Значение бактерий в природе и жизни человека презентация к уроку по биологии на тему. Отрицательная роль бактерий Бактерии, выделяющие яд ботулин

Возможно ли существование
современной биосферы и
человека в ней без бактерий?

Задание 1. Подпишите основные органоиды
бактериальной клетки.
Включения с
запасными
питательным
и веществами
Оболочка
Ядерное
вещество
Жгутики
Цитоплазма

Задание 2. Подпишите название форм бактериальных клеток.

1.
Кокки
Бациллы
2.
Вибрионы
Спириллы
3.
4.

Бактерии гниения и разложения

Органические
вещества отмерших
организмов
Перегной
Минеральные
вещества

Почвенные бактерии

В верхнем слое почвы содержится от 100 000
до 1 000 000 000 бактерий на 1 г, т. е.
примерно 2 т на гектар

Азотофиксирующие бактерии

Поглощают азот из воздуха.
Клубеньковые бактерии вступают в симбиоз с
бобовыми растениями.

Молочно-кислые бактерии

САХАР
МОЛОЧНАЯ
КИСЛОТА

Молочно-кислые бактерии

Различные виды бактерий вызывают порчу пищевых продуктов. Ботулизм - заболевание, вызываемое, продуктами, зараженными палочками ботулизм

Различные виды бактерий вызывают
порчу пищевых продуктов.
Ботулизм - заболевание, вызываемое,
продуктами, зараженными палочками
ботулизма.

Бактерии портят сено в стогах. От них страдают книги в книгохранилищах.

Болезнетворные бактерии

Бактерии-паразиты проникают в другие
организмы и вызывают заболевания.
Поражают
человека.
растения,
животных
и

Бактериальные болезни растений

1- корневой рак
плодовых; 2, 3- чёрная
ножка картофеля;4кольцевая гниль
картофеля; 5-бактериоз
листьев сои; 6- чёрный
бактериоз пшеницы; 7бактериоз фасоли; 8бактериоз огурца (побег,
лист, плод); 9- гоммоз
хлопчатника (побег,
лист, коробочка); 10бактериальная рябуха
табака.

1- бактериальный ожог
лимона (ветвь и плод);
2- рак цитрусовых (лист
и ветвь грейпфрута); 3бактериальный ожог
груши; 4- бактериальная
пятнистость
косточковых (лист
персика); 5бактериальный рак
томата; 6бактериальный ожог
ствола яблони и плодов
(завязи); 8- бактериоз
капусты; 9- бактериоз
клевера; 10- вершинная
гниль томата.

Бактериальные болезни животных и человека

Чума

Первая задокументированная эпидемия
возникла в 6 веке в Византийской империи и
охватила многие страны, погубив за 50 лет
около 100 000 000 человек.

Источники заражения

Инфекцию переносят
грызуны - крысы и мыши,
а также белки и дикие
собаки. Передается людям
через укус животного или
блох, живущих на нем.
Заразиться можно
также контактным
и воздушно-капельным
путями от больного
человека.

Холера

Холера - острая кишечная инфекция вызывает обезвоживание организма и
может убить даже совершенно здорового
человека.

Источники заражения

Сибирская язва

Острое заразное заболевание животных,
поражающее и человека..

Источники заражения

Человек заражается
спорами при
контакте с больным
животным или
продуктами
животноводства, а
также воздушнопылевым путем.

Туберкулез - одно из древнейших инфекционных заболеваний

Туберкулез называют "главным
инфекционным убийцей человечества".
Сейчас в мире
каждые 10 секунд умирает от туберкулеза 1
человек,
каждые 4 секунды заболевает 1 человек.
Ежегодно в мире заболевает
туберкулезом 10 000 000 человек,
3 000 000 умирают в течение года.

Факторы, способствующие заболеванию туберкулезом

Cкученность.
Антисанитария.
Несвоевременная диагностика.
Отсутствие лекарств.
Недостаточное питание.
Стресс.

Пути заражения

Воздушно-капельный.
Воздушно-пылевой путь.
Бытовой путь.

Профилактика инфекционных заболеваний

Контроль за источниками воды и
пищевыми продуктами.
Своевременное выявление и лечение
больных. Карантин...
Соблюдение правил личной гигиены.
Дезинфекция.
Прививки..

Ответ: Жизнь без бактерий на Земле невозможна. а) бактерии сыграли ключевую роль в создании почвы. б) бактерии разлагают органические вещес

Вопрос:
Возможно ли существование
современной биосферы и человека в ней
без бактерий?
Ответ:
Жизнь без бактерий на Земле невозможна.
а) бактерии сыграли ключевую роль в
создании почвы.
б) бактерии разлагают органические
вещества до минеральных, способствуя
круговороту веществ.



