Компания фокс-экспресс - отзывы. Морские перевозки. Основные виды товаров и грузов Видео: типы и размеры морских контейнеров

В процессе оборота любого вида произведенного товара, а именно при предъявлении его к перевозке любым видом транспорта, товар превращается в груз. При этом, существенным для выбора способа транспортировки и перегрузки является необходимость классификации транспортных свойств этого груза. Для решения логистических задач существует несколько видов классификации грузов, которым могут соответствовать различные обозначения грузов. Например, классификация по способу перевозки и перегрузки (штучные, навалочные, наливные и т.д.); по физико-химическим свойствам (самонагревающиеся и самовозгорающиеся, ядовитые, огнеопасные, взрывчатые, пылящие и т.д.); по климатическому режиму перевозки (скоропортящиеся и рефрижераторные грузы, требующие особых влажностных режимов). Для решения задачи по созданию транспортно-логистической цепочки по перевозке грузов через морские порты Санкт-Петербург и Новороссийск используется следующая укрупненная классификация номенклатуры грузов (Таблица1.)


Таблица 1. Укрупненная классификация номенклатуры грузов

Наливные


Навалочные

Генеральные

Нефть сырая

Металлы черные и цветные

Лес круглый

Нефтепродукты

Уголь и кокс

Машины и оборудование

Пиломатерилы

Нефтехимические

Руды и концентраты


Скоропортящиеся

Пищевые наливные

Химические

Грузы в контейнерах

Прочие лесные

Прочие наливные

Строительные

Грузы на пароме



Прочие тарно-штучные


Продолжающаяся контейнерная революция развила эту классификацию понятиями «контейнеры» и «контейнеропригодные грузы», часть из которых превращается в «грузы в контейнерах». в приведенной классификации по транспортно-технологическим свойствам формально отнесены к генеральным грузам, это могут быть наливные (нефтехимические, пищевые и др.) в танк-контейнерах, навалочные, лесные, скоропортящиеся и другие контейнеропригодные грузы.


Морские перевозки. Практика и термины международных морских перевозок


В практике современных коммерческих морских перевозок грузов встречаются также следующие термины:

  • Балк, или навалочный груз, перегружается в свободной форме − грейферами, ковшами, насосами и перевозится морем в объеме, сформированном корпусом судна. К грузам этого типа относят зерно, уголь, железная руда, сахар, фосфаты, сера, а также нефтепродукты. Балк учитывается по весу, часто подсчитываемому по изменению осадки судна.
  • Брейк-балк, или генеральный груз − это другая разновидность груза, иначе называемого штучным грузом, или упакованным в тару, соответствующую стандартам (ящики, мешки, тюки, бочки и т.д.). Как правило, такой груз имеет более высокую удельную стоимость на единицу веса. Этот груз перегружается штучно или может укрупняться укладкой на поддоны (паллеты). Этот груз может быть также контейнеризирован, т.е. погружен в унифицированный контейнер и предъявлен к перевозке как контейнер. В зарубежной терминологии такой контейнер часто идентифицируется как контейнер в полной загрузке (FCL). Распространена также операция комплектации грузовых единиц разных грузовладельцев в один контейнер неполной загрузки (LCL).
  • Встречается термин нео-балк, представляющий собой массовый груз, как правило, одного направления перевозки, с высокой удельной стоимостью, который перевозится специализированными судами на специализированные же терминалы. Примерами этого вида груза являются автомобили и лесоматериалы. Обычно маршруты нео-балка проходят по своим, специфическим, маршрутам − грузопоток круглого леса, например, рождается в специализированных лесных портах, автомобили перевозятся через специальные автотерминалы, зачастую, расположенные отдельно от других портовых мощностей.
  • Специализированные суда-автомобилевозы (pure car carrier) имеют небольшую осадку вследствие высокого погрузочного объема груза. Портовые сооружения для них обычно занимают большую, специально оборудованную площадь, являясь в какой-то мере своего рода большими парковками для тысяч новых машин, что иногда является одной из причин расположения таких терминалов вдали от традиционных портовых мощностей. В Санкт-Петербурге такие специализированные терминалы расположены в морском порту Санкт-Петербург, в ОАО «Петролеспорт» и в морском порту Усть-Луга.

