Статуя фараона карнак сообщение. Карнакский храм — древнеегипетская летопись в камне

В эпоху Среднего царства власть фараонов постепенно ослабляла, потому прекратилось возведение крупных пирамид, началось массовое сооружение наземных и пещерных храмов и гробниц. В пещерных гробницах этого периода, кроме ордера с геометрически правильными формами колонн, встречаются также и имитация сводчатых покрытий, опирающихся на балки, поддерживаемые колоннами протодорического ордера (гробница в Бе-ни-Хасане, первая треть II тыс. до н. э.).

Выдающийся образец храмовых построек этого периода - органически вписанный в горный ландшафт ансамбль храмов в Дейр-эль-Бахри, в его храмах и гробницах применен ордер с геометрически правильными формами колонн различных типов.

Наиболее совершенным воплощением культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Реc и Ипет Сут, посвящённые богу Амону-Ра. Сегодня они известны как храмы в Луксоре и Карнаке.

В древности они были соединены трёхкилометровой аллеей сфинксов, по которой проходили торжественные религиозные процессии.

1. Храм Амон-Ра в Карнаке.

Н
ебольшой египетский городок Луксор, расположенный в Верхнем Египте, на восточном берегу Нила, приобрел свою всемирную известность благодаря тому, что в самом его центре сохраняются развалины Фив – великого города древности, слава о котором гремела по всему античному миру. Некогда Фивы были столицей Древнего Египта. Египтяне называли этот город Уасет, в Библии он упоминается под именем Но, а Гомер в «Илиаде» именует его «стовратными Фивами».

«Золотой век» Фив наступил в XV веке до н. э., в эпоху Нового царства. В этот период фараоны XVIII династии превратили Фивы в город, чья слава «покорила весь мир». Именно тогда были созданы прославленные ансамбли Карнакского и Луксорского храмов.

Храм в Карнаке с его воротами, внутренними двориками и залами, бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками – значительнейший храмовый комплекс Древнего Египта. Он назывался Ипет-Сут и долгое время являлся главным святилищем страны. Все фараоны эпохи Нового царства считали своим долгом и первостепенной заботой обустраивать и украшать его, привлекая для этого лучших зодчих, скульпторов и художников Египта. Храм в Карнаке посвящен богу Амону – во времена Нового царства он был признан ипостасью бога Солнца Ра. В честь Амона-Ра, «царя всех богов», слагались гимны, в его честь строились величественные храмы.

Карнакский храм представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, строившийся в течение столетий при нескольких поколениях фараонов. Уже к началу периода Нового царства в Карнаке существовал небольшой храм Амона. Фараон Яхмос I украсил его колоннами из кедра, драгоценной утварью – вазами для благовоний, сосудами и жертвенниками, выполненными из розового гранита, лазурита, малахита, золота и серебра. Крупное строительство началось здесь в правление фараона Тутмоса I. Перестройкой храма руководил выдающийся древнеегипетский зодчий Инени, однако построенный им монументальный колонный зал не сохранился – он был разрушен в результате последующих переделок.

При фараонах XVIII династии, преемниках Тутмоса I, храм в Карнаке продолжал строиться и расширяться. Большие работы развернулись здесь во времена царицы Хатшепсут, по приказу которой был разобран колонный зал, а вместо него воздвигнуты тридцатиметровой высоты «обелиски царицы Хатшепсут», высеченные из асуанского гранита. Их украшали навершия из электра – сплава золота и серебра. Работами руководил придворный зодчий царицы Хатшепсут – Сенмут, который построил один из пилонов храма. Однако преемник царицы, Тутмос III, уничтожил все, построенное предшественницей, и выстроил новое здание храма, в котором особенно изысканное оформление получил «Зал Анналов». На его стенах Тутмос III, желая увековечить свои победоносные военные походы, приказал высечь многочисленные рельефы и тексты, рассказывавшие о подвигах фараона.

С
егодня храм Амона в Карнаке находится в руинах, которые, тем не менее, продолжают производить колоссальное впечатление. Недаром Карнак – один из самых популярных туристических маршрутов.

Храм Амона представляет собой вытянутый прямоугольник. Его окружает массивная стена, к воротам которой ведут две дороги, одна со стороны Нила, другая – из Луксора. Обе дороги обрамляют два ряда сфинксов с головами баранов (
баран – символ бога Амона). Попасть на территорию храма и в его внутренние помещения можно через десять ворот-пилонов, сооруженных в виде массивных порталов с двумя монументальными, суживающимися кверху башнями по сторонам. Эти пилоны – своеобразные вехи строительства храма: каждый их них возведен в правление одного из фараонов. В свое время на пилонах стояли мачты из кедра с развевающимися на них флагами.

Центральный пилон имеет высоту 44 м, ширину – 113 м, а толщина его стен составляет 15 м. За ним расположен широкий внутренний двор, окруженный колоннадой. У входа в храм сохранились руины вестибюля, перед которым некогда стояла колоссальная статуя Тутмоса III. От вестибюля к Нилу тянется колоннада из двух рядов колонн высотой в 20 м с капителями в виде цветков папируса. Сейчас колонн двенадцать, а первоначально было на две больше – на их месте при фараоне Хоремхебе был сооружен очередной пилон.

