Строитель все о Строительстве, Архитектуре, Ремонте, Дизайне! Стройка от А до Я! От идеи до объекта! Вместо башен-близнецов. Как изменился Нью-Йорк после теракта

15 лет назад случился самый кровавый и чудовищный теракт в истории человечества. Два самолёта врезались в башни Всемирного Торгового центра.

За это время мир стал только опаснее, а ублюдки продолжают убивать невинных людей. Но жизнь - продолжается.

Вместо двух разрушенных башен-близнецов построили несколько новых небоскрёбов под тем же названием World Trade Center и открыли мемориал погибшим.

1 Самое высокое из комплекса зданий, WTC 1 или “Башня Свободы”, было открыто в 2014 году.

2 Чтобы попасть внутрь, нужно знать кого-то из сотрудников. Меня туда провёл Дима newyorkrealty , работающий риэлтором в Нью-Йорке. Но иметь знакомых мало, предстоит зарегистрироваться и пройти проверку, как в аэропорту: отправить вещи на рентген-сканер, а самому пройти через рамку металлоискателя. После этого вам вызовут лифт, на котором можно подняться только на несколько разрешённых этажей. Лифта даже два: первый идёт с 1 по 45 этаж, второй с 46 по 90-й.

3 Шестьдесят четвёртый этаж - обзорная площадка.

4 Сколько раз был в Нью-Йорке, ни разу не поднимался на туристические смотровые. Бесполезная трата денег. Самостоятельно можно посмотреть на не менее захватывающий вид, но более оригинальный. В данном случае, увы, мешает стекло, но однажды мы забрались на крышу свежепостроенного 80-этажного небоскрёба, и вот там была красотища!

5 Двадцатью этажами выше расположился сам коворкинг Общественное пространство занимает один этаж, ещё на двух разместились переговорные, мини-офисы и столовая для арендаторов.

6 Внешне он не очень отличается от обычного офиса, разница только в том, что здесь почти нет закреплённых мест. Люди приходят и уходят, когда им нужно. Но и вещички свои, в этом случае, нужно таскать с собой.

7 Если не можете работать без любимой кружки, коврика для ног и фотографии собаки - “горячий стол” не для вас. Не закреплённое место, когда занимаешь любой свободный стол, стоит 450 долларов в месяц.

8 В сети участвует 155 коворкингов, и членство даёт возможность работать в любом из них. Только в Нью-Йорке четыре локации. Ещё в США есть в Чикаго, Бостоне, Вашингтоне, Сан-Франциско, но главное, что такие же коворкинги есть в десятках стран мира: хочешь поработать из Австралии? Пожалуйста, есть офисы в Сиднее и Мельбурне.

9 Путешествуешь в Китае и срочно нужен офис? Ищи ближайший в Пекине, Гонконге, Шанхае или Гуанчжоу. Занесла нелёгкая в Ливан? Даже в Бейруте есть один. В России и Украине - увы, пока офисы не открыли.

10 Каждый работник офиса мечтает освободиться от “рабства” и стать фрилансером. Каждый фрилансер рано или поздно понимает, что работать в офисе эффективнее. Так и появились коворкинги, которые сегодня растут, как грибы, причём во всём мире.

11 Сюда можно приходить работать только ради такого вида!

12 Если вас возбуждает урбанистика и высокие узкие башни, виды из окна дадут +10 к работоспособности!

13 Когда смотришь на Нью-Йорк сверху, это действительно мотивирует.

14 На месте башен-близнецов теперь разбит мемориальный парк с двумя бассейнами (на фото виден один), повторяющими контуры зданий.

15 Бруклинский и Манхэттенский мосты.

16 Внизу бурлит привычная нью-йоркская жизнь.

17 Кондиционеры на крыше - отличный способ не уродовать фасады зданий.

18 Статуя Свободы - как на ладони!

19 Мост Веррацано, один из самых больших в мире висячих мостов.

20 Отдохнуть от работы резиденты коворкинга могут за партией в настольные игры, пинг понг или в шаффлборд.

21 Это такая разновидность настольного кёрлинга, игровую доску нужно посыпать солью, чтобы шайба лучше скользила.

22 Никогда раньше такого не видел!

23

24

25

За экскурсию большое спасибо Диме

Строительство этого комплекса было символом послевоенного процветания Соединенных Штатов Америки. Его разрушение 11 лет назад стало новой точкой отсчета, поделившей историю планеты на очередные «до» и «после». За этими событиями гаргантюанских масштабов практически не заметен тот факт, что построенные в начале 1970-х здания были выдающимся инженерным сооружением своего времени. О просуществовавшем всего 30 лет Всемирном торговом центре, успевшим тем не менее стать одной из архитектурных икон Нью-Йорка, рассказывает блогер Darriuss.

Из Второй мировой войны США вышли сверхдержавой. Ее крупнейший город Нью-Йорк, став с размещением тут в 1945 году штаб-квартиры Организации Объединенных наций столицей мировой дипломатии, всерьез готовился к превращению в самый влиятельный центр международной торговли. Однако первоначальные планы по строительству необходимой для этого инфраструктуры, предусматривавшие возведение в начале 1950-х комплекса из 21 здания общей стоимостью в $150 млн, в 1949 году были заморожены.

