Жанр илиады гомера. Илиада и Одиссея Гомера: сюжеты и влияние на культуру. Новые доспехи Ахилла

Действие «Илиады» (т. е. поэмы об Илионе) отнесено к 10-му году Троянской войны, но ни причина войны, ни ход ее в поэме не излагаются. Сказание в целом и основные действующие фигуры предполагаются уже известными слушателю; содержанием поэмы является лишь один эпизод, в пределах которого сконцентрирован огромный материал сказаний и выведено большое количество греческих и троянских героев. «Илиада» состоит из 15 700 стихов, которые впоследствии были разбиты античными учеными на 24 книги, по числу букв греческого алфавита. Тема поэмы объявлена в первом же стихе, где певец обращается к Музе, богине песнопения:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына.

Ахилл (Ахиллес), сын фессалийского царя Пелея и морской богини Фетиды, храбрейший из ахейских витязей, является центральной фигурой «Илиады». Он «кратковечен», ему суждена великая слава и скорая смерть. Ахилл изображен настолько могучим героем, что троянцы не смеют выйти из стен города, пока он участвует в войне; стоит ему появиться, как все прочие герои становятся ненужными. «Гнев» Ахилла, его отказ участвовать в военных действиях, служит, таким образом, организующим моментом для всего хода действия поэмы, так как лишь бездействие Ахилла позволяет развернуть картину боев и показать весь блеск греческих и троянских витязей.

“Илиада”, военно-героическая поэма, повествует о событиях войны, вызванных ссорой храбрейшего из участников похода Ахилла, царя Фтии, с предводителем войска Агамемноном,: который отобрал у Ахилла его пленницу Брисеиду.

Оскорбленный Ахилл отказался участвовать в сражениях и вернулся к войску лишь после гибели его лучшего друга Патрокла. Мстя за смерть друга, он вступил в поединок с предводителем троянского войска Гектором, виновником смерти Патрокла, и убил его. В “Илиаде” рассказы о действиях людей на земле чередуются с изображением сцен на Олимпе, где боги, разделившиеся на две партии, решают судьбу отдельных сражений. При этом события, происходящие одновременно, излагаются как происходящие последовательно, одно за другим (так называемый закон хронологической несовместимости).

Завязкой действия “Илиады” является гнев Ахилла; события, излагаемые в поэме, вызваны этим гневом, и весь сюжет представляет собой как бы последовательное изложение фаз гнева Ахилла, хотя встречаются отклонения от основной сюжетной линии, вставные эпизоды. Кульминационный момент сюжета - поединок Ахилла с Гек-тором; развязка-возвращение Ахиллом Приаму тела убитого им Гектора. Композиция “Илиады” отличается некоторой симметричностью в соответствии с нравственными установками поэта. «Илиада» состоит из ряда эпизодов, последовательно разворачивающихся во времени и часто имеющих вполне самостоятельный и законченный характер.


В сюжетном построении наблюдается ряд противоречий и неувязок. Старая «песенная» теория, объяснявшая композиционное своеобразие «Илиады» механическим сцеплением самостоятельных «песен», в настоящее время совершенно отвергнута, как в силу того, что единство «Илиады» предполагает поэтический замысел - «автора», так и потому, что отдельные эпизоды «Илиады» отнюдь не являются «песнями». Быстрый темп рассказа варьирует с медленным «эпическим раздольем», повествование - с искусно компонованными речами и диалогами.

Сюжетный интерес к целому отступает на задний план перед рельефной отделкой части, - отсюда драматическая напряженность отдельных сцен и небрежность в мотивировке этих сцен. Речь богато расцвечена эпитетами, метафорами и «гомеровскими» сравнениями, из к-рых многие являются традиционными и восходят к глубокой древности. Троянский поход - одно из наиболее поздних событий в системе греческих мифов, и носителем памяти о прошлом, как бы живой связью различных поколений героев, является в «Илиаде» престарелый пилосский царь Нестор; в его уста вложено множество героических преданий пилосцев; встречаются упоминания и о других мифологических циклах, о «походе против Фив», о подвигах Геракла и т. п.

Главный герой “Илиады” Ахилл самолюбив, страшен в своем гневе: личная обида заставила его пренебречь своим долгом и отказаться от участия в боях; тем не менее ему присущи нравственные понятия, которые в конце концов заставляют его искупить свою вину перед войском; гнев же его, составляющий стержень сюжета “Илиады”, разрешается великодушием.

Многие персонажи «Илиады» представляют собою древних, иногда еще догреческих богов, видоизменившихся в процессе скрещения местных культов с религией Зевса. И в самом цикле сказаний о взятии Трои («священного Илиона») и последующем несчастном возвращении греческих витязей можно усмотреть отголоски очень древних мифов. С другой стороны, ряд эпизодов «Илиады» лишь искусственно связан с Троей. Патроклия и некоторые из последующих деяний Ахилла первоначально разыгрывались не в Трое, а во Фракии; сцена «смотра со стен» была локализована повидимому в Пелопоннесе и относилась к похищению Елены Тезеем, а не Парисом. Даже троянские фигуры оказываются неожиданно связанными с греческим континентом, и гроб Гектора чтился в Фивах.

Мотивы, имеющие конструктивное значение в построении «И.» (см. ниже), повидимому тоже заимствованы из других сказаний: «гнев Ахилла» из эпоса о гневе Мелеагра, а мотив разлада Зевса и Геры - из цикла сказаний о Геракле. Когда приходит к нему старик Приам-несчастный отец, потерявший сына, и просит выдать ему тело Гектора и приносит взамен дары, раскаяние Агамемнона не смягчают его, а слезы старика смягчают; это воспевание человечности героя - одно из проявлений гомеровского гуманизма.

В поэме прославляется военная доблесть, но автор отнюдь не одобряет войну, ведущую к худшему из зол - смерти. Об этом свидетельствуют как отдельные реплики автора и его героев, так и явное сочувствие Гектору и другим защитникам Трои, которые в этой войне являются страдающей стороной.