Через следующий пилон с гигантскими статуями фараонов перед ним посетитель храма через все более и более сумрачные помещения и залы попадал в Большой гипостильный зал – святилище Амона. Сооружение Большого гипостильного зала началось во времена фараона Хоремхеба, но свои окончательные размеры и архитектурное убранство он приобрел только при фараонах XIX династии – Сети I и Рамсесе II Великом. Гипостильный зал отличается гигантскими масштабами построек и необыкновенной пышностью декоративного убранства. Площадь зала составляет 5000 кв. м, а высота достигала 24 м. Крышу поддерживали шестнадцать рядов колоссальных колонн. Всего здесь было установлено 134 колонны, и наибольшие из них имеют высоту 20,4 м, а высоту – 3,57 м. Колонны центрального нефа с капителями в виде расцветших папирусов достигали высоты 19,2 м, а колонны боковых проходов, изготовленные в виде нераспустившихся папирусов, – 14,7 м.

«Все виденные вами досель здания, хотя бы вы обтекли весь земной шар – игрушки перед этим столпотворением! – писал побывавший в Карнаке в 1830-х годах русский путешественник А.С. Норов. – Этот лес колонн, величины невообразимой, и где же? Внутри здания, повергает вас в глубокую задумчивость о зодчих». Зодчими, оставившими самый заметный след в истории Карнакского храма, и в частности, строившими Большой гипостильный зал, были Иуп и его сын Хатиаи. Последнего хроники называют «воздвигающим великие колонны в храме Амона».

К
олонны «Зала Анналов», расположенного по главной оси храма, увенчаны либо цветком лотоса, либо цветком папируса. Это геральдические эмблемы Древнего Египта: папирус считался символом Нижнего Египта, а лотос – Верхнего. Гладкие стволы колон сплошь покрыты рельефами ритуального и исторического содержания, иероглифическими надписями. Именно из храма в Карнаке берет свое начало древнеегипетская традиция увековечивать воинские доблести фараонов в монументальных рельефных композициях.

Росписи потолка и перекрытий имитировали синеву неба, усеянного золотыми звездами. Сегодня от кровли не осталось и следа, и остатки зала находятся под открытым небом. Стены и колонны гипостильного зала покрывали многочисленные цветные рельефы, общая площадь которых составляла 24,3 тысячи квадратных м. На стенах и колоннах сверкало золото, тонкими листочками которого были покрыты детали колонн и рельефов. Никогда еще древнеегипетские храмы не украшались с такой пышностью.

В Большом гипостильном зале были установлены колоссальные монолитные статуи царей, среди них – статуи фараона Рамсеса II Великого и его жены Нефертари. С именем Рамсеса II связан третий большой период строительства в Карнакском храме. Сцены, запечатленные на стенах храма, рассказывают о деяниях этого фараона, покровительствуемого богами. На одной из стен Карнакского храма бог Амон вручает фараону Рамсесу II символы его власти. Далее следуют сцены жертвоприношений, совершаемые Рамсесом II. И всюду со стен храма на зрителя смотрят боги: Хнум, с телом льва и головой барана, Гор с головой сокола, Осирис и Исида. Часто встречаются изображения скарабея – священного жука, символизировавшего в Древнем Египте вечный процесс смерти и возрождения.

Х
рам Амона в Карнаке иногда называют «каменным архивом Египта». На стенах, пилонах, колоннах и карнизах храма, среди гимнов богам и ритуальных текстов находятся многочисленные надписи, повествующие об исторических событиях эпохи Нового царства: истории военных походов и сражений, обстоятельства восхождения на престол фараонов, списки царей Египта и т. п.

С южной стороны храма находится Священное озеро. На нем находилась пристань, к которой причаливали сделанные из кедра священные ладьи со статуями великой триады богов – бога Солнца Амона-Ра, его супруги богини неба Мут (Нут) и их сына Хонсу, бога Луны. Отсюда брала свое начало торжественная процессия, связанная с ритуалом встречи и перенесения в святилище священной ладьи. Эта церемония происходила в храме ежегодно и собирала толпы паломников. Путь священной ладьи лежал через залитые солнцем дворы храма в сумрачный гипостильный зал, а далее – в погруженное в темноту главное святилище, освещавшееся лишь светом неугасимых светильников. От света к тьме – таков был путь, по которому веками шли древнеегипетские жрецы и вели за собой во тьму безропотные толпы своих приверженцев, подавленных циклопическим величием жилища древнего бога, где все производило впечатление величественности, сверхчеловеческой мощи и таинственности…

К южной части храмового ансамбля примыкают храмы богини Мут и бога Хонсу. В древности их окружали обширные «священные сады». Храм богини Мут начал закладывать еще Сенмут, зодчий царицы Хатшепсут. Храм Хонсу был построен при фараоне Аменхотепе III. Аллея сфинксов с бараньими головами ведет от него к другому великому храму Египта – храму Амона-Ра в Луксоре.

