Слышит ли бог наши просьбы. Бог слышит молитвы и отвечает на них. Бог всегда нас слышит


Молодой человек из Америки задал мне такой вопрос:

«Действительно ли Бог вмешивается в нашу жизнь, когда мы молимся Ему о даровании нам силы и мира, например? Иногда мне кажется, что хотя я и молюсь об этом, но никогда не получаю желаемого, и к несчастью, я уже потерял надежду, я боюсь, что перестаю верить в силу молитвы».

Это очень важный вопрос, которые задают себе многие люди, даже воцерковленные. И он связан с культурой потребления. Мы переносим наш индивидуальный потребительский запрос на наши отношения с Богом, выставляя Ему список просьб в молитве. В чем же проблема такого подхода к молитве?

Во-первых, такая молитва в конечном итоге не принесет человеку ни счастья, ни удовлетворения от получения желаемого.

Во-вторых, наше представление о счастье и довольстве может не совпадать с представлениями Бога об этом. Потому что наше представление может быть эгоистичным и потребительским. Мы люди, и поэтому не всегда даже точно знаем, чего хотим, и не всегда можем охватить все детали желаемого нами в данный момент. Мы не можем предвидеть всех последствий от получения просимого. Только Бог видит и предвидит все, имея совершенное знание обо всех вещах. Он видит всю картинку целиком, в том числе Он знает что будет полезно именно мне.

Я могу стать причастным к видению Бога обо мне через молитву. Потому что Бог - Сущий. Он не какая-то конструкция в моем мозгу, которую я представляю или изучаю и строю в голове, чтобы потом уже помолиться. Нет. Бог - Сущий. Мы можем говорить с Ним и через эту связь меняться. Это первый дар молитвы - общаться с живым Богом и становиться причастным Ему. Я открываюсь Богу, а Он не закрывает Себя от меня. Он всегда готов дать мне Свои дары, будь то сила, мир смирение, благодарность, самореализация, стабильность и равновесие, которое я нахожу в Нем.

Таким образом, один из способов для нас стать открытыми Божией силе и Божиему миру - это молитва.

Бог не меняется от того молюсь я или нет. Но кто меняется через мою молитву? Я сам. Особенно если я молюсь так, как учит Бог. В молитве мы открываемся Богу, молитва - это не преодоление барьеров, которые Бог поставил перед нами, но мы открываемся, чтобы свершилась Его воля.

Перед тем как научить нас молиться, Иисус Христос говорит нам в Евангелии от Матфея (6:8): «а молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».

Есть два ответа на вопрос о том как молиться:

1. Начать молиться

2. Продолжать молиться

Так мы начинаем открываться Божьему миру и Божьей силе, и всем другим дарам Святого Духа, которые Он хочет даровать нам. Все барьеры в наших отношениях с Богом - на нашей стороне, а не на Его.

Поэтому не надо терять надежду, соскальзывая в самонадеянность или эгоизм в отношениях с Богом. Мы всегда можем вернуться к настоящей молитве, молиться так, как Он учил нас и открыться Богу. Действие молитвы не зависит от нашего представления о том как она действует. Она все равно действует, надо просто молиться.

Перевод Марии Строгановой

Вы говорите, что для верующего человека случайностей в жизни не бывает. А для неверующего они есть? И что тогда есть в жизни, если нет случая?

О. Георгий Кочетков. Да, это так: для верующего человека случайностей не бывает - ведь он находится под попечительством промысла Божьего, Божьего замысла, Божьего водительства. В жизни же неверующего человека случайности бывают, потому что он не находится под этим покровом благодати. Есть очень много сил, которые образуют судьбу человека; и для неверующего человека она может быть подвержена в том числе воздействию иногда счастливого, иногда несчастливого случая. Зло мира сего агрессивно, и оно может затронуть своей бессмысленностью любого человека.

Иногда и верующие люди говорят о своей жизни как о судьбе, но имея в виду другое - единственность, уникальность реально сложившегося пути, а это не то же, что понятие фатума в описании жизни неверующего человека.

Когда Христос пришёл к иудеям, то они Его отвергли, не узнали. А если бы Христос сейчас пришёл к нам - Его бы приняли наши священники, наша церковь?

О. Георгий. Это трудный вопрос. Попытки представить себе это в XIX и XX веке совершались не однажды, они описаны в литературе, начиная с Легенды о Великом Инквизиторе. Там прямо говорится, что Великий Инквизитор не только не принимает Христа, но его прямо отвергает, встаёт на сторону Антихриста. Есть и фильмы, где показывается, насколько удалилась реальная жизнь христиан, даже в так называемых христианских странах, от подлинного христианства. Для иллюстрации этого часто используют именно такой сюжет - Христос приходит, но Его никто не узнаёт и не признаёт, потому что люди забыли, что значит жить в духе Христовой любви и духе Христовой жизни. Номинальное христианство слишком сильно диссонирует с христианством апостольским, с верой и жизнью Самого Христа. Это действительно большая проблема. Но её нужно скорее понимать в плане духовно-нравственном. Всегда в церкви есть люди, которые знают Христа, а значит и узнают Его. И, к сожалению, всегда есть люди, которые и не знают Его, и не узнают. И то, и другое касается всех сторон церковной жизни, всех членов церкви, а не только церковной структуры и иерархии.

Как узнать, слышит ли Бог наши молитвы, доходят ли они до Него?

О. Георгий. Есть внутреннее свидетельство и внешнее свидетельство. Внутреннее свидетельство - это прежде всего свидетельство совести, сердца, ума, свидетельство жизни. Внешнее свидетельство - это свидетельство дел, происходящих событий, того, как складываются обстоятельства. Всё это очень значимо. Для нас важно быть уверенными в том, что Господь слышит наши молитвы - иначе зачем их приносить? Мы не путаем христианскую молитву с неким аутотренингом или психотерапевтическим воздействием на себя или на окружающих. Поэтому мы понимаем, что главное, конечно, не в том, чтобы просто получить в результате молитвы некоторое чувство духовного умиления, удовлетворения, даже духовной радости, или очищения, катарсиса. Для нас важно знать, что именно Господь воздаёт благодатью молящемуся, исправляет путь его жизни и создаёт такие обстоятельства, которые позволяют ему выявить своё христианское призвание, осуществить свою христианскую миссию в этом мире.

В Библии написано, что после убийства Авеля Каин взял себе жену. Где он её взял? Значит, кроме Адама и Евы были другие люди на земле?

