Греческие ордера: дорический, ионический и коринфский. Ордерная система в греческом стиле в архитектуре Дорический архитектурный стиль

В странах с южным климатом, где чувствуется потребность в тени и свежем воздухе, наиболее важным элементом архитектуры является портик .

Фасад греческого храма почти неизменно представляет собой портик с колоннами. Гражданские постройки – рынки, места собраний – окружались портиками. В случае надобности они превращались в крытые галереи, где можно было укрыться в тени от палящего полуденного зноя и где обычно обсуждались общественные дела.

Греки концентрировали свое внимание главным образом на устройстве портика. Они сводили его к двум основным типам архитектурной композиции, или ордерами, отличительные признаки которых нами уже отмечены выше. Дорийский ордер отличается приземистыми формами, мужественностью и строгостью, доходящей до суровости, ионийский – богатством и изяществом форм. Эти два основных типа складываются, начиная с VI, может быть, даже с VII в. до н.э., и работа ряда поколений постепенно приближает их к совершенству.

Греческий гений не столько увлекается новым, сколько стремится к лучшему. Вся его деятельность направлена к тому, чтобы облагородить существующие формы, между тем как другие растрачивают ее на бесполезные новшества. В результате достигается удивительная соразмерность и точность соотношений.

Именно в дорийском ордере все эти высокие качества выявляются наиболее полно. Мы начнем с общей характеристики этого ордера в той его стадии, когда он является уже вполне сформировавшимся, и проследим его развитие вплоть до момента упадка.


Рис. 160 Рис. 161
Рис. 162 Рис. 163

Характеристика особенностей дорического ордера. Происхождение его форм

Элементы ордера. Рисунок 160 показывает нам наиболее характерные элементы дорийского ордера – капитель и антаблемент – в тех формах, которые они приобретают в лучшую эпоху греческой архитектуры.

Дорийская колонна не имеет базы. Ствол ее, имеющий конусообразную форму, утолщается не книзу, как ствол микенской колонны, а кверху, – так, как этого требуют законы устойчивости. Поверхность ствола колонны покрыта каннелюрами , а увенчивающая его капитель имеет чисто геометрические очертания. Она состоит из эхина, покрытого квадратной абакой , образующей сильный выступ, что наводит на мысль о назначении абаки как подбалки для уменьшения пролета, перекрываемого архитравом. Архитрав , почти всегда гладкий, отделяется от карниза фризом, составляющим принадлежность исключительно греческой архитектуры.

Он состоит из столбиков с вертикальными ложбинками, отделенных друг от друга рельефными или расписными плитами. Эти столбики носят название триглифов , а заполняющие плиты – метоп .

Карниз, увенчивающий эту архитектурную композицию, профилирован с расчетом отвода воды от стен и имеет на нижней плоскости выступающие капельники (мутулы ), украшенные каплями (гуттами ). Внутри портик перекрыт потолком с кессонами, расположенными на уровне карниза.

Происхождение ордера. – Существует мнение, что происхождение дорийской капители следует искать в микенских архитектурных композициях, где можно различить абаку и дополняющий ее вал. Прообраз дорийского антаблемента и колонны искали также в древнеегипетских портиках Бени-Гасана, где вырисовываются каннелированный ствол и как бы общие очертания антаблемента с мутулами. Но эти довольно неопределенные совпадения могут оказаться случайными. Даже допуская, что они указывают на известную связь, этим дается только другое направление вопросу о происхождении дорийского ордера. Каковы же начала, от которых произошли общие формы дорийского ордера?

По этому поводу существуют две теории.

Одна из них, более старая, выводит дорийский ордер из подражания системе деревянных конструкций. Эта теория была нами предварительно изложена при описании греческих деревянных конструкций. Колонна в таком случае является подражанием деревянному столбу. Утончающийся кверху ствол дерева, покрытый зарубками, сделанными топором, должен был послужить образцом для конусообразного каннелированного ствола колонны. Капитель с абакой должна являться как бы подушкой, предназначенной для поддержания балок.

Архитрав, согласно этой теории, должен представлять собой каменный прогон, заменивший деревянные балки древнейших храмов. Триглифы как бы воспроизводят концы балок, перекрывающих потолок, или же, скорей, ту декоративную деревянную обшивку, которая на них надевалась, мутулы – концы решетки или обшивку из досок, или, скорее, дощатую обшивку кровельного желоба.

Общность форм древнейших деревянных храмов и построенных по их образцу каменных храмов была настолько велика, что можно было свободно заменить деревянные столбы каменными колоннами, не изменяя общего вида постройки, как это было сделано с храмом Геры в Олимпии .

Эта теория, во главе которой стоял такой авторитет, как Витрувий, считалась бесспорной вплоть до наших дней.

Около 1820 г. Гюбш начал опровергать ее во имя чисто художественных принципов.

Каким образом мог дорийский ордер, это совершеннейшее создание каменной конструкции, быть копией с деревянного образца? Как могли греки в лучшем из своих творений грешить против художественной правды, являющейся высшим законом искусства? Вместо того, чтобы искать объяснение формам дорийского ордера в голой традиции, нельзя ли было бы найти это объяснение в самих требованиях строительного искусства?

И, действительно, его находят именно здесь. Дорийская колонна с ее сильным расширением книзу имеет профиль, вполне соответствующий каменной опоре. Архитрав представляет собой перекладину, карниз служит для отвода воды от стен. Остается объяснить фриз. Можно толковать его как легкую стенку, позволяющую повысить уровень карниза, не преувеличивая высоты колонн. Строго говоря, ансамбль дорийского ордера можно объяснить путем и той и другой теории. К счастью, обе гипотезы вполне возможно согласовать.

Если оказывается верным то, что в греческой деревянной конструкции деревянные балки выполняют ту же функцию, что и каменные архитравы, и что деревянные конструкции представляют собой, по выражению Дьелафуа, как бы каменную работу, воплощенную в дереве, то не удивительно, что можно производить формы дорийского ордера по желанию и от дерева и от камня. Но аналогия с деревянными постройками простирается и на такие детали, которые нельзя объяснить из одной только структуры.