Карнак - современное название древнего храма Амона в Фивах, Египет. Египтяне назвали сайт Нешут-Towi, «Трон двух земель», «Ипет-Исет», «Лучшее из мест», а также «Ipt-Swt», «Selected Spot» (также названный «Ipetsut», «The Most Select of Places» «). Первоначальное имя связано с древней египетской верой в то, что Фивы были первым городом, основанным на первозданном холме, который поднялся из вод хаоса в начале мира. В то время бог-создатель Атум (иногда Птах) стоял на насыпи, чтобы начать творение. Считалось, что место храма является этой оригинальной почвой, и по этой причине храм был поднят на этом месте. Карнак, как полагают, был древней обсерваторией, а также местом поклонения, где бог Амун будет взаимодействовать непосредственно с людьми земли.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Храм Амуна является самым большим религиозным зданием в мире (хотя некоторые из них требуют Ангкор-Ват в Камбодже) и почитает не только Амона, но и других богов, таких как Осирис, Монту, Исида, Птах и ​​египетские правители, которые хотели, чтобы их помнили их вклад в сайт. Он был построен постепенно на протяжении веков, с каждым новым правителем, добавляющим к нему, начиная с начала Среднего Царства (2040-1782 гг. До н. Э.) Через Новое Королевство (1570 - 1069 гг. До н. Э.) И во всей династии Птолемеев (323-30 гг. До н.э.) , Было даже высказано предположение, что правители Старого Королевства (c. 2613 - c. 2181 г. до н. Э.) Сначала были построены там из-за стиля некоторых руин и королевского списка монархов Старого Королевства, вписанных Тутмосом III (1458-1425 гг. BCE) Нового Королевства в его Фестивальном зале. Его выбор королей предполагает, что он, возможно, удалил свои памятники, чтобы построить свой зал, но все же хотел, чтобы их помнили. Структуры регулярно удалялись, ремонтировались или расширялись во время долгой истории храма. Комплекс продолжал расти с каждым последующим правителем, и руины сегодня покрывают более 200 акров земли. Было подсчитано, что можно разместить три структуры размером собора Нотр-Дам в главном храме.

Храм Амона постоянно использовался с постоянным ростом более 2000 лет и считался одним из самых священных мест в Египте. Священники Амона, которые контролировали управление храмом, становились все более богатыми и могущественными до такой степени, что они могли взять под контроль правительство Фив в конце Нового Царства, когда господство страны разделилось между ними на Фивах в Верхний Египет и фараон в городе Пер-Рамсес в Нижнем Египте. Возвышение власти священников и, как следствие, слабость положения фараона, считается основным фактором, способствующим упадку Нового Королевства и началу третьего промежуточного периода (1069-552 гг. До н. Э.). Храмовый комплекс был поврежден в ассирийском вторжении в 666 г. до н. Э. И снова в результате вторжения персов в 525 г. до н. Э., Но оба раза был отремонтирован и отремонтирован.

К IV в. Н.э. Египет был частью Римской империи, и христианство пропагандировалось как одна истинная вера. Император Констанций II (337 - 361 г. н.э.) приказал, чтобы языческие храмы закрывались в 336 году н.э., а Храм Амона был опустян. Коптские христиане использовали здание для церковных служб, о чем свидетельствует христианское искусство и надписи на стенах, но затем участок был оставлен. Он был вновь открыт в течение 7-го века н.э. арабского вторжения в Египет, и в это время его называли «Ка-ранак», что означает «укрепленная деревня» из-за огромного количества архитектуры, накопленной в одном районе. Когда европейские исследователи впервые начали путешествовать в Египте в 17 веке н.э., им сказали, что грандиозные руины в Фивах были таковыми в Карнаке, и с тех пор имя было использовано для этого сайта.

AMUN & THE EARLY TEMPLE
Амон (также известный как Амун-Ра) был несовершеннолетним финским божеством, которое после того, как Ментухотеп II объединил Египет в c. 2040 г. до н.э., поднялся в известность. Силы двух старших богов: Атума и Ра (бог-создатель и бог солнца соответственно) были объединены в Амуне, сделав его верховным царем богов, как создателем, так и хранителем жизни. Район Карнак, возможно, уже был священным для Амона до того, как там были построены какие-либо сооружения или могли быть священными для Атума или Осириса, оба из которых также поклонялись Фивам. Место было уже выделено в качестве святого места в том, что там не было обнаружено никаких признаков внутренних домов или рынков, только построены религиозно-тематические здания или королевские апартаменты, построенные еще после того, как был построен первый храм. Поскольку не было отделения религиозных убеждений от повседневной жизни в Древнем Египте, можно было бы подумать, что было бы трудно сказать чисто светское здание с религиозного сайта, но это не так, или не всегда так. В Карнаке надписи, оставленные на колоннах и стенах, а также художественные работы, четко идентифицируют место как религиозное в природе с самых ранних времен.

