Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская. Архитектурные ордера в древней греции Дорическая колонна описание

В странах с южным климатом, где чувствуется потребность в тени и свежем воздухе, наиболее важным элементом архитектуры является портик .

Фасад греческого храма почти неизменно представляет собой портик с колоннами. Гражданские постройки – рынки, места собраний – окружались портиками. В случае надобности они превращались в крытые галереи, где можно было укрыться в тени от палящего полуденного зноя и где обычно обсуждались общественные дела.

Греки концентрировали свое внимание главным образом на устройстве портика. Они сводили его к двум основным типам архитектурной композиции, или ордерами, отличительные признаки которых нами уже отмечены выше. Дорийский ордер отличается приземистыми формами, мужественностью и строгостью, доходящей до суровости, ионийский – богатством и изяществом форм. Эти два основных типа складываются, начиная с VI, может быть, даже с VII в. до н.э., и работа ряда поколений постепенно приближает их к совершенству.

Греческий гений не столько увлекается новым, сколько стремится к лучшему. Вся его деятельность направлена к тому, чтобы облагородить существующие формы, между тем как другие растрачивают ее на бесполезные новшества. В результате достигается удивительная соразмерность и точность соотношений.

Именно в дорийском ордере все эти высокие качества выявляются наиболее полно. Мы начнем с общей характеристики этого ордера в той его стадии, когда он является уже вполне сформировавшимся, и проследим его развитие вплоть до момента упадка.

Характеристика особенностей дорического ордера. Происхождение его форм

Рис. 160

Рис. 161
Рис. 162
Рис. 163
Рис. 164

Рис. 165

Рис. 166

Рис. 167

Элементы ордера. Рисунок 160 показывает нам наиболее характерные элементы дорийского ордера – капитель и антаблемент – в тех формах, которые они приобретают в лучшую эпоху греческой архитектуры.

Дорийская колонна не имеет базы. Ствол ее, имеющий конусообразную форму, утолщается не книзу, как ствол микенской колонны, а кверху, – так, как этого требуют законы устойчивости. Поверхность ствола колонны покрыта каннелюрами , а увенчивающая его капитель имеет чисто геометрические очертания. Она состоит из эхина, покрытого квадратной абакой , образующей сильный выступ, что наводит на мысль о назначении абаки как подбалки для уменьшения пролета, перекрываемого архитравом. Архитрав , почти всегда гладкий, отделяется от карниза фризом, составляющим принадлежность исключительно греческой архитектуры.

Он состоит из столбиков с вертикальными ложбинками, отделенных друг от друга рельефными или расписными плитами. Эти столбики носят название триглифов , а заполняющие плиты – метоп .

Карниз, увенчивающий эту архитектурную композицию, профилирован с расчетом отвода воды от стен и имеет на нижней плоскости выступающие капельники (мутулы ), украшенные каплями (гуттами ). Внутри портик перекрыт потолком с кессонами, расположенными на уровне карниза.

Происхождение ордера. – Существует мнение, что происхождение дорийской капители следует искать в микенских архитектурных композициях, где можно различить абаку и дополняющий ее вал. Прообраз дорийского антаблемента и колонны искали также в древнеегипетских портиках Бени-Гасана, где вырисовываются каннелированный ствол и как бы общие очертания антаблемента с мутулами. Но эти довольно неопределенные совпадения могут оказаться случайными. Даже допуская, что они указывают на известную связь, этим дается только другое направление вопросу о происхождении дорийского ордера. Каковы же начала, от которых произошли общие формы дорийского ордера?

По этому поводу существуют две теории.

Одна из них, более старая, выводит дорийский ордер из подражания системе деревянных конструкций. Эта теория была нами предварительно изложена при описании греческих деревянных конструкций. Колонна в таком случае является подражанием деревянному столбу. Утончающийся кверху ствол дерева, покрытый зарубками, сделанными топором, должен был послужить образцом для конусообразного каннелированного ствола колонны. Капитель с абакой должна являться как бы подушкой, предназначенной для поддержания балок.

Архитрав, согласно этой теории, должен представлять собой каменный прогон, заменивший деревянные балки древнейших храмов. Триглифы как бы воспроизводят концы балок, перекрывающих потолок, или же, скорей, ту декоративную деревянную обшивку, которая на них надевалась, мутулы – концы решетки или обшивку из досок, или, скорее, дощатую обшивку кровельного желоба.

Общность форм древнейших деревянных храмов и построенных по их образцу каменных храмов была настолько велика, что можно было свободно заменить деревянные столбы каменными колоннами, не изменяя общего вида постройки, как это было сделано с храмом Геры в Олимпии .

