Технология старения древесины своими руками. Искусственное состаривание предметов. Техники и способы . Включает в себя несколько шагов

– это долгий и кропотливый процесс, состоящий из механической обработки дерева и работы с лакокрасочными материалами. Этот способ отделки ассоциируется у leon42 , участника форума «Дом и дача», с природностью, древностью, народной культурой.

По словам leon42 , купить мебель и отбрашировать ее металлической щеткой – это еще не состарить ее, а просто исцарапать или, в лучшем случае, сделать фактурную поверхность. Мебель, купленная в магазине – сделанная из ламелей и «худосочная» – не подходит для текстурирования, смотрится скорее печально и ущербно.

leon42 считает, что мебель для браширования должна быть грубой и массивной, способной передать естественную красоту дерева.

Именно поверхностный подход к состариванию дерева, по мнению форумчанина, формирует у многих людей мнение об изделиях, обработанных по этой технологии, как о «мебели погорельцев». Между тем, сочетание в интерьере состаренного дерева с металлом, камнем или керамикой – всегда модный и стильный прием, который позволяет всем обитателям дома словно прикоснуться к вечности и почувствовать себя в эпохе средневековья.

В естественных условиях над старением дерева «работают» ветер и влага, солнце и перепады температур. Как сделать то, что происходит в течение многих десятков лет, за несколько дней?

Подготовка материала

Для браширования лучше использовать мягкую и среднюю по твердости древесину с ярко выраженной текстурой, например, ель, сосну или лиственницу. У этих пород дерева мягкие волокна образуются, как правило, в весенне-летний период, когда происходит интенсивный рост годичных колец, и они более «рыхлые».

Дерево с однородной и невыраженной текстурой вроде бука и клена для состаривания не подходит.

Перед работой с деревом следует подготовить его поверхность. Устранить все дефекты и загрязнения, будь то следы пота, жира или другие пятна, которые могут проявиться во время нанесения тонировочного состава. Любые изделия (малые архитектурные формы, мебель и т.д.) обрабатывайте, предварительно разобрав: вы затратите меньше времени и сможете везде достать щеткой.

Браширование

Браширование (англ. brush – «щетка»), или текстурирование дерева – это придание ему рельефа, характерного для старой древесины. На начальном этапе из массива древесины удаляют мягкие волокна. Существует несколько вариантов обработки: легкое состаривание – на поверхности создается едва заметная шероховатость, либо глубокое и грубое, когда глубина неровностей достигает 2-3 мм (для элементов декора, иногда – грубой мебели).

Можно какую-либо деталь, скажем, потолочную балку, предварительно обработать топором: сделайте зарубки, обтешите края без опасения испортить – никто, кроме вас, не знает, каким должен быть результат. При этом вы получите изделие с глубоким микрорельефом поверхности и неровностями на ней глубиной до 20 мм.

Не забудьте про «следы» жизнедеятельности жучков и червячков. Сымитируйте их перед финишной обработкой с помощью дрели или бормашины. Также можно нанести простые элементы резьбы: косички, дракончики и т.п. – вы получите «скандинавский стиль».

Шлифовка: инструменты и щетки

На крупных предприятиях используют станки и автоматические линии, где все предусмотрено – от скорости подачи заготовки до мощной системы пылеудаления. Для обычного дачника такое оборудование – дорогое и, в общем-то, ненужное удовольствие. Если вы будете выполнять подообные работы часто, лучше приобрести щеточную машину. Наиболее распространенная и общедоступная – Макита. Самый экономичный и простой вариант – «болгарка» или дрель, желательно – с возможностью регулировки оборотов.

Весь процесс браширования можно разделить на три этапа:

  1. Черновая выборка мягких волокон
  2. Шлифовка
  3. Полировка

Соответственно, к каждому из них нужна своя щетка. На первом этапе (крацевании ) используют металлическую (крацовку). Если вы делаете сооружения для улицы – беседку, навес, забор и т.п., то, скорее всего, это будет ваша единственная щетка.

При обработке металлической щеткой могут оставаться царапинки на самих годовых кольцах, от которых сложно избавиться при дальнейшей обработке.

При работе с крацовкой нужно придерживаться таких правил:

  • водите щеткой вдоль волокон, иначе повредите годовые кольца и испортите древесный рисунок;
  • скорость передвижения щетки и нажим должны быть приблизительно одинаковые, в противном случае получатся ямы;
  • источник света следует располагать сбоку под острым углом, направляя луч света поперек волокон – так вы лучше увидите обрабатываемую поверхность;
  • не давите на поверхность сильно, не перегружайте двигатель, иначе это может вызвать преждевременную поломку оборудования;
  • скорость оборотов не должна быть выше 3000, лучше – 2000–2500: щетка может быстро разлететься;
  • обязательно работайте в очках, не пренебрегайте и защитными перчатками: кусочки проволоки от щетки могут отлетать на несколько метров, травмируя окружающих;
  • позаботьтесь о защите органов дыхания и пылеудалении: во время этой работы «мучнистой тушью» покрываются даже ресницы, что уж говорить за легкие;
  • новую щетку нужно «обкатать», иначе она будет сильно «махрить» заготовку, спустя время она станет обрабатывать поверхность чище;
  • работайте только в одном направлении (вращение), реверс включать не следует – это «убьет» металлическую щетку;
  • влажность обрабатываемого дерева не должна превышать 15%, в противном случае вместо текстурированной поверхности вы получите мохнато-волосатую.

При обработке устойчивой и твердой древесины (лиственница, дуб) обязательно используйте системы пылеудаления: пыль этих пород дерева считается канцерогенной и может вызвать рак легких.

Если вы хотите избавиться от ворса и получить более качественную отделку , вам понадобится еще одна щетка – пластиковая (нейлоновая), правильнее – шлифовальная дисковая из полимерно-абразивного материала. Самый распространенный размер зерна – 120.

