Викторина что ты знаешь о растениях. Викторина «Удивительная жизнь растений нашего региона. Тема: « В мире растений»

Викторина "Удивительный мир растений".
Цель:
закреплять знания о растениях, расширять кругозор детей.
Викторина рассчитана для учащихся 5-8 классов.
Предварительная работа:
1. Оформить стенд с творческими работами детей (рисунками, рефератами, сообщениями по данной теме).
2. Оформить фотовыставку с изображением растительного мира (по возможности).
3. Можно также подготовить музыкальное сопровождение (на усмотрение педагога).
Предлагается разделить ребят на 2 команды, предложить придумать каждой команде название. Вопросы командам задавать поочерёдно. За каждый правильный ответ учащийся получает жетон. Побеждает команда (или участник), набравшая большее количество жетонов.
Вопросы викторины.
1. Как называлось первое древнейшее растение на Земле? (Куксония).
2. Как называется взаимно полезное содружество двух организмов? (Симбиоз).
3. Как называются летучие вещества с запахом, выделяемые растениями? (Фитонциды).
4. Какую еду любят многие лесные жители: кабаны, олени, медведи? (Жёлуди).
5. Как называется дубовый лес? (Дубрава).
6. Сколько лет живёт лиственница? (до 500 лет).
7. какое дерево самое высокое? (Эвкалипт).
8. Где растёт клюква? (На болоте или в сосновом лесу).
9. Это растение называют "корнем жизни". (Женьшень).
10. Какая ягода самая большая? (Арбуз).
11. Японская декоративная вишня. (Сакура).
12. Древние индусы и египтяне считали этот цветок, цветком богов. (Лотос).
13. За что столетник (алоэ) получил своё название? (Считается, что он цветёт в комнатных условиях 1 раз в 100 лет).
14. Когда цветёт папоротник? (Папоротник не цветёт).
15. Сколько лет кусту малины? (2 года).
16. Какой цветок считается самым красивым? (Роза).
17. Самый важный овощ из паслёновых. (Картофель).
18. Как называется плод ананаса и банана? (Ягода).
19. Бывают ли хищные растения? (Да. Росянка, венерина мухоловка, цефалотус).
20. Какое дерево считается символом России? (Берёза).
21. Другое название земляной груши. (Топинамбур).
22. Какое лекарство получают из морских водорослей? (Йод).
23. Из камеди какого дерева делают жевательную резинку? (Саподиллы).
24. Первый весенний лесной цветок. (Ландыш).
25. Дерево с шишками. (Ель, сосна).
26. Какая ягода бывает чёрной, белой и красной? (Смородина).
27. Окаменевшая смола древних хвойных деревьев. (Янтарь).
28. Оранжевые ягоды этого растения содержат много витамин, а маслом лечат ожоги и обморожения? (Облепиха).
29. Как называются сушёные абрикосы без косточек? (Курага).
30. Плоды этого тропического растения жёлтого цвета, крупные. весом до 1 кг. (Манго).
31. Этот цитрус содержит большое количество витамина С. Мореплаватели Средневековья брали его с собой в плавание как средство от цинги. (Лимон).
32. Сухие листья этого растения добавляют в разные блюда как ароматную приправу. (Лавр).
33. Сколько лет живёт баобаб? (До 3000 лет).
34. Где растут липучки-мухоловки (роридула Горгоны)? (На юге Африки на болотах).
35. Какую траву очень любят кошки? (Валериану).
36. Что такое ваниль? (Это лиана, лазающая орхидея).
37. Как называются листья можжевельника? (Хвоя).
38. Сколько лет живёт сосна? (Американская сосна долговечная - 4900 лет).
39. До каких размеров достигает диаметр ствола мамонтова дерева? (до 10 м).
40. Мёд этого дерева считается самым ценным. (Липа).
41. Лекарственное дерево, жгучий сорняк. (Крапива).
42. Самая высокая трава на Земле. (Бамбук).
43. Из каких растений получают сахар? (Сахарного тростника, сахарной свёклы).
44. Растёт ли дерево зимой? (Нет. Зимой деревья "спят").
45. Какое растение имеет самые крупные плоды в мире? (Тыква).
46. Какое растение считают символом мира? (Олива).
47. У какого растения самые большие листья? (Виктория амазонская, диаметр более 2м).
48. У какого растения самые большие цветы? (Раффлезия Арнольда, диаметр -1м, масса-6 кг).
50. Какое дерево самое морозоустойчивое? (Лиственница).
51. Соком этого ядовитого лекарственного растения выводят бородавки. (Чистотел).
52. Из каких деревьев получают лекарство? (Липа, ель, сосна, берёза).
53. Какой цветок считается самым дорогим? (Тюльпан).
54. Это дерево - одно из самых пахучих, его ягоды используются как вяжущее средство. (Черёмуха).
55. Какая трава лечит от 99 болезней? (Зверобой).
56. Какой цветок называют касатиком? (Ирис).
57. Какое растение считается вторым хлебом, кормильцем Востока? (Рис).
58. Какая ягода поможет больному горлу? (Малина).
59. Как по-другому называется сладкий картофель? (Батат).
60. Какой гриб называют "заячья картошка"? (Гриб-дождевик).
По окончанию викторины победители награждаются.

