Венчальные короны. Внешний вид и наряды молодоженов. Таинство венчания — как проходит обряд

Инга Маяковская


Время на чтение: 7 минут

А А

Венчание – важное событие в жизни каждой христианской семьи. Редко, когда пары венчаются в день свадьбы (чтобы сразу «убить двух зайцев») – в большинстве случаев, пары все-таки подходят к этому вопросу обдуманно, осознав важность этого обряда и испытывая искреннее и обоюдное желание стать полноценной, согласно церковным канонам, семьей.

Как проходит этот обряд, и что нужно о нем знать?

Как подготовиться к таинству венчания правильно?

Венчание – не свадьба, где 3 дня гуляют, падают лицами в салат и бьют их друг другу по традиции. Венчание – это таинство, через которое пара получает благословение от Господа, чтобы в горе и радости прожить вместе всю жизнь, быть верными друг другу «до гробовой доски», рожать и воспитывать детишек.

Без венчания брак считается Церковью «неполноценным». И , конечно, должна быть соответствующей. И речь не об организационных вопросах, которые решаются за 1 день, а о духовной подготовке.

Пара, которая подходит к венчанию серьезно, обязательно учтет те требования, о которых забывают некоторые молодожены в погоне за модными фотографиями с венчания. А ведь духовная подготовка – эта важная часть венчания, как начала новой жизни пары – с чистого (во всех смыслах) листа.

Подготовка включает в себя 3-дневный пост, в течение которого нужно готовиться к обряду молитвенно, а также воздерживаться от интимных отношений, животной пищи, скверных мыслей и пр. Утром же перед венчанием муж и жена исповедуются и вместе причащаются.

Видео: Венчание. Пошаговая инструкция

Обручение – как проходит обряд венчания в православной церкви?

Обручение – это своего рода «вводная» часть таинства, предшествующая венчанию. Оно символизирует свершение брака церковного перед лицом Господа и скрепление взаимных обещаний мужчины и женщины.

  1. Обручение не зря совершают сразу после Божественной Литургии – паре демонстрируют важность таинства брака и тот душевный трепет, с коим они должны в брак вступать.
  2. Обручение в храме символизирует принятие мужем его супруги от самого Господа : священник вводит пару в храм, и с этой минуты их совместная жизнь, новая и чистая, начинается перед лицом Бога.
  3. Начало обряда – это каждение : священник 3 раза благословляет по очереди мужа и жену со словами «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа». В ответ на благословение каждый осеняет себя крестным знамением (прим. — крестится), после чего священник передает им уже зажженные свечи. Это символ любви, пламенной и чистой, которую теперь должны питать друг к другу муж и жена. Кроме того, свечи – это символ целомудрия мужчины и женщины, а также Божьей благодати.
  4. Крестовидное каждение символизирует присутствие рядом с парой благодати Святого Духа.
  5. Далее происходит молитва об обручающихся и об их спасении (души) , о благословении на рождение детей, об исполнении тех просьб пары к Богу, которые относятся к их спасению, о благословении пары на всякое благое дело. После чего всем присутствующим, включая мужа с женой, следует преклонить головы перед Богом в ожидании благословения, пока священник читает молитву.
  6. После молитвы Иисусу Христу следует обручение : священник надевает кольцо жениху, «обручая раба Божьего…» и 3 раза осеняя его крестообразно. Далее он надевает кольцо невесте, «обручая рабу Божию…» и осенняя ее крестным знамением трижды. Важно отметить, что кольца (которые должен дарить жених!) символизируют при венчании вечный и неразрывный союз. Лежат кольца, до момента их надевания, по правой стороне святого престола, что символизирует силу освящения пред лицом Господа и его благословение.
  7. Теперь жених и невеста должны обменяться кольцами трижды (прим. – во слову Пресвятой Троицы): жених свое колечко надевает невесте как символ его любви и готовности помогать супруге до конца дней своих. Невеста свое кольцо надевает жениху как символ своей любви и готовности принимать его помощь до конца дней своих.
  8. Дальше – молитва священника о благословении и обручении Господом этой пары , и посылании им Ангела-хранителя, что будет руководить ими в их новой и чистой христианской жизни. Обряд обручения на этом завершается.

