Практическая работа «Строение корневых волосков и корневого чехлика. Лабораторная работа Строение и функции корня лабораторная работа

краткое содержание других презентаций

«Корень и корневая система» - Расположение в почве. Функции корней. Минеральное питание. Фасоль. Направление корней к источнику питания. Геотропизм у корней. Запасающая. Опорная. Тема урока: Виды корней. Какой тип корневой системы у цикория и овса? Заглянем в цветочный горшок. Стержневая корневая система. Рост корня. Питающая. Корни и корневые системы. Фасоли и одуванчика? Узнаем, какие у растения корни, познакомимся с различными корневыми системами.

«Строение и функции корня растения» - Зона проведения. Корни – подпорки. Видоизменения корней. Рост корня. Ходульные корни. Роль корневых волосков. Типы корневых систем. Корень. Змеевидные корни. Функции корней. Дыхательные корни. Виды корней.

«Типы корневых систем» - Изучении. Придаточные корни. Строение семян. Отрывок из басни И.Крылова. Один из важных вегетативных органов. Виды корней. Зоны корня. Типа корневых систем. Изучение строения. Корневой чехлик.

«Орган растений корень» - Содержание. Строение корня. Минеральное питание. Зоны корня. Рост корня. Микориза. Функции. Бактериальные клубеньки. Разнообразие корней. Виды корней. Корневые клубни (корневые шишки). Корнеплод. Корневая система. Дыхание корня. Корень. Корневое давление. Влияние человека на корневые системы.

«Строение и функции корня» - Стержневые и мочковатые корневые системы. Обитель. Типы корневых систем. Откладывание и накопление запасных питательных веществ. Представление о корне. Минеральное питание растений. Видоизменения корней. Развитие зародышевого корешка. Функции корня. Корешок. Корневой чехлик. Главный орган растения. Закрепление и удерживание растения в почве. Развитие корневой системы. Зоны корня. Виды корней. Корень.

«Виды корней и корневых систем» - Ответьте на вопросы. Ход урока. Корень – вегетативный орган растения. Корень. Виды корней. Обобщение изученного материала. Лабораторная работа. Комнатное растение в цветочном горшке. Решение познавательных задач. Какие еще органы растения относятся к вегетативным. Типы. Типы корневых систем. Понятие корень. Главный корень. Какую еще функцию выполняет корень. Цикорий. Первая страничка «Устного журнала».

Лабораторная работа по биологии. Тема "Строение корня проростка".
Цель - изучить внешнее строение корня.
Оборудование и материалы: лупа, проросшее семя тыквы (редиса, гороха).
Ход работы: рассмотреть невооруженным взглядом корень к проросшего семени (измерить его длину, толщину, описать окраску). Определить тип корневой системы. Рассмотреть под лупой главный корень, изучить внешнее строение кончика корня, найти корневой чехлик и корневые волоски. Измерить длину тех частей корня, где расположены корневой чехлик и корневые волоски. Зарисовать корень и надписать виды корней. Сделать вывод и записать результаты работы.

Ответы и решения.

1. 5 см.
2. Стержневая
3 . Корневые волоски - 1 см., чехлик - 5 мм.
8. Вывод: Зона корня, где находятся корневые волоски, длинее, чем зона корневого чехлика.

Лабораторная работа: "Строение корня проростка гороха".
1. Рассмотреть невооруженным взглядом корень к проросшего семени (измерить его длину, толщину, описать окраску).
Корень проростка гороха белого цвета, сужается к кончику. Длина 4,6 см, толщина у основания - 0,5 мм, в средней части - до 0,3 мм.
2. Определить тип корневой системы.
Корневая система гороха: стержневая.
3. Рассмотреть под лупой главный корень, изучить внешнее строение кончика корня, найти корневой чехлик и корневые волоски.
Корень проростка гороха стержневой. Кончик выделяется более темной окраской и плотной структурой - это корневой чехлик (основная функция корневого чехлика – защитная, ведь он не допускает возможности повреждения хрупкого растущего кончика корня растения при контакте с твердыми компонентами почвы).
На некотором расстоянии от кончика по всей длине корня расположено множество бесцветных волосков, которые называются корневыми волосками (внешне они практически не отличаются от корня и, благодаря им, происходит всасывание воды из почвы).
4. Измерить длину тех частей корня, где расположены корневой чехлик и корневые волоски.
Длина корневого чехлика гороха - до 5 мм. Длина зоны корневых волосков - до 2 см (примерно половина длины корня).
5. Зарисовать корень и надписать виды корней.
Цифрами на рисунке обозначены: 1) росток; 2) корень; 3) семя; 4) боковые корни; 5) корневые волоски; 6) чехлик.
6. Сделать вывод и записать результаты работы.
Вывод: Части корня проростка гороха различаются в зависимости от выполняемых ими функций. Например, чехлик имеет более плотную структуру, т.к. играет защитную роль, тогда как корневые волоски - более нежные, тонкие и длинные, потому что, благодаря им, происходит всасывание воды из почвы.