Викторина «Эти удивительные растения» Ифутина Л.Н. 3А класс

Цели: Воспитывать бережное отношение к миру растений, обогащать знания детей о живой природе, развивать у детей потребность в чтении познавательной и справочной литературы, воспитывать сдержанность и чувство такта по отношению к другой команде.

Оборудование: Картинки растений, муляжи фруктов, кроссворд, цветик-семицветик.

Ведущий: Природа удивительна и разнообразна. Восхитительными созданиями природы являются растения. Вы не раз с замиранием сердца рассматривали их удивительную окраску, любовались их причудливыми формами, восхищались неповторимым ароматом.

Сегодня мы с вами поговорим о растениях. Поэты всех времён восхваляли их в своих стихах. Послушаем их. (Дети читают стихи.)

С.Баруздин «Подорожник»

Есть множество цветов

Красивых, осторожных,

Но мне приятней всех

Обычный подорожник.

Ему, быть может,

И трудней расти,

Но всё же он с людьми

Находится в пути.

Т.Белозёров «Кувшинка»

Тишина. Лишь кое-где

Скрипнет камышинка.

Спит на розовой воде белая кувшинка.

Спит и видит, что не спит,

А за стаей вольной

Белой уточкой летит

Над водой раздольной.

З.Александрова «Ромашки»

Маленькое солнце на моей ладошке,-

Белая ромашка на зелёной ножке.

С белым ободочком жёлтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки.

Зацвели ромашки-наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты.

В глиняном кувшине, вазе или чашке

Весело теснятся крупные ромашки.

В.Товарков «Сирень»

Цветёт сирень, благоухает.

Посёлок дачный весь в цвету.

И пруд тенистый отражает

Лиловых гроздьев красоту.

Сирень вокруг, сирень над нами.

Как будто бы издалека

На нас плывут между домами

Сиреневые облака.

Ведущий: Сейчас мы проведём викторину «Эти удивительные растения». Слайд 1. У нас две команды: «Колокольчики» и «Розочки».

1 конкурс «Легенды о растениях»

Растения с давних пор были помощниками и друзьями человека. О них сложено немало легенд. Вы должны отгадать название растения, а я расскажу о нём легенду.

1. Этот цветок похож на перевёрнутый головной восточный убор. (тюльпан)

Существует легенда, что в бутоне жёлтого тюльпана будто бы заключено счастье. До него никто не мог добраться. Не было силы, которая бы открыла бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребёнком. Малыш вырвался из рук матери, подбежал со звонким смехом к цветку, и бутон раскрылся. И к людям пришло счастье.

2. Этот цвеок называют сестрой милосердия.В народе- поповник, белоголовник, Иванов цвет. Считается национальным цветком России.(ромашка)

Есть предание: стоит будто бы весеннему солнцу притронуться к снежинкам, как они превращаются в милых ромашек. А отшумит лето, отдохнёт осень- ромашки снова снежинками станут. Закружатся, запляшут волшебной метелью. Так и живут, не расставаясь с людьми!

3. В народе цветок называют бобыльником, переполохом, звоновой травой. Хлеборобы не очень любят этот цветок, так как он- сорняк.(василёк)

Полюбили друг друга Русалочка и красивый парень Василий. Да не сложилось у них счастье. Русалочка не могла жить без воды, а Василий без земли.И превратила Русалочка своего любимого в голубой цветок. Думала, что пойдут дожди и унесут цветок в водную пучину. Но Вася-Василёк пустил крепкие корни. Так и живёт на земле.

