Проект на тему растениеводство в нашем крае. Растениеводство в нашем крае план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему. Странички для любознательных

1. Выполните задания для групповой работы.

1) Полеводство.
а) Запишите определение. Полеводство - это выращивание полевых культур .
б) Приведите примеры полевых культур, выращиваемых в вашем крае.

пшеница, рожь, овес, кукуруза, гречиха, картофель, лён, подсолнечник

2) Овощеводство.
а) Запишите определение. Овощеводство - это выращивание овощных культур .
б) Приведите примеры овощных культур, выращиваемых в вашем крае.

капуста, морковь, лук, чеснок, томаты, огурцы

3) Плодоводство.
а) Запишите определение. Плодоводство - это выращивание плодовых культур.
б) Приведите примеры плодовых культур, выращиваемых в вашем крае.

яблони, груши, земляника, вишня, слива

4) Цветоводство.

а) Запишите определение. Цветоводство - это выращивание цветочных культур.
б) Приведите примеры цветочных культур, выращиваемых в вашем крае.

хризантемы, астры, пионы, розы, гиацинты, гладиолусы

2. Мудрая Черепаха хочет знать, умеешь ли ты классифицировать культурные растения. Покажи стрелками, к каким группам относятся растения, изображённые на рисунке. Попроси соседа по парте или учителя проверить твою работу.

3. Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.

а) Пшеница, рожь, морковь , ячмень — морковь это овощ, а все остальное полевые культуры.

б) Томат, капуста, лук, слива — слива это плодовая культура, а все остальное это овощи.

в) Яблоня, кукуруза , вишня, абрикос — кукуруза это полевая культура, а все остальное относится к плодовым культурам.

г) Огурец , пион, лилия, нарцисс — огурец это овощ, а все остальное — цветы.

Объясни свои решения (устно). Придумай для одноклассников подобное задание с другими примерами. Запиши.

  • земляника, смородина, редис , вишня
  • лук, морковь, помидоры, рожь
  • тюльпан , ячмень, пшеница, овес

Выслушай и оцени ответы одноклассников.

4. По заданию учебника (с. 193) понаблюдайте за весенними работами в поле, в огороде, в саду. Сами выполните необходимую работу. Напиши краткий отчёт об увиденном и сделанном. Можно выполнить рисунок или наклеить фотографию.

Этой весной я помогала своей бабушке сажать на огороде лук. Это было очень интересно.

Сначала мы взяли лопату и вскопали землю под грядку. Потом граблями мы разровняли землю и сформировали прямоугольную грядку.

Затем бабушка взяла палку и прочертила на грядке прямые продольные бороздки. Именно в эти бороздки мы и стали сажать маленькие луковицы, которые бабушка называла “лук — севок”.

Бабушка сказала, что все луковицы должны быть на равном расстоянии друг от друга. Мы немного углубляли их в землю и следили, чтобы корень всегда был внизу, а хвостик с зеленым проростком вверху.

Потом мы присыпали посаженные луковицы землей и хорошо полили их из лейки. Надеюсь наши луковицы быстро прорастут и мы будем использовать их для приготовления пищи всю зиму.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Растениеводство в нашем крае Урок окружающего мира, 4 класс УМК «Школа России»

Может ли человек обойтись без растений? растительный мир неразрывно связан с человеком, нельзя обойтись.

Но однажды заметил: проросли рассыпанные зёрнышки, В далёкой древности человек занимался охотой и собирательством.

можно было выращивать зёрна рядом с домом

Шли годы, развивался человек совершенствовалось земледелие разнообразней становились растения

Чтобы вырастить хороший урожай надо знать, когда пахать землю

когда сажать, поливать

что необходимо для хорошего роста растений

когда убирать созревшие плоды

Растениеводство делится на отрасли

Полеводство- выращивание полевых культур Главные полевые культуры – зерновые: пшеница рожь

овёс гречиха 15.04.17

ячмень просо

Полевые культуры подсолнечник лён

Овощеводство- выращивание овощных культур Выращивают в поле, в огородах, в теплицах. капуста кабачки огурцы

Плодоводство – выращивание плодовых культур

Цветоводство – выращивание цветочных культур Выращивают в открытом грунте, в теплицах, в комнатах.