Абразивная щетка – универсальная, характеризуется более деликатной обработкой поверхности. Если вы используете эту щетку, без металлической можно обойтись, особенно если обрабатываемый элемент нуждается в деликатной обработке или если вы хотите избежать специфических царапин, оставляемых крацовками.

Принцип работы с абразивной щеткой – такой же, как с металлической. Обороты лучше уменьшить до 1500, чтобы продлить срок службы щетки. Пыль при работе с пластиковой щеткой – более мелкая и липкая, поэтому не забывайте про респиратор.

Специфика обработки поверхностей:

  • не вышлифовывайте ребра-грани и углы заготовок, особенно если не планируете затем покрывать лаком: они будут цепляться и откалываться;
  • не делайте глубокий рельеф на сиденьях, столешницах и других горизонтальных поверхностях – они затруднят уборку поверхности: пятна пролитых напитков, крошки и т.п. будут забиваться между волокнами;
  • с целью предотвратить забивание пыли и зацепы тряпки во время уборки такие поверхности нужно обязательно шлифовать абразивной щеткой и мелкозернистой наждачной бумагой.

Заключительный этап брашировки – полировка или мелкая шлифовка : выполняется сезалевой или другими синтетическими щетками. Можно использовать мелкозернистую наждачную бумагу, абразивные губки, металлическую вату, удаляя пыль с готовой поверхности широкой кистью и пылесосом.

Отделочные операции

На конечном этапе делают тонировку (изменение цвета древесины на несколько тонов), патинацию (подчеркивание текстуры дерева специальными составами, которые проникают в поры, открытые при брашировании), кракелюр (эффект растрескивания и рассыхания), лакирование.

После брашировки доска будет выглядеть, как новая, но с фактурной поверхностью. Чтобы придать ей старый вид, ее покрывают различными составами, более естественно выглядят темные цвета.

Именно правильная игра с цветом брашированной древесины придает ей состаренный вид. Участки с мягкой древесиной (поры или впадины) неравномерно окрашивают в более темный цвет, с твердой (гребни) – в более светлый. В последнее время популярны варианты со светлыми впадинами и более темными гребнями.

Наиболее простой способ – обильно нанести темную морилку и сразу же протереть этот участок тряпкой или широким резиновым шпателем. В теории, морилка должна быстро впитываться в мягкую поверхность, а на гребнях – медленнее. Однако на практике часто так не получается, поэтому leon42 остановился на более сложном способе: после полного высыхания гребни вышлифовывает мелкозернистой наждачкой. Этот способ требует дальнейшей обработки лаком или бесцветными пропитками, так открываемый верхний слой остается без защитного покрытия.

Еще вариант – использовать краску двух контрастных цветов: поверхность полностью закрашивают первым цветом, затем наносят второй. Пока последний высыхает, проведите широким резиновым шпателем, убирая излишки краски и обнажая гребни первого слоя.

Правильное текстурирование - простой, но грязный, трудоемкий и вредный для здоровья процесс.

В результате непростой и усердной работы вы получите элементы декора, которые несут в себе красоту старины и при этом имеют высокую прочность. Каждая деталь, с любовью сделанная собственными руками, будет уникальной.

По материалам участника форума "Дом и Дача"

Редактор: Ольга Травина

Актуальная сейчас тенденция - преображение различных предметов мебели, их декоративная отделка. Методы воздействия на поверхность выбирают в соответствии с интерьером, предпочтениями или просто по настроению. В данной статье мы попытались описать основные приемы, материалы, последовательность действий и их результаты, которые помогут вам состарить практически любую поверхность.

Рассмотрим варианты:

«Сухая кисть»

Сухая кисть - прием, позаимствованный декораторами у художников-живописцев. И если в живописи этим методом создают изображение, то в практическом декоре это отличный способ состарить предмет, добавить ему прожитых лет.

Суть техники: на плоскую синтетическую кисть набирается немного краски, излишки вытираются, это делается на бумаге (палитре, тряпице) до тех пор, пока каждый волос кисточки не будет давать отдельную линию.


И теперь легкими движениями, слегка касаясь предмета, «пачкаем» его, уделяя основное внимание выступающим частям: ребрам, выпуклому узору и т. д.

Таким образом подчеркивается рельеф и имитируются потертости.

Нанесение патины или патинирование

Патина - это зеленовато-коричневый налет, образующийся на предметах из меди и бронзы в результате окисления под воздействием окружающей среды. В более широком смысле под патиной понимают следы старения на любых предметах, созданных из любых материалов.

Патинирование в декорировании - это имитация затемнения поверхности, которая в естественном виде выглядит как изменения цвета после длительного периода времени и частого контакта с руками. Патина бывает темной, цветной, металлической, белой (лайминг).

Патинирующий состав наносят на грани, углы предмета или наоборот, в углубления рельефных частей. Существует несколько видов патинирования.

2. Патина на основе акрила

3. Химическая патина

На краску с мелкодисперсными частицами металла наносится специальный окислитель, который заставляет металлическую поверхность постареть (окислиться) в течение нескольких минут.

Лессировка

Лессировка - это живописная техника, при которой нижний слой красочного слоя просвечивает через верхний полупрозрачный. Техника широко используется не только в живописи, но и в оформлении интерьеров, в том числе она применима к покраске предметов. Техника позволяет получать глубокие переливчатые цвета за счет полупрозрачности лессировочных слоев.


Для лессировки подходят различные краски и красящие составы: акварельные, масляные, акриловые краски, крепко заваренный чай. Удобно использовать раствор акриловых красок. Широкая палитра позволяет получить нужный цвет.

Краски легко перемешиваются между собой, разводятся водой или разбавителем акриловых красок до нужной консистенции, быстро высыхают после нанесения, после устойчивы к влаге и механическим воздействиям и применять их можно по любой поверхности.