4. Цветок неприхотливый до крайности. Ему и обочина дороги подходит, и лесные опушки, и сады.и огороды он не обходит. В народе его называют «теремок», «пухлянка».

(одуванчик)

Однажды Солнце взмахнуло рукавом, и брызнули на Землю золотые одуванчики. И весело стало на Земле. А.Зима рассердилась на Солнце, махнула рукавом и запорошила весёлые огоньки снегом. С той поры братцы-одуванчики и щеголяют: сначала в жёлтом платье,потом в пушистой шубке. Слайд 2.

Музыкальная пауза (песня «Волшебный цветок»)

2 конкурс «Доскажи словечко»

1.Злая, как волчица,

Жжётся, как горчица;

Что это за диво?

Это же….(крапива)!

2.Не видна из грядки,

Играет с нами в прятки.

И никто бы не нашёл,

Да гляди, торчит хохол!

Потяните крепко,

Вятащится…(репка)

3.Набирай скорее в миску

Краснощёкую …(редиску)

4.Золотой и молодой За неделю стал седой. А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший…(одуванчик)

5.Захотелось плакать вдруг-

Слёзы лить заставил …(лук)

6.Под кустом копнёшь немножко-

Выглянет на свет …(картошка)

Физминутка «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Потянулся, встрепенулся,

Вдруг вспорхнул и полетел.

3 конкурс Кроссворд

4

По горизонтали:

1.У какого растения молодые листья завёрнуты, как улитка? (папоротник)

2.О каком дереве говорят «могучий», «богатырский»? В благоприятных условиях доживает до 1000 лет.(дуб)

По вертикали:

3. У какого дерева даже в самый жаркий день кора остаётся прохладной? (берёза)

4.Сок, какого растения закапывают в нос при насморке? (алоэ)

5.Название какого цветка в переводе с греческого означает «звезда»?

6.У какого дерева осенью листья красные? (клён)

7.Растение с жёлто-коричневыми или сине-фиолетовыми цветами. Название в переводе с греческого означает «радуга». (ирис)

8.У какого растения вместо листьев колючки? (кактус)

Физминутка «Цветы»

(Дети изображают розу, рогоз, василёк, тюльпан, ромашку.)

4 «Конкурс капитанов»

Игра «Выбери нужное слово»

1.Какое из этих комнатных растений похоже на дерево?

Фиалка, традесканция,фикус, хлорофитум.

2.Из какого дерева делают спички?

Дуб, осина , берёза,сосна.

3.Какое комнатное растение своим резким запахом отпугивает моль?

Декабрист, папоротник, кактус, герань .

4.Как называют дикую розу?

Шиповник , пион, флокс, хризантема.

5 конкурс Сказочный»

Помните слова из сказки Валентина Петровича Катаева «Цветик-семицветик»?

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли

Быть по - моему вели!

Цветик-семицветик перед вами. Он поможет вам вспомнить, в каких сказках встречаются цветы.

(Дети из каждой команды отрывают по очереди лепесток, читают задание на обратной его стороне и называют сказку.)

1. Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок. Только она его посадила, зёрнышко сразу дало росток, а из ростка сразу вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан. (Г.Х.Андерсен «Дюймовочка») Слайд 3.

2. Из ларца достали чудесную розу.

Но принцесса потрогала розу и чуть не заплакала.

Фи, папа! Она не искусственная, она настоящая! (Г.Х.Андерсен «Свинопас») Слайд 4.

3. На пригорочке зелёном цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Запах от цветка по всему саду ровно струя бежит. (Аксаков «Аленький цветочек») Слайд 5.

4. Старушка повела девочку всвой цветник. У девочки разбежались глаза. Тут были цветы всех стран и всех времён года. Она играла среди цветов, пока не село солнце. Потом её уложили в чудесную постель с красными шёлковыми пушинками, набитыми голубыми фиалками. (Г.Х.Андерсен «Снежная королева») Слайд 6.

5. Чтобы передохнуть, мальчик вылезна большой лист водяной лилии. Сел на нём, плотно обхватил коленки и сказал, стуча зубами: «Дайте поесть чего-нибудь, лягушки!»

(А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино») Слайд 7.

6. Сейчас же беги к человеческим хижинам в долину и возьми кусочек красного цветка, который они хранят там. Тогда у тебя будет более сильный друг, чем я. Он хранится в ма- леньких горшочках, и его боятся все звери. (Р.Киплинг «Маугли») Слайд 8.