Вновь к проекту так называемго Всемирного торгового центра вернулись в конце следующего десятилетия, привязав его к редевелопменту Нижнего Манхэттена, инициатором которого выступал миллиардер Дэвид Рокфеллер. Он привлек к созданию концепции ВТЦ крупнейшую архитектурную фирму США - Skidmore, Owings and Merrill из Чикаго, которая и представила в 1960 году эскизный проект, предусматривавший размещение нового комплекса в восточной части острова, вдоль Ист-ривер. Всемирный торговый центр в представлении SOM состоял из 50- 70-этажного высотного здания в «международном стиле», напоминавшего штаб-квартиру ООН (здесь должны были разместиться офисные помещения и гостиница), и примыкавшего к нему протяженного (длиной 275 метров) объема выставочного центра. Вариант 1960 года.

Спустя год был предложен вариант с несколькими высотными зданиями.

В 1961 году девелопером проекта становится так называемый Port Authority, Управление порта Нью-Йорка, организация, отвечавшая не только за портовые сооружения мегаполиса, но и владевшая всей его прибрежной инфраструктурой (землями, тоннелями, дорогами), причем не только собственно города Нью-Йорка, но и штата Нью-Джерси в его районе. После консультаций между Port Authority и властями Штатов принимается концептуальное решение о переносе строительства ВТЦ с берегов Ист-ривер на противоположную, западную сторону Манхэттена. Оранжевым цветом выделена оригинальная площадка Всемирного торгового центра, красным - новая, где проект и был в итоге реализован.

Эта площадка (уже на берегу Гудзона) была куда более выгодной для штата Нью-Джерси, располагавшегося на противоположной стороне реки. В соответствии со взаимными договоренностями Управление нью-йоркского порта выкупало у Нью-Джерси убыточную скоростную подземную железную дорогу Hudson and Manhattan Railroad, связывающую штат с Манхэттеном. После - сносило ее основной манхэттенский терминал (Hudson Terminal), не затрагивая собственно тоннели дороги, и разворачивало в его окрестностях строительство ВТЦ. На этой фотографии 1919 года, демонстрирующей скайлайн города еще в стиле ар-деко, Hudson Terminal - это два темных здания левее центра снимка. ВТЦ разместился на месте малоэтажной застройки в левом нижнем углу.

Снос этих кварталов вызвал немалый скандал в начале строительства Центра. Его небоскребы были запроектированы на месте Radio Row («Радиоряда»), манхэттенского района, где располагались сотни мелких магазинчиков, контор и складов, торгующих радио- и прочей электроаппаратурой. Так Radio Row выглядел в 1930-е, некоторые здания тут датировались даже 1850-ми годами.

Так этот район выглядел с высоты птичьего полета. Белой линией выделена площадка, которую в итоге занял комплекс ВТЦ.

Многие владельцы магазинов в Radio Row и около сотни человек, имевших там квартиры, как это часто случается, категорически отказывались куда либо переезжать, даже за компенсацию. Пикеты, демонстрации и судебные иски, впрочем, особенного успеха не имели. Слишком важен был этот проект для муниципальных властей, слишком велика была сумма осваиваемых инвестиций.

Отселение Radio Row началось в 1965 году и к 1967-му в основном завершилось.

Спустя пять лет тут вырастут современные небоскребы.

Нью-йоркский скайлайн с противоположного, нью-джерсийского, берега Гудзона. В центре - малоэтажный Radio Row, за ним - Hudson Terminal. Обратите внимание, что железнодорожный вокзал выглядит символичным предшественником ВТЦ. Тоже две башни (1909 год, арх. Джеймс Холлис Уэллс, бюро Clinton and Russell), в свое время высотные (22 этажа), почти близнецы, выполняли функцию бизнес-центра, расположенного над спрятанным под землю собственно железнодорожным терминалом.

20 сентября 1962 года, окончательно определившись с площадкой и ввязавшись в битву за расселение участка, Управление порта выбрало главного архитектора проекта. Им стал американец японского происхождения Минору Ямасаки. Он жил в окрестностях Детройта, шт. Мичиган, а потому для оказания ему технического содействия была назначена местная нью-йоркская мастерская Emery Roth & Sons. Заказчик поставил перед Ямасаки следующую задачу: разместить на участке площадью 16 акров (65 000 кв. м) 930 000 кв. м офисных помещений. Архитектор перебрал несколько десятков концептуальных вариантов: одиночный небоскреб, набор «высоток» поменьше, но в конце концов остановился на варианте строительства двух 110-этажных башен-близнецов, окруженных несколькими относительно малоэтажными корпусами. Эскиз 1964 года.

В январе 1964 года городу и миру был представлен макет проекта.

Итак, план Всемирного торгового центра. Его главными элементами являлись две одинаковые «высотки», так называемые Северная и Южная башни (1 WTC и 2 WTC на плане соответственно). Периметр пятна застройки завершали 4 сложных в конфигурации корпуса, получивших номера 3-6 и построенных в 1975- 1981 годах. В центре участка создавалась крупная площадь («плаза» в американской терминологии), служившая для рекреации и распределения пешеходных потоков в здания комплекса. Все шесть зданий формировали один гигантский «суперквартал» (superblock), занявший место десятка ранее тут существовавших. Наконец, в 1987 году в состав ВТЦ был включен высотный бизнес-центр (7 WTC), формально вышедший за пределы оригинальной площадки.

