Риски есть всегда. Генерал фсб клопов опять покрывает мафию губернатора гордеева Уфсб по республике мордовия возглавил сергей кириллов

В политическом и деловом истеблишменте Воронежа, со скоростью пожара распространяется молва о том, что начальник УФСБ Александр Клопов покидает свой пост и Воронежскую область. В кулуарах распространяется популярная версия - аппаратная победа чиновников правительства региона.

Впрочем, более правдивой выглядит другая версия - чисто юридически уход силовика может быть связан с тем, что начальник УФСБ достиг предельного возраста: в этом году Александру Клопову исполняется 60 лет. Вспомним, что предыдущий руководитель Воронежского УФСБ 57-летний Александр Андреев уходил в запас, как сообщали тогда СМИ, именно из-за возраста.

По инсайдерской информации, Александр Клопов давно присматривается в посту ректора одного из ведомственных институтов ФСБ в Москве. Так что есть основания говорить, что коллизия вокруг его отставки - не столько чья-то победа, сколько событие личной биографии начальника УФСБ.

Тем не менее напомним, что непростые отношения между чиновниками площади Ленина и главой УФСБ по Воронежской области сложились практически сразу, как только Клопов начал работать в Воронеже.

В пресс-службе УФСБ по Воронежской области циркулирующую среди представителей воронежской элиты информацию официально никак не комментируют.

Роль региональной спецслужбы в политике прокомментировал политолог Владимир Слатинов:

Я бы сказал, что эта структура сейчас потеряла политический вес. Больше УФСБ занимается сегодня тем, что наблюдает за местными процессами и докладывает обстановку наверх, чем влияет на политических игроков. Думаю, на смену нынешнему начальнику УФСБ придёт такой же человек, который будет заниматься тем же самым.

Если Александр Клопов уйдет, то в регионе исчезнет единственный противовес коллективному чиновничеству, - заявил воронежский политический аналитик, пожелавший остаться неназванным. - Пожалуй, это был единственный начальник воронежского ФСБ, с окружением которого не связан ни один коррупционный скандал. До сих пор только к Клопову могли апеллировать представители деловых кругов Воронежа в надежде на адекватную реакцию и справедливое рассмотрение их проблем.

Виктор Ганик
Новости на Блoкнoт-Воронеж

У дорожного вора Трубникова нашли мешки и ящики налички, Глава автодорожного управления Воронежской области Александр Трубников был задержан сотрудниками Департамента экономической безопасности МВД России в среду, 29 июня, сообщает РУСПРЕС

Взятка, полученная чиновником, сделавшим за несколько лет головокружительную карьеру от сводного брата водителя воронежского губернатора до главного «дорожника» области, была вручена под запись на скрытую камеру.

Помимо 1,25 млн. рублей, полученных Трубниковым в качестве взятки от ОАО «Воронежавтодор» под контролем оперативников, ему предстоит объяснить происхождение еще 140 млн. рублей, найденных в домах его родственников в Липецкой области. Десятки килограммов денег были упакованы по-сельски бесхитростно: в картонных мешках и коробках.

При этом сто миллионов рублей были изъяты у сына Александра Трубникова, 30-летнего Романа Трубникова, руководителя технадзора ГИБДД Воронежа, уволенного на следующий день после задержания Трубникова-старшего и отправки его в Москву. Тогда же оперативники произвели выемку в банковских ячейках, которыми пользовались задержанные. В результате в их руки попали компрометирующие сотрудников прокуратуры и федеральных структур документы. Скорее всего, речь идет о счетах, проливающих свет на структуру теневой схемы.

О том же, насколько широко эта схема охватывала местных силовиков и чиновников, косвенно говорит тот факт, что назначению Трубникова-младшего в ГИБДД в свое время всячески противилось руководство этой службы. Но было вынуждено уступить энергичному давлению со стороны начальника ГУ МВД России по Воронежской области Александра Сысоева.

Эта история может стать началом серии громких разоблачений. Как, впрочем, с такой же вероятностью может ничем не закончится. Для первого в Воронежской области много предпосылок. Для второго — огромный опыт и административный ресурс.

Александр Трубников, пойманный в момент получения взятки

Характерно, что местные дорожники давно жаловались на действия Трубникова и его неуемные аппетиты. Но контрольное управление областного правительства неизменно не выявляло недостатков в его работе. Да и начальник местного УФСБ их упорно не замечал. В итоге операция по задержанию мздоимца проводилась по инициативе и под контролем московских сотрудников. И тому были веские причины.

Копнули, а там…

Рейдерский захват предприятий, регулирование рынка силами оперативников ФСБ и бойцов ОМОНа, заведомая порча строящихся объектов федерального и местного значения с ведома высшего руководства региона. Возможно ли сегодня такое? Похоже, что да, возможно.

