Всегда ли нас слышит бог. Бог слышит наши молитвы даже тогда, когда мы в этом не уверены. Слышит ли Бог все молитвы

Воззовет ко Мне, и услышу его.

(Пс. 90, 15) .

Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

(Ин. 16, 23) .

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

(Мф. 7, 7-8) .

Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня.

(Мф. 15, 8) .

И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим по воле Его, Он слушает нас.

(1 Ин. 5, 14) .

Про́ сите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

(Иак. 4, 3) .

Бог не как свой брат, скорее поможет.

Русская пословица .

Благой Податель смотрит и на прошение, и на время. Как плод, снятый прежде времени, вреден, так и дар, не вовремя данный, причиняет вред, а впоследствии он же полезен. Если прошение неблаговременно, то Податель медлит исполнить его.

Слушай, возлюбленный: если и отказано тебе в получении просимого, не преставай взывать к Богу, не приходи в уныние, что не будешь услышан. Вспомни хананеянку и поревнуй ее терпению; вспомни, как ей было отказываемо в получении просимого ею. Почему ученики приходят ко Христу и говорят за нее: отпусти ее, потому что кричит за нами (Мф. 15, 23). Отринул ее вконец? Не мало отказывал ей, но дал ей, чего просила, в наше научение, чтобы и мы, получив отказ, умели стоять в своем прошении.

Преподобный Ефрем Сирин (IV век) .

Как же будет Бог человеколюбив, если Он исполнит вредное для меня прошение?

Блаженный Феофилакт Болгарский (ок. 1107).

Не домогайся немедленно получить просимое, как бы приобретая это силою. Богу угодно, если пребудешь в молитве, оказать тебе большее благодеяние. А что выше сего: беседовать с Богом и быть привлекаемым в общение с Ним?

Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.) .

Когда молимся, и Бог медлит услышать, то делает это к пользе нашей, дабы научить нас долготерпению; а посему и не надобно унывать, говоря: мы молились, и не были услышаны. Бог знает, что человеку полезно.

Преподобный Варсонофий Великий (VI в.) .

Бог не презирает молитвы, но желания их иногда не исполняет единственно для того, чтобы по Божественному Своему намерению устроить все лучше. Что бы было, если бы Бог - Всеведец - совершенно исполнял наши желания? Я думаю, хотя не утверждаю, что все земнородные погибли.

Преподобный Лев Оптинский (+1841) .

Кто грешит и от греха не отстает, того молитва не принимается.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783) .

Всякому человеку хочется помогать и оказывать внимание тем, которых видит он не спящими, не ленивыми, но готовыми, расположенными и желающими делать, что надлежит. Как же ты, беспробудно спящий и не заботящийся о своем спасении, просишь себе неодолимой помощи и огорчаешься, не получая ее? Пусть предшествует то, что в твоих силах, тогда последует и зависящее от этой помощи.

Преподобный Исидор Пелусиот (V век) .

Господь молитвы всех слышит. Только гордых не принимает. А смиренных и укоряющих себя всегда приемлет. Господь тебе помогает только ты не можешь видеть сего. Он не может оставить тебя, ибо любит тебя.

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894) .

Видали ли вы добродушного и внимательного человека? Как он внимателен, не проронит ни одного слова, войдет в силу или сущность каждого вашего прошения, каждого слова. А Бог несравненно внимательнее: Он к каждому движению души внимателен, к каждому сердечному движению, к каждому воздыханию; ни одна капля слезная, ни одна частица капли не утаится от Него.

Потому ты не получаешь от Бога просимого, что мерзости идолопоклонства не оставляешь: служения чреву. Бога истинного просишь, а Богу-чреву работаешь.

Соберите мысли свои из рассеяния мира и обратите их к Богу всецело; примиритесь со всеми; пусть в сердце вашем царствует мир и тишина ≈ пусть замолкнут все страсти, все привязанности сердца к земному, воздыхайте глубоко и искренно, проливайте слезы теплые и нелицемерные о грехах своих, зрите свои грехи, осуждайте себя немилосердно и чистосердечно: и увидите, что Господь не заставит вас дожидаться Его; Еще глаголющу ти, речет: се, приидох (Ср.: Дан. 9, 21, 23).

Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908) .

Кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Богом.

Если молишься Богу о чем-либо, и Он медлит услышать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога. Делается же это с тобою или потому, что ты недостоин получить просимое, или потому, что пути сердца твоего не соответственны, но противны с просимым тобою, или потому, что ты не достиг еще той меры, которая нужна для того, чтобы принять дарование, просимое тобою.

Преподобный Исаак Сирин (VII век) .

Бог не слышит? Бог всё слышит и видит. Только желание твое исполнить не находит полезным для тебя. Он вверг тебя в огонь искушения, чтоб из тебя выжечь всё неправое, и не погасит огня сего, пока вполне не очистишься. Ты похож теперь на хлеб, посаженный в печь. Хозяйка не вынет хлеба из печи, пока не удостоверится, что он испекся; и Господь не изведет тебя из печи скорби твоей, пока не увидит, что ты прочно установился в добрых расположениях.

Если замедляется иногда просимое, то это зависит от неготовности ещё просящего принять просимое.

Перекрестился ты раз-другой, и ждешь, что вот-вот всё небо подвигнется тебе на помощь; сам же, между тем, и на волос не движешься к тому, чего требует от тебя Бог в настоящих твоих обстоятельствах. Как же тебя слышать? Покайся, исповедуй грехи, положи исправить свои сердечные расположения, и жди, как благоволит устроить тебя Бог, не предрешая того. Тогда если и придет на мысль, что Бог не слышит, всё же ты хоть какое-либо основание к тому иметь будешь. Но я думаю, что такая мысль не придет уже. Ибо тогда совесть будет уверять тебя, что всё еще мало терпел сравнительно с грехами, и молиться тебя заставит: прибавь, Господи, чтоб совсем очиститься.

Помощь Божия всегда готова и всегда близ, но она уделяется только ищущим и трудящимся, и притом тогда, когда ищущие переиспытают все свои средства и полным сердцем начнут взывать: "Господи, помоги!" А пока остается, хоть малое, чаяние чего-либо от своих способов, Господь не вмешивается сюда.

Молитва никогда не пропадёт даром, исполняет Господь прошение или нет. По неведению мы часто просим неполезного и вредного. Не исполняя этого, Бог за труд молитвенный подаст другое что, незаметно для нас самих.

Если хочем, всё сможем. Ибо если захочем - взыщем; взыскав - взмолимся; взмолившись - помощь получим, и с сею помощию всё возможем. Так говорит апостол: Вся могу о укрепляющем мя Христе Господе (Флп. 4, 13). Но, конечно, не вяло нужно просить и не кое-как надеяться, а то и другое - сильно, глубоко и всеусердно.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894) .

Бог не внимает молитве такого человека, который сам оказывает преслушание Богу.

