Вместе читаем и вместе играем. Вечный источник информации

Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребёнка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интеллектуальная, познавательная и эмоциональная деятельность ребёнка.

В восприятии произведений искусства вообще и художественной литературы в частности психологи выделяют два периода развития, которые имеют резкие и качественные различия и связаны с развитием личности ребёнка в целом. Первый период длится «от двух до пяти», второй начинается примерно с пяти лет и продолжается всю жизнь.

3а период от двух до пяти лет ребёнок проходит большой путь развития и к началу старшего дошкольного возраста может быть готов к пониманию искусства. К этому периоду он не только осознаёт себя как индивида (узнаёт в зеркале, на фотографии), но и открывает для себя свой внутренний мир, начинает воспринимать себя как личность со своими мыслями, чувствами и фантазиями. Одновременно ребёнок начинает понимать, что такой внутренний мир есть и у других людей, у них есть мысли и чувства, похожие или не похожие на его. С этого момента начинается второй период в понимании литературы.

Ребёнок дошкольного возраста является своеобразным читателем: все произведения, с которыми он встречается, воспринимаются им на слух. Образы и картины, которые рисует его воображение, вызывают у него двойственную реакцию. С одной стороны, ему свойственно одушевлять всё, с чем он соприкасается, и жить в мире игры и своих фантазий, с другой - он понимает «ненастоящность» этих образов и легко отделяет литературных персонажей от реальных людей. Фантазии ребёнка, его стремление одушевить страницы книги, необходимы ему - это возможность развить свой творческий потенциал.

Постараемся ответить на ряд вопросов, интересующих читающих взрослых - как заинтересовать ребёнка и организовать его чтение, как привить интерес к книге.

С чего начинать?

Начинать нужно с собирания новых книг для детской библиотеки или с обновления имеющихся . Это лучше делать ещё до появления малыша. В вашей библиотеке может быть несколько типов детских книг:

  • книжки-игрушки с изображением предметов, окружающих малыша;
  • книжки-вырубки, обложка которых вырезана по контуру того предмета, о котором идёт речь, в тексте;
  • книжки-панорамы с движущимися фигурками.

У подрастающего ребёнка должны быть разные виды русской и зарубежной детской литературы (проза, поэзия и драматургия), произведения разных жанров (рассказы, стихи, авторские сказки, повести, романы-сказки), тем и направлений, фольклорные (песенки, потешки, считалки, загадки, пословицы, народные сказки и другое). Чтобы дополнить и разнообразить общение ребёнка с книгой, хорошо иметь фоно- и видеотеку с детскими литературными и фольклорными произведениями.

С какого возраста можно читать детям?

Знакомство с книжкой нужно начинать с самого раннего возраста ребёнка, лучше с рождения. Безусловно, малышу лучше не читать, а рассказывать или петь (если это колыбельные песенки). Даже если смысл потешек и песенок пока не понятен младенцу, ласковая интонация, мягкое звучание ритмической речи будет действовать на него благотворно. Ребёнку потом будет легче запоминать звуки и слова родного языка, усваивать грамматические конструкции.

Звучание родного языка, время, проведённое вместе с родными людьми за чтением интересной книги, привычка воспринимать книгу как волшебный мир, способный доставить эстетическое наслаждение, - всё это постепенно превратит ребёнка в увлечённого читателя.

Как вызвать интерес к книжке?

Пусть у ребёнка будет много разных книг: больших и маленьких, красочных и не очень ярких, но главное - не показывать ему все книги сразу, а знакомить с ними постепенно, чтобы был элемент новизны.

Не нужно навязывать ребёнку незнакомую книгу, даже если вам хочется её прочитать. Пусть он сам через какое-то время заинтересуется этой книгой. Можно положить её на видное место, чтобы она привлекла внимание малыша, или самому увлечься её чтением на глазах у ребёнка, а потом читать из неё какой-нибудь интересный отрывок.

И вообще старайтесь сами увлечённо читать художественную литературу, цитируйте отрывки из произведений, делитесь своими впечатлениями о прочитанном. Если ребёнок часто будет видеть, взрослого, читающего с интересом, у него сформируется положительный стереотип - чтение книги доставляет удовольствие. Сделайте чтение новой книги для ребёнка праздником для всей семьи, когда все участвуют в чтении и делятся своими впечатлениями. Воспитайте у ребёнка отношение к книге как к ценному подарку: дарите книги своему ребёнку, его и своим друзьям.

Как организовать чтение?

Чтение (слушание) литературного произведения будет лучше восприниматься тогда, когда для этого будут созданы необходимые условия:

Можно посадить, ребенка к себе на колени, вместе рассмотреть обложку книжки, прочитать её название и фамилию автора, а затем предположить, о чём может быть написана эта книга.

Как сделать так, чтобы ребёнку понравилось слушание книг?

Не нужно бояться отойти от текста, наоборот, во время чтения можно импровизировать, стараться быть смешным, говорить разными голосами, делать необычные смешные жесты, активно пользоваться мимикой, подчёркнуто преувеличивая различные эмоциональные состояния героев произведения. Пусть чтение (рассказывание) произведения превратится в маленький театр. Чем больше интересного вы добавите в чтение, тем лучше. Чем легче вы войдёте в роль, тем внимательнее ваш ребёнок будет следить за развитием сюжета. Попробуйте и его приобщить к вашей игре.

Как воспитать активного читателя?