Отрасли растениеводства в нашем крае В Татарстане развиты отрасли: полеводство, овощеводство. Выращивают полевые культуры, овощи

Нельзя обойтись Пшеница, рожь- получают муку, пекут хлеб.

Овощи Витамины, полезные для здоровья вещества, фитонциды.

гречиха КРУПЫ ячмень (перловая крупа) просо (пшено)

Подсолнечник подсолнечное масло семечки

Лён льняное масло волокно

Фрукты, ягоды витамины

Цветы нектар кислород радость

Знания о жизни растений необходимы человеку для успешного выращивания культурных растений; для сохранения и умножения растительного многообразия в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на данном уроке дает возможность учащимся самостоятельно добывать знани и я и работать в группе. Материал урока содержит большой объем информации, позволяющий расширить...

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Растениеводство в нашем крае". Программа "Школа России" 4 класс....

1. Перечисли отрасли растениеводства. Приведи примеры культур, которые они выращивают.

1) Полеводство. Примеры культур: пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо, кукуруза, подсолнечник, лён, гречиха, картофель
2) Овощеводство. Примеры культур: капуста, морковь, томаты, огурцы, лук, чеснок.
3) Плодоводство. Примеры культур: яблоня, груша, вишня, слива, смородина, земляника, малина, крыжовник.
4) Цветоводство. Примеры культур: пионы, лилии, ирисы, тюльпаны

2. Соедини стрелками рисунки растений и названия мест их выращивания.

3. Есть ли у тебя в доме декоративные цветы? Если есть, запиши их названия.

Фиалка, бегония, герань, гиацинт, анютины глазки, роза

4. Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

4. Что за скрип?
Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я - ... .
Ответ: Капуста
6. Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть очень долго.
Ответ: Чеснок
8. Проглотил лишь две щепотки -
И во рту горит, и в глотке,
И в желудке - чуть не сутки!
Ответ: Перец
11. Живу хоть в поле, а всё в неволе:
Солнышком не ласкан, ветерком не таскан,
Дождиком не мыт, воздухом не сыт;
А в потёмках сплю и запас коплю.
Ответ: Картофель
13. Я репы сестра на язык остра.
Ответ: Редька
15. Растут на грядке зелёные ветки,
А на них красные детки.
Ответ: Помидор
16. Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зелёные пятки.
Ответ: Морковь

По вертикали:

1. В длинной светлице
Сели в ряд сестрицы.
Ответ: Фасоль
2. В десять одёжек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовёшь,
Сам не заметишь, как слёзы польёшь.
Ответ: Лук
3. Он хорош для кислых щей
(Помимо прочих овощей).
Ответ: Щавель
5. Круглая, а не месяц, желта, а не масло,
Сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь.
Ответ: Репа
7. Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я - ... .
Ответ: Свёкла
9. Белый, худенький и длинный
Этот корень витаминный.
Мама трёт и слёз не прячет.
Нам смешно, а мама плачет.
Стали есть его - и сами
Обливаемся слезами.
Ответ: Хрен
10. Снаружи красна, внутри бела,
На голове хохолок - зелёненький лесок.
Ответ: Редиска
12. Стебли ползучие, листья колючие,
Цветок - воронкой, с жёлтой коронкой;
А зелёный плод с грядки годен в рот.
Ответ: Огурец
14. Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки - дробинки.
Ответ: Горох


Напиши название отрасли растениеводства, которая выращивает культуры, названные в отгадках.

Название отрасли растениеводства - овощеводство.

5. Закрась кружочки около рисунков декоративных цветов, которые выращивает человек.


6. Прочитай текст.

