Влияние интернета на психику ребенка. Влияние компьютера и интернета на психику ребенка. Легкий доступ к порнографии

В настоящее время присутствие интернета ощущается практически во всех сферах жизни, будь то экономика, общество, здравоохранение и т.д. Огромное влияние интернет оказывает на сектор образования. На сегодняшний день, любой студент может получить доступ к бесчисленным научно-исследовательским работам, узнать об инновациях в области науки и техники.

Но, как говорят, "С большой силой приходит большая ответственность», Интернет создал новые проблемы для общества и наиболее опасным из них является влияние, которое он оказывает на детей. Интернет-зависимость была признана во многих странах психическим расстройством, были созданы реабилитационные центры, помогающие людям контролировать свою зависимость. Самым печальным является тот факт, что большинство зависимых относятся к категории молодых людей, являющихся наиболее уязвимыми к воздействию интернета. Интернет имеет как свои преимущества, так и недостатки. В этой статье мы рассмотрим негативные последствия.

Интернет-зависимость

Хотя исследования на тему интернет–зависимости находятся в предварительной стадии, было установлено, что дети, которые проводят большую часть своего времени в Интернете, показывают, своеобразное поведение, которое характеризуется желанием быть в Интернете все время, так много, что ребенок может начать избегать всех видов деятельности и полностью погрузиться в виртуальный мир. Опросы, проведенные за эти годы, обнаружили, что большинство людей, которые страдают от интернет-зависимости, являются молодыми людьми, которые легко попадают в соблазн изучать все, что есть в Интернете. В одной только Америке, было подсчитано, что около 10-15 миллионов людей страдают от интернет-зависимости, и это число растет со скоростью 25% в год.

Снижение физической активности

Есть множество игр, которые доступны в Интернете, благодаря чему, многие дети избегают мероприятий на свежем воздухе. В отсутствие физической активности, дети могут легко стать жертвой заболеваний, сопровождающих малоподвижный образ жизни, например, ожирения. Помимо этого, ребенок становится неспособным развивать навыки межличностного общения. Наряду с этими факторами, непрерывное сидение перед экраном монитора может серьезно повредить глазам, отрицательно сказывается на здоровье опорно–двигательного аппарата, в том числе, позвоночника. Так как дети, в этот возрастной период активно развиваются, как физически, и психически, так и социально, то все эти факторы могут создать для них пожизненные проблемы.

Легкий доступ к порнографии

Это одна из самых больших интернет-угроз для детей. Интернет вне зависимости от возраста, предоставляет легкий доступ к порнографии, и это может привести к развитию сексуально-девиантного поведения. Это явление косвенно порождает еще одну проблема, раннее вступление в частые сексуальные отношения и, как следствие, увеличение распространенности заболеваний передающихся половым путем (ЗППП) у подростков.

Уязвимость к киберпреступности

Если вы хотя бы периодически слушаете новости, то должны догадаться, что мы имеем в виду. Постоянно возникают ситуации, когда педофилы, выдавая себя за «добрых дядей», заманивают на встречи детей, а затем подвергают их физическому и сексуальному насилию. Известно немало случаев, когда через интернет выманивают и похищают детей. Подростки могут получать сообщения интимного содержания от незнакомых людей. Все это делает интернет рискованной средой для детей, делая их крайне уязвимой категорией пользователей для кибер-преступлений.


По поводу безопасности детей в интернете постоянно ведутся горячие дискуссии. Интернет постоянно создает новые проблемы для учителей и родителей. Есть требования с разных сторон, что должно быть какое-то регулирование интернет-пространства. Тем не менее, мы считаем, что вместо того, чтобы накладывать табу на посещение детьми интернета, мы должны так воспитывать детей, чтобы они использовали его себе на пользу, а не во вред. Желательно, чтобы родители контролировали, сколько времени их дети проводят в Интернете, и, если возможно ограничивали время, до которого им будет разрешено пользоваться Интернетом. Имея компьютер в гостиной, родители могут контролировать доступ в Интернет.


Несмотря на то, что данная статья фокусируется на негативных последствиях интернета, это никоим образом не означает, что мы подрываем значение Интернета в нашей жизни. Мы написали эту статью для Интернет-аудитории, и вы читаете эту статью через Интернет, которая сама по себе объясняет положительные стороны использования Интернета. В конечном счете, нам решать, будем ли мы использовать технологии для улучшения нашей жизни или поставим его на службу злоупотреблений. Дети не могут быть достаточно зрелыми, чтобы понять это, но мы, как родители, учителя и опекуны должны гарантировать, что мы прививаем им правильное поведение.