Эта теория, во главе которой стоял такой авторитет, как Витрувий, считалась бесспорной вплоть до наших дней.

Около 1820 г. Гюбш начал опровергать ее во имя чисто художественных принципов.

Каким образом мог дорийский ордер, это совершеннейшее создание каменной конструкции, быть копией с деревянного образца? Как могли греки в лучшем из своих творений грешить против художественной правды, являющейся высшим законом искусства? Вместо того, чтобы искать объяснение формам дорийского ордера в голой традиции, нельзя ли было бы найти это объяснение в самих требованиях строительного искусства?

И, действительно, его находят именно здесь. Дорийская колонна с ее сильным расширением книзу имеет профиль, вполне соответствующий каменной опоре. Архитрав представляет собой перекладину, карниз служит для отвода воды от стен. Остается объяснить фриз. Можно толковать его как легкую стенку, позволяющую повысить уровень карниза, не преувеличивая высоты колонн. Строго говоря, ансамбль дорийского ордера можно объяснить путем и той и другой теории. К счастью, обе гипотезы вполне возможно согласовать.

Если оказывается верным то, что в греческой деревянной конструкции деревянные балки выполняют ту же функцию, что и каменные архитравы, и что деревянные конструкции представляют собой, по выражению Дьелафуа, как бы каменную работу, воплощенную в дереве, то не удивительно, что можно производить формы дорийского ордера по желанию и от дерева и от камня. Но аналогия с деревянными постройками простирается и на такие детали, которые нельзя объяснить из одной только структуры.

Определение фриза является слабым местом этой новой теории; особенно плохо поддаются объяснению мутулы. Тем очевиднее, что надо видеть здесь один из тех примеров необычайной устойчивости, которые так часто встречаются в истории языка и в самой жизни органических существ: это – тип, переживающий функции, составляющие его первоначальное назначение. Опасно быть чересчур логичным там, где дело касается свободной передачи форм, и с такими доказательствами, которые имеют за собой авторитет самих греков.

Последнее возражение против той теории, которая сводит формы дорийской постройки к одним лишь требованиям каменной конструкции, – это почти абсолютная устойчивость форм при чрезвычайно большом разнообразии конструктивных приемов. Одно это многообразие уже указывает на то, что главной целью греков было создание традиционного типа путем того или иного расположения камней, на которое они обращали мало внимания, тем более, что камни были скрыты под слоем штукатурки.

Именно в древнейших конструкциях, которые должны – по теории Гюбша – больше всего гармонировать с формой, форма наиболее сильно противоречит конструкции. Древнейшие храмы показывают такую разрезку камней, которая безусловно заслуживает порицания. На рисунке 161 показаны некоторые из этих дефектов: в большом храме в Посейдонии P строители без всякого зазрения совести разделили фриз на два ряда кладки; благодаря этому метопы и триглифы пересечены горизонтальным швом.

В том же храме в Посейдонии и в трех храмах в Акраганте (храмы Конкордии, Геракла и Кастора) триглифы вырублены в одном квадре с метопами (C), а швы карниза расположены настолько случайно, что приходятся иногда посередине мутулы.

В храме S в Селинунте архитрав, представляющий собой почти квадратную в сечении балку, состоит из двух рядов кладки: швы постелей пересекают его по горизонтали (S). В правильной конструкции это считалось бы ошибкой, так как камни, подвергающиеся изгибу, должны ставиться на ребро, а не на постель.

Эта ошибка повторяется в большинстве архаических построек: в храме D в Селинунте, во внутреннем портике большого храма (храм T по Гитторфу), в базилике в Посейдонии, в храме, который носит название Tavol di Paladini, в Метапонте. В храме Гигантов в Селинунте допущена еще более серьезная ошибка. Ввиду колоссального размера храма и невысокого качества материала строителям пришлось отказаться от монолитного архитрава и заменить его тройным рядом плит A. Такой архитрав не только не может служить опорой, но требует в свою очередь поддержки. Для этого устроена перегородка между колоннами. Таким образом, ордер с простенными колоннами храма в Акраганте возник из стремления создать портик дорийского ордера при помощи материалов недостаточного размера для данного масштаба.

Нетрудно привести еще ряд примеров, показывающих ошибки в каменной конструкции. Все они сводятся к следующему: в эпоху архаики дорийский ордер представляет собой уже сложившуюся архитектурную систему, а не соединение структурных принципов, требования которых могли бы вызвать соответствующие изменения формы. Только великой греческой эпохе было суждено прекратить эти несогласия между формой и конструкцией, и в этом заключается сущность прогресса греческого искусства, получившего свое завершение в V в. до н.э.

