Проект огород на окошке старшая группа. Краткосрочный проект в старшей группе "Огород на окне". I этап — предварительный

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 73 - ЦРР»

город Бийск

Проект

«Огород на окне»

(старший дошкольный возраст)

воспитатель

Марина Васильевна Мурашова

2015 год

Тип проекта : информационно – творческий; групповой.

По доминирующей в проекте деятельности: информационный, экспериментальный

По содержанию: обучающий.

По числу участников проекта: групповой.

Участники .

Дети 5 - 6 лет, воспитатель группы, родители.

Продолжительность .

Краткосрочный.

Актуальность . Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растения, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.

Предмет исследования. Культурные растения: огурец, помидор, перец, баклажан, горох, фасоль, укроп, лук.

Цель. Формирование экологических представлений детей об овощных культурах в процессе выращивания из семян.

Задачи:

1. Познакомить с историей огурца, гороха
2. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культура: строение, польза, уход за ними.
3. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
4. Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.
5. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).
6.Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
7. Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).
8. Разъяснять значимость труда.
9. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
10. Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растения;
11. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
12. Формировать представление о выращивании растений из семян.
13.Формировать умение договариваться с пом. воспитателя о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.
14.Воспитывать интерес к уходу за растениями; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
15.Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
16. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
17. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.

Гипотеза.

В условиях группы можно вырастить урожай на окне.

Проблемная ситуация.

Недостаточные знания детей об овощных культурах,способах и условиях их выращивания, о пользе овощных культур для здоровья человека, нет практических навыков ухода за выращиваемыми овощными культурами.

Принципы работы.

    Принцип природосообразности: необходимо учитывать природу ребенка - пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями.

    Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых : участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности.

Материалы и ингредиенты для проведения эксперимента .

Семена овощных культур, пластиковые стаканчики, горшочки и земля для посадки, лейка, грабли, лопатки, рыхлители.

Предполагаемый результат.

    Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян.

    Развитие познавательных и творческих способностей.

    Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

    У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

    Формирование у детей трудолюбия и бережного отношения к природе.

Связь с другими видами деятельности.

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Этапы работы над проектом:

    Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «Маленькие садоводы», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя.

    Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-5-я неделя.

    Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа – 6-я неделя.

Этапы реализации проекта.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность

детей

Взаимодействие с родителями

I . Подготовительный этап

Сбор информации, материалов по теме. Подбор художественной литературы: поговорки, потешки, стихи, загадки, сказки. рассказы об овощах. Разработка цикла наблюдений, занятий.

Сбор информации по тебе совместно с родителями.

Сбор информации по теме совместно с детьми.

II .

Практический этап

Подготовка и проведение опытов, бесед.

Установка связей: растения - земля, растения - вода, растения - человек. (беседа с детьми)

Подготовка и чтение художественной литературы об овощах: поговорки, потешки, стихи, загадки, сказки, рассказы.

Подготовка и показ иллюстраций, картин на овощную тематику. Подготовка занятий, дидактических игр, подвижных игр.

Конкурс - выставка «Изобретение горшков для рассады из бросового материала: пластиковых бутылок, стаканчиков и тарелок по тематике «Космос» ».

Дети наблюдали за ростом овощных культур, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.

В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Участие в занятиях, дидактических играх, беседах.

Участие в конкурсе-выставке, создание совместно с родителями необычных горшков.

Помощь детям в посадке семян.

Чтение с детьми литературы об овощах: сказки, рассказы, пословицы.

Просмотр с детьми мультфильма «Чиполино».

Участие с детьми в конкурсе-выставке, создание необычных горшков из бросового материала по тематике «Космос».

III . Заключительный этап

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Подготовка дидактических игр: "Овощи и фрукты, «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний»,

«Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».

Оформление стенгазеты для родителей о проделанной работе.

Анализируют и обобщают полученный результат.

Дидактические игры: "Овощи и фрукты, «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний»,

«Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».

Участие в оформлении стенгазеты.

Просмотр оформленной педагогом и детьми стенгазеты «Огород на окне».

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

    В ходе работы по проекту у детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах.

    Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений.

    В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.

    У детей сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.

    В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.


    Литература:

    1. Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.

      Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.

      Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г

      Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.

      Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.

Вид, тип проекта: групповой, среднесрочный, информационно-экспериментальный.

Участники проекта:

  • Воспитанники старшей группы № 9, родители детей,
  • воспитатель, логопед-дефектолог группы.

