Панно из шпона своими руками. Маркетри - что это такое? Маркетри по дереву для начинающих: описание технологии, рекомендации. Как создают маркетри

Предлагаем рассмотреть мастер-класс в стиле маркетри. Что это такое? Маркетри — это мозаика по дереву своими руками. Данную мозаику делают из тонких слоев древесины различных пород, которые получают путем резьбы. Рассмотрим пошаговую инструкцию по работе в данной технике для начинающих.

Мозаику по дереву можно разделить на самые основные виды:

  • Интарсия, в данной технике идет выполнение деревянного изделия по деревянному;
  • Инкрустация, для этого используют украшение, которое отличается от фона изделия, на котором оно выполняется;
  • Маркетри;
  • Блочная мозаика.

Мы рассмотрим сегодня технику маркетри.

Техника маркетри

Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Нож — резец большого и маленького размера;
  • Бруски для заточки и поправки кромки;
  • Гуммированная лента;
  • Простой чистый лист;
  • Ватман;
  • Калька;
  • Ручка гелиевая;
  • Дрель с насадкой для ошкуривания;
  • Наждачная бумага;
  • Губка.

Пошаговая инструкция по выполнению работы.

На листке бумаге рисуем в ручную эскиз, если у вас таких данных нет, то можно воспользоваться поиском в интернете и найти там подходящую картинку. После чего распечатать ее. Основываясь на рисунке, подбираем материал по цветовой гамме.

После того как схема на простой бумаге полностью готова, ее необходимо перенести на большой ватман, причем увеличивая изображение. Линии все необходимо проводить четкими и видимыми.

При выборе цветовых тонов необходимо разобрать рисунок на несколько составляющих, после этого подготовить для каждого из них свои цветовые гаммы.

Теперь каждую из деталей необходимо с ватмана перенести на кальку. У нас это будет три штуки — сам фон, ваза с цветочками и книжка. Перенос делать лучше всего черной гелиевой ручкой, так как простой карандаш можно и не заметить на кальке. Для каждой детали используйте отдельный листочек с калькой.

Перед тем как начать работу, необходимо хорошо заточить ножи. Лезвия их должны быть отполированными и острыми. Поточить их можно на абразивном камне или же использовать брусок, только обязательно перед данным действием смочите водой лезвие инструмента.

Теперь начинаем подбор цветов для создания композиции. В первую очередь выбираем фон, только потом все остальные оттенки подбираем.

Помните о том, что данный материал при нанесении на него лака меняет свой оттенок. Например, до обработки лака цвет был светлым, после может стать на несколько тонов темнее.

Готовые детали необходимо вырезать из кальки при помощи ножа. Выбранный цветовой материал подкладываем под заготовленную часть. Вырезаем по кальке. Лучше, конечно, в первую очередь сделать небольшой контур, а только потом вырезать. После склеиваем кальку и готовую деталь между собой при помощи гуммированной ленты. Ее же просто смачиваем водой. Вырезаем следующую часть на кальке, которая идет следом за уже готовой. Склеиваем между собой детали при помощи данной ленты. Продолжаем это делать о тех пор, пока не получится весь рисунок.

Теперь производим набор основных деталей, делаем это точно так же, как и с фоном. Вырезаем их из кальки.

Вот и все, детали все собраны, теперь переходим к полному сбору. На готовый фон накладываем основные компоненты, начинаем проводить компоновку картины. Врезаем все детали в фон, предварительно прижав их тяжелыми предметами. Вырезанную часть у фона убираем, вставляем туда заготовку закрепив фон и заготовку между собой, лентой.

Таким же образом, что описывалось, врезаем все оставшиеся детали.

Теперь переходим к выравниванию уголков изделия. Они должны быть прямыми, делаем, как показано на фото:

Нарезаем небольшие тонкие полоски из светлого и темного цвета, приклеиваем их с внутренней стороны картины. Вот как это должно выглядеть.

Теперь необходимо проверить готовую работу, если имеются какие погрешности, то их необходимо устранить.

Готовую картину приклеиваем к листу фанеры с помощью клея. Причем смазывать необходимо как саму фанеру, так и картину. Только у картины промазываем свободные места, где нет груммированной ленты.

Укладываем картину на основе под пресс на 24 часа для того, чтобы она 100% проклеилась.

Достаем работу из-под пресса, ножом начинаем убирать груммированную ленту.

Производим шлифовку с помощью дрели с насадкой.

Готовую работу необходимо покрыть лаком. Делаем при помощи кисточки. В данном случае лучше использовать матовый лак. Покрываем в 5 слоев. Первый слой остается без изменения, а вот последующие слои можно немного разбавить растворителем. После каждого нанесения даем полностью высохнуть лаку, сразу начинаем зашкуривать наждачкой. Шкурить нельзя последний слой, то есть пятый.

Вот и все, мастер-класс на этом подошел к концу.

