Видовой состав. Видовой состав биоценозов Религия как система перепрошивки, видовой признак и параметр естественного отбора. Типы религий. Логика исторического процесса

Видовой состав растительных сообществ, или списки видов растений, произрастающих в них, является важнейшей характеристикой фитоценозов. По образному выражению профессора Санкт-Петербургского университета, признанного российского геоботаника В. С. Ипатова: «Список видов для геоботаника есть не что иное, как азбука, из которой при описании сообществ исследователь складывает слова и предложения». Несмотря на то, что наибольшее значение в сообществе имеют преобладающие по обилию виды, при описании видового состава необходимо учитывать по возможности все виды растений. Дело в том, что среди видов, количественно играющих в фитоценозе незначительную роль, могут оказаться такие, которые своим присутствием указывают на определенные особенности условий среды и историю формирования сообщества. Например, присутствие на лугу даже в малом количестве лапчатки прямостоячей (Potentilla erecta ) свидетельствует о невысоком почвенном плодородии. Такие виды растений Л. Г. Раменский назвал детерминантными, т.е. определяющими. Сейчас более распространено понятие индикаторные виды, или виды растений, по наличию которых можно качественно или количественно оценивать условия (факторы) внешней среды. Объектами индикации могут быть различные факторы среды: почвенные характеристики, типы подстилающих горных пород, уровень залегания подземных вод и т. п. Например, индикаторными видами по фактору повышенного содержания в почве соединений азота являются крапива двудомная (Urtica dioica), чистотел большой (Chelidonium majus ) и малина обыкновенная (Rubus idaeus ). Присутствие в составе растительного покрова одуванчика лекарственного (Taraxacum officinale ) свидетельствует о глинистом или суглинистом механическом составе почвы, а наличие лютика ползучего (Ranunculus repens ), осоки острой (Carex acuta ) или мяты полевой (Mentha arvensis ) говорит о переувлажнении почвы. Преобладающие же в сообществе виды обычно находят в нем оптимальные для себя условия и поэтому менее чувствительны к некоторым перепадам условий среды, хотя определенное детерминирующее значение имеют, конечно, и они.

Анализ видового состава дает возможность в той или иной мере раскрыть причину формирования фитоценоза и даже заглянуть в его прошлое. Так, в еловых лесах Ленинградской области встречается ветреничка дубравная (Anemonoides nemorosa ), что указывает на почвенное богатство и может свидетельствовать о том, что раньше здесь могли произрастать и другие неморальные виды, в том числе и деревья - дуб (р. Quercus ), ясень (р. Fraxinus ), клен (р. Acer), липа (р. Tilid). Ветреничка же, оказавшись более устойчивой к новым условиям, в частности к смене лесообразующих пород, смогла сохранить свое положение. Некоторые исследователи, в частности П.Д. Ярошенко (1969), рассматривают ветреничку как исторический детерминант, отражающий условия среды в прошлом, в данном случае - реликт атлантического

(неморального) периода, который был 6000 лет назад и считается «климатическим оптимумом».

Существенным признаком фитоценоза служит количество видов. Общее число видов на весь фитоценоз определяет видовое богатство. Другой показатель получается при расчете среднего количества видов на единицу площади, например на квадрат размером 10x10 м (100 м 2) или 1x1 м (1 м 2). Количество видов на единице площади называют видовой насыщенностью. В разных типах фитоценозов обнаруживаются большие различия в значениях этого показателя (табл. 3).