Башни-близнецы были запроектированы квадратными в плане со стороной длиной 63 метра. Фундаментальной инновацией Ямасаки стало предложение построить их с несущим внешним каркасом, образующим жесткую «трубу», которая бы дополнялась внутренним ядром, стоящим на скальном основании Манхэттена. Такая конструкция, вместо массово применявшейся ранее схемы с распределенными по всей внутренней площади здания колоннами, несущими нагрузки, позволяла получить больше офисных площадей. К тому же последние подходили для последующей свободной планировки по желанию арендаторов.

Типовой план этажа небоскреба. Внешний каркас здания сформирован расположенными по периметру металлическими колоннами (59 штук с каждой стороны здания, длина стороны колонны - 36 см, отмечены на плане маленькими квадратами). Углы квадратного периметра скошены. В центре находится прямоугольное (27×41 м) ядро, основу которого составляют еще 47 стальных колонн, стоящих прямо на скальном основании острова Манхэттен. В ядре сконцентрирована и инженерная инфраструктура: технические шахты, лифты, лестницы, подсобные и вспомогательные помещения. Офисное пространство окружает ядро и полностью свободно от несущих колонн.

Дополнительную устойчивость каркасу здания придавали межэтажные перекрытия, соединявшие между собой колонны периметра, принимавшие часть весовой нагрузки и перераспределявшие нагрузки ветровые. Структурно каждое из таких перекрытий состояло из сетки стальных ферм (основных и соединяющих их поперечных), накрытой листами гофрированного металла и залитой сверху тонким слоем бетона.

Межэтажные перекрытия и несущий внешний каркас небоскребов крупным планом.

Кроме конструкционной схемы здания, Ямасаки использовал и ряд других передовых на то время решений. Например, он столкнулся со следующей проблемой, свойственной всем высотным зданиям. Чем выше небоскреб, тем больше лифтов требуется для обслуживания его обитателей. С увеличением количества лифтов прямо пропорционально уменьшается полезная площадь башни. Архитектор нашел из этой ситуации элегантный выход. Он разделил весь офисный объем высоток ВТЦ на 3 равные части. Пограничные между ними этажи (44-й и 78-й) были отданы под так называемые «небесные вестибюли» (sky lobby). Роль третьего вестибюля выполняла рецепция на первом этаже башни, называемая Конкорсом. Смысл идеи был такой. Все лифты в ядре небоскреба делятся на огромные «экспресс-лифты», вмещающие несколько десятков человек, но перемещающиеся только между пересадочными «небесными вестибюлями», и несколько кластеров «местных» лифтов, каждый из которых обслуживал свой набор этажей конкретного сегмента башни. Такая схема позволяла равномерно обеспечить каждый этаж «высотки» лифтами, при этом без неконтролируемого раздувания их количества (остановились на цифре 99 лифтов на башню). Традиционная схема позволила бы использовать под офисы только 62% площади каждого этажа, пересадочные вестибюли увеличили эту цифру до 75%. Существовали и прямые «экспресс-лифты», перемещавшиеся исключительно между 1-м и 107-м (последним обитаемым) этажами башен, где размещались ресторан и обзорная площадка.

Этажи Sky lobby были сблокированы с техническими этажами, где располагалось обслуживающее башни оборудование. На фасаде «высоток» эти вспомогательные уровни хорошо выделены.

Фирменный стиль Ямасаки, любившего высокие узкие, почти готические в профиле окна (как говорят, не в последнюю очередь из-за собственного страха высоты), отлично вписался в конструкцию небоскребов. Частая сетка несущих внешних колонн позволила сделать окна шириной только 45 см, из-за чего издалека башни всегда выглядели сплошным стальным монолитом.

При ближайшем рассмотрении монолит оказывался вовсе не сплошным, а к тому же даже не стальным. Для лучшего сопротивления коррозии металлический каркас здания облицован панелями из алюминиевого сплава.

В марте 1965 года Port Authority начинает скупку недвижимости на перспективной площадке ВТЦ. Спустя год параллельно с отселением участка начинается снос его старой застройки, завершающийся в 1967 году.

На этапе земляных работ перед архитекторами, инженерами и строителями возникает серьезная проблема. Дело в том, что выкупленный участок, формально являясь Манхэттеном, фактически частью острова был весьма условно. За столетия его освоения оригинальная береговая линия значительно менялась. Столкнувшись с нехваткой территории для строительства, местные жители активно занимались намывом новых площадей. На этой схеме оригинальная береговая линия Манхэттена отмечена синими точками, серыми выделены его намывные территории, а красным кружком - место расположения ВТЦ.

Будущий Всемирный торговый центр располагался как раз на намывном участке, а для строительства зданий нужно было добраться до скального основания, скрытого 20 метрами наносного грунта.

