В какой школе учатся с мозговыми дисфункциями. Особенности воспитания гиперактивных детей с диагнозом ммд

Провожая ребёнка в школу, мы вновь и вновь с щемящим чувством спрашиваем себя: «А справится ли он, будет ли благополучной и успешной его школьная жизнь?» Так хочется надеяться, что наш маленький ученик порадует нас своими результатами. Однако далеко не всегда успех зависит от приложенных усилий. Вот кто-то искренне старается – и всё равно не успевает, не всё слышит, пропускает и путает буквы, допускает ошибки в примерах. Почему? В поисках ответа на этот вопрос встревоженные родители идут на приём к врачу – неврологу или психоневрологу.

На приёме у невролога

Один из моих маленьких пациентов – семилетний Юра. Он похож на Маленького принца: высокий лоб, нежная, бледная кожа с голубыми жилками сосудов, и – недетские – печальные и усталые глаза.

– Юра, что тебя беспокоит?

– Голова. Болит.

– Когда? Утром? Вечером? Или после школы?

– Раньше после школы болела, а теперь всё время…

От Юриной мамы узнаю печальную историю. До школы он считался умным ребёнком, любил разговаривать со взрослыми, в целом был послушным, хотя и беспокойным. В первый класс мама провожала сына в твёрдой уверенности, что меньше «пятёрки» он домой не принесёт… Но оживление первой недели сменилось усталостью, нежеланием идти в школу. Учительница жаловалась на вялость Юры, рассеянность, отсутствие интереса, на «грязные» тетради с пропусками, исправлениями, нелепыми ошибками.

«Как тебе не стыдно!» – возмущалась мама, чувствуя отчаяние и бессилие перед непонятной ситуацией. «Будешь переписывать, пока не напишешь чисто!» – кричала она не в силах сдержаться, но с каждой новой попыткой количество ошибок лишь возрастало. О

на видела ужас в глазах сына, его дрожащие губы и чувствовала себя мучителем. А завтра – опять школа, опять возмущение учительницы и тупая, уже непроходящая головная боль.

Опять разговариваю с Юрой. И вижу – действительно, умный мальчик, хорошая речь, широкий кругозор, неплохо соображает. Правда, несколько медлителен и – главное – очень быстро устаёт, начинает вытирать вспотевшие ладошки, отвлекаться, всё больше времени ему требуется, чтобы обдумать ответ… Очевидно, этот ребёнок вполне способен освоить школьную программу.

Почему же он стал неуспевающим учеником? Причина – ММД, минимальная мозговая дисфункция.

История болезни

В разные возрастные периоды мозговые дисфункции проявляются по-разному. В младенческом возрасте наиболее частыми признаками ММД являются беспокойство, повышенный или сниженный тонус мышц, «нережимность», частые срыгивания, метеозависимость, реже – вялость и пассивность. В три-четыре года у ребёнка наблюдается двигательная расторможенность, возбудимость, неустойчивость настроения. Малыш недостаточно целенаправлен в игре, его внимание разбросано, он быстро переключается с одной игрушки на другую. Речевое развитие нередко задерживается – он поздно начинает использовать фразовую речь, запас слов у него более скуден, чем у благополучно развивающихся сверстников. Ребёнок не проявляет интереса к чтению, к кубикам, конструкторам, к сюжетным играм. Иногда он страдает от нарушений сна, расстройств пищеварения, ему свойственны аллергические реакции, нарушение координации движений, двигательная неловкость, потливость.

В старшем дошкольном возрасте становятся более заметными неловкие и недостаточно точные движения пальцев, из-за этого ребёнок позже овладевает умением застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, хуже рисует и лепит, чем его сверстники. Для четырёх-пятилетнего ребёнка свойственны возбудимость, раздражительность, импульсивность поведения, частая смена настроения. Педагоги обращают внимание на его неумение вести себя на организованных мероприятиях, например, на утренниках. У некоторых детей повышенная возбудимость и расторможенность в играх сочетаются с замедленным темпом мышления. Это дезориентирует взрослых, даёт повод думать, что ребёнок может быстро справляться с заданиями. «На перемене носится, как оголтелый, а на занятии едва шевелится! Наверное, просто ленится», – сердится учитель, не зная, что детям с подобными нарушениями как раз свойственны возбуждение и хаотичная активность в игре и замедленность, инертность, низкая продуктивность в умственной деятельности.

Школьники с ММД как правило испытывают трудности в освоении письма, чтения, счёта. Они плохо ориентируются в пространстве (путают правую и левую стороны, не ориентируются на листе бумаги, неправильно обозначают пространственные отношения предметов). И слуховое, и зрительное внимание у них ограничено, они часто упускают из виду мелкие детали, особенно страдает их внимание на фоне посторонних раздражителей. Полученная информация медленно перерабатывается, хуже удерживается в памяти, труднее воспроизводится. Слабое развитие мелкой моторики мешает писать быстро и красиво. Из-за неуспехов ребёнок становится замкнутым, подавленным, протестным. Он остро нуждается в адекватной помощи.

На пути к излечению

Первая помощь ребёнку с ММД – медикаментозная. Лекарства, влияющие на обменные процессы в головном мозгу, помогут улучшить внимание и память, повысят общий тонус и работоспособность, нормализуют сон, снизят тревожность ребёнка. Заметим, коррекция таких, казалось бы, негрубых неврологических дисфункций вовсе не является простой задачей. Назначая какой-либо препарат, врач словно нажимает клавишу рояля. Но инструмент расстроен, и потому звук часто отличается от ожидаемого. Тогда необходима аккуратная и тщательная подстройка: замена препаратов, дополнительные обследования. Перед началом лечения желательно сделать обследование, которое позволит уточнить особенности состояния мозговых структур. Практический опыт показывает, что наилучшие результаты даёт длительное лечение, получившее название медикаментозного сопровождения: это чередующиеся курсы индивидуально подобранных препаратов.

Психолого-педагогическая помощь состоит в том, чтобы развить у ребёнка целенаправленность, внимание, память, умение думать, обобщать и выделять главное, усовершенствовать его движения, при необходимости – стимулировать речевое развитие. Для детей с ММД очень важна психологическая обстановка, их окружающая – недостатки регулирующих систем мозга делают их особенно чувствительными к стрессам и психическим травмам. Ребёнок с проявлениями мозговых дисфункций нуждается в охранительном режиме учебных нагрузок: в ограничении объёма заданий и количества уроков, в дополнительном выходном дне. В неблагополучный период рекомендуется индивидуальное обучение – один на один с педагогом легче сосредоточиться, драгоценные силы не тратятся на отвлекающие моменты, которыми полна жизнь в классе. Решение об охранительных мероприятиях принимает врач-психоневролог, при необходимости он оформляет и направляет в школу соответствующие документы. Обу­чение ребёнка должно быть организовано с учётом уровня его знаний, работоспособности, особенностей поведения. Важно помнить – попытки «наверстать», «догнать» сверстников за счёт интенсивных занятий чаще всего дают отрицательный результат.

