Возможно ли решение современных экологических проблем в глобальном масштабе. Очерк а.а.шпунта - «экологическая проблематика и человеческие качества

Экология сформировалась к середине 19 века, но превратилась в самостоятельную науку позже, на рубеже 19-20 в.в. Но, как считают ученые, история экологии начиналась в 4 веке до нашей эры, когда Аристотель в своих многочисленных трудах («О частях животных», «Возникновение животных», «Описание животных») одним из первых стал рассматривать животных в связи с местом их обитания. Это еще не было экологией, однако его работы оставались актуальными до Эпохи Возрождения.

1. Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 г.г. до н.э.) выдвигает идеи о влиянии факторов среды на здоровье людей.

2. Аристотель (384-322 г.г. до н.э.), описывая свыше 500 видов животных, повествует об их поведении (миграциях и зимней спячке животных, перелетах птиц) и классифицирует по образу жизни и способу питания.

4. Леонардо да Винчи (Италия, 15 век) . Титан эпохи возрождения. Дал описание искусственных экосистем, построил аналогию Земли – организма.

5. А. Цезальпин (Франция, 16 век). Установил зависимость распространения растений от условий окружающей среды.

6. Роберт Бойль (Англия, 17 век). Осуществил 1-й экологический эксперимент по влиянию низкого атмосферного давления на различных животных.

7. К. Линней (18 век). Заложил основы научной систематики.

8. М.В. Ломоносов (Россия, 18 век, 1711 – 65 г.г.) высказал идею о влиянии среды на организмы.

9. Э. Геккель (Германия, 19 век) впервые использовал термин экология.

10. А. Гумбольд (Германия) основатель биогеографии – представлял живой мир и его ландшафтное окружение как единую систему, неотрывную от климатических факторов.

11. К. Мебиус (Германия, 19 век) ввел понятие биоценоза.

12. Ч. Дарвин (Англия) Книга «Происхождение видов путем естественного отбора» послужила фундаментом для науки экология.

13. В.И. Вернадский (1863 -1945) учение о биосфере.

14. Ч. Элтон. Экология животных, экологическая ниша и правило экологических пирамид.

15. Лотка и Вольтера, Гаузе. Модели сопряжен. ? численности хищника и жертвы.

16. Арт. Тенсли – экосистема

17. Хатчинсон – экологическая ниша

Бурное развитие экологии характерно для 20 века. 1909 г. Митчерлих (Германия) предложил концепцию совокупного действия факторов на биоценозы.

В первой половине 20 века начались широкие работы по изучению надорганизменных биологических систем. Их основой послужило формирование концепции биоценозов как многовидовых сообществ живых организмов, функционально связанных друг с другом. Эта концепция в основном создана трудами К. Мебиуса (1877), С.Форбса (1887) и др. В 1916 г. Ф. Клементс показал динамичность биоценозов и адаптивный смысл этого; в 1920 г. – Г.Ф. Морозов создал капитальный труд «Учение о лесе», в котором продемонстрировал где лес определяется как «общежитие» растений и животных – пример экологического подхода к природным экосистемам. В этом направлении работал Д.Н. Кашкаров, рассматривавший роль среды в формировании сообщества организмов («Среда и сообщество», «Основы экологии животных»).

А. Тинеманн (1925) предложил понятие «продукция», а Ч. Элтон (1927) опубликовал первый учебник-монографию по экологии, в котором четко выделил своеобразие биоценотических процессов, определил понятие трофической ниши и сформулировал правило экологических пирамид. В 1926 г. появилась книга В.И. Вернадского «Биосфера», в которой впервые была показана планетарная роль совокупности всех видов живых организмов – «живого вещества».

В 1935 г. англичанин Артур Тенсли разработал учение об экосистемах, а в 1942 г. русский ботаник В.Н. Сукачев – понятие о биогеоценозе как едином комплексе организмов и их абиотической среды.

40 – 50-е г.г. были отмечены расширением исследований экосистем (биогеоценозов), рассматриваемых как целостные образования. Особенное развитие получило трофодинамическое направление изучения экосистем (Lindemann, 1942; Odum, 1957; Ивлев 1955). Стали широко использоваться количественные методы определения функций экосистем и математическое моделирование биологических процессов – направление, позднее получившее название теоретической экологии. Ещё раньше (1925 -1926) А. Лотка и В. Вольтера создали математические модели роста популяций, конкурентных отношений и взаимодействия хищников и их жертв. В России (30-е годы) под руководством Г.Г. Винберга велись обширные количественные исследования продуктивности водных экосистем. В 1934 г. Г.Ф. Гаузе опубликовал книгу «Борьба за существование», в которой экспериментально и с помощью математических расчетов показал принцип конкурентного исключения и исследовал взаимоотношения типа хищник-жертва. Экосистемные исследования остаются одним из основных направлений в экологии и в наше время.