  1. Прежде всего, будьте активны, любопытны сами.
  2. Задавайте ребёнку вопросы, помогая ему устанавливать связь между его миром и миром книги.
  3. Читая о каком-либо известном ребёнку животном, предмете или явлении природы, можно прерывать чтение вопросом, например, о том, какого цвета или какой формы этот предмет.
  4. Старайтесь поощрять и у ребёнка желание задавать вопросы, разжигайте его интерес к персонажам произведения, сюжету. Прервите чтение на самом интересном месте и предложите ему придумать продолжение истории.

Ни дня без книги - это должно стать для вас руководством к действию. Детская книжка - это не просто развлечение для ребёнка, она источник информации о мире, лучшее средство постижения человеческого опыта, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.

Для каждого возраста существуют свои рекомендации по продолжительности чтения , но главный критерий один - чтение не должно вызывать скуку или утомление.

Возраст ребёнка

Длительность ежедневного чтения

0т 1 года до 2-х лет

Учится слушать и воспринимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сопровождающиеся действиями взрослого.

От 2 до 3-х лет

Чтение с обсуждением прочитанного 5 - 10 минут.

От 3-х до 4-х лет

От 4-х до 5-ти лет

Чтение с обсуждением прочитанного 10 - 15минут.

От 5-ти до 6-ти лет

Чтение с обсуждением прочитанного 15- 20 минут.

От 6-ти до 7-ми лет

Чтение с обсуждением прочитанного 20 - 25 минут

До какого возраста нужно читать ребёнку?

  1. Не прекращайте чтение вслух, даже если ребёнок уже умеет это делать сам.
  2. Поощряйте его желание читать самостоятельно и в то же время не забывайте, что для дошкольника чтение очень трудоёмкий процесс, поэтому не принуждайте ребёнка читать художественную литературу, если у него нет такого желания.
  3. И уж тем более не используйте художественные тексты для формирования навыка чтения. Для этой цели предназначена специальная литература - буквари или азбуки с дидактическими текстами.
  4. Если у ребёнка возникает желание самому прочитать художествнное произведение, то целесообразно это делать по очереди вместе с ним, постепенно предоставляя ему всё больше возможности для самостоятельного чтения.

Итак, подведём итог - в домашней обстановке умение читать может прийти к ребёнку так же естественно, как умение ходить или говорить. Взрослые могут помочь развертыванию этого естественного хода событий, создав ребёнку следующие условия:

  1. Регулярно читать малышу вслух считалки, детские стишки с часто повторяющимися фразами, книжки с картинками, различные рассказы и т.п.
  2. Читать рассказы, интересные ребёнку: про животных, игрушки, динозавров, цирк и др.
  3. Использовать каждую возможность общения: разговаривать с дошкольником, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном.
  4. Разрешить ребёнку свободно пользоваться карандашами, ножницами, бумагой во время прослушивания литературного произведения.
  5. Записывать истории, которые дошкольник будет диктовать.
  6. Обстановка дома должна быть спокойной - родителям нужно быть терпеливыми.
  7. Родителям время от времени следует брать малыша с собой в книжный магазин или библиотеку, чтобы ребёнок, во-первых, мог полистать книги на полках и в читальном зале и, во-вторых, выбрать несколько книг и взять их домой.
  8. Дома под рукой у ребёнка всегда должно быть достаточно материала для чтения.
  9. Необходимо подавать дошкольнику пример, читая книги, газеты, журналы.

Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение - математике, биологии, общественным наукам - будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности вычленять смысл письменного текста.

Я часто задавалась вопросом – в чем же состоит польза от совместного чтения с ребенком? В чем состоит его главное преимущество? И ответ лежал на самой поверхности. Он находиться в самом основании нашего существования - все дело в любви. Оказалось, что просто читая вслух своему ребенку, можно приобретать и отдавать любовь в огромных количествах. И все настолько просто! Хотя, не скрою, на первый взгляд думалось, что это невероятный и титанический труд. Вот касаешься ребенка своей кожей, чувствуешь его кожу на своей, впитываешь запах малыша, и он, в ответ, впитывает твой. А ведь это и является главной составляющей особенно на раннем этапе развития ребенка. Ребенок с ранних лет начинает понимать, что значит твое тепло и любовь. Совместное чтение как бы сцепляет нас друг с другом, связывает узами любви. Огромный мир открывается перед ребенком, когда сидишь с ним вот так, обнявшись, держишь его маленькую ручку в своей руке и тихонько читаешь ему вслух книжку.

Часто вспоминаю, насколько детям нравится грызть, есть и баловаться с книгой. Многие мои подруги начинали ругать ребенка, тут же отбирать книгу из рук и грозить больше не давать им красивейшей книги стоимостью в несколько сотен рублей. Какова реакция на такие заявления у ребенка? Да он тут же начинал хныкать, а сверху еще папа прикрикивал за его новую «истерику». И ничего удивительного. Такая реакция вполне предсказуема. Мама забрала самую удивительную и познавательную вещицу – книгу! Откуда же потом у ребенка появиться желание снова взять ее в руки, если только что его ругали за это. И если вдуматься, то ребенок еще не совсем то и понимает, в чем же именно он провинился перед книгой и Вами лично.
Вместо того, чтобы ругать - радуйтесь! Ребенок использует один из лучших и доступных ему инструментов познания книги. Используя губы, пробуя все на вкус, запах. Все это является частью раннего исследования книг (как и окружающего мира). Потерпеть то не так уж и сложно! Вскоре он или она сами начнут переворачивать страницы и отвечать на книги своей искренней радостью, удивлением, смехом и любопытством.

