Развитие речи тема насекомые 2 мл группа. Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Насекомые. Упражнение «Сушки на веревочке»

Конспект занятия по речевому развитию «Насекомые» для детей первой младшей группы.

Занятие будет полезно воспитателям младших групп в работе по речевому развитию.
Образовательные задачи:
- расширять пассивный и активный словарь;
- активизировать предметный и глагольный словарь по теме;
- формировать представления о разнообразии мира насекомых;
- различать виды насекомых, называть их, выделять их основные признаки (кто летает, кто ползает, кто кусается и т.д.);
- различать и называть основные цвета: желтый, красный, синий, и зеленый, познакомить с понятием «разноцветный»;
- закреплять понимание значений предлогов «на», «под», «в» и введение их в речь детей;
Развивающие задачи:
- развивать фразовую речь;
- развивать зрительное внимание, речь, память, мышление;
- развитие фонематического слуха;
- развитие длительного ротового выдоха;
- развивать общую и мелкую моторику рук;
- развивать эмоциональный отклик.
Воспитательные задачи: воспитывать отзывчивость, доброту, эмоционально-положительное отношение к насекомым и цветам, учиться сотрудничать.
Материал к занятию: сухой бассейн, фигурки насекомых (бабочки, жук, муравей, кузнечики, паучок, божья коровка), корзинка; искусственные цветы; шапочки «комарики» и «жуки» для подвижной игры; подвесные бабочки для дыхательной гимнастики.

Ход занятия:
I часть
1. - Ребята, приглашаю вас погулять и поиграть на солнечный весенний луг. Луг – это место, где растет много разных цветов, летают и ползают насекомые. Ой, я слышу какие-то звуки… Вот здесь (подходим к сухому бассейну). Там кто-то спрятался, давайте поищем (дети по очереди находят фигурки насекомых).
Каждому ребенку задается вопрос: - Кто это?
2. Дидактическая игра «Расскажи, кто что делает?»
Каждый ребенок рассказывает о том насекомом, которого достал из сухого бассейна и строит фразу типа:
Бабочка летает.
Муравей ползает.
Жук жужжит.
Это кузнечик - он любит попрыгать.
Это паук, он живет в паутине.
Воспитатель: - насекомые просят нас отнести их на лужок. Луг - Это же их любимый дом, там у них своя семья, детки. Отнесем насекомых на луг? Отправляемся в путь, а насекомых аккуратно посадим в корзиночку.
3. Физ. минутки «Большие ноги» и "Вместе по лесу идём"

Большие ноги идут по дороге
Топ-топ, топ-топ
Топ-топ-топ-топ, Топ-топ-топ-топ-топ

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр.
И направо и налево. (Наклониться вправо, влево)

II часть
1. Вот мы и пришли на весенний лужок. Сколько здесь цветочков!.. Ой, как много бабочек…
(звучит запись музыки «пение птиц»)
Дыхательное упражнение «Бабочки летят» .
К шнурку на уровне лица детей подвешены бумажные бабочки разного цвета (основных цветов и две-три разноцветные).
Воспитатель читает стихотворение Н.Радченко:
Летела бабочка, летела
Устала, на ладошку села, (дети сажают бабочек на ладошку)
Немного посидела, отдохнула,
Оправилась и мигом упорхнула (детям предлагается подуть на бабочек и полюбоваться их полетом (дети делают глубокий вдох через нос и спокойный выдох через рот)).
2. Мы же забыли про наших насекомых в корзиночке. Давайте поможем найти им свои домики (дети садятся на стульчики)
Дидактическая игра «На полянке»
У детей фигурки насекомых (бабочка, жук, паук и др.). Воспитатель просит детей разместить насекомых:
- посадить бабочку на (красный, желтый…) цветок,
- посадить жука под (синий, красный …) цветок,
- посадить паучка на зеленый листочек.
Воспитатель задает вопросы детям:
- Где сидит бабочка (жук, кузнечик…)? Дети по возможности составляют предложения:
- Бабочка сидит на … цветке.
- Жук спрятался под …листочком. И т.п.
Вот и помогли насекомым найти свои домики. Давайте споем песенку про паучка?!
3. Пальчиковая гимнастика «Паучок малышка…»
Паучок –малышка по трубе шагал.
Посреди дороги дождь его застал.
Выглянуло солнышко, дождик перестал…
Паучок-малышка путь свой продолжал…