7. Старуха обращается к падчерице:

Что, отдохнула? Обогрелась? Надо тебе ещё кое – куда сбегать.

Куда же это, далеко?

В лес, за подснежниками. (С. Я.Маршак «Двенадцать месяцев») Слайд 9.

6 конкурс «Что где растёт?»

(На доске 2 столбика слов. Нужно соединить стрелками название растения и место его произрастания.)

астра на болоте

овёс на лугу

колокольчик в огороде

камыш в саду

укроп в лесу

ландыш в поле

Ведущий : - Ребята, все вы знаете и любите растения. Но нужно не только знать и любить, но и охранять эти удивительные создания природы! Слайд 10. это удивительное растение только при достижении 150 ... 2015 учебном году Сроки проведения викторины Викторина «Зеленая академия» проводится в...

  • Викторина по математике для 9-х классов к "Неделе математики"

    Викторина

    Классов к "Неделе математики" План проведения викторины : Приветствие команд: а) эмблема; б) ... домашних. Но даже из этого удивительного для нас соединения дарований... ? 1-й: Окружающий нас мир. Животных, растений . 2-й: Они реально существуют? 1-й: Да...

  • Викторина «Удивительные открытия и изобретения человечества»

    Викторина

    Движения планет, открытие клеточного строения растений , пересадка сердца… Великие изобретения и открытия... в энциклопедиях. Именно этим вопросам и будет посвящена наша викторина ; таким, как: 1. Удивительные изобретения человечества...

  • Викторина по физике, истории, литературе, обж, биологии «Что? Где? Когда?»

    Викторина

    Времени, отведенного на викторину , количества команд. Викторину можно использовать в... назад благодаря конкистадорам. Без этого растения не обойтись в парфюмерии, ... Кирпичин против знатоков. Это удивительное инженерное сооружение повергло противников...

  • Гульнур Исхакова
    Игра-викторина «Волшебный мир растений»

    ГБОУ МКЛ № 1310

    Дошкольное отделение

    Игра -викторина с детьми подготовительной группы

    на тему «Волшебный мир растений » .

    Разработала и провела :

    воспитатель ГБОУ МКЛ № 1310

    Исхакова Г. Х.

    Москва, 2016г.

    Игра - викторина с детьми подготовительной группы

    на тему «Волшебный мир растений » .

    Программные задачи :

    Обобщить знания и расширить кругозор детей о разных видах растениях ;

    Закрепить знания о разновидностях комнатных растений и об их уходе .

    Воспитать любовь и бережное отношение к природе.

    Оборудование :карандаши,разрезные картинки с растениями ,иллюстрации с комнатными расстениями,эмблемы для участников команд.

    Виды деятельности :

    позновательно-исследовательская.

    В :-ребята сегодня мы с вами будем играть в игру викторину . И тема наша называется волшебный мир растений .

    В :- я буду вам называть разные,интересные вопросы, а вы будете на них правильно отвечать.

    Организуется приветствие команд «Фиалки» «Ромашки» . Каждая команда читает свой девиз.

    В :- Капитаны каждой команды представьте своих команд,

    Первым представляет свою команду, капитан команды «ФИАЛКА»

    Капитан команды- наша команда - (ФИАЛКА)

    - наш девиз :

    Опять фиалка на окне

    Нам подарила свой букетик

    С фиалкой щедрой на ровне

    Я для тебя цвету на свете.

    Я лишь прошу меня укрой.

    Рукой, полей водой прощения

    Не пережить мне и снег и зной

    Ведь я -домашнее растение .

    В :- следующую команду представит капитан команды «Ромашки.»

    капитан команды - наша команда (Ромашки)

    наш девиз : Золотая середина

    И лучи идут кругом

    Это может быть картина

    Солнце в небом голубом.

    Нет не солнце, на бумажке

    На лугу цветок ромашки.

    В- ребята как вы уже знаете растения бывают разными : по месту произрастания они бывают комнатные луговые,полевые. Они могут быть декоративные,лекарственные. И подробнее мы с вами сегодня про них будем рассказывать.

    В :- первый конкурс. Каждая команда должна назвать 3 растения комнатные и луговые .

    Ответы : команда фиалки

    Бальзамин

    Команда ромашки Крапива.

    Подорожник.

    В :- Второй конкурс. На какие 2 вида делятся комнатные растения .

