Знаменитый собор на красной площади. Казанский собор на красной площади


Всего 78 фото

Собор Василия Блаженного занимает особое место не только среди шедевров мировой архитектуры, но и в сознании любого русского человека. Эта церковь на Красной площади является олицетворением красоты русской души, ее бездонного внутреннего духовного мира, сокровенного желания обрести рай и блаженство, как на земле, так и на небе. Собор Василия Блаженного безоговорочно признан всеми нами как один из символов России и как одна из её значительных духовных основ. Архитектурный ансамбль Красной площади сейчас просто немыслим без этой небесной красоты воплощенной в камне. Страшно подумать, но по одной из легенд, известный Лазарь Каганович, как то, предлагал Сталину снести Собор Василия Блаженного, эффектно выхватив его с макета реконструкции Красной площади, который был представлен на рассмотрение вождю народов. Лазарь! Поставь нам место, - сказал тогда коротко Сталин…

Храм Василия Блаженного так сильно впечатляет тебя, надолго остается в сознании и продолжает долго в нем жить, питая душу чувственной нематериальной энергией этого земного чуда. Находясь рядом с храмом можно бесконечно любоваться его неповторимым живым образом, играющими всеми гранями возвышенной и изысканной красоты с любого его ракурса. Об этом храме написано множество очерков, проведено бесчисленное количество научных исследований и, конечно же, выложено в сети не поддающееся исчислению материалов независимых исследователей и просто любителей русской архитектуры и старины.

Мне хотелось представить моему читателю о Покровском храме на Рву нечто такое, отличающееся от творений других авторов, что, конечно же, в этом контексте, сложная и, во многом, неподъемная задача. Однако, я, все таки, попытаюсь) Как обычно, здесь будет много моих фотографий этого храма, самых его разнообразных ракурсов, в разное время года - с целью раскрыть как внешний чувственный образ собора, так и показать его удивительные внутренние пространства, без лицезрения которых невозможно впитать всю эту Красоту целиком и полностью. Как оказалось, пребывая в самом храме, я умудрился-таки, что частенько со мной происходит, пропустить при съемке некоторые виды и детали его богатого внутреннего интерьера, что, как обычно, выясняется уже при подготовке конкретного материала. Конечно, же, эти недоработки будут мной восполнены здесь по мере поступления соответствующего визуального исходного материала.

Мне чрезвычайно интересен период строительства шатровых храмов на Руси и Собор Василия Блаженного занимает, среди чудом уцелевших к настоящему времени шатровых храмов, свое особое уникальное место, потому как центральной архитектурной доминантой этого шедевра и является возвышенная шатровая церковь Покрова Богородицы. Эта статья будет одной из некоторых в цикле моих будущих обзорных статей о периоде шатрового строительства на Руси.

В первой части, уже по традиции, мы попытаемся впитать чу́дный и неповторимый образ Собора Василия Блаженного, узнаем об его удивительной и загадочной истории, духовной основе истории его создания, об архитектурных особенностях, а уже во второй и третьей частях - осмотрим и исследуем церковь изнутри, ведь главное - это чувственное комплексное впечатление, и именно то, что мы выносим для себя и то, что остается, в результате, с нами надолго, а то и навсегда.


У меня нет архитектурного образования и я не считаю себя независимым экспертом в этой области, но сфера искусства и творчества в в области православной архитектуры меня чрезвычайно воодушевляет и интересует. Поэтому при рассказе об архитектурных особенностях собора будут использованы сторонние источники - как говориться - не будем изобретать велосипед там, где уже он уже давным давно изобретен и всё профессионально и дотошно описано и разъяснено в деталях. Так, что я не буду пытаться в этом смысле проявлять оригинальность. Для отделения академического текста об истории и архитектуре собора - мои впечатления и соображения я выделю курсивом.
02.

Итак, собор был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы - в начале октября 1552 года. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.
03.

По другой, широко известной версии Барма и Постник - два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве. Но эта версия ныне уже устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее - значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.
04.

У нас больше эмоциональный подробный репортаж, поэтому я позволил себе добавить в свой рассказ теплого ощущения от цветников, разбитых на Красной площади прошлым летом...)
05.

Согласно московским легендам, зодчие собора (Барма и Постник) были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить второго подобного по красоте храма. Однако, если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.
06.

Сам храм символизирует собой Небесный Иерусалим, однако значение цветовой раскраски куполов и по сей день остается неразгаданной загадкой. Ещё в прошлом столетии писатель Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского) - святого подвижника, с которым, по церковному Преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим, и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты».
07.