Классификация грузов при морских перевозках

В процессе оборота любого вида произведённого товара, а именно при предъявлении его к перевозке любым видом транспорта, товар превращается в груз. При этом, существенным для выбора способа транспортировки и перегрузки является необходимость классификации транспортных свойств этого груза.

Для решения логистических задач существует несколько видов классификации грузов, которым могут соответствовать различные обозначения грузов. Например, классификация по способу перевозки и перегрузки (штучные, навалочные, наливные и т.д.); по физико-химическим свойствам (самонагревающиеся и самовозгорающиеся, ядовитые, огнеопасные, взрывчатые, пылящие и т.д.); по климатическому режиму перевозки (рефрижераторные и скоропортящиеся грузы, требующие особых влажностных режимов).

По форме предъявления к морской перевозке грузы делятся на: штучные, навалочные, наливные.

К штучным грузам относится широкое наименование грузов в ящиках, мешках, бочках, тюках и т.д. К ним также относится автомобильная строительная техника, металлоконструкции, техническое оснащение и прочие грузы, перевозимые отдельными местами. Как правило, такой груз имеет более высокую удельную стоимость на единицу веса. Этот груз перегружается штучно или может укрупняться укладкой на поддоны (паллеты). Этот груз может быть также контейнеризирован, т.е. погружён в унифицированный контейнер и предъявлен к перевозке как контейнер. В зарубежной терминологии такой контейнер часто идентифицируется как контейнер в полной загрузке (FCL). Распространена также операция комплектации грузовых единиц разных грузовладельцев в один контейнер неполной загрузки (LCL). Штучный груз иначе называется генеральным грузом или Брейк-балк. Генеральные грузы перевозятся на трейлерах, сухогрузных судах. Крупногабаритные ─ на баржах.

Навалочный груз (балк) перегружается в свободной форме – грейферами, ковшами, насосами и перевозится морем, в объёме, сформированном корпусом судна. Навалочные грузы перевозятся без тары ─ навалом в трюмах специальных судов (банкеров). К грузам этого типа относят зерно, уголь, железную руду, сахар, фосфаты, серу, щебень. Для перевозки навалочных грузов используют целое грузовое судно или отдельные трюмы. Балк учитывается по весу, часто подсчитываемому по изменению осадки судна. Особенность навалочных грузов заключается в их сыпучести, слёживании, склонности к смещению при перевозке (например, зерно, руда). Перевозка каменного угля осуществляется в трюмах углеродовозов.

Наливные грузы включают в себя сырую нефть, нефтепродукты, растительные масла, спирт, химические материалы и сжиженный природный газ. В свою очередь, нефтепродукты делятся на: светлые, тёмные, масла. Светлые нефтепродукты ─ бензин, дизельное топливо, керосин. Тёмные нефтепродукты ─ считаются все виды мазутов, они содержат тяжёлые осадки переработки нефти. Сжиженные газы (под давлением, охлаждённые, комбинированные).

Химические грузы перевозятся в таре, навалом или наливом на специализированных судах ─ химовозах. Перевозка нефти и нефтепродуктов производится наливом в танкеры. Перевозка сжиженных газов выполняется на узкоспециализированных судах ─ газовозах, которые оборудованы особыми грузовыми цистернами.

Продолжающаяся контейнерная революция развила эту классификацию понятием «контейнерные грузы». Контейнерные грузы по транспортно-техническим свойствам формально отнесены к генеральным, это могут быть наливные (нефтехимические, пищевые и др.) в танк-контейнерах, навалочные, лесные, скоропортящиеся и другие контейнеропригодные грузы.

Встречается термин нео-балк, представляющий собой массовый груз, как правило одного направления перевозки, с высокой удельной стоимостью, который перевозится специализированными судами на специализированные же терминалы. Примерами этого вида груза являются автомобили и лесоматериалы. Обычно маршруты нео-балка проходят по своим, специфическим маршрутам ─ грузопоток круглого леса, например, рождается в специализированных лесных портах, автомобили перевозятся через специальные автотерминалы, зачастую расположенные отдельно от других портовых мощностей.