Цель: изучить типы корневых систем, познакомиться с их строением.

Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами (дикая редька, пастушья сумка, сурепка, одуванчик, фасоль, горох, подсолнечник, рожь, пшеница, овес, мятлик луговой, ежа сборная, лютик едкий, подорожник большой, первоцвет); таблица «Органы растения», рисунки учебника на с. 38.

  1. Инструктивная карточка

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

2. На с. 90 прочитайте, какие корневые системы называются стержневыми, а какие – мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

5. Зарисуйте в тетради схему стержневой корневой системы. Обозначьте главный и боковые корни. Подумайте, какой корень называется главным.

6. Зарисуйте в тетради схему мочковатой корневой системы. Обозначьте придаточные и боковые корни. Подумайте, какие корни называются придаточными.

7. Заполните схему.

Сделайте вывод об особенностях строения разных типов корневых систем.

  1. Виды корневых систем растений
  1. Проверочные задания

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

1. Совокупность корней растения называется … системой.

2. Корневая система, в которой можно выделить главный корень, называется … .

3. Стержневая корневая система состоит из … и … корней.

4. Если в корневой системе нельзя выделить главный корень, то такая система называется … .

5. Мочковатая корневая система состоит из … и … корней.

6. Дикая редька, пастушья сумка, сурепка, одуванчик, фасоль, горох, подсолнечник имеют … корневую систему.

7. Рожь, пшеница, овес, мятлик луговой, ежа сборная, лютик едкий, подорожник большой, первоцвет имеют … корневую систему.

8. Корни, которые отрастают от главного, называются … .

9. Придаточными называются корни, которые отрастают от …

10. Из зародышевого корешка развивается … .

Задание 2. Выбери правильный ответ.

1. Впервые корень появился у:

а) покрытосеменных; б) мхов; в) плауновидных; г) водорослей.

2. Корневая система растений – это:

а) главный и боковые корни; б) главный и придаточные корни; в) придаточные и боковые корни;
г) совокупность всех корней одного растения.

3. Придаточные корни развиваются на:

а) главном корне; б) стебле; в) боковых корнях; г) воздушных корнях.

4. Функциями корня являются:

а) закрепление в почве; б) поглощение воды и минеральных солей; в) размножение; г) всё перечисленное.

5. Верхушка корня покрыта:

а) корневыми волосками; б) кожицей; в) корневым чехликом; г) кутикулой.

6. Сразу под корневым чехликом начинается зона:

а) деления; б) всасывания; в) проведения; г) роста.

7. Корневой волосок – это:

а) вырост наружной клетки корня; б) боковой корень; в) вырост клеток стебля; г) придаточный корень.

Задание 3. Верно ли утверждение?

1. С помощью корня растение закрепляется в почве.

2. Корневая система – это все главные и боковые корни растений.

3. Если в корневой системе хорошо заметен главный корень, то она называется мочковатой.

4. Если нельзя выделить главный корень, то корневая система называется стержневой.

5. Минеральные вещества, растворенные в воде, всасываются корневыми волосками.

6. Корневой волосок – вырост наружной клетки корня.

7. Питательные вещества могут откладываться в главном корне. Такой корень называется корнеплодом.

8. Стержневая корневая система образована придаточными и боковыми корнями.

9. Мочковатая корневая система образована главным и боковыми корнями.

10. Растения со слабым стеблем поднимаются вверх с помощью корней-прицепок.

3адание 4. Восстановите логическую цепь.

  • Минеральные вещества + ? ––> корень.
  • Главный корень + ? ––> стержневая корневая система.
  • Придаточные корни + ? ––> мочковатая корневая система.
  • Корневой чехлик > зона делящихся клеток ––> ? ––> зона всасывания ––> ? .

