Слитное и раздельное написание приставок в наречиях: правила, примеры. "буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий"

Следует различать отрицательные наречия с отрицательными и неопределёнными местоимениями (некоторые из них по форме похожи друг на друга):

85. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(Н...) (за) (что) благодарить, (н...) (за) (что) (н...) благодарил, (н...) кий, (н...) когда, (н...) кого просить, (н...) кого (н...) видел, (н...) куда, (н...) где, (н...) (на) (что) купить, (н...) (на) (что) (н...) обращать внимания, (н...) откуда, (н"...) чем заняться, (н...) когда, (н...) куда, (н...) (к) чему,

(н...) откуда, (н...) почём, (н...) (при) (чём), (н...) сколько (н...) устал.

Отрицательные наречия

Вот особенная встреча –

Учимся писать наречия.

И, конечно, без сомнения,

Повторим местоимения

Нéкто в двери постучал,



Но никто не отвечал.

Заперта чужая дверь,

Нéкуда идти теперь.

Нету дела никому,

Где заночевать ему.

Никого нигде не видно.

Грустно, страшно и обидно,

Когда нé с кем пообщаться…

Всё теперь понятно, братцы?

В наречиях, местоимениях

НЕ всегда ПОД УДАРЕНИЕМ!

Н…когда в стране Наречий
Жил очень странный гражданин.
Н.. с кем и н…когда он не дружил
И дружбою н…чуть не дорожил.
Н… с кем принципиально не общался,
Н…где и н…кому не улыбался,
Но как-то раз, весной, попав в беду,
Сказал он вслух в полубреду:
«Без дружбы не прожить совсем н…как,
И дружба…Дружба не пустяк!»

Слитное и раздельное правописание наречий

Правописание наречий - один из труднейших разделов орфографии. Это объясняется тем, что наречия образованы от различных частей речи разными способами. Наибольшие трудности вызывает правописание наречий, образованных от сущ. с предлогами.

Процесс образования наречий из предложно-падежных форм - живой процесс. В ряде случаев процесс перехода предложно-падежных форм в наречие закончился, а в других нет.

СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО
1. Слова, образованные соединением приставок с наречиями: запросто, навсегда, послезавтра. 1. Наречные сочетания сущ. с предлогом, если сущ.сохранило хотя бы некоторые падежные формы (за границу, за границей ) или используется в переносном значении (поставить в тупик ).
2. Слова, образованные соединением на-и в-с собирательными числительными: надвое, вдвоем. Но:по двое, по трое 2. Сочетания предлогов в, нас сущ., на -ах, -ях:на днях, на радостях, в сердцах.
3. Слова, образованные от местоимений и полных прилагательных (которые не начинаются с гласной) с предлогами: впрочем, вничью. 3.Сочетания предлога вс сущ. и прилагательными, начинающимися с гласной: в одиночку, в упор, в открытую.
4. Слова, образованные соединением предлогов с сущ., если между ними нельзя вставить определение: вброд, вдоль, вновь, исподтишка. 4. Предлоги: без до на под си др. на скаку (на полном скаку) (между предлогом и сущ. можно вставить определение).
5. Слова, образованные от кратких прилагательных с предлогами: досуха , набело , попросту , смолоду.
6. Слова, образованные соединением приставки по-со сравнительной степенью кратких прилагательных: почище, поярче.

Дефис между частями слова в наречиях (правило см. на стр. 39)

Е – О после шипящих на конце наречий (см. на стр. 46)

ОТЛИЧИЕ НАРЕЧИЙ ОТ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Наречия с приставками надо отличать от похожих существительных, прилагательных и местоимений с предлогами.

СЛИТНО - НАРЕЧИЕ РАЗДЕЛЬНО – ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ
1. Наречия отвечают на вопросы где? как? когда?, относятся к глаголу: нырнул вглубь 1. Сущ. отвечает на вопрос косвенного падежа, имеет (может иметь) при себе пояснительное слово: нырнул в глубь озера (сущ., т. к. есть поясняющее слово)
2. Наречие: одеться по-зимнему (как?) 2. Прилагательное: по зимнему небу плыли облака. (по небу какому? зимнему )
3. Наречие отвечает на вопросы почему? когда? и др., выступает в роли союза, относится к глаголу, можно заменить только наречием (потому что, оттого, потом): Сначала читал, затем решал задачу. Сначала читал, потом решал задачу. 3.Местоимение можно заменить прилагательным или его убрать: За тем лесом находится озеро. За(хвойным) лесом. За лесом.