Специализированные суда ─ автомобилевозы (pure car carrier) имеют небольшую осадку вследствие высокого погрузочного объёма груза. Портовые сооружения для них обычно занимают большую, специально оборудованную площадь, являясь в какой-то мере своего рода большими парковками для тысяч новых машин, что иногда является одной из причин расположения таких терминалов вдали от портовых мощностей. В Санкт-Петербурге такие специализированные терминалы расположены в морском порту Санкт-Петербург, в ОАО «Петролеспорт» и в морском порту Усть-Луга.

По физико-химическим свойствам грузы разделяются на:

Гигроскопические это те, которые восприимчивы к влаге, исходящей из окружающей среды и способны легко ее отдавать;

Самонагревающиеся и самовозгорающиеся;

Ядовитые и выделяющиеся вредные газы;

Огнеопасные;

Взрывчатые;

Слеживающиеся, смерзающиеся и спекающиеся;

Издающие специфические запахи;

Воспринимающие посторонние запахи;

Пылящие;

В зависимости от влияния на грузы внешней среды, т. е. температуры и влажности их принято разделять на нережимные и режимные. К нережимным относятся такие грузы, у которых действия агрессивных факторов, возникающих в процессе морской перевозки, не вызывают изменения их физико-химических свойств и ухудшения качества. Они не требуют создания особых условий при их транспортировке. К режимным относятся такие грузы, которые требуют создания в трюмах определенных температурно-влажностных условий. Без соблюдения этих условий транспортировка режимных грузов невозможна или возможна только в течение ограниченного времени.

Режимные грузы делятся на два класса: скоропортящиеся грузы и нескоропортящиеся грузы, требующие регулирования влажностного и вентиляционного режимов. К скоропортящимся грузам относятся: замороженные грузы, охлаждённые грузы животного происхождения и охлаждённые плодоовощные грузы. Перевозка скоропортящихся грузов осуществляется на рефрижераторных судах или в рефрижераторных контейнерах.

Используется в морских перевозках и укрупнённая классификация номенклатуры грузов (используют при перевозке грузов через морские порты Санкт-Петербург и Новороссийск).

Укрупнённая классификация номенклатуры грузов

Морские торговые порты ежеквартально в форме М-3 отражают сведенья по отправлению каботажных и импортных грузов, перевозимых на судах российских судоходных компаний и на иностранных ссудах.

В списке формы М-3 отражаются следующие группы грузов :

Код укрупненной Наименование Номер строки

│ группы │

│ 0001 │Зерно и продукты перемола │ 01 │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ 0102 │Комбикорма │ 05 │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ 0003 │Скоропортящиеся продукты │ 08 │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ 0700 │Сахар │ 12 │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ 0008 │Пищевые продукты наливом │ 15 │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ 0010 │Металлы │ 19 │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ 1100 │в т.ч. черные металлы │ 20 │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ 1300 │Металлолом │ 22 │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ 0012 │Машины, оборудование и металлоизделия │ 23 │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ 0013 │Руда │ 25 │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ 1600 │в т.ч. железная и марганцевая │ 26 │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ 1800 │Уголь каменный, кокс │ 27 │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ 2000 │Цемент │ 31 │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ 0015 │Строительные грузы │ 32 │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ 2300 │Промышленное сырье и формовочные материалы │ 34 │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ 0017 │Химические и минеральные удобрения │ 35 │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ 2600 │Химические грузы │ 37 │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ 0021 │Нефть наливом │ 43 │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ 0022 │Нефтепродукты наливом │ 44 │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ 3400 │Лесные грузы │ 50 │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ 3600 │Бумага и целлюлоза │ 53 │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ 0090 │Прочие сухогрузы │ 54 │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ 0091 │Прочие наливные грузы │ 55 │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ 0099 │Всего грузов │ 57 │

├───────────────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

25.09.2015

Современная сфера контейнерных перевозок, как и любое другое направление коммерческой деятельности человека, активно развивается, подвергаясь функциональной модернизации. Все новинки и доработки базовых моделей направлены на максимальную оптимизацию и рационализацию перевозок того или иного груза. Так, в связи с высокой актуальностью транспортировки насыпных товаров, были разработаны специальные контейнерные модули, которые получили название балкеры и нашли широкое применение в организации морских, ЖД и автотранспортных перевозок.