Видео: Русское венчание в православной церкви. Обряд венчания

Таинство венчания — как проходит обряд?

Вторая часть таинства брака начинается с выхода жениха и невесты на середину храма со свечами в руках, как с духовным светом таинства. Перед ними идет священник с кадильницей, что символизирует важность следования по пути заповедей и вознесение их добрых дел, как фимиама к Господу.

Хор встречает пару пением псалма 127.

  • Далее пара становится на расстеленный перед аналоем белый рушник : оба перед лицом Бога и Церкви подтверждают свое свободное волеизъявление, а также отсутствие в их прошлом (прим. – с каждой стороны!) обещаний вступления в брак с другим лицом. Священник задает эти традиционные вопросы невесте и жениху, по очереди.
  • Подтверждение добровольного и нерушимого желания вступить в брак закрепляет естественный брак , который теперь считается заключенным. Только после этого начинает таинство венчания.
  • Чин венчания начинается с провозглашения сопричастности пару Царствию Божьему и трех пространных молитв – к Иисусу Христу и к Триединому Богу. После чего священник знаменует (по очереди) жениха и невесту венцом крестообразно, «венчая раба Божьего…», а потом «венчая рабу Божию…». Жених должен поцеловать образ Спасителя на своем венце, невеста – образ Божьей Матери, что украшает ее венец.
  • Теперь для жениха и невесты в венцах наступает самая главная минута венчания , когда со словами «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!» священник, как связующее между людьми и Богом звено, трижды благословляет пару, трижды читая молитву.
  • Благословение брака Церковью символизирует вечность нового христианского союза, его нерасторжимость.
  • После происходит чтение Послания к Ефесянам св. апостола Павла , а потом Евангелие от Иоанна о благословении и освящении брачного союза. Затем священник произносит прошение об обвенчавшихся и молитву о мире в новой семье, честности брака, непорочности сожительства и жизни совместной по заповедям до самой старости.
  • После «И сподоби нас, Владыко…» все читают молитву «Отче наш» (ее следует выучить заранее, если до момента подготовки к венчанию не знали наизусть). Эта молитва в устах обвенчанной пары символизирует решимость исполнять волю Господа на земле через свою семью, быть преданными и покорными Господу. В знак чего муж и жена преклоняют под венцами свои головы.
  • Приносят «чашу общения» с кагором , и священник ее благословляет и подает в знак радости, предлагая трижды испить вина сначала главе новой семьи, а потом его супруге. Пьют вино по 3 крохотных глоточка в знак нераздельного отныне бытия.
  • Теперь священник должен соединить правые руки обвенчавшихся, покрыть их епитрахилью (прим. – длинная лента на шее священника) и положить сверху свою ладонь, как символ получения мужем своей супруги от самой Церкви, что во Христе соединила этих двоих навеки.
  • Пару трижды обводят по традиции вокруг аналоя : на первом круге поют «Исаие, ликуй…», на втором – тропарь «Святии мученицы», а на третьем прославляется Христос. Данное хождение символизирует вечное шествие, что с этого дня начинается для пары – рука об руку, с общим крестом (тяготами жизни) на двоих.
  • С супругов снимают венцы , и священник приветствует новую христианскую семью торжественными словами. Потом читает две молитвы-прошения, во время которых муж с женой преклоняют головы, а после окончания запечатлевают чистую взаимную любовь целомудренным поцелуем.
  • Теперь по традиции обвенчавшихся супругов ведут к царским вратам : здесь глава семьи должен поцеловать икону Спасителя, а его супруга – образ Божьей Матери, после чего они меняются местами и снова прикладываются к Образам (только наоборот). Здесь же они целуют крест, который подносит священник, и получают от служителя Церкви 2 иконы, которые теперь можно хранить, как семейную реликвию и главные обереги семьи, и передавать следующим поколениям.

Свечи после венчания хранят в киоте иконы, дома. А после смерти последнего супруга ему эти свечи (по русскому старому обычаю) кладут в гроб, обе.