Симпатии автора принадлежат воинам обеих враждующих стран, но агрессивность и грабительские стремления греков вызывают его осуждение. В то же время, когда нужно действовать во имя славы родины или ради близких людей, герои Гомера презирают смерть.

Жизнь в представлении гомеровских героев настолько привлекательна, что Ахилл, встреченный Одиссеем в царстве мертвых, говорит, что он предпочел бы тяжелую жизнь поденщика царствованию над душами умерших в преисподней.

Троя́нская война́ - война, сказания о которой были распространены в греческом народе ещё до сложения Гомеровского эпоса: автор первой рапсодии «Илиады» предполагает в своих слушателях подробное знакомство с циклом этих сказаний и рассчитывает на то, что Ахилл, Атриды, Одиссей, Аякс Великий, Аякс Малый, Гектор уже знакомы им.

Разрозненные части этого сказания принадлежат разным векам и авторам и представляют собою хаотическую смесь, в которой историческая правда незаметными нитями связана с мифом. С течением времени желание возбудить интерес в слушателе новизной сюжета побуждало поэтов вводить всё новых героев в излюбленные сказания: из героев «Илиады» и «Одиссеи» Эней, Сарпедон, Главк, Диомед, Одиссей и много второстепенных действующих лиц, согласно некоторым гипотезам, совершенно чужды древнейшей версии Троянского сказания. Введён был в сказания о битвах под Троей ещё ряд других героических личностей таких, как амазонка Пентесилея, Мемнон, Телеф, Неоптолем и другие.

Наиболее подробное сохранившееся изложение событий Троянской войны содержится в 2-х поэмах - «Илиаде» и «Одиссее»: главным образом этим двум поэмам Троянские герои и события Троянской войны обязаны своей славой. Поводом к войне Гомер считает квази-

Историческая трактовка эпоса

Являясь весьма интересным и ценным материалом в руках историка литературы, как образцы народного творчества, эти сказания представляют огромный интерес и для историка. В древности Троянская война признавалась историческим событием. Это воззрение, господствовавшее до XIX века как догмат, принято в настоящее время и исторической критикой, хотя отношение к сказанию, как к историческому источнику, некоторыми новейшими исследователями не допускается

Мифы большинства народов - это мифы прежде всего о богах. Мифы Древней Греции - исключение: в большей и лучшей части их рассказывается не о богах, а о героях. Герои - это сыновья, внуки и правнуки богов от смертных женщин; они совершали подвиги, очищали землю от чудовищ, наказывали злодеев и тешили свою силу в междоусобных войнах. Когда Земле стало от них тяжело, боги сделали так, чтобы они сами перебили друг друга в самой великой войне - Троянской: «…и у стен Илиона / Племя героев погибло - свершилася Зевсова воля».

«Илион», «Троя» - два названия одного и того же могучего города в Малой Азии, возле берега Дарданелл. По первому из этих имен великая греческая поэма о Троянской войне называется «Илиада». До нее в народе существовали только короткие устные песни о подвигах героев вроде былин или баллад. Большую поэму из них сложил легендарный слепой певец Гомер, и сложил очень искусно: выбрал только один эпизод из долгой войны и развернул его так, что в нем отразился весь героический век. Этот эпизод - «гнев Ахилла», величайшего из последнего поколения греческих героев.

Троянская война длилась десять лет. В поход на Трою собрались десятки греческих царей и вождей на сотнях кораблей с тысячами воинов: перечень их имен занимает в поэме несколько страниц. Главным вождем был сильнейший из царей - правитель города Аргос Агамемнон; с ним были брат его Менелай (ради которого и началась война), могучий Аякс, пылкий Диомед, хитроумный Одиссей, старый мудрый Нестор и другие; но самым храбрым, сильным и ловким был юный Ахилл, сын морской богини Фетиды, которого сопровождал друг его Патрокл. Троянцами же правил седой царь Приам, во главе их войска стоял доблестный сын Приама Гектор, при нем брат его Парис (из-за которого и началась война) и много союзников со всей Азии. Сами боги участвовали в войне: троянцам помогал сребролукий Аполлон, а грекам - небесная царица Гера и мудрая воительница Афина. Верховный же бог, громовержец Зевс, следил за битвами с высокого Олимпа и вершил свою волю.

Началась война так. Справлялась свадьба героя Пелея и морской богини Фетиды - последний брак между богами и смертными. (Это тот самый брак, от которого родился Ахилл.) На пиру богиня раздора бросила золотое яблоко, предназначенное «прекраснейшей». Из-за яблока заспорили трое: Гера, Афина и богиня любви Афродита. Зевс приказал рассудить их спор троянскому царевичу Парису. Каждая из богинь обещала ему свои дары: Гера обещала сделать его царем над всем миром, Афина - героем и мудрецом, Афродита - мужем красивейшей из женщин. Парис отдал яблоко Афродите. После этого Гера с Афиной и стали вечными врагами Трои. Афродита же помогла Парису обольстить и увезти в Трою красивейшую из женщин - Елену, дочь Зевса, жену царя Менелая. Когда-то к ней сватались лучшие богатыри со всей Греции и, чтобы не перессориться, сговорились так: пусть сама выберет, кого хочет, а если кто попробует отбить ее у избранника, все остальные пойдут на него войной. (Каждый надеялся, что избранником будет он.) Тогда Елена выбрала Менелая; теперь же ее отбил у Менелая Парис, и все бывшие ее женихи пошли на него войной. Только один, самый молодой, не сватался к Елене, не участвовал в общем уговоре и шел на войну только для того, чтобы блеснуть доблестью, явить силу и стяжать славу. Это был Ахилл. Так чтобы по-прежнему никто из богов не вмешивался в битву. Троянцы продолжают свой натиск, во главе их - Гектор и Сарпедон, сын Зевса, последний из сыновей Зевса на земле. Ахилл из своего шатра холодно наблюдает, как бегут греки, как подступают троянцы к самому их лагерю: вот-вот они подожгут греческие корабли. Гера с вышины тоже видит бегство греков и в отчаянии решается на обман, чтобы отвлечь суровое внимание Зевса. Она предстает перед ним в волшебном поясе Афродиты, возбуждающем любовь, Зевс вспыхивает страстью и соединяется с нею на вершине Иды; золотое облако окутывает их, а земля вокруг расцветает шафраном и гиацинтами. За любовью приходит сон, и, пока Зевс спит, греки собираются с духом и приостанавливают троянцев. Но сон недолог; Зевс пробуждается, Гера дрожит перед его гневом, а он говорит ей: «Умей терпеть: все будет по-твоему и греки победят троянцев, но не раньше, чем Ахилл усмирит гнев и выйдет в бой: так обещал я богине Фетиде».