Технологический процесс: синтетической кистью или губкой наносим раствор на подготовленную поверхность, ждем высыхания и оцениваем полученный результат. Лессировка не дает полностью закрасить структуру основы или уже нанесенное ранее изображение, она лишь задает тональность. Для усиления эффекта можно нанести повторный слой лессировочной краски и тогда интенсивность цвета усилится.

Если нанести несколько полупрозрачных слоев краски разного цвета, в результате получим различные оттенки, просвечивающие друг через друга.

Набрызг

Набрызг - капельки-брызги на поверхности декорируемого изделия, которые создают образ вещи прошедшей через время, отражают историю ее применения.

Художественно запачканная вещь таким простым способом получает неповторимое визуальное очарование и приятный при тактильном восприятии рельеф. Это все очень важно, поскольку предметы, выбранные для декорирования, оформляются для любимого дома и для дорогих сердцу людей.

Сам процесс очень занимателен. Перед тем как приступить, нужно подготовить рабочее место. Например, застелить поверхность газетой или тканью. Из инструментов понадобиться зубная щетка или жесткая кисть. Из материалов: краски и вода в стаканчике.

Ход работы:

Кисточку смачиваем водой и набираем на нее небольшое количество краски. Пробуем ногтем или зубочисткой запускать капли на пока еще пробную поверхность образца, просто проводя инструментом по щетине.

С широкой кисти можно просто стряхивать капли или постучать кисточкой по руке, тогда мелкие цветные капельки срываются с кисти и летят вниз. Определившись с процессом нанесения, пришло время колдовать.

Набрызг - это последняя операция перед лакировкой. Капли же, нанесенные поверх лака, будут отличаются от общей глянцевости поверхности предмета, этот эффект внесет дополнительный эффект разрыва во времени.

Кракле

Кракле - техника искусственного состаривания, создание трещин в красочном или лаковом слое.

1. Кракелюры делят на одношаговый (однофазный) и двухшаговый (двухфазный)

Одношаговый кракелюр выглядит как растрескавшийся слой краски, сквозь трещины которого виден нижний слой краски или основа изделия. Основа может быть любая: стекло, металл, пластик, дерево и ему подобные материалы.

Двухшаговый кракелюр выглядит как сетка тонких трещин (растрескавшийся лак) на поверхности любого изображения или покрытия.

2. Кракле из яичной скорлупы

Дает яркий высокорельефный эффект расстрескивания. Чистую скорлупу наклеивают на ПВА или акриловый лак кусочками на некотором расстоянии друг от друга. Иногда рельеф дополнительно подчеркивается патинированием или техникой «сухой кисти».

Цветной самостоятельно растрескивающийся лак. Наносится на поверхность толстым слоем и оставляется высыхать. Образует крупные трещины.

4. Микрокракелюр двухкомпонентный

Дает эффект тонких трещин - паутинки. Прозрачный, благодаря чему часто применяется поверх изображений.

После высыхания трещины часто подчеркиваются патинированием.

5. Краска-кракелюр

Саморастрескивающаяся краска с эффектом одношагового кракелюра.

Нежные потертости в стиле Шебби Шик или Техника Потёртости с помощью свечи

Техника проста и последовательна. Углы, бока, стыки загрунтованных плоскостей предмета покрываются краской насыщенного оттенка, красочный слой натирается парафином, затем перекрывается светлой краской, чаще всего требуется 2 слоя.


Теперь механика: наждачной бумагой в местах нанесения парафина и 1-го слоя краски снимается верхний слой. Таким образом проявляются потертости, имитация использования, эффект состаривания.

В этой технике традиционно используются нежные пастельные тона со «сладкими» оттенками, словно выгоревшие на солнце или потускневшие от времени:

Нежно-розовый;

Цвет слоновой кости;

Сливочный;

Гиацинтовый;

Лавандовый;

Белый (но не белоснежный, а как будто слегка пожелтевший от времени);

Фисташковый;

Льняной.

Дополнить «потертый шик» можно росписью, мотивами из декупажных карт или салфеток, добавить набрызг. Финишным покрытием послужит несколько слоев акрилового матового лака.

Травление

Подходит для предметов любого размера изготовленных из древесины. Лучше всего такому методу обработки поддаются породы лиственных деревьев. Таким способом можно придать древесине благородные, насыщенные оттенки, не теряя природной красоты текстуры материала.

Травление производят различными составами - протравами. Некоторые из них имеют сложные названия или сильный запах, но наравне с ними существуют множество рецептов, доступных для приготовления своими руками, таких как чай, кофе, составы из листьев, коры; в ход идет марганцовка, синька, уксус. Для тех, кто чувствует себя немного химиком, вполне подходящее мероприятие - тонировать деревянные поверхности.

Процесс может происходить двумя способами:

1. Ручное окрашивание при помощи тампона из ткани, не оставляющей волокон или синтетической кисти.

2. Окрашивание вымачиванием в составе для травления.

Чаще всего процесс проходит при повышенных температурах. После подбора и приобретения (смешивания) нужного состава, древесину очищают от лишнего и зачищают наждачной бумагой. Затем уже сам процесс травления-морения. Как правило, к рецепту протравы прилагается время воздействия составом и предполагаемый результат. В основном все же контроль производится визуально и, конечно, тут самое место творчеству.