    (тенелюбивые, светолюбивые) . Назовите растения которые относятся к тенелюбивым и светолюбивым.

    Тенелюбивые растения -бегония ,кливия, традэсканция. Они любят тень и на солнце эти растения высыхают .

    Светолюбивые растения -фикус , колеус, бальзамин. Эти растения без света и солнца они погибают, а бальзамин не расцветает.

    В :-Третий конкурс. Назовите из каких частей может состоят растения ?

    В : -ребята, перед вами на столах лежат конверты в которых находятся разрезная картинка с изображение цветущих растений . Ваша задача собрать изображения и называть для чего нужны растению следующие части :

    1 команда : корень 2 команда : стебель

    листья. Цветок.

    В :- четвертый конкурс. Игра «Четвертый лишний»

    В :- ребята лежат картинки, нужно выбрать среди растений

    лишнию растению , и сказать почему, обосновать свой выбор. (у детей на столах картинки в перемешку с растениями тенелюбивыми и светолюбивыми, среди них нужно выбрать растения светолюбивые ; Картинки с комнатными растениями в перемешку с дикорастущими , нужно выбрать дикорастущие растения ; Цветущие растения в перемешку с нецветущими растениями , нужно выбрать среди них нецветущие растения ; Лекарственные растения в перемешку с обычными растениями , среди них выбрать обычные растения .)

    В :- ребята давайте сейчас после конкурса, немножко отдохнем, поиграем физкультминутку , будем имитировать движения.

    Физкультминутка.

    Выросли в саду цветки (руки плавно поднять, верх потянуться)

    распустили лепестки.

    Вдруг повеял ветерок-(легкий бег)

    Ветерок их оторвет

    И на землю их вернет (приседание)

    В :- пятый конкурс. Дети получают 2 карточки на команду, на которых изображено растения . (бегония, алоэ) .И детям нужно опредилить в каком способе ухода нуждаются эти растения .

    (Дети рисуют карандашами разные способы ухода за растениями )

    В :- шестой конкурс. Загадки. Какая команда быстрее отгадает загадки про растения .

    1. Не огонь а жжется. (крапива)

    2. Стоит в саду кудряшка белая рубашка (ромашка)

    3. Стоит мокрый Ванек, а вкудрях огонек. (Ванька мокрый)

    4. Всю зиму всю лето в красное платье одета. (бегония)

    5. Просит у меня дружок

    Фиалетовый цветок

    Мне отдать его не жалко

    Подарю дружку фиалку. (фиалка)

    6. Хороши веера,

    Из зеленого пера

    В горшке стоят

    На меня глядят (Пальма.)

    Подведение итогов. Викторина заканчивается с песней «Зеленый мир» .муз. Перцехоладзе.

    Публикации по теме:

    Игра-викторина «Что за прелесть - эти сказки!» Цель: обобщение знаний по сказкам Задачи: образовательные: вспомнить и закрепить знания о героях и названиях детских сказок; развивающие:.

    Игра-викторина «Карусель здоровья» Игра – викторина «Карусель здоровья». Цель: формировать мотивацию к укреплению и сохранению своего здоровья. Задачи: развивать и совершенствовать.

    Игра-Викторина. Любимый сказочный герой. Интеграция образовательных областей:"Коммуникация","Художественное творчество"(лепка,"Чтение художественной литературы","Социализация".

    Игра-викторина по сказкам Программное содержание:расширить знание детей о хорошо знакомых сказках, формировать художественно-речевые способности;развивать память;.

    1. Как с греческого языка переводится название растения астра? (Звезда.)

    2. В отличие от всех других плодов, которые мы употребляем в пищу, этот мы едим только в незрелом виде. (Огурец.)

    3. Эта дикая ягода получила свое название за то, что ветви ее сплошь покрыты острыми шипами, как и кожа колючего лесного жителя. (Ежевика.)

    4. Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно - «поземка», у немцев - «земляная ягода». По-русски название этой ароматной лесной ягоды звучит очень похоже. (Земляника.)

    5. Это дерево цветет позже других деревьев, но зато распространяет такой изумительный аромат, что узнать его по запаху можно издалека. К тому же его цветки являются прекрасным средством от простуды. (Липа.)

    6. Слово капут в переводе с латинского языка означает «голова». Покупая этот полезный овощ, мама часто говорит: «Дайте, пожалуйста, вот эту головку». (Капуста.)