Первым памятником, который, как считается, был поднят на этом участке, является Ваханкский интел II (около 2112-2063 гг. До н. Э.), Который воздвиг колонну в честь Амун-Ра. Это утверждение было опротестовано теми учеными, которые указывают на список короля Thutmose III в его Фестивальном зале, который утверждает, что сайт был впервые разработан для религиозных целей в Старом Королевстве. Они также иногда указывают на стили старого королевства в некоторых архитектурах руин. Однако архитектурное звено не имеет никакого отношения к утверждению, потому что стиль Старого Королевства (возраст великих строителей пирамид) часто подражался более поздними эпохами, чтобы вызвать величие прошлого. Если бы там были построены правители Старого Королевства, их памятники были удалены более поздними царями, и это то, что некоторые ученые утверждают в списке королей Тутмоса III.

Wahankh Intef II был одним из финских правителей, которые вели войну против неэффективного центрального правительства в Гераклеополисе и проложили путь для Mentuhotep II (ок. 2061-2010 гг. До н. Э.), Чтобы свергнуть королей северного и воссоединиться с Египтом под финским правлением. Когда Mentuhotep II пришел к власти, он построил свой моргерский комплекс прямо через реку от Карнака в Дейр-эль-Бахри, и это показало некоторым ученым, что в это время там существовал значительный храм Амуна; а не только памятник Wahankh Intef II. Mentuhotep II, возможно, построил храм на месте, чтобы поклониться Амуну за то, что он помог ему добиться победы, а затем построил свой комплекс напротив него, но это утверждение является умозрительным, и никакие данные не свидетельствуют об этом. Скорее всего, он выбрал место своего монгольского комплекса из-за его близости к святому месту через реку; в то время на месте не было бы храма, чтобы мотивировать его.

Первым известным строителем в Карнаке является царь Сенушрет I (1971-1926 гг. До н. Э.) Средневековья, который построил храм Амуну с двором, который, возможно, был предназначен для того, чтобы чтить и зеркально отобразить морговный комплекс Ментухотепа II через реку, Тогда Сенушрет I был бы оригинальным архитектором Карнака в ответ на могилу великого героя Ментухотепа II. Однако любые претензии по этим линиям остаются спекулятивными, и все, что ясно известно, состоит в том, что этот район считался священным до того, как там был построен какой-либо храм.

Правители ближнего царства, которые следовали за Сенусреттом, все добавили свои прикосновения к храму и расширились на месте, но правители Нового Королевства превратили скромные храмовые территории и здания в колоссальный комплекс огромных возможностей и деталей. Ничего похожего на Карнака не предпринимали, так как 4-й царь династии Хуфу (около 2589-2566 гг. До н. Э.) Построил свою Великую пирамиду в Гизе.

НОВОЕ РАЗВИТИЕ КОРОЛЕВСТВА
Фараоны Нового Королевства обращали внимание на Храм Амона. Seti I (1290-1279 гг. До н. Э.) И, особенно, его преемник Рамсес II (Великий, 1279-1213 гг. До н. Э.), Добавил украшения и колонны в Гипостильный зал, который ранее был построен в Новом Королевстве. Это было сделано, чтобы почтить бога и обеспечить место фараона в вечном воспоминании людей. Ученый Коринна Росси, ссылаясь на работу египтолога Элизабет Блит, пишет:

Важность Карнака заключалась в том, что он был контактным пунктом между Амуном, верховным правителем вселенной, и фараоном, верховным правителем на Земле, который представлял всех египетских людей. Таким образом, особенно из Нового Королевства и далее, каждый король, который желал, чтобы его помнили навсегда, фактически вынуждал внести вклад в великолепие этого самого важного храма (41).

Все фараоны Нового Королевства, до и после Сети I и Рамсеса II, способствовали Карнаку. Фактический труд на этом участке осуществлялся принудительным трудом заключенных из Великой тюрьмы в Фивах, лиц, выполняющих общественные работы, или платных рабочих, каменщиков и художников. Новое Королевство началось с царствования Ахмоса I (ок. 1570 - 1544 гг. До н. Э.), Объединившего Египет после изгнания иностранных правителей, известных как гиксосы. Ахмос I, финский принц, поблагодарил бога Амона за его победу, внося вклад в храм в Карнаке. Аменхотеп III (1386 - 1353 гг. До н. Э.), Который был одним из самых пышных царствований в египетской истории и чьи многие строительные проекты гарантировали, что его запомнят, по-прежнему должны были внести вклад в Храм Амона в Фивах. Его преемник, Эхнатон (1353-1336 гг. До н. Э.), Запретил поклонение Амуну и другим богам Египта, закрыл все храмы и возвысил свой личный бог Атен до уровня одного высшего божества вселенной. Несмотря на это, он по-прежнему вносил свой вклад в Карнак, хотя его вклад был храмом для Атона, а не Амона, который был разрушен более поздним фараоном Хоремхебом (1320-1295 гг. До н. Э.), Когда он восстановил богов Египта и попытался стереть память о царстве Эхнатона из истории. Результатом этих дополнений, ремонтных работ и разработок по всему Новому Королевству стал постоянно растущий комплекс огромных размеров и масштабов. Историк Маргарет Бунсон пишет:

Карнак остается самым замечательным религиозным комплексом, когда-либо построенным на земле. Его 250 акров храмов и часовни, обелисков, колонн и статуй, построенных более 2000 лет, включают в себя лучшие аспекты египетского искусства и архитектуры в великий исторический памятник камня. Он был спроектирован в трех секциях. Первая из них простирается с северо-запада на юго-запад, вторая - под прямым углом к ​​первоначальной святыне. Третий раздел был добавлен более поздними королями. План Храма Амона, очевидный даже в его разрушенном состоянии, содержал ряд хорошо скоординированных структур и архитектурных инноваций, предназначенных для максимального увеличения прочности камня и монументальных аспектов комплекса. Карнак, как и все другие крупные храмы Египта, был украшен рампой и каналом, ведущим к Нилу, и этот храм также похвастался рядами сфинксов с оврагом у входа. В свое время сфинксы присоединились к Карнаку и другому храму бога в Луксоре, на юге (133).

Этот огромный комплекс, посвященный Амуну и ряду почетных богов и богинь, имел в своем центре внутреннее святилище дома бога, которое прекрасно сочеталось с закатом в летнее солнцестояние. Весь Карнак, по сути, согласуется с небесными событиями, которые были бы истолкованы священниками там, чтобы понять волю бога и его желания для человечества.

СТРУКТУРА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ САЙТА
Карнак состоит из серии пилонов (монументальные ворота, которые сужаются к вершине к карнизам), ведущие во внутренние дворы, залы и храмы. Первый пилон открывается на широкий двор, который приглашает посетителя дальше. Второй пилон открывается в Гипостильный двор, который измеряет 337 футов (103 метра) на 170 футов (52 метра). Зал поддержан 134 колоннами 72 фута (22 метра) высотой и 11 футами (3,5 метра) вокруг в диаметре.

Богом, которому первоначально была посвящена земля, мог быть Монту, бог войны на Фивах, и там был участок, посвященный ему даже после возвышения культа Амона. Однако, когда храм вырос, он разделился на три раздела, которые упоминает Бунсон выше и посвященный Амуну, его супруге Муту, который символизирует живительные лучи солнца, и их сын Хонсу, бог луны. Эти три бога стали известны как Фиванская Триада и были бы самыми популярными богами, пока культ Осириса с его триадой Осириса, Изиды и Гора не обогнал его (в конечном итоге превратившись в культ Исиды, самый популярный в египетской истории).

Храмовый комплекс вырос от первоначального храма до Амуна Среднего Царства до почетного места для многих богов, в том числе Осириса, Птаха, Хоруса, Хатора, Исиды и любого другого божества записки, которому фараоны Нового Королевства считали, что они обязаны задолженностью благодарность. Священники богов управляли сайтом, собирали десятины и подарки, раздавали еду и совет и интерпретировали волю богов для людей. В Карнаке к концу Нового Царства было более 80 000 священников, а первосвященники были более богаты, чем фараоны.

Культ Амона вызвал проблемы для монархов Нового Королевства начиная с царствования Аменхотепа III, вероятно, раньше. Однако, несмотря на половинчатые попытки Аменхотепа III и драматическое реформирование Эхнатона, ни один правитель никогда не пытался сделать что-либо, чтобы значительно обуздать власть священника, и, как отмечалось, каждый царь внес вклад в храм Амона и богатство фиванских священников без паузы.

Даже во время разобщенности Третьего промежуточного периода (около 1069-552 гг. До н. Э.) Карнак все еще командовал уважением, а правители Египта продолжали добавлять к нему то, что могли. К концу третьего промежуточного периода Египет был захвачен сначала ассирийцами в 671 г. до н. Э. Под Эсархаддоном, а затем в 666 г. до н.э. Ашурбанипалом и Фивами был разрушен, но не Храм Амона в Карнаке. Эта же парадигма повторилась в 525 году до н.э., когда персы вторглись в страну. Ассирийцы, на самом деле, были настолько впечатлены Фивами и его великим храмом, они приказали египтянам восстановить город после того, как они его уничтожили.

Персы были изгнаны из Египта фараоном Амиртаем (404 - 398 гг. До н. Э.), И египетское господство возобновилось; как и строительство в Карнаке. Фараон Нектанебо I (380 - 362 г. до н. Э.) Добавил в храм обелиск и пилон (незавершенный) и построил стену вокруг участка, возможно, чтобы защитить ее от любых будущих вторжений. Nectanebo Я был одним из великих памятников древнего Египта, который также отвечал за Храм Исиды в Филе. Он был одним из последних коренных египетских королей страны. Когда персы вернулись в 343 г. до н.э., Египет потерял свою автономию.