Все писание свидетельствует, что человек не бывает услышан Богом, если он молится Богу не в подвиге и утомлении тела, не из среды лишений, не из сердца сокрушенного и смиренного. Приступим все усердно молитвою к благости Божией в слезах, в удручении тела подвигами и лишениями, оказывая покорность пред каждым человеком, смиряясь пред братиями нашими как пред превосходящими нас во всех отношениях, не воздавая никому зла за зло, не питая ни о ком худых помышлений в сердце, имея со всеми одно сердце и одну душу.

Преподобный Исаия (IV век) .

Бог по беспредельной благости и милосердию всегда готов все даровать человеку, но человек не всегда готов принять от Него что-нибудь.

Молитва без любви не бывает услышана.

Наши молитвы безплодны потому, что это не суть прошения прилежные и неотступные, которые бы исходили из глубины души и в которых бы вся душа изливалась, но только желания слабые, которые мы изрекаем без возбуждения духа и думаем, что они сами собой должны исполниться; или потому, что прошения наши нечисты и злы, что мы просим вредного, а не полезного для души нашей, или просим не во славу Божию, но для удовлетворения наших хотений плотских и самолюбивых.

Нет человека, которого молитва не могла бы сделаться сильной, если он того твердо и чистосердечно, с верой и упованием на Бога, возжелает; и нет вещи, в которой бы молитва не могла соделаться действенной, если только предмет молитвы не противен премудрости и благости Божией и благу молящегося.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867) .

В то время, когда Господь не посылает нам просимого, Он как бы готовит, как бы определяет, как лучше наградить нас. Наша неотступная просьба столько же приятна Богу, сколько людям она противна: из нее Бог видит, что мы усердно желаем просимого и что мы не хотим получить этих благ ни от кого другого, кроме Бога.

Архимандрит Кирилл (Павлов) (XX-XXI вв.) .

Если не тотчас услышаны молитвы наши, значит, Он не желает, чтобы с нами было то, чего мы хотим, но то. Чего Он хочет. В этом случае Он желает нам и приготовляет нечто большее и лучшее, чем то, о чем мы у Него в молитве просим. Поэтому всякую молитву сокрушенно нужно оканчивать: Отче, да будет Твоя, а не моя воля !

Через Исаию говорил Господь непослушному народу: "Когда умножаете молитвы, я не слышу". А немного дальше: "Если вы будете покорными и послушными, то вкусите блага земли". Итак, значит, Бог нас слушает, когда мы слушаем, и не слушает, когда мы не слушаем. Еще нас не слушает и тогда, когда мы просим что-либо вредное и неразумное...
Еще нечто. Почему ты молишься Богу лишь в напастях? Этим ты себя принижаешь, а Бога твоего оскорбляешь. Творец наш хочет от нас, чтобы мы непрестанно чувствовали его присутствие, и чтобы непрестанно с ним молитвенно общались. "Непрестанно молитесь" (1, Фес. 5, 17).

Святитель Николай Сербский (Велимирович) (1881-1956) .

Когда хотим милости от Бога, мы должны прежде показать себя достойными этой милости.

Святитель Иоанн Златоуст (407) .

Раньше я думал, что Господь творил чудеса только по молитвам святых, но теперь узнал, что и грешному сотворит Господь чудо, как только смирится душа его, ибо когда человек научится смирению, тогда Господь слушает его молитвы.

Преподобный Силуан Афонский (1866-1938) .

Все, просящие чего-нибудь у Бога и не получающие, без сомнения, не получают по какой-либо из сих причин: или потому, что прежде времени просят; или потому, что просят не по достоинству, а по тщеславию; или потому, что, получивши просимое, возгордились бы или впали бы в нерадение.

Долго пребывая в молитве и не видя плода, не говори: Я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего: прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?

Бог дарует больше, чем мы просим. Мытарь просил отпущение, а получил оправдание. Разбойник просил Господа помянуть его в Царствии, но первый наследовал рай.

Преподобный Иоанн Лествичник (649) .

Часто бывает, что мы просим безрассудно себе не хлеба, но камня, не рыбы, но скорпиона, ибо мы не знаем часто, о чем молиться, как должно.

Если кто, долго моля Бога об исполнении какой-либо его просьбы, не получает просимого, то пусть знает он, что Милосердный Отец Небесный не спешит исполнить его просьбу или потому, что просимое не в пользу послужит просителю, или же отлагает исполнение просьбы для того, чтобы заставить просителя почаще молиться и приучить его к терпению для большей награды.
И так часто бывает, что неуслышанная молитва приносит успокоение ума и сердца, откуда и можем узнать волю Божию, что не в исполнении просимого нами, но во всецелом предании себя в волю Божию относительно испрашиваемого предмета открывается благоволение Божие.

Святитель Иоанн, митрополит Тобольский (1715) .

Если Он чего-то нам не дает или для того, чтобы испытать нас, или же для того, чтобы нас уберечь, то будем не только принимать это с радостью, но и размышлять об этом, чтобы получить от этого пользу. Он знает, когда и как помочь Своему созданию, Он помогает ведомым Ему способом в нужный для этого час. Однако часто Его немощному созданию не хватает терпения, оно хочет получить просимое сию же минуту, как малое дитя, которое просит у матери бублик недопеченным и не может потерпеть, покуда он будет готов.

Можно иметь веру не только с горчичное зерно, но и с килограмм горчицы, но если нет соответствующего вере смирения, то Бог не станет действовать, потому что это не пойдет человеку на пользу. Если есть гордость, то вера не действует.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994) .

Открытая свободная дискуссия на тему:
СЛЫШИТ ЛИ НАШИ МОЛИТВЫ БОГ?
Под Богом понимается Абсолют, Творец мира и человека, Аллах, Будда, то есть тот кто сотворил мир и его управляющие законы.

Я стоял на коленях в церкви и молился. Молился за детей Беслана.

И Бог не услышал меня. Погибли дети. Погибла вера в то что Бог может услышать какие то молитвы человека, пуская даже человек молился со всей своей верой, со всем жаром и пылом души, молился так что ни кто ни когда не молился, молился из...

Как молиться и кому? Сила и слабость молитвы.

Молитва это обращение к высшим силам. Просто обращение не является молитвой.

Молитва может быть "услышана" а может быть оставлена без ответа. В чем дело?

Надо разобраться кто такой кому обращается молитва.

Кто такой Бог, хозяин, царь или добрый друг? Вспомните из фильма "Иван Васильевич меняет профессию", " как челобитную подаешь смерд?". Понятно что все это относится к такому уровня понимания, что Бог и Творец Вселенной есть добрый или...

В современных дискуссиях вокруг проблем теории эволюции считается почти общепризнанным, что теория эволюции сталкивается с серьезными трудностями в объяснении явлений живой природы и не в состоянии решать возникающие здесь проблемы.

К числу таких проблем можно отнести, в частности, реальность видообразования и макроэволюции, возможность прогрессивного усовершенствования в эволюции, механизмы формирования и трансформации сложных структур в эволюции, целесообразность строения живых организмов...