Уже в конце 1966 года для решения проблемы начинается формирование так называемой «ванны» (bathtub). Участок ВТЦ огораживается с использованием технологии «стена в грунте»: грубо говоря, по его периметру выкапывается достаточно узкая траншея, которая впоследствии заливается монолитным бетоном (весь процесс занял 14 месяцев). После изъятия намывного грунта образуется огромный котлован, окруженный бетонной стеной, препятствующей проникновению внутрь грунтовых вод и воды реки Гудзон. Основанием котлована, который и был назван «ванной», служит требуемая скальная порода. Фотография июля 1968 года.

Слева - «стена в грунте». ВТЦ стал одним из первых примеров крупномасштабного использования этой технологии. Справа виден каркас ВТЦ.

В процессе формирования «ванны» из нее был извлечен миллион кубометров намывного грунта, который необходимо было утилизировать. Архитекторы вновь поступили крайне элегантно: 917 000 кубометров лишней земли переместились всего несколькими десятками метров западнее и сформировали новый намывной участок, который девелоперы проекта впоследствии также смогли использовать для коммерческого строительства. На этом снимке намывная площадка в Гудзоне на переднем плане. Левее - прежняя береговая линия с пирсами.

Увеличение площади Манхэттена продолжается. В правом углу (со стадионом) виден Battery Park. В честь него район, расположившийся на отвоеванных у реки площадях (слева), получил название Battery Park City.

На этом замечательном снимке, демонстрирующем, что и Нью-Йорк - город контрастов, башни-близнецы со стороны Гудзона и нового намыва еще ничем не заслонены.

С 1980 года началась застройка намыва. В конечном итоге здесь расположились десятки жилых, административных и общественных зданий, включая так называемый Всемирный финансовый центр, составивший с ВТЦ единый кластер. Башни ВФЦ и загородили в итоге ВТЦ с Гудзона.

Как уже говорилось, Всемирный торговый центр возводился рядом с вокзалом подземки Hudson and Manhattan Railroad. Одной из особенностей освоения территории стало наличие на ней двух тоннелей железной дороги. Поразительно, но строительство небоскребов не помешало ее работе. В процессе формирования ванны тоннели были раскопаны, а затем встроены в подземные уровни комплекса, где в дальнейшем была организована новая станция, взамен сносимого вокзала Hudson Terminal. Обратите внимание на правую верхнюю часть снимка - это фрагмент тоннеля.

Кроме станции железной дороги, в «ванне» были сооружены огромный торговый молл и паркинг на 2000 автомобилей. Тоннель на переднем плане фотографии 1969 года.

А на этом снимке видно, что каркас башен-близнецов собирался прямо вокруг тоннелей.

Нижние шесть этажей небоскребов образовывали огромные вестибюли. Здесь несущие колонны были мощнее, но стояли реже, что обеспечивало лучшее естественное освещение фойе и зоны рецепции. На уровне шестого этажа колонны растраивались, образуя своеобразные трезубцы, фирменный художественный прием Минору Ямасаки.

Несущие колонны внешнего периметра изготавливались из стали на сторонних предприятиях и поставлялись на стройплощадку в уже частично собранных блоках, что позволило значительно интенсифицировать процесс строительства. Каждый такой элемент весил 22 тонны. В среднем один этаж башни возводился за 5 дней, а сборка всей 110-этажной высотки заняла всего полтора года.

Для строительства использовались специальные самонаращивающиеся краны Kangaroo, купленные в Австралии.

Хорошо видна конструкционная схема башен: внутреннее прямоугольное ядро и внешний несущий каркас.

Особенно эффектно «близнецы» выглядели на закате, когда солнце просвечивало их насквозь.

Северная башня строилась с августа 1968 года по декабрь 1970-го, южная - с января 1969-го под июль 1971-го. Весь комплекс обошелся застройщику в $900 млн в ценах 1971 года, хотя первоначально оценивался в $350 млн. Общий вес ушедшей на возведение комплекса стали составил около 200 000 тонн.

На цветных фотографиях хорошо заметен характерный ржавый цвет металлоконструкций каркаса. В дальнейшем его обрабатывали специальными антикоррозийными и противопожарными составами, но вместо покраски облицовывали алюминиевыми панелями.

Процесс строительства (вверху), обработки (за желтыми экранами) и облицовки (внизу) небоскребов шел параллельно.

Башни-близнецы Всемирного Торгового Центра в течение почти трех десятков лет были символом финансового могущества Соединенных Штатов и Нью-Йорка, а в итоге сегодня ассоциируются с одним из самых трагичных событий в новейшей истории — терактами 11 сентября. Однако не будет лишним взглянуть на ту, вне всякого сомнения, уникальную историю, которая была у башен-близнецов.

Решение о том, что в неприметной части Нижнего Манхэттена будет построен сверхсовременный офисный комплекс, было принято еще в начале 60-х годов прошлого века. Нью-Йорк в те годы значительно обновлялся, так что было довольно логично, что девелопер и председатель банка Chase Manhattan Дэвид Рокфеллер и его брат, губернатор Нью-Йорка Нельсон Рокфеллер пришли к выводу о необходимости такого масштабного проекта в довольно убогой на тот момент части города. В 1962 году под руководством организации Port Authority началось планирование комплекса, автором проекта которого стал известный американский архитектор японского происхождения Минору Ямасаки. Его идея возвести две громадные башни, подобные которым не знал тогда ни один город мира, вызвала много споров. В частности, многие отмечали, что они попросту изуродуют облик города.