Интернет в последнее время, становиться все популярнее и дети, умеют пользоваться им, порой лучше взрослых. Но как влияет интернет на развитие ребенка , какие его плюсы и минусы знают не все. Ошибка родителей в том, что часто они либо пытаются запретить, пользоваться интернетом ребенку, либо просто, не обращают внимания на то, что ребенок целыми днями сидит в интернете. Данную проблему, нужно решать, только психологическим методом.

Обращаться за помощью к родственникам и друзьям, которые не имеют в этом, никакого опыта, не имеет смысла. Психологи изучили данную проблему многих родителе и сегодня, в данной статье, предоставят вам только проверенные на практике многих родителей методы и советы, чтобы решить данную проблему. Вы с уверенностью можете применять все советы на практике, так как они помогли многим родителям, которые не могли решить данную проблему многие годы.

Чем занимается ребенок в интернете

Чтобы понять влияет ли интернет на развитие ребенка , вам для начала нужно понять то, чем занимаются в нем дети. Ведь интернет может нести в себе как пользу, так и вред, для этого нужно осознавать, что ваш ребенок там делает. Конечно, постоянно следить за ребенком это не вариант, но бывает приходиться, чтобы понять, чем на самом деле ребенок занят в интернете. Дети чаще всего: играют в игры, общаются с друзьями, смотрят смешные видео. Игры есть как полезные, так и вредные, общение с друзьями может приносить пользу, так и вред, видео поднимет настроение, но бывает также вредно. Подробнее о вреде и пользе интернета, будет описано ниже. Вам же сейчас, лучше обзавестись тетрадью и ручкой, так как с этого момента, вам стоит начать записывать то, что делают дети в интернете. Либо, чтобы не следить постоянно за ребенком, можете просто просмотреть на компьютере, в браузере историю сайтов, которые посещал ребенок.

Родители в интернете

Часто именно родители подают пример детям, сидят постоянно в интернете радуются жизни и улыбаются, у экранов монитора. Таким образом, дети также проявляют желание, быть как их родители в интернете, и тоже радоваться. И с этого момента, родители начинают думать, влияет ли интернет на развитие ребенка. Конечно, рано или поздно дети все равно захотят сидеть в интернете, но все же, главный пример подают именно родители. Подробнее о том, как дети копируют все, что делают родители, читайте: , где есть конкретные методы, чтобы не навредить ребенку своим же примером.

Польза интернета для развития ребенка

Начнем с того, какую пользу может нести в себе интернет для ребенка, ведь интернет в любом случае, влияет на развитие ребенка с положительной стороны. Хоть и некоторые родители, считают, что интернет полностью вреден для ребенка. Польза в интернете, для ребенка существует. Например, развивающие игры для детей, родители полагают, что все игры вредны для ребенка, но винтернете есть такие игры, которые помогают развитию ребенка, например чтобы научиться петь, писать, рисовать, читать, разговаривать. Так же есть полезные видео, которые могут поднять настроение, дать ценную информацию и помочь в развитии. Также не нужно забывать, что мы живем в информационный век, век технологий и знаний. Поэтому сегодня, все престижные работы, требуют от своих работников знания пользования компьютером и интернетом. Соответственно, если ваш ребенок с детства, начнет пользоваться компьютером и интернетом, у него будет больше шансов, устроиться на престижную работу, даже не имея образования. К тому же, через интернет, можно зарабатывать не плохие деньги, больше, даже чем в реальном мире. Виртуальный мир постепенно охватывает все страны и все семьи. Поэтому нет смысла, запрещать детям пользоваться интернетом и учиться.

Вред, который приносит интернет для ребенка

Такжеинтернет может влиять на развитие ребенка и с плохой стороны, тем самым приносить вред. Ведь сегодня ежедневно создаются все новые компьютерные игры. Вот именно игры, могут негативно влиять на ребенка. Есть игры, которые приносят вред, а есть те, что приносят пользу. Поэтому сегодня дети часто играют именно в те игры, которые несут вред. Игровая зависимость сильно распространяется среди детей и молодежи. Дети порой целыми днями сидят за компьютерами, играя в данные игры. Так вред могут приносить разнообразные плохие видео, и общение, которое постепенно перенеслось в виртуальный мир.