Задача свидетелей на обряде венчания в церкви – что делают поручители?

Свидетели должны быть верующими и крещеными – друг жениха и подруга невесты, которые после венчания станут духовными наставниками данной пары и ее молитвенными хранителями.

Задача свидетелей:

  1. Держать венцы над головами венчающихся.
  2. Подавать им обручальные кольца.
  3. Стелить рушник перед аналоем.

Впрочем, если свидетели не знают своих обязанностей – это не страшно. О них поручителям расскажет священник, желательно заранее, чтобы не возникло «накладок» при венчании.

Важно помнить, что церковный брак расторгнуть нельзя – Церковь разводов не дает. Исключение – смерть супруга или его потеря рассудка.

И напоследок — пара слов о свадебной трапезе

Венчание, как сказано выше – не свадьба. И Церковь предостерегает от возможного непристойного и неблагоговейного поведения всех присутствующих на венчании после таинства.

Приличные христиане после венчания скромно обедают, а не пляшут в ресторанах. Причем, на брачном скромном пиру не должно быть каких-либо неприличий и невоздержаний.

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

О Таинстве Брака сегодня много сказано. И, слава Богу, что большое количество книг написано о данной важнейшей теме как церковной, так и общественной жизни.

Сегодня среди православных людей существует устоявшееся мнение, что гражданский брак (имеется в виду не сожительство, но брак, зарегистрированный в органах регистрации гражданского состояния) является блудом. Это не так. Церковь признает зарегистрированный в соответствующих государственных органах брак как законный. Потому что в таком случае мужчина и женщина при свидетелях, в том числе и чиновниках органов РАГСа, создают семью для совместного проживания, объединения имущественных прав, рождения и воспитания детей. Они скрепляют такой союз клятвой при свидетелях и обменом кольцами, т. е. обручением.

Обычное же сожительство с лазейкой типа «если не понравится: уйду» без раздела имущественных прав, без желания рождения детей, а если таковые появились, то без участия в их воспитании, действительно осуждается Церковью как грех блуда. Потому что в таком случае человек роняет свое Божественное достоинство и опускается до животного уровня.

В первом же случае брак, заключенный при свидетелях и зарегистрированный в государственных органах, и был, в сущности, браком в Римской империи, например, и в ее наследнице Византии. Долгое время и в Византийской империи, и в Киевской Руси венчались только члены императорских фамилий, аристократия и бояре. Крестьянам достаточно было при свидетелях объявить о помолвке.

Отсюда в каноническом праве уравнивание в правах и обязанностях как уже повенчавшихся, так и еще только обручившихся.

Венчание как Таинство в церковной традиции сформировалось довольно поздно. В первые века христианства на Литургии желающие вступить в брак исповедовались и причащались Святых Христовых Таин, потом епископ читал над ними определенные молитвы и возлагал на их головы венцы. Позже брак оформился как самостоятельное Таинство. Это если говорить об обрядовой стороне.

Но установление брака по сути, конечно, является Божьим повелением. Вот как об этом пишется в «Настольной книге священнослужителя» (4-й том): «Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею...ˮ (Быт. 1:28). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на Брак, как на дело, благословляемое Самим Богом. По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность Брака, отмеченную в Законе (Лев. 20:10), но и возвел его в степень таинства: “И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, человек да не разлучаетˮ (Мф. 19:3–6)».

Почему в этой статье хочется сказать о том, что Церковь не осуждает гражданского, зарегистрированного государством, брака? Потому что до венчания человеку нужно дорасти.

Вспомним девяностые годы. Венчались из-за моды, «мол, красивый обряд», венчались, потому что папа или мама, или бабушка с дедушкой настояли. А потом архиерейские приемные наводнялись печальными людьми. И у большинства просьбы сводились к одной теме: «Развенчайте нас. Просим церковного развода».

И что лучше? Пожить в невенчанном, но законном браке, чтобы со временем дорасти до Таинства Венчания? Или венчаться в то, что «Бог сочетал, да человек не разлучит», а потом разорвать эту духовную святыню и развестись? Вот в чем вопрос, как писал классик.