Определение фриза является слабым местом этой новой теории; особенно плохо поддаются объяснению мутулы. Тем очевиднее, что надо видеть здесь один из тех примеров необычайной устойчивости, которые так часто встречаются в истории языка и в самой жизни органических существ: это – тип, переживающий функции, составляющие его первоначальное назначение. Опасно быть чересчур логичным там, где дело касается свободной передачи форм, и с такими доказательствами, которые имеют за собой авторитет самих греков.

Последнее возражение против той теории, которая сводит формы дорийской постройки к одним лишь требованиям каменной конструкции, – это почти абсолютная устойчивость форм при чрезвычайно большом разнообразии конструктивных приемов. Одно это многообразие уже указывает на то, что главной целью греков было создание традиционного типа путем того или иного расположения камней, на которое они обращали мало внимания, тем более, что камни были скрыты под слоем штукатурки.

Именно в древнейших конструкциях, которые должны – по теории Гюбша – больше всего гармонировать с формой, форма наиболее сильно противоречит конструкции. Древнейшие храмы показывают такую разрезку камней, которая безусловно заслуживает порицания. На рисунке 161 показаны некоторые из этих дефектов: в большом храме в Посейдонии P строители без всякого зазрения совести разделили фриз на два ряда кладки; благодаря этому метопы и триглифы пересечены горизонтальным швом.

В том же храме в Посейдонии и в трех храмах в Акраганте (храмы Конкордии, Геракла и Кастора) триглифы вырублены в одном квадре с метопами (C), а швы карниза расположены настолько случайно, что приходятся иногда посередине мутулы.

В храме S в Селинунте архитрав, представляющий собой почти квадратную в сечении балку, состоит из двух рядов кладки: швы постелей пересекают его по горизонтали (S). В правильной конструкции это считалось бы ошибкой, так как камни, подвергающиеся изгибу, должны ставиться на ребро, а не на постель.

Эта ошибка повторяется в большинстве архаических построек: в храме D в Селинунте, во внутреннем портике большого храма (храм T по Гитторфу), в базилике в Посейдонии, в храме, который носит название Tavol di Paladini, в Метапонте. В храме Гигантов в Селинунте допущена еще более серьезная ошибка. Ввиду колоссального размера храма и невысокого качества материала строителям пришлось отказаться от монолитного архитрава и заменить его тройным рядом плит A. Такой архитрав не только не может служить опорой, но требует в свою очередь поддержки. Для этого устроена перегородка между колоннами. Таким образом, ордер с простенными колоннами храма в Акраганте возник из стремления создать портик дорийского ордера при помощи материалов недостаточного размера для данного масштаба.

Нетрудно привести еще ряд примеров, показывающих ошибки в каменной конструкции. Все они сводятся к следующему: в эпоху архаики дорийский ордер представляет собой уже сложившуюся архитектурную систему, а не соединение структурных принципов, требования которых могли бы вызвать соответствующие изменения формы. Только великой греческой эпохе было суждено прекратить эти несогласия между формой и конструкцией, и в этом заключается сущность прогресса греческого искусства, получившего свое завершение в V в. до н.э.

Ни Парфенон, ни Фесейон не повторяют ни одной из этих неправильностей в отношении структуры. Архитравы этих храмов состоят из нескольких плит, поставленных рядом, на ребро. В фризе ясно выражено различие между триглифами, представляющими массивные квадры, и метопами, играющими роль заполняющих плит. Но и здесь некоторые детали конструкции могут послужить поводом к критике. Так, при вытесывании мутул как в Парфеноне, так и в Фесейоне больше всего заботились о том, чтобы сэкономить материал, но в целом можно признать их конструкцию вполне правильной.

В заключение из всего сказанного можно вывести следующее: точкой отправления при создании дорийского ордера явилась форма, структура же, подчиненная ее требованиям, лишь постепенно становится в гармоническое соотношение с ней. Честь создания этого соответствия между формой и конструкцией принадлежит эпохе Перикла, но достигнутая гармония вскоре затем была утрачена.

Видоизменение ансамбля дорического ордера. Хронологические данные

Для того, чтобы установить точно хронологические изменения ансамбля дорийского ордера, мы располагаем как для архаического, так и для классического периодов греческого искусства очень небольшим количеством точно датированных памятников. К счастью, эти могущие служить нам вехами памятники распределяются на протяжении двух столетий, охватывающих все развитие, или, иначе говоря, всю жизнь ордера.

Развалины древнейшего афинского Акрополя, разрушенного в 480 г. персами, восходят к VI в. до н.э. Таким образом, эти обломки получают определенную датировку.

К V в. относятся: храм в Олимпии, построенный около 475 г. архитектором Либоном; построенные при Перикле около 450 г. Парфенон и Пропилеи; законченный около 425 г. храм в Фигалии, строителем которого был Иктин, построивший также Парфенон; храм в Сегесте, постройка которого была прервана вторжением карфагенян в 410 г. Большой храм в Селинунте имеет двойную датировку: первая дата относится, по всей вероятности, к его основанию; другая, более достоверная, – ко времени окончания строительных работ. Весьма возможно, что работы были прерваны в первый раз из-за карфагенского вторжения в самом начале V в. Окончание же работ было прекращено вторжением 410 г.

Таким образом, наиболее древние части храма могут быть датированы временем, непосредственно предшествующим первому вторжению, более поздние – второму. Для трех последних веков до н.э. число датированных памятников увеличивается. Ограничимся тем, что укажем для македонской эпохи – Филиппейон в Олимпии; для римской эпохи – постройки в Помпеях, которые все предшествуют извержению Везувия, послужившему причиной их гибели.

Вот те основные памятники, которые также датированы и могут служить нам вехами. Они будут воспроизведены в ряде иллюстраций, сопровождающих нашу работу, к которой мы и отсылаем заранее. При сравнительном рассмотрении стиля этих памятников обнаруживается такая непрерывность в изменении формы, что становится вполне возможным датировать путем интерполяции ряд промежуточных памятников, о которых история умалчивает.

В архитектуре других народов мы находим школы, отстающие от общего развития искусства и имеющие свою собственную хронологию. В Греции ничего подобного нет. Развитие искусства, видимо, шло одинаково как в метрополии, так и в самых дальних колониях. Связь между отдельными членами семьи греческих народов была так тесна, что всякое новое достижение, совершающееся в одной из частей греческого мира, тотчас же делалось достоянием всего народа эллинов. Насколько постоянно было воздействие эпохи на развитие стиля, можно видеть из следующего факта: при восстановлении храмов греки не старались следовать их первоначальному стилю; они восстанавливали их согласно вкусам своего времени.