Как уберечь ребенка от вреда интернета

В основном главный вред, который несет интернет для развития ребенка, это ухудшение зрения. В медицине, постепенно с каждым годом, увеличивается число людей, имеющих плохое зрение. Поэтому, данную проблему нужно решать, именно родителям. Начните ставить ограничение для ребенка, на провождение в интернете. Лучший и полезный вариант для зрения, это не больше 2-3 часов. При условии перерывом раз в 1 час, на 15-20 минут. Таким образом, вред для глаз ребенка, не будет производиться.

Интернет развивает в ребенке комплексы

В основном интернет негативно влияет на развитие ребенка именно с психологической стороны. Зависимость в играх и интернете увеличивается среди детей и подростков, и в основном развивает в них разного вида комплексы. Для этого разумнее для начала прочитать статью: , где подробнее опасны самые популярные из них и то, как их решать. А после этого займитесь решением проблемы. Главное то, что родители беспокоятся и любят своих детей, это поможет решить проблему и сделать так, чтобы интернет приносит ребенку только пользу.

(детский психоаналитик Сапегина Д.Л. 2011)

В определенный момент, когда ребенок подрастает и начинает пользоваться компьютером, перед мамами и папами встают следующие вопросы:

  • С какого возраста можно разрешать ребенку Интернет?

На эти и другие вопросы, вы сможете получить ответы в этой статье.

Стоит ли позволять ребенку пользоваться Интернетом?

Интернет-пространство — это часть нашей теперешней жизни. Для родителя, выполняя свои функции, важно дать ребенку возможность получать блага этого мира, научить его пользоваться благами, которые есть в мире, и защитить, и научить его защищаться от опасностей, которые есть в мире. Интернет-пространство, так же как и все, что нас окружает, может быть как полезным, так и вредным.

Из полезных вещей в Интернете:

Во-первых, большое количество информация обо всем на свете. Не надо ходить в библиотеку, искать энциклопедии, если ты хочешь подробнее разобраться в том или ином вопросе. Можно просто найти в Интернете соответствующие книги, статьи, выдержки из энциклопедий.

Во-вторых, Интернет облегчает общение между людьми, как в пространственном, так и в психологическом плане. Т.е. мы можем сейчас уже спокойно переписываться и даже теперь уже видеть и разговаривать с собеседником, который находится на другом конце земного шара. Можем делать это легко и бесплатно, в неограниченных количествах.

В психологическом плане Интернет облегчает коммуникацию в том смысле, что снимает барьеры общения. Под анонимным ником можно быть более открытым, свободным, выражать себя как мечтал. Для многих людей это шанс удовлетворить свою потребность в общении.

Скажем, в Интернете в общении не имеет значения: как ты выглядишь, сколько тебе лет, и т.д. Например, мальчик-подросток с ДЦП может чувствовать себя в Интернете совершенно на равных с остальными подростками, писать свои мысли, общаться.

Кроме того, в Интернете многие люди получили возможность реализовать себя. Кто-то пишет статьи, ему не надо искать возможности их публикации, кто-то находит работу, кто-то получил возможность обучать других людей тому, что у него получается хорошо.

Например, одна моя знакомая девочка 10 лет снимает свои собственные передачи и выкладывает их в Интернете. И так далее, список можно продолжать. Безусловно, в Интернет-пространстве есть и вред или негативные стороны.

Скажем, для неопытного пользователя, человека, не разбирающегося в вопросе, трудно определить качество информации, представленной по тому или иному вопросу. Она может быть совершенно неграмотно представленной, ложной, и люди могут этому верить. Например, с этим можно встретиться, когда человек ищет информацию о каком-либо заболевании и его лечении.

То, что Интернет облегчает общение, может сыграть и негативную роль. Например, человек сильно зажатый, с большими проблемами в общении может полностью перейти в Интернет-пространство и сократить количество контактов с людьми в реальной жизни. Контакты с незнакомыми людьми облегчаются и это могут быть опасные контакты. Нельзя узнать точно, кто на самом деле с тобой общается.

В Интернете детям может быть доступна информация, от которой в обычной жизни взрослые их оберегают. Я говорю о порно, насилии и прочих вещах.