Первоначально собор был покрашен «под кирпич». Позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.
08.

В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом. В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара. Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения - окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами.
09.

Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.
10.

Архитектура храма Василия Блаженного

Какой бы сложной ни казалась конструкция храма, на самом деле она очень логична. В центре композиции находится главная шатровая Покровская церковь, вокруг которой помещены восемь других столпообразных с купольным завершением церквей. В плане собор образует восьмиконечную звезду. Большие церкви расположены по углам ромба. Ромб, вписанный в квадрат, таково строение храма. Восьмиконечная звезда в христианской символике несёт глубокий смысл - она символизирует всю христианскую церковь, которая является путеводной звездой в жизни человека к Небесному Иерусалиму.
11.

Другой аспект рассмотрения архитектурных особенностей храма в целом может сводиться к простому рассмотрению его архитектурных форм. Все элементы комплекса, включая и центральный, собственно Покровский собор, и большие и малые церкви соответствуют разным типам церковной архитектуры. Но их взаимодействие основано на нескольких композиционных элементах. Это сочетание восьмерика на четверике, или двух восьмериков, различного диаметра. Центральная часть - это два восьмерика на четверике, венчает конструкцию шатёр. Два восьмерика, увенчанные куполом - так можно описать архитектуру больших церквей. Малые церкви - восьмерик на четверике, увенчанный куполом над круглым барабаном. Хотя нижнюю часть малых церквей, их четверики, рассмотреть весьма проблематично, они скрыты за внешним декором - кокошниками.
13.

По всему периметру храм украшен кокошниками, расположены они по разному, разного размера, но выполняют они одну функцию - сглаживают переход от четвериков в восьмерик. Собор построен по принципу нарастания высоты - центральный шатёр в два раза выше больших церквей, большие церкви - в два раза больше малых.
14.

Ещё одна особенность храма делает его абсолютно непохожим на другие - это отсутствие симметрии в декоре и размерах больших и малых церквей. Но весь в целом собор оставляет впечатление собранности и сбалансированности. Кто бы ни был автором собора, его идея - реализация и политического, и религиозного смысла была воплощена в его архитектурных формах безупречно. Схожесть и различие, объединение и разделение - сочетание этих взаимоисключающих элементов стала главной темой в архитектуре собора и принципиальной идеей его конструкции.
15.

Высота храма составляет 65 метров. Собор состоит из храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань:

Троицы.

В честь святителя Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки).

Входа во Иерусалим.

В честь мучеников Адриана и Наталии (первоначально - в честь священномучеников. Киприана и Иустины - 2 октября).

Святителей Иоанна Милостивого (до XVIII - в честь святителя Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - 6 ноября).

Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.
17.

В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469-1552 гг.), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящён в честь Ризоположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий). В 1672 году в нём состоялась обретение мощей Иоанна Блаженного, а в 1916 году он был переосвящён во имя блаженного Иоанна, московского чудотворца.
19.

В 1670-х годах построена шатровая колокольня.
21.

Куполов всего одиннадцать, из них девять куполов над храмом (по числу престолов):

Покрова Богородицы (центр),

Святой Троицы (восток),

Входа Господня в Иерусалим (запад),

Григория Армянского (северо-запад),

Александра Свирского (юго-восток),

Варлаама Хутынского (юго-запад),

Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (северо-восток),

Николая Чудотворца Великорецкого (юг),

Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (север).

Ещё два купола расположены над приделом Василия Блаженного и над колокольней.
22.



Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Подклет (1-й этаж)

В Покровском соборе нет подвальных пространств. Церкви и галереи выстроены на едином основании - подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами. Высота этих помещений - около 6,5 м.

На плане первого уровня помещения в подклете обозначены черным цветом. В цвете - церкви второго уровня собора.
23.

Конструкция северного подклета уникальна для XVI в. Его коробовый свод большой протяжённости не имеет поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями - продухами. Вместе с «дышащим» строительным материалом - кирпичом - они обеспечивают особый микроклимат помещения в любое время года.
24.

Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нём использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых теперь сохранились петли. До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также приносили сюда своё имущество.

В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по внутристенной белокаменной лестнице. О ней знали только особо доверенные лица. Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации 1930-х гг. потайная лестница была обнаружена. Мы её еще увидим.
25.

В подклете находятся иконы Покровского собора. Самая древняя из них - икона св. Василия Блаженного конца XVI в., написанная специально для Покровского собора. Также здесь экспонируются две иконы XVII в. - «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение». Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора. Написана в 1780-е гг. В XVIII-XIX вв. икона находилась над входом в придел Василия Блаженного.

Церковь святого Василия Блаженного

Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного на церковном кладбище. Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Фёдора Иоанновича. Храм кубической формы, перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие церкви выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора.

Мы можем видеть четверик этой церкви и самую низкую по уровню главку зеленого цвета с малиновыми шипами и, собственно, ее приделы на первом плане на фото ниже.
27.

Доступ в сам собор Василия Блаженного как раз и начинается с Храма Василия Блаженного, что и находится на первом уровне, в отличие от всех остальных церквей собора...
На праздники здесь очень много народа, как вы видите.

29.

Ризница

В 1680 году выше церкви Василия Блаженного к собору была пристроена еще одна церковь во имя Святой Феодосии Девы. Она была двухэтажной (на подклете). Верх был сделан в виде восьмерика с главкой на узком барабане.

Уже в 1783 году восьмерик разобрали и превратили церковь в ризницу (хранилище облачений и литургической утвари) при церкви Василия Блаженного. Картина Гильфе́рдинга, написанная в 1770 году - единственное изображение церкви Святой Феодосии Девы до ее перестройки. В настоящее время ризница отчасти сохранила свое назначение: в ней проводятся выставки вещей из фондов собора, то есть тех самых, которые когда-то в ней хранились.

Осмотр экспозиции Собора Василия Блаженного начинается с входа через малое северное крыльцо в здание бывшей соборной ризницы (слева - на фото ниже).
30.


А вот эта фотография снята как раз от входа в музей Храма Василия Блаженного.
31.

В музей мы еще с Вами попадем, а пока предлагаю осмотреть внимательно Собор Василия Блаженного в деталях и с разных ракурсов.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

Галереи и крыльца

По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой. В середине XIX века застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проёмы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами.
32.


Центральную церковь Покрова Богоматери окружает внутренняя обходная галерея. Её своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII в. галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX в. - изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.

Это большое северное крыльцо - через него осуществляется уже выход экскурсантов, посещающих музей и церкви собора.
33.


Собственно, вот такие виды с него можно снять...
35.

Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. Сегодня её освещают слюдяные фонари XVII в., которые ранее использовали во время крестных ходов. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают изысканный силуэт собора. И фонари мы тоже осмотрим чуть позже.
37.

Это западная сторона собора. Сейчас мы его будем обходить против часовой стрелки. Некоторые фото, что вы видите сняты намеренно с высокими геометрическими искажениями для того, чтобы по возможности охватить целиком фасады собора.
38.

Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры», хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.
48.

Сейчас мы находимся с южной стороны Собора Василия Блаженного. На площадке перед собором довольно просторно. Относительно недавно в этом месте проводились археологические раскопки. Их результаты можно увидеть прямо тут же - были найдены каменные ядра и старинные пушки...

Необычайно красивая церковь на , признанный символ . Это одна из наиболее значимых достопримечательностей , устоявшая даже в самое сложное для всех церквей время. Данный памятник русской архитектуры входит в по версии нашего сайта.

Сегодня у храма можно увидеть десятки туристов в любое время года, восхищенно ахающих и хватающихся за фотоаппараты. Он не только величественно возвышается над остальными архитектурными сооружениями, но и очень нарядно выглядит в своей многоцветной гамме и со своими разукрашенными куполами-маковками, которые одна краше другой. По одной из легенд после строительства собора архитекторы были лишены зрения, чтобы больше не создать ничего более красивого.

До XVII века храм назывался Троицким, а сегодня его официально называют Покровским. Строительство собора относится к середине XVI века, то есть к эпохе правления Ивана Грозного. С 1818 года перед храмом стоит бронзовый памятник национальным героям - Минину и Пожарскому.

У собора восемь церквей с луковичными куполами и одна церковь в форме столпа, уходящая в небо и увенчанная небольшим шатром. Именно она является доминантой комплекса и церковью Покрова Божией Матери. У всех храмов без исключения одно основание и общая галерея. В первой половине XX века все церкви закрывались, и этот храм не стал исключением. Он вновь заработал в 1991 году в день православного праздника Покрова.

Собор Василия Блаженного открыт ежедневно с 10 или 11 утра, в зависимости от сезона. В музее регулярно проходят экскурсии для всех желающих. Добраться до собора не составит труда, так как он расположен прямо на Красной площади. Ближайшие к достопримечательности метро - «Охотный ряд», «Площадь Революции» и «Китай-город».

Фото достопримечательности: Собор Василия Блаженного

Собор Покрова Пресвятой Богородицы , что на Рву на Красной площади, Покровский собор или Храм Василия Блаженного — одна из самых известных российских достопримечательностей.

Покровский собор был построен в 1555-60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством.

Посещая главную площадь Москвы, Красную площадь, гости и жители столицы замирают от восхищения, глядя на храм Василия Блаженного, непревзойденная красота которого будоражит человеческие сердца на протяжении пяти веков. Храм расположен рядом с Кремлем и является памятником российской культуры и истории. Привлекая взгляд своими разноцветными маковками, он стал символом столицы, неотъемлемой частью России. Но это не официальное название храма. Его подлинное имя - собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Первоначально был построен деревянный храм, посвященный Святой Троице, поэтому он носил название Троицкий вплоть до начала XVII века. На сегодняшний день собор является наследием мировой культуры и находится под патронажем UNESCO .

История возведения Храма Василия Блаженного

Чтобы ознаменовать победу над Казанским ханством Иван Грозный издал приказ об увековечивании этого события путем сооружения Покровского собора. Штурм неприступной Казанской твердыни произошел в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которого был и назван храм. В течение шести лет велось его строительство, начиная с 1555 года.

Сведений о зодчих, принимавших участие в возведении храма не сохранилось. Поэтому, большинство экспертов считает, что работа принадлежит руке псковского зодчего Постника Яковлева , по прозвищу Барма . И только к 1588 году храм обрел имя церковь Василия Блаженного после некоторых конструктивных изменений, когда к храму были присоединены пристройки. Этот архитектурный ансамбль, по замыслу автора, символизирует Небесный Иерусалим . Тот облик с фигурными маковками, который мы видим сейчас, появился в конце XVI века после большого пожара, уничтожившего все строение.

Восьмидесятые годы XVII столетия отметились тем, что над лестницами были возведены крылечки, украшенные шатрами. Окружавшая собор галерея, открытого типа, была оформлена сводами. Расписывая галерею изнутри, мастера предпочли использовать мотивы трав Чугунной оградой храм был обнесен в начале XIX века, во время его очередной реставрации.

С установлением Советской власти Собор Василия Блаженного не сразу попал под защиту государства. Прошло немало времени, когда в храме было решено разместить историко-архитектурный музей , для чего была проведена работа по реставрации здания и комплектации фондов. Открытие музея состоялось 21 мая 1923 года. Филиалом Государственного исторического музея он стал в 1928 году. Годом позже, с храма были сняты колокола и запрещено богослужение. Великая Отечественная Война внесла свои коррективы в работу музея, который был закрыт вплоть до ее окончания. И только в начале 90-х годов прошлого столетия церковные службы в соборе были возобновлены.

Храм функционирует и как музей, и как православная церковь.

Ансамбль церквей Храма Василия Блаженного

В ансамбль храма Василия Блаженного входит 9 церквей, которые были возведены на одном общем фундаменте. И, хотя, высота храма составляет всего 65 метров, он славится своим объемом и далеко не последним входит в список храмов по этому показателю.

Особенностью храма является то, что он не имеет явно выраженного центрального входа, а зайдя впервые в храм, можно заблудиться. На одной из стен храма начертан его план с верхнего ракурса, который прост и понятен. Но почему же каждый, вновь приходящий, снова и снова путается в поиске выхода?

Если описывать конструктивную особенность храма, то центральную часть его занимает столпообразная церковь . Эта церковь освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы . Окружающие столпообразную церковь основные храмы имеют выход, обращенный к сторонам света (север, юг, запад, восток). Композицию завершают небольшие по размеру церкви, возведенные между основными. Если взглянуть на храм сверху, то можно увидеть 2 квадрата, которые повернуты друг к другу так, что составляют геометрически правильную восьмиконечную звезду, которая символизирует воскрешение Иисуса Христа. Олицетворением твердости веры служат и сами стороны квадрата, и четыре конца животворящего креста. Символом единства веры, Божьей защиты, которая распространяется над всей матушкой Россией, является объединение церквей вокруг столпообразной церкви. Рядом находится и Колокольня, возведенная в 1670 году.

Потайное место в храме

В храме полностью отсутствуют подвальные помещения.

Уникальность его состоит в том, что он сооружен на подклете, который представляет собой комплекс помещений, с высотой стен более 6-ти метров и толщиной более 3-х. Постоянный микроклимат помещений, который не зависит от времени года, создается с помощью специальных отверстий, которые были предусмотрены во время строительства храма. В более ранние времена подклет служил тайным хранилищем и царской казны, и церковных ценностей.

Секретная лестница, расположенная в стене, со второго этажа столпообразной церкви вела в этот тайник. В настоящее время здесь хранятся иконы, принадлежащие храму Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Старейшая икона, которая являет лик самого Василия Блаженного , датируется концом XVI века.

Как уже упоминалось ранее, весь церковный ансамбль опоясан крытой обходной галереей, которая давно стала одним единым целым с храмом. Стены и сводчатые потолки ее украшены растительным узором, полы (кирпичные) выложены особым способом, который называется "елочка", а на некоторых участках использована кладка "розеточка". Истираемость кирпичей, выпуск которых датирован XVI веком, намного меньше тех, которые были использованы в ходе многочисленных реставрационных работ.


Убранство храма Василия Блаженного изнутри

Манера исполнения и цветовое решение всех 9-ти, слагающих комплекс, церквей, различна. Где-то видны фрески в оформлении стен, датируемые XVI веком, где-то масляная роспись. Но главное сокровище собора - уникальные иконостасы, которые включают в себя более 400-от бесценных икон, создание которых относят к периоду XVI-XIX веков. Они принадлежат кистям мастеров московских и новгородских земель.

Храм Василия Блаженного в наше время

В начале 90-х годов прошлого столетия храм был возвращен в лоно церкви. Произошло это событие в светлый праздник Покрова.

С этого момента музеем возобновилось коллекционирование колоколов. Девятнадцать шедевров литейного искусства можно увидеть среди экспонатов музея. За 5 лет до взятия Казани был отлит самый старый колокол, тогда как самому молодому в 2016 году исполнилось только 20. Обширная коллекция доспехов и оружия, которые сохранились с момента взятия Казанского Кремля, представлена в музее для обозрения.

Полотна русских художников XIX века также широко представлены на экспозиционных площадках музея. Здесь можно увидеть не только портреты и пейзажи, но и коллекцию старинных рукописных и первопечатных книг, которые являются гордостью музейной экспозиции. В музее организованы групповые экскурсии, не ограничивается и индивидуальное посещение. Видео и фотосъемка возможна при внесении небольшой платы через кассу музея. Магазинчики, расположенные между подклетом и вторым этажом храма, предложат вам памятные сувениры.

Для всего мира самыми известными «визитными карточками» России являются Кремль, и Собор Василия Блаженного в Москве. Последний имеет еще и другие названия, наиболее популярным из которых является Покровский собор на Рву.

Общие сведения

Собор отпраздновал свое 450-летие 02.07.2011 г. Это уникальное строение возведено на Красной площади. Изумительный по своей красоте храм представляет собой целый комплекс церквей, объединенных общим основанием. Даже те, кто ничего не знает об архитектуре России, сразу же узнают Церковь Василия Блаженного. Собор имеет неповторимую черту - все его пестрые купола отличаются друг от друга.

В основной (Покровской) церкви находится иконостас, который был перенесен из разрушенной в 1770 г. кремлевской церкви Черниговских чудотворцев. В подклете церкви Покрова Богоматери находятся самые ценные наиболее древняя из которых — икона Василия Блаженного (XVI в.), написанная специально для этого храма. Тут же экспонируются иконы XVII в.: Богоматерь Знамение и Покров Пресвятой Богородицы. Первая копирует изображение, расположенное на восточной стороне фасада церкви.

История возникновения храма

Собор Василия Блаженного, история возведения которого обросла целым рядом мифов и легенд, построен по приказу первого царя Руси Ивана Грозного. Он был посвящен знаменательному событию, а именно - победе над Казанским ханством. К большому сожалению историков, имена зодчих, создавший этот бесподобный шедевр, не дошли до наших дней. Существует много версий относительно того, кто работал над возведением храма, но достоверно так и не установлено, кто создал Собор Василия Блаженного. Москва была главным городом Руси, поэтому царь собирал в столице лучших мастеров. По одному преданию главным зодчим был Постник Яковлев из Пскова по прозвищу Барма. Другая версия полностью противоречит этому. Многие считают, что Барма и Постник - разные мастера. Еще больше путаницы возникает по третьей версии, которая гласит о том, что Собор Василия Блаженного в Москве был построен по проекту итальянского архитектора. Но самой популярной легендой о данном храме является та, в которой говорится об ослеплении зодчих, создавших этот шедевр, дабы они не смогли повторить свое творение.

Происхождение названия

Поразительно, но, несмотря на то, что главная церковь этого храма была посвящена Покрову Пресвятой Богородицы, во всем мире он известен как Собор Василия Блаженного. В Москве всегда было много юродивых (блаженных «божьих людей»), но имя одного из них навсегда запечатлено в истории Руси. Безумный Василий жил на улице и даже зимой ходил полуголым. При этом все тело его было обвито веригами, которые представляли собой железные цепи с большими крестами. Этот человек пользовался большим уважением в Москве. Даже сам царь относился к нему с несвойственным ему благоговением. Василий Блаженный почитался горожанами как чудотворец. Он умер в 1552 г., а в 1588 г. над его могилой была возведена церковь. Именно эта постройка дала общепринятое название данному храму.

Практически все, кто посещает Москву, знают, что главным символом России является Красная площадь. Собор Василия Блаженного занимает одно из самых почетных мест в целом комплексе строений и памятников, находящихся на ней. Храм венчают 10 великолепных куполов. Вокруг основной (главной) церкви, называемой Покрова Богородицы, симметрично расположены 8 других. Они построены в форме восьмиконечной звезды. Все эти церкви символизируют приходящиеся на дни взятия Казанского ханства религиозные праздники.

Купола Собора Василия Блаженного и колокольня

Восемь церквей венчают 8 луковичных глав. Главное (центральное) строение завершено «шатром», над которым возвышается маленькая «главка». Десятый купол был построен над церковной колокольней. Поразительно то, что все полностью отличаются друг от друга по своей фактуре и окраске.

Современная колокольня храма была возведена на месте старой звонницы, которая полностью пришла в негодность в XVII в. Ее возвели в 1680 г. В основании колокольни находится высокий массивный четверик, на котором возведен восьмерик. На нем есть открытая площадка, огражденная 8 столбами. Все они соединены между собой арочными пролетами. Верх площадки венчает высокий восьмигранный шатер, ребра которого украшены изразцами разного цвета (белого, синего, желтого, коричневого). Грани его покрыты зеленой фигурной черепицей. Наверху шатра располагается луковичная главка, увенчанная восьмигранным крестом. Внутри площадки на деревянных балках висят колокола, которые были отлиты еще в XVII-XIX вв.

Архитектурные особенности

Девять церквей Собора Василия Блаженного соединены между собой общим основанием и обходной галереей. Ее особенностью является причудливая роспись, основным мотивом которой являются растительные орнаменты. Неповторимый стиль храма сочетает в себе традиции как европейского, так и русского зодчества эпохи Возрождения. Отличительной особенностью собора являются и Высота храма (по наивысшему куполу) составляет 65 м. Названия церквей Собора: Николая Чудотворца, Троицы, Мучеников Адриана и Наталии, Входа в Иерусалим, Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Григория Армянского, Покрова Божией Матери.

Еще одной особенностью храма является то, что в нем нет подвала. У него чрезвычайно прочные стены подклета (достигают толщины в 3 м). Высота каждого из помещений составляет примерно 6,5 м. Вся конструкция северной части храма уникальна, поскольку длинный коробовый свод подклета не имеет никаких поддерживающих столбов. Стены здания «прорезаны» так называемыми «продухами», которые представляют собой узкие отверстия. Они обеспечивают в церкви особый микроклимат. Много лет помещения подклета не были доступны прихожанам. Ниши-тайники использовались в качестве хранилищ и закрывались дверями, о наличии которых сейчас свидетельствуют только сохранившиеся на стенах петли. Считается, что до конца XVI в. в них хранилась царская казна.

Постепенное преображение Собора

Только в конце XVI в. над храмом появились фигурные главы, которые заменили собой первоначальное перекрытие, сгоревшее в очередном пожаре. Этот православный собор до XVII в. назывался Троицким, поскольку самый первый деревянный храм, который находился на этом месте, был построен в честь Святой Троицы. Первоначально это строение имело более строгий и сдержанный вид, поскольку оно было возведено из камня и кирпича. Только в XVII в. все купола были украшены керамическими изразцами. В это же время к храму были пристроены асимметричные постройки. Затем появились шатры над крылечками и затейливая роспись стен и потолка. В тот же период на стенах и потолке появилась изящная роспись. В 1931 г. перед храмом был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому. На сегодняшний день Собор Василия Блаженного находится в совместном ведении Русской православной церкви и Исторического музея строение является культурным наследием России. Красоту и уникальность данного храма оценили и во всем Василия Блаженного в Москве отнесен к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Значение Покровского собора в СССР

Несмотря на гонения советской власти в отношении религии и разрушение огромного множества церквей, Собор Василия Блаженного в Москве еще в 1918 г. был взят под государственную охрану как памятник культуры мирового значения. Именно в это время все усилия властей были направлены на создание в нем музея. Первым смотрителем храма стал протоирей Иоанн Кузнецов. Именно он практически самостоятельно заботился о ремонте здания, хотя его состояние было просто ужасным. В 1923 г. в Соборе разместился историко-архитектурный музей «Покровский собор». Уже в 1928 г. он стал одним из филиалов Государственного исторического музея. В 1929 г. с него были сняты все колокола, а богослужения были запрещены. Несмотря на то что храм на протяжении почти ста лет постоянно реставрируется, его экспозиция закрывалась всего один раз - в годы Великой Отечественной войны.

Покровский собор в 1991-2014 гг.

После развала Советского Союза Собор Василия Блаженного перешел в совместное пользование Русской Православной церкви и Государственного исторического музея. С 15.08.1997 г. в храме были возобновлены праздничные и воскресные богослужения. С 2011 г. открыты для посещения недоступные ранее приделы, в которых устроены новые экспозиции.

Собор Василия Блаженного - популярный памятник православного христианства и русского зодчества. Он возвышается в центре Москвы. Датируется XVI веком.

Каноническое название постройки – собор Покрова Божией Матери, что на Рву. Другой вариант именования – собор Покрова Пресвятой Богородицы. Также известен многим как Покровский.

Интересно! Привязка «на рву» в названии также не случайна. Вплоть до 1813 года рядом с Кремлевской стеной был прокопан ров оборонительного назначения.

На самом деле собор Покрова Божией Матери - это не одна, а несколько церквей, объединенных в единый архитектурный ансамбль.

Строительство храма Василия Блаженного

Храм появился во времена Ивана Грозного. Даты строительных работ: с 1555 по 1561 гг. Царь пообещал в случае завоевания казанских ханов возвести собор. В честь каждой крупной победы строилась церковь. Название давалось сооружениям по имени святого, в чей календарный день было выиграно сражение. Так появилось восемь деревянных церквей. Главная победа пришлась на день Покрова Богородицы. Отсюда и название главного собора, каменного.

Сооружение переживало пожары, несколько войн и революции. За свою историю собор видоизменялся, перекрашивался, реконструировался многократно. Он «оброс» колокольней, галереей, оградой и прочими элементами. Среди известных архитекторов храма: Осип Бове (1817 г.), Иван Яковлев (1784-1786 гг.), Сергей Соловьев (1900-1912 гг.)

В 1918 году собор получил статус архитектурной ценности мирового уровня, стал охраняться государством. В начале 90-х прошлого века он в одновременном пользовании церкви и музея.

Собор во времена империи

О создателях сооружения ходят разные легенды. Одной достоверной версии нет. Большинство исследователей солидарны в идее, что возведение храма - «дело рук» мастера, прозванного Постником. Полное имя - Барма Иван Яковлевич.

Некоторые уверены, что московский собор Василия Блаженного сконструировал неизвестный итальянский архитектор.

Ранее бытовала версия, будто храм возводили Постник и Барма, то есть мастера было сразу два. Но в ней историки нашли слишком много несоответствий.

Интересно! Популярная легенда гласит: Иван IV велел ослепить зодчих Постника и Барму по окончании строительства. Он не хотел, чтобы мастера повторили свое творение где бы то ни было. Этот факт, скорее всего, вымышлен, так как не сходится с историческими событиями.

Почему храм Василия Блаженного так называют

В народе прижилось такое именование собора неспроста. Название храму дано по имени юродивого, который жил при Иване Грозном. Сам царь побаивался блаженного за дар ясновидения. Народ любил Василия. Когда он умер, его похоронили близ Троицкой церкви.

Василия Блаженного канонизировали через 29 лет после смерти. Его именем назвали одну из церквей храма. Здесь же хранятся мощи юродивого, ныне - святого.

Структура и параметры собора

Отличительная особенность храма - то, что он не имеет выраженного фасада. Каждая сторона выглядит «парадной».

Храм Покрова Божией Матери достигает высоты в 65 метров.

Интересно! В течение двух веков после своего появления это была самая высокая постройка Москвы.

Весь комплекс состоит из одиннадцати построек. Вокруг центральной церкви расположено еще восемь, четыре из которых сгруппированных ровно по сторонам света. Структура напоминает восьмиконечную звезду. Десятая церковь - «нижняя». Одиннадцатая постройка - колокольня.

