Творожная пасха

В ночь c cубботы на воскресенье заканчивается Великий пост и все православные христиане начинают разговляться. После полутора месяцев воздержания пасхальная трапеза становится, пожалуй, самой долгожданной и обильной в году. В старину на Руси в зажиточных домах на пасхальном столе стояло 48 блюд – по числу дней Великого поста. Конечно, многим такое изобилие покажется чрезмерным даже по случаю праздника, однако есть кушанья, без которых на Пасху просто не обойтись.

Кулич

Что значит. Когда Иисус приходил к ученикам, он разделял с ними трапезу. В память об этом апостолы оставляли среднее место за столом незанятым и клали перед ним часть хлеба – символ того, что учитель всегда с ними. Из этого обычая сложилась традиция оставлять в церкви сдобный хлеб (по-гречески «артос»). Кулич и есть разновидность домашнего артоса. Его освящают в церкви и раздают верующим. Верхушку кулича полагается украшать крестом, терновым венком или буквами ХВ, вылепленными из теста, но никогда распятием. Ведь кулич – символ победы Христа над смертью.

Рецепт. Мука – 1 кг, молоко – 1,5 стакана, дрожжи – 50 г, сахар – 100 г, масло – 100 г, яйца – 5 шт., соль, орехи, ваниль, изюм.

Половину муки высыпьте в кастрюлю для теста, добавьте подогретое молоко и дрожжи и поставьте в теплое место. Когда тесто подойдет, вбейте в него растертые с сахаром желтки, посолите, размешайте, добавьте теплое масло, оставшую часть муки, часть орехов, изюма и ваниль. Отдельно добавьте в тесто взбитые белки. Дайте тесту подняться, затем вылейте в форму, заполнив ее на 1/3. Когда тесто в два раза увеличится в объеме, кулич можно ставить в духовку и выпекать.

Советы

● Кулич должен быть высоким, а тесто для него пышным. Поэтому нужна форма для выпечки с высокими краями и много яиц.

● После того как тесто вылито в форму, ему противопоказаны резкие движения и встряхивания – может осесть.

● Печь кулич нужно при температуре не выше 180 градусов – иначе верхушка подгорит, а в середине тесто останется сырым.

● Если заметили, что верхушка все-таки подгорает, накройте ее промасленной бумагой и продолжайте выпекать кулич.

● Кулич принято резать не вдоль, а поперек, накрывая верхушкой оставшуюся часть.

Пасха

Что значит. Символизирует Голгофу – гору, на которой был распят Иисус. Для приготовления пасхи вам понадобится пасочница – специальная форма в виде пирамиды. Лучшими считаются деревянные пасочницы, но можно обойтись и пластиковой.

Рецепт. Творог – 800 г, сливочное масло – 200 г, сахар – 1 стакан, густые сливки или сметана – 1 стакан.

Отжатый творог тщательно разотрите, прибавьте масло и снова разотрите до однородной массы. Затем добавьте сахар и сливки. Можно положить в пасху изюм, орехи или ваниль. Все тщательно перемещайте и поставьте на сутки в холодильник.

Советы

● Чтобы пасха легко вынималась из формы, пасочницу выстилают влажной марлей.

● Если лень протирать творог через сито, пропустите его дважды через мясорубку.

● Для приготовления пасхи нужен хороший творог, лучше домашний. Если решились обойтись магазинным, перед тем как начать готовить, из него нужно удалить лишнюю жидкость, положив его под гнет.

Яйца

Что значит. По одной из версий, яйца, покрашенные в красный цвет, – символ капель крови распятого Христа. Но есть и другая легенда. Согласно преданию, после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Во время застолья один их них сказал, что Иисус воскреснет на третий день. Хозяин дома ответил, что поверит в это лишь в том случае, если яйца на столе станут красными. В тот же момент яичная скорлупа покраснела.

Рецепт. Вишневый сок – 1 стакан, апельсиновый сок – 1 стакан, сахар – 1 стакан, желатин – 1 пакетик.

Возьмите несколько яиц с прочной скорлупой, осторожно сделайте отверстие с тупого конца и вылейте содержимое. Тщательно промойте скорлупу. Приготовьте разноцветное желе. Для этого половину желатина залейте красным соком, половину желтым и дайте набухнуть. Затем отдельно подогревайте желтую и красную массу, до тех пор пока не растворится желатин, постепенно добавляя сахар. Наполните желе яичные скорлупки и поставьте в холодильник. Когда масса застынет, почистите скорлупу.

Советы

● Можно покрасить яйца готовыми красителями, а можно приготовить «краску» самому. Луковая шелуха окрашивает яйца в золотисто-корич­невый цвет, свекольный сок – в розовый, отвар крапивы – в зеленый, отвар скорлупы грецких орехов – в желтый.

● Нанести на яйца узор можно при помощи воска или приклеив к скорлупе перед окрашиванием фигурки, вырезанные из скотча.

● Если прикрепить ниткой к яичной скорлупе веточку укропа или петрушки, получится красивый отпечаток.

С миру по нитке

Пасху празднуют христиане по всему миру. Однако в каждой стране есть свои пасхальные обычаи.

В Англии на Пасху принято подавать запеченного ягненка и украшать стол печеньем в форме пасхальных зайчиков. По легенде, раньше печенье полагалось делать в форме барашков (традиционное жертвенное животное), однако в руках неумелого кулинара бараньи рожки случайно превратились в длинные уши, и ягненок стал симпатичным кроликом. Зайчик всем так понравился, что стал символом пасхального стола.

В Канаде особых пасхальных блюд нет, но зато именно в этой стране находится самое большое яйцо. Его размеры 5Х8 м, вес – 2270 кг. Яичко-гигант сделано из обломков самолетов и способно поворачиваться на ветру.

На финских столах традиционное пасхальное блюдо – мямми (сладкий ржаной пирог с солодом). Выпекают мямми в сцециальных картонных коробках и едят со сливками и сахаром.

В Чехии помимо крашеных яиц принято дарить друг другу баранеки – пряники в форме барашка.

Па́сха (творожная пасха ) - особое блюдо из творога, которое по русской традиции готовится только один раз в году - на праздник Пасхи . Обычай готовить творожную пасху известен в центральных и северных регионах России, тогда как на юге России и Украине пасхой или паской называют праздничный хлеб (кулич).

Традиция и символика

Оригинальная форма пасхи - усечённая пирамида, символизирующая Гроб Господень. Традиционно для приготовления пасхи использовалась специальная разборная деревянная форма - пасочница . В наши дни для этого часто используют и другую посуду; в России в продаже есть также пластмассовые пасочницы промышленного производства.

Деревянная пасочница делается из дощечек, на внутренней стороне которых вырезают буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!», а также изображения креста , копья , трости , проросших зёрен, ростков и цветов - символов страдания и воскресения Иисуса Христа (иногда также голубя, символа Св. Духа). Эти рисунки и надпись потом отпечатываются на готовой пасхе. Две дощечки имеют ушки, а две другие - дырочки для ушек. Для большей прочности в отверстия ушек вставляются клинышки.

Способ приготовления

Пасхи делают двух видов: сырые и варёные. Так как сырой творог нельзя долго хранить, сырые пасхи обычно делают небольшого размера.

Творог кладут под гнёт, чтобы удалить излишнюю сыворотку, потом дважды протирают через сито. Для сырой пасхи все ингредиенты тщательно перетирают в однородную массу. Для варёной пасхи эту массу кроме того нагревают в кастрюле на огне. Потом кастрюлю опускают в ёмкость с холодной водой и, постепенно помешивая, доводят массу до полного остывания. Затем массу укладывают в пасочницу, застланную кисеёй , влажной марлей или просто мягкой салфеткой. Форму под небольшим гнётом ставят на холод, но не на мороз - на 12 часов. Снявши пасочницу с холода, её ставят широким основанием на блюдо, разбирают и снимают марлю, чтобы не повредить рисунки.

Вместе с другими пасхальными блюдами (куличами , бабами , крашеными яйцами) пасху освящают в церкви и подают к праздничному столу.

  • В Санкт-Петербурге есть Церковь Пресвятой Троицы XVIII века , известная как «Кулич и пасха» , так как сама церковь имеет форму кулича, а колокольня - пасхи. Церковь имеет вид ротонды, снаружи окруженной ионическими колоннами , а внутри оформленной белыми коринфскими пилястрами ; колокольня - вид четырёхгранной пирамиды, с крещальней на первом и звонницей на втором ярусе. Такой своеобразной архитектурой храм обязан своему заказчику генерал-прокурору князю Александру Вяземскому .

См. также

Напишите отзыв о статье "Пасха (блюдо)"

Ссылки

  • на сайте Православие.Ru
  • // Российский Этнографический Музей

Отрывок, характеризующий Пасха (блюдо)

– Вот что, мой милый, я думал о вас, – сказал князь Андрей, когда они прошли в большую залу с клавикордами. – К главнокомандующему вам ходить нечего, – говорил князь Андрей, – он наговорит вам кучу любезностей, скажет, чтобы приходили к нему обедать («это было бы еще не так плохо для службы по той субординации», подумал Борис), но из этого дальше ничего не выйдет; нас, адъютантов и ординарцев, скоро будет батальон. Но вот что мы сделаем: у меня есть хороший приятель, генерал адъютант и прекрасный человек, князь Долгоруков; и хотя вы этого можете не знать, но дело в том, что теперь Кутузов с его штабом и мы все ровно ничего не значим: всё теперь сосредоточивается у государя; так вот мы пойдемте ка к Долгорукову, мне и надо сходить к нему, я уж ему говорил про вас; так мы и посмотрим; не найдет ли он возможным пристроить вас при себе, или где нибудь там, поближе.к солнцу.
Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого человека и помогать ему в светском успехе. Под предлогом этой помощи другому, которую он по гордости никогда не принял бы для себя, он находился вблизи той среды, которая давала успех и которая притягивала его к себе. Он весьма охотно взялся за Бориса и пошел с ним к князю Долгорукову.
Было уже поздно вечером, когда они взошли в Ольмюцкий дворец, занимаемый императорами и их приближенными.
В этот самый день был военный совет, на котором участвовали все члены гофкригсрата и оба императора. На совете, в противность мнения стариков – Кутузова и князя Шварцернберга, было решено немедленно наступать и дать генеральное сражение Бонапарту. Военный совет только что кончился, когда князь Андрей, сопутствуемый Борисом, пришел во дворец отыскивать князя Долгорукова. Еще все лица главной квартиры находились под обаянием сегодняшнего, победоносного для партии молодых, военного совета. Голоса медлителей, советовавших ожидать еще чего то не наступая, так единодушно были заглушены и доводы их опровергнуты несомненными доказательствами выгод наступления, что то, о чем толковалось в совете, будущее сражение и, без сомнения, победа, казались уже не будущим, а прошедшим. Все выгоды были на нашей стороне. Огромные силы, без сомнения, превосходившие силы Наполеона, были стянуты в одно место; войска были одушевлены присутствием императоров и рвались в дело; стратегический пункт, на котором приходилось действовать, был до малейших подробностей известен австрийскому генералу Вейротеру, руководившему войска (как бы счастливая случайность сделала то, что австрийские войска в прошлом году были на маневрах именно на тех полях, на которых теперь предстояло сразиться с французом); до малейших подробностей была известна и передана на картах предлежащая местность, и Бонапарте, видимо, ослабленный, ничего не предпринимал.
Долгоруков, один из самых горячих сторонников наступления, только что вернулся из совета, усталый, измученный, но оживленный и гордый одержанной победой. Князь Андрей представил покровительствуемого им офицера, но князь Долгоруков, учтиво и крепко пожав ему руку, ничего не сказал Борису и, очевидно не в силах удержаться от высказывания тех мыслей, которые сильнее всего занимали его в эту минуту, по французски обратился к князю Андрею.
– Ну, мой милый, какое мы выдержали сражение! Дай Бог только, чтобы то, которое будет следствием его, было бы столь же победоносно. Однако, мой милый, – говорил он отрывочно и оживленно, – я должен признать свою вину перед австрийцами и в особенности перед Вейротером. Что за точность, что за подробность, что за знание местности, что за предвидение всех возможностей, всех условий, всех малейших подробностей! Нет, мой милый, выгодней тех условий, в которых мы находимся, нельзя ничего нарочно выдумать. Соединение австрийской отчетливости с русской храбростию – чего ж вы хотите еще?

До революционных событий 1917 года в России широко и с удовольствием отмечали праздник Пасхи – Светлое Христово Воскресение. С приходом Советов всё резко изменилось: церкви разрушались, священники преследовались, а все христианские праздники оказались под запретом. Со временем ситуация смягчилась, но отмечать религиозные праздники, а тем более ходить в церковь решались единицы: чаще это были старики, а люди среднего возраста делать это не решались – никто не хотел неприятностей. Молодёжь тем более была далека от подобных вопросов, да и воспитание тогда было соответствующим, однако и в те времена крашеные яички и куличики были желанным развлечением: их даже потихоньку приносили с собой в школу и угощали друзей.

Сейчас традиции стали возрождаться: в день Пасхи проходит торжественное богослужение во всех храмах, и никому не приходит в голову удивляться, когда красивые куличи в ярких обёртках продаются «на каждом углу» - коммерсанты и бизнесмены сумели «поймать момент».

Пасхальный стол в дореволюционной России

А каким было пасхальное застолье наших соотечественников в прежние времена? Всегда праздничным и по-своему богатым – в том числе у тех, кто жил скромно, и не имел даже среднего достатка. В обычные дни люди питались ржаным хлебом, овощами, крупами, а на Пасху обязательно пекли куличи из белой муки, пышные и сладкие. Кроме того, Великий пост , предшествующий празднику, позволял накопить и сэкономить немало продуктов. Поэтому в большинстве православных семей столы буквально ломились от праздничных кушаний и лакомств, и мясных блюд в пасхальные недели съедалось немало. Это запечённая и фаршированная домашняя птица – куры, утки, гуси, индейки, а также дичь – куропатки, рябчики, фазаны; целиком запечённый барашек или молочный поросёнок; домашняя ветчина, язык, окорока, колбаса, сало, шпик и т.д.


Хватало и рыбных блюд, причём рыбу выбирали вкуснейшую: сёмгу, форель, стерлядь, осетров; готовили заливное, рыбные солянки, наваристую уху, кулебяки и пироги. Была даже традиция: ставить на пасхальный стол 48 разных блюд – столько, сколько дней длится Великий пост.

Блюда на столе украшались живыми и искусственными цветами, сделанными из яркой бумаги и цветных лоскутков, обязательно ставили несколько свечей, а крашеные яйца укладывали в специальные корзиночки с яркой зелёной травой, выращенной заранее из семян злаков.

Мы замечаем на длинных столах и белое молочное блюдо, похожее по форме на пирамидку. Это пасха из творога — один из атрибутов этого светлого праздника. Какова же ее история?

И, действительно, мы часто задаем вопросы: «Почему на Пасху куличи и яйца…», а что символизирует пасха из творога?

Что такое пасха из творога и ее значение

«Млеко огустевшее» на церковнославянском или более привычное пасха творожная — это по-особому приготовленный творог с яйцами, сметаной, изюмом и орехами. В наше время в пасху попадают цукаты, шоколад, различные сухофрукты и другие вкусные вещи.

Это лакомство имеет форму усеченной пирамиды, которая символизирует гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения Господня. Поэтому на верхней стороне, как и на куличе, должны быть буквы «ХВ», означающие «Христос Воскресе!».

Пасху, по традиции готовят в специальной деревянной пасочнице, но сейчас появились и пластмассовые. На боковых сторонах этой формы, в которую выкладывают творог, делаются изображения креста, копья, трости, а также ростков и цветов, отображающих страдания и воскресение Господа.

По другой версии, такая форма пасочницы является символом Небесного Сиона, незыблемого основания «Нового Иерусалима», города, в котором «Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец» (Апок. 21, 22). И пасха творожная означает пасхальное веселье и сладость райской жизни.

На праздничном столе пасха замещает ветхозаветного пасхального агнца и напоминает, что время ветхозаветных жертв прошло. Еврейский обычай требовал кровавой жертвы, но Христос Сам принес Себя в жертву на кресте, поэтому необходимость в подобных жертвах отпала.

В прошлом веке иногда пасхальный стол украшался ягненком, приготовленным из сахара или масла, хотя в некоторых местностях было принято подавать на стол и настоящего жареного ягненка.

Пасха из творога история

Творожная масса, как и сам творог, — это одно из древнейших сакральных кушаний, связанное с плодородием и поклонением божествам плодородия.

Многочисленные ритуалы древности, такие, как весенний обряд приветствия земли, первая вспашка поля и другие, проводились с вкушением творога и других молочных продуктов, что имело символическое значение.

Творог — это лучшее, что есть в молоке, его суть, самое питательное и полезное для человека. А протертый творог с сахаром, да еще и с самым лучшим сливочным маслом считался наивысшим даром природы.

Для простого человека в прошлом такая богатая пища была доступна лишь раз в году, и потому готовилась она долго и из самых качественных продуктов.