Видео по теме статьи

МАРКЕТРИ

В одном из залов подмосковного музея-усадьбы Кусково стоит неболь-шой столик, очень простой по форме. Но посетители все же задержи-ваются около столика и подолгу рассматривают тонкий и сложный рису-нок, украшающий его. Со скрупулезной точностью художник изобразил архитектурный ансамбль огромной кусковской усадьбы, не оставив без внимания даже самый малый кустик.

Присмотревшись, посетители обнаруживают, что пейзаж не написан красками, а выложен из множества кусочков разноцветного дерева. Быть может, не одну тысячу тонких фанерок должен был подобрать терпели-вый мастер, чтобы проделать эту ювелирную работу. Причем не по своей прихоти — таков был заказ. Художник с честью с ним справился, пока-зав неограниченные возможности мозаики из дерева. И — удивительное дело! — несмотря на множество мелких элементов, рисунок органично сливается с поверхностью стола, составляя с ним единое целое. Суще-ствует предание, что автор этого удивительного столика, крепостной столяр-краснодеревщик Никифор Васильев, ослеп сразу же после его изготовления — так велико было зрительное напряжение.

Искусство мозаики из тонких деревянных пластинок, так называемое маркетри, возникло в XVII веке в Европе и наиболее широко распро-странилось во Франции. Какое-то время после зарождения техники мар-кетри мебель, отделанную мозаичными наборами, привозили в Россию из Западной Европы. Но уже в XVIII веке появляются отечественные мастера из крепостных. Техника маркетри продвинула искусство мозаи-ки по дереву далеко вперед, так как заменила собой трудоемкую интар-сию — врезание в деревянную основу кусочков различной древесины.

Интерес к технике маркетри не ослабевает до сих пор. Современные мастера украшают мозаичными наборами музыкальные инструменты, мебель, художественный паркет и многое другое.
Для выполнения мозаичных наборов нужно приобрести шпон — одно-слойную облицовочную фанеру из древесины различных пород. Толщина такого шпона колеблется от 0,5 до 1,2 мм. Продается он в магазинах стройматериалов, в магазинах «Юный техник», «Пионер».

Шпон из карельской березы — прекрасный материал для мозаичного набора. Свилеватая волнистая текстура придает древесине необычайную декоративность. Но и древесина обыкновенной березы вполне подходит для маркетри. Плотную розовато-коричневую древесину имеет груша. Часто применяется в наборах дубовый шпон, который хорошо протрав-ливается (об этом мы еще расскажем) под так называемый мореный дуб. Легко поддается обработке умеренно твердая древесина грецкого ореха. Она прекрасно режется во всех направлениях и имеет широкую цветовую гамму— от светло-коричневого тона до почти черного. Широко применяется в мозаичных наборах красное дерево — махагони. Оно тоже бывает различных оттенков — от светло-розового до красно-коричневого.

Кроме перечисленных пород, наиболее употребляемых в маркетри, применяют любую древесину со всевозможными пороками (ложное ядро, синева, крень, наплыв, краснина, двойная заболонь и т. д.), позволяю-щими получать своеобразный рисунок.
Но в маркетри используют не только естественную окраску дерева. Древесину многих пород иногда подвергают протравливанию — глубо-кому прокрашиванию, имитируя тем самым другие, более ценные породы.
Чтобы окрасить шпон в красный цвет, его сперва хорошо вымачива-ют в слабом растворе медного купороса (15 г на литр воды), потом вы-сушивают и опускают в раствор желтой кровяной соли (железисто-синеродистого калия) — она продается в магазине фототоваров. На один литр воды нужно взять 90 г желтой кровяной соли.

Чтобы получить голубой или светло-зеленый цвет, древесину про-травливают раствором хлористого железа. Для получения темно-корич-невого цвета применяют раствор медного купороса, для черного и серо-го — железного купороса, темно-зеленого — хлористой меди. Концентра-цию растворов можно менять в зависимости от того, какой оттенок вы хотите получить.
Древесина дуба, ореха и бука, содержащая в большом количестве дубильные вещества, протравливается без предварительной обработки.

А древесину липы, ольхи, березы, тополя, сосны и других пород необ-ходимо перед протравливанием вымочить в отваре чернильных орешков — это такие наросты на листьях дуба. Если не найдете чернильных ореш-ков, сделайте отвар из дубовой или ивовой коры.

Существует два способа выполнения мозаичного набора в технике маркетри. Наиболее простой — выкладывание орнамента из заранее на-резанных одинаковых элементов. Но этот способ имеет ограниченные возможности, так как позволяет сравнительно быстро выполнить только геометрический рисунок с повторяющимися элементами. И тем не менее начинать изучение техники маркетри желательно именно с этого про-стого способа.
На нашем рисунке показан набор, выполненный из трех повторяю-щихся элементов. Соответственно использован шпон трех различных по-род с разной текстурой и цветом. Такой набор можно использовать для украшения шкатулки или крышки пенала.

