Защита педагогов. Система аттестации должна быть простой и понятной? Как пройти аттестацию, если ваш ребенок не ходит в школу

Промежуточную аттестацию 2018 все московские «нешкольники» будут сдавать в Московском центре качества образования. Слух, который несколько месяцев ходил в родительских сообществах, получил подтверждение в сентябре. Когда руководители государственных школ получили письмо от московского Департамента образования, подписанное заместителем руководителя Департамента Алимовым Г.Т. В этом письме школам предписывают направлять учеников 9 и 11 классов (семейное, самообразование и заочная форма) на промежуточные аттестации в тот самый Центр независимой диагностики МЦКО.

Там же в письме Департамент объясняет эту меру желанием снизить нагрузку на школьных учителей и психологически подготовить школьников к итоговой аттестации. Ещё к письму приложен проект Положения о проведении аттестации, которое школы должны принять.

Мы постарались выяснить, какие последствия может иметь это письмо.

С точки зрения закона

Промежуточная аттестация – это условие допуска к итоговым аттестациям в 9 и 11 классах, пройти итоговую аттестацию и получить документ об образовании без промежуточной аттестации невозможно. Значит, промежуточную аттестацию за 9 класс (и за 11 – если вы выбираете полное среднее образование) сдавать придётся в любом случае.

Федеральный закон об образовании даёт право родителям учеников самим выбирать образовательные организации (часть 3 статьи 44). Определяем учебный план (сроки, порядок, объём, предметы, аттестации) ребёнка на семейном образовании тоже мы, родители. Департамент образования и любая другая организация ограничить нас в этом праве не может. А вот учебный план детей на заочном обучении определяет школа.

Письмо не может быть обязательным к исполнению, во-первых, потому что у Департамента образования нет полномочий вмешиваться в образовательный процесс. И во-вторых, потому что письмо не было оформлено как нормативный акт, не опубликовано официально и не зарегистрировано в Минюсте. Пока документ не опубликован как положено, он не является обязательным и может носить только рекомендательный характер.

Ответ Департамента образования

С просьбой прокомментировать ситуацию и ответить на несколько вопросов мы обратились в Департамент образования города Москвы. Получили обстоятельный, но малопонятный обычному родителю ответ. И попросили юриста Марию Меркурьеву объяснить ситуацию более простым языком.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией в осуществлении образовательной деятельности. В соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.

Комментарий юриста
Здесь декларируется автономия школы – она самостоятельно определяет порядок аттестаций. То есть, с точки зрения закона, школы не обязаны принимать письмо к исполнению.

Государственная образовательная организация, подведомственная Департаменту образования города Москвы, принимает решение о проведении промежуточной аттестации обучающихся 9 и 11 классов, осваивающих образовательные программы в заочной, семейной форме или в форме самообразования, с использованием ресурсов Центра независимой диагностики МЦКО, и соответствующим образом регламентирует это в своём локальном акте о формах, периодичности и порядке проведения промежуточной аттестации для данных категорий обучающихся.

Комментарий юриста
А в этом пункте мы видим противоположную позицию: школе не оставили возможности выбора. Утверждение «школа принимает решение» вместо «школа может принять решение» означает, что Департамент действительно пытается заставить школы принять указания из письма к действию. Школы зависимы от Департамента, потому что определение размера выплат школам за аттестации учеников на семейной и заочной формах конкретно не регламентируется, только в общих чертах. Если школа не выполняет условия Департамента, она может не получить деньги за организацию аттестаций.

Безвозмездное использование образовательной организацией ресурсов Московского центра качества образования снизит нагрузку на педагогический коллектив по проведению процедуры промежуточной аттестации для данных категорий обучающихся, обеспечит современный уровень надёжности и технологичности оценки образовательных результатов, положительно скажется на формировании психологической готовности данных категорий обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации.