Но Ахилл еще не готов «сложить гнев», и на помощь грекам вместо него выходит друг его Патрокл: ему больно смотреть на товарищей в беде. Ахилл дает ему своих воинов, свои доспехи, которых привыкли бояться троянцы, свою колесницу, запряженную вещими конями, умеющими говорить и прорицать. «Отрази троянцев от лагеря, спаси корабли, - говорит Ахилл, - но не увлекайся преследованьем, не подвергай себя опасности! О, пусть бы погибли все и греки и троянцы, - мы бы с тобою одни вдвоем овладели бы Троей!» И впрямь, увидев доспехи Ахилла, троянцы дрогнули и поворотили вспять; и тогда-то Патрокл не удержался и бросился их преследовать. Навстречу ему выходит Сарпедон, сын Зевса, и Зевс, глядя с высоты, колеблется: «Не спасти ли сына?» - а недобрая Гера напоминает:

«Нет, пусть свершится судьба!» Сарпедон рушится, как горная сосна, вокруг его тела закипает бой, а Патрокл рвется дальше, к воротам Трои. «Прочь! - кричит ему Аполлон, - не суждено Трою взять ни тебе, ни даже Ахиллу». Тот не слышит; и тогда Аполлон, окутавшись тучей, ударяет его по плечам, Патрокл лишается сил, роняет щит, шлем и копье, Гектор наносит ему последний удар, и Патрокл, умирая, говорит: «Но и сам ты падешь от Ахилла!»

До Ахилла долетает весть: Патрокл погиб, в его, Ахилловых, доспехах красуется Гектор, друзья с трудом вынесли из битвы мертвое тело героя, торжествующие троянцы преследуют их по пятам. Ахилл хочет броситься в бой, но он безоружен; он выходит из шатра и кричит, и крик этот так страшен, что троянцы, содрогнувшись, отступают. Опускается ночь, и всю ночь Ахилл оплакивает друга и грозит троянцам страшным отмщеньем; а тем временем по просьбе матери его, Фетиды, хромой бог-кузнец Гефест в своей медной кузнице выковывает для Ахилла новое дивное оружие. Это панцирь, шлем, поножи и щит, а на щите изображен целый мир: солнце и звезды, земля и море, мирный город и воюющий город, в мирном городе суд и свадьба, пред воюющим городом засада и битва, а вокруг - сельщина, пахота, жатва, пастбище, виноградник, деревенский праздник и пляшущий хоровод, а посредине его - певец с лирою.

Наступает утро, Ахилл облачается в божественные доспехи и созывает греческое войско на сходку. Гнев его не угас, но теперь он обращен не на Агамемнона, а на тех, кто погубил его друга, - на троянцев и Гектора. Агамемнону он предлагает примирение, и тот с достоинством его принимает: «Зевс и Судьба ослепили меня, а сам я невинен». Брисеида возвращена Ахиллу, богатые дары внесены в его шатер, но Ахилл почти на них не смотрит: он рвется в бой, он хочет мстить.

Наступает четвертая битва. Зевс снимает запреты: пусть сами боги бьются, за кого хотят! Ратница Афина сходится в бою с неистовым Аресом, державная Гера - с лучницей Артемидой, морской Посейдон должен сойтись с Аполлоном, но тот останавливает его печальными словами: «Нам ли с тобой воевать из-за смертного рода людского? / Листьям недолгим в дубраве подобны сыны человечьи: / Ныне цветут они в силе, а завтра лежат бездыханны. / Распри с тобой не хочу я: пускай они сами враждуют!..»

Ахилл страшен. Он схватился с Энеем, но боги вырвали Энея из его рук: Энею не судьба пасть от Ахилла, он должен пережить и Ахилла, и Трою. Разъяренный неудачей, Ахилл губит троянцев без счета, трупы их загромождают реку, речной бог Скамандр нападает на него, захлестывая валами, но огненный бог Гефест усмиряет речного.

Уцелевшие троянцы толпами бегут спасаться в город; Гектор один, во вчерашних Ахилловых доспехах, прикрывает отступление. На него налетает Ахилл, и Гектор обращается в бегство, вольное и невольное: он боится за себя, но хочет отвлечь Ахилла от других. Три раза обегают они город, а боги смотрят на них с высот. Вновь Зевс колеблется: «Не спасти ли героя?» - но Афина ему напоминает:

«Пусть свершится судьба». Вновь Зевс поднимает весы, на которых лежат два жребия - на этот раз Гекторов и Ахиллов. Чаша Ахилла взлетела ввысь, чаша Гектора наклонилась к подземному царству. И Зевс дает знак: Аполлону - покинуть Гектора, Афине - прийти на помощь Ахиллу. Афина удерживает Гектора, и он сходится с Ахиллом лицом к лицу. «Обещаю, Ахилл, - говорит Гектор, - если я тебя убью, то сниму с тебя доспехи, а тела не трону; обещай мне то же и ты». «Нет места обещаньям: за Патрокла я сам растерзаю тебя и напьюсь твоей крови!» - кричит Ахилл. Копье Гектора ударяет в Гефестов щит, но тщетно; копье Ахилла ударяет в Гекторово горло, и герой падает со словами: «Бойся мести богов: и ты ведь падешь вслед за мною». «Знаю, но прежде - ты!» - отвечает Ахилл. Он привязывает тело убитого врага к своей колеснице и гонит коней вокруг Трои, глумясь над погибшим, а на городской стене плачет о Гекторе старый Приам, плачет вдовица Андромаха и все троянцы и троянки.