Закрепите лист бумаги на чертежной доске или на фанере. Вычер-тите в натуральную величину чертеж-шаблон. Сразу же решите, какие три породы древесины вы используете в наборе, и подберите шпон. А чтобы ясно представить себе будущий орнамент, раскрасьте его эле-менты на чертеже акварельными красками под цвет предполагаемых пород.
Из картона или плотной бумаги сделайте шаблон для каждого эле-мента. Теперь накладывайте шаблоны на кусочки шпона и обводите карандашом.

По карандашным линиям вырезайте элементы орнамента резаком, форма которого показана на рисунке. Резак должен быть изго-товлен из хорошей стали. Как его сделать самим и заточить, рассказано в статье о резьбе по дереву. Держите резак в руке так, как вы обычно держите карандаш или авторучку. При вырезании резак ведите точно по линии, слегка наклонив к себе. Резак должен сохранять неизменным свое положение, а при прорезании длинных кривых линий шпон пода-вайте навстречу острию. Под куски шпона во время вырезания подло-жите доску из мягкой породы дерева.
Иногда элементы набора выпиливают лобзиком. При этом из соеди-ненных в пакет нескольких листов шпона получается сразу несколько одинаковых элементов.

Выпиленные или вырезанные элементы орнамента смазывают столяр-ным клеем и наклеивают на чертеж-шаблон, плотно подгоняя каждый элемент друг к другу.

Когда набор будет выполнен весь, его надо наклеить на основу. Осно-вой может служить доска или толстый лист фанеры. Смажьте основу столярным клеем и наложите на нее набор так, чтобы бумажный шаблон оказался наверху. Положите сверху три-четыре листа газетной бумаги и прижмите их деревянным щитом. Все это поместите под пресс, выдер-жите в течение трех-четырех часов, потом распрессуйте. Дальнейшую работу производите не менее чем через двое суток после распрессовки, когда набор окончательно высохнет.

Крупнозернистой наждачной бумагой, обернутой вокруг деревянного бруска, снимите с набора бумажный шаблон. Затем отшлифуйте набор наждачной бумагой с мелким зерном. Шлифовать элементы набора надо вдоль волокон древесины. При шлифовке поперек волокон образуются царапины, которые неизбежно проявятся при дальнейшей обработке. Особенно четко проявляются царапины на мягкой древесине.

Отшлифованный набор в зависимости от художественного замысла лакируют или вощат.
Если вы задумали отлакировать поверхность набора, лучше всего использовать нитролаки. Они влагоустойчивы, прозрачны, быстро сохнут и приобретают интенсивный блеск. Лакировать мозаичный набор мас-ляными лаками не рекомендуется, так как они дают малопрозрачную пленку и недостаточно выявляют текстуру древесины (хотя для других видов работ по дереву иногда хороши и масляные лаки). Нитролаки удобно наносить на древесину обыкновенным пульверизатором, который используется для одеколона.

Нанесите на отшлифованный набор первый слой лака и просушите его в течение часа. Затем отшлифуйте поверх-ность мелкозернистой шкуркой и нанесите еще 2—3 слоя лака. После каждого слоя продолжительность сушки увеличивайте примерно на час. Так, перед нанесением четвертого слоя третий просушивайте в течение трех часов. После нанесения последнего слоя высушивайте лак в тече-ние суток, после чего отполируйте полировочной пастой.

Для вощения нужно приготовить мастику, состоящую из двух ча-стей скипидара и одной части воска. Скипидар медленно вливайте в рас-плавленный воск, помешивая, потом тщательно размешайте. Вощат на-бор остывшей мастикой с помощью тряпичного тампона или щетинной кисти. Мастике дают просохнуть в течение 2—3 часов, после чего набор натирают до блеска щеткой или суконкой.

А теперь попробуйте выполнить мозаичный набор вторым способом. Как и при первом, прежде всего разработайте эскиз в натуральную величину. Эскиз выполните в цвете, а границы между соседними цветами проведите четкой контурной линией. На готовый эскиз наложите лист кальки и переведите на нее линейный рисунок. Переверните кальку — и вы получите зеркальное изображение рисунка. Именно этот зеркаль-ный рисунок переведите с помощью копирки на лист шпона, который будет служить фоном и одновременно шаблоном.

Получить зеркальный рисунок можно и не прибегая к кальке. Для этого эскиз с обратной стороны протрите ваткой, слегка смоченной льняным или подсолнечным маслом. Когда на обратной стороне появится зеркальное изображение рисунка, тщательно протрите бумагу сухой тряпочкой. Как и с кальки, обратный рисунок переводят на лист шпона.

На рисунке вы видите последовательность изготовления одного фраг-мента набора — цветка. Для начала попробуйте выполнить мозаичный набор этого цветка. Вам потребуется шпон трех пород древесины. Для лепестков — желтая акация, для фона — простой дуб, а для тычинок — мореный дуб. Конечно, можно заменить все названные породы другими сортами шпона, предварительно окрасив их, если нужно, в подходящие цвета, — вы уже прочитали в этой статье, как окрашивать древесину.