Таблица 3. Видовая насыщенность фитоценозов средней полосы России

Количество видов в фитоценозе определяют многие факторы, например:

  • 1) видовой пул (потенциальный приток диаспор), который определяется общим запасом флоры района и возможностью поступления ее зачатков;
  • 2) экотоп (условия среды); представляет собой настоящее «сито» - чем благоприятнее условия, тем крупнее ячейки сита и тем большее количество видов может произрастать на данной территории;
  • 3) ценотоп (фитоценотический отбор); определяется системой взаимоотношений между видами растений и может приводить к изживанию, ограничению или благоприятствованию одних другими ;
  • 4) гетерогенность среды - чем выше неоднородность среды, тем больше возможностей для произрастания разных видов и тем больше видовое разнообразие;
  • 5) история формирования фитоценоза и его возраст;
  • 6) хозяйственная деятельность человека; может как увеличивать видовое богатство в результате увеличения гетерогенности среды или появления адвентивных (заносных) видов, так и сокращать его из-за избыточной эксплуатации природных ресурсов. Разведение на больших площадях монокультур, чрезмерный выпас скота, многократное выкашивание, нерегулируемый сбор лекарственного сырья - все это может привести к обеднению флоры.

Следует отметить, что чаще всего наиболее флористически богатые фитоценозы возникают в тех случаях, когда ни один вид растений сообщества не является абсолютным доминантом, т. е. не использует ресурсы в большей степени, чем другие виды, и там, где перечисленные выше факторы накладываются один на другой.

В Российской Федерации наибольшее видовое богатство характерно для фитоценозов южной части Дальнего Востока (южнее 50° с.ш.) - в Приморье, где зафиксировано 1850 видов сосудистых растений, из них 460 видов встречается только в этом регионе, а флористические списки отдельных фитоценозов насчитывают более 100 видов. Этот район отличается оптимальными климатическими показателями: большим количеством осадков и высоким уровнем сумм положительных температур. Кроме того, здесь наблюдается большое разнообразие ландшафтов: речные долины перемежаются с возвышенностями, горами и приморскими пляжами. Видовое богатство на юге российского Дальнего Востока определяется не только современным разнообразием экотопов, но и историческими процессами. В частности, древностью экосистем, частично сохранившихся с голоцена, наличием «малых» миграционных путей, способствовавших сбережению разнообразия растений всей пратерритории, наличием «больших» миграционных путей и мостов суши, обеспечивавших в сухом позднем плейстоцене переселение видов с запада и пополнение флор даурско-монгольскими степными видами. Кроме того, возвращение утраченных в холодные периоды видов в результате миграции с юга из рефугиумов, наличие убежищ от огня способствовало формированию уникальных для России по видовому богатству фитоценозов .

В противоположность флоре юга Дальнего Востока флора северных территорий, например центральной части Чукотского полуострова, значительно беднее и насчитывает 300 видов сосудистых растений, что отражается и во флористической бедности отдельных растительных сообществ (10-15 видов). Здесь основными факторами, лимитирующими видовое разнообразие, являются суровость условий Крайнего Севера и исторически недавнее заселение полуострова современной растительностью.

Особенно низкое видовое богатство характерно для растительных сообществ, сформированных в условиях какого-либо ярко выраженного лимитирующего фактора, например на солончаках, где видовой список обычно ограничивается 10 видами. Высокая концентрация растворимых солей в корнеобитаемом слое создает для растений совершенно специфические условия, которых большинство видов не переносит. В таких условиях могут произрастать лишь организмы, имеющие приспособления к жизни при высокой засоленности грунта. Такие растения называют галофитами (от греч. галос - соль).

Как отмечалось выше, важная роль в определении видового состава растительных сообществ принадлежит самой растительности, осуществляющей ценотиче- ский отбор. Это ярко проявляется, когда фитоценоз формируется под воздействием мощного эдификатора, например ели (р. Picea ). Под пологом елового леса, в условиях сильного затенения и обильного хвойного опада, находят себе убежище немногие виды. И видовое разнообразие здесь ограничивается 5-20 видами. В то время как в сообществе более слабого эдификатора - березы (р. Betula ) - может произрастать более 50 видов.

Несмотря на разнообразие факторов, определяющих видовое богатство, за основу можно взять следующее положение: чем ближе условия к экстремальным для жизни растений, тем беднее флора растительных сообществ.