Мы только что упоминали о двух датах, касающихся постройки большого храма в Селинунте. В промежутке между этими датами стиль постройки меняется. Это различие показывает рисунок 162, S.

В более ранней постройке колонны фасада сильно сужаются кверху (A). В постройке второго периода дается уже едва заметное сужение ствола (B), причем строители нисколько не заботятся о том, что первые колонны будут контрастировать со вторыми.

Мы уже говорили о том, что в храме Геры в Олимпии сгнивавшие деревянные столбы постепенно заменялись каменными колоннами. Каждая из этих колонн носит характерные черты того или иного периода. Мы сопоставляем на рисунке 162, H две наиболее разнохарактерные колонны этого храма (C и D). Всего же в колоннаде храма насчитывается восемь различных видов колонн. Греки никогда не следовали устарелым формам в искусстве, никогда не задумывались над тем, чтобы изменить согласно вкусам своего времени восстанавливаемый памятник. Только в средние века, наряду с верой в прогресс, появляется и искреннее уважение к прошлому.

Наиболее точным археологическим показателем является общий характер пропорций. Всякое произведение греческого искусства носит на себе отпечаток того периода, к которому оно принадлежит. Изображения, приведенные для сравнения на рисунке 163 , делают сразу очевидным изменения пропорций от VI в. к V. Здесь даны приведенные к одной волюте ордера VI в. – Посейдония A и V в. – Парфенон B. Первый, более древний, отличается некоторой тяжеловесностью пропорций и как бы избытком мощи; второй, более поздний, – изысканным изяществом.

Если мы перейдем от V в. к македонской эпохе, а затем – к эпохе римского владычества, то увидим, что стремление к облегчению пропорций принимает в это время преувеличенный характер (рисунок 164 ): C – метопы в Олимпии, D – храм Афины Полиады в Пергаме).

Для того, чтобы сделать более очевидным это изменение пропорций, мы предлагаем для сравнения несколько фасадов греческих храмов.

Рисунок 165 показывает фасад архаической эпохи (храм S в Селинунте ). Мы видим здесь приземистые колонны с конусообразным отводом, набухающей капителью и тяжелым антаблементом.

На рисунке 166 дается фасад Фесейона . Здесь дорийский ордер уже освобождается от преувеличений архаической эпохи и достигает почти полного совершенства.

Рисунок 167 показывает фасад Парфенона, представляющий лучшую эпоху греческого искусства. По своему стилю он мало отличается от храма Фесея: при приближении к точке высшего совершенства в искусстве возможны лишь едва заметные изменения. Но вполне очевидно, что на этот раз достигнута абсолютная правильность. Все здание производит впечатление соразмерности частей, спокойствия и благородства. Таковы характерные черты архитектуры века Перикла, поскольку величайшие памятники искусства могут дать характеристику всей эпохи. Это – время великих мастеров: Фидия, Иктина, Калликрата и Мнесикла.

В греческом искусстве начального периода выражается избыток жизненных сил; затем, постепенно прогрессируя, оно приближается к идеалу, не испытывая тех колебаний, благодаря которым можно перейти границу с тем, чтобы тотчас же возвратиться назад. Греки чувствовали опасность преувеличения того изящества, к которому они стремились. Им потребовалось не менее столетия для того, чтобы приблизиться к этой цели. Все развитие архитектуры от эпохи Писистрата до Перикла является рядом постепенных переходов. Греческое искусство никогда не отрешалось от строгости раннего периода, мало-помалу освобождаясь путем осторожной и методической работы от природной суровости. Это – как бы живое существо, постепенно переходящее от детства к юношеству и затем неизбежно склоняющееся к упадку, также не лишенному своего блеска.