И вот мы перешли к любопытству к книгам, к разглядыванию картинок, содержания. И тут сразу же вырисовается вопрос. А какие же книги следовало бы читать моему ребенку? Вопрос не из самых легких. Захожу я в книжный магазин, а на полке в детском разделе ну просто бесчисленное количество книг. Потеряться можно – и та красивая, и та с веселыми картинками, и другая вся изобилует всевозможным музыкальным и голографическим материалом. И лишь на собственном опыте и прочитав массу литературы по данному вопросу, понимаешь, что малыш любит праздновать музыкальность языка рифмы, стихов. И в этом плане очень полезны и очень увлекательны для самого ребенка русские народные потешки, частушки, сказки Пушкина (к примеру). Мой ребенок сразу же подхватил все происходящее и начал махать ручками, улыбаясь мне в ответ. Не нужно забывать и о русских классиках детской литературы. Попробуйте прочитать Маршака, малыш порадуется вместе с Вами, а Вы вспомните свое детство. Дети любят учиться, любят открывать потаенные двери книги, в которых можно раскрыть что-то новое, то, что дает подсказки. Это и есть первые шаги на пути к правильному восприятию книг во взрослом возрасте.
И не забывайте, малыши очень любят картинки. Иллюстрации одно из самых важных составляющих книг. И здесь нашлись новые нюансы. Знала ли я, что картинки в книге должны быть большими, животные, к примеру, должны выглядеть как можно более естественными (медведь не должен походить на робота или непонятной природы существа). А картинка, не перегруженная деталями, воспринимается гораздо лучше малышом, чем накрученная 3D деталями книга за 1000 рублей. К тому же, лучше всего для малыша воспринимается отдельно иллюстрация, отдельно содержание. К примеру – на одной стороне мишка, а с другой веселый стишок про него. Такие книги есть. И их легко найти.
Однажды я узнала, что дети способны различать огромное количество естественных оттенков, начиная уже с трехмесячного возраста. Я отправилась все в тот же книжный магазин (а иногда можно заказать и через интернет) и приобрела карточки с различными оттенками цветов. И даже если я не разбиралась в их названии, там все было подписано. Занятие это настолько оказалось увлекательным и веселым для ребенка, что уже на второй день она стала, пусть и не в идеале повторять название за мной. Я называю, а она повторяет. Мы вместе от души веселились, когда проводили время таким образом. Много времени этому я не уделяла, да и не стоит, наверное. Главное в совместном чтении это систематичность и не перегруженность. Всего 3-5 минут в день. Но каждый день. С психологической и педагогической точки зрения это очень важно. А у ребенка развивается всестороннее мышление, организованность, появляются новые знания.
Трудно и усадить своего гиперактивного ребенка, а еще и почитать. Он и 5 минут не может посидеть, так как же можно сотворить это чудо? Наверняка у многих из Вас возникала такая проблема. И решение является совсем простым и нисколько не уникальным, по своей сути. В один из моментов я просто поняла – а зачем мне бороться с моим ребенком, если можно сыграть в его же игру. И все пошло как по маслу. Мы начали превращать процесс познания и чтения в игру. Вспомните себя молодыми и поймете, насколько не хотелось сидеть на одном месте, хотелось бегать, ведь энергии хоть отбавляй, а скучное и ничем не увлекающее действие больше отвлекало от процесса, чем приносило пользу. Так чем отличается от меня мой ребенок? Вместе вы отвлечетесь и этот, казалось бы, утомительный момент (но внутри осознаете, что важный) переполнится любовью и заботой. А затем может повернуться все совсем другой стороной.
Сначала просто разглядывали картинки. Потом запоминали что на них нарисовано - кто больше деталей вспомнит. Потом читали отдельные слова и искали их на картинке. Потом предложения, - и так далее... включайте свою фантазию на полную катушку! Иллюстрируйте предложения или абзацы или стихи сами - окружающими предметами. Рисуйте (обязательно вместе). Демонстрируете друг другу движения и звуки...
Моей малышке стало все больше нравиться проводить время с мамой и с книжкой. И она сама, все чаще, начала просить почитать.
Ок. А как же я решила – когда мне начинать читать с ней вместе? Здесь существует масса различных мнений, масса методик, известных всему миру. Допустим, в советское время была очень распространена методика Зайцева. Который считал, что ребенка следует учить читать с двух лет. Но это подходит лишь для детского сада, для группового использования. Я же узнала, что мозг ребенка, начинает воспринимать информацию уже с трех месяцев. И большинство знаний, полученных до 3-х лет, откладываются на всю жизнь и развивают те или иные способности ребенка. И при этом я не начала фанатично скидывать всю нужную и не нужную информацию, миллион книг и т.п. Вспомним о том, что говорила абзацем выше. Ну а если вы не уверены в том, что это работает, что информация действительно воспринимается, что малыш действительно понимает, что ему мама пытается прочитать, рассказать и показать. Это легко понять. На протяжении нескольких месяцев мы читали, играли, познавали. И когда игра заканчивалась, спрашивала ее на улице, в магазине, дома – где мишка или где дерево, а где «овау» (так она называет овал) и ребенок осознано показывал или пытался произносить звуки, слова…а вскоре и отчетливо называть предметы, цвета и т.п.
И напоследок несколько полезных правил:

Во время чтения ребенку вслух старайтесь держать книгу на уровне глаз ребенка
Книга должна быть простой и понятной - не должно быть в ней сложных слов и непонятных оборотов речи
Держите книгу на уровне вытянутой руки ребенка
Не сю-сюкайте, а произносите все звуки четко, следите за дикцией
После чтения или выполненного задания обязательно поддерживайте ребенка (о том как это делать в видео тренинге)
Читайте с чувством, интонируя, весело, забавно, заинтересовывайте ребенка

Вот и все. Попробуйте и Вы порадовать ребенка, открыть для себя и для него невероятно красочный и интересный мир книг! И помните, сколько любви и счастья дарите своему малышу.