4. Чтение потешки «Дарики-дарики, злые комарики"
Дарики-дарики!
Злые комарики!
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились!
Кусь!
III часть.
1. Подвиж. игра «Жуки и комарики» .
Воспитатель делит детей: мальчики – будут жучками, а девочки – комариками. Объясняет, что, жуки жужжат «ж-ж-ж», комарики звенят «з-з-з».
Насекомые летают, порхают по полянке. Если воспитатель произносит звук «ж-ж-ж», к нему подлетают «жуки», если «з-з-з» - «комарики».
2.Рефлексия.
Наша прогулка закончилась, нам пора возвращаться в группу. Мы сегодня с вами сделали доброе дело: помогли насекомым найти свой домик. Теперь я знаю, что вы никогда не обидите маленьких жучков, бабочек, кузнечиков.

Физ. минутка «Большие ноги»
Большие ноги идут по дороге
Топ-топ, топ-топ
Маленькие ножки бегут по дорожке
Топ-топ-топ-топ, Топ-топ-топ-топ-топ.
Мы шли, шли, шли
И в садик пришли.

Цель:

Повторить с детьми самые распространенные виды насекомых, их строение, место обитания;

Побуждать запоминать названия насекомых и закрепить обобщенное слово - насекомые;

- закреплять знания дошкольников об особенностях весенней поры года;

Учить отвечать на вопросы по содержанию.

Материал: картинки «Насекомые», стихотворение «Бабочка».

Ход занятия в младшей группе

1. Организационный момент.

Воспитатель. - Добрый день, дети. Посмотрите, какая сегодня хорошая погода: на улице ясно, солнечно. Я предлагаю вам попутешествовать по весеннему саду.

(на мольберте картина весеннего сада)

Какая пора года изображена на картине?

Почему вы считаете что это весна?

Кто изображен на картине? (Жучки, муравьи, мухи, божьи коровки, бабочки, пчелы)

Как мы их назовем одним словом? (насекомые)

Повторили вместе со мной - насекомые.

Что они делают? (Они радуются весне.)

Где живут насекомые? (В земле, в коре деревьев, на растениях)

2. Сюрпризный момент. (Появление бабочки)

Посмотрите, к нам в гости залетела букашка. Как она называется? (бабочка)

Какая она?

Что есть у бабочки? (Туловище, крылья, лапки, головка, усики)

3. Чтение стихотворения «Бабочка»

Послушайте стихотворение про бабочку

На лесной полянке чудо —

на цветочках бантики,

это бабочки расселись

как цветные фантики.

4. Беседа по содержанию стихотворения

О ком это стихотворение?

Какая бабочка?

Что делает бабочка?

На что похожа бабочка?

Чем вам нравится бабочка?

Давайте с вами покажем, как она машет крылышками и летает.

5. Игра «Полет бабочки»

Летает бабочка с цветка на цветок. Ой, посмотрите, кто подлетел к бабочке? (пчелка)

Как жужжит пчела? (ж-ж-ж)

Над чем кружит пчелка?

Зачем?

Что собирает пчелка?

Кто любит мед?

Какой мед?

Как можно назвать пчелку и бабочку одним словом? (насекомые)

Давай поиграем в игру с насекомыми.

6. Дидактическая игра «Кого не стало?»

Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением насекомых, предлагает детям назвать их, и закрыть глаза. Потом прячет какую-то картинку, предлагает открыть глаза и сказать, какого насекомого не стало.