Ни Парфенон, ни Фесейон не повторяют ни одной из этих неправильностей в отношении структуры. Архитравы этих храмов состоят из нескольких плит, поставленных рядом, на ребро. В фризе ясно выражено различие между триглифами, представляющими массивные квадры, и метопами, играющими роль заполняющих плит. Но и здесь некоторые детали конструкции могут послужить поводом к критике. Так, при вытесывании мутул как в Парфеноне, так и в Фесейоне больше всего заботились о том, чтобы сэкономить материал, но в целом можно признать их конструкцию вполне правильной.

В заключение из всего сказанного можно вывести следующее: точкой отправления при создании дорийского ордера явилась форма, структура же, подчиненная ее требованиям, лишь постепенно становится в гармоническое соотношение с ней. Честь создания этого соответствия между формой и конструкцией принадлежит эпохе Перикла, но достигнутая гармония вскоре затем была утрачена.

Видоизменение ансамбля дорического ордера. Хронологические данные

Для того, чтобы установить точно хронологические изменения ансамбля дорийского ордера, мы располагаем как для архаического, так и для классического периодов греческого искусства очень небольшим количеством точно датированных памятников. К счастью, эти могущие служить нам вехами памятники распределяются на протяжении двух столетий, охватывающих все развитие, или, иначе говоря, всю жизнь ордера.

Развалины древнейшего афинского Акрополя, разрушенного в 480 г. персами, восходят к VI в. до н.э. Таким образом, эти обломки получают определенную датировку.

К V в. относятся: храм в Олимпии, построенный около 475 г. архитектором Либоном; построенные при Перикле около 450 г. Парфенон и Пропилеи; законченный около 425 г. храм в Фигалии, строителем которого был Иктин, построивший также Парфенон; храм в Сегесте, постройка которого была прервана вторжением карфагенян в 410 г. Большой храм в Селинунте имеет двойную датировку: первая дата относится, по всей вероятности, к его основанию; другая, более достоверная, – ко времени окончания строительных работ. Весьма возможно, что работы были прерваны в первый раз из-за карфагенского вторжения в самом начале V в. Окончание же работ было прекращено вторжением 410 г.

Таким образом, наиболее древние части храма могут быть датированы временем, непосредственно предшествующим первому вторжению, более поздние – второму. Для трех последних веков до н.э. число датированных памятников увеличивается. Ограничимся тем, что укажем для македонской эпохи – Филиппейон в Олимпии; для римской эпохи – постройки в Помпеях, которые все предшествуют извержению Везувия, послужившему причиной их гибели.

Вот те основные памятники, которые также датированы и могут служить нам вехами. Они будут воспроизведены в ряде иллюстраций, сопровождающих нашу работу, к которой мы и отсылаем заранее. При сравнительном рассмотрении стиля этих памятников обнаруживается такая непрерывность в изменении формы, что становится вполне возможным датировать путем интерполяции ряд промежуточных памятников, о которых история умалчивает.

В архитектуре других народов мы находим школы, отстающие от общего развития искусства и имеющие свою собственную хронологию. В Греции ничего подобного нет. Развитие искусства, видимо, шло одинаково как в метрополии, так и в самых дальних колониях. Связь между отдельными членами семьи греческих народов была так тесна, что всякое новое достижение, совершающееся в одной из частей греческого мира, тотчас же делалось достоянием всего народа эллинов. Насколько постоянно было воздействие эпохи на развитие стиля, можно видеть из следующего факта: при восстановлении храмов греки не старались следовать их первоначальному стилю; они восстанавливали их согласно вкусам своего времени.

Мы только что упоминали о двух датах, касающихся постройки большого храма в Селинунте. В промежутке между этими датами стиль постройки меняется. Это различие показывает рисунок 162, S.

В более ранней постройке колонны фасада сильно сужаются кверху (A). В постройке второго периода дается уже едва заметное сужение ствола (B), причем строители нисколько не заботятся о том, что первые колонны будут контрастировать со вторыми.