Чтение нескольких книг одновременно - занятие не для каждого, но иногда бывает полезно и необходимо почерпнуть большое количество информации или же одновременно наслаждаться произведениями различных жанров. Переключаясь между книгами, каждая из них остается для вас новой, и это может быть хорошим способом сравнить их. Если не уверены, что читать, начиная несколько книг одновременно, можно принимать решения о выборе одной из них.


Шаги

    Выделите время для чтения. Если вы не читаете ни одной книги, то начав несколько одновременно, вы и вовсе замедлите процесс чтения. Даже если у вас на чтение есть лишь по несколько минут в день, все равно можете переключаться между различными книгами.

    Выберите несколько книг согласно своим интересам и побудительным причинам для чтения.

    • Книги могут быть связаны или не связаны, в зависимости от вашей цели. Если вы исследуете конкретную тему, то они будут, вероятно, связаны. Если вы читаете для забавы, книги могут быть любым выбором, которого вы пожелаете.
    • Выберите книги, которые привлекают вас. Будет проще возвратиться к книге, которой вы наслаждаетесь.
  1. Проверьте каждую книгу. Вы можете прочитать начало (по одному) или предисловие. Посмотрите на оглавление, прочитайте или просмотрите выводы, введения и заключения.

    Начните читать каждую книгу, в то время как ваше внимание к ней свежо. Попытайтесь начать в день, когда принесли ее домой, или в день, когда начинаете проект. Используйте свой свежий интерес, чтобы прочитать большую часть новой книги в первый заход. Полностью посвятите себя чтению каждой книги поочередно. Прочитав больше за первый раз, вы также получите хорошее преимущество.

    • Вы не должны начинать несколько книг в один день, чтобы читать их одновременно. Вместо этого попробуйте принцип "лестницы", приступая к следующей прежде, чем закончите первую.
  2. Разложите книги кругом. Оставьте одну на вашей тумбочке, другую возле обеденного стола и третью в вашей сумке. Читайте ту книгу, которая ближе к тому месту, где вы находитесь. Выбирайте книгу в соответствии с фокусом или настроением, которое вам присуще при посещении того или иного места.

    • Поместите одну в вашей домашней ванной в легкой досягаемости от туалета, особенно если это - научная литература с большим количеством коротких подтем. Вы будете удивлены тем, как часто вы читаете в ванной. Не помещайте ее там, где душ может ее намочить и обязательно во время приема ванны имейте полотенце, чтобы вытереть руки перед тем как касаться страниц. Возможно, стоит предусмотреть полку для книг в ванной комнате.
  3. Смешайте книги различных типов и форматов. Слушайте аудиокнигу в автомобиле, сохраните книгу в мягкой обложке или электронную книгу в вашей сумке, имейте электронные книги на своем iPad и т.д. В зависимости от вашей цели выберите книги по различным предметам, легкие и трудные для восприятия, так, чтобы у вас был выбор для различных мест и настроений. Чтение на различные темы поможет вам дифференцировать книги.

    • Ваш ум может справиться хорошо с восприятием различных книг, прочитанных в один и тот же период времени, но в различных местах. Так, имейте книги для машины или поезда, на работу и с работы, книги для сонного полудня и чтения перед сном, книги для получения инструкций, например, поваренные книги.
    • Следует иметь в виду, что чтение книжного тома с политической подоплекой перед сном пойдет тяжелее, чем чтение в легком жанре. Это еще одно серьезное основание для того, чтобы иметь несколько книг для чтения сразу! Хороший выбор для чтения перед сном - это перечитывание старого избранного, когда вы знаете, чем заканчивается сюжет, и проще отложить книгу, когда вы уже дремлете.
  4. Планируйте время чтения, даже если и не очень строго. Если библиотека или сроки проекта не заставляют вас читать быстрее, все равно обращайте внимание, когда начинаете каждую книгу и как продвигаетесь. Используйте эту информацию, чтобы сохранять фокус на книге.

    Не игнорируйте никакую из книг так долго, чтобы забыть сюжет или в каком месте читали. Книги, которые вы читаете одновременно, должны конкурировать за ваше внимание. Если книга интересует вас намного меньше, чем другие, измените свой подход. Читайте эту книгу отдельно. Читайте эту книгу вместе с другими такого же уровня интереса. Или вообще откажитесь от ее чтения.

    Читайте за один раз, если можете, всю главу или раздел или по крайней мере найдите хорошее место для остановки. Чтение всего раздела за раз поможет вам сохранять непрерывность, когда вы перейдете от одной книги к другой книге. Чтение одного или двух более коротких разделов книги за раз может также помочь лучше понять трудные для восприятия тексты.

    Пусть ваш фокус и предпочтения ведут вас. Если вы оказались захвачены книгами и испытываете желание продолжать дальше, идите вперед. Читайте книгу, которую вы в состоянии читать в данном настроении.

    Читайте трудную книгу, используя в качестве вознаграждения забавную книгу. Почитайте некоторое время забавную книгу после того, как пройдете через трудной книги.

    Делайте заметки в ключевых местах по мере чтения или отмечайте страницы, которые вы должны будете найти снова для проекта.