Глава «Дорический ордер» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L"Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Архитектура - это язык, а вы не замечали, что, когда узнаешь новое слово, первое время начинаешь замечать его везде? То же происходит и с архитектурой. Узнавая новую архитектурную форму, начинаешь везде ее замечать. И это особенно верно применительно к античным ордерам, потому что они представляют собой блоки, из которых построена западная архитектура, и используются уже 2500 лет. Мы говорим, в основном, об архитектурных стилях, которые древние греки создали, главным образом, для своих храмов. И Вы правы, мы продолжаем их использовать. Есть несколько современных примеров, лежащих прямо на поверхности. Но важно помнить, что это лишь маскарад под базовую древнюю архитектурную систему. Мы привели в пример Стоунхендж, чтобы показать, что из себя представляла древняя архитектурная система, именуемая стоечно-балочной архитектурой. Это самая основная, самая базовая, самая древняя архитектурная система. Стойки - это вертикальные элементы, поддерживающие горизонтальные элементы, которые называются балками. И мы до сих пор пользуемся этой системой, когда наскоро сколачиваем разные тесные домишки. Греки тоже это делали, но гораздо более изысканным способом. Да, они разработали декоративные системы, которые мы и подразумеваем, используя термин «античные ордеры». Существует три основных ордера - дорический, ионический и коринфский. Есть еще два дополнительных, но мы не будем говорить о них сегодня, просто назовем их для вас, чтобы вы о них знали. Они называются тосканский и смешанный. Ионический и дорический ордеры изображены на предлагаемой схеме. Сначала дорический, потом ионический, а последние два изображения относятся к коринфскому. И есть небольшие вариации этих трех ордеров. Дорический - самый простой, ионический несколько сложнее, а коринфский уже совершенно вышел из-под контроля. Начнем со старейшего ордера - дорического. Мы полагаем, что этот ордер появился в 7 веке в материковой Греции. Сейчас мы видим настоящий греческий храм, который находится в Италии, однако является превосходным примером античного дорического ордера. Начнем сверху, с фронтонов. Фронтон официально не является частью ордера, однако, так как он в том или ином виде был у всех греческих храмов, мы решили, что следует упомянуть о нем для вас. Это треугольный элемент на самом верху храма. Верно. Это остроконечные крыши. Иногда их украшали скульптурами. Следующий элемент, находящийся под фронтоном, - это уже официальная часть ордера, именуемая антаблемент. Это зона оттуда, до этого места. Верхняя часть антаблемента называется фриз. Только эта часть известна, как фриз, вся вот эта секция. Да, и в дорическом ордере ее украшали совершенно особой отделкой - триглифами и метопами. Приглядевшись к слову «триглиф», вы увидите, что в нем имеется корень «три», как в слове «трицепс», который означает числительное «три», и второй корень «глиф» со значением «знак», так что «триглиф» означает буквально «три знака». Видите, по всей длине фриза повторяется узор из трех знаков. А между триглифами находятся промежутки, которые называются метопы. В древнегреческой архитектуре их часто украшали скульптурами. Считается, что триглифы расположены не просто произвольно. Ученые полагают, что они, возможно, пришли из тех времен, когда храмы строились из дерева и изначально представляли собой концы бревен, служивших балками храма. И их, разумеется, размещали прямо над колоннами. Обратите внимание, что хотя бы каждая вторая метопа находится непосредственно над колонной. Если мы опустимся ниже, увидим следующий элемент храма - капитель. Это дорическая капитель. Она очень проста. Она состоит из раструба и простой пластины сверху. Дорический ордер - старейший и самый строгий. Согласно древнеримскому историку Древней Греции Витрувию, он ассоциировался с мужественностью. Дорическая колонна широкая, невысокая, выглядит тяжелой. Именно так. Продолжая движение вниз, мы дойдем до сектора, который обычно называют колонной. Однако историки искусства обозначают его термином «ствол». Приглядевшись внимательнее, вы увидите, что они не просто плоские: всю их поверхность покрывают вертикальные линии, известные как каннелюры. В дорическом ордере каннелюра очень неглубокая. Это, по сути, просто борозда, вырезанная на поверхности. Каннелюры создают красивый вертикальный узор по всей длине ствола колонны. Еще одна определяющая черта дорического ордера - отсутствие декоративной базы под основанием ствола. Ствол колонны упирается непосредственно в пол храма. Это очень хорошо видно на изображении справа внизу, где показано, что между колонной и полом нет никакого выступа, обозначающего переход. Теперь давайте посмотрим, как все описанное выше выглядит вживую. Капители находятся высоко, так что рядом с ними никогда не увидишь человека, и мы не можем осознавать насколько они велики. Однако я сделал эту фотографию в Британском музее, рядом с капителью, сделанной по образцу колонны самого знаменитого дорического храма, который находится в Акрополе в Афинах. Верно, Парфенона. И они действительно такие массивные. На этой фотографии также хорошо виден - пусть даже реконструированный - антаблемент с фризом, триглифами и метопами. Справа представлен пример рельефа, который предназначался для одной из метоп Парфенона. Верно. Эта метопа вполне подошла бы на один из этих квадратов. Поговорим о последнем элементе дорической архитектуры - о том, что называют энтазисом. Это немного сложно, потому что большинство людей, как мне кажется, думают, что колонна ровная по всей высоте, то есть что стороны колонны параллельны друг другу, что толщина колонны в основании равна ее толщине в области прямо под капителью. Однако на самом деле древние греки строили свои храмы по-другому. Нет. Просто поразительно, сколько всего древние придумали, чтобы сделать свои здания красивыми и похожими на чертоги богов. Поэтому когда мы строим античный дорический храм, видим, что стволы колонн слегка расширяются к середине. В верхней части нижней трети они достигают максимальной толщины, а затем сужаются в разные стороны: книзу - очень постепенно, кверху - гораздо резче. Самая узкая часть колонны находится как раз на ее вершине, а самая широкая - примерно в трети пути вверх от основания. И здание начинает производить впечатление живости, которого, как мне кажется, не было бы, если бы колонна была точно такой же толщины у вершины, как и у основания. Историки архитектуры издавна спорят, почему греки брали на себя такую сложную задачу, так как это обходилось дорого, стоило большого труда, а также означало, что каждый цилиндр, составляющий часть колонны, должен был быть индивидуальным, уникальным. Это невозможно было массово измерять и изготавливать. Верно, но Вы сейчас употребили слово «цилиндр». Колонны вообще-то не вырезают из цельного куска камня. И если вы внимательнее присмотритесь к этой фотографии, увидите трещинки между отдельными цилиндрами. В центре каждого из них обычно имелось отверстие, в которое иногда вставлялось бревно, скреплявшее их между собой, почти как бусы в ожерелье. Еще одна вещь, которую делает энтазис, заключается в том, что она подчеркивает вертикальность храма, так как заставляет колонны сужаться кверху. Ствол колонны выглядит выше, чем на самом деле, потому что, как известно, чем предмет дальше от нас, тем меньше он выглядит. Таким образом, греки думали о человеческом восприятии. Думали о том, как мы видим: а не просто об абстрактных математических и геометрических идеях, а о впечатлениях самого человека. Последняя деталь. Энтазис придает стволу колонны впечатление почти эластичности, впечатление, что он пружинит под весом удерживаемого им камня. Потрясающе, сколько решений греки принимали при строительстве. Теперь давайте посмотрим на ионический ордер, который появился вскоре после коринфского. Вот еще одно здание, находящееся в Акрополе. Это Эрехтейон. Это совсем другая эстетика. Здесь чувствуется столько утонченности. Здесь нет того ощущения массивности, мужественности, которое вызывают у нас здания дорического ордера. И вообще-то Витрувий- древнеримский историк архитектуры -считал этот ордер более женственным. Эти колонны выше, тоньше… Одна из колонн этого греческого здания представлена в Музее Лондона. У нас есть несколько хороших фотографий. Вы видите, что основные различия относятся к вершине, капители, где находятся эти свиткообразные фигуры, известные также, как волюты. Мы также видим слегка другую форму каннелюр, а также, что важно, видим базу. Перейдем к коринфскому ордеру. Он выглядит совсем по-другому и является самым декоративным. Его отличительной чертой также является капитель, в которой мы видим листовидные элементы. Кроме того, у этих колонн есть базы; они обычно бывают выше дорических, как и ионические, но более декоративны, чем те. Есть замечательный миф о происхождении коринфской капители. Это своего рода анекдот, и мы, конечно, не знаем, насколько он правдив. В нем говорится, что после смерти одной молодой девушки ее вещи сложили в корзину и поставили на ее могилу. Под корзиной оказался росток аканта, который начал расти, и из-за того, что на нем оказалась тяжелая корзина, накрытая плитой, его листья стали расти в стороны. Глядя на коринфскую колонну, думаешь, что так все и было, даже если и выглядит непохоже. Как раз очень похоже. Итак, это замечательный миф, независимо от того, правда в нем сказана или нет. Коринфский ордер - самый сложный. В нем есть и свиток, который характерен для ионического… Волюты. Верно. Но также в нем есть и очень сложные листовидные элементы, которые хорошо видны здесь. Они изображены с оглядкой на лист аканта. Справа внизу показана фотография листа аканта. Они разрастаются буйно, так что в этом есть смысл. Важно помнить, что древние греки, хотя и разработали три античных ордера, лишь стоят у их истоков, а римляне переняли эти идеи, а затем люди, обратившиеся к традициям античности, позаимствовали их уже у римлян. И мы все еще делаем это и сегодня. Итак, это все о греческих ордерах. Subtitles by the Amara.org community