Мы уже говорили о том, что в храме Геры в Олимпии сгнивавшие деревянные столбы постепенно заменялись каменными колоннами. Каждая из этих колонн носит характерные черты того или иного периода. Мы сопоставляем на рисунке 162, H две наиболее разнохарактерные колонны этого храма (C и D). Всего же в колоннаде храма насчитывается восемь различных видов колонн. Греки никогда не следовали устарелым формам в искусстве, никогда не задумывались над тем, чтобы изменить согласно вкусам своего времени восстанавливаемый памятник. Только в средние века, наряду с верой в прогресс, появляется и искреннее уважение к прошлому.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДОРИЧЕСКОГО (ДОРИЙСКОГО) ОРДЕРА В ГЛАВНЕЙШИЕ ПЕРИОДЫ

Наиболее точным археологическим показателем является общий характер пропорций. Всякое произведение греческого искусства носит на себе отпечаток того периода, к которому оно принадлежит. Изображения, приведенные для сравнения на рисунке 163 , делают сразу очевидным изменения пропорций от VI в. к V. Здесь даны приведенные к одной волюте ордера VI в. – Посейдония A и V в. – Парфенон B. Первый, более древний, отличается некоторой тяжеловесностью пропорций и как бы избытком мощи; второй, более поздний, – изысканным изяществом.

Если мы перейдем от V в. к македонской эпохе, а затем – к эпохе римского владычества, то увидим, что стремление к облегчению пропорций принимает в это время преувеличенный характер (рисунок 164 ): C – метопы в Олимпии, D – храм Афины Полиады в Пергаме).

Для того, чтобы сделать более очевидным это изменение пропорций, мы предлагаем для сравнения несколько фасадов греческих храмов.

Рисунок 165 показывает фасад архаической эпохи (храм S в Селинунте ). Мы видим здесь приземистые колонны с конусообразным отводом, набухающей капителью и тяжелым антаблементом.

На рисунке 166 дается фасад Фесейона . Здесь дорийский ордер уже освобождается от преувеличений архаической эпохи и достигает почти полного совершенства.

Рисунок 167 показывает фасад Парфенона, представляющий лучшую эпоху греческого искусства. По своему стилю он мало отличается от храма Фесея: при приближении к точке высшего совершенства в искусстве возможны лишь едва заметные изменения. Но вполне очевидно, что на этот раз достигнута абсолютная правильность. Все здание производит впечатление соразмерности частей, спокойствия и благородства. Таковы характерные черты архитектуры века Перикла, поскольку величайшие памятники искусства могут дать характеристику всей эпохи. Это – время великих мастеров: Фидия, Иктина, Калликрата и Мнесикла.

В греческом искусстве начального периода выражается избыток жизненных сил; затем, постепенно прогрессируя, оно приближается к идеалу, не испытывая тех колебаний, благодаря которым можно перейти границу с тем, чтобы тотчас же возвратиться назад. Греки чувствовали опасность преувеличения того изящества, к которому они стремились. Им потребовалось не менее столетия для того, чтобы приблизиться к этой цели. Все развитие архитектуры от эпохи Писистрата до Перикла является рядом постепенных переходов. Греческое искусство никогда не отрешалось от строгости раннего периода, мало-помалу освобождаясь путем осторожной и методической работы от природной суровости. Это – как бы живое существо, постепенно переходящее от детства к юношеству и затем неизбежно склоняющееся к упадку, также не лишенному своего блеска.

Архитектурный ордер широкое распространение получил во времена Античности. По сути, это строечно-балочная конструкция, дополненная определенными выразительными элементами. Архитектурный ордер, общие сведения о котором были изложены в трактате Витрувия еще в I веке до н.э, применялся в Древней Греции при постройке храмов и сформировал узнаваемый на сегодня облик строений этой страны.

Основные элементы

Витрувий в своей работе изложил принципы построения ордеров. Для вычисления параметров конструкции за основу брался модуль, представлявший собой нижний диаметр колонны. Он был мерилом размеров всех деталей.

Архитектурные ордера Древней Греции имели набор стандартных элементов, отличались соотношением их величин и художественным оформлением. Они состояли из колонны (column), антаблемента (entablature) и пьедестала. Первая, в свою очередь, включала три элемента:

    фуст (shaft — ствол);

    капитель (capital);

Стержень колонны — наибольшая ее часть, его толщина уменьшается с высотой, но неравномерно. Капитель образует верхнюю часть, на нее идет непосредственная нагрузка всех вышележащих элементов здания. Функция базы понятна из ее названия: она представляет собой основу фуста.

Антаблемент, верхняя часть конструкции, также имеет тройную структуру. Его составляют архитрав (architrave), фриз (frieze) и карниз (cornice). Архитрав образует перекрытия между колоннами, он является главной несущей частью антаблемента. Фриз — средний элемент. Архитектурные ордера Античности характеризуются разным исполнением этой детали: он мог быть гладким или с изображением. Карниз венчает колонну, часто он украшался дентикулами (dentils), или, как еще их называют, ордерными сухариками — рядом прямоугольных выступов.

