Второй урок по рассказу «После бала. На балу и после бала (по рассказу л. н. толстого «после бала»)

Урок литературы с использованием технологии критического мышления. Л.Н. Толстой. "После бала".

8-класс

Цели урока:

    познакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого «После бала» с помощью приёма «чтение с остановками»;

    стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью приемов: составление рассказа с помощью ключевых слов, «сводная таблица», синквейн, телеграмма;

    способствовать развитию личных достижений учащихся через творческую активность.

Оборудование урока: музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик»», фильм С.Бондарчука «Война и мир», раздаточный материал.

Ход урока

I стадия. Вызов

1. Подготовка к изучению новой темы.

Сегодняшний урок мы начнём с музыки. Послушайте и попробуйте представить ситуацию: где и когда мы можем слышать эту музыку?

Звучит музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик».

Ответы учащихся после прослушивания (основной ответ: на балу)

Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты. (Запись на доске: волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая и т.д)

Что ёще можно услышать на балу? (Легкий шорох платьев, скольжение туфелек по полу, разговоры, веселье и т.д.)

Я предлагаю вам окунуться в атмосферу бала XIX века. Это первый бал Наташи Ростовой из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». (Воспроизведение на экране отрывка из фильма С.Бондарчука «Война и мир»).

Подберите слова для описания увиденного? (Запись на доске: вальс, танцы, бальные платья, счастье, улыбки, любовь, яркий свет, много света, роскошь, кавалеры, и т.д.)

2. Попробуйте по ключевым словам составить небольшой рассказ. Каждой группе учащихся раздаются ключевые слова: вальс, мазурка, барышня, полковник, перчатка, черные мундиры, татарин, визгливая мелодия.

3. Слушаем рассказы групп. В рассказах учащихся прозвучала общая мысль: какое-то происшествие на балу.

II стадия. Осмысление

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «После бала».

Вы в своих рассказах придумали разные происшествия на балу, а как вы думаете, почему так называется рассказ Льва Толстого? (Записываем предположения учащихся на доске).

После знакомства с рассказом мы сравним наши предположения.

«Чтение с остановками»

Читаю сама.

1 остановка (до слов «Бал был чудесный..» стр.329 учебника под ред. Т.Ф.Курдюмовой, М. «Дрофа», 2005)

Вопросы классу:

Каким мы видим Ивана Васильевича?

2 остановка (до слов «Жили мы тогда одни с покойным братом.» стр. 333)

Какое настроение у Ивана Васильевича, гостей?

Что этому способствует? (хорошая музыка, нарядные гости, танцы, влюблённые взгляды, ужин)

Что чувствовал Иван Васильевич, когда наблюдал за танцем Вареньки и полковника?

3 остановка (до слов «Что это такое? – подумал я…стр.334)

Что мог увидеть Иван Васильевич?

Читаю до конца.

Почему любовь к Вареньке “сошла на нет”? Как на этот вопрос ответил И.В.?

Изменилось ли настроение И.В. после бала, как? (тоска, доходившая до тошноты, ужас, разочарование, стыд)

Что этому способствовало? (нехорошая музыка, крики, стоны, черные мундиры, кровь, злой полковник)

III стадия. Рефлексия

Сравните ваши предположения до чтения рассказа и после.

На сколько частей можно разделить рассказ? (на 2)

Почему? (части противоположны, контрастны.)

Что такое контраст? (противопоставление, выразительный приём, способ оказывать эмоциональное воздействие на читателя)

Появляется «сводная таблица»

После бала

Какие линии сравнения мы можем выделить? (Части рассказа различаются по цвету, звукам, меняется полковник, сам Иван Васильевич) Сначала ребята устно отвечают, затем заготовка таблицы раздаётся каждому учащемуся.