Комментарий редакции
Аттестации в Центре независимой диагностики МЦКО бесплатны, но по закону аттестации для учеников бесплатны везде в любом случае. Цель всей затеи с переводом туда аттестаций в том, чтобы разгрузить школьных учителей и помочь ученикам психологически подготовиться к итоговой аттестации. С разгрузкой учителей всё понятно, а вот с психологической подготовкой, наоборот, совсем не ясно, как это будет реализовано.

Организационное обеспечение промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы в заочной, семейной форме или в форме самообразования, регулируется локальным актом образовательной организации (положение, порядок и т.п.), с которым должны быть ознакомлены обучающиеся и (или) их родители (законные представители).

Система подбора руководителей образовательных учреждений стала открытой и гласной

Аттестация московских директоров школ теперь проходит под пристальным наблюдением интернет-пользователей. Заседания аттестационной комиссии можно смотреть онлайн, а сама система назначения руководителей школ в последние годы кардинально изменилась. Городские власти теперь гласно и открыто нанимают по срочному контракту высококлассных специалистов. Их труд хорошо оплачивается, но в ответ город требует от директоров качественной работы.

Система назначения директоров еще несколько лет назад была весьма непрозрачной. На должности мог оказаться человек хоть и с большим стажем в системе образования, но недостаточно компетентный для менеджерской работы, причем занимать этот пост он мог очень долго. Как работали директора, оказавшиеся на своем месте чуть ли не с советских времен, какие результаты показывала школа под их руководством - если и волновало чиновников, то повлиять на них было сложно. Однако идеология подбора руководителей в последние годы радикально поменялась.

Во-первых, все директора школ были переведены на срочные контракты - как правило, на период в пять лет для школ, которые находятся на топовых позициях, и меньше пяти лет для школ, которые не показывают выдающихся результатов. Контрактная система оказалась хорошим мотиватором для управленцев - человек, который становится директором, теперь понимает, что за время действия договора он должен оказать положительный результат, чтобы город мог понять, нужен ли ему этот специалист на посту. А результат работы директора и коллектива школы в целом выражается в успехах учеников - какие оценки они получают на независимой аттестации, как сдают ЕГЭ, чего достигают на предметных олимпиадах.

Во-вторых, процедура назначения директоров стала абсолютно открытой и прозрачной. Сначала все кандидаты на пост директора - это и прежний руководитель, у которого закончился контракт, и претенденты на его место - должны пройти одну из необходимых процедур профессиональной аттестации в Московском центре качества образования. Экзаменационные вопросы для педагогов - это тесты, вопросы и кейсовые задания. Управленцы, руководящие школами, входящими в топ-100 образовательных учреждений, вообще не сдают теоретические задания, те, кто ниже в рейтинге, - сдают лишь один блок, кто еще ниже - два блока. Кроме того, система испытаний устроена не по принципу «выучить билеты и сдать» - в ней нет готовых вариантов заданий. Есть лишь пять блоков знаний, и когда кандидат в директора начинает тестирование, для него автоматически формируется билет, который больше никогда не повторится.

Затем претендентам, прошедшим аттестацию, нужно миновать еще один рубеж - аттестационную комиссию. Причем московскому педагогическому сообществу нечего скрывать - аттестации с недавних пор транслируются в Интернете. «У нас по регламенту заседания проводятся раз в месяц, в Сети велась уже четвертая прямая трансляция, - рассказывает директор Московского центра качества образования Алексей Рытов. - Записи выкладываются и хранятся в открытом доступе на сайте Департамента образования, и все желающие могут их просмотреть. Основная масса зрителей - это руководители, которым предстоит аттестация, и те, кому интересно, как проходит такой процесс. Как шоу для всех горожан это событие вряд ли будет интересно, все-таки заседание длится два-три часа, и это зрелище для профессионалов. Но последнее заседание смотрели примерно 150 человек».