7. Итог занятия

На какую прогулку мы сегодня отправились?

Кого мы встретили? (бабочка, пчелка)

Как мы назовем их одним словом? (насекомые)

Какое насекомое похоже на цветок?

Что делает пчела?

Задачи :

  • формировать знания детей о насекомых (пчела, божья коровка),развивать умение различать их по характерным признакам;
  • развивать способность видеть значение насекомых в жизни человека;
  • воспитывать познавательный интерес детей;
  • развивать логическое мышление, умение собирать целое из частей, группировать насекомых по способу передвижения;
  • развивать умение различать понятия «хорошо – плохо»;
  • воспитывать бережное, гуманное отношение к природе, окружающему миру, насекомым;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • вызвать желание помогать окружающим

Словарная работа : упражнять детей в имитации звуков, произносимых насекомыми (з–з–з), активизировать в речи названия насекомых (пчела, божья коровка) и само понятие «насекомые»

Методы и приемы:

  1. Игровая мотивация — в гости к ребятам пришел Мишка: он проснулся после зимней спячки и очень хочет есть.

И/у «Что любит есть Мишка?» (мед)

«А кто делает мед?» (пчелы)

Но вот беда: Мишка не знает, как выглядят эти самые пчелы. Он их никогда не видел. Поможем ему разобраться?

Вот к нам прилетели 2 насекомых. Кто же это? (пригласить детей – «пчелок» присесть на «цветы» на цветочной поляне)

  1. Д/и «Угадай и назови» (дети называют насекомых)
  2. И/у«Как ты догадался, что это пчела? Что у нее есть?» (признаки: крылья, черно – желтые полоски, усики)

И/у «Как ты догадался, что это божья коровка? По каким признакам?» (она красного цвета, с черными точками на спине)

  1. И/у «Какая польза от пчелы? Что она нам дает? (мед) Что делает?» (опыляет цветы)

И/у «Какая польза от божьей коровки?»(поедает вредную тлю, которая уничтожает урожай)

  1. Давайте немного поиграем. Встанем в круг. Игра называется «Плохо или хорошо?» Я говорю фразу. Если вы считаете, что это хорошо, хлопаете в ладоши, если плохо – топаете ногами.

Светит солнце (хорошо)

Идет дождь (плохо)

Пчела делает мед (хорошо)

Пчела жалит (плохо)

Почему «плохо»? (потому что больно)

Но укус пчелы полезен в малых дозах.

Пчела опыляет цветы (хорошо)

Почему «хорошо»? (цветы становятся большими, красивыми, из цветков потом появляются яблоки, ягоды)

Божья коровка поедает тлю (хорошо)

Правильно, хорошо. А почему вы так думаете? (тля ест листья, уничтожает растения, а божья коровка, поедая тлю, спасает урожай)

Божья коровка пачкает руки (плохо)

А теперь приглашаю вас за стол.

  1. Д/и «Собери картинку»

Перед вами 4 кусочка одной картинки. Соединив их правильно, у вас получится какое-то насекомое. Кто же это?

  1. Вы, наверно, немного подустали, да и Мишка наш загрустил. Он хочет с вами поиграть.

Физкультминутка. Игра «Мишка и пчелы» (2 раза)

(«Пчелы» охраняют свой улей. Мишка выходит из своей берлоги, распевая:

«Я тучка, тучка, тучка,

Я вовсе не медведь.

Ах, как приятно тучке

По небу лететь»

Доходит до улья. «Пчелки», обнажив свои жала (указательные пальцы обеих рук) и жужжа «з-з-з», пытаются догнать и ужалить Мишку. Тот убегает в свою берлогу.)

  1. Ребята, подойдите, пожалуйста, к вашим столам.

Д/и «Летает или ползает?»