Линии сравнения

После бала

полковник

Иван Васильевич

детали(перчатка, перышко от
веера, сапоги полковника)

Я, ребята, добавила бы ещё одну линию: детали (перчатка, перышко от веера, сапоги полковника). «Сводную таблицу» вы заполните дома , а теперь скажите, можете ли вы уже сейчас определить идею рассказа? (Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека; отвращение к издевательствам, к бесчеловечности).

А теперь задание на выбор: 1) составить синквейн (стихотворение из 5 строчек);

2) написать текст телеграммы Ивану Васильевичу, которую он получит утром, после бала.

Домашнее задание:

    заполнение таблицы;

    индивидуальное задание: сообщение о Л.Н.Толстом;

    индивидуальное задание: подобрать иллюстрации к произведению.

На следующих уроках учащиеся знакомятся с биографией Л.Н.Толстого из рассказа учащегося с использованием презентации (Приложение 1 ); с помощью приёма «инсерт» работают со статьёй учебника на стр 325-326; ещё раз осмысливают рассказ с помощью приёма «Шесть шляп», каждой группе даётся по одной «шляпе»-заданию: Белая шляпа называет все основные эпизоды рассказа; чёрная шляпа должна назвать эпизод, когда было особенно страшно и хотелось изменить замысел автора; синей шляпе надо объяснить значение слов – «надо всё по закону»; красной шляпе предстояло ответить на вопрос: «Почему Толстой изменил концовку рассказа?»;

Черновой вариант

Окончательный вариант

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кон­чилась ничем, а я посту­пил, как хотел, в военную службу, и старался вырабо­тать в себе такое сознание своего долга, - я так назы­вал это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал

«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было - дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уве­ренностью и признавалось всеми необхо­димым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и ста­рался узнать это. но сколько ни ста­рался - и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».

жёлтая шляпа подбирает текст к иллюстрациям (Приложение 2 ) по рассказу; зелёной шляпе требовалось продолжить рассказ. Итоговым творческим заданием явилось рисование понятия «стыд» .

Второй урок по рассказу

«После бала»

СЮЖЕТ РАССКАЗА

От чьего лица ведется повествование? Кто такой Иван Васильевич по положению в обществе, каков его возраст?

Почему Толстой передал право рассказать о мучавшей его проблеме: ЧТО ДУРНО? ЧТО ХОРОШО? Ивану Вас-чу – придуманному рассказчику? (По Толстому, каждый человек должен определить свою нравственную позицию в жизни. Именно придуманный рассказчик позволил Толстому «организовать» встречу умудренному жизнью человека с молодежью).

Одним предложением передайте суть исповеди Ив. Вас-ча? (И. В. рассказал о крушении своей любви в результате внутреннего перелома, потрясения, происшедшего в нем, когда он стал случайным свидетелем экзекуции солдата).

Что становится главным «объектом» исследования для Толстого в рассказе?

(внутреннее состояние героя,

его ощущение мира вокруг )

Как меняется это чувство?

ТАБЛИЦА (сравнительная хар-ка сцен – на балу и после бала).

БАЛ: не просто влюблен, а сильно влюблен, весь мир обнимает своей любовью.

Как это влияет на восприятие? – Мир видится сквозь призму этого чувства.

И каков этот мир? – Таблица: детали, цвета, чувства…

Мир цельный и гармоничный.

Бал заканчивается, но продолжает жить в душе героя. Как он описывает свое состояние?

2-я часть – ВДРУГ!!!

Таблица: цвета, музыка, детали, чувства…

Какой прием использует Толстой? – КОНТРАСТ. Но контрасты не только внешние, переосмысливаются детали (например, белый праздничный цвет бала во второй части станет цветом страдания).

Неизменен лишь полковник.

Двуличен ли он? Где он настоящий? Женя Кордонская : у него просто есть мир семьи и мир профессии.

Противоречия между тем, каким полковник является на балу и в сцене казни нет. И там, и там он настоящий. НЕ БАЛУ он красивый, милый добрый по отношению к гостям, дочери, юноше. Он внимательный и нежный отец, он прекрасный танцор. Видимо, он человек среднего достатка: «домодельные сапоги, а не модные» в ущерб своему щегольству.

Каков же он в цене экзекуции?

Делает вид, что не узнал И. В-ча – того, к кому подводил дочь после мазурки. Может, стыдится? Похоже, что это чувство ему неведомо. Главное, чтобы

«всё было по закону». Толстой намекает и прической Оля Николай и выправкой, что это служака, типичный для армии30-40-ых годов. Рассказ написан в 1903 году; в тех 30-ых – 40-ых годах, когда И. В. был молод, русскую армии. Представляли полковники такого образца. Дед Толстого был участником кампании 1812 года, следовательно, писатель знал, что офицеры в 10 – 20-ые годы были иные.

(В процессе чтения уч-ль как бы заполняет сравнительную таблицу)

РУССКИЕ ОФИЦЕРЫ

в 10 – 20-ых годах

«очаровательные франты»,

«цари на бранном поле», «вам мягок черствый хлеб», «вы были дети и герои», вы всё могли

Волевые, мужественные на поле брани, героичные. Их вершины: Бородино, Сенатская пл-дь, верность Отечеству, долгу офицера, неспособность на унижение солдата. Помнили наказ Суворова «беречь русского солдата»

в 10 – 20-ых годах

грубость, жестокость, поступают «по закону», карьеризм, утрата патриотического духа, «созвездие маневров и мазурки»

Непонятно нам, зачем бил солдата, пожалевшего беднягу. Толстой ставит со всей остротой вопрос: что важнее для офицера – СЛЕДОВАТЬ ВОЕННОМУ УСТАВУ или БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ - ХРИСТИАНИНОМ

И. В. не смог вынести приговора жестокому полковнику: тот поставил юношу в тупик. «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю. Если бы я знал то, что знает он, я бы понимал и ТО, ЧТО Я ВИДЕЛ, и ЭТО НЕ МУЧИЛО БЫ МЕНЯ». Но, не созрев до обвинения жутких порядков в военной среде, И. В. не захотел быть ни офицером, ни штатским, ни государственным чиновником.

С чего началось для И. В-ча осмысление того, что он увидел после блестящего бала?

Состояние после казни. «Мне было до такой степени стыдно», «всю дорогу у меня в ушах била то барабанная дробь, то слышались слова: «Братцы, помилосердствуйте», на сердце «до тошноты была тоска». ПЕРЕВОРОТ В СОЗНАНИИ начался с ПОТРЯСЕНИЯ и ГЛУБОКОГО СТЫДА.

Не вступился за избиваемого? (По-видимому, был сражен уверенной наглостью полковника, почувствовал свою слабость в противостоянии военной машине).

Дочь за отца не отвечает. Почему же любовь к Вареньке сошла на нет?

(Чтобы не иметь дела с её кругом, фальшью, безбожием, чтобы, углубившись в личное счастье, не заснуть опять).

Рассмотрим один из вариантов окончания рассказа Ивана Васильевича.

Первоначальная редакция: «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое же твердое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал». (черновик «После бала»)

- Почему Толстой изменил финал?

Столкнувшись с тем, что не может принять, герой не может принять и весь мир.

Иван Васильевич ВЫХОДИТ – НЕ УЧАСТВУЕТ - ЕГО ПУТЬ: МИМО ЗЛА. Он выбирает путь внутреннего совершенствования.

Какова же главная проблема, которую поднимает Толстой в рассказе?

Проблема совершенствование мира и человека.

Борьба с дурным внутри себя и вовне.

Возможна ли такая борьба?

Не безнадежна ли она?

С чего ее начинать – с внешних условий (среды) или с себя?

И этот выбор каждый делает сам.

Д. з. – ст-е Цветаевой «Генералам 1812 года» наизусть, тест по р-зу «После бала» с цитатами из текста.

План

На балу

После бала

Звуки, характер музыки.

Контраст сцен в рассказе «После бала»

План

На балу

После бала

Краски, цветовая гамма этого эпизода.

Белое платье с розовым пояском, бриллиантовая фероньерка, белые перчатки.

Что-то черное, пестрое, мокрое, красное, черные люди.

Описание внешности главного героя эпизода (Вареньки, солдата).

Высокая стройная фигура, сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза.

Спотыкающийся, корчившийся человек. Что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, что это тело человека.

Звуки, характер музыки.

Мотив мазурки

Жесткая, нехорошая музыка. Били барабаны, свистела флейта

Психологичес-кое состояние рассказчика.

Не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них.

На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, казалось, что вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища.

Описание внешности и поведения полковника.

«После бала»

Сравнительная характеристика сцен

Характе-ристики

На балу

После бала

Описание внешности и поведения полковника.

С.30 «добродушный старичок», «богач - хлебосол»

С.32 «высокая статная фигура», «серебряные эполеты»

С.33 «очень красивый, статный высокий и свежий старик», «лицо очень румяное, с белыми подвинутыми усами», «ласковая радостная улыбка», «блестящие глаза и губы», грудь украшена орденами.

Красивый, статный, высокий и свежий старик. Румяное лицо с белыми подвитыми усами, ласковая радостная улыбка, как и у дочери, блестящие глаза. Сильные плечи, стройные ноги. Прекрасно сложен, с широкой, выпячивающейся по-военному грудью.

Упал на одно колено. Приподнявшись, нежно и мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловал в лоб.

С.37 «твердая, подрагивающая походка», «румяное лицо», «белые усы и бакенбарды»

С.38 «статная фигура полковника»

Твердым шагом двигалась фигура полковника рядом с наказываемым. Сильной рукой бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата. Грозно и злобно нахмурившись, отвернулся.

С.29 влюблен

С.31 любовался

С.31 «без вина был пьян любовью»

С.32 «я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я»

С35 «восторженно-нежное чувство»

С.36 «нежность», «умиление»

С36 «я был слишком счастлив»

С.38 «до такой степени стыдно»

С.39 «на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска», «мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища.»

С.40 «любовь сошла на нет»

ЦВЕТ

Краски, цветовая гамма этого эпизода.

С.31. «Белое платье с розовым пояском», «белые лайковые перчатки», «зарумянившееся лицо».

С. 32 «бриллиантовая фероньерка»

С.32 «серебряные эполеты»

СВЕТ, БЛЕСК

С. 37 «то-то черное», «много черных людей»

С.38 «пестрое, мокрое, красное, неестественное».

Звуки, характер музыки.

Мотив мазурки, вальса, кадрили

С.37 «жесткая, нехорошая музыка», «звуки флейты и барабана», «неприятная визгливая мелодия».

С.38 «била барабанная дробь и свистела флейта»

Детали

С.31 «белые лайковые перчатки» Вари

С.33 замшевая перчатка полковника

С.33 «домодельные сапоги полковника»

С.38 «раздувая щеки»,

«»оттопыренная губа»,

«замшевая перчатка».

ВЫВОД (Какой прием использует Л. Толстой)

Эпизоды противопоставлены (АНТИТЕЗА). Контрастное изображение героев, их психологических состояний позволяет писателю раскрыть социальные противоречия русской действительности.

Составьте таблицу. На балу. После бала. Место действия. Цветовая гамма. Звуки. Портрет отца Вареньки. Эмоциональное состояние героя. Зала у предводителя. Описание улицы. Белый, розовый, сверкающий. Чёрный, серый, кроваво-красный. Мотив мазурки. Неприятная визгливая мелодия. Доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженным умилением. На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска. С румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. Красивый, статный свежий с белыми усами… С румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. С румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

Слайд 4 из презентации «Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа Л.Н.Толстого "После бала"»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа Л.Н.Толстого "После бала".pptx» можно в zip-архиве размером 973 КБ.

Скачать презентацию

После бала

«Урок После бала» - Как закончилась любовная история героя? Гениальный писатель. Цели урока: История создания рассказа «После бала». Начало жизненного пути. Рано потерял родителей. Прочитайте описание пейзажа на страницах учебника-хрестоматии. Содержание. В.А.Корейш. Полковник Наказываемый. Почему ранним утром герой оказался на поле?

«Рассказ Толстого После бала» - 1900-е годы, время Николая2 (современная автору эпоха). Вступление. Нынче еду в Пирогово. [..]. Наблюдение над языковыми средствами На балу: Из дневника Л.Н.Толстого 1903г. Перекличка эпох в рассказе «После бала». Л.Н.Толстой "После бала". Зато “А вы говорите” недурно. Заключение. Значение рассказа «После бала».

«Толстой После бала урок» - Какие изменения произошли в полковнике и Иване Васильевиче после бала? Композиция рассказа «После бала». Наказываемый 1. Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям… Сравнительная характеристика. После бала. Лев Николаевич Толстой Рассказ «После бала». Л. Н. Толстой. 19 мая 1910 г. Портрет: Л. Н. Толстой.

«Лев Толстой «После бала»» - Позор. Рассказ. Л.Н.Толстой Рассказ «После бала». Цветовая гамма эпизода. Николай I. Бал. Тайна названия рассказа. Разберёмся в противоречиях поведения полковника. Сравните черновой и окончательный варианты концовки рассказа Л. Н. Падение. Рассказ в рассказе. Психологическое состояние героя. Главный герой.

«После бала» - Белые одежды дам на балу сменяются черными мундирами солдат, собравшихся на улице. Рассказ несколько раз переименовывался писателем. Сюжетной основой для произведения послужили реальные события из жизни отца и брата писателя. «После бала». Основные события рассказа начинаются ранним утром, после бала.

В очередной раз я убедилась в искусстве Толстого-рассказчика. На этот раз мне помог его великолепный рассказ “После бала”, который основан на действительном событии: все это происходило с братом писателя - Сергеем Николаевичем Толстым.

Интересно, что писатель использует в своем произведении повествование как от первого лица, так и от третьего. Каждая из этих форм имеет свои идейно-художественные задачи. Повествование от первого лица создает иллюзию восприятия живого голоса рассказчика, обладает доверительной интонацией. Эта форма позволяет по-особенному сильно выразить состояние человека, его настроения, переживания. В повествовании от третьего лица рассказчик выступает как человек, который знает больше, чем повествователь от первого лица. Он наблюдает героя произведения как бы со стороны. Но все же в основном рассказ ведется от первого лица - Ивана Васильевича.

Иван Васильевич - один из главных героев этого произведения. Это человек, который отрицает, что “для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди”. Он говорит: “Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что дело все в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае”. В доказательство своих слов он приводит случай из пройденного им жизненного пути, рассказывает об одном дне, который полностью перевернул его жизнь. События разворачиваются в 40-е годы XIX века. В то время он был “студентом в провинциальном университете”, жил, “как свойственно молодости”: учился и веселился. Был веселым, бойким малым: катался с гор с барышнями, кутил с товарищами. Но главное его удовольствие составляли вечера и балы, так как танцевал он хорошо и был не безобразен.

Об одном из таких вечеров и рассказывает герой Л. Н. Толстого. Это был бал у “губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера”. Все было просто чудесно: “зала прекрасная, с хорами, музыкантами - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского”. В то время Иван Васильевич был пьян от любви к Вареньке Б. Она же была прелестна: “высокая, стройная, грациозная и величественная”. Держалась она всегда необыкновенно прямо, “как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка”. В этот вечер герой рассказа не замечал других девушек, перед его глазами всегда стояло ее “сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза”. Он был по-настоящему счастлив. Иван Васильевич танцевал со своей возлюбленной почти все танцы: и кадрили, и польки, и вальсы; “танцевал до упаду”.

Герой наслаждался обществом Вареньки и очень боялся, что она его покинет, что отец ее увезет. Но родитель девушки, “очень красивый, статный, высокий и свежий старик”, этого не сделал. Он понравился Ивану Васильевичу, у которого возникло “в то время какое-то восторженно-нежное чувство” к полковнику. И это чувство еще больше усилилось, когда герой увидел, как танцует отец Вареньки со своей дочерью. Иван Васильевич проникся глубоким уважением к этому воинскому начальнику “типа старого служаки николаевской выправки”.

Мы видим счастье человека, причем это счастье настоящее. Сам Иван Васильевич так описывает свое душевное состояние в тот момент: “Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро”. Он обнимал в то время весь мир своей любовью и боялся только одного - чтобы что-нибудь не испортило его счастья. Таков главный герой рассказа на балу.

На балу Иван Васильевич даже и не задумывался, что может существовать совсем другой мир: злой и жестокий. В прекрасном настроении пришел он домой и долго не смог уснуть - от счастья. Он вышел прогуляться и пошел по направлению к дому Вареньки. Все ему было особенно мило: и лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома, казавшиеся в тумане очень высокими.

В душе Ивана Васильевича все пело и изредка слышался мотив мазурки, но он услышал в то утро и какую-то другую, жестокую, нехорошую музыку, став при этом свидетелем ужасного зрелища. Он увидел, как солдаты прогоняли через строй за побег татарина, который был привязан к ружьям двух солдат и на которого с обеих сторон сыпались удары. При каждом ударе наказываемый поворачивал сморщенное от страданий лицо в ту сторону, с которой падал удар, и не говорил, а всхлипывал: “Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте”. Но его голос не был услышан. Спина татарина представляла собой “что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное”, что Иван Васильевич не поверил, чтобы это могло быть тело человека.

Увиденное произвело на него сильное впечатление, но особенно он был потрясен тем, что высоким военным, возглавлявшим отряд солдат, оказался отец Вареньки. Ивану Васильевичу стало до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто он был уличен в самом постыдном поступке, он опустил глаза и поторопился уйти домой. На сердце у него была “почти физическая, доходившая до тошноты, тоска”, такая, что он несколько раз останавливался, и ему казалось, что вот-вот его вырвет всем тем ужасом, который он увидел. Герой был под таким впечатлением, что засыпая, он “услыхал и увидел опять все и вскочил”.

После этого случая желание поступить на военную службу у Ивана Васильевича исчезло, он решил не только не поступать на военную службу, но и вообще нигде не служить, чтобы всегда быть в ладах со своей совестью.

На образе главного героя рассказа “После бала” Л. Н. Толстой показал пробуждение в человеке совести, чувства ответственности за ближнего и любви к нему.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


... !) Здесь можно идти двумя путями. Первый традиционный: непосредственный выход на проблему композиции, двухчастного строения и соотнесенности этих частей (Бал и После бала). Второй путь более сложный, но и более интересный идет от вопроса: Зачем Толстой вводит в рассказ повествователя В чем преимущества этого пути Вопервых, здесь есть возможность столкновения разных точек зрения (чего не скажешь о...

Ему только с хорошей стороны. И когда он видит двуличие полковника, то потрясен, раздавлен. Иван Васильевич впервые сталкивается с таким вероломством. Только что полковник с приятной улыбкой танцевал на балу, был обходителен и галантен, а среди солдат, на плацу, Иван Васильевич видит истинное лицо этого человека: “...он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого...

С ее “помощью” завязывается история. Но главная проблема решается через образы ее отца и главного героя. Автор показывает, что все же социум и его структура, а не случай влияют на личность. Рассказ разделен на две части - бал и после бала, притом первая часть намного объемнее. Что же мы видим вначале? Прекрасный светский вечер, всем весело, герой очарован Варенькой, ее замечательным, добрым, ...

Войны. В целом преобразования 50-х годов отвечали инте­ресам дворянства и потребностям развития государства. Они способствовали централизации системы управления и привели ее в соответствие с новыми историческими условиями, сложившимися после ликвидации раздроблен­ности. В то же время реформы на всех этапах несли на себе печать половинчатости и компромисса. Устами сво­их идеологов дворяне...

Цель урока. Знакомство с жизнью и творчеством писателя, развитие умений и навыков анализа художественного текста, научить приёму сопоставления; воспитать чувство уважения и любви к человеку.

Оформление. Портреты и фотографии писателя и близких ему людей, книги писателя.

На доске написан эпиграф урока:

Толстой – это целый мир… Не зная Толстого –

М. Горький

  1. Некоторые сведения из жизни и творчества писателя.

По словам Горького, Толстой рассказал нам о жизни русской жизни почти столько же, сколько вся остальная наша литература прошлого века.

В 1910 году, когда Толстой скончался, один семилетний мальчик, Илюша, написал Горькому, что все старые русские писатели умерли и что ему стало очень тоскливо.

Горький ответил: » Да, Толстой – человек – умер, но великий писатель – жив, он всегда с нами. Через несколько лет, когда ты будешь постарше и сам начнёшь читать прекрасные книги Толстого, ты, милый мальчик, с глубокой радостью почувствуешь, что Толстой – бессмертен, он – с тобой и вот дарит тебе часы наслаждения его искусством».

Ещё до встречи с его романами и повестями, принесшими всемирную славу, мы знакомимся с так называемой малой прозой Толстого: рассказами, сказками, притчами, краткими жизнеописаниями. Среди них преобладают рассказы – их очень много у Толстого, и они разные.

Первые свои произведения Толстой написал на Кавказе, куда приехал в 1851 году. Кавказские впечатления и наблюдения Толстого отражены в его первых рассказах. Собственные впечатления и наблюдения (отражённые в первых рассказах) связаны по преимуществу с поведением людей в условиях боевых действий. Так появляются военные рассказы «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный».

Когда же писатель попал в Севастополь и принял участие в событиях Крымской компании, значение военной темы в его творчестве расширилось. Появляются «Севастопольские рассказы».

Во всех этих рассказах нашли отражение события личной жизни писателя. Жизненный опыт Толстого лежит в основе рассказов «Люцерн» и «За что?»

А сюжет рассказа «После бала» - подлинная история, пережитая братом писателя, когда оба они были студентами Казанского университета.

Толстой сказал однажды своим знакомым: «Писатель ничего не должен выдумывать, а всё писать на основании личного опыта».

  1. Анализ рассказа После бала»

Какие реальные факты легли в основу сюжета рассказа «После бала»?

(Казнь солдата вблизи Ясной Поляны, за которого заступился Толстой; рассказ старого солдата Толстому о воинской службе; история, пережитая братом)

Пишет этот рассказ Толстой в 1903 году. А действия в рассказе происходят в 40-е годы 19 века. Почему Толстой вдруг возвращается к этой теме через 50 лет? Как вы думаете? Неужели, то, что происходило в 40-е годы 19 века, могло произойти и в начале 20 века?

(стр. 167, учебник)

Кто рассказал нам данную историю?

(Иван Васильевич)

Кто он: посторонний наблюдатель или непосредственный участник происходящего?

Рассказ называется «После бала». Значит, самим названием рассказа предполагается, что был сам бал?

Давайте возвратимся на бал.

Какие поэтические, образные выражения, краски использовал автор при описании бала?

(Бал был чудесный: зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный)

Все эти описания передают чувства героя. Какие?

(Любовь)

Говорят, когда любишь – всё видишь в розовом свете. Найдите подтверждение этому в рассказе.

(Стр. 174)

В кого же влюблён главный герой?

(В Вареньку)

Перескажите своими словами то, как говорит Иван Васильевич о любимой девушке. Употребите в пересказе слова и выражения: высокая, стройная,

грациозная, в белом платье с розовым поясом в белых лайковых перчатках, в белых атласных башмачках, сияющее лицо, ласковые, милые глаза. (Записаны на доске)

На кого из действующих лиц на балу обращаешь внимание?

(На отца Вареньки)

Найдите описание его внешности.

(Стр. 172)

Какое впечатление он на вас произвёл?

(Красивый, ласковая улыбка, свежий старик)

Но что настораживает в его описании?

(Он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки)

Опишите его манеру танцевать.

(Стр. 172)

Что особенно умиляло рассказчика в нём?

(«Четвероугольные носки сапог»)

В каком настроении приехал Иван Иванович домой?

Найдите слова, фразы, которые особенно ярко передают ощущение счастья, испытанного рассказчиком?

(«Соединяло его и её в одном нежном, умиленном чувстве»; «мне стало любовно жалко его, жалко за то, что он не знал и не разделял того счастья, которое он испытывал»; «вид его заспанного лица с спутанными волосами показался мне умилительно трогательным»; «нет, я не мог спать».)

Куда пошёл Иван Васильевич после того, как вышел на улицу?

(К дому Вареньки)

Что он увидел, приблизившись к дому Б.?

(Как избивали солдата) - Расскажите об этом, употребляя слова и выражения: гоняют за побег, дёргаясь всем телом, опрокидываясь назад, падая наперёд, сморщённое от страдания лицо, всхлипывал:»Братцы, помилосердствуйте», взмахнул палкой, шлёпнул по спине, падали удары на спотыкавшегося человека.

Как вёл себя полковник во время наказания солдата?

Что особенно поразило Ивана Васильевича?

  1. Работа в тетрадях.

Теперь сравним рассказчика, полковника, Вареньку и татарина на балу и после бала, сделав таблицу.

На балу

В поле, на плацу

Рассказчик

Счастл Счастлив, блажен, добр

Испытывает ужас, тоску, стыд

Полковник

Очень красивый, с ласковой, радостной улыбкой

Грозный, злобный

Варенька

Красивая, в белом платье, розовый пояс, белые перчатки, белые башмачки

-----

Татарин

-----

Сморщённое от страдания лицо; спина пёстрая, мокрая, красная, неестественная

Музыка

Музыка мазурки, великолепные музыканты

Звуки флейты и барабана; жёсткая, похоронная музыка; барабанщик и флейтщик повторяли неприятную, визгливую мелодию

Как вы думаете, что важнее для Ивана Васильевича на балу или после бала?

Теперь давайте вспомним выражение: »николаевской выправки»

Какое было николаевское время?

Как звали Николая Павловича? (Николай Палкин)

(Зловещая эпоха царствования Николая, закончившаяся поражением России в Крымской войне. Описано частное, обычное для николаевской армии событие: избиение солдата шпицрутенами)

Какова тема данного рассказа?

(Любовь, избиение солдата – татарина)

Какова идея?

(Толстой выступает против всяческого насилия, угнетения человека человеком)

(Писатель очень сдержанно и скупо выражает свои чувства. Он как бы предоставляет самому читателю оценить поведение полковника – палача, вечером танцевавшего на балу с дочерью, а утром на плацу руководившего жестоким наказанием солдата. Писатель ограничился тем, что в ярких картинах нарисовал события, пережитые героем рассказа. А выводы делает сам читатель. И поэтому рассказ «После бала» оставляет действительно неизгладимые следы в нашей памяти)

Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем:

1) Полковник на балу и после бала.

3) Что я думаю о рассказчике Иване Васильевиче.

4) О чём заставляет меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого «После бала»