Есть онлайн игры, которые очень сильно затягивают. Да и просто Интернет очень соблазнительная среда. Нажал кнопочку и тут же получил ответ, результат. Человеку трудно себя контролировать, многие проводят в Интернете неоправданно много времени, это засасывает, откладываются какие-то на самом деле важные дела. Вместо того, чтобы пойти погулять, подросток сидит за компьютером, портит зрение и осанку. В Интернете даже можно совершить преступление, стать хакером, например.

Есть люди, которые считают, что детям нужно запретить ходить в Интернет, возможно, они ориентируются только на его минусы и забывают про плюсы. Запретить ребенку заходить туда вообще, значит лишить его важной части современной жизни.

С какого возраста можно разрешать своим детям пользоваться Интернетом?

Похоже, принятие этого решения зависит от родительской позиции. Есть родители, которые адаптируют мир под ребенка. А есть те, кто адаптируют ребенка под мир.

Если мы пытаемся создать для ребенка «тепличные» условия, оградить его от опасностей путем лишь ограничения его передвижений, общения, введения цензуры с Интернете и т.д., то мы пытаемся адаптировать мир под ребенка. Вернее сказать, строим для него особенный мир. Но ведь невозможно все проконтролировать и рано или поздно ребенок столкнется с миром реальным. А как ему себя в этом мире вести, у него представления и способностей нет. Вот тогда и может случиться какая-либо неприятность.

Поэтому с точки зрения детской психологии самое главное, чтобы ребенок обладал некими внутренними качествами, с помощью которых он сможет получать пользу в Интернете и избегать вреда и опасностей. А так же у него безусловно должен быть опыт пребывания в Интернете и навыки поиска нужной информации, навыки общения там, иначе он не будет полноценным членом современного общества. Это как на детской площадке, там тоже можно пораниться, или встретить извращенца. Но ребенок, который понимает и знает, что стекло трогать руками опасно и к незнакомым подходить не следует, будет получать максимум пользы от игры с другими детьми во дворе, избегая опасностей.

Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы безопасно пользоваться Интернетом и получать от него пользу?

Давайте подумаем, что это могут быть за внутренние качества, а так же к какому возрасту, они могут быть сформированы, чтобы можно было пускать ребенка в Интернет-пространство.

Во-первых, это определенное развитие интеллекта. Чтобы ребенок понимал, как там все устроено, где что иcкать, умел писать и читать как минимум. Соответственно дошкольники по этим критериям не подходят. Учитываем, что пик развития интеллектуальных способностей у ребенка приходится на возрастной промежуток от 8 до 12 лет. И потребности узнать что-то углубленно и дополнительно появятся примерно в этом возрасте.

Во-вторых, ребенок должен обладать определенным уровнем развития моральных качеств и нравственности. Он должен понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Он должен взять эти нормы «внутрь». Потому что есть стадия развития нравственности, когда дети ориентируются только на внешний мир. Они ведут себя хорошо только когда рядом взрослые, а когда взрослых нет, то могут нарушать правила. Поэтому чтобы ребенок не лазил по порно-сайтам и другим, не предназначенным для детей сайтам, он должен находиться на этой стадии. Ее дети достигают с 10 до 13 лет в среднем.

В-третьих, ребенок должен обладать способностью к контролю над своими желаниями и импульсами для того, чтобы мог сказать себе «стоп», не сидеть в Интернете бесконечно. Чем старше ребенок, тем больше у него уровень контроля в норме.

Исходя из этих размышлений, я бы разрешила своему ребенку пользоваться Интернетом примерно с 10 лет под контролем взрослых. Нужно ограничивать не доступ, а свободу поиска в этом возрасте. Есть специальные детские социальные сети. Почему бы и нет, если у ребенка сформированы вышеперечисленные качества, то он справится.

Ну а подросток уже может пользоваться Интернетом как взрослый, единственное — ограничить это по времени, чтобы не причиняло вред его здоровью психологическому и физическому. Жесткое ограничения для подростка может вызвать обратную реакцию, «запретный плод сладок» или протест.

Подводя итог, хочется сказать, что немаловажную роль здесь играет доверие своему ребенку и тому, что Вы в него вложили. Потому что с определенного момента ребенок начинает обретать независимость, и Вы уже никак не можете защитить его, повлиять на его поведение. Работает только то, что Вы вложили в него до этого.