    7. Этот первоцвет получил свое название из-за своих листьев. Снаружи они темные, гладкие и холодные, а изнутри - теплые, мягкие и светлые. (Мать-и-мачеха.)

    8. В России в ночь на 22 июня отмечали праздник Ивана Купалы. Юноши и девушки искали в лесу цветок папоротника, который, по преданию, приносит счастье. А могли ли они его найти? Почему? (Нет. Цветка папоротника не существует.)

    9. В России, как, впрочем, и во многих других странах, «цветком солнца», «солнечным сыном» называют этот крупный цветок, из семян которого получают полезное масло. Кроме того, он является прекрасным очистителем воздуха. (Подсолнечник.)

    10. Почему у ели нижние ветви находятся у самой земли, а у сосны - гораздо выше? (Сосна - светолюбивое растение.)

    11. Это симпатичное с виду болотное растение - настоящий хищник. Оно «питается» комарами и другими насекомыми. А как оно называется? (Росянка.)

    12. С этим стройным нежным деревцем часто сравнивают красивых юных девушек. А еще на коре этого дерева в старину писали, используя его вместо бумаги. Что это за дерево? (Береза.)

    13. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков... (горох).

    14. Это вовсе не качели, а растение такое - Обезьянам развлечение, покачаться можно вволю. (Лиана.)

    15. Есть у родственницы елки неколючие иголки,

    Но, в отличие от елки, опадают те иголки. (Лиственница.)

    16. На ветке - конфетки с начинкой медовой,

    А кожа на ветке - породы ежовой. (Крыжовник.)

    17. Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)

    18. Стоят в поле сестрички -

    Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка.)

    19. Если высушить виноград, то что получится? (Изюм.)

    20. Экзотический, мохнатый, зеленый, но сладко-кислый фрукт. (Киви.)

    21. Эй, звоночки, синий цвет,

    С язычком, а звону нет! (Колокольчик.)

    22. Цветок синего цвета, который часто можно отыскать во ржи. (Василек.)

    23. Колючка на розе. (Шип.)

    Левашова Елена Викторовна
    Должность: педагог дополнительного образования
    Учебное заведение: МБУ ДО " Станция юных натуралистов"
    Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область
    Наименование материала: методическая разработка
    Тема: Игра-викторина " Эти удивительные растения"
    Дата публикации: 02.11.2017
    Раздел: дополнительное образование

    Игра-викторина «Эти удивительные растения»

    Введение

    Большое значение в развитии познавательных интересов учащихся имеют биологические

    игры и викторины. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что дает возможность

    полнее и тоньше воспринимать окружающую природу.

    познавательные

    сообразительности,

    ориентировки

    определенных условиях и большой наблюдательности.

    Цель: формирование познавательного интереса к природе, расширение кругозора учащихся,

    организация досуга.

    Задачи:

    Обучающие: обогащение знаний по растениеводству.

    Развивающие: развитие мышления, познавательного интереса.

    Воспитательные: формирование бережного отношения к растениям, эстетического восприятия

    живой природы; воспитание чувства товарищества, умения работать в коллективе.

    Данная игра-викторина может проводиться как среди учащихся одного кружка, так и

    учащихся

    Методическая

    разработка

    закреплении

    пройденного

    занятиях

    материала

    «Декоративные

    растения»,

    «Лекарственные

    растения»,

    «Ядовитые

    растения»,

    «Растения-хищники»,

    «Луковичные

    растения», «Растения-барометры» и др.; будет способствовать расширению кругозора; поможет

    организовать досуг учащихся, например, в дни весенних каникул.

    В игре могут принять участие 10 – 12 ребят 3 – 5 классов. Все участники игры делятся

    на две команды, выбирают капитанов и определяют названия команд. Руководитель и два

    помощника ведут подсчет очков (Приложение 2).

    Игра – викторина состоит из семи этапов (соревнований). Сочетание викторин, загадок,

    конкурса капитанов с двумя подвижными играми делает эти соревнования увлекательными.

    Выигравшая команда награждается сувенирами – самоделками, специально изготовленными к

    этим соревнованиям.

    Оборудование для проведения игры – викторины:

    Мультимедийный проектор, ноутбук

    Листочки, два карандаша

    Карточки с изображением декоративных растений

    Два мяча или два воздушных шарика

    Карточки с изображением цветов двух расцветок (синей и бордовой) для проведения

    3 этапа соревнования «Собери букет».

