рис. Предохранительное приспособление для накачки шин

Ремонт камер

Подлежащие ремонту участки камер зашероховываюг на карборундовом круге и очищают от пыли. Небольшие повреждения (размером до 30 мм) ремонтируют наложением заплат из невулканизированной резины, а большие - заплатами из вулканизированной резины. Заплату из невулканизированной камерной резины промазывают один раз клеем концентрации 1:8, накладывают на подготовленное к ремонту место повреждения и прикатывают роликом от середины к краям. Заплату из вулканизированной резины шерохуют по краю на ширину 40 - 45 мм, промазывают клеем концентрации 1:8, просушивают и обкладывают со стороны промазанной клеем плоской сырой камерной резиной шириной 8-10 мм. Подготовленную таким образом заплату наклеивают на камеру и прикатывают роликом.

Рис. Электровулканизационный аппарат модели 6131:
1 - нажимной винт; 2 - фиксатор; 3 — кронштейн; 4 - нагревательный элемент; 8 - корпус; 6 - шасси электроприбора; 7 -сигнальная лампа

Камеры вулканизируют при помощи паровых или электронагревательных аппаратов. Нагревательный элемент электроплиты состоит из керамической плитки и нихромовой спирали. Для поддержания постоянной температуры вулканизации (143°С) на поверхности плиты служит биметаллический терморегулятор, контакты которого включены в цепь обмотки промежуточного реле, размыкающего и замыкающего силовую цепь.

Ремонтируемую камеру накладывают заплатой на рабочую плиту и при помощи нажимного винта и прижимной плитки плотно прижимают, создавая давление в 4-5 кГ/см2. Продолжительность вулканизации - 15-20 мин.

При ремонте камер возможны замена и ремонт вентиля, изготовление и замена фланца под вентиль.

Отремонтированную камеру проверяют на герметичность. Проколы у бескамерных шин ремонтируют двумя способами. При малых проколах (не больше 2 мм) отверстие заполняют специальной пастой при помощи шприца, прилагаемого к комплекту шин. Перед шприцеванием давление воздуха в шппе снижают до 0,5 кГ/см2, а через 10-15 мин после введения пасты доводят давление до нормы.

Проколы диаметром 5 - 6 мм ремонтируют при помощи резиновых пробок, которые вводят в шину, не снимая ее с колеса, или при помощи грибков в снятом состоянии.

Рис. Планировка шиномонтажного цеха:
1 - подъемник для вывешивания автомобилей при снятии и установке колес; 2 - электрогайковерт; 3 - тележка для транспортирования колес; 4 - установка для мойки колес; 5 - стеллаж; 6 - стенд для монтажа и демонтажа шин; 7 - ванна для испытания камер; 8 - вешалка для камер; 9 - борторасширитель; 10 - переносная лампа; 11 - стол для подготовки шин к монтажу; 12 - слесарный верстак; 13 - ларь для обтирочного материала; 14 - пылесос; 15 - установка для накачивания шин; 16 - стенд для очистки и окраски дисков; 17 - стеллаж для дисков; 18 — стеллаж для колес: 14 - стеллаж для покрышек

На рисунке представлена планировка шиномонтажного цеха с постом для снятия и установки колес.

Правилами техники безопасности при шиномонтажных работах запрещается монтировать шины на обод колеса, имеющий вмятины или заусеницы или покрытой ржавчиной. Не допускается выбивание диска колеса кувалдой; исправление положения шины на диске колеса постукиванием молотком разрешается только после прекращения поступления в нее воздуха. Подкачивание шины, снятой с автомобиля, разрешается только с применением ограждающих приспособлений.

Паровые плиты для вулканизации камер должны быть укомплектованы исправными манометрами, которые следует проверять не реже одного раза в год и пломбировать. Запрещается работать на аппарате с неисправным манометром.

Относительно недавно, всего 150 лет тому назад, в мире появилась первая автошина - упругая резиновая оболочка для колесного обода. Это изделие должно было обеспечить комфортабельную езду и безопасность скоростного движения. Лопанье шины или прокол к ней приводят к серьезным авариям. Сегодня в мире ездят сотни тысяч автомобилей о четырех колесах, и каждое из них необходимо вовремя заменить или отремонтировать. И здесь не обойтись без обладателя специальности СПО - мастера шиномонтажной мастерской.

Это технически образованный человек, обладающий навыками работы на современных шиномонтажных агрегатах. Профессия предполагает умение производить ремонт покрышек и внутренних камер для грузовиков, легковых автомобилей, мотоциклов и прочего транспорта. В шиномонтажных мастерских мастер способен:

  • удалить порезы на боковинах;
  • отремонтировать корд;
  • устранить «грыжи»;
  • восстановить целостность дисков.