Итак, вы нанесли на лист шпона, который будет служить фоном, зеркальный рисунок. Теперь вырежьте на фоне гнёзда под лепестки. Затем снизу подложите под вырезанное отверстие шпон из желтой ака-ции. Обводя резаком отверстие, нанесите на подложенный шпон тонкие, но отчетливо видимые риски. Отложите фон в сторону, а из акации по нанесенным рискам вырежьте лепестки, которые потом вставьте в вы-резанные гнезда фона, закрепив их с обратной стороны липкой лентой или кусочком бумаги, смазанным клеем.

Следующий этап — вырезание и подклеивание тычинок — выполняет-ся точно так же, только вместо акации берется шпон из мореного дуба.
После того как все элементы набора будут вырезаны и подклеены, все дальнейшие операции производятся так же, как и при наборе пер-вым способом. Только при наклейке на основу у вас сверху окажется уже не чертеж-шаблон, а липкая лента или подклеенные кусочки бумаги.
В заключение один совет. Не старайтесь подменять техникой маркет-ри живопись, не увлекайтесь портретами и пейзажами. Маркетри обла-дает собственными изобразительными возможностями — прекрасно вы-глядят, например, эмблемы, орнаменты. И использовать лучше именно эти возможности.

Украсьте крышку шкатулки или мебель плетёным узором, придав ей уникальность и элегантный вид. Как и многие другие столярные методы, этот лишь на первый взгляд кажется чересчур сложным. Однако, поняв основные принципы работы, показанные в нашей статье шаг за шагом, вы увидите, что это делается очень просто.

Разметка узора

Для создания плетёного узора я использую квадратики из кленового шпона , окрашенные в чёрный цвет, и светлые прямоугольники из вишни.

Главный секрет построения узора заключается в соотношении размеров квадратов и прямоугольников. Прямоугольники должны быть в два раза шире и в четыре раза длиннее квадратов. С помощью пропорции 1:2:4 вы можете построить плетёный узор любого размера.

В показанном здесь примере прямоугольники размерами 20×40 мм соответствуют 10-миллиметровым квадратам. Чёрная полоска шириной 5 мм и ореховая кайма шириной 25 мм окружают плетёный узор. После склейки края набора обрезаются вровень с краями крышки размерами 216×280 мм.

Нарезка полос шпона

Для этого узора требуется 63 квадрата и 62 прямоугольника, но не помешает иметь несколько лишних деталей. Чтобы вырезать детали, потребуется острый нож, металлическая линейка и рабочая лоска. Рабочую доску можно сделать из куска фанеры или ламинированной древесно-стружечной плиты, добавив деревянную рейку-упор, к которой прижимается край шпона. Сначала изготовьте 10-миллиметровый шаблон из обрезка толщиной не менее 12 мм.

Прижмите кусок чёрного шпона к рейке-упору и с помощью шаблона расположите линейку параллельно упору с отступом 10 мм (фото А). Отрежьте несколько полосок обшей длиной не менее 60 см для изготовления квадратов (фото В). Затем отрежьте ещё две полоски длиной 300 мм и отложите в сторону. Состыкуйте кромки отрезанных ранее полос, скрепите полосы скотчем и разрежьте на квадраты (фото С).

Чтобы сделать шаблон для светлых прямоугольников, скрепите скотчем две отложенные чёрные полоски, состыковав их кромки.

Отрежьте несколько 20-миллиметровых светлых полос обшей длиной не менее 2400 мм. Как и ранее, состыкуйте кромки этих полос, скрепите скотчем, обрежьте один конец под прямым углом и прижмите этот конец к рейке-упору. Соединив скотчем две 20-миллиметровые полоски, используйте их как шаблон для установки линейки, чтобы разрезать полосы на прямоугольники.

Быстрый обжиг изменит цвет шпона

С помощью горячего песка сделайте концы прямоугольников более тёмными, как бы уходящими в тень, чтобы создать иллюзию переплетения полос.

Установите регулятор нагрева электрической плитки в среднее положение и поставьте на плитку небольшую чугунную сковороду, на 2/3 наполненную мелким песком. Потренируйтесь с обрезками шпона и определите оптимальное время выдержки светлых прямоугольников в песке до получения желаемого цвета. Затемните оба конца каждого прямоугольника (фото D).

Соберите узор

Чтобы летали узора оставались на месте и вы могли продолжать сборку, положите лист так называемой контактной бумаги липкой стороной вверх, подложив снизу кусок картона (фото Е). Разметьте на контактной бумаге две перпендикулярные линии, пересекающиеся в центре листа. Эти линии помогут аккуратно

расположить летали, чтобы готовый узор получился прямоугольным. Укладывайте квадраты и прямоугольники лицевой стороной вниз (фото F и G).

Если некоторые детали сдвигаются или слабо держатся на липком слое контактной бумаги, временно закрепите их прозрачным скотчем. Собрав узор полностью, обрежьте его края (фото Н, I, J).