  • Ипатов В. С, Кирикова Л. А. Фитоценология. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997, 1999.316 с.
  • Урусов В. М., Лобанова И. И., Варченко Л. И. Хвойные российского Дальнего Востока -ценные объекты изучения, охраны, разведения и использования. Владивосток: Дальнаука,2007. 440 с.

Каждый биоценоз есть система, включающая множество экологически и биологически различных видов, которые возникли в результате отбора и способны существовать совместно в конкретных природных условиях. Эта система имеет свой видовой состав, строение, для нее характерны суточная, сезонная и многолетняя динамика, отношения организмов как друг с другом, так и с биотопом.

Видовой состав биоценоза представляет собой систематизированную совокупность видов растений, животных, грибов и микроорганизмов, свойственных данному биоценозу. Видовой состав фитоценоза более или менее постоянен по сравнению с зооценозом, так как животные перемещаются. Учет грибов и микроорганизмов из- за чрезмерного видового обилия или их микроскопических размеров затруднен. Наибольшим видовым разнообразием отличаются биоценозы влажных тропических лесов, наименьшим -- полярных ледяных пустынь.

Количество видов биоценоза, приходящихся на единицу площади называется его видовой насыщенностью. Разные систематические группы организмов в одном и том же биоценозе резко различаются по видовой насыщенности. Среди наземных биоценозов в этом плане богаты цветковые растения, несколько меньше видовая насыщенность грибов, насекомых, еще меньше -- птиц, млекопитающих и других представителей фауны. В тундре наибольшее видовое разнообразие у мхов и лишайников. Чем большую территорию занимает биоценоз и чем благоприятнее экологические условия, тем больше видовой состав. При большом видовом составе речь идет о флористическом и фаунистическом богатстве.

Виды, преобладающие в биоценозе, называются доминантами. Различают постоянные и временные доминанты. Последние господствуют лишь на протяжении небольшого периода вегетации, сменяясь другими, также временными доминантами. К ним можно отнести весенние эфемерные растения: печеночницу благородную, ветреничник дубравный в европейских лесах умеренного пояса и тюльпаны в южных степях.

В лесном многоярусном фитоценозе доминанты имеются во всех ярусах. Например, в сосново- можжевельниково- черничном лесу это сосна (древесный ярус), можжевельник (кустарниковый ярус) и черника (живой напочвенный покров). Причем доминанты верхнего яруса имеют большее экологическое значение, чем нижних. В ярусе может находиться другой вид, имеющий важное, но меньшее, чем доминанта, значение,-- субдоминанта. Так, в сосняке березово-черничном субдоминантой является береза, если она вместе с сосной образует древесный ярус. Второстепенные виды (ассектаторы) входят в состав различных ярусов. В биоценозе можно встретить и растения-антропофиты, проникшие в фитоценоз в результате сознательного или случайного заноса их человеком.

Следует отметить, что доминирование не всегда связано с обилием и представляет собой понятие относительное, особенно в мире животных. Доминанта -- это вид, преобладающий над другими, хотя в биоценозе он может иметь низкую численность, например в пустыне с крайне разреженным травяным покровом.

Доминанты, определяющие характер и строй биоценоза, называются эдификаторами (строителями). В основном это те растения, которые создают внутреннюю биотическую среду сообщества: в сосновом лесу -- сосна, дубраве -- дуб, ковыльной степи -- ковыль и т. д. Субэдификаторами являются, как правило, субдоминанты.

ВИДОВОЙ СОСТАВ совокупность видов, входящих в ту или иную территориально ограниченную группировку организмов (биоценоз).

  • - совокупность видов, входящих в ту или иную территориально ограниченную группировку организмов...

    Экологический словарь

  • - его биота - число видов растений или входящих в него ценопопуляций. В большинстве случаев определяется путем внимательного осмотра значительной части сообщества...

    Экологический словарь

  • - совокупность видов живого, входящих в ту или другую территориально ограниченную группировку...