Тем не менее, в 1966 году началось строительство, продолжавшееся 7 лет и встретившее немало трудностей. Для начала пришлось снести 164 здания, закрыть пять улиц и вывезти 1,2 миллиона кубических ярдов земли, из которых впоследствии образовался Battery Park City. В один момент на стройке могли трудиться до 3 500 рабочих. Всего же в возведении башен было задействовано примерно 10 000 человек, из которых 60, увы, не дожили до окончания строительства.

Структура башен была очень нетипичной для своего времени — избежав каменной кладки, инженеры использовали специальные стальные балки, идущие по всей высоте здания. На каждой стороне было по 61 такой балке. Колонны башен были отделаны алюминием и расположены всего в полуметре друг от друга, так что издалека башни-близнецы могли показаться зданиями, совсем не имеющими окон. Перекрытия между этажами состояли из бетонных плит и гофрированной стали и крепились к наружным несущим стенам.

Особое внимание было уделено лифтам, которые специально для башен были спроектированы компанией Otis. Всего было установлено 239 лифтов грузоподъемностью свыше 4,5 тонн. Открывшиеся 4 апреля 1973 года Северная и Южная башни были 417 и 415 метров в высоту соответственно, а северную к тому же венчала огромная антенна. Всего в башнях было по 110 этажей, и на момент постройки они являлись высочайшими небоскребами на планете.

Террористические акты

На долю башен-близнецов пришлось немало испытаний. Первой по-настоящему серьезной бедой стал пожар 1975 года, разгоревшийся на 11 этаже, а затем распространившийся в пространстве между 9-м и 14-м.

Однако это были еще цветочки по сравнению с терактом 1993 года, когда 26 февраля на подземном паркинге Северной башни был взорван грузовик с 680 килограммами взрывчатки. Результатом стала 30-метровая дыра, «украсившая» сразу 5 подземных этажей, и серьезное задымление здания, которое ощущалось даже на верхних этажах. Погибло 5 человек, а исполнитель теракта Рамзи Юзеф сумел бежать в Пакистан. Впрочем, вскоре он был пойман и экстрадирован в Штаты, где его ждал пожизненный тюремный срок.

Увы, после первого теракта зданиям ВТЦ оставалось стоять лишь восемь с половиной лет. Все закончилось 11 сентября 2001 года, когда две террористические атаки привели к разрушению обеих башен.

Сперва в 8:46 с Северной башней столкнулся захваченный террористами самолет компании American Airlines, выполнявший рейс номер 11. Его удар пришелся на северный фасад здания между 93 и 99 этажами. При этом вследствие этого удара вспыхнул сильнейший пожар, и были перекрыты все возможные выходы для тех, кто находился на верхних этажах, таким образом в ловушке оказались свыше тысячи человек.

Спустя семнадцать минут после первой атаки в Южную башню врезался другой захваченный террористами самолет компании United Airlines, выполнявший рейс номер 175. Причем этот лайнер угодил в пространство между 77 и 85 этажами, то есть заметно ниже, чем первый, однако из-за того, что поврежденным оказалось пространство ближе к углу башни, один лестничный пролет остался цел, что спасло немало жизней.

Первой обрушилась Южная башня — в 9:59, так как её несущие конструкции были сильно повреждены ударом самолета и вспыхнувшим после пожаром. В Северной башне пожар продолжался 102 минуты, так что она обрушилась чуть позже — в 10:28.

Также 11 сентября, но уже вечером, рухнуло седьмое здание комплекса ВТЦ. В итоге пришлось избавиться от всех зданий Всемирного Торгового Центра как не подлежащих восстановлению и дальнейшему использованию. Такая же участь постигла соседний отель «Marriott», поврежденный обломками башен, и здание Deutsche Bank, которое было впоследствии демонтировано.

Общее число жертв этих страшных террористических атак в Нью-Йорке оценивается в 2 752 человека — именно столько свидетельств о смерти было выписано властями. Тем не менее, очень часто подчеркивают, что произойди удары не утром, а в разгар рабочего дня, то жертв могло быть во много раз больше, так как в башнях одновременно в эти часы обычно находилось порядка 50 тысяч человек.

После терактов появилось огромное число историй, как многие люди из-за различных бытовых или транспортных проблем не успели на работу, что в итоге и спасло им жизнь. Среди всех компаний наибольшее число жертв — 658 — пришлось на банк Cantor Fitzgerald L.P., располагавшийся на 101-105 этажах Северной башни. Также в терактах погибло сразу 343 пожарных Нью-Йорка, 84 сотрудника Port Authority и примерно 60 полицейских.

В новейшей истории как США, так и всего мира такие жертвы в результате терактов — нечто совершенно беспрецедентное и по-настоящему ужасающее. Можно с уверенностью сказать, что именно 11 сентября было первым таким событием в истории нового тысячелетия, после которого можно заявлять, что мир действительно изменился.

Башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке

«Лично я гораздо больше люблю вертикальные линии, чем горизонтальные, потому что они как бы придают ощущение возвышенности… Да, невозможно полюбить четыре тысячи метров чего-то, но достаточно поставить вертикально, скажем, коробок спичек или ювелирное изделие, и вы найдете эту вещь очаровательной». Это высказывание крупнейшего американского архитектора японского происхождения Минору Ямасаки вполне соответствует тому направлению, которое получило название «американский неоклассицизм шестидесятых». В 1950-х годах Ямасаки стал известен благодаря участию в строительстве знаменитого небоскреба Эмпайр стейт-билдинг, оригинальным сооружениям в Детройте, Сиэтле, Дели и других городах мира. Но славу одного из самых смелых архитекторов ему принесли две башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, возведенные неподалеку от набережной реки Гудзон и до 11 сентября 2001 г. считавшиеся самым высоким строением в городе.

Их появление имело свою историческую закономерность. В конце 1950-х и в 1960-х годах в Америке возобладала идея, характерная для так называемого «общества потребления», – придавать вещам приятный и даже рафинированный облик. Она была одобрена и на официальном уровне, то есть ставилась задача «продемонстрировать миру позитивную сущность американского образа жизни». Архитектура как нельзя лучше отвечала этим задачам. На небольшом участке фантастически подорожавшей земли оказалось возможным построить здание, включающее в себя бизнес-офисы, административные помещения, торговые центры и т. д., которые в полной мере соответствовали бы имиджу крупнейших фирм.

Правда, американский неоклассицизм просуществовал недолго. Но и за это время талантливые зодчие сумели создать ряд уникальных произведений, в числе которых был и Всемирный торговый центр. Его проект выглядел поистине глобальным, соответствующим развитой технократической модели – два гигантских обнаженных параллелепипеда из стекла, взметнувшихся на высоту 540 метров. В этом огромном комплексе должны были разместиться бесчисленные конторы, фирмы, банки и учреждения.

Ко времени создания башен Ямасаки был уже сложившимся архитектором с собственным взглядом на современное зодчество, чьим девизом стали всего три слова – «форму определяет функция».

Решение о начале строительства Всемирного торгового центра было принято в 1960 году. Комплекс был сдан в эксплуатацию в 1973 г., а башни-близнецы – в 1976 году. ВТЦ включил в себя два 9-этажных здания офисных помещений, 8-этажное здание Государственной таможенной службы США, 47-этажное здание представительских офисов, 22-этажный отель и две 110-этажные башни-близнецы. Арендуемые площади башен-близнецов – 1,08 миллиона кв. м, в которых разместились офисы 450 компаний из 30 стран мира, а число работающих составило 50 тыс. человек.

Под Всемирным торговым центром были сооружены подземный вокзал, многочисленные магазины и супермаркеты, а на крышах башен – смотровая площадка, ресторан и бар.

В феврале 2001 г. знаменитые небоскребы-близнецы были сданы в аренду на 99 лет за более чем 3 млрд долларов. Владельцы небоскребов планировали получить за аренду всего 1,5 млрд, но в результате продолжавшейся почти год борьбы между инвесторами окончательная сумма арендного договора оказалась в два раза выше.

Беда обрушилась на гордость Нью-Йорка и один из символов процветания нации утром 11 сентября 2001 г., когда два самолета, угнанные террористами-смертниками, беспрепятственно проникли в воздушное пространство города и протаранили оба небоскреба. Вот тогда-то и выяснилось, что в XXI в., который, по предсказанию фантастов, должен стать эпохой прогресса и всеобщего благополучия, архитектурные шедевры оказались самой удобной мишенью для террористов. Великолепное строение лучших архитекторов и строителей Америки рухнуло в одночасье, поставив под сомнение саму идею сверхтехнологичности функционального живого пространства. По оценкам специалистов, сила падения башен была такой, что металл буквально спрессовывался с бетоном, превратившись в сплошную массу.

Уничтожение башен-близнецов показало, что небоскребы, построенные из металла и бетона, не очень-то защищены. Кстати, многие архитекторы и проектировщики считают надуманной развернувшуюся после трагедии дискуссию о том, какие небоскребы надежнее: американские железобетонные, которые при разрушении «складываются» внутрь самих себя, или европейские стеклобетонные, способные упасть набок. По мнению многих специалистов, при нынешнем развитии строительных технологий самый надежный способ избежать разрушения небоскреба вследствие теракта, несчастного случая или природной катастрофы – не строить такие дома вовсе.

И все-таки, что же будет построено на месте разрушенных башен? Проектов великое множество, приведем лишь некоторые из них, наиболее часто упоминаемые в печати.

Один из арендаторов погибших зданий – Ларги Сильверстайн предложил построить башни высотой 60 этажей – тогда они бы не представляли интереса для воздушных террористов. В ответ на это соображение был предложен проект, в котором 60 этажей были бы рабочими, а следующие 50 представляли собой пустое пространство – эта пустота должна была стать мемориалом тому месту, куда врезался «боинг».