Время вознаградит усилия родителей и специалистов – большинство детей с ММД вполне способны усваивать школьные знания, а в будущем получать образование, достигать желаемых высот в профессиональной деятельности. Время работает на ребёнка: развивающийся мозг постепенно «перерастает» свои проблемы. Главная задача взрослых – помочь, а не навредить, не спровоцировать дополнительные расстройства. Тогда проблемы первых лет школьного обучения скорее всего просто забудутся – ведь мы устроены так, что вспоминаем лишь радостные и светлые переживания…

Анна Дробинская
психиатр

Синдром ММД или, как еще его называют в МКБ-10, «гиперкинетические расстройства поведения» с кодом F-90, проявляется уже в раннем детстве. Минимальная мозговая дисфункция предполагает наличие расстройств неврологического характера, которые обнаруживаются в поведении и в психологических реакциях ребенка. Например, это могут быть нарушения речевой деятельности, плохая координация движений, гиперактивность, трудности в обучении.

В психологическом плане расстройства выражаются в эмоциональной лабильности (неустойчивости), повышенной отвлекаемости, рассеянности. Родителям нужно отнестись очень серьезно к проявлениям ММД, так как по последним медицинским данным такой диагноз имеют до 25% детей.

Выраженная гиперактивность ребенка может быть одним из признаков наличия ММД

Что является причинами возникновения ММД?

К причинам неврологических расстройств, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию, относят различные факторы - например, специалисты отмечают, что на ребенка еще до рождения воздействуют:

  • наследственная предрасположенность;
  • патология беременности (недоношенность, угроза прерывания беременности, анемия, болезни и плохое питание будущей матери, гипоксия плода и пр.);
  • патология родов (скорые роды, слабая родовая деятельность, асфиксия новорожденного).

Кроме указанных факторов, появление дисфункции у детей могут провоцировать:

  • неполноценное питание и даже недоедание;
  • различные заболевания, связанные с дефицитом кислорода (например, при бронхиальной астме легкие плохо обогащают кровь кислородом).

Дефицит внимания

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Родители, которые воспитывают дошколят, должны быть внимательны к поведенческим и психическим реакциям малыша, чтобы вовремя распознать неврологические расстройства.

Стоит учитывать, что внешне минимальная мозговая дисфункция может проявляться по-разному - это зависит от тяжести расстройств и особенностей психики ребенка. Важно не спутать нарушение с нормальными проявлениями детской активности или обычными нарушениями речи.

И все же определить наличие этого синдрома не так сложно. Специалисты классифицировали симптомы, которые проявляются при минимальной мозговой дисфункции. К их основным признакам относят дефицит внимания, импульсивность и гиперактивность детей.


Ребенок с дефицитом внимания часто переключается между разными занятиями, не готов слушать и выполнять указания и просьбы, испытывает сложности с запоминанием

Сущность проявляется в ярко выраженной невнимательности и имеет следующие характеристики:

  • малыш не реагирует на обращение, хотя слышит его;
  • не может долго сосредоточиться даже на интересном занятии (игре, чтении сказки, фильме);
  • старший дошкольник охотно начинает выполнять задание, но не заканчивает его;
  • при подготовке к обучению и во время самого обучения ребенок испытывает трудности, связанные в основном с организацией деятельности (игры, выполнения задания);
  • в любом возрасте не может сосредоточиться на занятиях, требующих внимательности и определенных умственных усилий, отвергает такие занятия;
  • для них характерна частая потеря вещей;
  • малышам сложно дается запоминание даже самых простейших текстов или стишков.

Гиперактивность, как симптом дисфункции

При минимальной мозговой дисфункции проявляется уже с младенчества следующими действиями:

  • малыш спит беспокойно или очень мало;
  • с раннего возраста дошкольник становится неусидчивым, находится в постоянном движении;
  • даже в спокойном состоянии он совершает бесцельные движения руками и ногами;
  • наблюдается неустойчивость при ходьбе, возможны частые падения;
  • ребенок постоянно задевает предметы, ударяется об углы;
  • характерно проявление беспокойства в различных ситуациях, особенно тревожащих его;
  • малыш может часто ломать вещи, игрушки;
  • плохо развита мелкая моторика, что в дальнейшем может проявиться в плохом почерке, быстром уставании руки при письме;
  • хотя наблюдаются минимальные нарушения в речи, часто ребенок очень говорлив, перебивает, вмешивается в разговоры взрослых;
  • при проблемах в артикуляции речи им трудно строить длинные предложения, поэтому есть сложности в пересказе текста.

Синдром импульсивности

Минимальная мозговая дисфункция при синдроме импульсивности характеризуется следующими проявлениями:

  • очень резко проявляется эмоциональная лабильность (смены настроения от приподнятого к депрессивному);
  • у детей могут возникать необоснованные вспышки гнева не только по отношению к окружающим, но и к себе;
  • дошкольник быстро отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав инструкцию;
  • допускает деструктивное поведение во время занятий;
  • ребенок не умеет проигрывать, во время проигрыша может быть агрессивным, вступать в драки с другими детьми;
  • не может ждать отдаленного вознаграждения, требуя немедленной выдачи;
  • не подчиняется правилам (поведения, игры);
  • совершает опасные для себя и окружающих действия, хотя не понимает этого;
  • во время выполнения заданий у ребенка такое нестабильное поведение легко меняется от спокойного к агрессивному (злится, если задание не получается).

Каковы критерии диагностики синдрома ММД? Диагноз ставится при наличии не менее шести симптомов, которые наблюдаются на протяжении последних шести месяцев. Родителям нужно учитывать, что при обучении в школе дети испытывают большие сложности, но помнить, что значительную роль играет не уровень развития интеллектуальных способностей, а невозможность их реализовать.

Лечение детей с синдромом ММД

Родителям детей с синдромом ММД не надо отчаиваться или ждать, что все пройдет по мере взросления ребенка. Как правило, те из них, которые активно занимаются со своими детьми, выполняют все назначения специалистов, получают хорошие результаты. Главное, чтобы была проведена своевременная диагностика и назначено правильное лечение. По данным специалистов, 70% детей в результате активно проведенных лечебных мероприятий догоняют в развитии своих сверстников и своим поведением не отличаются от них.