Пьедестал — нижняя часть колонны, ее основа, чаще всего имел ступенчатую структуру. Колонна «вырастала» из стилобата (stylobate) - верхней ступени.

Архитектурные ордера Древней Греции

Всего существует пять ордеров, считающихся классическими. Три из них сформировались на греческой территории. Это дорический, ионический и коринфский архитектурный ордер. В Древнем Риме появились еще два: тосканский и композитный. Каждый из них имеет свои отличительные особенности в строении и декоративных элементах.

Названия греческих архитектурных ордеров дают представление о том, в какой области древнего государства они возникли. Появившись каждый в своей местности, в VI веке до н.э. ионический и дорический типы колонн быстро распространились по всей Греции. не пользовался большой популярностью. Он стал более востребован уже в Древнем Риме.

Величие и простота

Дорический архитектурный ордер отличался сведенным к минимуму числом декоративных деталей. Колонна не имела базы, поскольку опиралась непосредственно на стилобат. Ствол сужался неравномерно, где-то на одной трети высоты находилось небольшое утолщение. Поверхность столба была покрыта желобками - каннелюрами. Как правило, их было всего 20. Каннелюры придавали определенную декоративность монументальной конструкции: они создавали игру света и тени, визуально увеличивая высоту столба. Встречались варианты колонн и с гладкими стволами.

Капитель имела округлую основу, на которой лежал квадрат. На нее опирался гладкий архитрав. Фриз содержал триглифы — прямые полосы с треугольными выемками между собой, сгруппированные по три. Между триглифами находились промежутки (методы) либо гладкие, либо заполненные орнаментом. Под карнизом часто располагался ряд ордерных сухариков.

Знаменитые на весь мир

Дорический ордер большинству знаком по таким шедеврам античной архитектуры, как Парфенон и Строгие мужественные колонны украсили и строения, посвященные Посейдону на а также Афее на острове Эгина.

Дорический — самый простой с точки зрения декора архитектурный ордер. Виды, появившиеся в Ионии, а затем и в Коринфе, отличаются большим количеством украшений и художественных деталей.

Женственность, воплощенная в камне

Дорийской строгости была противопоставлена мягкость и даже некоторая нежность ионического ордера. типа возвышаются над округлой базой, по виду напоминающей несколько сложенных друг на друга колец. Столб длиннее, чем в дорийском варианте. От этого колонна кажется более стройной. Каннелюры более глубокие (всего их 24), а капитель украшена валютами (завитками).

Ионический антаблемент довольно узкий и включает в себя три горизонтальные части: гладкий архитрав, фриз, не имеющий триглифов, и немного выступающий карниз с рядом дентикул. Среднюю часть антаблемента часто украшали рельефами.

Создавая такую колонну, древние архитекторы уподобляли ее женщине со стройным станом, вьющимися волосами-валютами и ниспадающими складками одежды - каннелюрами.

Происхождение

Витрувий в своем трактате писал, что ионический архитектурный ордер возник во время возведения Эфесского храма. Необходимость в новой форме возникла из-за желания найти стиль, воплощающий дух греческих племен, населяющих местность, и противопоставить его дорийскому. Воплощение задуманного принесло вожделенные плоды: ионический ордер известен не меньше, чем его строгий собрат, и также относится к числу классических.

Ученые полагают, что формирование нового типа колонн происходило постепенно, и Эфесский храм стал лишь квинтэссенцией всех предыдущих этапов. Так или иначе, а ионический ордер действительно воплощает утонченность и элегантность. Недаром его использовали при постройке храмов Ники Аптерос и последний в итоге удостоился звания одного из семи чудес света.

Младший собрат

Коринфский ордер, как уже отмечалось, особое распространение получил в Древнем Риме. На территории Греции его считали ответвлением ионического. Действительно, эти ордера имеют много схожих элементов. Высокий стержень с 24-мя каннелюрами стоит на округлой базе. Главное отличие — это капитель, состоящая из шестнадцати валют в сопровождении акантовых листьев, расположенных в два ряда.

Антаблемент схож с соответствующим элементом в структуре ионического ордера: он включает разделенный архитрав, фриз, дополненный рельефом, и карниз с зубцами. Отличие строений с использованием таких колонн в том, что они поддерживали не двухскатную крышу, а плоскую.