В тех случаях, когда применение тосканского ордера нежелательно вследствие его слишком простого и грузного вида, когда характер здания требует применения форм более легких и разработанных, когда серьезность сооружения не допускает излишней вычурности и нежности отделки, применяется дорический ордер.

Этот ордер, зародившись в Греции и претерпев различные изменения в римскую эпоху, вылился окончательно в две разновидности, в два типа. Один из них, с применением в поддерживающей части зубцов," зубчатый дорический ордер, представляется более простым и менее изящным, чем другой, модульонный дорический ордер, в котором под слезником расположен ряд модульонов. В обоих этих ордерах различие сказывается в антаблементах и капителях; базы же и пьедесталы обработаны одинаково, поэтому с них мы и начинаем наше рассмотрение.

Пьедестал дорического ордера имеет внизу цоколь, а наверху карниз. Высота карниза равняется Ч 2 модуля, а базы- 5 /в модуля. Вообще, базы пьедесталов, как и карнизы их, имеют, как правило, высоту "/г модуля, за исключением коринфского ордера, где обе эти части получили более значительное развитие; поэтому отклонение от этого размера в дорической базе пьедестала делается особенно заметным. Объясняется же это тем, что в базе дорического пьедестала имеется не один плинт, как во всех других ордерах, а два. Если мы исключим нижний плинт, то профиль базы представится в виде плинта, на котором помещаются обратный каблучок и обратный астрагал; все эти части занимают ровно Ч 2 модуля. Добавление дополнительного плинта повлекло за собой увеличение высоты всей базы пьедестала (табл. V). Так как размеры четырех элементов, составляющих основную часть базы пьедестала, прогрессивно уменьшаются снизу вверх, то для облегчения их построения можно прибегнуть к тому графическому способу, который указан на разрезе пьедестала.

Карниз пьедестала только в тосканском ордере не имеет характера карниза, во всех же других ордерах, в частности в дорическом, этот характер вполне ясен. Карниз дорического пьедестала сходен с карнизом тосканского ордера: поддерживающая часть в форме каблучка, слезник в виде штучного камня, украшенного сверху полочкой, и, наконец, венчающая часть в виде четвертного вала с добавлением небольшой полочки наверху, чтобы избежать излишне острого края. Слезник, как полагается, имеет снизу небольшую выемку.

База дорической колонны представляет собой некоторое развитие тосканской базы. Разница между ними лишь та, что переходом от стержня колонны к валу служит не полочка, а обратный астрагал.

Колонна своими пропорциями заметно отличается от тосканской благодаря тому, что диаметр ее составляет не V7, a Vs часть высоты:

Хотя в цифрах эта разница как будто не особенно значительна, но на вид дорическая колонна несравненно стройнее и легче тосканской. Утонение колонны равно 7б, сверху стержень заканчивается, как всегда, астрагалом.

Стержень колонны может быть оставлен гладким, как в тосканском ордере, но может быть и украшен рядом продольных выемок (ложбинок, каналов), которые носят название каннелюр и производят очень благоприятное впечатление. Благбдаря каннелюрам колонна лучше круглится, и ее теневая сторона, оживленная световыми рефлексами, не сливается с затемйенным полем стены, находящейся за колоннами. По всей окружности дорической колонны располагается 20 каннелюр. В зависимости от желания или от материала колони, кайнелюры могут быть глубже или мельче. Построение кривизны их в первом слу чае делается при помощи прямоугольного треугольника, построенного на ширине каннелюры, как на гипотенузе, а во втором случае эта ширина ^принимается за сторону равностороннего треугольника (табл. V).

На этой же таблице показаны профили архивольта и импоста с их размерами, а также обработка цоколя стен и пилонов. Что касается дру: гих деталей этого ордера, то вследствие различия между зубчатым и модульонным ордерами приходится рассматривать каждый из них отдельно. Сначала рассмотрим дорический зубчатый ордер.

Капитель его равна по высоте 1 модулю и разделена, как и тосканская, на три части, причем шейка, четвертной вал и абак занимают те же места; отличие дорической капители от тосканской сказывается лишь в профилях второстепенных. Вместо одной полочки под четвертным валом в дорической капители помещаются три очень узкие полочки, расположенные уступами одна под другой. Ширина каждой из них вдвое меньше, чем в тосканской капители. Абак капители увенчан не полочкой с выкружкой под ней, как в тосканской капители, а полочкой с каблучком, тем сочетанием, которое, как мы указывали выше, встречается так же часто, как и астрагал (табл. VI).

Архитрав высотой в 1 модуль имеет наверху, как и тосканский, полочку. Над архитравом находится фриз, который в дорическом ордере имеет совершенно исключительное развитие, лучше всего указывающее на греческое происхождение этого ордера. Это сходство будет яснее после ознакомления с греческими ордерами; здесь же мы укажем лишь на те части греческой системы, которые послужили образцом для римского ордера.

Уложив на колонны большие архитравные камни, греки вели дальнейшую работу из камней мелких размеров. Над осями всех колонн, над промежутками между колоннами и непременно на углах архитрава устанавливались камни, которые назывались триглифами.

Промежутки между этими камнями оставались пустыми или заделывались особыми плитами, украшенными рельефами. Для этих промежутков сохранилось греческое название метопы.