Нужно понять, что человек может дорасти до законного брака, может хотеть его и иметь в нем необходимость. Ну, и пусть с Богом вступает в него. Но он является еще неофитом, не понимает сути Таинства Брака церковного. Так зачем его насиловать?! Нужно мягко, может быть, даже длительное время подводить его к этой мысли, воспитывать в церковной жизни. Чтобы однажды к нему, как благодатная вспышка-озарение, пришла не мысль, но твердое убеждение в необходимости венчаться.

Ведь Таинство Брака – это не только дети, хотя и они тоже, и не только совместное имущество и прожитая жизнь, хотя и это тоже. Но еще что-то гораздо высшее, неизмеримо высшее! Потому что Таинство Брака – это образ соединения Христа с Церковью и эта тайна велика есть (см. Еф. 5:22–33)! Вот на какие чудесные и святые высоты зовет нас Господь через венчание. Вспомним евангельское зачало, читающееся во время последования Таинства Брака, о браке в Канне Галилейской (см. Ин. 2:1–11). Спаситель претворил воду в вино. Ведь также Он в Таинстве претворяет двух людей в новое духовное «вино» для Царствия Небесного. Из двух людей получается уже качественно другая духовная субстанция – объединенная и силой Божией освященная. И мужчина, и женщина, желающие Таинства Брака, должны осознавать это, должны трепетать перед святыней Божией. Им необходимо жить жизнью Церкви для этого, молиться, исповедоваться, причащаться, участвовать в богослужениях. Чтобы их души опытно познали богообщение и величие этого союза Христа с Церковью, и одновременно утверждение, что семья есть малой церковью. Но до этого нужно дорасти.

Потому что свершается Таинство, сходит благодать Святого Духа, сочетая духовно и телесно мужчину и женщину в единое целое. На головы возлагаются венцы как символ полноты благодати Божией, как символ царственности, богоусыновления, которые они получают в Таинстве Брака.

Нужно четко это осознавать. Чтобы потом, скоро получив все это и соединившись благодатью Божией в одно, не оказаться несозревшим, не готовым к принятию этой святыни. И неосторожным движением не разрушить свою малую церковь.

И недаром на головы брачующихся возлагаются венцы. Таинство Брака церковного и есть венец жизни человека в миру. Только до него нужно дорасти с Божьей помощью.

Иерей Андрей Чиженко

Правила венчания в церкви

Многие молодые пары после регистрации в ЗАГСе, едут в церковь, чтобы пройти обряд венчания. Кто-то проходит эту церемонию, потому что красиво, кто-то потому что так хотят родители, а некоторые действительно верят, что если пройти обряд венчания в церкви, то это на всю жизнь. Ведь церковь говорит, что христианский брак должен быть единственным в жизни двух людей. Церковные каноны не приветствуют ни развод, ни повторный брак. Хотя, на самом деле, если хорошо заплатить, то некоторые церковные служители могут нарушить правила. Яркий пример тому - венчание Аллы Пугачевой.

Причины, побуждающие молодых к обряду венчания разные, но почти никто толком не знает что такое венчание, как проходит этот обряд, что нужно для венчания, какие правила существуют в храме. Поэтому многие молодые люди переступают порог церкви, абсолютно не зная как себя вести, и к чему готовится. Как следствие, нередко случаются казусы.

Я довольно часто снимал на видео и фото обряд венчания в церкви, и хорошо знаю, что делать и как подготовиться к венчанию. В этой статье я постараюсь познакомить будущих молодоженов с тем, как происходит свадебное венчание, чтобы этот великолепный день запомнился Вам и Вашим родственникам особенно ярко.


Обряд венчания в церкви

По церковным правилам перед тем, как венчаться, жених и невеста должны исповедаться

Для обряда венчания понадобятся две иконы - икона Божьей Матери и Спасителя. Иконы лучше приобрести заранее, во время венчания ими будут благословлять молодых. Также необходимы обручальные кольца, которые символизируют неразрывность брачного союза. Одно кольцо должно быть золотое, обозначающее своим блеском Солнце и мужа, второе - серебряное, обозначающее Луну и невесту. Правда, в наше время чаще бывают золотыми оба кольца.