К середине 60-х г.г. 20 века относится появление первых публикаций по математическому моделированию динамики экосистем (биогеоценозов) в СССР. Начиная с этого времени применение в экологии системного анализа все более расширялось, что сопровождалось не только усовершенствованием модели и приемов моделирования, но и чрезвычайно плодотворным обратным влиянием моделирования на стратегию и тактику экологических исследований и даже методологические установки экологов.

Большой вклад в развитие экологии внесли отечественные ученые: Л.А. Зенкевич, С.А. Зернов, Г.Г. Винберг, Г.В. Никольский, В.И. Жадин, Б.Г. Иоганзен, М.С. Гиляров, В.В. Догель, В.Н. Беклемишев, А.Н. Формозов, С.С. Шварц, Л.Г. Раменский и др.

Тимофеев-Ресовский (1900 год рождения) один из основоположников биогеоценологии и молекулярной биологии.

В Беларуси отдельные направления экологии развиваются с 1920-х годов. Проблемы общей экологии разрабатываются в НАН Беларуси, Белорусском и Гомельском университетах, Технологическом университете, педагогических ВУЗах, заповедниках и др.

Экологические проблемы являются одними из самых серьезных проблем современного общества. Человек крайне сильно зависит от среды, в которой он живет, от того, что его окружает. Человека, как известно, окружает природа. В современном мире складывается так, что человеку становится тесно на этой Земле, поэтому он начинает вредить различными способами нашей общей природе. Последствия этого могут быть крайне негативными для всех нас. Поэтому мировое сообщество начинает задумываться о проблемах экологии и возможностях решения этих проблем. В то же время решать эти проблемы достаточно сложно, ведь они зашли уже слишком далеко.

Особенность проблем экологии в том, что они носят как общемировой, глобальный характер, так и региональный характер. Если с глобальными проблемами мировой экологии все более — менее понятно, ведь страны совместно пытаются эти проблемы решить, то с региональными проблемами дело обстоит несколько сложнее. Дело в том, что некоторые государства, например, Россия, имеют ряд других проблем, которые требуют решения, наша власть не может уделять достаточно много внимания и средств экологии, так как должна решать другие проблемы. Именно поэтому проблемы экологии России как бы становятся неактуальными, а их эффективное решение постоянно откладывается во времени.

В то же время, несмотря на пассивность государства в решении проблем нашей экологии, нам все равно необходимо их исследовать и привлекать к ним внимание. Одной из существенных проблем является проблемы загрязнения воды. Вода из наших кранов не проходит достаточной проверки, может очень вредить здоровью людей. Проблема эта связана с отсутствие адекватных стандартов по очистке от новейших загрязнителей.

Точно так же продолжает становиться все более загрязненным и воздух. Проблема эта связана с увеличенным количеством автомобилей и отсутствием достаточного количества очистных сооружений на предприятиях. Стоит отметить, что постоянно сокращается растительный и животный мир страны. В Украине развито браконьерство, а некоторые растения и вовсе пропали с территории нашей страны. Отдельно стоит упомянуть о тех страшных последствиях Чернобыльской катастрофы, с которыми все еще продолжает сталкиваться наш народ. Огромное количество людей продолжает болеть заболевания, вызванные радиацией, даже спустя более чем 27 лет со времен страшной катастрофы.

Ответственность за решение экологических проблем лежит на государстве в первую очередь, но каждый отдельно взятый гражданин мог бы начать улучшать экологию с себя, если бы меньше использовал автомобиль, не сорил в неположенных для этого местах и не загрязнял водоемы. Улучшить экологию непросто, но этим нужно заниматься, чтобы не стало еще хуже.

1. Введение

2. Человек и природа

3. Природа - это не пустой звук.

Человек по мере расширения своих возможностей - успехов и прорывов в науке, стал считать себя царём природы. Конечно же, это не мания величия, но игнорировать природу никак нельзя. Ведь природа по отношению к человеку - не подчинённый у начальника, а сосед его по общему дому.

Расширение городов и рост городского населения наносит урон стабильности первозданному виду природе. Рост населения планеты вынуждает исчерпывать всё большее число ресурсов Природа нам как мать, и зря мы хищнически относимся к её богатствам. Растения и животных сейчас люди воспринимают как товар для потребления. Но это признание является грубой ошибкой - они такие же жители планеты, как и мы.