ПЛОТЕЛЕЙ И ВХОД РИМА
В 331 году до н.э. Александр Великий взял Египет из Персов, и после его смерти его генерал Птолемей объявил страну своей долей в империи Александра. Птолемей I (323 - 283 гг. До н. Э.) Пытался объединить египетскую и греческую культуру, чтобы создать гармоничное многонациональное государство, но сосредоточил большую часть своего внимания на Александрии. Его более поздний преемник Птолемей IV (221-204 гг. До н. Э.), Однако, обратил внимание на Карнак и построил там гипогеум, подземную погребальную камеру, посвященную богу Осирису. Династия Птолемеев начала распускаться под его правлением, и никакие другие правители этого периода не делали дополнений к Карнакскому месту. Династия закончилась смертью Клеопатры VII (69 - 30 г. до н. Э.), После которой Египет был взят Римом.

Римляне также сосредоточили свое внимание на Александрии и проигнорировали Фивы и его храм. Они уволили Фивы в 1 веке н.э. во время или после битвы с нубийцами на юге и оставили город в руинах. После этой даты все меньше и меньше людей посещали город или храм.

В IV веке н.э. христианство было принято Римской империей при Константине Великом (306 - 337 гг. Н.э.), и новая вера, уже не гонимая, стала приобретать больше власти и более широкое признание. Император Констанций II (337 - 361 г. н.э.) закрыл все языческие храмы в империи, которые, конечно же, включали Карнак, но к этому времени Фивы были городом-призраком, в котором проживало несколько человек, живущих в руинах. Коптские христиане области использовали храм Амона как церковь в 4 веке н.э., но затем отказались от него. Город и храмовый комплекс затем были разрушены.

В VII веке н.э. арабы вторглись в Египет и первыми назвали великую структуру «Карнак», потому что считали, что это укрепленная деревня («эль-Ка-ранак»). Это было имя, которое местные жители дали ранним европейским исследователям 17 века н.э., и название, которое было известно с тех пор. Сегодня Карнак - большой музей под открытым небом, в котором тысячи посетителей со всего мира. Это одна из самых популярных туристических достопримечательностей в Египте и среди самых впечатляющих руин в мире. Как и в древних местах, таких как Баальбек, Стоунхендж, Великая пирамида, Немрут-Даг, Ангкор-Ват и другие, Карнак продолжает очаровывать посетителей по своим размерам, масштабам и возможностям того, как храм был построен за время без кранов, без грузовиков, без какой-либо современной технологии, которую так считают в современном мире. История Египта из Среднего Царства до 4-го века н.э. рассказывается на стенах и колоннах Карнака, и, когда люди сегодня посещают этот участок и видят надписи, они выполняют надежду монархов древнего Египта, что они будут жить вечно через их великие дела, записанные через их вклад в Храм Амона в Фивах.

Храмовые комплексы Карнака и Луксора - это главные достопримечательности Луксора - "Города живых". Луксор расположился на правом берегу Нила, на месте города Фивы, бывшей столицы древнего Египта.
Расстояние от Хургады до Луксора составляет около 290 км., от Каира, порядка 670 км.
Современный "Город живых " - город Луксор, это жилой район с гостиницами, магазинами, ресторанами и многочисленными древнейшими памятниками, в котором и Луксорский храм, занимают важное место и пользуются особым вниманием среди туристов, отдыхающих на курортах Египта.
, соединены между собой трех километровой аллеей сфинксов с телом льва и бараньями головами. Аллея сфинксов, это то, что осталось от коридора "Света", соединявшего некогда, храмовые комплексы в единый архитектурный ансамбль.

Карнакский храм в Луксоре или храмовый комплекс в Карнаке

Карнакский храм - это храмовый комплекс размером 1,5 км. на 700 метров, состоящего из 33 храмов и залов, который дополнялся и изменялся в течении двух тысячелетий. Каждый фараон старался внести в храм свою лепту и увековечить свое имя, и свои заслуги.
Храм в Карнаке - храмовый комплекс, состоит из трех частей:

- Цениральная часть посвящена богу Амону, ее занимает храм Амона Ра. Это самый большой и интересный храм, который начали строить в период правления Аменхотепа III. 134 шестнадцатиметровые колонны с многочисленными барельефами, подпиравшими некогда свод, расположились в 16 рядов и образовали священный коридор. На вершине каждой колонны могли разместиться около 50-ти человек, а каждый барельеф содержит цветные, позолоченые изображения, описывающие восхождение фараона к Богам.
- Южнее расположился храм Мут, царице Мут и жене Амону-Ра.
- Севернее находятся руины храма Монту.

Значимые изменения в строительстве, Карнакский храм получил во времена царствования Аменхотепа III, Рамсеса I, Рамсеса II, Рамсеса III, царицы Хатшепсут, Тутмоса I, Тутмоса III, ливийских царей ХХII династии и Птолемея.

При правлении царицы Хатшепсут были установлены два гигантских, тридцатиметровых обелиска в ее честь и восемь пилонов в храме Амона.