Возраст детей: 5-6 лет.

Описание проекта

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Ограниченные речевые возможности.

Низкий уровень включённости родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Цель: Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

  • Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
  • Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (редиска, лук, картофель);
  • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  • Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  • Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
  • Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
  • Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
  • Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
  • Развивать познавательные и творческие способности.
  • Задачи создания развивающей речевой среды:
  • Обогащать словарный запас за счет новых понятий, введения разнообразных атрибутов.
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение вести координированный диалог “ребёнок-ребёнок-воспитатель”.
  • Побуждать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях, познавательной и художественной литературе.
  • Развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление. Развивать мелкую моторику, словарный запас, лексико-грамматические навыки, связную речь.
  • Закрепить знания об овощах, о пользе растений.

Ожидаемые результаты:

  • Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
  • У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях, на огороде в природе.
  • Дети познакомятся с культурными растениями.
  • С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
  • С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  • У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
  • Формирование у детей уважительного отношения к труду.
  • Создание в группе огорода на подоконнике.
  • Участие родителей в реализации проекта.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный:

  • определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в “огороде на окне”, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

Основной (или этап реализации проекта):

  • проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).

Заключительный:

  • подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа.

План-схема реализации проекта: “Огород на подоконнике”

Образовательные области Виды детской деятельности
Познание Беседы
  • “Огород на окне”.
  • “Что я знаю о здоровом питании?”.
  • “Откуда берутся овощи?”.
  • “Труд сельских жителей на приусадебных участках”.
  • “Орудия труда. Безопасная работа в огороде”.
  • “Как нужно ухаживать за овощными культурами”.

Итоговая беседа

  • “Огород на подоконнике переносится на участок детского сада”.

Цикл наблюдений

  • Наблюдение за ростом лука, редиса, картофеля.
  • Рассматривание цветочных семян через лупу.
  • “Растут ли наши растения?”.
  • Наблюдение за всходом и ростом растений.
  • Наблюдение за ростом рассады, вытягиванием её к солнцу.
  • Наблюдение за появлением плодов.
  • Наблюдение за состоянием листьев в утреннее и полуденное время.
  • Наблюдение за созреванием плодов.
  • Наблюдение за изменением состояния растений.

Конструирование

  • “Забор для нашего огорода”.

Формирование целостной картины мира (ФКЦМ)

  • “Что растёт в огороде”.

Познавательно-исследовательская деятельность

  • Разновидность семян.
  • Посадка семян на рассаду.
  • Опыт-наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.
  • Строение растений.
  • Рост рассады в тени и на солнце.
  • Установление связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.
  • Созревание редиса на “грядке” в помещении.
  • Взвешивание плодов. Дегустация овощных блюд.
Коммуникация Развивающие игры на развитие речи
  • “Один - много”.
  • “Скажи ласково”.
  • “Узнай по описанию”.
  • “Измени словечко”.
  • “Скажи наоборот”.
  • “Объясни словечко”.
  • “Подскажи словечко”.
  • “Чудесный мешочек”.

Игры

  • “Культурные и дикорастущие”
  • “Во саду ли, в огороде”
  • “Найди отличия”

Составление

  • рассказа – описания по плану.
Чтение художественной литературы Рассматривание
  • Книг, иллюстраций о растениях.

Чтение детям:

  • Д. Родари “Чипполино”,
  • Н. Носов “Огородники”, “Огурцы”,
  • Потешки об овощах,
  • Е. Благинина “Приходите в огород”,
  • В. Волина “Наша грядка”,
  • Е. Надёжкина “Огуречное семечко”,
  • Г. Юдина “Сказка о том, как овощи воевали”
  • Сказки “Репка”, “Пых”
  • Стихотворение В. Коркина “Что растет на нашей грядке?”.

Русские народные сказки

  • “Вершки и корешки”.

Стихотворение-игра-считалка

  • Г. Сапгир “Садовник”.

Отгадывание загадок

  • Об овощах.
Художественное творчество Лепка
  • “Наши овощи созрели. Редис”.

Рисование

  • “Что растёт в огороде?”.
  • “Зарисовка этапов роста растений”.

Аппликация

  • “Плоды нашего труда”.
Социализация Сюжетно-ролевые игры
  • “Цветочный магазин”.