Патрокл отомщен. Ахилл устраивает другу пышное погребение, убивает над его телом двенадцать троянских пленников, справляет поминки. Казалось бы, гнев его должен утихнуть, но он не утихает. Трижды в день Ахилл гонит свою колесницу с привязанным телом Гектора вокруг Патроклова кургана; труп давно бы разбился о камни, но его незримо оберегал Аполлон. Наконец вмешивается Зевс - через морскую Фетиду он объявляет Ахиллу: «Не свирепствуй сердцем! ведь и тебе уже не долго осталось жить. Будь человечен: прими выкуп и отдай Гектора для погребения». И Ахилл говорит: «Повинуюсь».

Ночью к шатру Ахилла приходит дряхлый царь Приам; с ним - повозка, полная выкупных даров. Сами боги дали ему пройти через греческий лагерь незамеченным. Он припадает к коленям Ахилла: «Вспомни, Ахилл, о твоем отце, о Пелее! Он так же стар; может быть, и его теснят враги; но ему легче, потому что он знает, что ты жив, и надеется, что ты вернешься. Я же одинок: из всех моих сыновей надеждою мне был только Гектор - и вот его уже нет. Ради отца пожалей меня, Ахилл: вот я целую твою руку, от которой пали мои дети». «Так говоря, он печаль об отце возбудил в нем и слезы - / Оба заплакали громко, в душе о своих вспоминая: / Старец, простершись у ног Ахилла, - о Гекторе храбром, / Сам же Ахилл-то о милом отце, то о друге Патрокле».

Равное горе сближает врагов: только теперь затихает долгий гнев в Ахилловом сердце. Он принимает дары, отдает Приаму тело Гектора и обещает не тревожить троянцев, пока они не предадут своего героя земле. Рано на заре возвращается Приам с телом сына в Трою, и начинается оплакивание: плачет над Гектором старая мать, плачет вдова Андромаха, плачет Елена, из-за которой началась когда-то война. Зажигается погребальный костер, останки собирают в урну, урну опускают в могилу, над могилой насыпают курган, по герою справляют поминальный пир. «Так воителя Гектора Трои сыны погребали» - этой строчкой заканчивается «Илиада».

До конца Троянской войны оставалось еще немало событий. Троянцы, потеряв Гектора, уже не осмеливались выходить за городские стены. Но на помощь им приходили и бились с Гектором другие, все более дальние народы: из Малой Азии, из сказочной земли амазонок, из дальней Эфиопии. Самым страшным был вождь эфиопов, черный исполин Мемнон, тоже сын богини; он сразился с Ахиллом, и Ахилл его ниспроверг. Тогда-то и бросился Ахилл на приступ Трои - тогда-то и погиб он от стрелы Париса, которую направил Аполлон. Греки, потеряв Ахилла, уже не надеялись взять Трою силой - они взяли ее хитростью, заставив троянцев ввезти в город деревянного коня, в котором сидели греческие витязи. Об этом потом расскажет в своей «Энеиде» римский поэт Вергилий. Троя была стерта с лица земли, а уцелевшие греческие герои пустились в обратный путь.

анализ "Илиада"

Ученые доказали, что первая из гомеровских поэм - "Илиада" - создана около 800 года до н. э.

"Илиада" повествует о коротком эпизоде в ходе Троянской войны (название поэмы происходит от греческого названия Трои - Илион). В народной памяти реальный поход ахейских вождей на богатый город, который они разрушили около 1200 года, трансформировался в великую девятилетнюю войну. Согласно мифу, причиной войны стало похищение троянским царевичем Парисом Елены Прекрасной, жены ахейского царя Менелая. В основе сюжета "Илиады" - великий "гнев Ахилла", ссора из-за военной добычи между двумя крупнейшими героями ахейцев, могучим Ахиллом и братом Менелая, главным военачальником ахейцев, Агамемноном. "Илиада" живописует кровавые битвы, доблестные поединки и воинское мужество. В гомеровском эпосе наряду с людьми действуют боги и другие мифологические существа. III. "Илиада"

В "Илиаде" олимпийские боги являются такими же действующими лицами, как и люди. Их заоблачный мир, изображенный в поэме, создан по образу и подобию земного мира. Богов от обычных людей отличали лишь божественная красота, необычайная сила, дар превращаться в любое существо и бессмертие.

Подобно людям, верховные божества нередко ссорились между собой и даже враждовали. Описание одной из таких ссор дано в самом начале "Илиады", когда Зевс, сидя во главе пиршествующего стола, угрожает побоями своей ревнивой и раздражительной супруге Гере за то, что она осмелилась ему возражать. Хромой Гефест уговаривает мать смириться и не ссориться с Зевсом из-за смертных. Благодаря его усилиям вновь воцаряется мир и веселье. Златокудрый Апполон играет на лире, аккомпанируя хору прекрасных муз. С заходом солнца пир заканчивается и боги расходятся по своим чертогам, воздвигнутым для них на Олимпе искусным Гефестом.

Поэмы состояли из песен, каждую из которых можно было исполнять отдельно, как самостоятельный рассказ о том или ином событии из жизни ее героев, но все они так или иначе имеют отношение к троянской войне.

Причиной троянской войны было похищение Елены, супруги царя Менелая Парисом, сыном троянского царя Приама. Оскорбленный Менелай призвал на помощь других царей. Среди них были Диомед, Одиссей, Аяксн и Ахилл. Ахейские воины заняли равнину между Троей и морем, вытащили корабли на берег и разбили свой лагерь, из которого делали вылазки, грабя и разоряя мелкие поселения. Осада Трои тянулась 10 лет, но в поэмах описан лишь последний год войны. (Здесь надо заметить, что ахейцами называет греков Гомер, называя их также данайцами и аргивянами, а вовсе не греками и даже не эллинами, как сами греки стали звать себя впоследствии).

Начиная с третей песни "Илиады" идет описание сражений между ахейцами и троянцами. В эти битвы между отдельными героями активно вмешиваются боги. Поэма заканчивается описанием торжественного погребения героического вождя троянцев Гектора.