Зона всасывания длиной всего несколько сантиметров. Она характеризуется обилием корневых волосков, которые представляют собой трубчатые выросты клеток наружной кожицы. Длина их составляет 0,15-8 мм, а продолжительность жизни — 10-15 дней. С их помощью растения всасывают воду и растворённые в ней питательные вещества. Благодаря волоскам площадь поглощающей поверхности корня увеличивается. Они также выполняют и механическую роль — служат опорой верхушке корня.

На корнях каждого растения таких волосков очень много. Волоски недолговечны и в процессе роста корня быстро образуются в нижней части зоны всасывания и отмирают в верхней.

Клетки корневого чехлика живут от 4 до 9 дней и, заменяются новыми. Кончик корня вместе с чехликом продвигается между частицами почвы. Чтобы облегчить скольжение чехлик покрыт слизью.

Что делать. Рассмотрите корни проростков пшеницы. В средней части корня найдите и рассмотрите корневые волоски. Приготовьте микропрепарат части корня с корневыми волосками и рассмотрите под лупой.

Что наблюдаем. Корневые волоски имеют вид лёгкого пушка.

Что делать. Рассмотрите под большим увеличением один корневой волосок.

Каково строение корневого волоска?

Что делать. Найдите на микропрепарате кончик корня. Рассмотрите его.

  • Чем покрыт кончик корня?
  • Из каких клеток состоит кончик корня?

Подготовить к отчёту. Рисунки: клетку кожицы корня с корневым волоском; кончик корня с корневым чехликом.

(урок разработан по модульной системе – 3 × 30¢)

Тема. Строение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения

корней. Лабораторная работа № 2: корень и корневые системы. Видоизменения корней.

Цель:

Сформировать целостное представление о корне, как одном из главных органов растения;

Продолжить развивать мыслительную деятельность учащихся – умения анализировать, обобщать и делать выводы;

Прививать практические умения и навыки (жизненная компетенция).

Задачи:

Дать понятия «корень и виды корней», «типы корневых систем»;

Выработать практические умения различать виды корней и типы корневых систем;

Познакомить учащихся с зонами корня, их строением в связи с выполняемыми функциями;

Определить роль корня в жизни растений и значение его для человека.

Основные понятия: виды корней, типы корневых систем, корневой волосок, чехлик, пикировка, симбиоз, видоизменение корня, зоны корня, кора, проводящие системы.

Оборудование: интерактивная доска, проростки пшеницы, фасоли, редиса, рассада помидоров, комнатные растения , лупы.

Литература: 1. , .

4. Изучение нового материала - 45 мин.

Сообщение учащегося - 3 мин.

5. Применение полученных знаний на практике (Л. р.) - 7 + 8 мин.

6. Осмысление изученного материала - 15 мин

7. Домашнее задание - 3 мин.

8. Рефлексия - 1 мин.

Ход урока

I .Организационный момент.

II .Актуализация изученного (блиц-опрос):

1. Структурная микроскопическая единица растений – ……

2. Клетка состоит из – ……

3. Группы клеток, сходных по строению и выполняемым функциям

называются – ……

4. Орган растения – это …..

5. Органы растения следующие – …….

6. В чем смысл выражения: «Растение – целостный организм?»

III .Мотивация учебной деятельности.

Знаете ли вы как правильно посадить растение? Сегодня мы научимся с вами это делать.

Когда дует сильный ветер трудно удержать зонтик. Какая же сила нужна, чтобы удержать липу с толстым стволом и ветвями при сильном ветре или урагане? Нужна сила могучего великана . Этой силой обладает корень.

Что же такое корень?

IV .Изучение нового материала.

1. Объявление темы и задач урока.

Как ни тонок, неприметен

Под землею корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок.

Почему? (вопрос классу)

2. Ваши ассоциации со словом «корень» (все, не только по отношению к растениям) – составление ассоциативного куста.

Главная часть слова Ноготь

Орган растения ï КОРЕНЬ ð Зуб

Волос Зло

3. Энциклопедический словарь (по Ожегову) трактует: корень – начало, основа, источник, истоки. Итак, какие слова из определения больше подходит к понятию «корень растения» (основа, начало, источник).