Если продолжать метафору мужественности и женственности, то третий греческий ордер скорее обладает чертами, свойственными юной девушке: некоторой кокетливостью и любовью к изысканным украшениям. Самыми ранними из найденных образцов коринфского ордера считаются колонны храма Аполлона в Бассах.

Приемники

Ордера продолжили свое существование и в Древнем Риме. Они использовались мастерами, творившими облик городов империи. Параллельно тут появились и новые формы: тосканский и композитный архитектурные ордера. И наименование деталей, и общая логика построения сохранились.

Композитный ордер — «потомок» ионического и коринфского. Тосканскому присущи черты, делающие очевидным его родственные связи с дорийским: строгие колонны без капителей, гладкий архитрав и фриз, округлая без украшений капитель.

После падения интерес к подобным архитектурным формам постепенно затих и вновь возродился лишь в XV веке, когда был обнаружен трактат Ветрувия. Здания в стиле классицизма, который оформился чуть позже, также обязательно содержали колонны или подобные им элементы. Следует отметить,что сегодня архитектурные ордера, дошедшие до нас сквозь толщу веков, довольно часто используются при создании и художественном оформлении новых шедевров.

Древние памятники архитектуры не щадит время, но они продолжают удивлять многие поколения своими гармоничными формами. Праздничный и даже несколько помпезный дорический стиль, так любимый зодчими Греции и Рима, сегодня на современных улицах практически отсутствует, но до сих пор вызывает восхищение. Он создан древними зодчими, которые вручную творили удивительную красоту.

На рубеже 6 века до нашей эры в архитектуре сформировались два удивительных по красоте художественных направления. Это ионийский и дорический стиль. День за днем архитекторы с помощь строителей добивались совершенства пропорций и форм, которые проверяли на великолепных строящихся храмах и дворцах. Они старались добиться того, чтобы дорический ордер выглядел безукоризненно, ведь он был основой архитектуры того времени. Окончательное формирование стиля закончилось приблизительно в 600 году

Изначально в древней Греции преобладали постройки прямоугольной формы, а материалом, который использовался для строительства, были непрочная глина и тростник. На смену таким недолговечным составляющим для возведения жилищ пришло более прочное, украшенное новыми декоративными отделками и скульптурой храмовое строительство.

Бесконечное стремление древних архитекторов к монументальности и созданию в постройках способствовало формированию новых, ставших впоследствии классическими стилей. Наиболее значимые из всех - римский и греческий дорический ордер. Римский ордер выполнялся с мутулами и с зубцами-дентикулами.

Говоря об отличии, можно заметить, что у классической колонны дорического ордера отсутствовала база или же она выполнялась с сильным утончением. На стволе располагались вертикальные желобки, которые назывались каннелюрами. Они плотно примыкали друг к другу, а также отсутствовала привычная дорожка между ними. В этом стиле каннелюры выполнялись с особо острыми гранями и не были глубокими.

Дорическая капитель - это круглая подушка (эхин) и толстая квадратная плита (абака). На верхнюю часть ложится основная нагрузка находящихся выше деталей. Дорическая капитель имеет особенность, выраженную в том, что эхин у нее обработан иониками, а под полкой абаки находится каблучок, который украшается изысканным орнаментом.

Антаблемент состоит из архитрава, фриза и карниза. Эхин - это круглая подушка криволинейного профиля и квадратной абаки, а фриз, в свою очередь, делится на горизонтальные триглифы и метопы. Уникальный дорический ордер получил свое развитие в Именно здесь мастера стали строить более долговечные каменные храмы, применяя данные украшения. Одним из таких сооружений Греции является в Керкире.

Наибольший расцвет дорический ордер получил в VI-V вв. до нашей эры, это время царствования совершенных форм и классики. Этот стиль являлся украшением и подчеркивал величественность и монументальность композиции зданий того времени, их красоту и уникальность зодчества. Типичный и самый старый дорический храм находится в Греции, это Храм Геры в знаменитой Олимпии. Его возраст - VII в. до н. э. Он был воздвигнут в живописной местности на южных склонах холма Кроний.