Двадцать первый век – век информационных технологий. Всюду людей окружают компьютеры, жизнь без которых мы уже не можем себе представить. С каждым годом востребованность владения компьютерными технологиями возрастает и людям нужно соответствовать запросом общества. Первый компьютер был создан в 1941 году математиком Говардом Эйксоном, увидеть это чудо техники, того времени, могли лишь только единицы. Сейчас же компьютер есть в каждой семье и пользоваться им умеют даже маленькие дети.
Но к чему может привести такая компьютеризация общества? Для взрослого человека работа с компьютером является необходимым инструментом для работы, общения, образования. Даже не соблюдая правила работы за компьютером (ограничение времени работы, посещение сомнительных сайтов) не принесут вред сформировавшейся психике взрослого человека. А о том, какие изменения происходят в психике детей, чаще всего родители не задумываются, считая, что чем раньше ребёнок освоит компьютер, тем больше будет развит у него интеллект в будующем. В современных условиях развития Интернет любой пользователь может к нему подключиться. Интернет – это кладезь знаний, информации, истории общества. Но одновременно он хранит в себе много опасностей, таких как сайты, наносящие вред психике человека, запрещённые фильмы, нецензурная лексика и множество недостоверной информации. И как это всё повлияет на личность ребёнка? Так что же необходимо знать, сажая ребёнка за компьютер?
По мнению ученого Николаса Кара Интернет не лучшая среда для развития в дошкольном возрасте. С рождения до двух лет миром для ребёнка становятся его родители, он нуждается в постоянном контроле и заботе. Ребёнок играет с предметами, в ходе игры он познаёт мир (часто на вкус). Ближе к трём, ребёнок осваивает предметно – образную игру. Простые предметы преображаются в желаемое: палка становится поездом, ложкой и лопаткой. Приобщать таких маленьких детей к компьютеру нецелесообразно, это может ухудшить развитие мышления и воображения, повлиять на физическое здоровье. Психологи Выготский Лев Семенович и Гальперин Петр Яковлевич считают, что в жизни дошкольника с пяти лет, первое место занимает сюжетно – ролевая игра, в ней дети придумывают и обыгрывают конкретную ситуацию, чаще социального характера. Усваивая социальные нормы общества, дети готовятся ко взрослой жизни. Для ребёнка вовлечённого в реальную игру, компьютер и Интернет не представляют особого интереса. Но если дома он наблюдает за тем, как его родители часами сидят за компьютером, а ребёнок стремиться подражать им, он хочет стать взрослее и тем самым повторяет действие родителей. Появляется желание освоить компьютерный мир. Еще одно негативное воздействие на дошкольника: ограничение его подвижности. Сидя за компьютером, он мало двигается, не развивает мелкую моторику, лишён общения со сверснтиками. Всё это не лучшим способом отразится на дальнейшем развитии.
Когда ребёнок идёт в школу, его кругозор расширяется. Ему приходится учиться, выполнять домашнее задание, а Интернет – это место, которое ему быстро и просто может в этом помочь. В начальной школе обычно, начинаются уроки информатики, и у ребёнка появляется интерес к компьютеру. На первых порах родители могут помочь ребенку разобраться в основах работы с компьютерной техникой и показать, как правильно найти информацию в Интернете и преобразовать её. В первом классе на ученика обрушивается большая нагрузка, у ребёнка изменяется, привычный ему, распорядок дня, окружение, требования, предъявляемые обществом. И в Интернете он скорее будет искать отдых, чем заниматься выполнением домашнего задания. У ребёнка формируется новый круг общения, где ему конечно хочется показать себя. А уважение одноклассником можно заслужить, пройдя все урони сложной Интернет игры, например, основанной на убийстве и агрессии. Играя в компьютерные игры, такого типа, ребёнок может спутать реальность с игрой, так как психика ещё не сформировалась для восприятия таких ситуаций. Герои в игре живут вечно, могут падать с крыши и не умирать, обнаружить в себе необычные способности и полететь или сражаться на поединках без царапин и боли. Дети принимают всё близко к сердцу и обязательно захотят попробовать внести что-нибудь из игры в жизни. После проведения социологических исследований в разных станах, на разных возрастных группах ученые пришли в выводу: большинство игр способствует появлению агрессивного поведения у детей. Дети становятся неуравновешенными, озлобленными. Их сложно отлучать от игр и может развиться игровая зависимость. Когда ребёнок целый день проводит за компьютерными играми, у него сужается круг общения, изменяется характер, он часто становится неуправляемым. В таких случаях нужно немедленно обращаться ко врачу- психологу, пока ситуация не зашла слишком далеко. Важно уметь заинтересовать ребёнка другими более захватывающими занятиями, показать, что реальный мир поразит ребёнка больше, чем виртуальный. Конечно, сейчас разработаны и развивающие компьютерные игры для детей, которые помогут в формировании определённых положительных качеств, но дети должны оставаться детьми и вести активный образ жизни, а не проводить всё свободное время, сидя за компьютером. Малоактивный образ жизни может привести к физиологическим проблемам со здоровьем. Поэтому, нужно ограничивать время проведения ребёнка за компьютером и следить, чем он занимается в Интернете, какие сайты посещает. Совсем запрещать ребёнку работать с компьютером нецелесообразно. Ведь дети должны расширять свой круг знаний, только нужно научить детей это делать правильно, заинтересовать их.
Еще одна проблема, влияющая на развитие ребенка. Неконтролируемая информация сомнительного содержания (порно сайт, сайты различных субкультур, нацистские сайты и т.п.) может создать неверное представление о мире. Не сложно предположить, что такая информация негативно скажется на психике ребёнка и его дальнейшем развитии.
От компьютера исходит вредное электромагнитное излучение, наиболее чувствительной к такому воздействию сердечно – сосудистая и нервная системы. Особенно у несформировавшегося организма ребёнка под напором электромагнитного излучения могут развиться различные заболевания. По данным исследований статистика заболеваний, детей, которые много времени проводят за компьютером, выглядит устрашающе:
заболевания органов зрения (60% пользователей);
болезни сердечно-сосудистой системы (60%);
заболевания желудочно-кишечного тракта (40%);
кожные заболевания (10%);
различные опухоли. (1)
Всем известно, что электрическое поле компьютера делает воздух слабо ионизированным и сухим, со специфическим запахом, что приводит к проблемам дыхания, таким воздухом тяжело дышать. Близкая посадка у монитора компьютера портит осанку и зрение.
По мнению детского психоаналитика, Сапегиной Дианы Леонидовны,
только в подростковом возрасте Интернет и компьютер может понемногу входить в жизнь ребёнка. Он самостоятельно уже может формировать свои задачи обучения и реализовывать их при помощи компьютера. Но в этом возрасте подросток может столкнуться с проблемой виртуального общения, променяв его на реальное (2).
В любой период детства, Интернет вряд ли когда-нибудь станет полностью безопасным. Сейчас век информационных технологий и полностью лишить детей работы с компьютером и Интернетом невозможно, да и нежелательно. Нужно контролировать время провождения детей за компьютером и посещаемые ими ресурсы. Сейчас доступна для родителей возможность настройки «детского Интернета». Подключившись к нему нельзя посещать сайты, содержащие информацию, не предназначенную для детского просмотра и время провождение в сети ограничивается. Стоит подумать и о других формах воспитания и развития своих детей.