После аттестационной комиссии кандидаты проходят через отбор Совета по назначению директоров, в который входят не только представители системы образования, но и общественных организаций, депутаты Московской городской Думы. Окружное управление образования на назначение директора школы выдвигает не менее трех кандидатов, из которых совет должен отобрать двоих - их направляют на обсуждение в управляющий совет школы. Этот совет состоит в основном из родителей, и уже он выбирает одного из претендентов, которого впоследствии утверждает Департамент образования Москвы. В итоге процедура назначения получается открытой, гласной и публичной, многоуровневой. В процедуре на всех этапах принимают участие как представители общественности и образовательного сообщества, так и родители, а отбор идет с учетом знаний кандидатов об организационной работе, менеджменте и нюансах законодательства.

Современный руководитель московской школы совсем не похож на директора прошлых лет, который управлял учреждением в 400 человек, все вопросы которого решались в высоких кабинетах, а он только претворял в жизнь спущенные сверху решения. Сейчас директора руководят школами, в которых 1500-3000 учащихся, по сути, огромными сложными комплексами. Потому это менеджеры высокого уровня, которые весьма самостоятельны и несут большую ответственность за свои решения. Не случайно директор в Москве получает приличную зарплату, с коэффициентом не менее 3 к средней зарплате учителя в своей школе, и это при том, что в среднем зарплата учителя в столице сейчас 70 тыс. руб.

Закончился 2017/2018 учебный год. Можно подвести предварительные итоги качества образования, которое предоставила нам школа. И если ЕГЭ, несмотря на удаления, прошел без особых массовых неудовлетворительных образовательных эксцессов (хотя некоторые низкие результаты тоже удивляют), то вот обучающие 9-х классов в количестве 21 человека получили «неудовлетворительно» на экзамене по математике. Никогда еще в истории школы не было такого количества неудовлетворительных оценок: практически целый класс написал экзамен неудовлетворительно.

Почему это случилось? Прежде всего, потому, что запрос на высокие результаты ОГЭ- это всегда запрос на индивидуальный подход в обучении, особенно в условиях объединения школ с разными показателями качества в обучении. В прошлом году обучение в 9-х классах строилось именно по такому принципу: системные проблемы в знаниях обучающихся по математике в школьных отделениях №2 (Сивашская) и №3 (Одесская) решались педагогами в процессе выстраивания индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика, работала слаженная система работы с отстающими обучающимися, проходили дополнительные и бесплатные для обучающихся занятия, основная цель которых и состояла в ликвидации пробелов в знаниях, что в конечном итоге и привело к положительным результатам всей промежуточной аттестации в 9-х классах.

К сожалению, в этом году вся система подготовки к ОГЭ дала сбой. О причинах этого сбоя можно рассуждать долго, но главная причина на поверхности: слабость управленческой команды, отсутствие у членов данной команды умения работать сообща, нежелание разбираться с отстающими обучающимися, ведь при назначении им обещали рейтинговую школу, в которой не будет проблем, отсутствие опыта по управлению качеством образования, отсутствие навыков применения эффективных инструментов и технологий управления образовательными процессами, людьми и трудовыми коллективами, структурными и функциональными подразделениями школы и школой в целом.

На днях кто-то из родителей в чате «неравнодушных родителей» поинтересовался, как при таких показателях директор школы Ляпина Е.А. может пройти аттестацию на должность директора, которая ожидает ее уже скоро?

Аттестация на должность руководителя образовательной организации г.Москвы, к сожалению, не очень учитывает уровень образовательных результатов школьников (никто не удивится, если при таких результатах школе еще и поднимут рейтинг 🙂), не учитывает комиссия и количество обращений как родителей, так и педагогов на неадекватные действия администрации- так что в том, что аттестацию данный директор пройдет никто не сомневается. Аттестационная комиссия департамента аттестует и тех, у кого «липовые» дипломы кандидата наук, и закончившего коррекционную школу менеджера, на которого поступило за полгода более 2000 тысяч жалоб и т.п.