Дидактические игры

  • “Что за овощ?”,
  • “Узнай по запаху”,
  • “Что лишнее?”, “Лото”, “Шнуровка”,
  • “Большой-маленький”,
  • “Разрезные картинки”.
Труд
  • Посадка и уход за растениями.
  • Подготовка клумб к высадке рассады цветов.
  • Формирование интереса к результату своего труда.
  • Полив всходов.
  • Прополка сорняка.
  • Сбор урожая.
  • Уборка сухих растений.
Музыка Слушание
  • Б. Можжевелова “Огородная – хороводная”.

Игра-хоровод

  • “Урожай”.

Музыкально-динамическая пауза

  • “Репка”.
Физическая культура Подвижные игры
  • “Урожай”,
  • “Картошка”.
Мероприятия по работе с родителями Печатная консультация на тему
  • “Как полезны овощи!”.

Организация выставок детских работ

  • рисунков, аппликаций, поделок из пластилина.

Оформление информационного стенда

Результативность

  • Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
  • Познакомили детей с особенностями выращивания культурных растений.
  • Сформировали интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
  • Обобщили представления детей о необходимости света, тепла и влаги почвы для роста растений.
  • Обогатили словарный запас детей.
  • Оформили выставки по продуктивной деятельности.
  • Изготовили поделки по лепке, аппликации, рисованию.
  • Обогатили эмоции воспитанников.
  • Создали условия для развития поисковой деятельности детей.
  • В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
  • Дети увидели многообразие посевного материала.
  • Дети стали бережнее относиться к растительному миру, появилось чувство ответственности за благополучное состояние растений.
  • В группе был создан огород на подоконнике.
  • Дети стали более уважительно относиться к труду.
  • Реализовали проект: “Огород на подоконнике”.

Мария Спешкова

Огород на окошке "Кусочек весны"

Паспорт проекта

1. Организация: МБДОУ детский сад №65 г. Куровское.

3. Название проекта: «Кусочек» весны».

4. Тема проекта: «Формирование интереса к исследовательской деятельности по выращиванию растений в комнатных условиях».

6. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

7. Тип проекта: информационно – экспериментально - творческий; групповой.

8. Сроки реализации проекта: краткосрочный, февраль-март, 2016 учебный год.

9. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Актуальность проекта:

Зима. Мороз. Серое низкое небо. Как хочется уже тепла, солнца, весны. … Вот и возникла у нас идея создать свой огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.

Цель проекта:

Привитие практических навыков по формированию экологической культуры, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

Расширять представление детей о жизни растений.

Участвовать в посильной практической деятельности.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.

Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее продуктивную деятельность.

Предполагаемый результат проекта:

Ознакомление детей с культурными растениями.

Формирование бережного отношения к растительному миру.

Формирование уважительного отношения к труду.

Создание в группе огорода на подоконнике.

Привлечение родителей к проекту.

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный

Работа с родителями

Консультация для родителей «Огород на окошке». Просвещать родителей по данной теме.

Работа с детьми

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Настольно - дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», экологическое лото «Овощи – фрукты».

Чтение: сказки К. И. Чуковского «Огород», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.

2. Практический

Работа с родителями

Закупка семян, земли, орудий труда для ухода за огородом.

Работа с детьми

Аппликация «Варим борщ», обрывная аппликация «Яблочко», аппликация «Соберем урожай», пластилинография «Весенний цветок», индивидуальная работа «Утро в деревне»;

Беседы «Что нужно для жизни растений», «Учитесь жалеть и беречь», «Растения – легкие Земли», «Как растут растения?», «Зеленая аптека»;

Сюжетно-ролевые игры - «Магазин семян», «Готовим обед для папы»;

Подвижные игры ««Огуречик» «Садовник»; драматизация сказки «Репка».

Просмотр мультфильма «Чиполлино».



3. Заключительный

Подводятся итоги, подготавливается фоторепортаж, итоговая беседа.

Результаты проекта

По реализации проекта ««Кусочек» весны» были получены следующие результаты:

Дети познакомились с культурными растениями.

В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

Дети увидели многообразие посевного материала.

Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

В группе был создан огород на окне.

Дети стали более уважительно относиться к труду.

Дети совместно с воспитателем вырастили свой огород.

Родители приняли активное участие в проекте «Кусочек весны».






Публикации по теме:

МБДОУ Детский сад № 19 города Тимашевска дети логопедической подготовительной группы" Пчелки" посадили "огород на окошке". Были высажены.