Построен храм по всем правилам ранней дорической архитектуры с четко выраженной ориентацией с запада на восток, имеет слегка вытянутую форму. Периптерий имеет определенное количество колонн. Особый колорит им придает то, что они разные по резьбе, пропорциям и мельчайшим деталям. Изначально они были сделаны из дерева, но позже постепенно их начали заменять каменными. Происходило это в течение значительного промежутка времени, почти с древности и до римского периода, а это, в свою очередь, отразилось на резьбе, которая также подвергалась изменениям в зависимости от тенденций развития

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР, один из трех греческих архитектурных ордеров. При возведении храмов и колоннад греки обычно использовали три разновидности сочетания несущих и несомых частей здания. В греческом дорическом ордере колонны не имеют баз, неглубокие каннелюры перерезаны канавкой шейки под капителью, имеющей форму круглой подушки; фриз состоит из чередующихся триглифов и метоп. Римский дорический ордер отличается от греческого наличием баз у колонн и более стройными пропорциями последних. Дорический ордер сформировался на Пелопоннесе и в Греции в 7 в. до н.э.

В дорическом ордере заметно утончающиеся кверху колонны не имеют базы и ставятся прямо на каменное основание. Неглубокие желобки (каннелюры) проходят вдоль всего ствола колонны, подчеркивая ее вертикальную устремленность. Чуть ниже капители – самое узкое место ствола колонны – шейка, представляющая собой прорезающее каннелюры кольцо. Капитель состоит из расположенного над шейкой подушкообразного эхина и положенной на нее квадратной в плане плиты – абака. Архитрав – горизонтальную балку – нижний элемент трехчастного антаблемента, оставляли без украшений, чтобы яснее была выражена его работа в конструкции. Над архитравом находился фриз; его положение отвечало уровню балок, на которых лежала кровля храма. В дорическом ордере фриз образован чередованием триглифов – плит, соответствовавших торцам поперечных балок, и метоп – тонких каменных плит, занимающих промежутки между ними и не участвующих в работе конструкции; метопы принято было украшать скульптурными рельефами. Антаблемент был увенчан карнизом, нависающим над нижними частями здания подобно тому, как деревянная кровля всегда делалась нависающей над постройкой, чтобы во время дождя вода не попадала на стены и внутрь помещения. Над горизонтальным карнизом треугольное завершение – фронтон. Каждый элемент архитектуры храма выполняет свою роль, что подчеркивалось с помощью цвета (горизонтальные и вертикальные элементы иногда окрашивались в красный и синий цвета).

Такая система восходит к деревянной конструкции. Триглифы защищали торцы деревянных балок, удерживаясь на месте с помощью колышков, вбитых в маленькие полочки, которые располагались под и над триглифами. На месте храма Геры в Олимпии найдены только мраморные архитектурные детали и обломки, но известно, что первоначально колонны были деревянными, причем есть подтверждения тому, что замена дерева мрамором осуществлялась постепенно, по мере того, как деревянные части постройки сгнивали, утрачивая прочность. Однако довольно тяжелые пропорции самых древних мраморных колонн, сохранившихся до нашего времени, свидетельствуют о понимании их роли именно в работе каменной конструкции. Иначе говоря, когда деревянные колонны заменяли мраморными, использовали уже выработанные для камня пропорции.

Со временем пропорции греческих храмов становились все более изящными, а поколения архитекторов продолжали совершенствовать элементы дорического ордера. Первоначально толщина колонны у основания была лишь в четыре раза меньше ее высоты, но к 450 до н.э. это соотношение составило уже 1:5,5. Такое изменение пропорционального строя вместе с соответствующим облегчением антаблемента устранило излишнюю массивность, свойственную древнейшим постройкам, и придало зданиям грациозность и гармоническую соразмерность. Поначалу эхин был широко раскинут над стволом колонны, имея мягкий, несколько вялый контур; позднее его вынос стал меньше, а изгиб – более округлым и упругим. Точно так же шлифовалась каждая деталь, пока века экспериментирования не привели к утонченности и совершенству Парфенона.

Профили Высота в партах Выступ от оси в партах
1. АНТАБЛЕМЕНТ
1.1. Карниз антаблемента
Полочка
Выкружка 34–31
Полочка 0,5 30,5
Каблучок 1,5 30–29
Слезник 28,5
Полочка 0,5 15,5
Зубчики
Полочка 0,5
Каблучок 12,5–11,5
Капитель триглифа
1.2. Триглиф 10(+0,5)
1.3. Архитрав
Полочка 11,5
Регула 0,5
Капельки (уты) 1,5 11–10,5
Пояс 8(10-2)
2.1. Капитель
Полочка 0,5 15,5
Каблук 15,25–14,25
Абака 2,5
Четвертной вал 2,5 13,75–11,5
Верхняя полочка 0,5 11,5
Средняя полочка 0,5
Нижняя полочка 0,5 10,5
Выкружка 0,5 10,5–10
Шейка 3,5

Вся иллюстративная часть по зубчатому дорическому ордеру приведена на рис. 28–31. Здесь можно познакомиться с антаблементом и верхней частью колонны этой разновидности ордера, а на рис. 32 – с основными разновидностями зубчиков, встречающимися в дорическом, ионическом и коринфском ордерах.