Существует связь, которая связывает каждого из нас с Создателем. Это связь, от которой зависит вся наша судьба, наш успех на этой земле, наше благополучие, как в этом мире, так и в мире Вечном. Если нарушится эта связь, то в обществе настанет хаос, человек начнёт деградировать, станет преступником и перейдёт пределы, установленные Всевышним.

Что же это за связь и как её обрести? Она осуществляется через молитву, которую Всевышний нам предписал. Если эта связь крепкая, не разрывается - то раб...

Будьте уверены, Бог отвечает на молитвы! Всегда. Но для того, чтобы вы могли понять это, вы должны знать разницу между просьбой и молитвой.

Молитва связана с верой, живущей глубоко в вашей душе. Скажем, вы думаете, что подхватили насморк.

Но глубоко внутри вы знаете, что вы не можете быть нездоровы, потому что Бог дал вам идеальное здоровье. В молитве вы выражаете благодарность за отличное самочувствие, и ответ на эту молитву будет получен, потому что она базируется на истинной вере.

Социальным христианам следует молится не Святой Троице, но более высокому космическому началу, Святой Семье в Развитии. Святая Троица подчиняется Святой Семье в Развитии.

Синонимы Святой Семьи в Развитии - Святая Тетрада, Святая Тетра, Святой Крест.

Святая Троица - это Бог Сын, Бог Дух, Бог Отец. В своей глобальной форме Бог Отец - это и есть Святая Троица. Поэтому православия патриархально по своей сути. Матриархат - это Тантра, сатанинское учение.

Святая Семья в Развитии - это Бог Сын...

ОСИРИС (УСИР)

Осирис - бог жизненных сил природы и плодородия, владыка подземного мира.

О том, каким уважением и поклонением пользовался Осирис (по-египетски - Усир), можно судить по гимну, начертанному на стеле, датируемой приблизительно XV в. до н. э. (так как на ней уничтожено имя Амона - а это делалось по указанию Эхнатона).

Как видим, египтяне не скупились на славословия в адрес Осириса, наделяя его едва ли не верховной властью. Правда, упоминается и Атон-Ра, но ему предопределено...

Часто слышу - я тебя понимаю, или - я тебя не понимаю.

Некоторые ставят под сомнения. А чего он там понимает. И понимающий человек вынужден доказывать, уже этому не понимающему - а что должен был сказать автор данного послания, раскрывать ту мысль, что автор не смог или не сумел раскрыть автор свою центральную мысль.

ПОНИМАНИЕ - качество Бога. Только Бог может все понимать, принимать и прощать.

Как же так, тогда смысл во всем этом? Что нет наказания и вознаграждения?

Когда Бог слышит нашу молитву

Приступая к молитве, мы должны прежде примириться с теми, которым мы сделали зло, и даже с теми, которые обижаются на нас, а потом уже с благоговением и вниманием стать на молитву. Во время молитвы ум свой должны направить так, чтобы он ни о чем постороннем не думал, чтобы сердце наше желало лишь одного, как бы получше помолиться и угодить Богу.

Если же мы будем молиться, не примирившись с ближними, молиться спешно, во время молитвы будем разговаривать или смеяться, тогда наша молитва будет неугодна Богу, такую молитву Бог слушать не будет ("не услышит нас") и даже может наказать.

Для прилежной и усиленной молитвы и доброй благочестивой жизни установлены посты .

Пост - это такие дни, когда мы должны больше думать о Боге, о своих грехах перед Богом, больше молиться, каяться, не раздражаться, никого не обижать, а наоборот, всем помогать, читать Закон Божий и т. д. А чтобы легче было это выполнить, нужно, прежде всего, меньше есть - совсем не есть мяса, яиц, молока, т. е. "скоромную" пищу, а есть только "постную" пищу, т. е. растительную: хлеб, овощи, фрукты, так как сытная "скоромная" пища вызывает у нас желание, не молиться, а, или поспать, или же, наоборот, резвиться.

Самый большой и длинный пост бывает перед праздником Пасхи. Он называется "Великим постом".

ВОПРОСЫ: Когда мы можем надеяться на Бога, что Он услышит нашу молитву? Что нужно сделать, чтобы наша молитва была благоговейная и усердная? Услышит ли Бог молитву, если мы будем молиться спешно и рассеянно? Что установлено для прилежной и усиленной молитвы? Что такое пост?

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 305: О том, кто занимался домашними делами, выходя на молитву, когда объявляли о её начале. 381 (676). Сообщается, что (однажды) ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах, спросили: «Чем занимался пророк, да благословит его Аллах и приветствует, у себя дома?» Она ответила: «Он часто

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

Глава 306: О том, кто совершал молитву с людьми только потому, что желал научить их совершать молитву так же, как молился пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и приобщить их к его сунне. 382 (677). Сообщается, что однажды Малик бин аль-Хувайрис, да будет доволен им

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

Глава 308: О том случае, когда кто-нибудь начинает проводить молитву и в это время появляется имам, обычно проводивший её прежде. 385 (684). Передают со слов Сахля бин Са‘да ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и

Из книги В присутствии Бога (100 писем о молитве) автора Каффарель Анри

Глава 315: О том случае, когда имам затягивает общую молитву, а тот, у кого есть срочные дела, покидает её и молится в одиночку. 393 (701). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно Му‘аз бин Джабаль молился вместе с пророком, да благословит его Аллах и

Из книги Миссионерские письма автора Сербский Николай Велимирович

Глава 517: Покойный слышит стук сандалий. 638 (1338). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После того как раба Аллаха положат в его могилу, а его товарищи повернутся и уйдут, и он даже услышит

Из книги Скитский патерик автора Автор неизвестен

Глава 637: Когда следует совершать утреннюю молитву на месте сбора /джам‘/? 795 (1683). Сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин Йазид, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: Мы отправились в Мекку вместе с ‘Абдуллахом бин Мас‘удом, да будет доволен им Аллах, а когда достигли

Из книги Послание к Евреям автора Браун Р.