Мы уничтожаем среду обитания множества уникальных видов животных, часто не задумываясь над последствиями. Вырубка лесов наносит урон всей экологической системе. Превращение леса в пустыню увеличивает эрозию почв, а ведь деревья своими корнями сдерживают этот процесс. К тому же, деревья не зря считаются лёгкими земли: они вырабатывают кислород, тем самым очищая воздух, создают устойчивый цикл углерода на планете.

Рост автомобилей также негативно влияет на природу. Многие из них ездят на бензине, который выпускает углекислый газ, создающий парниковый эффект. А это - причина глобального потепления. Климат меняется, и природе Арктики наносится непоправимый урон. Мировой океан сильно загрезнен, его обитатели гибнут и мы теряем виды животных. Если мы хотим сохранить красоту мира, мы должны принять срочные меры по охране окружающей среды, чтобы она от нас не пропала навсегда...

В настоящее время экологические организации проводят просветительскую деятельность среди людей, чтобы мы знали, как важны и для нас проблемы, касающиеся природы. Путём информирования они тоже помогают сохранить окружающую среду. А вообще, помочь сохранению окружающей среды может каждый из нас. Посадка деревьев и озеленение городов - одно из самых известных мероприятий. Уборка территорий от мусора - такое же мероприятие, где мы можем помочь природе. Лучше не включать свет и газ без надобности - так тможно помочь в сохранении окружающей среды. Не использовать автомобили и пересесть на велосипеды - это тоже способ защиты. Не ломайте деревья и не рвите цветы, не бросайте мусор. Если каждый из нас перестанет это делать, природе станет намного лучше.

Наконец, мы всем миром должны понимать, что необходимо перейти на чистые технологии. Можно строить ветряные или солнечные электростанции, в качестве топлива для автомобилей использовать природный газ вместо бензина. Но лучше всего обсуждать проблемы экологии с друзьями. Так люди будут знать, что может плохо влиять на окружающую среду. А помощь в защите её - это обязанность каждого из нас.

Взаимодействие человека и природы настолько тесно, что каждое его, даже самое маленькое, действие отражается на состоянии среды, которая его окружает. К сожалению, в последнее время люди стали более активно вмешиваться в размеренную жизнь окружающей их природы. В связи с этим перед человечеством встали экологические проблемы современности. Они требуют немедленного решения. Их масштаб настолько велик, что затрагивает не отдельно взятую страну, а весь мир.

Экология - это наука о взаимоотношениях в природе и возникающих в связи с этим изменениях среды. Все современности можно условно подразделить в зависимости от степени сложности. Это могут быть локальные, глобальные и региональные проблемы.

К локальным случаям относят отдельные моменты, которые возникают в результате несоблюдения закона (вредные стоки, выбросы и т.д.). Это проблемы, которые решаются на местном уровне и не имеют широкого спектра действия.

Более серьезными являются региональные проблемы, которые охватывают большие территории.

Требуют решения на мировом уровне. Они носят катастрофический характер и касаются состояния окружающей среды всей планеты.

Современные экологические проблемы могут иметь разный масштаб и уровень сложности, от вымирания отдельных видов растений или животных до угрозы всей человеческой расе.

Главной проблемой является загрязнение среды. В результате происходит изменение ее свойств, которые приводят к ухудшению ее функций. Это может быть вызвано искусственными или естественными процессами.

Экологические проблемы современности возникают в результате деятельности людей. Соприкасаясь с природой, люди оказывают воздействие на ее состояние и, к сожалению, чаще в худшую сторону. Развитие промышленности и рост населения ведет к большому загрязнению среды. Поэтому эта проблема требует незамедлительного решения.

Еще одним фактором взаимодействия человека и природы является парниковый эффект. Катастрофическое потепление и сокращение планеты является угрозой всему человечеству. Это также связано с активной деятельностью людей и развитием промышленности.

В последнее время люди стремительно занимаются вырубкой лесных насаждений, не осуществляя при этом посадку новых деревьев. Земли распахиваются под пашни и отдаются под пастбища. Это приводит к нарушениям и вызывает экологические проблемы современности.

Загрязнение окружающей среды в большей степени происходит и за счет мусора и отходов. В основном их утилизация происходит за счет закапывания и сжигания. Но эти методы не безопасны для всего экологического фона и требуют все больших территорий. Необходимо наладить переработку отходов, которая не только позволит бережно относиться к природе, но и принесет определенную экономическую выгоду.

Экологические проблемы современного мира требуют немедленного решения. С каждым годом ситуация осложняется и может стать необратимой. Поэтому все должно взяться за решение этих вопросов.