Бактерии гниения Мы - бактерии гниения. Нас не любят, к сожалению. Портим мы у вас продукты: Мясо, овощи и фрукты. Портим всё: бумагу, сено. Но нужны мы, несомненно: Санитары мы Земли. Трудимся без устали. Трудимся без устали. Кто уходит в мир иной, Превращаем в перегной.



Почвенные бактерии Молодцы вы, но без нас Не смогли бы жить растения. Не смогли бы жить растения. Перегной мы после вас Превращаем в удобрения Минеральные. И вот Минеральные. И вот Корень в почве их найдёт, Корень в почве их найдёт, В лист зелёный передаст. Лист для всех живых создаст Органическую пищу: Для животных, человека, Для животных, человека, Для бактерий и грибов. Потому без лишних слов Мы, признайте, лучше всех.


Азотфиксирующие клубеньковые бактерии Что за бред тут? Что за смех? Мы - особые бактерии. К нам относятся с доверием Соя, клевер, астрагал. Очень дружим мы с бобовыми. И не зря ведь клубеньковыми Ласково ты нас назвал. Ласково ты нас назвал. Мы азот свободный воздуха Мы азот свободный воздуха Без усталости, без отдыха Превращаем в аммиак. Лучше всех мы, что, не так?! Лучше всех мы, что, не так?!



Нитрифицирующие бактерии С целью повышения плодородия почв в сельском хозяйстве применяют бактериальные удобрения, созданные с использованием бактерий рода азотобактер и нитробактер. С целью повышения плодородия почв в сельском хозяйстве применяют бактериальные удобрения, созданные с использованием бактерий рода азотобактер и нитробактер. Нитросомонас и нитробактер Вместе в почве важный фактор. Аммиак мы окисляем, Аммиак мы окисляем, Почву вам обогащаем Мы азотным удобрением Очень нужным всем растениям. Кто ж главнее нас, скажите?


Молочнокислые бактерии Я главней! Ты - почвы житель. Я же в почве жить не стану. Превращаю в сыр, в сметану Превращаю в сыр, в сметану Я парное молоко. А ещё капусту сквашу, А ещё капусту сквашу, Огурцы, томаты ваши Сохраню я много дней. Кукурузу, что скосили, Превращу я в сочный силос. Ну, скажите ж, кто нужней?! Ну, скажите ж, кто нужней?!


Биотехнология - отрасль промышленности, использующая процессы жизнедеятельности микроорганизмов в производстве продуктов питания, лекарств, кормовых добавок. Современная биотехнология разрабатывает биологические методы борьбы с загрязнением окружающей среды.


Кишечная палочка Мы нужней! Мы тут, в кишечнике. Ты попробуй-ка без нас. Заболеешь в тот же час. Съешь салат, попьёшь компот, - Съешь салат, попьёшь компот, - Будет пучить твой живот. Будешь мучиться до слёз. Мы с тобою симбиоз. Палочка кишечная Всех главней, считаю я.


Болезнетворные бактерии Мы тоже живём в кишечнике. И с нами болеет он. Я - палочка дизентерийная, Холерный я вибрион. Холерный я вибрион. Попробуй, не вымой руки, Мы сразу тебя найдём. Мы сразу тебя найдём. Уж мы нe умрём от скуки. Мы живо тебя изведём!


Вывод Бактерии участвуют в круговороте веществ в природе, разлагая органические вещества до неорганических, пополняя тем самым запас питательных веществ для растений. Без бактерий жизнь на Земле была бы невозможна. В жизни человека бактерии играют положительную и отрицательную роль. Бактерии участвуют в круговороте веществ в природе, разлагая органические вещества до неорганических, пополняя тем самым запас питательных веществ для растений. Без бактерий жизнь на Земле была бы невозможна. В жизни человека бактерии играют положительную и отрицательную роль.


Источники материалов, использованных в презентации Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Мультимедийное приложение к учебнику И. Н. Пономарёвой. Вентана-Граф (1С:Школа) (рисунки на слайдах 4, 5, 7, 11);Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Мультимедийное приложение к учебнику И. Н. Пономарёвой. Вентана-Граф (1С:Школа) (рисунки на слайдах 4, 5, 7, 11); Биология. Человек. 8 класс. Мультимедийное приложение к учебнику И. Н. Пономарёвой. Вентана- Граф (1С:Школа) (рисунок на слайде 11);Биология. Человек. 8 класс. Мультимедийное приложение к учебнику И. Н. Пономарёвой. Вентана- Граф (1С:Школа) (рисунок на слайде 11); Презентация Лебедева С. Н., учителя ГОУ школа- интернат Костромской области (рисунки на слайдах 3, 6, 8, 9, 12)Презентация Лебедева С. Н., учителя ГОУ школа- интернат Костромской области (рисунки на слайдах 3, 6, 8, 9, 12) (фотография на слайде 2) (фотография на слайде 2) Стихи о бактериях - автора презентацииСтихи о бактериях - автора презентации