С принятием христианства традиции постепенно менялись, и значение этого символа потерялось в языческом прошлом. Осталось главное – на Пасху, как на самый главный христианский праздник, делались угощения с особой тщательностью и любовью. Творожные пасхи освящались в церквях и считались благословенной пищей.

До 18 века творожные массы были довольно жидкими и готовились из сброженного кислого молока, которое собирала вся деревня.

Начиная с 18 века для приготовления пасхи брали твердый творог, сливки или сливочное масло, яйца, сметану и сахар, для вкуса добавляли не дешевые заморские продукты — орехи, цукаты, изюм и пряности.

Изначально творожные пасхи имели вид усеченной пирамиды. Помимо того, что это символ Голгофы, такая пирамида является сильнейшим древним символом стремления к совершенству.

Почти во всех древнейших культурах имеются постройки, напоминающие усеченную пирамиду. Даже легендарные египетские пирамиды первоначально были такой формы. Согласно многим научным, ненаучным, религиозным и мистическим теориям, она концентрирует энергию, а в православном значении – благодать божью.

Пасха бывает сырая, заварная (гретая) и запеченная. Все эти виды одинаково вкусные. А главное в любом рецепте пасхи — это тщательно перетереть сквозь сито, можно и не один раз. И тогда ваше пасхальное блюдо станет самым нежным и вкусным.

Па́сха (творожная пасха, на церковнославянском - «млеко огустевшее», то есть творог) - особое блюдо из творога, которое по русской традиции готовится только один раз в году - на праздник Пасхи.

Оригинальная форма пасхи - усечённая пирамида, символизирующая Гроб Господень. Традиционно для приготовления пасхи использовалась специальная разборная деревянная форма - пасочница. В наши дни для этого часто используют и другую посуду; в России в продаже есть также пластмассовые пасочницы промышленного производства.
Деревянная пасочница делается из дощечек, на внутренней стороне которых вырезают буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!», а также изображения креста, копья, трости, проросших зёрен, ростков и цветов - символов страдания и воскресения Иисуса Христа (иногда также голубя, символа Св. Духа). Эти рисунки и надпись потом отпечатываются на готовой пасхе. Две дощечки имеют ушки, а две другие - дырочки для ушек. Для большей прочности в отверстия ушек вставляются клинышки.

Для пасхи полагается брать творог самого лучшего качества - свежий, сухой и однородный. Другие ингредиенты включают сливочное масло, сливки или сметану, изюм. Иногда в пасху добавляют миндаль, другие пряности, яйца. Пасху украшают изюмом, цукатами, орехами и т. п.

Пасхи делают двух видов: сырые и варёные. Так как сырой творог нельзя долго хранить, сырые пасхи обычно делают небольшого размера.

Творог кладут под гнёт, чтобы удалить излишнюю сыворотку, потом дважды протирают через сито. Для сырой пасхи все ингредиенты тщательно перетирают в однородную массу. Для варёной пасхи эту массу кроме того нагревают в кастрюле на огне. Потом кастрюлю опускают в ёмкость с холодной водой и, постепенно помешивая, доводят массу до полного остывания. Затем массу укладывают в пасочницу, застланную кисеёй, влажной марлей или просто мягкой салфеткой. Форму под небольшим гнётом ставят на холод, но не на мороз на 12 часов. Снявши пасочницу с холода, её ставят широким основанием на блюдо, разбирают и снимают марлю, чтобы не повредить рисунки.

Вместе с другими пасхальными блюдами (куличами, бабами, крашеными яйцами) пасху освящают в церкви и подают к праздничному столу.

Рецепт

Для приготовления пасхи вам понадобится:

Творог 18% - 250 г
Масло сливочное - 70 г
Яйца перепелиные (желтки) - 2 шт
Сахар - 50 г
Сметана 20%-жирности - 30 г
Ванилин - 1 щепотка
Изюм (предварительно вымоченный в воде) - 20 г

Для украшения:

мед
мята
свежие ягоды

В отдельной миске взбиваем миксером творог, сливочное масло (размягченное), сахар, перепелиные желтки. Затем добавляем сметану и продолжаем взбивать до тех пор, пока масса не приобретет "пышную", но плотную консистенцию. Добавляем в миску изюм, предварительно вымоченный в воде (10-15 минут), и смешиваем с массой. В самом конце добавляем щепотку ванилина. Пасха готова.