Список используемой литературы:
1 http://www.geopatogen.ru/article13.html
2 http://www.mp-34.ru/Stati/vlianie-interneta-na-detey.html
3 http://constructorus.ru/zdorovie/internet-zavisimost.html
4 http://www.za-partoi.ru/game-zavisimost.html


Количество просмотров публикации: -

Проблема компьютерной и интернет-зависимости молодежи достаточно широко обсуждается как в педагогической, так и в медицинской среде. Жизнь современного человека любого возраста невозможно представить без компьютера и Интернета, являющихся важным средством обработки информации и ее обмена. Интернет является новейшим средством коммуникации, оказывающим на психику человека как позитивное, так и негативное воздействие. Несомненно и то, что чрезмерное использование Интернета причиняет вред физическому и психическому здоровью человека, а также может наносить ущерб его социальному статусу. Погруженные в виртуальную реальность люди забывают о жизненных реалиях, практически перестают выходить из дома, бросают учебу, у них повышается утомляемость, а хроническое недосыпание, недоедание и зрительные перегрузки ведут к серьезным проблемам со здоровьем. Необходимость выхода из Интернета вызывает у таких людей эмоциональное возбуждение и тревогу.

Современная медицина пока не включила навязчивое влечение к компьютеру в официальную классификацию психических заболеваний. Тема эта крайне противоречивая, многие ученые сомневаются в том, насколько вообще реален данный феномен, считая, что компьютерная и интернет-зависимость не наносит серьезного вреда здоровью человека. Даже выдвинувший в 1995 году понятие «интернет- зависимость» и определивший критерии зависимости от Интернета американский психиатр И. Голдберг сделал это в качестве шутки, поскольку он не верил и до сих пор не верит в существование зависимости от Интернета .

Тем не менее постоянно растет объем исследований, доказывающих наличие физиологических нарушений у людей, длительно работающих за компьютером. Это нарушение сна, появление многочисленных жалоб на раздражительность, снижение настроения, беспокойство, нервозность, повышенную утомляемость, зрительное, мышечное и умственное утомление, изменение кожно-гальванической реакции, частоты сердечных сокращений, артериального давления.

Основоположником изучения интернет-зависимости считают профессора психологии Питсбургского университета Кимберли С. Янг. В 1995 году она сделала вывод о том, что компьютер может разрушить человеческую жизнь как в физическом, так и в психическом и социальном смыслах. Она провела аналогию между зависимостью от наркотиков, алкоголя, азартных игр, переедания, секса и зависимостью от Интернета и создала тест-опросник, выявляющий интернет- зависимость. По данным Янг, интернет-зависимыми оказались около 5 % пользователей Интернета - и это в то время, когда и компьютерные технологии были слабее, и распространенность Интернета ниже, чем в наши дни. В 1998-1999 годах появились первые серьезные научные труды по данной проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд и др.). Тогда же время в США были созданы консультативно-диагностические и исследовательские службы по проблеме интернет-зависимости.

В нашей стране данный феномен изучается в основном психологами, которые усматривают схожесть интернет-зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми или с химической зависимостью вроде курения и наркомании. Первой из российских врачей подробно исследовать данную проблему стала врач-психиатр В.А. Лоскутова, которая перевела и адаптировала тест К. Янг и предложила рассматривать интернет-зависимость как одну из нехимических аддикпий с соответствующими диагностическими критериями и коррекцией. Согласно ее данным, основными мотивационными факторами возникновения зависимости от Интернета являются возможность анонимного общения с людьми, свободного от морального и этического контроля, реализация не достижимых в реальной жизни фантазий, отождествление себя с любыми персонажами, неограниченный выбор собеседников и их быстрая смена в любом уголке мира, неограниченный доступ к любой информации, ощущение собственного могущества [Лоскутова].

Недавние исследования психиатров говорят о том, что разные формы зависимости связаны между собой и могут переходить одна в другую: нехимическая наркомания часто заменяется химической, к Интернету еще добавляются алкоголь или наркотики [Кирдан, 2006]. Кроме того, нередко за зависимостью от Интернета скрываются различные психические нарушения. С другой стороны, известно, что в патогенезе нехимических зависимостей имеет значение дефицит серотонина, который проявляется тревогой, сниженным фоном настроения, вплоть до суицидального поведения [Мосолов]. Таким образом, интернет-зависимость можно определить как нехимическую зависимость, сопровождающуюся выраженными психологическими симптомами и социальной дезадаптацией.

К. Янг определила пять основных типов интернет-зависимости:

  • 1) навязчивые, бесконечные путешествия по Сети в поисках различной информации;
  • 2) пристрастие к общению и знакомствам в Интернете;
  • 3) навязчивое увлечение компьютерными играми в Сети;
  • 4) навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию виртуальным сексом;
  • 5) желание осуществлять иногда совсем не нужные покупки в интернет-магазинах ,

М. Орзак выделила физиологические и психологические симптомы, при выявлении которых можно говорить о наличии у человека компьютерной или интернет-зависимости. К психологическим симптомам она отнесла невозможность остановиться, эйфорию, увеличение времени, проводимого за компьютером; ощущения раздражения, тревоги и даже депрессии, когда человек находится не за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями, ложь в семье или на работе о своей деятельности, проблемы с работой или учебой. К физиологическим симптомам относятся сухость и резь в глазах, головная боль как при мигрени, боль в спине, поражения нервных стволов руки как результат длительного перенапряжения мышц, расстройства сна, проблемы с желудочно-кишечным трактом из-за нерегулярного питания, пренебрежение личной гигиеной.