На сегодня являются приоритетной тарой для перевозки таких сыпучих грузов, как зерновые культуры, химические вещества, песок, щебень, гравий, строительные смеси, минеральные удобрения, пищевые сыпучие материалы и т.д.

Особенности конструкции балкеров

Основным отличием балк-контейнеров от универсальных блоков является наличие двух систем люков, которые направлены на облегчение и ускорение погрузочно-разгрузочных работ.

  • Верхняя система люков (погрузочная) – представляет собой несколько круглых или овальных люков, расположенных на крыше контейнера. Такие функциональные отверстия распределяются равномерно по металлическому основанию крыши, что дает возможность так же равномерно наполнить блок насыпным грузом. Для удобства через верхнюю систему люков осуществляется горизонтальная погрузка.
  • Нижняя система люков (разгрузочная) – представляет содой совокупность прямоугольных люков, локализованных в нижней части торцевых дверей. Данный апгрейд помогает ускорить разгрузку контейнера как посредством естественного механического ссыпания вещества, так и позволяет производить ручную разгрузку путем открытия основных створок. Кроме того, нижняя система люков балкера может быть дополнена механизмом пневморазгрузки, который обеспечивает поступление внутрь блока сжатого воздуха. Такая система дает возможность ускорить разгрузку контейнера в несколько раз, не применяя при этом живую рабочую силу.

Видео: типы и размеры морских контейнеров

Одним из основных критериев качества балкеров становится проверка герметичности блока, что связано в первую очередь с обилием дополнительных люков и открывающихся створок. Особенно это актуально на фоне высокой чувствительности большинства сыпучих веществ к воздействию влаги и пыли. Герметичность балкеров достигается установкой специальных резиновых уплотнителей, которые обеспечивают плотность прилегания створки к металлическому основанию, гарантируя не только герметичность, но и бесшумность при открытии люка. Кроме того, немаловажно при выборе балкера уделить внимание запорным механизмам как торцевой дверной системы, так и всех люков, поскольку от этой характеристики напрямую зависит сохранность внутреннего содержимого контейнера.

Сфера контейнерных перевозок активно развивается, а используемое оборудование модернизируется. Вместо универсальных морских модулей в сегменте транспортировки сыпучих грузов без упаковки приоритетной тарой стали балк-контейнеры. От базовых конструкций их отличает наличие двух систем люков. Они позволяют ускорить и облегчить выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Конструктивные особенности балкеров

Балкеры оснащены верхней и нижней системой люков. Верхняя – погрузочная – состоит из 3-х круглых либо овальных технологических отверстий Ø 45,5 см, распределенных по металлическому основанию крыши на расстоянии 1,83 м между центрами. Это позволяет равномерно наполнять тару сыпучими грузами:

  • зерновыми культурами;
  • строительными смесями;
  • минеральными удобрениями;
  • полимерами;
  • другими веществами и материалами.

Также через верхнюю систему люков осуществляют горизонтальную погрузку контейнера.

Нижняя – разгрузочная – система состоит из 2-х прямоугольных отверстий для гравитационного высыпания, расположенных в нижней части торцевых дверей. Их створки открывают, чтобы ускорить ручную разгрузку через основные створки. Существуют модели балкеров с механизмом пневморазгрузки сжатым воздухом. Такая система позволяет в несколько раз ускорить разгрузку без применения живой силы.

Ключевой критерий качества балкера – герметичность, так как большинство сыпучих веществ чувствительны к влаге и пыли. Чтобы ее обеспечить, на створки крепят резиновые уплотнители. Не менее важный параметр – качество запорных механизмов, обеспечивающих как герметичность, так и сохранность груза.

Балк-контейнеры представляют собой полноценные 20- и 40-футовые модули для транспортировки штучных товаров. Они универсальны – подходят для морских, автотранспортных и железнодорожных грузоперевозок. Соответствуют стандарту ISO, что позволяет использовать их не только для перевозок грузов насыпью внутри страны, но и при международных транзитах.