При лечении ММД необходимо понимать, что оно должно проходить во взаимодействии специалиста, ребенка и окружающих его людей, чтобы создать положительную атмосферу вокруг него. Основными направлениями при лечении являются психолого-педагогическая коррекция, медикаментозное лечение, терпение и последовательность родителей.

Корректирующая программа лечебных мероприятий может быть построена следующим образом:

  1. Медикаментозные препараты назначаются только специалистом. Лекарства, курс, дозы ‒ все должно находиться под наблюдением врача.
  2. В психолого-педагогическую коррекцию должны входить занятия, игры, психогимнастические упражнения, учитывающие все проблемы детей с ММД. Система коррекции составляется специалистами (логопедом, психологом, педагогом) и проводится под их наблюдением. Задания должны быть направлены на концентрацию внимания, развитие мышления, памяти, мелкой моторики, иметь четкие инструкции с неоднократным повторением, ведь малышу трудно сосредотачиваться на словесных объяснениях. На первых порах лучше использовать наглядность - например, при выполнении графических диктантов карандашом показать начало работы. Также необходимо учитывать, что дошкольникам трудно сразу усваивать учебный материал, поэтому нужны повторения, возвращение к пройденному.
  3. Дети с ММД должны соблюдать четкий режим дня , который организуют и поддерживают окружающие взрослые. Они просто обязаны следить за тем, чтобы малыш просыпался, получал полноценное питание, ходил на прогулки, занимался играми, ложился спать в одно и то же время. Такое выполнение режима делает работу нервной системы синхронной, в то время, как отступления расшатывают нервные процессы.
  4. Скорректировать двигательную активность ребенка поможет физическая терапия, при которой рекомендуются посильные упражнения, спортивные игры, плавание, езда на велосипеде, катание на коньках.

Продуманная физическая активность - лучший способ для выхода накопившейся энергии малыша. Подойдут занятия спортом, групповые секции, плавание, велосипед, роликовые коньки

Воспитание в семье ребенка с ММД

  1. В семейной обстановке родители должны помнить, что их частая перемена настроения, семейные ссоры плохо отражаются на эмоциональном самочувствии малыша и могут усугубить течение мозгового расстройства, поэтому необходимо единство требований между родителями, адекватность и понятность действий, медлительная и доброжелательная речь. Родителям следует проявить внимательность при общении малыша с его сверстниками. Нужно поощрять дружбу с медлительным ребенком, чтобы убавить эмоциональные всплески.
  2. С этой же целью дети не должны находиться среди большого скопления людей, например, в массовых городских мероприятиях.
  3. Специалисты также советуют вместо заграничных поездок в жаркие страны организовать летний отдых в знакомом месте, например, на даче. Включать в детский досуг подвижные игры на воздухе, плавание в водоеме, прогулки в лесу, так как это успокаивает нервную систему.
  4. Для коррекции мелкой моторики, развития внимательности, памяти рекомендуется вместе с ребенком дома заниматься творчеством: рисовать, лепить, вырезать, клеить. Полезно читать сказки, в игровой форме заучивать стихи, слушать музыку, детские песенки.
  5. Психологи не рекомендуют в это время посещать секции, кружки до тех пор, пока не закончится лечение. Когда дошкольник начнет учиться, о диагнозе нужно сказать учителю, чтобы обеспечить ему индивидуальный подход.

Воспитывая ребенка с ММД, родители должны помнить, что справиться с проблемами в короткие сроки поможет комплексное лечение. Как считает известный доктор Комаровский, повлиять на детей, имеющих минимальную мозговую дисфункцию, можно собственным примером, терпением и правильным воспитанием. Так родители быстрее найдут подход к своему чаду.

Специфическая неспособность к обучению детей с ММД.

Методическая работа учителя начальной школы

Беляевой Елены Олеговны. (ГБОУ школа №594 индивидуальное обучение на дому г. Санкт-Петербург)

Специфическая неспособность к обучению – что это такое?

Как работает человеческий мозг, как совершенствуется мыслительная деятельность в процессе обучения – все это вопросы очень сложные. Поэтому многие люди, которые пытаются помочь слабоуспевающим в школе детям, часто не могут правильно понять причину их трудностей.

Еще недавно считалось, что любой ребенок, достигший определенного возраста, способен усваивать объем знаний, соответствующий этому возрасту. Считалось, что все дети примерно одинаковы, а их мозг – это чистый лист бумаги, куда надо «записывать» определенные знания одним и тем же способом. Тем же детям, которые не могли усваивать материал с той же скоростью, как их сверстники, автоматически зачисляли в ряд умственно отсталых.

Однако у многих неуспевающих детей психологическое тестирование выявило совершенно нормальный и даже высокий интеллект. Они хорошо видят и слышат. Они спокойны, уравновешенны. В семье им созданы все условия для нормального развития и обучения, тем не менее, им никак не удается одолеть школьную программу. Именно таких детей мы называем теперь «неспособными к обучению».

Их «неспособность» специфическая, т.е. она не зависит от внешних факторов, таких как отношение в семье или образование родителей. Причиной «неспособности», а точнее «нарушенной способности» не является и умственная неполноценность ребенка. Это дети, в большинстве случаев, вполне полноценны; они могут учиться, но только тогда, когда мы понимаем их проблемы и принимаем соответствующие меры.

Современная точка зрения такова, что причиной «специфической нарушенной способности к обучению» является какое-то нарушение работы мозга, так называемое «минимальная мозговая дисфункция». Это поражение головного мозга в слабой степени (в минимальной)

Дисфункция головного мозга

ДЦП Эпилепсия ММД Умственная Детские

отсталость психозы

Нарушенная Трудности в обучении Нарушения

активность дислексия поведения

дисграфия

дискалькулия

Генеалогические «дерево» специфической неспособности к обучению.

ММД является биологическим фундаментом нарушения способности к обучению. Являясь незрелыми, эти дети не обладают способностью к самоконтролю, они не могут конкурировать со своими сверстниками ни в школе, ни в жизни.

На рисунке приведены основные симптомы, которые составляют сути большинства жалоб, как родителей, так и школьных учителей в отношении детей с ММД.