Перед вами 5 насекомых. Вам нужно разделить их на 2группы: а) насекомые, которые ползают;

Б) насекомые, которые летают.

(Мишка проверяет правильность выполнения задания. Дети называют ползающих и летающих насекомых)

И/у «Почему ты думаешь, что они ползают, а не летают?» (нет крыльев)

И/у «Почему они летают?» (есть крылья)

  1. Ребята, к нам прилетели еще божьи коровки. Только чего-то на них не хватает. Посмотрите, пожалуйста, внимательно (нет точек). Давайте мы их разукрасим, а то они не похожи сами на себя.

(Каждый ребенок выбирает себе насекомое, садится за стол и при помощи пальцев и гуаши черного цвета дорисовывает точки на спине божьей коровки.)

Теперь мы положим их на листья и разместим на подоконнике.

10. Анализ занятия. Теперь Мишка знает, как выглядят пчелы и не залезет в улей. Он благодарит детей за то, что они помогли ему разобраться и прощается с ними.

Разделение на подгруппы: предложить детям подойти к своим шкафчикам, найти в нем спрятанный сюрприз (ободки пчел) и перевоплотиться в пчел.

Наглядный материал, пособия:

  • По 3 картинки с изображениями пчелы и божьей коровки (каждая разрезана на 4 части по диагонали)
  • Фигурки пчелы, божьей коровки
  • 3 комплекта насекомых (пчела, бабочка, божья коровка, паук, муравей) (фотографии)
  • Силуэты божьих коровок без точек (для рисования пальцами)
  • Ободки пчел на подгруппу

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе

Тема: «Насекомые» Составление предложений по предметным картинкам о насекомых.

Программное содержание: учить составлять предложения по предметным картинкам о насекомых, отгадывать загадки; учить образовывать форму множественного числа, уменьшительно- ласкательную формы существительных; уточнить, пополнить глагольный словарь, активизировать словарь по теме; развивать логическое мышление, память, мелкую моторику; воспитывать у детей доброе отношение к живым существам- насекомым.

Оборудование: письмо с загадками, предметные картинки по теме «Насекомые»

Ход занятия:

Приходит письмо. Внутри загадки

Дети заинтересовываются. Отгадывают загадки

«Отгадай загадки»

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел. -Бабочка

Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,

Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её? … -Пчела

Целый день летает, всем надоедает,
Ночь настанет, тогда перестанет. - Муха


Беседа по теме

Логопед-Ребята, скажите пожалуйста, как назвать одним словом бабочку, пчелу и муху?

Дети: -Это насекомые

Логопед: -Правильно, это насекомые.

А, как передвигаются насекомые?

Дети: -Они летают

Логопед: -А, что еще могут делать насекомые?

Дети: - кружиться, прыгать, ползать, скакать, стрекотать, жужжать, звенеть:

Логопед: -А, вы видели когда-нибудь настоящих насекомых?

Дети: -Да!

Логопед: -Вам нравятся насекомые?

Дети: -Да!

Заслушивается несколько ответов о встрече с насекомыми.

Проводится дидактическая игра

«Что изменилось?»

Педагог закрепляет на наборном полотне насекомых: бабочку на цветке, кузнечика на травинке, жука на листочке, гусеницу на веточке, стрекозу над цветком, божъю коровку под листиком - и просит детей рассказать, каких насекомых они видят и где. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одно насекомое или меняет местами двух насекомых.

Открыв глаза, дети объясняют, что изменилось.

Назови ласково»

Жук - жучок.

Стрекоза -...

Крыло - …

Образуют уменьшительно- ласкательную форму существительных

«Один – много»

Муха – мухи,

комар - …,

пчела - …,

крыло - …..

Образуют форму множественного числа существительных

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Дружно пальчики считаем -

Насекомых называем. (сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом. (поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит! (вращают мизинцем)

Прячьтесь! (прячут руки за спину)

Выполняют пальчиковую гимнастику

Составление предложений по предметным картинкам «Насекомые»

Логопед дает образец рассказов.

