Структура социальной сферы. Организации социальной сферы

Под структурой социальной сферы подразумеваются соотношение и взаимосвязи входящих в нее секторов и отраслей.

Отраслевая структура социальной сферы отличается многообразием входящих в нее отраслей и подотраслей. Имеется несколько подходов к определению состава отраслей, входящих в социальную сферу.

В соответствии с экономическим подходом к социальной сфере относятся отрасли, которые непосредственно удовлетворяют социальные и духовные потребности человека путем предоставления услуг, как правило, не принимающих материальную, вещественную форму (хотя и здесь могут быть исключения типа услуг общественного питания и бытового обслуживания).

Социальная сфера по своему составу близка к сфере, ранее называвшейся непроизводственной, однако не равнозначна ей. В непроизводственную сферу входили и такие отрасли, которые не относятся к социальной сфере: наука и научное обслуживание, связь и информационные услуги для организаций и учреждений, охрана общественного порядка и безопасность. Поскольку непроизводственная сфера представляла собой сферу экономики, непосредственно не связанную с созданием материального продукта, в нее не входили некоторые отрасли, относимые к социальной сфере, например общественное питание и торговля, так как в этих отраслях материальный продукт либо создается, либо доводится до потребителя.

Бурное развитие в нашей стране в последние годы финансово-кредитной сферы экономики привело к созданию большого числа организаций, предоставляющих населению различные услуги финансового характера. Причем, некоторые из этих услуг, например, такие как социальное и пенсионное страхование, жилищное и потребительское кредитование имеют четкую социальную направленность. Однако, на наш взгляд, организации, предоставляющие подобные услуги (внебюджетные фонды, негосударственные страховые и пенсионные фонды, общества взаимного кредитования и т.п.), не могут быть прямо отнесены к социальной сфере, так как они лишь создают финансовые условия для удовлетворения социальных потребностей населения.

В социальную сферу входят также организации, находящиеся в ведении непрофильных, в основном производственных министерств и ведомств, но оказывающие услуги населению.

В настоящее время значительное число негосударственных организаций и учреждений в соответствии со своими уставами занимается различными видами деятельности, в том числе оказанием социальных услуг населению. Причем, часто в государственных органах статистики эти организации зарегистрированы лишь по основному виду деятельности и поэтому их дополнительные услуги не могут быть учтены должным образом. В результате о вхождении негосударственных структур в социальную сферу можно говорить лишь на основании их основной, профильной деятельности.

Для экономики и управления социальной сферой принципиальное значение имеет ее секторальная структура, предусматривающая, что все входящие в нее организации и учреждения могут относиться к одному из трех секторов: государственному, коммерческому и неприбыльному.

Государственный сектор включает в себя государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. При этом государственные организации могут в качестве основной цели своей деятельности иметь извлечение прибыли (унитарные предприятия) или не иметь такой цели и не распределять полученную прибыль между участниками (государственные учреждения).

Коммерческий сектор включает в себя организации, созданные в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, находящихся в частной собственности, и преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Неприбыльный сектор состоит из организаций, создаваемых в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, ассоциаций, союзов, партнерств. Отличительной особенностью данных организаций является то, что они, так же как и государственные учреждения, не преследуют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, а в случае ее наличия не распределяют ее между участниками.

Коммерческий сектор в нашей стране формировался двумя путями. Во-первых, в процессе разгосударствления социальной сферы часть организаций таких отраслей, как торговля, бытовое обслуживание, туризм, гостиничное хозяйство, и некоторых других перешла в частную форму собственности, а во-вторых, образовалось большое количество абсолютно новых предпринимательских структур. Эти два пути формирования коммерческого сектора обусловили различные «стартовые возможности» развития входящих в него организаций социальной сферы. Многие организации коммерческого сектора имеют многопрофильный характер и предоставляют услуги самого различного вида. Это приводит к тому, что в коммерческом секторе как бы «размываются» границы традиционных отраслей, оказывающих социальные услуги.

Неприбыльный сектор экономики образовывался в нашей стране в последние годы либо на базе общественных организаций, существовавших еще в условиях директивной экономики (например, таких как общества инвалидов, Фонд культуры, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца), либо в виде вновь созданных благотворительных фондов, общественных организаций и других благотворительных структур.



Рассматривая отраслевую и секторальную структуру социальной сферы, можно отметить, что в таких отраслях, как образование, социальное обеспечение, здравоохранение, в некоторых подотраслях культуры преобладают государственные учреждения; в розничной торговле, бытовом обслуживании, общественном питании, частично в физической культуре большинство организаций относится к коммерческому сектору, а позиции организаций неприбыльного сектора особенно сильны в социальном обеспечении, в культуре и в образовании.

Многообразие организаций социальной сферы обусловливает наличие различных подходов к определению ее состава. Длительное время в России действовал традиционный подход к понятию «социальная сфера», основанный на отраслевом принципе.

Отраслевой состав был зафиксирован в Общероссийском классификаторе «Отрасли народного хозяйства», утвержденном в 1992 году. В соответствии с ним все отрасли экономики были подразделены на две сферы: производственную и непроизводственную, которая часто отождествлялась с социальной.

В дальнейшем были попытки выделения социальной сферы из состава непроизводственной сферы и сферы материального производства. В результате в 80-е годы в соответствии с методическими подходами того времени сфера обслуживания населения включала следующие отрасли: розничную торговлю и общественное питание; бытовое обслуживание; жилищно-коммунальное хозяйство; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения и непроизводственной сферы; здравоохранение; физическую культуру; социальное обеспечение; народное образование; культуру и искусство.

Информационная интеграция России в мировое сообщество вызвала необходимость пересмотра целого ряда классификаций и создание нового поколения классификаций, ориентированных на перспективы развития национальной экономики. К ним относится группировка хозяйствующих единиц в соответствии с типами экономического поведения по секторам экономики (организации по производству товаров и услуг; финансовые учреждения; государственные (муниципальные) учреждения; домашние хозяйства и общественные организации, их обслуживающие).

Современным подходом к выделению социальной сферы следует считать Общероссийский классификатор видов деятельности, продукции и услуг, утвержденный в 1994 году. В основу этой классификации было положено понятие вида деятельности или «чистой отрасли», то есть однородного технологического процесса по оказанию социальной услуги.

В соответствии с этим классификатором к социальной сфере относятся следующие виды деятельности:

§ оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, бытовых приборов;

§ гостиничный и ресторанный бизнес;

§ транспортное, складское хозяйство и связь;

§ финансовое посредничество – страхование, пен­сионное обеспечение, кроме обязательного социального страхования;

§ государственное управление и социальные услуги;

§ образование;

§ здравоохранение;

§ деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг;

§ деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений;

§ деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием.

Здесь впервые в состав социальной сферы включены производственные виды бытовых услуг, которые ранее относились к производственному сектору, в качестве самостоятельного вида деятельности были выделены, услуги гостиниц и ресторанов. Собственно социальные отрасли, такие как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и искусство были включены, как и ранее, в качестве самостоятельных видов деятельности.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Территориальная организация социальной сферы – это совокупность процессов или действий по размещению ее объектов.

При этом формируются социальные пространственные структуры, тесно связанные со структурами производственными.

Формирование территориальной структуры социальной сферы сложный и, как правило, длительный процесс, развивающийся под воздействием многочисленных факторов, которые могут быть объединены в три группы: природные, населенческие, экономические.

Природный фактор воздействует на формирование социальной сферы и ее размещение чаще всего опосредованно. От природных условий в большой мере зависит размещение населения, его расселение. Это, в свою очередь, предопределяет территориальный аспект потребности населения в услугах организаций социальной сферы. Но есть и прямое влияние природного фактора на размещение отраслей социальной сферы. Таково оно, например, в туризме, развитие которого напрямую зависит от аттрактивности (привлекательности) природы того или иного района. При этом аттрактивность может быть самого различного свойства: красота природы, наличие пляжей, целебных минеральных источников и т.д.

В размещении отраслей социальной сферы очень велика роль населенческого фактора – очень широкого по своему внутреннему содержанию. Как уже было сказано, территориальный аспект социальной сферы напрямую зависит от размещения населения: его концентрация притягивает к себе ее отрасли. Особенно это проявляется в городах, существование которых в наши дни просто невозможно без формирования в них адекватной их развитию социальной сферы. При этом нельзя не отметить, что социальная сфера городов обслуживает население не только тех городских поселений, в которых она размещена, но очень часто население иных городов и районов. Достаточно назвать городацентры туризма (Сочи в России, Ялта на Украине, Ницца во Франции), университетские (всемирно известные Кембридж и Оксфорд в Великобритании, многочисленные университетские города в разных штатах США), религиозные центры (Мекка в Саудовской Аравии) и иные, притягивающие людей извне. Сфера обслуживания должна в большой мере ориентироваться и на это «иногороднее» население.