Недостаточный самоконтроль

Нарушение активности Нарушение поведения и мышления

Гиперактивность Истощаемое внимание

(включая речевую) Неспособность сосредоточиться,

Моторная неловкость трудности привлечения внимания

Апраксия Плохая память

Зрительно-моторная Нарушение восприятия

дискоординация Нарушение вербально-

Нарушение логического мышления

латерализации

Школьная неуспеваемость

Дислексия – нарушение чтения. Поскольку чтение является самым эффективным способом получения знаний, нарушение чтения неминуемо влечет за собой отставание и по другим предметам, да и в общем развитии. Ребенок с тревогой и недоумением видит, что его сверстники в классе без труда делают то, что ему не доступно. «Может быть, я какой-то ненормальный?» думает такой ребенок, и вскоре может придти к мнению, что он умственно отсталый, дурачок. Не всегда дети с ММД страдают дислексией. Нарушение чтения является только одним из симптомов, возможно, самым важным, но отнюдь не единственным.

Дисграфия – нарушение письма. Ошибки не орфографического характера. Дисграфия может быть 5 видов:

1)Акустико-артикуляционная (косноязычие в письме)

Нарушение устной речи отражается в письме.

Рама (рама, лама, вама, яма) и т.п.

2)Акустическая дисграфия, обусловленная несформированностью рече-акустической слуховой системы. Характерны те же ошибки, что при 1 виде дисграфии, но ребенок при этом говорит правильно.

3)Оптико-графическая дисграфия. В результате несформированности оптических процессов (не так запомнил глаз или рука). Замена букв сходных по начертанию:

-Недописывание по количеству элементов: м-л, т-п, ш-и,

-Смешивание букв по расположению в пространстве: д-в, т-ш, п-и

-Смешивание букв по дополнительному несходному элементу: ш-щ, и-ц: и-у.

-Зеркальное письмо

4)Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Этот вид дисграфии наиболее распространен.

-пропуски гласных, слогов

-недописывание

-перестановка

-неоправданные слияния (предлогов и т.п.)

-разрывы (вдуп ле)

5)Аграмматическая дисграфия.

Неумение согласовывать, управлять (глагольное управление), выпуск предлогов.

Перед выполнением любого задания, ребенок, страдающий ММД, должен сосредоточиться. Если в этот момент его кто-то отвлек, если в классе откроется окно и т.п., он вообще не услышит того, что говорит учитель. Память нашего ребенка страдает именно в том отношении, что он не запоминает длинной последовательности. Дети с ММД не в состоянии достичь автоматизации навыков столь же быстро, как их сверстники. Вскоре после начала урока наш ребенок понимает, что «выпал» из общего потока, из общей работы в классе. Если, вдобавок, он чем-то расстроен, если сегодня один из тех «плохих» дней, если он предчувствует, что все его попытки и старания ни к чему не приведут, можно себе представить, какой будет результат! Эта неспособность делать что-то автоматически, неспособность управлять своим вниманием и концентрацией, является основной трудностью ребенка с ММД.

Дисграфия, дислексия, наподобие врожденной неспособности различать цвета (дальтонизм) или звука (отсутствие музыкального слуха) не является признаком умственной отсталости, нежелания учиться или плохой работы учителя. К сожалению, мы очень часто путаем причины и следствия.

Группа помощи детям с ММД (учитель-родители-врач)

В этой группе учитель является главным действующим лицом. Являясь как бы связующим звеном между школой, как системой образования, и отдельным учеником, учитель ежедневно имеет дело с самым корнем проблемы. Он имеет возможность первым обнаружить у ребенка нарушение способности к обучению и должен взять на себя обязанность сообщить об этом родителям. Более того, в целом ряде случаев учитель является единственным человеком, кто придумывает и реализует коррекционные мероприятия с отстающим учеником и помогает ему преодолеть школьную неуспеваемость. К этой группе относятся учителя, которых интересует не болезнь сама по себе, а ребенок с его проблемами и затруднениями. Они понимают, что дети имеют индивидуальные способности и стараются относиться к каждому ребенку так, как необходимо именно в данном случае. Стараются максимально индивидуализировать обучение. Учитель должен

понимать, как боится ребенок сделать какую-то оплошность и тем самым обнаружить перед всеми свою слабость и несостоятельность. Педагог должен подчеркнуть все хорошее и не замечать плохое. Кроме установления хороших отношений с ребенком, учитель старается завязать контакт с его родителями. Родители являются важнейшими участниками «спасательной команды» и нуждаются в специальном руководстве для согласования их действий с действиями учителя.

Основные советы и правила для учителя:

1)Постарайтесь заменить речевые способы передачи информации графическими.

2)Разрешите ребенку пользоваться любыми способами решения задачи, которые ему помогут. Пусть он водит пальцем по строчке во время чтения, пусть считает на пальцах и т.п.

3)Родителям не стоит выполнять домашнее задание за ребенка.

4)Пусть ребенок проговаривает текст при письме. Таким образом, вы вводите в действие мультисенсорный подход к обучению ребенка с ММД.

5) Поддерживайте достижения ребенка. Изучайте тот способ, который помогает учиться данному ребенку.

6)Учите ребенка сразу по рукописному тексту, поскольку здесь между буквами нет разрыва, как в печатном тексте.

7)Не придавайте особой важности в глазах ребенка и его родителей оценкам за контрольные работы. Однако надо дать ребенку понять, как рад учитель и все окружающие в том случае, когда ему удается достичь хороших результатов.

Необходимо понять, что сам факт попытки помочь, а не наказывать, является уже огромным шагом вперед в плане коррекции.

Учитель – врач . Учитель помогает ребенку преодолеть нежелание принимать лекарства. Вся коррекция должна проходить в сопровождении врача. Медикаментозные средства, такие как лекарства, физиотерапия, массаж, мануальная терапия плюс занятия спортом могут значительно облегчить жизнь нашего ребенка на должном уровне, особенно, когда ребенок начинает делать первые успехи. Скептически настроенные родители часто склонны в большей степени прислушиваться к мнению учителя, нежели врача. Учитель, понимающий болезненную сущность тех нарушений, будет способствовать достижению основной цели - помочь ребенку достичь максимума, реализовать свой истинный потенциал в обучение.

Родители. В зависимости от отношения к ребенку и его проблеме, родителей можно подразделить на 3 типа. К первой группе мы отнесем тех, кто отрицает саму возможность каких-либо нарушений у ребенка. По их мнению, их ребенок всегда был настолько смышлен и сообразителен, что его неуспеваемость в школе может объясниться только плохим обучением.

Родители второго типа понимают, что ребенок плохо справляется со школьным обучением. Но они считают, что будь учитель немного более строг с ребенком, более требователен, результаты были бы куда лучше.

Родители третьего типа реалистически оценивают своего ребенка и с готовностью следуют всем советам, если они видят искреннюю заинтересованность специалиста. Они сами активно ищут тех специалистов, кто мог бы им помочь.