Слайд 1

Курганская область, Петуховский район, МОУ «Новогеоргиевская СОШ»

Выполнила: учитель биологии и химии первой квалификационной категории Яковлева Лариса Александровна

Значение бактерий в природе и жизни человека

Слайд 2

Классификация бактерий

Бактерии разложения и гниения; - почвенные бактерии; - молочнокислые бактерии; - болезнетворные бактерии.

Слайд 3

1. Бактерии разложения и гниения

Слайд 4

В почве содержится огромное число бактерий – сотни миллионов в 1г. В бедных тундровых почвах или песчаных почвах пустыни их насчитывается, в слабоподзолистых – до миллиарда, а в богатом органическим веществом чернозёме – до 2 миллиардов и выше. Это составляет около 35 сухой массы почвы.

Слайд 5

Бактерии принимают участие в выветривании горных пород и минералов. Так, железобактерии сформировали крупные отложения железных руд.

Слайд 6

2. Азотфиксирующие (почвенные) бактерии

Слайд 7

КЛУБЕНЬКОВЫЕ БАКТЕРИИ - род бактерий, образующих на корнях многих бобовых растений клубеньки и фиксирующих молекулярный азот воздуха в условиях симбиоза с растением. Вступают в симбиоз с бобовыми растениями. Поселяясь в корнях бобовых, они вызывают образование на них клубеньков, за что и получили название клубеньковых бактерий. Растение поставляет бактериям необходимые им для роста и развития углеводы и минеральные соли, а взамен получает азот, который клубеньковые бактерии способны фиксировать.

Слайд 8

3. Молочнокислые бактерии

Слайд 9

Молочнокислые бактерии участвуют в создании кисломолочных продуктов. Кисломолочные продукты - группа молочных продуктов, вырабатываемых из цельного коровьего молока или его производных (сливок, обезжиренного молока и сыворотки) путём сквашивания заквасками. Молочнокислые продукты изготовляются также из молока овец, коз, кобыл и других животных.

Слайд 10

Кисломолочные продукты

Айран; - ацидофилин; -кефир; - йогурт; -ряженка; - варенец; -мацони; -кумыс.

Слайд 11

Айра́н - разновидность кисломолочного напитка или разновидность кефира у тюркских и кавказских народов. В разных языках и у разных народов точный смысл названия и технология приготовления немного различаются, но общим является то, что это молочный продукт, получаемый при помощи молочнокислых бактерий. Имеет разный уровень жирности. Башкиры любят утолять им жажду во время покосов.

Слайд 12

Вырабатывается из молока, сквашенного заквасками чистых культур, одна из которых – ацидофильная палочка. В 1910 году русский ученый Гартье Э.Э. доказал, что ацидофильную палочку можно с успехом применять с лечебными профилактическими целями в борьбе с желудочно-кишечными заболеваниями, и что эта бактерия очищает кишечник от гнилостных и некоторых болезнетворных микробов.

Слайд 13

Кефи́р - кисломолочный напиток, получаемый из цельного или обезжиренного коровьего молока путем кисломолочного и спиртового брожения с применением кефирных «грибков» - симбиоза нескольких видов микроорганизмов: молочнокислых стрептококков и палочек, уксуснокислых бактерий и дрожжей

Кефирная закваска

Слайд 14

Йо́гурт (кисломолочный продукт, который производится из цельного молока путем его сквашивания специальными культурами - Lactobacillus bulgaricus (болгарская палочка) и Streptococcus thermophilus (термофильный стрептококком).

Слайд 15

Ря́женка - кисломолочный напиток, получаемый из коровьего топлёного молока совместным молочнокислым и спиртовым брожением. Заквашивание производится термофильными молочнокислыми стрептококками и чистыми культурами болгарской палочки, сквашивается в течение 3-6 часов. Имеет желтовато-буроватый оттенок и традиционный кисломолочный вкус. Фактически является одной из разновидностей йогурта без вкусовых добавок.

Слайд 16

Варенец, наряду с простоквашей, – это старинный русский кисломолочный напиток. Для приготовления варенца использовали топленое молоко, выпаренное в русской печи в глиняных крынках. Подготовленное топленое молоко сквашивали сметаной. Особый вкус варенцу придавали молочные пенки на поверхности напитка. В современной молочной промышленности для приготовления варенца используют топленое молоко, которое сквашивают кисломолочными культурами и ацидофильной палочкой.