Еще нужно приобрести венчальные свечи и рушник (белое полотенце под ноги). Непосредственно перед венчанием правила предписывают молодым пост и причащение. На церемонию венчания приглашают с собой двух свидетелей (учтите, что этим людям придется около часа держать на вытянутых руках над головами жениха и невесты довольно увесистые венчальные короны).

Что надо знать свидетелям о венчании

В старину свидетели назывались дружками или шаферами, и подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге, так сказать поручались за жениха и невесту. Сегодня свидетели обряда венчания должны быть православными, не холостыми и в дальнейшем они должны делиться опытом и быть наставниками молодой семьи. Хотя сейчас свидетели присутствуют на венчании по желанию молодоженов и роль их не столь значительна.

Как вести себя во время венчания в церкви

Всем присутствующим нужно относиться с уважением к таинству венчания, и коль пришли, выполнять правила венчания. Не стоит разговаривать, смеяться и ходить по залу без нужды. Не рекомендуется становиться спиной к иконостасу. Естественно, сотовый телефон нужно отключить. Девушкам в коротких платьях или с декольте лучше подождать на улице. должны внимательно слушать, и всем своим видом показывать осознание важности происходящего, даже если не участвуют в молитве. Лучше, если все присутствующие будут молиться во время венчания вместе со священнослужителем.

Имейте в виду, обряд венчания в церкви длится около часа, и все это время приходится стоять на ногах, практически на одном месте, а это довольно тяжело. К тому же в церкви, во время венчания стоит специфический запах от кадила, и не каждому он будет приятен. Поэтому я посоветую на время венчания удобную обувь, чтобы не затекали ноги. Нашатырь - если будет кружиться голова. Веер или газетку - для притока свежего воздуха. Если у свидетелей руки не накачены, им будет сложно удержать длительное время корону над головой - заранее обсудите этот вопрос со священником. Я был свидетелем, когда невеста, переволновавшись, и от недостатка кислорода, во время венчания падала в обморок.

Обручение

Церемония венчания начинается с Божественной Литургии и обручения, которое совершается в ознаменование того, что муж принимает жену от самого Господа. Священник вводит жениха и невесту в храм, что символизирует Адама и Еву перед лицом самого Бога. Священник благословляет жениха и невесту и дает им зажженные свечи в знак пламенной любви друг к другу.

Далее следует множество молитв за жениха и невесту. Со словами "Обручается раб божий рабе божией..." священник надевает кольца жениху и невесте. После благословения священника жених и невеста трижды меняются кольцами в знак готовности самопожертвования друг для друга. На этом, после молитв, обручение заканчивается.

Как проходит венчание

Затем жених и невеста с зажженными свечами торжественно следуют за священником на середину храма, становятся на разостланный на полу перед аналоем рушник, на котором лежат крест, Евангелие и венцы. Жених и невеста еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие препятствий для этого. После этого брак считается заключенным и начинается само венчание, как всегда, с серии молитв.

Жених с невестой целуют образа на венцах, и венцы возлагают им на голову (или их держат над головами свидетели). Священник трижды благословляет жениха и невесту. Снова следует череда молитв, молодоженам дают испить вина из общей чаши (если кто-то не пьет алкоголя, этот момент надо заранее обсудить со священником). Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. Это хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Потом новобрачных подводят к царским вратам, священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Возможные препятствия для венчания в церкви

По церковным правилам нельзя вступать в брак более трех раз. Венчание не может состояться, если один или оба молодых атеисты или пришли по принуждению, если кто-то из супругов не крещен и не собирается креститься перед венчанием, или кто-то из молодых состоит в гражданском или церковном браке. Также венчание недопустимо между кровными родственниками либо родственниками по Крещению.