Может Елена Александровна соберется и уйдет сама? Благо команда ее понемногу расходится, остаются только те, кому идти действительно некуда (настолько они знамениты своим непрофессионализмом в городе, их имена стали нарицательными). Ушла бы Елена Александровна в школу с рейтингом 600+ и восстановила бы ее из руин, а может бы и уехала туда, где родилась, там тоже проблемы с управленческими кадрами и тоже нужно поднимать школы из руин? А здесь оставили бы кого-то, кто спокойно даст работать оставшимся учителям-профессионалам. Может, Ерохина? Он, вроде, не против, по слухам из Департамента.

Петиция за сохранение школы №1279 набрала на 21 июня 2018 года 2713 подписей. В ближайшее время мы опубликуем обновление к петиции, в которой будем требовать отставки всей управленческой команды школы по итогам низких образовательных результатов за прошедший учебный год.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!


​Официально тема конференции заявлена так: "Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей".

В мероприятии принимают участие представители региональных министерство и департаментов образования, руководители и педагоги образовательных организаций, а также представители общественно-профессиональных объединений и ассоциаций педагогов.

Согласно программе, сегодня планируется обсудить новую модель аттестации учителей на основе использования ЕФОМ в рамках Национальной системы учительского роста, ЕФОМ как механизмы определения уровня сформированности профессиональных компетенций, участие общественно-профессиональных объединений в оценке уровня квалификаций иперспективы внедрения и применения разработанной модели аттестации учителей.

Программа конференции предусматривает проведение четырех круглых столов и пленарного заседания. В числе модераторов круглых столов - первый проректор МГППУ Аркадий Марголис, учитель физики и информатики липецкой, гимназии №12, победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2015 Алла Волкова, директор московской школы №109, президент педагогической ассоциации "Педагог XXI века" Евгений Ямбург и другие эксперты.

На пленарном заседании ожидаются выступления министра просвещения РФ Ольги Васильевой, замминистра просвещения РФ Татьяны Синюгиной, главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, президента РАО Юрия Зинченко, ректора МПГУ Алексея Лубкова, профессора МГППУ Виталия Рубцова и директора московской школы №109 Евгения Ямбурга.

11.30

Тема одного из круглых столов - "ЕФОМ по психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям - механизм определения уровня сформированности профессиональных компетенций и персонифицированного маршрута дополнительного профессионального образования". В ходе него выступил Андрей Милехин, проректор Московского государственного психолого-педагогического университета по внеучебной и социальной работе.

Он напомнил, что апробация новой модели состоялась ранее в 19 регионах страны среди учителей и студентов - будущих педагогов. Сегодняшняя конференция предполагает обсуждение именно результатов этой апробации, а не принятие самой модели аттестации, "чтобы понять, на что обратить внимание при дальнейших апробационных процедурах".


Он сформулировал цель аттестации:

Если рассматривать аттестацию как часть Национальной системы учительского роста, нам кажется, что она призвана, прежде всего, стимулировать этот рост и, самое главное, демонстрировать педагогам те профессиональные дефициты, устранение которых позволит этому росту развиваться в дальнейшем.

Говоря об оценке коммуникативных компетенций, эксперт пояснил, что она подразумевает оценку воспитательных аспектов педагогической деятельности и оценку создания мотивирующей образовательной среды. Он представил ключевые составляющие этой оценки.

Первая - это анализ образца профессиональной деятельности учителя - плана-конспекта, сценария урока в свободной форме, видеоурока с указанием фрагментов, иллюстрирующих оценивание компетенций. Сюда же входят образцы самостоятельной работы учащихся с оцениванием этих работ учителем и рефлексивный самоотчет в свободной форме.

"Сформированность компетенций профессиональных знаний и суждений проверяется в решении кейсов и педагогических ситуаций, направленных на оценку сформированности профессионального мышления", - добавил Андрей Милехин.

При этом он подчеркнул, что учителю оставляют возможность выбора: например, при оценке одной из компетенций он может выбрать кейс, по другой - предоставить образец профессиональной деятельности.


12.05.