А конкретно для растений…

Укрепляет Транспорт веществ

Питает ï КОРЕНЬ ð Вегетативный орган

Запасает Подзем - Поглощает

ный орган

Сегодня ваши знания о функциях корня у вас расширятся, а о некоторых из них вы узнаете более подробно (синтез органических веществ, выделение продуктов обмена, сожительство корней с другими организмами, видоизмененные корни, запас и хранение питательных веществ).

3. Виды корней (демонстрация 2х недельных проростков).

Рассмотрев корни, мы видим, что они разные по величине – по длине и толщине

Слайд №1

Различают главный , боковые и дополнительные (придаточные) корни – это виды корней. Главный корень развивается из зародышевого корешка, дополнительные – из нижней части стебля, а боковые - от главного и дополнительных корней.

4. Корневые системы.

Посмотрим на проростки фасоли и пшеницы. В чем их отличия?(отсутствие главного корня у пшеницы), а сходства? (наличие боковых корней)

Слайд №2

Все виды корней(?) растения образуют корневую систему.

Вспомним, что такое система? (состоит из частей, тесно связанных между собой и представляют собой единое целое):

а) Стержневая корневая система – главный корень развивается из зародышевого корешка, растет в течении всей жизни, от главного – боковые корни (может быть образовано и дополнительными корнями)

Слайд №3

б) мочковатая корневая система – у пшеницы развития главного корня из зародышевого корешка прекращается, а развиваются дополнительные корни от нижней части стебля, а от них – боковые.

Какие виды корней вы знаете? А типы корневой системы? Какими видами корней образовано стержневая корневая система? А мочковатая -? (вопрос классу)

Главные отличительные признаки корневой системы – это наличие или отсутствие главного корня. Большинство растений имеют стержневую корневую систему (двудольные растения), а мочковатую - однодольные злаки (пшеница), лилии и т. д.

Вывод: каждый вид корня – это часть корневой системы.

Оборудование и материалы: фиксированные корни пшеницы, фасоли; раздаточный материал - гербарий корневых систем.

1.Зарисовать строение корня, указать на рисунке виды корней.

2. Рассмотреть гербарий предложенных растений. Определить типы их корневых систем.

3. Зарисовать схемы строения этих корневых систем с указанием видов корней.

4.Сделайте вывод:

1) какое строение имеет корень?

2) виды корневых систем?

3) чем отличаются между собой типы корневых систем?

8. Микроскопическое строение корня (продольный разрез).

Все виды корней имеют одинаковое строение.

Слайд №4

В корне выделяют следующие зоны: корневой чехлик ® зона деления ® зона роста (растяжения) ® зона всасывания ®проводящая зона.

Слайд №5

Слайд№4

б) зона делящихся клеток - до 1мм: тонкие оболочки клеток, клетки без вакуолей – это верхушка корня. Она обеспечивает рост корня вглубь земли. Рост этот неограниченный (в течение всей жизни). Если срезать эту часть корня – он прекращает рост в длину (вглубь земли);

в) зона растяжения (роста) – несколько мм (за счет нее идет основное удлинение корня).

Слайд№6

г) зона всасывания – несколько см (работа с проростками редиса и лупой) - зона представлена в виде белого опушения). Это корневые волоски.

Каждый корневой волосок – это вырост клеток корня (коры) с очень тонкими оболочками. Волоски выделяют слизь, что способствует схватыванию частичек почвы (срастаются с ними), что облегчает поглощение воды и питательных веществ. Формирование их идет. довольно быстро – у молодых семян яблони – за 30-40 часов. У 4х-месячной ржи их насчитывается до 14 млрд., а суммарная длина более 10 тыс. км. Живут 10-20 дней. Новые корневые волоски образуются в более нижнем отделе корня.

Слайд №4

д) зона проведения - это основная масса корня. здесь образуются боковые корни. В эту зону доставляются вещества, поглощенные корневыми волосками. Каким образом? В корневом волоске высокая концентрация почвенного раствора. Откуда и куда будет перемещаться вода? (Процесс диффузии) Вода перемещается из почвы в корневой волосок (в почве концентрация солей меньше).

Функции корневого волоска:

Выделение: а) углекислота растворяет минеральные вещества почвы;

б) продукты обмена - минеральные соли, К, Са, Мg, ферменты, аминокислоты, сахар, мочевину; стимуляторы роста (помидоры), усиливающие развитие микроорганизмов (корни бобовых накапливают N в почве -?)