Ребенок – родители . Ребенок нуждается в том, что бы его любили таким, какой он есть («приятие»), ему необходимо чувствовать себя включенным в структуру семьи («включенность»), он нуждается в заботе со стороны родителей («забота»). Вот 3 фактора – приятие, включенность, забота, которые образуют фундамент хороших внутрисемейных отношений.

Родители – учитель. Отношение родителей с учителем требуют определенного уровня откровенности и самоуважения. Как только родители поймут, что учитель заинтересован в их ребенке и хочет ему помочь лучше учиться, у них возникает чувство доверия и уважения к учителю. Если учитель пользуется индивидуальной системой поощрения, выставления оценок или временно отменяет оценочную систему, чтобы снять травмирующий ребенка элемент соревнования, он должен поставить родителей в известность.

В моей практике было два ученика с диагнозом ММД. В обоих случаях наблюдалась неусидчивость, быстрая утомляемость, низкая работоспособность. Дети часто отвлекались, просили выйти, не могли усидеть на месте, вскакивали, если звонил телефон, кто-то пришел. В условиях обучения таких детей на дому работа с ними упрощается. Я могла регулировать время урока, чаще делать перемены, периодически отвлекать ребенка на посторонние темы или менять вид работы. Определив, какой у данного ребенка преобладает тип памяти, я могла, опираясь на «здоровый» анализатор правильнее подобрать материал, построить урок.

У обоих моих учеников была дисграфия на фоне нарушения языкового анализа и синтеза с элементами оптической дисграфии. Работа на уроках русского языка усложнялась. Приходилось делить урок на три части. Начало урока отводилось на новый материал (т.к. к концу урока ребята были уже несобранны и их внимание рассеяно). Вторая часть урока - на проведение работы по профилактике и исправлению дисграфии, и третья часть урока – на повторение материала, пройденного ранее. Ученики попали ко мне в третьем классе. Проблемы с обучением у них возникли еще в первом, поэтому часть материала, изучаемого раньше, осталась ими не усвоенной.

Работа по исправлению дисграфии мной проводилась следующая:

Мы не можем работать с нарушенной функцией. Развивая эту функцию, надо опираться на сохранные анализаторы.

-Много внимания фонематическим процессам, звукопроизношению. При письменной работе ученик сначала проговаривает слово вслух, как бы сам себе диктует. Четыре компонента на каждом уроке: 1)слушать 2)говорить 3)читать и только затем 4)писать

-Активно использую схемы слов. Они различны и зависят от нарушения, наблюдаемого у ребенка. Например:- при оптической дисграфии у ребенка не сформировался образ букв б- д, и просим, опираясь на фонетическое восприятие, сделать схемы к этим словам, выделяя только заданные буквы

Доброта д-б----, барабан б---б--, бедро б-д-- и т.д.

При нарушении звукового анализа и синтеза можно использовать как схемы предложений, так и схемы слов. Котенок играет. \___ ____. Котенок играет в мячик. \___ ___ _ ___. Котенок играет в мячик на траве. \___ ___ _ ___ _ ___. Пушистый котенок играет в мячик на ковре. \___ ___ ___ _ ___ _ ___.

Выделить в слове только гласные: подарок -о-а-о- или просто графически (-гласный, о согласный) –о-о-о-

Составить слово по схеме –о-о-а (корова, солома и т.д.). –а-а каша, Маша, наша, рана, кара, фаза.

-о- сок, рок, кок, ток, бок.

-Составить слово из 1-го звука слова р ука

2-го звука слово р а на

3 –го звука слово ре к а рак

-Графические диктанты. Ученик записывает через запятую только кол-во букв в слове. Я диктую: стол, дуб, ворота, нос, дрова и т.д. Ребенок записывает: 4,3,6,3,5.

Определение количества слогов и ударного слога: Х – ударный слог, х – безударный слог.

Диктую: лошадь, велосипед, макароны. Хх, хххХ, ххХх - записывает ребенок

-Можно использовать тактильный анализатор для формирования образа буквы. Из мелкой наждачной бумаги вырезать нужные буквы и попросить ребенка с закрытыми глазами найти нужную букву.

Так же даются всевозможные задания на развитие внимания, памяти, игры с буквами и словами, работа с деформированным текстом, задания на расширения словарного запаса.

Удержать внимание ребёнка не всегда легко. Несмотря на то, что схему урока я стараюсь не менять, форму заданий приходится менять. Наряду с ЭОР, использую и давно проверенные. Это и работа с мячом (бросаю мяч и одновременно говорю задание, ребёнок обдумывает и отвечая бросает мяч мне. Задание зависит от предмета, темы и т.д. Например: назови слово с удвоенной согласной, 47+17=?, астероид - это звезда? и т.п.). Развивает координацию, реакцию, внимание.

Использование самодельных пазлов (это может быть как географическая карта, так и математическая формула). Развивает память, усидчивость, внимание.

Работа с пальчиковыми или перчаточными куклами (например при изучении диалога). .

Важно помнить, что игра в школе должна приковать неустойчивое внимание ребёнка к материалу урока, давать новые знания, заставлять его напряжённо мыслить. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Есть ещё множество приёмов, чтобы разнообразить и оживить урок. Надеюсь, что-то из моего опыта поможет Вам.

Оценочная система.

Часто, дети, переведённые к нам из массовой школы, имеют большие психологические проблемы. В школе они чувствовали свою неуспешность, не верили в свои силы, боялись отвечать на уроках, получали, зачастую, только плохие отметки, чувствовали по отношению к себе недовольство и раздражение учителей, родителей, насмешки одноклассников. Придя к нам, они боятся перемен, не верят в себя.

Первая моя задача снять с ребёнка клеймо неудачника, заставить поверить в свои силы, настроить родителей на позитивный контакт с ребёнком и со мной. И вот тут, наряду с другими приёмами, начинает действовать индивидуальная оценочная система. Её задача мягко и безболезненно для ребёнка вывести его из психологических проблем и привести к общепринятой оценочной системе.

3 этапа:

1)Продолжительность этапа зависит от ребёнка, насколько быстро ему удалось адаптироваться к новым условиям обучения, выйти из психологического кризиса. На этом этапе не ставится «3» и «2» , оценки слегка завышаются, даются дополнительные задания, с которыми ребёнок точно справится и сможет получить хорошую отметку. Проводится беседа с родителями, объясняется принцип оценочной системы. Только когда ребёнок раскрепостился и поверил в себя, переходим ко второму этапу.

2)Перестаю завышать оценки, добавляю «3». Обязательно сохраняю дополнительные задания, посильные ребёнку, делая тем самым переход более мягким.