Многие (обычно небольшие по людности) центры обязаны своим появлением и функционированием именно развитию отраслей социальной сферы. Об этом свидетельствуют и приведенные примеры. Таким образом, можно утверждать, что социальная сферы является одним из градообразующих факторов.

Но воздействие населенческого фактора не ограничивается расселением населения в целом. Большую роль играют: система демографических показателей, особенно поло-возрастной состав, национальный и конфессиональный (религиозный) состав населения, его социальная и профессиональная структуры. Ведь каждая половая и возрастная группа, каждая социальная и профессиональная категория ощущают первоочередную потребность в услугах разных отраслей социальной сферы.

Чрезвычайно велико воздействие на размещение социальной сферы экономических факторов. При этом они очень связаны с фактором расселенческим. В самом деле, расселение населения в решающей мере зависит от размещения производства. Поэтому в большинстве случаев выстраивается прямая цепочка: развитие производства –расселение населения (с его социальными потребностями) – развитие социальной сферы.

Развитие производства и развитие социальной сферы в общем идут взаимосвязанно, однако в разных регионах по-разному. Развитие социальной сферы обычно протекает по одному из трех вариантов:

1) происходит адекватно развитию производства,

2) отстает от развития последнего,

3) несколько опережает его.

Можно полагать, что социальная сфера должна «на шаг» опережать развитие производства – именно «на шаг», потому что значительное опережение сделает функционирование социальной сферы на долгие годы нерентабельным, приведет к замораживанию социальной инфраструктуры. В разных странах и районах можно встретить все три варианта взаимоотношений между развитием производственной и социальной сферы, темпами их формирования. В истории были случаи, когда промышленному развитию вновь осваиваемых районов предшествовал этап их инфраструктурного обустройства, когда заблаговременно создавалась и социальная сфера для обслуживания будущих потребителей ее продукта (например, строительство новой столицы Бразилии – города Бразилиа).

Говоря об экономическом факторе нельзя забывать о финансировании развития социальной сферы, о масштабах и источниках этого финансирования. От этого прямо зависят и масштабы развития социальной сферы, ее отдельных отраслей.

Все перечисленные факторы – природные, населенческие, экономические – оказывают различное влияние на развитие и размещение социальной сферы в различные исторические эпохи, на разных этапах развития общества. Более того, сам спектр отраслей социальной сферы, специализация последней меняются в ходе развития общества, меняются и приоритеты, хотя практически все отрасли социальной сферы в той или иной форме существовали еще в глубокой древности.


Вопросы (ответы) к экзамену по учебной дисциплине «Управление организациями социальной сферы».

1. Предмет и метод курса «Управление организациями социальной сферы» и его место в системе социально-экономических дисциплин. (лекции)

Современные социальные, экономические и демографические условия требуют более пристального внимания к социальной сфере и к организациям социальной сферы, в частности. Эффективная деятельность организаций социальной сферы во многом зависит от степени понимания специфики управления.

Изучение данного курса имеет свои целью ознакомить студентов с особенностями менеджмента, стратегического управления, финансов, предпринимательства, маркетинга, ценообразования, оплаты труда, информационного обеспечения и т.п. в организациях социальной сферы.

Изучает - процессы управления хозяйственной деятельностью организации соц.сферы.

Организации соц. сферы

С позиции экономики

С позиции менеджмента

Организации соц. сферы

Хозяйственная деятельность – совокупность хозяйственных процессов.

Х.д . включает : произврдственную деятельность, коммерческую, финансовую, инфраструктурную, управленческую, правовую, маркетинговую деятельность.

Предмет - что изучает, метод – как изучает.

Предметом курса – является хозяйственный механизм функционирования организаций соц.сферы и процесс управления им.

Метод курса – совокупность способов, инструментов посредством которым изучается предмет курса. (теория организации, какими способами изучается. Теория больших систем, эк. статистики, социологии, истории, философии, логики).

Место в системе соц.экономических дисциплин:

Примеры:

2. Особенности организаций социальной сферы, учитываемые при формировании системы управления.

Организации соц. сферы – рассматриваются в 2ух аспектах: с позиции экономики и с позиции менеджмента.

С позиции экономики – это хозяйствующий субъект, результат деятельности который потребляется непосредственно физическими лицами.

Организации (предприятия, учереждения) – регламентируется законодательством.

С позиции менеджмента , организация – единство физических лиц, устойчиво связанных коммуникативным взаимодействием. Любая организация с позиции менеджмента понятие более емкое, более широкое.

Организации соц. сферы – открытая система. Организация ведет хозяйственную деятельность посредством потребляемых ресурсов.

ПОСТРОЕНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ .

Одним из основных элементов управления организациями социальной сферы является структура управления, отражающая разделение труда и информационные потоки в системе управления.

Для большинства организаций социальной сферы, относящихся к малым и имеющих ограниченный перечень направлений и незначительные объемы деятельности, характерна достаточно простая, малозвенная структура управления. Но независимо от размеров организаций при проектировании их структуры управления должны соблюдаться основные принципы, рекомендуемые теорией менеджмента. При всем своеобразии структур управления в организациях социальной сферы могут быть выделены такие локальные критерии рациональности каждой их них, как адаптивность к среде функционирования, качество и оперативность принимаемых решений, величина управленческих издержек и глобальный критерий – уровень обеспечения реализации цели (целей) организации.

При проектировании или совершенствовании структуры управления организациями социальной сферы следует учитывать, что их целевая ориентация, особенности деятельности и развития определяют соответствующие требования к составу управленческих подразделений. Формирование и дееспособность организаций социальной сферы в определяющей мере зависит от уровня прогнозирования потребностей в оказываемых ими услугах, от эффективности контактов с потребителями услуг, спонсорами, партнерами и т.д.

Рассмотрим основные факторы построения структуры управления:

1. Норма управляемости

Под нормой управляемости понимается количество подчиненных (работников), которыми может эффективно управлять непосредственный руководитель.

При превышении нормы управляемости снижается возможность непосредственного контакта руководителя с подчиненными и тем самым формирования и поддержания сильной корпоративной культуры, являющейся одним из приоритетных направлений менеджмента в организациях социальной сферы в связи со спецификой мотивации их работников. Кроме того, возрастает вероятность появления неформальных групп внутри организации и ряда других проблем.

Французский специалист в области менеджмента В. Грейкунас дал количественную оценку соотношения норм управляемости и числа контролируемых руководителем взаимоотношений и взаимосвязей внутри организации. В соответствии с приведенными расчетами при двух подчиненных число связей равно 6, при трех – 18, при четырех – 44, при пяти – 110, при десяти – 5210. И даже с учетом определенной условности полученных результатов представляется очевидной их значимость при установлении нормы управляемости.

В то же время необоснованное уменьшение нормы управляемости часто приводит к росту числа уровней в структуре управления и, как следствие, к снижению мобильности системы управления, возрастанию административных затрат, бюрократизации аппарата управления.

Определение рациональной нормы управляемости в организациях социальной сферы должно основываться на тщательном учете следующих факторов, характерных для их деятельности в настоящее время:

1) Существенное усложнение системы управления в связи с серьезной переориентацией организаций социальной сферы с директивно устанавливаемых сверху плановых показателей на действительные, разнообразные и динамичные интересы и требования непосредственных потребителей услуг. Данное обстоятельство отражается в усложнении содержания и расширении диапазона функций как руководителей, так и подчиненных.

2) Возрастание интенсивности межгрупповых и межличностных контактов в подразделениях организаций, связанное с решением новых, сложных задач.

3) Наличие в ряде отраслей социальной сферы нестандартных технологий оказания услуг.

4) Недостаточный экономический уровень подготовки значительного числа руководителей организаций социальной сферы.

Перечисленные факторы могут оказывать ограничивающее влияние на норму управляемости.

Напротив, возрастание нормы управляемости может иметь место по мере механизации и автоматизации управленческого труда, стандартизации выполняемых функций управления, повышения уровня квалификации руководителей, укрепления организационной культуры и т.д.