Когда 14 февраля 2013 года в департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области раздался телефонный звонок и неизвестный сообщил о том, что на 532-м километре федеральной трассы М-4 «Дон» на землях сельхозназначения ведется добыча песка, никто из специалистов не мог предположить как далеко заведет это рутинное, на первый взгляд, дело.

Ведущий специалист департамента в сопровождении сотрудников полиции прибывший на указанное место, своими глазами убедился в том, что там действительно велась добыча песка. Незаконная и довольно таки масштабная — площадь карьера, расположившегося в полукилометре от дороги, составляла около двух гектаров. Акт о незаконном пользовании недрами составлялся по всем правилам — в присутствии понятых, полицейских, представителей прокуратуры и областного департамента природных ресурсов. При этом были изъяты пробы грунта, накладные, журналы учета самосвалов, вывозивших песок и другие улики. Впрочем, водители тяжелых машин сразу признались в том, что вывозили песок на базу ООО «Трансстроймеханизация» и песок этот предназначался для… строительства федеральной трассы М-4 «Дон». Возможно, что именно это обстоятельство (масштабный федеральный проект находится на особом контроле у областных властей) и послужило причиной того, что история получила неожиданное продолжение. Да к тому же строили «расхитители государственной собственности» участок магистрали, обходящий непосредственно город Воронеж, то есть были буквально на самом виду. Что же получилось в итоге? А получилось то, что совершенно неожиданно для сотрудников департамента в их работу вмешались областные власти. И сделали все, чтобы результаты проведенной проверки спустились «на тормозах». Но дело вовсе не в степени приближенности руководства «Трансстроймеханизации» к губернатору области Алексею Гордееву, хотя и «замяли» дело с его подачи.

"Генерал песчаных карьеров"

Первое же письменное объяснение произошедшего руководством «Трансстроймеханизации» показало, что для отсыпки верхних слоев основания дорожного полотна и конусов мостов проект автомагистрали требовал чистого крупнозернистого песка. Требованиям проектировщиков отвечал песок, намываемый компанией «Аквастрой» в реке Дон, в районе населенного пункта Кривоборье. Компании заключили соответствующий договор и поставки песка начались летом 2011 года, сразу же после начала строительства дороги. В начале следующего года «Аквастрой» сменил собственника и название. Новую компанию «Аспект» возглавил некий Иван Алексеевич Аникин. Поначалу, после подписания новых договоров, работа шла прежним порядком. Пока в сентябре 2012 года, руководителям «Трансстроймеханизации» и воронежского филиала госкомпании «Автомобильные дороги» не предложили встретиться с г-ном Аникиным для рассмотрения новых условий. Условия эти банально сводились к резкому росту расценок на песок, что никак не устраивало ни дорожников, ни других контрагентов «Аспекта».

Примечательно, что организатором встречи выступил не кто-нибудь, а сам руководитель Управления ФСБ по Воронежской области генерал-майор Клопов. Еще более примечательно то, что после категорического отказа от «новых условий» машинам «Трансстроймеханизации» буквально не давали прохода, подвергая постоянным проверкам на дорогах: путевой лист, досмотр груза, документы на автомобиль и т.д. И делалось это, опять же, силами сотрудников ФСБ. Дальше больше, чекисты при поддержке ОМОНа начали регулярные «налеты» на офисы строительных компаний. При этом руководству более чем прозрачно намекали с кем именно нужно сотрудничать, чтобы проверки прекратились. В итоге все «непокорные» согласились на новые условия от «Аспекта», но расценки были настолько дикими и не укладывающимися в смету, что пришлось досыпать «контрафактный» песок.

Как только эти подробности начали всплывать, губернатор области Алексей Гордеев сделал все, чтобы замять дело и не дать ему дальнейшего хода. И это при том, что речь идет о нарушении, пусть и вынужденном, технологии строительства федеральной трассы М-4. Амбициозный проект, современная скоростная магистраль с платными участками, один из важнейших элементов имиджа страны, соединяющий ее столицу со столицей грядущей зимней Олимпиады, городом Сочи. К слову сказать, донской песок используется и при производстве высококачественных марочных бетонов. Правда теперь, после истории с «Трансстроймеханизацией», эпитеты «высококачественный» и «марочный» под большим сомнением. Если строителей также как и дорожников вынуждают использовать непроверенные ингредиенты, никто не даст 100%-ную гарантию на прочность новой жилой «высотки» или дворца спорта. Причем некачественный песок в раствор попадает при непосредственном участии сотрудников ФСБ, что уж совсем не красит имидж власти и государства. Так почему Гордеев не стал разбираться и наказывать, а просто положил дело «под сукно», оставив все как есть?

Губернатор "под прикрытием"

Скорее всего, решающую роль сыграло активное, с привлечением живой силы и техники, участие генерал-майора Клопова в «регулировании рынка» песка. И дело вовсе не в почтении губернатора к силовикам. Можно сказать, что Александр Клопов в некотором роде является креатурой Алексея Гордеева. Когда экс-министр сельского хозяйства возглавил Воронежскую область, руководитель местного УФСБ Андреев, тесно связанный с предшественником Гордеева, был исключительно неудобной для наведения «нового порядка» фигурой. И назначение на его место начальника УФСБ республики Мордовия Александра Клопова пришлось весьма кстати. Областные власти на радостях даже особняк в элитном поселке выделили.

С первых же дней своего губернаторства Гордеев начал «крестовый поход» против коррупции. Правда в дальнейшем оказалось, что коррупционерами неизменно оказываются неудобные для губернаторской команды чиновники и бизнесмены, в то время как приближенные к Гордееву люди переходят в разряд неприкасаемых даже тогда, когда попадаются на откровенном взяточничестве и казнокрадстве. Иными словами, Гордеев и Клопов наладили взаимовыгодное сотрудничество. Похоже, что в истории с песком, губернатор честно выполнил некие обязательства и прикрыл спину генерал-майору.

"Блюдечко с голубой каемочкой"

Как уже упоминалось, до своего назначения в Воронежскую область, Александр Клопов возглавлял УФСБ республики Мордовия. А еще ранее командовал чекистами в Тольятти. В 90-е годы прошлого века этот город прославился криминальными войнами и колоссальными денежными потоками, из-за которых эти войны велись. В итоге, как известно, стрельба прекратилась, в самарской области воцарился порядок под эгидой тогдашнего губернатора Титова. Но передел и отчуждение собственности не прекратились, просто теперь как-то стали обходиться без стрельбы. Административный ресурс плюс услуги профессиональных рейдеров — эта нехитрая формула оказалась гораздо эффективнее бритых братков на тонированных «Ладах».

Иван Аникин, новый директор воронежской компании «Аспект» (бывший «Аквастрой») — для местных бизнесменов «темная лошадка». И это не удивительно — в Воронежскую область Иван Алексеевич перебрался из области Самарской. Где его очень хорошо знают, как доверенное лицо экс-губернатора Титова, выполнявшее для него весьма деликатные поручения. Все, что входило в сферу интересов титовского клана, приносилось Аникиным «на блюдечке с голубой каемочкой».

Жители Самары хорошо помнят как обанкротился завод ЖБИ-5, которому незадолго до этого областное правительство с помпой помогло получить в кредит $2,9 млн. в рамках реализации программы «Свой дом». Банкротству поспособствовало то, что эти средства были выведены в ООО «Бессер», принадлежащее Аникину, «отмыты» и пущены на развитие банка «Солидарность», контролируемого в то время сыном губернатора. Аникин же получает ряд лакомых контрактов для своего строительного бизнеса.

Работал Аникин настолько хорошо и грамотно, что Константин Титов начал «рекомендовать» его другим воротилам, желающим прихватить чужого добра. С подачи губернатора рейдер сходится с неким г-ном Гриншпуном и помогает ему захватить контроль над рядом сельхозпредприятий. Он работает на тогдашнего руководителя Поволжского Сбербанка России Щуренкова и руководителя самарского «Россельхозбанка» Краснокутского. При его непосредственном участии г-н Гриншпун получает «безвозвратные кредиты» в этих банках — 100 млн. руб и 1 млрд. руб соответственно.

Снова вместе?

Столь бурная деятельность не могла не привлечь внимания правоохранительных органов и в только в период с 1999-го по 2005-й Аникин трижды становился объектом уголовных дел и подозревался в мошенничестве. Но словно какой-то «ангел-хранитель» неизменно переводил его из разряда подозреваемых в свидетели, разваливал дела и вообще обеспечивал надежную «крышу» в силовых структурах — в противном случае уголовные дела скорее всего возбуждались бы чаще. Но там, где прикрытия не было, дела шли не так гладко. В 2004-м Аникина исключили из саморегулируемой организации (СРО) арбитражных управляющих после очередного скандала, разгоревшегося вокруг рейдерского захвата с его участием. А в 2007-м свой пост оставил и губернатор области Титов, лишив тем самым, своего «добытчика» мощной административной поддержки. После этого финансовое благосостояние Ивана Аникина стало ухудшаться. Он был замечен в «раздербанивании» банкротящихся предприятий Башкирии, Саратовской и Ульяновской областей, но это не приносило существенных доходов. В среде самарских арбитражных управляющих он прославился прежде всего как «падальщик», умеющий растаскивать чужую собственность, но не умеющий создавать что-то свое. Неудивительно, что вскоре после отставки Титова легальный бизнес Аникина начал хромать, появились кредиты, возврат которых под большим вопросом.

Впрочем, логично предположить, что дела Аникина покатились под гору не только с отставкой Титова. В 2005-м начальник ФСБ по Тольятти Александр Клопов был переведен с повышением в Мордовию. В этой республике в услугах Аникина никто не нуждался. Но смена собственника в воронежском «Аквастрое», а также мощная поддержка обновленного предприятия силами воронежских чекистов, наводит на мысль о том, что «старого коня» вновь запустили в любимую «борозду». Не исключено, что в Самарской области именно Александр Клопов покровительствовал Ивану Аникину и оберегал от излишнего внимания со стороны силовиков. Похоже, что теперь, когда у старых приятелей снова появился «свой» губернатор в лице Алексея Гордеева, Воронежскую область ждет новая волна скандальных слияний и поглощений.

Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Выявленные тенденции развития профессиональной подготовки офицеров силовых ведомств, характерные для основных периодов существования отечественной школы. I-й период (конец XVII - начало XX вв.) - становление профессиональной школы силовых ведомств в России: подготовки кадров для ведомств в одном или нескольких учебных заведениях, межведомственный характер профессиональной подготовки; трансформация профессионального образования офицеров силовых ведомств в многоуровневую систему; II-й период (1917 - 90-е годы XX в.) - создание советской школы подготовки офицеров силовых ведомств: опережающее развитие высшего профессионального образования офицеров силовых ведомств, разработка научных и прикладных основ развития профессиональной подготовки офицеров силовых ведомств; III-й период (начало XXI века) - модернизация профессиональной школы подготовки офицеров силовых ведомств: смена образовательной парадигмы, оптимизация сети вузов силовых ведомств, переход на обучение курсантов и слушателей по ГОС и ФГОС ВПО.

Выявленные особенности функционирования профессиональной подготовки сотрудников силовых органов в России и развитых зарубежных странах, отражающие влияние многочисленных факторов национально-государственного, социально-политического, историко-географического, экономического и культурного характера, а также общие тенденции её развития: демократизация, гуманизация, интеллектуализация процесса профессиональной подготовки; стремление к соответствию стандартам общегражданского и общеуниверситетского образования; формирование творческого мышления и развитие личностных способностей специалистов силовых ведомств; повышение удельного веса информационно-технологического обеспечения профессиональной подготовки и технологий дистанционного, открытого и непрерывного образования; интеграция и кооперация дидактических систем профессиональной подготовки.

2. Разработанная с позиций проблемно-деятельностного подхода концепция развития системы высшего профессионального образования офицеров в вузах силовых ведомств (далее- Концепция), представляющая собой совокупность современных взглядов, идей, инновационных целевых установок и задач профессиональной подготовки слушателей и курсантов, обосновывающих качественные изменения в сущности, содержании и структуре непрерывно развивающейся дидактической системы профессиональной подготовки офицеров.

Сформулированная сущность профессиональной подготовки офицеров силовых ведомств, как функциональной дидактической системы, в рамках которой осуществляется целенаправленный инновационный педагогический процесс овладения слушателями и курсантами комплексом профессиональных компетенций, лежащих в основе потенциала самоорганизующегося развития офицеров силовых ведомств, условия их эффективности в непрерывно и качественно меняющейся профессиональной среде; компоненты функциональной дидактической системы, представленные и обоснованные в исследовании: подсистема-процесс целеполагания, подсистема-процесс превращения педагогической цели в педагогический результат, подсистема-процесс подготовки преподавательского состава и управленцев, подсистема-процесс инновирования профессиональной подготовки, подсистема-процесс мониторинга и управления качеством профессиональной подготовки; раскрытое содержание дидактической системы профессиональной подготовки, включающее в себя учебную, методическую и научную работу; систематизированная структура дидактической системы профессиональной подготовки, предполагающая наличие субъекта и объекта, четко поставленных целей, задач, функций, закономерностей, противоречий, принципов, методов, приемов, средств и форм их реализации, управления, видов контроля, анализа и корректирования результатов профессиональной подготовки.

3. Выявленные и обоснованные качественные уровни дидактической системы профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств, соответствующие сложившейся иерархии этих вузов в каждом конкретном ведомстве: адаптивный, трансформный и синергийный. На адаптивном уровне (в ведомственном институте, училище) - осуществляется овладение обучающимися опытом проектирования и реализации модели профессиональной деятельности. На трансформном уровне (в ведомственной академии, университете) - осуществляется овладение обучающимися опытом проектирования и реализации модели развития профессиональной деятельности. На синергийном уровне, (в Академии Генерального штаба МО РФ, на высших академических курсах в вузах силовых ведомств) - осуществляется овладение обучающимися опытом проектирования и реализации инновационной модели управления профессиональной деятельностью.

4. Разработанная и проверенная опытно-экспериментальным путем педагогическая программа (далее - Программа) реализации основных направлений развития дидактической системы профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств и состоящая из целей и задач, трех этапов, а также путей и условий развития дидактической системы профессиональной подготовки.

Экспериментально апробированные критерии оценки эффективности развития профессиональной подготовки курсантов вузов силовых ведомств: учебно-методического обеспечение; кадровое обеспечение; научное обеспечение; воспитательное обеспечение; текущие и итоговые результаты профессиональной подготовленности; профессиональная деятельность выпускников вузов и их показатели.

5. Выявленные и обоснованные в ходе опытно-экспериментальной работы ключевые педагогические направления развития дидактической системы профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств, основными из которых являются:

  • инновирование управления качеством дидактической системы профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств, что предполагает реализацию следующих путей: понимание профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомствах как дидактической системы, состоящей из трёх несводимых друг к другу, взаимодополняющих качественных уровней, лежащих в основе исторически сложившейся иерархии вузов в каждом конкретном силовом ведомстве; понимание качества дидактической системы профессиональной подготовки, как синергийного эффекта взаимодействия составляющих её компонентов; обоснование и проектирование дидактической системы профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств в виде функциональной саморазвивающейся системы;
  • совершенствование организационного, научного и технологического обеспечения дидактической системы профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств, путями реализации которого являются: системная организация кафедр, как генераторов научных и технологических идей; дополнение дискретных результатов профессиональной подготовки, проектируемых на этапе целеполагания (знания, умения, навыки, качества), интегративными, синтетическими результатами (компетентность, способность к самоорганизации развития и др.); формулирование задач профессиональной подготовки офицеров в силовых ведомствах, которые присущи конкретному качественному уровню дидактической системы; выбор педагогических технологий соответствующих качественным уровням дидактической системы профессиональной подготовки; дифференциация качественных уровней подготовки и повышения квалификации преподавательского состава и управленцев вузов силовых ведомств в соответствии с качественными уровнями дидактической системы профессиональной подготовки офицеров; дополнение модели мониторинга качества дидактической системы профессиональной подготовки существующими и выявленными в исследовании качественно-содержательными характеристиками процесса и результатов профессиональной подготовки офицеров;
  • внедрение проблемно-деятельностного подхода в профессиональную подготовку офицеров в вузах силовых ведомств, как основного педагогического направления изменения качественных параметров существующей дидактической системы профессиональной подготовки офицеров, актуализирующего латентные, фундаментальные ресурсы профессиональной подготовки, лежащие в основе её непрерывного развития и адекватные императивам непрерывного развития профессиональной деятельности офицеров силовых ведомств. Путями реализации этого направления являются: создание рефлексивной, саморазвивающейся среды поисково-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов; проектирование и внедрение организационных форм и технологий непрерывного саморазвития преподавательского и управленческого состава вузов силовых ведомств, как субъектов педагогических инноваций;
  • концептуализация модели мониторинга качества дидактической системы профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств, реализуемого путем приращения существующей эмпирической модели мониторинга, основывающейся преимущественно на количественных параметрах оценки качества дидактической системы профессиональной подготовки офицеров, системой критериев качества концептуального уровня.

А). Монографии и статьи в ведущих научных журналах, включённых в перечень ВАК:

Клопов, А.В. Содержание системы гражданско-правовых вопросов в профессиональном образовании: монография / А.В. Клопов, Ю.И. Рыбалко. Тольятти. 2003. 259 с.

Клопов, А.В. Профессиональная подготовка офицеров ФСБ по обеспечению безопасности стратегических объектов: монография / А.В. Клопов. Тольятти. 2005. 310 с.

Клопов, А.В. Проектирование содержания и методик профессионального развития личности сотрудника правоохранительных органов: монография / А.В. Клопов, О.С. Тамер. Саранск. 2009. 60 с. (личный вклад 1.6. п.л.)

Клопов, А.В. Проектирование и реализация системы повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов (профессионально-педагогический аспект) : монография / А.В. Клопов, О.С. Тамер. Саранск. 2010. 208 с. (личный вклад 6.5 п.л.)

Клопов, А.В. Основные направления развития теории и практики профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств Российской Феде рации: монография / А.В. Клопов. Воронеж. 2011. 89с.

Клопов, А.В. Научные и прикладные положения профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств: монография / А.В. Клопов. Воронеж. 2012. 186с.

Клопов, А.В. Мониторинг качества профессионального обучения специалистов / А.В. Клопов // Среднее профессиональное образование 2008. №5. С.27-28

Клопов, А.В. Система спецкурсов по единой проблеме и её роль в профессиональной готовности специалистов / А.В. Клопов // Среднее профессиональное образование 2008. №7. С.22-25.

Клопов, А.В. Методическая система повышения квалификации в области экономической безопасности сотрудников правоохранительных органов / А.В. Клопов, Ю.И. Рыбалко // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия Информатика. 2008. №11 С.116-120.

Клопов, А.В. Моделирование системы повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов в области промышленной безопасности / А.В. Клопов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия Информатика. 2008. №11 С.142-149.

Клопов, А.В. Совершенствование профессиональных знаний сотрудников правоохранительных органов в области экономической безопасности / А.В. Клопов // Среднее профессиональное образование 2008. №8. С.15-16.

Клопов, А.В. Дидактические задачи повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов при изучении угроз информационной и экономической безопасности / А.В. Клопов // Среднее профессиональное образование 2008. №9. С.13-15.

Клопов, А.В. Проблемы совершенствования нравственного, профессионально-эстетического и психологического сопровождения личного состава правоохранительных органов в области национальной безопасности / А.В. Клопов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2009. №12 С.41-46.

Клопов, А.В. Самореализация как одно из главных условий в профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности страны / А.В. Клопов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2009. №12 С.47-52.

Клопов, А.В. Обеспечение системного подхода при повышении квалификации сотрудников правоохранительных органов в области экономической безопасности / А.В. Клопов // Интеграция образования. 2009. № 3. С.21-25.

Клопов, А.В. Основные направления повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности страны в информационной сфере / А.В. Клопов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2009. №14 С. 62-64.

Клопов, А.В. Организационно-методическая основа овладения сотрудниками правоохранительных органов системой психологических знаний, умений и навыков / А.В. Клопов, Р.Ф Галимов // Среднее профессиональное образование 2009. №4. С.33-36. (личный вклад 0.4 п.л.)

Клопов, А.В. Научные основы повышения уровня профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности страны / А.В. Клопов // Вестник Воронежского Государственного Университета. Серия Проблемы высшего образования. 2010. № 2. С.130-134.

Клопов, А.В. Концептуализация модели мониторинга качества профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств / А.В. Клопов // Мир образования – образование в мире. 2012. №1. С.197-204.

Клопов, А.В. Инновирование управления качеством процесса профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств / А.В. Клопов // Мир образования – образование в мире. 2012. №2. С.46-56.

б). Статьи в научных изданиях, тезисы и доклады на международных и межвузовских конференциях:

Клопов, А.В. Современные проблемы непрерывного образования. // Педагогическая теория. Методика. Практика: сб. статей. М.: ИОСО РАО, 2000. С. 51-53.

Клопов, А.В. Концептуальные положения построения модели системы совершенствования подготовки офицеров правоохранительных органов. // Теория и методика профессионального образования: сб. научных трудов. М.: Институт содержания и методов обучения РАО. 2006. С. 181-188.

Клопов, А.В. Использование игровых методов обучения при повышении квалификации сотрудников правоохранительных органов // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: материалы XV междунар. науч.-метод. конф. Пенза. 2008. С.107-110.

Клопов, А.В. Основные направления формирования профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности страны // Проблемы университетского образования. Компетентностный подход в образовании: материалы всеросс. науч. - практ. конф. Тольятти. 2009. С.307-313.

Клопов, А.В. Теоретико-методологические основы интеграции знаний в системе повышения квалификации / А.В. Клопов, О.С Тамер // Приднепровский научный вестник 2010. № 5(108). С.85-91. (личный вклад 0.4. п.л.)

Люди, не слишком погруженные в тему ввиду закрытости деятельности блока безопасности, обычно считают, что задача службы безопасности компании – это обеспечение физической защищенности ее объектов. На самом же деле функции этого подразделения гораздо шире. Заместитель Генерального директора по антитеррористической, экономической и информационной безопасности Александр Клопов рассказал «Вестнику РусГидро» о том, что самое важное в этой работе и каким аспектам уделяется особое внимание.

ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД

– Александр Васильевич, вы ­отвечаете в ком­па­нии за важнейшее направление – ­безопасность. Когда вы пришли в РусГидро и принимали дела, то наверняка смогли посмотреть на эту работу свежим глазом. Какие плюсы и недостатки заметили?