Слайд 17

Мацу́н или мацони - армянский и грузинский йогурт из кипяченого коровьего, буйволиного, овечьего, верблюжьего или козьего молока. Основная микрофлора этих напитков - болгарская палочка и теплолюбивые молочнокислые стрептококки. Молоко заквашивают при повышенных температурах (48-55 °С) и сквашивают в устройстве, сохраняющем тепло, примерно 3-4 часа.

Слайд 18

Кумы́с - кисломолочный напиток беловатого цвета из кобыльего молока, полученный в результате молочнокислого и спиртового брожения при помощи болгарской и ацидофильной молочнокислых палочек и дрожжей.


БИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ 1)Примитивные одноклеточные безъядерные организмы – это ….. 2)Бактерии, имеющие шарообразную форму, называются ….. 3)Палочковидные бактерии – это …. 4)Спиралевидные бактерии называют ….. 5)Бактерии в виде запятой называются …. 6)Бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами, это …… 7)Бактерии, питающиеся органическими веществами живых организмов, относят к ….. 8)В неблагоприятных условиях бактерии образуют ……










Луи Пастер (1822 – 1895) Основоположник медицинской микробиологии и иммунологии Изучал молочнокислое брожение Открыл маслянокислые бактерии (анаэробы) Способ ПАСТЕРИЗАЦИИ (до градусов) Метод ВАКЦИНАЦИИ (вакцины от краснухи, сибирской язвы, бешенства)


Болезнетворные бактерии БОЛЕЗНЬ – следствие жизнедеятельности болезнетворных бактерий. Инфекционные заболевания: -дифтерия, туберкулез (при чихании, кашле) -Дизентерия, брюшной тиф, холера (через воду), чума (укусы блох) -Сибирская язва, столбняк, газовая гангрена (попадание почвы в рану) -Ботулизм (в консервах, мясе, рыбе – без доступа кислорода) -Чума, сап, туляремия - ООЗ







  • 2.Изучить роль бактерий в жизни человека

План урока .

  • 1. Роль бактерий в природе.
  • Б. Почвенные бактерии.
  • 2. Роль бактерий в жизни человека.
  • А. Бактерии в хозяйственной деятельности человека (молочнокислые бактерии).
  • Б. Болезнетворные бактерии.


Азотофиксирующие бактерии .



Клевер.

Много клевера сортов:

Белый, желтый, красный…

Оказывается, несмотря на огромное количество азота в атмосфере (78%) растения, так нуждающиеся в этом химическом элементе, не могут его усвоить. В этом им могут способствовать бактерии, поселяющиеся в корнях бобовых растений.

Сладок запах их цветов

В летний полдень ясный.

Земледельцу клевер – клад.

Дар чудесный неба.

И везде его велят

Сеять возле хлеба.

Ничего от почвы он

Даром не похитит.

Ею вскормлен и взращен,

Почву он насытит.


Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека. Молочнокислые бактерии.


Болезнетворные бактерии.

Бактерия бруцеллеза

Бактерия

чумы




Роль бактерий в природе и жизни человека .

Бактерии

Значение

Положительное

Разложения и гниения

Среда обитания

Отрицательное

Перерабатывают органические вещества (листья, трупы животных) в перегной.

Почвенные

Разлагают перегной до минеральных веществ, необходимых растениям для жизни.

Портят продукты питания.

Азотофиксирую -

щие (клубеньковые)

Повсеместно

Молочнокислые

Выделяют азотные соединения, которые используют растения; повышают плодородие почвы.

Бактерии - кулинары. Используются в производстве продуктов питания, кормов.

Болезнетворные

На корнях бобовых растений, в почве

Способствуют скисанию молока, квашению овощей, силосованию кормов.

В различных органических веществах

Вызывают заболевания у человека. Поражают растения и животных.

В организмах


  • Бактерии гниения и разложения превращают погибших растений, животных и мусор, который образует человек в перегной почвы.
  • Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества. Минеральные вещества нужны растениям для роста.
  • Клубеньковые бактерии обитают в почве на корнях растений и обогащают почву азотом, который нужен растениям.
  • Бактерии участвуют в создании полезных ископаемых на Земле.

Если бы не было бактерий ,

  • Земля покрылась бы кучей мертвого вещества, и мы бы просто утонули в нем.
  • Если бы бактерий не было, минеральные вещества в почве исчерпались. Не было бы пищи растениям.
  • Погибли бы растения, закончился кислород в атмосфере.
  • ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ ИСЧЕЗЛА БЫ!