    Экологический словарь

  • - нижестоящий дескриптор, обозначающий видовое понятие.По-английски: Specific termСм. также: Лексико-семантические указатели  ...

    Финансовый словарь

  • - географический, географо-этнографический, краеведческий фильм...

    Большая Советская энциклопедия

  • - B/ пр...

    Словарь ударений русского языка

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ВИДОВО́Й см....

    Толковый словарь Ожегова

  • Толковый словарь Ушакова

  • - 1. ВИДОВО́Й1, видовая, видовое. прил. к вид1 во 2 знач. Видовая фильма. 2. ВИДОВО́Й2, видовая, видовое. прил. к вид2. Видовое понятие. Видовые различия глагола...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - видово́й I прил. 1. соотн. с сущ. вид I 3., связанный с ним 2. Свойственный виду, характерный для него. II прил. 1. соотн. с сущ. вид II, связанный с ним 2. Свойственный виду, характерный для него. 3. Принадлежащий виду...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - видово́й I прил. 1. соотн. с сущ. вид I 3., связанный с ним 2. Свойственный виду, характерный для него. II прил. 1. соотн. с сущ. вид II, связанный с ним 2. Свойственный виду, характерный для него. 3. Принадлежащий виду...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - видов"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - прил., кол-во синонимов: 1 филогенетический...

    Словарь синонимов

"ВИДОВОЙ СОСТАВ" в книгах

Глава 7 Акты, определяющие структуру и состав компании: организационная структура, квалификационно-численный состав, штатное расписание

Из книги Делопроизводство. Подготовка служебных документов автора Демин Юрий

Глава 7 Акты, определяющие структуру и состав компании: организационная структура, квалификационно-численный состав, штатное расписание В рамках этой главы рассмотрим акты, определяющие структуру и состав компании. Соответствующие документы обычно разрабатываются на

59. Видовой расизм

Из книги Философ на краю Вселенной. НФ–философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно–фантастических фильмах автора Роулендс Марк

59. Видовой расизм Точка зрения, согласно которой представители вида X обладают пониженным моральным статусом по сравнению с представителями вида У просто потому, что они не принадлежат к виду Y. Так, например, некоторые считают, что те, кому не повезло родиться человеком,

Видовой Расизм (Spécisme)

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Видовой Расизм (Sp?cisme) Расизм в оценке взаимоотношений между видами. Сторонники этого подхода считают, что не все животные, включая человека, должны пользоваться равными правами, в том числе правом на достоинство. Само появление этого понятия стало возможным, когда

Глава II. Мамонтовая фауна, ее происхождение, условия обитания и видовой состав

Из книги Почему вымерли мамонты автора Верещагин Николай Кузьмич

Глава II. Мамонтовая фауна, ее происхождение, условия обитания и видовой состав Итак, около миллиона лет тому назад под влиянием космических и планетных причин в Северном полушарии началось заметное охлаждение климата. На горных хребтах нарастали шапки и языки ледников,

автора Рафалюк Светлана Юрьевна

2.4. Установление видовой принадлежности источника Опираясь на анализ содержательных, структурных и стилистических особенностей, установите к какому виду исторических источников принадлежат приведенные ниже тексты. Аргументируйте свой ответ.Документ 1Мой дорогой

Из книги Источниковедение новой и новейшей истории автора Рафалюк Светлана Юрьевна

3.2. Сравнительный видовой анализ исторических источников При выполнении задания необходимо сравнить источники одного вида и сделать вывод о влиянии политической ситуации, целей и задач создания документа, степени субъективности авторов источников на видовую специфику

2.6 Религия как система перепрошивки, видовой признак и параметр естественного отбора. Типы религий. Логика исторического процесса

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег

2.6 Религия как система перепрошивки, видовой признак и параметр естественного отбора. Типы религий. Логика исторического процесса Если бы Бога не было, следовало бы его выдумать. Вольтер Мы показали в предыдущих разделах, что видовая специфика биологического вида