Рис. 28. Антаблемент и капитель зубчатого дорического ордера из трактата Виньолы (лист XIII)

Рис. 29. Зубчатый дорический ордер (антаблемент, капитель, плафон)

Рис. 30. Зубчатый дорический ордер (антаблемент, капитель)

Рис. 31. Зубчатый дорический ордер (антаблемент, плафон)

Рис. 32. Зубчики (дентикулы): а – дорический ордер; б – ионический ордер; в – коринфский ордер

Ионический ордер

Первая разновидность сложного ордера. О его происхождении Витрувий в своей книге «Об архитектуре» пишет следующее: «Впоследствии они (греки) построили в честь Дианы храм нового ордера; при этом, изыскивая его внешнее отличие, они путем таких же заимствований (от человека) придали ему грациозность женщины: прежде всего толщину колонны они сделали в восьмую часть её высоты, чтобы она была на вид более высокой. В основание колонны они положили вместо подошвы (подножия) базис; на капители они приделали с правой и с левой стороны завитки, свисающие, как на прическе завитые кудри; лицевую сторону они украсили расположенными наподобие волн волнообразным резным украшением (киматием) и свисающими фестонами, а по всему стволу колонны спустили каннелюры, словно складки на столах (одеяниях), носимых женщинами. Таким образом, они изобрели два различных типа колонны: одну – по виду похожую на обнаженного мужчину, другую – по своему украшению и соразмерности напоминающую изящную женщину…» .

Автор ионического ордера известен. Это зодчий Херсифрон, создатель третьего «чуда света» – храма Артемиды в Эфесе (сер. VI в. до н.э.). Греки провозгласили этот храм «началом рождения нового (ионического) стиля» (рис. 33, рис. 34).

Рис. 33. Храм Артемиды в Эфесе (сер. VI в. до н.э. – IV в. до н.э.). Реконструкция

У Виньолы этот ордер стал более утонченным по сравнению со своим античным прототипом. Диаметр колонны составляет 1/9 её высоты.

В таблице 5 приведены основные размеры профилей ионического ордера (их высота и выступы от оси колонны).

С иллюстрациями по ионическому ордеру можно ознакомиться на рис. 35–37 (антаблемент, капитель) и на рис.38–40 (база колонны, пьедестал ионического ордера).

Рис. 34. Храм Артемиды в Эфесе (сер. VI в. до н.э. – IV в. до н.э.). Фрагменты

Ионический ордер Таблица 5

Профили Высота в партах Выступ от оси в партах
1. АНТАБЛЕМЕНТ
1.1. Карниз антаблемента 31,5
Полочка 1,5
Гусёк 46–41
Полочка 0,5
Каблучок 40,5–39
Слезник 38,5
Четвертной вал 28,5–24,5
Валик
Полочка 0,5 24,5
Зубчики
Полочка
Каблучок 19,5–15,5
1.2. Фриз (зоофор)
1.3. Архитрав 22,5
Полочка 1,5
Каблук 19–17
Верхняя полоса 7,5 16,5
Средняя полоса 15,75
Нижняя полоса 4,5
2. КОЛОННА
2.1. Капитель
Полочка
Каблук 19,5–17,75
Полочка 17,5
Канал волюты
Четвертной вал 22–17
2.2. Стержень (фуст)
Валик
Полочка
Верхняя выкружка 17–15
Стержень 15–19,33–18
Нижняя выкружка 1,5 18–20
Полочка 1,5
2.3. База колонны
Вал
Полочка 0,25 20,5
Скоция 20,5–22
Полочка 0,25 22,5
Валик
Валик
Полочка 0,25 22,5
Скоция 22,5–24
Полочка 0,25 24,5
Плинт
3. ПЬЕДЕСТАЛ
3.1. Карниз пьедестала
Полочка 0,66
Каблучок 1,33 34,5–33,5
Слезник
Четвертной вал 29,5–26,75
Валик 27,5
3.2. Стул пьедестала
Полочка 26,5
Выкружка 1,25 26–25
Стул 84,75
Выкружка 25–26
Полочка 26,5
3.3. Стул пьедестала
Валик 1,33 27,5
Гусёк обратный 27–32,5
Полочка 0,66 32,5
Плинт

Неполный ордер 405 –