1.-Это бабочка. Бабочка –насекомое У нее большие и красивые крылья. Она порхает с цветка на цветок.

2.-Это пчела. Она собирает пыльцу на цветках. У нее черные крылья, она громко жужжит.

Дети внимательно слушают, затем составляют рассказ самостоятельно.

Подведение итогов

Логопед предлагает вспомнить новые слова, с которыми они сегодня познакомились.

Показывает картинку кузнечика и спрашивает, как он передвигается?

Бабочка-порхает

Пчела-летает

Гусеница- ползает

Кузнечик- прыгает

Благодарит всех детей за работу и дарит раскраски с насекомыми.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе

Тема: «Насекомые» Составление предложений по предметным картинкам о насекомых.

Программное содержание: учить составлять предложения по предметным картинкам о насекомых, отгадывать загадки; учить образовывать форму множественного числа, уменьшительно- ласкательную формы существительных; уточнить, пополнить глагольный словарь, активизировать словарь по теме; развивать логическое мышление, память, мелкую моторику; воспитывать у детей доброе отношение к живым существам- насекомым.

Оборудование: письмо с загадками, предметные картинки по теме «Насекомые»

Ход занятия:

Приходит письмо. Внутри загадки

Дети заинтересовываются. Отгадывают загадки

«Отгадай загадки»

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел. -Бабочка

Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,

Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её? … -Пчела

Целый день летает, всем надоедает,
Ночь настанет, тогда перестанет. — Муха


Беседа по теме

Логопед-Ребята, скажите пожалуйста, как назвать одним словом бабочку, пчелу и муху?

Дети: -Это насекомые

Логопед: -Правильно, это насекомые.

А, как передвигаются насекомые?

Дети: -Они летают

Логопед: -А, что еще могут делать насекомые?

Дети: — кружиться, прыгать, ползать, скакать, стрекотать, жужжать, звенеть:

Логопед: -А, вы видели когда-нибудь настоящих насекомых?

Дети: -Да!

Логопед: -Вам нравятся насекомые?

Дети: -Да!

Заслушивается несколько ответов о встрече с насекомыми.

Проводится дидактическая игра

«Что изменилось?»

Педагог закрепляет на наборном полотне насекомых: бабочку на цветке, кузнечика на травинке, жука на листочке, гусеницу на веточке, стрекозу над цветком, божъю коровку под листиком - и просит детей рассказать, каких насекомых они видят и где. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одно насекомое или меняет местами двух насекомых.

Открыв глаза, дети объясняют, что изменилось.

Назови ласково»

Жук - жучок.

Лист — …

Стрекоза -…

Муха — …

Крыло — …

Образуют уменьшительно- ласкательную форму существительных

«Один – много»

Муха – мухи,

жук — ….,

паук — …,

комар — …,

пчела — …,

крыло — …..

Образуют форму множественного числа существительных

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Дружно пальчики считаем -

Насекомых называем. (сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом. (поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит! (вращают мизинцем)

Прячьтесь! (прячут руки за спину)

Выполняют пальчиковую гимнастику

Составление предложений по предметным картинкам «Насекомые»

Логопед дает образец рассказов.

1.-Это бабочка. Бабочка –насекомое У нее большие и красивые крылья. Она порхает с цветка на цветок.

2.-Это пчела. Она собирает пыльцу на цветках. У нее черные крылья, она громко жужжит.

Дети внимательно слушают, затем составляют рассказ самостоятельно.

Подведение итогов

Логопед предлагает вспомнить новые слова, с которыми они сегодня познакомились.

Показывает картинку кузнечика и спрашивает, как он передвигается?

Бабочка-порхает

Пчела-летает

Гусеница- ползает

Кузнечик- прыгает

Благодарит всех детей за работу и дарит раскраски с насекомыми.