По итогам апробации была организована обратная связь с ее участниками. Как рассказал Андрей Милехин, учителям и директорам предлагалось ответить на несколько вопросов. Например, у них спросили, насколько объективна, на их взгляд, модель аттестации учителей, построенная только на учете результатов обучающихся. Подавляющее большинство дало ответ - "не знаю". Примерно такой же результат оказался при ответе на вопрос "Возможна ли оценка квалификации учителей на основе ЕФОМ?".

"Целесообразно ли установление возможности выбора учителем прохождения аттестации по ныне действующей системе или аттестации с использованием ЕФОМ?". За и против высказали примерно одинаковое количество респондентов. Более 60% учителей считают применимыми указанные выше средства оценки компетенций (анализ образца, решение кейсов и пр.), но были и несогласные с этим.

Андрей Милехин отметил, помимо прочего, что каждому региону требуется конкретный подход при внедрении новой системы.


12.30.

Эксперт перечислила риски, выявленные в связи с использованием этого инструментария.

1. Демонстрация учителем постановочного урока.

По словам Аллы Волковой, если учитель демонстрирует хорошо отрепетированный, срежессированный урок - это неплохо ("Значит, можно делать вывод о том, что человек это делать умеет"). Но иногда уроки бывают полностью подготовленными - вплоть до того, что ученики заранее знают ответы на вопросы учителя.

Такой материал не представляет ценности. Опытному эксперту видно, когда уроки постановочные и с заготовленными ответами, а когда это хорошо подготовленные уроки, - констатировала учитель.

2. Завышенные требования к качеству видеоматериалов.

"Качество видеоматериалов моет быть различным", - утверждает Алла Волкова. По ее словам, участники апробации использовали камеры, которые работали на ЕГЭ, мобильные телефоны, профессиональную технику.

Главное, чтобы был виден класс, была видна доска и было видно поведение детей на уроке. Но при этом качество звука - того, что говорят учитель и дети, - должно быть высоким.

3. Недостаточная согласованность экспертов при проведении оценочных процедур

Необходимо проводить обучающие семинары по толкованию критериев для экспертов, - убеждена педагог. Она добавила, что в одном критерии должна содержаться только одна смысловая единица во избежание расхождений при его толковании.

4. Низкий уровень цифровых компетенций учителей.

Алла Волкова констатировала, что учителя по-прежнему имеют проблемы в этой области, призвала решать их и напомнила о предстоящей реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда":

В современном обществе для современного учителя это не должно становиться проблемой. Нужно учиться и выходить из этой ситуации грамотно.

5. Процедурные сложности.

Говоря об этом моменте, эксперт затронула проблему соблюдения закона о персональных данных в части сбора согласия родителей на использование изображения учащихся.

В блоге «Учим дома» Дарья Лаговская рассказывает о всех этапах эксперимента по семейному образованию 7-летнего сына Мити.

В октябре я рассказывала, как узаконить свои отношения со средней школой и какие права имеют родители и дети, выбравшие семейное образование. Тогда мы оформили Митю в дистанционную школу ЦОДИВ из Санкт-Петербурга, где есть доступ к электронным урокам, а аттестации (кроме 9 и 11 классов) проходят в форме тестов.

В начале мая 2017 года мы решили, что наш сын уже готов сдать работы за первый класс и дали ему задания. По программе 1 класса Митя должен был сдать восемь предметов, я рассчитывала растянуть их на несколько дней, но сын сделал все за один день! На выполнение каждого предмета у Мити ушло от 20 до 40 минут.

Не думаю, что такой успех характеризует моего ребенка как мальчика с выдающимися способностями. Тесты, на мой взгляд, были легкие, как и сама программа первого класса достаточно простая.