По секрету скажу, если у Вас имеется что-либо из вышеперечисленного, то это вовсе не значит, что венчания у Вас не будет. Чаще всего эти вопросы церковные работники задают лишь для проформы, и Вам достаточно просто кивать головой в знак согласия. Проверять никто не будет, все на Вашей совести... Также, при необходимости, Вы можете заранее узнать, какие предметы Вам придется целовать, и что можно сделать, чтобы быть уверенными в их стерильности.

В какое время не совершается венчание в церкви

Не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу (Масленица), Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). Не принято совершать браки в субботу, а также накануне главных церковных праздников, по вторникам и четвергам. Обо всем списке ограничений лучше заранее узнать в Храме.

Для многих пар оно даже важнее росписи. Это церковное таинство содержит много символичного, и вполне естественно у жениха и невесты могут возникнуть вопросы: зачем нужны церковные свечи? для чего над головами держат венцы? зачем становиться на ручник? Сегодня мы постараемся осветить эти темы.

Венчальные свечи

Во время венчания жених и невеста держат в руках зажженные свечи как символ самых чистых побуждений к браку. Обычно супруги хранят венчальные свечи дома всю свою жизнь.

Обручальные кольца

Раньше обручение (обмен кольцами) и собственно венчание совершались отдельно, сегодня же принято совершать венчание сразу после обряда обручения . Интересно, что в Древней Руси обручали перстнями, потому что они означали «печать и утверждение», было время, когда обручали крестами.

Сегодня обручают кольцами. Обручальное кольцо имеет круглую форму - знак вечности и неразрывности супружеского союза. Перед обручением кольца хранятся на престоле в алтаре храма. Таким образом будущие муж и жена показывают, что вверяют свою судьбу Богу.


Ручник

После обручения жених и невеста становятся на ручник или расшитое полотенце, словно обязуясь всегда и во всем разделять одну участь, как сладкую, так и горькую.

Венцы

В самый торжественный момент венчания на головы жениха и невесты возлагаются венцы в знак царской власти, т. е. новобрачные становятся родоначальниками, «князьями дома». Не зря раньше жениха и невесту называли князем и княгиней. Венцы сделаны из металла (в Греции и Риме венцы могли быть сплетены из цветов и растений, а на Руси венцы делали исключительно из серебра и золота) и, как правило, украшены драгоценными камнями. Сегодня венцы обычно держат над головами новобрачных свидетели.

Другие символы

Есть еще два ярких и трогательных символичных момента в православном венчании . Вскоре после возложения венцов жених и невеста по три раза пьют из чаши с красным вином, обещая друг другу, что отныне у них все будет общее: общие желания, общие радости, общие беды, общий труд и общий покой.

Затем священник соединяет руки новобрачных и три раза обводит их вокруг центра храма, где стоит аналой с иконой, в знак того, что они не нарушат данных обетов и не расторгнут брак. Ведь не даром говорят, что браки совершаются на небесах…

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

О Таинстве Брака сегодня много сказано. И, слава Богу, что большое количество книг написано о данной важнейшей теме как церковной, так и общественной жизни.

Сегодня среди православных людей существует устоявшееся мнение, что гражданский брак (имеется в виду не сожительство, но брак, зарегистрированный в органах регистрации гражданского состояния) является блудом. Это не так. Церковь признает зарегистрированный в соответствующих государственных органах брак как законный. Потому что в таком случае мужчина и женщина при свидетелях, в том числе и чиновниках органов РАГСа, создают семью для совместного проживания, объединения имущественных прав, рождения и воспитания детей. Они скрепляют такой союз клятвой при свидетелях и обменом кольцами, т. е. обручением.

Обычное же сожительство с лазейкой типа «если не понравится: уйду» без раздела имущественных прав, без желания рождения детей, а если таковые появились, то без участия в их воспитании, действительно осуждается Церковью как грех блуда. Потому что в таком случае человек роняет свое Божественное достоинство и опускается до животного уровня.

В первом же случае брак, заключенный при свидетелях и зарегистрированный в государственных органах, и был, в сущности, браком в Римской империи, например, и в ее наследнице Византии. Долгое время и в Византийской империи, и в Киевской Руси венчались только члены императорских фамилий, аристократия и бояре. Крестьянам достаточно было при свидетелях объявить о помолвке.