2. Делегирование полномочий

Соблюдение норм управляемости при формировании структуры управления организаций социальной сферой неразрывно связано с процессом делегирования полномочий.

Делегирование полномочий способствует освобождению руководителей организаций от повседневных, текущих дел, позволяя им в большей мере сосредоточиться на решении стратегических задач. Это становится все более актуальным для организаций социальной сферы ввиду возрастающего динамизма окружающей среды и необходимости четкого видения перспектив развития организаций. Данные факторы определяют задачу существенного совершенствования системы управления в организациях, ориентированных прежде на стабильные, нормативно определяемые условия функционирования.

В настоящее время серьезными проблемами для руководителей организаций социальной сферы становится формирование адаптивных структур управления с перераспределением управленческих задач, привлечение и эффективное использование новых ресурсов и т.д.

Делегирование полномочий стимулирует стремление работников, принимающих делегированные полномочия, к повышению квалификации, к участию в процессе реализации целей организации.

Это особенно актуально для тех отраслей и организаций социальной сферы, в которых потребности и интересы работников формировались в условиях жесткой централизации, неэффективной системы стимулирования, отсутствия сильной корпоративной культуры.

Один из знакомых ему руководителей предложил своим сотрудникам пройти обучение на тему «Как выполнить мою работу».

Руководитель вложил много труда в проведение этого курса обучения. Большая часть сотрудников прошла курс обучения и спустя несколько месяцев многие из них на самом деле взяли на себя часть его функции. Очень скоро он обнаружил, что он «управляет», а не носится сломя голову, выполняя массу всяких дел, как бывало с ним раньше.

В той или иной степени делегирование полномочий становится реальностью в деятельности организаций социальной сферы.

Так, во многих российских вузах право принятия решений относительно подготовки кадров, конкурса определенной категории преподавательского состава и по другим вопросам, составляющим содержание деятельности факультетов, передано на уровень деканатов. Отраслевые министерства делегировали организациям социальной сферы права по планированию их деятельности, определению штатной численности персонала, принятию решений по целому ряду других кадровых и финансово-экономических вопросов.

Вместе с тем, делегирование полномочий предполагает соблюдение ряда важных принципов и условий, накладывающих ограничения на перечень и глубину содержания делегируемых функций. В частности, представляется нецелесообразным делегирование функций общего руководства, связанного с определением стратегии развития, проведением организационных изменений, формированием корпоративной культуры организации и другими направлениями управленческой политики, воздействующей на организацию как целостную систему.

Важнейшим принципом эффективной реализации делегирования полномочий является соответствие объема и содержания передаваемых полномочий объему и содержанию делегируемых обязанностей и ответственности.

3. Централизация и децентрализация управления в организациях социальной сферы

Уровень централизации и децентрализации управления в организациях социальной сферы характеризуется количеством уровней управления, объемом и содержанием выполняемых на каждом из них функций, делегированием полномочий и другими показателями.

Определяя политику централизации или децентрализации управления в организациях социальной сферы, нельзя абсолютизировать преимущества той или иной формы управления, абстрагируясь от характеристик конкретных организаций и условий их функционирования.

Возрастание значения таких факторов, как размер организации, необходимость оперативного принятия решений с использованием по возможности полной информации об объекте управления, целесообразность повышения уровня самостоятельности подразделений, определяет стремление к децентрализации управления. Данная ситуация характерна для организаций социальной сферы, расширяющих область своей деятельности путем создания филиалов (в гостиничной, библиотечной, образовательной сети, бытовом обслуживании, в структуре общественных организаций и т.д.).

На макроуровне тенденция децентрализации управления выразилась, например, в освобождении Министерства культуры, Министерства здравоохранения и ряда других министерств от решения ряда проблем управления и перемещения большинства полномочий на уровень субъектов Российской Федерации и регионов, которым отводится главная роль в формировании социальной политики.

Проиллюстрируем процесс децентрализации управления организациями социальной сферы на примере библиотечной сети. В настоящее время библиотеки наделяются правом активного участия в разработке или самостоятельного принятия решений по таким вопросам, которые прежде находились исключительно в компетенции центральных или местных органов управления, в том числе:

а) планирование основных показателей деятельности библиотеки;

б) поиск дополнительных источников финансирования;

в) организация системы оплаты труда (за рамками штатного расписания);

г) определение номенклатуры услуг и организационно- структурных элементов библиотек;

д) организация системы обеспечения необходимыми ресурсами.

В то же время необходимость проведения единой экономической, технической и технологической политики, возрастание риска принятия неэффективных решений при децентрализованном управлении, отсутствие необходимой системы контроля, целесообразность централизованного принятия решений с учетом предполагаемой экономической эффективности и имеющихся ресурсов определяют стремление к централизованным формам управления.

В частности, в библиотечной сфере имеющаяся тенденция к определенной централизации управления обусловлена следующими факторами:

1. Целесообразность, с точки зрения наличия необходимых ресурсов и разработанных технологий, централизованного формирования банка данных о выпускаемой литературе и потребностях в услугах библиотек.

2. Создание в рамках центральной библиотечной системы специализированных подразделений, результаты деятельности которых используются в работе отдельных библиотек.

3. Координация деятельности библиотек на местном и федеральном уровне.

4. Необходимость стандартизации целого ряда технологий и процедур библиотечной деятельности.

«Все существующие в обществе структуры можно разделить на три части (сектора).

Первую часть или первый сектор составляют государственные органы, которые охватывают все три ветви государственной власти: законодательную (парламент), исполнительную (президент, правительство, исполнительные органы на местах) и судебную (вся система судебных органов). Другими словами, первый сектор – это и есть государство как организация политической власти.

Второй сектор – это вся совокупность предприятий и иных организационных структур, как государственных, так общественных и частных, которые занимаются производственной деятельностью, а также оказанием услуг. Это, в сущности, те структуры, которые составляют экономическую основу общества. Главной целью их деятельности является получение прибыли. Именно для этого сектора первостепенное значение имеет рыночная экономика, рыночные отношения, без которых его существование просто немыслимо.

Третий сектор охватывает широкий спектр различный организаций, которые не входят в первые два. Некоммерческие организации – самое широкое определение. Это такие организации, которые созданы не с целью извлечения прибыли и распределения её между создателями, а с целью оказания кому-нибудь помощи, открытия нового дела, внесения каких-то изменений в существующий порядок вещей. В понятие "некоммерческие организации" входят и политические партии, и профсоюзы, и религиозные организации, и, к примеру, общества пчеловодов, секции любителей карате. Все самые разные объединения людей, не имеющие статуса государственных организаций и не распределяющие прибыль, подходят под определение "некоммерческие организации". Черты, специфически присущие только третьему сектору, следующие:

· выражение инициативы некоммерческого характера;

· самоорганизация на основе объединения;

· демократическая система управления;

· дух добровольческой работы;

· стремление к достижению общественного блага;

· самопомощь и помощь ближнему.

К третьему сектору относятся различные формы зарегистрированных и незарегистрированных объединений, созданных по инициативе граждан с целью:

· выражения и защиты интересов определенных социальных и профессиональных групп;

· достижения значимых для общества изменений;

· раскрытия потенциала каждой личности.

К некоммерческому сектору в России относятся следующие организации:

1) юридические лица, зарегистрированные в одной из следующих организационно-правовых форм:

· общественное объединение;

· религиозные организации;

· политические партии;

· профессиональные союзы;

· потребительский кооператив;

· объединение юридических лиц (ассоциация и союз).

2) филиалы и представительства указанных выше организаций, созданные на основе указанных выше законов;

3) незарегистрированные организации (не имеющие статуса юридического лица), но аналогичные одному из указанных типов организаций и удовлетворяющие в целом определению некоммерческой организации. Белорусское законодательство не декларирует возможности для деятельности незарегистрированных НПО. В 1997 году пресс-служба Министерства юстиции России проинформировала российские средства массовой информации о том, что на территории России могут действовать только те политические партии, профессиональные союзы и другие общественные объединения, которые зарегистрированы и имеют статус юридического лица. При необходимости же информирования о деятельности организаций, не имеющих статуса юридического лица, рекомендуется использовать слова: "незарегистрированное", "нелегальное", "нелегитимное" или другие соответствующие определения;

4) иностранные организации, имеющие некоммерческий статус в своих странах, или статус, эквивалентный определенному выше для некоммерческих организаций в России, возможность деятельности которых легализована на территории Беларуси вышеперечисленными законами.