Подсолнечник

Подсолнечник попал в Европу из Мексики. Триста лет назад это растение попало в Россию. Своё название подсолнечник получил из-за того, что его цветок в течение дня поворачивается вслед за движением солнца.
Сначала его разводили для украшения садов. Затем человек обнаружил, что семена подсолнечника можно употреблять в пищу. И только 200 лет назад люди догадались получать из этих семян масло.
Человек полностью использует всё растение. Сам ест семена подсолнечника, выжимает из них масло. Животным же дают порубленные обработанные стебли и жмых (остатки семян после отжима масла).

Что ты узнал из текста о подсолнечнике? Озаглавь текст. Запиши название.
Составь 4 - 5 вопросов по тексту. Запиши их.
Задай эти вопросы соседу по парте.

Где Родина подсолнуха?
Для чего сначала разводили подсолнух?
Сколько лет тому назад подсолнух попал в Россию?
Когда люди догадались, что из семян подсолнуха можно получать масло?
Как использует подсолнух человек?

Класс: 4

Цели:

  • сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае;
  • познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях;
  • развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, зёрна полевых культур;
  • иллюстрации растений, фотографии;
  • видеофильм «Растениеводство нашего края».

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

(Слайд 1, 2)

– Сегодня мы узнаем, как появились культурные растения, какие сорта культурных растений выращивает человек, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

– Разгадав кроссворд «Обитатели водоёма», мы узнаем, о чем будет наш разговор.

Вопросы к кроссворду:

  1. Растение с плавающими на поверхности водоёма листьями и жёлтыми цветами. Занесено в Красную Книгу.
  2. Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопатку.
  3. Детёныш лягушки.
  4. Растение, имеющие листья – стрелы с большими широкими наконечниками.
  5. Грызун, хорошо плавает и ныряет.
  6. Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле. (Слайды 3, 4)
с
т о
р н
к г е д
у б о л а р
б о л о т о
ы б о л р г
ш р в и а о
к а с з
а с т
т
и
к

– О болоте будет наш разговор. Скажите, надо ли охранять болота?

– Выполняя какие либо действия, человек всегда должен задумываться о последствиях. В природе нет ничего лишнего.

– Докажите на примерах, что водоём является природным сообществом.

– Расскажите о правилах поведения у водоёма. (Слайд 5)

III. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1

    К искусственным водоёмам относятся:
    а) реки, моря, океаны;
    б) водохранилища, пруды, каналы;
    г) ручьи, реки, озёра, моря;

    Растения водоёма это:
    а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;
    б) брусника, черника, мох;
    в) кувшинка, ряска, тростник;

    Санитарами пресных водоёмов считают…
    а) рака, беззубку;
    б) прудовика, катушку;
    в) клопа-водомерку, жука-плавунца;

    Живым фильтром называют:
    а) головастиков;
    б) раков;
    в) двустворчатых моллюсков;

Карточка 2

    Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются:
    а) люди;
    б) ондатры;
    в) цапли;
    г) бобры;

    С водоёмами связана жизнь:
    а) зябликов, трясогузок, соек;
    б) цапель, уток;
    в) лебедей, тетеревов, сов;

    Хищниками пресных водоёмов являются:
    а) жуки – плавунцы, щуки, клопы – водомерки;
    б) караси, мотыли, раки;
    в) циклопы, прудовики, головастики;

    Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что…
    а) это плавает ряска;
    б) много микроскопических водорослей;
    в) на дне много ила;

IV. Работа над новой темой.

Слово учителя. (Слайд 6)

– В далёкой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того, чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зёрна и корешки…

И, вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной тёрке перетирали зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Попробовали специально рассыпать зёрна – получилось, да ещё как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие, всё разнообразней становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай - дело не простое, для этого много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие плоды.

– За разведение культурных сельскохозяйственных растений и их выращивание отвечает растениеводство. Посмотрите в словаре, как толкует слово растениеводство С.И.Ожегов? (Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.) (Слайд 7)

– Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.

– В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности. (Слайды 8–10)

– Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи имеют садовые участки, где выращивают овощи, ягоды, фрукты. Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель, и что дальше? (Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают на семена для посадки в следующем году)

– И не просто отбирают, а берут самые лучшие. Большой картофель никогда не оставляют на семена. Хороший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции.