86. Раскройте скобки, обозначьте орфограммы.

(По) моему, (по) медвежьи, (по) многу, (по) напрасну, (по) нарошку, (по) наслышке, (по) настоящему, (по) началу, (по) нашему, (по) неволе, (по) немногу, (по) низу, (по) нынешнему, (по) осеннему, (по) очередно, (по) полудни, (по) прежнему, (по) пустому, (по) пусту, (по) ребячьи, (по) свойски, (по) середине, (по) справедливому, (по) старинному, (по) старому, (по) скольку, (по) человечески.

(В) восьмером, (в) двое, (в) девятеро, (в) девятых, (в) десятых, (во) вторых, (во) первых, (в) одиночку, (в) первые, (в) пятеро, (в) пятых, (в) седьмых, (в) третьих, (в) трое, (в) троём,

(в) четверо, (в) четвером, (в) четвёртых, (в) шестеро, (в) шестером, (в) шестых, (на) трое,

(на) четверо, (по) одиночке, (по) шестеро, (на) двое.

87. Выпишите наречия, которые пишутся через дефис.

(По)январски морозно, (по)боевому настроен, (по)хорошему, (по)деловому поступил, (по)деловому вопросу пришёл, (по)вашему сказал, (по)вашему мнению вышло, (по)лисьи хитер, (по)всюду, (по)болгарски говорил, точь(в)точь по учебнику, едва(едва) ответил, крепко(накрепко) завязал, полным(полно) грибов, по(видимому), (бок)о(бок) жить, (след)в(след) ступать, крест(накрест), волей(неволей), чин(чином), свинья(свиньей), нежданно(негаданно), стоймя(стоит), (по)парно, (по)немногу, (кое)как, любо(дорого), (во)век, (на)веки, (по)латыни, мало(мальски), наконец(таки).

88 . Раскройте скобки.

1. Ребятишки быстро побежали (на)встречу.

2. В этот вечер (на)встречу с ним собрались многие.

3. (В)дали нарастал рёв паровоза.

4. (В)дали коридора кто-то промелькнул.

5. Почти (тот)час выскочила собака.

6. Мы запомним тот день и (тот)час.

7. Я смотрел (в)даль.

8. Он смотрел (в)даль морскую.

9. Приходите (во)время.

10. (Во)время отдыха мы купались.

11. (Из)дали видно башню.

12. (Из)дали моря тянуло свежестью.

13. (В)начале лета шли дожди.

14. (В)начале долго шли дожди.

15. Мы продвинулись (в)глубь, разрушая тыловые коммуникации противника.

16. Мы направились (в)глубь джунглей.

17. Они старались шагать след (в)след.

18. Он звал их за собою (в)след.

19. (По)пустому дому гулял ветер.

20. Не тратьте слов (по)пусту.

СУФФИКСЫ О – А НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Из- издавна

До- -А (как из окна) дотемна

С- снова

В- влево

На- -О (как в окно) направо

За- затемно

89. Вставьте пропущенную букву о или а.

1. Крышу нужно перекрыть занов... .

2. Издавн... так повелось.

3. Девушка искос... следила за ним.

4. Телеграмму получили затемн... .

5. Дотемн... загорелое лицо было привлекательно.

6. Лошадь изредк... вздрагивала.

7. Издалек... долетал шум прибоя.

8. Если стать лицом на север, то направ... будет восток, а налев... - запад.

9. Глина затвердела накрепк... .

7 класс Тема: Не и НИ в наречиях

Цель: выработка практического умения различать написание не и ни в наречиях, различие отрицательных наречий и отрицательных местоимений, закрепление сведений о слитном и раздельном написании не с наречиями на -о и -е ;

    о/м, актуализация и мотивация

учитель читает стихотворение

Пётр Чесноков

Иногда бывает вам желательно
Действие иль признак пояснить.
Это значит: нужно обязательно
Вам наречие на пользу пригласить

Мы с вами продолжим работать над большой темой «Наречие».

Надеюсь, что вам со мной будет надежно , в тетрадях вы будете работать аккуратно , нам будет радостно от сделанных открытий, мы естественно и честно воспримем ошибки, если с ними встретимся, играючи выполним все исследования, а к концу занятия нам всё станет ясно и понятно .

В интернете я обнаружила электронное письмо и посчитала, что это интересный материла для лингвистического исследования. Предлагаю для удобства работы объединиться в одну большую группу. Для этого встаньте вокруг первой парты и прочитайте Электронное письмо.

Тетя, пра шу тебя, помоги
Твоей племяннице Оле,
А то не будет н е когда её ноги
В этой противной школе.
Мне вчера за де ктант на сла ва
Учитель поставил два,
А сам сказал, что ма ю работу
Даже нес мог никто прочитать.
Попра си его, тетя, исправить двойку
И па ставить мне пять.

Задание:

    Исправьте ошибки.

    Определите, сколько наречий употреблено в тексте.

    Подсчитайте количество допущенных ошибок.

    Какие орфограммы не знает девочка? (правописание безуд.гласных в корне, приставках, не с глаголами, с наречиями)

– Знает ли девочка, правило правописания приставок отрицательных наречий?
– Как вы считаете, к какому результату может привести незнание этого правила?
Ответ: Незнание этого правила может привести к грамматическим ошибкам и искажению смысла текста.

ЦЕЛЬ, ТЕМА:

– Чем мы должны будем овладеть, чтобы не сделать ошибок?

– Какую учебную задачу мы перед собой ставим в связи с этой темой?
Ответ:

– Давайте сформулируем тему занятия.
Ответ: Правописание приставок отрицательных наречий. ( Дети записывают в тетрадь число, тему урока.)

выполните задание. (на доске подготовлено)

н...куда поехать н..куда не выезжать
н…где заниматься н…где не появляться
н…когда отдыхать н...когда не торопиться
н…зачем идти н…как не соглашаться
н…откуда ждать поддержки н…откуда не ждать
н…где остановиться н…сколько не устать

Задание:

    Прочитайте. Поставьте ударение в наречиях. Какие это наречия по смыслу? (отрицательные)

    Вставьте пропущенные буквы в 1 столбике (Е или И?).

    В какой морфеме допущена орфограмма? (в приставке)

    Сделайте предположение, от чего зависит выбор Е или И в приставках отрицательных наречий во 2 столбике.

    Объясните суть вашего открытия, сформулировав правило.

Сравним наши выводы с готовыми выводами науки. Откройте, пожалуйста, 39 § учебника. Прочитайте правило. В чем мы убедились?
Ответ: В учебнике то же правило, что вывели мы сами.
– Какие мы молодцы. Ваши выводы полностью совпадают с выводами лингвистов!
– Уважаемые молодые учёные! Нужно зафиксировать полученные результаты – нарисуйте правило или с оберите воедино ваше открытие из предложенных фраз.

Собираем схему-кластер из заготовленных учителем карточек. Запишите схему в тетрадь

Пробное упражнение: выполняет каждый сам. Проверяем на доске.

Выполните задание на карточке.

Н…когда в стране Наречий
Жил очень странный гражданин.
Н.. с кем и н…когда он не дружил
И дружбою н…чуть не дорожил.
Н… с кем принципиально не общался,
Н…где и н…кому не улыбался,
Но как-то раз, весной, попав в беду,
Сказал он вслух в полубреду:
«Без дружбы не прожить совсем н…как,
И дружба…Дружба не пустяк!»

Задание:

1. Вставьте в слова пропущенные орфограммы.
2.

– Выпишите из текста отрицательные наречия с приставкой НЕ, объясните правописание.
– Определите способ образования отрицательных наречий и нарисуйте словообразовательную модель, соответствующую способу образования отрицательных наречий.
– Выпишите из текста отрицательные местоимения, объясните правописание.(ни с кем, никому)
– Выпишите из текста отрицательные наречия с приставкой НИ, объясните правописание.
– Сделайте общие выводы по исследованию. Что общего в правописании отрицательных наречий и местоимений? Чем отличается?

Ответ: У отрицательных наречий и местоимений одинаковое правило правописание приставок, а разные вопросы и то, что местоимения, разделенные предлогом, пишутся в три слова (не с кем – частица, предлог, местоимение).

– Для закрепления данных выводов предлагаю выполнить задание на материале учебника.

Закрепление

Откройте, пожалуйста, упражнение 252. Выпишите в 1 столбик слова с отрицательными местоимениями, во 2 – с отрицательными наречиями.

– Какие выводы по этому исследованию мы можем сделать?

(Ученики повторяют предыдущий ответ.)

домашнее задание . – Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. Тем, у кого не было ошибок или было 1-2, на дом я предлагаю творческое задание: придумать сказку об отрицательных наречиях, а кому было трудно выполнять, или больше 2 ошибок – упр. 252 для закрепления полученных знаний.

рефлексия

Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока?
Ответ:

1. Вывести правило написания Е, И в приставках отрицательных наречий.

2. Научиться эти наречия правильно писать.
– Удалось нам их решить?
Ответ: Да.
– Кто может сказать, от чего зависит выбор букв Е и И в отрицательных наречиях?
Ответ: От ударения.
– Молодцы! Я рада, что нам удалось так плодотворно поработать.

Несмотря на то, что на улице холодно, снежно, мне было с вами комфортно, замечательно!
– Если вам на уроке всё было ясно, понятно, то похлопайте в ладоши сильно-сильно, если не все понятно и скучновато – похлопайте слабовато. (Учитель для себя фиксирует)
– Спасибо за урок. До свидания!

«Слитное и раздельное написание приставок в наречиях» - это очень важная тема школьного предмета «Русский язык». Благодаря ее изучению не только ребенок, но и вполне взрослый человек смогут понять, почему некоторые слова пишутся так, а не иначе.

Кроме того, подробно изучив эту тему, люди способны научиться отличать наречие от именных частей речи (например, имен существительных, прилагательных, числительных и прочих), сочетаемых с предлогом. Это позволит им правильно писать не только само наречие, но и другие слова, а также более точно понимать их смысл.

Основная информация

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях определяется разными способами. Следует особо отметить, что, по сравнению с другими частями речи, такие случаи наиболее трудны и вызывают массу вопросов во время их написания (особенно у школьников).

Многие наречия являются исключением из существующих ныне правил русского языка. Поэтому большинство учителей призывают заучивать их или же просто запоминать.

Правила правописания наречий

Что такое наречие? Любой учитель скажет, что это самостоятельная которая обозначает признак действия, предмета. На какие вопросы она отвечает? Слова этого класса можно выявить, если задать к ним следующие вопросы: «Где?», «Как?», «Куда?», «Зачем?», «Когда?», «Почему?» и «Откуда?».

Чтобы правильно написать наречие, следует знать все его правила правописания. При этом в школьной программе очень много времени выделяют на следующие темы: постановка мягкого знака («ь») после шипящих на конце слова (вскачь, сплошь, настежь, замуж, уж, невтерпеж), а также буквы «о» (горячо, свежо, нагишом).

Кроме того, очень важно знать, в каких случаях следует писать рассматриваемую часть речи через дефис (по-товарищески, по-новому, по-волчьи, по-моему, по-прежнему, по-видимому, по-пустому). Однако дольше всего школьники изучают слитное и раздельное написание приставок в наречиях. Это связано с тем, что такая тема более сложная в понимании и требует запоминания множества слов, которые были исключены из общих правил.

В каких случаях следует писать слова слитно?

Приставки наречий, таблица которых представлена в данный статье, могут быть разными (например, на-, с-, в-, по- и прочие). Чтобы понять, как пишутся такие слова (слитно или раздельно), следует определить, от какой исходной части речи они были образованы. Для этого необходимо обратиться к основным правилам правописания наречий в русском языке.

Итак, упомянутая часть речи пишется слитно, если она была:

  • Образована соединением таких предлогов, как «на» и «в» с Приведем несколько примеров: натрое, вдвое, вчетверо, впятеро.
  • Образована приставочным методом от других наречий. Приведем пример: напротив, доныне, позавчера, насквозь.
  • Образована суффиксально-приставочным методом от имен прилагательных. Приведем пример: вплотную, зачастую, вкрутую, всплошную.
  • Образована приставочным методом от имен существительных, если они не имеют других пояснительных слов (например, вниз, вначале, влево, вверх, налицо, вправо).

Также следует отметить, что пишутся слитно те наречия, которые были поставлены в сравнительную степень. К таким словам относят: получше, поновее, похуже, покрасивее, попривлекательней, попроще, постарее, побыстрее и так далее.

Раздельное написание слов (основные правила, примеры наречий)

«Слитное и раздельное написание приставок в наречиях» - это довольно сложная для понимания тема. Однако познать ее сможет практически каждый. Причем неважно, являетесь ли вы школьником или уже давно окончили общеобразовательное учреждение.

О том, в каких случаях эта часть речи пишется с приставками слитно, мы рассказали выше. Однако есть и такие правила в русском языке, которые говорят о раздельном написании наречий. Такое правописание рассматриваемой части речи также зависит от Рассмотрим основные правила прямо сейчас:

  • Пишутся раздельно наречия, которые были образованы путем соединения предлогов (кроме «на» и «в») с собирательными именами числительными. Приведем пример: по трое, по двое, по одному.
  • Предлоги с наречиями пишутся раздельно, если они были образованы от имен существительных, в самом начале которых стоит гласная буква. Например: в упор, в охапку, до упаду, до упору и прочее.
  • Пишутся раздельно наречия, если они были образованы от предлога, сочетаемого с собирательным именем числительным, оканчивающимся на -ых или -их. Например: на троих, на двоих, на шестерых. При этом следует запомнить, что такие наречия, как во-первых, в-третьих, во-вторых, в-пятых, в-шестых и т. д., пишутся только через дефис.
  • Предлоги с наречиями, что были образованы от имен прилагательных, в самом начале которых стоит гласная буква, пишутся раздельно (например, в открытую, в обратную и прочее).
  • Наречия, которые образовались от сочетаний имен существительных с предлогами, также следует писать раздельно. Например: (за границей, с ходу, под мышками, с лету, из-под мышки).
  • Пишутся раздельно наречия, которые образовались от сочетаний двух одинаковых имен существительных с предлогами. Например: бок о бок, в конце концов, с глазу на глаз.

Отрицательные наречия

Что представляет собой такая часть речи? Отрицательные наречия - это слова, что-либо отрицающие. Чем они отличаются от других слов? Для таких наречий характерно присутствие приставок не- или ни-. Их правильное написание имеет очень важное значение. Следует отметить, что большое количество людей не имеют никакого представления о правописании подобных слов.

Так как пишутся приставки не- и ни- в наречиях? Согласно утверждениям специалистов, под ударением в таких словах пишется не-, а в безударном состоянии - ни-. При этом следует особо отметить, что в обоих случаях приставки пишутся слитно, кроме тех, когда их разделяет какой-либо предлог.

Примеры отрицательных наречий

  • Некогда мне заниматься этими делами, так как я никогда ими не занимался.
  • Зимой негде было спрятаться, и они нигде не прятались.
  • Некуда спешить, мы никуда не торопимся.

Как пишется с наречиями приставка в-?

Как было сказано выше, наречия с приставкой в- пишутся слитно в том случае, если такие слова были образованы путем соединения предлога «в» с собирательными именами числительными. Приведем пример: вдвое, втрое. Однако следует отметить, что существуют и такие слова, которые также пишутся слитно, хотя они и не имеют никакого отношения к вышеописанному правилу.

Так почему пишутся слитно наречия с приставкой в- (примеры таких слов будут представлены далее)? Согласно утверждениям специалистов, к таким наречиями относят слова, образованные путем соединения предлога-приставки с именем существительным, в которые нельзя вставить определение без изменения их смысла, а также, если к имени существительному не может быть поставлен какой-либо Приведем пример: вброд, вдобавок, влет, вволю, вместе, внаем, вмиг, внакладе, вовремя, вновь, вперебой, вплоть, вперегиб, впоследствии, вполушутку, вполусерьез, вправду, вполовину, вправе, вразброс, впрок, вразнобой, вскорости, вразрез, вслух, въявь, всухомятку. То же касается таких приставок, как на-, за-, по, с- и т. д.

Примечание

Говоря о слитном написании наречия с приставкой в-, следует отметить, что в зависимости от значения и контекста (то есть наличия пояснительных слов), многие из вышеуказанных слов могут выступать в качестве сочетания имени существительного с предлогом. В этом случае они пишутся раздельно. Например: перейти вброд или вступить в брод, действовать втайне или хранить в тайне, выучить назубок или попробовать на зубок, быть вправду счастливым или верить в правду, разбить наголову или надеть на голову, вправе действовать так или не сомневаться в праве и прочее.

Особая информация

Нельзя не отметить и то, что частично в эту категорию слов входят наречия с приставкой в- разговорного стиля или профессионального характера. Как правило, такие слова имеют конечный слог -ку. Все они пишутся слитно. Приведем несколько примеров: вдогонку, внакатку, взатяжку, внакидку, вперебежку, внакладку, вперебивку, вперевертку, вперевалку, вперегонку, вперемешку, вперемежку, вповалку, впригвоздку, вподборку, впригибку, впридрайку, вприглядку, вприжимку, вприклейку, вприкатку, вприключку, вприкормку, вприковку, вприкрышку, вприпрыжку, вприкуску, вприрезку, впристружку, вприскочку, вприсядку, впритирку, впритворку, впритычку, вприхлебку, вприхватку, вприхрустку, вразбивку, вприщурку, вразброску.

С местоимениями и наречиями

1.В отрицательных местоимениях под ударением пишется не-, без ударения -ни-: некого, никого; некому, никому; нечего, ничего.
2. В отрицательных местоимениях при появлении предлога образуется сочетание из трёх слов: ни у кого, ни о чём, не с кем.
3. В отрицательных наречиях в безударном положении пишется приставка ни-, под ударением — не- : никак, нигде, никогда, негде, некогда.

В предложениях

1.Употребление частиц не и ни основано на разграничении значений, которые частицы вносят в предложения.

2.Частица не употребляется для выражения отрицания в предложениях {не знаю, не умею, не готов), частица ни — для усиления отрицания, имеющегося в предложении; отрицание может быть выражено словами (нет, нельзя, не), а может только подразумеваться: На небе нет ни облачка. — На небе ни облачка.

3.Частица не употребляется для выражения утверждения в составном глагольном сказуемом (двойное отрицание): не могу не сказать (т.е скажу), не мог не знать (т.е. знал). В качестве первой части сказуемого могут выступать также слова нельзя, невозможно: нельзя не сказать, невозможно не знать. Частица ни чаще употребляется с местоимениями в предложениях с отрицательным сказуемым (при сказуемом имеется отрицание не): ни к кому не обращался, ни с кем не говорил.

4. Частица не часто открывает вопросительные предложениях типа Не правда ли, прекрасная погода? Не удивительно ли, что он поверил тебе? Частица ни может употребляться для выражения запрета или устойчивой просьбы в эмоционально окрашенных предложениях типа Ни шагу

Назад! Ни минуты покоя!

5.Частица не пишется в восклицательных и вопросительных предложениях, а частица ни — в придаточных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла: К кому он только не ходил! Чего он только не предпринимал! (общее значение: ко всем ходил, всё предпринимал) — К кому он ни ходил, чего ни предпринимал, всё было напрасно (общее значение: хотя и ко многим ходил, хотя и многое предпринимал, всё было напрасно).

6.Частицы не и ни входят в состав многих устойчивых сочетаний, которые рекомендуется запомнить:
а) не в меру, не в пример, не к добру, не к спеху, не по вкусу, не под силу, не по нутру, не с руки и т. п.;
б) ни дать ни взять, ни бе ни ме, ни там ни сям, ни свет ни заря, ни за что
ни про что, ни дна ни покрышки, ни за понюх табаку, ни за грош и т. п.

Примечание. Различаются сочетания: ни один (никто) — не один (много), ни разу (никогда) — не раз (часто). Ср.: Ни один из них не пришёл на помощь. — На помощь пришёл не один. Я ни разу его не видел. — Я видел его не раз.

Лекция, реферат. Правописание –не- - ни- с местоимениями и наречиями, -не- - ни- в предложениях - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.