Действие различных протрав на разные породы древесины

Медный
купорос,
1%
Железный
купорос,
4-5%
Железный
купорос,
1%
Цинковый
купорос,
2,5%
Калиевый
хромпик,
3%
Калиевый
хромпик,
5%
Дуб, ива Коричневый Иссиня-черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Светло-коричневый Тёмно-коричневый
Орех Коричневый Иссиня-черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Коричневый Тёмно-коричневый
Бук Черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Светло-коричневый Тёмно-коричневый
Клён Тёмно-серый Светлый сиреневато-серый Желто-коричневый Желтовато-золотистый
Берёза Тёмно-серый Светлый сиреневато-серый Тёмно-красный Зеленовато-желтый Желтовато-золотистый
Осина Тёмный серебристо-серый Серебристо-серый
Липа Светло-коричневый Розовый Тёмно-красный
Красное дерево Черный Серо-фиолетовый Красновато-коричневый тёмный Тёмно-коричневый
Сернокислый
марганец,
2,5%
Хлористый
кальций,
1%
Английская
соль,
2%
Хлорное
железо,
1%
Хлорная
медь,
1%
Калиевый
хромпик и
железный
купорос
(по 1,5%)
Дуб, ива Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Синевато-серый Светло-коричневый Оливково-коричневый
Орех Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Тёмно-синий Потемнение
Бук Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Серый Оливково-коричневый
Клён Серо-коричневый
Берёза Коричневый Кофейный Фиолетовый Оливковый
Осина
Липа Коричневый Кофейный Фиолетовый
Красное дерево Серо-фиолетовый Потемнение

Самый распространенный способ механического состаривания древесины - браширование. Его название произошло от слова Brush - «щетка».

Поверхность обрабатывают металлическими щетками, выбирая верхние мягкие волокна, оставляя только твердые.

Идеальный способ состаривания, если мебель из:

Лиственницы;

Этот способ не подойдет, если мебель сделана из:


Браширование древесины с обжигом или подкуривание

Выполняется он с помощью либо открытого огня, либо, что гораздо удобнее, с помощью паяльной лампы или газовой горелки. Направляя пламя на поверхность дерева, можно добиться различного оттенка древесины – от светло-золотистого до черного. Цвет зависит от начального цвета древесины и от количества проходов огнем. Затем выполняется браширование – обработка поверхности древесины жесткой проволочной щеткой. При этом более мягкие, прогоревшие части древесины вычищаются, а более твердые (годовые кольца) остаются на месте.


Еще способ – обжиг в горячем песке

Мелкий чистый песок насыпают в металлическую емкость и нагревают до температуры не выше 200 градусов С. В горячий песок положить заготовленные для обжига изделия и выдерживать там, пока они не потемнеют. Если тон отдельных деталей изделия должен светлеть постепенно, то эти детали погружают в песок вертикально. Нижние слои песка нагреваются сильнее, чем верхние, соответственно нижняя часть куска будет темнее верхней. Таким образом, получается тон, переходящий от светло-желтого до темно-бурого.

Обработанную щётками и огнем поверхность можно затонировать, применяя метод лессировки или сухой кисти, добавить изображения техникой декупажа или добавить цвета набрызгом.

Дополнительное механическое воздействие

Порой время приходит в образе жучка-древоточца. Чтобы сымитировать подобные повреждения, оставленные насекомым, мастера пользуются шилом, сверлом и даже лазером. Таким же способом наносятся небольшие повреждения - сколы или потертости подобные тем, которые поверхности получают десятилетиями.

Еще один способ нанесение благородного ущерба - положить в тряпочку гайки, болтики и избить этим мешочком предмет. И далее художественно облагораживать до необходимого результата.

Имитация прошедших десятилетий, техники и приемы состаривания в сочетании химической и механической обработки, дают отличные декоративные результаты.

Для практического декорирования большую часть в арсенале материалов заслуженно занимают составы на акриловой основе. Их удобно использовать в работе: почти без запаха, разбавляются водой, легко смываются с инструментов. Имеют разнообразные эффекты (имитация металлов, масляных красок, матовой темперы) и различные текстуры. Цветовая гамма может вдохновить на переделку, даже если она и не затевалась. Они прочны, устойчивы к воде и к воздействию солнечного света.

Себилькова Анна

В последнее время вошло в моду использование состаренного дерева в отделке мебели и интерьеров. Даже самая простая дешевая мебель из дерева будет выглядеть стильно и дорого после ее искусственного состаривания. Эта статья откроет несколько простых и не очень затратных способов того, как состарить дерево своими руками для мебели и других деревянных изделий.

В природных условиях дерево старится под воздействием солнца, ветра, дождя и других явлений. И этот процесс происходит на протяжении длительного времени. Мы же с вами сделаем процесс состаривания дерева искусственным, что значительно сократит время и улучшит конечный результат. Если всю работу описать вкратце, то она будет состоять из двух этапов: механическая обработка дерева (легкое повреждение, удаление мягких волокон) и покраска лаками и краской.

Чтобы состарить дерево, вам понадобится:

  • жесткая металлическая щетка;
  • циркулярная щетка;
  • крупная и мелкая шкурка;
  • сметка;
  • несколько кистей;
  • антисептик для дерева;
  • уайт-спирит;
  • темный Пинотекс или темная лазурь Белинка;
  • белая лазурь Белинка;
  • большая губка.

С помощью набора этих инструментов и материалов мы сможем состарить дерево пятьми различными способами. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Первый способ состарить дерево — удаление мягких волокон и покраска

Искусственно состарить деревянную поверхность можно с помощью жесткой щетки, которой удаляются мягкие волокна древесины и, таким образом, создается рельеф, линии которого будут подчеркиваться окраской дерева.

Деревянная поверхность предварительно ошкуривается, затем она обрабатывается вдоль волокон циркулярной (с помощью специальной насадки для болгарки) или металлической ручной щеткой в результате чего с поверхности удаляются мягкие волокна древесины.

Опилки удаляются специальной щеткой с мягким ворсом, но ни в коем случае не рукой, чтобы избежать заноз.

Дерево мгновенно меняет облик, обретает красивый рельеф и контрастную окраску, которую специально подчеркивают окрашиванием в два слоя.

Для окрашивания используют полупрозрачную лазурь Белинка, которую наносят на очищенную поверхность с помощью кисти или валика.

Дерево будет иметь уже довольно привлекательный вид.

Через несколько минут берется губка и с ее помощью аккуратно снимается слой глазури, в результате чего деревянная поверхность приобретает рельеф. Можно оставить поверхность в таком виде и покрыть ее прозрачным лаком, если такой цвет состаренного дерева вам по вкусу.