При Тутмосе III, Карнакский храм был застроен стенами, а на барельефах были сделаны изображения с победами египетского народа.

Южнее Карнакского храма находится Священное озеро - пруд омовения, возле которого установлена колонна, ее венчает масштабный жук-скоробей. Для древних египтян, жук-скоробей был священным символом благоденствия.

Храмы в Карнаке и Луксоре занимают второе место по посещаемости и популярности среди туристов отдыхающих на курортах Египта. Экскурсия в Луксор перенесет Вас в далекое прошлое, которое и сегодня еще скрыто в настенных письменах и рисунках, она оставит Вам много ярких и незабываемых впечатлений.

Раньше только верблюды могли пересечь египетскую пустыню и добраться от берега Красного моря в Фивы. Теперь же от в Луксор можно доехать часов за пять, а верблюды - всего лишь животные помогающие заработать пару фунтов местным бедуинам.

Дети и ослик - тоже средство заработка. Нет-нет, их не продают, просто за фотографирование их или с ними просят отдать звонкую монету.

Этих верблюдов и детей мы встретили на стоянке и какого-то придорожного кафе, по дороге в Люксор.

И продолжили путь по пустыни, наблюдая унылый египетский пейзаж, изредка встречающиеся машины дальнобойщиков...

Да ленту железной дороги, тянущейся вдоль шоссе.

Лишь по подъезду к городу Кена, находящемуся уже недалеко от Реки Нил. Дальше дорога ведёт вдоль ирригационного канала (а может это рукав Нила?) и местность становится гораздо зеленее.

В Египте лишь 4% земли пригодно для земледелия - это земля вокруг реки Нил.

И потому практически вся земля, пригодная для ведения хозяйственной деятельности либо застроена либо распахана.

Лишь на самом берегу канала растут деревья

Встречаются строения - довольно жутковатого вида.

Но есть и весьма симпатичные мечети

А вообще - там где вода там кипит жизнь.

Вот так мы смотрели смотрели в окно...

И вдруг оказались у территории Карнакского храма.

Огромная площадь, на которой растут пальмы

И возвышающееся вдали строение возрастом в несколько тысяч лет.

Строиться этот храмовый комплекс начал примерно в XX веке до нашей эры. И каждый фараон после этого так или иначе достраивал часть храма.

Так Карнакский храмовый комплекс стал самым большим по площади храмовым комплексом древности.

И как видно по этим фотографиям сейчас Карнакский храм является одной из наиболее посещаемых достопримечательностей Египта.

У входа в храм - аллея сфинксов-баранов. Баран - одно из воплощений бога Амона, которому и посвящён Карнакский храмовый комплекс.

Пройдя по аллее сфинксов и минуя мощый пилон - попадаем на территорию храма.

Ширина этого входного недостроенного пилона - 130 метров.

У Пилона видна также вспомогательная конструкция из илового кирпича, по которой большие известняковые блоки поднимались наверх.

По правую руку от входа - ещё один ряд сфинксов - баранов

И под каждым - маленькая статуя фараона, мол фараон - под охраной бога Амона.

Ряд баранов продолжается до храма Рамсеса III.

У входа в храм статуя самого Рамсеса

А на стене остатки барельефа - как с благословения бога фараон наказывает врагов Египта.

По левую сторону от входа - часовня Сети II. В ней три входа в три святилища - богам Амону, его жене Мут и сыну Хонсу.

Вот так выглядит то что осталось от одного из святилищ.

В центре - остатки от некогда существовавшей колоннады.

За колоннадой, у второго пилона - огромная статуя фараона.

У фараона сбита часть лица, но ему ещё повезло.

От некоторых статуй остались только ноги...

А некоторым повезло чуть больше - они сохранились почти целиком.

Следом идёт мощный колонный зал.

Ранее над колоннами была крыша, но после упадка храма и землятрясения 27 года до нашей эры - крыша обвалилась и теперь колонны подпирают лишь небо.

Центральные 12 колонн имеют высоту 23 метра. Остальные чуть пониже.

Колонны покрыты барельефами с историческими и мифическими историями о жизни и подвигах фараонов.

Не является ли эта традиция предтечей росписей православных храмов сюжетами из Писания?

Выйдя из колонного зала и выйдя в один из проходов - минуем следующие залы и попадаем к пилону у которого находится целая группа статуй фараонов.

А на заднем плане - главный Египетский секрет строительства храмов;0)

Вообще полуразвалившиеся стены представляют собой своеобразный лабиринт.

То вдруг в проходе откроется вид на обелиск

То вновь возникнут уже знакомые головы фараонов.

Вертикалями Карнакского храма являются два обелиска. Один из них установила царица Хатшепсут - женщина-фараон.

Глядишь на обелиски - и сооружение выглядит вполне сохранившимся

А переводишь взгляд чуть левее - и создаётся ощущение будто перед тобой сплошные развалины.

От ещё одного обелиска, установленного Хатшепсут осталось лишь навершие, лежащее на земле.

А рядом - большой жук-скарабей на постаменте.

Жук был воплощением возрождения. Считалось что именно он катит Солнце на восход. Да и сам постоянно перерождается, появляясь из шара, который сам же катит.

Жук стоит почти на самом берегу священного озера

А на берегу озера "Храм кока-колы" и его часовня - туалет...

А вокруг - живописные Карнакские развалины

Экскурсовод даёт минут сорок на самостоятельный осмотр Карнакского храма и возвращение в автобус. Этого времени хватает лишь на то чтобы побродить по лабиринту храмовых построек и постараться повнимательнее их рассмотреть.

У многих статуй сбиты лица. Частично это сделано ещё во времена фараонов. Частично уже после прихода мусульман в Египет.

А это - уцелевшая часть верхнего перекрытия, расписанная звёздами.

На выходе из Карнакского храма видны более поздние святилища - исламские.

За сорок минут, оставленные экскурсоводом осмотреть всё не получилось, и уже чуть ли не бегом пришлось добираться в автобус. Тут невольно позавидуешь мирно отдыхающим под деревом местным жителям.

Фото: Мочалов Артём И Наталья Нагорская. 2010 г.

В древнем городе Фивы, более чем на 80 гектаров растянулся Карнакский храм. Его часто называют храмом, не понимая, что этот термин означает что-либо в единственном числе. Карнакский же храм в действительности является комплексом монументальных религиозных сооружений, расположенных вблизи реки Нил на территории современного города Луксор, построенного на месте древних Фив.

Мифы и факты

Легенда гласит, что храм Амона в Карнаке был домом священной статуи главнейшего божества. В августе, во время разлива Нила, начиналась пышная праздничная церемония: статую Амона выносили из храма и несли аллеей сфинксов в для обновления Бога-царя, вместе с обновлением земли после долгой засухи. Там фараон молился богам, прося благословения на новый год. Затем он выходил к народу, все становились лицом к Нилу и пели хвалу реке. Ликующие египтяне в лодках размахивали пальмовыми ветвями и горящими факелами. Затем статую Амона в золотой барке доставляли по священному озеру обратно в Карнакские внутренние палаты, пряча от непосвященных глаз.

В отличие от многих , Карнакский не был построен одним фараоном или даже в течение правления одной династии. Строительство началось в XVI веке до н.э. и продолжалось более 1300 лет. Около 30 фараонов внесли свой вклад в создание комплекса, добавив , пилоны, часовни и обелиски посвященные богам Фив.

Карнакский храм уникален не только среди египетских храмов. Это самое крупное древнее религиозное сооружение в мире, которое также считается крупнейшим музеем под открытым небом. Никогда еще священные храмы не достигали таких размеров, а убранство не отличалось такой пышностью. Только гипостильный зал Карнака размером 103 на 52 метра содержал 144 колонны высотой до 20 метров, которые не смогли бы обхватить пять человек! Громадный пилон у входа превосходил своим размахом все предыдущие: 156 метров в длину и 40 метров в высоту!

Что посмотреть

За аллеей сфинксов и первым пилоном находится храм Фиванской триады: Амона – бога солнца, его супруги Мут и их сына Хонсу – бога луны. У входа в гипостильный зал стоит колосс Рамзеса II, в ногах которого изображена одна из его дочерей. Барельефы зала повествуют о жизни и подвигах фараона.

В глубине Карнакского комплекса возвышается огромный 39-метровый обелиск из красного гранита. Второй обелиск не выдержал испытания временем и его обломки разбросаны вокруг.

Слева от южного двора находится священное озеро, в водах которого омывались жрецы перед совершением ритуалов. На берегу стоит огромный гранитный жук-скарабей, установленный Аменхотепом III. Египтяне верят, что если обойти вокруг этой статуи семь раз и дотронуться рукой, то загаданное желание обязательно сбудется.

В Карнакском храме каждый вечер проводится световое и звуковое шоу, в котором показана история Фив как религиозного центра Египта. Шоу проходит на нескольких языках. Проверьте расписание, когда будет представление на русском языке. Большая часть строений находится под открытым небом, в том числе музей, так что будьте готовы к открытому солнцу, пользуйтесь солнцезащитными кремами и не забудьте взять воду.

На противоположном берегу Нила находится - второй по величине храмовый комплекс Египта. Недалеко расположены и . А если останутся силы, рекомендую посетить - ворота в загробный мир, охраняющие самые загадочные тайны фараонов.

Карнакский храм (Karnak) открыт с 6.00 до 18.00 в летнее время и с 6.30 до 17.30 зимой.
Стоимость: 80 LE (около 8.3 €), студенты - 40 LE.
Как добраться: находится в 2 км от Луксора, откуда можно добраться на такси. В Луксор можно добраться на автобусе из Хургады, Макади-Бэй, Сафаги, Эль-Гуны, Эль-Кусейра (4-5 час.) Из Каира есть много речных круизов по Нилу с остановкой в Карнаке.