– Придя в РусГидро, я смотрел не только на вопросы физической защиты компании, но и на ее функциональное назначение, роль и значение в экономике Российской Федерации. Комплекс задач здесь очень велик, в том числе и по вопросам обеспечения ­безопасности. Если же говорить о «свежем взгляде», то мне показалось, что вопросами безопасности нужно заниматься несколько шире, чем это было принято ранее. Ведь Рус­Гидро является одной из крупнейших международных компаний в сфере энергетики, находится в жесткой конкурентной среде, в среде серьезных экономических и информационных рисков и влия­ния (не всегда позитивного), в условиях нарастающих террористических и информационных угроз. Так что зная, как функционируют система и механизмы государственной безопасности в целом, и взглянув на проблемы с другой стороны, по согласованию с Генеральным директором РусГидро был определен ряд системных проблем, угроз и рисков, над которыми мы сейчас последовательно работаем.

– Каковы цели этой работы?

– Обеспечить надежное и без­опас­ное функционирование компании, чтобы повысить ее ценность и эффективность. Создать условия для безопасного производства электро­энергии и генерации денежного потока, ­поскольку РусГидро – коммерческая компания. При этом очень важно не забывать о социальных задачах, которые несет холдинг, так как его ­деятельность влияет на окружающую среду, формирует условия развития регионов. Наша цель – построить ­систему безопасности компании таким образом, чтобы она удовлетворяла все заинтересованные стороны, то есть граждан, федеральные структуры, региональные органы власти, наших контрагентов и, безусловно, инвесторов. Все должны быть уверены в том, что их вложения надежно защищены.

ПРИНЦИП РАЗУМНОЙ ДОСТАТОЧНОСТИ

– Вопросы безопасности ­РусГидро – это более широкое понятие, чем физическая защищенность наших ­объектов?

– Совершенно верно. Оно включает в себя три основных направления: антитеррористическое, экономическое и информационное. И мы стараемся найти для каждого из них решения, удовлетворяющие с точки зрения абсолютного качества.

– Что вы под этим понимаете?

– Абсолютную надежность защищенности наших объектов от возможных террористических, экономических и информационных рисков и атак. Это сложная задача, при достижении которой мы должны учитывать совокупность многих факторов. Одновременно безопасность и надежность должны сочетаться с достаточностью. Поэтому мы ищем такие решения, которые были бы эффективными и достаточными, надежно обеспечивали защиту интересов компании как в технологическом, так и в управленческом и экономическом отношении.

– Есть такая фраза «На безопасности не экономят»…

– Это верно, но лишь отчасти. Во всем должен быть разумный подход. Можно, например, заняться созданием неприступных редутов, но особого смысла в этом нет, поскольку высокая стоимость и затратность далеко не всегда обеспечивают абсолютную надежность. Так что наш принцип – разумная достаточность. При этом мы стараемся найти и применить лучшие в мировой практике решения, которые позволили бы создать эффективную и надежную комплексную систему безопасности.

– А какую цель вы ставили ­перед собой, возглавив направление безопасности в РусГидро?

– Создать лучшую систему безопас­ности из всех существующих в мире. Это непростая, амбициозная задача, но мы собираемся ее осуществить. К тому же это позволит повысить капитализацию компании.

ЭКСПЕРИМЕНТ НА КАМЕ

– Недавно на Воткинской ГЭС прошли научно-практические антитеррористические учения «Кама-2017». В чем заключалась их особенность?

– Эти учения были экспериментом научно-практической направленности. Суть его заключалась в том, что мы проверяли существующие решения в сфере безопасности на степень надежности и опробовали новые, которые можно применить для того, чтобы решить поставленные задачи. В учениях приняли участие представители Национального антитеррористического комитета, ФСБ, Нацио­нальной гвардии, Минэнерго, МЧС, региональных структур. Такой состав участников позволил получить разные взгляды на одну проблему. Это, по моему мнению, правильный подход, так как взгляды различных ведомств не всегда совпадают. А мы хотели найти некое совокупное решение, которое удовлетворяло бы всех и позволило создать условия усовершенствования безопасности объектов гидроэнергетики.

Немаловажно и то, что «Кама-2017» стала для многих представителей филиалов по направлению безопасности школой, где шел обмен опытом и практическая работа, в ходе которой они искали и применяли на практике новые решения. Нужно отметить, что на семинаре-практикуме мы постарались создать полезную творческую атмосферу, позволившую выявить и активизировать тот интеллектуальный потенциал, которым, безусловно, обладают наши сотрудники. В итоге получили очень интересные предложения, сейчас анализируем их и будем впоследствии внедрять в практику. Семинар одновременно позволил познакомиться с нашими талантливыми коллегами, отметить их, что тоже будет неплохим заделом для их дальнейшего продвижения по карьерной лестнице.