Но если вы хотите добавить окраске стиля а-ля Прованс, тогда поверх первого слоя наносится еще один осень тонкий слой белой лазури Белинка.

Через несколько минут аккуратно губкой убираем свежую лазурь, в результате чего у нас получается беленое состаренное дерево, с помощью которого создается стильный интерьер а-ля Прованс. Когда глазурь полностью высохнет, поверхность можно покрыть лаком имеющим ту же основу, что и лазурь, или наложить еще один слой бесцветной лазури.

Такой способ состаривания дерева идеально подходит для балок и других элементов деревянных конструкций, при создании стиля старины.

Второй способ — рельеф старины и многослойная окраска дерева

С помощью этого способа дереву специально придается вид старинной, антикварной вещи, потертой временем. Для этого используется многослойная окраска дерева.

Предварительно поверхность дерева должна специально подвергнуться всевозможным мелким повреждениям: ее бьют молотком, прокалывают шилом, дерут пилой, пропечатывают шурупами или стальными прутами, делают все возможное, чтобы придать ему рельеф старины.

Затем поверхность грунтуется слоем Пинотекса. После его высыхания она покрывается сплошным толстым слоем тонированной краски (антисептика).

Так как Пинотекс имеет густую консистенцию, он может быть положен неравномерно, так как намного гуще от лазури Белинка. Его используют в тех случаях, если нужно создать густой нижний слой на состаренном дереве.

Лазурь Белинка более жидкая, она легко и равномерно распределяется по всей поверхности дерева, создавая ровную окраску поверхности.

Когда первый слой высохнет его можно намеренно подвергнуть мелким повреждениям: потереть мелкой или крупной шкуркой, пройтись металлической щеткой. Главное – не переусердствовать. Налет времени здесь должен быть минимальным. По утверждению специалистов наиболее достоверный эффект старины дает покраска Пинотексом неравномерным слоем.

После процедуры намеренного состаривания методом нанесения царапин шкуркой или металлической щеткой, на поверхность наносится полупрозрачный слой белой лазури, чтобы сквозь нее просвечивался темный нижний слой. Совсем не обязательно краску наносить равномерным слоем.

После высыхания верхнего слоя, с помощью металлической щетки продольными движениями соскребается верхний слой белой глазури, в результате чего создается рельефный рисунок состаренного дерева. Такой рисунок имеет очень контрастную окраску, что очень далеко от натурального цвета состаренного дерева. Чтобы привести цвет к более совершенному тону, его нужно сделать немного приглушенным. Для этого белую глазурь разбавляют наполовину уайт-спиритом и покрывают деревянную поверхность этой смесью.

Состаренное дерево, созданное на основе лазури Белинка, имеет спокойный теплый тон после окончательной обработки. Пинотекс дает более интересный декоративный эффект, с глубоким темным цветом основы. Его используют в создании состаренной мебели, а также в элементах отделки.

Третий способ — обработка щеткой и белой глазурью

Этот способ состарить дерево является самым простым и быстрым. Деревянная поверхность обрабатывается металлической щеткой, затем покрывается слоем белой глазури.

После высыхания глазури поверхность опять обрабатывается металлической щеткой. В результате мы имеем беленую деревянную поверхность, немного состаренную рельефным рисунком от металлической щетки.

Мастер-класс: «Как состарить дерево?»

Давайте разберем еще один способ, как состарить дерево своими руками. На фото выше показаны этапы выполнения работ, а ниже я подробно опишу их.

1. Нужно правильно выбрать дерево для состаривания. Не стоит выбирать молодую древесину, из-за мелких волокон она не имеет никакой декоративной ценности. Трудно и долго будет обрабатываться смолистая древесина. Дерево должно иметь ярко выраженную структуру и здоровые сучки.

3. Стамеской нужно сделать бесформенные засечки на гранях доски, как будто топором.

4. Для снятия мягких волокон древесины можно использовать насадку для дрели с жесткими нейлоновыми ворсинками. При этом не стоит слишком усердствовать и давить на инструмент, нажатия должны быть легкими чтобы не снизился КПД работы. Для обработки можно использовать и металлическую щетку — в этом случаи будет более грубый результат.

5. Можно добавить эффект червоточин, но это на любителя. С помощью керна или тупого гвоздя делаем отверстия глубиной 1-2 мм.

6. Теперь нужно очистить поверхность и вскрыть ее краска-лаком Pinotex Uitra. Данное покрытие будет устойчиво даже к атмосферным условиям. Можно также использовать Сенеж аквадекор.

7. После того, как краска высохнет поверхность нужно зашкурить мелкой наждачной бумагой № 80. В результате будет очень красивый эффект, когда впадины на древесине останутся темными, а выступы светлыми, то есть мы выделим объемность и структурность древесины.

8. Заключающий этап — повторное вскрытие дерева красной.

Состаривание дерево с помощью огня

Состарить дерево можно газовой горелкой.

И здесь можно выделить три основных способа:

1. Состаривание без предварительной механической обработки дерева. То есть мы просто подчеркиваем текстуру древесины обжигая ее. После чего проходим мелкой наждачкой и вскрываем лаком.

2. Сначала проводится механическая обработка древесины — удаляем мягкие волокна, а затем проводим обжиг. Такой способ придаст дереву рельефный и объемный вид, что безусловно будет смотреться шикарно.

3. Интенсивный обжиг древесины, который позволит выжечь мягкие волокна дерева и последующая механическая обработка жесткой щеткой.

Напоследок хочу дать несколько советов:

  • Более красиво и эффектней будет смотреться состаренные изделия из старых досок. Если у Вас нет такого материала, поспрашивайте у соседей или знакомых, зачастую такой материал можно получить совершенно бесплатно, а работать с ним будет намного легче.
  • Разные породы древесины будут состариваться и красится по разному при использовании одних и тех же материалов. Это нужно учитывать при сборе деревянных конструкций.
  • Сейчас в магазинах можно купить уже готовую состаренную доску, не выполняя выше описанные операции.