3)Пользуюсь всей оценочной шкалой, сохраняя возможность ребёнку проявить себя в дополнительных заданиях, творческих работах.

Работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья сложно, но и необычайно интересно. Они всегда дают нам толчок к творчеству. Желаю Вам удачи!

Используемая литература и интернет ссылки.

Гарольд Б. Леви «Квадратные колышки к круглым отверстиям»

При минимальной мозговой дисфункции у детей наблюдается отставание в развитии . Многие педагоги и родители склонны считать это трудностями с адаптацией в школе или детском саду.

Однако причина кроется в нарушении высших психических функций ребенка, которое отражается на многих характеристиках связанных с умственной деятельностью и поведением.

Общее понятие

ММД — это целый комплекс различных нарушений психоэмоционального характера .

Патология проявляется в виде особого состояния ребенка под влиянием нарушения работы центральной нервной системы, когда возникают отклонения в восприятии окружающего мира, поведении, эмоциональной сфере и расстройстве вегетативных функций головного мозга.

Данный синдром впервые описан в 1966 Г. С. Клеменсом . Согласно статистике, ММД встречается у 5% всех школьников младших классов и у 20-22% дошкольников, то есть синдром широко распространен. В большинстве случаев заболевание временное и поддается лечению.

Причины

Синдром развивается по причине дисфункции головного мозга . В свою очередь на это влияют возможные травмы коры головного мозга или аномалии развития нервной системы ребенка.

В возрасте от 3 до 6 лет в большинстве случаев причиной становится неправильное воспитание ребенка с социальной и педагогической точки зрения его родителями и педагогами, то есть ребенком никто не занимается.

К провоцирующим факторам также относятся:


Большинство детей с ММД воспитывались в неблагополучных семьях .

Симптомы и признаки

Что характерно для детей с ММД? Данное заболевание может развиваться уже с младенчества, однако первые заметные симптомы появляются в дошкольный период , когда происходит подготовка в детском саду.

У ребенка наблюдается слабая концентрация внимания, плохая память и другие проблемы, несмотря на нормальный уровень интеллекта.

Рассмотрим различные виды синдрома подробнее:

У младенцев можно заметить следующие признаки ММД:

  • повышенное потоотделение;
  • учащенное дыхание и сердцебиение;
  • повышенная капризность;
  • частые срыгивания и ;
  • проблемы со сном;
  • тревожность.

У школьников появляются дополнительные симптомы:

  • конфликтность;
  • рассеянность (часто теряются вещи);
  • низкая успеваемость;
  • плохая память;
  • повышенная раздражительность.

Диагностика

Для диагностики необходимо обратиться к неврологу или детскому педагогу . Сперва изучается история болезни, проводится опрос родителей и анализируется поведение самого ребенка.

  • позитронно-эмиссионная томография;
  • реоэнцефалография;
  • электроэнцефалография;
  • эхоэнцефалография;
  • нейросонография.

Методы лечения и коррекции

Каждый отдельный случай ММД требует индивидуальный подход в лечении на основании клинической картины.

Терапия должна быть комплексной и включать в себя прием медицинских препаратов, психотерапию и приемы педагогики.

Медикаменты

В лечении применяются ноотропные препараты, которые снижают возбуждающее действие аминокислот на головной мозг (Пикамилон, Пирацетам, Пантогам). Для улучшения успеваемости и умственного развития используют Пирацизин и Глицин.

Возможно применение антидепрессантов и успокоительных средств (настойка валерианы, настойка пустырника, Диазепам). При энурезе применяется Адиуретин.

Психотерапия и педагогика

Для ребенка нужно создать благоприятные условия дома и за его пределами, чтобы он чувствовал себя комфортно . Родители и педагоги не должны воспринимать его поведение как эгоизм или капризность — это психическое расстройство, и ребенок в этом не виноват.

Однако нельзя потакать всем его прихотям, а приучать к дисциплине. Важен контроль над его жизнью, но так чтобы он этого не ощущал. Нельзя вдаваться в крайности и сильно ругать или наоборот жалеть ребенка. Во всем должна быть мера.

Внутри семьи следует избегать ссор и конфликтов, которые могут негативно сказаться на его состоянии.

Также нужно быть последовательным в воспитании и обучении и не переутомлять ребенка большим количеством заданий.

Предпочтение следует отдавать занятиям, требующим повышенной концентрации внимания, например, лепка из пластилина или рисование.

Полезным будет придерживаться режима , то есть ложиться спать, вставать и принимать пищу следует в одно и то же время. В то же самое время лучше избегать большого количества контактов с другими людьми — это утомляет ребенка и делает его более замкнутым.

Компьютер, телевизор и планшет снижают концентрацию внимания, однако есть специальные приложения именно для детей с ММД.

Также важно направлять куда-то избыток энергии у гиперактивных детей. Для этого можно записать ребенка в бассейн, в секцию футбола или другого активного вида спорта.

Физкультура пойдет на пользу в любом случае. Параллельно рекомендуется водить ребенка к детскому психологу, который будет контролировать состояние пациента и помогать в его лечении.

Прогноз

Для всех детей с ММД прогноз благоприятный . По статистике, от 30 до 50% "перерастают" этот синдром и становятся полноценными членами общества.

Однако у некоторых детей последствия остаются на всю оставшуюся жизнь в виде различных комплексов и психо-эмоциональных отклонений, так как характер и психическое состояние взрослого человека "завязано" на детстве.

Такие люди могут в будущем стать нетерпеливыми, капризными, раздражительными или испытывать проблемы с адаптацией в новом коллективе.

Крайне важно именно в детском возрасте вылечить ребенка, так как взрослая психика практически не поддается терапии.

Профилактика

Для предупреждения появления ММД необходимо соблюдать меры профилактики :

  • в период беременности правильно питаться и избегать стрессов;
  • беременной матери отказаться от вредных привычек (курение, алкоголь);
  • обеспечить ребенку благоприятные условия дома;
  • регулярно заниматься с ребенком и развивать все его способности;
  • избегать скандалов, конфликтов и стрессовых ситуаций внутри семьи;
  • регулярно посещать педиатра для профилактических осмотров (1-2 раза в год).

Малая мозговая дисфункция — частая проблема в современном обществе .

Многие дети недополучают внимание родителей и страдают от этого. В других случаях патологиях может развиться еще во внутриутробный период.

В любом случае ребенку нужно помочь и как можно раньше . Следует пройти все необходимые исследования и найти причину недуга, а затем пройти курс терапии, чтобы ребенок стал полноценным членом общества.