1.3. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

1.3. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационных работах: уровень жизни, биологические системы, изучаемые на данном уровне,

Видовой состав раков

Из книги Разведение рыбы, раков и домашней водоплавающей птицы автора Задорожная Людмила Александровна

Видовой состав раков Речной рак относится к беспозвоночным животным, к классу ракообразных, представленных в пресных водах несколькими видами. Тело рака четко разделяется на переднюю часть – слитую головогрудь, покрытую буро-зеленым прочным панцирем, и членистое

Видовой фильм

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

Самый видовой «продукт»

Из книги Здоровье человека. Философия, физиология, профилактика автора Шаталова Галина Сергеевна

Самый видовой «продукт» Самым наглядным и бесспорным примером видового питания является питание младенца материнским молоком. Человек рождается на свет беспомощным и незрелым существом. Пройдет много лет, прежде чем его организм сформируется окончательно. Так,

Приложение 8 ПЕРЕЧЕНЬ И ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ СОСТАВ ДИВИЗИЙ НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ Г. МОСКВЫ, ВОШЕДШИХ В СОСТАВ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ К НАЧАЛУ ОПЕРАЦИИ «ТАЙФУН»

Из книги Вяземская катастрофа 41-го года автора Лопуховский Лев Николаевич

Приложение 8 ПЕРЕЧЕНЬ И ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ СОСТАВ ДИВИЗИЙ НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ Г. МОСКВЫ, ВОШЕДШИХ В СОСТАВ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ К НАЧАЛУ ОПЕРАЦИИ

Родовой и видовой человек.

Из книги Мед и яд любви автора Рюриков Юрий Борисович

Родовой и видовой человек. «Вы писали в «Трех влечениях», что современный человек - «видовое», а не «родовое» существо, представитель не человеческого рода, а класса, профессии, нации. По-вашему, такому человеку недоступен расцвет любви, и он может настать, только когда

2.6 Религия как система перепрошивки, видовой признак и параметр естественного отбора. Типы религий - 3 типа работы с инстинктами (запрет, приспособление и компенсация с помощью других инстинктов). Логика исторического процесса

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег

2.6 Религия как система перепрошивки, видовой признак и параметр естественного отбора. Типы религий - 3 типа работы с инстинктами (запрет, приспособление и компенсация с помощью других инстинктов). Логика исторического процесса Если бы Бога не было, следовало бы его

Национальное управление видовой и картографической информации (НУВКИ) (National Imagery and Mapping Agency)

Из книги Спецслужбы США автора Пыхалов Игорь Васильевич

Национальное управление видовой и картографической информации (НУВКИ) (National Imagery and Mapping Agency) 28 ноября 1995 года министр обороны США Уильям Перри, директор ЦРУ Джон Дейч и председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Джон Шаликашвили направили совместное

Структурой сообщества обычно называют соотношение различных групп организмов, различающихся по систематическому положению, по роли, которую они играют в процессах переноса энергии и вещества, по месту, занимаемому в пространстве в пищевой или трофической сети, либо по иному признаку, существенному для понимания закономерностей функционирования естественных экосистем.

Одним из важнейших показателей сообщества является видовая структура.

Видовая структура сообщества включает видовой состав входящих в него организмов и количественное соотношение видовых популяций.

О сообществе судят, прежде всего, по его видовому разнообразию и видовому богатству.

Видовое богатство - это общий набор видов сообщества, который выражается списками представителей разных групп организмов.

Видовое разнообразие - это показатель, отражающий не только качественный состав биоценоза, но и количественные взаимоотношения видов.

Видовое разнообразие - признак экологического разнообразия: чем больше видов, тем больше экологических ниш, то есть выше богатство среды.

Видовое разнообразие связано также с устойчивостью сообщества: чем больше разнообразие, тем шире возможность адаптации сообщества к изменившимся условиям, будь это изменения климата или других факторов.