    Проведение игры-викторины

    1 этап «Разминка»

    Участникам первого этапа игры предлагается вспомнить литературные произведения, в

    которых среди персонажей есть растения и указать названия этих растений, например: «Репка»

    «Золушка»

    «Принцесса

    горошине»

    «Двенадцать

    месяцев»

    (подснежники), «Дикие лебеди» (крапива) и т. д.

    Капитаны команд записывают на листочках ответы членов своей команды, а затем

    передают их педагогу для оценки.

    За правильно названное произведение и указанное растение команда получает

    2 этап «Биологическая викторина «Из жизни растений»

    При проведении викторины педагог задает по очереди каждой команде вопрос (вопросы

    должны быть представлены на слайде), на который отвечает член команды, первым поднявший

    руку. Если на этот вопрос не смогли ответить ребята из одной команды, то этот же вопрос

    задается

    правильный

    поставленный вопрос, команды очков не получают, а педагог сам дает ответ.

    Правильные ответы

    оцениваются в два балла.

    Цветы, каких растений издают аромат только ночью и почему?

    (Цветы душистого табака привлекают ароматом насекомых для опыления).

    Почему цветы, распускающиеся ночью, имеют светлую окраску?

    (Белые цветы лучше заметны ночью насекомым-опылителям).

    Назовите медоносные растения.

    (Липа, гречиха, клевер, донник и др.).

    Приведите примеры насекомоядных растений.

    (Росянка, пузырчатка, венерина мухоловка).

    Какие луковичные растения растут в наших садах и цветниках?

    (Лилии, тюльпаны, нарциссы, гладиолусы и др.).

    Какие растения используются в медицине для приготовления лекарств?

    (Ландыш, бессмертник, пустырник, наперстянка и др.)

    Из каких цветов варят варенье?

    (Из розы, одуванчика).

    Какие цветы преподносятся при вручении Нобелевской премии и носят название «мысль»?

    (Анютины глазки. Родина их Англия).

    Перечислите растения, в названии которых заключены женские и мужские имена.

    (Иван-да-Марья, василек, маргаритка, анютины глазки, роза, иван-чай).

    10. В названии какого цветка заключено название государства?

    (Настурция).

    11. Какое произведение А.М. Горького названо по имени цветка?

    11. Какая ягода заменяет лимон?

    12. Какое растение называют северной мимозой?

    (Кислица)

    13. Назовите 3-5 ядовитых растений, встречающихся в нашей местности.

    (Вороний глаз, купена, ландыш, волчье лыко, борщевик Сосновского).

    14. Из каких растений можно приготовить напиток, заменяющий кофе?

    (Из корней одуванчика, из корней цикория, желудей дуба).

    15. Можно ли без часов определить время?

    распусканию

    некоторых

    распускаются

    закрываются

    определенное время суток).

    16. По каким цветам можно узнать о приближении дождя?

    (Одуванчик, вьюнок - к ненастью закрываются).

    17. Плоды какого кустарника называются «кладовой витаминов»?

    (Шиповника).

    Какая особенность кувшинки послужила причиной для легенды о колдовских чарах цветка?

    (Кувшинка на ночь закрывается и погружается в воду, утром всплывает и раскрывается).

    19. У какого растения плод похож на якорь?

    (Водяной орех – чилим).

    20. Какое растение может заменить йод и вату?

    (Мох – сфагнум).

    3 этап «Игра «Собери букет»

    Для участия в данном конкурсе приглашаются по одному представителю от команды.

    раскладывает

    игроками

    например,

    участникам завязывают глаза и раскладывают среди цветов синей окраски цветы бордовой

    окраски. Игроки собирают букет. Побеждает та команда, у представителя которой в букете

    окажется больше синих цветов.

    За каждый синий цветок присуждается два балла.

    4 этап «Назови растение»

    При проведении данного соревнования используются карточки с изображением растений

    (Приложение 1). Капитаны по очереди берут по одной карточке, совещаются с членами команды

    и называют растение. Если команда определяет растение, то оставляет карточку у себя. В случае

    неправильного ответа капитан возвращает карточку педагогу.

    Правильные ответы оцениваются в два балла.

    5 этап «Загадки»

    зачитывает

    представлены на слайде). Если правильный ответ не дали ребята из одной команды, то ребятам

    из другой команды предоставляется возможность дать правильный ответ. Если ни одна из

    команд не смогла дать правильный ответ на загадку, команды очков не получают, а педагог

    демонстрирует слайд с правильным ответом. Правильные ответы оцениваются в два балла.