В "Илиаде" в ярких чертах воспроизводятся явления реальной жизни и быта древнегреческих племен. Преобладает, конечно, описание быта военного времени, причем причем поэма насыщена реалистическим изображением сцен смерти, жестоких увечий, предсмертных конвульсий. Однако битва изображается чаще всего не как массовое сражение, а как поединок между отдельными героями, выделяющимися силой, доблестью и воинским искусством. Но подвиги героев, столь красочно описываемые Гомером, не заслоняют от взора поэта все ужасы войны. Он яркими и обличительно-реалистическими красками воспроизводит сцены насилия и беспощадной жестокости победителей. Гомер не сочувствует жестокости войны. Он противопоставляет им такие полные человеческих чувств эпизоды, как прощание троянского вождя Гектора со своей женой Андромахой перед решающей битвой за родной город, как плач царицы Гекубы или мольбы царя Приама в шатре Ахилла. Здесь и своего любимого героя, неукротимого в гневе Ахилла, неиствовавшего в жажде мести, поэт заставляет смягчиться и пролить слезы вместе с Приамом. Столь же серьезным противовесом яркому изображению свирепых схваток между враждующими сторонами представляет собой подробное описание сцен мирной жизни, которые были изображены Гефестом на щите Ахилла. С большой теплотой говорит поэт о тучных нивах с отягощенными зерном колосьями, о многочисленных стадах, пасущихся в долинах, о пышных виноградниках, и, главное, о трудолюбивых людях, создавших все это изобилие, наслаждающихся плодами своих трудов и покоем мирной жизни.

Время действия "Илиады" охватывает 51 день. Но из этого числа надо вычесть те дни, в которые события не отображаются, о них только упоминается (чума в стане ахейцев, пир олимпийцев у эфиопов, погребение героев, надругательство Ахилла над Гектором, приготовление дров для костра Гектора). Таким образом, в "Илиаде" изображаются главным образом только 9 дней из последнего года троянской войны.

Действие «Илиады» Гомера сконцентрировано вокруг центральной темы поэмы, заявленной в первых строках поэмы: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына...». «Гнев Ахилла» является своеобразным композиционным стержнем «Илиады». Сперва гнев — это обида Ахилла на вождя греков Агамемнона, отобравшего у героя прекрасную наложницу Брисеиду, обида, побуждающая Ахилла удалиться от битвы в наказание грекам. Эта обида, впрочем, разрешается уже в XIX песне «Илиады», когда герой принимает возвращенную Агамемноном Брисеиду и предложенные вождем греков умиротворяющие дары. Однако к этому моменту тема гнева приобретает новую трактовку; от рук вождя троянцев Гектора гибнет ближайший друг Ахилла Патрокл, и главный герой возвращается в битву, движимый стремлением отомстить. Этот новый «гнев» может быть удовлетворен только смертью Гектора, который и гибнет от рук Ахилла в XXI песни (описанием его похорон завершается поэма).

В многочисленных последующих интерпретациях эти сменяющие друг друга чувства становились чуть ли не первыми в европейской литературе примерами описания оскорбленной любви и боли за погибшего друга. Применительно к самой поэме «Илиада», анализ которой нас интересует, такая индивидуально-психологическая трактовка оказывается сильно модернизированной. Оба варианта основной темы реализуют центральный эпический мотив «Илиады» — мотив чести героя. Брисеида — воинская добыча Ахилла, и ее отъятие оскорбляет его честь воина и вождя. Точно так же убийство Патрокла — это тоже «удар» по самому Ахиллу, ибо Патрокл замещает его в битве, предводительствует его дружиной и, более того, сражается в доспехах Ахилла и на его колеснице. С гибелью Патрокла Ахилл теряет и свои доспехи (их забирает Гектор) — символ его родовой воинской славы. Соответственно отмщение Гектору опять-таки становится знаком восстановления поколебленного статуса вождя и героя.

Таким образом, своеобразным композиционным стержнем поэмы «Илиада», анализ которой мы проводим, является тема чести, тесно связанная с образами основных эпических героев. Еще одной ее реализацией становится образ основного противника Ахилла — Гектора (правда, в этом случае добавляется еще один существенный мотив: Гектор действует не только как воин-герой, но и как предводитель троянцев, вождь и защитник Трои). Потому его поступки продиктованы не только важнейшим для воина стремлением к славе, но и чувством «стыда» перед своим народом. Соответственно гибель Гектора, которой завершается поэма, осмысляется как предвестие поражения и падения города. Тем самым «Илиада», по сути описывающая несколько моментов сражения, дает панораму хода войны, в том числе предвещая и ее окончательное завершение.

Эта подмеченная еще Аристотелем особенность «Илиады»: в малом промежутке вместить картину всей войны — подкрепляется характерным для эпической поэзии в целом приемом «вставных эпизодов», описывающих многочисленные предшествующие события, в том числе лежащие и за пределами собственно троянского мифа. Такому расширению горизонтов эпического повествования служат специальные фигуры героев-рассказчиков — Нестора, Феникса и др. Той же цели служат и специальные сцены, воспринимаемые порою как явный анахронизм: например, «смотр со стен», когда Елена (на десятом году войны) показывает царю троянцев Приаму всех вождей греческого войска.