Триглифы представляли собой низкие опоры для дальнейшей кладки камней карниза и имели вид прямоугольников, несколько вытянутых в вертикальном направлении и украшенных так, как будто они состоят из трех поставленных рядом дощечек со скошенными вертикальными фасками. Метопам придавали форму квадрата или близкую к квадрату.

Таким образом, в греческой архитектуре триглифы были формой прежде всего конструктивной.

В римской архитектуре изменились самые принципы конструкции, которые не требовали применения триглифов. Здесь ордера получили значение чисто декоративное, что вызвало новую трактовку тех или других приемов греческих зодчих. Триглиф, не нужный для конструкции, так как весь фриз строился из кирпича и затем оштукатуривался, остался лишь как воспоминание о греческих образцах. Здесь мы видим уже триглиф не на углу архитрава, а отступя от угла, т. е. симметрия оказалась предпочтительнее конструктивной правды; поэтому триглиф, утративший свое прежнее значение, помещен над центром колонны.

Триглиф представляет собой очень тонкую пластинку, наложенную на плоскость фриза, и имеет скошенные углубления, напоминающие составленные вместе три полоски.

Для полноты представления о форме триглифа мы приводим изображение его в большом масштабе (табл.. VII), прибавив его план, или горизонтальный разрез, и три вертикальных разреза: но выступающей полоске, по впадине и по метопе, - чтобы получить вид триглифа сбоку.

Ширина триглифа-I модуль, а высота-Р/г модуля, т. е. ширина относится к высоте, как 2: 3,-пропорция, не представляющая уже для нас новизны. Так как ширина скосов каждой из трех полосок составляет X U ширины самой полоски, то все полоски и скосы легко распределяются, если ширину триглифа сначала разделить на три части и затем каждую из них, в свою очередь, на четыре части, другими словами, разделить модуль на 12 парт; полоски сами собой получатся шириной в две парты, а скосы - по одной парте.

На таблице VII показано, как скосы заканчиваются наверху н сопрягаются между собой, как выстраивается в ракурсе закругление скоса, которое на фасаде рисуется в виде */ 4 окружности.

Под триглифом, ниже полочки архитрава, протянута узкая полочка, ограниченная несколько скошенными плоскостями, а к ней снизу подвешены шесть капель, имеющих вид усеченных пирамид или усеченных конусов. Чтобы распределить по фасаду эти капли на одинаковых расстояниях, можно воспользоваться линиями, определяющими впадины и полоски триглифа.

Сверху, в поддерживающей части карниза, над триглифами и метопами, проходит пояс, который над триглифами еще несколько выступает вперед.

Метопы обычно заполняются украшениями, но здесь мы этого вопроса не касаемся, а переходим прямо к рассмотрению венчающего карниза.

Как было уже сказано при изучении ордеров в массах, в дорическом карнизе поддерживающая часть сильнее развита, чем в тосканском; поэтому ей необходимо дать больше места. Здесь поддерживающая часть занимает не 7з, а половину высоты всего карниза. Половину этой поддерживающей части, непосредственно под слезником, занимает ряд зубцов, расположение которых было объяснено выше. Другая, нижняя половина поддерживающей части, состоит, в свою очередь, из двух частей: криволинейной в виде каблучка, поддерживающего полоску с зубцами, и прямолинейной в виде пояска над триглифами и метопами (табл. VI).

Слезник представляет собой камень, ограниченный с фасада вертикальной плоскостью и увенчанный небольшим профильном из полочки и каблучка. Снизу у слезника устроено, недалеко от внешнего края, углубление в виде полукруглой выемки, и так, как в тосканском слезнике, на нижней плоскости сделана узкая выступающая полоска, благодаря которой образуется вторая впадина, занимающая почти весь свободный свес слезника. Венчающая часть над слезником состоит из выкружки с небольшой полочкой наверху.

Чтобы составить себе ясное представление об обработке нижней части слезникового камня, следует обратить внимание на ссфит этого ордера (табл. VIII). Из чертежа видно, что широкая впадина в слезнике устроена не сплошь во всю длину его, но разбита поперечными полосками на отдельные прямоугольники, согласованные с расположением триглифов и метоп. Те впадины, которые расположены над триглифами, украшены группами капель, имеющих вид усеченных конусов и расположенных в три ряда, по шести штук в каждом ряду. Впадины, расположенные над метопами, расчленены узкими полочками, имеющими вид ремешков, на отдельные части в форме ромбов, треугольников и узких поперечных прямоугольников.

Дорический модульный ордер обладает следующими отличительными признаками и пропорциями. Капитель построена совершенно так же, как в предыдущем ордере, за исключением одной второстепенной части. Под четвертным валом капители в зубчатом дорическом ордере расположены три узкие полоски. Вместо этих трех однообразных полосок в мо- дульонном ордере помещен астрагал (табл. IX).

Теперь обратимся к антаблементу этого ордера.

Пропорции составных частей его те же, что и в родственном ему зубчатом дорическом ордере. Высота архитрава равняется 1 модулю, и сверху он заканчивается полкой. Отличие его от архитрава зубчатого- ордера заключается в том, что этот архитрав состоит из двух полос, расположенных уступами одна над другой. Ширина этих полос должна быть непременно различной, и различие это должно чувствоваться вполне определенно. Поэтому можно руководствоваться построением, указанным на изображении антаблемента (табл. IX). Здесь высота нижней полосы равняется 7з всей высоты архитрава, а верхняя полка вдвое уже этой полосы; таким образом, средняя полоса получается в I 1 ./* раза шире нижней, т. е. ширины их относятся между собой, как 2:3.

Во фризе этого ордера размещены такие же триглифы и метопы, как те, которые были подробно рассмотрены выше. Членение карниза такое же, как и в предыдущем случае, так как поддерживающая часть составляет по высоте половину всего карниза и состоит, в свою очередь, из двух подразделений. Непосредственно под слезником помещается полоса в виде вертикальной плоскости, к которой примыкают довольно массивные прямоугольные камни - модульоны. В массах модульоны были уже описаны выше, здесь же мы рассмотрим их более подробно. Ширина модульона по фасаду - 1 модуль, а величина его выступа из вертикальной плоскости, к которой он примыкает, несколько больше.