– Поговорим отдельно о каждой отрасли растениеводства.

Полеводство. (Слайд 11)

– Подумайте, чем занимается эта отрасль.

Дети получают материалы гербария: пшеница, рожь, ячмень, овёс, гречиха, лён, их зёрна, зёрна кукурузы, подсолнечника, картофель. Работа проводится в группах.

Карточка – помогай-ка. (Слайд 12)

  1. Название группы растений по месту выращивания.
  2. Что получают из каждого растения.
  3. Чем отличаются зёрна. (Слайды 13, 14)

Обсуждение: Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры. Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Эти растения отличаются по форме колосков, у ржи длинные, твёрдые, разные по высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зёрна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Зёрна овса продолговатые, из них варят кашу. Гречиха отличается зёрнами коричневого цвета и необычной формой. Из неё получают гречневую крупу.

– А что получают из проса и ячменя? (Из ячменя получают перловую крупу, а из проса – пшено.) (Слайды 15, 16)

– Что получают из подсолнечника? (Подсолнечное масло и семечки) (Слайд 20)

– А изо льна? (Льняное масло) (Слайд 21)

– Это очень интересная культура. Изо льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду.

– А картофель? (У него используют в пищу подземные части – клубни) (Слайд 19)

– Ещё из картофеля получают крахмал. Любите кисели?

– Выращиванием таких сельскохозяйственных культур занимается полеводство.

– В нашем совхозе «АгроСвет» выращивают эти полевые культуры.

Овощеводство. (Слайды 22–24)

– Чем занимается эта отрасль? (Выращиванием овощей)

– Правильно. Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах, а ещё в теплицах. Какие овощные культуры вы знаете? (Капуста, огурцы, кабачки, морковь, свёкла, лук)

Показ муляжей и образцов культур.

– Овощи играют огромную роль в питании человека.

– Такие овощи как лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Неслучайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде. (Слайд 25)

V. Физкультминутка.

(Слайд 26)

Тара-тара-тара-ра!
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем сеять и пахать
Семена сажать.

VI. Работа по теме.

Плодоводство. (Слайд 27–29)

– Плодоводство – это выращивание плодовых культур, дающих фрукты. Какие фруктово-ягодные деревья и кустарники вы знаете? (Яблоня, груша, вишня, слива, малина, смородина)

Цветоводство. (Слайд 30)

– О цветоводстве вы прочитаете самостоятельно на стр. 206.

– Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи – в комнате? (В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холода. Цветы бывают теплолюбивые и не очень.)

– Мир цветов поразительно красив и разнообразен. Помните, какие прекрасные цветы встретили нас 1 сентября и радовали нас своей красотой.

Работа в рабочей тетради. (Слайд 32)

С. 68 № 1,2,3.

VII. Закрепление изученного.

– Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство).

– Какие отрасли развиты в нашем крае?

VIII. Игра «Узнай растение».

(Слайд 32)

– Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которая его выращивает.

    За кудрявый хохолок
    Лису из норки поволок.
    На ощупь очень гладкая,
    На вкус, как сахар, сладкая.
    (Морковь, овощеводство)

    На сучках висят шары,
    Посинели от жары.
    (Слива, плодоводство)

    Удивительное солнце,
    В этом солнце сто оконцев.
    Из оконцев тех глядят
    Сотня маленьких галчат.
    (Подсолнечник, полеводство)

    Солнце жжёт мою макушку,
    Хочет сделать погремушку.
    (Мак, цветоводство)

    В поле – метёлкой,
    В мешке – жемчугом.
    (Рожь, полеводство)

    Расселась барыня на грядке,
    Одета в шумные шелка.
    Мы для неё готовим кадки
    И крупной соли полмешка.
    (Капуста, овощеводство)

    Низок да колюч,
    Сладок да не пахуч.
    Ягоды сорвёшь –
    Всю руку обдерёшь.
    (Крыжовник, плодоводство)

– Самостоятельно дополните схему «Растениеводство» названиями культур, которые выращивает каждая отрасль.(Взаимопроверка в парах)