Хочу поделится с вами о проделанной работе. Все мы без исключения любим все хивое. Чтобы создать необычный живой интерьер можно воспользоваться.

Задача: Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях,.

В нашей группе "Теремок" дети очень любят придумывать и создавать что-то новое и интересное,и когда был предложен в детском саду такой конкурс,как.

Участники проекта : дети старшего возраста, родители, воспитатели.

Оборудование и материалы : ящики с землёй, семена растений, лейки, совочки.

Продолжительность проекта : краткосрочный, 2014 учебный год.

Сроки реализации : март, апрель, май.

Актуальность: влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне – весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне». А изменения в природе побуждают бережно относится к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы. Таким образом, решаются задачи

познавательно – исследовательского, социально – исследовательского,

социально – личностного, эстетического развития ребёнка.

Цель проекта:

  • Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
  • Развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом.
  • Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • Расширить знания детей о культурных растениях.
  • Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (помидор, лук, огурец);
  • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  • Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.
  • Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
  • Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
  • Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Ожидаемый результат:

  • Дети познакомятся с культурными растениями.
  • С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
  • С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  • У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
  • Формирование у детей уважительного отношения к труду.
  • Создание в группе огорода на подоконнике.
  • Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.

Проблема:
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.

Сценарий совместной деятельности по решению задач:

Этапы

Срок

Формы взаимодействия

Ответственные

Подготовительный

1 неделя
марта

Деятельность педагога

Изучение методической литературы

Составление плана

Организация предметно – развивающей среды

Педагог группы

Педагог - дети

Беседа познавательного характера.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение художественной литературы

Педагог группы

2 неделя
марта

Педагог - родители

Консультация для родителей.

Беседа с родителями связанная с реализацией проекта.

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Покупка семян для посадки.

Педагог группы

Основной

2 неделя марта

На протяжении всего проекта

2 неделя марта

3 неделя марта

каждую неделю

каждую неделю

3неделя мая

1 неделя марта

2 неделя марта

1неделя апреля

4 неделя мая

Педагог - дети

Рассматривание и посадка семян (огурцов, помидор, лука, моркови)

Чтение художественной литературы.

Отгадывание загадок

Разучивание пословиц и поговорок по теме.

Разучивание и произношение чистоговорок.

Разучивание подвижных игр.

Дидактические игры.

Труд
«Раз, два, три, четыре, пять – огород пошли сажать».

Опыт - наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.

Наблюдения: «Растут ли наши растения?»

Оформление дневника наблюдений.

Итоговая беседа (анализ проделанной работы)

Педагог группы

Педагог - родители

Беседа с родителями «Огород на окне».

Консультации для родителей «Огород на подоконнике»

Педагог группы

Педагог – родители - дети

Составление рассказа «про огород».

«Огород на окне переносится на участок группы»

Педагог группы

Заключительный

4неделя мая

Деятельность педагога

Презентация проекта

Педагог группы

август – сентябрь

4неделя сентября

Педагог - дети

Сбор урожая

Педагог группы

Педагог – родители – дети

Оформление выставки «Удивительное рядом»

Педагог группы

Технологическая карта проекта:

Образовательная деятельность

Вид деятельности

Социально – коммуникативное развитие

Игровой, познавательный, коммуникационный

Настольно – дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – фрукты», «третий лишний», лото, домино.
- Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
- Труд: «Раз, два, три, четыре, пять – огород пошли сажать», полив и прополка растений.

Познавательное развитие

Познавательный, познавательно – исследовательский, продуктивный.

Рассматривание семян, иллюстраций

Опыт «На свету и в темноте»
- Наблюдение: проращивание семян, строение растений, рост и развитие растений, вода и росток, солнце и росток.

Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде.

Речевое развитие

Коммуникационный

Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде»,
Т. Казырина «А у нас в саду порядок»,
сказки К.Чуковского «Огород»,
О. Емельянова «Что растёт на огороде»,
Дж. Родари «Чиполлино»
- Загадки, поговорки об овощах и фруктах.
- Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»

Проговаривание чистоговорок: «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы», «Горох и петухи».

Художественное – эстетическое развитие

Творческий

Раскрашивание картинок
- Рисование «Загадки с грядки»
- Лепка «Вылепи, какие хочешь овощи для игры в магазин».
- Аппликация: «Овощи на тарелке»
- Драматизация сказки «Репка»
- Разучивание песен: «Колхозный огород», «Есть у нас Огород».

Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Капуста», «Огородник и воробей», «Огородник»

Физическое развитие

Двигательный

П/игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты».

Физ.минутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи в саду сажаем»

Литература:

  1. Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
  2. Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
  3. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г
  4. Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.

Проект «Огород на окне». Старший дошкольный возраст

Тип проекта : информационно – творческий; групповой.
По доминирующей в проекте деятельности: информационный, экспериментальный
По содержанию : обучающий.
По числу участников проекта: групповой.
Участники.
Дети 5 - 6 лет, воспитатель группы, родители.
Продолжительность.
Краткосрочный.
Актуальность. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растения, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Предмет исследования. Культурные растения: огурец, помидор, перец, баклажан, горох, фасоль, укроп, лук.
Цель. Формирование экологических представлений детей об овощных культурахв процессе выращивания из семян.
Задачи:
1. Познакомить с историей огурца, гороха
2. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культура: строение, польза, уход за ними.
3. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
4. Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.
5. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет,
тепло, вода).
6.Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
7. Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).
8. Разъяснять значимость труда.
9. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
10. Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растения;
11. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
12. Формировать представление о выращивании растений из семян.
13.Формировать умение договариваться с пом. воспитателя о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.
14.Воспитывать интерес к уходу за растениями; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
15.Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
16. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.

17. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.
Гипотеза.
В условиях группы можно вырастить урожай на окне.
Проблемная ситуация.
Недостаточные знания детей об овощных культурах,способах и условиях их выращивания, о пользе овощных культур для здоровья человека, нет практических навыков ухода за выращиваемыми овощными культурами.
Принципы работы.
Принцип природосообразности: необходимо учитывать природу ребенка - пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями.
Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых: участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности.
Материалы и ингредиенты для проведения эксперимента.
Семена овощных культур, пластиковые стаканчики, горшочки и земля для посадки, лейка, грабли, лопатки, рыхлители.
Предполагаемый результат.
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян.
2. Развитие познавательных и творческих способностей.
3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
4. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
5. Формирование у детей трудолюбия и бережного отношения к природе.
Связь с другими видами деятельности.
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «Маленькие садоводы», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя.
2. Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-5-я неделя.
3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа – 6-я неделя.

Этапы реализации проекта.

Этапы
Деятельность педагога
Деятельность
детей
Взаимодействие с родителями
I.Подготовительный этап
Сбор информации, материалов по теме. Подбор художественной литературы: поговорки, потешки, стихи, загадки, сказки. рассказы об овощах. Разработка цикла наблюдений, занятий.
Сбор информации по тебе совместно с родителями.
Сбор информации по теме совместно с детьми.
II. Практический этап
Подготовка и проведение опытов, бесед.
Установка связей: растения - земля, растения - вода, растения - человек. (беседа с детьми)
Подготовка и чтение художественной литературы об овощах: поговорки, потешки, стихи, загадки, сказки, рассказы.
Подготовка и показ иллюстраций, картин на овощную тематику. Подготовка занятий, дидактических игр, подвижных игр.
Конкурс - выставка «Изобретение горшков для рассады из бросового материала: пластиковых бутылок, стаканчиков и тарелок по тематике «Космос» ».
Дети наблюдали за ростом овощных культур, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.
В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Участие в занятиях, дидактических играх, беседах.
Участие в конкурсе-выставке, создание совместно с родителями необычных горшков.
Помощь детям в посадке семян.
Чтение с детьми литературы об овощах: сказки, рассказы, пословицы.
Просмотр с детьми мультфильма «Чиполино».
Участие с детьми в конкурсе-выставке, создание необычных горшков из бросового материала по тематике «Космос».
III. Заключительный этап
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Подготовка дидактических игр: "Овощи и фрукты, «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний»,
Оформление стенгазеты для родителей о проделанной работе.
Анализируют и обобщают полученный результат.
Дидактические игры: "Овощи и фрукты, «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний»,
«Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
Участие в оформлении стенгазеты.
Просмотр оформленной педагогом и детьми стенгазеты «Огород на окне».
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. В ходе работы по проекту у детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах.
2. Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений.
3. В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.
4. У детей сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
5. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
6. Дети увидели многообразие посевного материала.
7. Дети более бережнее стали относиться к растительному миру.