Нет надобности определять этот размер в цифрах потому, что он графически сам собой легко получается, если известно, каким образом отделана нижняя поверхность модульонного камня. У наружного края нижней поверхности в модульоне сделана во всю ширину камня полукруглая выемка (тоже слезничок), за которой следует выступающая из поля этой плоскости узкая полочка; внутренний край ее отступает от плоскости, к которой примыкает модульон, на 1 модуль.

Таким образом, па модульоне снизу получается квадратная площадка в 1X1 модуль, на которой расположено 36 капель, имеющих вид усеченных конусов (6 рядов по 6 капель). По правилу, относящемуся к штучным камням, верхняя часть модульона снабжена небольшим профилем, маленьким каблучком. Модульоны расположены над триглифами, и каждый из них обведен с трех сторон каблучком; такой же каблучок имеется и между модульоиами, завершая собой ту вертикальную полосу, которая служит основанием для модульоиов.

Полезно проследить положение этого каблучка на чертеже софита (табл. X). Здесь же показана разработка нижней плоскости слезни- ковых камней как между модульонамн, так и на углу, причем в разработке этой применена та же система, что и в дорическом зубчатом ордере: прямоугольники расчленены при помощи филенок (рамок из узких профилей) на треугольники и ромбы, в которых помещены эозет- ки и другие украшения. Хотя вся эта довольно сложная разработка нижней поверхности слезника находится в тени, но, благодаря отблескам (рефлексам) от других освещенных плоскостей, она не теряется, прекрасно видна и дает очень разнообразные сочетания светотени.

Высота слезника и венчающей части одинакова, а слезник по фасаду, с каблучком и полочкой наверху, не отличается от слезников всех ордеров, кроме тосканского, где слезник завершается астрагалом. Венчающая часть здесь - наиболее совершенная (об этом говорилось выше) и состоит из гуська с полочкой над ним. Так как Виньола определял размеры всех самых мелких частей ордера числами, выраженными в частях модуля, т. е. в партах, то он делил дорический модуль, как и тосканский, на 12 парт. Отмечая это, мы можем лишь заметить, что для нас эти парты практического значения не имеют, так как мы ограничиваемся размерами более крупных частей, которые указаны на всех

Наших чертежах ордеров и которые совершенно естественны и вполне достаточны для получения всех мельчайших деталей.

Архивольты и импосты в обоих дорических ордерах одинаковы, ширина их - 1 модуль, а профиль состоит из трех частей; средняя часть вдвое шире нижней или верхней и состоит из гладкого камня, заканчивающегося наверху астрагалом, нижняя часть имеет вид гладкой полосы, а верхняя имеет форму V» вала с полочкой наверху (табл. V).

Цоколь стен и пилонов представляет собой гладкую полосу с обратным астрагалом наверху, соответствующим тому, который находится в верхней части базы пьедестала.

Над Афинским акрополем возвышается мраморный храм.

Здание прямоугольной формы, стройные ряды монументальных колонн. Силуэт этого здание известен во всем мире, он стал одним из символов древнегреческой архитектуры и античной культуры в целом. Это Парфенон , храм, посвященный покровительнице города Деве Афине, классический образец дорического ордера.

При переходе к строительству из камня сохраняются, а затем перерабатываются и получают новое звучание некоторые приемы, используемые при деревянном зодчестве. Так появляется и формируется система архитектурных ордеров – определенной комбинации и соотношения конструктивных элементов (несущих и несомых) и декоративной составляющей.

Архитектурные системы с использованием колонн и балок, выполненных в едином стилевом решении, использовались в различных древних культурах, например, в египетской или крито-микенской. Но строгая, упорядоченная система появилась только в Древней Греции. Именно эта культура подарила миру первые классические архитектурные ордера.

Существует три древнегреческих классических ордера: дорический, ионический и коринфский. Каждый получил свое название по месту своего возникновения.

Чем древнее архитектурный ордер, тем ближе он по своей сути к изначальной опорно-балочной конструкции, тем проще с точки зрения художественного оформления. Со временем декоративной составляющей уделяется все больше внимания, она становится все более витиеватой.

Отличительные черты каждого ордера наглядно демонстрирует архитектура древнегреческих храмов, возведенных в разные периоды. Разумеется, каждый новый ордер не появлялся на ровном месте, а формировался в течение какого-то времени, с накоплением опыта, применением и отработкой архитектурных приемов. Системы плавно сменяли друг друга, поэтому в некоторых древнегреческих строениях присутствует черты различных ордеров.

Состоит из трех частей: стереобата (основания), несущих колонн и антаблемента. В свою очередь, каждая часть делится на элементы. Так стереобат древнегреческого храма, как правило, состоит из трех ступеней. Верхняя часть стереобата именуется стилобатом.

На несущих колоннах покоится антаблемент – верхний несомый элемент ордера, подразделяющийся на архитравную балку, фриз и карниз.

Древнегреческие архитектурные ордера различаются по пропорциональному соотношению и художественному оформлению всех частей храма.

Дорический ордер

Дорический ордер – самый ранний из древнегреческих архитектурных ордеров, появился в период архаики в VII веке до н.э. Простой, лаконичный в плане декоративного оформления, его нередко называют воплощением «мужского начала» в архитектуре.

У мощных, приземистых колонн нет базы, они опираются непосредственно на стилобат. Каннелюры, желобки с заостренными краями, идут по всей длине ствола колонны, делая ее визуально более легкой. В дорическом ордере таких желобков немного, не более 20 на колонну. Капитель, верхняя декоративная часть колонны, состоит из эхина (сплюснутой подушки с круглым сечением) и абака (квадратной плиты). Антаблемент включает архитрав, фриз с триглифами и метопами и карниз.

Помимо Парфенона в дорическом ордере выдержан храм Афины Афайи на острове Эгине.

Ионический ордер

Черты ионического ордера появлялись постепенно, его окончательное формирование относится к VI веку до н.э. Существует два варианта ионического ордера: аттический и малоазийский. В малоазийском варианте отсутствует фриз. Этот тип считается основным, так как аттический появился позднее и был вариацией малоазийского.

В отличие от дорического, ионический ордер более изящен, утончен, легок. Продолжая аналогию, его можно назвать проявлением «женственности» в камне.