Проект еще не отменен, но стоимость его столь высока, что вызывает сомнения в реализации подобного мемориала.

Ведущий архитектор нового Всемирного торгового центра Даниэль Либескинд выдвинул проект, предполагающий строительство башни высотой 1776 футов (в 1776 г. Америка получила независимость), и эта 540-метровая архитектурная конструкция станет самой высокой в мире. На ее верхних этажах будут размещены сады.

Кроме того, в этом месте планируется возвести памятник трем тысячам человек, погибшим во время терактов. Проект, предложенный Либескиндом, учитывает особенности углов отражения солнечных лучей, которые должны быть сконцентрированы на памятнике жертвам терактов. Ежегодно утром 11 сентября между 8 часами 46 минутами, то есть в то время, когда в башню врезался первый самолет, и 10 часами 28 минутами, когда упала вторая башня, здания ВТЦ не будут отбрасывать тень.

В новый комплекс также войдут художественный центр и железнодорожная станция. А часть основания обвалившихся башен не будет застроена.

В дискуссию о том, как использовать свободное место в центре Манхэттена, где до 11 сентября 2001 г. высились небоскребы Всемирного торгового центра, включилось и правительство Каталонии. Оно предложило властям Нью-Йорка воздвигнуть там величественное здание по проекту великого каталонского архитектора Антонио Гауди. Всемирно известный зодчий по заказу двух своих поклонников из числа богатых американских предпринимателей в 1911 г. создал проект небоскреба, высотой в 360 метров. Это здание, по мысли заказчиков, должно было быть возведено на Манхэттене, причем, по удивительному совпадению, почти на том самом месте, где позже были построены знаменитые башни-близнецы. Небоскреб Гауди в какой-то мере напоминает его самое известное и любимое творение – собор Святого семейства в Барселоне. Комплекс состоит из главной башни, увенчанной звездой, в лучах которой должны расположиться смотровые площадки, а также связанных с основной башней восьми зданий, где будут находиться жилые помещения и офисы. В башне расположатся также четыре ресторана, музей культур пяти континентов мира, выставочный и концертные залы. Сам архитектор говорил, что хочет выразить в своем здании дух предприимчивости, свойственный американскому народу.

Если власти Нью-Йорка решатся отдать предпочтение проекту Антонио Гауди, то это здание станет первым творением великого архитектора, построенным за пределами Испании. И первым небоскребом, построенным спустя сто лет после создания его проекта.

Если подытожить сказанное, то можно прийти к выводу, что ни один план пока не имеет реальной перспективы, так что дискуссия обещает быть долгой и многословной. Но совершенно ясно одно: во-первых, вновь построенные здания не будут копией погибших, и во-вторых, гордая и честолюбивая Америка, безусловно, отдаст дань памяти жертв теракта и вновь продемонстрирует мощь и славу одной из ведущих в архитектурном отношении держав мира.

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Близнецы и ведьма Как полагают историки, изначально символика близнецов связана с плодородием. Так, в Индии культ Ашвинов соединен с культом ашвамедхи – плодоносящего фигового древа.В Риме под священным фикусом – фиговым деревом ставили фигурки изображения близнецов

Из книги Мифы древности - Ближний Восток автора Немировский Александр Иосифович

Близнецы Минуло двадцать лет после того, как Исаак ввел Ревекку в шатер, а детей у них не было. Возносила Ревекка Богу мольбы о потомстве, а он словно бы не слышал. Лишь на двадцать первый год брака ощутила она в чреве своем сильные толчки и пошла вопросить Бога, что это

Из книги 50 знаменитых загадок древнего мира автора Ермановская Анна Эдуардовна

Царственные «близнецы» У истоков национальной истории евреев стоит личность Моисея, вождя и законодателя, который, согласно Библии, освободил свой народ от египетского рабства, предводительствовал в их скитаниях по Аравийской пустыне, дал ему установления и умер в

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

«НОЧЬ ЗВЕРЕЙ» В НЬЮ-ЙОРКЕ Что делает среднестатистический житель бывшего СССР, когда на неопределенный срок пропадает свет? Правильно! Для начала поминает недобрым словом власти, затем выключает из сети бытовые приборы, размораживает холодильник, выясняет у соседей,

автора

4.3.11. Другие башни Иерусалима - это тоже башни Московского Кремля Кроме ворот, то есть башен с воротами, в крепостной стене Иерусалима были и обычные башни. Книга Неемии упоминает следующие

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

4.3.11.1. Башни Меа и Хананела - Набатная и Царская башни Кремля Библия называет ДВЕ БАШНИ - МЕА И ХАНАНЕЛА - МЕЖДУ ОВЕЧЬИМИ И РЫБНЫМИ ВОРОТАМИ. В Острожской Библии вместо первой назван «столп ста локтей», вторая - «столп Анамоиля», см. выше, Неемия 3:1. Но Овечьи и Рыбные

Из книги «Бежали храбрые грузины» [Неприукрашенная история Грузии] автора Вершинин Лев Рэмович

Близнецы Что касается известного (и, пожалуй, самого ударного) тезиса противников версии «гражданская война», сводящегося к тому, что, дескать, РСДРП(б) была «партией иностранной», а следовательно, «подрывная деятельность большевиков была всего лишь иностранным