    1. Весной я красный, как кумач,

    Летом похож на мяч,

    А осенью в домишке живут мои детишки. (Мак)

    2. Есть один такой цветок,

    Не вплетешь его в венок.

    На него подуй слегка:

    Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик)

    3. Я и в поле, и в саду

    У прохожих на виду.

    Голова моя бела,

    Лепестками поросла. (Ромашка)

    4. На зеленом шнурочке

    Белые звоночки. (Ландыш)

    5. Царицей цветов я зовусь,

    На вид я прекрасна, нежна,

    Но тронешь меня невзначай,

    Почувствуешь, как я сильна. (Роза)

    6. Колосится в поле рожь.

    Там, во ржи, цветок найдешь.

    Ярко-синий и пушистый,

    Только жаль, что не душистый. (Василек)

    7. На припеке у пеньков

    Много тонких стебельков.

    Каждый тонкий стебелек

    Держит алый огонек.

    Разгибаем стебельки -

    Собираем огоньки. (Земляника)

    8. Ягоды зеленые,

    А всеми хваленые,

    Растут с костями

    Висят кистями. (Виноград)

    9. Низок, да колюч,

    Сладок, да не пахуч.

    Ягоды сорвешь -

    Всю руку обдерешь. (Крыжовник)

    10. В сенокос – горька,

    А в мороз сладка,

    Что за ягодка? (Калина)

    11. Растет зеленый кустик,

    Дотронешься – укусит. (Крапива)

    12. Выросла травка -

    К пище приправка;

    Ее пожитки -

    Душистые нитки. (Укроп)

    13. Раскололся тесный домик

    На две половинки.

    И посыпались оттуда

    Бусинки – дробинки. (Горох)

    14. Лоскуток на лоскутке -

    Зеленые заплатки,

    Целый день на животе

    Нежится на грядке. (Капуста)

    15. Круглый, а не кочка;

    Есть дно, а не бочка;

    Есть перья, а не птица;

    Есть горечь, а не горчица. (Лук)

    16. Щеки розовы, нос белый,

    В темноте сижу день целый.

    А рубашка зелена,

    Вся на солнышке она. (Редис)

    17. Будто снежный шар бела,

    По весне она цвела,

    Нежный запах источала.

    А когда пора настала,

    Разом сделалась она

    Вся от ягод черна. (Черемуха)

    18. Русская красавица

    Стоит на поляне,

    В зеленой кофточке,

    В белом сарафане. (Береза)

    19. Стоит он задумчивый,

    В желтом венце,

    Темнеют веснушки

    На круглом лице. (Подсолнечник)

    20. Вырастаю всем на диво,

    Высока, стройна, красива.

    Прячу в светлые перчатки

    Золотистые початки. (Кукуруза)

    6 этап «Игра с мячом»

    Играющие становятся в две шеренги (по командам) на расстоянии полшага друг от друга.

    Капитанам, стоящим впереди команды, дают по мячу или воздушному шарику.

    По сигналу педагога капитаны начинают передавать мячи через голову по цепочке. Мяч может

    быть передан следующему игроку только после того, как он назовет растение на последнюю

    заканчивалось

    Например,

    «тюльпан»,

    команды – «нарцисс», третий – «сирень» и т. д.

    Побеждает команда, которая раньше закончит передачу мяча. Мяч должен вернуться к

    капитану, т. е. к первому игроку.

    Выигравшая команда получает 10-12 баллов (в зависимости от количества игроков).

    Капитаны

    внимательно

    противоположной

    повторении названия растений или падении мяча с команды снимается 2 балла.

    7 этап «Конкурс капитанов»

    Капитаны команд задают друг другу по три вопроса по теме игры, стараясь проявить

    смекалку, находчивость, изобретательность. Вопросы могут быть в форме занимательных задач,

    шуток. Чтобы данное соревнование было более интересным, можно подготовить вопросы

    заранее (домашнее задание). Ответы оцениваются в 5 баллов.

    Литература

    1000 загадок. Ярославль: «Академия развития», 1997.-224 с.

    Журналы «Педсовет», подборка.

    Приложение 1

    Приложение 2

    Оценочная таблица

    Название

    Разминка

    Биологическая

    викторина

    «Из жизни

    растений»

    Определи

    растение