В такой общемифологической перспективе становится понятной и, безусловно, главенствующая в поэме «Илиада» Гомера тема смерти. Троянский миф по сути представляет собой эсхатологическое повествование о «последней битве», в которой по воле богов (ср. упоминание о «воле Зевса» в начале поэмы) должно погибнуть поколение героев (тот же сюжет представлен, например, в древнеиндийской «Махабхарате»). Не случайно, что именно тема смерти главенствует в композиционной структуре поэмы. Как неоднократно подмечалось, ее начало (описание мора в стане греков) симметрично финалу (похоронам Гектора). Образ смерти обрамляет поэму, определяя ее кольцевое строение (внутри него существуют и иные симметричные пары; например, знаменитому «Каталогу кораблей» во II песне соответствуют «игры на похоронах Патрокла» в XXIII и т.п.). Более того, этот мотив пронизывает всю ткань поэмы: постоянны прорицания гибели, обращенные не только к Гектору, но и к Ахиллу, чья гибель формально остается за пределами поэмы; этим мотивом отмечены и кульминационные точки поэмы (поединки, в которых гибнут сначала Патрокл, а затем Гектор). При этом характерно, что великая битва описывается не столько как противостояние чужих народов (что соответствовало бы представлениям ученых, видящих в событиях «Илиады» историческую подоплеку — экспансию греков в Малую Азию в конце I I тыс. до н.э.), сколько как междоусобица: у греческих и троянских героев общие корни, они нередко оказываются родственниками (тот же Ахилл говорит: «Троянцы мне не враги»). В эту картину междоусобной распри оказывается вплетенной тема женщины как повода для войны и раздора: с одной стороны, причиной похода греков стало похищение Парисом Елены; с другой — Брисеида становится поводом для разлада в лагере самих греков, становящегося своего рода «проекцией» общей темы братоубийственной брани.

Схему «последней битвы» подчеркивает и безусловный параллелизм двух сюжетных планов «Илиады»: человеческого и божественного. Так называемый «божественный аппарат» во многом организует действие поэмы, причем все события в мире людей находят свое отражение в божественном мире. Двум героическим лагерям соответствуют две «партии» богов, соответственно стоящих за греков и за троянцев (это божественное противостояние находит наиболее яркое воплощение в XX песни, традиционно именуемой «битвой богов»). При этом в божественном противостоянии главную роль играет мотив оскорбления и вызванного им гнева: Гера и Афина оскорблены совершенным в свое время выбором Париса, Посейдон — нанесенным ему бесчестьем (некогда он был вынужден стать рабом троянского царя) и т.д. Особую роль внутри этой системы божественных противников играет фигура Зевса, занимающего позицию высшего судьи и реализующего предначертания судьбы, предстающей как некая справедливость, равная для всех. Этот принцип высшего равновесия, поддерживаемого Зевсом, наиболее ярко воплощается в сцене взвешивания жребиев героев перед поединком Гектора и Ахилла. На этом завершим анализ «Илиады» Гомера.

Тема: Поэма Гомера «Илиада»

Цель: знакомство учащихся с событиями последнего года Троянской войны, описанных в поэме Гомера «Илиада».

Задачи: 1) создать мотивационную ситуацию для погружения детей в изучаемую тему и побуждения к самостоятельному поиску информации; использовать исторические документы и поэму древнегреческого поэта «Илиада» как источник знаний по истории Древней Греции; 2) продолжить формирование умений пересказывать, отвечать на вопросы, работать с иллюстративным материалом, заполнять таблицу, делать выводы; 3) на положительных образах гомеровских героев воспитывать трудолюбие, смекалку, стремление помочь людям, презрение к опасностям.

Класс: 5

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник А. Вигасина «История Древнего мира», презентация, карточки

Педагогические технологии: ИКТ, работа в парах.

Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Ход урока

I . Орг. момент. Слайд 1

II . Мотивация.

Наш урок будет не совсем обычным. Вы готовы сегодня со мной совершить путешествие в Древнюю Грецию? Древние греки были мореходами. Предлагаю и вам путешествовать по истории Древней Греции на греческом корабле. Я буду вашим капитаном. А вот и наш корабль. (слайд 2).

Всем знакомо выражение «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт». Выберем название нашему кораблю. Названия написаны на слайде 3. Названия кораблей: «Молния Зевса», «Сила Посейдона», «Непобедимость Ареса». Выбираем голосованием.

Учитель считает и подводит итоги.

Итак, наш корабль называется ___________________ .

Путешествия невозможны без географических знаний. Слайды 4- 10.

Давайте вспомним географическое положение Древней Греции . (Древняя Греция расположена на юго-востоке Европы.)

На каком полуострове расположена Древняя Греция? Древняя Греция расположена на Балканском полуострове.

Уточним, что находится на востоке от Древней Греции? (Малая Азия).

Каким морем омывается на западе? На западе Греция омывается Ионическим морем,

На востоке? (на востоке - Эгейским морем).

Сделайте полное описание географического положения Древней Греции.

Древняя Греция расположена на юго-востоке Европы: на Балканском полуострове в Средиземноморье, с запада омывается Ионическим, с востока - Эгейским морями.

А теперь, ребята, займем место на палубе нашего корабля и приготовимся к плаванию. Слайд 11. А для этого в контурных картах, которые лежат на партах, каждая пара гребцов (воинов) обозначит территорию Греции, Малой Азии, Ионическое и Эгейские моря. Чтобы сориентироваться в задании, воспользуйтесь картой стр.115 учебника(1-2 мин) .

Молодцы! Все справились! Маршрут готов. Теперь уверенно можно идти вперед!

Нас ждёт много заданий – испытаний во время плавания. (Приложение 1).

III . Актуализация знаний.

Вспомним, как началась Троянская война. Это будет первое испытание. Испытание домашним заданием.

1)Пересказ мифа о начале Троянской войны. Оценка ответа по памятке. Слайд 12, 13.

2) Задание – сравните действительную причину Троянской войны с той, о которой рассказано в мифе. Есть ли в мифе реальные факты? Слайд 14 . (Причина Троянской войны по мифу – яблоко «раздора», спор трех богинь, похищение Елены Прекрасной. Действительная причина – захват земли Трои, богатств. Реальный факт в мифе – нападение греками на Трою и осада.)

Итак, мы с вами остановились на том, что греки долгое время осаждали Трою. Как вы думаете, что же было дальше, кто победил?

Ваши предположения во многом верны. Но чтобы нам не выдумать очередной миф, мы должны обратиться к историческим источникам, которые нам помогут узнать более точную информацию. А какие исторические источники вы знаете? Слайд 15.

Отвечают на вопрос:

Исторические источники бывают вещественные, письменные, устные.

Сегодня вам предстоит узнать о событиях Троянской войны и её героях из поэмы Гомера «Илиада».

Подумайте, к какому виду источников относятся поэмы и вообще, что такое поэма? Высказывают предположения о том, что такое поэмы и к какому источнику они относятся. (Поэма – литературное произведение, стихотворение. Возможно, относятся к письменному (устному) источникам).

Давайте откроем наши тетради и запишем новое для нас слово – поэма. Слайд 16.

Поэма – большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т.д.

Так к какому историческому источнику относятся поэмы? (Поэмы относятся к письменным историческим источникам).

-Запишите в тетрадях тему урока «Поэма Гомера «Илиада». Слайд 17.

IV . Изучение нового материала.

1)Постановка проблемы.

Изучая поэму, попытаемся выяснить, что в этом произведении миф, выдумка, а что – реальные события. В ходе урока предлагаю вам выбирать из учебника и моего рассказа подтверждения тому, что выдумка, а что реальность, и заполнять таблицу на карточках на ваших столах. Работайте в парах в течение урока. (Приложение 2). Слайд 18.

поэма – выдумки Гомера

2) Знакомство с автором поэмы – Гомером.

Ребята, обратите снова внимание на тему урока. Мы выяснили, что такое поэма.

А как называется поэма?

Что вы знаете о Гомере? Проверим, верны ли ваши предположения.

Предлагаю узнать и рассказать по плану о Гомере, пользуясь планом ответа и учебником.

Работа с планом ответа (карточка) и учебником с. 125 п. 1 пар. 26.

План ответа:

    Кем был Гомер?

    Когда родился и умер Гомер?

    Какие произведения создал Гомер?

    Когда были созданы поэмы?

    Почему поэма называется «Илиада»?

Заслушивается ответ одного из учеников . Слайд 19.

Запись в тетрадь : VIII в. до н. э. – создание Гомером поэм «Илиада» и «Одиссея». Слайд 20.

Учитель добавляет:

Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов жизни Гомера, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным.

Слайд 21. Легендарный город Троя был открыт Г. Шлиманом. В результате увлечения древностями он пришел к убеждению, что «Илиаду» Гомера следует рассматривать не просто как литературное произведение, но и как серьезный исторический источник. В 1867 году эта мысль настолько овладела им, что Шлиман обратился к поискам Трои.

14 июня 1873 года он нашел на месте Трои, под холмом Гиссарлык, первые золотые изделия явно древнее классической эпохи: знаменитую золотую диадему из 16 353 отдельных частей. Так началось открытие микенской цивилизации. Экспедиция Шлимана работала в Трое более 10 лет.

Вопрос:

Вспомните, кто собрал армию и осадил Трою?

- Оскорбленный Менелай собирает с братом Агамемноном всех греков, чтобы отомстить троянцам. Началась Троянская война.

3) Работа с картой. Путешествие продолжается. Слайд 22.

Посмотрите внимательно на карту, найдите, где расположена Троя и где развернули свои лагеря греки.

В основе поэмы Гомера «Илиада» лежит миф о последнем - десятом годе Троянской войны.

В поэмах Гомера боги являлись такими же действующими лицами, как и смертные люди. В «Илиаде» поэт ярко изображает быт военного времени - битвы, подвиги героев, жестокости войны. В «Одиссее» же он рисует главным образом картины мирной жизни.

Итак, давайте узнаем из поэмы «Илиада», что происходит дальше, после нападения греков на Троянское царство.

4) Слайд 23. Задание: у нас новое испытание, найдите и прочитайте в нашем бортовом журнале, в учебнике с. 125, пункт 2 «Гнев Ахиллеса» параграфа 26, о том, как начинается поэма «Илиада». Придумайте вопросы к прочитанному тексту, будете задавать их своему соседу.

Беседа: подведём итоги. Ответьте на мои вопросы. Слайд 24.

Назовите действующие лица поэмы. (Ахиллес, Гектор, Патрокл, Приам, Агамемном, Гефест). Не забывайте заполнять таблицу «Реальность и вымысел в поэме».

Почему Ахиллес не принимал участие в битве?

Как случилось, что друг Ахиллеса, Патрокл, погиб в сражении? (Долго продолжался бой между троянцами и греками, но Ахиллес не принимал участие. Друг Ахиллеса, Патрокл попросил у Ахиллеса его доспехи, чтобы троянцы приняли Патрокла в битве за Ахиллеса, испугались и прекратили бой. Но Гектор распознал обман и убил Патрокла.)

Что задумал Ахиллес? (отомстить Гектору)

В битве Ахиллеса с Гектором победителем вышел Ахиллес. После того, как Ахиллес нанес Гектору смертельный удар, он привязал за ноги мертвое тело Гектора к колеснице и погнал коней. Слайд 25.

5) Работа с иллюстрацией. Слайд 26.

Задание:

Рассмотрите картину русского художника XIX в. А. Иванова «Приам, испрашивающий тело Гектора у Ахиллеса».

Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина. (Чувства жалости к отцу Гектора.)

Почему Ахиллес отдает тело Гектора отцу? (Ахиллес отдал тело Гектора отцу, поскольку сжалился над ним).

Чем заканчивается поэма? Найдите в последнем абзаце параграфа. (Сценой похорон Гектора).

Какие сказания не вошли в поэму? (Сказания об окончании войны).

6) Работа со сказанием о троянском коне. Путешествие продолжается. Новое испытание. Слайд 27.

Что изображено на слайде?

Какую роль этот конь сыграл в судьбе Трои?

Задание: прочитайте сказание с. 122 и поймите, верны ли ваши догадки?

Беседа:

Что оставили греки, отплыв от Трои?

Какой была «начинка» коня?

Кто возглавлял отряд греков?

Скитаниям Одиссея, героя Троянской войны, посвящена поэма Гомера «Одиссея». О его приключениях вы прочитаете дома в параграфе 27.

7) Проверка задания (заполнение таблицы). Слайд 28.

Наше путешествие подходит к концу. Но испытания продолжаются.

Какое задание было поставлено перед вами в начале урока? (заполнить таблицу о том, что в этом произведении миф, выдумка, а что – реальные события).