Важнейшей задачей ­считаем отработку взаимодействия с федеральными структурами, прежде всего с Национальным анти­террористическим комитетом, региональными оперативными штабами. Для нас очень важна скорость реагирования со стороны федеральных структур. Если случается террористическая угроза, службы безопасности ­РусГидро выполняют первоочередную функцию – защиту объекта от терроризма. Далее все бразды управления переходят к региональному оперативному штабу НАК России. На учениях проверили на практике качество нашего взаимодействия, вы­явили проблемы, сделали соответствующие выводы, внесли коррективы в работу, что также значительно повышает качество антитеррористической защищенности объектов компании.

– Будут ли проводиться учения в таком формате и на других объектах холдинга?

– В таком, наверное, нет. Потому что каждый раз мы будем делать лучше, совершенствовать этот опыт. Есть такое выражение «Лучшее – враг хорошего». Но пока мы до лучшего не дошли, есть к чему стремиться.

«БОЛЕВАЯ ТОЧКА»

– Существенная часть наших гидростанций расположена на Северном Кавказе – в самой «горячей точке» на карте России. Сейчас ситуация изменилась? Или обеспечение безопасности северокавказских объектов по-прежнему в зоне особого внимания?

– Попробую ответить на этот вопрос немного шире. В целом Северо-Кавказский регион ­является наиболее сложным с точки зрения террористических рисков для нашей страны. Но это не означает, что только там РусГидро видит серьезные ­риски. Вспомните недавний тер­акт в Санкт-Петербурге, Беслане, взрывы жилых домов в Москве. Террористы выбирают не там, где удобнее ­географически, а там, где больнее.

Конечно, мы рассматриваем Кавказ как регион с повышенными рисками, с учетом этого выстраиваем там систему безопасности. Но это вовсе не означает, что на других наших ­объектах системы хуже или слабее. Мы изучаем состояние террористических рисков, которые есть в каж­дом регионе, и соответственно на них реагируем. В компании существует система ежедневного мониторинга – с ее помощью мы отслеживаем все события и обстоятельства, которые возникают в каждом регионе присутствия наших объектов. Такая гибкая система позволяет поддерживать высокий уровень состояния анти­террористической защищен­ности.

– В Дагестанском филиале РусГидро есть особое подразделение – кинологическая служба, где четвероногие охранники несут службу наравне с людьми. Почему такая практика не применяется в других филиалах на том же Северном Кавказе?

– Это один из уникальных инструментов реагирования на повышенные террористические риски. Подразделение зарекомендовало себя достаточно эффективно. В век автоматизации еще не создали робота, способного заменить собаку. Они очень тонкие существа с уникальными возможностями. Четвероногие охранники и кинологи в Дагестане решают целый комплекс проблем безопасности. Не во всех филиалах это актуально. Опять же не стоит забывать и об экономических факторах: содержание такой службы – удовольствие не из дешевых. Поэтому пока не планируем создавать аналогичные службы в других филиалах. На камских учениях мы занимались поиском автоматизированных решений, которые позволят значительно превысить возможности человека и животного, автоматизировать процессы обеспечения безопасности персонала, объектов и окружающей среды.

– До РусГидро вы возглавляли УФСБ России по Воронежской области. Что сложнее: отвечать за безопасность целой области или объектов ­РусГидро, расположенных на территории всей страны?

– Наверное, на этот вопрос нет одно­значного ответа. Ранее я отвечал за весь комплекс вопросов безопасности по региону. Объекты РусГидро расположены в 32 регионах РФ. Мне очень интересно здесь работать, потому что в компании есть сложные задачи, требующие неординарных решений.

Родился : 1955 год, Горьковская область.

Учился : Куйбышевский авиационный институт имени С. П. Королева, Высшая школа КГБ СССР. В 2013 году защитил в Военном университете МО РФ докторскую диссертацию по теме «Эффективные системы безопасности».

Работал : на службе в органах госбезопасности с 1983 года. До назначения в 2004 году на должность начальника управления ФСБ Мордовии был заместителем начальника управления ФСБ по Самарской области и одновременно руководителем отдела УФСБ в Тольятти. С 2009 по октябрь 2015 года – начальник УФСБ России по Воронежской области. С 2016 года по настоящее время – заместитель Генерального директора по безопасности РусГидро.

Награжден : орден Почета, орден за военные заслуги и др.

Беседовал Иван Кузнецов