6. Не хочу молиться, потому что Бог меня не слышит. Вопрос:Не хочу молиться, потому что Бог меня не слышит. Я не вижу смысла в молитве! Меня все равно никто не слышит! Зачем говорить со стенами!? Бог не ответил ни на одну мою просьбу, не было поддержки. Хотя я старался изменить

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

БОГ СЛЫШИТ И МОЛИТВЫ НЕДОСТОЙНОГО Спросили равви Аарона: «О молитве Моисея к Богу о прощении его народа* комментарий говорит: «…чтобы они не могли сказать, что я был недостоин молить о милости за них». Не находятся ли эти слова в противоречии со свидетельством Писания,

Из книги Для Чего мы живем автора

6. «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» …Помните, что вы однажды сказали о Филиппе? - «Он очень услужливый мальчик, всегда готов исполнить мои поручения. Порой он так торопится, что убегает в лавку прежде, чем успевает узнать, что же нужно там купить». «До чего же вы

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Письмо 124 торговцу С. Т., которого “Бог не слышит” Жалуешься, что Бог не слышит твоих молитв. Во многих несчастьях молился ты Ему, но ни от одного не защитил Он тебя! Удивлен твоими словами: как же не защитил, если ты пережил несчастья, а не они тебя? Позволь задать тебе

Из книги автора

Когда совершаешь молитву, не желай за сие славы от людей и не развлекайся помыслами о чем бы то ни было стороннем И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам,

Из книги автора

2) Он очищает нашу совесть Люди, которые страдали от власти греха и находились под осуждением закона, могли с помощью старозаветных обрядов получить внешнее очищение и примириться на этом основании с Богом. Разумеется, посредством этих жертв совершалось очищение плоти,

Из книги автора

15. Кто имеет уши слышать, да слышит! Думают, что слова "кто имеет уши (множ.), пусть слышит" были пословицей. В этих словах слушатели должны были разуметь то, что Христос назвал Иоанна Илией не лично, а по духу. Но Альфорд подразумевает здесь еще более глубокий смысл: "если

Из книги автора

9. Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мк. 4:9; Лк. 8:8). Так же, как и в 11:15, у Матфея пропущено (по некоторым чтениям) "слышать", которое встречается у Марка и Луки. Таким образом, буквальный перевод: "кто имеет уши, пусть слышит" (Тертуллиан: qui habet

Из книги автора

Всегда ли Бог исполняет нашу молитву, когда мы с верой молимся о своих нуждах? Когда с верой молимся о нуждах житейских, то молитву нашу Бог и не исполняет по милосердию: что полезно больному, то лучше знает врач, нежели сам больной. Если просим того, что Бог Сам предписывает

Из книги автора

472. Взаимные благожелания. Снам лучше не верить. Вражьи стрелы. Бог всякую молитву слышит Милость Божия буди с вами! Благодарствую за поздравления и благожелания ваши мне. Желаю и я вам всего наилучшего. Очень рад, что у вас все теперь добре по дому. Будьте и всегда здоровы и


Молодой человек из Америки задал мне такой вопрос:

«Действительно ли Бог вмешивается в нашу жизнь, когда мы молимся Ему о даровании нам силы и мира, например? Иногда мне кажется, что хотя я и молюсь об этом, но никогда не получаю желаемого, и к несчастью, я уже потерял надежду, я боюсь, что перестаю верить в силу молитвы».

Это очень важный вопрос, которые задают себе многие люди, даже воцерковленные. И он связан с культурой потребления. Мы переносим наш индивидуальный потребительский запрос на наши отношения с Богом, выставляя Ему список просьб в молитве. В чем же проблема такого подхода к молитве?

Во-первых, такая молитва в конечном итоге не принесет человеку ни счастья, ни удовлетворения от получения желаемого.

Во-вторых, наше представление о счастье и довольстве может не совпадать с представлениями Бога об этом. Потому что наше представление может быть эгоистичным и потребительским. Мы люди, и поэтому не всегда даже точно знаем, чего хотим, и не всегда можем охватить все детали желаемого нами в данный момент. Мы не можем предвидеть всех последствий от получения просимого. Только Бог видит и предвидит все, имея совершенное знание обо всех вещах. Он видит всю картинку целиком, в том числе Он знает что будет полезно именно мне.

Я могу стать причастным к видению Бога обо мне через молитву. Потому что Бог - Сущий. Он не какая-то конструкция в моем мозгу, которую я представляю или изучаю и строю в голове, чтобы потом уже помолиться. Нет. Бог - Сущий. Мы можем говорить с Ним и через эту связь меняться. Это первый дар молитвы - общаться с живым Богом и становиться причастным Ему. Я открываюсь Богу, а Он не закрывает Себя от меня. Он всегда готов дать мне Свои дары, будь то сила, мир смирение, благодарность, самореализация, стабильность и равновесие, которое я нахожу в Нем.

Таким образом, один из способов для нас стать открытыми Божией силе и Божиему миру - это молитва.

Бог не меняется от того молюсь я или нет. Но кто меняется через мою молитву? Я сам. Особенно если я молюсь так, как учит Бог. В молитве мы открываемся Богу, молитва - это не преодоление барьеров, которые Бог поставил перед нами, но мы открываемся, чтобы свершилась Его воля.

Перед тем как научить нас молиться, Иисус Христос говорит нам в Евангелии от Матфея (6:8): «а молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».

Есть два ответа на вопрос о том как молиться:

1. Начать молиться

2. Продолжать молиться

Так мы начинаем открываться Божьему миру и Божьей силе, и всем другим дарам Святого Духа, которые Он хочет даровать нам. Все барьеры в наших отношениях с Богом - на нашей стороне, а не на Его.

Поэтому не надо терять надежду, соскальзывая в самонадеянность или эгоизм в отношениях с Богом. Мы всегда можем вернуться к настоящей молитве, молиться так, как Он учил нас и открыться Богу. Действие молитвы не зависит от нашего представления о том как она действует. Она все равно действует, надо просто молиться.

Перевод Марии Строгановой

Вы говорите, что для верующего человека случайностей в жизни не бывает. А для неверующего они есть? И что тогда есть в жизни, если нет случая?

О. Георгий Кочетков. Да, это так: для верующего человека случайностей не бывает - ведь он находится под попечительством промысла Божьего, Божьего замысла, Божьего водительства. В жизни же неверующего человека случайности бывают, потому что он не находится под этим покровом благодати. Есть очень много сил, которые образуют судьбу человека; и для неверующего человека она может быть подвержена в том числе воздействию иногда счастливого, иногда несчастливого случая. Зло мира сего агрессивно, и оно может затронуть своей бессмысленностью любого человека.

Иногда и верующие люди говорят о своей жизни как о судьбе, но имея в виду другое - единственность, уникальность реально сложившегося пути, а это не то же, что понятие фатума в описании жизни неверующего человека.

Когда Христос пришёл к иудеям, то они Его отвергли, не узнали. А если бы Христос сейчас пришёл к нам - Его бы приняли наши священники, наша церковь?

О. Георгий. Это трудный вопрос. Попытки представить себе это в XIX и XX веке совершались не однажды, они описаны в литературе, начиная с Легенды о Великом Инквизиторе. Там прямо говорится, что Великий Инквизитор не только не принимает Христа, но его прямо отвергает, встаёт на сторону Антихриста. Есть и фильмы, где показывается, насколько удалилась реальная жизнь христиан, даже в так называемых христианских странах, от подлинного христианства. Для иллюстрации этого часто используют именно такой сюжет - Христос приходит, но Его никто не узнаёт и не признаёт, потому что люди забыли, что значит жить в духе Христовой любви и духе Христовой жизни. Номинальное христианство слишком сильно диссонирует с христианством апостольским, с верой и жизнью Самого Христа. Это действительно большая проблема. Но её нужно скорее понимать в плане духовно-нравственном. Всегда в церкви есть люди, которые знают Христа, а значит и узнают Его. И, к сожалению, всегда есть люди, которые и не знают Его, и не узнают. И то, и другое касается всех сторон церковной жизни, всех членов церкви, а не только церковной структуры и иерархии.