Во время прохождения тестов я не помогала сыну с ответами на вопросы. Он сам читал задания и ставил галочки в ответах. Митя допустил по одной ошибке в тестах по русскому языку, литературе и музыке. Также в процессе аттестации выяснилось, что Митя не прочитал рассказ про утенка, по которому были вопросы в одном из тестов, но быстро сориентировался, что его можно найти в интернете. Очень странными нам показались вопросы по труду. Например, фото кусочка пластилина и вопрос «Как называется этот прием работы» (Ответ - «прищипнуть»). Зачем ребенку такие знания и правда ли это объясняют им в школе? Митя угадал правильный ответ интуитивно.

Такой формат аттестации очень нас устроил, все прошло спокойно, без стресса. Не надо было ходить в школу и писать задания под присмотром учителей. Сейчас школа все оформит и нам пришлют справку с итогами аттестации, а также внесут их в личное дело ученика. Так что на следующий год мы тоже будем аттестовываться в ЦОДИВе.

По опыту других родителей я знаю, что многие «семейники» прикрепляются к школам «Наши пенаты» и «Международная школа завтрашнего дня». В них тоже щадящие условия сдачи работ, но все же для первоклассников они уже письменные. Рассказывает мама первоклассника Екатерина Заостровцева:

  • Федор учится заочно в московской школе «Наши пенаты». В конце апреля мы получили по электронной почте итоговые контрольные работы, распечатали, ребенок выполнил задания и мы сдали работы в школу на проверку. По физкультуре достаточно предоставить справку из секции, по предметам ИЗО и технология - рисунок и фотографию поделки. Самым сложным для нас оказалось красиво оформить работы, это то, чему мы в течение года уделяли совсем мало времени. Мне кажется, навык красивого оформления письменной работы человеку в современном мире не нужен, сейчас все автоматически оформляет компьютер. Но для школы это важно, и учительница не должна тратить время на то, чтобы догадаться, что же имел ввиду ребенок. Поэтому первую работу сын переписывал трижды - ради красоты и отсутствия помарок. Еще одна сложность - очень мудреный тест по музыке (ваш первоклассник знает, например, героя какой оперы зовут Папагено?). Если бы сын не имел возможности писать этот тест дома, и писал бы в незнакомой обстановке в классе - завалил бы именно музыку. Зато у нас с сыном было время разобраться и погуглить правильные ответы, послушать оперы и музыкальные произведения, которые наверняка очники слушали в течение года. В остальном все темы контрольных соответствовали ФГОС, и были вполне посильными для первоклассника.

Пройти аттестацию можно в любой школе по месту жительства или которая нравится. Но будьте готовы, что не любая администрация лояльно относится к семейному образованию. Кристина Сандалова, мама Гриши, закончившего 4 класс:

  • По моему опыту могу сказать, что, конечно, прохождение аттестации очень сильно зависит от требований школы. Первые два года мой сын был прикреплен к обычной столичной школе с лояльным директором, и процесс аттестации проходил очень легко и приятно. В 3-м классе оттуда нам пришлось уйти, поскольку сменился директор, новый совсем не приветствовал семейное образование. Мы «прикрепились» к частной школе с государственной аккредитацией, довольно известной среди «семейников». Трудно поверить, но я была поражена некомфортными условиями сдачи. Мы столкнулись с массой придирок из серии «3 клеточки справа, 2 клеточки сверху», «килограммы в задаче надо писать целым словом, а не сокращать» - то есть всем тем, что процветает в рядовых школах, и что я не слишком люблю. За такие мелочи, которые, к слову сказать, заранее не обговаривали, нам снижали отметки. И эти проблемы выяснились уже в процессе. Мы требовали упростить условия, школа со скрипом, но шла навстречу, однако в какой-то момент мы устали бороться, постоянно доказывать нелепость формализма, которого не было даже в обычной школе. И в итоге мы и другие семейники из нашего центра после года учебы ушли из этой школы, и прикрепились к другой частной школе, также имеющую госаккредитацию.