Выполните самопроверку по слайду и оцените свою работу.

Кто выполнил безошибочно, кто допустил ошибки, какие?

Ответ: в поэме описаны реальные события, они дают достоверные знания. Существовало государство (цари, рабы), греческие цари ведут войны, рабами становились пленники, доспехи из металла, сжигание мертвого тела на погребальном костре и похороны, существование религиозных верований, находки Генриха Шлимана.

Что вы отнесли к выдумке автора, к мифу

Поэмы – вымысел Гомера. Боги изображались вместе с людьми. Фантастические приёмы: копьё, которое отскочило от щита Ахиллеса, его неуязвимость и смерть от стрелы Париса, которая попала в пятку и т.д.

Кто может сделать вывод?

Вывод: Поэмы Гомера – плод художественной фантазии гениального поэта, но при этом они основаны на реальных исторических событиях.

V . Закрепление изученного материала.

1) Соотнесите крылатые выражения и их значение. Слайд 29.

Греческая мифология, история, литература подарила миру несколько крылатых выражений. Вспомним их и выполним задание.

«Яблоко раздора» - причина ссоры, вражды.

«Ахиллесова пята» - уязвимое место.

«Троянский конь» - подарок, дар, который был преподнесен с целью обмана; тайный, коварный замысел.

2) Ребята, работая с учебником, заполните таблицу (Приложение 3).

1. Гектор – военный вождь троянцев;

2. Андромаха – жена Гектора;

3. Парис – сын царя Трои, виновник войны;

4. Приам – троянский царь;

1. Ахиллес – сын богини Фетиды и героя Пелея, военный герой греков;

2. Одиссей – царь о. Итаки;

3. Патрокл – друг Ахилла;

4. Агамемнон – царь Микен, организатор войны с Троей;

5. Менелай – царь Спарты, муж Елены;

Зевс, Гера, Афина, Афродита, Гефест.

VI . Итог урока. Оценивание.

Наше путешествие закончилось. Мы изучили события Троянской войны, познакомились с греческими и троянскими героями и крылатыми выражениями.

Ребята, давайте подумаем над вопросами: «Чему учит нас поэма «Илиада»? Какие уроки мы можем извлечь из поэмы?»

Выво ды по поэме:

Поэма Гомера нас учит любви к Родине, к своим родителям, верности в дружбе, в любви. Поэма учит неприятию войны, трусости, вероломства.

Все молодцы. Всем спасибо.

VII . Дом. задание: п. 27, прочитать.

Приложение 1

Приложение 2

поэма – выдумки Гомера

Приложение 3.

1) Особенности жанра произведения. «Илиада» Гомера относится к жанру эпической поэмы, хотя произведение сохранило следы устной народной поэзии.

2) Тематика и проблематика произведения. Основная тема «Илиады» - поэмы об Илионе, то есть Трое, - гнев Ахилла, вызванный его ссорой с Агамемноном. Это событие имело роковые последствия для троянцев и греков:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал,
Многие души могучие славных героев низринул.
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам. Совершалася Зевсова воля,
С оного дня, как воздвигшие спор воспылали враждою,
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

3) Особенности сюжета произведения. Сюжет «Илиады» взят из цикла мифов о Троянской войне. Согласно сказанию, на свадебный пир героя Пелея и морской богини Фетиды были приглашены все олимпийские боги, кроме богини раздора Эри-ды. Оскорблённая Эрида проникла незамеченной на свадьбу и бросила пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей». Из-за яблока вспыхнула ссора между Герой, Афиной и Афродитой. По приказанию Зевса Гермес отвел трёх богинь на гору Иду, чтобы там их рассудил пастух Парис. Парис был сыном троянского царя Приама и его жены царицы Гекубы, но родители в своё время оставили новорождённого на горе Иде, так как, согласно предсказанию богов, он должен был погубить троянское царство. Подкинутого ребёнка нашли и воспитали пастухи, а когда он подрос, то сам стал пасти стада на Иде. Каждая из богинь пыталась соблазнить юношу своими дарами, надеясь получить от него яблоко. Гера обещала Парису власть, Афина сулила ему непревзойдённую мудрость и славу, а Афродита - любовь прекраснейшей в мире женщины. Парис отдал яблоко Афродите, вызвав негодование обеих богинь. Афродита открыла Парису тайну его рождения, привела в Трою, где его с радостью встретили родные, а затем помогла ему похитить из Эллады Елену, жену спартанского царя Менелая. Оскорбленный Менелай и его брат Агамемнон собрали войско, снарядили корабли и поплыли к Трое. Троянцы отказались добровольно выдать Елену и похищенные с нею сокровища. Началась война, которая длилась десять лет. Среди греков, которые в поэмах называются ахейцами, или данайцами, было много могучих богатырей: юный Ахилл, сын Пелея и Фетиды, предводитель всего войска Агамемнон, мудрый старец Нестор, Диомед, Аякс, Одиссей. Троянское войско возглавлял старший сын Приама Гектор. Греки сумели овладеть Троей только на десятый год войны. По совету хитрого и мудрого Одиссея они сделали вид, что покидают Трою и возвращаются на родину. На морском берегу ими был оставлен большой деревянный конь, а к троянцам подослан перебежчик, который сказал, что этим подарком греки хотят умилостивить богиню Афину. Напрасно напоминал троянцам их жрец Лаокоон о вероломстве греков. Коня ввезли в город, для чего пришлось разобрать часть городской стены, так как статуя не входила в ворота. Ночью, когда все в городе уснули, из чрева коня выскочили спрятанные в нём воины и подали сигнал остальным грекам, которые в сумерках вновь подошли к крепости. Троянцы были перебиты, их женщины и дети уведены в рабство, а Троя разрушена и сожжена. Но и грекам победа не принесла ожидаемой радости. Лишь немногие герои вернулись благополучно домой. О событиях десятого года войны, окончившихся смертью Гектора, рассказывает «Илиада». «Илиада» представляет собой военно-героическую эпопею, в которой первое место занимает рассказ о событиях.