Добавьте красивую кайму

Вырежьте 5-миллиметровые полоски из чёрного шпона, а из орехового шпона - полосы шириной 25 мм таким же способом, как ранее. Прикрепите эти полоски к краям узора (фото К) с перехлёстом на углах. Разрежьте места перехлёста наискось от внутреннего угла к внешнему (фото L). Сделав косые стыки на всех четырёх углах, переверните набор и наклейте на кайму полосы малярного скотча. Удалите прозрачную плёнку с лицевой поверхности.

Краткий совет! Наклейте прозрачный скотч диагонально на все углы с обеих сторон, чтобы избежать появления трещин при разрезании шпона.

Наклейте гуммированную ленту

Прежде чем приклеить готовый набор к основе, малярный скотч необходимо удалить. Для этого сначала увлажните полоски гуммированной ленты и оклейте ими всю лицевую сторону набора (фото М). Сырая бумажная лента при высыхании стягивает шпон, и набор может покоробиться. Не паникуйте! Он снова станет плоским после приклеивания к основе. Когда лента высохнет, осторожно отделите малярный скотч, отрывая его под углом 45° к направлению волокон. Тяните скотч вдоль поверхности набора, чтобы случайно не оторвать одну из деталей.

Краткий совет! Если при удалении скотча один из кусочков шпона выпадут из набора, вставьте его на место и закрепите каплей клея, втирая его пальцем в швы

Слегка увлажните гуммированную ленту с помощью мокрой губки и наклейте её на лицевую сторону набора. Высыхая, эта лента плотнее стянет стыки деталей из шпона.

Наклейте набор на основу

Для приклеивания набора к основе вы можете использовать вакуумный пресс, фанеровочный пресс или просто зажать работу струбцинами между двух толстых пластин, выпиленных из 19-миллиметровой фанеры или МДФ-плиты. Я обычно применяю традиционный костный клей, так как он позволяет переносить набор даже после того, как клей высохнет, просто нагревая его утюгом, но можно взять любой клей для столярных работ. Выпилите по размерам набора основу из прочного и стабильного материала, например, МДФ или фанеры. Затем вырежьте кусок шпона таких же размеров для наклеивания на обратную сторону основы. Выберите шпон, который будет хорошо выглядеть внутри шкатулки. Он приклеивается к нижней стороне основы, чтобы готовая панель не покоробилась.

Равномерно нанесите клей на основу и наклейте лист шпона. Затем переверните основу, нанесите клей и аккуратно наклейте набор с плетёным узором (фото N). Клей следует наносить только на основу, а не на шпон. Положите панель в пресс и плотно сожмите (фото О). Оставьте панель под давлением на несколько часов, затем выньте и подождите ещё сутки, чтобы дать клею высохнуть окончательно.

Шпон в виде мозаики своими руками – пошаговое описание и фото

Параллельность без измерений и разметки. Примитивный шаблон поможет быстро и аккуратно расположить линейку.

Нарежьте полоски. Удерживая линейку на месте, ведите нож вдоль её края. Сделайте несколько надрезов с небольшим нажимом, чтобы отделить поломку шпона.

Соединить и отрезать. Скрепите скотчем несколько чёрных полос шпона и обрежьте один конец под прямым углом. С помощью шаблона установите линейку, затем разрежьте полосы поперёк, чтобы получить квадраты.

Затемните концы прямоугольников. Опытным путём установите время выдержки вишнёвого шпона в горячем песке, погружая конец детали примерно на 3 мм. Старайтесь, чтобы все они выглядели одинаково, и не допускайте обугливания.

Для сборки узора подготовьте липкую поверхность. Скотчем закрепите на столе контактную бумагу липкой стороной вверх.

Начните с центра. Выровняйте первый прямоугольник вдоль одной из направляющих линий и положите вплотную к нему чёрный квадратик, также выровняв его по линии. Добавьте второй прямоугольник, расположив его поперёк первого и выровняв по центру, чтобы получилась буква Т. Добавьте ещё один чёрный квадратик с другой стороны.

От середины к краям. Продолжайте составлять Т-образные формы из светлых прямоугольников, заполняя свободные промежутки квадратиками.

В ходе работы регулярно контролируйте прямоугольность узора с помощью направляющих линий.

Наклейте малярный скотч. Закончив сборку узора, полностью удалите прозрачный скотч и заклейте всю заднюю сторону малярным скотчем.

Обрежьте края набора. Острым ножом по линейке вырежьте прямоугольник размерами 180×240 мм. Не беспокойтесь за точность этих размеров. Вы сможете изменить окончательные размеры, добавив кайму из полос шпона.

Удалите бумагу. Обрезав края набора, осторожно отделите контактную бумагу, но оставьте на месте малярный скотч.

Обведите узор каймой. Скрепите прозрачным скотчем чёрную и ореховую полосы окантовки. Затем прикрепите эту кайму к краю набора.

Идеальная заусовка. Несколькими лёгкими надрезами по диагонали разрежьте полосы окантовки на каждом углу.

Наклеить и закрепить. Сначала приклейте шпон на заднюю сторону основы, а затем наборный узор, не забудьте скрепить скотчем все части, чтобы они не сдвинулись под прессом.