Из книги Секретные операции ХХ века: Из истории спецслужб автора Бирюк Владимир Сергеевич

ФАУ для небоскреба в Нью-Йорке В о время Второй мировой войны гитлеровцы выпустили по Англии 10 500 крылатых ракет (ФАУ-1). Примерно 20 процентов из них взорвалось на старте, 25 процентов ракет было сбито истребителями и столько же зенитной артиллерией и только 30 процентов ФАУ-1

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ТЕРАКТ В НЬЮ-ЙОРКЕ Горящие башни Всемирного торгового центраНаверное, ни одно событие в мире не поражало наших современников в последние годы настолько, насколько поразило падение одного из символов Нью-Йорка - башен-близнецов Всемирного торгового центра. Многократно

автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Эмпайр стейт-билдинг в Нью-Йорке Небоскребы – главная и наиболее впечатляющая достопримечательность Нью-Йорка. Всего их в городе насчитывается более тысячи, двадцать из которых входят в сотню самых высоких зданий мира. Наиболее знаменитый из них – Эмпайр стейт-билдинг,

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Комплекс Центральных учреждений ООН в Нью-Йорке В восточной части Манхэттена между 42-й и 48-й улицами Нью-Йорка, в привлекательном парковом оазисе площадью 7 га расположены здания, известные всему цивилизованному миру. Это комплекс ООН, международной организации,

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4.11. Крепостные башни «восстановленного» Иерусалима - это башни Московского Кремля Кроме ворот, то есть башен с воротами, в крепостной стене Иерусалима были и обычные башни. Книга Неемии упоминает следующие.БАШНИ МЕА И ХАНАНЕЛА - ЭТО НАБАТНАЯ И ЦАРСКАЯ БАШНИ

Из книги Мосты автора Кёте Райнер

Кто построил Бруклинский мост в Нью-Йорке? Рекорды протяженности пролетов, как правило, принадлежат не каменным или бетонным мостам, не балочным и арочным. Все они уступают пальму первенства «королю мостов» - висячему мосту на стальных тросах. Еще 2000 лет назад китайцы

Из книги Альфред Великий и война с викингами автора Хилл Пол

872 г. Восстание в Йорке Даны располагаются в ТорксиПеред скандинавскими предводителями встали новые задачи. Они понимали, что нужно быстро подавить нортумбрийский мятеж и укрепить свои позиции в землях в стране, где они могли обосноваться. Уэссекс не фигурировал в их

Из книги Книга II. Новая география древности и «исход евреев» из Египта в Европу автора Саверский Александр Владимирович

Близнецы Мы понимали, что невозможен перенос только одной страны, поскольку Израиль и Иудея в разные времена имели пограничные страны, и они описаны в Библии. Тут были возможны два варианта: названия соседних стран в Библии переписаны в соответствии с ближневосточными

Из книги Космическая битва империй. От Пенемюнде до Плесецка автора Славин Станислав Николаевич

НА ОРБИТЕ - «БЛИЗНЕЦЫ» Однако давайте из мира мифов, версий и предположений вернёмся к тому, что в действительности было. И посмотрим, как на самом деле шла подготовка к осуществлению одного из самых грандиозных мероприятий в истории человечества - высадке на другую

Новый небоскреб построен на месте разрушенных башен-близнецов

Новое здание Всемирного торгового центра открылось в Нью-Йорке. Новый небоскреб в 104 этажа построен на месте разрушенных 11 сентября 2001 года башен-близнецов. Новая постройка высотой в 541 метр стала самым высоким сооружением в США.

Западные СМИ сообщают, что арендаторы уже начали переезжать в свои офисы в новом здании ВТЦ, например, работники издательского дома Conde Nast. Всего на сегодняшний момент сдано уже 60% площадей небоскреба. А вот на обзорную площадку на вершине здания можно посетить свободно, туда уже потянулись многочисленные туристы.

При этом никаких официальных церемоний в связи с открытием ВТЦ пока не проводилось. Это связано с тем, что дата церемоний все еще согласовывается секретариатами губернаторов Нью-Йорка и Нью-Джерси.

"Пейзаж Нью-Йорка восстановлен", — заявил Патрик Фойе, исполнительный директор портовой администрации города, являющейся владельцем здания и 6,5 гектара земли, на которых был построен центр.

Строительство нового здания ВТЦ обошлось в 3,9 миллиарда долларов. Стройка длилась восемь лет. В настоящее время здание является самым высоким в США. На территории небоскреба высотой 541 метр расположен мемориал в память о погибших и музей, открывшийся в этом году.

По словам Фойе, Всемирный торговый центр "устанавливает новые стандарты в строительстве, дизайне, престиже и целостности". Также, по мнению Фойе, строение является самым безопасным офисным центром на всей территории США.

Башни-близнецы Всемирного торгового центра открыли в 1973 году. В ходе террористической атаки 11 сентября 2001 года, когда в небоскребы врезались два самолета, угнанные террористами, башни были разрушены. В результате теракта погибли почти три тысячи человек. После этого на месте разрушенных башен и было решено построить новый небоскреб.