Все церкви имеют единое основание, объединены закрытой галереей, внутренними общими переходами.

Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного

Правильный ответ - 11. Из них девять луковичных церковных, два шатрообразных с маленькими главками. Шатром завершаются купола центрального храма и колокольни. Все они красочных цветов, оформлены узорами. Объясняют это праздничное оформление тем, что купола храма символизируют образ Небесного Града Иерусалима.

Престолы Покрова на Рву

Собор представлен десятью самостоятельными церквями с престолами:

  • Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь расположен Центральный престол.
  • Адриана и Наталии. Церковь называлась ранее в честь святых Киприана и Иустины (северное направление). Высота постройки - 20,9 м. Здесь находится «Неопалимая Купина».
  • Трех Патриархов Константинопольских (северо-восток). Церковь высится в 14,9 м.
  • Святой Троицы (восток). Постройка имеет высоту в 21 м.
  • Александра Свирского (направление - юго-восток). Высота сооружения - 15 м.
  • Николая Чудотворца (престол южный). Высота - 28 м. Другое название - Николы Великорецкого.
  • Варлаама Хутынского (юго-запад). Высотой в 15,2 м. Церковь освещается самым древним паникадилом во всем соборе.
  • Входоиерусалимский (направление - запад). Отличается особенно нарядным убранством.
  • Григория Армянского (стоит на северо-западе). Высота - 15 м.
  • Василия Блаженного. Это нижняя пристройка. Только в ней из всех других проходят регулярные богослужения.

У храма есть общий подклет. В нем хранятся древние иконы, доступ к нему не доступен для массовых посещений.

На заметку! Монета номиналом 5 рублей 1989 года выпуска была выпущена с изображением на реверсе Покровского собора. Ее тираж - 2 миллиона экземпляров. Тираж улучшенного качества составляет 300 тысяч единиц. Сейчас коллекционеры могут купить эту монету за полторы-три тысячи рублей.

Информация для посетителей

Собор является филиалом Государственного исторического музея и открыт к посещению. Он входит в список мирового наследия ЮНЕСКО.

По воскресеньям здесь проходят богослужения.

Время работы и стоимость билетов

Собор как музей действует ежедневно:

  • летом - с 10:00 до 19:00;
  • 1 сентября - 6 ноября и весь май - с 11:00 до 18:00;
  • 8 ноября - 30 апреля - с 11:00 до 17:00.

Исключение: каждая среда в июне, июле, августе и первая среда остальных месяцев. В эти дни в комплексе санитарный день.

Музей работает на 1 час дольше во время школьных каникул. В некоторые праздники расписание работы может меняться. Уточняйте эти вопросы заранее.

Обратите внимание! Касса и вся территория закрываются за 45 минут до окончания рабочего времени.

Стоимость входного взрослого билета составляет 500 RUR. Цена единая для представителей всех стран.

В 600 рублей обойдется билет семейный (для пары с детьми младше 16-ти).

Под особую категорию попадают лица от 16 до 18 лет, студенты-очники, пенсионеры и льготники (репрессированные, члены многодетных семей и др.). Для них стоимость входного билета составляет 150 RUR.

Бесплатно попасть в музей могут дети до 16 лет, Герои войны, блокадники, узники, инвалиды, сироты, сотрудники музеев, паломники и т. п. Для получения права на льготный или бесплатный вход надо предъявить подтверждающий соответственный документ.

Как добраться

Основной ориентир - Красная площадь, собора Василия Блаженного не заметить нельзя. Он выделяется своими красочными главами куполов.

Ближайших станции метро три. Это «Охотный ряд», «Китай-город» и «Площадь Революции».

Покровский собор предлагает разные экскурсионные программы. По ним музей работает с 11:00 вплоть до 16:00. Программа зависит от возрастной группы, национальности, количества и интересов посетителей. Длительность составляет два или три часа. Экскурсия рассчитана на группы до 10 или до 15 человек.

Для младших школьников общая стоимость программы - 2500 RUR, для учащихся средних классов - 3000 RUR, для старшеклассников - до 4500 RUR(зависит от количества часов).

Стоимость экскурсии для взрослых групп - от 5000 RUR до 10000 RUR. Цена зависит от количества посетителей и выбранной программы.

В неурочное время есть возможность посетить специальную экскурсию за 1000 RUR для групп от 20 человек с гидом.

В некоторые праздники организуют тематические экскурсии.