Выбирая подходящий дизайн помещения, стало модным придавать изделиям из дерева эффекта старины. Существует несколько технологий, которые визуально добавят возраста и сделают детали декора уникальной ручной работой.

Они просты в применении, поэтому можно справиться своими силами, экономя деньги из семейного бюджета.

Для чего нужен такой вид обработки?

Весь окружающий мир человека наполнен электронными помощниками, искусственными материалами. В этих условиях не удивительно, что среди городских жителей стало популярно использовать дерево в оформлении интерьера, чтобы хоть немного приблизиться к природе.

Выполняя обработку доски или бруса под старину, владелец получает эксклюзивное изделие, ведь каждое дерево имеет свой уникальный рельеф.

Кроме того, технология состаривания в разы увеличивает прочность сырья, в отличие от естественного воздействия среды и времени.

А благодаря покрытию дерева защитными растворами и лаками продлевается его срок службы, кроме этого краска или лак препятствуют попаданию насекомых, предупреждают процесс гниения древесины.

Такой вид декоративной отделки используется для потолочных балок, укладки пола, мебели.

Однако важно понимать, что не все пиломатериалы пригодны для этого типа работ. Нельзя использовать технику старения для следующих видов дерева:

  • вишня, груша (другие фруктовые виды);
  • клен;
  • ольха.

Поэтому для обработки дерева под старину лучше приобрести твердые породы древесины, отлично подойдет:

  • орех;
  • ясень;
  • лиственница;
  • сосна.

А выполнив качественную тонировку изделия, можно получить имитацию дорогой породы древесины, взяв за основу бюджетную по стоимости сосну или ясень.

Важно! Старые деревья требуют более тщательной обработки, поскольку имеют множество слоев с разной плотностью. Поэтому, чтобы точно определить возраст сырья, нужно обратить внимание на количество колец на срезе: чем их больше, тем старше дерево.

На какие способы состаривания стоит обратить внимание?

Создать из мебели антиквариат можно тремя методами, к ним относятся:


Но также выделяют и патинирование древесины, когда на сырье в несколько слоев наносятся специальные краски, воск или морилки, которые впитываясь, визуально придают поверхности изделия возраста.

Мастерам, которые впервые будут своими руками практиковать такую имитацию, рекомендуется немного потренироваться на кусочках досок или бруса, чтобы четко понимать все нюансы процесса.
Сразу нужно заметить, что если необходимо обработать готовое изделие, то правильно будет изначально разобрать его, чтобы вся поверхность имела равномерное покрытие.

А для создания авторского шедевра стоит обратить внимание на слегка поврежденную насекомыми, внешней средой древесину, где имеются сучки, сколы, ведь в итоге такое изделие будет выглядеть роскошно. Поэтому отлично дополнит кухню, веранду, гостиную в стиле «Кантри», «Прованса».

Тематический материал :

Механический способ

Такой вид состаривания называют брашировкой древесины, поскольку brush в переводе с английского – это щетка. Именно этот строительный элемент выполняет основную массу работ.

С помощью щеток с поверхности дерева убираются мягкие слои, и материал приобретает рельеф. Однако нужный эффект получится лишь в случае, когда зачищенное сырье обрабатывают краской или лаком, подчеркнув и придав контраст рисунку.

Важно! Для браширования необходимо выбирать дерево с четко выраженной волокнистой структурой, иначе весь процесс обработки может сойти на нет.

Для проведения этого способа состаривания нужно иметь под рукой следующие инструменты:

  • болгарка;
  • электродрель;
  • жесткая и мягкая металлическая щетки;
  • наждачная бумага;
  • малярные кисти;
  • морилка;
  • акриловая краска;

А чтобы не нанести вред здоровью все операции требуется выполнять в открытом пространстве, придерживаясь, правил техники безопасности.

Важные этапы браширования

Механическая имитация состаривания состоит из 3 основных шагов. Среди них:

  1. Черновой . На болгарку устанавливается насадка из металлической щетки в форме круга. Поверхность обрабатывается вдоль волокон, при этом давление руки не должно меняться, чтобы не повредить рельеф материала.
  2. Чистовой или шлифовка . Электродрель оснащается латунной щеткой, подойдет и болгарка с менее жесткой металлической щеткой, при этом обороты вращения инструмента нужно убавить. Обрабатывается вся поверхность, в результате чего различные заусенцы, шероховатости должны быть устранены. А чтобы древесина стала приятной на ощупь лучше еще пару раз пройтись сверху наждачной бумагой.
  3. Окраска и полировка . Завершающий шаг, благодаря которому изделие приобретает ожидаемый старинный вид. На материал наносится слой морилки, затем аккуратно смывается тряпкой, за счет чего цвет приобретают лишь мягкие части сырья. При желании можно добавить краску ярких тонов. После высыхания древесину полируют и лакируют.

Вариантом для состаривания изделий может стать использование кракелюрного лака. После нанесения этого лака на поверхности появляются трещины, в которые можно втереть краску и сырье приобретает контрастный рисунок.

Обжиг дерева

Воздействие высокой температуры огня на необработанный материал позволяет достичь эффекта старины за короткое время.

В качестве инструмента лучше взять горелку на газу, поскольку паяльная лампа будет сильно коптить, чем может испортить обрабатываемую поверхность.

Порядок работы:

  1. Материал прожигается горелкой на глубину до 3 мм равномерно по всей площади. При этом следует внимательно смотреть, чтобы дерево не загорелось.
  2. Обуглившийся слой сырья снимается металлической щеткой.
  3. Поверхность шлифуется наждачной бумагой.
  4. Покраска в этом случае не обязательна, на изделие можно просто нанести прозрачный лак.

Но нужно понимать, что проводить обжигание в закрытом помещении запрещено и опасно для жизни.