Число видов в сообществе зависит от многих факторов, например, от его географического положения. Оно заметно возрастает при продвижении с севера на юг.

Пример:

В тропическом лесу на одном гектаре можно встретить сотню видов птиц, тогда как в лесу умеренного пояса на той же площади число их не превышает десятка. Но в обоих случаях численность особей примерно одинакова. На островах фауна обычно беднее, чем на материках, причем она тем беднее, чем меньше остров и чем более он удалён от материка.

Разнообразие живых организмов определяется как климатическими, так и историческими факторами.

Пример:

В районах с мягким устойчивым климатом, с обильными и регулярными осадками, без сильных заморозков и сезонных колебаний температур видовое богатство выше, чем в районах, находящихся в зонах сурового климата, - таких, например, как тундры или высокогорья.

Видовое богатство растет по мере эволюционного развития сообщества. Чем больше времени прошло с момента образования сообщества, тем выше его видовое богатство.

Пример:

В таком древнем озере, как Байкал, например, только лишь рачков-бокоплавов обитает \(300\) видов.

Самую короткую историю имеют сельскохозяйственные сообщества, они создаются искусственно, время их существования измеряется несколькими месяцами. Но если крестьянское поле остается незасеянным и необработанным в течение двух-трёх лет, оно приобретает совсем иной облик: повышается разнотравье, появляются новые виды насекомых, птиц, грызунов.

В любом сообществе, как правило, сравнительно мало видов, представленных большим числом особей или большой биомассой, и сравнительно много видов, встречающихся редко. Виды с высокой численностью играют огромную роль в жизни сообщества, особенно так называемые виды средообразователи .

Пример:

В лесных экосистемах к видам средообразователям относятся преобладающие виды древесных растений; от них зависят условия, необходимые для выживания других видов растений и животных - трав, насекомых, птиц, зверей, мелких беспозвоночных лесной подстилки и др.

В то же время редкие виды часто оказываются лучшими показателями состояния сообщества. Это связано с тем, что для поддержания жизни редких видов требуются строго определённые сочетания различных факторов (например, температуры, влажности, состава почв, определенных видов пищевых ресурсов и др.). Поддержание необходимых условий во многом зависит от нормального функционирования экосистем, поэтому исчезновение редких видов позволяет сделать вывод о том, что функционирование экосистем нарушилось.

Обрати внимание!

Видовое разнообразие - признак устойчивости сообществ.

Видовое разнообразие может рассматриваться как показатель благополучия сообщества или экосистемы в целом. Его уменьшение часто указывает на неблагополучие гораздо раньше, чем изменение общего числа живых организмов. В сообществах с высоким разнообразием многие виды занимают сходное положение, населяя один и тот же участок пространства, выполняя сходные функции в системе вещественно-энергетического обмена. В таком сообществе изменение условий жизни под действием, например, изменений климата или иных факторов может привести к исчезновению одного вида, однако эта потеря будет компенсироваться за счёт других видов, близких к выбывшему по своей специализации. Таким образом, чем больше видовое разнообразие, тем более устойчивым является сообщество к внезапным изменениям физических факторов или климата.

Источники:

Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. 9 класс // ДРОФА
Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10-11 класс // ДРОФА

2.1. Методика исследования

Работа по изучению видового состава растений была проведена в помещении Моховской школы. С помощью определителя находили точное название растений, изучали биологические особенности и условия необходимые для их выращивания.

Затем изучили Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года. № 189 г. Москва «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях ». Перечня растений, которые запрещены для выращивания в детских учреждениях в этом документе не нашли. Поэтому обратились к интернету.

В интернете нашли перечень опасных растений, которые нельзя выращивать в детских учреждениях.

На последнем этапе работы проанализировали перечень растений Моховской школы и выявили, есть ли среди них опасные. После этого познакомили учащихся и педагогов с опасными растениями и посоветовали убрать их.