Понятие "общественное объединение" используется в России для обозначения организаций, принадлежащих к третьему сектору. В научной литературе существует ряд терминов, служащих для определения этого явления. Наиболее часто встречаются такие, как "некоммерческий сектор", "неприбыльный сектор", "неправительственный сектор", "третий сектор", "независимый сектор", "благотворительный сектор", "добровольный сектор". Каждое из этих названий акцентирует внимание на какой-либо важной стороне деятельности неправительственных организаций: неприбыльном характере деятельности, автономии от государственных структур, промежуточном положении в обществе, ориентации на оказание благотворительных услуг, добровольности членства и участия в акциях организаций.

Тем не менее, общепринято во всем мире называть такие организации неприбыльными неправительственными (негосударственными) организациями, тем самым подчеркивая их независимость от государства и фокусируя внимание на благотворительных целях, а не на зарабатывании денег.

Понятие "негосударственный" само по себе может включать коммерческий мир целиком, и поэтому не является достаточным.

Понятие "неприбыльный" в отдельности звучит довольно странно, так как возникает вопрос о том, каким образом финансируется деятельность подобной организации. В таком случае это подразумевает, что средств на зарплату и прочие расходы нет, и что все делается на безвозмездной основе.

Созданные самими гражданами и по инициативе граждан, некоммерческие организации постоянно говорят обществу о его проблемах, и сами находят новые пути решения проблем.

На данном этапе социально-экономического развития российского общества некоммерческие организации в большинстве своем создаются с целью самопомощи, поскольку государство не проводит последовательной политики в социальной сфере и не располагает действенной системой социальной защиты. Недостаточно средств даже на то, чтобы поддерживать систему социального обеспечения особо нуждающихся групп хотя бы на прежнем "доперестроечном" уровне. В то же время число людей, которых следует отнести к разряду особо нуждающихся, постоянно растет. Вот и объединяются эти люди в некоммерческие организации с очень простой целью: помочь самим себе выжить. Проводимая ими работа отличается от традиционной помощи "сверху" тем, что члены организации кровно заинтересованы в решении проблемы. А, как известно, степень личной заинтересованности во многих случаях является определяющим фактором успеха. Кроме того, между проблемой и людьми, которые пытаются её решить, нет длинной бюрократической цепочки. Это позволяет не распылять средства и действовать гораздо оперативнее. Наконец, любая проблема может иметь множество решений. Однако они в разной степени соответствуют реальным нуждам общественных групп, в интересах которых проблема решается. Очевидно, что некоммерческие организации в силу интенсивных и лишенных формализма контактов с населением будут более чутко реагировать на его реальные нужды. Представители некоммерческих организаций ежедневно сталкиваются с бедностью, бесправием, несправедливостью в отношении самых широких слоев населения. Осознавая свою ответственность, именно представители общественных объединений предлагают конструктивное сотрудничество в плане решения общей задачи – реформирования социальной сферы путем стимулирования роста доходов населения, формирования нового механизма финансирования социальных программ и проектов, преодоления государственной монополии в этой сфере, а главное – привлечения разнообразных ресурсов некоммерческого сектора.

Российский некоммерческий сектор включает более пяти тысяч организаций, которые реализуют общественно полезные проекты (социальная работа, образование, культура, охрана здоровья, экология, защита прав человека и другие области); тысячи рабочих мест и добровольцев, безвозмездно работающих в интересах других людей; сотни тысяч людей, для которых благотворительные организации – жизненно важный источник помощи и надежды; сотни миллионов рублей пожертвований от международных благотворительных фондов и частных лиц ежегодно.

Некоммерческими организациями созданы уникальные методики работы с самыми разными категориями населения, которые не только помогают людям решать их проблемы, но и раскрывают человеческий потенциал, пробуждают гражданскую инициативу.

Государственная статистическая отчётность по общественным объединениям, политическим партиям как в разрезе различных форм собственности (государственной и негосударственной), так и в разрезе организационно-правовых форм с подразделением на коммерческие и некоммерческие не ведется. Государственная статистическая отчётность ведется только по потребительской кооперации как хозяйственной системе.

Среди общественных объединений тоже есть немало "подвидов". Это и общественные организации, и общественные движения, и общественные фонды. Два главных подвида – организации, созданные людьми, чтобы помочь самим себе, и организации, созданные, чтобы помочь другим. Первые чаще всего называют общественными организациями, а другие – благотворительным. Представьте себе общество предпринимателей или ассоциацию выпускников. Они объединяют людей по признаку общего интереса, как правило, в них есть формальное членство, и работают они только на благо членов этого конкретного общества. Первая мысль человека, который оказался в трудной ситуации – найти таких же, как он: поймут, поддержат, не будут задавать лишних вопросов. Объединяются вместе, конечно, не только те, кто в беде, а также все увлеченные одним делом. В число так называемых организаций самопомощи могут входить и профессиональные ассоциации (например, врачей-психиатров), и общества родителей с детьми-инвалидами. Одно их делает похожими: в своих целях и задачах, в своей деятельности они не выходят за рамки членства, помогают только узкой группе людей, основавших эту организацию или вступивших в её ряды.

Благотворительные организации – также могут быть членскими, объединять, например, матерей с детьми-инвалидами или любителей компьютерных игр.

Благотворительные организации не ограничивают круг своей помощи только членами организации, они работают и для других. Задачей благотворительных организаций является милосердие. Во всем мире работой на общее благо является развитие образования, науки; борьба с бедностью; социальная помощь; развитие культуры, спорта; помощь в профилактике и предотвращении катастроф; миротворчество; экология; охрана природы; правозащита.

Если ваш клуб компьютерных игр только лишь предоставляет место и возможности попрактиковаться в игре свои членам – вы просто общественная некоммерческая организация. Если же при нем открыта бесплатная школа юных программистов – это уже благотворительность.

Если вся деятельность матерей с больными детьми – общие собрания и распределение случайной гуманитарной помощи строго между членами организации – это тоже общественная организация. Но если эти же женщины открыли реабилитационный центр для всех детей-инвалидов района, они становятся благотворительной организацией.

Понятие третьего сектора в мире стало распространяться не так давно. Этот глобальный рост неприбыльного сектора в конце XX века, по мнению ученых, стал так же важен, как и процесс становления национальных государств в конце XIX века. Американский университет Джона Хопкинса провел исследование третьего сектора в 32 странах – Австралии, Аргентине, Австрии, Бельгии, Республике Чехия, Израиле, Нидерландах, Польше, Словакии, Франции, Финляндии, Норвегии, Румынии, ЮАР, Германии, Венгрии, Италии, Испании, Колумбии, Ирландии, Мексике, Перу, России, Японии, Великобритании, США, Бразилии, Венесуэле, Египте, Гане, Индии и Таиланде. В результате исследования выяснилось, что в третьем секторе занято больше людей и его деятельность меньше зависит от пожертвований, чем до сих пор принято было думать.

Так, в 10 странах в неприбыльном секторе занят один из 11 в сфере сервиса. В трех странах неправительственные организации создали 13% всех рабочих мест в 80-е годы.

Исследование показало, что неприбыльные организации являются серьезными работодателями. В этом секторе работают 7 млн. человек в США, 1,4 млн. – в Японии и по 1 млн. во Франции, Германии и Великобритании, а в среднем это составляет 3,4% рабочей силы, начиная с 1% в Венгрии, где развитие третьего сектора находится в начале, до 7% в США. Неприбыльные организации тратят много денег: их оперативные расходы составляют от 1,2% валового национального продукта в Венгрии, до 6,3% в США, а в среднем это 3,5%.

Частные дотации составляют лишь малую часть денежных поступлений неприбыльных организаций. Это примерно 10% от общей суммы поступлений, начиная от 20% в США и 19% в Венгрии, до 1% в Японии и 4% в Германии и Италии. В 5 странах неприбыльные организации основную часть поступлений получают от предоставления услуг, в двух других странах основная поддержка идет от правительства. По данным исследователей, труд волонтеров, оцененный в денежном эквиваленте, составляет 6,3% валового национального продукта США.

Предполагается, что потребности населения, возлагаемые на неприбыльные организации, будут возрастать гораздо быстрее, чем возможности сектора их удовлетворить. Во многих странах неприбыльные организации работают без специального законодательного статуса и налоговых льгот, которые есть в США и ряде других стран.

Исследование также показывает, что, несмотря на влияние на национальную экономику, деятельность неприбыльных организаций часто не принимается во внимание. Понятно, что в некоммерческом секторе различных стран мира работают профессионалы. Так, если в неприбыльном секторе США занято 7 млн. человек, то согласно данным исследований на март 1997 года, проводимых центром общественных организаций при Сетонском университете США, 76 университетов и колледжей США ввели программы (три и более курсов для студентов последних лет обучения), нацеленные на изучение различных аспектов управления общественными организациями. Кроме того, 43 университета ввели 1 или 2 курса, в основном по финансовому управлению и общему руководству общественными организациями. Надо отметить, что в 1990 году управление общественными организациями изучалось лишь в 17 университетах США. В Беларуси, России, Украине управление общественными организациями не изучается ни в одном высшем учебном заведении.

Таким образом, третий сектор России находится в самом начале своего развития, успех которого зависит от каждого из нас, желания внести каплю своего труда и творческой энергии в это благородное дело».

Общие со всеми отраслями народного хозяйства экономические черты и отношения, на которые в равной мере воздействуют социально-экономические закономерности развития общества;

Некоторые общие экономические особенности, которые характеризуют определенные отрасли «непроизводственной сферы и связывают их (культуру, образование, науку, физическую культуру, здравоохранение, социальное обеспечение)».

Такими общими (или близкими) социально-экономическими характеристиками обладают:

Отрасли или сферы нематериального производства, результатом функционирования которых является нематериальный продукт;

Отрасли, в которых рабочая сила в процессе производства – как элемент трудового процесса – играет гораздо большую роль, чем в сфере материального производства; в отличие от материального производства на нее не может оказать существенного влияния даже научно-технический прогресс;

Отрасли, в которых в процессе производства оказывается непосредственное воздействие на потребителя (культура, образование, здравоохранение и др.), т. е. происходит «обработка людей людьми»;

Ряд отраслей непроизводственной сферы, в отношении которых необходимо отметить их неэкономическую функцию, большую общественную значимость.

В 70-е годы социальную сферу отождествляли с совокупностью отраслей непроизводственной сферы, что было не совсем правильно. Позже, при выделении социальной сферы из непроизводственной из последней стали исключать науку, государственное управление и финансы и дополнять состав социальной сферы включением индустрии туризма, СМИ и информационных технологий, консалтинга, природоохранной деятельности, пассажирского транспорта и т.д., а также части материального производства социального назначения (например, общественного питания). В связи с разработкой ОКДП (1992) социальную сферу не совсем корректно стали отождествлять со сферой услуг, так как «задачи социальной сферы решаются и при организации других видов экономической деятельности». Существует и более узкое понимание социальной сферы, ограниченное деятельностью по социальному обеспечению и социальной защите определенных слоев населения.

Таким образом, следует предположить, что на настоящий момент достоверного и всеобъемлющего экономического представления о социальной сфере как совокупности отраслей и видов экономической деятельности не сложилось.

Формы заработной платы (сдельная, повременная, аккордная) - способы установления зависимости величины заработной платы работника от количества и качества труда.

Системы заработной платы - (сдельно-премиальная, повременно-премиальная и другие) - разновидности форм заработной платы.

Как уже сказано, применение Единой тарифной сетки является обязательным для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. Что касается предприятий коммерческого сектора социальной сферы, то они могут пользоваться параметрами ЕТС в качестве ориентира при организации заработной платы работников аналогичных или близких по характеру и содержанию труда профессионально-квалификационных групп. Интерес представляют не только и не столько размеры ставок и окладов, установленных ЕТС, сколько их соотношения по категориям, профессиям, квалификациям, а также методические подходы к оценке сложности труда и квалификации.

Однако предприятия коммерческого сектора гораздо в большей степени ориентированы на использование рыночных регуляторов заработной платы. Так, при установлении размеров ставок и окладов и ведении соответствующих переговоров с профсоюзами и работниками предприниматели учитывают, с одной стороны, сложившийся на рынке труда уровень заработной платы по отраслям, профессиям, квалификациям, с другой, - свои финансовые возможности, определяемые размерами фактически получаемых и предполагаемых доходов и прибыли от реализации услуг. Решая вопрос о найме дополнительного работника и его заработной плате, предприниматель сопоставляет возможный прирост дохода, который принесет этот работник фирме, с затратами на его оплату и социальное обеспечение, интуитивно или сознательно руководствуясь рыночными законами убывающей эффективности дополнительных вложений труда и капитала и предельного продукта. Следует заметить, что в коммерческом секторе социальной сферы уровень ставок и окладов существенно выше (до 50 и более процентов) по сравнению с государственным (по работам примерно равной сложности и квалификации). Среди причин такого явления можно назвать следующие: большая эффективность коммерческого сектора по качеству и конкурентоспособности услуг, более высокая интенсивность, более продолжительный рабочий день. Известную роль также играют недостатки налоговой системы: частные фирмы укрывают свои доходы от налогообложения и выделяют значительно большую долю доходов, по сравнению с государственными, на потребление, и, соответственно, меньшую - на накопление. Более высокий уровень заработной платы на частных предприятиях при относительно низком уровне социальной защищенности наемных работников является из парадоксов переходной экономики России. Такая ситуация по-видимому носит преходящий характер и будет преодолеваться по мере стабилизации рыночной экономики. Следует также ожидать и повышения уровня социальной защищенности наемных работников коммерческого сектора.

В коммерческих структурах появилась возможность существенно повысить стимулирующую роль заработной платы. Это достигается не только повышением абсолютных размеров заработной платы, но и более последовательной ее индивидуализацией, которая признается в странах с рыночной экономикой важнейшей тенденцией современной организации оплаты труда. Размеры заработной платы каждого конкретного работника коммерческих организаций ставятся в зависимость не от формальных признаков квалификации (диплома, аттестата, степени, звания, квалификационной категории), а от фактических результатов индивидуального труда, от доходности труда, то есть от того прироста дохода фирмы, который обеспечивается работой данного сотрудника. Например, в ряде петербургских коммерческих фирм, связанных с обслуживанием населения, применяется следующая система оплаты труда. Каждому сотруднику в зависимости от его реальной квалификации, сложности и ответственности работы и с учетом сложившегося на рынке труда уровня оплаты по данной профессии устанавливается базовый месячный оклад. Оклад может быть зафиксирован в долларовом эквиваленте или в рублевом измерении (в этом случае он подлежит индексации). Кроме базового оклада устанавливается премия, размер которой ежемесячно пересматривается и зависит от приращения доходов фирмы, который обеспечивается деятельностью данного сотрудника. Премия может определяться в процентах от суммы указанного приращения доходов (прибыли). Показатели доходности индивидуального труда сотрудника обычно отражаются на специальных счетах.

Характерной особенностью организации заработной платы в коммерческих фирмах является более высокая, чем в государственном секторе, доля основной заработной платы - месячной ставки, оклада. Заработная плата не отягощена большим количеством надбавок и доплат и учитывает в комплексе основные зарплатообразующие факторы - сложность работы, условия труда, квалификацию сотрудника и эффективность его деятельности. Многие фирмы применяют системы скользящих ставок заработной платы. Например, туристская фирма “Нева” (Санкт-Петербург) периодически пересматривает ставки заработной платы своим сотрудникам по мере накопления ими квалификации и увеличения их вклада в доходы фирмы. В этой фирме, как и во многих других, соблюдается конфиденциальность при назначении и выплате вознаграждения сотрудникам.

Формы организации оплаты труда в коммерческом секторе отличаются большим разнообразием и зависят от форм хозяйствования, масштабов предприятий, а также их отраслевой принадлежности.

В небольших семейных и товарищеских фирмах, где нет наемного персонала, вопросы организации заработной платы вообще отпадают, поскольку отсутствует сама категория заработной платы.

Малые фирмы с небольшим наемным персоналом применяют коэффициентную систему дифференциации ставок (окладов). Ставка (оклад) сотрудника наиболее низкой квалификации (например, курьера, экспедитора) принимается за единицу. По остальным должностям коэффициенты могут составить 1,5; 2; 2,5; 3 и т.д. единиц. Абсолютный размер оплаты труда зависит от результатов работы фирмы.

Нередко размер оплаты труда при найме новых сотрудников устанавливается путем переговоров и заключения индивидуального трудового контракта, чаще всего срочного. Согласно трудовому законодательству трудовые контракты должны заключаться в письменной форме.

Контрактная система найма и оплаты труда применяется также в средних по масштабу и крупных фирмах, особенно в фирмах с участием иностранного капитала. Крупные предприятия в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании нередко сохраняют или разрабатывают вновь внутрифирменную тарифную или иную систему дифференциации ставок и окладов, при этом возможен троякий подход:

  • а) отдельные тарифные сетки для рабочих и схемы окладов по должностям служащих;
  • б) единая внутрифирменная тарифная сетка для всех категорий персонала;
  • в) бестарифная система оплаты труда с применением коэффициентов оценки профессионально-квалификационного уровня, коэффициентов трудового участия (КТУ) и отработанного времени. При бестарифной системе заработок каждого работника представляет собой индивидуальный пай в фонде оплаты труда организации или ее структурного подразделения.

Столь же разнообразны и формы заработной платы. В отличие от бюджетных организаций, где используется преимущественно штатно-окладная, то есть повременная форма заработной платы, в коммерческом секторе практикуются различные разновидности сдельной, повременно-премиальной, аккордной и других форм и систем оплаты труда. Сдельная оплата эффективна при следующих условиях:

  • - имеются обоснованные нормы трудовых затрат и достаточно измерители результатов труда;
  • - имеются как возможность, так и экономическая целесообразность увеличения объемов реализации услуг;
  • - применение сдельной оплаты не отразится негативным образом на качестве обслуживания.

Наиболее широко сдельная оплата применяется в бытовом обслуживании, общественном питании и торговле. Простейшая форма сдельной оплаты продавцов торговых точек в розничной торговле - фиксируется процент от объема реализации товара. Размер процента зависит от месторасположения торговой точки, вида и трудоемкости реализуемых товаров.

Коммерческие агенты торговых фирм оплачиваются по смешанной системе: фиксированная часть заработка - за обслуживание группы торговых точек плюс процент от их суммарного товарооборота.

Ремонтники сложной бытовой техники, радиоаппаратуры и телевизоров, обслуживающие клиентов на дому, обязаны сдать фиксированную часть выручки в кассу фирмы, остальное остается как заработная плата. По другому варианту - сдается вся выручка, но определенный ее процент выплачивается как заработная плата. Примерно также строится оплата парикмахеров, косметологов, шоферов городских такси. В этом случае условия оплаты фиксируются в договоре подряда.

Повременная форма оплаты труда преобладает в организации заработной платы специалистов и менеджеров предприятий сферы торгового, бытового и коммунального обслуживания населения. Как правило, она дополняется премиями (месячными, квартальными), размер которых зависит от конечных показателей работы фирмы, цеха, отдела.

Специфические системы оплаты труда применяются в коммерческих организациях здравоохранения и образования. Оплата труда сотрудников коммерческих медицинских учреждений, например, стоматологических поликлиник строится пропорционально объему и финансовым результатам медицинских услуг, оказываемых конкретными сотрудниками; при этом сотрудники, пользующиеся наибольшим доверием и популярностью у клиентов, получают соответственно и большую оплату, поскольку обслуживают и большее количество пациентов. Наиболее распространенной системой оплаты в таких учреждениях является простая сдельная оплата, при которой фиксируется процент от стоимости выполненных работ, и размер вознаграждения находится, следовательно, в прямой зависимости от объема работ в денежном выражении.

Для оплаты труда преподавателей коммерческих образовательных учреждений (частные школы, лицеи, колледжи, университеты), как правило применяется почасовая система оплаты труда, сочетающая в себе элементы повременной и сдельной форм заработной платы. Размер заработной платы зависит от количества проведенных уроков, лекций, семинаров, при этом ставки почасовой оплаты дифференцируются в широком диапазоне в зависимости от видов учебных занятий, реальной квалификации преподавателей и финансовых возможностей коммерческих организаций.

В крупных и средних организациях коммерческого сектора, функционирующих как акционерные общества (АО), вопросы распределения доходов входят в компетенцию общего собрания акционеров и правления АО, а организация заработной платы - в компетенции администрации АО, которая от имени собственника ведет переговоры об условиях оплаты труда с профсоюзным комитетом или другими представителями трудового коллектива. С высшим менеджерским персоналом АО собственником заключаются индивидуальные трудовые контракты, в которых оговариваются условия оплаты труда и социального обеспечения.

В процессе приватизации торговых и некоторых других организаций социальной сферы в случае их преобразования в акционерные общества члены трудовых коллективов могли и могут приобрести акции (в обмен на приватизационный чек по номиналу или по рыночной цене) и, следовательно, получать в дополнение к заработной плате дивиденды. В странах Запада это называется системой участия работников в прибылях предприятия. Она рассматривается как важный инструмент социального партнерства и активизации трудовой деятельности. По мере становления рыночных отношений в России и повышения эффективности АО опыт использования системы участия в прибылях может получить широкое распространение, при этом должна решаться задача оптимизации соотношений между фондом выплат дивидендов по акциям и фондом оплаты труда.

Как уже сказано, социальная сфера представляет собой совокупность самых разнообразных по характеру и содержанию оказываемых услуг организаций. Отраслевая принадлежность организаций существенным образом влияет на формы тарификации, нормирования и стимулирования труда. В свою очередь отраслевая специфика организации оплаты труда обусловлена содержанием труда, профессионально-квалификационной структурой персонала, сложившимися организационно-правовыми формами организаций. Так, в торговле основная профессия - продавцы (50 - 75% персонала), при этом квалификационные различия между работниками этой профессии не столь существенны и могут быть учтены фиксированными месячными ставками оплаты и сдельной оплатой. В общественном питании, соединяющим функции производства, торговли и потребления, набор профессий более широкий, квалификационные различия существеннее, поэтому на крупных предприятиях для организации оплаты труда работников кухни и других подразделений может применяться внутрифирменная тарифная сетка, фиксирующая 6 - 8 градаций квалификации. Еще более сложной является профессионально-квалификационная структура предприятий жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания. В газовом и водопроводноканализиционном хозяйстве, на предприятиях по индивидуальному пошиву одежды и обуви, ремонту часов, бытовой техники она близка к структуре персонала предприятий легкой промышленности, магистральных газопроводов и других отраслей материального производства. “Сквозные” профессии рабочих и специалистов занимают свои ниши на рынке труда и как бы конституируют сегментацию уровней заработной платы по профессиям и квалификациям.

Весьма специфична организация заработной платы в коммерческом секторе социально-культурных учреждений, особенно в здравоохранении и образовании. Можно утверждать, что формы организации оплаты труда в указанных учреждениях в большей мере тяготеют к соответствующим государственным организациям, чем к коммерческим структурам в бытовом обслуживании, общественном питании и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Наряду с государственными унитарными, муниципальными и коммерческими организациями в социальной сфере рыночной экономики функционируют различные благотворительные и общественные организации, имеющие собственные источники и внебюджетные средства финансирования. Для организации заработной платы в этих учреждениях существенно отсутствие прибыли как источника премий, дивидендов и других видов доходов из прибыли. Оплата труда сотрудников в основном осуществляется по твердым месячным ставкам в соответствии с их квалификацией, объемом и сложностью работы. Так, например, в США законы штатов запрещают выплату больших вознаграждений работникам благотворительных организаций. Они указывают, что вознаграждение должно быть разумным в соответствии с их вкладом в работу. Если, к примеру, учитель английского языка желает основать благотворительную школу, то он должен расчитывать на заработную плату в пределах 15 - 30 тысяч долларов в год, что значительно уступает заработной плате учителей в коммерческих школах. На таких же основах строится вознаграждение менеджеров по работе с добровольцами, фандрейзингов и других штатных сотрудников благотворительных организаций 1 .

Вопросы для самопроверки.

  • 1. Каковы особенности организации заработной платы в коммерческом секторе социальной сферы?
  • 2. Какие формы и системы заработной платы применяются в коммерческих организациях социальной сферы?
  • 3. В чем заключается специфика организации оплаты труда в здравоохранении и образовании?
  • 4. Какую роль играет в организации заработной платы в коммерческом секторе Единая тарифная сетка?

Маркетинг – это целостная концепция управленческой деятельности фирмы, которая характеризуется единой сущностью, общими принципами и функциями и направлена на ориентацию производства и сбыта, на запросы конечных потребителей.

Термин "маркетинг" укоренился в американском варианте английского языка примерно в 1910 г. как агломерат двух слов "market getting", что переводится на русский язык как "овладение рынком", а еще лучше - "обретение рынка". Этимология слова "маркетинг" понадобилась нам в связи с тем, что при его произношении ударение часто ставят на второй слог. Бесспорно, это проявление русификации. В мировой теории и практике принято ставить ударение на первый слог, чему обычно и следуют специалисты в нашей стране.

Маркетинг предполагает существование рынка в полном структурном объеме, служит его развитию и неотделим от комплекса проблем спроса, предложения и цен. Однако, верное на протяжении многих лет, сегодня такое понимание маркетинга ограничивает его возможности, т. к. фактически делает проблемным распространение маркетинговых принципов на некоммерческую сферу, которое уже произошло.

в настоящее время отношение к маркетингу заметно изменилось, соответственно повысилась его роль для всего общества. Эффективная маркетинговая деятельность является сегодня залогом успеха организаций и учреждений любой сферы деятельности, а также механизмом предотвращения кризисов перепроизводства различных культурных товаров и услуг.

Все это обусловлено тем, что применение маркетинговых технологий ориентирует производственную деятельность организаций социокультурной сферы прежде всего на удовлетворение возникающих рыночных потребностей и удовлетворение потребностей потребителей в качественных товарах и услугах культурного назначения.



Вместе с тем среди особенностей маркетинга в социокультурной сфере можно выделить следующие. Первое: в виду государственного финансирования российских учреждений культуры автономность функционирования маркетинга в данной области снижается, в результате чего маркетинг подвергается воздействию на него государственных институтов. Второе: всеобщая приватизация, коммерциализация, разгосударствление и усиление дискриминации независимых негосударственных организаций социокультурной сферы не дают возможности для развития маркетинга в данной области. Третье: недостаточное государственное финансирование учреждений культуры и практически не развитые спонсорство, меценатство и благотворительность затрудняют маркетинговую деятельность как по увеличению спроса на культурные товары и услуги и их распространение, так и по ценообразованию и развитию культурных потребностей, направленных на новые культурные заказы. Четвертое: отсутствие культурной политики государства при нарастающей экспансии западного маркетинга на рынок отечественной культурной продукции приводят к американизации, нарушению качества и распространению «черных» товаров и услуг социокультурной сферы.

Выход из данного положения может быть в том, что правительство России создаст необходимые условия, закрепленные правовыми актами, для развития маркетинга как основного механизма повышения эффективности и функционирования организаций и учреждений социокультурной сферы. Только в этом случае осознание роли маркетинга будет повышаться, а его деятельность более активно проникать в существующие рыночные механизмы.

Таким образом, основная роль маркетинга в социокультурной сфере заключается: в том, что исследуемое явление сегодня становится тем механизмом экономики, который позволил бы учреждениям культуры нормально функционировать, регулировать складывающиеся отношения между культурными потребителями и производителями на рынке культурной продукции.

57. Театрализация как творческий метод режиссуры культурно-досуговых программ .

Для начала дадим определение понятию «театрализация». В словаре театральных терминов мы находим: «Театрализация - это внесение элементов драматического действия в какое-либо произведение». По А.А. Коновичу «театрализация - это организация в рамках праздника материала (документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации».

Термин «театрализованный» применим к концерту, празднику, представлению, обряду, конкурсно-игровой программе. Если театрализованное представление или концерт - это прежде всего зрелище, происходящее на той или иной сценической площадке, не требующее непосредственного участия в нем зрителей, то праздник и обряд - это театрализованные действа, в которых присутствующие сами становятся активными участниками происходящего. Исключение составляет театрализованная конкурсно-игровая программа, в которой сочетаются театрализованное представление и элементы непосредственной активизации зрителей с вовлечением их в сценическое действие.

Театрализация реального праздничного действа выступает как его организация по законам театра. Это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, мыслей и идей отрывками из спектаклей, песнями, танцами, стихотворениями, кинофрагментами, а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое документально-художественное действие. Театрализация жизненного материала помогает активизировать, вовлечь зрителя в действие, содействует целенаправленному восприятию.

Театрализовать материал - значит выразить его содержание средствами театра, т.е. использовать два закона театра:

1. Организация сценического действия (зримое раскрытие драматического конфликта). Развитие действия происходит по сквозной линии.

2. Создание художественного образа спектакля, представления.

Режиссерская театрализация - это творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления, через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств (Вершковский).

Особенности театрализованного действа

1. В основе сценария театрализованного действа всегда лежит документальный материал.

2. Театрализованное действо подразумевает не создание психологии вымышленных героев (персонажей), но создание психологии ситуаций, в которых действуют и развиваются реальные (документальные) силы.

3. Театрализованное действо полифункционально и решает следующие задачи: дидактическую (назидательную), информационную (познавательную), эстетическую, этическую, гедонистическую (получение удовольствия) и коммуникативную.

4. Театрализованное действо, как правило, одноразово и существует как бы в единственном экземпляре.

5. Театрализованное действо отличает многообразие форм, пространственных и стилевых.

Массовое действие всегда тяготеет к театрализации. В нем благотворно действующие на общество идеи действительно заключены в художественную форму, т.е. прежде всего, действуют не рассуждением, а живым показом жизни в образах. Образное решение темы есть суть театрализации. Обогащая массовый праздник образностью, театрализация помогает возникновению у каждого его участника ассоциаций, близких к его собственным жизненным впечатлениям, его опыту, его мироощущению и тем самым активизирует, вызывает потребность к действию. Режиссер массового праздника - это всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблему активизации его участников, организации не спектакля, а именно массового действа, в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула.

В театрализации как в особом виде искусства на первый план выступает важнейший компонент - массового представления - зритель, коллективный герой. Он жаждет такого массового действия, которое заставило бы его, ассоциативно восстанавливая в памяти факты и события собственной жизни, быть участником представления, включаться в него.

Суть метода театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, пронося их через единое “сквозное действие”, которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам сценария.

Виды театрализации

1. Театрализация компилированного или комбинированного вида - тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом или ходом.

Компилированный метод используется в театрализованных концертах, представлениях и т.д. Главная задача сценариста в работе с этим методом является определение сценарно-смыслового стержня всей программы в целом, эпизода или блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, монтаж эпизода и блока, и всего сценария в целом. В использовании этого вида театрализации режиссеру важно помнить главный закон художественной целесообразности, которая требует оправданности появления номера, его жанрового соответствия теме.

2. Театрализация оригинального вида - создание режиссером новых художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Применяется для создания сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа. Документальный ряд придает современное публицистическое звучание, если факт имеет общественную ценность. Основные требования: злободневность и актуальность. Здесь создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в органичном слиянии по главному принципу эмоционального развития мысли и создания сценарно-смыслового стержня каждого эпизода и сценария в целом. Синтез документального и художественного должен заключаться не только в тематическом отборе материала, но и в органическом их слиянии по самому главному принципу - эмоционального развития мысли.

Это более сложная форма создания сценария, требующая организаторского опыта, умение отбирать и монтировать готовый материал и поиска хода для готовых номеров, но и профессионального мастерства, режиссерского умения поставить новый номер, согласно сценарному замыслу, органично соединить в эпизоды художественный и документальный материал. Это самый сложный вид театрализации.

Инсценированный документ, инсценированный стих, инсценированная песня - вот основные компоненты создания художественного образа эпизода.

3. Театрализация смешанного вида - использование первого и второго вида. Включает компиляцию готового и создание нового. Построена по принципу тематического отбора и сведение их в композицию с помощью сквозного сценарно-режиссерского хода и привнесение в эту основу своего авторского оригинального видения и решения. Театрализация смешенного вида открывает большие возможности для развития образного мышления режиссера - организатора.

Язык театрализации

Ведущими выразительными средствами, создающими особый язык театрализации, выступают символ, аллегория и метафора, с помощью которых режиссер создает в массовых представлениях полнокровный и многогранный мир эстетических ценностей.

Создавая массовое представление, режиссер должен стремиться стимулировать воображение актеров и зрителей укрупненными сценическими символами, наиболее полно отражающими суть театрализации.

Аллегория - иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного отчетливо представляемого образа. Связь между образом и значением устанавливается в аллегории по аналогии (например, лев как олицетворение силы и т.д.). В противоположность многозначности символа смысл аллегории характеризуется однозначной постоянной определенностью и раскрывается не непосредственно в художественном образе, а лишь истолкования содержавшихся в образе явных или скрытых намеков и указаний, то есть путем подведения образа под какое-либо понятие.

Метафора - очень важное средство эмоционального воздействия в режиссуре. В основе построения метафоры лежит принцип сравнения предмета с каким-либо другим предметом на основании общего для них признака.

В разговорном языке мы почти не замечаем использования метафор, они стали привычными в общении («жизнь прошла мимо», «время летит»). В художественном творчестве метафора активна. Она содействует творческому воображению, ведет его путем образного мышления. Для режиссера метафора тем и ценна, что используется именно как средство построения сценических образов.

Диапазон использования метафоры в спектаклях огромен: от внешнего оформления до образного звучания всего спектакля. Еще большее значение имеет метафора для режиссуры массового театра как театра больших социальных обобщений, имеющего дело с художественным осмыслением и оформлением повседневной реальной жизни. Именно метафора может придать реальному факту аспект художественного осмысления, истолкования, может помочь узнаванию реального героя.

Использование символа, метафоры, аллегории и т.д. в театрализации, это насущная необходимость, рождающаяся в процессе решения режиссером новых задач, но в то же время - это всего лишь прием, а всякий прием хорош, когда он не замечается. Зритель должен воспринимать не прием, не форму, а через прием и форму - понимать содержание и, воспринимая его, вовсе не должен замечать тех средств, которые это содержание доносят до его сознания. Нужно помнить, что все средства иносказания в режиссуре, должны быть неразрывно связаны с жизненным опытом его реальной аудитории, обуславливаться этим опытом. Двигать искусство вперед способен только тот художник, который живет одной жизнью со своим народом, не отрываясь от него. В этом заключается основной принцип отбора иносказательных выразительных средств для режиссера.

Важнейшей экономической особенностью социальной сферы является то, что большинство ее организаций – некоммерческие. Они преобладают в большей части отраслей социальной сферы, за исключением жилищного хозяйства и средств массовой информации. Рассмотрим главные различия между коммерческими и некоммерческими организациями.

Коммерческими являются организации, деятельность которых направлена на извлечение прибыли. Они самостоятельно определяют направления своей деятельности, изменяют структуру производимых товаров и услуг, распределяют получаемую прибыль между своими учредителями (участниками).

Некоммерческими являются организации, созданные ради целей, отличных от извлечения прибыли. Статус некоммерческой организации означает запрет на распределение полученной прибыли между учредителями (участниками, членами) организации и ее работниками. Прибыль, если она есть, должна направляться на развитие деятельности организации.

За рубежом понятия "коммерческая организация" и "некоммерческая организация" обычно применяют лишь к частным организациям. Государственные организации выделяются в качестве самостоятельной формы. В нашей стране указанные понятия используются как по отношению к частным, так и по отношению к государственным и муниципальным организациям. Российское законодательство предусматривает, что юридические лица могут быть лишь двух типов: коммерческие организации и некоммерческие организации. Статья 52 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет коммерческие организации как преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческие организации – как не имеющие извлечения прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

С точки зрения различий экономических форм организаций вся экономика, и социальная сфера в частности, могут быть разделены натри сектора (см. рис. 1.1).

Первый сектор включает государственные (муниципальные) организации. Это учреждения и предприятия, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Второй сектор – частные коммерческие организации, т.е. организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и имущество которых не находится в государственной или муниципальной собственности. В нашей стране частные коммерческие организации существуют в формах хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ.

Третий сектор – частные некоммерческие организации. Они не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль среди своих участников, а их имущество не находится в государственной или муниципальной собственности. Примерами частных некоммерческих организаций являются общественные и религиозные организации, фонды.



Рис. 1.1. Секторы экономики и формы организаций

Указанные три сектора часто называют соответственно государственным, коммерческим и некоммерческим. Но такие наименования не вполне точно отражают различия между данными секторами. Дело в том, что государственные и муниципальные организации в странах с рыночной экономикой бывают двух типов. Во-первых, это учреждения, деятельность которых не направлена на извлечение прибыли, и прибыль, даже если она получена, не распределяется. В этом отношении учреждения подобны негосударственным некоммерческим организациям. Во-вторых, это государственные и муниципальные предприятия. Их деятельность должна быть ориентирована на извлечение прибыли. В этом отношении они отличаются от учреждений и подобны негосударственным коммерческим организациям. Напомним еще раз, что в соответствии с российским законодательством множество коммерческих организаций шире, чем второй сектор, а множество некоммерческих организаций – соответственно шире, чем третий сектор. Поэтому правильнее именовать первый сектор – государственным, второй – частным коммерческим, третий – частным некоммерческим.

Частные коммерческие организации и соответственно частный коммерческий сектор являются конституирующими для рыночной экономики. В социальной сфере этот сектор охватывает почти полностью прессу, книгоиздание, шоу-бизнес, производство аудиовизуальной продукции и представлен во всех других ее отраслях.

Существование государственного сектора в социальной сфере обусловлено тем, что государство берет на себя предоставление определенных видов услуг, для того чтобы таким образом избежать недостатков, присущих экономическим отношениям обмена между производителями и потребителями услуг в этой сфере, и реализовать требования социальной справедливости и государственной идеологии. Факторы, обусловливающие участие государства в предоставлении услуг, имеют свои особенности для разных отраслей социальной сферы и будут подробно рассмотрены в последующих главах. Государственный сектор в странах с рыночной экономикой состоит преимущественно из учреждений, являющихся по экономической форме некоммерческими организациями. В социальной сфере этот сектор занимает главенствующее положение в здравоохранении, образовании, социальном обслуживании, музейном, архивном, библиотечном деле и представлен в других отраслях.

Негосударственные некоммерческие организации, составляющие третий сектор, создаются и действуют для преодоления изъянов рынка и изъянов государственного участия в решении социальных проблем. Роль негосударственных некоммерческих организаций в социальной сфере будет рассмотрена в разделе 9.4.

Контрольные вопросы

1. Почему к социальной сфере относят предоставление жилищно-эксплуатационных услуг и не относят оказание бытовых услуг?

2. Следует ли включать в социальную сферу пассажирский транспорт (общественный транспорт)?

3. Какова роль государства в историческом развитии социальной сферы?

4. Что такое государство благосостояния?

5. Каковы причины и цели реформ систем социального обслуживания, проведенных в странах с рыночной экономикой в 1990-е гг.?

6. Какова роль идеологических факторов в формировании и изменении систем социального обслуживания?

7. В каких аспектах можно рассматривать деятельность в социальной сфере?

8. Почему для понимания экономического устройства отраслей социальной сферы особое значение имеет учет социально-культурных факторов?

Литература

Основная

Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. М.: ТЕИС, 1998. С. 6–20, 27-106.

Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / Шейман И.М., Якобсон Л.И., Демидова Л.С. и др. М.: Наука, 1995. С. 7–27.

Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора: Пер. с англ. М.: Изд-во Московского университета, 1997. С. 18–28.

Якушев Л.П. Социальная защита. М.: Редакция журнала "ПЕНСИЯ", 1998. С. 6-21, 41-97.

Barr N. The Economics of the Welfare State. 2nd ed. Stanford: Stanford University Press, 1993. P. 3-69.

Le Grand J., Propper C., Robinson R. The Economics of Social Problems. 3rd ed. L.: Macmillan, 1992. P. 1-35.

Дополнительная

Больничные и страховые кассы (отечественный опыт медицинского страхования) / Гришин В.В., Мирский М.Б., Данилишина Е.И. и др. М.: Федеральный фонд ОМС, 1997.

Отчет о мировом развитии 1997. Государство в меняющемся мире. Вашингтон: Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк, 1997. С. 62–72.

Социальная политика в постсоциалистическом обществе: Задачи, противоречия, механизмы. М.: Наука, 2001.

Шишкин С.В. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. М.: НИИ культуры. 1992. С. 12–15, 173–180.

An Introduction to Health Economics for Eastern Europe and the Former Soviet Union / Ed. by S. Witter, T. Ensor. Clichester, N. Y., etc.: John Wiley & Sons, 1997. P. 1-14.

Markets, Hierarchies and Networks / Ed. by G. Thompson, J. Frances, R. Levacic, J. Mitchell. L.: Sage, 1991.

The Nonprofit Sector: a Research Handbook / Ed. by W.W. Powell. New Haven, Conn.: Yale University Press, 1987.

Глава 2. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