Как узнать, слышит ли Бог наши молитвы, доходят ли они до Него?

О. Георгий. Есть внутреннее свидетельство и внешнее свидетельство. Внутреннее свидетельство - это прежде всего свидетельство совести, сердца, ума, свидетельство жизни. Внешнее свидетельство - это свидетельство дел, происходящих событий, того, как складываются обстоятельства. Всё это очень значимо. Для нас важно быть уверенными в том, что Господь слышит наши молитвы - иначе зачем их приносить? Мы не путаем христианскую молитву с неким аутотренингом или психотерапевтическим воздействием на себя или на окружающих. Поэтому мы понимаем, что главное, конечно, не в том, чтобы просто получить в результате молитвы некоторое чувство духовного умиления, удовлетворения, даже духовной радости, или очищения, катарсиса. Для нас важно знать, что именно Господь воздаёт благодатью молящемуся, исправляет путь его жизни и создаёт такие обстоятельства, которые позволяют ему выявить своё христианское призвание, осуществить свою христианскую миссию в этом мире.

В Библии написано, что после убийства Авеля Каин взял себе жену. Где он её взял? Значит, кроме Адама и Евы были другие люди на земле?

О. Георгий Кочетков: Библия не является хроникой. И поэтому не надо относиться к её сообщениям как к сообщениям ЗАГСа. Как известно, и Адам жил долго, не одно могло поколение смениться за это время. И его дети жили долго. Поэтому по умолчанию предполагается, что настала новая эпоха, открывается новая страница: когда дети Адама и Евы продолжают род.

Зачем нужны крёстные, если крестится взрослый человек? Он ведь сам решил креститься.

О. Георгий: Крёстные первоначально были именно при взрослых людях. Они должны были свидетельствовать о том, что крещение принимается искренне, что приходящий ко крещению не будет предателем общины, предателем своих братьев и сестёр, своих духовных отцов. И такое поручительство было очень важным.

Кроме того, крёстный всегда - молитвенник за своего крестника. Это имеет значение как для детей, так и для взрослых. И если воспитательная функция с точки зрения взрослого, может быть, не так важна, то функция взаимопомощи, поддержки, дружбы важна всегда. Ведь любому человеку в любом возрасте хочется иметь настоящих друзей, и особенно драгоценно иметь друга не только меньшего или равного тебе, но старшего по опытности, по своему внутреннему состоянию или положению. Так что институт поручительства, институт крёстных может и должен иметь большое значение.

Другое дело, как выбираются крёстные, кто ими реально становится. Это уже отдельная проблема. Этот процесс должен стать более церковным, более ответственным, более традиционным, о чём мечтал и писал уже о. Александр Шмеман в своей книге «Водою и духом». Об этом приходится продолжать думать и в наше время.

Почему сейчас в крёстные берут людей, которые сами ничего не знают о церковной жизни, лишь бы был крещёный? Они и научить ничему не могут крестников.

О. Георгий: Это продолжение предыдущего вопроса. Действительно, номинальное исполнение правила не может привести к хорошему результату. Поэтому часто как крёстные, так и само крещение становится формальным, не приводит к возрождению человека, к его одухотворению, духовному обновлению.

В течение веков проблем с крещением накопилось очень много. Их надо как-то решать, и, конечно, в первую очередь требовать большей подготовки самих крещаемых, их полной катехизации. Необходима какая-то система проверки этого в каждом конкретном случае, если проводил такую катехизацию не сам крестящий священник или епископ. За этим стоит много новых проблем. Но это уже другие проблемы.

Зачем в церкви нужны священники? Они только службы проводят?

О. Георгий: Старшие в церкви всегда нужны (к слову говоря, в любом собрании есть свой старший). Священник на более правильном, каноническом языке называется пресвитер1 или епископ2 . И в нормальном случае это люди не просто профессионально знающие богослужение и умеющие его проводить, это именно старшие в собрании, в общине, способные духовно помогать младшим, взращивать их «до полноты возраста Христова». Это очень важно. И церкви надо, конечно, заботиться о том, чтобы каждый рукоположенный, призванный к служению пресвитер, епископ был по-настоящему священником, приносящим духовные жертвы вместе со всем народом Божьим, который он окормляет, т.е. направляет в сторону Христовой жизни в её полноте, святости и совершенстве.

А что происходит, когда мы освящаем квартиру или машину?

О. Георгий: Точно то же, что и при освящении любой вещи. Какая разница, что мы освящаем - икону, квартиру, машину, завод, магазин или что-то ещё?

Освящение всегда означает одно: исполнение призвания Божьего. Люди освящаются в крещении, в таинствах, при чтении слова Божия, в молитве. Вещи тоже освящаются словом Божьим и молитвой, но иногда и с применением других средств, святой воды, например. Что же при этом происходит? Освящение - это всегда передача в руки Божьи того, что освящается - для того, чтобы Бог был верховным руководителем освящённой вещи. Бог должен быть Господом и Владыкой всего. И важно помнить, что на тех, кто распоряжается вещью освящённой, возлагается бо льшая ответственность по сравнению с теми, кто распоряжается вещами неосвящёнными, и последствия более честного или менее честного отношения к этим обязанностям в том и другом случае будут разными.

Я прочитал в одной православной книге, что нужен духовник, а как его найти?

О. Георгий: Это целый комплекс проблем, которые невозможно решить быстро. Найти духовника непросто. Это не просто человек, который помогает на исповеди. Священник, который регулярно исповедует, может стать духовником, если он сроднится с человеком, поймёт его и будет ему действительно помогать следовать за Христом, если он не будет навязывать свою индивидуальную волю, как бы становясь между верующим человеком и Богом. Это очень важно понимать всем, кто ищет духовника. Духовник в наше время - это прежде всего духовно старший человек, иногда духовный друг, иногда духовный отец, иногда духовный брат. И не надо спешить называть кого-либо духовником, даже если есть очень хорошие, очень близкие, добрые личные отношения с тем или иным священником. Духовничество в чистом виде в наше время вообще почти невозможно. Оно родилось в монашеском контексте, в монастырской среде и первоначально означало возможность исповедания человеком помыслов в любой момент его жизни. Когда человек живёт в общине, он должен иметь возможность прийти к старшему, к своему духовному руководителю, к духовному отцу за советом или за молитвенной помощью в таинстве покаяния в любое время дня и ночи. Такие отношения не могут быть формальными и не могут быть только должностными. Так что здесь требуется рассуждение, сдержанность, трезвенность и опытность.

Прочитал Ваш ответ на свой вопрос про Бабу Ягу . К сожалению, ответы всех священников однотипны. Много слов, а по существу ничего. Откуда Вы знаете, что думают животные, и с чего Вы взяли, что человек - это что-то особенное? Практика показывает как раз то, что человек - это самое худшее из животных. Если отбросить всё словоблудие, то человек живёт лишь затем, чтобы получать удовольствие и обустраивать быт. Никакая вера ни в какого бога не изменяет человеческой сути и инстинктов. Вы посмотрите на попов. Это же хапуги из хапуг. Сладкоречиво словоблудствуют, а сами разъезжают на иномарках. И попробуй им скажи что-нибудь. Где Ваш бог-то? Нет его нигде. Есть лишь тупая животная борьба за выживание. А если б бог и был, то зачем он такой нужен? Обладая неограниченными возможностями, не суметь создать ничего лучшего, чем этот убогий злой мир. Да ещё и наказывать вечными муками и без того затравленных людей. Это - бог-тиран и убийца.

О. Георгий: Ну, что же, Ваша реплика вполне закономерна. Вы действительно затравленный, несчастный человек. И Ваш бог действительно, видимо, бог-убийца, т.е. сатана. В этом-то вся и беда, что человек в таком случае не видит ничего, кроме самого себя. И вопрос здесь уже не в боге, а в человеке: всё дело в том, способен ли он быть человеком в трудных обстоятельствах своей жизни, к чему он стремится, что он чувствует как своё главное призвание. Каждый человек говорит из глубины своего сердца, своего опыта. Можно лишь пожалеть того, чей опыт - именно такой, можно лишь помолиться о нём как о несчастнейшем человеке, которого пока не ждёт ничего хорошего, доброго, радостного, счастливого на земле. Дай Бог, чтобы Вы очнулись, прозрели и увидели, что этот мир не сводится только к тем вещам, о которых Вы пишете, что в нём есть совсем другие вещи и совсем другие люди. Дай Бог, чтобы Вы увидели, как благодать и любовь меняют людей. Видимо, Вы никогда не любили или полностью разочаровались в любви, в свободе и в истине. Дай Вам Бог открыть бездну божественной Премудрости и разума, силу смиренного Божьего Духа, силу жертвенной Любви, явленную Христом, и через Христа прийти благодатью Святого Духа к Богу и в Церковь.

Примечания

1. Именно это слово, по-гречески означающее «старейшина», звучит во время рукоположения - ред.

Если усопший не был крещёным, то можно ли молиться за упокой его души и ставить свечи?

Свящ. Георгий Кочетков: В церкви существует определённый порядок поминовения усопших: исторически церковь всегда приносила свою молитву в первую очередь за членов церкви, за тех, кто по церковной традиции называется верными. Это связано с тем, что чаще всего поминовение в церковном собрании совершалось на литургии - и молитвенное, и кутиёй, или хлебным приношением. А так как в таинстве евхаристии, в литургии верных участвуют только верные - только верующие православные христиане, те, кто называются полными членами церкви - то и принято поминать в церкви только их. Хотя, конечно же, надо понимать, что ограничение это не абсолютное. Церковь, скорее всего, имела в виду определённые педагогические задачи, когда не позволяла, скажем, молиться за самоубийц или приравненных к ним людей - например, умерших от алкоголизма или передозировки наркотиков, в общем, в явном грехе, тяжком, смертном. Именно для того, чтобы воспитывать народ в противлении этим грехам, церковь говорила, что можно поминать только тех усопших, которые остаются верными Богу, остаются полными членами церкви. Но в личной молитве никто никогда никому не запрещал молиться за того, за кого хочет молиться сердце верующего человека. Это может быть любой усопший, здесь не делается никаких исключений для некрещёных или инаковерующих, еретиков и т.д., в том числе и для самоубийц. Мы обращаемся к милосердию Божьему, к нашему Господу, Который посылает дождь праведным и неправедным, и солнце добрым и злым. И мы надеемся на милосердие Божие, понимая, что нет человека, который жил бы и не согрешил. Конечно, и евхаристическая молитва знала свои исключения, там есть молитва «о всех и за вся». В евхаристической молитве на самом деле приносится жертва хвалы и благодарения, жертва по силе Христовой любви, и поэтому эта молитва универсальна. Она не персональна, не индивидуальна, но в целом предполагает воспоминание обо всех, кто только присутствует в нашей памяти, кто бы это ни был. Если сердце наше хочет о ком-то молиться, то - пусть без упоминания отдельных имён - такая молитва возможна. На евхаристии есть место для молитвы за некрещёных оглашаемых, есть место для молитвы о властях, в том числе языческих или нехристианских, или неправославных, и поэтому может быть молитва и за некрещёных усопших. Но, повторяю, обычно, если человек хочет помолиться за усопшего некрещёного человека, который не был даже оглашаемым, т.е. даже не готовился к крещению, не желал этого крещения сознательно, это лучше всего делать в личной молитве в любом месте, в любое время.

Если человек является католиком или протестантом, или не крещён, то можно ли молиться за него в православной церкви и ставить свечи за здравие?

О. Георгий: Собственно, я уже начал говорить об этом. Как есть место для молитвы за некрещёных или неправославных усопших, так есть место для молитвы и за живых неправославных и некрещёных людей. Конечно, одно дело - молитва за оглашаемых любой ступени, т.е. за людей, хоть и некрещёных, но имеющих веру в истинного Бога или даже уже во Христа и в Церковь, а другое дело - молитва просто за неверующих или неправославных. На литургии это возможно не персонально, а в целом, потому что евхаристическая молитва - это молитва «о всех и за вся», за всех братьев и сестёр, за всех, кого способно вспомнить, помянуть наше сердце. А в личной молитве может быть и молитва за конкретного человека.

Свеча же - это пожертвование, и такую жертву, связанную с молитвой, всегда можно принести Богу. Так что ставьте свечечку и за здравие, и за упокой любого человека, если это на уровне личной молитвы.

На мой прошлый вопрос Вы ответили, что Господь прощает грехи, и поэтому нужно не бояться и готовиться к исповеди. Но как мне каяться, если я знаю, что буду продолжать грешить? А я знаю, что не грешить не смогу. Где взять сил, чтобы перестать грешить? Чтобы моё покаяние было честным?

О. Георгий: Замечательный вопрос. Дело в том, что каждый кающийся человек знает, что он после покаяния в чистого ангела сразу не превратится. Если он человек разумный и духовно мудрый, опытный, он хорошо понимает, что покаяние принимается Богом не потому, что мы тут же превращаемся в безгрешных людей, а потому, что мы и жалеем о совершенном нами грехе, и хотим не грешить, и проявляем ту или иную степень решимости не повторять своих грехов, потому что мы просим у Бога прощения и хотим принять дар прощения и исправления. Мы знаем, что есть грехи, которые можно и нужно исправить сразу, а есть вещи, которые сразу исправить никак невозможно - они исправляются в течение всей жизни человека. Конечно, если речь идёт об этических грехах, о конкретных фактах, тут особенно важно понимать, что грехи грехам - рознь. Есть такие грехи, которые тут же выводят человека из рядов Церкви, из Божьего народа. Это смертные грехи - убийство, прелюбодеяние, богохульство и т.д. Но есть грехи, особенно аскетического, мистического плана, которые очень трудно определяются в своих границах и которые очень трудно преодолеваются до самого конца. Поэтому нужно иметь смирение, нужно принимать помощь Божью, нужно стараться не грешить, иметь решимость не повторять своих грехов, но при этом помнить слова Писания и святых отцов «пал - встань»: если ты пал под ударом того или иного искушения, немедленно вставай, а не лежи в грязи. И иди дальше, обязательно иди за Христом, иди за Богом со всем смирением, со всем терпением и послушанием Богу и Его святой воле.

Как отмечать день рождения, особенно если он приходится на время Поста? Цифра 40 - особая дата, время подведения итогов, а как правильно человеку верующему отмечать сорокалетие?

О. Георгий: Это, конечно, вопрос очень личный. Церковь не регламентирует то, как справлять свой день рождения, пусть даже пришедшийся на круглую дату (хотя нужно сказать, что юбилеем по строго церковному, библейскому пониманию может считаться только пятидесятилетний юбилей). Но сорок лет - это действительно замечательный возраст, это период полной зрелости человека, полного расцвета его сил. И встречая его, прежде всего надо не просто подумать, как обрадовать своих друзей, знакомых или сослуживцев, или тем более родственников, или самого себя, а как достойно возблагодарить Бога за прожитые годы, за все те добрые дары, которые проявились в жизни человека. Так что и правда важно подводить итоги, делать из своей жизни выводы, исправлять её в соответствии с волей Божьей; важно посмотреть, насколько эта духовная жизнь подлинна, целостна, насколько она качественна, насколько она реальна, насколько она способна распространяться на людей, Вас окружающих. Если Вы способны от избытка сердца так говорить о Боге, о вере, о счастье христианской жизни людям, что они будут Вас слушать и слушаться, то значит Вы, действительно, достигли зрелости и готовы вступить в следующее десятилетие Вашей жизни, т.е. перейти на следующую её ступень.

Если Ваш день рождения попадает на пост, то можно просто отпраздновать его более скромно. Конечно, пост в таком случае ослабляется, но не снимается полностью, за исключением тех случаев, когда, скажем, к Вам в гости приходят люди неверующие. Им пост может быть непонятен. И Вы им можете предложить всё что угодно. А сами Вы можете есть с праздничного стола то, что Вы сочтёте нужным - только постное или что-то еще, делая какие-то исключения ради праздника, ради любви к Вашим неверующим ближним и близким людям. Тут бывает иногда возможность определённых компромиссов, послаблений, но только надо, конечно, знать во всём меру. Надо не только не упиваться вином, не только не разгуливаться, не блуждать и не блудить взглядом или делом, но и всё-таки помнить, что главное - это Ваше доброе слово, слово благодарности Богу и близким, а также ближним, тем, кто играет или играл существенную роль в Вашей жизни. Так что пост - это как раз лучшее время для того, чтобы, проведя такой юбилей или свой день рождения, направить людей, пришедших к Вам по любви и уважению к Вам, на добрый путь веры.

Я никогда не прошу у Бога о чём-то конкретном - например, если потерял важную бумагу, то не прошу о том, чтобы найти, ищу сам. Просто молюсь с утра, например: Господи, помоги нищему рабу Твоему во всех делах моих. Знаю, что часто, особенно протестанты, молятся именно о конкретных делах до самых мелочей. Можно ли говорить о том, что православию такой, так сказать, мелочный подход не свойствен?

О. Георгий: Я думаю, что можно. На самом деле ведь важно, чтобы мы были с Богом, а Бог был с нами. И молитва об этом - самое главное. Если это будет так, то и бумажки не будут теряться, и вообще в жизни ничего важного никогда не разрушится, не потеряется, не исчезнет. Другое дело, что церковь не запрещает молиться собственной молитвой, простыми своими словами о любой мелочи. Если почему-то вдруг у Вас на сердце есть такой помысел, то он не вредный, он не злой. Только делайте всё во славу Божью. Когда Вы молитесь о том, чтобы Бог помогал Вам во всех Ваших делах, добавляйте, пожалуйста, эти слова: «совершаемых во славу Твою, Господи. Аминь».

Нигде в Священном Писании я не читал о мироточении икон или поклонении мощам. Откуда эти явления возникли в православии?

О. Георгий: Есть много разных мелких или больших чудес в жизни христианина. Господь всё время даёт нам знамения Своего присутствия, Он всегда радует наше сердце. Если это связано так или иначе с иконами, это может быть и мироточение. Важно только, чтобы люди не искали чуда ради чуда, чтобы понимали, что если Бог что-то делает, Он этим даёт знамения Царства Небесного. Поэтому если человек приближается к Царству Небесному, приближается к Богу, если кто-то кается в результате явления того или иного чуда, то это настоящее чудо. Если нет, то это или фокусничанье, или просто непонятное явление природы, или плод нашего воображения. А если даже и чудо, то чудо в рамках мира сего, мира, лежащего во зле, мира грешного. Так что дело не в том, мироточит икона или не мироточит. Некое благоухание христианами всегда почиталось как знак присутствия Святого Духа, присутствия Божьей благодати. Прочтите хотя бы замечательное, очень простое и доступное для всех описание беседы преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым, где как раз как один из признаков дара Святого Духа называется «необыкновенное благоухание». Если Дух Святой нисходит, то некоторые люди чувствуют это как особый праздник, как особую радость и как особое благоухание. Действительно мир становится другим, он становится красивым, и поэтому благоуханным. Может быть, это нужно понимать более духовно, чем физически, судите сами, смотрите сами. Но это всё-таки так и есть.

Почти всё, что я сказал о мироточивых иконах, можно отнести и к мощам - с той только разницей, что мироточат мощи или не мироточат, благоухают они, исцеляют они или нет, это всё связано с нашей верой, это всё связано с явлением благодати Божьей, это всё связано с устремлением сердца человека к Богу и к Его Царству, к укреплению в любви к Богу и ближнему, т.е. с самыми главными ценностями нашей жизни. Если это не так, повторяю, то это может превратиться во что-то сомнительное и неправославное, даже суеверное или языческое, если довести это до предела, до абсурда.

Должна ли быть проповедь на каждой литургии? Вот я с возрастом стал намного хуже слышать и поэтому хожу в храм только в будни, чтобы подходить к самому алтарю - тогда всё слышу. Но проповеди в эти дни нет, о чём жалею. А она должна быть?