2.2. Результаты наблюдений

Видовой состав растений Моховской школы

Сведения о видовом составе растений в Моховской школе представлены в таблице 1.
Из данных, которые отражены в таблице, видно, что в Моховской школе 13 учебных кабинетов. Во всех кабинетах имеются комнатные растения. Так же есть растения в библиотеке, столовой, коридорах, учительской. В школе встречается 53 вида растений. Из них 38 видов – декоративнолистные – ценятся за красоту листьев.

Например, монстера, бегония королевская, нефролепис, аспарагус, сингониум и другие (приложение 1, рис. 1-5, 7-11, 13-16, 18, 20-21). 13 видов декоративноцветковые – ценятся за красоту цветов. Например, эухарис, глоксиния, бальзамин, фиалка, герань и т.д. (приложение 1, рис. 6, 12, 22-24). У эписции и хойи красивые и цветы и листья (приложение 1, рис.17, 19).

Во всех кабинетах, где занимаются учащиеся начальной школы, есть комнатные растения. Больше всего растений в 4 кабинете – 22, на втором месте 5 кабинет – 20 растений. Меньше всего растений в первом кабинете – всего 8 видов. Одинаковое количество видов растений в 3 и 2 кабинетах – по 11 видов.

В кабинетах, в которых занимаются учащиеся основной школы, по количеству видов растений лидирует кабинет биологии. В нём находится 31 вид растений. В кабинете истории и географии – 12 видов. В кабинете физики – 10 видов. В кабинете английского языка – 10 видов. В остальных кабинетах растёт менее 10 видов растений: в кабинете информатики – 8 видов, в кабинете технологии – 9 видов, в кабинете ИЗО – 7 видов, в кабинете математики – всего 4 вида растений.

В коридорах и в учительской находится по 14 видов комнатных растений. Много растений в библиотеке. Несмотря на маленькое помещение, там растёт 12 видов растений. В столовой – 3 вида растений.

Наиболее часто встречаются в помещениях школы следующие растения: сингониум – в 13 кабинетах (приложение 1, рис. 7, 8), нефролепис – в 12 кабинетах (приложение 1, рис. 15) , хлорофитум – в 11 кабинетах (приложение 1, рис. 18), бегония королевская – в 9 кабинетах (приложение 1, рис. 10) , роециссус – в 8 кабинетах (приложение 1, рис. 13) .

Таким образом, если учитель, ответственный за кабинет, любит цветы, значит, в кабинете растёт много комнатных растений. Благодаря растениям в кабинете становится уютно. Растения вырабатывают кислород и очищают воздух. Растения помогают регулировать влажность воздуха.

Растения, запрещённые для выращивания в детских учреждениях


В таблице 2 представлен перечень вредных растений, которые запрещено выращивать в детских учреждениях. Также описан вред, который может нанести данное растение человеку.

Из данных, приведённых в таблице, видно, что в Моховской школе находится 9 видов запрещенных растений. В результате исследовательской работы мы выяснили, что только в четырёх помещениях нет опасных растений: в кабинетах № 10, 18, 19 и в столовой.

Больше всего опасных растений находится в кабинете № 12 и в учительской – по 5 видов. Во 2, 4, 15 и 20 кабинетах – по 3 вида запрещенных растений. По два вида опасных растений находится в 1, 5, 16 кабинетах и в коридоре. По одному виду запрещённых растений находится в 3, 17 кабинетах и библиотеке.

Очень опасное растение – монстера – опасны все части этого растения. Оно находится в кабинетах: 2, 3, 4, 12, 16, учительской (приложение 1, рис. 14).

У некоторых растений ядовит сок. Это – Аглаонема, Диффенбахия, Молочай и Спатифиллум. Эти растения находятся в кабинетах 5, 20, 15, 17, 2, 12, 16, 19, учительской, коридоре (приложение 1, рис. 3, 14, 24) .

У Аспарагуса ядовиты ягоды. Это растение растёт в кабинетах 1, 12, библиотеке, учительской (приложение 1, рис. 4,5) .