Что такое минимальная мозговая дисфункция? Узнайте из видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

На вебинаре народ слегка встревожился по поводу детей с ММД (ММД - минимальная мозговая дисфункция).
Потому как я - счастливая обладательница такого ребеночка, к тому же имею отношение к чужим детям, хорошим и разным, а консультироваться, как вы понимаете, с золотыми детками не ходят, мне есть что сказать по этому поводу.

Первое, что хочется отметить - это то, что ММД - легкие церебральные нарушения, которые могут и не доставлять больших проблем в дошкольном детстве (в силу образа жизни малышей), но начинают орать в полную силу на уроках в школе.
Прямо с первого класса, часто совершенно неожиданно для родителей, их симпатичный, милый, непосредственный и славный малыш превращается в чудовище. Претензии учителя - не слушает, делает, что хочет, разговаривает на уроке, не выполняет инструкции... Кошмар, в общем.
"Покажие психиатру, а лучше просто уберите его отсюда, чтобы нормальным детям не мешал!" - это самый тяжелый вариант.

Вы в растерянности - вроде ничего не предвещало...

На самом деле некоторые моменты все же сигналили о том, что "что-то не так".
Как то:

а) после рождения ребенок мало ел, мало спал, много плакал или всего этого не было, но у невролога все равно были какие-то претензии;
б) в первый год ребенок был очень неспокойным. Или наоборот - очень спокойным.
Явный симптом - поздняя речь (потом трындит запросто, но начинает часто позже, чем... ожидается:)))
Ещё один звоночек - транзиторные тики (чаще всего мигательные и быстро проходящие), но это далеко не всегда, просто на заметку.

Когда ребеночек подрастает, можно заметить у него следующие милые черточки:

в) нарушения произвольного внимания и умственная утомляемость;

Если такому ребенку нравятся пазлы или настольные игры - он вполне может возиться с ними часами. При этом просьба "Разложи треугольники в два ряда" выполняется 30 секунд, а потом ребенок падает моськой в салат начинает вопить, что он страшно устал.

Вы не поверите, но ребенок не врёт.
У таких детей при необходимости произвольных "умственных усилий" релаксационная фаза мозга наступает каждые 5-10 минут. И они перестают соображать минут на несколько - просто выключаются. А могут даже вообще не помнить, чего творили, когда в себя придут, потому что в релаксационную фазу внешняя деятельность продолжается, но нигде не фиксируется, не осознается и не запоминается (на ЭЭГ в это время мозг дает альфа--ритм).

И получается примерно так: ребенок выключился, заорал, забесился, или наоборот - затих и перестал задание выполнять (это от типа ММД зависит). Может сказать что-нибудь "не то" или сделать - и никак это для себя не отметить, без сознания.
Приходит в себя - на него все с претензиями. А он понять не может - чего это все против него. И обижается. И агрессирует даже порой, потому что когда тебя ни за что обижают, начинаешь кусаться. .

Причем физически ребенок может не уставать практически никогда.

Для справки: в норме у человека релаксационные фазы при усталости наступают минут через 30-40, секунд на 10-15. При нормальном самочувствии мозг отдыхает ночью, а днем стабильно активен.

Понятно, что если с ребенком не занимались в смысле занятий (в игре эту особенность вообще можно не заметить), и умственных усилий как таковых от него не ждали, то этот симптом можно запросто пропустить.
И жить спокойно до самой школы.
А потом получить мешком по башке

г) такому ребенку очень сложно контролировать свои эмоции;

Импульсивный.
По человечки выражаясь - психованный.
Или плаксивый. Или истерит.

д) у такого ребенка наблюдается сдвиг баланса возбуждения и торможения;

По человечески выражаясь - если разбесился, остановить его может только... медведь. Или слон. Или ковбой с лассо.
Если догонят, конечно.
Астеничный тип, напротив, затихает и боится. Всех, включая лассо.

е) при эмоциональной активации эти дети часто шалеют совершенно;

То есть к нормальному ребенку пришел Розовый зайчик в гости - ребенок мил, улыбается, стишки рассказывает. А ММДшник прыгает, аки бешеная обезьянка, и орет от радости. Стишки забывает, хороводы ломает.
Самое противное,что если на него начинают орать (отрицательная эмоциональная активация) - другой ребенок может и заткнется, а этот ещё больше ошалеет.
На него сильнее орут - он сильнее шалеет.
Копец, в общем.

Этот симптом тоже может быть стерт, так как дошколятам, в принципе, положено орать и радоваться розовым зайцам.
Но...

ё) у таких детей наблюдаются трудности перевода информации из кратковременной памяти в долговременную.

Схватывает на лету, но в одно ухо влетело - в другое вылетело.
Башка дырявая.

Опять же если малыша не обучают, можно об этом не узнать, и жить счастливо до часа Х.

ж) очень часто у таких детей наблюдается нарушение обработки сенсорных сигналов;

То им шумно, то им ярко, то им воняет...

(У меня сынишка блюёт, например, если почуял запах какой-нибудь. Причем, мы ничего не чуем, а он пойдет, поблюёт, потом придет, выскажет претензию, опять сбегает поблюёт и идет дальше играть.
Мы ничего, привыкли. Ржём даже иногда.)

з) с моторикой у такого ребенка полный трындец.

Срисовать маленькие кружочки в ряд - это задача практически невыполнимая. Квадратик рядом с треугольником он срисует так, что можно приз учреждать тому, кто поймет, что он имел ввиду.
Причем на вопрос: "Ты хорошо срисовал, похоже?" , он уверенно скажет - "Да." И прям даже посмотрит оскорбленно, мол, ты чего, мать? Гляди, какая красотищща!

В тетрадки первоклашки лучше не смотреть, чтобы не пугаться.

Надо сказать, что если ребенок не ходит в детский сад - шанс, что никто ничего не заметит, очень велик.
Потому что эти дети в спокойной обстановке - вполне вменяемы. Прекрасные дети.
Они смешные, веселые, милые, болтают без умолку - пока им неоткуда "заразиться безудержным весельем". В шумной атмосфере у них порой крышу сносит практически мгновенно.
Именно поэтому они ненавидят детский сад, а детский сад ненавидит их.

Суть нарушения в следующем: у детей с ММД происходит неравномерное развитие различных отделов головного мозга.
Случается это по самым разным причинам (нам вот свезло с родовой травмой).
Это самое неравномерное созревание мозговых структур дает определенные функциональные нарушения, которые доставляют кучу проблем в дестком саду и школе в детстве, но нарушения эти, слава Богу, обратимы и нормализуются со временем.