Слайд №8

9. Внутреннее строение корня (поперечный срез)

Самостоятельная работа с учебником – стр. 46, рис. 40(2мин)

1)Покровная ткань ® кожица

2)Основная ткань ® кора

3)Образовательная ткань ® боковые корни

4)Центральный цилиндр ® ксилема, флоэма, запас питательных веществ.

5)противоток питательных веществ.

10. Что влияет на развитие корней?

а) усиливает их рост :

Почва, богатая органическими веществами;

Рыхлая почва (кислород);

Окучивание стебля (дополнительные корни)- подсыпают землю к основанию стебля;

Пикировка (демонстрация рассады помидоров с пикировкой и без нее)

Что происходит с корнем после удаления его кончика? (вопрос классу)

Некоторые предшественники растений выделяют стимуляторы роста (после помидоров хорошо растут маревые растения и бахчевые растения)

Внесение удобрений (солей калия)

б) угнетает рост корней :

Переувлажненная почва;

Плотная почва (мало кислорода);

Старые корни (корни яблони угнетают развитие молодых растений);

Использование зеленого удобрения из ботвы капусты, томатов,

Очень сухая почва.

11. Видоизменение корней (это дополнительные функции корня)

Слайд №7,8

а) подземных корней:

Корнеплоды

Корнеклубни

б) надземных корней:

Дыхательные

Опорные (столбовидные) слайд №11

Воздушные – слайд №10

Ходильные – слайд №9

Корни-присоски(плющ комнатный)

12. Роль видоизмененных корней

Сообщение учащегося : «Этот удивительный «плод» (морковь)»

13. Продолжение лабораторной работы (2 часть)

Оборудование: свекла, морковь, георгины, плющ комнатный, монстера, лупы (работа по вариантам).

1. Рассмотреть предложенные корни растений и назвать их видоизменения (записать в таблицу).

2. Рассмотреть через лупу корни – прицепки плюща и монстеры. Объяснить увиденное.

3. Сделайте вывод о значении видоизмененных корней в жизни растений.

V . Домашнее задание : §9, 10, 13 – прочитать. Ответить на вопросы, выучить понятия. Составить ребусы, кроссворды.

VI . Осмысление изученного материала .

1. Попытаемся увеличить количество ветвей нашего ассоциативного куста «корень» на основании полученных новых знаний.

Синтезирует вещества

Поглощает

https://pandia.ru/text/80/252/images/image004_50.gif" width="150" height="103 src="> Корень Запасает

Видоизменяется

Место для жизни других организмов

Сырье для промышленности

Стимулирует рост других растений.

2. Мы в букет собрали маки жаркие

Много незабудок голубых

А потом цветов нам стало жалко

Снова в землю посадили

Только ничего не получается…

От любого ветерка качаются

Почему осыпались и вянут,

Без корней расти и жить не станут

Почему? Что случилось с растениями? (вопросы классу)

3. Игра «Да-нетка»

Главный корень развивается из зародышевого корешка -…

От стебля отрастает дополнительные корни …

Дополнительные корни - ….

Боковые корни образуются только от главного корня -…

Главный корень нужен для закрепления растения в почве - …

В боковых корнях могут откладываться питательные вещества -….

Корневой волосок всасывает питательные вещества из почвы -….

Корнеплод образуется из главного корня, в нем откладываются

питательные вещества -….

В зоне всасывания расположены корневые волоски -…

Боковые корни ограничивают зону деления клеток -…

Никогда не рыхлите почву, это приводит к разрушению корней -…

Дождевых червей нужно уничтожать, они подрывают корни

растений -…

Поливать растения нужно только в жаркое время суток - ….

При пересадке растений нужно тщательно очистить корни от земли….

2.Пословицы (объяснить почему?)

Кто хочет победить сорняк, тот должен вырывать его с корнями.

Мать – сыра земля, всех кормит, всех поит, всех своим теплом

согревает.

3. Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит? »

Как вы думаете: вредит или помогает?

4. Составление кроссворда «Все о корне и его функциях» со смысловым

cловом (словарь по Ожегову) «начало».

VII . Рефлексия (используются сигнальные карточки красного, зеленого и