О. Георгий Кочетков: Библия не является хроникой. И поэтому не надо относиться к её сообщениям как к сообщениям ЗАГСа. Как известно, и Адам жил долго, не одно могло поколение смениться за это время. И его дети жили долго. Поэтому по умолчанию предполагается, что настала новая эпоха, открывается новая страница: когда дети Адама и Евы продолжают род.

Зачем нужны крёстные, если крестится взрослый человек? Он ведь сам решил креститься.

О. Георгий: Крёстные первоначально были именно при взрослых людях. Они должны были свидетельствовать о том, что крещение принимается искренне, что приходящий ко крещению не будет предателем общины, предателем своих братьев и сестёр, своих духовных отцов. И такое поручительство было очень важным.

Кроме того, крёстный всегда - молитвенник за своего крестника. Это имеет значение как для детей, так и для взрослых. И если воспитательная функция с точки зрения взрослого, может быть, не так важна, то функция взаимопомощи, поддержки, дружбы важна всегда. Ведь любому человеку в любом возрасте хочется иметь настоящих друзей, и особенно драгоценно иметь друга не только меньшего или равного тебе, но старшего по опытности, по своему внутреннему состоянию или положению. Так что институт поручительства, институт крёстных может и должен иметь большое значение.

Другое дело, как выбираются крёстные, кто ими реально становится. Это уже отдельная проблема. Этот процесс должен стать более церковным, более ответственным, более традиционным, о чём мечтал и писал уже о. Александр Шмеман в своей книге «Водою и духом». Об этом приходится продолжать думать и в наше время.

Почему сейчас в крёстные берут людей, которые сами ничего не знают о церковной жизни, лишь бы был крещёный? Они и научить ничему не могут крестников.

О. Георгий: Это продолжение предыдущего вопроса. Действительно, номинальное исполнение правила не может привести к хорошему результату. Поэтому часто как крёстные, так и само крещение становится формальным, не приводит к возрождению человека, к его одухотворению, духовному обновлению.

В течение веков проблем с крещением накопилось очень много. Их надо как-то решать, и, конечно, в первую очередь требовать большей подготовки самих крещаемых, их полной катехизации. Необходима какая-то система проверки этого в каждом конкретном случае, если проводил такую катехизацию не сам крестящий священник или епископ. За этим стоит много новых проблем. Но это уже другие проблемы.

Зачем в церкви нужны священники? Они только службы проводят?

О. Георгий: Старшие в церкви всегда нужны (к слову говоря, в любом собрании есть свой старший). Священник на более правильном, каноническом языке называется пресвитер1 или епископ2 . И в нормальном случае это люди не просто профессионально знающие богослужение и умеющие его проводить, это именно старшие в собрании, в общине, способные духовно помогать младшим, взращивать их «до полноты возраста Христова». Это очень важно. И церкви надо, конечно, заботиться о том, чтобы каждый рукоположенный, призванный к служению пресвитер, епископ был по-настоящему священником, приносящим духовные жертвы вместе со всем народом Божьим, который он окормляет, т.е. направляет в сторону Христовой жизни в её полноте, святости и совершенстве.

А что происходит, когда мы освящаем квартиру или машину?

О. Георгий: Точно то же, что и при освящении любой вещи. Какая разница, что мы освящаем - икону, квартиру, машину, завод, магазин или что-то ещё?

Освящение всегда означает одно: исполнение призвания Божьего. Люди освящаются в крещении, в таинствах, при чтении слова Божия, в молитве. Вещи тоже освящаются словом Божьим и молитвой, но иногда и с применением других средств, святой воды, например. Что же при этом происходит? Освящение - это всегда передача в руки Божьи того, что освящается - для того, чтобы Бог был верховным руководителем освящённой вещи. Бог должен быть Господом и Владыкой всего. И важно помнить, что на тех, кто распоряжается вещью освящённой, возлагается бо льшая ответственность по сравнению с теми, кто распоряжается вещами неосвящёнными, и последствия более честного или менее честного отношения к этим обязанностям в том и другом случае будут разными.

Я прочитал в одной православной книге, что нужен духовник, а как его найти?

О. Георгий: Это целый комплекс проблем, которые невозможно решить быстро. Найти духовника непросто. Это не просто человек, который помогает на исповеди. Священник, который регулярно исповедует, может стать духовником, если он сроднится с человеком, поймёт его и будет ему действительно помогать следовать за Христом, если он не будет навязывать свою индивидуальную волю, как бы становясь между верующим человеком и Богом. Это очень важно понимать всем, кто ищет духовника. Духовник в наше время - это прежде всего духовно старший человек, иногда духовный друг, иногда духовный отец, иногда духовный брат. И не надо спешить называть кого-либо духовником, даже если есть очень хорошие, очень близкие, добрые личные отношения с тем или иным священником. Духовничество в чистом виде в наше время вообще почти невозможно. Оно родилось в монашеском контексте, в монастырской среде и первоначально означало возможность исповедания человеком помыслов в любой момент его жизни. Когда человек живёт в общине, он должен иметь возможность прийти к старшему, к своему духовному руководителю, к духовному отцу за советом или за молитвенной помощью в таинстве покаяния в любое время дня и ночи. Такие отношения не могут быть формальными и не могут быть только должностными. Так что здесь требуется рассуждение, сдержанность, трезвенность и опытность.

Прочитал Ваш ответ на свой вопрос про Бабу Ягу . К сожалению, ответы всех священников однотипны. Много слов, а по существу ничего. Откуда Вы знаете, что думают животные, и с чего Вы взяли, что человек - это что-то особенное? Практика показывает как раз то, что человек - это самое худшее из животных. Если отбросить всё словоблудие, то человек живёт лишь затем, чтобы получать удовольствие и обустраивать быт. Никакая вера ни в какого бога не изменяет человеческой сути и инстинктов. Вы посмотрите на попов. Это же хапуги из хапуг. Сладкоречиво словоблудствуют, а сами разъезжают на иномарках. И попробуй им скажи что-нибудь. Где Ваш бог-то? Нет его нигде. Есть лишь тупая животная борьба за выживание. А если б бог и был, то зачем он такой нужен? Обладая неограниченными возможностями, не суметь создать ничего лучшего, чем этот убогий злой мир. Да ещё и наказывать вечными муками и без того затравленных людей. Это - бог-тиран и убийца.

О. Георгий: Ну, что же, Ваша реплика вполне закономерна. Вы действительно затравленный, несчастный человек. И Ваш бог действительно, видимо, бог-убийца, т.е. сатана. В этом-то вся и беда, что человек в таком случае не видит ничего, кроме самого себя. И вопрос здесь уже не в боге, а в человеке: всё дело в том, способен ли он быть человеком в трудных обстоятельствах своей жизни, к чему он стремится, что он чувствует как своё главное призвание. Каждый человек говорит из глубины своего сердца, своего опыта. Можно лишь пожалеть того, чей опыт - именно такой, можно лишь помолиться о нём как о несчастнейшем человеке, которого пока не ждёт ничего хорошего, доброго, радостного, счастливого на земле. Дай Бог, чтобы Вы очнулись, прозрели и увидели, что этот мир не сводится только к тем вещам, о которых Вы пишете, что в нём есть совсем другие вещи и совсем другие люди. Дай Бог, чтобы Вы увидели, как благодать и любовь меняют людей. Видимо, Вы никогда не любили или полностью разочаровались в любви, в свободе и в истине. Дай Вам Бог открыть бездну божественной Премудрости и разума, силу смиренного Божьего Духа, силу жертвенной Любви, явленную Христом, и через Христа прийти благодатью Святого Духа к Богу и в Церковь.

Примечания

1. Именно это слово, по-гречески означающее «старейшина», звучит во время рукоположения - ред.

Если усопший не был крещёным, то можно ли молиться за упокой его души и ставить свечи?

Свящ. Георгий Кочетков: В церкви существует определённый порядок поминовения усопших: исторически церковь всегда приносила свою молитву в первую очередь за членов церкви, за тех, кто по церковной традиции называется верными. Это связано с тем, что чаще всего поминовение в церковном собрании совершалось на литургии - и молитвенное, и кутиёй, или хлебным приношением. А так как в таинстве евхаристии, в литургии верных участвуют только верные - только верующие православные христиане, те, кто называются полными членами церкви - то и принято поминать в церкви только их. Хотя, конечно же, надо понимать, что ограничение это не абсолютное. Церковь, скорее всего, имела в виду определённые педагогические задачи, когда не позволяла, скажем, молиться за самоубийц или приравненных к ним людей - например, умерших от алкоголизма или передозировки наркотиков, в общем, в явном грехе, тяжком, смертном. Именно для того, чтобы воспитывать народ в противлении этим грехам, церковь говорила, что можно поминать только тех усопших, которые остаются верными Богу, остаются полными членами церкви. Но в личной молитве никто никогда никому не запрещал молиться за того, за кого хочет молиться сердце верующего человека. Это может быть любой усопший, здесь не делается никаких исключений для некрещёных или инаковерующих, еретиков и т.д., в том числе и для самоубийц. Мы обращаемся к милосердию Божьему, к нашему Господу, Который посылает дождь праведным и неправедным, и солнце добрым и злым. И мы надеемся на милосердие Божие, понимая, что нет человека, который жил бы и не согрешил. Конечно, и евхаристическая молитва знала свои исключения, там есть молитва «о всех и за вся». В евхаристической молитве на самом деле приносится жертва хвалы и благодарения, жертва по силе Христовой любви, и поэтому эта молитва универсальна. Она не персональна, не индивидуальна, но в целом предполагает воспоминание обо всех, кто только присутствует в нашей памяти, кто бы это ни был. Если сердце наше хочет о ком-то молиться, то - пусть без упоминания отдельных имён - такая молитва возможна. На евхаристии есть место для молитвы за некрещёных оглашаемых, есть место для молитвы о властях, в том числе языческих или нехристианских, или неправославных, и поэтому может быть молитва и за некрещёных усопших. Но, повторяю, обычно, если человек хочет помолиться за усопшего некрещёного человека, который не был даже оглашаемым, т.е. даже не готовился к крещению, не желал этого крещения сознательно, это лучше всего делать в личной молитве в любом месте, в любое время.

Если человек является католиком или протестантом, или не крещён, то можно ли молиться за него в православной церкви и ставить свечи за здравие?

О. Георгий: Собственно, я уже начал говорить об этом. Как есть место для молитвы за некрещёных или неправославных усопших, так есть место для молитвы и за живых неправославных и некрещёных людей. Конечно, одно дело - молитва за оглашаемых любой ступени, т.е. за людей, хоть и некрещёных, но имеющих веру в истинного Бога или даже уже во Христа и в Церковь, а другое дело - молитва просто за неверующих или неправославных. На литургии это возможно не персонально, а в целом, потому что евхаристическая молитва - это молитва «о всех и за вся», за всех братьев и сестёр, за всех, кого способно вспомнить, помянуть наше сердце. А в личной молитве может быть и молитва за конкретного человека.

Свеча же - это пожертвование, и такую жертву, связанную с молитвой, всегда можно принести Богу. Так что ставьте свечечку и за здравие, и за упокой любого человека, если это на уровне личной молитвы.

На мой прошлый вопрос Вы ответили, что Господь прощает грехи, и поэтому нужно не бояться и готовиться к исповеди. Но как мне каяться, если я знаю, что буду продолжать грешить? А я знаю, что не грешить не смогу. Где взять сил, чтобы перестать грешить? Чтобы моё покаяние было честным?

О. Георгий: Замечательный вопрос. Дело в том, что каждый кающийся человек знает, что он после покаяния в чистого ангела сразу не превратится. Если он человек разумный и духовно мудрый, опытный, он хорошо понимает, что покаяние принимается Богом не потому, что мы тут же превращаемся в безгрешных людей, а потому, что мы и жалеем о совершенном нами грехе, и хотим не грешить, и проявляем ту или иную степень решимости не повторять своих грехов, потому что мы просим у Бога прощения и хотим принять дар прощения и исправления. Мы знаем, что есть грехи, которые можно и нужно исправить сразу, а есть вещи, которые сразу исправить никак невозможно - они исправляются в течение всей жизни человека. Конечно, если речь идёт об этических грехах, о конкретных фактах, тут особенно важно понимать, что грехи грехам - рознь. Есть такие грехи, которые тут же выводят человека из рядов Церкви, из Божьего народа. Это смертные грехи - убийство, прелюбодеяние, богохульство и т.д. Но есть грехи, особенно аскетического, мистического плана, которые очень трудно определяются в своих границах и которые очень трудно преодолеваются до самого конца. Поэтому нужно иметь смирение, нужно принимать помощь Божью, нужно стараться не грешить, иметь решимость не повторять своих грехов, но при этом помнить слова Писания и святых отцов «пал - встань»: если ты пал под ударом того или иного искушения, немедленно вставай, а не лежи в грязи. И иди дальше, обязательно иди за Христом, иди за Богом со всем смирением, со всем терпением и послушанием Богу и Его святой воле.

Как отмечать день рождения, особенно если он приходится на время Поста? Цифра 40 - особая дата, время подведения итогов, а как правильно человеку верующему отмечать сорокалетие?

О. Георгий: Это, конечно, вопрос очень личный. Церковь не регламентирует то, как справлять свой день рождения, пусть даже пришедшийся на круглую дату (хотя нужно сказать, что юбилеем по строго церковному, библейскому пониманию может считаться только пятидесятилетний юбилей). Но сорок лет - это действительно замечательный возраст, это период полной зрелости человека, полного расцвета его сил. И встречая его, прежде всего надо не просто подумать, как обрадовать своих друзей, знакомых или сослуживцев, или тем более родственников, или самого себя, а как достойно возблагодарить Бога за прожитые годы, за все те добрые дары, которые проявились в жизни человека. Так что и правда важно подводить итоги, делать из своей жизни выводы, исправлять её в соответствии с волей Божьей; важно посмотреть, насколько эта духовная жизнь подлинна, целостна, насколько она качественна, насколько она реальна, насколько она способна распространяться на людей, Вас окружающих. Если Вы способны от избытка сердца так говорить о Боге, о вере, о счастье христианской жизни людям, что они будут Вас слушать и слушаться, то значит Вы, действительно, достигли зрелости и готовы вступить в следующее десятилетие Вашей жизни, т.е. перейти на следующую её ступень.

Если Ваш день рождения попадает на пост, то можно просто отпраздновать его более скромно. Конечно, пост в таком случае ослабляется, но не снимается полностью, за исключением тех случаев, когда, скажем, к Вам в гости приходят люди неверующие. Им пост может быть непонятен. И Вы им можете предложить всё что угодно. А сами Вы можете есть с праздничного стола то, что Вы сочтёте нужным - только постное или что-то еще, делая какие-то исключения ради праздника, ради любви к Вашим неверующим ближним и близким людям. Тут бывает иногда возможность определённых компромиссов, послаблений, но только надо, конечно, знать во всём меру. Надо не только не упиваться вином, не только не разгуливаться, не блуждать и не блудить взглядом или делом, но и всё-таки помнить, что главное - это Ваше доброе слово, слово благодарности Богу и близким, а также ближним, тем, кто играет или играл существенную роль в Вашей жизни. Так что пост - это как раз лучшее время для того, чтобы, проведя такой юбилей или свой день рождения, направить людей, пришедших к Вам по любви и уважению к Вам, на добрый путь веры.

Я никогда не прошу у Бога о чём-то конкретном - например, если потерял важную бумагу, то не прошу о том, чтобы найти, ищу сам. Просто молюсь с утра, например: Господи, помоги нищему рабу Твоему во всех делах моих. Знаю, что часто, особенно протестанты, молятся именно о конкретных делах до самых мелочей. Можно ли говорить о том, что православию такой, так сказать, мелочный подход не свойствен?

О. Георгий: Я думаю, что можно. На самом деле ведь важно, чтобы мы были с Богом, а Бог был с нами. И молитва об этом - самое главное. Если это будет так, то и бумажки не будут теряться, и вообще в жизни ничего важного никогда не разрушится, не потеряется, не исчезнет. Другое дело, что церковь не запрещает молиться собственной молитвой, простыми своими словами о любой мелочи. Если почему-то вдруг у Вас на сердце есть такой помысел, то он не вредный, он не злой. Только делайте всё во славу Божью. Когда Вы молитесь о том, чтобы Бог помогал Вам во всех Ваших делах, добавляйте, пожалуйста, эти слова: «совершаемых во славу Твою, Господи. Аминь».

Нигде в Священном Писании я не читал о мироточении икон или поклонении мощам. Откуда эти явления возникли в православии?

О. Георгий: Есть много разных мелких или больших чудес в жизни христианина. Господь всё время даёт нам знамения Своего присутствия, Он всегда радует наше сердце. Если это связано так или иначе с иконами, это может быть и мироточение. Важно только, чтобы люди не искали чуда ради чуда, чтобы понимали, что если Бог что-то делает, Он этим даёт знамения Царства Небесного. Поэтому если человек приближается к Царству Небесному, приближается к Богу, если кто-то кается в результате явления того или иного чуда, то это настоящее чудо. Если нет, то это или фокусничанье, или просто непонятное явление природы, или плод нашего воображения. А если даже и чудо, то чудо в рамках мира сего, мира, лежащего во зле, мира грешного. Так что дело не в том, мироточит икона или не мироточит. Некое благоухание христианами всегда почиталось как знак присутствия Святого Духа, присутствия Божьей благодати. Прочтите хотя бы замечательное, очень простое и доступное для всех описание беседы преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым, где как раз как один из признаков дара Святого Духа называется «необыкновенное благоухание». Если Дух Святой нисходит, то некоторые люди чувствуют это как особый праздник, как особую радость и как особое благоухание. Действительно мир становится другим, он становится красивым, и поэтому благоуханным. Может быть, это нужно понимать более духовно, чем физически, судите сами, смотрите сами. Но это всё-таки так и есть.

Почти всё, что я сказал о мироточивых иконах, можно отнести и к мощам - с той только разницей, что мироточат мощи или не мироточат, благоухают они, исцеляют они или нет, это всё связано с нашей верой, это всё связано с явлением благодати Божьей, это всё связано с устремлением сердца человека к Богу и к Его Царству, к укреплению в любви к Богу и ближнему, т.е. с самыми главными ценностями нашей жизни. Если это не так, повторяю, то это может превратиться во что-то сомнительное и неправославное, даже суеверное или языческое, если довести это до предела, до абсурда.

Должна ли быть проповедь на каждой литургии? Вот я с возрастом стал намного хуже слышать и поэтому хожу в храм только в будни, чтобы подходить к самому алтарю - тогда всё слышу. Но проповеди в эти дни нет, о чём жалею. А она должна быть?

О. Георгий: Спасибо за замечательный вопрос. На самом деле, по церковным канонам каждый раз, когда есть чтение Писания, должна быть и проповедь, изъясняющая слово Божие. И сейчас мы слышим много призывов со стороны церковной иерархии, со стороны разумных и образованных церковных людей, требующих восстановления литургической нормы нашей церковной жизни. А такой нормой является как раз проповедь - причём сразу после чтения Писания, а не в конце службы. К сожалению, пока что это ещё не стало общепринятым и общепризнанным делом, и даже церковные каноны не вразумляют людей поступать так, как того требует церковная традиция. Но будем надеяться, что ещё при нашей с вами жизни эта проповедь зазвучит и обрадует сердце каждого приходящего на церковную молитву человека.

Первые христиане были рабами. Рабский менталитет въелся в христианство: «раб Божий», «всякая власть от Бога», «Бог терпел и нам велел» и т.п. Христианство сильно там, где крепок дух рабства: Средневековая Европа, Россия (холопы, крепостные, временнообязанные) и т.п. Дух свободы враждебен христианству?

Свящ. Георгий Кочетков: Спасибо за очень важный вопрос. Он построен, конечно, скорее, на недоразумении, но недоразумении очень распространённом и в каком-то смысле навязанном людям идеологией, господствовавшей в нашей стране прежде - возможно, сознательно искажавшей христианство и в любом случае не знавшей его. Это легко доказать, исходя из самого Вашего вопроса. Вот Вы говорите, что христианство там, где «раб Божий», «Бог терпел и нам велел», «всякая власть от Бога» и т.д. и т.п. И Вы утверждаете, что христианство сильно там, где крепок дух рабства. Я Вам должен в связи с этим дать маленькую историческую справку. Во-первых, «Бог терпел и нам велел» - это не христианское выражение, оно не встречается ни у святых отцов, ни в Священном Писании - нигде. Это то, что приписывалось христианам недоброжелателями христианства. Им казалось, что христианство таково, хотя они и знали первоначально, что они просто издеваются над христианством, говоря такие вещи. Правда, иногда в простонародье это принималось за чистую монету. И поэтому некоторые христиане могли, скажем, в поздние времена, в XIX веке, повторять эти слова, несмотря на их принципиальный диссонанс с христианской верой, христианским учением и христианским духом.

Нечто подобное надо сказать и про выражение «раб Божий». Может быть, Вы не знаете о том, что даже в таком важном месте как формула таинства крещения слова «раб Божий» - это поздняя вставка XII-XIII веков. В то время действительно стало укрепляться - отчасти под воздействием мусульманства, отчасти под воздействием того кризиса, в которое попало в то время христианство само по себе - именно такое, несколько раздвоенное и в какой-то степени рабское сознание. В древности на протяжении многих веков формула крещения звучала так: «Крещается такой-то во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь». И, повторяю, только с XII века во многих местах церковных чинопоследований вставляются слова «раб Божий». Так что это уже инородная вставка, возникшая, скорее, под влиянием социальных обстоятельств, совсем неблагоприятных для христианства. В любом случае бо льшую часть своей истории христианство существовало без этого. Другое дело, что в Евангелии говорится: если ты сделал всё то доброе, чего от тебя ожидает Христос, то не гордись, скажи: я как раб негодный сделал то, что должен был сделать. Но это сказано в контексте борьбы с зазнайством, с гордыней, и это совсем иное.

Хотя буквально выражение «всякая власть от Бога» принадлежит апостолу Павлу, но оно тоже очень по-разному интерпретировалось в истории. Только к XX веку, в советское время, стали злоупотреблять этим выражением так, что даже кагэбэшники на своих допросах стали говорить церковным людям: «Ну, вы же знаете, что всякая власть от Бога, значит, вы должны сотрудничать с нами». И, к сожалению, бывали случаи, когда люди верующие, в принципе хорошие, честные, преданные вере, основам любви, основам свободы христианского духа, действительно не могли ответить и попадались на эту удочку. И всё-таки бо льшая часть христиан на неё не попадалась. Они понимали, что апостол Павел говорил эти слова не в смысле «будьте рабами, безгласными перед лицом власти», а в смысле «не будьте анархистами, не будьте самодовлеющим началом, помните, что вы живёте в обществе и что власть нужна для установления порядка среди всех людей, и за это она достойна уважения». Этот мотив был ещё в Ветхом Завете, и именно в этом, совсем неплохом, контексте он сохранился и в Завете Новом.

Поэтому нельзя связывать дух христианства с духом рабства. Всякое желание превратить христиан в рабов есть желание негодное, уже хотя бы потому, что в одном из центральных мест Нового Завета говорится: «Где Дух Господень, там свобода». И ещё говорится: «К свободе призваны вы, братья». Это слишком серьёзные вещи для того, чтобы их можно было игнорировать. Христианской верой везде и всегда утверждается, что Христос освободил нас от рабства тлению, безжизненности, лжи, безобразию - от рабства всему тому, что, к сожалению, всё больше и больше овладевает современными людьми. Именно отход от христианства приводит их в настоящее рабство. Вспомните, в каком состоянии находился советский народ с самого начала и до конца своего существования: многие по принуждению, но большинство добровольно сдались в рабство совершенно антигуманной, античеловеческой идеологии и её карательным органам. Это совершенно уничтожило личность человека и привело весь наш народ к антропологической катастрофе.

Так что дух свободы не только не враждебен христианству, наоборот, без этого духа нет Духа Господня, а без Духа Господня ни о каком христианстве всерьёз речи быть не может.

Как Вы думаете, иметь своё мнение по любому поводу и смело его высказывать - это достоинство или недостаток? И должны ли мы стремиться иметь всегда именно своё мнение?

Свящ. Георгий Кочетков: Интересно, что с такими важнейшими, центральными в христианстве понятиями, как дух любви и свободы, связано больше всего недоразумений. Конечно, если человек свободен, он может иметь своё мнение. Но именно может, это совсем не значит, что должен. Он может (хотя тоже не обязан) его высказывать, когда считает это принципиально важным и внутренне оправданным, когда он видит, что это не приведёт к вражде, ссорам, ненависти, злобе. Но если вы видите, что ваше свободное мнение на самом деле является лишь поводом для угождения себе, для того, чтобы самоутверждаться, тогда лучше промолчите, даже если у вас есть своё свободное, самостоятельно выработанное мнение. Потому что дух любви и дух свободы, дух братолюбия, дух веры, дух единства выше частных мнений, которые нередко бывают очень поверхностными, очень односторонними, а то и просто ложными. Надо сначала потрудиться над тем, чтобы проверить, насколько качественно ваше мнение. Очень жалкое впечатление производят люди, которые везде и всюду высказывают свои мнения, а ещё хуже - настаивают на них, не проверив свою позицию, не сверив её с волей Божьей, с откровением Истины и Любви. Такие люди сеют распри, раздоры, разделения - то, что приводит к самым страшным грехам. Не дай же нам Бог последовать примеру этих людей!

Слышит ли Бог молитву грешника? Часто ли Бог отвечает на молитвы неверующих людей? У меня есть несколько друзей, которые, возможно, не спасены. В говорится, что Бог слышит молитвы праведников, т.е., в моем понимании, тех, кто спасен (Послание Иакова 5:16, 1-е Послание Петра 3:12, Псалом 33:18, Притчи 15:29 и т.д.).

Так исповедуйтесь же в грехах своих друг перед другом и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться. праведника имеет большую силу. (Иакова 5:16)

Ибо взор Господень на тех, кто праведен, и слух Его открыт их молитвам. Но от тех, кто творит зло, Господь отворачивает Свой лик». (1-е Петра 3:12)

Зовут Его праведные, и Господь от всех неудач избавляет. (Псалтирь 33:18)

Господь от злых людей далёк, но слышит Он всегда молитвы добрых. (Притчи 15:29)

Но неверующий, согласно Библии, также может молиться о том, что в согласии с Божьей волей. Для примера:

  • пример хананеянки в Послании от Матфея 15:21-28, где она просила Иисуса исцелить ее дочь;
  • пример сотника в Послании от Матфея 8:5-13, когда ответил на его просьбу;
  • люди Ниневии молились, и Бог ответил им.

Кроме того, Бог является независимым, сострадательным и заботится о людях. Возможно ли, что Он может ответить на молитву любого, кто искренне обращается к Нему, вне зависимости от того, является ли человек истинным христианином или нет?

Я полагаю, что вы сами для себя уже ответили на вопрос относительно того, слышит ли Бог молитвы грешников. Позвольте мне добавить пару мыслей.

Очевидно, что спасенный человек имеет более близкие отношения с Богом, чем человек, который еще не спасен, но также очевидно, что Бог может слышать молитвы грешников. В Евангелии от Иоанна 9:31 утверждение, что «Бог не прислушивается к грешникам», было использовано автором, чтобы высказать свое мнение, но он не говорит об этом со властью.

В ответ прозревший сказал им: «Странно, что вы не знаете, откуда Он, а Он дал мне зрение. Мы знаем, что Бог не прислушивается к грешникам, а только к тем, кто предан Ему и исполняет Его волю. Никогда ещё не было слышно, чтобы кто-то дал зрение человеку, который родился слепым. Если бы Этот Человек не был послан Богом, Он не смог бы ничего такого сделать». (От Иоанна 9:30-33)

В Книге пророка Исаии 59:2 используется следующая фраза: «Господь видит ваши грехи и отворачивается от вас», — но этот поворот относителен, как я понимаю, в том числе и на основании того, что вы указали.

Повторю, Бог более внимательно слушает молитвы спасенных людей, с кем Он имеет близкие отношения и в ком живет Святой Дух. Но также мы можем указать десятки примеров в Библии, когда Бог слышал молитвы грешников — тех, кто не являлся христианами в , и тех, кто не принадлежал к народу Божьему (евреям) — в Ветхом.

Мой любимый пример – Деяния 10:1-6, где Корнилию недвусмысленно сказано, что его молитвы и дары бедным привлекли внимание Бога.

В Кесарии жил человек по имени Корнилий. Он был центурионом Италийского полка. Он сам, как и все домашние его, был богобоязнен и предан Богу. Он щедро жертвовал на помощь бедным и постоянно молился Богу. Однажды, около трёх часов дня, было ему видение, и увидел он ясно ангела Божьего, который явился ему и сказал: «Корнилий!» Он же в страхе устремил на него взгляд и сказал: «Что, Господи?» Ангел ответил ему: «Молитвы твои и дары бедным запомнил Бог. Теперь же пошли людей в Иоппию за неким Симоном, прозванным Петром, остановившимся у Симона-кожевника, дом которого рядом с морем». (Деяния 10:1-6)

, если у вас возникли вопросы, связанные с христианской верой.

Пройдите , если хотите проверить свои знания Библии и основ христианства.

Я хотел тебя спросить: когда ты говоришь с Богом, Он тебя слышит? Когда просишь чего-нибудь, Он дает тебе? Мне не всегда, Бог не всегда меня слышит. Иногда я думаю, что Он и вовсе не отзывается на мой зов, на мой голос, на мою молитву. И вы мне о том же говорите иногда, и сейчас ты говоришь себе: «Бог не всегда нас слышит. Мы Его молим, стоим в церкви, однако что-то не чувствуется, чтобы мы получали то, чего просим в молитве».

Давайте же посмотрим, в чем причина этого и почему Бог не слышит, когда мы что-то говорим Ему. Почему, когда мы направляем Ему свое прошение, свою мольбу, Христос не дает нам желаемого? Что сделать, как встать пред Ним, как к Нему приступить, какова та предпосылка, которая сделает исполнимой нашу молитву, наше прошение, наше сильное желание?

Сегодня мы поговорим о молитвах за других людей – когда мать молится о своем ребенке, супруге или отец о детях, жене, о других. Как сделать, чтобы наша молитва о ближних была услышана?

Эта женщина, хананеянка, откроет нам несколько тайн

Припоминаю один рассказ из Евангелия от Матфея – случай с хананеянкой, он точно описывает ситуацию нынешнего родителя, молящегося о своем ребенке. Если спросить у большинства родителей, чего они хотят, то у всех одна мольба – мольба о ребенке: чтобы он выздоровел, нормально развивался, хорошо себя вел, был умным, чтобы он исправился, вернулся домой, ушел из плохой компании… Родители, несущие в сердце эту боль, хотят, чтобы их молитва – и больше всего молитва о ребенке – была услышана и чтобы Бог отозвался.

Полагаю, эта женщина, хананеянка, откроет нам несколько тайн. Напомню вам этот случай:

И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час (Мф. 15: 22–28).

У этой женщины была проблема с ребенком – в нем был бес. Однако не является ли бесом любая человеческая страсть? Может, твой ребенок и не такой, как у нее, но он может пить. А разве это не бес пьянства? Или играть в азартные игры, постоянно делать ставки – всё это нездоровые, бесовские дела. Другими словами, эта его зависимость, эта страсть является бесовской, не так ли?

И пока эта женщина взывала, Господь ничего ей не отвечал. Ничего. Молчание! Небо заперто. Терзающийся от боли человек говорит Богу, а Он – ничего, не отвечает! Ученики Господа идут и говорят Ему: «Отпусти ее, потому что кричит за нами! Сделай, что она хочет, и пусть уйдет отсюда, ведь она кричит, идет за нами и поднимает крик».

Однако не будем останавливаться на этом случае, а возьмем отсюда только повод.

Господь говорит: «Я не пришел, чтобы заниматься всеми людьми, Я послан только к погибшим овцам, к дому Израилеву, к тем, кто являются израильтянами».

Думаю, первое очень важное условие того, чтобы была услышана твоя молитва о ребенке, муже или жене, – это безнадежность. Когда ты перестанешь надеяться на свои деньги, ум, красоту, возможности, на свои права, когда «отчаешься» во всем этом, думаю, тогда твоя молитва к Богу начнет совершаться должным образом, и, думаю, потерявшие эту надежду люди обладают наилучшей молитвой. Потому что они взывают отчаянно, они потеряли всё, у них нет никакой надежды, их разочаровали врачи, психиатры, философы, адвокаты мира его, «мудрецы» века сего, политики, артисты, певцы. Потерявший эту надежду начинает надеяться на нечто иное.

Однако мы еще не отчаялись в самих себе, в своих возможностях, банковских сбережениях, в своем хорошем доме, имуществе и уповаем на нечто другое, а не на Бога. Чтобы произошло чудо, возлюбленный друг, коротко говоря, очень важно не уповать на вещи мира сего, потому что они не могут тебе дать ничего из того, что ты ищешь.

И когда ты скажешь: “У меня нет надежды!” – тогда и начинаешь надеяться на Бога. Тогда наступает час Бога

Поэтому нужно, чтобы ты отсек всякую надежду на этой земле и говорил себе: «Всё, конец! Один только Бог может помочь мне, я дошел до самого предела, до края пропасти, я в полном отчаянии!» И когда ты скажешь: «У меня нет надежды!» – тогда и начинаешь надеяться на Бога. Тогда наступает час Бога.

Это мне сказал один друг, Павел, он был парализованным и в 45 лет отошел на тот свет. Когда он доходил до безысходности – душевной, эмоциональной, духовной, впадал в искушения и т.д., то говорил мне: «Больше не могу, я в полном отчаянии. Это час Бога!» Так он говорил мне:

– Рано или поздно в моей жизни произойдет чудо!

– Откуда ты знаешь?

– Я понял это из того, что лишился надежды. Я отчаялся во всем человеческом.

Когда люди перестают быть твоей надеждой, Бог становится твоей надеждой, ты начинаешь разворачиваться в другую сторону, смотреть на небо, возводить глаза вверх, взывать изо всех сил или молча плакать, однако этот тихий плач задевает Бога и сотрясает небеса.

У нас, у большинства из нас, еще есть некоторое утешение. Вспоминаю пожары в Греции, когда люди приходили в отчаяние. Помню, в разных странах мира тогда бушевали ураганы, торнадо, наводнения, и люди писали на крышах крупными буквами: «Боже, помоги нам!» Боже, помоги нам, мы перестали надеяться на людей, никто не может спасти нас, только Ты!

Отнесись правильно к своему отчаянию: преврати его в разворот к Богу

Если ты правильно отнесешься к этому отчаянию, к этой безнадежности, если увидишь ее добрым оком и не утонешь в своем эго, своей депрессии, унынии, отчаянии, а превратишь это в разворот к Богу, в точку приземления ко Христу, в знак богоявления, чтобы ощутить Христово прикосновение именно сейчас, когда ты на краю пропасти, не положить на себе крест, а почувствовать, что ты окрылен и начинаешь приземляться, вместо того чтобы болтаться над пропастью, – это самый хороший момент в молитве. Лучше всего молится человек, который преисполнен боли и потерял надежду. Ему легче говорить с Богом и быть услышанным.

«Знаешь, у меня есть деньги, но я не могу на них надеяться. Что можно сделать за деньги? Разве деньги могут вернуть мне радость, здоровье, разве они могут сделать моего ребенка, ближнего здоровым так, как я молюсь о том Богу?»

Деньги не могут, люди не могут, ну а тогда кто же?

И ты, у которого есть и деньги, и хороший дом, красота и всё прочее, ты говоришь в себе: «Да знаю я всё это. Я могу за деньги поменять небо и землю местами, но то, чего я сейчас прошу, никто мне дать не может».

– Да твое положение очень хорошее!

– Как так, я же в полном отчаянии!

– Это-то и хорошо в твоем положении. в помощи мира станет твоей огромной надеждой. Наступит момент, когда ты скажешь: «Оставьте меня, выйдите отсюда все, я хочу говорить. Я буду сейчас говорить с Тем, Кто над вами, Кто вне вас, с Единственным, Кто может совершить чудо».

Следовательно, чтобы была услышана наша молитва, первое, что нужно, – это не возлагать свою надежду на что бы то ни было в мире сем. Поэтому никогда не идите проповедовать такому человеку, который находит утешение в своем богатстве, кто воображает о себе, будто он велик, высоко думает о себе. Этот человек самоуверен, он склонен оправдывать себя, он хорошо чувствует себя сам по себе и поэтому ниоткуда больше не может начать искать помощи. Или может, но во всём хочет быть сам. «Во всем сам, – говорит он, – случись что, положу его в больницу, у меня же есть деньги».

Вот старается он, но когда померкнут надежды, которые он возлагал на людей, тогда он начинает задумываться, обезумевает и говорит:

– У меня есть еще миллионы, может, дать их, если надо?

А врачи ему говорят:

– Да дело не в миллионах. Мы тут уже бессильны помочь.

– Но почему, у меня же много денег?

– Твои деньги не могут поднять больного. Твои деньги не могут спасти другого, твоего человека.

Тогда ты сходишь с ума.

И эта женщина тоже обезумела. Она была отчаявшейся, трясущейся, и написано, что она кричала. Она издавала вопли. От отчаяния человек кричит, вопит. Поэтому я и говорю, что первая предпосылка – отчаяться в вещах мира сего.

Однако второй шаг, вторая ступень к тому, чтобы Бог услышал твою молитву о ближнем, – это чтобы твое обескураживание не превратилось в депрессию, не парализовало твоего «я» и ты не оцепенел бы и ничего не делал, а чтобы оно стало толчком ко Христу, к Богу, Иисусу.

Много людей теряют надежду и хотят куда-нибудь обратиться, но не обращаются к должной Личности. Надо понять это и воззвать: «Господи, помилуй». Ты не просто зовешь, не просто кричишь, а взываешь ко Христу. Ты понимаешь это? Ко Христу. Никуда больше.

Ты , я и об этом слышал от настрадавшихся матерей, они мне говорили это. В минуты доверия и откровения сердца многие говорят мне это: «Куда я только не ходил», – к божествам и бесам, и это в буквальном смысле. Когда ты ходишь к медиумам, магам, гадалкам, и туда, и сюда, лишь бы обрести хоть какую-то надежду, поверить во что-то, попросить помощи…

А ты говорил это: “Иисусе, только Ты!”?

Смотри, первое ты уже сделал – потерял надежду, однако второе делаешь не так. Ты не ищешь помощи там, где она есть, ты ищешь ее в засоренных источниках, в таком месте, где тебе помочь не могут. Ты не идешь ко Христу. А подумай, ведь в тот час перед женой-хананеянкой были и апостолы, может, были и другие законники, и другие люди, важные, хорошие, умные, способные, благодатные, обладающие разными дарованиями мира сего. Но куда устремила свой взор эта женщина? Куда? Говорила ли она с кем-нибудь из апостолов? Обратилась ли к людям? Нет, она обошла всех: «Пропустите меня!» Вот святой апостол Фома, вот святой апостол Андрей, святой апостол… «Пропустите, прошу вас, пропустите меня!» – «Куда ты?» – «Я иду к Господу. Только Он мне нужен, только Он даст мне то, чего я хочу! Я прибегу, поклонюсь Иисусу и скажу: “Господи, только Ты! Один только Ты!”»

А ты говорил это? «Иисусе, только Ты! Если Ты только скажешь, чтобы произошло чудо в моей жизни, если коснешься души моего ребенка (супруга, друга, брата, соседа, отца). Если только Ты, Ты… я не надеюсь на людей…»

Люди это люди, и они хорошо делают, что не отчаиваются, хорошо делают, что не предают нас, но – не поймите это неправильно – люди не дадут тебе того, чего ты хочешь, потому что то, чего ты хочешь, дорогой мой человек, это очень велико, очень важно, это огромно и бескрайне. Ты хочешь совершенного, но человек этим не обладает. Только обладает этим. Не какая-то высшая сила, не какое-то всеобщее или всемирное благо и прочие такие неопределенные вещи, а Иисус Христос.

Этот зов должен пойти от тебя, чтобы ты воззвал: «Иисусе мой!»

Слышит и отвечает ли Бог на молитвы грешника или неверующего?

В Евангелии от Иоанна 9:31 написано: «Но мы знаем, что Бог слушает не грешников, а только тех, кто чтит Его и исполняет Его волю» (современный перевод Российского Библейского Общества). Также иногда говорится, что «единственной молитвой, которую Бог может услышать от грешника, является молитва о спасении». В связи с вышеупомянутым текстом, некоторые люди считают, что Бог не слышит и/или не отвечает на молитвы неверующих. Тем не менее, в контексте этого стиха говорится о том, что Бог не творит чудеса через неверующего. В 1 Иоанна 5:14–15 нам сказано о том, что Бог отвечает на молитвы, если они соответствует Его воле. Этот принцип, по все видимости, относится и к неверующим. Если грешник просит Бога о том, что соответствует Его воле, то ничто не может помешать Богу ответить на такую молитву – в соответствии со Своей волей.

Ряд других стихов говорит о том, что Бог выслушивает и отвечает на молитвы неверующих. В большинстве из этих случаев говорится именно о молитве, но в одном или двух Бог отвечал на крик сердца (хотя не указывается, был ли этот крик направлен к Богу). В некоторых из этих моментов молитва была совмещена с покаянием. В других же случаях молитва была всего лишь о земных потребностях или о благословении, и Бог ответил – либо из сострадания, либо в ответ на подлинный поиск или веру этого человека.

Ниже приведены некоторые места из Библии, относящиеся к молитвам от неверующих:

Народ Ниневии молился о сохранении своего города (Ионы 3:5–10). Бог ответил на эту молитву, не исполнив Своих угроз о разрушении Ниневии.

Агарь просила защитить своего сына Измаила (Бытие 21:14–19). Бог не только защитил его, но и щедро благословил.

В 3 Царств 21:17–29, в частности в стихах 27–29, говорится об Ахаве, который постился и скорбел в связи с пророчеством Илии об его потомках. Бог ответил, не навлекая обещанных бедствий при жизни Ахава.

Языческая женщина из области Тира и Сидона молилась, чтобы Бог освободил ее дочь от демона (Марка 7:24–30). Иисус изгнал демона из ее дочери.

Апостол Петр был отправлен к Корнелию, римскому сотнику, потому что тот был праведным человеком. В книге Деяния 10:2 сказано, что Корнелий «всегда молился Богу».

Бог дает обетования, относящиеся ко всем (верующим и неверующим), как, например, обетование из книги пророка Иеремии 29:13: «Будете искать Меня и найдете, ведь вы всем сердцем будете стремиться ко Мне». Это относится к Корнелию (Деяния 10:1–6). Но существует много обетований, которые, согласно их контексту, касаются лишь христиан. Так как христиане приняли Христа как своего Спасителя, они могут смело подходить к престолу благодати, чтобы получить помощь во время нужды (Евреям 4:14–16). Им также сказано, что когда они просят что-либо в соответствии с волей Божьей, то Он услышит и даст им согласно их просьбам (1 Иоанна 5:14–15). Есть также много других обетований христианам о молитве (Матфея 21:22; Иоанна 14:13, 15:7).

Таким образом, да, есть случаи, когда Бог не отвечает на молитвы неверующего. В то же время, по Своей благодати и милости, Бог может вмешиваться в жизнь неверующих в ответ на их молитвы.