В силу этих ососбенностей дети часто отвратительно себя ведут в детском саду и в школе, и ненавидят учиться.
Если бы на этом их особенности заканчивались, то все было бы, с точки зрения общества, хорошо - им бы писали диагноз ЗПР, совали бы их в коррекционные классы, родителям бы говорили "ай-я-яй, надо ребенком заниматься!" - и вуаля! Проблема решена.

Это очень плохо.
Потому что гадкого, но умного, не засунешь в коррекционный класс. Он и там покою никому не даст.
Поэтому окружающие (особенно учителя и воспитатели детских садов) таких детей тихо ненавидят, мечтают от них избавиться и считают, что это родители испоганили их дурным воспитанием.
К сожалению, воспитание тут не играет такой существенной роли, как хотелось бы. Хоть убей такого ребенка веником, он все равно будет "чудить".

Самая страшная книжка про такого ребенка (у меня просто волосы дыбом вставали, перед сном старалась не читать) называется очень романтично "Дети, которые подарят нам счастье. Как строить жизнь с ребенком Индиго"
"Индиго" звучит, конечно, красивше, чем "ребенок с минимальной мозговой дисфункцией", но я, если позволите, все-таки буду называть вещи своими именами.

По идее, в детский сад такого ребенка лучше вообще не отдавать. Или по крайней мере отдавать не на полный день. И обязательно заниматься дополнительно (помня о релаксационных фазах мозга).
Если ребенок в саду с двух лет да ещё и на полный день, то ребенок рискует "заработать" ЗПР.
А если такого ребенка принимать, понимать и обучать понемножку - то все скомпенсируется.

Маме такого ребенка, чтобы быть счастливой, я бы на личном опыте и руководствуясь рекомендациями специалистов, посоветовала:
а) пройти личную терапию, дабы обрести внутреннюю свободу и пять с половиной мешков спокойного терпения;
б) придумать, как построить свою жизнь, чтобы иметь возможность забрать ребенка из детского сада или хотя бы не водить на полный день каждый день;
в) подружиться с хорошим детским неврологом;
г) заниматься интеллектуальным развитием ребенка - обучать математике и чтению, (чтобы не прибить его при этом, см. пункт а) :) и общим - бегать, играть, визжать и обнимать-целовать;
д) спокойно реагировать на взгляды и мнения окружающих, не разрушать своими реакциями привязанность;
Чтобы не убиться об стену при этом, см. пункт а) и прочитайте внимательно брошюру Оли Писарик
е) сильно подумать насчет первого класса.
Потому что в первом классе начинается все самое интересное.

Конечно, многое зависит от степени выраженности симптомов, но лучше бы первый год на дому поучить. Или с восьми лет пойти. Или же водить урока на два, а потом - гулять, спать и дома доделывать все недоделанное.
В любом случае надо с учительницей уметь договориться грамотно.
И быть готовой делать уроки с ребенком класса до пятого, причем:
а) повторять все, что изучали в классе;
б) всякую фигню оформительскую работу типа "отступить шесть клеточек направо, а потом опять налево" делать самой.
Главное - чтобы развивалось мышление, иначе потом вообще швах наступит.

Если нет времени\сил\желания\возможностей (или пропущен пункт а) :))) , ребенок может рано или поздно оказаться у психиатра - учительница затребует справку.
А психиатр, возможно, скажет "Да ну вас, все хорошо, идите отсюдова".
Это в лучшем случае.
В худшем - поставит диагноз и назначит кучу таблеток. И у ребенка может быть медикаментозная интоксикация. И мозг будет восстанавливаться дольше и труднее.

Скорее всего, у ребенка свернута шея (можно доплер сделать, посмотреть кровообращение - там сразу видно).
А пока позвоночник в порядок не приведен, таблетки могут помогать слегка и на время (НО: хороший невролог может подобрать адекватное лечение, и результаты будут видны практически сразу, вообще хорошие специалисты - это самая больная тема:(
А про позвоночник говорят - ничего не сделаешь, мышцы нарастут и будет лучше. Рекомендуется бассейн.
Остеопаты опять же дарят надежду, но я в них не сильна и побаиваюсь отчего-то. - апдейт: остеопаты прекрасны. Я после того, как Санька прошел курс лечения у остеопата, уверовала в них как в Бога.

Вот.
Теперь вы почти все знаете.
Кроме того,что таких детей выделяют пять типов... Но это уже слишком - я и так злоупотребила вашим вниманием))))

У моего ребенка не самый тяжелый вариант, как мне кажется (хотя по описанию типов он подходит под самый тяжелый), но все равно весело и интересно нам живется.

На данный конкретный момент мы с Санькой абсолютно счастливы, правда, далось мне это нелегко, хочу признаться - пришлось потрудиться слегка (в том числе выполнить пункт а) и почитать полезные книжки).
Книжки настоятельно рекомендую читать не те, которые про детей Индиго и про то, какие они прекрасные, а те, которые про детей с ММД и про то, что делать, чтобы не свихнуться скорректировать ребенка.

У Саньчеса все получается лучше и лучше, и есть надежда, что к школе вообще все будет хорошо.
Я вся такая горжусь.
Но на всякий случай радуюсь тому, что в Санькины восемь лет первый класс будет набирать Юлина учительница.
Она - очень классная.
Таких бы побольше учителей, и ММДшники не превращались бы в агрессивных, замутызганных подростков (ибо мозг уже скомпенсировался, а характер испорчен).

АПДЕЙТ: Санька пошел в первый класс к другой учительнице, учительница прекрасная, но нервы у нее не выдерживают даже того, что Санька слегка тормозит с чтением и письмом (хотя была предупреждена).
При том, что с поведением все нормализовалось.
Поэтому я подумываю-таки его из первого класса забрать, ибо дружить там с ним никто не хочет (учительница же авторитет, а не заострять внимание на том, что у Саньки что-то не получается, у нее не выходит. А так как ему все равно лучше было бы индивидуально учиться, а друзья раз в школе не заводятся - так пока мы и без нее обойдемся).

Вообще годам к 12, а то и к 10 от ММД и следа не остается. При хороших условиях воспитания и обучения.

Вооот....
Если что - пост не для того,чтобы всех напугать, а наоборот.
Вон даже кошмарная книжка называется "Дети, которые приносят нам счастье".
Так что держим нос высоко и шагаем гордо! :)))

Мамы ММДшников, мы в сообществе "Мамы пострелят" ходим делиться, хихикать и плакать)

И это... психологи не ставят диагнозов! Тем более по Инету)))) Психолог может только "подозревать" и рекомендовать обратиться к специалистам.
При подозрении на ММД нужно обращаться к хорошему детскому неврологу.
И далеко не каждый нервный ребенок -ММДшник.
Ишь, обрадовались!)))