Поскольку специальность шиномонтажника ориентирована на налаживание, сборку, полноценную эксплуатацию, ремонт и техобслуживание движущихся аппаратов, то для полноценного выполнения указанных работ мастеру не обойтись без умения образно мыслить. Помимо выносливости в обычной шиномонтажной мастерской не обойтись без желания выполнять грязную ручную работу.

Чему учат шиномонтажников

В недалеком прошлом обучением мастеров шиномонтажных мастерских занимались ПТУ. Сегодня профессия стала востребованной и престижной, а уровень автомобилестроения вырос настолько, что требует качественных знаний. Посему образовательную эстафету перехвалили колледжи. Во время учебы молодые люди узнают:

  • процесс обслуживания оборудования на шиномонтаже;
  • подготовку устройства к приему автомобилей;
  • процесс выполнения техобслуживания и регулировочных работ;
  • как заниматься дефектоскопией;
  • процесс монтажа/демонтажа колес;
  • как осуществляется балансировка;
  • способы контроля качества, выполненного шиномонтажа;
  • как проводить ремонт колес после выявления в них повреждений;
  • проведение механической обработки составляющих колес на имеющемся оборудовании;
  • как осуществляется процесс вулканизация и многое другое.

После приобретения этих знаний у выпускников вряд ли возникнут вопросы, кем им можно работать. Тем более что хороших мастеров, обладающих фундаментальными знаниями в шиномонтажных мастерских не так уж и много.

Прежде чем мастера шиномонтажных мастерских отправятся в «самостоятельное плавание», они должны получить базовые знания по математике, хорошо понимать физические и химические процессы. А учиться этому нужно там, где работают опытные преподаватели, в недалеком прошлом сами занимавшиеся манипуляциями с колесами. Только они смогут четко и последовательно рассказать, как провести спецификацию, снять размеры и определить конструкцию обрабатываемого изделия.

Смежные специальности мастера-шиномонтажника

«Готовым» мастерам шиномонтажных мастерских в трудовой книжке присваивается номер 240123.07. Но это не означает, что профессионалу можно на этом остановиться. Необходимо совершенствование умений и приобретение новых знаний, позволяющих в случае необходимости подменить своих коллег. Ведь под одной крышей трудятся сразу несколько человек, выполняющих различные операции по исправлению дефектов «автомобильных конечностей».

Аппаратчик вулканизации

Найти настоящего аппаратчика вулканизации - специалиста, контролирующего техпроцесс термопластификации, приготовления каучуковых и резиновых составов, компоновку покрышек и действие измерительных устройств, непросто, поскольку этой профессии мало где обучают. Он занят подключением оборудования и выводом его на оговоренную мощность, наблюдением за исправностью вверенных механизмов, устранением выявленных нарушений и мелких неисправностей функционирования приборов.

Балансировщик шин

Балансировщик шин проверяет точность сборки колес на специальном оборудовании, проводит центрирование, выверяет баланс, очищает зоны дисбаланса, промывает бензином и устраняет неуравновешенный вес резиновым клеем.

Всавщик камер

Вставщики камер заняты наполнением поданных на восстановление покрышек с помощью сложных станков и специфических приспособлений. Специалисты этого профиля вставляют варочные камеры, разводят борта покрышек нагнетаемым воздухом, промазывают внутренние части изделий различными композитами или опудривают стенки покрышек. На финальной стадии поддувают камеры до необходимого размера.

Вулканизаторщик

В отличие от некоторых прочих специалистов, работающих в шиномонтажной мастерской, мастер, занятый «заделыванием» проколов и порезов в шинах, способен достичь определенных успехов в продвижении по карьерной лестнице. Вулканизаторщики имеют градацию - от 2 до 6 разряда, соответственно, уровень знаний и умений у таких специалистов разнится. Но в начале трудовой деятельности все они постигают азы подготовки резиновых изделий к началу вулканизации: надевают викели на дорны, укладывают заготовки на противни, загружают вулканизационные агрегаты. По завершении работ выполняют отдельные манипуляции по подготовке к следующему этапу обработки камер или покрышек.

Монтировщик шин

Монтировщик шин использует в своей деятельности наборы специализированных инструментов и сложные приспособления. Эти устройства позволяют облегчить одевание шин на бандажи, исправить дефектные места, накачать камеры воздухом, проверить давление, определить годность колес в сборе и определить нуждаются ли они в ремонте и каков их предельный срок эксплуатации.

Нормализаторщик

Специалист нормализаторщик трудится над доводом веса резиносодержащих изделий до оговоренной нормы, применяя искусственное набухание в термостатах согласно технологическому режиму, выполняя в процессе работы, иные предусмотренные регламентом процедуры.

Обработчик материалов латексом

В своей деятельности обработчик материалов латексом применяет особые пульверизаторы, действующие на сжатом воздухе. Местом работы этого сотрудника служат специализированные камеры, куда на транспортере подаются обрабатываемые детали.