Химический способ

Если решено использовать такой метод обработки нужно сразу запастись резиновыми перчатками и защитной маской для лица, дабы ядовитые испарения от растворов не стали причиной отравления.

Как основное вещество подойдут щелочи, такие как средства для мытья кухонных плит. Дерево покрывается раствором в несколько слоев и оставляется так примерно на 12 часов, не дольше, в зависимости от вещества и породы дерева. Затем тщательно промывается раствором уксуса. Его концентрация составляет не более 1 ч. л. на 200 мл воды. Когда поверхность подсохнет, ее нужно отшлифовать. На обработанный материал наносят акриловую краску либо лакируют.

Сколько стоит состаривание древесины?

Средняя цена на браширование составляет от 350 до 1 тыс. рублей за 1 м 2 . Стоимость услуг зависит от региона, породы и размеров материала. К примеру, обработка 1 м2 неокрашенных лиственных досок обойдется на 50–100 рублей дороже, чем такого же пиломатериала из сосны либо ели.

Если же клиент хочет заказать сразу и покраску сырья, то стоимость работ можно смело умножать на 2. Фото предлагаемых услуг потребитель может найти на любом сайте интересующего предприятия.

Конечно, цены на такую имитацию старины высоки. Поэтому можно запастись необходимым набором инструментов, терпением и сделать антикварный шедевр из дерева в домашних условиях, качество которого не будет уступать заводским аналогам.

Состаривание дерева набирает все большую популярность среди любителей антикварной мебели. Российские производители подметили эту тенденцию. Многие крупные фабрики РФ имеют специальные линии, которые выпускают мебель в технике браширования или искусственного старения. Позволить себе такую мебель может не каждый, а вот превратить деревянные доски в старинный шедевр в домашних условиях подвластно даже хрупких женским рукам. Сегодня познакомимся с 4 способами искусственного состаривания дерева и научимся применять их в быту.

Браширование – разбор азов популярной техники

Возьмите деревянную доску, положите ее перед собой. Что вы видите? Узор дерева. Каждая порода имеет свой уникальный узор, который состоит из комбинированных светлых и темных линий. Они создаются годами по мере роста дерева. Зимой нарастают темные волокна с плотной структурой, а летом – мягкие светлых тонов. Под воздействием влаги, солнца, ветра и погодных условий мягкий слой со светлыми волокнами постепенно стирается, доска приобретает старинный вид. Чтобы добиться естественного эффекта состаривания древесины придется ждать десятки лет. К счастью, существует простая и быстрая процедура браширования. В результате теплового, химического и механического воздействия древесина приобретает выпуклую текстуру со стертыми краями и сколами, характерную для "живого дерева" с вековой историей.

Техника браширования происходит от английского слова "brush", в переводе щетка. Для состаривания действительно используется металлическая щетка. Однако это не единственный инструмент, который позволяет достичь эффекта старинного дерева.

После счесывания абразивными материалами древесина покрывается краской или морилкой, вскрывается лаком. Лакокрасочные материалы подчеркивают новую текстуру и продлевают срок службы дерева. Стандартные краски можно комбинировать с оттенками бронзы, золота, серебра. Чтобы добиться максимального эффекта, важно правильно выбрать древесину. Для браширования подойдут такие породы дерева как лиственница, мербау, венге, ольха, ясень, дуб, метоба, кемпас. Особенно хорошо смотря в этой технике ель и сосна. А вот бук, клен, тик, можжевельник, береза, ольха, груша, вишня – неудачные примеры для браширования. После обработки рисунок должен получаться выразительным и не сливаться, чего не получается добиться с вышеперечисленными породами. Так что обращайте внимание на особенность узора. Чем он выразительнее, тем интереснее получится результат. Присутствие на поверхности сколов, ложбинок и сучков будут дополнительным преимуществом. В зависимости от выбранного способа браширования на работу уходит от нескольких часов до дней.

Что состарить в интерьере – разбираемся в вопросе подробнее

Состаренное дерево в интерьере – главный атрибут стиля кантри и прованс. Оно создает в доме деревенскую, загородную атмосферу, приближенную к природе. Чтобы подчеркнуть этот стиль, технику браширования можно применить к следующим элементам интерьера:

  • "пузатый" или обычный комод;
  • подоконники и двери из натурального дерева;
  • массив дерева для настила пола и обшивки стен;
  • балки перекрытия;
  • приусадебные скамейки;
  • полочки, столы, стулья;
  • срубы для колодцев;
  • заборы из дерева.

Натуральная древесина с эффектом состаривания хорошо сочетается с другими природными материалами (камнем, кожей, металлом). Браширование часто применяется мастерами, которые создают изделия ручной работы. Вот еще несколько идей из этой серии: дизайнерский светильник, блокнот с отделкой из грубой кожи и дерева, кованая мебель для садового участка

Способ №1 – металлическая щетка и полупрозрачная глазурь

Наиболее простой вариант состаривания древесины – использование жесткой металлической щетки с ручкой. После интенсивных движений по поверхности дерева на нем проявляется текстура материала, которая затем подчеркивается финишной отделкой. Прежде чем состарить дерево, зашкуриваем поверхность наждачной бумагой с зернистостью 150. Затем берем металлическую щетку и проходимся ей вдоль линии волокон до появления характерных полос и выпуклостей. Должны заметить, ручной процесс счесывания щеткой продолжительный, поэтому наберитесь терпения. Интенсивные движения дали свои плоды, мягкие волокна удалены и на поверхности проявилась текстура. Образовавшуюся древесную стружку удаляем мягкой щеткой, не рукой, иначе вы можете загнать занозу.

Дерево преображается на глазах. Чтобы подчеркнуть его рельеф, покрываем поверхность 2 слоями полупрозрачной глазури. Такой материал уже выглядит привлекательно. Через пару минут снимаем губкой лишний слой глазури и вскрываем дерево лаком. Если вам кажется, что чего-то не хватает, можно в стиле прованс. Используйте белую глазурь, нанося ее после первого покрытия полупрозрачной глазури. Свежую глазурь снимаем губкой через 35 минут после нанесения в хаотичном порядке. Финальный этап – покрытие лаком или прозрачной глазурью.