У Гиппеаструма ядовита луковица. Он растёт в кабинетах 12, 4, 15, 20 и в учительской.

Растения Олеандр и Герань могут быть опасны своим ароматом. Запах Олеандра может вызвать головную боль. Это растение находится в кабинете №1. Герань наиболее опасное растение. Она может вызвать приступ астмы или аллергию, так как выделяет душистые эфирные масла. Герань находится в кабинетах № 2, 4, 12, коридоре и учительской.

Таким образом, в Моховской школе растёт 9 видов опасных растений, которые запрещено выращивать в детских учреждениях. Необходимо убрать опасные растения из всех мест, которые доступны школьникам.

Таблица 2. Растения, запрещённые для выращивания в детских учреждениях

№ п/п Название растения Вред от растения № кабинета, в котором встречается растение
1 Аглаонема Опасна ядовитым клеточным соком и ягодами, сок может вызывать отёк и болезненность слизистой рта и горла, а при контакте с глазами - конъюнктивит и изменения роговицы 5, 20
2 Амариллис, Гиппеаструм Луковицы амариллиса богаты алкалоидом ликорином, стимулирующим рвотный центр, при этом луковицу растения дети легко могут принять за репчатый лук. Симптомы отравления: рвота, депрессия, диарея, боли в животе, судороги, слюноотделение, потеря аппетита, тремор конечностей, явления паралича, воспаление желудка и кишечника 12, 4, 15, 20,

учительская

3 Аспарагус Опасны ягоды, вызывают раздражение слизистых оболочек 1, 12, библиотека, учительская
4 Герань Может вызвать приступ астмы или аллергию, так как выделяет душистые эфирные масла 2, 4, 12, коридор, учительская
5 Диффенбахия В соке стеблей содержатся острые кристаллы оксалата кальция, которые вызывают сильное жжение во рту и горле при попадании сока, возникают боли в животе, сильная жажда, головная боль, рвота, диарея, симптомы начинают проявляться через 5-8 часов; растение также может вызвать временный паралич голосовых связок, а при попадании сока на кожу могут возникнуть отёки и волдыри, как при ожоге, при попадании в глаза - сильный конъюнктивит, при проглатывании возможны ожоги гортани и пищевода 15
6 Молочай Содержит очень ядовитый млечный сок. При попадании внутрь возникают тошнота, рвота, диарея, боли в животе, может развиться сердечная недостаточность. Сок вызывает жжение и волдыри на коже, а при попадании в глаза - временную слепоту 17, 20, 2, 12, 16, учительская
7 Монстера Опасны все части растения 2, 3, 4, 12, 16, учительская
8 Олеандр Аромат может вызывать головную боль 1
9 Спатифиллум Ядовит сок 15, 17, 19, коридор, учительская

Выводы

  • Благодаря растениям в нашей школе уютно. Растения вырабатывают кислород и очищают воздух. Растения помогают регулировать влажность воздуха;
  • Перечень опасных растений включает 20 видов растений, которые могут нанести вред здоровью людей;
  • В Моховской школе растёт 9 видов опасных растений, которые запрещено выращивать в детских учреждениях. Необходимо убрать опасные растения из всех мест, которые доступны школьникам;
  • Проинформировали педагогов Моховской школы об опасных растениях, которые запрещено выращивать в детских учреждениях. Разработаны памятки об опасных растениях.

Список использованных источников и литературы

1. Антонов В. Цветы в вашем доме. Справочник от А до Я/ В. Антонов. – М.: АСТ-ПРЕСС,2005, - с.
2. Сергиенко Ю.В.. Полная энциклопедия комнатных растений/ Ю.В. Сергиенко. – М.: АСТ, 2008. – с. 6 – 202.
3. Титова К.Д. Комнатные растения. Определитель./К.Д. Титова. – М.: АСТ Астрель, 2001. – С. 3 – 240.
4. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. М.: «Кладезь-Букс », 2001. С. 61 -225.