Ионическая колонна состоит уже из трех частей: у нее появляется база, она становятся более высокой, тонкой, количество каннелюр увеличивается. На капители колонны используется новый декоративный элемент – волюты (завитки). Узкий антаблемент состоит из гладкого архитрава, фриза без триглифов (иногда фриз вовсе отсутствует) и выступающего карниза. Фриз украшен рельефными изображениями. На карнизе размещается ряд дентикул – небольших декоративных выступов в виде зубчиков.

К образчикам ионического ордера относится храм Эрехтейон в Афинах.

Коринфский ордер

Самый юный из древнегреческих ордеров – коринфский ордер – сформировался в конце VI века до н.э. Его пропорции схожи с ионическими, но он отличается более обильным декоративным оформлением. В Древней Греции он считался лишь разновидностью ионического ордера. Свою популярность и распространение коринфский ордер обрел позже, уже в Древнем Риме. Отличительной чертой коринфского ордера является высокая капитель, состоящая из шестнадцати волют, сопровождаемых рельефными изображениями листьев аканта. По преданию этот ордер был придуман Каллимахом из Коринфы, древнегреческим скульптором. Мотивом послужила плетенная корзина, оставленная на могиле юной девушки. Корзина утопала в листьях буйно разросшегося аканта – ядовитого растения. Этот образ лег в основу декоративных элементов коринфского ордера. В отличие от «мужского» дорического и «женского» ионического, коринфский ордер называют образом «юной, незамужней девы».

Типичным коринфским строением считается Храм Зевса Олимпийского в Афинах .

Древнегреческая архитектура знакома нам еще по учебникам истории Древнего мира. Сложно переоценить ее вклад в мировую культуру. К древнегреческим ордерам обращались архитекторы разных эпох и стран, их художественная переработка встречается в каменных памятниках различных культур и времен. Современные архитекторы и дизайнеры также тщательно изучают системы древнегреческих ордеров и активно используют их при разработке дизайна современных строений и интерьеров. Как ни парадоксально звучит, но чем древнее ордер, тем актуальнее его звучание в современном исполнении.

    Проблемы греческой энергетики

    Звезды эстрады современной Греции

    А держит он путь в сияюшие блеском Афины (часть 4)

    Утром выясняется, что национальный археологический музей по понедельникам работает с середины дня. Поэтому решаю съездить в Пирей, давно ставший просто районом Афин. От центра Города на метро туда везут за 0.7 евро и всё больше по поверхности. В Пирее станция метро выглядит как обычный пригородный железнодорожный вокзал (пол-Финляндского). Выйдя из вокзала, ориентируясь по Солнцу, прихожу в порт. На пирсах сидят рыбаки с удочками. Из проезжающего мимо джипа по пояс высовывается полицейский и говорит, что в порту снимать нельзя из соображений безопасности. «Хорошо,» - говорю я и, сняв пентапризму, кладу камеру на кофр на живот, что позволяет фотографировать незаметно для окружающих. У одного из причалов стоит что-то вроде нашего речного трамвайчика с поправкой на плавание по морю.

    Ситония Халкидики

    Не только песчаные пляжи и небесно-голубая лазурь Эгейского моря привлекают сюда туристов. Полуостров находится в окружении уникальной, первозданной природы субтропиков и кажется отрезанным от внешнего мира небольшими бухтами с малолюдными поселениями, каждое из которых по-своему уникально. Среди поселков с прекрасными пляжами и древней архитектурой стоит упомянуть деревни, расположенные в 20 километрах от Неа Мармара, а именно: Агиос Янис, Трипотамос, Калогриа и Эля.

    Мыс Сунион

    Большинство туристов, которые посещают мыс Сунион – романтики или искатели приключений. Действительно, не каждый решится ехать целый час из Афин для того, чтобы посмотреть руины древнего храма Посейдона и красивейшую панораму. Некоторые люди остаются здесь до вечера для того, чтобы вдоволь налюбоваться одним из красивейших закатов во всем Средиземноморье. Многочисленные поэты, художники и музыканты воспели эту маленькую точку на огромной карте Эллады.

Местом возникновения считаются берега Эгейского моря как с европейской, так и с азиатской стороны в VI веке до н. э.. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный - во времена античности считался «мужским» ордероКлассическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена , заканчивалась . В отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода - 16 - 20 штук. - верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов. Отделяется от ствола колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона, или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Состоит из - круглой подушки криволинейного профиля и квадратной . Ниже эхина в греко-дорическом ордере колонну опоясывает небольшая бороздка, а в римско-дорическом - выпуклый профиль-ремешок. База есть только у колонн римско-дорического ордера, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на .

Дорического ордера гладкий, в некоторых вариантах римско-дорического ордера разделен на два горизонтальных уступа - фасции . Небольшой полочкой, называемой тения , архитрав отделяется от , поверхность которого представляет чередование и . поддерживается , реже - . Под триглифами, а также на нижней поверхности мутул размещаются каплеобразные элементы - гутты .

Высота дорической колонны составляет, по Витрувию, 14 модулей (нижних радиусов колонны), а по Виньоле и более поздним авторам — 16 модулей (это ближе к древнеримским образцам). Высота базы и (до опоясывающего ремешка) - по 1 модулю. имеет высоту 1 модуль, фриз - 1,5 модуля. Насчет высоты карниза единства у авторов нет, она может составлять 1,5 модуля или менее. Ширина в - 1 модуль, - 1,5 модуля.

За единицу измерения элементов ордера принят , равный половине диаметра колонны. Модуль дорического ордера, в свою очередь, делится на 12 парт (частей).

Карниз антаблемента модульонного ордера

Обломы Высота Выступ
Полочка 1 парта 34 парты
Гусёк 3 парты 34-31 парта
Полочка 0,5 парты 31 парта
Каблучок 1 парта 30,75-30,25 парты
Слезник 3,5 парты 30 парт
Каблучок 1 парт 29,5-28,75 парт
Модульон 3 парты 28,5 парт
Капельки модульона 0,5 парты 26-14 парт
Четвертной вал 2 парты 13,5 парт
Полочка 0,5 парты 11,5 парты
Капитель триглифа или ровная полоска 2 парты 11 парт

Архитрав

Капитель зубчатого ордера

Стержень колонны

База колонны

Карниз пьедестала

Стул

База пьедестала

Храм Гефеста в Афинах

Храм Афеи на острове Эгина Храм Посейдона на мысе Сунион

Парфенон

    Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. М.: Архитектура-С, 2005.