Упрощенный до минимума вариант – использование металлической щетки и белой глазури. Проходимся по поверхности щеткой, покрываем ее белой глазурью и опять после высыхания счесываем толстые участки с отделкой щеткой. Благодаря такому простому методу старения дерева получается побеленная доска с легким многолетним налетом.

Способ №2 – многослойное окрашивание

Чтобы состарить древесину под настоящий антиквариат нужно потрудиться. Один из способов сделать это – многослойное окрашивание. Что для этого понадобится, узнаем чуть позже, а пока немного поработаем над древесиной вручную. Возьмите шило, молоток, пилку, саморезы, прутья и оставьте след от каждого инструмента. Небольшие сколы, трещины, царапины и потертости придадут естественность старины. Главное, не переусердствовать.

Теперь переходим к краскам, вам понадобится:

  • грунтовка для дерева Пинотекс;
  • тонировочная краска;
  • белая глазурь;
  • уайт-спирит для разбавления.

Для первого слоя возьмите грунтовку для дерева Пинотекс и распределите ее по всей поверхности. Грунтовка Пинотекс гуще глазури. Она применяется в тех случаях, когда необходимо создать густой базовый слой. После полного высыхания первого слоя наносим тонировочную краску (антисептик). Ждем, пока все высохнет, и переходим к следующему шагу. Берем мелкую и крупную наждачную бумагу, металлическую щетку. Работаем поочередно всеми инструментами, создавая естественный налет времени. Далее возьмите белую глазурь, окуните в нее кисть, снимите излишки и распределите по древесине. Не нужно плотно и равномерно наносить глазурь. Через нее должен просвечиваться нижний темный слой. Опять берем металлическую щетку и проходимся по подсохшей поверхности, создавая более видимые просветы. Такое старение древесины выглядит контрастно. Чтобы приблизить его к натуральному, следующий слой нужно сделать более приглушенным. Добиться этого поможет разбавление белой глазури уайт-спиритом в равных долях. Наносим разведенную смесь на поверхность и ждем полного высыхания.

Способ №3 – электрическая дрель с насадкой и краска-лак

Механический способ с ручной щеткой надежен, но отнимает много времени. Чтобы состарить дерево своими руками быстро, применяйте электрическую дрель или болгарку с насадкой из жестких нейлоновых ворсинок. Работу начинаем с подготовки древесины. Возьмите ручной рубанок и сделайте насечки по краям материала. Электрический вариант инструмента использовать не рекомендуем, результат будет выглядеть неестественно. Перед тем как приступить к следующему шагу, надеваем очки и респиратор, чтобы защитить слизистую оболочку глаз и носоглотки от древесной стружки. Плотные перчатки также не повредят. Возьмите дрель или болгарку, наденьте насадку с жесткой щеткой и потренируйтесь на небольшом участке дерева. Двигайтесь строго по направлению волокон, не прижимайте насадку слишком плотно к поверхности. Если вы уверены, что готовы, переходите к основной части. Легкими движениями двигаемся вдоль древесины, снимаем мягкие волокна.

Чтобы ускорить процесс и усилить искусственное старение, перед началом работы с дрелью или болгаркой можно опалить дерево газовой горелкой. Важно не удерживать горелку слишком долго на одном месте, чтобы предотвратить загорание смолы.

Если вы не обрабатываете древесину огнем, тогда после работы электроинструментов смочите доску кистью и дайте ей подсохнуть 2–3 минуты. Далее зашкуриваем поверхность мелкозернистой наждачной бумагой, собираем древесную пыль. Лучше делать это при помощи пылесоса, чтобы полностью исключить попадание заносы под кожу, или тщательно пройтись по поверхности щеткой с мягким ворсом. Перед финишной отделкой в доске можно проделать отверстия глубиной 1–2 мм тупым гвоздем.

Последний этап – покрытие лакокрасочными материалами. Используйте краску и лак на свое усмотрение. Совет, чтобы искусственно состаренное дерево выглядело максимально реалистично, углубления окрашиваем в светлые оттенки, а выпуклые части – в более темные. Если вы приняли решение красить доску в один светлый оттенок, после высыхания обработайте поверхность наждачной бумагой, чтобы темные детали проявились. После окончания работы закрепляем отделку лаком. Чтобы усилить результат вместо обычного лака можно использовать кракелюрный. После высыхания он трескается, в пустотах виден нижний слой краски.

Способ №4 – воздействие огнем и жесткой щеткой

Состаривание дерева при помощи газовой горелки или паяльной лампы широко применяется среди мастеров, которые хотят получить глубокий эффект. К тому же, это быстрый вариант, который в зависимости от использования дополнительных инструментов имеет свои особенности.

Если вы хотите просто подчеркнуть текстуру дерева, предварительно не обрабатывайте поверхность. Обожгите доску газовой горелкой в отдельных местах или полностью, а затем пройдитесь мелкозернистой наждачной бумагой. А вот сделать поверхность более выпуклой и рельефной поможет предварительная обработка. Удалите мягкие волокна вручную при помощи металлической щетки или пройдитесь дрелью с насадкой. Проведите обжиг. После обработки такая древесина смотрится благородно и выигрышнее предыдущего варианта из-за более глубокого воздействия на материал. Также особенный эффект получается при полном обжиге материала газовой горелкой и последующей обработке жесткой ручной щетки.

При работе с огнем помните: подносить близко газовую горелку или паяльную лампу к дереву не стоит. Не удерживайте аппарат слишком долго на одном месте, работайте ускоренно, чтобы избежать возгорания и непременно соблюдайте технику безопасности. Перед началом работы наденьте плотные перчатки, робу, очки и респиратор. После зачистки поверхности покрываем ее лаком.