    Попытайтесь посвящать чтению концовок больше времени и на время уделять меньше внимания другим книгам. Окончания в беллетристике часто - самая интенсивная часть истории. В научной литературе они обычно содержат выводы, заключения и другую важную информацию. Так или иначе попытайтесь читать с большей непрерывностью ближе к концу.

  5. Библиотека - великолепное место, чтобы получить книгу на пробу, особенно если вы не уверены, что хотите читать.
  6. Делайте письменные заметки при чтении книг исследовательского характера. Вставляйте свои примечания как закладки. Если вы записали что-то, это поможет вам восстановить свой ход мыслей и вспомнить прочитанную информацию. Маленькие эскизы также могут помочь, если вы сможете потом в них разобраться.
  7. Если предпочитаете, можете читать много книг последовательно, особенно если параллельное чтение не приемлемо для вас.
  8. Подсчитайте, сколько книг вы можете одновременно комфортно читать. Начните с двух или трех книг и увеличьте число, когда приобретете опыт переключения между книгами.
  9. Читайте вместе о несвязанных предметах, жанрах и идеях. Это может помочь вам дифференцировать книги. Кроме того, это может иногда приводить к комбинации, которую вы иначе не рассмотрели бы. Воспользуйтесь возможностью, чтобы исследовать различные темы одновременно.
  10. Предупреждения

  • Особенно при чтении многочисленных книг жанра беллетристики, выберите те, сюжеты которых происходят в различные периоды, или имеют абсолютно различные темы, чтобы избежать путаницы персонажей и сюжетных линий.
  • Держите в голове даты и сроки начала и окончания чтения, если они установлены.
  • Примите меры предосторожности, чтобы не потерять и не повредить библиотечные книги.

Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у малыша формируются жизненно важные эмоции.

От 6 месяцев до года

С 5-6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками - ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Наступает время знакомства малыша с книжками-игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Ребенок может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать ее на вкус и рассматривать картинки. Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой. Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности "говорящие". Например, корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собачка - гавкать. И мама должна помочь малышу научиться правильно с ними "общаться": возьмите малыша на руки, вместе перелистывайте книгу, рассматривайте ее, вместе нажимайте на звучащие приспособления и радуйтесь. Дети до года способны концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд, поэтому для ребенка этого возраста можно купить несколько ярких книг. Они должны находиться в зоне досягаемости малыша, тогда он с удовольствием будет тянуться от одной к другой. Если вы заметите, что интерес ребенка к книгам остыл, уберите их и предложите новые. Через какое-то время кроха с удовольствием будет снова рассматривать "старые" книги. Книжки-игрушки могут быть с текстом и без него. Текст, в свою очередь, должен быть небольшим и ритмичным - например, в виде небольших певучих четверостиший. Читать их надо нараспев и с хорошо выраженной интонацией. Сейчас на книжном рынке много таких книжек. Выбирая их, помимо всего прочего, нужно обращать внимание, соблюдаются ли предъявленные к таким изданиям гигиенические требования. В первую очередь посмотрите на материал, из которого они изготовлены, - он должен быть безопасным для ребенка, прочным и, желательно, моющимся.

От 1 до 2 лет

В возрасте от года до 2-х лет в лексиконе ребенка появляются все новые и новые слова. Малышу приходится их систематизировать, сопоставляя с конкретными объектами и запоминая по-своему. Чтобы в сознании ребенка образовалась прочная связь между предметом и его "именем", требуется многократное повторение этой цепочки: "предмет - его название". И здесь снова на помощь приходит умная, добрая книжка. В этом возрасте многие дети особенно любят книжки про животных. Изучая их, ребенок может влюбиться, например, в кошку и какое-то время совсем не будет замечать изображенных в книжке других животных. Он будет вновь и вновь с радостью перелистывать страницы своих книг, выискивая в них именно кошек. Такую "любовь" можно использовать для расширения кругозора ребенка - например, рассказать, где живет кошечка, чем она питается, какие у нее привычки. Так у ребенка формируется первый осознанный интерес к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний. Годовалому ребенку уже пора осваивать и коротенькие простенькие сказки с бесконечными повторами - "Колобок" ("Я от бабушки ушел…"), "Репка" ("Тянем - потянем") и другие. Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного. В возрасте до 2-х лет продолжают играть большую роль иллюстрации - зрительные образы и слова постепенно становятся для малыша одним целым, а это уже основа развития наглядно-образного мышления. Рисунки из первых книжек помогают формировать у ребенка точное представление о мире, в который он пришел. Вот почему книжки для этого возраста должны быть хорошо иллюстрированы. А взрослым необходимо помочь ребенку соединить картинку и текст воедино. При покупке самой книги или сборника сказок и стихов обратите внимание на их художественное оформление. Книги для малышей должны содержать минимум текста и максимум иллюстраций. Самое главное требование к рисункам в книгах для маленьких детей - чтобы картинка была крупной, красочной, живописной, а главное - понятной малышу. Если кроха не поймет, что изображено на иллюстрациях, он потеряет интерес к этой книге. Например, когда мама или папа прочтут текст, они рассматривают иллюстрации к тексту и задают ребенку примерно такие вопросы: "Кто здесь нарисован? Ты помнишь, мы о нем сейчас читали?". Можно купить кукольный театр, тогда можно будет читать текст и одновременно показывать персонажи сказки. С этой же целью следует в первую библиотечку малыша добавить книжки с объемными картинками. Пока ушки малыша с лушают сказку, его подвижные пальчики открывают и закрывают дверь избушки, катят по дорожке колобка, гладят пушистую спинку лисички. Нужно только следить за тем, чтобы действия малыша соответствовали читаемому в этот момент тексту, - тогда кроха лучше усвоит содержание и не потеряет интерес к самому процессу чтения. Следите также за выражением его глаз и мимикой. Эмоции ребенка расскажут вам о многом: что его удивило, обрадовало, испугало. Наблюдательная мама после таких занятий сможет сделать кое-какие выводы о характере подрастающего человечка (насколько он чувствительный, боязливый, восприимчивый и т. д.). Когда вы садитесь c ребенком читать книжку, не забудьте вначале создать соответствующую этому занятию атмосферу - ничто не должно отвлекать внимание малыша от чтения. Для усиления эмоционального восприятия текста иногда можно поставить негромкую классическую музыку - подберите ее заранее, чтобы она подошла по интонации к читаемому произведению. Ребенок в возрасте от года до двух лет может рассматривать книгу 10-20 минут, но не заставляйте его это делать насильно, иначе вызовете отвращение к книгам.