Лекция №1: «ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ»

В современном понимании экология – это наука об условиях существования живых организмов, их взаимодействиях между собой и окружающей средой.

Цель курса «Экология» - изучение основных закономерностей взаимодействия в системе «биосфера – общество – техногенная среда» и формирование представлений об экологических подходах к решению природоохранных проблем.

Для достижения названной цели предполагается решение ряда задач :

Рассмотрение общих закономерностей взаимодействия живых организмов и среды обитания;

Анализ круга проблем, связанных с антропогенным (техногенным) воздействием на окружающую среду;

Формирование представлений, элементарных умений и навыков в сфере природоохранной деятельности;

Рассмотрение правовых основ экологической безопасности.

Предметом экологии является изучение:

Законов существования и развития природы;

Закономерностей реакции природы на воздействие человека;

ПДН на природные системы, которые может позволить себе общество.

Жизнь на планете протекает и развивается лишь в тонком слое атмосферы, гидросферы и литосферы. Вот эту тонкую земную оболочку, населенную организмами, принято называть биосферой (bios – жизнь, spharia – шар). Границей биосферы считается в атмосфере слой до 15 км от поверхности земли, в гидросфере – до глубины 12 км и в литосфере – толщина до 5 км. Только в этих пределах обнаружены живые существа и возможно их существование.

Краткий исторический очерк развития экологии

В истории развития человечества проблемы, связанные с охраной окружающей природной среды, подразделяют на ряд периодов.

I период : эра наиболее примитивной культуры каменного века и первобытно-общинного уклада жизни. Малочисленные человеческие племена были рассеяны по земле и воздействие их на природу ограничивалось собирательством растений, охотой на диких животных, рыболовством. Человек уже использовал при изготовлении орудий труда и защиты горные породы. Это был длительный период взаимодействия человека с природой с малоощутимыми изменениями в ней.

II период : охватывает время начала землепользования (8 – 7 вв. до н.э.) до становления промышленного производства (15 в.н.э.). С развитием скотоводства возросла нагрузка на пастбища, с которых вытеснялись традиционно пасшиеся там дикие животные. Лишившись коренных мест обитания, они численно сокращались, а то и вовсе исчезали.

При переходе к земледелию стали выжигаться и выкорчевываться леса. Характер ландшафта преображался, деградируя в сторону уменьшения лесов, эрозии почв и т.п.

III период : время становления и развития капитализма (16 – 19 вв.) с постепенной концентрацией производительных сил, постоянными захватническими войнами, освоением минерально-сырьевых ресурсов, развитием горного дела, металлургии, добычи угля и т.д.


IV период : 20 столетие. Этот период связан с глобальными воздействиями человека, его деятельности на природу, приведших к реальной опасности истощения не только невозобновимых, но и возобновимых природных ресурсов, к планетарному загрязнению.

V период : наметился в конце 20 – начале 21 в. Антропогенное воздействие на природу достигло таких масштабов, что возникли проблемы глобального характера, о которых в начале 20 в. никто не мог подозревать: глобальное потепление климата, истощение озонового слоя, истребление лесного покрова Земли, опустынивание обширных территорий, загрязнение Мирового океана, уменьшение видового разнообразия фауны и флоры, угроза крупномасштабных катастроф и аварий, нехватка продуктов питания и т.д.

Экология зарождалась, как раздел биологии, изучающий взаимоотношения организмов со средой их обитания. Первые экологические исследования, пожалуй, стоит отнести к работам отца зоологии Аристотеля. Он описал более 500 видов животных, указав, в том числе и на характер их мест обитания - а это уже сфера экологии.

Сам термин "экология" был предложен в 1866 году Геккелем. Он происходит от греческого "ойкос" - дом, "логос" - наука. Как научная дисциплина экология имеет более чем вековую историю. Систематические экологические исследования ведутся приблизительно с 1900 г. К наиболее выдающимся экологам этого периода принадлежат такие зарубежные ученные, как Г. Бердон-Сандерсон, У. Элтон и А Тенсли (Англия), С. Форбс и В. Шелфорд (США), а также отечественные - Д.Кашкаров, А. Парамонов, В. Вернадский, С. Северцев, В. Сукачев. Среди выдающихся экологов более поздних времен следует назвать Ю. Одума, Б. Коммонера, Д. Медоуза, Р. Риклефса, Р. Дажо, В. Ковду, М. Будико, М. Реймерса, С. Шварца, Ю.В. Новикова, Ю. Израэля, О. Яблокова, В. Горшкова, К. Лосева, К. Кондратьева.

Современное определение экологии звучит следующим образом:

Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их неорганической средой; о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем.