Становление личности. Фазы становления личности

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Идет ли речь о переходе ребенка из детского сада в школу, подростка в новую компанию, абитуриента - в трудовой коллектив, призывника - в армейское подразделение или же говорится о личностном развитии в глобальных масштабах - в его долговременности и целостности - от младенчества до гражданской зрелости, этот процесс нельзя мыслить иначе как вхождение в общественно-историческое бытие, представленное в жизни человека его участием в деятельности различных групп, в которых он осваивается и которые он активно осваивает.

Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности. Могут быть выделены три фазы развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция.

1. Первая фаза становления личности (адаптация) предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности . Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и др.) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. У него возникает объективная необходимость «быть таким, как все», максимально адаптироваться в общности. Это достигается (одними более, другими менее успешно) за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий при возможной иллюзии растворения в «общей массе. Объективно он уже на этом этапе может при известных обстоятельствах выступить как личность для других, хотя в должной мере и не осознавая этот существенный для него факт. При этом в групповой деятельности могут складываться благоприятные условия для возникновения таких черт личности, которых до этого не было у данного индивида, но которые имеются или уже складываются у других членов группы и которые соответствуют уровню группового развития и поддерживают этот уровень.

2. Вторая фаза (индивидуализации) порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, - и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации. Так, например, подросток, попавший в новую для него компанию старших ребят, первоначально стремящийся ничем не выделяться, старательно усваивающий принятые в ней нормы общения, лексику, стиль одежды, общепринятые интересы и вкусы, справившись, наконец, с трудностями адаптационного периода, начинает смутно, а иногда и остро осознавать, что, придерживаясь этой тактики, он как личность утрачивает себя. В максимальной степени реализуя в связи с этим потребность быть идеально представленным в своих приятелях, подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельностной трансляции своей индивидуальности (к примеру, начитанность, спортивные успехи, «бывалость» в отношениях между полами, смелость, граничащую с бравадой, особую манеру в танцах и т.д.), интенсифицирует поиск в этой референтной для него группе лиц, которые могут обеспечить оптимальную его персонализацию.



3. Третья фаза (интеграция) детерминируется противоречиями между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности и т.д., с другой.

Став членами производственной бригады, вчерашние школьники, пройдя адаптацию, на второй фазе становления своей личности стремятся найти пути обозначения своей индивидуальности, своих особенностей, к которым окружающий внимательно присматривается. В результате эти выявившиеся положительные отличия (смекалка, трудолюбие, юмор, самоотверженность и т.п.) принимаются и поддерживаются - происходит интеграция личности в общности. Интеграция наблюдается и тогда, когда не столько индивид приводит в соответствие свою потребность в персонализации с потребностями общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями индивида, который занимает в этом случае позицию лидера. Впрочем, взаимная трансформация личности и группы всегда так или иначе происходит.

Если противоречие между индивидом и группой оказывается неустраненным, возникает дезинтеграция , ее следствием оказывается либо вытеснение личности из данной общности, либо ее фактическая изоляция в ней, что ведет к закреплению характеристик эгоцентрической индивидуализации, либо ее возврат на еще более раннюю фазу развития. Нередко последнее сопровождается принятием соответствующих воспитательных мер, обеспечивающих эффективную адаптацию молодого человека, которая, очевидно, не была ранее успешно осуществлена и завершена.

В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складываются новообразования личности - черты, которых не было не только у него, но и, быть может, нет и у других членов группы, но которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы.

Каждая из перечисленных фаз выступает как момент становления личности в ее важнейших проявлениях и качествах - здесь протекают микроциклы ее развития.

Если человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода в устойчиво значимой для него социальной среде и вступить во вторую фазу развития, у него скорее, всего будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, появится робость, неуверенность в себе и в своих возможностях . Он в продолжение всего пребывания в данной общности как бы «пробуксовывает» на первой фазе становления и утверждения себя как личности, и это приводит к серьезной личностной деформации.

Если, находясь уже в фазе индивидуализации и пытаясь обеспечить свою представленность в членах значимой для него общности, он предъявляет им свои индивидуальные отличия, которые те не приемлют и отвергают, как не соответствующие потребностям общности, то это способствует развитию у него таких личностных новообразований, какнегативизм, агрессивность, подозрительность, неадекватная завышенность самооценки . Если он успешно проходит фазу интеграции в высокоразвитой просоциальной общности, у него формируются положительные качества личности.

Значительные изменения, подчиненные той же последовательности фаз развития личности, происходят всякий раз, когда существенно преобразуется социальная ситуация, в которую включен индивид. Руководитель, в силу тех или иных обстоятельств лишившийся своей главенствующей роли, вынужден иной раз в той же общности пройти вновь фазу адаптации, найти в себе силы и средства для активной индивидуализации и быть интегрированным в общности за счет того позитивного вклада, который способствует ее развитию и его собственному развитию как личности.

Итак, источником развития и утверждения личности выступает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Успешное преодоление этого противоречия обеспечивает интеграцию личности в группе, шире - в системе общественных отношений.

Лидерство в малых группах.

Лидерство - одно из проявлений власти. Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных и нефор­мальных организациях самых разных уровней и масштаба.

Понятие лидерства и различные его концепции возникли впервые в западной социальной психологии на базе эмпирических исследова­ний малых групп. Многие исследователи изучали лидерство как соци­ально-психологический феномен с разных точек зрения, выделяя тот или иной его аспект.

Лидерство - это естественный социально-психологический про­цесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета индивида на поведение членов группы.

Лидер - это элемент упорядочения системы, личность, способная объединять людей ради достижения какой-либо цели. Это личность, за которой другие готовы признать и признают качества превосходства, т.е. качества, которые внушают веру в него и побуждают людей признать его влияние на себя.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

Основные типы лидерства

Поведение лидера в группах, как правило, обусловлено его психологическим типом.

1. Суверен - иначе, «патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца. Способен подавить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают в лидеры на основе любви и почитают.

2. Вожак - в нем последователи видят выражение своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака - носитель таких стандартов. Ему стараются подражать члены группы.

3. Тиран - становится лидером, потому что внушает последователям чувство повиновения и безотчетного страха. Лидер-тиран - это доминирующая, авторитарная личность, обычно его боятся и подчиняются ему.

4. Организатор - объединяет последователей, выступает как сила для поддержания Я-концепции и удовлетворения потребности каждого. Умеет снимать чувство вины и тревоги. Его уважают.

5. Соблазнитель - становится лидером, играя на слабостях других. Выступает в роли «магической силы», давая выход подавленным эмоциям других людей. Предотвращает конфликты, снимает напряжение. Его обожают и часто не замечают всех его недостатков.

6. Герой - лидер, жертвующий собой ради других. Чисто 1 выразительно проявляется в ситуациях группового протеста. Его храбрость объединяет людей. На него ориентируются, видят в нем стандарт справедливости. А он умеет увлечь за собой других.

7. Дурной пример - выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, заряжает других эмоционально.

8. Кумир - влечет, притягивает, заряжает последователей положительной энергией. Его любят, боготворят, идеализируют.

9. Изгой и

10. Козел отпущения - это, по существу, антилидеры. Они служат объектом агрессивных тенденций, благодаря чему развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, и стоит ему исчезнуть, как группа распадается, так как пропал обще групповой стимул.

Общий психологический тип лидера складывается из компонен­тов. К ним относятся:

Эмоциональность (эмоциональный лидер);

Деловитость (деловой лидер);

Информированность (информационный лидер).

-Эмоциональный лидер. Сердце группы. Это индивид, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием, «поплакаться е жилетку».

Деловой лидер. Руки группы. Способен организовать дело, наладить необходимые взаимосвязи, обеспечить успех дела.

Информационный лидер. Мозг группы. К нему все обращаются с вопросами. Он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Поведение лидера в группах характеризуется определенными
стилями, некоторые из них считаются классическими.

Стили руководства.

Для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений ("минимум демократии"), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания ("максимум контроля"), отсутствие интереса к работнику как к личности . Голос руководится - решающий, эмоции не принимаются в расчет. Лидер такого типа, обладая достаточной властью, навязывает свою волю исполнителям , единолично принимает и отменяет решения, не дает возможности проявить инициативу подчиненным , категоричен, часто резок с людьми. Всегда приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Все новое воспринимается таким руководителем с осторожностью, или вообще не воспринимается, в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Таким образом, вся власть сосредоточивается в руках такого руководителя, получившего название автократа. Даже размещение сотрудников в процессе проведения совещания ориентировано на постоянный контроль их деятельности. Это создает напряженную обстановку, подчиненные в этом случае сознательно или интуитивно стремятся избегать тесного контакта с таким руководителем.

За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств:

1) высокая вероятность ошибочных решений;

2) подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;

3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;

4) неблагоприятный психологический климат обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.

Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.). Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют.

Как правило, руководитель становится автократом тогда, когда он по своим деловым качествам стоит ниже подчиненных, которыми руководит, или если его подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру. Такой стиль руководства не стимулирует инициативу подчиненных, что делает невозможным повышение эффективности работы организации. Этот руководитель навязывает неукоснительное соблюдение большого количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника.

Контрольная работа

на тему «Личность и общество»

Вариант I

А1. Человек как один из людей: А2. Фаза становления личности, когда человек становится частью общества: А3. Верны ли следующие суждения о социализации:А) к агентам первичной социализации относят формальное окружение человека;Б) процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни. А4. К числу наиболее древних социальных норм относятся:
    Указ Право Закон Обычай
А5. Проявление преемственности в развитии общества служит примером:
    Резкого скачка в развитии общества Эволюции Революции Глобальной проблемы развития общества
А6. Верны ли следующие суждения о глобализации:А) глобализация проявляется во всех сферах жизни общества;Б) глобализация приводит к изоляции государств Европы от остального мира.
    Верно только А Верно только Б Верны оба суждения Оба суждения неверны
А7. Индустриальное общество характеризует:
    Развитие крупного машиностроения Накопление знаний Преобладание сферы услуг над производством товаров Натуральное хозяйство
А8. Верны ли следующие суждения об обществе:А) общество – часть мира, отличающаяся от природы;Б) общество имеет сложную структуру.
    Верно только А Верно только Б Верны оба суждения Оба суждения неверны

А9. Верны ли суждения об информационной революции:А) информационная революция в XX в. завершилась;Б) примером информационной революции можно считать увеличение числа пользователей Интернетом.

    Верно только А Верно только Б Верны оба суждения Оба суждения неверны
А10. Верны ли суждения об экологических проблемах:А) экологические проблемы всегда связаны с политическими реформами;Б) развитие техники и технологии не может влиять на политическую ситуацию в стране.
    Верно только А Верно только Б Верны оба суждения Оба суждения неверны
В1. Все термины, за исключением одного связаны с понятием «экономическая сфера». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
    Производство Торговля Религия Обмен Потребление
В2. Какие из приведённых примеров соответствуют постиндустриальному обществу?
    Преобладание сельскохозяйственного производства Преобладание сферы услуг над производством товаров Высокая роль творческого потенциала людей Рост численности городского населения Промышленный переворот Главный фактор производства – информационные технологии
В3.

Термины


С1. Что такое индивидуальность? Составьте два предложения, содержащие информацию об индивидуальности.
С2. Назовите основные сферы жизни общества. Перечислите элементы одной из сфер.
С3. Раскрой смысл высказывания римского философа Сенеки «Общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого».

Контрольная работа

на тему «Личность и общество»

Вариант II

А1. Характеристика человека в обществе:
    Индивид Индивидуальность Гражданин Личность
А2. Фаза становления личности, во время которой человек усваивает образцы поведения группы:
    Адаптация Индивидуализация Интеграция Дезинтеграция
А3. Верны ли следующие суждения о мировоззрении:А) разнообразие мировоззрений обогащает общество;Б) мировоззрение – это одновременно продукт и выражение духовной личности.
    Верно только А Верно только Б Верны оба суждения Оба суждения неверны
А4. Что из перечисленного характеризует традиционное общество?
    Взгляды философов Накопленные обществом знания Составленные государством законы Проживание основной массы в деревне
А5. Традиция праздновать Новый год как социальная норма имеет форму:
    Дозволения Предписания Запрета Закона
А6. Верны ли следующие суждения о реформе:А) реформа – это попытка законсервировать сложившийся в обществе порядок вещей;Б) чаще всего реформы проводят верхи общества.
    Верно только А Верно только Б Верны оба суждения Оба суждения неверны
А7. В политическую сферу общества входит:
    Производство Религия Нация Власть
А8. Верны ли следующие суждения о социализации:А) семья составляет формальное окружение человека;Б) к агентам социализации относят только самое ближнее окружение человека.
    Верно только А Верно только Б Верны оба суждения Оба суждения неверны
А9. Верны ли суждения об обществе:А) объединение людей в общество не зависит от чьего-то желания;Б) общество состоит из больших и малых групп.
    Верно только А Верно только Б Верны оба суждения Оба суждения неверны
А10. Верны ли суждения о глобальных проблемах:А) решение глобальных проблем требует объединения усилий всего человечества;Б) глобальной проблемой человечества является разница в уровне жизни между странами «богатого Севера» и «бедного Юга».
    Верно только А Верно только Б Верны оба суждения Оба суждения неверны
В1. Все термины, за исключением одного связаны с понятием «духовная сфера». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
    Искусство Архитектура Религия Нравственность Закон Наука
В2. Какие из перечисленных признаков характерны для традиционного общества?
    Господство общинных принципов Важная роль религии и армии Государственный контроль над технологическими изменениями Урбанизация Научно-техническая революция Натуральное хозяйство
В3. Установите соответствие между терминами и определениями.

Термины


С1. Перечислите отличия человека от животного.
С2. Какие типы общества выделяют учёные. Приведите три признака одного из них.
С3. Раскрой смысл арабской пословицы «Люди больше похожи на своё время, чем на своих отцов».

Ответы

Контрольная работа

на тему «Личность и общество» 8 класс


вариант

Верны ли следующие суждения?

А. Ограниченный в дееспособности гражданин имеет право совершать только мелкие бытовые сделки;

Б. Ограниченный в дееспособности гражданин имеет право совершать любые сделки, так как Конституция РФ признаёт равенство граждан перед законом.

Верно только А

Верно только Б

Верны оба суждения

Оба суждения неверны.

Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруднику автомобиль.Это пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника:

Распоряжаться

Пользоваться

Наследовать

Какая из видов собственности по Конституции РФ является основной в РФ?

Государственная

Кооперативная

В РФ все формы собственности равноправны

Что из перечисленного не может находиться в частной собственности физических лиц?

Железная дорога

Атомная электростанция

Самый распространенный тип собственности в странах с рыночной экономикой:

Частная;

Государственная;

Смешанная;

Кооперативная.

В основе имущественных отношений лежит право на

Свободную информацию

Собственность

Защиту переписки

Свободу совести

Государственная собственность - это:

Когда собственность на землю, природные и мате­риальные ресурсы, средства производства и денеж­ные, духовные ценности принадлежат государству;

Когда движимое и недвижимое имущество принад­лежит власти;

Форма закрепления за человеком прав пользования каким-либо имуществом.

Собственником является...

Фермер, собравший урожай с принадлежащего ему участка;

Арендатор, владеющий домом по договору аренды;

Гражданин, взявший напрокат телевизор;

Человек, арендующий жилье.

Владение собственностью в рыночной экономике может являться причиной

Освобождения владельца от некоторых налогов

Дефицита государственного бюджета

Сдерживания экономического роста

Неравенства в доходах населения

Выделение денежных средств из государственного бюджета на поддержку фундаментальных, исследований и содействие научно-техническому прогрессу характеризует экономическую деятельность госу­дарства в сфере

Потребления

Распределения

Производства

Какое из проявлений характеризует распределение как сферу эко­номики?

Заключение предпринимательской сделки

Посещение молодежной ярмарки вакансий

Увеличение государственных расходов на социальные программы

Изготовление оборудования для автомобильного салона

Бизнесмен решил подарить школе, в которой обучался, компьютерный класс. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника

Распоряжаться

Пользоваться

Наследовать

Гражданин продаёт свою квартиру своей дальней родственнице. Какая отрасль права регулирует отношения гражданина с его родственницей в этом случае?

Семейное право

Уголовное право

Административное право

Гражданское право

Какая из ситуаций характеризуется вступлением человека в имущественные отношения

Проезд в общественном виде транспорта

Аренда офиса для частного детективного агентства

Драка в ресторане

Вооружённое ограбление банка

Покупка саженцев у соседки по даче

Опоздание на урок в школе

На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Этапы развития

Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.

«По Д. Б. Эльконину»

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.

«По Э. Эриксону»

Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.

Новообразования могут быть как положительными, так и . Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.

Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

  • Первый год жизни человека – кризис доверия

В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.

  • От одного года до трех лет

Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.

  • Три – пять лет

Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

  • От пяти до одиннадцати лет

Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

  • От двенадцати до восемнадцати лет

Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.

  • От двадцати до сорока пяти лет

Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.

Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.

  • Средняя зрелость: сорок пять – шестьдесят лет

Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.

Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, и озлобленностью.

  • После шестидесяти лет наступает поздняя взрослость

Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:

  1. мудрость и душевная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
  2. трагичное отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, а прожить ее заново уже нельзя, боязнь смерти.

Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Теории формирования

О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.

Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

  • Наиболее целостной, совмещающей сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проживает восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.

В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.

  • Согласно основателю психоанализа З. Фреду, человек формируется, когда учится удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
  • В противовес психоанализу, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на способности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная человеческая потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, а высшие духовные и социальные потребности и ценности.

Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.

В качестве компонентов личности выступают следующие свойства:

  1. способности – индивидуальные свойства, определяющие успешность той или иной деятельности;
  2. темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
  3. характер – совокупность воспитываемых качеств, обуславливающих поведение по отношению к другим людям и самому себе;
  4. воля – способность достичь цели;
  5. эмоции – душевные волнения и переживания;
  6. мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
  7. установки – убеждения, взгляды, направленность.

Психология личности

Личностью не рождаются, личностью человек становится в процессе деятельности и общения или, если сказать иначе, в процессе социализации.

Ребенок, обладая природными предпосылками, вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевает достижениями человечества. Появляющиеся в ходе этого процесса способности и качества воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Психические способности личности не только предпосылка, но и результат ее поступков. При этом все, что человек думает, опосредовано его отношением к другим людям и потому насыщено общественным человеческим содержанием.

А.В. Петровский считает, что определяющим фактором развития личности является деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, складывающийся у человека с наиболее референтной группой (или лицом). Движущей силой развития личности служит противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Межличностные отношения в группах порождают противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Успешное преодоление этого противоречия обеспечивает интеграцию личности в группу, шире - в систему общественных отношений.

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграцию с ней. Это может быть переход ребенка из детского сада в школу, подростка в новую компанию, абитуриента - в студенческий коллектив, работника из одной фирмы в другую, или же личностное развитие в глобальном масштабе - от младенчества до гражданской зрелости.

Развитие личности определяется тем деятельно - опосредствованным типом взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной (значимой для него) группой. Иначе говоря, развитие группы выступает фактором развития личности. Кроме того, сама потребность быть личностью (т.е. быть в максимальной степени представленным значимыми для индивида качествами в жизнедеятельности других людей) и способность быть личностью (т.е. совокупность индивидуальных особенностей и средств, позволяющих совершать обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью), также определяют процесс развития личности.

Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности. Могут быть выделены три фазы развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция.

Первая фаза Становления личности - Адаптация: предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и другие) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены групп. У него возникает объективная необходимость «быть таким как все», чтобы максимально адаптироваться. Это достигается (одними более, другими менее успешно) за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий. Субъективно потому, что фактически индивид зачастую продолжает себя в других людях своими деяниями, изменениями мотивационно-смысловой сфере других людей, имеющих значение именно для них, а не только для него самого. Так, например, подросток, попавший в новую компанию старших ребят, первоначально стремящийся ничем не выделяться, старательно усваивающий принятые в ней нормы общения, лексику, стиль одежды, общепринятые интересы и вкусы, справившись наконец с трудностями адаптационного периода, начинает смутно, а иногда и остро осознавать, что, придерживаясь этой тактики, он как личность утрачивает себя. Объективно он уже на этом этапе может при известных обстоятельствах выступить как личность для других, хотя в должной мере и не осознавая этот существенный факт. При этом в групповой деятельности могут складываться благоприятные условия для возникновения таких черт личности, которых до этого не было у данного индивида, но которые имеются или уже складываются у других членов группы.

Вторая фаза - индивидуализация: порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, - и не удовлетворенной на первом этапе потребности в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации. Подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельной трансляции своей индивидуальности (к примеру, начитанности, спортивных успехов, «бывалости» в отношениях между полами, смелости, граничащей с бравадой, особой манеры в танцах и т.д.), интенсифицирует поиск в этой группе лиц, которые могут обеспечить его оптимальную персонализацию.

Третья фаза - интеграция: детерминируется противоречием между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значительными для него отличиями - с одной стороны, и с другой, потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности.

Став членами производственной бригады, вчерашние школьники, пройдя адаптацию на второй фазе становления своей личности, стремятся найти пути проявления своей индивидуальности, своих особенностей, к которым окружающие внимательно присматриваются. Если в результате эти выявившиеся отличия (в смекалке, трудолюбии, развитии чувства юмора, самоотверженности и т.п.) принимаются и поддерживаются, происходит интеграция личности в группу. Интеграция наблюдается и тогда, когда не столько индивид приводит свою потребность в персонализации в соответствие с потребностями общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями индивида, занимающего в этом случае позицию лидера. Впрочем, так или иначе всегда происходит взаимная трансформация личности и группы.

Если противоречие между индивидами и группой оказывается не устраненным, возникает дезинтеграция, ее следствием оказывается либо вытеснение личности из данной общности, либо ее фактическая изоляция в ней, что ведет к закреплению характеристик эгоцентрической индивидуализации, либо ее возврат на еще более раннюю фазу развития.

В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складывается новообразование личности - черты, которых не было не только у него, но и у других членов группы, но которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы.

Каждая из перечисленных фаз выступает как момент становления личности в ее важнейших проявлениях и качествах. Если человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода в значимой для него общности и вступить во вторую фазу развития, у него скорей всего будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, появятся робость, неуверенность в себе. Он в продолжение всего пребывания в данной общности как бы «пробуксовывает» на первой фазе становления и утверждения себя как личности, что приводит к серьезной деформации личности. Если уже в фазе индивидуализации он представляет группе свои индивидуальные отличия, которые та не приемлет и отвергает, как не соответствующие потребностям общности, то это способствует развитию у него таких личностных новообразований, как негативизм, агрессивность, подозрительность, неадекватная завышенная самооценка. Если он успешно проходит фазу интеграции в высокоразвитой просоциальной общности, у него формируются положительные качества личности.

Изменения, подчиненные той же последовательности фаз развития личности, происходят всякий раз, когда существенно преобразуется социальная ситуация, в которую включен индивид. Руководитель в силу тех или иных обстоятельств лишившийся своей главенствующей роли, вынужден иной раз в той же общности пройти вновь фазу адаптации, найти в себе силы и средства для активной индивидуальности и быть интегрированным в общность за счет того позитивного вклада, который способствует развитию как общности, так и его собственному развитию.

В связи с тем, что у человека в его жизни многократно меняется социальная ситуация и он входит не в одну относительно стабильную и референтную для него общность, адаптация или дезадаптация, индивидуализация или деиндивидуализация, интеграция или дезинтеграция воспроизводятся множество раз, соответствующие новообразования закрепляются, и у человека складывается достаточно устойчивая структура его индивидуальности.

Если представить социальную среду в ее глобальных характеристиках как относительно стабильную и помнить о том, что целью воспитания является развитие личности ребенка, то весь путь до осуществления этой цели можно интерпретировать как единый и целостный этап. В таком случае он, в соответствии с обоснованными выше положениями, предполагает три фазы развития личности, ее вхождение в социальное целое, т.е. уже упомянутые адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

Протяженные во времени, они выступают как макрофазы развития личности в пределах одной эры, обозначаемые как три эпохи: детство, отрочество, юность. Именно таким образом дитя в конце концов превращается в зрелую самостоятельную личность, дееспособную, готовую к воспроизводству и воспитанию нового человека, продолжению себя в своих детях. Третья макрофаза (эпоха), начинаясь в школе, выходит за ее хронологические пределы. Отрочество выступает как эпоха перелома, обострения противоречий, что и типично для стадии индивидуализации.

Эпохи подразделяются на периоды развития личности в конкретной среде, в характерных для каждого возрастного этапа типах групп, различающихся по уровню развития. Периоды, в свою очередь, делятся на фазы (здесь уже микрофазы) развития личности.

Эпоха детства (наиболее длительная макрофаза развития личности), охватывает три возрастных периода (предошкольный, дошкольный, младший школьный), эпоха отрочества и период подросткового возраста совпадают. Эпоха юности и период ранней юности, в свою очередь частично совпадают (ранняя юность ограничивается рамками пребывания в школе).

Для первой макрофазы (эпохи детства) характерно относительное преобладание адаптации над индивидуализацией, для второй (эпохи отрочества) - преобладание индивидуализации над адаптацией (это годы перелома, обострения противоречий), для третьей (эпохи юности) - доминирование интеграции над индивидуализацией.

Данная концепция развития личности позволяет объединить подходы социальной и возрастной психологии.

Педагогика и психология выделяют следующие возрастные этапы формирования личности: ранний детский (преддошкольный) возраст (0-3 года), детсадовский (4-6 лет), младший школьный (6-10 лет), средний школьный возраст (11-15 лет), старший школьный возраст (16-17 лет).

В раннем детском возрасте (0-3 года) развитие личности осуществляется преимущественно в семье, зависит от принятой в ней тактики воспитания. Фазы развития в раннем детском возрасте фиксируют следующие результаты: первая - адаптацию на уровне освоения простейших навыков, овладение языком как средством приобщения к социальной жизни при первоначальном неумении выделить все «Я» из окружающих явлений; вторая - индивидуализацию, противопоставление себя окружающим: «моя мама», «я мамина», «мои игрушки» и т.д., демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих; третья - интеграцию, позволяющую управлять своим поведением, считаться с окружающими, подчиняться требованиям взрослых, предъявлять им реалистические запросы и т.д.

В младшем школьном возрасте (6-11 лет) ситуация развития личности во многом напоминает предшествующую. Три фазы, ее образующие, дают школьнику возможность войти в совершенно новую для него группу одноклассников, которая имеет первоначально диффузный характер. Учитель, по сравнению с воспитательницей детского сада, оказывается еще более референтным для детей, поскольку он, используя отметки, регулирует взаимоотношения ребенка как с его сверстниками, так и со взрослыми, прежде всего с родителями, формирует их отношение к нему и его отношение к себе «как другому».

Третья фаза периода младшего школьного возраста означает не только интеграцию школьника в систему «ученики-ученики», но и прежде всего в систему «ученики-учитель», «ученики-родители».

Специфика подросткового периода (11-15 лет) состоит в том, что вступление в него не означает вхождение в новую группу (если не возникла референтная группа вне школы, что очень часто случается), а представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающийся группе, но уже в изменившихся условиях и обстоятельствах (появляются учителя-предметники вместо одной учительницы в младших классах, зачатки совместной трудовой деятельности в сельском хозяйстве, возможность проводить время на дискотеке и т.д.) и при наличии существенной перестройки организма в условиях бурно протекающего полового созревания. Процесс развития личности в различных группах - специфическая особенность юности, по своим современным параметрам выходящая за границы старшего школьного возраста, который может быть обозначен как период ранней юности. Адаптация, индивидуализация и интеграция личности обеспечивают становление зрелой личности и являются условием формирования групп, в которые они входят. Органическая интеграция личности в высокоразвитой группе, таким образом, означает, что характеристики коллектива выступают как характеристики личности (групповое как личностное, личностное как групповое).

Весь дошкольный и школьный возраст входит в «эру восхождения к социальной зрелости». Эта эра не завершается периодом ранней юности и получением школьником аттестата зрелости, а продолжается в новых группах, где и осуществляется органическое вхождение вчерашнего школьника в права экономически, юридически, политически и нравственно зрелого человека, полноправного члена общества.

личность психический группа этап