Кстати, по закону об образовании промежуточные аттестации являются правом, а не обязанностью ребенка. Поэтому ученик, выбравший форму семейного образования или самообразования имеет право не сдавать контрольные каждый год. Елена Иванова, чей 13-летний сын первый год находится на семейном обучении, поделилась, почему они не сдают аттестации:

  • Первый год нужен для «расшколивания», чтобы понять, как и куда двигаться, а не просто формально выполнять какую-либо программу. Я осознанно выстраиваю учёбу, учитывая индивидуальные особенности своего ребёнка, можно сказать я этому также учусь. Я исхожу из родительского понимания, куда направлять внимание сына, какая информация будет давать ему рост и развитие. Для этого - вся наша жизнь, практика отношений и обучения. Я допускаю возможность сдачи аттестаций, экзаменов в будущем, но на данный период времени для роста осознанности ребенка, для более качественного обучения, нам нужно найти свой ритм, свой стиль учебы, чем мы и занимаемся сейчас. Смысл ухода на семейное образование - это научиться учиться самостоятельно, постепенно переходя на самообразование, более осознанное отношение к жизни. Я хорошо прочувстовала, что жизнь без аттестаций сохраняет семейные отношения, они у нас стали крепче, теплее и доверительнее.

Обязательные экзамены без которых ребенок, находящийся на семейном образовании совершенно точно не получит аттестат, проходят в 9 и 11 классе. Я знаю, что в обычных школах начинают «грузить» детей про ОГЭ и ЕГЭ с самого первого класса, как-будто от этого экзамена зависит вся жизнь ребенка. Семейники подходят к «страшному» экзамену более творчески: кто-то просто учит программу нужного предмета, кто-то пользуется услугами репетиторов или специальных курсов. Герман Гласко, 14-летний ученик московской школы 1103 рассказывает как сдает ОГЭ (экзамен для 9 класса):

  • Я учусь на заочном в обычной школе уже в 9 классе, хотя 15 лет мне только исполнится в августе. Дело в том, что когда я был в начальной школе, я «перескакивал» через классы. 10 и 11 классы я тоже планирую пройти за один год. В этом году я сдаю ОГЭ, в принципе я буду доучиваться, поэтому результат экзамена мне не важен, но для себя я решил сдать его хорошо. К репетиторам не ходил, но самостоятельно решал тренировочные варианты. С русским языком мне бабушка помогала, математикой я занимался сам. Для экзамена по химии я записался в химический кружок и дополнительно готовился сам. Хотя, сейчас понимаю, что выбрать химию - было моей ошибкой, она оказалась очень сложной. Если, например, информатику я могу написать без специальной подготовки, то к химии готовился много. Конечно, в экзаменах есть свои хитрости, например, в русском в конце надо писать сочинение и примеры нужны из литературы, а я вставил из жизни, думаю за это мне снизят баллы. Пригодятся ли мне эти экзамены для ВУЗа, пока не знаю. Возможно я поступлю на географический факультет или пойду учиться на оператора кино. К выбору предметов ЕГЭ, конечно, подойду ответственно и выберу те, что нужны для института.

Так что вариантов аттестации детей на семейном образовании много, и найти тот, который устроит родителей и ребенка всегда можно. И хочу вернуться к нашей семье и главному итогу нашего года: мы все довольны домашним обучением. Конечно, были сложности, иногда завышенные ожидания к сыну, иногда наши страхи, иногда его нежелание что-то делать. Но к концу года все устаканилось. У Мити появилась осознанность, что образование - это не обязаловка для учителей или папы с мамой, а это то, что его развивает. Митя сам выполняет задания и главное не потерял интерес к знаниям. Даже сам попросил новые прописи, чтобы писать красиво. Где-то из-за особенностей нашего учебного плана Митя отстает (я писала, что мы пока не учим звуки), где-то идет на опережение программы (решает уравнения, умножает и делит). Мы с мужем избавлены от общения и выяснения отношений со школой, от сборов денег на подарки директору и на ремонт класса. Поэтому пока вдруг Митя сам не попросится в школу, мы продолжим наш маленький эксперимент с семейным образованием.