К. Янг говорит о том, что при прекращении пользования Интернетом у зависимых возникает типичный симптом отмены, выражающийся в повышенной тревожности, раздражительности вплоть до состояния депрессии , Интернет-аддикты - индивидуалисты, легко адап- тирующися к относительной изоляции, обладающие высоким уровнем абстрактного мышления, чувствительные и эмоционально реагирующие на других людей, иногда с таким накалом эмоций, который невозможен при общении лицом к лицу , В итоге это может привести к тому, что интернет-зависимый человек становится аутсайдером в реальной жизни и тогда уже использует Сеть для получения социальной поддержки, психологического и сексуального удовлетворения, а также возможности создания нового «Я», приобретающего таким образом признание окружающих.

Особенно актуальна проблема возникновения интернет-зависимости в молодежной среде, так как в наши дни даже маленькие дети, вместо того чтобы играть в игрушки, сидят у компьютера. Очень часто в Интернете подростки попадают в ролевую онлайн-игру, которая через некоторое время становится их любимым времяпрепровождением: там они и играют, и общаются, и игра, у которой нет конца, постепенно становится более реальной, чем сама жизнь. Выбирая себе персонажа, увлеченный ребенок рисует ему внешность, дает те характеристики, которые хотел бы иметь сам. Он попадает в сказочный мир, где начинается общение, стиль которого он выбирает самостоятельно. Подросток 13-15 лет в игре может быть насколько опытен, что даже старшие по возрасту люди начинают относиться к нему в процессе игры как к равному. Возникает ощущение, что ты не один, твои интересы разделяются миллионами людей, с которыми можно легко знакомиться, нет необходимости задумываться о том, что хорошо, а что плохо, что прилично, а что нет, никто не осудит, легко можно дать сдачи обидчику. Игры такого типа удовлетворяют практически все потребности - общение на любые темы, флирт и даже социальную реализацию: мальчики чувствуют себя добытчиками, рыцарями, способными защитить девушку; девочки, в свою очередь, помогают им, поддерживают. В итоге подросток понимает, что таких, как он, - много, и если возникает проблема в реальности, то он пускает ее на самотек, возвращаясь в Сеть, и не замечает, как становится интернет-зависимым.

Появление зависимости у подростка происходит не сразу, а проходит через несколько стадий.

  • 1. Стадия легкой увлеченности. Впервые поиграв в игру, ребенок получает положительные эмоции, ведь ему так хочется быть сильным, уверенным в себе; он сравнивает реальный мир и виртуальный и может выбрать последний, хотя пока потребности в игре еще нет.
  • 2. Стадия увлеченности, когда появляется потребность играть. Игра приобретает систематический характер.
  • 3. Стадия зависимости, на которой происходит вытеснение игрой реального мира.

В одном из наших исследований [Маринова] были изучены особенности отношения к Интернету московских школьников и их возможная интернет-зависимость. Результаты анкетирования показали, что школьники считают Интернет полезным открытием, которое прежде всего помогает им в учебе. Они слышали о влиянии компьютера на здоровье, об интернет-зависимости, но не боятся ни первого, ни второго. Несмотря на это, у 12 % опрошенных был выявлен синдром интернет-зависимости.

Очевидно, что современные компьютерные технологии оказывают большое воздействие на психику подростков. С каждым днем становится всё больше пользователей Интернета, но далеко не все они «поглощаются» виртуальной реальностью и приобретают психическую зависимость. Существует мнение, что интернет-зависимыми становятся только люди, имеющие склонность к возникновению разного вида аддикций, то есть негативное влияние Интернета напрямую связано с особенностями личности пользователя и может являться результатом расстройства волевого контроля. Интересна концепция Д.В. Колесова, объясняющая принципиальное сходство различных типов зависимостей потребностным циклом с гедоническим ядром, что позволяет предположить сходство нейрофизиологических механизмов получения удовольствия независимо от предмета пагубного пристрастия [Колесов].

Пока специалисты продолжают спорить о том, является интернет- зависимость болезнью или нет, необходимо создавать специализированные клиники или нет, число интернет-аддиктов среди молодежи продолжает увеличиваться. Говорить о синдроме интернет-зависимости однозначно нельзя, т.к. специфика болезни проявляется в большей степени в социальном плане, чем в физическом. Естественно, нельзя и лечить эту болезнь как алкоголизм или наркоманию, т.к. в современном мире компьютеров невозможно полное воздержание от них, а проблема патологической зависимости возникает только тогда, когда стремление отключиться от реальности становится центральной, доминирующей идеей человека. Интернет - новая реальность, с которой нужно считаться, поэтому необходимы дальнейшие мультидисциплинарные исследования его влияния на человека.