От 2-х до 3-х лет

Двухлетний ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги. Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки - неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью маминых движений узнает, что такое неуклюжесть. После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку - в этом возрасте ему очень нравится быть "повторюшкой": попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой… К трем годам малыш уже неплохо говорит и превращается в настоящего почемучку - вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения, только не переусердствуйте. Есть веселый пример: мама, объяснявшая, ребенку, что такое "цокотуха", ушла в такие дебри, что ребенок уснул, не дождавшись любимой сказки. Читайте текст несколько раз - дети любят это. Когда вопросов будет меньше, появляется возможность поработать над содержанием прочитанного. Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки "читать" самостоятельно. В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга, - для чего нужны обложка, переплет, титульный лист. Можно рассказать, что у книги, как и у человека, есть свой паспорт - титульный лист, свой фасон одежды - формат, "говорящая обложка", которая рассказывает нам об авторе этой книги, о заглавии. Попросите ребенка описать словами, о чем рассказывает рисунок на обложке, и по нему предположить, о чем эта книга. Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе. В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречий, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь - не нужно, тогда я почитаю кукле или мишке. Через секунду ребенок скажет: "И мне тоже почитай!". Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому проявляйте свои эмоции правильно и не бойтесь читать крохе "Тараканище" К. Чуковского: это вам, с высоты своего жизненного опыта, страшно. А для ребенка это стихотворение - не более чем веселое представление с бодрым ритмическим рисунком. Дети в этом возрасте не достраивают логическую цепочку и не задумываются, например, о том, что же будет с волками, если они друг друга съедят.

От 3-х до 6 лет

В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику. Детская книга - это гармония текста и графики, текста и внетекстовой информации. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний "читаемым". Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное. В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух. Для его лучшего восприятия читать малышу следует. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:

  • сначала мама "глаза в глаза" читает ребенку текст и не показывает картинок;
  • дальше вместе рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;
  • обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;
  • демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;
  • соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги - с рисунком на обложке
  • следует выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.

Список литературы для детей от 0 до 2 лет:

1. Любые книги с "правильными" иллюстрациями, моющиеся либо из плотного картона. 2. Серия "Моя первая книжка": "Это я"; "Животные"; "Машина"; "Счет"; "Слова"; "Ферма" 3. Серия "Мишутка": "Приятного аппетита"; "Что надеть"; "Любимые игрушки"; "Веселый денекС. Козлов. "Я на солнышке лежу". 4. Серия "Уроки малышам":"Твои игрушки"; "Считалочка"; "Все поет"; "Давай поиграем" 5. Серия "Топотушки": Р. Сеф. "Кто на кого похож" 6. Серия "Для самых маленьких": "Сказки в стихах" (А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, К. Чуковский, Э. Успенский, И. Токмакова; 7. "Репка". Русская народная сказка в обработке А. Толстого, "Снегурочка и лиса" Русская народная сказка из сборника А.Н. Афонасьева. 8. "Теремок". 9. В.А. Степанов. "Как живете? Что жуете?" Б.Заходер. "Песенки Винни-Пуха".

Список литературы для детей от 2-х до 4-х лет

- " Золотая книга для детей" "Репка". Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. С. Бордюга и Н. Трепенок; - "Колобок". Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. А Савченко; - "Петушек и бобовое зернышко". Русская народная сказка в обр. О.Капицы. рис. М. Рудаченко; - С. Маршак. "Детки в клетке", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок; - В. Сутеев. "Цыпленок и утенок "; "Под грибом"; - Л.Толстой "Три Медведя", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок; - С. Михалков."Упрямый лягушонок", рис. В. Сутеева; - С. Михалков. "Мой щенок", рис. В. Сутеева; - С. Маршак. "Сказка о глупом мышонке"; - С. Маршак. "Сказка об умном мышонке", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок; - К. Чуковский. "Телефон", рис. В.Канашевича; - "Гуси-Лебеди". Русская народная сказка в обр. Л. Елисеевой; - К. Чуковский. "Муха-цокотуха", рис. В. Конашевича; - К. Чуковский. "Тараканище", рис. В. Конашевича; - К. Чуковский. "Крокодил", рис. В. Сутеев; - В. Сутеев. "Дядя Миша", рис. В. Сутеев; - Б. Заходер. "Мишка-Топтыжка", рис. Г. Бедарева; - А.С. Пушкин. "Лукоморье"; - И.А. Ищук. Читаем по картинкам, - В.Н. Косыгина. "Тру-ля-ля", Артикуляционная гимнастика, - С. Маршак. "Веселый счет";

Список литературы для детей от 3-х до 6 лет

К вышеперечисленным произведениям прибавляются: 1."Красная Шапочка", пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа.. 2."Три поросенка", пер. М. Тарловского, рис. Т. Вульфа. 3."Кот в сапогах" пер. Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа. 4. "Золушка", перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа. 5."Спящая Красавица", пересказ Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа. 6."Оловянный солдатик", пересказ С. Летовой, рис. Т. Вульфа. 7."Русалочка", перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа. 8."Огниво", пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа. 9."Новогодняя сказка", изд-во "Самовар",1996 год.