О. Георгий: Спасибо за замечательный вопрос. На самом деле, по церковным канонам каждый раз, когда есть чтение Писания, должна быть и проповедь, изъясняющая слово Божие. И сейчас мы слышим много призывов со стороны церковной иерархии, со стороны разумных и образованных церковных людей, требующих восстановления литургической нормы нашей церковной жизни. А такой нормой является как раз проповедь - причём сразу после чтения Писания, а не в конце службы. К сожалению, пока что это ещё не стало общепринятым и общепризнанным делом, и даже церковные каноны не вразумляют людей поступать так, как того требует церковная традиция. Но будем надеяться, что ещё при нашей с вами жизни эта проповедь зазвучит и обрадует сердце каждого приходящего на церковную молитву человека.

Первые христиане были рабами. Рабский менталитет въелся в христианство: «раб Божий», «всякая власть от Бога», «Бог терпел и нам велел» и т.п. Христианство сильно там, где крепок дух рабства: Средневековая Европа, Россия (холопы, крепостные, временнообязанные) и т.п. Дух свободы враждебен христианству?

Свящ. Георгий Кочетков: Спасибо за очень важный вопрос. Он построен, конечно, скорее, на недоразумении, но недоразумении очень распространённом и в каком-то смысле навязанном людям идеологией, господствовавшей в нашей стране прежде - возможно, сознательно искажавшей христианство и в любом случае не знавшей его. Это легко доказать, исходя из самого Вашего вопроса. Вот Вы говорите, что христианство там, где «раб Божий», «Бог терпел и нам велел», «всякая власть от Бога» и т.д. и т.п. И Вы утверждаете, что христианство сильно там, где крепок дух рабства. Я Вам должен в связи с этим дать маленькую историческую справку. Во-первых, «Бог терпел и нам велел» - это не христианское выражение, оно не встречается ни у святых отцов, ни в Священном Писании - нигде. Это то, что приписывалось христианам недоброжелателями христианства. Им казалось, что христианство таково, хотя они и знали первоначально, что они просто издеваются над христианством, говоря такие вещи. Правда, иногда в простонародье это принималось за чистую монету. И поэтому некоторые христиане могли, скажем, в поздние времена, в XIX веке, повторять эти слова, несмотря на их принципиальный диссонанс с христианской верой, христианским учением и христианским духом.

Нечто подобное надо сказать и про выражение «раб Божий». Может быть, Вы не знаете о том, что даже в таком важном месте как формула таинства крещения слова «раб Божий» - это поздняя вставка XII-XIII веков. В то время действительно стало укрепляться - отчасти под воздействием мусульманства, отчасти под воздействием того кризиса, в которое попало в то время христианство само по себе - именно такое, несколько раздвоенное и в какой-то степени рабское сознание. В древности на протяжении многих веков формула крещения звучала так: «Крещается такой-то во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь». И, повторяю, только с XII века во многих местах церковных чинопоследований вставляются слова «раб Божий». Так что это уже инородная вставка, возникшая, скорее, под влиянием социальных обстоятельств, совсем неблагоприятных для христианства. В любом случае бо льшую часть своей истории христианство существовало без этого. Другое дело, что в Евангелии говорится: если ты сделал всё то доброе, чего от тебя ожидает Христос, то не гордись, скажи: я как раб негодный сделал то, что должен был сделать. Но это сказано в контексте борьбы с зазнайством, с гордыней, и это совсем иное.

Хотя буквально выражение «всякая власть от Бога» принадлежит апостолу Павлу, но оно тоже очень по-разному интерпретировалось в истории. Только к XX веку, в советское время, стали злоупотреблять этим выражением так, что даже кагэбэшники на своих допросах стали говорить церковным людям: «Ну, вы же знаете, что всякая власть от Бога, значит, вы должны сотрудничать с нами». И, к сожалению, бывали случаи, когда люди верующие, в принципе хорошие, честные, преданные вере, основам любви, основам свободы христианского духа, действительно не могли ответить и попадались на эту удочку. И всё-таки бо льшая часть христиан на неё не попадалась. Они понимали, что апостол Павел говорил эти слова не в смысле «будьте рабами, безгласными перед лицом власти», а в смысле «не будьте анархистами, не будьте самодовлеющим началом, помните, что вы живёте в обществе и что власть нужна для установления порядка среди всех людей, и за это она достойна уважения». Этот мотив был ещё в Ветхом Завете, и именно в этом, совсем неплохом, контексте он сохранился и в Завете Новом.

Поэтому нельзя связывать дух христианства с духом рабства. Всякое желание превратить христиан в рабов есть желание негодное, уже хотя бы потому, что в одном из центральных мест Нового Завета говорится: «Где Дух Господень, там свобода». И ещё говорится: «К свободе призваны вы, братья». Это слишком серьёзные вещи для того, чтобы их можно было игнорировать. Христианской верой везде и всегда утверждается, что Христос освободил нас от рабства тлению, безжизненности, лжи, безобразию - от рабства всему тому, что, к сожалению, всё больше и больше овладевает современными людьми. Именно отход от христианства приводит их в настоящее рабство. Вспомните, в каком состоянии находился советский народ с самого начала и до конца своего существования: многие по принуждению, но большинство добровольно сдались в рабство совершенно антигуманной, античеловеческой идеологии и её карательным органам. Это совершенно уничтожило личность человека и привело весь наш народ к антропологической катастрофе.

Так что дух свободы не только не враждебен христианству, наоборот, без этого духа нет Духа Господня, а без Духа Господня ни о каком христианстве всерьёз речи быть не может.

Как Вы думаете, иметь своё мнение по любому поводу и смело его высказывать - это достоинство или недостаток? И должны ли мы стремиться иметь всегда именно своё мнение?

Свящ. Георгий Кочетков: Интересно, что с такими важнейшими, центральными в христианстве понятиями, как дух любви и свободы, связано больше всего недоразумений. Конечно, если человек свободен, он может иметь своё мнение. Но именно может, это совсем не значит, что должен. Он может (хотя тоже не обязан) его высказывать, когда считает это принципиально важным и внутренне оправданным, когда он видит, что это не приведёт к вражде, ссорам, ненависти, злобе. Но если вы видите, что ваше свободное мнение на самом деле является лишь поводом для угождения себе, для того, чтобы самоутверждаться, тогда лучше промолчите, даже если у вас есть своё свободное, самостоятельно выработанное мнение. Потому что дух любви и дух свободы, дух братолюбия, дух веры, дух единства выше частных мнений, которые нередко бывают очень поверхностными, очень односторонними, а то и просто ложными. Надо сначала потрудиться над тем, чтобы проверить, насколько качественно ваше мнение. Очень жалкое впечатление производят люди, которые везде и всюду высказывают свои мнения, а ещё хуже - настаивают на них, не проверив свою позицию, не сверив её с волей Божьей, с откровением Истины и Любви. Такие люди сеют распри, раздоры, разделения - то, что приводит к самым страшным грехам. Не дай же нам Бог последовать примеру этих людей!