Положите вощёную бумагу между панелью и прижимными пластинами, чтобы избежать их склеивания. Тонкий слой картона между вощёной бумагой и пластинами компенсирует небольшие отличия толщины шпона, создавая равномерное давление на все части набора.


Слово инкрустация латинского происхождения. Раз речь зашла о латыни, то уже понятно, что данное искусство известно с давних пор. Означает оно украшение какого-либо покрытия кусочками стекла, мрамора, керамики, металла и т.д. Эти кусочки выкладываются по поверхности, отличаясь от неё по составу и цвету. И хотя в ход идут самые различные материалы, всё же самым распространённым является дерево.

Люди старшего поколения помнят, как лет 30-40 назад самыми распространёнными увлечениями были чеканка, интарсия и маркетри. Правда, многие о таких названиях не слышали, но выглядело всё очень достойно и нравилось всем. Как ни странно, по прошествии времени ничего не изменилось, до сих пор эти промыслы существуют, а изделия непросто пользуются большим спросом, но и стоят немалых денег.

Интарсия по дереву

Эту разновидность инкрустирования современным языком можно назвать технологией 3D . Создаются такие изображения из деревянных кусочков, подбирая их по текстуре. Такие кусочки врезаются в деревянную поверхность:

  • подобранные кусочки вырезаются из цельного куска или разных древесных пород;
  • вырезанные детали будущей мозаики отшлифовываются и если надо красятся;
  • в поверхности делается углубление по толщине равное наборному изображению;
  • детали картины собираются в одно целое, склеиваются друг с другом и вкладываются в вырезанное углубление.

Есть наиболее простой способ, которым пользуется всё больше мастеров, — набор приклеивается на фанеру . Фанера в этом случае готовится согласно требуемым размерам. По периметру делается обкладка, а внутри размещается картинка. Обкладка и картинка подбираются заранее, чтобы все детали совпали и составили один сюжет.

Если кто-то решил самостоятельно что-то инкрустировать и сделать нечто подобное, нужно будет придерживаться ряда правил:

  • текстура уложенных кусочков должна быть направлена строго по намеченному шаблону;
  • в работе используются детали различной древесины либо их надо будет покрасить;
  • объёмность достигается методом стачивания углов, поднятия и опускания целых зон картины;
  • толщина сильно влияет на внешний вид полотна и его качества — используйте заготовки небольшой толщины.

Галерея: мозаика по дереву (25 фото)























Маркетри по дереву

Слово довольно-таки малоизвестное, хотя это та же интарсия, только сделанная из шпона . Теперь всем сразу понятно о чём речь. Техника хоть и считается упрощённой, но, во-первых, она очень затратная; во-вторых, требует определённого опыта; в-третьих, она трудоёмкая.

В работе используется шпон натуральных пород дерева . Создание картины очень схоже с процедурой, используемой в интарсии:

  • сначала делается шаблон на бумаге;
  • с помощью копирки рисунок подетально переводится на шпон различных оттенков;
  • если нет нужного цвета, можно покрыть деталь морилкой;
  • вырезанные кусочки наклеиваются на шаблон, плотно подгоняясь друг к другу;
  • приклеенное на бумагу полотно смазывают клеем и приклеивают на поверхность;
  • сверху кладут бумагу и зажимают в прессе;
  • после высыхания изделие шлифуется и обрабатывается мастиками или лаками.

Условия работы со шпоном потребуют ознакомления не только с техникой работы, но и:

  • с поведением различной древесины в самых разных условиях;
  • использованием клея и лака;
  • правильным шлифованием;
  • наличие художественного вкуса;
  • усидчивости и аккуратности.

Больше всего, конечно же, на создаваемый шедевр влияет опыт. Специалисты в этой области создают красивую мебель, используют технику маркетри в паркетных элементах. Начинающему мастеру предстоит сначала научится делать небольшие картины, потренироваться на небольших предметах, поможет в этом хорошее обучающее видео, или подробный мастер класс. Когда такую картину не стыдно будет повесить на стену, можно будет переходить к следующей более сложной технике.

Мозаика по дереву

Самый простой и доступный способ украсить интерьер своими руками — это использование древесины различных пород. Любая мозаика из деревянных кусочков является разновидностью инкрустации. Доступность настенного вида инкрустирования в том, что создавая новый интерьер, берут любые по своей форме древесные плитки. Из этих плиток и складывается мозаика.

Ответ дорогостоящему инкрустированию из ценных материалов — инкрустация подручными материалами. Идеальным бюджетным вариантом будет использование отходов производства . В столярных мастерских всегда есть самые разнообразные кусочки древесины. Иногда используется даже стружка, смешанная с цементом и красителями.

Из напиленных квадратиков, треугольников и многоугольников собираются неплохие настенные мозаичные панно. Мозаику стали часто использовать для облицовки фасада дома. Достаточно напилить из досок рейки разной толщины и наклеить на поверхность так, чтобы они не имели просветов между собой и чередовались по размеру. После такая «кладка» красится морилкой и покрывается защитным лаком.

Блочная мозаика, в принципе, то же самое, но только работать с ней гораздо проще. Рисуется чертёж, по которому склеиваются бруски. После высыхания бруски распиливаются поперёк на несколько одинаковых плиток. Клеятся бруски так, чтобы в них присутствовали разнообразные древесные породы. Внешне несовместимые породы создают при соединении на поверхности узор. Такая мозаика клеится по составленным эскизам и в торцевом разрезе приобретает необходимый рисунок.

Мозаика из дерева своими руками

Прежде чем пробовать создать что-то крупное, или браться за дорогостоящий проект, помните — чтобы создавать самому какие-то изделия начать можно с малого. Так, стоит попробовать пару мастер-классов по созданию мозаики из дерева . Обычно используются примеры по созданию бабочки или рыбки. Выше описывались методы изготовления маркетри своими руками, поэтому повторяться смысла нет. Со шпонированными картинами принцип тот же и он совпадает с первым.

Однако есть один вариант мозаики, который немного отличается и под силу всем. Это изготовление детской игрушки своими руками . Для работы понадобятся мебельный щит, ножовка, лобзик (ручной), наждачка и ПВА.

Схема довольно проста:

  1. Прямо на деревянном щите рисуется круг. В круге рисуется ещё две-три окружности. Делается всё это циркулем, так как центр у окружностей должен быть один.
  2. От центра к краям самой большой окружности проводятся волнистые линии. Получается подобие лепестков, разделённых линиями на несколько частей.
  3. Фрагмент с кругом отпилить ножовкой от основного листа. Работать придётся ручным лобзиком и поэтому понадобиться подход со всех сторон.
  4. Отпиленная часть с рисунком прижимается струбцинами к столу.
  5. Лобзиком выпиливаем по линиям каждый фрагмент.
  6. Получившийся набор деталей нужно отшлифовать и покрасить. Красится каждый наборный «лепесток» в свой цвет. Подойдёт любая краска (гуашь, акварель и т.д.). Чтобы краска не стиралась, сверху покрывают лаком на водной основе.
  7. Из этого же материала делаются бортики, а из фанерного листа основание коробки. Бортики с фанерным кругом склеиваются вместе и красятся или покрываются лаком. Чтобы мозаичный набор совпал с коробкой заранее на чертеже прорисовывается ещё один круг для бортиков и дна.

Самостоятельно в домашних условиях делается и инкрустация шпоном . Допустим, вы решили облагородить свою старую любимую шкатулку:

  • рисуется самый простой рисунок;
  • вырезается деталь и накладывается в места врезки;
  • в обрисованном контуре делается небольшая выемка;
  • в выемку вкладывается смазанная клеем вставка;
  • после высыхания клея место вставка шлифуется и лакируется вместе со всей поверхностью.

Мозаика на изделиях из древесины

Помимо дерева, в мозаичных композициях используются и другие материалы. В Средние века широко использовалась кость и камни. Сейчас, например, больше применяется металл.

В изделиях из древесины дорогих пород делаются специальные канавки резаком. В эти канавки мастер вбивает прокатанную проволоку так, что она образует любой узор, придуманный художником.

Обычно такая техника нужна в производстве сувениров на заказ. Больше всего её можно увидеть на дорогом оружии и коробках для эксклюзивных часов. Такие виды работ сложно выполнить дома самостоятельно хотя бы потому, что потребуется специальное оборудование.

Маркетри – это дивные узоры с древней историей, которые популярны во все времена. В чем их особенность? Какие предметы можно инкрустировать? И реально ли постичь эту технику маркетри самостоятельно? Разберемся шаг за шагом!

Сказочная красота руками человека: принцип маркетри

Эти хитросплетения восхищают. Как будто такую мозаичную красоту делали вовсе не люди, а боги! Техника маркетри непроста, но она вполне доступна каждому, у кого есть творческая фантазия. По сути, к изучению основ инкрустации приобщается каждый, кто создает многослойную аппликацию из дерева, бусинок, перышек, лепесточков, опилок, блестинок. Изделия, украшенные мозаикой, станут великолепным подарком на любой из праздников , , или .

Техника изготовления маркетри такова : на деревянную или какую-либо другую поверхность, что служит основой, наклеивают тоненькие фигурные пластиночки из разнообразных пород дерева. Эти фрагменты отличаются по оттенку и структуре. Благодаря этому эффекту получается оригинальный орнамент. Помимо дерева, для техники маркетри активно используют перламутр, тоненькие пластиночки слоновой кости, различные камни, керамику, металлические мелочи.

Потрясающие своей детализацией примеры маркетри на фото:

Откуда родом шедевры?

Маркетри как декоративная техника изготовления предметов домашнего обихода и сувениров зародилась в Древнем Востоке . Сначала она служила для того, чтобы выделить отдельные детали статуэток (например, глаза), также инкрустацию деревом применяли в архитектуре для украшения зданий.