11.02.2019

04.02.2019

29.01.2019

21.01.2019

29.10.2018

22.10.2018

25.09.2018

Все статьи 11.03.2015

В театральном зале библиотеки можно посмотреть кукольный спектакль и принять участие в сказочной игре

После реконструкции детская библиотека «ГОРОД», объединившая образование и развлечение, стала одним из любимых мест отдыха. Здесь признаются, что нередко видят, как ребенок, который хочет провести выходной в ее пространстве, приобщает к библиотеке и своих родителей. И здесь этому рады, потому что один из принципов, которые пропагандируют в «ГОРОДе» — родители должны учиться читать волшебные сказки вместе с детьми.

Елена Шпаковская,
заведующая сектором маркетинга библиотек Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Зинаида Воронцова,
заведующая детской библиотекой «ГОРОД»

Современные родители хотят, чтобы дети читали

Родители сегодня очень изменились. Сейчас они заинтересованы в том, чтобы дети читали. Мы наблюдаем эту тенденцию на протяжении последних трех лет. Если еще 10 лет назад им было интересно вместе с детьми посмотреть мультфильмы в библиотеке, то сейчас они наотрез от этого отказываются. Они говорят, мы здесь для того, чтобы привлечь ребенка к чтению.

Библиотека должна выйти за пределы книги

Игра — естественное и любимое занятие ребенка, поэтому мы используем игровые моменты в любом из наших мероприятий. Будь то мастер-класс, спектакль или выставка, мы обязательно подключаем к действию ребенка и таким образом каждое мероприятие превращается в игру. Наша цель — не открывать дидактические факты перед ребенком, а привлечь его, заинтересовать какой-то темой или историей, чтобы у него возник импульс самому что-то узнать и почитать.

Для этих целей перспективно подключать к сотрудничеству издательства. В дополнение ко многим детским книгам они пишут интерактивные программы, а также сами могут что-то провести. Например, издательство «Самокат» выпускает серию книг про Элмера, слона в клеточку. Можно пригласить представителя издательства, чтобы он рассказал о книге и научил ребят рисовать слона. По методичкам, которые сопровождают многие детские книжные новинки, любой библиотекарь может проводить интересные мастер-классы. Это замечательный инструмент, который библиотекам нужно брать на вооружение.

Также, сейчас в тренде раннее развитие, и многие детские издательства уделяют внимание различным отраслям знаний. Например, у издательства «Умная Маша» есть серия, где смешарики ставят разные опыты и рассказывают о научных явлениях ребенку. Мы решили развить направление детской научной книги и создать интересный научный день. Когда ребенок может и прочитать в книге, и посмотреть иллюстрацию, и по мотивам прочитанного сделать что-то руками, эффект получается совершенно удивительный. В каждой книге мы стараемся найти возможность выйти за ее пределы, и в каждом мероприятии найти ниточку, по которой можно к книге вернуться.

Мы учим родителей читать вместе с детьми

Увлечь чтением детей — мало, мы обучаем родителей, как нужно читать сказку с детьми. Этой цели посвящен один из наших проектов «Сказка за сказкой». Здесь мы учим родителей ребенка-дошкольника работать с книгой, преподносить ее. Мы хотим, чтобы родители не упустили важный момент встречи ребенка со сказкой. Потому что сказка — самая главная ступень вхождения ребенка в литературу, это фундамент. Именно волшебная сказка говорит с ребенком на самые серьезные темы и может рассказать ему о добре и зле, о любви и смерти своим понятным, универсальным языком, в котором запечатлен жизненный опыт многих поколений. Поэтому мы стремимся донести до родителей, что ни в коем случае ребенок не должен взрослеть без сказки.

В рамках этого проекта был создан театр Лукоморье: здесь мы инсценируем сказку, ставим кукольный спектакль прямо по тексту оригинала, а ведущие объясняют во время просмотра некоторые незнакомые слова. После спектакля дети часто вовлекаются в игру по мотивам сказки, могут выразить свое понимание через рисунок, взять книгу почитать домой. Клуб существует уже шесть лет и очень популярен, дети вырастают, уходят, приходят новые, и все члены клуба (и родители, и дети) наши самые активные читатели. И мы напоминаем, что вовремя прочитанная книга может изменить судьбу ребенка, ключевое слово «вовремя». Важно не пропустить нужные книги в нужное время, каждому возрасту своя книга.

Cориентировать родителей в книжном пространстве

Сейчас выходит море литературы, в котором родителям очень сложно ориентироваться, даже мы, библиотекари, не успеваем за всем следить. Поэтому так важно сотрудничать с издательствами, многие из которых возрождают формат книжных обзоров. Представители издательства приходят в библиотеку и рассказывают родителям и библиотекарям о книжных новинках. Ведь сотни книг никто не прочитает, а такой путеводитель по интересным изданиям, которые в данный момент выходят, помогает оставаться в курсе.

Стоит ли внимания новейшая детская литература или родителям лучше остановить свой выбор на проверенной классике — это сложный вопрос. Вокруг вкусов и предпочтений всегда много споров. Ведь когда-то Лидию Чарскую тоже не издавали, говорили, что это банальное дамское чтение, но ее книгами же можно зачитаться. Еще недавно мы ругали Гарри Поттера, а сейчас общепризнано, что это прекрасная литературная сказка, поскольку она говорит о созидающих элементах жизни. Поэтому мы придерживаемся мнения, что не столь важно, что именно читает ребенок, лишь бы он читал, лишь бы он взял в руки книгу.

В раннем возрасте родители руководят чтением ребенка и они, конечно, чаще выбирают классику, литературу народов мира. Когда дети подрастают, они уже сами решают, что читать. И ничего плохого нет в том, что они выбирают современную детскую литературу. Они обязательно научатся ориентироваться в литературном потоке, если с первых шагов рядом с ними были родители, которые им в этом помогали.

Мы рекламируем книги в социальных сетях

Чтобы заинтересовать детей чтением, мы выбираем разные инструменты. В социальных сетях у нас есть сказочный персонаж книговенок Филимон. Каждую пятницу он анонсирует книгу, которую сам прочитал: рассказывает о ней и приглашает ребят и родителей за ней прийти. Мы можем себе это позволить: фонды у нас большие, около 50 тысяч изданий, большинство книг в нескольких экземплярах, и даже если их будут брать читать домой, все равно книги в фонде есть.

Знаете, сейчас издают удивительно красивые, интерактивные детские книги, которые привлекают внимание ребенка, переиздания классики тоже замечательные. У библиотекарей есть абсолютная уверенность, что бумажная книга для младшего возраста не уйдет. Ведь тактильное восприятие мира в раннем возрасте очень важно. Да и если взрослые будут помнить, что в детстве они любили перелистывать книги и вдыхать их запах, им снова захочется взять книгу в руки.

Книга — первый этап на пути к информационной грамотности

Конечно, новые технологии в детской библиотеке тоже должны присутствовать. Электронные каталоги, множество дисков с познавательными играми — мы не уходим от того. Ребенок попросту может сесть за компьютер, сделать домашнее задание, войти в Интернет. Но встречаясь с педагогами, мы часто слышим мнение, что очень важно научить ребенка работать с книгой. Только после того, как он научится полноценно работать с книгой, он сможет работать с информацией на других носителях, потому что только при работе с печатным текстом у него вырабатывается умение делать оценку и анализ. Если он не научится работать с информацией на бумаге, ему очень сложно будет выбирать из электронного контента то, что наиболее ценно. Если он научится выбирать из бумажного, он эффективнее будет работать в Интернете. Поэтому мероприятия, где используется книга, считаются у педагогов наиболее ценными.

Библионяня объединила педагогические и библиотечные методики

Еще один из наших удачных проектов — Библионяня, в котором нам удалось в полной мере реализовать принцип edutainment, совместить образование и развлечение. Этот кружок был задуман для детей, которые не ходят в детский сад. Ребенок, который будет четыре года посещать Библионяню, полностью окончит курс подготовки к школе: научится читать, писать, решать логические задачи. Но родители могут и разово оставить малыша на час, чтобы за ним приглядели. Половина нашего коллектива имеет педагогическое образование, это очень важно. В Библионяне работает опытный педагог, владеющий современными методиками преподавания. Мы объединили педагогические знания и библиотечный опыт и, видимо, угадали потребности нашего окружения: Библионяней интересуется весь район.

Детский библиотекарь универсален

За последние десять лет профессия библиотекаря необычайно изменилась. Чтобы идти в ногу со временем, нужно иметь самые разносторонние знания и способности. Детский библиотекарь и вовсе становится универсальным: он должен овладевать современными технологиями и в то же время быть педагогом, артистом, экспертом детского чтения, все в одном лице. Поэтому те, кто остаются в профессии, очень интересные, по-своему уникальные личности. Образ библиотекаря как хранителя книжных сокровищ навсегда уходит в прошлое. Даже наименование должности видоизменяется: теперь у нас есть не только библиотекарь и библиограф, а специалист по библиотечно-досуговой и выставочной деятельности. Видите, в его ведении и досуг, и выставки, и всевозможные мероприятия, и контент. Сегодня работать в библиотеку приходят не только с библиотечным, но и с педагогическим, филологическим, культурологическим образованием. И мы этому рады, потому что это приносит новое восприятие. Посмотрите, какой потрясающий ролик сняли выпускники Института кино и телевидения о библиотеке им. Н. В. Гоголя! Интересные люди всегда привносят что-то свое.

Дети должны видеть, что мы есть

Библиотека должна быть в шаговой доступности, особенно на городских окраинах, где не так много культурных центров. Мы все понимаем, что процесс изменения очень небыстрый. В нашем районе более 10 библиотек и до некоторых из них ремонт дойдет через годы, но содержательно меняться надо уже сейчас. Работать по-новому нужно уже сейчас, потому что читатель уже другой. Библиотекам необходимо быть в курсе всех новшеств, которые появляются в городе и стране. Сейчас книжные магазины, торгово-развлекательные комплексы тоже берут на себя часть наших функций, проводят схожие литературные мероприятия. И мы стремимся быть интересными и заявлять о себе, чтобы дети видели, что мы есть, тогда они к нам придут. Ведь ребенок в определенное время должен прочитать определенные книги, поэтому мы должны быть рядом.