Отсюда в каноническом праве уравнивание в правах и обязанностях как уже повенчавшихся, так и еще только обручившихся.

Венчание как Таинство в церковной традиции сформировалось довольно поздно. В первые века христианства на Литургии желающие вступить в брак исповедовались и причащались Святых Христовых Таин, потом епископ читал над ними определенные молитвы и возлагал на их головы венцы. Позже брак оформился как самостоятельное Таинство. Это если говорить об обрядовой стороне.

Но установление брака по сути, конечно, является Божьим повелением. Вот как об этом пишется в «Настольной книге священнослужителя» (4-й том): «Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею...ˮ (Быт. 1:28). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на Брак, как на дело, благословляемое Самим Богом. По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность Брака, отмеченную в Законе (Лев. 20:10), но и возвел его в степень таинства: “И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, человек да не разлучаетˮ (Мф. 19:3–6)».

Почему в этой статье хочется сказать о том, что Церковь не осуждает гражданского, зарегистрированного государством, брака? Потому что до венчания человеку нужно дорасти.

Вспомним девяностые годы. Венчались из-за моды, «мол, красивый обряд», венчались, потому что папа или мама, или бабушка с дедушкой настояли. А потом архиерейские приемные наводнялись печальными людьми. И у большинства просьбы сводились к одной теме: «Развенчайте нас. Просим церковного развода».

И что лучше? Пожить в невенчанном, но законном браке, чтобы со временем дорасти до Таинства Венчания? Или венчаться в то, что «Бог сочетал, да человек не разлучит», а потом разорвать эту духовную святыню и развестись? Вот в чем вопрос, как писал классик.

Нужно понять, что человек может дорасти до законного брака, может хотеть его и иметь в нем необходимость. Ну, и пусть с Богом вступает в него. Но он является еще неофитом, не понимает сути Таинства Брака церковного. Так зачем его насиловать?! Нужно мягко, может быть, даже длительное время подводить его к этой мысли, воспитывать в церковной жизни. Чтобы однажды к нему, как благодатная вспышка-озарение, пришла не мысль, но твердое убеждение в необходимости венчаться.

Ведь Таинство Брака – это не только дети, хотя и они тоже, и не только совместное имущество и прожитая жизнь, хотя и это тоже. Но еще что-то гораздо высшее, неизмеримо высшее! Потому что Таинство Брака – это образ соединения Христа с Церковью и эта тайна велика есть (см. Еф. 5:22–33)! Вот на какие чудесные и святые высоты зовет нас Господь через венчание. Вспомним евангельское зачало, читающееся во время последования Таинства Брака, о браке в Канне Галилейской (см. Ин. 2:1–11). Спаситель претворил воду в вино. Ведь также Он в Таинстве претворяет двух людей в новое духовное «вино» для Царствия Небесного. Из двух людей получается уже качественно другая духовная субстанция – объединенная и силой Божией освященная. И мужчина, и женщина, желающие Таинства Брака, должны осознавать это, должны трепетать перед святыней Божией. Им необходимо жить жизнью Церкви для этого, молиться, исповедоваться, причащаться, участвовать в богослужениях. Чтобы их души опытно познали богообщение и величие этого союза Христа с Церковью, и одновременно утверждение, что семья есть малой церковью. Но до этого нужно дорасти.

Потому что свершается Таинство, сходит благодать Святого Духа, сочетая духовно и телесно мужчину и женщину в единое целое. На головы возлагаются венцы как символ полноты благодати Божией, как символ царственности, богоусыновления, которые они получают в Таинстве Брака.

Нужно четко это осознавать. Чтобы потом, скоро получив все это и соединившись благодатью Божией в одно, не оказаться несозревшим, не готовым к принятию этой святыни. И неосторожным движением не разрушить свою малую церковь.

И недаром на головы брачующихся возлагаются венцы. Таинство Брака церковного и есть венец жизни человека в миру. Только до него нужно дорасти с Божьей помощью.

Иерей Андрей Чиженко