Позднее, в Древнем Риме и Греции , когда изготовляли изделия из однотонного материала, с техникой маркетри их украшали деревянными или каменными мелочами.

В 9-13 веках зачатки маркетри дают о себе знать в величественной архитектуре Италии . Мастера эпохи Возрождения придумывали и создавали богатейшие узоры из драгоценностей и мрамора, активно украшали церковную утварь.

Во 2-й половине 16 века уже появились предпосылки для выделения этого прикладного искусства в отдельное русло.

Техника изготовления маркетри очень популярна. На изысканной мебели красуется знаменитая флорентийская мозаика. В ее основе, помимо деревянного фона, пластинки разноцветных драгоценных и полудрагоценных камней.

Виды маркетри

Материалы, из которых состоит узор, врезают/приклеивают непосредственно в саму основу, которой может служить любая мебель, фанера, заготовка для картины, многослойная фанера. Инкрустация бывает двух видов:

  • интарсия – украшение деревянной основы деревом. При этом элементы, из которых состоит мозаика, врезаются в толщу основы;
  • маркетри – применение шпона с использованием различных материалов.

При создании мозаики маркетри не стоит смущаться, если на древесине имеются дефекты – это лишь поможет вам достичь уникального изображения.

Знайте, что это процесс кропотливый и длительный. Инкрустация маркетри любит внимательность и абсолютную точность. Вооружившись терпением, желанием, инвентарем и глядя на фото, представленные на нашем сайте, вы сможете не только понять стиль маркетри, но и создать настоящий шедевр:

  • сияющую картину;
  • украсить мебель;
  • подарочную коробку;
  • или даже фамильный герб.

Многие мастера маркетри начинают с изготовления картин из дерева и панно небольших размеров. Этот материал податлив, приятен на ощупь, все детали легко наклеиваются на основу. Деревянные картины маркетри – это природные, экологически чистые и долговечные шедевры.

А если вы стремитесь обустроить свою квартиру эксклюзивной мебелью, в частности украсить детскую кровать, применив технологию маркетри, вам будут полезны следующие советы:

  • выбирайте кровать из натурального дерева;
  • изголовье и изножье кровати должно иметь достаточную площадь для выполнения резьбы вручную;
  • в таком же стиле украсьте и детскую тумбочку – тогда вы получите целый гарнитур.

Стильная мебель маркетри, выполненная из прочного дерева своими руками – это длительный и трудоемкий процесс. Но она будет высоко цениться вашими родственниками и верно прослужит не одному поколению.

Мозаика из дерева, в которой видны разноцветные хитросплетения из разных древесных пород, широко применяется в изготовлении сувениров и подарков. Очень мило смотрится подарочная коробка своими руками, также вы можете , а потом украсить ее при помощи деревянной мозаики. Для ее изготовления:

  • используйте чистую древесину;
  • нарисуйте оригинальный эскиз;
  • помимо резьбы, украсьте коробочку камнями.

Все зависит от вкуса человека, которому предназначается элитный презент. Для техники изготовления маркетри важно, чтобы все декоративные элементы были твердыми, прочными и высококачественными.

Фамильный герб, созданный в технике маркетри, станет не только оригинальным украшением дома, но и семейной реликвией. Это очень тонкая работа, но результат стоит стараний!

Посмотрите примеры оформления интерьера на видео из YouTube:

Интарсия из дерева своими руками: мастер-классы и практические советы

Для работы маркетри вам потребуется минимум материалов и инструменты, которые найдутся у каждого. Для того чтобы облегчить работу, шпон будем клеить «на холодную» – то есть с самодельного пресса («горячий» способ не для начинающих). Вам понадобятся такие инструменты:

  1. Нож для нарезания обоев с набором острых лезвий — специальный инструмент для маркетри своими руками.
  2. Два листа ДСП, которые по размеру на полтора-два сантиметра больше вашей работы необходимы для маркетри своими руками.
  3. Скотч малярный.
  4. Кнопки.
  5. Калька также необходима для создания маркетри своими руками.
  6. Карандаш и копирка.

Материалы, которые пойдут на изготовление маркетри:



Полезное видео для начинающих поможет вам более детально понять принцип. О том, как можно сделать несложную картину маркетри, смотрите это видео для начинающих из YouTube. Мастер доступно и наглядно расскажет, как сделать оригинальную звезду, применяя шпоны из красного дерева, ясеня и березы. Этот материал будет отличным стартом для пути в большое искусство создания дивных орнаментов:

Вы можете также регулярно заходить на YouTube и продолжать заниматься, так как обучение маркетри – это многоэтапный процесс. Замечательные картины изготовляет мастер и на этом видео:

Шедевры, созданные в технике маркетри, украшают многие сферы нашей жизни. Это мебель, картины, шкатулки, украшения и сувениры. Здорово рассказывает об особенностях техники Сергей Ращупкин:

Сегодня молодые мастера маркетри охотно постигают тонкости этого искусства, вдохновляясь работами предшественников. Приобщайтесь и вы! Ставьте оценки и делитесь статьей с друзьями!